Фотографии прокудина горского из библиотеки конгресса. Цветные фотографии сергея прокудина-горского

Вашему вниманию представляется на наш взгляд интереснейший материал - все 2500 уникальные цветные фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944) из библиотеки Конгресса США. Они показывают живой портрет России накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России.

В начале 1900-х годов Прокудин-Горский разработал смелый план провести фотообзор Российской империи, который получил поддержку царя Николая II. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, он провел обзор одиннадцати регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему Министерством путей сообщения.

Прокудин-Горский задействовал уникальнейшую на то время технологию съемки фотографий, которая позволяла формировать цветное изображение

Как удалось сделать фотографии цветными?

Как известно, цветную пленку изобрела компания АГФА только в 1930-х годах. А Прокудин-Горский фотографировал используя специальные светофильтры, которые позволяли получать три черно-белых изображения с разной цветовой информацией. В то время для просмотра использовался специальный проектор с тремя объективами, каждый из которых проецировал свой кадр через светофильтр нужного цветового оттенка. И только в наши дни, особенно с появлением компьютерных технологий, стало возможно наиболее точно восстановить уникальнейшие фотографии в цвете. Детальней о технологии можно прочитать на википедии >> .

О Сергее Михайловиче Прокудине-Горском

Серге́й Миха́йлович Проку́дин-Го́рский (31 августа 1863, Муром, Владимирская губерния, Российская империя — 27 сентября 1944, Париж, Франция) — известный русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического и Императорского Русского технического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи». Детальнее биография >>

Труды Прокудина-Горского


В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены.

В архиве представлены труды из следующих регионов:


Примеры фотографий Прокудина-Горского :

Информация об архиве фотографий Прокудина-Горского:

Архив состоит из фотографий со следующих источников:
Из библиотеки: 3400x3200 (1902 шт. + 122 отреставрированые) (All + rendered)
- Реставрация на народном проекте: 1024x1000 (242 шт.) (museum)
- Заграничные реставраторы: от 199x465 до 1280x1024 (64 шт.) (низкое качество, для коллекции)

Источники:
1. Библиотека конгресса США - здесь можно найти фотографии в высоком качестве, а также найти по имени файла информацию о фотографии.
2. Полная база данных цветных изображений С.М. Прокудина-Горского

Скачать полную коллекцию цветных фото Прокудина-Горского (2500 фото / JPEG / 5+GB)


!! ВНИМАНИЕ!! Полный архив имеет размер более 5,2 ГБ , и для Вашего же удобства был разбит на 5 почти равных частей размером по 1 ГБ . Разделения по архивам осуществлено в алфавитном порядке названия файлов.

Архив 1 из 5
http://rapidshare.com/files/405310419/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://rapidshare.com/files/405310505/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://rapidshare.com/files/405310626/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://rapidshare.com/files/405310951/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://rapidshare.com/files/405311205/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://rapidshare.com/files/405311304/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar

http://free-share.ru/605761/21232/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://free-share.ru/605746/63462/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://free-share.ru/605745/23381/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://free-share.ru/605744/9137/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://free-share.ru/605743/4298/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://free-share.ru/605731/26529/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar

Архив 2 из 5


http://rapidshare.com/files/405311578/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part1.rar
http://rapidshare.com/files/405311730/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part2.rar
http://rapidshare.com/files/405311798/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part3.rar
http://rapidshare.com/files/405311883/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part4.rar
http://rapidshare.com/files/405311887/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part5.rar

http://free-share.ru/605742/55260/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part1.rar
http://free-share.ru/605741/34715/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part2.rar
http://free-share.ru/605740/19652/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part3.rar
http://free-share.ru/605739/18374/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part4.rar
http://free-share.ru/605728/17801/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part5.rar

Архив 3 из 5


http://rapidshare.com/files/405311967/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://rapidshare.com/files/405312101/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://rapidshare.com/files/405312180/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://rapidshare.com/files/405312259/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://rapidshare.com/files/405312329/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://rapidshare.com/files/405312427/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://rapidshare.com/files/405312484/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar

http://free-share.ru/605737/15290/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://free-share.ru/605736/21047/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://free-share.ru/605735/41694/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://free-share.ru/605747/42336/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://free-share.ru/605748/13065/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://free-share.ru/605760/7977/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://free-share.ru/605732/29432/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar

