Конструктивные диалоги. Как научиться правильно общаться с людьми? Что значит конструктивный диалог между людьми

Здравствуйте, дорогие дамы и господа! Человек существо социальное. Мы постоянно взаимодействуем с другими людьми: дома, на работе, в магазине и так далее. Часто общение сводится к простой болтовне, вопросам «как дела», «что нового». Но порой нам необходимо решить важную задачу и здесь нет места для пустых разговоров. Здесь нам необходим конструктивный диалог. Не всегда получается разговаривать грамотно, не все люди умеют слышать друг друга, а зачастую два человека говорят совершенно о разных вещах. Сегодня я предлагаю вам необходимые условия конструктивного общения.

Что такое конструктивное общение

Чаще всего мы просто хотим поболтать со знакомым, приятно провести время и увлечь себя непринужденной беседой. Но что делать, когда перед нами стоит сложная задача, требующая решения? Тогда мы прибегаем к конструктивному разговору, который помогает найти решение, приводит к итоговому выбору и подсказывает направление для успешного выполнения задачи.

На работе мы чаще прибегаем к конструктивному общению, нежели в семье. Но и дома мы должны уметь прибегать к правильному диалогу при необходимости. Согласитесь, деструктивное общение со своим ребенком не приведет к прогрессу. К такому взаимодействию относятся крики и ссоры, несвоевременные и несправедливые наказания.

Грамотное общение направлено на поиск решения той задачи, которая перед нами встала. Выбор садика для ребенка, покупка машины, выбор обоев для спальни.

Любой бытовой разговор можно вести двумя способами: простым разглагольствованием и здравым диалогом.

В первом случае партнеры не слышат друг друга, просто высказывают свое мнение, говорят ради разговора. Здесь редко можно прийти к совместному решению, проблема чаще всего не решается и пускается на самотек.

Второй вариант позволяет родителям вместе решить будущее своего ребенка и найти самый подходящий детский садик. Обои будут радовать и мужа и жену долгие года, а машина будет служить верой и правдой всей семье.

Если вы с партнером часто не можете прийти к общему решению, часто ругаетесь и постоянно спорите, то я предлагаю вам прочитать статью « ». Там вы сможете найти много практических советов по решению данной проблемы.

Кто и когда должен научить ребенка грамотному диалогу

Как родитель могу вас заверить - эту обязанность вы должны взять на себя. Обществознание в школе не научит ребенка грамотно выстраивать свою речь, приводить необходимые аргументы, слушать собеседника. Только если очень повезет с учителем, который отдается своему делу на все сто, а это очень редкий случай в наше время.

Разговор детей и взрослых чаще всего происходит по определенному сценарию. Мама или папа старшие, они правы, их надо слушаться, их мнение непоколебимо. Ребенок выступает в роли маленького, ничего не умеющего. Это абсолютно деструктивный подход в общении с ребенком.

Вы, как родитель, должны уметь слышать что вам говорит малыш, как он объясняет свою позицию. Именно вы должны научить его подбирать слова. Грамотно строить свою речь и правильно преподносить информацию.

Первый этап - ваша собственная речь. Помните, что дети постоянно берут пример с мамы и папы.

Второй этап - разговаривайте с малышом, как со взрослым собеседником. Говорите простыми и понятными словами, но не сюсюкайтесь. Учите его правильно выстраивать аргументы, использовать необходимые факты, предлагать свои варианты.

Никогда не отпугивайте инициативу ребенка. Словами «что за дурацкая идея» вы убьете все желание ребенка думать. Объясните почему сейчас его идея не сработает, когда ее будет лучше применить.

Предлагаю вашему вниманию статьи, которые могут вас заинтересовать: « », « ».

Необходимые условия для грамотного общения

Давайте вместе рассмотрим обязательные принципы конструктивного диалога, которые помогут вам прийти к нужному решению, позволят не тратить время впустую, научать слышать партнера и приведут к успеху.


Временные рамки. Самое важное в решение проблемы - это ее своевременность. Часто люди прибегают к разговорам о прошлом: ты вчера не сделал уроки; почему ты на прошлой неделе не позвонил мне; это должно было быть готово еще позавчера. Такие запросы не ведут к решению проблемы, они призывают человека к оправданиям, заставляют врать и выкручиваться.

Запомните - прошлое изменить нельзя. Совершенный поступок вчера навсегда там и останется. Вы можете влиять на настоящее и будущее. Поэтому и запросы должны относиться к этим временам.

