Восточная сибирь тихий океан. Трубопровод "восточная сибирь - тихий океан" (всто)

Восточный нефтепровод (трубопроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан», ВСТО, ВСТО-1, ВСТО-2) - строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим
заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода - 4740 км. Оператор нефтепровода - государственная компания «Транснефть». Сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством
ВСТО, получил название ESPO

28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта («ВСТО-1») - трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) длиной 2694 км. Мощность первой очереди ВСТО - 30 млн т в год. Далее половина прокачанной нефти будет отправляться по железной дороге в конечную точку нефтепровода - Спецморнефтепорт Козьмино (Приморский край). Ещё 15 млн т в год будет поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от Восточного нефтепровода в районе Сковородино.

При строительстве нефтепровода ВСТО подрядчик «Транснефти» украл 1 млрд руб.

Как стало известно «Маркеру», на генерального директора компании Евгения Степанова заведено уголовное дело за попытку вывода активов. Фирма задолжала бюджету налогов на сумму около 1 млрд руб., осуществляя строительство нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), который памятен тем, что тогдашний президент Владимир Путин лично отвел его подальше от Байкала. Руководители пытались спрятать имущество от налоговой инспекции, которая наложила на него арест, и перепродали его . Теперь налоговая может отнять у оборудование, которое используется при строительстве ВСТО, так как оно, по мнению налоговиков, должно отойти в пользу бюджета.

«Темы»

«Руководство»

В.Путин: Выработка долгосрочной стратегии устойчивого энергоснабжения АТР достижима .

«Российский
экспорт углеводородов в страны АТР продолжает возрастать. Наша страна
делает все необходимое для удовлетворения расширяющегося в регионе
спроса на энергоресурсы. Увеличиваем добычу на действующих и осваиваем
новые месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока, модернизируем
транспортную инфраструктуру, построили крупнейший нефтепровод Восточная
Сибирь — Тихий океан, прокладываем магистральные газопроводы Сахалин —
Хабаровск — Владивосток и Якутия — Хабаровск — Владивосток», — отметил
В.Путин.
ссылка: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130529124949.shtml

Обыски в Якутии поставили под угрозу работу нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан»

Обыски в Якутии поставили под угрозу работу нефтепровода «Восточная
Сибирь — Тихий океан». Об этом заявил агентству «Прайм» советник
президента, пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин.
ссылка: http://angi.ru/news.shtml?oid=2801032

«Хотелки» Сечина

Конфликт
между крупнейшей нефтяной компанией России и нефтетранспортной
монополией возник на фоне переговоров о расширении трубопровода
Восточная Сибирь - Тихий Океан. На увеличение мощности нефтепровода
требуется 47 миллиардов рублей. Поскольку основным поставщиком
углеводородов по ВСТО является «Роснефть», то оператор ВСТО,
«Транснефть», предложила оплатить строительство именно ей. 16 мая глава
«Транснефти» Николай Токарев заявил, что компания не будет за свой счет
расширять нефтепровод в Китай и не хочет занимать для этого денег, и
добавил, что нефтетранспортная монополия намерена предложить «Роснефти»
повышенный тариф на прокачку нефти для компенсации расходов на
строительство новых мощностей.
ссылка: http://lenta.ru/articles/2013/05/27/rsnft/

«Транснефть» предложила «Роснефти» самостоятельно строить нужный ей трубопровод

«Роснефть»
может самостоятельно построить трубопровод от Комсомольского
нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) до нефтепровода Восточная Сибирь -
Тихий Океан (ВСТО), если ее не устраивает оценка инвестиций, сделанная
«Транснефтью». Об этом заявил пресс-секретарь, советник президента
Транснефти Игорь Демин, передает РИА Новости.
ссылка: http://lenta.ru/news/2013/05/24/oiltube/


При строительстве нефтепровода ВСТО подрядчик «Транснефти» украл 1 млрд руб.
Как стало известно «Маркеру», на генерального директора компании «Инстройгаз» Евгения Степанова заведено уголовное дело за попытку вывода активов. Фирма задолжала бюджету налогов на сумму около 1 млрд руб., осуществляя строительство нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), который памятен тем, что тогдашний президент Владимир Путин лично отвел его подальше от Байкала. Руководители «Инстройгаза» пытались спрятать имущество от налоговой инспекции, которая наложила на него арест, и перепродали его «Транснефти». Теперь налоговая может отнять у «Транснефти» оборудование, которое используется при строительстве ВСТО, так как оно, по мнению налоговиков, должно отойти в пользу бюджета.

