О современной успешности и настоящих успехах. Миром правит Любовь

Само понятие «успех» включает в себя фактор состязательности, соответственно, оно может существовать только в том обществе, в котором человек может чего-то добиться непосредственно путем самого состязания.

Советское же общество было отнюдь не обществом достижений, а скорее «обществом наград». Понятия «успех», «успешный человек» для советского человека не несли особого смысла. Идеологически работало слово «герой», звучащее с трибун. Успех в том смысле, который мы вкладываем в него сегодня, мог принадлежать только стране, коллективному целому: «СССР добился успеха в…». Ведь в то время состязались системы, а не люди. Но и в этом смысле понятие «успех» неоднократно изменялось.

Если в период 30-х-40-х годов общепринятым являлся образ некого труженика, рядового человека, работника производства, который внешне ничем не выделялся из общей массы, но отвечал всем необходимым качествам на производстве, то к 40-м-50-м годам к успешным людям причисляются люди, отличившиеся на войне.

Говоря об образе успешного человека в советском обществе, необходимо делать поправку на выдающихся личностей, потому что именно они формировали образ успешности, утверждали те или иные качества, необходимые успешному человеку. Для советских людей, несомненно, одним из самых успешных людей является Иосиф Виссарионович Сталин. Он ставился в пример.

Постепенно к публичной и производственной сфере, где можно было добиться успеха, прибавилась также спортивная область. Спорт активно пропагандировался. Поэтому один из показателей успешного человека - занятия спортом. В 60-е-70-е гг. продолжается следование здоровому образу жизни. Образ успешного человека, наряду со строителями коммунизма и социализма, дополняется образами «героев»: мужественных людей, совершивших определенные подвиги «во имя и на благо СССР».

В целом, образ успешного человека советского общества очерчивается приблизительно так: мужчина (да, именно мужчина, так как женщину с успехом пока мало ассоциируют), достаточно зрелый, физически крепкий, имеющий определённые заслуги перед Отечеством, которые выражены в грамотах, орденах, медалях и прочих атрибутах. Честный и достаточно популярный активист, пользующийся уважением в коллективе.

Но нельзя упускать из вида следующий, на мой взгляд, крайне важный аспект «успешности» советского человека. Советские времена обязательного и, не будем скрывать, плохо оплачиваемого труда привели к отчуждению от работы, которая стала рассматриваться как повинность. Поэтому в СССР «успешным» в массах считался человек, который, к примеру, воровал на мясокомбинате или занимал место в номенклатуре. Так и говорили: «Хорошо устроился», то есть труд сам по себе практически ничего не значил. Сам фактор занятости менял своё значение с течением времени - был ли работягой человек, которого считают успешным, не имело принципиального значения для его окружения.

Но неизменно ценными и неотъемлемыми качествами человека, добившегося успеха, оставались смекалка и нестандартный подход к делу, как бы сказали сегодня - креативность.

XXI век. Кто сегодня на коне?

Сегодня представление об успехе серьёзно трансформировалось по сравнению с советским. Внешность и окружающие вещи становятся значительным показателем успешности человека. Успешный человек стал вполне продаваемым и чётким образом. Это и брендовые дорогие вещи, и престижное образование (порой представляющее собой лишь диплом), и самопрезентация в социальных сетях...

Материальный фактор играет и ещё долго будет играть определяющую роль в современном представлении об успехе, ни о каком переходе к «постматериальным» ценностям речь пока не идёт. Особое место занимает уровень достатка, публичность, а также встроенность в систему.

Можно попытаться выделить несколько наиболее распространенных вариаций образов современного успешного человека:

    Внешне успешный человек;

    Человек, успешный благодаря личностным качествам;

    Публичный успешный человек;

    Успешный в своей сфере деятельности.

    Считающий себя успешным, являющийся им;

    Не считающий себя успешным, но являющийся таким с точки зрения окружающих.

Вариаций достаточно. Но есть один фактор, очевидный и удивительный одновременно.

Немного о потребностях, мотивации и желании прогресса

Человек - существо желающее. Он крайне редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. Стоит ему удовлетворить одно желание, на его месте тут же возникает другое. Мотивация для реализации желаний есть основной фактор социальной эволюции личности, залог её роста и движения. Она практически всегда зависит от общего уровня удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей организма.

Рассматривать потребности надо в ситуации стабильности и сытости, то есть когда базовые потребности удовлетворены. Отсюда становится вполне ясно, что на современном этапе идея успеха должна рассматриваться не как конечная, а как идея, связанная с поиском эволюции и иных путей развития.

Возможно, это и развернуло постсоветское общество в сторону западных ценностей и представлений об успехе. Перенять и в полной мере понять их мы на данном этапе не можем, но так или иначе движемся в заданном направлении, порой отклоняясь левее-правее.

Образ успешного человека - динамичное и субъективное понятие. Невозможно его точно определить, он всегда будет немного расплывчатым, приблизительным, потому что базируется на основе мнений, суждений и представлений многих людей.

Успешный представитель нашего общества сегодня... Что для него является успехом? Какова расстановка приоритетов? Успех как возможность самореализации? Успех как высокая личная самооценка, честно прожитая жизнь? Успех как уважение окружающих? Как благополучие в семье? Популярность? Финансовое благополучие? Или всё это в совокупности? Однозначного ответа на сегодняшний день нет и вряд ли появится на завтрашний.

Возможно, об этом с большей объективностью смогут порассуждать наши потомки. От них, пожалуй, и будем ждать ответ.

Диссертация

Атюнина, Вера Сергеевна

Ученая cтепень:

Кандидат психологических наук

Место защиты диссертации:

Хабаровск

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Общая психология, психология личности, история психологии

Количество cтраниц:

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА ОБРАЗА УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА.

1.1. Междисциплинарный анализ научных представлений об успехе.

1.1.1. « Успех» в русской языковой картине мира.

1.1.2. Семантический анализ синонимического ряда лексемы «успех » в русской и иностранных лингвокультурах.

1.1.3. «Успех » как философско-этическая категория.

1.1.4. Проблемы психологического изучения феномена «успех ».

1.2. «Образ успешного человека» в психологической науке.

1.2.1. Психический образ в отечественной и зарубежной психологии.

1.2.2. Понятие о семантическом пространстве личности и категориальной структуре образа.

1.2.3. Психологические детерминанты формирования образа успешного человека .

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА.

2.1. Организация эмпирического исследования.

2.2. Методология, методы и процедуры эмпирического исследования.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБРАЗА УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА.

3.1. Результаты изучения представлений об успехе и успешном человеке в семантическом пространстве личности.

3.1.1. Психосемантический анализ успеха, успешности, счастья, благополучия.

3.1.2. Психосемантический анализ представлений об успешном человеке, успешной женщине и успешном мужчине.

3.2. Результаты изучения детерминант формирования представлений об успехе и успешном человеке.

3.2.1. Гендерные и личностные детерминанты формирования представлений об успехе.