Разговор о прошлом будет актуален в том случае, если вы разбираете ошибки для их устранения в будущем. Чтобы ваш ребенок делал уроки вовремя, необходимо понять с какой он столкнулся проблемой. Он не понимает задание, у него не осталось времени из-за других занятий, он просто забыл про задание. И здесь вы вместе решаете, как помочь чаду избежать подобной истории на будущее.

Неправильный выбор собеседника. Жена жалуется мужу, что их ребенок опять разбил горшок с цветком. Муж молча слушает, но не предлагает никаких вариантов, потому что его, мягко говоря, этот вопрос вообще не волнует. В таком случае женщина поступает деструктивно.

Ей следовало бы обратиться к самому ребенку, который является непосредственным участником ее жалобы. Именно с ребенком она может найти решение для проблемы.

Подчиненные постоянно обсуждают между собой решения руководства. Нет кухонного уголка, чтобы пообедать; зарплату могли бы поделить на две части; неудобные кресла в офисе и так далее. С такими вопросами более конструктивно будет обратиться именно к руководству, с конкретным предложением.


Использование фактов. Как часто в разговоре мы слышим подобные фразы: потому что я так сказала; так будет правильно; ты ничего не смыслишь в этом вопросе. Это лишь пустые фразы, не несущие под собой никакой аргументации. Человек не всегда умеет правильно использовать имеющиеся факты.

Почему лучше ребенка отдать в этот садик, а не в эту группу? Потому что я так считаю, отвечает жена. А что она под этим подразумевает совершенно непонятно. Садик находится ближе к дому и мы не будет тратить много времени на дорогу? В этом учреждение более квалифицированные воспитатели? Лучшее питание?

Решаем проблему, а не меняем собеседника. В психологии существует такой феномен, как попытка изменить окружающих под себя. От этого необходимо стараться избавиться как можно раньше. Если вы однажды поймете, что изменить другого человека вам не под силу, то вы моментально избавитесь от огромного количества проблем.

Перед вами стоит конкретная задача. Ребенок не выполняет домашнюю работу. Вам надо не ребенка ломать и перевоспитывать, а добиться решения проблемы. Если ему самому тяжело, значит, надо помочь. Если у него не хватает времени, значит, переделать его расписание дополнительных занятий. Решайте проблему, а не меняйте собеседника.

Предлагаю вам список современных книг , которые отлично помогут расширить ваши познания в области конструктивного общения.

Как часто вы сталкиваетесь с деструктивным поведением собеседника? Почему люди не слышать друг друга? Как этого можно избежать? К каким способам прибегаете вы, чтобы перевести разговор в конструктивное русло?

Учитесь разговаривать правильно!

Кто имеет уши слышать, да слышит!

Ев. от Мтф 11:15

Конструктивный диалог в паре – это залог долгих и крепких отношений в семье. Ее мир и согласие. Умеем ли мы выстраивать общение так, чтобы слышать друг друга? От чего зависит “слышимость” в паре? Неужели только от слуховых анализаторов?

Практика показывает, что для того, чтобы быть услышанным и слышать другого, одних ушей не достаточно. Нужна их пара, как бы смешно это ни звучало. В диалоге участвуют двое. Поэтому одной пары ушей не хватит. Нужно два любящих сердца, две пары ушей, две головы и чуточку самоиронии. Ирония и смех – это едва ли не единственная конструктивная психологическая защита от жизненного негатива. Самоирония пригодится для преодоления своего Эго, которое не желает сдавать бастионы и самоотверженно защищает неприступную крепость собственной значимости и непогрешимости. А на самом деле, всего лишь ведет затянувшуюся войну с родительским непринятием и с не правильно сформировавшимися .

Конструктивный диалог – это всегда приглашение к размышлению. Это миролюбивая беседа двух участников легкого и ненавязчивого обмена мыслями. Это поиск точек соприкосновения и единения. Не доказывание собственного взгляда, а нахождение тех точек, которые объединят этот взгляд и позволят создать общий образ видения данной проблемы.

Первое и главное для конструктивной коммуникации, это понимание, для чего ведется беседа, с какой целью. Если целью является – найти общее в высказываемых мыслях, то диалог будет позитивным и конструктивным. А если важно отстоять свою точку зрения, то разговор превратится в спор.