Проект
«Азиатского энергетического кольца» может обеспечить энергетическую
безопасность стран АТР — участники форума во Владивостоке

Как отметили участники дискуссии, прокладка нефтепровода «Восточная
Сибирь-Тихий океан» и газопроводов с Сахалина и Якутии через территорию
Приморья позволяет значительно увеличить экспорт углеводородов с
российского Дальнего востока в страны АТР.
ссылка: http://www.biztass.ru/news/id/71526

Губернатор отчитался перед депутатами о работе правительства в 2012 году

Сам
же доклад начался с основных макроэкономических показателей. В 2012
году поступило 34,6 млрд. рублей в виде налогов. Прирост налоговых
поступлений по области превысил 14%, в том числе за счет увеличения ВРП
на 3%. Прирост налогов в 2 раза превысил инфляционную составляющую, что
свидетельствует о повышении налоговой эффективности региональной
экономики. Во многом это произошло благодаря активной работе областного
Правительства, в частности, с ОАО «Транснефть» при строительстве
нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». В 2012 году только одна
эта компания перечислила в бюджет более 2,1 млрд. руб.
ссылка: http://www.teleport2001.ru/pravitelstvo

Иркутская общественная организация «Байкальская экологическая волна»
выступает против прокладывания нефтепровода по дну озера Байкал

На 19 июля назначены общественные слушания по проекту строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан.
ссылка: http://ria-sibir.ru/viewnews/99.html?cdate=2004-7-22

Ни один из объектов «Востокнефтепровода» не пострадал в период наводнения в Якутии

Под особым контролем специалистов предприятия была зона с 1467 по
2094 километр трубопроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан.
ссылка: http://www.energyland.info/news-show-tek-neftegaz-104738

Министры должны отчитываться перед Академией наук за свои проекты

Мы
сталкиваемся и в отдельных случаях, и системно с необходимостью
проведения подобной экспертизы. Так было с изменением направления
прокладки Восточного нефтепровода /ВСТО — трубопроводная система
«Восточная Сибирь - Тихий океан»/. Хорошо, что в какой-то момент
президент страны Владимир Владимирович Путин задал вопрос, и хорошо, что
в тот момент академик Николай Павлович Лавёров присутствовал на
совещании. А иначе проложили бы трубопровод так, как изначально
планировалось, со всеми вытекающими последствиями. Это пример очень
наглядный, показывающий, как важна своевременная основательная научная
экспертиза, особенно серьезных проектов.
ссылка: http://www.itar-tass.com/c188/752161.html

Кабмин в июне должен определиться с финансированием ВСТО

Президент
России Владимир Путин поручил правительству ко второй декаде июня
принять решение о финансировании строительства новых нефтепроводов на
участке Восточная Сибирь - Тихий океан, заявил журналистам вице-премьер
Аркадий Дворкович, передает РИА Новости.

«Есть поручение президента о проработке этих вопросов, сейчас Минэнерго
вместе с компаниями работает», - сказал он в ответ на вопрос, какое
решение может быть принято по финансированию нефтепроводов и спорам по
этой проблеме между «Роснефтью» и «Транснефтью», которая не готова
расширять ВСТО за свой счет. Дворкович отметил, что поручение президента
было дано на прошлой неделе, срок выполнения - один месяц.
ссылка: http://www.bfm.ru/news/217481?doctype=news

А.Дворкович: Ответвление ВСТО могут профинансировать из Фонда Дальнего Востока.

