Перевозка различными видами транспорта. Виды перевозок

Вышеперечисленные автодороги обеспечивают связность основных экономических центров района, одновременно формируя потенциал их развития. Важнейшим фактом для социально-экономического развития района стало то, что часть этих дорог прошла в стороне от основных сельских систем расселения, усилив негативные демографические процессы в сельской местности (снизив доступность и, таким образом, простимулировав отток населения). Сложившаяся система также привела к деградации системы межпоселенческих дорог и дорог в населенных пунктах, в особенности в линейных системах расселения. Техническое состояние большинства дорог можно оценивать лишь как удовлетворительное, практически все региональные дороги требуют реконструкции и модернизации.

Основной транспортной магистралью Дмитриевского района является трасса Тросна – Калиновка, пересекающая территорию района с северо-востока на юго-запад. От основной автотрассы отходят ответвления на юго-восток. Трасса Дмитриев – Фатеж, проходящая в меридиональном направлении, также имеет подчинённую структуру дорог местного назначения. На всех направлениях от основных дорог есть ответвления к населенным пунктам, соответствующие системе расселения района.

Таким образом, развитие транспортной сети Дмитриевского района обусловлено системой расселения и на локальном уровне повторяет её структуру. Поэтому основным направлениям развития дорожной сети должно стать увеличение связности автодорожной сети через модернизацию и строительство автодорог, связующих основные оси расселения.

Грузоперевозки

На протяжении последних нескольких лет для Курской области характерен постоянный рост грузооборота как автомобильного, так и железнодорожного транспорта.

Общий объём грузоперевозок с учётом малых предприятий и индивидуальных предпринимателей составил в 2007 году 108,0 тыс. тонн при объеме грузооборота 5874 тысяч т/км.

В Дмитриевском районе начиная с 2003 г. объем перевозок грузов постепенно увеличивался и в 2005 году он вырос на 64% по отношению к уровню 2003 г. С 2005 по 2007 год объём перевозки грузов сократился на 35% (в 2007 году он достиг уровня 2003 года). Такая же динамика характерна и для грузооборота.

Таблица 16 – Количество перевезенных грузов, тыс. тонн и грузооборот, млн.тонн/км

Наименование показателя

Перевезено грузов

Грузооборот

Пассажирские перевозки

Основу транспортного обеспечения Дмитриевского района составляет автомобильный транспорт. Основным предприятием, осуществляющим перевозку пассажиров, является Дмитриевская автоколонна -1684 . Имеющийся автобусный парк обслуживает 8 пригородных маршрутов и один междугородний «Дмитриев – Курск».

Развитая сеть автомобильных дорог позволяет доставлять грузы практически в любую точку района и области.

На протяжении последних лет в районе наблюдается увеличение пассажирооборота.

Пассажирооборот 2007 года составил 8577 тысяч пассажиро-километров (с ростом к уровню 2006 года на 7%), в 2007 г. перевезено 248 тысяч пассажиров (104,2% к уровню 2006 г.).

      1. Инженерная инфраструктура

Водоснабжение

Источниками водоснабжения населения района служат, в основном, подземные воды. 37.2% жилого фонда в Дмитриевском районе обеспечено водопроводом. Извлечение подземных вод из недр осуществляется одиночными скважинами, централизованными водозаборами, шахтными колодцами. В целом по району преобладают децентрализованные водозаборы, состоящие из одной или нескольких скважин. Используются также и поверхностные воды. Питание рек происходит за счет поверхностных и грунтовых вод. Всего на территории Дмитриевского района 170 артезианских скважин, 85 водонапорных башен (Рожновского) и более 175.55 км магистрального водопровода.

Таблица 17 – Характеристика водопотребления Дмитриевского района

Водопроводы

Единица измерения

Установленная производственная мощность водопровода

тыс. м3 в сутки

Одиночное протяжение уличной водопроводной сети

Отпущено воды своим потребителям

из них: населению

на коммунально-бытовые нужды

За 2005-2007 г. произошло значительное сокращение потребления воды – на 487 тыс. м 3 . Показатель среднесуточного отпуска воды на человека за 2007 год достаточно низкий и составляет около 48,6 л/сут., что связано с проживанием большей части населения в сельской местности.

Водоснабжение в г. Дмитриев осуществляется за счет подземных вод.

В Дмитриевском районе действует 2 водозабора: «Полевой» (7 артскважин) и «Дачная» (1 артскважина) с годовым объемом подъема воды 400 тыс. куб. м, из них 40% объема для нужд населения, 31,5 км наружных водопроводных сетей, канализационный коллектор протяженностью 7,8 км. Для покрытия дефицита питьевой воды г. Железногорска действует водозабор «Берёзовский», расположенный в селе Берёза, мощностью 29,7 тыс. куб. м/сутки.

Подача воды в районе производится электрическими насосами производительностью 6-10 куб. м/час с накоплением в башнях и передачей потребителям по магистральным сетям, в т.ч. и на водозаборные колонки. Протяженность уличных сетей в населенных пунктах незначительна – от одного до четырех километров.

Таблица 18 – Показатели качества воды в Дмитриевском районе

Удельный вес нестандартных проб по физико-химическим

показателям

Удельный вес нестандартных проб по микробиологическим показателям

Удельный вес нестандартных проб воды из скважин в Дмитриевском районе

Удельный вес нестандартных проб воды из скважин в среднем по Курской области

Показатели качества водопроводной воды в Дмитриевском районе

Показатели качества водопроводной воды в среднем по Курской области

водоснабжения (колодцы, каптажи родников) в Дмитриевском районе

Показатели качества воды из источников нецентрализованного

водоснабжения (колодцы, каптажи родников) в среднем по Курской области

Удельный вес нестандартных проб воды водоемов в Дмитриевском районе

Удельный вес нестандартных проб воды водоемов в среднем по Курской области

Проведенный мониторинг питьевой воды показал, что в настоящее время загрязнение воды в скважинах Дмитриевского района отсутствует, а удельный вес нестандартных проб по физико-химическим и биологическим показателям в водопроводной сети, источниках нецентрализованного водоснабжения ниже, чем в среднем по Курской области. Показатель загрязнения водоёмов Дмитриевского района выше, чем в среднем по Курской области.

В последние годы в Курской области активизировалась деятельность по охране и рациональному использованию водных ресурсов. Наиболее надёжным способом защиты водных ресурсов является оборотное водоснабжение. В настоящее время в области ведутся работы по созданию систем оборотного водоснабжения на многих предприятиях. Это положительно скажется на состоянии водных ресурсов, в том числе и Дмитриевского района.

Водоотведение

Основным источником загрязнения водоемов являются неочищенные сточные воды населенных пунктов и поверхностные стоки. Особую опасность представляют неорганизованный сбор и сток отходов ферм, поверхностные воды неканализованных поселений.

В настоящее время в Дмитриевском районе нет централизованных систем канализации. Очистные сооружения, построенные в 1967 году, проектной мощностью пропуска сточных вод 250 куб/ сутки обеспечивают очистку 548 куб/сутки. В сельских населенных пунктах таких систем нет.

