Сравнить первую и вторую промышленную революцию. Результаты технологической революции

При социализме здесь было не протолк­нуться, - начальник производственного цеха лейпцигского завода со старорежимным названием Kirow Матиас Кранц, вздыхая, оглядывает свои «владения». Поверить его словам непросто: в огромном помещении цеха нам встречается от силы два десятка человек, здесь поразительно тихо и пустынно. Меньше всего происходящее напоминает то, что называется «работа кипит»: кто-то не торопясь прикручивает гайки, кто-то рассматривает какие-то детали, кто-то просто прохаживается по цеху без видимой цели с ручкой в зубах.

Свен, ты чего делаешь?

По моим наблюдениям, последние минут пять Свен упорно разглядывал потолок.

Я? Я думаю.

А, дело хорошее, да. Думай. И работай.

Свен думает еще минуты три, потом пару минут что-то прикручивает, потом снова начинает думать.

И при таком производственном графике Kirow сегодня является фактическим монополистом на рынке башенных кранов для прокладки железнодорожных путей. Правда, масштабы этого рынка невелики: в год «кировцы» выпускают 5–10 кранов, а их конкуренты с трудом получают заказы на один-два.

Тем не менее Kirow, основанный в 1880 году, за шесть лет до рождения самого Сергея Мироновича Кирова, можно смело внести в число так называемых скрытых чемпионов - термин, придуманный немецким экономистом Германом Зимоном для характеристики фирм, обеспечивающих бесперебойное существование «немецкого экономического чуда» на протяжении более чем полувека.

Крупные концерны - лишь несущий скелет промышленного тела Германии. А мышцы и сухожилия немецкой промышленности - это 22 тыс. почти неизвестных миру мелких и средних промышленных предприятий, 96% которых имеют в штате менее 500 работников. Именно они настоящая основа немецкого промышленного превосходства. Мелкие и средние компании работают и как поставщики промежуточных товаров для крупных концернов (в первую очередь в автомобильной промышленности), и как производители конечной продукции.

Производство уникальных высокотехнологичных товаров и господство на мировом рынке в своей узкой сфере - конек немецких семейных предприятий и предприятий, находящихся в собственности частных фондов.

Например, гамбургская фирма Hauni, принадлежащая благотворительному фонду Koerber-Stiftung, - мировой лидер по производству станков, вставляющих фильтр в сигарету: ей принадлежит около 80% мирового рынка. Франкфуртская семейная компания Glasbau Hahn - мировой лидер по производству самых дорогих и надежных музейных витрин. Расположенная в небольшом западногерманском городке Ремшайд семейная компания Gedore - один из важнейших производителей высококачественных отверток, гаечных ключей и другого инструмента. Да что там говорить! Крупнейший мировой производитель тележек для супермаркетов - баварская компания Wanzl, а крупнейший мировой производитель залоговых замков для тележек для супермаркетов (устройство, позволяющее воспользоваться тележкой только после того, как в замок будет вставлена монетка) - другая баварская компания, Systec.

Исторический выбор

Между тем еще недавно значительная часть европейских политиков полагала, что отказ от промышленности, точнее, ее вывод в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой и переход к постиндустриальной экономике нового типа с огромным сектором сферы услуг, в первую очередь финансовых, превратят их страны в вечно процветающие экономики. Во главе движения деиндустриализации встали Великобритания и Ирландия. Этим странам, переживавшим в 70-е и 80-е годы тяжелые времена, казалось самым логичным попытаться превратить безработных сталеваров и токарей в барменов и финансовых аналитиков.

У прямо противоположного немецкого экономического выбора были свои исторические предпосылки. С одной стороны, богатые и, по сути, непрерывавшиеся традиции качественного промышленного производства, восходящие еще к началу XIX века. С другой - стремительное восстановление страны после Второй мировой войны, произошедшее именно благодаря сохранению и при­умножению этих традиций. И пока остальные западноевропейские правительства размышляли о том, куда бы подешевле вывести производство, их немецкие коллеги резонно посчитали, что рубить сук, на котором сидишь, глупо, и продолжали инвестировать в собственную индустрию.

Надо честно признать: все эти шестьдесят лет у нас не было другого выбора, кроме как продолжать форсированными темпами индустриализировать страну, - говорит Вольфганг Тиль, профессор Университета Констанца. - Наши старые колонии оказались поразительно слабы с ресурсной и человеческой точки зрения, наши связи в Азии и Южной Америке были утеряны с уходом старой элиты после падения Третьего рейха. Промышленность внутри страны была нашим единственным шансом.

Наконец, гигантским стимулом для новой волны индустриализации стало воссоединение с Восточной Германией. Огромная территория, отсталая по инфраструктуре, технологическому уровню и качеству жизни, но в то же время обладающая разнообразными промышленными мощностями, требовала гигантских капиталовложений и огромного труда. Деньги - более триллиона евро - предоставило государство, и процесс освоения Восточной Германии стал отличным толчком к развитию немецких компаний. В итоге в то время, когда в Великобритании сворачивались целые отрасли, в Германии работники металлисты отгружали новые балки для строительства мостов через Эльбу и Шпрее.

Помимо прочего, большинство из 16-миллионного населения бывшей ГДР составляли именно промышленные рабочие. И хотя они не привыкли работать на западных производствах, общее техническое образование у них было - по общему признанию немецких предпринимателей - на вполне достойном уровне. Во всяком случае его оказалось вполне достаточно, чтобы, пройдя небольшой курс переподготовки, после неуклюжего «Трабанта» начать собирать современный Volkswagen. Понятно, что и немецкому правительству такого рода дополнительное образование обошлось значительно дешевле, чем полноценная переподготовка кадров. По оценкам экспертов, специальные образовательные программы для рабочих стоили не более 100 млн евро - капля в море капвложений в восточные земли.

Промышленность сыграла роль реального, а не бумажного объединителя страны. Произошедшая в 90-е годы быстрая очистка восточногерманского экономического ландшафта от компаний, неэффективно использовавших и материальные, и человеческие ресурсы, пошла на пользу Восточной Германии. Уже сегодня производство в так называемых новых землях стремительно растет.

Экология премиум-класса

Каждое из немецких предприятий выбирает свою стратегию новой индустриализации.

Мы делаем ставку на сохранение в Германии производства автомобилей премиум-класса, - рассказывает Ираче Гамен. Улыбчивая уроженка Каталонии, закончившая Мюнхенский университет, она отвечает в отделе развития концерна Daimler за безопасность и тестирование новых моделей. - Это вполне логично. Люди готовы много заплатить за надпись Made in Germany, и могу вам как иностранка сказать - она того стоит.

Что вы имеете в виду?

Все стереотипы о дотошности немцев - это не стереотипы, а правда. Мне, испанке, вы можете поверить. Тут проверяется каждая деталь, и если что-то будет не так, они лучше забракуют всю машину полностью, чем отдадут ее покупателю с малейшей неисправностью. Я бы вам рассказала, как проходят экстренные совещания по какому-то массовому браку, поверьте, то еще зрелище. Но, к сожалению, это корпоративная тайна.

Каковы сейчас главные тренды в деятельности Daimler?

Знаете, немцы не только отличные учителя, но и замечательные ученики. Еще несколько лет назад, когда я только начинала работать в концерне, слово «страсть» здесь было не услышать. Сегодня поговорите с любым инженером - он вам про это уши прожужжит! Это потому что немцы посмотрели, что делают американцы и японцы, и поняли, что одной надежности и статусности сегодня мало - клиент должен влюбиться в свою машину, испытывать к ней чувства. Автомобиль для немцев всегда был членом семьи, но теперь к нему должно быть почти сексуальное влечение, - фрау Гамен улыбается совершенно очаровательно. - Кроме того, в Германии очень важна тема защиты окружающей среды, и к 2020 году мы планируем выпустить в продажу полноценный электромобиль S-класса.