Вице-премьер
Аркадий Дворкович не исключает, что ответвление нефтепровода Восточная
Сибирь — Тихий океан (ВСТО) в Китай может быть профинансировано из
средств Фонда Дальнего Востока. Об этом он сообщил сегодня журналистам в
Сколково.
«Есть поручение президента РФ проработать этот вопрос. Сейчас
Министерство энергетики вместе с компаниями работает над этим», — сказал
он, отметив, что поручение президента с месячным сроком исполнения было
отдано на прошлой неделе.
ссылка: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130528135544.shtml

Минэнерго планирует подписание в 2014 году дорожной карты по формированию маркерного сорта нефти ВСТО

Российские нефтяные компании, поставляя нефть по нефтепроводу
«Восточная Сибирь — Тихий океан» /сорт ВСТО/, получают дополнительный
доход по сравнению с западным направлением экспорта до 30 долларов с
тонны. Таким образом, с учетом объемов поставки нефти через порт
Козьмино в объеме не менее 15 млн тонн дополнительные доходы по этому
направлению для нефтяников могут составить до 450 млн долларов в 2012
году.
ссылка: http://www.biztass.ru/news/id/71161

Минэнерго в июне утвердит график на III квартал для поставок нефти по ВСТО ЛУКОЙЛом

По
трубопроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» РФ осуществляет
поставку нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также на
внутренний рынок. «Транснефть» ранее подтвердила возможность доступа к
нефтепроводу ВСТО ЛУКОЙЛа.
ссылка: http://www.oilru.com/news/369874/

Руководство «Транснефти» отказалось бесплатно увеличивать мощность нефтепровода в Китай для «Роснефти»

«Транснефть»
не намерена финансировать расширение трубы в Китай (ответвление от
нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан) за счет собственных средств
или средств, привлеченных с рынка. «Мы не можем безоглядно влезать в
долги, чтобы удовлетворить «хотелки» «Роснефти», - заявил в четверг
глава нефтепроводной монополии Николай Токарев. - Раз у «Роснефти» есть
такие планы и она хотела бы, чтобы ей эксклюзивно была построена труба,
то давайте договоримся, как мы за счет тарифа, повышенного для вас, это
сделаем».
ссылка: http://trud-ost.ru/?p=198863

Ишаев предложил построить три НПЗ на Дальнем Востоке

Представители
Минвостокразвития на совещании по вопросам нефтегазового комплекса в
середине мая уже заявляли о существовании инициатив создания НПЗ в
регионах ДФО, расположенных вдоль трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий
Океан» (ВСТО). В частности, называлась Амурская область.
ссылка: http://www.interfax-russia.ru/FarEast/news.asp?id=404492&sec=1671

«Востокнефтепровод» начал изучение грунта под ВСТО

Вся собранная в результате исследований информация поступает
специалистам отдела мониторинга ООО «Востокнефтепровод», которые, в свою
очередь, формируют базу данных. Такая база образцов собранного грунта
станет наглядным свидетельством геологических особенностей участков, по
которым проходит магистральный нефтепровод. Все, полученные в результате
исследовательской работы данные, получат практическое применение в ходе
эксплуатации нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан.
ссылка:

Соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США. Протяженность - 4 740 км. Оператор нефтепровода - государственная компания «Транснефть ». Сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством ВСТО, получил название ESPO .

28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта «ВСТО-1» - трубопровод от Тайшета до Сковородино длиной 2694 км и мощностью 30 млн т в год. 25 декабря 2012 года сдана вторая очередь «ВСТО-2» Сковородино - Козьмино .

К 2015 году мощность ВСТО-1 была увеличена до 58 млн т в год, а ответвления в Китай в районе Сковородино - до 20 млн т в год.

Завершение строительства и ввод нефтепровода в эксплуатацию позволило уменьшить затраты на строительство и энергоснабжение газопровода «Сила Сибири ».

Планы по строительству трубопроводной системы СССР с выходом на Тихий океан зародились не позднее 1970-х годов. В своей книге «Загадка советской нефти» Маршалл Голдман (англ. Marshall I. Goldman ) «The Enigma of Soviet Petroleum» (Allen & Unwin: London, Boston, 1980) приводит карту нефтепроводов СССР, изданную ЦРУ в 1977 году . На ней Восточный нефтепровод обозначен пунктиром как проектируемый. Идея строительства Восточного нефтепровода вновь стала активно прорабатываться с конца XX века. Первоначально предложение о создании восточного трубопроводного маршрута для экспорта российской нефти исходило от руководства нефтяной компании «ЮКОС » - в то время, правда, речь шла о строительстве экспортного нефтепровода в Китай.

За этим последовала длительная борьба между Китаем и Японией как основными потенциальными потребителями российской нефти, каждый из которых пытался пролоббировать наиболее выгодный для себя маршрут.

