Где находятся профили камеры в лайтрум. Настройка и выбор цветового профиля

Заключительная часть цикла, посвященного цветовым профилям изображения, включает в себя практические аспекты данной темы. Читатели узнают, где и каким образом выбрать и настроить цветовой профиль, а также как конвертировать изображение из одного цветового пространства в другое.

Итак, переходим к практике. Рассмотрим алгоритмы выбора цветового пространства для фотокамеры и различных графических редакторов.

В настройках фотоаппарата выбор цветового пространства JPEG (также влияет на встроенное в RAW превью) происходит в меню:

В Adobe Lightroom выбор цветового пространства происходит в:


В Adobe Camera Raw (ACR) выбор цветового пространства происходит в меню, открывающемся по клику на «ссылку» под основным превью изображения:

В Capture One выбор цветового пространства экспортируемого файла происходит в настройках «рецепта обработки» (Process Recipe):

В Nikon Capture NX-D настройки цветового пространства находятся в меню Tool → Preferences:

В Canon Digital Photo Professional (DPP) выбор рабочего цветового пространства находится в меню настроек:

А также в Палитре инструментов:

Стоит заметить, что в DPP отсутствует возможность работы в ProPhoto RGB, однако, вместо него есть возможность выбора также очень большого пространства Wide Gamut RGB.

Чтобы Adobe Photoshop обрабатывал изображения в том цветовом пространстве, в котором они к нему поступают без принудительной конвертации в рабочее цветовое пространство, необходимо в настройках политики управления цветом (Edit → Color Setting → Color Management Policies) выбрать Preserve Embedded Profiles (Сохранять встроенные профили):

В случае обработки изображения в цветовом пространстве, отличном от того, в котором оно будет в дальнейшем использоваться, его необходимо перевести (конвертировать) в конечное цветовое пространство.

В случае использования изображения в сети Интернет или, если не известно, как в дальнейшем оно будет использоваться, его необходимо конвертировать в пространство sRGB.

. При этом при работе в 16-битном режиме рекомендуется сначала произвести процедуру конвертации, а уже затем перевод изображения в 8-битный режим.

Для конвертации изображения из одного цветового пространства в другое в Adobe Photoshop используется команда Edit → Convert to Profile (Редактирование → Конвертировать в профиль).

В качестве алгоритма пересчета цветов (Intent) необходимо (кроме как в крайне специфических случаях) выбирать Perceptual (для максимально возможного сохранения визуального соотношения между наиболее и наименее насыщенными цветами) или Relative Colorimetric (для того, чтобы сохранить цвета, умещающиеся в конечное цветовое пространство, без какого-либо визуального изменения и отказаться от цветов, не входящих в конечное цветовое пространство).

Режим Perceptual производит компрессию/сжатие цветов, для того, чтобы избежать постеризации «внеохватных» цветов и по возможности сохранить визуальное соотношение между сильнонасыщенными и малонасыщенными цветами.

Режим Relative Colorimetric конвертирует изображение в другое цветовое пространство без визуального изменения цветов, входящих в конечное цветовое пространство и «отрезает» «внеохватные» цвета.

Выбор между опциями Perceptual и Relative Colorimetric обычно осуществляется пользователем визуально, по превью. Необходимо отметить, что если разница между результатами сильно видна, значит в каком-то участке изображения цвета выходят за пределы конечного цветового пространства. В этом случае при выборе опции Relative Colorimetric в данном участке произойдет постеризация изображения).

Если участок изображения с «внеохватными» цветами невелик, можно 1) локально его подкорректировать (уменьшить насыщенность в этом месте), либо согласиться на постеризацию изображения в этом участке и выбрать Relative Colorimetric для получения в целом наиболее визуально приятной картинки, 2) выбрать Perceptual, чтобы по возможности исключить постеризацию (однако общая насыщенность изображения при этом уменьшится).

Теория предельного дохода гласит: если понемногу претворять в жизнь небольшие изменения в каждом аспекте вашей деятельности, то результирующее улучшение будет весьма впечатляющим. Эту теорию легко применить и к фотографическому рабочему процессу.

Travel-фотографу, коим я и являюсь, приходится делать огромное количество фотографий с совершенно разными сюжетами. Из недавней двухдневной поездки в Бельгию я привез около двух тысяч фото. И если вы любите вдумчиво просматривать и сортировать карточки на компьютере за чашечкой кофе, то даже нескольких дней вам может не хватить на то, чтобы обработать весь фотосет. В таком случае оптимальный вариант – добиться максимального сходства камерного JPEG с реальной картинкой, а на постобработку тратить минимум времени.

Один из способов такой экономии времени на обработке за компьютером – калибровка вашего фотоаппарата. Вы наверняка слышали о том, что в цифровой фотографии принято калибровать мониторы для того, чтобы добиться точной цветопередачи. Более того, некоторые скрупулезные личности калибруют даже принтеры - те, кому важно стопроцентное совпадение изображения на экране и на бумаге. Однако, далеко не все задумываются о такой вещи, как калибровка камеры.