3.2.2. Гендерные и личностные детерминанты формирования категориальной структуры образа успешного человека.

3.3. Общие результаты эмпирического исследования (вместо выводов).

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Образ успешного человека в семантическом пространстве личности"

Актуальность исследования. Успех - многоплановый, интересный объект для научного осмысления, что находит свое отражение в различных подходах к его изучению (философских, социологических, культурологических, экономических, педагогических). В психологии успех - это особая категория, которая заключает в себе и процесс, и результаты достижений в самом широком смысле этого понятия, в отдельных или всех сферах жизнедеятельности личности.

В психологической науке достаточно много исследований, посвященных определению понятия, составных элементов и критериев, позволяющих характеризовать человека как «успешного ». Однако является не изученной область представлений об успешном человеке в обыденном сознании.

Вместе с тем роль образных форм отражения в структуре личности, понимание уникальности человека через анализ «мира его образов » являются необходимыми аспектами системного изучения психики. Тесное взаимодействие в самой основе психического отражения «чувственно-образного» и «личностного » (образ не существует вне оценки-отношения субъекта к объекту) указывает на необходимость специальной разработки проблемы образного отражения конкретной личностью такого понятия, как «успешный человек ».

Реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя позволяет психологу рассматривать личность «не как набор объектных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носителя определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов» (В.Ф. Петренко ).

В настоящее время в науке отсутствуют работы, посвященные вопросам детерминации содержания образа успешного человека; не разработаны психодиагностические методы изучения образа успеха и образа успешного человека. В реконструкции субъективного образа успешного человека перспективен психосемантический анализ представлений об успехе и успешном человеке. Психосемантический подход, в данном случае, позволяет перейти от изучения функциональной структуры сознания к изучению реального состояния сознания личности. Говоря об изучении построения человеком Образа мира, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что самое главное состоит не в том, как, с помощью каких средств протекает этот процесс, а в том, что получается в результате этого процесса.

Особо интересным видится тендерный и личностный аспекты обозначенной проблемы. В последнее время тендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в психологической науке. Однако все исследования сводятся к изучению личностных или полоролевых особенностей разных групп. Вместе с тем, тема детерминации содержания и категориальной структуры образа успешного человека тендерными и личностными особенностями является новым полем исследовательской деятельности. И имеет как научное, так и практическое значение для современной психологии.

Углубление представлений об особенностях и детерминантах, обуславливающих содержание образа успешного человека, тендерных особенностей категориальной структуры данного образа необходимо как для дальнейшего обогащения теории психологии личности и общей психологии, так и для расширения возможностей практик психологической помощи. Все это определило выбор темы «Образ успешного человека в семантическом пространстве личности ».

Степень научной разработанности проблемы. Исследования проблемы успеха в современной науке многоплановы и включают работы нескольких направлений, которые и составили теоретическую основу диссертации.

Первое представлено исследованиями темы успеха в русской языковой картине мира. Работы А. Вежбицкой, В.М. Живова , В.Н. Топорова, А.В. Юдина позволяют установить этимологию, семантику и проанализировать синонимический ряд понятия «успех ».

Второе охватывает философско-этические концепции, освещающие проблематику целей и способов достижения успеха. Оно представлено положениями «философии эвдаймонизма » (Аристотеля, Ф. Бэкона, Дж. Локка, Платона); «модели американской этики успеха » (Д. Карнеги, Э. Карнеги, С. Керр, Р. Хубер); «русской традиции » успеха, счастья, благополучия (А. Гельман, И.М. Клямкин , А.С. Панарин, Г.Л. Тульчинский).

Третье - работы отечественных и зарубежных ученых, в которых исследуются психологические проблемы феномена «успех »:

Понятийный аспект рассматривается в работах И.В. Бондаревой , М.С. Жамкочьян, J1.H. Лабунской, А.Н. Панкратова , М. Мольца;

Изучение составляющих «жизненного успеха » - структурный аспект -представлено в трудах Г.Е. Гудим-Левкович, А. Адлера, 3. Зиглара; концепции «социального успеха »: исследования профессиональной успешности -И.П. Лотовой , Н.В. Самоукиной, О.Н. Родиной; исследование взаимоотношений с близкими окружающими - М. Аргайла ; концепции «личного успеха »: исследование счастья и субъективного благополучия - Д. Колесова, P.M. Шамионова , М. Аргайла; функциональный аспект «успеха » исследовали Н.А. Батурин , В.Н. Панкратов, P.M. Шамионов, А. Бандура ;

Изучение факторов достижения успеха представлено в работах Н.В Самоукиной, Ю.Г. Фроловой , В. Аткинсона, 3. Зиглара, М. Мольца;

Механизмы достижения успеха рассмотрены А.А. Гостевым , Д. Янкелович, Р. Винером, Б. Скиннером;

Проблема определения критериев успеха изучена Г.Е. Гудим-Левкович, P.M. Шамионовым ;

Четвертое направление представлено работами, основанными на психосемантическом подходе к изучению образной сферы личности (Е.Ю. Артемьева , В.Ф. Петренко, В.В. Петухов, А.О. Прохоров , В.П. Серкин, М.А. Холодная, А.Г. Шмелев ).

В психологической науке вокруг категории «образ » сложилась достаточно специфическая ситуация. Изучение указанной категории до настоящего времени в основном было связано с исследованиями «образа мира » (Н.Н. Бахтина , О.А. Истомина, В.П. Серкин, Ю.К. Стрелков , В.А. Шиман, П.Р. Юсупов).

Специальные работы, построенные на эмпирическом материале и направленные на исследование различных форм существования значений в индивидуальном сознании, изучение особенностей отдельных образов действительности, начали появляться в отечественной психологии недавно. Исследованию психосемантических особенностей стереотипов обыденного сознаиия посвящены работы В.В. Калиты , Л.А. Нистратова, В.Ф. Петренко, В.П. Серкина , Л.Д. Сурманидзе, А.А. Хайруллаевой, А.Г. Шмелева .

Обыденные представления о «порядочном человеке » исследовались Н.Ю. Григоровской и JI.JI. Дикевич ; об «умном человеке » - В.Н. Дружининым; представления о «русском человеке » - М.И Воловиковой ; представления о «тоске » - И.А. Воробьевой; о «лжи» и «обмане » - Н.Г. Любимовой. Отражение политической ситуации в обыденном сознании изучалось О.В. Митиной и В.Ф. Петренко.

Несмотря на обилие и многоплановость работ, охватывающих изучение проблематики успеха личности и ее образной сферы, к числу не исследованных направлений относятся: обыденные преставления об успехе и успешном человеке; психосемантические особенности содержания образа успешной женщины и образа успешного мужчины; детерминанты, обуславливающие содержание представлений об успехе и категориальную структуру образа успешного человека. Настоящая работа «призвана » восполнить этот пробел.

Объектом диссертационного исследования является психосемантическое пространство «образа успешного человека ».