Разработка проекта и строительство нефтепровода осуществляются на основании распоряжения правительства Российской Федерации от 31 декабря № 1737-р.

По проекту, разработанному государственной компанией «Транснефть », нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан мощностью 80 млн т нефти в год должен пройти из Тайшета (Иркутская область) севернее озера Байкал через Сковородино (Амурская область) в тихоокеанскую бухту Козьмина (Приморский край (ранее конечная точка планировалась в бухте Перевозная).

Намечено строительство ответвления для экспорта нефти в Китай (строительство данного участка длиной 67 км и мощностью 15 млн т в год завершится, как планируется, в 2010 году). .

Трубу предполагается строить в два этапа - на первом будет проведён нефтепровод от Тайшета до Сковородино с одновременным строительством терминала на побережье Тихого океана, куда нефть на первых порах будет доставляться от Сковородино по железной дороге. По первоначальной оценке «Транснефти », строительство должно было обойтись в $11,5 млрд, первый этап до Сковородино - в $6,6 млрд. По первоначальному графику строительства первый участок нефтепровода должен был сдаваться 1 ноября 2008 года. В феврале 2008 года дата сдачи первого участка нефтепровода была перенесена на декабрь 2009 года.

Протяжённость первой части ВСТО - 2,694 тыс. км. Трассы прокладываются навстречу друг другу из Тайшета и Сковородино. Соединение трубопроводов должно состояться в районе Ленска . Из Сковородино нефть будет поставляться в Китай по трубопроводу и на тихоокеанское побережье - по железной дороге.

В феврале 2007 в меморандуме перед размещением еврооблигаций «Транснефть» резко подняла ожидаемые затраты на реализацию проекта строительства трубопровода. Затраты на строительство первого этапа (Тайшет - Сковородино) мощностью 30 млн т и морского терминала в бухте Козьмина (Тихий океан) были оценены уже в $11 млрд (295 млрд руб.). Ответвление на Китай будет построено за счёт китайской нефтяной компании CNPC , строительство ответвления протяжённостью 1030 км планируется завершить в 2008 году .

Для обеспечения электроэнергией объектов нефтепровода в течение двух лет потребовалась прокладка 800 километров ЛЭП и строительство 14 объектов сети.

Дополнительно к нефтепроводу рассматривалась возможность прокладки параллельного газопровода «Сила Сибири », ориентированного на экспорт природного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона .

К нефтепроводу подключены два крупных действующих НПЗ - Хабаровский нефтеперерабатывающий завод (в 2015 году) и Комсомольский нефтеперерабатывающий завод (в 2018 году) . Также имеются планы строительства нефтеперерабатывающего завода в конечной точке трубопровода.

Завершение работ и ввод в эксплуатацию первой очереди ВСТО представляется возможным лишь в 2009 году, в IV квартале… Основные причины отставания от графика - экстремальные условия строительства системы, позднее начало работы и значительное увеличение протяжённости трассы

По данным на конец 2011 года, объем поставок нефти по ВСТО составляет около 300 тысяч баррелей в сутки.

В 2012 году но маршруту Сковородино - Мохэ было поставлено 15 млн тонн.

20 января 2010 в 30 км от города Ленска из-за прорыва трубы во время планового ремонта произошла утечка 450 м³ нефти, которые вылились на грунт. Площадь загрязнения составила 20 тысяч квадратных метров. Утечка нефти была обнаружена 20 января при патрулировании трубопровода, после чего на территории Ленского района был введён режим чрезвычайной ситуации.

В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники, к утру 21 января работы были закончены.

К 25 января было собрано около 150 м³ нефтепродуктов, очищено более двух тысяч квадратных метров загрязненной территории.

Впервые проверить «Транснефть» попросил депутат Государственной думы от «Единой России» Дмитрий Савельев , 20 августа 2007 года он направил соответствующий запрос. 17 сентября 2007 года Семён Вайншток оставил должность президента «Транснефти» и возглавил ГК «Олимпстрой ». В октябре 2007 года новым президентом «Транснефти» был назначен Николай Токарев . В том же месяце новым руководством «Транснефти» была создана комиссия по проверке ВСТО. В феврале 2008 года Вайншток по поводу её деятельности заявил: .

