Лучшие снимки земли. Самые удивительные виды земли из космоса

1. На фотографии — устье реки Бецибука в северо-западной части острова Мадагаскар . Снимок сделан 8 марта 2005 года членом экипажа МКС-10, работавшего на МКС с 16 октября 2004 года по 24 апреля 2005 года.

2. На снимке изображен ураган «Дин» — сильнейший тропический циклон сезона атлантических ураганов. Фотография сделана 18 августа 2007 года членами экипажа на космическом челноке Индевор.


3. 5−13 октября 1984 года — вид на Большие Гималаи с юго-запада . Фотография захватывает территории Индии, Пакистана и Китая. Снимок сделан в ходе 6-го полета шаттла «Челленджер» одним из членов экипажа.


4. Великие озера , расположенные в Северной Америке. На переднем плане — озеро Онтарио, а в центральной части снимка расположен город Детройт. Фотография сделана в период в сентябре 1994 года в ходе 19-го космического полета Discovery.


5. Извержение вулкана Кливленд на острове Чугинадак, Северная Америка. Фотография сделана 23 мая 2006 года членами тринадцатого долговременного экипажа Международной космической станции МКС-13.


6. Пролетая над Мадагаскаром . Этот снимок — самый свежий в нашей подборке: он сделан космонавтом Рикки Арнольдом, который 21 марта текущего года в стратовал в качестве бортниженера-2 космического корабля «Союз МС-08» вместе Олегом Артемьевым и Эндрю Фейстелом. Спустя два дня корабль пристыковался к российскому сегменту МКС.


7. А этот знаменитый кадр сделан с расстояния в 29 000 километров в далеком 1972 году экипажем миссии «Аполлон-17». Снимок носит название Голубой марбл и демонстрирует полностью освещенную Солнцем Землю.


Какие возможности использования спутников , пролетающих над нашими головами в реальном времени вы знаете?

Мы можем просто за ними наблюдать, можем с помощью , можем вычислять координаты и получать снимки местности.

Кроме выше представленной статичной карты Земли со спутника, для просмотра можно использовать сервис или вот такую интерактивную карту:

А вот такую карту со спутника вы можете посмотреть на сервисе «Яндекс карты»

Карта мира со спутника от Яндекс карты онлайн:
(Используйте + и – для изменения масштаба карты)

Карты Гугл Планета Земля также предоставляют возможность виртуальных путешествий в любой уголок мира.

(Для передвижения по карте, увеличения, уменьшения карты, изменения ракурса изображения воспользуйтесь навигацией в виде стрелок и знаков + и – вверху карты. Попробуйте также, управлять картой, удерживая правую кнопку мышки)

Введите название города:

За Землей можно понаблюдать в реальном времени со спутника! Об этом подробнее можно узнать в нашей статье “ ”

Возможности спутников сегодня просто фантастические. Оказывается, есть еще одно не менее интересное занятие – спутниковая рыбалка!
Если у вас есть:
1) Спутниковая антенна
2) Компьютерный DVB-тюнер (DVB-PCI тюнер, DVB карта)
То вы можете отправляться на рыбалку. Но что, же мы сможем поймать и в чем здесь смысл?

А смысл такой – посылая запрос на выдачу (скачивание) какого-либо файла вы посылаете запрос на специальный сервер, ответ же приходит через спутник на приемную тарелку. Запрос посылает один, а принять его может кто угодно, ведь спутник не знает где находится конкретный пользователь и передает информацию всем, кто попадает в зону его покрытия. Для того чтобы получить файл, вам нужна специальная карта для приема сигнала из . Карта имеет уникальный номер, по которому спутник идентифицирует получателя, позволяя ему получать дискретные данные. В свою очередь «рыбак» ловит весь поток, всю информацию пользователя от какого-нибудь провайдера. Чтобы из этого потока выловить что-нибудь стоящее нужны специальные программы-граберы, в которых имеются фильтры, где можно указывать расширения файлов, размер, и т.д. Единственно, граберы определяют файл не по расширению, а по сигнатуре файла, поэтому дополнительно надо будет качать коды с фильтрами. Так же вам понадобятся программы-переименовщики, для сортировки файлов по каталогам, удаления ненужных и клонов.
Кто знает, может вам удастся выловить что-нибудь «крупное» или наткнетесь на информацию из раздела «Top secret», что внесет в вашу жизнь немного романтики и авантюристические нотки.