Предметом исследования - содержание и категориальная структура «образа успешного человека ».

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в определении содержания и категориальной структуры «образа успешного человека ».

В соответствии с целью сформулированы основные задачи исследования:

Изучить научные представления об «успешном человеке » и феномене «успех » на основе теоретического анализа различных источников;

Рассмотреть общие методы психосемантического анализа и разработать частные методики, позволяющие реконструировать семантические пространства образа успеха и образа успешного человека;

Теоретическая гипотеза: определить содержание и категориальную структуру «образа успешного человека » позволяет реконструкция психосемантического пространства этого понятия.

Эмпирические гипотезы:

Представления об успешном человеке структурированы в «собирательный » образ и детализируются в содержании образа успешного мужчины и образа успешной женщины, их категориальные структуры имеют различия;

В обыденном сознании тендерные и личностные особенности детерминируют представления об успехе, содержание и категориальную структуру образа успешного человека.

Методологическая основа и методы исследования. Методологическую основу составили работы Е.Ю. Артемьевой , E.JI. Доценко, Д.А. Леонтьева, В.Ф. Петренко , В.В. Петухова, А.О. Прохорова, В.П. Серкина , А.Г. Шмелева, в которых отражены идеи о субъективной семантике.

При этом автор также опирался на исследования в области экспериментальной психосемантики В.Ф. Петренко, В.П. Серкина, Д. Банистера , Дж. Келли, Ч. Осгуда; работы по семантике цвета и символов И. Морозова, М.О. Суриной , Э. Канетти, Дж. Купера, М. Люшера.

Исследование основывалось на использовании метода реконструкции субъективного семантического пространства, являющегося операциональным аналогом категориальной структуры индивидуального сознания.

В работе используется комплекс дополняющих друг друга методов и процедур анализа: метод беседы и анкетирования, ассоциативный эксперимент, метод экспертных оценок, метод классификации; метод частного семантического дифференциала «Образ успеха » и «Образ успешного человека »; проективные методы - «Четыре рисунка успеха » и цветоассоциативный эксперимент; методика многофакторного исследования личности Кэттела . Методы математической статистики: факторный и корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена), критерий Фишера - <р и /-критерий Стыодента для независимых выборок с применением статистических пакетов прикладной компьютерной программы «Excel», компьютерной интегрированной системы обработки данных «SPSS 15.0» в среде Windows.

Надежность и достоверность полученных данных обеспечивается обоснованностью исходных теоретических позиций и методологических основ; репрезентативностью выборки испытуемых (267 человек) и использованием комплекса валидных методик, соответствующих целям и задачам исследования; применением статистических методов обработки данных, статистической значимостью полученных результатов.

Научная новизна исследования:

Выявлены содержание и категориальная структура образа успеха;

С помощью методов психосемантики установлена взаимосвязь и взаимозависимость образа жизненного успеха и представлений о профессиональной успешности, семейном счастье и субъективном благополучии в обыденном сознании;

Выявлены содержание и категориальная структура образа успешного человека; установлены различия в содержании образа успешной женщины и успешного мужчины;

Определены особенности содержания образа успеха и образа успешного человека, обусловленные тендерными и личностными детерминантами.

Расширены научные представления о содержательных и структурных компонентах концепта «успех » в русской языковой культуре, в сравнительном аспекте отечественных и зарубежных философско-этических подходов; разработаны методики психосемантического анализа: частный семантический дифференциал «Образ успеха » и частный СД «Образ успешного человека »;

Диссертационная работа представляет первый опыт психосемантического исследования представлений об «успехе » и содержании «образа успешного человека » в обыденном сознании;

Научно-практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и сформулированные выводы могут стать новыми основаниями для переосмысления подходов к изучению функций, факторов, механизмов и критериев достижения успеха личностью.

Практическая ценность определяется тем, что фактический материал диссертации может расширить содержание диагностической и консультационной работы в семейной, индивидуальной и групповой формах; применяться в психологических службах организаций различных отраслей. Основные положения работы могут быть использованы в специальных курсах и курсах лекций по общей и социальной психологии, психологии личности, инженерной психологии.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

2. Содержание образа успешного человека отличается характеристиками, свойственными в большей степени успешному мужчине, чем успешной женщине: верность, постоянство, безупречная репутация, холодность, спокойствие, стремление к власти и вместе с тем, согласию и доверию, особое место в его жизнедеятельности занимает семья и любовь, его роль супруга и родителя. Категориальная структура образа успешного человека представлена факторами: конкурентоспособный, дружелюбный, стремительный, счастливый, уверенный.

3. Образ успешной женщины характеризуется ярко выраженными показателями фемининности , представлен в категориях: благополучная, искренняя, привлекательная, серьезная, покоряющая, семейная. Содержание образа успешной женщины включает: жизнерадостность, уверенность в себе, внимание к своему внешнему виду, стилю вообще, она является женой, матерью, любящей и любимой, желает понравиться, обратить на себя внимание, произвести впечатление.

4. Образ успешного мужчины представлен маскулинными чертами: конкурентоспособный, покоряющий-мужественный, привлекательный, рассудительный, потенциал, рискующий, творческий, противоречивый. В содержании образа успешного мужчины выявлены положительные качества личности - мудрость, интеллект, постоянство, благочестие, и отрицательные -стремление к разрушению, агрессии, враждебным отношениям, негативизму, протесту, неприятию.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации апробированы на IV Азиатско-Тихоокеанском Международном Конгрессе психологов «Человек. Власть. Общество» (Хабаровск, 2005); Международной научно-практической конференции «Wyksztalcenie I паука bez granic - 2005» (Днепропетровск, 2005); научно-практической конференции «Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства Дальнего Востока » (Хабаровск, 2006); V Азиатско-Тихоокеанском Международном Конгрессе психологов «Человек. Власть. Общество» (Хабаровск, 2006); Международной научно-практической конференции «Передов1 науков1 розробки -2006» (Днепропетровск, 2006); научной конференции преподавателей и сотрудников ХГИИК «Проблемы культуры и искусства в научных исследованиях ХГИИК » (Хабаровск, 2006); обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии ХГИИК (Хабаровск, 2005, 2006, 2007) и кафедры «Психология » ДВГУПС (Хабаровск, 2007).

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. Содержит 185 страниц машинописного текста, исключая список литературы и приложения; 94 таблицы, 120 рисунков, 31 приложение, список использованной литературы и источников из 259 наименований.

Заключение диссертации по теме "Общая психология, психология личности, история психологии", Атюнина, Вера Сергеевна

Основные результаты вычисления коэффициентов ранговой корреляции Спирмена в рамках эмпирического исследования представлены в Таблице 3.3.

