Законы и принципы управления. Управление - это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников организации, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческ

Напомним, что к законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые чер­ты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позво­ляет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

К законам управления относятся:

Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия уп­равляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляю­щая подсистема должна обладать достаточным разнообразием уп­равляющих воздействий и пропускной способностью для перера­ботки информации и выдачи управляющих решений, с тем чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной програм­мой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления.

Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных услови­ях, на разных уровнях управления, различных направлениях. Поэтому управление требует высокого профессионализма в различных сфе­рах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демогра­фической и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интег­рирует, объединяет многознание в принятых управленческих реше­ниях, проектах, программах и концепциях.



Закон интеграции управления означает объединение в управле­нии различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма - системы. В качестве интегриру­ющих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоян­ными изменениями внутренней и внешней среды.

Одним из основополагающих законов управления является за­кон экономии времени, который характеризует эффективность уп­равления, следовательно, достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь: материальных, человеческих и фи­нансовых ресурсов, что во многом зависит от скорости и адекват­ности реакции субъекта управления на объект управления, решение любого вопроса в управлении в более короткое время, своевременно оказывает положительное влияние на конечный результат.

К числу основополагающих законов социального управления относятся также:

Закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика явля­ются целью развития общества и условием поддержания его равно­весия и развития, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерыв­ное совершенствование образа жизни.

Осознание этой закономерности привело цивилизованные стра­ны к построению социального государства, социально-ориентиро­ванного рынка, к социальному партнёрству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только каче­ственных, но и количественных характеристик в достижении соци­альной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для боль­шинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно раз­витие, в том числе и экономическое.

В конце XX века изменилась парадигма общественного развития - не экономика определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является и главным источником повышения эффективности экономических результатов: надежно­сти продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффективности производства.

Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависи­мости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэ­тому природа управленческих отношений двойственная - объек­тивно-субъективная .

Никогда нельзя забывать, что управленческие отношения в конечном счете порождаются способом производства, экономиче­ским базисом общества, но в такой же степени вредно непонимание того, что в определенных условиях, особенно происшедших научно-технической и информационной революций, управленческие отношения сами обретают базисный характер, оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни, а не только экономической, во многом определяют в целом темпы социального прогресса.

Следовательно, очень важно признать как неоспоримый факт, что управление, будучи субъективной деятельностью разных субъ­ектов управления (государственный орган, общественный институт, отдельный человек), несет на себе печать этой субъективности в виде общей и управленческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики традиций и исторического опыта, интересов, потребно­стей, установок, позиций той или иной личности, являющейся лидером, и т. п. Поэтому, чем выше уровень управления, на котором расположен субъект управления, отдельный лидер, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъек­тивности.

Характер субъективности в управлении во многом зависит от выбора, обоснования генеральной цели общества. Закон домини­рования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заклю­чается в том, что каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организа­ционной, социальной, духовно-культурной. В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности воз­можно только при доминировании генеральной главной цели над целями каждой подсистемы.

В целом в теории управления понятие закономерность обычно рассматривается как первоначальная стадия формулирования зако­на в начале его теоретического исследования. Следует подчеркнуть, что именно эта часть общей теории управления представляется наименее исследованной. Необходимо более обстоятельное изуче­ние законов общественного развития и управления сложными системами, социального и биологического мира, социального и технического, информационного, стихийных и сознательных про­цессов. Интегральное исследование этих закономерностей - во многом дело будущего, но уже сегодня можно сказать, что обеспе­чение сбалансированного развития социального и биологического, достижение гармонического развития социальной и природной среды, предотвращение экологической катастрофы - одна из важ­нейших закономерностей социального управления.

Это, в свою очередь, актуализирует такую закономерность социального управления, как ее доктринальность, разработка и реа­лизация которой в процессе управления позволяет на деле осуществить системный характер управленческого воздействия. Поэтому ее разработка и реализация являются универсальной законо­мерностью современного социального управления.

Доктрина социальная - разновидность глобальной технологии, которая определяет место социальной системы в геополитическом пространстве, - выделяет приоритеты в реализации коренных со­циальных интересов той или иной нации, содержит механизмы их реализации (экономические, международные, культурно-духовные, экологические, военные) и является основополагающей для опре­деления стратегических целей социальной политики, определения социальных ориентиров реформирования, выработки любого вида политики, выражающей интересы граждан. Процесс ее выработки предполагает объективный научный анализ сложившейся социаль­но-экономической ситуации, трезвую оценку прошлого историче­ского опыта, изучение внешних факторов, ведущих тенденций мирового развития, формирования геополитического пространства. На этой основе социальная доктрина, во-первых, выделяет главные национальные интересы, соответствующие перспективным целям данной страны и всего человечества; во-вторых, среди них опреде­ляет ряд интересов, от удовлетворения которых, в первую очередь, зависят национальная безопасность данной страны и возможность существования независимого национального государства; в-третьих, определяет те первоочередные ресурсы, которые могут быть исполь­зованы для достижения стратегических социальных целей, сохра­нения и развития генофонда нации, увеличения продолжительности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, словом, для повышения качества жизни своих граждан.

Следует заметить, что в России идет процесс формирования современной социальной доктрины развития общества как теоре­тической основы общих исходных положений не только социаль­ной, но и остальных видов политики. Социальная доктрина раскрывает наиболее общие представления о социальной сфере, о социальных целях общества и принципиальных механизмах ее реализации.

Логика построения социальной доктрины включает несколько этапов:

1) определение границ социальной сферы, которая является объектом управленческих воздействий;

2) оценка проблемной ситуации в этой области;

3) раскрытие алгоритма разработки социальной программы дей­ствий, как долгосрочных, так и среднесрочных;

4) выявление принципиальных механизмов социального обуст­ройства общества, которыми руководствуются при разработке кон­цепции социальной безопасности.

Общим вектором разработки современной социальной доктрины российского общества и пути ее реализации, на наш взгляд, является корпоратизм.

Само слово «корпоратизм» происходит от «корпорация» (лат. corporatio - объединение, сообщество). В литературе корпорация преимущественно до сих пор была известна как экономическая, т. е. такой вид взаимодействия людей, который характеризуется акционерными началами, где капитал образуется путем продажи акций и облигаций. Однако по мере развития и утверждения корпоративной собственности как одной из ведущих во всем мно­гообразии ее форм корпорация все в большей мере рассматривается не только как определенный тип экономической и социальной организации, со своими нормами, специфическими интересами и целями деятельности, но и как особый тип обустройства всей общественной жизни (не только экономической, но и политиче­ской, духовной). Он основан на принципах совладения и сораспоряжения корпоративной собственностью, подлинно народного самоуправления, договорных отношений между центральной и ме­стной властью, возрождения духовности и культуры в каждом местном сообществе, которому центр делегирует все права распо­ряжения ресурсами, в том числе интеллектуальными. Таким обра­зом, корпоратизм сегодня понимается нами как способ организации общественной жизни, где пирамида общественной жизни, наконец, принимает устойчивое положение, не только центр инициирует развитие, а сами местные сообщества, социальные организации, хозяйственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в активную общественную жизнь. Став совладельцами собственности, акционерами, они сами создают властные структу­ры, зарабатывают на свои социальные нужды, финансируют науку, культуру, образование на территориях и, наконец, сами решают местные проблемы под свою ответственность, располагая необхо­димыми полномочиями и ресурсами.