Таблица 19 – Характеристика системы водоотведения Дмитриевского района

Наименование показателя

Единица измерения

Установленная пропускная способность очистных сооружений канализации

тыс. м3 в сутки

Одиночное протяжение уличной канализационной сети

Пропущено сточных вод за год, всего

в том числе через очистные сооружения

Теплоснабжение

Теплоснабжение капитальной жилищно-коммунальной застройки г. Дмитриев осуществляется от встроенных и отдельно стоящих котельных небольшой производительности, оборудованных котлами типа "Универсал". Промышленные предприятия снабжаются теплом от индивидуальных котельных. Отпуск тепловой энергии за 2007 г. по Дмитриевскому району составил 27,6 тыс. Гкал. Топливом для котельных служит мазут и уголь. В 2009 году планируется перевод котельных на газ.

  • Центр документации новейшей истории справочник

    Интернет справочник

    ... региону» , ... с ограниченной ответственностью «Внедренческое производственное... 104 Общество с ограниченной ответственностью «Научное сельскохозяйственное... Общество с ограниченной ответственностью «Торгово-коммерческий центр» открытого акционерного общества ...

  • Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т общество с ограниченной ответственностью «ресторанная объединенная сеть и новейшие технологии евроамериканского развития ресторантс» код эмитента 36016-r за i квартал 2008 года

    Документ

    Стране (странах) и регионе , в которых эмитент... консультационных и внедренческих услуг в... эмитента в области научно -технического развития, в... и офисных центров ; 3)Увеличение гостевой... обществом )) и Заемщиком (Обществом с ограниченной ответственностью ...

  • Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т за 2 квартал 2005 г общество с ограниченной ответственностью «группа компаний «русагро»

    Документ

    ... «ноу-хау»; – научно -исследовательская и внедренческая деятельность в области международных... ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГРУППА КОМПАНИЙ «РУСАГРО» Пояснительная записка к Балансу за 2004 год Общество с ограниченной ответственностью ...

  • Развитие торговли требует поисков методов ускорения доставки грузов как внутри страны, так и за ее пределы. Для этого используются различные виды перевозок. К сожалению, на данный момент отечественная транспортная отрасль несколько отстает в своем развитии. Тем не менее перевозки осуществляются достаточно оперативно.

    Транспортная логистика

    Транспортная логистика подразумевает организацию перемещения объектов в заданный пункт с разработкой оптимального маршрута. Можно выделить следующие основные задачи:

    • выбор одного или нескольких транспортных средств, которые являются оптимальными для перевозки конкретного груза;
    • определение типа перевозки;
    • выбор субъекта, который будет непосредственно осуществлять доставку груза;
    • оптимизация временных и материальных затрат на транспортировку.

    Перевозка и транспортировка

    Достаточно часто можно услышать, что такие понятия, как транспортировка и перевозка отождествляются. Такое утверждение является неправильным. Так, перевозки - вид деятельности, в результате которого перемещается само и, как следствие, груз, который находится на нем. Транспортировка же - это более широкое понятие. В него также включают возможность доставки товара с использованием трубопровода или же путем перекачки.

    Виды перевозок

    С развитием транспорта непременно развивается и торговля, ведь появляются новые возможности по доставке грузов в любую точку страны и за ее пределы. Так, в соответствии с классификационными признаками, можно выделить следующие основные виды перевозок:

    • В соответствии с видом транспорта:
      • железнодорожные;
      • автомобильные;
      • морские и речные;
      • авиационные.
    • В соответствии с объектом:
      • перевозка пассажиров;
      • перевозка грузов.
    • В соответствии с количеством транспортных организаций, участвующих в перевозке:
      • местного сообщения (в перевозке задействовано одно транспортное предприятие);
      • прямого сообщения (на основании одного документа работают несколько транспортных предприятий одного вида);
      • прямого смешанного сообщения (доставка груза осуществляется посредством нескольких перевозчиков, использующих различные транспортные средства).

    Виды перевозок грузов

    Торговые отношения неразрывно связаны с необходимостью в различные точки региона и за его пределы. Виды перевозок грузов определяются не только типом транспортных средств, но также и разновидностями самих грузов. Так, можно выделить следующие основные пункты:

    • перевозка длинномерных грузов (требует приложения серьезных усилий к обеспечению сохранности товара, а также безопасности как транспортировщика, так и других участников движения);
    • перевозка скоропортящихся грузов (осуществляется на автомобильном транспорте с использованием специального оборудования с соблюдением особого температурного режима, определенного санитарными нормами);
    • перевозка сыпучих грузов (требует соблюдения специальных требований относительно тары в целях обеспечения сохранности товара и безопасности всех участников движения);
    • перевозка грузов цистернами (материал, из которого изготовлена цистерна должен соответствовать нормативным требованиям нормам, соответствующим конкретному виду транспортируемой жидкости);
    • перевозка неделимых грузов (подразумевает перемещение масштабных конструкций или монолитных деталей, что требует тщательного подхода к выбору средства транспортировки, а также разработки маршрута);
    • грузовые перевозки в контейнерах (на данный момент, являются одними из наиболее распространенных ввиду их удобства и универсальности).

    Автомобильные перевозки

    Автомобильный транспорт достаточно широко используется в грузовых и пассажирских перевозок ввиду развитой сети путей сообщения. На данный момент именно этот способ является самым распространенным. Выделяют следующие виды автомобильных перевозок:

    • В соответствии с объектом:
      • грузовые;
      • пассажирские (легковые автомобили, автобусы и микроавтобусы);
    • В зависимости от отрасли:
      • промышленные;
      • сельскохозяйственные;
      • строительные;
      • торговые;
      • почтовые;
      • прочие.
    • В зависимости от масштабов партии грузов:
      • массовые перевозки однородных грузов;
      • мелкие партии товаров различных наименований.
    • По территориальному признаку:
      • технологические (выполняются внутри производственного предприятия);
      • городские (на небольшие расстояния в пределах населенного пункта);
      • пригородные (не далее, чем на 50 км за пределы города);
      • внутри- и межрайонные;
      • междугородные;
      • международные.
    • По временному признаку:
      • на постоянной основе;
      • сезонные (в определенное время года);
      • эпизодические (не имеют систематического характера).

    Автомобильный транспорт широко используется в перевозках пассажиров. Насчитывается огромное количество рейсовых, а также нерегулярных маршрутов внутри населенного пункта и за его пределы, а также междугородные и международные. К особым категориям, стоит отнести следующие виды пассажирских перевозок:

    • экскурсионные и туристические (выполняются как по традиционным маршрутам, так и по специальным заказам);
    • перевозки учащихся (из отдаленных районов к образовательным учреждениям и обратно);
    • служебные (доставка рабочих на объекты предприятия).

    Положительные стороны и недостатки автомобильных перевозок

    Автомобильные перевозки характеризуются целым рядом преимуществ, а именно:

    • возможность доставки груза от склада к непосредственному конечному пользователю;
    • гибкость в выборе маршрута перевозки;
    • скорость и оперативность доставки;
    • достаточно большое количество фирм, оказывающих услуги подобного рода, что предоставляет возможности для выбора.

