Прокудин горский фотографии в высоком качестве технология. Редчайшие цветные фотографии прокудина-горского

Есть вещи, в которые сложно поверить, но они были на самом деле. Мы в погоне за своим будущим не всегда оглядываемся назад. Наши предки творили невиданные чудеса, о которых знает далеко не каждый.


1910 год. На склоне холма около Артвина (территория современной Турции) Прокудину-Горскому позирует женщина в национальном армянском костюме.

Предлагаю восполнить огромный пробел и обратиться к временам начала 20 века. Именно тогда фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский при поддержке императора Николая II сделал фотообзор Российской Империи. Да какой!

Прокудин-Горский фотографировал местности, людей, архитектуру страны с использованием специальной камеры для фотографий собственной конструкции.

Эта чудо-камера умела делать из трех черно-белых фотоснимков три фотоснимка в синем, зеленом и красном каналах. После этого фотопластинки совмещались и получалось цветное изображение. Для этого надо было вставлять фотопластинки в три разных проектора и направлять их на экран.

Прокудин-Горский в начале 20 века делал цветные фотографии, причем с высоким качеством изображения.

Уверен, что вы сейчас смотрите на эти фотографии и думаете, что все это неправда, и что на самом деле это фотошоп или, на худой конец, современная подделка под старину. Трудно поверить, что фотографии сделаны еще до Первой мировой войны. Но это так.

При написании этого поста я пользовался материалами библиотеки Конгресса. Более подробно о работах Прокудина-Горского можете ознакомиться по адресу loc.gov/exhibits/empire.


1910 год. Касли, художественное литье. Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промышленных районов, Российская империя».


1910 год. Женщина на реке Сим


1909 год. Часовня на месте, где был основан город Белозерск


1910 год. Грузия, вид на Тифлис (Тбилиси)


1910 год. Хорезм. Хан Российского протектората Исфандияр II Джурджи Бахадур


Увеличенное фото Исфандияра. Здесь ему 39 лет. Правил Хорезмом до момента своей смерти в 1918 году


1910 год. Берег реки Сим, мальчик-пастух


1910 год. Гидроэлектростанция в Иолотань Туркменистана. На фото генераторы переменного тока производства Венгрии, установленные внутри энергоблока электростанции


1910 год. Дагестанские женщины


1909 год. На фото Пинхус Карлинский, 84 лет от роду, руководитель Черниговского шлюза на 66 году службы


1910 год. Артвин (сейчас Турция)

Откуда сто лет назад взялся цвет? Как это было сделано?
Ведь ещё совсем недавно - лет 50-60 назад цветное фото было не то, чтобы экзотикой, но чрезвычайно редким. Ещё на моей памяти псевдо цветные раскрашенные снимки.

Талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвящённых принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала "Фотограф-любитель", Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту - составить фотолетопись российской империи.

По рекомендации Великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащённый железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.
За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.
А самое главное - создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов - стеклянные пластины в 20 ящиках.
"В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее".

Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи , и немецкую оккупацию Парижа.
В конце 40-х годов возник возник вопрос о публикации первого "Истории русского искусства" под общей редакцией Игоря Грабаря. Тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США.
Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. И случилось почти чудо - казалось, потерянные навсегда образы ожили."

Редчайшие цветные фотографии Прокудина-Горского (70 фото)

Случайно наткнувшись недавно в сети на колоритную фотографию старика-сарта, я не придал особого значения тому, что фотография была цветная. Ну, фотография, как фотография. Какой-то старик в халате, ничем не отличающийся от беженцев из Таджикистана-Афганистана, часто появляющихся в последнее время на экранах ТВ, а то и на улицах нашего города. Фотограф Прокудин-Горский.

Вскоре ещё раз во время беседы в сети всплыла эта фамилия в разговоре о виртуальной библиотеке Конгресса США. Поспешив зайти на сайт библиотеки конгресса, я провисел в сети остаток ночи, скачивая файл за файлом поразительные картины жизни Российской империи, запечатлённые в цвете фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским ещё в начале прошлого века.

Заинтересовавшись прежде всего фотографиями из среднеазиатского цикла, снятыми в 1911 году, я невольно просмотрел в поисках нужного материала десятки снимков. Постепенно проходил шок оттого, что это ЦВЕТНЫЕ фотографии начала 20 века. Я увидел ожившие картины-иллюстрации к русской классике. Великолепные пейзажи. Серию этнографических снимков, запечатлевших представителей многих народов империи. Бытовые зарисовки, индустриальные картины поры юного российского капитализма.