Ясно, что в основу современной доктрины социального управ­ления в России должна быть положена иная парадигма обществен­ного развития, не либерально-рыночная, а корпоративная.

С нашей точки зрения, именно корпоратизм является теорией и методологией современного социального управления в России, именно он определяет социальные цели ее возрождения и последу­ющего развития. Пока социальные цели в российской Конституции только декларируются (социальное государство), но не реализуются, происходит постоянное падение жизненного уровня большей части населения, снижение качества его жизни. Корпоратизм как основ­ной метод реализации социальной доктрины стал мировой практи­кой общественного развития. Именно на его принципах разрабатывались и реализовывались «прорывные» проекты выведе­ния стран из разрухи и кризисов (Германия, Япония, Южная Корея и др.). В настоящее время эти идеи проникли во все уголки земного шара. Корпоратизм как самая динамичная сила в истории цивили­зации ныне является международной системой, определяющей экономическую, социальную, политическую и культурную судьбу большей части человечества. Из великих стран не воспользовалась корпоративным опытом только Россия, продолжающая и сегодня бездумный поиск «заемных опытов».

Важным, во многом определяющим законом общественного развития, прежде всего относящегося к главному субъекту сегодняшнего управления, являются выработка и осуществление соци­альной политики как главного механизма реализации принципов «социального государства», «социально ограниченного рынка». Она, в свою очередь, разрабатывается и реализуется только на основе общей доктрины развития общества - корпоратизма, которая яв­ляется его генеральной объединяющей целью, и ее части - социальной доктрины, механизмом реализации которой, в свою очередь, является социальная политика.

Одним из важнейших законов современного социального уп­равления является передача функций управления (функций, прав, полномочий, ресурсов) народным органам самоуправления, развитие их самодеятельной активности по управлению общественными делами, всемерное развертывание сил саморегулирования и само­развития.

На наш взгляд, корпоративный способ организации социальной жизни в современных условиях позволяет не просто декларировать эти цели, а реализовывать их. Почему? Прежде всего потому, что эти заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образова­ния, население территорий, городов и районов. Поэтому центр тяжести в области здоровья нации во всем мире перемещается в муниципальные образования, которые при корпоративном хозяй­ствовании способны рационально решать эти вопросы, обеспечи­вать здоровый образ жизни своего населения.

Решение этих задач возможно при одном условии: население - хозяин и собственник территории, на которой оно проживает.

Поэтому самоуправление - основа развития муниципальных образований. Население городов и районов выступает собственником, совладельцем финансовых институтов, предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций. Совершенно очевидно, что до достижения этих целей во всем мире еще очень далеко. В России, например, доходы населения крайне низкие (до 80 % бюджета семьи составляют затраты на питание), условия жизни не соответствуют современному уровню цивилизованного развития, у подрастающего поколения нет благоприятной «стартовой площадки» для жизни, собственность большей части населения сведена к наличию прива­тизированной квартиры. Обобщая сказанное, можно сделать вывод: попытка реформировать Россию в интересах общества зашла в тупик, теория и практика социального управления пока крайне несовершенны.

Особое внимание следует обратить на единство теории и прак­тики: в практике социального управления должны реализовываться такие закономерности управления;

Система социального управления целостна, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами обще­ственного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отноше­ний управления (от высших органов управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его состав­ными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления;

Между управляемой и управляющей подсистемами социаль­ной системы должна соблюдаться пропорциональность, предпола­гающая рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функци­онирования этих подсистем;

Между централизацией и децентрализацией функций соци­ального управления должно соблюдаться оптимальное соотноше­ние. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом соци­ального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентра­лизации);

Различные слои населения должны принимать участие в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.

Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управ­ления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим нача­лом их деятельности. Следовательно, принципы социального уп­равления - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития ®социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития ® законы и закономерности социального управления ® принципы социального управления. При этом важное различие между прин­ципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают - им следуют.

К основным принципам социального управления относят прин­ципы:

Единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

Единства воздействия всех методов управления для поддержа­ния целостности социальной системы;

Сочетания отраслевого и территориального управления;

Приоритетности в достижении стратегических целей;

Научности социального управления;

Прогнозирования социального управления;

Мотивации (стимулирования) труда;

Ответственности за результаты социального управления;

Рационального подбора, подготовки, расстановки и использо­вания кадров;

Экономичности и эффективности управления;

Системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);

Иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

Необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляе­мая система);

Обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);

Сочетания единоначалия и коллегиальности;

Ситуационного управления по прогнозированию возмущений;

Программно-целевого обеспечения;

Делегирования полномочий;

Гуманизма и нравственности в управлении;

Гласности в принятии решения.

Принципы управления позволяют формировать систему мето­дов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального управления должны:

Основываться на законах развития общества, на законах уп­равления;

Соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

Учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

В необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе разви­тия социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

Выводы

1. К законам управления относятся наиболее общие, существен­ные и необходимые связи, которые изучаются наукой управления. К ним относятся законы необходимого разнообразия, интеграции и специализации управления, приоритетности социальных целей, возрастания субъективности и интеллектуальности управления, до­минирования глобальной цели системы, доктринальности, развития самодеятельной активности каждой подструктуры.

2. На основе познания и использования законов управления формируются принципы управленческой деятельности как руково­дящие идеи, исходные положения, позволяющие формировать си­стему управления и подбирать совокупность методов, необходимых для достижения поставленных целей.

3. Являясь в определенной мере искусством, живым творчест­вом, эффективное рациональное управление невозможно без по­знания его основных законов и принципов, которые позволяют сократить социальное время для принятия и реализации управлен­ческих решений.

Вопросы для повторения и размышления

1. Что такое закон и закономерности управления? Назовите их.

2. Принципы управления. Назовите те из них, которые считаются главными..

3. Покажите связь между законами и принципами управления. Как она прояв­ляется?

4. Могут ли меняться законы и принципы управления? Если да, то каким образом?

5. Какие из них сегодня являются приоритетными, незнание или слабое использование которых усиливает кризисное состояние российского общества?

Литература

Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973.

Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.

Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М., 1982.

Слепенков ИМ., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1991.

Социальный менеджмент /Отв. ред. В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. М., 1998.

Социальные технологии. Толковый словарь /Отв. ред. В.Н. Иванов. М.- Белгород, 1995.

Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Курсовая работа

«Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практике»

Выполнил:

студент группы 536

факультета ГМУ

Артемов А. А.

Научный руководитель:

к. ф. н., доцент

Швец Л. Г.

г. Ростов-на-Дону

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования законов и принципов управления

1.1. Понятие законов и закономерностей управления, виды законов………..5

1.2. Система принципов управления, их классификация..…….…….…........8

Глава II. Практическое действие законов и принципов управления в системе государственного управления

2.1. Особенности и содержание законов и принципов государственного управления……………………………………………………………….………13

2.2. Оценка соответствия современной практики государственного управления теоретическим основам законов и принципов управления, пути совершенствования государственного управления……...................................21

Заключение………………………………………..…………..…………….……28

Список использованной литературы………...…………………….…………...30

Введение

Реалии существования нашего общества, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любой стране между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Не секрет, что подобные действия в ситуации ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны. Задача обеспечения потребностей всего общества в нынешней ситуации является достаточно затруднительной. Следует подчеркнуть, что государственные структуры во многом обладают неадекватными для решения этой задачи системами управления. Такое плачевное положение дел является следствием неспособности руководителей и государственных органов планировать и организовывать свою деятельность в соответствии с наиболее важными законами и принципами государственного управления. 1 От того, насколько точно и правильно соблюдаются законы и принципы управления в деятельности государственного учреждения напрямую зависит эффективность функционирования данного учреждения. Отсюда можно сделать вывод, о том, насколько важна проблема исследования законов и принципов государственного управления. А это, в свою очередь, подтверждает актуальность данной курсовой работы.