    Говоря о перевозках грузов автомобильным транспортом, следует выделить ряд существенных недостатков:

    • высокая себестоимость ввиду дороговизны топлива;
    • небольшая грузоподъемность по сравнению с другими видами;
    • зависимость скорости доставки от погодных условий;
    • необходимость оперативной погрузки-разгрузки;
    • высокий риск хищения транспортного средства, а также повреждения груза вследствие ДТП.

    Железнодорожные перевозки

    Железнодорожный транспорт имеет лидерские позиции в отрасли. Это обусловлено следующими преимуществами:

    • широкие возможности для перевозки любых видов грузов независимо от погодных условий;
    • высокая скорость передвижения на большие расстояния;
    • четкий и регулярный график движения составов;
    • высокий уровень безопасности и надежности по сравнению с другими видами перевозок;
    • сравнительно невысокая себестоимость.

    Из недостатков стоит отметить физическую невозможность доставки груза к непосредственному пункту потребления.

    Выделяют пассажирские и грузовые виды железнодорожных перевозок. Что касается первой категории, то наибольшим спросом пользуются пригородные и междугородные маршруты. Также осуществляются многочисленные виды грузовых перевозок. Номенклатура составляет несколько десятков тысяч наименований. Наибольшая доля (80 %) приходится на массовые грузы - полезные ископаемые, минеральные удобрения, лес, черные металлы и прочее.

    Авиационные перевозки

    Авиационные перевозки грузов могут быть классифицированы следующим образом:

    • простые (или генеральные) - подразумевают оперативную перевозку штучного упакованного груза, который находится в собственности заказчика услуги;
    • попутные - подразумевает использование транспорта, который курсирует в нужном направлении с определенной целью (такие виды транспортных перевозок отличаются дешевизной);
    • сборные - подразумевают накопление на складе штучных грузов от разных заказчиков и отправление их одним самолетом после того, как будет достигнут оптимальный объем для окупаемости рейса.

    Достоинства и недостатки авиационных перевозок

    Перевозка грузов авиационным транспортом характеризуется целым рядом преимуществ:

    • самая большая скорость доставки груза к месту назначения среди всех известных видов транспорта;
    • выбор кратчайшего маршрута;
    • обеспечение надежности и сохранности груза;
    • большой выбор компаний-перевозчиков.

    Если говорить о недостатках авиационных перевозок, то следует отметить такие моменты:

    • высокие тарифы на услуги авиакомпаний (а потому целесообразно использовать данный метод только в случае с особоценными или объемными грузами);
    • зависимость сроков поставки от погодных условий.

    Перевозки водными видами транспорта

    Уже несколько десятков столетий подряд морской и речной используются для переправления грузов. Стоит отметить, что это, пожалуй, самый древний из известных видов перевозок.

    Посредством морского транспорта могут быть переправлены практически все известные виды грузов. Это и нефть (а также продукты ее переработки), и сыпучие материалы, и древесина, и транспортные средства, и продукты питания, и многое другое. Кроме того, стоимость подобных услуг сравнительно невысокая. Стоит отметить, что ряд грузов можно транспортировать исключительно морским путем (например, нефтяные платформы).

    Если говорить о недостатках морских перевозок, то следует выделить такие моменты:

    • ограниченная география (именно поэтому водный транспорт редко используется самостоятельно, а является одним из средств прямого смешанного сообщения);
    • длительный период доставки, который обусловлен спецификой транспортного средства, географическими особенностями и погодно-климатическими условиями;
    • курсируют не так часто, как другие виды транспорта;
    • многочисленные нормативные требования и жесткая стандартизация упаковки, крепления и прочих характеристик грузов.

    Самыми распространенными типами перевозок на морском транспорте считаются следующие:

    • навалочные - используются для сыпучих органических грузов, которые не приспособлены для помещения в тару (это могут быть полезные ископаемые, минеральные удобрения, зерно, чернозем, сахар и прочие сухие вещества);
    • контейнерные - транспортировка груза с использованием внешней упаковки, которая обеспечивает его сохранность и защиту от внешних воздействий (значительным преимуществом является возможность экономии на таре, а также аренде складских помещений, ведь контейнер может выступать в роли временного хранилища);
    • морской фрахт предоставляет заказчику возможность подобрать судно, которое соответствует требованиям для перевозки того или иного вида грузов;
    • RO-RO перевозки осуществляются на суднах, оснащенных специальными наклонными рампами, которые позволяют разместить накатные грузы (автомобили, трейлеры и прочее) без использования подъемных кранов;
    • тип перевозок "Дверь-дверь" подразумевает не только услуги по доставке груза, но также и по погрузке-разгрузке, сопровождению и контролю, оформлению всей необходимой документации.

    Договор перевозки

    Договор перевозки представляет собой двусторонний документ между отправителем и перевозчиком, который обязуется доставить в оговоренный срок и за определенную плату доставить груз получателю. Стоит отметить, что последний, в большинстве случаев, не является стороной договора, а потому можно сказать, что он заключается в пользу третьего лица. Договор заключается в письменной форме.

    Виды договора перевозки классифицируются следующим образом:

    • по виду транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, внутриводный, авиационный);
    • по количеству транспортных организаций (одна или несколько);
    • по объектам (груз, багаж, пассажиры);
    • отдельно выделяется договор который подразумевает сопровождение груза.

    Можно сказать, что классификация договоров во многом соответствует классификации, которая определяет виды перевозок. Существенными условиями документа можно считать следующие:

    • вид транспортного средства, а также возможность его замещения другим в случае непредвиденных обстоятельств;
    • использование специальных средств (тара, платформы и прочее);
    • размер партии;
    • временные рамки отгрузки и поставки;
    • установление ответственности за обеспечение сохранности груза.

    Группы транспортных операций

    Виды организации перевозок соотносятся с группами транспортных операций, а именно:

    • первая группа включает в себя шаги по подготовке импортно-экспортной сделки - анализ транспортного рынка, изучение расценок, а также существенных условий, планирование маршрута и прочих деталей перевозки;
    • вторая группа операций связана с непосредственной реализацией условий договора (подготовка груза к транспортировке, оформление соответствующей документации, а также контроль за передвижением товара по маршруту);
    • третья группа связана с возможным возникновением разногласий и спорных моментов между отправителем груза и его получателем после того, как доставка будет осуществлена.

    Выводы

    Развитие экономики и торговли обусловило популярность такого вида деятельности, как перевозка различными видами транспорта. Пожалуй, наибольшее распространение получили автомобили различных конфигураций. Они позволяют обеспечить оперативную доставку сравнительно небольших партий грузов. Основным преимуществом данного вида перевозок является хорошая транспортная доступность ввиду развитой дорожной сети. Также осуществляет различные виды перевозок пассажиров: рейсовые, экскурсионные, служебные и так далее.

    Говоря о железнодорожном транспорте, стоит отметить, что он достаточно часто используется для поставок массовых грузов, среди которых полезные ископаемые, удобрения, зерно и так далее. Это наиболее удобный вариант в плане частоты движения составов и независимости от погодных условий. Тем не менее железнодорожный транспорт не обеспечит доставку к конечному потребителю.