Подумайте и ответьте себе на вопрос: Вам важны эти отношения или правота своего взгляда? От этого будет зависеть, сохраните ли Вы позитивный конструктивный стиль общения или перманентно будете находиться в конфликтно-доказывающей позиции.

Роли в общении: Взрослый, Родитель, Ребенок

Здесь на помощь приходит транзактный анализ, где нам предлагается посмотреть, с каких позиций ведется диалог. Для этого используются роли: Взрослый, Родитель, Ребенок. И коммуникации (транзакции) между этими ролями.

Позиция Взрослого означает ответственность и реалистичный взгляд на содержание данного общения. Взрослый придерживается ассертивного (уверенного) поведения, где он берет ответственность за свои слова и поступки, а также поддерживает оппонента, помогает ему справиться с данной проблемой и со своей ролью в коммуникативном процессе. Эта позиция самая бесконфликтная.

Роль Родителя обусловлена поучительными манерами в процессе коммуникации, желанием быть выше и ощущением, что этот человек лучше знает, как правильно для другого. Родитель не учитывает эмоциональное состояние собеседника, его потребности и желания. С точки зрения транзактного анализа эта позиция всегда порождает конфликт.

Положение Ребенка как роли в коммуникации означает проявление интенции “Я хочу”. Ребенок как роль в коммуникативном процессе однозначно конфликтной не является. Например, женщина в роли Ребенка может уладить ссору. Мужчина же в такой роли примет безответственное положение, что обязательно спровоцирует нагнетание нежелательного напряжения, так как гендерная роль Мужчины предполагает взятие ответственности на себя, а это роль Взрослого. Значит, мужчина, находясь в позиции Ребенка, слагает с себя полномочия ответственности в диалоге.

Логика общения

Конструктивный диалог в паре . Какие знания нам могут помочь в его достижении? Помимо транзактного анализа существует еще и элементарная аристотелевская логика с ее простыми и вполне четкими законами, придерживаясь которых также можно сохранить конструктивное общение.

Приведем пример логических закономерностей.

Каков же способ этой связи, в чем он состоит?

В суждении (далее, диалоге) выделяют субъект (логическое подлежащее) – это понятие, о котором идет речь в суждении и предикат (логическое сказуемое) – это понятие, с помощью которого что–либо утверждается или отрицается о субъекте.

Значит, диалог может выглядеть следующим образом: один участник диалога высказывает мысль (субъект), второй – должен обозначить понятие (предикат), которое подтвердит или отвергнет эту мысль.

Правило конструктивной критики

Конструктивный диалог в паре. Для того, чтобы диалог оказался конструктивным и миролюбивым, при желании отвергнуть мысль первого участника диалога, второй может воспользоваться правилом конструктивной критики, которое гласит:

  1. Похвалить.
  2. Высказать критику.
  3. Снова похвалить.

При подобном подходе собеседник услышит критику без сопротивления. Иначе либо он ее вообще не услышит, либо возникнет агрессия, и беседа перерастет в конфликт.

Если стараться придерживаться этих нехитрых умопостроений в диалоге, а также помнить, что перед Вами не враг, а вторая половинка, можно достичь бесконфликтного и конструктивного общения. Не сразу, но постепенно, тренируя свои позиции (роли) в диалоге, придерживаясь логики беседы и помня о доброжелательности в высказывании критических замечаний.

Искусство конструктивного диалога

Говорите так, чтобы Вас услышали!

Слушайте так, чтобы слышать собеседника!

Помните, что это диалог любящих сердец, а не холодного рассудка!!!

Если вы не верите себе, то не верите и другим. Если вы не верите себе, это неверие отражается и на окружающих. Иными словами, вы притягиваете людей и ситуации, не заслуживающие доверия. А если вы верите в себя и свои действия, то и другие принимают это ваше отношение.

Если вы переживаете опыт, который вам не нравится, значит, вы заблокированы изнутри. Стоит устранить этот блок, и в тот же миг все становится на свои места.

Базовые противонамерения:

Я недостаточно хорош. Меня никто не любит. Поскольку вы считаете, что не заслуживаете дружбы или любви, то и не пытаетесь сблизиться с людьми, а поэтому и не находите себе ни друзей, ни любимых.

Это невозможно . Даже осознавая, что цели, которые вы хотели бы перед собой поставить, не раз были достигнуты многими другими людьми, вы можете считать их недостижимыми для себя просто потому, что думаете, будто вам недостает каких-то необходимых качеств, знаний, инструментов или ресурсов. Это происходит на подсознательном уровне автоматически, и в результате вы часто отвергаете какую-нибудь идею, даже не рассмотрев ее как следует.