August 16th, 2016

Фотографии из космоса, публикуемые на сайте NASA и других космических агентств, часто привлекают к себе внимание тех, кто сомневается в их подлинности, — критики находят на изображениях следы редактирования, ретуширования или манипуляций с цветом. Так повелось еще со времен зарождения «лунного заговора», а теперь под подозрение попали снимки, сделанные не только американцами, но и европейцами, японцами, индийцами. Совместно с порталом N+1 разбираемся, зачем вообще обрабатывают космические изображения и могут ли они, несмотря на это, считаться подлинными.

Для того чтобы правильно оценивать качество космических снимков, которые мы видим в Сети, необходимо учитывать два важных фактора. Один из них связан с характером взаимодействия агентств и широкой публики, другой продиктован физическими законами.

Связи с общественностью

Космические снимки — одно из самых эффективных средств популяризации работы исследовательских миссий в ближнем и дальнем космосе. Однако далеко не все кадры сразу оказываются в распоряжении СМИ.

Изображения, полученные из космоса, можно условно разделить на три группы: «сырые» (raw), научные и публичные. Сырые, или исходные, файлы с космических аппаратов иногда бывают доступны всем желающим, а иногда нет. Например, изображения, полученные марсоходами Curiosity и Opportunity или спутником Сатурна Cassini , публикуются практически в режиме реального времени, так что любой желающий может увидеть их одновременно с учеными, изучающими Марс или Сатурн. Необработанные фотографии Земли с МКС выкладываются на отдельный сервер NASA . Космонавты заливают их тысячами, и ни у кого нет времени на их предобработку. Единственное, что добавляют к ним на Земле, это географическую привязку для облегчения поиска.

Обычно за ретушь критикуют публичные кадры, которые прилагаются к пресс-релизам NASA и других космических агентств, — ведь именно они попадаются на глаза пользователям интернета в первую очередь. И при желании там можно найти много чего. И манипуляции с цветом:


Фото посадочной платформы марсохода Spirit в видимом диапазоне света и с захватом ближнего инфракрасного.
(с) NASA/JPL/Cornell

И наложение нескольких снимков:


Восход Земли над лунным кратером Комптона.

И копипасту:


Фрагмент Blue Marble 2001
(c) NASA/Robert Simmon/MODIS/USGS EROS

И даже прямую ретушь, с затиранием некоторых фрагментов изображения:


Высветленный снимок GPN-2000-001137 экспедиции Apollo 17.
(с) NASA

Мотивация NASA в случае со всеми этими манипуляциями проста настолько, что ей готовы поверить далеко не все: так красивее.

Но ведь правда, бездонная чернота космоса выглядит более впечатляюще, когда ей не мешают мусор на объективе и заряженные частицы на пленке. Цветной кадр, и правда, привлекательнее черно-белого. Панорама из снимков лучше отдельных кадров. При этом важно, что в случае с NASA почти всегда можно найти исходные кадры и сравнить одно с другим. Например исходный вариант (AS17-134-20384) и вариант «для печати» (GPN-2000-001137) этого снимка с Apollo 17, который приводят как чуть ли не главное доказательство ретуширования лунных фотографий:


Сравнение кадров AS17-134-20384 и GPN-2000-001137
(с) NASA

Или найти «сэлфи-палку» марсохода, которая «пропала» при создании его автопортрета :


Снимки Curiosity от 14 января 2015, сол 868
(с) NASA/JPL-Caltech/MSSS

Физика цифровой фотографии

Как правило те, кто упрекает космические агентства за манипуляции с цветом, использование фильтров или публикацию черно-белых фотографий «в наш век прогресса цифровых технологий», не учитывают физические процессы получения цифровых изображений. Они полагают, что если смартфон или фотоаппарат сразу выдают цветные кадры, то космическому аппарату это тем более должно быть по плечу, и даже не догадываются, какие сложные операции необходимы, чтобы цветное изображение сразу попало на экран.