В свою очередь на Volkswagen, где даже в заводских цехах многие рабочие ездят на велосипедах, нам демонстрируют уже готовый Golf с электрическим двигателем, который тоже вскоре будет запущен в массовое производство.

Обычно электромобиль - это что-то ультраинновационное, совершенно отличающееся от нормальной машины, а мы, наоборот, решили сделать обычную машину, чтобы у человека не было стресса от езды в чем-то, ему совершенно незнакомом. Обычный Golf, только с электродвигателем.

Экология в Германии движет вперед целые отрасли промышленности. Компания Roth & Rau из крохотного саксонского городка Хоэнштайн-Эрнстталь - один из ярчайших примеров новой индустриализации Восточной Германии. Созданная в июне 1990 года - уже после падения Берлинской стены, но еще до подписания договора об объединении Германии, - сегодня компания является абсолютным мировым лидером по производству модульных линий для нарезки кремниевых кристаллов. Это оборудование необходимо для производства солнечных батарей. Компания контролирует 49% мирового рынка такой техники и лидирует в разработке программного обеспечения для ее производства.

Мы практически не почувствовали кризиса. После некоторого спада продаж в 2009 году мы ожидали, что в 2010-м превысим пока рекордный результат 2008 года, - говорит вице-президент компании Бернд Рау. В 2009-м оборот компании составил 197 миллионов евро, в 2010-м превысил 200 миллионов. Объем инвестиций в разработки увеличился в 2010 году с 11 до 25 миллионов евро.

Roth & Rau - одна из десятков немецких компаний, лидирующих в мировой индустрии альтернативной энергетики. Амбициозная программа перевода энергоемкой немецкой экономики на экологические рельсы, начатая еще правительством социал-демократов и зеленых, дает сегодня очевидные плоды. Немецкий рынок альтернативной энергетики процветает, а немецкие компании, поймавшие волну подъема, легко захватывают мировые рынки, обеспечивая себе господство в этой области на ближайшие годы, о какой бы отрасли «зеленой энергетики» ни шла речь: солнечных батареях, ветрогенераторах, геотермальной энергетике.

Мануфактуры наших дней

Свой ответ на вызовы новой экономики дают и небольшие компании. Сегодня при поддержке местных властей и промышленных магнатов вокруг университетов и научных центров создаются все новые технопарки - промышленно-научные кластеры. В расположенном на побережье Северного моря Вильгельмсхафене Институт Фраунхофера тестирует лопасти ветрогенераторов, а также различные типы опор генераторов для установки в открытом море - чтобы немецкие компании, например Siemens, могли оставаться мировыми лидерами в вопросах получения электричества с помощью ветра.

В Берлине региональные власти открыли свой технопарк Адлерсхорст и выдают ссуды выпускникам технических вузов, желающим открыть свой бизнес, - целые улицы технопарка заполнены табличками с названиями компаний, в зданиях также расположены мастерские.

Мы делаем уникальные сверхчувствительные камеры собственной конструкции для проверки качества солнечных батарей, - говорит 33-летний основатель компании GreatEyes Мартин Регели. Выпускник Берлинского университета, он придумал, как проверять элементы солнечных батарей на дефекты, не прибегая к дорогостоящим лазерным установкам, и продает сегодня камеры своей конструкции по всему миру. Мастерская по изготовлению устройств находится здесь же, вся работа идет вручную. - В чем-то мы мануфактура прошлых веков, только высокотехнологичная.

Слово «мануфактура» стало в последние годы самым популярным и на таком предприятии некогда «большого стиля», как Kirow. Прежде здесь работали 2,5 тыс. человек, сегодня всего 180. Но этого вполне достаточно.

Да, когда-то, при социализме, мы делали до сотни кранов в год. Это был поток, это был конвейер, это был масштаб, - признает Матиас Кранц. - Но с другой-то стороны, вот мы выпустили кран - и забыли. Что с ним, как он работает, какие поломки - нас это уже как бы и не касалось. Сейчас другое дело: мы следим за каждым изготовленным нами краном и каждый делаем под конкретные нужды клиента. В зависимости от того, где он будет строить пути, какие именно, насколько длинные, - теперь мы все учитываем.

А вам не кажется, что в эпоху айпадов вы смотритесь несколько анахронично?

Мы будем нужны, пока люди будут ездить по железным дорогам. А в ближайшие лет пятьдесят, я думаю, они ездить по ним будут, - улыбается Кранц. - Вы, кстати, слышали, что уже разрабатываются проекты перевода уличного движения на рельсы? Это поможет избежать пробок. Так что, может, это за нами, а вовсе не за вашим Daimler будущее.

Сегодня здесь делают штучный товар, и каждый рабочий может наглядно продемонстрировать свое личное участие в его производстве. Отсюда и специфическая атмо­сфера в цеху: здесь делают общее дело, но при этом каждый сам себе хозяин. Это типично для тех самых «скрытых чемпионов»: все - от стажера до владельца предприятия - знают друг друга, здороваются за руку, строят отношения на доверии, и никто не побежит вас штрафовать за то, что вы посреди рабочего дня потягиваете кофе в здешней столовой под бюстами Карла Маркса и Вильгельма Пика - первого президента ГДР. Людей в Германии принято ценить.

Русское лицо немецкого пролетариата

Если ты попал на Volkswagen, ты король, - не без легкой зависти говорят друзья Йоханнеса Михина. Русский немец, он в начале 90-х вместе с семьей уехал на историческую родину из Казахстана и несколько месяцев назад устроился на автогигант. Мы в деревушке Кесторф, в 20 км от Вольфсбурга, где расположен завод. Только что местная футбольная команда, в которой Михин - центральный защитник, выиграла в матче региональной лиги со счетом 2:1. Настроение у всех соответствующее моменту.

Вань, ты король?

Ага, Иван Грозный, - подначивают пацаны.

Ну, король не король, а с деньгами проблем нет, - улыбчивый и явно довольный собой Михин пьет со всеми пиво за победу.

А это сколько?

Цифру я тебе не назову, ты не обижайся, ладно? Но тройка там по-любому первая.

Этого тебе на что хватает?

Да на все вроде, - Иван немного задумывается. - У меня жена, ребенок, в отпуск ездим, понятно. Последний раз - в Испанию. Дом думаем взять в кредит. Ре­шаем как. Вообще это тысяч сто - сто пятьдесят. Можно побольше взнос - поменьше потом платить, можно наоборот.

А машину со скидкой можешь купить?

Восемнадцать процентов скидки, да. Но вообще народ больше в лизинг берет. Полгода катаешься с условием, что не больше 12 тысяч километров наездишь, а у тебя один процент из зарплаты каждый месяц вычитают. Через полгода берешь следующую, и так сколько влезет. Конечно, не любую модель…

Учиться не думаешь пойти?

Может, в следующем году. В принципе «ФэВэ» (так здесь называют Volkswagen. - «РР») готовы оплатить.

А чем ты занимаешься на заводе?

Как сказать-то… - Михин переехал в Германию почти ребенком, по-русски он говорит свободно, но о работе ему явно проще изъясняться по-немецки. - Ну, в общем, финальная проверка электроники. Когда машину уже покупают, посмотреть и, если нужно, исправить, чтобы все было на месте, все работало, чтобы каждая деталь… как это по-русски?

Тютелька в тютельку?

Ага, вот именно.

Социальный капитализм

То, что рассказал Ваня Михин, является, по сути, практическим воплощением теоретических принципов так называемой социальной рыночной экономики, разработанной на рубеже 40–50-х годов министром экономики ФРГ Людвигом Эрхардом. Лежавшая в послевоенных руинах Германия лихорадочно пыталась решить две задачи: восстановить страну и не допустить повторения экономического кошмара 20-х годов с миллионами голодных безработных, создавших отличную базу и для нацистского, и для коммунистического радикализма.