Разработанность темы «законы и принципы управления» достаточно велика: изучением данной темы занимались многие отечественные и зарубежные ученые, исследователи, философы: Алехин А.П., Кармолицкий А.П., Козлов Ю.М., Атаманчук Г.В., Бурганова Л.А., Граждан В.Д., Гречикова И.Н., Драго Р., Игнатов В.Г., Албастова Л.Н., Швец Л.Г., Киселев А.Г., Кнорринг В.И., Курашвили Б.П., Паркинсон С.Н., Радченко А.И., Рыкунов В.И., Слепников И.М., Аверин Ю.П., Слепцов Н.С., Лапуста М.Г., Смирнов Э.А., Ирхин Ю.В.

Однако следует отметить, что исследования в данной области все-таки не закончены, а, следовательно, имеет смысл их продолжение.

Объектом исследования курсовой работы являются общие законы и принципы управления.

Предмет исследования – законы и принципы управления, применяемые в государственном управлении.

Цель курсовой работы – анализ и оценка соответствия законов и принципов функционирования современного государственного управления теоретическим основам законов и принципов управления.

Достижение этих целей предопределяет постановку и решение следующих задач :

    Исследовать основные законы и закономерности управления, привести их классификацию.

    Выявить сущность и перечислить основные виды принципов управления.

    Дать характеристику законам и принципам управления, применяемым в государственном управлении

    Оценить современное состояние государственного управления, в рамках соответствия законам и принципам управления.

    Проанализировать основные пути совершенствования системы государственного управления.

В соответствии с поставленной целью, задачами и логикой исследования структуру данной работы составляют введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, отражаются цели и задачи исследования, дается краткая характеристика работы.

В первой главе представлена информация об общих законах и закономерностях управления, а также обозначены основные понятия, выделены виды и раскрыта сущность принципов управления.

Вторая глава посвящена анализу законов и принципов государственного управления, дана оценка эффективности функционирования современного государственного управления.

В заключении подводятся общие итоги исследования и делаются основные выводы по работе.

Глава I . Теоретико-методологические основы исследования законов и принципов управления.

      Понятие законов и закономерностей управления, виды законов.

Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.

В науке управления также имеются свои законы и закономер-ности.

Объективные законы управления, в отличие от государственных (правовых) зако-нов, регулирующих общественные отношения, это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и уп-равляемым объектом, между системой управления и социальной средой.

Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, ко-торые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления.

Закономерные (законом обусловленные) структурные и функ-циональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реали-зуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конк-ретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий, подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Ре-ализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способнос-тей, но также и от управляемого объекта 2 .

Роль законов управления выражается в том, что они:

    образуют теоретический фундамент науки;

    способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному;

    позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;

    позволяют анализировать зарубежный опыт;

    выражают качественные свойства и связи процессов и явле-ний, характеризующих отношения управления и направления их развития.

Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, струк-туре системы управления, в механизме и методах управления; в про-цессе управления.

Закон - это постоянная существенная связь (зависимость) меж-ду процессами и явлениями 3 .

В этом аспекте закон управления - зависимость «выхода» сис-темы или значения ее целевой функции от «входа» системы или значения аргументов - независимых переменных, характеризую-щих состояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целей управления со средствами и методами их достижения.

Как законы, так и закономерности устанавливают общие, суще-ственные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.

В управлении понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретичес-кого исследования или как часть закона.

Виды законов управления

Исходя из понятия и сущности законов и закономерностей управления, ряд ученых выделили основные виды законов управления.

Например, Э. А. Смирновым сформулировал законы организации. Это закон синер-гии, закон самосохранения, закон развития, закон информирован-ности - упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, за-кон композиции и пропорциональности 4 .

Важно отметить, что законы организации и законы управления - в сущности, идентичны 5 . С той лишь разницей, что теория орга-низации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управления изучает принципы, законы и закономерности управления этими объективно обусловленными процессами.

М.Г. Лапуста в свою очередь выделяет законы управ-ления при использовании информационных систем управ-ления.

    Во-первых, это закон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базы знаний посредством на-бора типовых целей, ситуаций, вариантов решения проблем с перечнем возможных последствий, обучающих тренингов.

    Во-вторых, это закон перехода информированности в ком-петентность. Он реализуется за счет прозрачности информации и возрастания количества работников, имеющих к ней доступ. Накопление информации дает синергетический эф-фект, скачкообразно повышающий компетентность и по-требность в получении новой информации.

    В-третьих, это закон перехода от административных методов управления к организационным. Он реализуется за счет при-менения эффективных технологий управления.

Основу организационных методов управления, согласно дан-ной концепции, составляют планирование и организация (напри-мер, это бизнес-план или организационное проектирование) 6 .

Основываясь на вышеизложенном мы бы хотели отметить, что законы и закономерности управления играют важнейшую роль в организации процесса управления. Это теоретическая база, на основе которой выстраивается вся практическая деятельность руководителей. Но не стоит забывать и о важности принципов управления. Их сущность мы постараемся раскрыть в следующем параграфе.

      Система принципов управления, их классификация.

Объективность законов проявляется в том, что их действие не зависит от воли и желания человека, но знание законов и умение его применить является ключевым фактором повышения эффек-тивности управления. Таким образом, возникает вопрос об использовании законов управления в практике управления.

В теории управления этим ключевым фактором разрешения этого вопроса считаются прин-ципы управления.

Принцип (от лат. «начало, основа») – это:

    основное исходное по-ложение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, по-литической организации и т.д.;

    внутреннее убеждение, нормы поведения и деятельности;

    основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.

Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления 7 .

Приступая к исследованию принципов управления, необходи-мо подчеркнуть, что данное понятие может иметь достаточно большое количество определений, и в науке управления не существует единого универсального определения принципов управления.

И.Н. Герчикова считает, что принципы менеджмента - это об-щие закономерности, отражающиеся при постановке практичес-ких задач управления 9 .

В.И. Кнорринг полагает, что принципы управления определя-ют закономерности формирования управляемой системы, ее струк-туры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию -поведения его членов, учитывают особенности технологии и тех-нического оснащения управленческого труда 10 .

Принципы отражают содержание объективных процессов общества и соответствуют им. Рассматривая этот вопрос, Ф. Энгельс писал: « ... принципы не исходный пункт исследования, а его зак-лючительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории».

В данном контексте представляется наиболее обоснованной трактовка принципов управления, предложенная авторами учеб-ника по теории управления под редакцией О. В. Козловой, в кото-ром под принципами управления следует понимать правила, ос-новные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сло-жившихся в обществе.

Принципы и законы (закономерности) по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятив-ной нормы).

Отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также является выражением той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований.

Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Они являются не абсолютной ис-тиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контро-лируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать в ответ на управляющее воздействие.

Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Принципы в управлении это не есть нечто раз и навсегда дан-ное. Они изменяются 11 . Время меняет и язык науки, и терминоло-гию, и формулировку принципа.