Принцип калибровки, вне зависимости от устройства, одинаков. Вы создаете специальный профиль для своего устройства, и специальное программное обеспечение, предназначенное для управления цветом, вносит соответствующие поправки в изображение на выходе. Ведь что такое калибровка, скажем, монитора? Вы просто измеряете то, насколько цветопередача вашего экземпляра отклоняется от эталона, и вносите нужные поправки. Топовые модели могут быть довольно близки к профессиональным стандартам, в то время как цветопередача монитора для массового сегмента может быть весьма далека от идеала. Итоговый профиль исправляет отклонения по цвету, добиваясь корректной цветопередачи.

Разные модели камер видят цвет по-разному, поэтому, чтобы передать картинку так, как запомнил ее ваш глаз и мозг, при постобработке необходимо совершить набор определенных действий. Предварительная калибровка же дает вам весомое преимущество – вам нужно будет совершить эти телодвижения всего один раз для всех снимков. Таким образом, время, затрачиваемое на обработку, значительно сокращается.

Калибровка камеры, в общем, работает так: вы измеряете любые отклонения во «взгляде» камеры на окружающий мир, после чего создаете профиль, который устраняет эти отклонения на этапе создания камерного JPEG из RAW-файла.

Несколько лет назад я понял на собственном опыте, что калибровка важна. Тогда я обрабатывал фото заката в Ирландии, снятого на Nikon D2x. Цвета в JPEG по умолчанию получились блеклыми и с явным наличием желтого оттенка, в то время как я отлично помнил яркие пурпурные краски этого заката. Вдруг, по какому-то наитию, я решил использовать калибровочное фото с эталонной цветопередачей, которое я по привычке делал перед каждой съемкой, но никогда до этого не использовал. Я создал с его помощью профиль, применил его ко всей съемке и с удивлением увидел, как каждое фото заиграло новыми, гораздо более реалистичными красками и оттенками.

Применение профиля не всегда заметно меняет цветопередачу, но, как мы уже упомянули выше, теория предельного дохода учит - незаметные улучшения имеют свойство накапливаться. Создание цветовых профилей под вашу камеру - довольно несложное дело. Я использую Xrite ColorChecker Passport и специальный плагин, который позволяет создавать профили прямо из файлов в Adobe Lightroom. Никто не запрещает использовать отдельное, обычно идущее в комплекте с камерой, ПО, чтобы создавать подогнанные под определённый экземпляр камеры профили для Adobe Camera Raw. Компания Adobe хранит эти профили в файлах с DNG расширением, но у вас нет нужды конвертировать гигабайты ваших RAW-архивов в DNG (аббревиатура для Adobe Digital Negative) для применения этих профилей.


Классический вариант эталонной мишени для калибровки состоит из 24 цветов .

Создание профиля камеры

Для начала просто сфотографируйте эталонную мишень в том освещении, при котором будет вестись съемка. Если у вас несколько камер – сделайте снимок каждой, желательно одним и тем же объективом. Я, как правило, использую для этого зум со средним диапазоном фокусных расстояний (вроде 24-70) - чаще всего я снимаю именно им. С учетом того, что я снимаю не в JPEG, а строго в RAW, нет разницы в том, какое выставлять цветовое пространство – AdobeRGB или sRGB. Лично я всегда использую AdobeRGB при обработке – таким образом обеспечивается более широкий цветовой охват. Запомните – для калибровочного фото и для всей последующей съемки важно использовать одно и то же цветовое пространство.

В Lightroom выберите предварительно импортированный калибровочный снимок. В меню File выберите команду Export и далее загрузите пресет ColorChecker Passport, который был установлен автоматически вместе с ПО для корректной работы калибратора. Вам нужно только решить, как назвать новый профиль - автоматика сделает остальное.

После перезапуска Lightroom, получившийся профиль может быть применен к снимку в выпадающем списке Profile панели Camera Calibration. Однако стоит помнить, что вам будут доступны только профили той камеры, которой вы сделали обрабатываемый RAW-файл. Продвинутые пользователи могут сохранить данный профиль как часть профиля Developer Preset и применить его сразу к нескольким фото при импорте.

Есть один нюанс. Теоретически, калибровать камеру, то бишь делать калибровочный снимок, нужно при каждой смене объектива, изменении источника освещения или даже смене значения ISO.

На практике же, за исключением очень специфичных условий работы с дотошно выставленным освещением и т.п., эти постоянные калибровки не нужны и сильно замедляют ваш рабочий процесс. «Фишка» здесь в том, чтобы найти нужный баланс между необходимостью подготовки и применения огромного количества разнообразных профилей и тем фактом, что ваш единственный профиль может не «лечь» корректно на все ваши кадры. Но, как и в большинстве других случаев, когда сравниваются калиброванный и некалиброванный прибор, даже одна единственная калибровка камеры очень сильно помогает в процессе работы фотографа.

Использование индивидуальных профилей

Мне, как travel-фотографу, удобно под каждое место съемки иметь специально заточенный профиль. Если я снимаю в индийском Ладакхе, что близ Гималай, я использую калибровочные снимки оттуда. Если в этой же поездке я отправляюсь в совершенно другой район, например, пышно цветущий Керал в Южной Индии, я повторяю всё заново.