Именно в первое десятилетие ФРГ консервативное правительство канцлера Аденауэра придумало выход из этой «немецкой ловушки». Он состоит в том, что между властью, компаниями и работниками заключается социальный контракт. Социальная система, система здравоохранения финансируются справедливыми взносами от всех экономических игроков, и, главное, увольнение работника становится очень и очень сложным процессом.

Если в англо-саксонской традиции ни государство, ни работодатель ничем не обязаны работнику и его увольнение может произойти в любой момент, в Германии даже нерадивого сотрудника часто просто невозможно уволить. И речь идет даже не о сотруднике с пожизненным контрактом (а таких в Германии прошлых десятилетий было достаточно!), а об обычном, нанятом на ограниченный срок. Наем рабочего, особенно в небольшом городке, превращался практически в союз на всю жизнь.

Причем если на крупных предприятиях типа Volkswagen или Daimler стабильное место сохраняется, как правило, в одном поколении, то в успешных небольших фирмах оно до сих пор зачастую переходит от отца к сыну или дочери. Дети хозяина семей-ной компании играют в одной песочнице с детьми его работников - а через пару десятков лет они будут так же вместе работать на семейном предприятии.

Я знаю уже три поколения наших работников, а нынешнего менеджера компании, дочку владельца, я помню маленькой девочкой, - с гордостью говорит управляющий компании Gedore, пожилой мужчина, проработавший здесь всю жизнь.

Пережив шок бессердечных 20-х, когда хозяева фирм обрекали работников и их семьи на голодную смерть, промышленные компании нашли выход из морального тупика в возрождении старых немецких традиций превращения компаний в подобие большой семьи. Снова, как в XIX веке, компании начали строить для своих рабочих жилые дома и целые поселки, финансировать школы, больницы и детские сады.

Яркий пример - город Вольфсбург, который начинался в 1938 году c нескольких сотен бараков вокруг завода Volkswagen. Сегодня это типичный «моногород по-немецки», в котором автогигант фактически создал всю социальную инфраструктуру. Причем помимо соображений социальной ответственности здесь была и чистая прагматика: не создав особо привлекательных условий, трудно было заманить новых рабочих в чистое поле.

Прагматические соображения вообще в значительной степени предопределяют социальную политику немецких предпринимателей.

Поймите правильно: не то что мы хотим как-то возвеличить Германию, наше образование и все такое, - говорят нам на Volks­wagen, - но парень, пришедший к нам на завод из самой обычной немецкой школы, считайте, через месяц-полтора готов пол­ноценно трудиться. Поверьте, в Китае или Бразилии ничего похожего.

Ираче Гамен из Daimler соглашается с конкурентами:

Здесь действительно самые образованные в Европе рабочие, а это очень важное звено. Мы можем быть совершенно уверенны, что эти люди точно знают свою работу и понимают, что к чему. Важно еще то, что здесь очень тесная связь между университетами и компаниями. Многие профессора параллельно работают на крупные фирмы, обес­печивая им приток кадров из числа самых талантливых студентов.

Но главное - сами молодые немцы совершенно не брезгуют работой в промышленности. В стране, где продукция собственной индустрии является национальной гордостью, никто не считает зазорным пойти на завод.

У меня перед любым студентом всегда будет преимущество: я свои деньги сам зарабатываю. - Вико Гюнтер, выходец из небольшой тюрингской деревушки, закончил гимназию, самый престижный тип немецкой средней школы, и имел право на поступление в университет, но предпочел работу на Kirow. - А перед каким-нибудь менеджером? Да он пока будет за кредит расплачиваться, я уже своими руками дом построю.

Гюнтер вполне исчерпывающе формулирует работу промышленных предприятий как социальных лифтов.

Мышцы мира

Пожалуй, главный успех новой индустриализации Германии заключается в том, что здесь не стали гнаться за рынками «попсовой» промышленной продукции, которые стремительно и безнадежно захватили американские и азиатские производители. Вместо этого ставка была сделана на производство менее заметных, но не менее необходимых товаров. Сегодня целые отрасли формально более продвинутой промышленности не могут существовать без комплектующих из Германии. Достаточно назвать расположенную в крохотном городке Остбеверн фабрику Friwo, которая делает зарядные устройства для большинства мобильных телефонов. Те небольшие фирмы, которые некогда были мышцами промышленного тела Германии, теперь выполняют ту же функцию в мировом масштабе.

В конце XIX начале XX века изменения в научно-технической базе производства были настолько значительны и привели к таким последствиям в организации хозяйства, что они получили определение «второй промышленной революции». В этот период получают развитие три взаимосвязанных процесса: изобретения, инновации и распространение новых технологий. Изобретение означает какое-либо новшество механического, химическою или электрического характера. Чтобы изобретения приобрели значение для экономического развития, они должны быть внедрены в хозяйственный процесс, тогда они становятся инновациями. Распространение инноваций внутри данной страны, между отраслями и между странами есть процесс диффузии технологии. Распространение или диффузия технологий зависит от условий в различных отраслях и регионах страны, наличии и сочетании факторов производства в них, а также культурной среды. Технологические сдвиги в рассматриваемый период были обусловлены изменением энергетической базы производства. Пар был вытеснен электричеством, начался процесс общей электрификации производства, транспорта, быта. Основой этого процесса стали: изобретение динамомашины (В. Сименс Германия, 1867), генератора (Т. Эдисон США, 1888), трансформатора для передачи энергии на расстояние (Т. Эдисон, 1891), электрической железной дороги (В. Сименс, 1879), лампы накаливания (П. Яблочков - Россия. 1876), электрической плавильной печи (Т. Эдисон, 1877), паровой турбины (Г. Парсонс, 1884). В 1898 i. построена первая гидроэлектростанция на реке Ниагара (США).

Определяющую роль сыграло также изобретение двигателей внутреннего сгорания (Р. Дизель Германия, 1893: И. Отто Германия, 1877), В 1883-1885 г. изобретен автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Произошел технический переворот в металлургии, металлообработке, легкой (автоматический ткацкий станок), полиграфической (механический наборный стан) промышленности. Возникли новые отрасли промышленности электроэнергетика, химическая, нефтяная и нефтехимическая промышленность, автомобилестроение (в 1900 г. в США завод Форда выпускал более 4 тыс. автомобилей в год), производство стали (суммарная выплавка стали возросла с 1870 г. к 1900 в 20 раз). В США изобретена система Тейлора (конвейер), приведшая к гигантскому росту производительности труда. Новая техническая база изменила систему транспорта. К началу XX в. мировой тоннаж парового флота уже превысил мировой тоннаж парусного. Резко выросла мировая железнодорожная сеть, появился электрический (лифт, трамвай, метро), безрельсовый (па базе двигателя внутреннего сгорания) и трубопроводный транспорт. Крупнейшим достижением явилось рождение воздушного транспорта. В начале XX в. все более важных» экономическим ресурсом становится нефть. К этому времени существует три региона ее добычи: Российская империя (Азербайджан, Поволжье). США (Пенсильвания, Техас, Калифорния) и Персидский залив (входил в сферу британского влияния). Другим стратегическим ресурсом стала в этот период селитра. основным регионом добычи которой была Южная Америка. Подобное расположение стратегических ресурсов привело к тому, что Германия, на долю которой приходилось 16 % мирового промышленного производства, зависела от поставок России и США. Такая зависимость влияла на ее политические планы.