Туннельное видение . Люди с таким противонамерением считают, что существует только одно решение той или иной проблемы и лишь один способ выполнить ту или иную задачу. Если ваш ответ начинается со слов «Да, но…», — значит, это противонамерение вам свойственно, и вы полагаете, что успеха можно добиться только каким-то одним способом. Тем самым вы блокируете все остальные пути к достижению целей.

Все равно из этого ничего не выйдет . Человек часто терпит неудачу не потому, что это неизбежно, но потому что верит в свое поражение.
Во мне нет ничего особенного. Человек всегда сам ответственен за свои успехи и неудачи, но с этим противонамерением гораздо легче обвинить в своем незавидном положении кого-то другого, вместо того, чтобы делать правильные выборы, которые могут привести вас к успеху.

Образ себя — это то, как вы воспринимаете себя по отношению к другим людям. Это история, которую вы рассказываете себе о том, кто вы есть и на что способны. Образ себя очень важен, поскольку напрямую влияет на вашу самооценку и веру в себя. Образ себя включает:
-то, что вы думаете о своей внешности;
-то, как вас воспринимают окружающие;
-что вы думаете о себе как о личности;
-то, как с вашей точки зрения, думают о вас другие люди;
-насколько вы нравитесь себе и насколько, на ваш взгляд, вы нравитесь другим людям.

Чтобы выработать позитивную самооценку, необходимо развивать положительное отношение к себе и к окружающему миру, высоко ценить себя и ответственно относиться к другим людям. Самооценка — это не самовлюбленность, но уважение к себе.

Довольно! Ты должен взять на себя ответственность за все, что происходит в твоей жизни! За любые события в своей жизни ответственен ты сам. Перестань ощущать себя жертвой. Перестань винить окружающим мир. Вокруг полно прекрасных возможностей, но по какой-то скрытой причине ты их не реализуешь.

Вы всегда привлекаете к себе именно такую энергию, с которой вы гармонизированы , и если эта энергия негативная, то именно негатив вы и получите.

Один из способов изменить негативные верования в отношении себя — это изменить свои ментальные привычки . Ментальные привычки — это внутренние диалоги, которые вы ведете снова и снова.
Примеры негативных ментальных привычек: «Я не руководитель по натуре, поэтому не смогу создать собственный бизнес», «У меня широкая кость, поэтому я не стану изящной», «Мои родители тоже всегда жили от зарплаты до зарплаты, так чего же я могу ожидать от себя?».
А бывают и позитивные ментальные привычки: «Я люблю себя такой, какая я есть», «Я каждый день жду чудес, а поэтому со мной постоянно случается что-то хорошее», «Вселенная любит меня!».

Большинство людей создали свои представления о том, что они могут, а чего не могут, на основании довольно незначительных событий.

То, какими мы становимся, определяется не тем, что дано нам от рождения. По этой же причине нельзя возлагать ответственность за наши успехи и неудачи на других людей , ибо это прямая дорога к безответственности и беспомощности. Лучше изменить себя и свое отношение к другим людям. Это и есть путь к счастью и успеху.

Первый шаг к избавлению от установки на беспомощность состоит в том, чтобы очистить ум от негативного диалога, порождаемого внутренним программированием . Всякий раз, когда у вас возникает негативная мысль, остановите свой ум и удалите из него эту мысль. Теперь вы имеете полную возможность заместить эту негативную мысль позитивной. Нагромождаясь одна на другую, негативные мысли со временем могут сломить ваш дух. Поэтому, если вы освобождаетесь только от некоторых из них, а на другие не обращаете внимания, это может привести к депрессии и жалости к себе.

Так почему же вам до сих пор живется нелегко? Почему вы испытываете всё новые методы достижения своих целей, но снова и снова терпите неудачу? Одна из причин - идея контроля. Всем нам нравится думать, что мы контролируем свой небольшой уголок мира. Ради обретения контроля мы обустраиваем зоны комфорта, устанавливаем порядки и проводим границы - порой даже не осознавая всего этого. Вполне возможно, что вы построили вокруг себя защитные стены, которые на самом деле ограничивают ваши свершения и препятствуют любым попыткам выйти за их пределы.

Деструктивные внутренние диалоги длятся на три основные категории: сожаление, нерешительность и страх.