Но все же большинство авторов склоняется к тому, что основные принципы являются общими для всех сфер управления. В каждом принципе проявляются политические, организационные и техни-ческие начала, но не в равной степени. В одних превалируют поли-тические свойства, в других организационные или технические. В зависимости от того, какие начала преобладают в принципах, они условно разделяются на социально-политические и общеорганизационные.

Принципы управления должны являться отражением выявлен-ных закономерностей, однако существующие классификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтому сформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принципов только декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, и на практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособной системы принципов управления, объективно отражаю-щих выявленные закономерности и удовлетворяющих потребнос-ти практики.

В.И. Рыкунов считает, что при этом целесообразно исходить, прежде всего, из характера видов управленческой деятельности. В качестве основания для классификации принципов управления це-лесообразно использовать виды деятельности, которые в совокуп-ности составляют управление как социальное явление. Компонен-тами управления, с его точки зрения, являются работа с информа-цией, формирование и обеспечение функционирования системы и координация трудовых усилий персонала 12 .

Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам принципов: это, во-пер-вых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вто-рых, принципы формирования и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с пер-соналом. Каждая группа принципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего вида деятельности и формули-ровать предъявляемые к этой деятельности требования.

Другие ученые, например В.Д. Граждан, предлагают несколько иную классификацию принципов управления. Они выделяют четыре основных вида принципов управления, в соответствии с тем в какой области функционирования организации применяется управление:

    Принципы принятия управленческих решений

    Принципы государственного управления

    Карьерные принципы

    Организационные принципы 13

Отсюда можно резюмировать, что принципы управле-ния - это теоретический фундамент науки управления, обращен-ный на практику.

Для любой отрасли управленческой деятельности необходимо в первую очередь уста-новить внутренние устойчивые связи между изучаемыми явления-ми, на основе имеющихся эмпирических фактов и проведенных экспериментов определить законы, принципы, которым подчиня-ются эти сложные процессы и, зная которые можно предвидеть ре-зультаты предпринимаемых действий.

Таким образом , исследовав основные законы и закономерности управления, приведя их классификацию, выявив сущность и перечислив основные виды принципов, мы можем переходить непосредственно к анализу законов и принципов государственного управления, а также оценке эффективности функционирования современного государственного управления.

Глава II . Практическое действие законов и принципов управления в системе государственного управления

2.1. Особенности и содержание законов и принципов государственного управления

Государственное и муниципальное управление осуществляется в соот-ветствии с присущими ему объективными законами и закономерностями.

В литературе по государственному управлению некоторые авторы раз-деляют законы государственного управления на законы функционирова-ния и законы развития. К первым относится закон оптимального дополне-ния и уравновешивания государственных полномочии полномочиями ор-ганов общественного самоуправления. Ко вторым - закон нарастающей демократизации и закон неравномерности развития и конфликтности 14 .

Указанные законы свойственны любому демократическому государ-ству, в котором также проявляется действие закона участия граждан в государственно и муниципальном управлении, вытекающего из самой сущности демократии как власти народа 15 .

Реализация закона участия граждан в государственном и муници-пальном управлении является одним из важнейших условий совершен-ствования демократии. Этот закон устанавливает органическую связь демократия с дальнейшим развитием творческой инициативы граждан и их участия в управлении государством или территориальным образо-ванием, укрепления организованности и дисциплины, повышением ответственности органов управления и должностных лиц перед народом строжайшим соблюдением законности.

В соответствии с действием этого закона граждане принимают участие в государственном и муниципальном управлении, путем волеизъявления на референдумах, выборах президента и глав органов государственного и муниципального управления, опросах по различным важнейшим для жизни государства или территориального образования вопросам, подачи своих предложений в органы управления по совершенствованию деятельности этих органов, повышению эффективности функционирования отраслей народного хозяйства, борьбе с преступностью, защите прав и свобод граждан и другим вопросам.

Французский специалист по государственному управлению профессор Р. Драго к законам государственного управления относит знаменитый закон Паркинсона, сущность которого заключается в том что «всякая административная единица склонна жить для себя самой и увеличивать как объем своих задач, так и число работников, необходимых для их выполнения» 16 . Из этого общего закона следуют два частных: закон роста подчиненных и закон роста объема работ.

Закон роста количества подчиненных заключается в том, что любая адми-нистрация, которая получила новое задание, считает, что его выполнение воз-можно только в том случае, если количество работников будет увеличено.

Закон роста объема работ состоит в том, что каждый чиновник считает своим долгом увеличить объем своей служебной деятельности.

Следует отметить, что проф. Р. Драго несколько трансформировал понятие закона Паркинсона. Норткот Паркинсон формулирует свой закон следующим образом: «Количество служащих и объем работы совершенно не связаны между собой. Число служащих возрастает по закону Пар-кинсона, и прирост не изменится от того, уменьшилось ли, увеличилось или вообще исчезло количество дел» 8 . Паркинсон считает, что в среднем прирост штатов равен 5,76% в год 17 .

К закономерностям государственного и муниципального управления относятся:

Единство методов и основных функций социального управления на всех уровнях государственного и муниципального управления: федеральном, субъектов Федерации, муниципальных образований. Единство методов управления вытекает из единства их мотивационной основы. Единство основных функций социального управления (планирование организация, контроль и учет, регулирование и координирование) определяется единством процесса управления на всех его уровнях, который проявляется в единстве этапов осуществления управленческого цикла каждый на которых выполняется посредством реализации соответствующей основной функции;

Единство общих и частных функций государственного и муни-ципального управления и образуемых на основе их реализации про-цессов управления на каждом уровне управления;

Оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий органов государственного и муниципального управления. Эта закономерность определяется разнообразием условий объектов государственного и муниципального управления. Практическая реали-зация этой закономерности заключается, во-первых, в передаче феде-ральными органами исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части своих полномочий последним, если это не противоречит Конституции Россий-ской Федерации 18 . Во-вторых, в передаче органами исполнительной влас-ти субъектов российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти части своих полномочий им 19 . В-треть-их, в наделении органов местного самоуправления отдельными государ-ственными полномочиями федеральными законами и законами субъек-тов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом реализация переданных полномочий контролируется государством в соответствии с условиями и порядком контроля, определяемыми соответственно федеральными зако-нами и законами субъектов Российской Федерации 20 . В-четвертых, в пе-редаче полномочий органов местного самоуправления органами террито-риального общественного самоуправления 21 .

Наряду с законами и закономерностями государственного управления принципы также являются его основными элементами.

Под принципами государственного и муници-пального управления понимаются объективные основы, на которых базируются структура и процесс управления и в которых абстрагиро-ваны закономерности построения, функционирования и совершен-ствования управления 22 .

Принципы государственного и муниципального управления разделя-ются на общие и частные, а также построения и совершенствования сис-тем государственного и муниципального управления.

Требования общих принципов должны учитываться как при функци-онировании систем государственного и муниципального управления, так и при их построении и совершенствовании.

Частные принципы относятся к отдельным элементам управления и как правило не применимы ко всей системе государственного управления в целом. Это, например, принципы орга-низации и контроля исполнения управленческих решений.

Мы же подробно рассмотрим общие принципы государственного и муниципального управления. К этим принципам относятся:

    Верховенства конституции Российской Федерации , федеральных конституционных законов и федеральных законов, изданных в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Народовластья . Устанавливает, что источником государственной власти в России является ее народ, волю которого реализуют представительные и исполнительные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления.

    Ответственности . Требует установления четкой ответственности должностных лиц и органов государственного и муниципального управления за невыполнение или некачественное и несвоевременное выполнение возложенных на них полномочий.