    Авиационный и морской виды транспорта используются не так часто, как предыдущие. Их применение целесообразно при перевозках на длительные расстояния. Здесь имеют место строгие нормативные требования как к самому грузу, так и к таким сопутствующим моментам, как тара, крепления, а также документальное сопровождение.

    Количество перевезенных грузов характеризует работу железных дорог и их подразделений, осуществляемую в целях развития всего народного хозяйства СССР, а также для удовлетворения культурных и материальных потребностей населения Союза.
    Однако, несмотря на важное значение количества перевезенных грузов, одна масса (вес) перевезенных грузов еще не характеризует полностью деятельность грузового транспорта, и в первую очередь его количественные результаты, что объясняется спецификой транспортной отрасли.
    Количественными показателями, характеризующими работу транспортных организаций, являются количество перевезенных грузов или пассажиров с учетом расстояний перевозок, выраженное в тонно-километрах, пассажиро-километрах.
    В изучении работы транспорта важную роль играют такие показатели, как: количество перевезенных грузов и пассажиров, грузооборот н пассажирооборот, ср.
    Учетчик гаража проверяет путевой лист перед его обработкой в части правильности маршрута, точного обозначения длины маршрута, количества перевезенных грузов и расхода горючего.
    В качестве фазовых переменных могут выступать самые различные величины, например количество бетона, уложенного в тело плотины, или количество перевезенных грузов.
    Показателем производственной мощности автомобильных и железнодорожных путей является их пропускная способность в единицу времени или характеристика одного километра дорог по количеству перевезенных грузов. Первый показатель отражает густоту движения транспорта, а второй - использование каждого километра дороги.
    На основании подтвержденных документами записей в путевом листе производится начисление зарабрт-ной платы водителям, грузчикам и другим лицам, получающим зарплату в зависимости от количества перевезенных грузов и выполненных транспортных работ.
    На основании подтвержденных документами записей в путевом листе производится начисление заработной платы водителям, грузчикам и другим лицам, получающим зарплату в зависимости от количества перевезенных грузов и выполненных транспортных работ.
    В разделе Выполнение задания записываются все отдельные пробеги (ездки, заезды), совершаемые автомобилем за день работы (смену); данные о количестве перевезенных грузов, простоях под погрузкой и разгрузкой должны быть заверены подписями грузоотправителей и грузополучателей.
    При доставке автомобильным транспортом груза грузополучателю последний оплачивает автостанции, оформившей наряд-счет, стоимость перевозки груза согласно действующим на территории союзной республики автомобильным тарифам из расчета количества перевезенных грузов в тоннах и фактического расстояния от железнодорожной станции назначения груза до места его разгрузки у грузополучателя.
    Количество тонно-километров зависит от количества перевезенных тонн груза и от расстояния, на которое перевозится груз; уменьшение расстояния перевозки дает возможность при тех же эксплоатационных средствах увеличить количество перевезенных грузов.
    Основными объемными показателями являются: количество погруженных вагонов или тонн, количество выгруженных вагонов, работа сети железных дорог и ее подразделений, количество отправленных и прибывших грузов, количество перевезенных грузов, количество тонно-километров перевезенных грузов.
    Характерно, что во внутриевропейских перевозках на автомобильный транспорт в настоящее время приходится почти 60 % всего грузооборота. По количеству перевезенных грузов в целом в мире автотранспорт занимает первое место.

    В связи с развитием механизации погрузочно-разгрузочных работ возникает необходимость установления для целей планирования объемных показателей работы электрокар и электро-погрузчиков. Такими показателями могут быть машино-часы работы или количество перевезенных грузов.
    При анализе выполнения плана грузовых перевозок выявляется грузооборот в тонно-километрах и факторы, определившие его: количество перевезенных грузов в тоннах и средняя дальность их перевозки, рабочий парк, имевшийся у дороги в отчетном периоде, оборот вагона, загруженность вагонов, вес поезда брутто, соотношение между тарифными и эксплуатационными тонно-километрами, ритмичность работы дороги. Выполнение плана грузовых и пассажирских перевозок зависит от количества перевезенных грузов и пассажиров и средней дальности перевозок. Последний показатель по грузовым перевозкам находится в обратной зависимости от качества работы дороги: увеличение этого показателя, как правило, свидетельствует об отсутствии должной борьбы с нерациональными перевозками на дальние расстояния.
    В путевом листе указываются дата выдачи, номер автомашины, показание спидометра до начала работы и при возвращении в гараж, а также фамилия шофера. На обратной стороне путевого листа записываются каждая ездка автомашины с указанием пунктов выезда и прибытия, наименование и количество перевезенных грузов и расстояние каждой ездки. В конце рабочего дня (смены) путевой лист сдается учетчику или заведующему гаражом для расчетов по заработной плате и учета расхода горючего.
    Для сети железных дорог этот показатель равен сумме отправленных грузов со станций дорог сети и принятых с водного транспорта, иностранных железных дорог и строительных участков. Для отдельных дорог (отделений дорог) в количество перевезенных грузов входит количество отправленных грузов и количество грузов, принятых с других дорог (отделений) и водного транспорта, иностранных дорог и со строительства.
    Измерители работы тепловозов серий ТЭЗ и 2ТЭ10 после израсходования 1000 т дизельного топлива. Очевидно, расход топлива будет зависеть при прочих равных условиях от интенсивности загрузки тепловоза в тех или иных условиях эксплуатации. На рис. 2 приведены фактические измерители работы поездных тепловозов одной и той же серии, используемые в грузовом движении в различных депо. Как видно на рис. 2, после затраты одинакового количества энергии одни и те же тепловозы, работающие в различных эксплуатационных условиях, имеют неодинаковые измерители по пробегу, количеству перевезенных грузов, массе составов, технической скорости.
    Следует помнить, что нарушения плана формирования приводят к дополнительной сортировочной работе на других станциях, излишним пробегам вагонов при следовании их от станций отправления до станций назначения. Это недопустимо, так как при составлении плана формирования учитываются возможности каждой станции по выполнению сортировки вагонов. Дополнительная, не предусмотренная планом сортировочная работа может вызвать затруднения в приеме и переработке вагонопотоков и продвижении поездов на целых направлениях. Увеличение пробегов вагонов вызывает рост расходов дорог без роста количества перевезенных грузов. Таким образом, нарушение плана формирования является браком в работе станции.
    Рассмотрение отправления и прибытия грузов по станциям дает возможность выявить переотправки по различным причинам. Например, отправление угля со станций, в районах тяготения которых нет шахт, свидетельствует о наличии повторных перевозок. Поэтому перевозки учитываются также в тонно-километрах, причем количество перевезенных грузов группируется по дальности их пробега.
    Для анализа выполнения плана доходов от перевозок необходимо установить фактическую среднюю доходную ставку по грузовым и пассажирским перевозкам и сопоставить ее с плановой. Доход от перевозок на один тарифный т-км, определяет уровень доходной ставки по грузовым перевозкам; по пассажирским перевозкам доходная ставка за один пассажиро-километр устанавливается делением суммы дохода на объем перевозок в пасса-жиро-километрах. На выполнение плана доходов от перевозок оказывают влияние 2 фактора: объем перевозок и величина доходной ставки. Чтобы установить, как изменение объема перевозок повлияло на доходы, надо количество т-км, равное отклонению от плана, умножить на плановую доходную ставку. Выполненный объем перевозок, умноженный на коэффициент отклонения величины доходной ставки от плана, определяет влияние на доход изменения доходной ставки. При этом следует иметь в виду, что на доходную ставку в свою очередь влияют изменение тарифов и сдвиги в структуре грузооборота или пассажирооборота (напр. Влияние структуры грузооборота на доходную ставку определяется обычными приемами анализа на основе плановых и фактических данных о количестве перевезенных грузов, к к-рым применяется различный тариф. При анализе влияния изменений тарифов на доходную ставку следует установить, по каким грузам и пассажирским перевозкам, в каком размере и с какого времени снижены или повышены тарифы.