Программа из комплекта ColorChecker Passport позволяет объединить два калибровочных изображения в одно, создавая при этом так называемый двойной профиль Dual-Illuminant DNG Profile. Таким образом можно обеспечить более точную цветопередачу в случае, если вы снимаете при постоянно меняющемся освещении, отличающемся от того, при котором сделан первый калибровочный кадр. Для создания такого двойного профиля необходимо сделать два калибровочных фото в кардинально разных условиях освещения. Затем из этих двух снимков создается двойной профиль, который обладает более точной цветопередачей, чем первоначальный вариант с одиночным снимком.

Когда вы откалибруете камеру, вы сможете применять свои профили автоматически при импорте с помощью настройки Develop Preset.

Если вы не пользуетесь Lightroom, можно использовать отдельное ПО для калибратора ColorChecker Passport, чтобы с его помощью создавать DNG профили. Эти DNG профили читаются множеством программ для RAW-процессинга, в том числе Adobe Camera Raw и Capture One. К сожалению, на данный момент Apple Aperture не поддерживает такие профили.

Об авторе. Стив Дэйви – фотограф и писатель из Лондона. Большую часть времени путешествует по самым экзотическим и живописным уголкам этой планеты. Недавно выпустил второе издание книги Footprint Travel Photography, которая стала настольной книгой любого путешественника с камерой в руках.

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


X-Rite Color Checker Passport – это набор калибровочных мишеней, изготовленный в компактном пластиковом корпусе. Он применяется для создания профилей камеры при конкретных условиях съемки. Профили создаются с помощью прилагаемого программного обеспечения, либо с помощью утилиты Adobe DNG Profile Editor от компании Adobe Systems. Созданные профили камеры в формате DCP автоматически сохраняются в системную папку профилей камер Camera Raw и доступны для использования из приложений Adobe Camera Raw и Lightroom.

Кроме того, в Lightroom можно создавать профиль камеры с помощью специального плагина от компании X-Rite, который устанавливается при инсталляции программного обеспечения.

В первой части статьи я расскажу, как правильно снять мишень для корректного создания цветового профиля, а также объясню процесс создания профиля с помощью прилагаемого программного обеспечения.

Съемка мишени

Для того, чтобы получить корректный профиль для дальнейшего использования, прежде всего нужно правильно снять мишень. Это несложно, но важно соблюдать несколько простых рекомендаций.

  1. Съемка должна производиться в формате RAW, чтобы затем можно было сконвертировать RAW-файл в формат DNG
  2. Желательно расположить мишень перпендикулярно оптической оси объектива, ближе к центру кадра, чтобы избежать искажений цвета из-за виньетирования объектива (затемнение по краям изображения). Если вы снимаете в условиях студии, то это, в принципе, не столь критично, так как съемка в студии производится обычно на прикрытой до f/8 – f/11 диафрагме. Но если съемка производится в условиях естественного и недостаточного освещения, прикрыть диафрагму до этих значений получится далеко не всегда, особенно если под рукой нет штатива. ISO поднимать нежелательно, так как шум может внести искажения в цвет плашек, и профиль будет создан неверно.
  3. Желательно, но не обязательно, перед съемкой мишени настроить баланс белого в камере по серой карте. Это еще больше повысит точность цветопередачи.
  4. Снимите мишень с разными значениями экспозиции, чтобы затем можно было выбрать наиболее верную. Если у вас есть серая карта, в предыдущем шаге можно настроить по ней и значение экспозиции. Мишень обязательно должна быть нормально экспонирована – без вылетов отдельных плашек. Как передержка, так и недодержка приведут к искажениям цвета и, как следствие, созданию неправильно работающего профиля.

Создание профиля камеры

Установите на компьютер программное обеспечение, поставляемое в комплекте с X-Rite Color Checker Passport. Затем нужно сконвертировать RAW-файл со снятой мишенью, который вы выбрали для создания профиля камеры, в формат DNG. Можно сделать это с помощью Adobe Camera Raw или специального DNG – конвертера, который можно бесплатно скачать на сайте компании Adobe Systems.

Перетащите DNG-файл с мишенью в окно программы, либо откройте через меню File – Add Image

Программа сама найдет мишень на снимке и расставит метки по плашкам. При необходимости положение меток можно подправить, просто перетаскивая мышкой угловые маркеры. Для создания профиля нужно затем нажать на кнопку Create Profile.

Использование профиля

Профиль камеры при создании автоматически помещается в системную папку с другими профилями камер для Adobe Camera Raw. Для того чтобы использовать его, нужно открыть изображения в Camera Raw и выбрать сохраненный профиль во вкладке Camera Calibration. Теперь профиль применится к изображению.

При необходимости, если вы не настраивали баланс белого в камере по серой карте, можно сделать это в конвертере, кликнув пипеткой выбора области для установки баланса белого по одной из шести плашек в градациях серого внизу таблицы.

Я пользуюсь несколькими версиями Лайтрума, одновременно установленными у меня на компьютере под управлением ОС Window. Разные версии имеют немного отличающийся функционал, либо разные методы реализации одних и тех же функций. В зависимости от ситуации, я выбираю нужную мне версию. Здесь показаны скрины на основе довольно старой версии Lightroom 3.7. Все версии Лайтрума у меня без русификации, так как для меня это не важно.