Результаты корреляционного анализа (по Спирмену)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационная работа является первым опытом психосемантического исследования представлений об «успехе » и особенностей содержания «образа успешного человека » в обыденном сознании. В исследовании установлено:

1. В русской языковой культуре пять основных значений успеха: 1) идеальное; 2) действенно-результативное; 3) пространственно-временное; 4) атрибутивное; 5) цветосветовое. В русской и иностранных лингвокультурах установлен следующий состав синонимического ряда лексемы «успех »: удача, счастье, благополучие.

2. Национальные концепты успеха представлены в локальных этико-философских концепциях: успех в Америке - успех деловой; успех в советской России - это скромный успех (комплекс «советское™»); в современной России успех - это успех «индивидуальный » и определяется личными, а не социально-заданными критериями.

3. В современной психологии наиболее часто употребляется определение успеха - «удачное достижение желаемой цели; единый процесс самореализации личности и ее самоутверждения в социуме». Жизненный успех складывается из личного успеха и социального успеха. Эмоциональным базисом жизненного успеха является удовлетворенность. Методами психосемантики доказано, что образ успеха обусловлен представлениями о профессиональной успешности, семейном счастье и субъективном благополучии.

4. Использование методов экспериментальной психосемаптики, в частности, разработанные автором специализированные СД «Образ успеха » и СД «Образ успешного человека » и проективные методы (рисуночная техника «Четыре рисунка успеха », цветоассоциативный эксперимент) позволяют реконструировать субъективные семантические пространства имплицитных представлений личности об успехе, успешности, счастье, благополучии, успешном человеке, успешной женщине и успешном мужчине.

5. Структура образа успеха представлена категориями: доступный, удовлетворяющий, объективный, статус, особенный, трудный. Содержание образа успеха раскрывает ряд его значений: 1) действенно-результативное; 2) потенциальное; 3) атрибутивное; 4) мотивационно-эмоциональное.

6. Содержание образа успешного человека отличается характеристиками, свойственными в большей степени успешному мужчине, чем успешной женщине. Среди них: верность, постоянство, безупречная репутация, холодность, спокойствие, стремление к власти и, вместе с тем, к согласию и доверию, особое место в его жизнедеятельности занимает семья и любовь, его роль супруга и родителя. Категориальная структура образа успешного человека представлена факторами: конкурентоспособный, дружелюбный, стремительный, счастливый, уверенный.

7. Образ успешной женщины характеризуется ярко выраженными показателями фемининности и представлен в категориях: благополучная, искренняя, привлекательная, серьезная, покоряющая, семейная. Содержание образа успешной женщины отличают такие особенности как жизнерадостность, уверенность в себе, внимание к своему внешнему виду и стилю вообще, она обладает желанием понравиться, обратить на себя внимание, произвести впечатление. Особо подчеркнут ее статус жены, матери, любящей и любимой.

8. Образ успешного мужчины представлен маскулинными чертами (факторами): конкурентоспособный, покоряющий-мужественный, привлекательный, рассудительный, потенциал, рискующий, творческий, противоречивый. В содержании образа успешного мужчины выявлены характерные положительные личностные черты - мудрость, интеллект, постоянство, благочестие, и отрицательные - стремление к разрушению, агрессии, враждебным отношениям, негативизму, протесту, неприятию.

10. Женщины склонны детализировать образ успеха. Они, в отличие от мужчин, уделяют внимание категориям: истинный, результативный, комфортный, стремительный. Содержание образа успешного человека в сознании женщин представлено категориями: жизнерадостный, конкурентоспособный, счастливый, обладающий потенциалом, стремительный и рискующий.

11. Для мужчин в образе успеха значимы категории, характерные для обыденного сознания личности: удовлетворяющий, объективный, доступный, статус, особенный. В их представлениях успех - это способ избежать проблем, найти выход, освободиться, расслабиться; причем большое значение приобретает не процесс, а результат. Успешный человек в сознании мужчин отличается особенностями: благополучный, рассудительный, серьезный, творческий и покоряющий.

12. Содержание образа успеха и образа успешного человека в обыденном сознании обусловлено такими личностными особенностями как смелость, мягкосердечность , подозрительность, проницательность, тревожность, высокое самомнение. Личностные черты, проецируются на представления об успешном человеке, тем самым детерминируют его содержание на имплицитном уровне.

Таким образом, цели диссертационного исследования можно считать достигнутыми, задачи - решенными, а теоретические и эмпирические гипотезы -доказанными.

Поскольку психосемантическое изучение образа успешного человека и представлений об успехе было предпринято впервые, автору на его основе хотелось бы наметить перспективы дальнейших исследований по данной теме, и обозначить научные проблемы, решение которых может оказаться результативным: этнопсихологические особенности образа успешного человека; возрастные и профессиональные детерминанты содержания представлений об успехе; образ Мира и представления об успешном человеке; пространственно-временные характеристики представлений об успехе; опыт изучения актуального и идеального образов успешного человека в супружеских парах и т.д.

Теоретическая целесообразность предпринятого исследования заключается в том, что достигнутые результаты могут дать новые основания для переосмысления подходов к исследованию жизненного успеха личности (актуального и потенциального).

Практическая ценность определяется тем, что фактический материал диссертации, в частности, разработанные частные СД «Образ успеха » и СД «Образ успешного человека », может расширить содержание диагностической работы и использоваться в психологических службах организаций различных отраслей, применяться в консультационных практиках, в семейной, индивидуальной и групповой формах работы. Основные положения диссертационной работы могут быть использованы в специальных курсах и курсах лекций по общей и социальной психологии, психологии личности, инженерной психологии.

Следует подчеркнуть, что тема данного диссертационного исследования сложна, многопланова и не может быть разработана исчерпывающе. Существует возможность и необходимость ее дальнейшей, более детальной разработки, привлечения дополнительного материала, источников и расширения круга исследовательских задач, которые представляется интересным рассмотреть не только в рамках общей психологии и психологии личности, но и в социальной психологии, возрастной психологии, психологии труда. В связи с этим результаты могут быть дополнены и уточнены, а исследовательская работа продолжена.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Атюнина, Вера Сергеевна, 2007 год

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Цель занятия

Задание № 1:

Задание № 2

Задание № 3

положительный эффект на жизнь людей.

Вы должна выдвинуть аргументы, что глобализация оказывает отрицательный эффект на жизнь людей.

Задание № 4.

Задание № 5 .

Задание № 6

Практическая работа «Глобализация и ее последствия»

Цель занятия Закрепление теоретических знаний и формирование практических навыков работы с основной дополнительной литературой

Задание № 1: Запишите все ассоциации, которые Вы связываете со словом «глобализация».

Задание № 2

Сконструируйте визуальный образ успешного современного человека.

Для ответа Вам помогут следующие вопросы:

    «Где и кем он или она работает и работает ли вообще?»;

    «Где он или она живет (страна, город, район и т.п.)?»;

    «Что можно сказать относительно его или ее семьи?».

Задание № 3

Вы должна выдвинуть аргументы, что глобализация оказывает положительный эффект на жизнь людей.

Вы должна выдвинуть аргументы, что глобализация оказывает отрицательный эффект на жизнь людей.