Все большую роль на рубеже XIX XX вв. в техническом прогрессе стала играть наука. Возникло высшее техническое образование. Первые втузы появились в 1870-х гг. в Германии (Берлин. Дрезден. Мюнхен и др.), США (университет Дж. Гопкинса в Балтиморе). Японии и других странах. Прогресс техники приобрел значение научно-технического прогресса. Его результаты были, прежде всего, использованы в военно-промышленном комплексе. Военное производство включило в себя достижения металлургии, моторостроения, электротехники, точного приборостроения, химической технологии и пр. Фабрично-заводская индустрия» прежде всего, заменила гладкоствольное ружье на винтовку. деревянные парусные суда на металлические пароходы, а вскоре и на бронированные турбоходы, построила скорострельные пушки, стреляющие более чем на 10 км, создала и применила бездымный порох. В конце XIX в. началась постепенная автоматизация стрелкового оружия-появился пулемет (1883 г., США). Вторая промышленная революция одной из особенностей имела то, о чем уже говорилось выше, -- массовый характер изобретательства на время изобретения одного и того же продукта в различных странах. Это свидетельствовало о том, что уже не отдельные страны, а многие страны вступили в век промышленной цивилизации. Очень часто вторую промышленную революцию называют индустриализацией, индустриальной революцией.

Вторая промышленная революция охватывает период с 70-х годов XIX века по 60-е годы XX века. Она не однородна, мы будем делить ее на два этапа. Первый этап - этап индустриализации, который продолжается до 30-х годов XX века, приводит к формированию развитых капиталистических обществ, где ведущими социальными группами становятся класс буржуазии и рабочий класс. Второй этап второй промышленной революции - это так называемая научно-техническая революция.

Вторая промышленная революция и ее социально-экономические последствия.

План:

Вторая промышленная революция: ее сущность, этапы и итоги.

Социально-политические, культурные последствия второй промышленной революции.

1. Вторая промышленная революция - это технологические изменения 70-х – 90-х годов девятнадцатого столетия. Это период, когда был сделан ряд важнейших изобретений, продолжающих развитие тех социально-экономических изменений, которые были начаты первой промышленной революцией. Перечислить все изобретения практически невозможно, но важнейшие из них мы должны знать: в первую очередь это изобретение электричества и строительство в 80-е – 90-е годы первых паровых электростанций. Телефон – это новое средство связи, несколько раньше появился телеграф (как и фотография в 37-м году). В 70-е – 90-е годы были изобретены телефон, радио. Многие из этих изобретений были сделаны одновременно в самых разных странах мира или разными учеными одной страны вне зависимости друг от друга. Третья группа изобретений связана с использованием новых видов топлива: в первую очередь это нефть и газ. Нефть и газ в конце XIX века применяются еще только для освещения, и на рубеже XIX – XX веков появляется бензин, как топливо для двигателей внутреннего сгорания. Следующая группа изобретений как раз связана с появлением первых автомобилей, которые были построены вне зависимости друг от друга Бенцом и Крайслером в Германии, Фордом в Америке. В начале XX века появляется первый русский автомобиль Яковлева и Фризе. В 1896 году на нижегородской ярмарке они представили первый автомобиль, который вызвал больше возмущения, чем восхищения. В начале XX века появляются первые аэропланы, изобретение которых приписывают братьям Райт. С этого момента, т. е. с 70-х – 90-х годов девятнадцатого столетия, технические, а затем и научно-технические изобретения, следуют одно за другим, постоянно меняя не только промышленность, не только производство, но и бытовую жизнь людей. Практически наступает такая лавина, когда казалось, что техника может справиться со всеми проблемами, когда человек жил в постоянно меняющемся темпе и в постоянно меняющемся мире. С тех пор мы так и живем.

Вторая промышленная революция одной из особенностей имела то, о чем уже говорилось выше, - массовый характер изобретательства одновременность, парралельность изобретения одного и того же продукта в различных странах. Это свидетельствовало о том, что уже не отдельные, а многие страны вступили в век промышленной цивилизации.

В большинстве европейских стран первая и вторая промышленные революции сливаются и выступают в качестве единого процесса. Вместе с развитием индустриализации Европа теряет свою гегемонию в развитии техники. На путь индустриализации встали Соединенные Штаты Америки, а также некоторые страны Азии и, в первую очередь, Япония, ставшая на путь модернизации.


Из Европейских стран наиболее быстрыми темпами вторая промышленная революция или индустриализация развивается в Германии, которая в семидесятые годы, наконец, объединяется. В ней вырастает сильное национал-патриотическое движение, и идея национализма становится одной из ведущих идей. По темпам индустриализации Германия в этот период превосходит все остальные европейские страны. Несколько отстает Франция. Это связано с парижской коммуной, первой в мире социалистической революцией и последовавшей за ее поражением франко-прусской войной.

Всплеск национализма, естественно, мы отмечаем во всех странах, не только в Германии, но, например во Франции. Создатель одного из первых автомобилей, Бенц, имел немецкое происхождение, но родился и долгие годы жил во Франции, и он на своей шкуре почувствовал, что такое национализм. В ходе франко-прусской войны его семья была вынуждена уехать назад в Германию, потому что жить во Франции немцам стало невозможно. И свое главное изобретение он сделает уже в Германии.

Вторая промышленная революция охватывает период с 70-х годов XIX века по 60-е годы XX века. Она не однородна, мы будем делить ее на два этапа. Первый этап – этап индустриализации, который продолжается до 30-х годов XX века, приводит к формированию развитых капиталистических обществ, где ведущими социальными группами становятся класс буржуазии и рабочий класс. Второй этап второй промышленной революции – это так называемая научно-техническая революция. Важнейшие изобретения, свидетельствующие о вступлении промышленной революции в новую фазу, были сделаны в 20-е – 30-е годы, но широкое применение в промышленности и быту они нашли в основном после Второй мировой войны, поэтому в нашей литературе нередко можно встретить выделение в качестве второго этапа именно 1945 год, тем более, что в свое время Никита Сергеевич Хрущев на одном из партийных съездов так и заявил: после Второй мировой войны Советский Союз вступает в эпоху научно-технической революции.

К сожалению, даже среди ученых единого мнения по этим классификациям нет. В реальной истории все эти изменения идут сплошным диффузным потоком, и деление на этапы, периоды носит условный характер. Это делается для облегчения учебного процесса и научной работы. В реальной жизни разделить первую промышленную, вторую промышленную, научно-техническую, компьютерную революции крайне сложно. И это является причиной разногласий по этому вопросу. Хотя социальные, политические изменения явно свидетельствуют о наличии таких периодов, таких этапов.

Научно-техническая революция связана, в первую очередь, с автоматизацией и роботизацией производства, в определенной степени с заменой труда человека трудом машины, т.е. с переходом производства на производство машин, создающих машины. Кроме этого научно-техническая революция связана с революционными изменениями в области связи, с открытием и применением телевидения, с передачей видео и звуковой информации на расстояние. Первый телевизор был изобретен в конце 20-х годов инженером Зворыкиным, конечно, американцем. Он сам в своих воспоминаниях напишет: «Россия дала мне широчайшее образование, благодаря которому я в состоянии был работать в науке, а Америка дала мне материальную возможность претворить мои идеи в жизнь». В 36-м году в Америке впервые началась трансляция телепередач, но развитие телевидения уже в массовом масштабе началось в послевоенный период. Собственно заслуга Зворыкина не в создании телевидения, как такового, а в создании электронной трубки, которая могла передавать, воспринимать изображение. Все остальные компоненты телевидения были сделаны другими учеными.

Особенность научно-технической революции заключается в том, что теперь важнейшие изобретения делают не одиночки, а группы ученых различной специализации. С начала двадцатого века во Франции появляются мощные исследовательские лаборатории и научные институты, но в начале века их было немного. С середины 30-х годов начинается массовое создание научно-исследовательских институтов и лабораторий, как отдельными фирмами, так и в качестве государственных учреждений или созданные академиями наук. Это была потребность времени. Специализация ученых в течение XIX века привела к тому, что уже в 20-е – 30-е годы ученые даже близких специальностей перестали понимать друг друга. Каждая частная наука выработала свой незнакомый и непонятный язык для других наук. Эти лаборатории, институты, научные и проблемные группы объединили ученых разных специальностей, интегрировали язык близких и смежных специальностей, а главное дали великолепные результаты.