Просматривая слайд за слайдом, я чувствовал изменение своего представления о дореволюционной России. Она оказалась несколько другой, нежели виделась по прочитанным книгам, увиденным фильмам. Книги заставляют работать воображение - а оно субъективно. Старые фотографии обычно настолько плохого качества, что кажутся мёртвыми, надуманными. Фильмы вообще штука постановочная, да и не существовало практически в ту пору документального кино. Фотографии же Прокудина-Горского запечатлели полноцветные картины из реальной жизни. Позже прочёл высказывание Сергея Михайловича о содействии фотографии делу просвещения: "Память, поддержанная визуально, благодаря интересно представленному предмету, далеко превзойдет наши обычные способы запоминания ".


И всё же откуда сто лет назад взялся цвет?
Как это было сделано?
Ведь ещё совсем недавно - лет 30-40 назад цветное фото было экзотикой. Ещё на моей памяти псевдо цветные раскрашенные снимки…

Талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвящённых принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала "Фотограф-любитель", Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту - составить фотолетопись российской империи.

По рекомендации Великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащённый железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.

За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.

А самое главное - создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов - стеклянные пластины в 20 ящиках.

"В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее".

Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи Прокудина-Горского, и немецкую оккупацию Парижа.

В конце 40-х годов возник возник вопрос о публикации первого "Истории русского искусства" под общей редакцией Игоря Грабаря. Тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США.

Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. И случилось почти чудо - казалось, потерянные навсегда образы ожили."

Автор Сергей Михайлович Прокудин-Горский


































































Прокудин-Горский родился и провел свои детские годы в Прокудиных-Горских Фуникова Гора - родовом имении. С детства мечтал связать свою жизнь с химией. Как утверждают семейные придания, Сергею Михайловичу удалось поступить в Александровский лицей, правда, никамими документами это не подтверждается. После этого Прокурин-Горский закончил Петербурский Технологических институт, там он с большим воодушевлением посещал лекции известного ученого Менделеева. После этого ВУЗа молодой человек решил продолжать учиться, но уже в Париже и Берлине. Имея от природы уникальные способности Сергей Михайлович сотрудничал с самыми известными изобретателями и химиками: Моменте и Мите. Именно с ними россиянин работал над разработкой методов получения цветных фотоснимков.



В начале 1900-х годов фотограф и ученый разработал грандиозный план, он заключался в фотообзоре Российской Империи, и его идея получила полную поддержку царя Николая II. Прокудин-Горский обработал одиннадцать регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне, который был предоставленном ему Министерством путей сообщения, в период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году. Он делал фотографии в разнообразных условиях, очень часто они были очень тяжелыми. Ну а вечерами и ночами Сергей Михайлович занимался проявкой этих снимков, очень часто он засиживался до поздней ночи за работой. Особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы. Сам же фотограф вот, что говорил: « ..работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий». Так оно и было, Сергея Михайловича по праву можно было считать фанатом своего дела.Он просто дышал и жил на своей работе, как и подобало талантливому человеку, при том, что работа у него была не самая легкая, но он любил ее. Прокудин-Горский прошел весь Мариинский водный путь, после чего настала очередь Волги, а также ее притоков, на всем протяжении пути делались снимки пейзажей, береговых храмов, снимался интерьер церквей, домов. Большое количество снимков было сделано Онежского озера и Ладоги. Особенно много фотографий было сделано обычных людей - детворы, деревенских девчушек, пильщиков на Свири. Чтобы зафиксировать историю, также был сделан фотоснимок всех членов команды парохода «Шексна», именно на этом судне проходила экспедиция. Через Урал проходил его путь и на фото появился паровоз "Компаунд" с паронагревателем Шмидта, Старо-Сибирская застава в городе Перми. Только благодаря этому человеку мы можем сегодня увидеть, как выглядели ворота Императорской гранильной фабрики и доменная печь на Саткинском заводе, как проходила работа на Бакальском руднике, и производилась накатка дров для обжига руды. Он не стеснялся снимать простой люд. Вот крестьянка мнет лен, а вот башкир присел отдохнуть на крыльце своего дома. В Туркестане Прокудин-Горский успел запечатлеть не только прекрасные виды мечетей. На его снимках есть и городовой из Самарканда, и меняла на Регистане, и торговец дынями, и водонос, есть доктора и студенты, бухарский чиновник и даже Эмир Бухарский. А на Кавказе мастер запечатлел чайную фабрику в Чакве, редкую диковинную рыбу - триглоласточку и множество видов с гор. Мурманская железная дорога - это отдельный раздел в его Коллеции. Прокудин-Горский снимал мосты и железнодорожные дамбы, железнодорожные депо и группы участников железнодорожной постройки. Это уникальные фото, по которым можно воочию представить, как проходило тогда строительство дороги. Путешествуя по Крыму, он успел снять Ласточкино гнездо, и сегодня мы можем увидеть, как выглядело это здание прежде.