Задание № 4.

Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Если у вас конкретные возражения? Какие?

Задание № 5 .

Прочитайте высказывание. О каких негативных чертах глобализации говорит автор? Почему, по мнению автора, глобализация выгодна международному терроризму?

О. В. Зотов: «Глобализация направлена на всемерное размывание границ, эрозию государств и захват внешних рынков. Ее идеал – неограниченная легкость и простота перемещения сырья, продукции, труда и капитала с целью извлечения сверхприбылей с минимальными издержками. Этот порядок выгоден международному терроризму. Именно глобализация позволяет террористам легко внедряться в любую экономическую и государственную систему, уничтожая ее изнутри. Глобальный "кочевник" и глобальный террорист друг от друга практически неотличимы».

Задание № 6

Прочитайте высказывание. Какой способ борьбы с терроризмом авторы считают наиболее эффективным? Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

Л.Я. Гозман, Е. Б. Шестопал: «Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими... Бороться с террористами должно государство, но победить их может только общество».

ID: 2017-06-4388-A-13099

Оригинальная статья (свободная структура)

Коваленко А.А., Погребняк Ю.В.

Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского

Резюме

В данной статье выясняется сущность и значение слова "успех", а так же раскрывается понятие "успешный человек" в глазах современного поколения.

Ключевые слова

Статья

Представления об успехе в российском обществе

Коваленко А.А., Погребняк Ю.В., Живайкина А.А.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Успех как социальный феномен неразрывно связан с обществом, и с течением времени претерпевает изменения в своих значениях. В зависимости от социокультурных условий понятие «успешного человека» каждое новое поколение трактует по-своему, модифицируя социальный опыт прошлого. Поскольку каждое поколение создает свой идеал, свою модель жизненного успеха, целью данной работы является определение современного значения слова «успех» и образа «успешного человека» в интерпретации мнений современной молодежи.

Само слово «успех» имеет древнерусское происхождение, его основу составляет глагол «спеть», одно из значений которого связано с понятием «успеть». Значение слова динамично изменялось. Изначально оно означало поспешность, быстрое движение вперед, а успешный человек был тот, кто успевал все делать вовремя. В русской культуре успех ассоциировался с победой в бою, с достижениями в познаниях, завоеванием симпатий. В последствие, в результате влияния западной культуры, понятие успеха приобрело несколько иных значений, таких как удача, благосостояние, богатство, карьера, материальное благополучие и признание обществом.

Так, образом успешного человеком довоенного времени был образ честного труженика: передовик производства, непримечательной внешности, отличающийся личными качествами; работник, выполняющий несколько норм выработки за смену, который, не жалея сил и здоровья трудится на благо Родины. Материальное благополучие не являлось критерием успеха и имело значение лишь «поощрения» за труды. Почетная грамота или нагрудный знак - атрибуты отличия героя труда. Успех подразумевал общественное одобрение за достижение хороших результатов в производстве (Д.Н.Ушаков).

Страна, одержавшая победу над врагом в Великой Отечественной войне, гордилась своими героями, совершившими боевые подвиги. В военные и первые послевоенные годы к «успешным» причисляли тех, кто отличился на службе, встав на защиту Родины. Формальным подтверждением успешности стали награды, медали, звания. Таким образом, успех был связан с героизмом, являлся примером героизма в глазах других людей (С.И. Ожегов). После войны начался период восстановления страны, хозяйства, быта. Люди вернулись к мирной жизни и свойственной ей социальным ролям. Понятие успеха трансформировалось.

В период 60-70 гг. понятие успешности приобрело коллективистский характер, успех принадлежал только стране в целом, что соответствовало идеологии социализма. Успешными считались те, кто совершал своеобразные подвиги и открытия «на благо СССР». Новыми показателями успеха стали спортивные достижения. Особое выделение «успешных» представителей спортивной области в общественном мнении было связано с активной пропагандой спорта и здорового образа жизни.

Экономический фактор стал ведущей причиной трансформации понятия об успехе в следующих периодах. Успешным человеком эпохи застоя считался тот, кто, прежде всего, «хорошо устроился», т.е. занимает важную должность. Успех приобрел материальное измерение: машина, квартира, модная импортная одежда. Успех характеризовался наличием у людей предметов роскоши, недоступной простому рабочему.

Коренное изменение политических и экономических условий в начале 90-х годов определили новые параметры успеха. В так называемых «лихих» 90-х гг. в чертах успешного человека появилась способность к незаконному заработку, мошенничеству. Успешный человек этого времени был связан с преступными группировками и имел большие доходы. Он и сам был вовлечен в преступную деятельность.

В современном обществе понятие об «успехе», «успешном человеке» стало гораздо шире. Для каждого человека оно различно и зависит от жизненных приоритетов. Однако существуют господствующие тенденции современного образа успешного человека, одна их которых основана на обладании материальными ценностями. Данную тенденцию принято считать влиянием западной культуры. В обществе, особенно среди молодежи, прослеживается одобрение западной культуры, идеализация Запада. В данном контексте уместно упомянуть о представлении, закрепившимся в общественном сознании после распада СССР под названием «американской мечты» (http://thisisusa.ru). Точного определения «американской мечты» не существует, но содержание этого понятие весьма глубоко, оно объединяет представления жителей Соединенных штатов о процветающем капиталистическом будущем. «Американская мечта» подразумевает: полную свободу личности и предпринимательства; деловую репутацию и социальную мобильность, в частности процесс перехода из более низкого социального класса в более высокий; возможность самостоятельным, упорным трудом добиться высокооплачиваемой работы.

Для определения содержания представления об успехе у представителей современной молодежи в рамках данного исследования было опрошено 70 студентов Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Средний возраст респондентов - 20 лет. Большинство респондентов (42 человека) указывали на финансовое благополучие как главные компоненты успеха. Причем представительницы женского пола чаще ассоциируют успешность с богатством (25 человек), чем представители мужского пола (17 человек). По мнению 40 студентов, успех - это умение достигать поставленных перед собой целей и задач. Однако, в качестве таковых студенты подразумевают материальные блага (высокий доход, дорогостоящая машина, роскошное жилье). Для 34 опрошенных успех неразрывен с представлением о любви. Для них успешность ассоциируется с большой крепкой семьей. Счастье в личной, семейной жизни считают обязательным атрибутом успеха чаще девушки (26 человек), чем юноши (8 человек). Девушки также придают большое значение браку. В замужестве они видят основу для благополучия будущей семьи, в том числе и финансовую. Еще 30 респондентов убеждены в том, что успеху сопутствует исполнение желаний или мечты. 29 человек признают спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе одним из показателей успешности. Успешный человек, по их мнению, живет в гармонии с самим собой. Покровительство фортуны, везение, способность оказаться в нужном месте в нужное время - гарант успеха для 22 опрошенных. Меньшее число респондентов считают главными показателями успеха карьерный рост (16), творческую самореализацию (12), высокое положение в обществе (11), известность и славу (7).