Широкое применение ракетной техники в годы Второй мировой войны привело к появлению автоматических линий на производстве взамен конвейера, а конвейер связан с именем Тейлора, хотя на практике конвейер использовался еще в античные времена, но это был конвейер другого типа. Тейлор – это инженер, который работал на заводах Форда. В конце Второй мировой войны появляется новый тип энергии – атомная энергия, которая вначале используется в военных целях и только с середины 50-х, начала 60-х годов в мирных целях. В то же время начинает развиваться электроника, хотя первые вычислительные машины были созданы тоже на рубеже 20-х - 30-х годов, но они были ламповыми, очень громоздкими с очень маленькой памятью, и предназначались они в основном для промышленных целей. О развитии компьютеров будет говориться в лекциях по информационной революции. Научно-техническая революция во многом подготовила революцию информационную, а значит и переход промышленной цивилизации в совершенно новую стадию, так называемого постиндустриального или информационного общества, о котором заговорили уже в конце 50-х начале 60-х годов.

Быстрые темпы индустриализации привели к резкой дифференциации стран, ставших на путь промышленной цивилизации, являющихся ее лидерами, и стран, которые к промышленной цивилизации не приступили. Это являлось экономической основой деления колониальных империй. Ведущей колониальной державой XIX века являлась Великобритания. По мере вступления в эпоху промышленной цивилизации других стран начинается передел, в первую очередь экономический, колоний. Особенно активно борьбу за колонии ведут такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Германия и Япония. В США решалась эта проблема довольно просто, благодаря проникновению американских промышленных товаров в Центральную и Латинскую Америку и вытеснению, по крайней мере, в экономической сфере оттуда бывших колонизаторов, Испании и Португалии, которые по темпам экономического развития были наиболее слабыми в Европе.

Второй этап второй промышленной революции привел к тому, что значительно выросло количество людей наемного труда. Пик численности рабочего класса в мировой истории, т.е. людей наемного труда занятых в промышленности, приходится на 30-е годы XX столетия (во всех странах, кроме Советского Союза). В это время рабочий класс составлял 30% - 35% трудоспособного населения – значительно больше, чем в концеXIX века, и значительно больше, чем в наше время. В период второй промышленной революции усиливаются кризисные явления, присущие капитализму, как таковому. Первые экономические кризисы появляются еще в 20-е годы XIX века, но они носили, как правило, однонациональный характер. До 50-х годов они затрагивали в основном Великобританию. С конца 50-х годов кризисы распространились сразу на несколько стран. Самым сильным мировым экономическим кризисом начинается XX столетие 1901-1903 годов. Причины экономических кризисов, в общем-то, элементарны. Прирост производства промышленной продукции не находит своего потребителя, благодаря тому, что совокупная стоимость произведенного товара значительно больше, чем покупательная способность населения, т.е. наметился разрыв между ценой товара и стоимостью рабочей силы.

Среди первых крупных предпринимателей были люди, которые прекрасно понимали недопустимость подобного положения. Среди этих людей, в первую очередь, надо назвать Генри Форда. Это был единственный человек, который поставил своей целью создание не просто автомобиля, а создание дешевого автомобиля, такого автомобиля, который был в состоянии на свою зарплату купить любой работник заводов Форда. Но компания Форда жила в условиях жесточайшей конкуренции и должна была считаться с общим уровнем цен. В результате этой идеи Форду удалось добиться только в 30-е годы, опираясь на поддержку талантливого американского президента Франклина Делано Рузвельта. Второй экономический кризис 1900 –1903 годов, а для России 1901 – 1903 годов, показал, что капиталистическое общество вступило в новую стадию своего развития, называемую эпохой империализма.

Теорию империализма разрабатывает в первую очередь английский экономист Гильфердинг, во вторую очередь Роза Люксембург, а в третью Владимир Ильич Ленин, который написал работу в свойственном ему духе очень строгую, очень точную, где все было разложено по пунктам. Чем империализм отличается от классического капитализма? Во-первых, это образование монополий, т.е. создание объединений ряда крупных, средних, мелких предприятий, которые разрабатывают единый промышленный цикл. Например, производство автомобилей: от производства металла, отдельных деталей до выпуска готовых машин; нефтяные компании: от добычи нефти до выпуска готовых продуктов, включая, скажем, искусственные ткани, которые готовятся на основе нефти. Монополии не были едины, они имели различные формы: картели, синдикаты, тресты. Вторым признаком империализма по Ленину является объединение промышленной и банковской верхушки, образование, так называемой финансовой олигархии. В годы второй промышленной революции сильно выросла роль банков. Подавляющее большинство изобретателей новой техники не были людьми состоятельными. Для осуществления их идей им нужны были материальные средства, а финансы находились в руках бывшей феодальной знати в большинстве стран мира, которые не в состоянии были эти финансы должным образом использовать. Посредниками между этими финансами и изобретателями и становятся банки, которые рассматривают проекты изобретений и выдают целенаправленные кредиты под строительство того или иного промышленного предприятия, под научные исследования в той или иной области, естественно, претендуя на прибыль данного предприятия или на прибыль от данного изобретения.

Банки сыграли и еще одну удивительную роль. Благодаря тому, что большинство изобретений второй промышленной революции были сделаны одновременно во многих странах, в конце XIX века судебные иски между учеными и техниками друг к другу стали явлением нормальным и постоянным. Из всех изобретателей больше всего судились такой известный человек, как Томас Эдисон, и Дизель, но в результате судебных тяжб Дизель покончил жизнь самоубийством, так и не сумев доказать свой приоритет в изобретении этих моторов. Для этих судебных тяжб роль банков была колоссальна, т.к. любой судебный процесс стоил дорого, но продажа патента и прав на изобретение обходилась еще дороже. Изобретения и их промышленное освоение приносили колоссальные прибыли, очень редко самим изобретателям, гораздо чаще тем же банкам и владельцам промышленных предприятий, которые использовали эти изобретения. Сочетание изобретательских, инженерных способностей и предпринимательских в одном человеке явлением было крайне редким. Пожалуй, только Форд и Тейлор. Второй признак говорит о том, что в начале XX века, особенно в ходе мирового экономического кризиса, банки стали одновременно и владельцами промышленных предприятий. Создавались своеобразные империи внутри промышленности вначале одной страны, а затем и в международном масштабе. Классический пример: такой банкир, как Морган, скупил на среднем западе Соединенных Штатов ряд нефтяных скважин и стал строить нефтеперерабатывающие заводы, обеспечивая финансирование этого производства своими банками. Прямо противоположный пример – семейство Рокфеллеров. Крупнейшие нефтепромышленники в ходе мирового экономического кризиса скупают целый ряд обанкротившихся банков и становятся одновременно и промышленниками и банкирами, т.е. создавая как бы отдельные, свои собственные государства внутри государства. Естественно, что эта финансовая олигархия начинает рваться и к политической власти. Нередко члены семей этих олигархов претендуют на президентские и парламентские посты, еще чаще они покупают политиков или выдвигают из числа своих служащих, создают массированные лоббистские группы в парламентах стран. Третий признак – заканчивается территориальный раздел мира. Четвертый и пятый связаны с начинающейся борьбой за передел мира, вначале экономического, а затем политического, т.е. Первая мировая война была неизбежностью. Она отвечала экономическим закономерностям развития мира. Естественно, эти экономические процессы приводили к достаточно серьезным социально-политическим изменениям. В ходе второй промышленной революции мы замечаем некоторое торможение процессов, свойственных первой промышленной революции. Процесс урбанизации продолжается, но идет более медленными темпами: к началу XX века в развитых странах 50% населения жило в городах, к нашим дням живет около 75%, т.е. темпы урбанизации явно замедлялись. С другой стороны изменяются и демографические показатели, в первую очередь, такой важнейший показатель, как средняя продолжительность жизни населения. Она вырастает с 45 до 65 лет в середине 60-х годов, несмотря на последствия Второй мировой войны, которые этот показатель резко снизили. В настоящее время средняя продолжительность жизни составляет 75-80 лет, в более развитых странах – 83 года. Наша страна, в этом плане, – феномен, за последние десять лет средняя продолжительность жизни мужчин у нас сократилась на двенадцать лет, и разрыв между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин составил 14 лет (за десять лет количество убийств выросло в 30 раз). Демографические показатели и их изменение связаны не только с увеличением продолжительности жизни, но и с замедлением темпов прироста в развитых странах. Начиная с 20-х – 30-х годов, а в большинстве стран уже с начала XX века, падают темпы рождаемости. Большие семьи выходят из моды. Сокращение рождаемости отмечается во всех европейских странах вплоть до сегодняшнего дня, кроме одной развитой страны, начиная с 45-го года, увеличивается рождаемость в Соединенных Штатах Америки. Рост численности жителей США наблюдается не только за счет большого притока иммигрантов, но и за счет резкого увеличения рождаемости.