    Обеспечение прав и свобод человека и гражданина . Требует от должностных лиц и работников органов государственного и муниципального управления неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации.

    Разделения властей . Сущность принципа заключается в необходимости разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

    Федерализма 23 . Сущность принципа заключается в обеспечении территориально-политического единства Российской Федерации в сочетании с децентрализацией государственной власти на основе конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации при обеспечении равноправия субъектов между собой в их отношении с федеральными органами власти. В качестве составляющей механизма реализации принципа федерализма используется административный договор как правовая форма регулирования отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов Российской Федерации 24 .

    Демократического централизма . Сущность этого принципа заключается в сочетании в государствен-ном и муниципальной управлении демократизма как полновластности народа, его инициативы, выборности органов власти, их подотчетности населению, обеспечивающего развитие самостоятельности и твор-ческой активности органов местного самоуправления с централиза-цией как приоритетом интересов большинства, позволяющей осуще-ствить единую общегосударственную политику в основных вопросах государственного и муниципального управления, с ответственностью каждого государственного и муниципального органа и должностно-го лица за порученное дело. Нарушение оптимального сочетания централизма и демократизма ведет либо к усилению централизации в государственном управлении, либо к стихийно-митинговой демократии 25 .

    Сочетания централизации и децентрализации управления . Сущность принципа заключается в обеспече-нии согласования государственных и местных интересов посредством четкого разделения компетенции федеральных органов государствен-ного управления, органов государственного управления субъектов Российской Федерации и органов муниципального управления.

    Гласности . Этот принцип в государственном и муниципальном управ-лении имеет решающее значение. Он обеспечивает защиту общества от проявлений вседозволенности и безнаказанности орга-нов государственного и муниципального управления, а также долж-ностных лиц. Принцип гласности в государственном и муниципаль-ном управлении требует обеспечения информированности граждан, доступности обсуждения важнейших государственных и муниципаль-ных вопросов, компетентного участия населения в принятии управ-ленческих решений на основе изучения и учета общественного мне-ния.

    Законности . Означает, что государственное и муниципальное управление, с одной стороны является подзаконным, то есть основывается на законодательных актах, с другой стороны, органы управления создаются на основе законов.

    Сочетания единоначалия и коллегиальности . Сущность принципа заключается в том, что в государственном управлении осуществляется и единоначальное, и коллегиальное управление. Выбор каждого из них определяется характером объекта управления.

    Ситуационного управления . Сущность принципа заключается в осуществлении управления объектом в процессе поддержания его функционирования на заданном уровне. Этот принцип означает управление, исходя из сложившейся ситуации в объекте, которая подлежит изменению для вывода объекта на заданный уровень.

    Программно-целевой . Сущностью этого принципа является осуществление управления социально-экономическим развитием объекта управления на основе целевых программ.

    Плановости . Этот принцип предусматривает необходимость разработки прогнозов, программ планов социально-экономического развития соответствующего тер-риториального образования, а также планов работы органов управ-ления.

    Научности . Данный принцип необходимость, во-первых, осуще-ствления, построения и совершенствования государственного и му-ниципального управления на основе науки управления; во-вторых, выполнения работы по поиску оптимальных управленческих реше-ний с использованием научных методов.

    Делегирования полномочий . Сущность принципа делегирования полномочий заключается в предоставлении руководителем органа управления своим непосредственным подчиненным – заместителям, нижестоящим руководителям части своих прав и обязанностей для самостоятельного решения ими четко определенных вопросов, ответственность за которые остается на руководителе органа управления.

Таким образом , государственное и муниципальное управление как и другие сферы деятельности обладает присущими ему законами, закономерностями и принципами, в соответствии с которыми и строится деятельность органов управления. Поэтому все руководители, менеджеры и специалисты обязаны знать эти законы и принципы, и что важнее – планировать и организовывать свою деятельность в соответствии с ними.

2.2. Оценка соответствия современной практики государственного управления теоретическим основам законов и принципов управления, пути совершенствования государственного управления

Реализация эффективного государственного управления в современной России - одна из наиболее труднопреодолимых проблем на сегодняшний день. Проводя анализ путей разрешения существующих противоречий, мы сталкиваемся с парадоксом: государственное управление в России существует уже очень давно, наработан огромный опыт ведения управленческой деятельности, имеются хорошо подготовленные профессиональные кадры, существует огромный ресурсный потенциал – но, в общем, качество государственного управления оставляет желать лучшего. Мы видим причину данного парадокса в несоблюдении государственными органами и их руководителями в процессе осуществления управленческой деятельности основных законов и принципов управления 26 .

Отсюда можно сделать вывод о необходимости совершенствования системы государственного управления и приведения ее в соответствие законам и принципам государственного управления.

Основная проблема заключается в том, что оптимальный вариант совершенствования до сих пор не разработан. При этом невозможно использовать и различные шаблоны, поскольку государственное управление России - не инертная система и опыт одной страны с одними социально-экономическими условиями, а следовательно специфическими законами и принципами управления, не может быть полностью применен в другой стране с совершенно иными условиями жизнедеятельности. Государственное управление в нашей стране, как и муниципальное, сегодня находится в стадии становления, поиска и апробирования различных его моделей. Процесс этот происходит в трудной, постоянно изменяющейся среде. Стратегический курс проводимых реформ общества направлен, прежде всего, на формирование рыночных отношений в экономике и порой не учитывает специфики законов и принципов государственного управления, что, в свою очередь, вносит новые проблемы, отражаясь на политических и социальных институтах общества.

Разумеется, основу государственного управления составляет человек - чиновник или управленец. Но, к сожалению, на сегодняшний день мы не можем с уверенностью сказать, что все, или хотя бы большинство чиновников, являются компетентными и профессиональными кадрами. Число управленцев сильно возросло при образовании новых учреждений, но повсюду ощущается крайний дефицит способных государственных служащих, которые могли бы эффективно выполнять свои полномочия и нести ответственность за их выполнение. Такое положение дел противоречит принципу демократического централизма. Удачно по этому поводу выразился известный государствовед профессор Атаманчук Г.В.: “Жаждущих власти не счесть, а способных управлять почти не видно”. Подтверждение мы видим на практике. Наиболее способные и деятельные из управленцев работают именно в средних и низших чинах управлений, отделов, канцелярий 27 .

К вышеизложенному также важно добавить, что определяя сегодняшнее кадровое обеспечение как “наиболее значительный вызов, стоящий перед государственной службой”, профессор Слепцов Н.С. процесс управления рассматривает как составную часть общей государственной политики формирования корпуса российских государственных служащих. Одной из названных им проблем является преодоление, прежде всего, стихийности в подготовке кадрового резерва в администрациях в связи с нестабильностью аппарата и всего корпуса управленцев. Это проявляется в следующем:

1) неопределенность с выборами глав администраций и представителей органов власти;

2) неясность механизма аттестации государственных служащих;

3) противоречивость и медлительность процесса формирования государственной службы в Российской Федерации в целом 28 .

Мнение же экспертов - самих госслужащих складывается несколько иным образом. Они считают, что, прежде всего, могут улучшить деятельность государственного управления следующие направления:

    привлечение в органы власти квалифицированных специалистов (66,8% опрошенных);

    привлечение к руководству профессионалов, грамотных людей (62,0%);

    сокращение числа чиновников и упрощение структуры аппарата (56,6%);

    увольнение недостойных, позорящих власть людей (52,9%);

    усиление общественного, народного контроля деятельности (38,1%):

    борьба с бюрократизмом, бумаготворчеством, канцелярщиной (34,8%);

    выборность руководителей всех уровней (22,7%);

    повышение зарплаты управленцам (11,4%).