Таким образом, основываясь на мнения респондентов, ведущим критерием успеха становится богатство, за тем в порядке убывания степени значимости располагаются любовь, достижение желаемого, общественное признание, везение.

33 респондента считают себя успешными людьми, несмотря на то, что их жизненная ситуация не соответствуют указанным ими же критериям. Но основанием для ощущения себя успешными для респондентов является благополучная семья, влюбленность, материальный достаток, дело, о котором всегда мечтали. 18 опрошенных не считают себя успешными людьми, причем 4 респондента «однозначно нет». Причинами этого мнения стала неразделенная любовь, проблемы в учебе и семье. 19 респондентов затруднялись ответить на данный вопрос.

Успешными респонденты считают людей, достигших желаемых целей, известных и знаменитых, о которых пишут и рассказывают в средствах массовой информации, которые являются самыми богатыми людьми или занимают верхние позиции в социальной структуре, тех, кто внес значительный вклад в мировую истории и культуру. Это политики, бизнесмены, миллиардеры, актеры, музыканты, художники, спортсмены, ученые, иконы стиля, писатели, философы, режиссеры. В числе успешных людей респонденты назвали Била Гейтса, Марка Цукерберга, Опру Уинфри, Стива Джобса, Генри Форда, Стивена Хокинга, Альберта Энштейна, Дональда Трампа, Винсента Ван Гога, Коко Шанель, Мерлин Монро, Селену Гомез, Кристиана Диора, Романа Абрамовича, Фиделя Кастро, Сергея Лаврова, Конора Макгрегора, Владимира Путина, Хиллари Клинтон, Тима Бёртона, Уолта Диснея, Стивена Спилберга, Фридриха Ницше, Эль Фаннинг, Сидхартха Мальхотра, Роберта Кийосаки, Михаила Ломоносова.

Как видно из приведенного списка, среди успешных людей больше иностранных имен, чем отечественных, что подтверждает факт влияние западной культуры на общественное мнение. В меньшинстве оказались респонденты, которые назвали успешными людьми своих родителей, родственников или друзей.

В заключение проведенного исследования отметим доминирование материального благополучия в качестве признания успешности жизненной пути современного человека. Однако, какой бы критерий не был назван в качестве лидирующего на том или ином этапе общественного развития, главным показателей успеха является его общественное призвание.

Литература

1. Андриянова Е.А., Аранович И.Ю., Финаева А.Г., Бохан И.А. Ресурсный потенциал современной семьи в социокультурном измерении. - Саратов, 2015. - 92 с.

2. Андриянова Е.А., Чернышкова Е.В. Роль мотивационной составляющей профессиональной социализации в процессе подготовки медицинских кадров / Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Омск, 2015. - №2. - С. 176-179.

3. Ермолаева Е.В., Павлова Л.А. Медицинская профессия: требования современного общества / Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, с международным участием. - М., 2013. - С. 369-375.

4. Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве / Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека: Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. - Краснодар, 2013. - С. 65-70.

5. Катрунов В.А., Засыпкина Е.В., Кузнецова М.Н., Павлова Л.А. Личность в политической жизни современного российского общества / Дыльновские чтения «Российская идентичность: состояние и перспективы»: Материалы научно-практической конференции. - Саратов, 2015. - С. 291-296.

6. Кузнецова М.Н., Гамидов А.А. Художественный образ как элемент культуры // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2016. - Т. 6. - № 5. - С. 590.

7. Кузнецова М.Н., Путинцева Л.В. Роль философии в формировании врача как гуманитарного эксперта // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2015. - Т. 5. - № 12. - С. 1790.

8. Ожегов С.И. Толковый словарь. - М., 1949.

9. Ушаков Ф.Ф. Толковый словарь. - М. 1935-1940.

10. Феноменология социальных трансформаций / Электронный ресурс: http://fst.my1.ru

11. Фокина Н.И. Экономико-этимологический словарь. - М., 1994.

Ваша оценка: Нет

Для понимания идеи успешности необходимо прояснить лингвистическое толкование ключевых понятий.

Успешность - это устойчивое качество личности, это способность генерировать успех снова и снова силой своего выбора, благодаря своим личным качествам. Успешность - категория универсальная и она касается всех главных областей человеческой жизни, например, таких как: карьера, финансы, семья, личные отношения, здоровье, отдых, хобби (увлечения). Действительно успешный человек - успешен во всём, он успевает уделить достойное внимание всем важным областям собственной жизни. Лебедева, Ю.И. Зависимость уверенности в себе от мотивации к успеху // II Региональная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Гуманитарные науки в современном обществе: педагогика, психология и социология», сборник материалов [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. - Режим доступа: http: //conf. sfu-kras.ru/conf/552/report? memb_id=1255, свободный.

Успех может считаться успехом в случае, если он имеет свидетелей, общественно признан. Как отмечает в социологическом исследовании, посвященном изучению представлений об успехе А.Ю. Согомонов, успех не может совершаться тайно. Критерий публичности вводит в круг родственных понятий известность, популярность. А.Ю. Согомонов Генеалогия успеха и неудач. [Текст] Издательство: Солтэкс Серия: Библиотека Центра социологического образования ISBN 5-94716-021-8; 2005 г.

Успешность - это так же удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели. Внимание общества и признание чьих-то достоинств. "Мои успехи в вихре света, мой модный дом и вечера." Пушкин. Толковый словарь Ушакова онлайн, http: //ushakovdictionary.ru/ [Электронный ресурс]. - URL: http: //ushakovdictionary.ru/word. php? wordid=81096

успешный мужчина образ журнал

Кроме того, как в словаре синонимов, так и во всех толковых словарях одним из определений слова успех является другое важное в культурном плане понятие - удача, привносящая значение случайности.

Близкое по смыслу успеху понятие "счастье". Представления о счастье - ключевая черта мировоззрения человека, входящая в жизненную систему его ценностей. Мечты о счастье всегда были свойственны человеку. В современном же обществе особенно ярко выражена тяга к счастью-успеху.

Впервые слово "успех" встречается в библейской первой книге Моисея описывающей события архаического времени 2 - 3 тыс. до н.э., и связано с личностью Иосифа. "И увидел господин его Египтянин, что Господь с ним Иосифом и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех". Здесь успех присутствует как качество данное Богом действиям избранного человека, и является согласующимся с основным теологическим принципом "Все от Бога".

Христианский поворот миропонимания в средние века обусловил новый взгляд на явление успеха. Теперь жизнь полная благополучия, счастья, славы расценивается проявлением бесовской гордыни. "Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Матф. 19: 23,24) - так звучит из уст Иисуса ставшая распространенной в эпоху средневековья фраза из Нового завета.