Общая тенденция экономического развития. На рубеже XIX-XX вв. главной тенденцией развития экономики стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных государственных и частных предприятий, к капитализму, который базируется на многих формах монополии или олигополии.

Изменения в производственных отношениях, которые привели к этому переходу, вызванные бурным развитием науки и техники. В историю период конца XIX - начала XX в. вошел как время второй технологической революции (первая - промышленный переворот), которая продолжалась до Первой мировой войны (1914-1918).

В этот период кардинально изменились основы научного мышления, переживало расцвет естествознание, шел процесс формирования единой системы наук. Тесная взаимосвязь науки с техникой обусловило постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

На рубеже XX в. возникали крупные научные институты, лаборатории, созданные на мощной технической базе. Появилась отдельная звено - научно-исследовательская деятельность, задачей которой стало доведение теоретических решений до технического воплощения, в том числе исследовательско-конструкторские разработки, производственные, технологические и другие исследования. Этот процесс революционных преобразований в области науки впоследствии охватил технику и технологию, что способствовало необычно высоким темпам роста объема мирового промышленного производства (суммарная выплавка стали с 1870 по 1900 г. выросла в 20 раз).

Электрика и электротехника. Важное значение имели изменения в энергетической базе производства и транспорта: паровую энергию было заменено электрической, началась электрификация, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии. В 1867 г. немецкий изобретатель В. Сименс сконструировал электромагнитный генератор с самозбудником, который давал возможность с помощью вращения проводника в магнитном поле получать и вырабатывать электрический ток. В 70-х годах было изобретено динамо-машину, ее можно было использовать не только как генератор электроэнергии, а и как двигатель, который преобразует электрическую энергию в механическую. Через десять лет в США Т. Эдисон изобрел первый современный генератор (1883). В 1891 г. он создал трансформатор, а это решило проблему передачи электроэнергии на значительное расстояние. Промышленные предприятия перестали быть привязанными к энергетической базы. Производство электроэнергии организовали на особых предприятиях - электростанциях.

Внедрение в производство электродвигателей способствовало увеличению скорости станков, повышению производительности труда и создавало предпосылки автоматизации производства. В 1884 г. английский инженер Ч. Парсонсон изобрел многоступенчатую паровую турбину, а в результате ее объединение в единый агрегат с динамо-машиной было создано турбогенератор. В 1896 г. на Ніагарській гидроэлектростанции установили изобретенную перед тем гидравлическую турбину. Возникли новые отрасли промышленности - электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работающие на энергии, которую получали при сгорании паров бензина (Н. Отто) и нефти (Г. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко применяться во всех отраслях промышленности и транспорта, ускорив механизацию сельского хозяйства. В 1906 г. в США с такими двигателями начали выпускать тракторы. Применение их в отдельных хозяйствах американских фермеров началось в 1907, p. массовое же производство освоили лишь в годы Первой мировой войны.

Одной из ведущих отраслей стала электротехника. Российский ученый В. Лодыгин изобрел лампу накаливания с угольной стержнем в стеклянной колбе (1873), а Г. Яблочков - электродуговую лампу (1875), что способствовало распространению электрического освещения. Его начали применять на крупных предприятиях, в крупных городах. Впоследствии конструкцию ламп накаливания изобретатели многих стран усовершенствовали. Так, В. Лодыгин разработал лампу с металлической нитью, в том числе с вольфрамовой. Электрическое освещение постепенно начала вытеснять газовое.

В конце XIX в. получила широкого развития такая отрасль электротехники, как техника средств связи. Совершенствовалась аппаратура проводной телеграфа, началось использование телефонной связи (изобретатель телефона - американец А. Белл, 1876 г.). Первую телефонную станцию построили в 1877 г. в США, в начале 80-х годов они появились почти во всех городах европейских стран. В 1889 г. А. Строуджер запатентовал автоматическую телефонную станцию. С 1895 г. распространялось использование радио, которое сконструировал российский ученый В. Попов.

Металлургия и транспорт. Высокие темпы развития производительных сил нуждались в модернизации старых отраслей промышленности, прежде всего горной металлургии. Именно здесь вводили технические новинки, меняли конструкцию и размер доменных печей. В результате использования конвертеров Г. Бессемера (Англия, 1856) и С. Томаса (Англия, 1878) в важную отрасль выделилось сталеплавильное производство. Получили развитие электрическая сварка, ковка и литье металлов. В 80-х годах было введено электролитический метод получения алюминия, что позволило развивать цветную металлургию. С 1878 г. таким же методом начали получать медь.

Рост объемов производства товаров требовало увеличения скорости перевозки их, а это способствовало развитию и совершенствованию транспорта. В дорожное строительство все больше проникала сталь (железнодорожные рельсы, мосты). "Эру стальных мостов" открыл построен в 1874 г. в США через реку Миссисипи арочный мост возле м. Сент-Луис. Совершенствовалась конструкция пароходов. С 1903 г. началось строительство судов с двигателями внутреннего сгорания - теплоходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства - нефтеналивные танкеры (судна). В 1896 г. немецкий конструктор Г. Зельферт применил для дирижаблей двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком топливе. Первые шаги делала авиация, широкое развитие которой стал возможным после установки на самолетах легких и компактных бензиновых двигателей. В 1903 г. в США братья В. и О. Райт совершили четыре полеты на самолете с двигателем внутреннего сгорания. Сначала самолеты имели спортивное значение, впоследствии их стали использовать в военном деле, а позже - для перевозки пассажиров и грузов.

В эпоху НТР благодаря промышленному производству автомобилей с 90-х годов появился новый вид транспорта - автомобильный. Успеха внедрения автомобилей способствовало изобретение ирландского инженера Дж. Денлоп - резиновые шины (1895). На заводах Г. Форда в 1912-1913 гг. впервые применили конвейер. Высокие темпы развития автомобилестроения способствовали широкому строительству шоссейных дорог.

Технология и организация производства. В период второй технологической революции значительного развития приобретает химическая промышленность. Химические методы обработки сырья проникают практически во все отрасли производства. Началось производство искусственных (анилиновых красителей). В таких отраслях, как машиностроение, электротехническое производство, текстильная промышленность, стали широко применять химию синтетических волокон - пластмассы, изоляционные материалы из искусственного волокна, искусственного каучука и др. В 1869 г. американский химик Дж. Хайєт получил целлулоид, в 1906 г. Л. Бакеланд добыл бакелит, затем было получено карболіт и другие пластические массы, которые сразу внедряли в производство. Основой для производства нітрошовку стали разработки французского инженера Г. Шардона (1884). Исследования 1899-1900 гг. российского ученого И. Кондакова дали возможность получить искусственный каучук из углеводов. Были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п., предложены методы изготовления аммиака - основы для азотных соединений, необходимых в производстве красителей, минудобрений и взрывчатых веществ. В сельском хозяйстве начали широко применять минеральные удобрения.