«Ах я бедняжка»

Если каждую трудность вы встречаете словами: «Ах я бедняжка», то в результате такой и будет ваша жизнь — сплошное несчастье. Если вы склонны видеть себя жертвой событий, а не их участником, это ослабляет вашу способность решать проблемы, и в конце концов вы можете провести всю свою жизнь в роли жертвы.

Часто человек, попавший в замкнутый круг мышления «Ах я бедняжка», говорит приблизительно такие вещи:
— Мой начальник всегда меня недооценивает;
— Я постоянно вынужден вертеться как белка в колесе — даже передохнуть некогда;
— Почему-то каждый мужчина, с которым я встречаюсь, всегда оказывается полным ничтожеством;
— Кажется, моя жена думает, что я рисую деньги;
— Сейчас нелегко найти работу, поэтому я держусь за то, что у меня есть. И т.д. в этом духе.

В следующий раз, когда поймаете себя на жалобах «Ах я бедняжка», попытайтесь взять на себя хоть часть ответственности за происходящее, начав каждое предложение с местоимения «Я»:
— Я сделал выбор в пользу того, чтобы оставаться на этой работе, хотя крайне недоволен ею.
— Я позволяю членам семьи ставить меня в сложное финансовое положение, потому что боюсь отказывать.
— Я делаю выбор в пользу того, чтобы встречаться с заведомо не подходящими мне мужчинами, потому что боюсь серьезных отношений.
— Я люблю, когда люди сочувствуют моим тяготам.

Мастер оправданий

Еще одна разновидность деструктивного поведения, ограничивающего вашу веру в себя, это «мастер оправданий» . Мастер оправданий проявляет необычайную изобретательность, когда речь идет о том, чтобы избегать или откладывать на потом движение к своим целям. Обычно его оправдания выглядят приблизительно так:
— Я слишком устал.
— У меня мало времени.
— У меня слишком много обязанностей.
— Я слишком стар.
— Я слишком занят.
— Я слишком молод. И т.д.

Примите ответственность на себя и прекратите оправдываться!

Мы все живем в определенных зонах комфорта, и если какой-то индивидуум в пределах одной зоны комфорта выходит на новый уровень, другие неизбежно пытаются затащить его обратно.

Сожаление

Сожаления время от времени преследуют всех. Возможно, вы сожалеете о незаконченном деле, о распавшихся взаимоотношениях или о нереализованных планах. Сожаления наводняют мысли человека, заставляя его колебаться или проявлять излишнюю осторожность. Особенно вредны эти мысли тем, кто на их основе вы формируете свою личную историю, когда начинают раздумывать обо всех этих «что, если … ». Например,
Что, если:
-я согласился бы на эту работу?
-я принял бы это деловое предложение?
-я был бы бережливее в молодости?
-я не поддался бы на провокацию и не совершил эту дурацкую ошибку?
-я держал бы свои мысли при себе?
-я не сказал (сделал) бы этого?
-я закончил бы университет?

Такого рода деструктивные диалоги со временем только усугубляются. Если вы не научитесь освобождаться от них и отпускать свое прошлое, этот диалог будет все нарастать, лишая вас настоящего и разрушая будущее.

Нерешительность

Нерешительность свойственна многим людям. Хотя в нашей жизни полно событий, которые можно расценивать как позитивные, многие люди воспринимают свою жизнь с негативных позиций. Например, при возникновении семейных неурядиц или финансовых затруднений они впадают в паралитическое оцепенение. Боясь принять неверное решение, они вообще не принимают никаких решений и наблюдают, как их жизнь выходит из-под контроля. При этом их негативный диалог выглядит следующим образом:
-Начальник завалил меня заданиями. Как мне все это разгрести?
-Я увяз в долгах и не могу платить по счетам. Что делать?
-Я потерял работу. Что сказать жене?
-Я только что закончил учебу. У меня полно долгов и никакой работы. Ну и что дальше?

Главное оружие борьбы с нерешительностью — сфокусированное намерение. Сфокусируйтесь на решениях.
Возьмите лист бумаги и составьте список всех возможных решений, какие только придут вам в голову. Затем спросите у родных и друзей, какие решения могли бы предложить они. Уже только позволив себе исследовать свои возможности, вы делаете шаг вперед. При помощи этого упражнения вы найдете решения гораздо быстрее, чем если будете просто сидеть и переживать.