«Стояла конкретная задача - вывести всех на чистую воду. Так что если есть желание найти - найдут»

21 ноября 2007 года были обнародованы результаты работы специальной комиссии, которая выполняла проверку хода строительства ВСТО. Согласно этой проверке, готовность первой очереди ВСТО по линейной части составляла тогда 41,1 % (при плановом показателе 60 %), а по нефтеперекачивающим станциям - 23,9 % (при плановом показателе 56 %).

По итогам рассмотрения запросов депутата Савельева, 15 февраля 2008 года Счётная палата РФ начала проверку расходования средств на строительство ВСТО .

2 февраля 2009 года Счётная палата сообщила о завершении проверки ВСТО. В сообщении Счётной палаты говорилось, что 78,5 млрд из почти 250 млрд рублей, затраченных на ВСТО до конца первого полугодия 2008 года, было распределено «без проведения конкурсов», что свидетельствует о том, что нормативные документы «Транснефти» содержат «расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов».

24 марта 2010 года глава Счётной палаты Сергей Степашин во время своего выступления в Госдуме сообщил, что в результате проведённой Счётной палатой проверки строительства ВСТО в отношении руководства Транснефти по фактам мошенничества (сумма ущерба - 3,54 млрд рублей) было возбуждено уголовное дело, которое находится в производстве.

Реализуемые трубопроводные проекты

Трубопроводная система Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) построена для транспортировки нефти на российский Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами ПАО «Транснефть» и входит в единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.

Проектная пропускная способность ВСТО - 80 млн тонн нефти в год. Протяженность трассы свыше 4 тысяч километров, конечный пункт - специализированный морской нефтяной порт в бухте Козьмино в Приморском крае. Первая очередь строительства Тайшет - Сковородино (2709,6 км) начата в апреле 2006 года, завершена в декабре 2009 года.

В числе районов обеспечивающих ресурсную базу ВСТО - районы Западной и Восточной Сибири, месторождения Якутии. После завершения строительства нефтепровода Куюмба - Тайшет в ВСТО начнет поступать нефть с месторождений Красноярского края и Эвенкии.

Выявленные запасы нефти в регионах прохождения ТС ВСТО способны удовлетворить потребности Восточной части России в энергетическом и нефтехимическом сырье, а также обеспечить крупномасштабные поставки углеводородного сырья в страны АТР.

Новая трубопроводная система создана с учетом самых передовых достижений в проектировании, строительстве и эксплуатации нефтепроводов и обладает высоким уровнем надежности и минимальным воздействием на окружающую среду.

Большая протяженность и сложность прохождения трассы отсутствие инфраструктуры на многих участках, скальные и песчаные породы, болота, тайга, зоны вечной мерзлоты, сейсмичность, значительное количество водных препятствий, низкие температуры зимой и т.д. потребовали применения особых технических решений.

Проектом заложен комплекс таких технических и природоохранных мероприятий, которые сведут к минимуму возможное негативное влияние нам окружающую среду или полностью его исключат. В их числе:

  • комплексное решение проблемы очистки хозяйственных и бытовых стоков, препятствующее загрязнению водных объектов;
  • высокоэффективные способы утилизации отходов, направленные на минимизацию загрязнения почв, грунтов и подземных водных источников;
  • передовые методы рекультивации нарушенных земель, способствующие сохранению и восстановлению природного слоя почвы;
  • организация службы наблюдения за изменением состояния трубопровода и местности вдоль трассы (технический мониторинг);
  • использование труб особого класса прочности и повышенной эксплуатационной надежности с особыми показателями химического состава, структуры металла, ударной вязкости, стойкости к растрескиванию, требованиями к сварным швам;
  • расстановка задвижек на малых реках, пересекаемых трубопроводом: сокращение расстояния между отсекающими задвижками против нормируемого;
  • установка датчиков системы обнаружения утечек нефти с интеграцией ее в общую схему автоматизации и управления трубопроводом;
  • использование на участках максимального приближения к рекам и водохранилищам труб с толщиной стенок 16-24 мм, а на подводных переходах - 22-29 мм;
  • широкое применение средств автоматики, телемеханики, информатики и связи;
  • создание аварийно-спасательных подразделений на всем протяжении трассы и соответствующей инфраструктуры для оперативного реагирования в случае гипотетических чрезвычайных ситуаций;
  • стройная непрерывная система профессиональной подготовки персонала.