Протестантская реформа, начатая М. Лютером в Европе, открыла другое понимание категории успеха которого не было ни в античности, ни в католицизме. Теперь этот феномен к получению жизненных благ одними людьми на фоне других приобрел религиозно-буржуазную окраску, будучи понятым как индивидуальная избранность перед лицом Всевышнего. Желание быть избранным привело людей к активным трудовым усилиям в своей профессии, самостоятельности. В.А. Каюков - КАТЕГОРИЯ УСПЕХА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ЭКСКУРС. (Опубликовано в журнале "Психология и Психотехника", №2-2011) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.nbpublish.com/view_post_12.html

Массовая культура проявляет гораздо большую активность в пропаганде концепта успеха. В настоящее время в печати активно появляются книги о различных видах достижения успеха в повседневной жизни: "1001 путь к успеху", "Алхимия успеха", "Астроуспех", "Психология успеха", "Страсть к успеху", "Язык успеха".

Самый большой "тормоз" в достижении успеха оказывается субъективным фактором. Собственная неорганизованность, неграмотность, личные страхи перед неизвестностью, комплексы и неуверенность являются знаками неудачи. Помочь в организации и достижении собственного внешнего, согласующегося с внутренним порядком успеха, могут, по мнению вышеперечисленных авторов, основные (базовые) правила-установки с которыми надо часто соотносить все свои действия.

К успеху ведет:

1) большое желание,

2) ясная цель,

3) четкий план действий,

4) позитивное отношение к окружающему миру,

5) вера в личный успех,

6) максимально лучшее образование,

7) уверенность в себе.

Эта композиция слагаемых успеха в той или иной мере, с некоторыми дополнениями и изменениями является довольно стойкой и популярной.

Все данные установки субъект может воплотить в реальном мире с помощью своего труда, воспитать в себе, наработать временем. Единственное, что не зависит от личных усилий - это большое желание, любовь к какому либо делу, или деятельности. Это стремление дается человеку природой. Человек ориентированный на успех не будет пытаться добиваться признания в сфере, к которой у него нет никаких желаний, ибо это естественным образом вызовет внутренний диссонанс, и приведет к разладу внутреннего "Я". Таким образом, первая установка "большое желание" - это связующее звено внешнего успеха и внутреннего субъективного удовлетворения от приложенных действий и выбора путей к достижению объективного успеха.

Интересно рассмотреть категорию успешности в русских народных сказках. Фактически любая сказка делает колоссальный акцент на внешних данных героев и героинь. Так, в сказках девочка с плохой внешностью априори не может быть хорошей хозяйкой и жить "долго и счастливо". Т.е. внешность выставляется как залог успеха или неуспеха личности.

Во многих сказках главный герой предстает бездельником, который с утра до ночи лежит на печи в ожидании свершения своего героического поступка, который из бездельника делает персонажа героем, успешным человеком, с присущими ему качествами: отважность, доброта, самоотверженность, любовь, сострадание, мудрость, вера в добро и т.п.

В старинных русских сказках нет упоминания об образовании героев, т.е. их успешность складывается из личных качеств, помощи друзей и удачному стечению обстоятельств.

В период 30-40-х годов можно выделить 1) - общепринятый образ успешного человека и 2) - образ успешного человека в современном понимании.

Общепринятым являлся образ труженика, рядового человека, работника производства. Внешне он ничем не выделялся из общей массы, но отвечал всем необходимым качествам на производстве. Так, на обложках журналов мы, естественно, не встречаем сегодняшних пестрых модниц, а видим "простую русскую женщину". Почему именно этот образ можно соотнести с успешным? Потому что хорошего работника, выделяющегося личностными качествами и не отличающегося внешностью, действительно, считали успешным человеком.

Сквозь призму современного понимания, успешными можно было бы назвать выдающихся людей того времени, как, например, Вавилова И.Н. Такие люди обладали запасом прочности, отличались лидерскими качествами и успехами в каких-либо конкретных видах деятельности. Внешне они практически не выделялись, но главное отличие от общепринятого образа успешного человека как обычного рабочего - это определенная толика публичности и более высокий достаток. Причем этот достаток не афишировался, но такие люди, на сегодняшний взгляд, являлись более успешными нежели "успешный" рабочий класс.

В период 40-50-х годов приоритеты практически не меняются, но к успешным людям причисляются люди, отличившиеся на войне. Безусловно, статус "успешного человека" можно причислить маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову. Во-первых, он маршал. А высокое звание и по сей день отличает успешных в какой-либо сфере людей. Недаром многим людям для самопризнания успешности необходимо формальное подтверждение в виде разных грамот, медалей, званий и т.п.

Для советских людей, несомненно, одним из самых успешных людей является Иосиф Виссарионович Сталин. Он ставился в пример. Говоря об образе успешного человека в советском обществе, необходимо делать поправку на выдающихся личностей, потому что они как никто другие формировали образ успешности, утверждали те или иные качества, необходимые успешному человеку. Всё, что не совпадало, исключалось и, соответственно, в образ успешного человека того времени не включалось и вообще включаться не могло.

Интересен тот факт, что общий образ успешного человека советского времени не всегда находит отклик в современном обществе, но фигура самого Сталина до сих пор является успешной. Не случайно ведь он практически стал "именем России".

Постепенно, помимо публичной и производственной сферы прибавилась также спортивная область. Спорт активно пропагандировался. И поэтому успешный человек непременно занимается спортом. Для спортсменов даже есть некоторые послабления во внешнем виде, которые не портят их общепринятый успешный образ советской эпохи.

В 60-70-е гг. продолжается следование здоровому образу жизни, и спортивность является одним из показателей успешности. Образ успешного человека, наряду со строителями коммунизма и социализма, дополняется образами "героев": мужественных людей, совершивших определенные подвиги "во имя и на благо СССР". К таким людям, несомненно, можно причислить Юрия Алексеевича Гагарина.

С позиции современного человека он является успешным человеком также. Хотя современные космонавты уже не так однозначно вписываются в понятие об успешности человека. Во всяком случае, не так явно, и они в большинстве случаев не обладают даже малой частью престижа первого космонавта.

80-90-е годы еще сохраняют своё значение особые качества советского человека, которыми должен обладать человек, чтобы быть в обойме успешных. Но внешне заметны изменения. Также изменяется отношение ко многим инакомыслящим, а соответственно некоторые из них выходят из рамок "неугодных" и благополучно занимают место успешных людей. Ярким примером является Александр Исаевич Солженицын, который в 1994 году вернулся в Россию. Сегодня мы можем назвать его успешным человеком. Ведь, несмотря на сложную судьбу, он добился определенных успехов на литературном поприще.

Особенностью современного времени и переходного к нему периода 80-90-х годов является выделение креативности как качества присущего успешному человеку. Думая иначе, человек обладает возможностью продвижения по карьерной лестнице, выделения внешне и т.д.

К успешным людям 90-х относятся олигархи. В 90-х олигархи состоялись как успешные предприниматели, которые, начиная фактически с нуля, вскоре разбогатели за счет коррупционных схем и личных связей, в том числе, в правительственных кругах.