Ключ к решению повседневных жизненных проблем состоит в том, чтобы заставить себя идти вперед — даже если вас одолевает нерешительность.

Техника освобождения «Хо`опонопоно».

В основе этой техники (изложена в книге по ссылке ниже) лежат представления о том, что мы сами ответственны за все, что есть в нашей жизни — пусть даже нам кажется, будто источник происходящего находится где-то вне нас. И лишь полюбив себя, мы можем признать эту ответственность и изменить собственную жизнь через очищение и исцеление своего высшего «Я» . Осуществить это можно, просто повторяя слова:
-Я тебя люблю.
-Мне очень жаль.
-Прости меня, пожалуйста.
-Спасибо.

Основная идея — принятие всего, что приходит в вашу жизнь. Вместо того, чтобы винить за какие-то события других людей или обстоятельства, вы принимаете на себя полную ответственность. Вначале вы напоминаете себе, что достойны любви, и любовь помогает вам попросить у себя прощения за события своей жизни и отпустить эти события. Лишь приняв полную ответственность, вы можете привлечь в свою жизнь истинные чудеса.

Чтобы постичь истинную силу этого древнего знания, нужно всего лишь отказаться от негативных реакций, принять на себя ответственность за все происходящее и осознать, что вы можете влиять на свое и чужое мировосприятие.

По книге Джо Витале — «Ждите чудес! Недостающий секрет истинного успеха.»

Все большую популярность в наше время приобретает работа с семейным психологом. Молодые пары (или уже пары «со стажем» отношений) направляются вместе в кабинет психотерапевта, чтобы преодолеть семейные проблемы и наладить взаимопонимание.

Представьте это: вот заходят в кабинет специалиста два любящих друг друга человека. Заходят, садятся, начинают рассказывать: постоянные конфликты, ссоры, отсутствие понимания, упреки… Неужели в этой паре умерли все чувства? Да нет, они любят друг друга. Может, виной всему сложность проблем, их принципиальная неразрешимость? Снова нет, проблемы могут быть сложны, но решаемы при условии кооперации супругов. Так в чем же тогда причина? Что служит первоисточником постоянно возникающих ссор и конфликтов? Во многих случаях оказывается, что одной из причин «неразрешимых» конфликтов является элементарное неумение партнеров вести конструктивный диалог.

Почва зарождения различных конфликтов может быть разной, и для ссор может быть множество внешних причин. Однако проблема «неразрешаемости» семейных проблем, нахождения пути выхода из конфликта упирается именно в неумение вести конструктивный диалог. Ведение диалога является универсальным навыком современного человека: чтобы донести свое мнение окружающим и понять точку зрения другого человека, необходимы навыки общения, конструктивного диалога. Также диалог можно считать надежным фундаментом благополучных отношений – в той семье будет «тишь да гладь», где умеют договариваться, учитывать интересы друг друга и улаживать семейные конфликты.

В семейных отношениях диалог можно представлять как волшебную палочку, способную:

  • Учесть интересы всех членов семьи в разных жизненных обстоятельствах (выбор места проведения отпуска, способа времяпровождения на выходных, распределение семейных обязанностей и т.д.);
  • Помочь принести извинения партнеру (или другому члену семьи), если виноват;
  • Выслушать и принять извинения от партнера, если провинился он;
  • Конструктивно улаживать семейные конфликты, не позволив им разрастаться до масштаба катастрофы.

Как видно, без навыков конструктивного диалога довольно сложно наладить благополучные и надежные отношения с партнером. Значит, лучше научиться разговаривать, используя правила эффективного общения, и благополучно решать конфликты. Можно выделить следующие правила, которые являются признаками конструктивного диалога:

Умение слушать

Первое основное правило эффективного общения – это, конечно же, умение слушать. Без умения слушать диалог превращается в два монолога: каждый находится на «своей волне», и поэтому они не смогут достичь взаимопонимания. Иногда, когда праведное негодование и желание «вылить» раскаленной лавой свое мнение на голову собеседника достигают максимально высокого уровня, намерение выслушать собеседника кажется почти невозможным. Однако «выплескивание» чувств не приведет вас к взаимопониманию, хотя и принесет недолговременное облегчение. В то время как навыки слушания в диалоге, проявленные обоими партнерами, помогут лучше понять друг друга и наметить пути улаживания семейных проблем.