За долгое время работы с программой я выработал свой алгоритм работы в Лайтрум, который применяю почти всегда. Мои 5 простых советов максимально помогут только тем, кто снимает в формате RAW и проявляет фотографии пакетно.

Для вдумчивой проявки каждой фотографии в формате RAW по отдельности я рекомендую использовать оригинальное (т.е. родное) ПО. Например, для системы Nikon это .

0 (нулевой пункт). Импортирую RAW файлы.

Суть действия: подготовить рабочее пространство для дальнейших манипуляций с файлами.

Это нулевой, дополнительный пункт, с которого всегда начинается работа с Лайтрум. Чтобы начать обработку фотографий — их нужно сначала импортировать в программу. Я использую быструю и примитивную загрузку: просто перетаскиваю мышью все файлы в окошко Лайтрума и жму кнопку ‘Import’. Импорт я всегда провожу с каталога, размещенного на жестком диске. Если импорт проводить с флешки, то процесс импорта затянется, так как программа, скорее всего, сначала скопирует все исходные файлы в свой специальный каталог.

С импортом есть свои особенности. Когда фотографии импортируются в Лайтрум, можно порой заметить, как картинка предварительного просмотра (превьюшка) меняет свой цвет, насыщенность, экспозицию. Связано это с тем, что каждый RAW файл несет в себе не только исходную информацию о снимке, но и множество других дополнительных данных. Одни из таких данных — это превьюшки фотографий для быстрого просмотра. Если говорить грубо, то в RAW файл встроена миниатюра в формате , которая служит для быстрого просмотра снятой фотографии на дисплее камеры. Эта JPEG-миниатюра построена на основе настроек, заданных фотоаппаратом. Во время импорта фотографий в Лайтрум, программа показывает JPEG-миниатюры, выковырянные из RAW-файла. После попытки просмотреть фотографию ближе, Лайтрум строит (рендерит) новое изображение непосредственно с исходных сырых данных, пользуясь своими собственными предустановками. Предустановки Лайтрума и JPEG-миниатюры не совпадают, из-за чего первоначальная картинка меняется на глазах.

К сожалению, добиться от Лайтрума точного повторения всех настроек фотоаппарата очень и очень сложно. На самом деле повторить все настройки фотоаппарата — невозможно. Только родное ПО может отображать RAW-изображение на компьютере в полном соответствии тому, которое можно увидеть на дисплее фотоаппарата. Но чтобы максимально снизить различия между тем, как снимок выглядит на дисплее фотоаппарата и в окне программы — я рекомендую отключить в фотоаппарате все дополнительные функции , которые улучшают изображение. Для системы Nikon в первую очередь это касается функции Active .

Все улучшения должны быть выполнены с помощью Лайтрума . Пользоваться накамерными функциями для улучшения изображения имеет смысл только при съемке в формате , либо, если RAW-файлы будут обрабатываться с помощью родного ПО.

После импорта можно добавить теги, метки, правильно каталогизировать серии снимков, настроить сортировку фотографий в ленте.

Также, импортировать можно сразу с применением определенного пресета, в который можно записать настройки, указанные ниже.

1. Задаю профиль камеры.

Суть действия: базовая настройка для максимально правильного/красивого рендеринга исходного RAW-файла.

Настройка находится по адресу Develop -> Camera Calibration -> Profile -> выбрать нужный профиль

Чтобы изображение, формируемое в Лайтрум, было максимально похожим на то, которое отображается на дисплее фотоаппарата, Лайтруму нужно указать правильный профиль фотоаппарата. Если говорить коротко, то профиль фотоаппарата (Camera Profile) — это режим управления снимками, который задается на фотоаппарате (нейтральный, насыщенный, монохромный и т.д.).

Это ключевой момент. Правильный профиль фотоаппарата позволяет в разы улучшить визуальное восприятие снимка. Найти хороший профиль под конкретный фотоаппарат — очень и очень сложно.

Обычно Лайтрум имеет набор базовых профилей: нейтральный, насыщенный, портрет и т.д. Эти профили очень слабо соответствуют похожим профилям, которые задаются на фотоаппарате.

Поисками профиля под свой конкретный фотоаппарат можете заняться сами. Обычно созданием профилями занимаются сторонние разработчики. Я уверен, что для большого количества фотоаппаратов найти хороший профиль не получится. В таком случае нужно будет выбрать профиль, который максимально Вам нравится.

Уже существующий профиль можно доработать, а именно настроить цветовое смещение в тенях, смещение и насыщенность каждого из трех основных каналов. После чего, можно создать пользовательский пресет, записав в него только изменения, касающиеся Camera Calibration (при создании пресета следует выбрать только галочку ‘Калибровка’).

2. Задаю профиль объектива.

Суть действия: избавиться от недостатков объектива.

Функция задается следующим образом Develop -> Lens Corrections -> Profile -> Enable Profile Corrections

Здесь все просто. Выбрав профиль объектива можно полностью избавиться от некоторых недостатков объектива. В общем случае данная настройка позволяет полностью вылечить и . Также, здесь же лечатся объектива. Лайтрум имеет обширную базу по объективам, с помощью которой можно «вылечить» любой из них.

Если используемого объектива нет в списке, то можно сделать коррекцию данных параметров вручную, а потом записать результат в пресет, который можно применить ко всем фотографиям.