Архив 4 из 5


http://rapidshare.com/files/405312619/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://rapidshare.com/files/405312857/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://rapidshare.com/files/405312959/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://rapidshare.com/files/405313054/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://rapidshare.com/files/405313267/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://rapidshare.com/files/405313347/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://rapidshare.com/files/405313391/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar

http://free-share.ru/605758/39649/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://free-share.ru/605757/53687/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://free-share.ru/605756/921/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://free-share.ru/605755/63280/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://free-share.ru/605754/46085/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://free-share.ru/605753/13936/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://free-share.ru/605733/46809/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar
http://rapidshare.com/files/405313678/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://rapidshare.com/files/405313903/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://rapidshare.com/files/405314117/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://rapidshare.com/files/405314318/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://rapidshare.com/files/405314537/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://rapidshare.com/files/405314603/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar
http://rapidshare.com/files/405314660/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part8.rar

http://free-share.ru/605752/4784/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://free-share.ru/605751/21919/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://free-share.ru/605750/52438/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://free-share.ru/605749/54894/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://free-share.ru/605734/54659/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://free-share.ru/605759/33908/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://free-share.ru/605738/47656/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar
http://free-share.ru/605730/38573/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part8.rar

- К архивам добавлено 3% информации на восстановление
- Архивы на Rapidshare и Free-share совместимы и взаимозаменяемые

Откуда сто лет назад взялся цвет? Как это было сделано?
Ведь ещё совсем недавно - лет 50-60 назад цветное фото было не то, чтобы экзотикой, но чрезвычайно редким. Ещё на моей памяти псевдо цветные раскрашенные снимки.

Талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвящённых принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала "Фотограф-любитель", Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту - составить фотолетопись российской империи.

По рекомендации Великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащённый железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.
За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.
А самое главное - создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов - стеклянные пластины в 20 ящиках.
"В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее".

Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи , и немецкую оккупацию Парижа.
В конце 40-х годов возник возник вопрос о публикации первого "Истории русского искусства" под общей редакцией Игоря Грабаря. Тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США.
Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. И случилось почти чудо - казалось, потерянные навсегда образы ожили."


Общий вид Ростова с колокольни Всесвятской церкви.

Вы наверное все наслышаны об этом человеке. Цветный фотографии Российской Империи обязательно связывают с этим фотографом. Он оставил нам уникальный снимки прошлого нашей Родины. На самом деле очень много работ и фотографий (вот один их больших архивов). Предлагаю посмотреть еще раз его работы и почитать подробнее об этом удивительном человеке, опередившем свое время!


Шайтанский завод, прекративший работу в 1905 году.

С первого взгляда может показаться, что этот снимок сделан в наше время, но нет, этому снимку уже сто лет. На фотографии изображен автор этого снимка, Сергей Михайлович Прокудин-Горский. 1909 году он получил приказ Николая II, оставить очный документ о прошлом, чтобы можно было изучить историю Российской Империи по таким цветным фотографиям.

Полоцк. Николаевский собор.

Материки. Часовня во имя Божьей Матери и сосна, на которой явилась икона.

Редчайшие цветные фотографии Прокудина-Горского (70 фото)

Случайно наткнувшись недавно в сети на колоритную фотографию старика-сарта, я не придал особого значения тому, что фотография была цветная. Ну, фотография, как фотография. Какой-то старик в халате, ничем не отличающийся от беженцев из Таджикистана-Афганистана, часто появляющихся в последнее время на экранах ТВ, а то и на улицах нашего города. Фотограф Прокудин-Горский.

Вскоре ещё раз во время беседы в сети всплыла эта фамилия в разговоре о виртуальной библиотеке Конгресса США. Поспешив зайти на сайт библиотеки конгресса, я провисел в сети остаток ночи, скачивая файл за файлом поразительные картины жизни Российской империи, запечатлённые в цвете фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским ещё в начале прошлого века.

Заинтересовавшись прежде всего фотографиями из среднеазиатского цикла, снятыми в 1911 году, я невольно просмотрел в поисках нужного материала десятки снимков. Постепенно проходил шок оттого, что это ЦВЕТНЫЕ фотографии начала 20 века. Я увидел ожившие картины-иллюстрации к русской классике. Великолепные пейзажи. Серию этнографических снимков, запечатлевших представителей многих народов империи. Бытовые зарисовки, индустриальные картины поры юного российского капитализма.

Просматривая слайд за слайдом, я чувствовал изменение своего представления о дореволюционной России. Она оказалась несколько другой, нежели виделась по прочитанным книгам, увиденным фильмам. Книги заставляют работать воображение - а оно субъективно. Старые фотографии обычно настолько плохого качества, что кажутся мёртвыми, надуманными. Фильмы вообще штука постановочная, да и не существовало практически в ту пору документального кино. Фотографии же Прокудина-Горского запечатлели полноцветные картины из реальной жизни. Позже прочёл высказывание Сергея Михайловича о содействии фотографии делу просвещения: "Память, поддержанная визуально, благодаря интересно представленному предмету, далеко превзойдет наши обычные способы запоминания ".


И всё же откуда сто лет назад взялся цвет?
Как это было сделано?
Ведь ещё совсем недавно - лет 30-40 назад цветное фото было экзотикой. Ещё на моей памяти псевдо цветные раскрашенные снимки…

Талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвящённых принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала "Фотограф-любитель", Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту - составить фотолетопись российской империи.