    Транспортная система Российской Федерации представляет собой совокупность транспортных средств и инфраструктуры действующей на территории страны. Транспортная сеть России - одна из наиболее обширных в мире, она включает в себя:

    • Железнодорожные пути сообщения - 87 тыс. км;
    • Автомобильные дороги с твердым покрытием - 984 тыс. км;
    • Пути метрополитена - 0.514 тыс. км;
    • Троллейбусные линии - 5.3 тыс. км;
    • Трамвайные пути - 2.5 тыс. км;
    • Воздушные линии - 600 тыс. км;
    • Речные судоходные пути - 115 тыс. км;
    • Магистральные нефте- и газопроводы - 210 тыс.км.

    За 2014 год валовой внутренний продукт в отрасли составил 70 975.8 млрд. рублей. По итогам прошедшего года, в федеральный бюджет, в виде налогов было перечислено 544 207.6 млн. руб.

    За 2014 год всеми видами транспорта в Российской Федерации было перевезено 7 982 млн. тонн грузов. По сравнению с 2013 годом, этот показатель уменьшился на 3.4%. В целом количество грузовых перевозок в 2014 было самым низким за последние 4 года, во многом этому поспособствовали введенные против РФ санкции и уменьшение товарооборота, как внутри страны, так и на международном уровне.

    Второй важный критерий оценки работы транспортной системы - грузооборот. Этот показатель представляет собой произведение общей массы перевезенных грузов за какой- либо временной промежуток на расстояние перевозки. Измеряется в тонно-километрах. Пример: Расстояние между портами «А» и «Б» составляет 200 км., за отчетный период времени грузовые суда перевезли 2 млн. тонн грузов. Следовательно, грузооборот на этом участке морского пути составил 400 млн. тонно-километров. По итогам 2014 года грузооборот всех видов транспорта составил 5 077 млрд. тонно-километров. Это на 7 млрд. тонно-километров меньше чем в прошлом году.

    Что касается работы пассажирского транспорта, то за 2014 год всеми видами транспорта было перевезено 19.52 млрд. человек. Этот показатель самый низкий за последние 5 лет. По сравнению с 2013 годом количество перевезенных пассажиров сократилось на 100 млн. человек. Что интересно, львиная доля от этого количества приходится на трамвайный транспорт - 78 млн. человек.

    А вот показатель пассажирооборота за 2014 год, наоборот самый высокий за последние годы. Этот параметр рассчитывается аналогично грузообороту, только вместо тонн перевезенных грузов, расчетной единицей является количество перевезенных пассажиров. Единица измерения - пассажиро-километр. В 2014 году общий пассажирооборот по всем видам транспорта составил 554.6 млрд. пассажиро-километров.

    На конец 2014 года, в транспортной отрасли России работало 2 181 766 человек. Больше всего занятых в этой сфере в Центральном и Приволжском Федеральных округах - 516 тыс. и 367 тыс. человек соответственно. А наименьшее количество работников транспортной отрасли в Северо-Кавказском Федеральном округе - всего 31 379 человек. Распределение работников, по видам транспорта имеет следующий вид:

    • Магистральный ж/д транспорт - 686 тыс. человек;
    • Промышленный ж/д транспорт - 58 тыс. человек;
    • Автобусный транспорт, подчиняющийся расписанию - 202 тыс. человек;
    • Трамвайный транспорт - 56 тыс. человек;
    • Троллейбусный транспорт - 63 тыс. человек;
    • Метрополитен - 61 тыс. человек;
    • Такси и другие виды пассажирского сухопутного транспорта - 62 тыс. человек;
    • Автомобильные грузоперевозки - 283 тыс. человек;
    • Морской транспорт - 15 тыс. человек;
    • Внутренний водный транспорт - 33 тыс. человек;
    • Воздушный транспорт - 86 тыс. человек;
    • Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность - 574 тыс. человек.

    В среднем по транспортной отрасли, за 2014 год, заработная плата составляет 40 627 рублей. Но распределена она очень неравномерно. Так, например, самая большая средняя зарплата у транспортников Дальневосточного Федерального округа - 52 тыс. рублей. А самая скромная у работников транспорта Северо-Кавказского Федерального округа - около 22 тыс. рублей. По итогам 2014 года среднемесячная заработная плата в транспортной сфере выросла на 7.3% по отношению к предыдущему году.

    Разница в размере заработной платы в различных транспортных отраслях еще больше, чем колебания зарплаты между Федеральными округами. В разрезе территории, максимальная заработная плата превышает минимальную в 2.3 раза, а по отраслям этот показатель достигает 3.9. Средняя зарплата по отраслям выглядит следующим образом:

    • Воздушный транспорт - 93 тыс. руб.
    • Метрополитен - 56 тыс. руб.
    • Морской транспорт - 51 тыс. руб.
    • Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность - 42 тыс. руб.
    • Магистральный ж/д транспорт - 41 тыс. руб.
    • Промышленный ж/д транспорт - 39 тыс. руб.
    • Внутренний водный транспорт - 36 тыс. руб.
    • Автомобильные грузоперевозки - 34.5 тыс. руб.
    • Такси и другие виды пассажирского сухопутного транспорта - 31.5 тыс. руб.
    • Автобусный транспорт, подчиняющийся расписанию - 27.5 тыс. руб.
    • Троллейбусный транспорт - 27.2 тыс. руб.
    • Трамвайный транспорт - 23.8 тыс. руб.

    Стоимость грузовых перевозок в 2014 году выросла в среднем на 1% по сравнению с 2013. А средний индекс тарифов на услуги пассажирского транспорта в декабре 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 108.3%. Больше всего подорожали услуги авиатранспорта - на 14.8%, услуги метрополитена на 9.5% и стоимость проезда в пригородных маршрутах железнодорожного транспорта - на 9.3%. Меньше всего подорожание коснулось проезда в маршрутных такси - подорожание на 3% и стоимости поездки в купейном вагоне - подорожание на 3.5%.

    Железнодорожный транспорт

    Общая протяженность железнодорожных путей в Российской Федерации составляет 87 тыс. км., это третий показатель в мире после США и Китая. Из этого количества 52%, то есть чуть более 45 тыс. км. составляют электрифицированные ж/д пути. Это наилучший показатель в мире. А в целом, в мировой железнодорожной сети, российские железные дороги занимают 7.5% от общего количества, при этом население РФ составляет приблизительно 2.2% от мирового, а территория занимает 11.4% земной поверхности.

