Сцепленное с полом наследование у шелкопряда. Наследование признаков, сцепленных с полом и их практическое использование

Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности.

Название произведения всегда имеет особое значение, так как в нем всегда заключена основная мысль повествования и краткое его содержание.

Рассказ Чехова имеет название «Хамелеон», идея хамелеонства показывается в рассказе в переносном смысле. Здесь хамелеон – это беспринципный человек, который очень легко меняет свое отношение к жизни, свои позиции в зависимости от сложившейся ситуации. Рассказ содержит в себе сатирическое обобщение.

Очень важны в небольших рассказах имя, фамилия персонажа, поскольку они сразу описывают тех, о ком идет речь. Говорящие фамилии характеризуют персонажей и создают комический эффект. «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке», – так предстает перед читателем этот герой. Новая шинель в летнюю жару, узелок в руке и решето с конфискованным крыжовником в руках городового, сопровождающего Очумелова – символы власти. Хрюкин – «золотых дел мастер» – полупьяный человек с большими претензиями: «Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…» Фамилия Хрюкин тоже комична, но этот ювелир так корыстолюбив и так убого выражает свои мысли, что эта фамилия становится говорящей и очень ему подходит. Генерал Жигалов – персонаж, который так и появится, но о котором все будут говорить. Слово «генерал» является частью его имени. Имя и отчество у него отсутствуют, поскольку они невозможны в глазах тех, кто находится ниже его по служебной лестнице.

В этом рассказе главный хамелеон – это Очумелов. Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними‑ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень‑ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что‑то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой. А как меняется его взгляд на справедливость в зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по‑другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…» При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера. Речь Очумелова косноязычна и груба, ко всем он обращается на «ты», в этом проявляется вся суть мелкого чиновника, получившего маленькую власть. Его фразы короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой.

Название «Хамелеон» метафорично: Очумелов меняет свое отношение к щенку в зависимости от того, чей это щенок. Но, сняв шинель, полицейский надзиратель остается в кителе, который хотя бы немного, но должен отличаться по цвету от шинели. Поэтому можно сказать, что Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле, постоянно меняя свой цвет.

    • Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку. Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основу творчества Антона Павловича […]
    • Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни. Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель […]
    • В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
    • В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
    • Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков. В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых […]
    • Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. […]
    • В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. Рассказ Чехова «Человек в футляре» в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди […]
    • В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
    • Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов. В рассказе «О любви» мы читали о том, как живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. […]
    • Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Что же стало причиной того, […]
    • Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека […]
    • Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей […]
    • Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение. Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию […]
    • План сочинения 1. Введение 2. Образ вишневого сада в произведении: а) Что символизирует вишневый сад? б) Три поколения в пьесе 3. Проблемы пьесы а) Внутренний и внешний конфликт 4. Мое отношение к произведению Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса «Вишневый сад». Режиссеры все ищут в этой комедии актуальные на данный момент мысли, и иногда даже ставят классическое произведение так, что, наверное, и сам Антон Павлович не смог бы […]
    • Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А.П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди. Писатель […]
    • Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Пороки общества, описанные Чеховым а) «Обличительный» период в творчестве Чехова б) Идея рассказа «Ионыч» 2. Пять стадий деградации главного героя рассказа а) Причина духовного падения Старцева 3. Мое отношение к произведению Рассказы Антона Павловича Чехова считаются чем-то вроде анекдотов. В них всегда содержится огромная доля сатиры и иронии, но чаще всего от произведений веет добротой, чувствуется, что автор любит персонажей, которых изображает. Однако в жизни […]
    • А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстрировал постепенный процесс духовной деградации […]
    • В основе романа "Дубровский" Пушкиным был положен случай, очень характерный для взаимоотношений между помещиками, существовавшими в то время. Чем влиятельнее был помещик, тем сильнее он способен был притеснить более слабого, бедного своего соседа, не говоря уже и о том, чтобы отнять у него имение. Александр Сергеевич очень заботился о правдоподобности своего романа. Все действующие лица романа "Дубровский" поделены словно на социальные классы, каждый со своими признаками. К примеру, помещик Троекуров вначале […]
  • Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия рассказа.

    Цель урока: раскрыть смысл названиярассказа Чехова «Хамелеон» иопределить его художественные особенности.