Поясним теорию цифрового фото: матрица цифрового аппарата — это, по сути, солнечная батарея. Есть свет — есть ток, нет света — нет тока. Только матрица представляет собой не единую батарею, а множество маленьких батарей — пикселей, с каждого из которых по отдельности считывается выдача тока. Оптика фокусирует свет на фотоматрицу, а электроника считывает интенсивность выделения энергии каждым пикселем. Из полученных данных строится изображение в оттенках серого — от нулевого тока в темноте до максимального на свету, то есть на выходе оно получается черно-белым. Чтобы сделать его цветным, необходимо применить цветные фильтры. Получается, как ни странно, что цветные фильтры присутствуют в каждом смартфоне и в каждой цифровой камере из ближайшего магазина! (Для кого-то эта информация банальна, но, по опыту автора, для многих она окажется новостью.) В случае с обычной фототехникой применяется чередование красных, зеленых и синих фильтров, которые поочередно накладываются на отдельные пиксели матрицы, — это так называемый фильтр Байера .


Фильтр байера наполовину состоит из зеленых пикселей, а красный и синий занимают по одной четверти площади.
(с) Wikimedia

Здесь повторим: навигационные камеры выдают черно-белые изображения потому, что такие файлы меньше весят, а также потому, что цвет там просто не нужен. Научные камеры позволяют извлекать информации о космосе больше, чем способен воспринимать глаз человека, и поэтому для них используется более широкий набор цветовых фильтров:


Матрица и барабан светофильтров инструмента OSIRIS на Rosetta
(с) MPS

Применение фильтра ближнего инфракрасного света, который не виден глазу, вместо красного привело к покраснению Марса на многих кадрах, ушедших в СМИ. Пояснение про инфракрасный диапазон перепечатали далеко не все, что породило отдельную дискуссию, которую мы также разбирали в материале «Какого цвета Марс».

Однако на марсоходе Curiosity стоит фильтр Байера, что позволяет ему снимать в цвете, привычном нашему глазу, хотя отдельный набор цветных фильтров к камере также прилагается.


(c) NASA/JPL-Caltech/MSSS

Применение отдельных фильтров удобнее с точки зрения выбора диапазонов света, в которых хочется посмотреть на объект. Но если этот объект движется быстро, то на снимках в разных диапазонах его положение меняется. На кадрах «Электро-Л» это было заметно на быстрых облаках, которые успевали сдвинуться за считанные секунды, пока спутник меняет фильтр. На Марсе подобное происходило при съемке закатов у марсохода Spirit и Opportunity — у них нет фильтра Байера:


Закат, снятый Spirit в 489 сол. Наложение снимков, снятых с фильтрами на 753 535 и 432 нанометров.
(с) NASA/JPL/Cornell

На Сатурне похожие трудности у Cassini:


Спутники Сатурна Титан (сзади) и Рея (впереди) на снимках Cassini
(с) NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

В точке Лагранжа с той же ситуацией сталкивается DSCOVR:


Транзит Луны по диску Земли на снимке DSCOVR 16 июля 2015 года.
(с) NASA/NOAA

Чтобы получить из этой съемки красивое фото, пригодное для распространения в СМИ, приходится поработать в редакторе изображений.

Есть еще один физический фактор, о котором знают далеко не все, — черно-белые снимки имеют более высокие разрешение и четкость по сравнению с цветными. Это так называемые панхроматические снимки, которые включают в себя всю световую информацию, попадающую в камеру, без отсечения каких-либо ее частей фильтрами. Поэтому многие «дальнобойные» камеры спутников снимают только в панхроме, что для нас означает черно-белые кадры. Такая камера LORRI установлена на New Horizons, камера NAC — на лунном спутнике LRO. Да по сути все телескопы снимают в панхроме, если только специально не применяют фильтры. («NASA скрывает истинный цвет Луны» — вот откуда это пошло.)