Защита трубопровода от почвенной коррозии обеспечивается трехслойным полимерным покрытием на основе экструдированного полиэтилена толщиной не менее 3 мм, наносимым в заводских условиях. Узлы запорной арматуры устанавливаются в пониженных местах рельефа, расстояние между ними составляет не более 30 км. Узлы запорной арматуры установлены и на переходах через активные разломы. На всех подводных переходах установлены береговые задвижки.

Наблюдение за состоянием нефтепровода и обслуживание сооружений линейной части осуществляется с применением различных транспортных средств вездеходного транспорта повышенной проходимости и вертолетов (с использованием предусмотренных на трассе вертолетных площадок). Также ведется строительство вдольтрассовых проездов.

Специальные ремонтные бригады, входящие в состав линейно-эксплуатационной службы (ЛЭС) размещаются на нефтеперекачивающих станциях (НПС) и в местах близ существующих населенных пунктов, где разворачиваются опорные пункты с аварийной техникой и площадками для складирования аварийного запаса труб. На переходах крупных рек предусмотрены пункты наблюдения.

Ряд проектных решений направлен на диагностику состояния нефтепровода во время эксплуатации. Так, устанавливаются узлы пуска средств очистки и диагностики. Расстояние между ними не превышает 280 км, все они размещаются на основной нитке нефтепровода у НПС.

В процессе эксплуатации системы ведется регулярная комплексная внутритрубная диагностика. Периодичность ее сокращена по сравнению с действующими регламентами с пяти до трех лет, а на отдельных участках до одного года. Кроме того, нефтепровод проходит комплексное обследование после любых сейсмических воздейств.

Нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) является грандиозной трубопроводной системой. Она соединяет Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское месторождения нефти с портами Приморья на побережье Тихого океана. Обеспечивает выход Российской Федерации на рынки нефтепродуктов Азиатско-Тихоокеанского региона.

География маршрута

Свое начало ВСТО берет в минует республику Саха-Якутия, Амурскую, Еврейскую автономные области и Хабаровский край. Конечная точка маршрута - залив Находка в Приморском крае.

Нефтепровод строился госкомпанией «Транснефть», ей же и управляется.

История

Свою историю трубопровод начинает отсчитывать с 70-х годов ХХ века. Тогда у СССР появились планы построить систему трубопроводов для вывода нефти из центральных областей страны на побережье Тихого океана. Были проведены предварительные геологоразведочные работы. Однако этим замыслам не суждено было сбыться

Но в конце ХХ века эта идея начала постепенно претворяться в жизни. Инициатором строительства нефтепровода выступило руководство компании «ЮКОС». Однако его конечной точкой был определен Китай.

Первое соглашение о намерениях, предполагаемом маршруте транспортировки и особенностях его эксплуатации было подписано летом 2001 года Премьер-министром РФ и Председателем КНР. После этого, в течение некоторого времени представители сторон предпринимали попытки по реализации проекта применительно к интересам отдельно взятой страны, что не позволило сдвинуть процесс с «мертвой точки».

Весной 2002 года корпорацией «Транснефть» был разработан проект без участия китайской стороной. При этом маршрут должен был пролегать из Ангарска в Находку. Этот план активно поддержало правительство Японии.

Через год оба проекта слили в один - нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан». Согласно новому плану, главная нитка трубопроводов шла из Ангарска в залив Находка. При этом предусматривалось ответвление от него на китайский город Дацин.

Летом этого года, после рассмотрения экологической комиссией Министерства природы РФ, проект был забракован, так как он доложен был пройти через природоохранные места и заповедники. Вследствие этого «Транснефть» вынуждена была изменить точку начала с города Ангарска на город Тайшет, а конечной определить - бухту Козьмина.

Строительство

Начало строительства этой крупнейшей нефтепроводной системы началось в апреле 2006 года. Первая очередь проекта, названная «ВСТО-1» введена в строй в декабре 2009 года. Это был трубопровод от города Тайшет до станции «Сковородино» (нефтеперекачивающая станция).

Протяженность ВСТО-1 составила 2694 километра при мощности перекачки нефти в 30 миллионов тонн в год.

В апреле 2009 года, согласно ранее достигнутым договоренностям, началось строительство ответвления от трубопровода в сторону Китая. Введено в работу в конце сентября 2010 года.