По рекомендации Великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащённый железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.

За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.

А самое главное - создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов - стеклянные пластины в 20 ящиках.

"В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее".

Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи Прокудина-Горского, и немецкую оккупацию Парижа.

В конце 40-х годов возник возник вопрос о публикации первого "Истории русского искусства" под общей редакцией Игоря Грабаря. Тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США.

Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. И случилось почти чудо - казалось, потерянные навсегда образы ожили."

Автор Сергей Михайлович Прокудин-Горский


































































На снимках начала 1900-х годов показана Российская империя в преддверии Первой мировой войны и на пороге революции.

Фотограф Сергей Прокудин-Горский был одним из ведущих фотографов страны в начале ХХ века. Портрет Толстого, снятый в 1908 году, за два года до смерти писателя, обрел широкую популярность. Он воспроизводился на открытках, в крупных печатных изданиях и в различных публикациях, став самой известной работой Прокудина-Горского.

На снимке в роскошных одеждах изображен последний бухарский эмир - Сеид Мир Мохаммед Алим Хан. Нынешний Узбекистан, ок. 1910 г.

Фотограф путешествовал по России, снимая в цвете в начале 1900-х годов

Армянка в национальном костюме позирует для Прокудина-Горского на склоне холма около города Артвин (современная Турция).

Чтобы отразить сцену в цвете, Прокудин-Горский делал три кадра, и каждый раз устанавливал на объектив разный цветовой фильтр. А это означало, что иногда, когда объекты перемещались, цвета размывались и искажались, как на этой фотографии.

Проект по документированию нации в цветных изображениях был рассчитан на 10 лет. Прокудин-Горский планировал собрать 10 000 фотографий.

За период с 1909 г. по 1912 г. и в 1915 г. фотограф обследовал 11 регионов, путешествуя в предоставленном правительством железнодорожном вагоне, который был оборудован темной комнатой.

Автопортрет Прокудина-Горского на фоне русского пейзажа.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году в аристократической семье в Санкт-Петербурге, он изучал химию и искусство. Полученный от царя доступ в районы России, запрещенные для посещения рядовыми гражданами, позволил ему сделать уникальные кадры, запечатлев людей и пейзажи из разных уголков Российской империи.

Фотографу удалось захватить сцены в цвете за счет использования трехцветной техники съемки, которая позволила передать зрителям яркое ощущение тогдашней жизни. Он делал три кадра: один с красным фильтром, второй - с зеленым, а третий - с синим.

Группа дагестанских женщин позирует для снимка. Прокудина-Горского обвиняли в том, что он захватывал непокрытые лица.

Цветной пейзаж в России в начале 20-го века.

Портрет Льва Николаевича Толстого.

Исфандияр Юрджи Бахадур - хан российского протектората Хорезм (часть современного Узбекистана).

Прокудин-Горский приступил к реализации своего метода трехцветной съемки после того, как посетил Берлин и ознакомился с работой немецкого фотохимика Адольфа Мите.

Из-за революции в 1918 году фотограф покинул семью на родине и уехал в Германию, где женился на своей лаборантке. В новом браке родилась дочь Elka. Затем он перебрался в Париж и воссоединился с первой женой, Анной Александровной Лавровой и тремя взрослыми детьми, с которыми основал фотостудию. Сергей Михайлович продолжал свои фотографические работы и публиковался в англоязычных фотожурналах.

Студию, которую он основал и завещал своим трем взрослым детям, назвал Elka в честь младшей дочери.

Фотограф умер в Париже в 1944 году, через месяц после освобождения Франции от нацистской оккупации.

Используя собственный метод съемки, Прокудин-Горский хорошо зарекомендовал себя и был назначен редактором важнейшего российского фотографического журнала - «Фотограф-любитель».

Ему не удалось завершить свой десятилетний проект по созданию 10 000 снимков. После Октябрьской революции Прокудин-Горский навсегда покинул Россию.

К тому моменту, по оценкам специалистов, он создал 3500 негативов, но многие из них были конфискованы и лишь 1902 восстановлены. Всю коллекцию в 1948 году выкупила библиотека Конгресса США, а в 1980 году оцифрованные кадры опубликовали.

Группа еврейских детей в ярких пальто со своим учителем.

Красивый и умиротворяющий пейзаж в дореволюционной России.

Девушка в ярко-фиолетовом платье.

Надсмотрщик Черниговского водоспуска

Родители с тремя дочерями отдыхают в поле на покосе вовремя заката солнца.

Мастер художественной ковки. Эта фотография снята в Каслинском металлургическом заводе в 1910 году.

Вид на Николаевский собор в Можайске в 1911 г.

Фотограф (передний справа) на дрезине за пределами Петрозаводска на Мурманской железной дороге вдоль Онежского озера.

На этом изображении особенно заметно, как сложно было захватить фото в цвете, когда субъекты не могли усидеть на месте. Цвета размывались.