Вместе с вышеперечисленными интервьюеры выделяют причины негативных проявлений в кадровой сфере:

    нестабильность государственных учреждений, частую их реорганизацию (80%);

    низкий престиж государственной службы и слабый авторитет ее институтов (76%);

    слабость нормативно-правовой базы государственной службы, отсутствие действенного контроля и ответственности чиновников за некачественную и недобросовестную работу (60%);

    отсутствие объективных, независимых от воли начальников информационных технологий кадровой работы (40,4%);

    непродуманность прохождения службы: по мере повышения в должности ответственность возрастает быстрее, чем служебные возможности и мате-риальное вознаграждение (23%);

    коррумпированность властных структур (20%);

    отсутствие справедливой и гибкой системы оплаты труда (12,5%);

    влияние на карьерный рост в национальных республиках этнических и “семейных” факторов, политических ориентаций (11,8%).

Итак, проблема стабильности государственного аппарата и корпуса государственных служащих, скорейшее обеспечение органов власти государственно-мыслящими, квалифицированными кадрами является ключевой задачей управления. Поэтому первым шагом на пути к приведению современного государственного управления в соответствие с законами и принципами должно стать реформирование кадровой политики государственного управления, введение системы учета продуктивности деятельности чиновников и системы мер по продвижению наиболее компетентных из них.

Но помимо недостаточной профессиональной подготовки и компетенции кадров проблема низкой эффективности современного государственного управления заключается еще и в несовершенстве самой системы управления. Решение этой проблемы мы видим в реализации концепции «нового государственного управления» или «государственного менеджмента», которая возникла в девяностые годы ХХ века в качестве теоретической основы проводившихся за рубежом административных реформ.

Данная концепция была разработана учеными Д. Осборном и Т. Гилбертом. В своих исследованиях они раскрывают принципы, на которых основывается эта теоретическая модель:

1) в большей степени руководить подчиненными, чем выполнять их функции;

2) в большей степени предоставлять гражданам возможность выбора, чем обслуживать их;

3) предоставлять услуги на основе конкуренции;

4) управлять скорее постановкой задач, чем определением правил;

5) вкладывать капиталы в результаты, а не в намерения;

6) всемерно ориентироваться на потребителя услуг;

7) поощрять предпринимательский дух зарабатывания денег, а не их бюрократическую трату;

9) осуществлять структурную децентрализацию и налаживать сотрудничество децентрализованных структур;

10) добиваться перемен посредством рыночно ориентированных усилий.

Для описания данной управленческой модели используется термин "предпринимательское управление". Предприниматель (управленец) использует ресурсы новыми способами для того, чтобы максимизировать производительность и эффективность 29 .

Также важным шагом на пути совершенствования государственного управления должно стать введение системы «электронного правительства». Реализация данной программы может стать тем ключевым моментом, который приблизит современное государственное управление к «идеальному состоянию», приведет его в соответствие законам и принципам.

Но важно учитывать, что для реорганизации системы государственного управления в парадигме "электронного правительства" необходим ряд важных условий и предпосылок. Среди них:

1) Наличие соответствующей политической воли и усилий "правящего класса" и элит, принятие соответствующих государственных решений;

2) Достаточный уровень "интернетизации" общества (не менее 30% самодеятельного населения страны и большинства государственных институтов);

3) Разработка рациональной, реализуемой концепции "электронного правительства" и создание необходимых информационно-технологических предпосылок и электронных форм (документов, подписи и др.), финансового обеспечения, подготовки новых кадров в алгоритме данного правительства;

4) Учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающие при внедрении новых электронно-организационных управленческих моделей в жизнь, традиций развития общества, особенностей его управления, бюрократии и т.д.;

5) Решительное преодоление узко-технологических подходов при формировании и деятельности "электронного правительства" ("информационные технологии решат все проблемы"), понимание и преодоление возможностей и тенденций его использования в корпоративных и антиобщественных целях;

6) Рационально-критическое использование накопленного зарубежного опыта, его сравнительный анализ 30 .

Сущность программы «электронного правительства» в России заключается в повышении качества предоставляемых населению услуг, иными словами, она направлена на повышение эффективности реализации ключевой функции государственного управления. Согласно положениям программы построение инфраструктуры электронного правительства должно основываться на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов - информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа - центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг.

Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России 31 .

Таким образом , проанализировав основные проблемы в сфере современного государственного управления, выявив ключевые несоответствия законам и принципам управления, а также дав характеристику наиболее эффективным, на наш взгляд, путям разрешения этих проблем, мы можем говорить, что в нашей стране существует огромный потенциал для решения любых управленческих задач. Поэтому главной целью нынешних руководителей должно стать выведение системы государственного управления Российской Федерации на такой уровень, на котором оно могло бы соответствовать основным законам и принципам государственного управления, а также реализовываться согласно ним.

Заключение

Подводя итог проделанной работе, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время государственное управление является многогранной системой. Оно организуется и функционирует в соответствии с целым комплексом законов и принципов. Основой, ядром государственного управления выступает современный государственный служащий. Именно он должен знать все законы и принципы государственного управления, уметь планировать и реализовывать свою деятельность в соответствии с ними.

Современный чиновник не должен забывать старую проверенную временем истину: “Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач”. Конечно, современный мир многообразен, зависит от многих факторов, но этот тезис должен стать путеводным для тех, кто берет на себя бремя ответственности за руководство нашим хозяйством при трудном движении по неизведанному пути и кто готов сделать все для того, чтобы быть на уровне этой ответственности 32 .

К сожалению, как показал анализ социологических исследований, сегодняшний государственный служащий в Российской Федерации, несмотря на все его плюсы и минусы, как центральное звено в управляющей системе, потребитель и источник информации, не готов ни в организационном, ни в экономическом, ни в социальном плане к внедрению новых информационных технологий в повседневную деятельность госаппарата. А, значит, он не способен и к совершенствованию государственного управления.

Поэтому, для того чтобы сдвинуться с «мертвой точки» в управлении государством, повысить эффективность государственного управления, необходимо, в первую очередь, добиться изменений в сознании руководителей и тех чиновников, которые осуществляют это самое управление.

Государственные служащие всех уровней управления должны осознавать ответственность, которая на них лежит. Они должны в совершенстве знать законы, закономерности и принципы управления, на основе которых строится вся их деятельность. Должны ставить интересы государства и общества выше своих собственных. Только таким образом, концентрируя управленческие функции в руках компетентных профессионалов и отстраняя от власти неквалифицированных чиновников, мы сможем добиться эффективной реализации реформ в сфере государственного управления.

Список использованных источников

    Конституция Российской Федерации. – М.: Известия, 1993.

    Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации», ст. 3 – Российская газета. 1997. 23 декабря.

    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19, 27 – Российская Газета, 2003. 8 октября

    Алехин А.П., Кармолицкий А.П., Козлов Ю.М. Административное право в Российской Федерации. – М.: Зеркало, Теиси, 1996.

    Атаманчук Г.В. Жаждущих власти не счесть, а способных управлять почти не видно /Российская газета. 2004.

    Атаманчук Г.В. Общая теория управления - М., 1994.

    Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 139 с. - (Высшее образование).

    Граждан В.Д., Теория управления: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.