Понимание точки зрения другого, как правило эффективного общения

Допустим, вы терпеливо выслушали своего партнера и действительно услышали его – первый шаг сделан . Второй шаг на пути налаживания конструктивного диалога – это попытка понять, и, возможно, принять точку зрения другого. Ведь какой смысл от выслушивания другого, если внутренне при этом вы отчаянно сопротивляетесь чужой точке зрения? Если про себя вы восклицаете: «Он/она не права/ не прав»? Тут-то и становиться ясно, что умение не только услышать, но и понять противоположную точку зрения является важным фактором конструктивного диалога. Попытавшись понять, почему партнер имеет свое мнение по этому вопросу, и почему это мнение не совпадает с вашим собственным, вы сделаете шаг вперед как в улаживании семейных конфликтов, так и в более глубоком понимании своего партнера.

Спокойствие, уверенность и чувство доверия во время дискуссий с партнером

Во время семейных конфликтов некоторые люди могут уйти «в глухую оборону» или, наоборот, преувеличенно агрессивно отстаивать свою позицию. Почему так происходит? Причина такого поведения может крыться в отсутствии полного и безоговорочного доверия к партнеру. Когда начинается ссора, а полного доверия к партнеру нет, человек предпочитает действовать согласно стратегии, предписанной матушкой-природой: дерись или беги. Однако мы же высокоразвитые существа, так что бежать или драться в прямом смысле этих слов вряд ли будем (хотя и не факт). Потому эта реакция может выражаться в «уходе в себя» (аналог бегства) или в сильной вербальной агрессии (нападение).

Таким образом, важным компонентом отношения, который способствует налаживанию конструктивного диалога, можно считать наличие взаимного доверия между партнерами.

Уважение к партнеру, собеседнику

Уважение является ключевым составляющим надежных отношений . А проявление уважительности – важным компонентом конструктивного диалога. Да, вы можете не соглашаться с точкой зрения партнера, однако, расхождения во мнениях не должно стать поводом для утраты уважения в отношениях. Если даже заядлые соперники способны оценить мнения друг друга по достоинству, то и проявление уважение к противоположной точке зрения является возможным.

Также уважение подразумевает отсутствие оскорблений в диалоге. Когда оскорбления и колкости, злая ирония и сарказм становятся неотъемлемой частью коммуникации, уважение умирает, а вместе с ним погибает и теплота, расположение друг к другу.

Недопустимость стратегии «подавления» в диалоге

Нежелательным в процессе ведения диалога является также использование стратегии «подавления». Не стоит в процессе общения с близким человеком использовать свои «сильные» стороны для отстаивания своей точки зрения. Здесь имеются в виду такие «сильные» стороны как использование громкого голоса во время семейных ссор, способность к злобному сарказму и т.д. Не было еще случая, когда откровенная враждебность и склонность к унижению партнера способствовала улучшению отношений.

Невозможность ведения диалога в состоянии накала чувств

Ошибка многих пар состоит в том, что они пытаются решить проблему, когда терпение находится уже на исходе и негодование прямо-таки «накипело». Однако следует учесть, что попытка общения в состоянии накала эмоций приводит прямиком к громкой семейной ссоре.

Конструктивным решением в этом случае будет принятие правила, согласно которому все проблемы решаются по мере их возникновения, без «откладывания в долгий ящик». Если терпеть то, что выводит из себя, на протяжении долгого промежутка времени, в один момент вы «взорветесь», устроив при этом семейную ссору. Однако если решать проблему еще «в зародыше», когда появилось лишь незначительное недовольство, появляется возможность найти разумный выход из положения без вовлечения негативных чувств. Следует помнить: любую проблему можно решить совместными усилиями, проявляя готовность к сотрудничеству и уважительную позицию по отношению к партнеру.

Упреки и оскорбления, унижение и гнев, раздражение и злость - эти разрушающие эмоции присутствуют в От поведения во время столкновения мнений и от действий обеих сторон - клеветы, оскорблений, распускания рук, пренебрежения, злобы - зависит результат противостояния.

О причинах разногласий

Спор - конфликт деструктивный. Конструктивный диалог может возникнуть только во время нормального Толчком к противостоянию могут стать самые разные мотивы и причины:

  • экономические;
  • ценностные;
  • национально-этнические;
  • политические;
  • религиозные;
  • личностные;
  • другие.

Одна их сторон испытывает на себе несправедливые действия - Другая сторона - субъект - совершает поступки, вызывающие конфликтную ситуацию. Обычно причиной противостояния является субъект, совершающий разные действия в отношении «страдающей» стороны, выдающей в ответ неадекватную реакцию.