    Задачи урока:

    Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение;создать условий для речевого общения учащихся на уроке.

    Развивающая : - формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;

    Воспитательная : воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

    Оборудование: презентация, раздаточный материал.

    ХОД УРОКА

    1. Оргмомент. Приветствие:

    Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова: (слайд №1)

    «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

    Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)

    Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.

    2. Вступительное слово . Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.

    Почему я говорю вновь? (учащиеся уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).

    Кроссворд по творчеству Чехова (ключевое слово кроссворда - хамелеон)

    Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватил Толстого язык рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ «Хамелеон».

    Кто такой Хамелеон? Но ведь речь в рассказе идёт не о хамелеоне. Значит мы можем расширить тему урока. Смысл названия рассказа.

    3 . Объявление темы урока. Целеполагание .

    Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» Смысл названия и художественные особенности рассказа». (слайд №5) А для этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.

    Как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели?

    (выявить смысл названия).

    4. Работа по теме.

    Уч: А работу мы начнем с определения лексического значения слова «болезнь». Какие у вас ассоциации с этим словом? (уч-ся отвечают)

    Болезнь - это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма. (слайд №6)

    А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).

    А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии врачом)

    Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)

    Уч: И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все - главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души - А.П. Чехова.

    - Перед вами лежит «Амбулаторная карточка». И мы должны ее заполнить.

    А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм:

    Определить симптомы.

    Поставить диагноз.

    Выписать рецепт.

    Уч: А для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю блиц -опрос по тексту рассказа:

    1. Полицейский надзиратель (Очумелов);

    2. Городовой (Елдырин);

    3. Золотых дел мастер (Хрюкин)

    4. Фамилия генерала (Жигалов)

    5. Где происходит действие?

    6. кто идет по площади?

    7. как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).

    8. что нарушает тишину? Выразительное чтение отрывка со слов:"Так ты кусаться, окаянная.." до слов " Собирается толпа"

    Уч: А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. Сюжет рассказа: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака.

    Уч. На площади волнительная обстановка, которая отражается на состоянии каждого героя.

    Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? (Кардиограмма).Вот здесь отражается состояние героев.

    Что может означать такая кардиограмма? (перепады в настроении, состоянии).

    Уч: А у кого такие перепады? (У надзирателя Очумелова)

    Уч: Итак, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым: Какие еще симптомы проявляются? (чтение отрывков)

    «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.

    Вывод: Итак, налицо первый симптом болезни: больного лихорадит, т.е бросает то в жар, то в холод.

    Уч: Как меняется его взгляд на справедливость? Как меняется интонация Очумелова?

    Очумелов меняет взгляд на справедливость в зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»!

    Выразительное чтение отрывков

    Если это просто собака, то «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!»

    Но если это генеральская собака, то «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака - нежная тварь…»

    Уч: Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему? («заливается улыбкой умиления».)

    Уч: Почему такое выражение лица у Очумелова?(для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.)

    Симптомы: (записываем в амбулаторную карту)

    Бросает то в жар, то в холод.;

    Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав.

    Двуличие.

    Физминутка.

    Учитель: В "Амбулаторной карте” вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?

    По мнению Чехова, заглавие - это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку.

    Почему такое странное название - "Хамелеон”? Кто такой хамелеон? Мультфильм про хамелеона

    Запишем диагноз - хамелеонство .

    Дайте характеристику болезни - хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)

    Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)

    Постановка проблемного вопроса

    А сколько раз меняет он свое мнение ? (шесть)

    С чем это связано? Ответы на эти вопросы мы найдём с вами в ходе нашего мини - исследования по тексту (чтение фрагмента подготовленными учениками)

    Приём «Фишбоун»

    Изображаем «рыбий скелет»: в голове помещаем проблемный вопрос «Чья собака?».

    На верхних «косточках» скелета запишем, используя цветные ручки, мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних - решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.

    Учитель: Итак, мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз.

    Кто болен? - какие симптомы? - Каков диагноз?

    А только ли у нас один «больной». Кто еще болен этой болезнью?

    (Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная» Недаром фамилия главного «больного» Очумелов. Чума - очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней)

    ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

    А даёт ли Чехов рецепт прямо?(нет)

    Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)

    Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?

    Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?