    Гречикова И.Н. Менеджмент [Текст]: Учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. и науки РФ / И.Н. Гречиква. 4-е издание., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2008.

    Драго Р. Административная наука / Пер. с франц. – М.: Прогресс, 1982.

    Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с. (Серия «Учебный курс»).

    Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления [Текст]: Учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. и науки РФ / В.И. Кнорринг. 3-е издание., перераб. и доп. М.: Норма, 2007.

    Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. – М.: Наука, 1987.

    Лапуста М.Г. Справочник директора предприятия. М., 2004.

    Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.

    Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход / Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИЦ «Март»; г. Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007.

    Рыкунов В.И. Основы управления. М. 2000.

    Слепников И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. – М.: Высшая школа, 1990.

    Слепцов Н.С. Проблемы формирования государственной региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих//Социологическое обеспечение государственной службы. - М.: РАГС, - 2001. - № 10.

    Смирнов Э.А., Теория организации. М.: Инфа – М, 2008.

    http://ru.wikipedia.org/wiki/E-government // Электронная энциклопедия «Википедия», Электронное правительство., - 2010.

    http://viperson.ru/wind.php?ID=291079 - Ирхин Ю.В.: Новое государственное управление, национальные проекты и проблемы эффективности госслужбы в современной России // Рейтинг персональных страниц и электронных библиотек VIPERSON., - 2007.

1 Атаманчук Г.В. Общая теория управления - М., 1994. – С85

22 Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход / Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИЦ «Март»; г. Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. – С. 97.

23 Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации», ст. 3 – Российская газета. 1997. 23 декабря.

24 Алехин А.П., Кармолицкий А.П., Козлов Ю.М. Административное право в Российской Федерации. – М.: Зеркало, Теиси, 1996. – С. 133-134.

25 Слепников И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. – М.: Высшая школа, 1990. С. 83-87.

27 Атаманчук Г.В. Жаждущих власти не счесть, а способных управлять почти не видно /Российская газета. 2004.

28 Слепцов Н.С. Проблемы формирования государственной региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих//Социологическое обеспечение государственной службы. - М.: РАГС, - 2001. - № 10.

Государственного ... современное ... закономерности , принципы формирования, развития, функционирования библиотечной системы, взаимодействие библиотек в различных аспектах, управление ...

  • Антикризисное управление предприятием (на примере ОАО "Электровыпрямитель")

    Курсовая работа >> Экономика

    ... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА» Факультет светотехнический Кафедра экономики и управления ... законам и принципам ... факторов, проявляющихся в привычках... закономерностей ... Современная ... 39 Методология антикризисного управления : [учеб.-практ . пособие] / ...

  • Государственные и муниципальные финансы (5)

    Учебное пособие >> Финансовые науки

    Территориально-отраслевого на территориальный принцип управления средствами государственного социального страхования. Современное состояние социальной сферы... его потребностями в ресурсах. Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими...

  • Современная роль государства в реализации финансовой политики (Республика Беларусь)

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    ... Государственное управление в частности и власть в целом создает основу государственности и законности ... современного ... закономерному ... принципах формирования... проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи. Например, государственный ...

  • Концепции современного естествознания (31)

    Реферат >> Биология

    И эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию. Курс раскрывает основную... о принципах симметрии и законах сохранения; - о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы; - о динамических и статистических закономерностях в...

  • 26.Взаимосвязь законов и принципов менеджмента.

    Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей. В методологии управления принципам отводится важная роль, так как они приме­няют на практике основные законы развития объективного мира, социальные, экономические, организационные и управленческие законы, объединяя их.

    Под принципами управления следует понимать правила, ос­новные положения и нормы поведения, которыми руково­дствуются административные органы в процессе управления.

    Принципы управления вытекают из управленческих законов. Принципы отличаются от законов гносеологическим происхожде­нием. Закон отражает устойчивые, повторяющиеся связи и отноше­ния, происходящие в природных и общественных явлениях, а принцип является оптимальным правилом, нормой, которые сфор­мулированы людьми и носят субъективный характер. Поэтому од­ному закону могут соответствовать два и более принципов, и, на­против, несколько законов могут быть реализованы на основе од­ного принципа. Принципы и законы, по сути, отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы).

    Законы управления представляют собой объективные, устой­чивые, повторяющиеся причинно-обусловленные связи и взаимоза­висимости организационно-экономических явлений в процессе управления производством, распределением и обменом материаль­ных благ и услуг.

    Основными законами управления являются:

    1) единства и целостности системы управления;

    2) необходимого разнообразия систем управления;

    3) соотносительности управляющей и управляемой систем;

    4) пропорциональности производства и управления;

    5) участия коллектива в управлении;

    6) зависимости эффективности рещения задач управления от объема использования информации;

    7) соответствия требуемого и располагаемого времени при решении задач управления;

    8) экономии интеллектуальной энергии;

    9) перехода от административных к организационным мето­дам управления.

    Основной задачей науки управления является изучение и практическое применение принципов. Принципы управления опи­раются на диалектический закон развития, обобщающий опыт че­ловеческой цивилизации. При смене социально-политических фор­маций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления.

    Если рассматривать метод как систему, состоящую из целой совокупности элементов, то главенствующую роль в этой системе будут занимать принципы. Но при этом метод выступает в роли способа реализации принципов управления. Однако, будучи в каче­стве составной части метода, эти принципы (этот принцип) приоб­ретают в нем количественную, качественную, адресную, времен­ную и пространственную определенность.

    Роль принципов управления для социальных систем заключа­ется в том, что они определяют требования к организации управле­ния, выявляют закономерности формирования управляемой систе­мы: ее структуры, методов организации труда и мотивации поведе­ния членов коллектива, учитывают особенности технологии и тех­нического оснащения.

    Принципы управления весьма разнообразны, например, по Г. Эмерсону, это следующие правила:

    1) наличие четко поставленных целей или идеалов как главная предпосылка эффективной работы;

    2) присутствие здравого смысла в любой работе. Без этого не­возможно осуществление творческой работы в организации, выра­ботка целей и контроль за их претворением;

    3) возможность получения квалифицированного совета, ком­петентной консультации. В каждой организации необходимо соз­дать отдел рационализации, который бы вырабатывал рекоменда­ции по совершенствованию управления во всех подразделениях;

    4) соблюдение строгой дисциплины на основе стандартных письменных инструкций и использования системы вознагражде­ний;

    5) наличие инструкций и стандартов в письменном виде;

    6) справедливое отношение к персоналу через систему оплаты труда и карьерного роста;

    7) наличие рациональной системы оплаты труда за повышение производительности труда;

    8) наличие своевременного, полного, надежного и точного учета процессов и явлений организации;

    9) регулирование производства (диспетчирование);

    10) планирование и описание работ;

    11) нормирование операций на основе рациональных приемов их выполнения;

    12) нормализация условий работы (без нее невозможно ни точное планирование, ни полный и своевременный учет, ни рост организации);

    Принципы управления классифицируются по различным основаниям.

    I. По степени обоснованности - научные и обыденные. Науч­ные принципы такие, которые могут быть сформулированы на ос­нове познания законов и закономерностей и содержат в себе требо­вания к мыслящему объекту, ориентируются на познавательную деятельность. Обыденные - те, которые сформулированы челове­чком на основе собственного восприятия действительности, тради­ций и интуиции.