2-я очередь трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО-2) запущена в работу в конце 2012 года. Протяженность этого участка, который связал нефтеперекачивающую станцию «Сковородино» (Амурская область) с нефтяным портовым терминалом «Козьмино» у города Находка, составляет 2046 км.

Характеристика трубопроводной системы

Общая длина нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» составляет 4740 км. Нефть, которая поставляется этой трубопроводной системой на мировые рынки, стала называться ESHPO. К началу 2015 года мощность первого участка, ВСТО-1, была доведена до 58 млн. тонн в годовом исчислении. Мощность перекачки ответвления до китайского Дацин, которое берет свое начало в «Сковородино», составляет 20 млн тонн нефти в год.

Введение в эксплуатацию нефтепровода позволило значительно уменьшить затраты на прокладку и энергоснабжение другого масштабного проекта России - газопровода «Сила Сибири».

Предполагается, что до 2020 года мощность ВСТО-1 увеличат до 80 миллионов тонн в год.

Нефтепроводная система дала возможность подключения к ней двух объектов Дальневосточного российского региона: в 2015 году - Хабаровский в 2018 году - Комсомольский.

В настоящее время ведется разработка проектной документации по возведению НПЗ в конечной точке трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Трудности при прокладке трассы

В процессе прокладки ВСТО строители были вынуждены решать сложнейшие технические вопросы. Это связано с отсутствием на местах необходимой инфраструктуры. В работах задействовали вездеходы, авиацию (вертолеты), которые осуществляли контроль над общей обстановкой.

Строительство серьезно затруднялось сложными природными условиями, такими как сейсмическая активность и низкие температуры. Серьезные препятствия создавал и рельеф местности на всем протяжении маршрута нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Водные преграды, непроходимая тайга, болотистые местности затрудняли подвоз необходимого оборудования и обслуживание возводимых коммуникаций.

Но несмотря на все имеющиеся проблемы, проект создал необходимую инфраструктуру: благоустроенные поселки, дороги вдоль трассы, системы линий электропередач, очистные сооружения и т. п. Все коммуникации были обеспечены системами охраны и связи.

Протесты

Перед началом строительства, в начале 2006 года, уже готовый к реализации проект «Восточная Сибирь - Тихий океан», который разработала государственная компания «Транснефть», был забракован. Это было связано с тем, по мнению государственной экологической экспертизы, что его маршрут проходил в сложной сейсмологической зоне рядом с северными берегами озера Байкал.

Последующие действия «Транснефти» по лоббированию своих планов привели к уступкам со стороны Государственной Думы Российской Федерации, и она сняла ограничения на строительство вблизи байкальских берегов.

Процессы вокруг нефтепровода «Восточная Сибирь» получили и большой общественный резонанс. На всем протяжении предполагаемой трассы от Байкала до Амура прошли акции протеста. Особенно активно природоохранительные активисты были против работ по укладке трубопровода рядом с озером. Они доказывали, что планируемые меры защиты не могут предотвратить серьезных и катастрофических последствий, если произойдет или иная авария нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Роль президента РФ

Постепенно требования общественности, выступающей против строительства нефтепровода, начали приобретать и политические оттенки. Отдельные активисты стали выдвигать лозунги по отставке правительства и Президента России

Президент РФ В. Путин летом 2006 года встал на сторону экологов и потребовал вести прокладку нефтепроводной системы не ближе 40 км от северного побережья Байкала.

В результате таких возражений со стороны главы государства проект трассы трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) был пересмотрен, и работы начались гораздо севернее Байкала.

Проверки

Процессы строительства трубопровода корпорацией «Транснефть» неоднократно подвергались проверкам. Первая из них была инициирована Государственной Думой в августе 2007 года. В своем запросе инициаторы указывали на тот факт, что сроки работ существенно отстают от плановых показателей. Это привело к началу проверок Счетной палатой РФ (с февраля 2008 года) процессов освоения выделенных на нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» государственных средств.

Через год объявлено, что проверка завершена. По ее результатам установлен факт распределения без конкурса более 75 млрд. рублей.