Проблему удовлетворения растущей потребности в жидком топливе на новых видах транспорта решил крекинг-процесс - метод разложения нефти при высоких давлениях и температурах. Он обеспечил повышенный выход бензина, и в 1916 г. в США это были внедрены в промышленное производство. Еще в 1903-1904 гг. российский химик О. Фаворский открыл метод производства жидкого топлива из твердого топлива. Промышленное же изготовления легкого топлива из угля осуществил немецкий инженер Ф. Бергиус, что имело важное экономическое и военное значение для Германии, в которой не было природных нефтяных ресурсов.

В производственную сферу проникала автоматизация производства в легкой, полиграфической и других отраслях промышленности. Началась автоматизация станков, широко внедрялась в другие производства поточная система, которая возникла в консервном и спичечному производствах. Особенно важную роль в развитии машиностроения отыграл изобретение конвейера. Благодаря его внедрению в производство уже в 1914 г. на заводах Форда составления одного автомобиля длилось лишь 1,5 часа.

Внедрение поточного производства изменило характер заводского оборудования в машиностроении. Вводили специализированные станки для изготовления деталей - винтов, болтов, шайб и т.д. В текстильной промышленности в 1890 г. появился автоматический ткацкий станок.

Значительный шаг был сделан в военном оснащении: автоматизация стрелкового оружия и артиллерии (1883 г. - пулемет Максимова, несколько типов автоматических винтовок), появление бронеавтомобилей, производство взрывчатых средств, широкое использование средств воздухоплавания и авиации. С 1915 г. самолеты вооружают пулеметами, появляются самолеты-бомбардировщики, создают большие надводные корабли (панцирники), становится реальным подводное плавание.

Первая мировая война требовала большого количества оружия и оснащения. Если количество изобретений периода промышленного переворота выражалось двузначным числом, то в эпоху технологической революции - четырехзначным. Больше всего изобретений запатентовал американец Т. Эдисон (более 1000).

Результаты технологической революции. Основные последствия технологической революции такие:

1. Промышленный переворот XVIII-XIX вв. дал толчок становлению машинной индустрии, вызвал изменения в социальной структуре общества: создание двух новых классов - буржуазии и наемных рабочих, утверждения господства буржуазии. В отличие от него результатам второй технологической революции стали изменения в технике и технологии производства, реконструкция машинной индустрии, превращение науки на непосредственный фактор производства. Поэтому эту революцию называют не промышленной, научно-технической. Она обеспечила резкий рост производства: за 1850-1900 гг. добыча угля увеличилось в 10 раз, нефти - в 25, выплавка стали за 1870-1900 гг. возросла более чем в 50 раз.

2. Вторая технологическая революция обеспечила появление многих новых отраслей промышленного производства, которых раньше не знала история: электротехнической, химической, нефтеперерабатывающей, автомобилестроительной и др.

3. Происходила не только диверсификация отраслей и подотраслей (машиностроение: производство локомотивов, автомобилей, самолетов, кораблей - речных и морских, трамваев и т.п.).

4. Изменения в технологии производства, применение новых материалов и быстрое развитие новых отраслей и машиностроения обусловили изменения в структуре черной металлургии, вследствие чего значительно вырос спрос на сталь.

5. Технологическая революция вызвала изменения в мировой отраслевой структуре промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Эти изменения привели к усилению концентрации производства, стали преобладать крупные предприятия. Такие структурные сдвиги вызвали резкий рост размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечения дополнительных капиталов достигалось путем выпуска акций и создания акционерных обществ.

6. В результате второй технологической революции вместо индивидуальной частной формы собственности основной становится акционерная, в сельском хозяйстве - фермерская: два варианта хозяйствования - американский (США и Канада) и прусский. Для Европы было характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Развивались также кооперативная и муниципальная формы собственности. В 1913 г. в США на предприятиях, которые принадлежали акционерным обществам (28% всех предприятий), работало 80% рабочих. В Германии создания акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строительство и железной дороги. С разрешением выпуска мелких акций номиналом до 1 фунта стерлингов в 1895-1905 гг. происходит значительный рост акционерных обществ в Англии. Несколько медленными темпами этот процесс осуществлялся во Франции. Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств мелких товаропроизводителей и служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. Основными видами кооперации, которые возникли до 1914, p. были потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилая. К началу Первой мировой войны Россия, в состав которой входила значительная часть украинских земель, занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объединенных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. кооперативов объединяли 20 млн человек, в США в 600 кооперативах находилось 70 тыс. человек.

Монополизация производства. Муниципальная собственность и хозяйство возникли в городах и в сельской местности в последней трети XIX в. в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы). Государственная собственность в конце XIX - начале XX в. формировалась двумя основными путями: за счет госбюджета (более распространенный в странах Старого света) и в результате национализации частных предприятий (преимущественно в странах переселенческого капитализма). Завершением этой цепочки изменений стало образование монополистических союзов - монополий, как в области производства, так и в области капиталов (финансовых источников).

Капиталистическая монополия - это объединение капиталов, что возникает на основе высокого уровня концентрации производства и капитала для сосредоточения производства и сбыта значительной части продукции отрасли, установление монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей. Простейшими формами монополий является пул, конвенция, корнер, ринг; более зрелыми - картель, синдикат, трест, концерн.

Причины монополизации такие:

1) рост минимальных размеров капиталов;

2) стремление предпринимателей получить максимум прибыли за счет вытеснения конкурентов и установления барьеров для вхождения в отрасль;

3) предоставление правительством какой-либо одной фирме привилегий на поставку газового топлива, электроэнергии, телефонных услуг (естественные монополии) в связи с развитием коммунального хозяйства;

4) развитие патентного права, различные махинации и злоупотребления вплоть до прямого шантажа и разбоя.

Постепенно менялась роль банков в экономике - из пассивного посредника в платежах банк превратился в активного участника рынка. Происходили концентрация и централизация банковского дела. Сами банки часть капиталов вкладывали в промышленность, выступая уже как организаторы производства. Образовался финансовый капитал. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя компании, устанавливали над ними контроль, подчиняя их путем скупки акций, направляя своих представителей в правление трестов, а иногда образуя новые тресты. Примером может служить деятельность банка Ж. Моргана, под контролем которого оказались огромные корпорации в энергетике и электротехнике ("Дженерал электрик"), телеграфно-телефонной связи (АТТ), автомобилестроение ("Дженерал моторс") и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом - "Юнайтед стейтс стил", под контроль которой было взято 3/5 американского производства стали. Промышленники часто превращались на банкиров. Например, Т. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания Национального городского банка Нью-Йорка, который стал основой современного "Чейз Манхэттен-банк".

Из числа наиболее влиятельных банкиров и предпринимателей в процессе усиления финансового капитала образовалась финансовая олигархия.

Возросло значение внешней торговли. Увеличение масштабов производства потребовало расширения рынка. Международная торговля с 1891 по 1910 г. увеличилась в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, который объединял все регионы земли. Важным звеном системы стали бирже крупных городов мира, которые ежегодно регистрировали изменения мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный обмен превращался в необходимое условие дальнейшего развития производства и рынка. Активизировался мировой движение не только товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы, капитала.

Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государственные и коммунальные займы, прямые и портфельные инвестиции, кредиты. Наибольшего развития государственные и коммунальные займа вступили во Франции, яйу называли мировым ростовщиком. Кроме процентов, страна-экспортер имела, как правило, дополнительные выгоды. Например, Франция, предоставляя заем Турции на 2,2 млрд франков, получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецкими морскими портами, оказывая влияние на деятельность главного банка страны - Оттоманского. Турция фактически превратился в полуколонию страны-кредитора.

Ведущей страной прямых и портфельных инвестиций была Великобритания, капиталовложения которой до 1900 г. за рубежом составили 20 млрд долл. Франция вывезла 10 млрд долл., Германия - 5 млрд, США - 0,5 млрд долл., к тому же страна еще и оставалась должником Европы.