После данной настройки должны нивелироваться искажения вносимые объективом.

В дальнейшем профиль объектива будет применен к каждой фотографии.

3. Оптимизирую и расширяю возможности камеры и объектива.

Суть действия: сделать максимально красивое/требуемое изображение посредством базовых манипуляций с экспозицией и цветом.

Здесь все очень просто. Обычно я выбираю одну ключевую фотографию из серии или даже из целой съемки и настраиваю ее по основным параметрам:

  • Повышедие ДД — восстановление светов и теней (Highlight recovery, Fill light, Dark)
  • Донастройка красочности (Vibrance)
  • Повышение насыщенности (Saturation)
  • Повышение четкости (Clarity)
  • Повышение резкости (Sharpening)
  • Устранение шума (Noise reduction)

Здесь главное не переборщить . Я стараюсь сделать фотографию «нейтрально-позитивной» чтобы все дальнейшие манипуляции уже отталкивались от исходного «нормального» изображения.

Важно: уровень той или иной настройки сильно зависит от используемого фотоаппарата и непосредственно снятых кадров. Например, я четко знаю и понимаю как сильно влияет тот или иной ползунок в Лайтрум на RAW-файлы моих камер, а к новому фотоаппарату и обработке его RAW-файлов нужно подолгу привыкать.

В дальнейшем эти настройки будут применены к каждой фотографии.

4. Синхронизирую все изображения по одной ключевой фотографии.

Суть действия: привести все изображения под один базовый вид.

После всех предыдущих манипуляций я синхронизирую все фотографии с измененными настройками. Делается это очень просто. В разделе ‘Develop’ выбираются все фотографии в ленте (CTRL+A) и нажимается кнопка ‘Sync’. В меню синхронизации я нажимаю кнопку ‘Check All’ (Выбрать Все), после чего снимаю галочки ‘White Balance’ (), ‘Crop’ (Кадрирование), ‘Spot Removal’ (Точечная коррекция). Снятые параметры не должны быть синхронизированны, так как каждая фотография имеет свой индивидуальный , кадрирование и точечную коррекцию/восстановление.

Синхронизация является частью пакетной обработки. По ее окончании все фотографии подгоняются под похожие настройки.

После этой манипуляции в ленте Лайтрума все фотографии уже более-менее приведены к нормальному виду. Предыдущих четыре пункта позволяет «вывести изображения в ноль» — избавить его от недостатков объектива, фотоаппарата и до предела выжать возможности RAW-файла. После проведения этих четырех манипуляций уже можно начинать настоящую тонкую обработку и готовить изображение к финальной стадии, которую увидит клиент.

5. Кадрирую все фотографии.

Суть действия: исправить недостатки кадрирования — выровнять горизонт, обрезать фото с правильным расположением деталей в кадре, вырезать ключевые части фотографии.

К сожалению, откадрировать одну фотографию, и применить кадрирование ко всем фотографиям ленты не получиться. После синхронизации базовых настроек я выполняю кадрирование всех фотографий . Во время проведения операции кадрирования я также выборочно удаляю с ленты Лайтрума неудачные снимки.

Важно: я настоятельно рекомендую кадрировать фотографии с зафиксированными пропорциями кадра. Пропорции классического кадра составляют 3:2. После проведения кадрирования все фотографии имеют одинаковые пропорции кадра и ничем не отличаются во время просмотра. Если этого не сделать, то после кадрирования могут получиться фотографии-квадратики, сильно вытянутые полосы. Это не соответствует общей стилистике ленты фотографий. К тому же, во время сдачи на печать со 100% вероятностью части кадра будут обрезаться либо заполняться белым пространством. Обычно печатают на стандартных размерах, которые также соответствуют пропорциям 3:2. Практически для каждой съемки я печатаю фотографии, либо монтирую фотокнигу, для меня очень важно соблюдения пропорций после кадрирования. Чтобы сохранить пропорции кадрирования в Лайтруме, достаточно нажать на иконку навесного замка.

После кадрирования и удаление неудачных кадров у меня в ленте получается «вылизанный» набор фотографий, с которыми можно проводить дальнейшие манипуляции.

Важно: я называю все указанные действие ‘Выйти В Ноль’ , так как эти простые манипуляции позволяют взглянуть на изображение, лишенное базовых недостатков, сырое, нейтральное, как чистый лист, глядя на который уже можно проводить дальнейшую тонкую обработку.

Я считаю, что указанные манипуляции позволяют на 30% улучшить качество исходного изображения. Остальные 60% — это доработка изображения посредством Adobe Photoshop (Фотошопом, а не Лайтрумом).

В моей практике часто случается так, что после выполнения всего лишь этих пяти пунктов уже можно получить вариант изображения, которое может удовлетворить и меня и моих клиентов. Чаще всего обработка ограничивается всего лишь этими пятью пунктами, если не нужно проводить ретушь фотографий (устранение недостатков кожи, работа с пластикой, художественная цветокоррекция и прочее).

Для меня самое сложное в обработке — это после приведения всех фотографий из серии/съемки в удобоваримый вид — выбрать лучшие для тонкой их доработки.