    (Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое "я”, он подстраивается под обстоятельства)

    Хамелеонство - душевная или физическая болезнь? (Болезнь нравственная )

    Назовите, какие еще болезни души вы знаете?

    Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков)

    Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.

    Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»

    5. Заключение .

    Учитель: Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?»

    - «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!»

    Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному - быть настоящим человеком!

    6. Рефлексия

    Синквейн

    1. Очумелов

    2.(2 прилагательных или причастия, характеризующие главного героя)

    3. (3 глагола, его действия)

    4. (фраза из 4 слов о главном герое)

    5. (существительное) Кто Очумелов?

    Письменно (на выбор)

    на «3»: какого человека называют «хамелеоном».

    На «4»: Случаи «хамелеонства» в нашей жизни.

    На «5»: Какая нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему?

    Список использованной литературы:

    Уроки литературы в 7 классе, Пособие для учителя, Кутейникова Н.Е., 2009.

    Уроки литературы в 7 классе. Книга для учителя, Коровина В.Я., Ерёмина О.А.,2010

    / / / В чем смысл названия рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»?

    Антон Павлович Чехов назвал свой рассказ «Хамелеон». Я выбрал этот рассказ первым из книги и начал читать сразу, поскольку люблю истории из жизни животных. А хамелеон - это интересная ящерица. Она меняет цвет в зависимости от обстановки. Так природа помогает ей бороться с хищниками - не силой, а такой вот своеобразной изворотливостью. Но как раз о ящерице Чехов и не пишет, даже и не упоминает. Хамелеоном тут является человек.

    Чехов рассказывает о полицейском надзирателе Очумелове, который быстро и часто меняет свое мнение. Как только укушенный собакой Хрюкин со своим окровавленным пальцем обращается к надзирателю, тот, как настоящий блюститель порядка, хочет во всем разобраться и наказать господ, «не желающих подчиняться постановлениям». Он защищает Хрюкина, собирается писать протокол, а собачку предлагает истребить немедленно. Но как только Очумелов слышит, что этот «бродячий скот», как он выразился, принадлежит генералу Жигалову, картина сразу меняется - он тут же начинает винить во всем Хрюкина.

    Новая реплика о том, что у генерала таких собак нет, возвращает Очумелову его прежнюю уверенность, и он опять авторитетно заявляет, что таких собак истреблять надо, тем более, что у собачонки «ни шерсти, ни вида... подлость одна только». Полицейского надзирателя бросает то в жар, то в холод, он несколько раз за несколько минут то на Хрюкина нападает, то на собачонку. А в итоге, когда генеральский повар сказал, что собачка «генералова брата», Очумелова совсем развезло. Он засверкал, как новогодняя елка: «Да разве братец ихний приехали?.. Ишь ты, господи... Соскучились по братце».

    Даже противно! Думаю, что хамелеон обиделся бы, если б знал, с каким бесхарактерным человеком его сравнили. Очумелов хуже хамелеона. Изменяя цвет, хамелеон спасает себя от врагов, а Очумелов, спасая свою шкуру, еще и других уничтожает.

    Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности.
    Название произведения всегда имеет особое значение, так как в нем всегда заключена основная мысль повествования и краткое его содержание.
    Рассказ Чехова имеет название «Хамелеон», идея хамелеонства показывается в рассказе в переносном смысле. Здесь хамелеон – это беспринципный человек, который очень легко меняет свое отношение к жизни, свои позиции в зависимости от сложившейся ситуации. Рассказ содержит в себе сатирическое обобщение.
    Очень важны в небольших рассказах имя, фамилия персонажа, поскольку они сразу описывают тех, о ком идет речь. Говорящие фамилии характеризуют персонажей и создают комический эффект. «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке», – так предстает перед читателем этот герой. Новая шинель в летнюю жару, узелок в руке и решето с конфискованным крыжовником в руках городового, сопровождающего Очумелова – символы власти. Хрюкин – «золотых дел мастер» – полупьяный человек с большими претензиями: «Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…» Фамилия Хрюкин тоже комична, но этот ювелир так корыстолюбив и так убого выражает свои мысли, что эта фамилия становится говорящей и очень ему подходит. Генерал Жигалов – персонаж, который так и появится, но о котором все будут говорить. Слово «генерал» является частью его имени. Имя и отчество у него отсутствуют, поскольку они невозможны в глазах тех, кто находится ниже его по служебной лестнице.
    В этом рассказе главный хамелеон – это Очумелов. Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой. А как меняется его взгляд на справедливость в зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…» При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера. Речь Очумелова косноязычна и груба, ко всем он обращается на «ты», в этом проявляется вся суть мелкого чиновника, получившего маленькую власть. Его фразы короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой.
    Название «Хамелеон» метафорично: Очумелов меняет свое отношение к щенку в зависимости от того, чей это щенок. Но, сняв шинель, полицейский надзиратель остается в кителе, который хотя бы немного, но должен отличаться по цвету от шинели. Поэтому можно сказать, что Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле, постоянно меняя свой цвет.