Мультиспектральная «цветная» камера, оборудованная фильтрами и имеющая гораздо меньшее разрешение, может прилагаться к панхроматической. При этом ее цветные снимки можно накладывать на панхроматические, в результате чего мы получим цветные снимки высокого разрешения.


Плутон на панхроматических и мультиспектральных снимках New Horizons
(с) NASA/JHU APL/Southwest Research Institute

Такой метод часто применяют при съемке Земли. Если знать об этом, то можно увидеть на некоторых кадрах типичный ореол, который оставляет размытый цветной кадр:


Композитный снимок Земли со спутника WorldView-2
(c) DigitalGlobe

Именно путем такого наложения создавался тот самый впечатляющий кадр Земли над Луной, что выше приведен как пример наложения разных снимков:


(с) NASA/Goddard/Arizona State University

Дополнительная обработка

Часто приходится прибегать к инструментам графических редакторов, когда надо почистить кадр перед публикацией. Представления о безупречности космической техники не всегда оправданны, поэтому мусор на космических камерах — дело распространенное. Например, камера MAHLI на марсоходе Curiosity просто загажена, иначе и не скажешь:


Фото Curiosity с помощью инструмента Mars Hand Lens Imager (MAHLI) в сол 1401
(с) NASA/JPL-Caltech/MSSS

Соринка в солнечном телескопе STEREO-B породила отдельный миф об инопланетной космической станции, постоянно летающей над северным полюсом Солнца:


(с) NASA/GSFC/JHU APL

Еще в космосе нередки заряженные частицы, которые оставляют свои следы на матрице в виде отдельных точек или полос. Чем дольше выдержка, тем больше остается следов, на кадрах появляется «снег», который не очень презентабельно смотрится в СМИ, поэтому его тоже стараются счистить (читай: «отфотошопить») перед публикацией:


(с) NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Поэтому можно сказать: да, NASA фотошопит снимки из космоса. ESA фотошопит. Роскосмос фотошопит. ISRO фотошопит. JAXA фотошопит... Не фотошопит только Национальное космическое агентство Замбии. Так что если кого-то не устраивают изображения NASA, то всегда можно воспользоваться их снимками космоса без каких-либо признаков обработки.

Прекрасна и удивительна наша планета. Возможно, с развитием космического туризма, сокровенная мечта многих людей увидеть землю из космоса станет явью. Сегодня же полюбоваться на захватывающие дух великолепные панорамы Земли можно на фотографиях.

Представляем подборку из десяти самых знаменитых изображений земного шара от NASA.

«Синий мрамор» (blue marble)

Широко известное и распространенное до 2002 года изображение нашей потрясающей планеты. Рождение этой фотографии было результатом долгой и кропотливой работы. Из нарезки кадров многомесячных исследований движения океанов, облаков, дрейфующих льдов ученые составили удивительную по цветовой гамме мозаику.
«Синий мрамор» признан общечеловеческим достоянием и даже сейчас считается самым детальным и подробным изображением земного шара.

Снимок, полученный с рекордного (около 6 миллиардов километров) расстояния при помощи космического зонда Voyajer 1. Этому космическому аппарату удалось передать NASA около 60 кадров из самых глубин Солнечной системы, в том числе и «Бледно-синюю точку», где земной шар выглядит крошечной (0.12 пикселя) голубоватой пылинкой на коричневой полосе.
«Бледно-синей точке» суждено было стать самым первым «портретом» Земли на бескрайнем фоне космического пространства.

Еще одно известное на весь мир фото - поражающий воображение вид Земли, снятый американским экипажем Аполлон 11 во время исторической миссии: высадки землян на Луну в 1969 году.
Тогда трое астронавтов, с Нилом Армстронгом во главе, успешно выполнили задание – высадились на лунную поверхность и благополучно возвратились домой, успев оставить для истории этот легендарный снимок.