Типы и отличия конфликтов

Психологи различают два типа споров:

  • конструктивный;
  • деструктивный конфликт.

При конструктивном подходе обязательно найдется выход из ситуации, который удовлетворит обе стороны. Благодаря творческому подходу к решению задачи улучшаются взаимопонимание и личностные отношения между людьми.

Деструктивный - это конфликт, который не приводит к решению изначальной проблемы. Неумение и нежелание выслушивать оппонента, анализировать его доводы, установка на конфронтацию - все это приводит к разрушению отношений.

Характерной особенностью постсоветской культуры является привычка «сбрасывать» свою неудовлетворенность на ближайшее окружение. Возникновение «конфликтной цепочки» может начаться утром в транспорте или на улице, продолжиться на работе и закончиться дома в семье. Мелкие придирки, крики и обвинения приводят к соответствующей реакции: близкие люди чувствуют себя несчастными, нервными. Одна болезненная ситуация перетекает в другую, эмоции «взрываются» подобно вулкану, разрыв отношений неминуем... А всего лишь нужно было отстраниться от негатива и не тащить «мусор» с собой.

Почему конфликты иногда полезны

Возникновение спорных ситуаций в любом коллективе, в семье или на работе вскрывает противоречия и несовпадения между внешними, проговариваемыми факторами, и невербальной, скрытой информацией. Вот несколько случаев, когда это может произойти:

  • образование или жизненный опыт руководителя коллектива ниже показателей работников;
  • интеллектуальный уровень группы существенно различается;
  • незнание методов делового общения;
  • установка на личное противодействие;
  • стремление к силовым методам общения;
  • несовпадение целей.

Деструктивные процессы не приносят радости, но иногда бывают полезными: в конфликтной ситуации на поверхность выплывают внутренние противоречия в коллективе, скрываемые раздоры и недовольства. Если применять методы любую разрушающую отношения конфликтную ситуацию можно перевести в конструктивный разговор. Спор деструктивный - это борьба за злоба, потеря лица, напряжение, отсутствие решений проблемы.

Про конструктивные конфликты

Полезность данного противостояния в том, что позиции оппонентов проясняются в процессе обсуждения, а не борьбы и противодействия. Люди яснее осознают собственные аргументы в момент объяснения их партнерам. Здесь отсутствуют крики, упреки и взаимные унижения. Основная часть внимания участников противостояния направлена на поиск способов решения проблемы, а не на подавление личности соперника. Устранение причин конфликта между участниками столкновения мнений налаживают нормальные отношения, их позиции по отношению друг к другу меняются.

У женщин и мужчин совершенно разные. Для женщин важно удовлетворение личных потребностей, таких как зарплата, льготы, премии и отпуск. В коллективе с гнетущей атмосферой или при высоких рабочих нагрузках представительницы слабого пола «взрываются» первыми, но быстрее и легче успокаиваются.

Для мужской половины имеет значение властный статус, соответствие трудовых обязанностей и прав, наличие определенной формы подчинения. В случае перегрузок и ущемления прав, мужчины дольше копят в себе недовольство, не выплескивая его в коллективе.

Как сделать деловые отношения конструктивными

Применяя определенные правила и методы делового общения, члены коллектива будут взаимодействовать как единый организм. В прошлое уйдет столкновение мнений и такой конфликт, как деструктивный - это метод «танка», метод войны, приносящий разруху в умы, семьи и бизнес. Чтобы мирным путем найти продуктивное решение, обе стороны должны действовать следующим образом:

  • обсуждать только данную проблему, а не отдельные качества личности;
  • помнить, что партнеры друг другу не враги;
  • сдерживаться от проявлений злости, безудержного гнева, желания отомстить или наказать;
  • силовые методы борьбы могут только навредить;
  • отстаивая собственную точку зрения, важно учитывать интересы оппонента;
  • взаимодействие должно быть доброжелательным и открытым;
  • соперникам необходимо настроиться на понимание и взаимодействие.

Строго соблюдая эти правила и придерживаясь рамок делового общения, всегда можно найти способ для выхода из ситуации. Если один из участников противостояния допустит грубое нарушение, весь процесс может выйти из-под контроля и превратиться в деструктивный. Это не принесет пользы ни одной из сторон, а противоречия могут только усилиться.