Внешность и окружающие вещи в 2000-2009-е гг. становятся значительным показателем успешности человека. Дорогая машина, брендовая одежда и пр. указывают на статус человека, и часто не имеет особой разницы, является ли эта успешность реальной или лишь показной. Главенствует именно образ-представление об успешном человеке. Особое место занимает достаток и публичность.

Образ успешного человека - динамичное понятие, складывающееся из многих факторов, поэтому, рассматривая его, необходимо учитывать разные точки зрения, как в одном времени, так и в разные времена.

Образ, прежде всего, включает в себя субъективную картину мира, самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Другими словами, невозможно определить точно обозначенный образ успешного человека, он всегда будет немного расплывчатым, приблизительным. Потому что базируется на основе мнений, суждений и представлений многих людей. Успешный человек с точки зрения одного времени может казаться совсем неуспешным с другой позиции. Федорченко С. Образы успешного человека советского и современного общества, эссе, [Электронный ресурс]. - URL: http: //fst. my1.ru/publ/ehsse/obrazy_uspeshnogo_cheloveka_sovetskogo_i_sovremennogo_obshhestva/1-1-0-34

Современный успешный человек.

Успешный человек - человек, успешно достигающий своих целей, ощущающий это сам и имеющий в этом признание окружающих. Все мужчины единогласно под успехом понимают достижение поставленных целей.

Тема успешности достаточно актуальна в современном российском обществе. Это связано с демократическим устройством страны, наличием свободной конкуренции, которые создают возможность проявить себя каждому человеку. При этом человека, достигшего высокого социального статуса в обществе, материальной обеспеченности и ставшего знаменитым называют успешным.

По-настоящему успешный мужчины - это тот, кто находится в гармонии с собой, чувствует себя счастливым, достигает своих целей, но при этом не разрушает свою личность. Он не жертвует ради успеха какими-то значимыми внутренними принципами. Если человек находится в ладу с самим собой, с миром, с истинными устремлениями своей души, и при этом умеет быть эффективным и результативным, что и отражается и на его финансовом положении, то это - успех. Именно в этом смысле можно сказать: успех = богатство. Если рассматривать под успехом только деньги и достижение определенного социального статуса, то далеко не каждый "денежный" мужчина в нашем окружении является успешным. Нередко у него наблюдаются проблемы по другим "статьям жизни" - здоровье, отношения с окружающими, напряжения на работе, алкоголизация и прочее-прочее. Это не может относиться к показателям успеха.

Современные средства массовой информации часто составляют рейтинги успешных людей. Однако, термин "успешность" понимается каждым человеком субъективно, наделяя его тем или иным смыслом. Для кого-то быть успешным - значит реализовать себя в профессиональной деятельности, кто-то не представляет себя успешным без наличия семьи. И все же большинство из нас, говоря об успешном человеке, подразумевают под этим сходные качества.

Способности, умения и привычки успешного человека:

1. Эффективное мышление, умение учиться, привычка развиваться.

2. Уверенное поведение, умение быть лидером,

3. Привычка быть энергичным и склонность к здоровому образу жизни,

4. Умение и привычка ставить цели,

5. Нацеленность на результат, привычка планировать,

6. Позитив, конструктив, склонность к сотрудничеству,

7. Ответственность, дисциплина,

8. Умение быть ярким, артистизм, харизма.

Содержание образа успешного человека отличается характеристиками, свойственными в большей степени успешному мужчине, чем успешной женщине. Среди них: верность, постоянство, безупречная репутация, холодность, спокойствие, стремление к власти и, вместе с тем, к согласию и доверию, особое место в его жизнедеятельности занимает семья и любовь, его роль супруга и родителя. Категориальная структура образа успешного человека представлена факторами: конкурентоспособный, дружелюбный, стремительный, счастливый, уверенный. В их представлениях успех - это способ избежать проблем, найти выход, освободиться, расслабиться; причем большое значение приобретает не процесс, а результат. Успешный человек в сознании мужчин отличается особенностями: благополучный, рассудительный, серьезный, творческий и покоряющий. В.С. Атюнина, Психологические детерминанты формирования образа успешного человека г. Хабаровск К. псх. н., доцент кафедры «Психология" ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.rusnauka.com/3_SND_2010/Psihologia/58344. doc. htm

В понимании многих наших сограждан слово "успех" можно определить цитатой из замечательного пластилинового мультика: "Очень я это богатство люблю и уважаю". В длинном списке можно было отметить несколько пунктов, но чаще всего (в 15% случаев) россияне указывали именно на "золотые сундуки": успех - это в первую очередь хорошо зарабатывать, быть богатым, состоятельным.

По мнению 12% россиян, быть успешным - это значит достигать поставленных целей. Еще 11% опрошенных говорили, что успешный человек - тот, кто занимается любимым делом. РГ, Россиян спросили про успех Екатерина Добрынина 25. 01.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.rg.ru/2013/01/25/uspeh-site.html

Понятие "успешный" неотделимо от понятия "деловой".

1. Относящийся к общественной, служебной деятельности, к работе.

2. Знающий дело, толковый, дельный. Ожегов, С. И.; Шведова, Н. Ю.: Толковый словарь русского языка 1995 г.; М.: АЗЪ

Деловые люди - необыкновенно смелые и в то же время интеллектуально развитые. Конечно, деловой человек должен быть здоровым, физически развитым. Деловой человек обязан владеть собой, умело управлять подчиненными, толково выбирать себе команду, уметь оценивать и соратников, и конкурентов по достоинству.

Так же, интересно рассмотреть понятие "имидж", которое является частью образа успешного человека.

Имидж - искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Имидж человека - это впечатление, образ, который он создает в глазах других людей. Имидж - это визитная карточка человека, создаваемая им для других, это наше публичное "я”.

Понятие "имидж" происходит от английского слова "image" - "образ", "представление", и очень точно отображает его значение. Имидж - это не то, кем человек является на самом деле, не сумма его настоящих личностных качеств, а образ, картинка, которая создается в восприятии этого человека у окружающих его людей. Как правило, имидж человека разительно отличается от самой личности.

В последние время вопрос формирования имиджа приобрел огромное значение. И это понятно, ведь та часть нас, которую мы демонстрируем и выставляем напоказ, оказывает немалое влияние на большую часть нашего окружения. Поэтому правильный подход к формированию собственного имиджа, есть залогом успеха многих мероприятий. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии

Доклад академика АИМ А.Ю. Панасюка на открытом заседании президиума Академии имиджелогии 26 марта 2004 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //academim.org/art/pan1_2.html

Понятно, что проблема создания имиджа особенно важна и актуальна для людей определенного рода деятельности, например для политиков, руководителей, директоров компаний, бизнесменов, представителей шоу-бизнеса. Потому что чем шире круг людей, с которыми человеку приходится иметь дело, чем масштабнее уровень стоящих перед ним задач, тем важнее впечатление которое складывается о нем. НО, тем не менее, имидж важен для любого человека.