Неожиданное для человеческого восприятия фото: два светящихся полумесяца на абсолютно черном фоне вселенной. На голубоватом серпе Земли можно разглядеть контуры восточной Азии, западную акваторию Тихого океана и белые участки Арктики. Снимок был передан в сентябре 1977 года межпланетным аппаратом Вояджер 1. На этой фотографии наша планета запечатлена на расстоянии более 11 миллионов километров.

Экипажем Аполлона 11 были сделаны еще две знаменитые фотографии, на которых закругленной линией виден Терминатор Земли (от лат. terminare - прекращать) - линия светораздела, отделяющая освещённую (светлую) часть небесного тела от неосвещённой (тёмной) части, огибающий по кругу планету дважды за сутки – на закате и восходе. На Северном и Южном полюсе это явление наблюдается довольно редко.

Благодаря этой фотографии человечеству удалось увидеть, как выглядит наш дом с другой планеты. Земной шар с поверхности Марса представляется планетарным диском, мерцающим над горизонтом.

На этом изображении впервые был запечатлен с помощью шведской аппаратуры Hasselblad ландшафт обратной стороны Луны. Это событие произошло в апреле 1972 года, когда на темную сторону спутника Земли спустился экипаж Аполлона 16, с Джоном Янгом в качестве командира экспедиции.

У этой фотографии скандальная слава: многие эксперты считают, что снимок сделан вовсе не на Луне, а в специально оборудованной студии, имитирующей лунную поверхность. Многие ставят под сомнение сам факт пребывания астронавтов на Луне.

25 октября 2016 в 16:09

70 лет первой фотографии Земли из космоса

  • Фототехника ,
  • Космонавтика

Первая фотография Земли из космоса сделана на киноплёнку 24 октября 1946 года с баллистической ракеты «Фау-2»

24 октября 1946 года, задолго до того, как советский «Спутник-1» официально открыл для человечества космическую эпоху, в пустыне Нью-Мексико собралась небольшая поисковая группа американских учёных и солдат. Им поставили задачу найти место падения ракеты «Фау-2» и кассету с 35-миллиметровой плёнкой.

Люди готовились впервые в своей истории увидеть нечто невероятное: как выглядит Земля из космоса.

В тот день баллистическую ракету «Фау-2» запустили со стартовой площадки ракетного полигона Уайт-Сендс (White Sands Missile Range) в Нью-Мексико, США. В отличие от предыдущих запусков ракет Вернера фон Брауна, сейчас «Фау-2» запустили вертикально.

Заряжённая 35-миллиметровой плёнкой кинокамера делала по одному кадру каждые 1,5 секунды. Ракета поднялась на высоту около 105 километров, а затем упала вниз, врезавшись в землю на скорости 150 метров в секунду. Камера была полностью разбита, но сама плёнка в стальной кассете сохранилась нетронутой.

19-летний рядовой армии США Фред Рулли (Fred Rulli) был одним из членов группы , которую отправили на поиски 24 октября 1946 года. На военных участников экспедиции находка не произвела особого впечатления. А вот с учёными творилось нечто невероятное. Когда они нашли стальную кассету нетронутой, их обуял полнейший восторг: «Они прыгали как дети», - вспоминает Рулли. Полнейшее безумие началось, когда плёнку доставили на место запуска, проявили и впервые показали фотографии на экране: «Учёные просто сошли с ума», - констатировал рядовой.

До того момента рекордной фотографией земной поверхности, снятой с самой большой высоты, оставался снимок с американского военного гелиевого аэростата Explorer II, поднявшегося в воздух на 22 066 м в 1935 году. Достаточно высоко, чтобы зафиксировать кривизну земного шара (впервые в истории фотографии кривизну горизонта заснял 31 августа 1933 года воздухоплаватель Александр Даля).