    2. По степени универсальности - общие и особенные. Общие (универсальные) принципы действуют во всех материальных сис­темах. Особенные (специфические) те, которые характерны для конкретных ситуаций, процессов, некоторых аспектов управленче­ской деятельности.

    3. По масштабу действия - в элементах организации (напри­мер, принцип индивидуальной работы), между элементами органи­зации (например, принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи), между организациями (на­пример, принцип отраслевой связи между предприятиями).

    Все принципы связаны между собой, и только их комплексное применение обеспечивает успех функционирования и развития ор­ганизации как целостной системы.

    В основу формирования принципов управления развитием ор­ганизации положены базовые ценности. Согласно Джеймсу Кол­линзу и Джерри Поррасу, базовые (ключевые) ценности - это не поддающиеся изменениям руководящие принципы и основы любой организации, обязательные для долговременного ее существования (т.е. основные и неизменные нормы) . Наличие таких ценностей

    положительно сказывается на действиях сотрудников и усиливает их преданность. Эти ценности определяют, как люди должны рабо­тать и способствовать организационному успеху.

    Государственное управление как целенаправленная деятельность, надстраивающаяся над деятельностью общества, в конечном счете определяется его состоянием, потребностями и интересами. Вместе с тем его объективные законы есть не что иное, как общие, информационные по природе, законы социального управления. В совокупности те и другие образуют первичный объективный фактор института государственного управления, его объективную основу. В то же время институт управления составляет часть государства и воплощает в себе объективные свойства и закономерности государства как относительно самостоятельной подсистемы социума. Отсюда социально-политическая сущность специфических законов управления, что не исключает их информационного аспекта. Объективные законы управления, в отличие от правовых законов, регулирующих общественные отношения, - это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, между управляющей системой и социальной средой, а также между государством в целом и его органами управления. Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях государственного управления.

    Знакомство с моделями управления в их историческом развитии свидетельствуют, что существуют некие принципы управления.

    Принцип духовной ориентации управления. При решении специализированных задач управления этот принцип заключается в том, что менеджмент в процессе адаптации к постоянно меняющимся условиям и объектам управлении опирается на национальную философию и не выходит за рамки духовных ценностей;

    Принцип сочетания централизации и децентрализации. В иерархии управления искомые сочетания достигаются по средствам рационального распределения полномочий и ответственности на всех уровнях системы управления;

    Принцип единоначалия. Означает предоставление руководителям организации и ее подразделений власти в объеме, необходимом и достаточном для принятия решений в пределах своих полномочий;

    Принцип коллегиальности. Он предполагает совместное общение и выработку решений с привлечением специалистов. При всех обстоятельствах право на окончательное принятие решения и ответственность за его последствия сохраняются за руководителем;

    Принцип плановости. Согласно ему, определяются основные направления и задачи развития организации с ее ориентацией на долгосрочные цели;

    Принцип мотивации. Проводят разработку и реализацию систем вознаграждений, побуждающих работников к возможно более полному использованию своего трудового потенциала;

    Принцип научной обоснованности. Все решения и действия руководителя должны аргументироваться с научных позиций.

    Всякая организация вправе разрабатывать собственные принципы управления, но при всех вероятных различиях они, по определению, будут иметь единую основу.

    Объективность законов проявляется в том, что их действие не зависит от воли и желания человека, но знание законов и умение его применить является ключевым фактором повышения эффективности управления.

    Таким образом, возникает вопрос об использовании законов управления в практике управления. В теории управления этим ключевым фактором разрешения этого вопроса считаются принципы управления.

    Принцип (от лат. «начало, основа») - это:

    • 1. основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.;
    • 2. внутреннее убеждение, нормы поведения и деятельности;
    • 3. основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.

    Принципы управления - основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления Бургакова Л.А. Теория управления: Учебное пособие. - М.:ИНФРА, 2005.

    Приступая к исследованию принципов управления, необходимо подчеркнуть, что данное понятие может иметь достаточно большое количество определений, и в науке управления не существует единого универсального определения принципов управления.

    Авторы, основываясь, безусловно, на объективном отражении действительности, по-разному подходят к определению их сущности, классификации, эволюции. И.Н. Герчикова считает, что принципы менеджмента - это общие закономерности, отражающиеся при постановке практических задач управления. Гречикова И.Н. Менеджмент: Учеб. для вузов: Рек. Мин. Обр. и науки РФ/И.Н. Гречикова 4-е издание, перераб. и доп. М.:ЮНИТИ, 2008 В.И. Кнорринг полагает, что принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы, ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учеб. для вузов: Рек. Мин. Обр. и науки РФ/В.И. Кнорринг. 3-е изд. перераб. и доп. М.:Норма, 2007. Принципы отражают содержание объективных процессов общества и соответствуют им. Рассматривая этот вопрос, Ф. Энгельс писал: « ... принципы не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории».

    В данном контексте представляется наиболее обоснованной трактовка принципов управления, предложенная авторами учебника по теории управления под редакцией О. В. Козловой, в котором под принципами управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе. Принципы и законы (закономерности) по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы).

    Отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также является выражением той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований. Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Они являются не абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать в ответ на управляющее воздействие.

    Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

    Принципы в управлении это не есть нечто раз и навсегда данное. Они изменяютсяи. Время меняет и язык науки, и терминологию, и формулировку принципа. Но все же большинство авторов склоняется к тому, что основные принципы являются общими для всех сфер управления. В каждом принципе проявляются политические, организационные и технические начала, но не в равной степени. В одних превалируют политические свойства, в других организационные или технические. В зависимости от того, какие начала преобладают в принципах, они условно разделяются на социально-политические и общеорганизационные. Принципы управления должны являться отражением выявленных закономерностей, однако существующие классификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтому сформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принципов только декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, и на практику не работала Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций - М.:ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2006. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособной системы принципов управления, объективно отражающих выявленные закономерности и удовлетворяющих потребности практики. В.И. Рыкунов считает, что при этом целесообразно исходить, прежде всего, из характера видов управленческой деятельности. В качестве основания для классификации принципов управления целесообразно использовать виды деятельности, которые в совокупности составляют управление как социальное явление. Компонентами управления, с его точки зрения, являются работа с информацией, формирование и обеспечение функционирования системы и координация трудовых усилий персонала.

    Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам принципов: это, во-первых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вторых, принципы формирования и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с персоналом. Каждая группа принципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего вида деятельности и формулировать предъявляемые к этой деятельности требования. Другие ученые, например В.Д. Граждан, предлагают несколько иную классификацию принципов управления. Они выделяют четыре основных вида принципов управления, в соответствии с тем в какой области функционирования организации применяется управление:

    • 1. Принципы принятия управленческих решений
    • 2. Принципы государственного управления
    • 3. Карьерные принципы
    • 4. Организационные принципы Граждан В.Д. Теория управления: Учебное пособие. - М.:Гардарини, 2005

    Отсюда можно резюмировать, что принципы управления - это теоретический фундамент науки управления, обращенный на практику.

    Для любой отрасли управленческой деятельности необходимо в первую очередь установить внутренние устойчивые связи между изучаемыми явлениями, на основе имеющихся эмпирических фактов и проведенных экспериментов определить законы, принципы, которым подчиняются эти сложные процессы и, зная которые можно предвидеть результаты предпринимаемых действий.

    Таким образом, исследовав основные законы и закономерности управления, приведя их классификацию, выявив сущность и перечислив основные виды принципов, мы можем переходить непосредственно к анализу законов и принципов государственного управления, а также оценке эффективности функционирования современного государственного управления.