6. Экспортирую все фотографии (бонусный пункт)

Суть действия: получить готовый результат, который сможет просмотреть любой пользователь/клиент на любом устройстве.

В данном случае экспорт — это процесс экспортирования фотографий из RAW-формта в формат, который подойдет для дальнейшей обработки, либо просмотра. Если я планирую больше ничего не делать, то я экспортирую в попсовый формат . Если я в дальнейшем планирую дорабатывать фотографии в Adobe Photoshop, то я использую формат ‘TIFF’ или ‘DNG’. В последнее время на меня напала лень, я не использую TIFF и все фотографии экспортирую сразу в .

В итоге мой техпроцесс обработки фотографий делится на два этапа: обработка в Лайтрум и обработка в Фотошоп. Лайтрум — для базовых настроек, восстановление «запоротых» снимков, пакетной обработки ленты фотографий. Фотошоп — для финального «допиливания» фотографий, ретуши, манипуляций со слоями, масками и прочим.

Философия

Я убежден, что у фотографа должен быть выработан четкий план действий, четкая концепция, продуманная методология с пошаговыми действия обработки фотографий. Отработанный технологический процесс очень сильно ускоряет и упрощает обработку и сдачу готового материала клиенту.

Итог. Мой базовый процесс обработки построен следующим образом: импорт -> задание профиля фотоаппарата -> задание профиля объектива -> расширение возможностей камеры/объектива -> синхронизация выбранных настроек -> кадрирование -> экспорт . Повторюсь — это базовый процесс, основа с которой начинается моя обработка.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Очень часто базовые настройки не позволяют добиться желаемой цветопередачи, поэтому теперь самое время перейти к инструментам цветовой коррекции. Но учтите, что восприятие цвета сильно зависит от яркости изображения. Это означает, что применять цветокоррекцию нужно к изображению с уже выполненными настройками яркости и точно установленным балансом белого.

Инструменты, влияющие на цветопередачу, сосредоточены в Lightroom на трех панелях: это HSL/Color/B&W, Split Toning и Camera Calibration. Эти инструменты предоставляют нам разные возможности работы с цветом и имеют разную идеологию, однако каждый из них может внести свой вклад в решение задачи получения желаемого цвета изображения. Сплит-тонирование и перевод цветных изображений в черно-белые мы рассмотрим на Уроке 5.

Camera Calibration

Начнем мы с настроек панели Camera Calibration, хотя она и расположена в самом низу правой группы панелей. Ее настройки позволяют отрегулировать цветопередачу изображения, а также выбрать профиль камеры.

Панель Camera Calibration

В верхней части панели Camera Calibration находится список Process, в котором можно выбрать алгоритм, по которому будет обработано изображение: 2003 (старый алгоритм), либо 2010 (Current) - новый алгоритм обработки, появившийся с 3 версии Lightroom. Новый алгоритм лучше справляется с подавлением шумов, деликатнее относится к цвету в тенях, поэтому нет причин пользоваться старым процессом обработки, за исключением случаев, когда вам нужно обеспечить совместимость со старыми версиями Lightroom или Camera Raw.

Из списка Profile (Профиль) можно выбрать профиль обработки для данного снимка. В данном случае под профилем подразумеваются некоторые настройки, влияющие на цвет и тональность изображения. Обратите внимание, что профиль можно выбрать только для снимка в формате RAW, а для JPEG всегда используется встроенный профиль.

Список профилей для разных камер может отличаться, но общий принцип таков: Lightroom позволяет выбрать либо стандартный профиль (Adobe Standard), старые версии профилей Adobe Camera Raw и (при наличии) встроенные профили камеры. При выборе встроенного профиля Lightroom имитирует варианты настройки камеры, доступные при съемке в JPEG.

Профили достаточно сильно влияют на изображение - вы можете выбрать тот профиль, который наиболее соответствует снимку. Но если стандартные профили вас не устраивают, цвет можно тонко настроить с помощью регуляторов. Причем такая регулировка является более целостной, чем коррекция с помощью панели HSL (да и постеризации изображения в данном случае «добиться» сложнее).

Влияние профилей на цветопередачу. Слева направо: результат применения профилей Adobe Standard, D2х Mode 2, Camera Neutral

Ползунок Shadows (Тени) управляет оттенком самых темных областей изображения, позволяя регулировать их от зеленого до пурпурного. Именно с помощью этого регулятора решается проблема, когда камера «краснит» или «синит» в тенях. (И, разумеется, никто не может запретить вам использовать его для получения каких-то эффектов.)

Три следующие группы ползунков - Red Primary (Основной красный), Green Primary (Основной зеленый) и Blue Primary (Основной синий) - позволяют настроить оттенок и насыщенность для каждого из трех базовых цветов.

Например, если вам кажется, что камера «краснит» - на фотографиях слишком яркие красные оттенки, - то можно слегка уменьшить насыщенность красного цвета. Или, если у зеленого цвета имеется желтоватый оттенок, можно переместить регулятор зеленого оттенка немного вправо. Таким образом можно добиться практически любой цветопередачи.