    Сейчас смотрят:

    

    Штольц Андрей Иванович - один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. «Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и на московских базарах. Немецкий же язык он нас

    В центре повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» находится история «роковой любви», закончившейся трагически. Интересна и необычна эта история тем, что происходит она в русской глубинке и ее участниками становятся совсем простые люди – семья купца и их приказчик. Однако страсти здесь разыгрываются совсем не «простые» - сродни шекспировским. Похожа на шекспировские трагедии и концовка всей истории – гибель главной героини повести. Именно она – молодая купеческая жена Катерина Львовна –

    Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" по праву считают одним из лучших произведений писателя. И не только за художественное мастерство, с которым он написан. Тургенев всю творческую жизнь провел в поисках "своего" героя. Эти поиски - самое важное, но и самое трудное в работе писателя. И можно признать, что в романе "Отцы и дети" такой герой был найден. Это никто иной, как Евгений Васильевич Базаров. Да, это действительно фигура колоритная, монументальная. Сам Тургенев признавался, что "при соч

    Произведения о революции и Гражданской войне, вышедшие в 1926-1927 годах, носили в известной степени итоговый характер. В 1927 году вышли два романа: “Разгром” Фадеева и “Белая гвардия” М. Булгакова. Эти произведения ставили острые вопросы гуманистического смысла революции, полемизируя друг с другом. Авторы этих романов принадлежали в разным направлениям в русской литературе двадцатых годов. Булгаков продолжал традиции классической русской культуры. Фадеев же был писателем, пытавшимся создат

    Художественной деталью называется одно из средств создания художественного образа, которое помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты характера или внешности персонажа, особенности его речи, мимики, одежды. Так или иначе, именно художественная деталь помогает автору расставить акценты так, чтобы читатель как можно более точно понял его замысел. Ярким подтверждением этому может служить рассказ «Х

    Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят у Онегина весной и летом 1820 года - ему уже 24 года, он не мальчик, а взрослый мужчина, особенно по сравнению с восемнадцатилетним Ленским. Неудивительно потому, что он относится к Ленскому чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его "юный жар и юный бред". Как же нелепа и - внешне, во всяком случае, - незначительна ссора Онегина и Ленского. И нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге.

    По жанру повесть В.Г.Распутина «Пожар» (1985) можно определить как притчу, потому что посёлок Сосновка, где происходит действие произведения, изображается автором в виде уменьшенной модели огромной страны - Советского Союза. Сюжет повести очень прост: в мартовский вечер в посёлке лесозаготовителей на берегу Ангары загорелись склады при единственном поселковом магазине. Тушить пожар сбежались все жители, так как, во-первых, на складах находилось продовольствие и, во-вторых, огонь мог перекинутьс

    Странный у Чехова смех! Что больше читаю чеховские рассказы, то меньше верю в то, что он смеется. Вот идет улицей неизвестного городка местная власть - полицейский надзиратель с городовым. Но фамилия у этой власти как клеймо - Очумелов. Кто же наградил такой фамилией чиновника, который олицетворяет Русскую империю и ее законы? За этой историей о незначительном случае запряталась сама жизнь с его сложностью. Главное - чья собака, а не Хрюкин с его покусанным пальцем и претензиями. От этого пронимает огнем и холодом. Поэтому и надо все время то снять, то одеть шинель. Так как закон законом, а генерал Жигалов - это генерал. Хотя, что не полицейский. Его чин выше от всяких законов. Это понимают все. Толпа будет смеяться над Хрюкиным и его покусанным пальцем.