Он, благодаря своей гениальности, успел сделать довольно много. Но его деньги рано или поздно должны были кончиться, да и хранить множество стеклянных пластин с изображениями было негде. Некоторые крупные фирмы не раз предлагали мастеру свои капиталы, но уверенность в том, что эта Коллекция должна принадлежать государству, все же заставила его обратиться к правительству. Он пишет обращение министру финансов В.Н. Коковцеву с просьбой приобрести у него эту уникальную коллекцию. Затем начинается долгая деловая переписка между чиновниками, в результате, когда были наконец-то произведены все сметные расчеты, и определены суммы на покупку прав и продолжение работ, все намерения так и остались на бумаге. Может быть, свою роковую роль сыграла тогда гибель П.Столыпина в сентябре 1911 года.


Еще в начале XX века не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки и фотоаппарат собственной конструкции. Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива методом тройной печати,изготовлялся тройной же позитив. Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось красивое, красочное изображение. "Фотография в натуральных цветах - моя специальность", - писал Сергей Михайлович. Сергей Михайлович Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии Мите 13 декабря 1902 года. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. В 1922 году он получил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трёх негативов через светофильтры. Вскоре стало возможным изображение с фотопластинок перенести на бумагу. До 1917 г. в России были напечатаны более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, из которых 94 — в виде фотооткрыток, и огромнейшее количество — в книгах и брошюрах. Так, в книге П. Г. Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Фёдоровича на царство» (СПБ., 1913) было напечатано 22 высококачественных цветных репродукции фотографий Сергей Михайловича Прокудина-Горского, в том числе снимки, сделанные в Москве. К 1913 году технология позволяла печатать цветные фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского почти в современном качестве (см. «Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г.» Пг., 1914). Некоторые цветные фотографии Прокудина-Горского были изданы в большом формате в виде «настенных картин» (например, портрет Л Толстого). Точное число напечатанных в России до 1917 года цветных фотографий Прокудина-Горского пока остается неизвестным.





В 1904 Сергей Михайлович Прокудин-Горский производит фотоработу, делая цветные фотографии Дагестана (апрель), Финляндии (май, август-сентябрь) и Лужского уезда (декабрь). В середине 90-х годов XIX века, по возвращению в Россию, женился на Анне Александровне Лавровой (1870—1937) . Она была довольно завидной невестой- дочерью известного русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Спустя некоторое время, после их свадьбы Сергей Михайлович Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.



В 1918 году великая империя, которую Сергей Михайлович Прокудин-Горский запечатлел в своих работах, была уничтожена. Царская семья расстреляна. Отношения с новой властью у фотографа не сложились. Ему не хотели прощать тесной дружбы с царской семьей. Часть снимков конфисковали, в голодном 1918 году выделили продпаек по самой низшей, «буржуазной» категории. В возрасте 55 лет обиженный фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский покидает Россию, сначала уезжая в Норвегию, а затем - в Англию. Удивительно, но вместе с собой Сергей Михайлович Прокудин-Горский ухитрился вывезти и 20 ящиков с фотопластинками - всего около 1000 слайдов.



Эмигрировав, этот талантливейший и великий человек Сергей Михайлович Прокудин-Горский продолжает работать над совершенствованием цветной фотографии и киносъемки. Прокудин-Горский патентует новую оптическую систему для кинокамеры, а затем совместно с братьями Люмьер открывает в Ницце фотолабораторию. Его дело, к сожалению не заладилось, потом разразилась вторая мировая война и об «архивах Прокудина-Горского» на время позабыли. Уже после смерти фотографа, в 1948 году его наследник продал ящики с фотопластинкамиб которые были уникальными (изображения предреволюционной России, которые были сделаны на стеклянных негативах) библиотеке конгресса США.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский талантливейший человек, который на несколько десятков лет опередил свое время. Именно ему благодарно наше поколение, за появившиеся возможности обрабатывания фотографий. Удивительное сочетание ученого человека, человека тесно связанного с точными науками и человека-Творца. Гениальный и неповторимый, Сергей Михайлович Прокудин-Горский оставил нам бесценное наследие.