    Железнодорожная сеть РФ имеет одно характерное отличие - ширину колеи. До 1970 года, расстояние между рельсами в СССР составляло 1524 мм, после чего в соответствии с указом правительства, ширина колеи была уменьшена до 1520 мм. Этот стандарт действует и поныне, а такая колея именуются «русской» и функционирует она на территории стран бывшего СССР.

    Доминирующей в мире является, колея шириной 1435 мм. Эта колея является международной и все скоростные железнодорожные линии имеют такую ширину. Кроме этого в мире распространены узкоколейные дороги с шириной колеи 1000 мм и 1067 мм. Первый тип преобладает в Юго-Восточной Азии, Бразилии и Боливии, а второй в Японии, Индонезии, странах Южной Африки, Новой Зеландии. Железнодорожные сети Индии, большей части Австралии, Аргентины и Пакистана имеют широкую колею - 1676 мм.

    Грузовые железнодорожные перевозки в Российской Федерации имеют самый большой грузооборот среди всех видов транспорта. На долю ж/д транспорта приходится около 85% всего грузооборота страны. По этому показателю Россия значительно опережает все ведущие мировые державы. Такая популярность железнодорожного транспорта связана с его дешевизной по сравнению с автомобильным. А водный транспорт, хотя и имеет более низкую стоимость, в условиях сурового российского климата может эксплуатироваться только 6-7 месяцев в году. Средняя стоимость перевозки грузов по железной дороге в России составляет 18 USD за 1000 тонно-километров, в США этот показатель составляет 22 USD.

    Большой грузооборот в железнодорожном транспорте достигается за счет больших расстояний, на которые доставляются грузы. В среднем грузы доставляются на 1 573 км. А наибольшее расстояние транспортировки имеет кокс для металлургической промышленности, в среднем его доставляют на расстояние 2 453 км. Среднее расстояние перевозки различных видов груза:

    • Кокс - 2 435 км.
    • Каменный уголь - 2 327 км.
    • Химические и минеральные удобрения - 1 620 км.
    • Нефть и нефтепродукты - 1 574 км.
    • Зерно и продукты помола - 1 567 км.
    • Лес и пиломатериалы - 1 541 км.
    • Черные металлы - 1 446 км.
    • Руды металлов - 1041 км.
    • Лом черных металлов - 877 км.
    • Цемент - 764 км.
    • Минеральные стройматериалы - 754 км.

    Структура грузовых железнодорожных перевозок выглядит следующим образом:

    Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом подразделяются на пригородное сообщение и сообщение дальнего следования. Стоимость перевозок по пригородным маршрутам и маршрутам дальнего следования рассчитываются по различным тарифам. Из общего количества пассажирооборота, маршруты дальнего следования занимают около 70% всех пассажиро-километров, а пригородные и внутригородские - 30%.

    Российский рынок железнодорожного транспорта полностью монополизирован. 99% железнодорожных магистралей и объектов инфраструктуры принадлежит государственной акционерной компании «Российские железные дороги». Ей принадлежит более 91 % всех локомотивов, а также около 25 % всех грузовых вагонов. А в общем, вагонный парк Российской Федерации насчитывает около 1 200 тыс. единиц.

    РЖД - крупнейший российский работодатель, в 2014 году в компании работало около 900 тысяч человек. По данным за 2013 год суммарный оборот ОАО «Российские железные дороги» составил - 1 376 млрд. рублей, чистая прибыль оценивается в 740 млн. рублей.

    Общее количество локомотивов ОАО «РЖД» насчитывает 20 619 единиц, при этом эксплуатируется 14 400 единиц, остальная техника находится в ремонте или ожидает списания. Наибольшее количество локомотивов используется для грузового движения - 7 133 единицы. Из всего локомотивного парка электровозы составляют 50.4% - 10 401 шт., тепловозы - 49.6%, то есть 10 218 шт.

    Помимо грузовых и пассажирских перевозок, которые осуществляются железнодорожным транспортом общего пользования, в структуру российского ж/д хозяйства входит промышленный железнодорожный транспорт. Перевозка грузов промышленным железнодорожным транспортом включает в себя грузы, которые были перевезены по подъездным путям промышленных предприятий и являются суммой грузов полученной и переданной на железные дороги общего пользования. Грузооборот промышленного ж/д транспорта составил 31.5 млрд. тонн-километров, а в общем было перевезено 3.2 млрд. тонн. В общем грузообороте всех ж\д перевозок в 2014 году, который составил 2 299 млрд. тонно-километров, доля промышленного ж/д транспорта менее 1%. А в общем количестве перевезенных грузов, доля промышленного ж/д транспорта составила 2.3%.

    Автомобильный транспорт

    Автомобильный транспорт имеет самые большие показатели по количественной перевозке грузов и пассажиров. В 2014 году на его долю пришлось 68% всех перевезенных грузов и 60 % всех пассажиров. Но в отличие от ж/д транспорта дальность грузоперевозок автотранспортом не очень большая, в среднем она составляет 44.4 км.

    Такая большая популярность автотранспорта вызвана его мобильностью. Ведь доставка любого груза конечному потребителю, как правило, осуществляется автомобилем. Сеть российских автомобильных дорог с твердым покрытием превышает длину железнодорожных магистралей в 11.3 раза, а если посчитать и грунтовые дороги, то превышение достигнет пятнадцатикратного размера.

    Кроме этого, в связи с развитием навигационных спутниковых технологий, значительно эффективней стала логистика автоперевозок. Теперь с помощью спутниковых систем, выбираются оптимальные маршруты следования и машина всегда под контролем оператора-логиста. В России используются американская спутниковая система навигации GPS и отечественная разработка - ГЛОНАСС.

    Автомобильный парк Российской Федерации на начало 2014 года насчитывал 48 369 тыс. штук. Из них на долю легковых автомобилей приходилось 41 428 шт., что в процентном соотношении составляло 85.6%. Грузовых автомобилей насчитывалось 6 050 тыс. штук или 12.5% от общего числа. Автобусный парк состоял из 890 тыс. машин, что равняется 1.9% от общего количества.

    Несмотря на то, что автомобильный парк страны с каждым годом возрастает, так по сравнению с 2000 годом количество легковых автомобилей увеличилось более чем в 2 раза, а грузовых в 1.5, большая часть российского автотранспорта имеет возраст эксплуатации более 10 лет. Особенно большая доля старых авто в сегменте грузовых автомобилей - 58.1% от общего количества.

    Из всего числа автотранспортных средств, 43 231 тыс. штук находится в собственности граждан. Наибольший процент частных авто, в категории легковые автомобили - 94.7%, грузовых автомобилей в частной собственности - 58.6% от общего числа, автобусов - 49.5%.

    По итогам 2013 года, индивидуальными предпринимателями России занятых в сфере грузовых перевозок, было перевезено 143.6 млн. тонн грузов, что составило 2.5% от общего количества грузоперевозок. В собственности предпринимателей находятся автомобили грузоподъемностью:

    • До 999 кг. - 731 шт.
    • От 1 000 до 2 999 кг. - 4 847 шт.
    • От 3 000 до 4 999 кг. - 2 906 шт.
    • От 5 000 до 6999 кг. - 2 256 шт.
    • От 7 000 до 8 999 кг. - 2 677 шт.
    • Свыше 9 000 кг. - 16 241 шт.