Примечание. После того, как вы настроили идеальный цвет, можно сделать так, чтобы измененные вами калибровки автоматически применялись ко всем импортируемым изображениям. Выполните команду Develop > Set Default Settings (Обработка > Установить параметры по умолчанию). В диалоговом окне нажмите кнопку Update to Current Settings (Обновить к текущим установкам). Теперь сохраненные настройки будут автоматически применяться ко всем снимкам, выполненным этой же камерой. (Чтобы сделать разные настройки для разных значений чувствительности, зайдите в настройки Edit > Preferences, вкладка Presets, и установите флажок Make defaults specific to camera ISO settings).

HSL / Color / B&W

Панель HSL / Color / B&W - самый мощный инструмент цветокоррекции в Lightroom, позволяющий делать с цветом практически все, что вам заблагорассудится. На самом деле, там сосредоточены три панели изображения: переключаться между ними можно, щелкая по их названиям в заголовке.

Аббревиатура HSL расшифровывается как Hue, Saturation, Luminance - цветовой тон, насыщенность, светимость. Вкладки панели HSL похожи на некий эквалайзер, позволяющий тонко управлять цветом в изображении. Каждый из регуляторов на этих вкладках соответствует определенному участку цветового круга; его передвижение влияет только на цвета данного участка, а другие цвета изображения остаются неизменными. Всего на каждой вкладке содержится по 8 регуляторов, соответствующих следующим цветам: Red (Красный), Orange (Оранжевый), Yellow (Желтый), Green (Зеленый), Aqua (Аквамарин), Blue (Синий), Purple (Лиловый) и Magenta (Пурпурный). А на панели Color те же настройки сгруппированы по цветам.

Панели HSL / Color / B&W

Примечание. Используйте с осторожностью! Чрезмерное изменение параметров HSL может привести к постеризации изображения, а также к появлению цветной каймы на контрастных цветовых границах. Это особенно хорошо заметно при работе с JPEG.

Вкладка Hue (Цветовой тон) позволяет изменить цветовой тон отдельной группы цветов в изображении. Для чего это может использоваться? Например, изменяя настройки тона для зеленого цвета, можно скорректировать на снимке цвет листвы или травы, оставив другие цвета неизменными: сделав жухлую траву более свежей или, наоборот, превратив лето в осень. Изменяя настройки красного и оранжевого цветов, можно скорректировать телесные цвета в портрете. Также можно скорректировать и цвет одежды - следите только, чтобы коррекция не вызвала нежелательных изменений на других участках изображения.

Коррекция оттенка: слева - оригинал, справа: Green –90 «превращает» лето в осень

Примечание. При цветокоррекции очень важно чувство меры. Человеческий глаз имеет свойство адаптироваться к цвету, и через минуту «дикие» цвета уже кажутся привычными. Поэтому имеет смысл время от времени отключать выполненные настройки и сравнивать результат с оригиналом (для этого используется переключатель слева от заголовка панели).

Вкладка Saturation (Насыщенность) позволяет управлять насыщенностью каждой группы цветов в отдельности. Если переместить все ползунки этой вкладки в крайнее левое положение, мы получим монохромное изображение. С помощью данных настроек можно усилить или ослабить определенные оттенки в изображении. Например, можно сделать блеклое небо более синим (для этого нужно переместить ползунок Blue вправо), убрать излишнюю красноту кожи (ослабив красный) или, наоборот, придать коже загорелый вид (усилив оранжевый). Таким образом можно управлять насыщенностью более гибко, нежели с помощью настроек Vibrance и Saturation.

Слева - оригинал. Справа - насыщенность синего увеличена до 100

Вкладка Luminance (Светимость) управляет яркостной компонентой каждого оттенка. Изменение значения светимости приводит к тому, что выбранный цвет становится ярче или темнее, не меняя своего оттенка. Например, уменьшение светимости синего цвета на пейзажном снимке может создать драматический предгрозовой эффект, а увеличение - напротив, создать впечатление яркого солнечного дня. На некоторые портретные снимки положительно влияет небольшое увеличение светимости красного и оранжевого - телесные цвета становится более светлыми.

Слева - оригинал. Справа - светимость синего снижена до –40

Слева - оригинал. Справа - увеличена светимость красного и оранжевого для осветления телесных тонов

Не всегда сразу удается угадать, какой именно цвет повлияет на интересующую нас область. В этом случае удобно использовать Tagret adjustment tool - инструмент целевой корректировки. Щелкните по кнопке выбора инструмента (кружок в левом верхнем углу панели), затем наведите курсор на область того цвета, который вы хотите откорректировать, нажмите кнопку мыши и перемещайте ее: вверх - чтобы усилить значение или вниз - чтобы ослабить. При этом изменяться может не один цвет, а несколько: например, телесные тона могут включать в себя оранжевые и красные цвета.

Закончив коррекцию, нажмите кнопку Done (Готово) на панели инструментов или просто «повесьте» инструмент на место, еще раз щелкнув по той же кнопке.

Инструмент целевой корректировки

Управление детализацией изображения

И в заключение урока рассмотрим вопросы повышения резкости и подавления шумов. Хотя они и не являются инструментами цветовой коррекции, но также косвенно влияют на наше восприятие цвета.