Камера на ракете «Фау-2» побила рекорд более чем пять раз. Люди увидели, как наша светлая планета выглядит на фоне темноты космоса.

«Фотографии впервые показали, как наша Земля выглядит для инопланетян, которые прилетят на космическом корабле», - сказал Клайд Холидей (Clyde Holliday), инженер-конструктор ракетной кинокамеры, в комментарии для National Geographic . В этом журнале вышла статья об уникальной фотосъёмке в 1950 году, когда кадры киноплёнки склеили в единое целое .


Результат монтажа кадров, сделанных во время запуска «Фау-2» 24 октября 1946 года

Это было потрясающее событие.


Инженер Вернер фон Браун (с платочком в кармане пиджака)

Запуск 24 октября 1946 года был одним из множества экспериментов исследовательской программы «Фау-2», проведённых группой инженеров под руководством Вернера фон Брауна, которых после войны перевезли на работу в США в рамках операции «Скрепка» . Для них Объединённое агентство по целям разведки (Joint Intelligence Objectives Agency, JIOA) США создало фиктивные биографии и удалило упоминания о членстве в НСДАП и о связях с нацистским режимом из открытых записей. Широкая публика узнала об этой секретной операции случайно в декабре 1946 года, когда главный инженер-конструктор Вальтер Ридель стал героем опубликованной статьи «Немецкий учёный утверждает, что американская еда безвкусная, а курица похожа на резину».

С 1946 по 1950 годы благодаря запускам «Фау-2» американцы сделали более 1000 снимков Земли с высоты до 160 км.


Знаменитый немецкий инженер Вернер фон Браун начал работать над ракетой с жидким топливом в 1930 году. Ключевое влияние на него оказал профессор Герман Оберт , которого называют одним из шести основоположников современного ракетостроения и космонавтики, наряду с Константином Циолковским , Юрием Кондратюком (а начале ХХ века Кондратюк рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне, которую позже НАСА использовало в лунной программе «Аполлон»), Фридрихом Цандером , Робертом Эно-Пельтри и Робертом Годдардом .

Вернер фон Браун позже вспоминал о своём наставнике: «Герман Оберт был первым, кто, подумав о возможности создания космических кораблей, взял в руки логарифмическую линейку и представил математически обоснованные идеи и конструкции… Лично я вижу в нём не только путеводную звезду моей жизни, но также и обязан ему своими первыми контактами с теоретическими и практическими вопросами ракетостроения и космических полётов».

После запуска первых спутников фотосъёмка Земли стала одной из главных задач государственных, а потом и частных программ. Землю снимали не только со спутников, но и с других космических аппаратов. Например, запущенный 12 сентября 1966 года американский пилотируемый космический корабль «Джемини-11» сделал снимок с высоты 1368 км.


Фотоснимок с «Джемини-11»

Спустя три года, в июле 1969 года, экипаж «Аполло-11» сделал знаменитую фотографию Земли над горизонтом Луны. Снимок сделан с лунной орбиты с расстояния около 400 000 км от Земли.


Фотоснимок с «Аполло-11»

Другой масштаб Земли показан на фотографии, которую снял экипаж «Аполло-15» 26 июля 1971 года.


Фотоснимок с «Аполло-15»

С каждым десятилетием наши космические аппараты всё дальше удалялись в космос, осваивая просторы Солнечной системы. 3 ноября 1973 года НАСА запустило автоматическую межпланетную станцию «Маринер-10» - первый успешный запуск в серии «Маринер». Она стала первой, которая посетила Меркурий 29 марта 1974 года. По дороге к Меркурию аппарат сделал фотографию Земли и Луны с расстояния 2,57 млн км, впервые сфотографировав их вместе.

Пожалуй, самую замечательную фотографию Земли сделал зонд «Вояджер-1» 6 июня 1990 года, спустя десять лет после начала своего путешествия.


Фотография Земли с «Вояджера-1» (расстояние 6,05 млрд км)

Этот снимок вошёл в историю как