В марте 2010 года С. Степашин, руководитель Счетной палаты РФ, на выступлении в Государственной Думе РФ сообщил, что его структурой выявлены факты мошенничества со стороны руководства «Транснефти». Государству нанесен ущерб в размере 3.5 млрд руб. По инициативе Счетной палаты начато уголовное дело, находящееся в производстве Следственного комитета РФ.

Однако в сентябре 2011 года глава правительства РФ Владимир Путин сообщил, что каких-либо претензий к «Транснефти» по вопросам строительства ВСТО не имеется. Деяний, подпадающих под уголовное преследование, не установлено.

ТАСС-ДОСЬЕ. "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) - российская нефтепроводная система, служащая для транспортировки нефти из Восточной Сибири на Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Была построена в соответствии с распоряжением правительства РФ от 31 декабря 2004 г.

Маршрут магистрали Восточная Сибирь - Тихий океан проходит по территориям Иркутской и Амурской областей, а также по Якутии, Хабаровскому и Приморскому краям.

Большая протяженность и сложность прохождения трассы - скальные и песчаные породы, болота, тайга, зоны вечной мерзлоты, сейсмичность - потребовали применения особых технических решений. Проектом заложен комплекс таких природоохранных мероприятий, которые свели практически к минимуму возможное негативное влияние на окружающую среду.

Протяженность трассы - 4 тыс. 740 км. ВСТО состоит из двух очередей. Строительство первой очереди трубопровода общей мощностью до 30 млн т на участке Тайшет - Сковородино началось 28 апреля 2006 г. Были построены магистральный нефтепровод Тайшет - Усть-Кут - Талакан - Ленск - Олекминск - Алдан - Тында - Сковородино протяженностью 2 тыс. 694 км, а также 7 нефтеперекачивающих станций, перегрузочный терминал в Сковородино. Этот терминал позволяет одновременно загружать нефтью по два железнодорожных состава из 82-х цистерн. Участок ВСТО-1 был запущен 28 декабря 2009 г. Его первоначальная пропускная способность - 15 млн т нефти в год. В 2014 г. мощность была увеличена до 58 млн т, планируемая пропускная способность участка - 80 млн т нефти в год.

Практическая реализация второй очереди нефтепровода (ВСТО-2) началась в 2008 г. 25 августа был открыт участок от Сквородино до нефтеналивного порта в бухте Козьмино (залив Находка, Приморский край). Мощность ВСТО-2 - 30 млн т нефти в год, протяженность - 2 тыс. 46 км.

Порт Козьмино рассчитан на возможность загрузки с 300-метрового причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. т. Пропускная способность морского грузового постоянного пункта пропуска через границу России, входящего в комплекс порта, - до 30 млн т нефти в год.

В апреле 2009 г. российское правительство одобрило подписание соглашения с Китаем о сотрудничестве в нефтяной сфере, предполагающее строительство ответвления от нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан на Китай. Соответствующие контракты о поставках были подписаны в 2010 г. между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (China National Petroleum Corporation), "Транснефтью", "Газпромом", "ЛУКОЙЛом" и "Роснефтью".

1 января 2011 г. начались поставки нефти по ответвлению от ВСТО в Китай: от Сковородино до нефтеперекачивающей китайской станции Мохэ и далее до г. Дацин. Первоначальная мощность участка, в состав которого входит подводный переход через реку Амур, составила 15 млн т нефти в год. К 2014 г. она была увеличена до 20 млн т.

Протяженность ответвления ВСТО от Сковородино до границы с КНР - 67 км. Дальше маршрут следует по китайской территории до Дацина - 960 км. В июле 2015 г. началось расширение пропускной способности данного участка.

Общая стоимость строительства ВСТО-1 и ВСТО-2, по данным "Транснефти", составила 623 млрд рублей.

В 2014 г. из терминала "Козьмино" было экспортировано около 30 млн т нефти, основными получателями по итогам года стали: Япония - 36%, Китай - 24% и Южная Корея - 15%. Прокачка по ответвлению Сковородино - Мохэ составила 15,6 млн т нефти. Оператор ВСТО - государственная компания "Транснефть". Сорт нефти, поставляемой по газопроводу, получил отдельную маркировку - "ВСТО" (ESPO).

В апреле 2015 г. через порт Козьмино была отгружена за рубеж 100-миллионная тонна нефти. Вдоль трассы ВСТО планируется проложить газопровод "Сила Сибири".