Для управления детализацией изображения в Lightroom имеется панель Detail (Детализация). Вообще говорить об улучшении детализации можно лишь условно, поскольку изображение формируется в момент съемки - после этого никакая обработка не добавит снимку деталей, если их не было в оригинале. Однако, обработав снимки с учетом особенностей человеческого зрения, можно сделать так, что они будут казаться более резкими и детализированными.

Настройки управления детализацией изображения

Повышение резкости

Из-за особенностей формирования изображения в камере все цифровые снимки нуждаются в усилении резкости. На самом деле, при повышении резкости повышается локальный контраст на контурах изображения, ввиду чего оно визуально становится более четким. Это означает, что исправить ошибки, допущенные при съемке - смаз, шевеленку или «мыльность» объектива - невозможно.

При настройке резкости увеличьте масштаб изображения до 100%, чтобы отчетливо видеть влияние настроек. Резкость управляется следующими параметрами:

Amount (Эффект) определяет, насколько сильно будет повышен контраст на контурах в изображении. Чем выше значение, тем сильнее будет увеличена резкость. Если нажать Alt при перемещении регулятора, то изображение будет отображаться черно-белым, чтобы цветовой контраст не влиял на ваше восприятие снимка.

Параметр Radius (Радиус) влияет на ширину контура, в котором будет усиливаться контраст. Увеличение его значения усиливает резкость в целом, но огрубляет мелкие детали изображения. Если, опять же, удерживать Alt во время настройки, вы увидите «карту» объектов, к которым будет применяться повышение резкости. Устанавливайте такой радиус, чтобы действие фильтра не влияло на те области, которые должны быть гладкими: кожа, небо и т.д.

Параметр Detail (Детали) управляет резкостью высокочастотных компонентов снимка. Увеличение его значения приводит к повышению резкости в самых мелких деталях - волосах, ресницах (и, что немаловажно, в шумах). Удерживая Alt, настройте этот параметр так, чтобы установить желаемую детализацию и одновременно не усиливать шум.

Наконец, параметр Masking (Маскирование) позволяет задать минимальную разницу в контрасте, при которой будет применяться повышение резкости. Иными словами, увеличивая Masking, мы увеличиваем области, в которых резкость не меняется (при нажатой Alt эти области показаны черным). Используйте Masking, чтобы избежать усиления нежелательных деталей, таких как фактура кожи или шумы.

Слева направо: недостаточная, оптимальная и чрезмерная резкость

Основной признак чрезмерной резкости - гало на границах контрастных объектов. При подборе оптимальных параметров резкости можно руководствоваться следующим алгоритмом: установите максимальное значение Amount. Установите оптимальное значение Radius, чтобы резкость повышалась только там, где нужно (для изначально резких снимков значение радиуса обычно не превышает 1,5; если нам нужно «вытянуть» слишком мягкий и нерезкий снимок, потребуются большие значения). Затем подберите значения Detail и Masking так, чтобы сохранить важные детали и не допустить появления артефактов (не забывайте использовать маски, отображаемые при нажатии Alt). Наконец, уменьшите значение Amount, чтобы получить нужную резкость.

Кайма на контрастных границах - признак чрезмерного увеличения резкости

Примечание. Повышая резкость, нужно учитывать, как в дальнейшем будет использоваться изображение. Для печати требуется гораздо более сильное повышение резкости, чем для просмотра на экране. Однако в общем случае можно ориентироваться по экрану, поскольку Lightroom позволяет дополнительно увеличить резкость снимка «для печати» при экспорте.

Подавление шумов

Шумы - бесполезная составляющая снимка, которая не несет информационной ценности и искажает изображение. К сожалению, при обработке шумы нередко усиливаются: например, более-менее серьезное повышение яркости снимка, особенно с помощью инструмента Fill Light, гарантированно проявит шумы.

Принято различать два вида шумов в изображении - яркостные и цветовые. Яркостный шум представляет собой неоднородность в уровнях яркости между соседними точками изображения и отдаленно напоминает пленочное зерно. Цветовой шум выглядит как хаотичные цветные точки на тех участках, которые должны быть однородны по цвету.

Слева - цветовая составляющая шума, справа - яркостная

Для подавления яркостного шума используются регуляторы Luminance (Светимость), Detail (Детализация) и Contrast (Контраст). Чем выше значение Luminance, тем сильнее будет выравниваться яркость соседних точек в изображении - это приведет не только к снижению шумов, но и к замыливанию снимка. Увеличение Detail позволяет сохранить большее количество деталей в изображении, однако результат будет более шумным. Параметр Contrast позволяет сохранить контраст изображения, однако также немного увеличивает количество шумов в изображении.

Для подавления цветового шума используются регуляторы Color (Цветность) и Detail (Детализация). Первый отвечает за силу подавления цветового шума, второй - за степень сохранения деталей в изображении.

Получается, что подавление шумов в Lightroom - всегда компромисс между шумами и резкостью. При слишком сильном подавлении шума в изображении снимок становится неестественным, пластиковым. Кроме того, в нем могут появляться артефакты, которые выглядят еще хуже, чем шум. Просматривайте изображение в 100% масштабе для контроля возникновения артефактов или используйте режим Before/After для сравнения результата обработки с оригиналом.

При чрезмерном подавлении шумов кожа теряет фактуру и становится похожа на пластиковый манекен