    Выдающийся русский писатель А. Чехов начинал свой творческий путь как автор небольших юмористических рассказов. Тем не менее маленькие по объему произведения были наполненные глубиной содержания, широтой обобщений. Среди ранних произведений писателя одним из популярнейших был рассказ «Хамелеон».

    Прочитав название произведения, читатель может предположить, что речь в нем пойдет о природе, изучении животного мира. И о представителях класса ползунов в рассказе нет ни одного слова. Вместе с тем он рассказывает о людях, их поведении, моральных качествах. Есть в нем, правда, один представитель братьев наших меньших - испуганная собака. Именно через него и поднял весь этот гам возле дровяного стола купца Пичугина.

    Главный герой рассказа, полицейский надзиратель Очумелов, через свою служебную обязанность старается выяснить, почему это собралась толпа.

    Он серьезно берется за дело. Врезаясь в толпу, грозно ставит ряд вопросов: и «Из которой это возможности здесь? Почему здесь? Кто кричал?» И вот здесь начинаются странные преобразования. Несколько раз повторяется ситуация выяснения, чья собака. Пять и или шесть раз изменяется ответ на этот вопрос, и столько же раз изменяется поведение Очумелова и его оценка события. Сначала полицейский надзиратели набирает вид человека властного, разговаривает сурово. Величественно «шевеля бровями», он решает оштрафовать хозяина «бродячего скота», а «собаку уничтожить».

    Тот ответ кого-то из толпы, что собака принадлежит генералу Жигалову, сразу изменяет и вид Очумелова, и его взгляд на ситуацию и виновника. Очумелов - будто ящерица-хамелеон, который изменяет свою окраску от освещения. Он несколько раз изменяет свое решение в зависимости от того, кто хозяин собаки. В основе всех изменений поведения Очумелова - незыблемая убежденность в высочестве «генеральского» над всем другим.

    Вместе с Очумеловым «превращается» и Хрюкин - от потерпевшего до виновника события. Так же изменяется расположение духа толпы, которая собралась в ожидании хоть какого-то развлечения на сонной от жары базарной площади. А это только, подчеркивает распространенность хамелеонства.
    В рассказе «Хамелеон» А. Чехов высмеивает беспринципных людей, которые на угождение обстоятельствам готовы постоянно и моментально изменять свои взгляды на диаметрально противоположные.

    И нет ни одного писаного или неписаного закона, который бы не отступал перед высоким чином. Так и произошло на перроне вокзала Николаевской железной дороги.

    Встретились двое мужчин. Будто вернулись давние времена, когда не было родственных забот и наибольшей заботой были оценки в гимназическом журнале. Какое счастье встретить одноклассника, вспомнить молодость! Вот и стоят, взявшись за руки.

    Два уже пожилых мужчины - толстый и тонкий - посреди толпы. И ничего не замечают. Но весьма много лет прошло, и надо как можно быстрее заполнить эту пропасть кратким рассказом о жизни. И один оказался генералом! Хотя, и чужого ведомства! И на месте друга детства сразу оказался ошалевший (« очумелый») и приниженный раб, которого пронимает огнем и холодом…

    Какое же поверие скосило человеческое достоинство героев этих двух рассказов? Ошалеть - это означает заболеть чумой, перестать быть человеком, потерять достоинство. Инфицированные чумой смертельно опасные для окружения.

    Какая чума косила личности людей, мы все давно поняли. Это человеческая нерешительность, в чем бы она не оказывалась - в чинах, собственности или простой физической силе. У слабых духом людей появляется желание заискивать, ползать перед сильными. А «сильные» воспринимают это как надлежащее. И поверие распространяется среди людей.

    И вот с этого мы смеемся? Нет, не с этого. Или замечали вы, что часто мы смеемся над неудачей (например, когда поскользнулся и упал или когда из-под носа трамвай ушел)? Так и здесь. Не опасаемся ли мы сами оказаться на месте чеховских персонажей? Смеемся ли мы с себя, когда нас обрызгала грязью иномарка? А мы смотрим ей вслед ошалевшими глазами. И это увидел сквозь свое пенсне Чехов, и однажды написал: «На вокзале Николаевской железной дороги встретились двое приятелей…» Ему не смешно, а грустно.