    Грузооборот перевозок осуществленных в 2013 году ИП составил 42.8 млрд. тонно-километров, что составляет 17.1% от всего грузооборота автотранспорта РФ.

    Пассажирские грузоперевозки подразделяются на внутригородские, пригородные, междугородные и международные. На начало 2014 года в России существовало:

    • Пригородных маршрутов - 10 374 шт.
    • Внутригородских - 6 746 шт.
    • Междугородных - 3 108 шт.

    По итогам 2014 года на междугородных маршрутах было выполнено 3.2 млн. рейсов, на пригородных маршрутах - 36.7 млн. рейсов, на внутригородских - 124.9 млн. рейсов. Всего было перевезено 11 551 млн. человек, при этом основная часть на внутригородских маршрутах.

    Автомобильный транспорт - это самый небезопасный вид транспорта. По итогам 2014 года, в Российской Федерации было зафиксировано около 200 тыс. дорожно-транспортных проишествий. За прошедший год в авариях на автомобильных дорогах погибло 27 тыс. человек. Для сравнения, в результате различных проишествий во всех других видах транспорта, за 2014 год погибло 72 человека.

    Городской электрический транспорт

    Городской электротранспорт - единственный вид транспорта, который используется только для перевозки пассажиров. К этому виду транспорта относятся трамваи, троллейбусы и метрополитен.

    За 2014 год, всеми видами городского электротранспорта было перевезено 6 791 млн. человек, что составляет 34.78% от общего количества. Общий пассажирооборот равен 56.8 млрд. пассажиро-километров, это 10% от всероссийского.

    Общая протяженность эксплуатационных линий городского электротранспорта на начало 2014 года составляла 8. 314 тыс. км. При этом необходимо отметить, что трамвайный транспорт в России имеет отрицательную динамику развития, количество подвижного состава и протяженность трамвайных путей, с каждым годом уменьшается. Тогда как протяженность троллейбусных линий и линий метрополитена с каждым годом увеличивается.

    Трамвайный парк в России на начало 2014 года составлял 8.2 тыс. единиц. Из них находящиеся в эксплуатации - 5,16 тыс. единиц. Коэффициент использования вагонного парка составляет 0.63. 81% российских трамваев эксплуатируются более 10 лет.

    Общее количество троллейбусов на начало 2014 года - 10.8 тыс. штук. Это самый обширный парк, среди всех видов городского электротранспорта. В эксплуатации находятся 7.12 тыс. единиц - 66% всего подвижного состава. Троллейбусный парк имеет наибольшее количество техники эксплуатирующейся менее 10 лет - 49% от общего числа.

    Российский метрополитен на начало 2014 года имел в своем распоряжении 6.9 тыс. вагонов. Из них эксплуатировалось 5.1 тыс. Метрополитен имеет наибольший коэффициент использования вагонного парка - 0.74.

    Троллейбус - это самый распространенный вид городского электротранспорта. В 2014 году 85 городов в стране имели троллейбусное сообщение. Для трамвая этот показатель составляет - 61, плюс 4 города (Волгоград, Ижевск, Старый Оскол, Усть-Илимск) имеют линии скоростного трамвая способного развивать скорость до 80 км/час. Метрополитен есть в 7 городах Российской Федерации. Это Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород.

    За один год троллейбусами выполняется 38.5 млн. рейсов, трамваями 24.2 млн. рейсов, поездами метрополитена - 5.9 млн. рейсов. По всей стране на начало 2014 года действовало 845 троллейбусных и 553 трамвайных маршрута. Общее количество станций метрополитена на начало 2014 года в России - 316 шт. Из них 196 входят в структуру Московского метрополитена, а 67 в структуру метрополитена Санкт-Петербурга. В процентном отношении, этих двух городах расположено 83.2% всех станций метро, в Москве - 62%, в Санкт - Петербурге - 21.2%. Общая протяженность линий метрополитена Москвы и Санкт-Петербурга - 441.02 км, что составляет 85.8 от общероссийского. На долю Москвы приходится 63.7%, Санкт-Петербурга - 22.1% от общей протяженности линий.

    Водный транспорт

    Водный транспорт Российской Федерации разделяют на морской торговый флот и речной флот. Общее количество грузов перевезенных водных транспортом по итогам 2014 года - 134 млн. тонн. Из них на долю речного флота приходится 115 тонн, что составляет 85.8% всех водных перевозок.

    Общее количество морских торговых судов Российской Федерации на начало 2014 года составляло 2 757 штук. Из них:

    • Нефтеналивные - 396 шт.
    • Прочие наливные - 26 шт.
    • Нефтенавалочные - 26 шт.
    • Рудовозы и навалочные - 13 шт.
    • Для генеральных грузов - 569 шт.
    • Грузопассажирские - 8 шт.
    • Контейнерные, баржевозы - 7 шт.
    • Рыбопромысловые базы и рыботранспортные суда - 31 шт.
    • Рыболовные - 852 шт.
    • Пассажирские - 48 шт.
    • Суда обеспечения - 39 шт.
    • Буксиры - 327 шт.
    • Земснаряды - 11 шт.
    • Ледоколы - 31 шт.
    • Научно-исследовательские - 73 шт.
    • Прочие - 300 шт.

    Больше всего в торговом флоте РФ рыболовных судов, они составляют 30.9% всех судов. Второе место у судов предназначенных для перевозки генеральных грузов, то есть грузов перевозимых в упаковках, их количество составляет 20.6% всего флота. Нефтеналивные суда и буксиры составляют 14.3 и 11.8% соответственно.

    Речной флот России, по количеству судов, превосходит морской торговый флот в 6.7 раз. На начало 2014 года общее количество речных судов составляло - 18 493 шт., из них самоходных 11 036 (59.6%) и 7 457 (40.4%) барж и других несамоходных судов. Самоходные суда имеют следующую структуру:

    • Пассажирские и грузопассажирские - 1 325 шт.
    • Сухогрузы - 839 шт.
    • Наливные - 604 шт.
    • Буксирные - 3 645 шт.
    • Нетранспортные - 4 623 шт.

    Несамоходные речные суда состоят из 3 469 сухогрузных, 638 наливных и 3 350 нетранспортных.