Развитие монополий в начале XX в. практически уничтожил государственную конкуренцию. Она сохранилась на мировом уровне как конкуренция за сферу влияния. Примером может служить конкуренция двух крупнейших электрических компаний мира - американской "Дженерал электрик" и немецкой АЕГ. Вторая, обладая капиталом в 1,5 млрд марок, была огромным предприятием по производству различной продукции - от кабелей и изоляторов до автомобилей и летательных аппаратов. В 1907 г. эти компании заключили договор о разделе рынков: "Дженерал электрик" получила для своей продукции рынки США и Канады, АЕГ - Европы и части Азии. На мировом уровне использовались любые методы поощрения на внутреннем рынке, вплоть до промышленного шпионажа. Монополиям способствовала государство, которая меняла таможенные и железнодорожные тарифы в их интересах.

Конкуренция за сферы влияния сопровождалась территориальной экспансией. В последней четверти XIX в. борьбу за территории в Азии, Африке и Тихом океане вели индустриальные государства: Великобритания, Франция, США, Япония, Бельгия, Голландия, Португалия, Испания. За 1884-1900 pp. Великобритания приобрела 3,7 млн кв. миль с населением 57 млн человек, Франция - соответственно 3,6 млн кв. миль и 36 млн человек, Германия - 1 млн кв. миль и 16 млн человек. На начало XX века группа государств в основном завершили территориальный раздел мира.

Следовательно, изменения в технике и технологии производства и в развитии производительных сил, вызванные второй технологической революцией, создали материальные предпосылки для образования монополий и перехода от капитализма промышленной стадии и свободной конкуренции к монополистической стадии. Сначала эпоху структурных институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием империализм (от латинского імрегіим - власть), позже распространился срок монополистический капитализм. Проявление и регулярная цикличность экономических кризисов в конце XIX - начале XX века. (1873, 1883, 1893, 1901, 1902 и др.) способствовали процесса монополизации экономики. Разорение мелких и средних предпринимателей в период кризисов способствовали концентрации и централизации производства и капитала. Их уровень в странах не был одинаковым, но в конце XIX - начале XX в. монополия как форма организации производства и капитала заняла господствующее положение.

На этом историческом этапе изменяется лидерство стран мира: ведущие места по промышленным развитием занимают молодые капиталистические страны - США и Германия, значительно продвинулась Япония, тогда как прежние лидеры - Великобритания и Франция - отстают. Центр мирового экономического развития с Важнейшими перемещается в Северную Америку. Первой державой мира на долгое время становятся Соединенные Штаты Америки. Мощный экономический рывок Германии дает возможность Бисмарку в 70-80-х годах XIX в. начать борьбу за гегемонию в Европе. Этим обусловлен курс на милитаризацию страны.

В конце XIX в. в Европе наметились основные контуры коалиций, которые противостояли друг другу. Завершилось оформление их в начале XX ст., что привело европейский мир, его народы до Первой мировой войны.

Изучив эту главу, вы узнаете:

  • o в чем суть второй промышленной (технологической) революции;
  • o каковы причины акционирования, формы и виды акционерных компаний;
  • o каковы причины монополизации, формы и виды монополий;
  • o какие причины привели к формированию финансового капитала;
  • o что привело к образованию финансовых групп и созданию финансовой олигархии;
  • o в чем причины экономических кризисов;
  • o каковы причины перехода от политики "фритредерства" к протекционизму;
  • o в чем причины экономического и территориального раздела мира и последовавшей за этим милитаризации экономики;
  • o какие причины стимулировали стремление стран к экономической модернизации и как она осуществлялась в различных странах мира.

Ключевые термины: вторая технологическая революция, акционерные компании, монополии, картель, синдикат, трест, экономический кризис, финансовые группы, финансовая олигархия, колониальная политика, фермерский (американский) и прусский пути развития сельского хозяйства, демпинг, кропперство, дзайбацу, экономическая политика, страны "второго эшелона"

Экономическое развитие мира в конце XIX - начале XX в.: основные тенденции

Последняя треть XIX - начало XX в. было периодом глубоких и качественных перемен, завершивших этап развития капитализма классического образца, радикально преобразивших облик прежнего общества и подготовивших его вступление в качественно новую фазу развития.

В ряде индустриальных стран Западной Европы, Америки и некоторых азиатских государствах набирали силу процессы, которые характеризовали вступление капитализма в монополистическую стадию развития и усиление государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Вторая технологическая революция

Огромное влияние на развитие хозяйственной жизни оказывали успехи науки и техники. Научно-технические достижения легли в основу второй технологической революции. Первой технологической революцией являлся промышленный переворот.

Основу второй технологической революции составили изменения энергетической базы производства. На смену паровой энергии пришло электричество и началась электрификация производства. Появились технологии получения, передачи и приема электроэнергии. Началось создание новых производств, таких как электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

Открытие анилиновых красителей (1856 г.), создание паровой турбины (1884-1889 гг.), автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, дизель-мотора (1896-1899 гг.), аэроплана (1903 г.) оказали сильное воздействие на рост промышленного производства, завершение перехода к крупной машинной индустрии, становление новых отраслей промышленности.

В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте и в военной технике. Началась механизация сельского хозяйства.

Значительных успехов добилась химическая промышленность. Появились искусственные красители, пластмассы, искусственный каучук. Были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты и соды. В сельском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения.

Огромное влияние на промышленный подъем оказала бурно развивавшаяся металлургия. Новые способы получения стали, разработанные англичанином Г. Бессемером (1885 г.) и французом П. Мартеном (1864 г.), резко увеличили и удешевили производство. Английский металлург С. Томас (1873 г.) разработал способ очистки жидкого чугуна, позволивший использовать богатые залежи фосфористой железной руды. Мировое производство стали с 1870 г. по 1900 г. увеличилось в 56 раз. Мир перешел из "железного" в "стальной" век.

Увеличение выплавки стали создало основу для роста машиностроения. Переход от парового молота к мощным прокатным станам обеспечил массовый выпуск стальных плит, труб и рельсов. Создавались условия для более энергичного железнодорожного строительства и развития океанского судоходства. В Европе наиболее развитой и протяженной сетыо железных дорог обладали Англия и Германия. В США в это время закончилось сооружение нескольких трансконтинентальных линий. Общая протяженность железных дорог с 1870 по 1900 г. выросла с 210 до 790 тыс. км.

Возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства - танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация.

В 1895 г. русским ученым А. С. Поповым было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.

Ускорение технического прогресса, быстрое расширение промышленного производства, происходившее в странах, вступивших в фазу ускоренной индустриализации, способствовали оформлению их экономического неравенства, приобретшего скачкообразный характер. Так, с 1870 по 1900 г. физический объем промышленного производства в Англии увеличился в 1,8 раза, в Германии и США он вырос в 3,7 раза (в США это произошло за сравнительно короткий срок - с 1880 по 1900 г.). Приведенные цифры показывают, что к концу XIX в. произошла смена мирового лидера. На место бывшей "владычицы морей", "мастерской мира" - Англии пришли новые государства, стремившиеся не только к экономическому, но и политическому лидерству: США и Германия.

Еще в 1860 г. Соединенные Штаты занимали лишь 4-е место в мире по объему промышленного производства, но уже в 1890-е гг. они прочно заняли 1-е место, превратившись в высокоразвитую индустриально-аграрную страну. Экономический динамизм был обусловлен наличием огромных естественных ресурсов, удобными речным и морским сообщениями, ввозом капиталов из Англии и других европейских государств, иммиграцией, обеспечивавшей постоянный приток рабочей силы, отсутствием феодальных отношений в обществе и современной, постоянно развивавшейся системой государственно-правовых институтов, гарантировавших экономическую и политическую свободы граждан.