    По итогам 2014 года грузооборот водного транспорта составил 104 млрд. тонно-километров. Из них на долю морского транспорта пришлось 32 млрд. тонно-километров. Это на 7.5 млрд. тонно-километров меньше чем в 2013 году. Чуть менее половины всех грузов (49.7%) было перевезено в заграничном плавании. Из них 63.8% - экспортируемых товаров, 10.8% импортируемых товаров и 25.4% товаров перевезено между иностранными портами. Структура товаров отправленных морских транспортом выглядит следующим образом:

    • Нефть и нефтепродукты - 20.5%
    • Каменный уголь и кокс - 17.4%
    • Лесные грузы - 12.5%
    • Металл и металлолом - 7.2%
    • Химические и минеральные удобрения - 3.1%
    • Машины и оборудование - 2.7%
    • Строительные грузы и цемент - 2.7%
    • Зерно и продукты помола - 2.6%
    • Руда - 2.1%
    • Промышленное сырье - 1.5%
    • Прочие грузы - 27.7%

    Грузооборот речного флота РФ в 2014 году составил 72 млрд. тонно-километров. По сравнению с 2013 годом эта цифра уменьшилась на 8.1 млрд. тонно-километров. Структура перевезенных грузов выглядит так:

    • Строительные грузы и цемент - 58.3%
    • Нефть и нефтепродукты - 14.3%
    • Лесные грузы - 5%
    • Зерно и продукты помола - 3.6%
    • Металлы и металлолом - 2.8%
    • Каменный уголь и кокс - 2.3%
    • Химические и минеральные удобрения - 1.6%
    • Прочие грузы - 12.1%

    Водный транспорт в России практически не используется для перевозки пассажиров, по итогам 2014 года морскими и речными судами было перевезено всего около 15 млн. пассажиров. На долю морского транспорта приходится 2 млн. человек, на долю речного 13 млн. пассажиров. Структура морских пассажирских перевозок выглядит так:

    • Заграничное плавание - 0.1%
    • Каботажное плавание - 16.1%
    • Пригородное плавание - 83.8%

    Внутренние пассажирские перевозки, осуществляемые речным флотом РФ, по сравнению с 2013 годом остались на прежнем уровне. Структура речных перевозок по количеству перевезенных пассажиров выглядит следующим образом:

    • Международные - 3.8%
    • Дальнего следования - 6.9%
    • Пригородные - 28.3%
    • Внутригородские - 31 %
    • Переправы - 30%

    Россия занимает второе место в мире по протяженности внутренних водных путей. Их общая протяженность 115 тыс. км. Самым важным для речного судоходства является Волго-Камский бассейн на него приходится более 40% грузооборота всего речного транспорта. Еще одним важным судоходным районом в европейской части России является бассейн Северной Двины. В Сибири основные судоходные пути располагаются на реках Обь, Енисей, Лена и их притоках. Обь судоходна на протяжении 3 600 км, Енисей - около 3 300 км, Лена - 4 000 км. Эти водные артерии играют важную роль в обеспечении многих районов Сибири, так как сеть железных дорог в этом регионе слабо развита.

    Береговая линия Российской Федерации составляет 37 653 км., это второй показатель в мире после Канады. Россия имеет выход в бассейны трех океанов и имеет крупные морские порты на 6 морях. Крупнейшие порты России:

    • Азовское море - Ростов-на-Дону. Грузооборот - 10.36 млн. тонн.
    • Черное море - Новороссийск. Грузооборот - 116.13 млн. тонн.
    • Черное море - Севастополь. Грузооборот - 4.8 млн. тонн.
    • Черное море - Туапсе. Грузооборот - 19.3 млн. тонн.
    • Балтийское море - Приморск. Грузооборот - 75.12 млн. тонн.
    • Балтийское море - Санкт-Петербург. Грузооборот - 60 млн. тонн.
    • Японское море - Восточный. Грузооборот - 38.35 млн. тонн.
    • Японское море - Ванино. Грузооборот - 19 млн. тонн.
    • Японское море - Находка. Грузооборот -15 млн. тонн.
    • Баренцево море - Мурманск. Грузооборот - 25.68 млн. тонн.
    • Белое море - Архангельск. Грузооборот - 4.26 млн. тонн.

    Воздушный транспорт

    Воздушный транспорт - самый скоростной вид транспорта, который также имеет самый большой пассажирооборот среди всех видов транспорта - 241.4 млрд. пассажиро-километров. Конечно, этот показатель достигнут в основном из-за расстояния, на которое доставляются пассажиры, ведь в общем объеме, авиаперевозки занимают предпоследнее место. За 2014 год авиатранспортом было перевезено 95 млн. человек. По грузовым перевозкам удельный вес авиатранспорта составляет менее 1%, за прошедший год было перевезено 1.3 млн. тонн, а грузооборот составил - 5.2 млрд. тонно-километров.

    Общее количество воздушных судов России составляет 6.6 тыс. Из них примерно половина самолетов отечественного производства. Отечественные воздушные суда используются в основном для грузовых перевозок, тогда как зарубежные самолеты осуществляют перевозку пассажиров. По итогам 2013 года наибольшее количество пассажиров было перевезено самолетами марки А-320 - 19.8% внутренних перевозок и 19.5% международных.

    По итогам 2014 года международные пассажирские авиаперевозки составили 51.6% от общего количества. Было перевезено 48 млн. пассажиров из них в страны СНГ - 7.2 млн. человек, то есть около 14.7%. На долю внутренних пассажирских перевозок приходится -48.4%, что составляет 45 млн. человек. Что касается перевозки грузов, то доля международных перевозок составила 71%, внутренних - 29%.

    Как показывает статистика, в Российской Федерации каждый год увеличивается число пассажиров воздушного транспорта. По сравнению с 2013 годом количество перевезенных пассажиров воздушным транспортом увеличилось на 10.4%. При этом увеличилась средняя загрузка самолетов на 0.3%, теперь этот показатель в среднем составляет 79.8%. На международных рейсах процент занятости пассажирских кресел в 2014 году составил - 81.9%, а на внутренних перевозках - 76.4%.

    На российском рынке действуют более 100 авиакомпаний, но на долю крупнейших шести приходится более 66% всех перевезенных пассажиров и около 77% пассажирооборота воздушных перевозок России. Лидером отрасли является компания Аэрофлот - по итогам 2014 год ее пассажирооборот составил 67.12 млн. пассажиро-километров, это около 28% от общего показателя. Второе место занимает авиакомпания Трансаэро - 47 млн. пассажиро-километров, на третьем - ЮТэйр - 20.2 млн. пассажиро-километров. Другие крупнейшие авиакомпании: Сибирь, Северный ветер, Уральские авиалинии, Россия имеют пассажирооборот около 13 млн. пассажиро-километров.

    По состоянию на 2014 год, Россия занимает 5 место в мире по количеству аэропортов. Общее число российских аэропортов с грунтовым и твердым покрытием насчитывает 1 218. А лидером по этому показателю являются США - 13 513 различных аэропортов. Также Россию опережают Бразилия (4 093), Мексика (1 714) и Канада (1 467). Больше всего пассажиров в России обслуживают аэропорты Москвы - более 77 млн. пассажиров (данные за 2014 год). Самым крупным российским аэропортом является московский аэропорт Домодедово. Ниже представлен рейтинг крупнейших российских аэропортов по количеству обслуженных пассажиров:

    • Москва (Домодедово) - 33.04 млн. пас.
    • Москва (Шереметьево) - 31.36 млн. пас.
    • Санкт-Петербург (Пулково) - 14.26 млн. пас.
    • Москва (Внуково) - 12.73 млн. пас.
    • Екатеринбург (Кольцово) - 4.47 млн.пас.
    • Новосибирск (Толмачево) - 3.83 млн. пас.
    • Краснодар (Пашковская) - 3.42 млн. пас.
    • Сочи (Адлер) - 3.06 млн. пас.

    Ещё об экономике России читайте на Answr

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш