Много ли человеку надо. Психологический и духовный аспекты необходимого минимума для жизни

Приехала из города старшая сестра к меньшей в деревню. Старшая за купцом была в городе, а меньшая за мужиком в деревне. Пьют чай сестры, разговаривают. Стала старшая сестра чваниться - свою жизнь в городе выхвалять: как она в городе просторно и чисто живет и ходит, как она детей наряжает, как она сладко ест и пьет и как на катанья, гулянья и в театры ездит.

Обидно стало меньшей сестре, и стала она купеческую жизнь унижать, а свою крестьянскую возвышать.

Не променяю я, - говорит, - своего житья на твое. Даром что серо живем, да страху не знаем. Вы и почище живете, да либо много наторгуете, либо вовсе проторгуетесь. И пословица живет: барышу наклад - большой брат. Бывает и то: нынче богат, а завтра под окнами находишься. А наше мужицкое дело вернее: у мужика живот тонок, да долог, богаты не будем, да сыты будем.

Стала старшая сестра говорить:

Сытость-то какая - со свиньями да с телятами! Ни убранства, ни обращенья! Как ни трудись твой хозяин, как живете в навозе, так и помрете, и детям то же будет.

А что ж, - говорит меньшая, - наше дело такое. Зато твердо живем, никому не кланяемся, никого не боимся. А вы в городу все в соблазнах живете; нынче хорошо, а завтра подвернется нечистый - глядь, и соблазнит хозяина твоего либо на карты, либо на вино, либо на кралю какую. И пойдет все прахом. Разве не бывает?

Слушал Пахом - хозяин - на печи, что бабы балакают.

Правда это, - говорит, - истинная. Как наш брат сызмальства ее, землю-матушку, переворачивает, так дурь-то в голову и не пойдет. Одно горе - земли мало! А будь земли вволю, так я никого, и самого черта, не боюсь!

Отпили бабы чай, побалакали еще об нарядах, убрали посуду, полегли спать.

А черт за печкой сидел, все слышал. Обрадовался он, что крестьянская жена на похвальбу мужа навела: похваляется, что, была б у него земля, его и черт не возьмет.

«Ладно, думает, поспорим мы с тобой; я тебе земли много дам. Землей тебя и возьму».

Что такое счастье? Сможете ли вы сразу, не задумываясь, ответить на этот вопрос? В разные времена мерилом счастья были разные вещи и понятия. Сейчас более половины моих сограждан, согласно статистике (хитрая наука!), меряют счастье количеством денег. «Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья?» Помните ответ Балаганова? «Сто рублей!» В наше время сумма возросла, а счастья так и нет?

Совсем недавно сделала такое «открытие» для себя: многие люди считают, что они – внимание! – не достойны счастья. Что они что-то делают плохо, что-то не делают, что надо бы… И потому счастья им не видать. Добровольный мазохизм. Поистине, мы то, что о себе думаем. Таким людям судьба будет подкидывать многочисленные подарки, но они даже возможность изменить свою жизнь воспримут как очередное тяжкое испытание, пройдут мимо – и так и не позволят себе быть счастливыми. Есть такие люди в вашем окружении?

Много ли человеку нужно для счастья? И в чем же оно все-таки измеряется? В деньгах? Как говорил великий поэт А.С. Пушкин: «В наш век жестокий без денег и свободы нет». Понятно, что не в деньгах счастье… Юмористы тут же добавили – «а в их количестве». Счастье и богатство в народной мудрости часто идут рука об руку. Очевидно, что, не имея крыши над головой и куска хлеба для трапезы, трудно мечтать о большом счастье. Нужно первичные физиологические потребности удовлетворять. Но как тут ни вспомнить русскую пословицу – «Не приходом люди богатеют, а расходом».

Счастье в любви? Да, если Любовь с большой буквы и не к конкретному человеку, а ко всему сущему на Земле. Кто достиг такой Любви? Влюбленность и страсть – две спутницы любви мужчины и женщины уходят, уступая место либо равнодушию и привычке, либо глубокому и чистому чувству.

В чем же измеряется счастье? И можно ли его чем-то измерить? В старом добром фильме «Доживём до понедельника» старшеклассники тоже пытались дать определение этому глубочайшему процессу. «Счастье – это когда тебя понимают...» Другие скажут – когда все здоровы. Третьи – когда нет войны. Есть любовь. Благополучие. Деньги. Каждый понимает счастье по-своему.

Для меня счастье – это глубокое внутреннее состояние гармонии, внутреннего комфорта. Когда величайший судья – моя совесть – всем довольна. Когда есть смысл в жизни, когда я занимаюсь делом осознанно. И дело это приносит мне огромную радость и удовольствие. Когда живы и здоровы все мои родные и близкие. Когда в семье живут мир и уважение. Когда мы вместе в горе и радости. Когда не страдают люди вокруг меня.

Что же можно сделать для первого шага к своему счастью? Перестать заниматься самоедством. Понять свою миссию. Найти только свое дело и стать в нем настоящим профессионалом. Перестать беспокоиться по пустякам. А еще мне очень помогают занятия спортом в достижении внутренней гармонии. Спортом – это очень громко сказано. Бассейн, утренняя зарядка, массаж и глубокие медитации. Именно в самом процессе постижения своего «Я» и находится та самая внутренняя грань глубокого понимания своего предназначения. Тревоги и печали уходят. На их место приходит мудрая деятельность по самосовершенствованию. И понимание того, что нет идеала, нет абсолюта, есть путь к нему. И он бесконечен.

При занятии физическими упражнениями выделяется природный витамин счастья – эндорфин. Усталость после занятий приятная, заслуженная. В голову приходят интересные мысли, меняется качество жизни. Разве это не счастье?

Еще один путь к собственному счастью – помощь другим. Забота о слабых, тех, кто нуждается в твоем сострадании и понимании, помогает повысить самооценку и найти смысл жизни. С юности волонтеры внушали мне какое-то благоговейное уважение. Зачем люди занимаются этим? Ведь им ничего не платят. Проявляя со участие и со страдание, они выполняют свою великую миссию. Помоги ближнему… Как часто мы забывает об этой библейской истине! Не нужно даже далеко ходить – рядом с нами живут те, кому нужна наша помощь. Помогать сложно, трудно, но именно в этом и проявляется наша гражданская позиция, осознанная и конкретная. Можно долго и красиво говорить о необходимости помогать и сострадать, а можно просто проведать больного, тихо посидеть возле его кровати. Или накормить голодного. Принести лекарства. Даже просто сказать тёплое, душевное слово в трудную минуту.

Что такое счастье? Сможете ли вы сразу, не задумываясь, ответить на этот вопрос? В разные времена мерилом счастья были разные вещи и понятия. Сейчас более половины моих сограждан, согласно статистике (хитрая наука!), меряют счастье количеством денег. «Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья?» Помните ответ Балаганова? «Сто рублей!» В наше время сумма возросла, а счастья так и нет?

Разговоры

Совсем недавно сделала такое «открытие» для себя: многие люди считают, что они — внимание! — не достойны счастья. Что они что-то делают плохо, что-то не делают, что надо бы… И потому счастья им не видать. Добровольный мазохизм. Поистине, мы то, что о себе думаем. Таким людям судьба будет подкидывать многочисленные подарки, но они даже возможность изменить свою жизнь воспримут как очередное тяжкое испытание, пройдут мимо — и так и не позволят себе быть счастливыми. Есть такие люди в вашем окружении?

Много ли человеку нужно для счастья? И в чем же оно все-таки измеряется? В деньгах? Как говорил великий поэт А. С. Пушкин: «В наш век жестокий без денег и свободы нет». Понятно, что не в деньгах счастье… Юмористы тут же добавили — «а в их количестве». Счастье и богатство в народной мудрости часто идут рука об руку. Очевидно, что, не имея крыши над головой и куска хлеба для трапезы, трудно мечтать о большом счастье. Нужно первичные физиологические потребности удовлетворять. Но как тут ни вспомнить русскую пословицу — «Не приходом люди богатеют, а расходом».

Счастье в любви? Да, если Любовь с большой буквы и не к конкретному человеку, а ко всему сущему на Земле. Кто достиг такой Любви? Влюбленность и страсть — две спутницы любви мужчины и женщины уходят, уступая место либо равнодушию и привычке, либо глубокому и чистому чувству.

В чем же измеряется счастье? И можно ли его чем-то измерить? В старом добром фильме «Доживём до понедельника» старшеклассники тоже пытались дать определение этому глубочайшему процессу. «Счастье — это когда тебя понимают…» Другие скажут — когда все здоровы. Третьи — когда нет войны. Есть любовь. Благополучие. Деньги. Каждый понимает счастье по-своему.

Для меня счастье — это глубокое внутреннее состояние гармонии, внутреннего комфорта. Когда величайший судья — моя совесть — всем довольна. Когда есть смысл в жизни, когда я занимаюсь делом осознанно. И дело это приносит мне огромную радость и удовольствие. Когда живы и здоровы все мои родные и близкие. Когда в семье живут мир и уважение. Когда мы вместе в горе и радости. Когда не страдают люди вокруг меня.

Что же можно сделать для первого шага к своему счастью? Перестать заниматься самоедством. Понять свою миссию. Найти только свое дело и стать в нем настоящим профессионалом. Перестать беспокоиться по пустякам. А еще мне очень помогают занятия спортом в достижении внутренней гармонии. Спортом — это очень громко сказано. Бассейн, утренняя зарядка, массаж и глубокие медитации. Именно в самом процессе постижения своего «Я» и находится та самая внутренняя грань глубокого понимания своего предназначения. Тревоги и печали уходят. На их место приходит мудрая деятельность по самосовершенствованию. И понимание того, что нет идеала, нет абсолюта, есть путь к нему. И он бесконечен.

При занятии физическими упражнениями выделяется природный витамин счастья — эндорфин. Усталость после занятий приятная, заслуженная. В голову приходят интересные мысли, меняется качество жизни. Разве это не счастье?

Еще один путь к собственному счастью — помощь другим. Забота о слабых, тех, кто нуждается в твоем сострадании и понимании, помогает повысить самооценку и найти смысл жизни. С юности волонтеры внушали мне какое-то благоговейное уважение. Зачем люди занимаются этим? Ведь им ничего не платят. Проявляя соучастие и сострадание, они выполняют свою великую миссию. Помоги ближнему… Как часто мы забывает об этой библейской истине! Не нужно даже далеко ходить — рядом с нами живут те, кому нужна наша помощь. Помогать сложно, трудно, но именно в этом и проявляется наша гражданская позиция, осознанная и конкретная. Можно долго и красиво говорить о необходимости помогать и сострадать, а можно просто проведать больного, тихо посидеть возле его кровати. Или накормить голодного. Принести лекарства. Даже просто сказать тёплое, душевное слово в трудную минуту.

Вряд ли в объеме одной статьи можно дать четкое определение счастью. Эта статья — скорее, мысли вслух. Размышление на вечную тему. У каждого счастье своё!

Что для счастья нужно вам?

Много ли человеку надо?

Простой вопрос, но не каждый ответит на него однозначно. У каждого человека в течение жизни ценности и приоритеты меняются. У только что родившегося младенца - ценность одна – это мама, которая его родила и заботится о нем. Все связано только с ней.

У подрастающего ребенка ценности меняются с каждым годом, и каждый день приобретаются все новые. Постепенно формируется личность, развиваются и закрепляются качества личности. Формируются жизненные принципы, складывается система жизненных ценностей. Закладываются моральные и нравственные нормы поведения в обществе. Складываются потребности и находятся способы удовлетворения этих потребностей. И чем взрослее становится ребенок, тем больше расширяется круг его потребностей.

Растущие потребности – вот камень преткновения современного человека. Это уже давно стало одной из глобальных проблем человечества. Об этом говорит и обществознание, изучаемое в школе – проблема истощения ресурсов, которая напрямую связана с растущим потреблением.

И это не пустые слова. Глобальных проблем стало настолько много и угроза их настолько реальна, что появилась отдельная дисциплина, чтобы их изучать, исследовать и решать. Всем этим занимается пока еще не наука, а научное направление – глобалистика. Как самостоятельное направление глобалистика обозначила себя в конце 60-х годов XX века и теперь усиленно ищет причины возникновения глобальных проблем и способы их устранения. И, наверное, в скором времени ученые-глобалисты скажут, что нужно делать людям, чтобы нормально жить сейчас и как оставить хотя бы что-то полезное после себя.

А на сегодня даже невооруженным глазом видно, что проблема излишнего потребления бросается в глаза. Стоит только обратить внимание на людей в супермаркете или на рынке, к примеру. В супермаркете очень интересно краем глаза посмотреть, что положено в корзину или тележку у стоящего рядом человека. Вот тут сразу понятно, что без чипсов, шоколадок, зефира, майонеза и т.д. мы обойтись никак не можем.

А что должно лежать в корзине умеренного потребителя? А все то, что нам положили статистики в «минимальную потребительскую корзину».

Что туда входит? А самый что ни на есть необходимый набор продуктов, которые действительно нужны человеку, чтобы нормально питаться.

К примеру, в потребительскую корзину 2012 года входили хлебные продукты, в том числе макаронные изделия, крупы, бобовые, картофель, овощи и бахчевые, фрукты, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молочные продукты, яйца, масло растительное, сливочное, маргарин, соль, чай, специи и другие продукты.

В корзине 2014 и 15 года ничего не изменилось, кроме ее стоимости, естественно, в большую сторону.

С такими несложными выводами согласятся, наверное, и диетологи. У них работы прибавилось за последние десятилетия.

И самое время задать вопрос: а почему потребности стали такими неумеренными и быстро растущими? Ведь если кинуть взгляд назад, то увидим, что даже еще наши бабушки и дедушки не были такими избалованными ни в еде, ни в одежде, ни в приборах бытового пользования, ни в технике и т.д.

Также можно подумать о том, что люди, которые посвятили себя служению Богу, живущие в монастырях, строго соблюдают все посты и довольно скромно питаются. Они не ездят на дорогих иномарках, не пользуются блендерами, не выбирают одежду в дорогих бутиках. И что они при этой простоте хуже себя чувствуют или хуже живут? Вовсе нет. У них нет никаких мирских проблем и в отличие от обыкновенного человека, есть свободное время для того, чтобы уделять время своей душе.

Нехватка времени – больная тема каждого современного человека. Но она опять же связана с неуемно растущими потребностями. Чем больше человеку надо материальных благ, тем больше приходится работать или искать другие способы получения этих благ. А не проще ли остановиться и провести анализ своих потребностей?


Почему надо ездить именно на дорогой иномарке вместо простой отечественной «Лады»? Потому что престижнее и удобнее? Почему надо идти в дорогой магазин и купить одежду зарубежного бренда вместо любой другой модели отечественной фабрики, которая на порядок доступнее? Потому что зарубежная одежда качественнее? Только поэтому? А к чему покупать импортную пекинскую капусту вместо отечественной белокочанной? Что пекинская вкуснее и полезнее?

Вопросов себе задавать можно много и, наконец, разобраться в своих потребностях. И чем быстрее каждый человек выведет для себя единственно правильную формулу соответствия материальных и духовных благ, тем быстрее исчезнут глобальные проблемы человечества.

Все это звучит как-то банально, но материальные потребности давно спорят с духовными. И неизвестно, кто в этом споре победит: душа или тело.

Александр Галич: полная биография Аронов Михаил

«Много ли человеку надо?!»

«Много ли человеку надо?!»

В 1902 году Максим Горький написал пьесу «На дне», в которой один из главных героев по фамилии Бубнов произносил такие слова: «Эх, братцы! Много ли человеку надо? Вот я выпил и рад!» Через 55 лет Галич позаимствует этот вопрос и сделает его заголовком своей собственной пьесы. Разумеется, ответ на него будет выглядеть иначе, а точнее - даже будет два ответа.

Главный герой пьесы Галича, продавец Александр Башашкин, в прошлом был незаслуженно обижен своими коллегами по магазину и теперь испытывает недоверие к людям, не в силах простить причиненную ему несправедливость. Он уехал из Москвы вместе со своей дочерью и поселился в маленьком городке, устроившись на должность ресторатора музыкальной мастерской. Через некоторое время, по настойчивому совету старого опытного продавца Василия Чагина, Башашкина приглашают на должность заведующего музыкальным отделом магазина, в котором он до этого работал. Получив телеграмму, Башашкин обрадовался, так как соскучился по своей работе, но по-прежнему мучается от недоверия к людям и, кроме своей обиды, ничего больше не видит. Когда он приехал в Москву, Чагин заметил это и попенял ему на напускную небрежность в одежде и на увлечение ролью несчастного. Постепенно в новом коллективе Башашкин отогрелся душой, освободился от всего наносного и начал чувствовать себя нужным человеком.

Итак, первый ответ на вопрос: «Много ли человеку надо?» - очевиден: человеческое внимание и тепло. А второй ответ связан с дочерью Башашкина, которой директор магазина достает билет на Кремлевский бал. Здесь перед нами явно возникает вариация на тему сказки о Золушке и доброй фее. Однако, в отличие от сказки, советская девушка не может пойти на бал, так как у нее нет нарядов. Да и сам Башашкин вначале предстает небритым, в зеленом плаще, плохо сшитом костюме и сапогах. Очаровательные продавщицы, воспитанно улыбаясь, потешаются над его фигурой: «Вот чучело-то!», а когда Башашкин выходит в новом костюме, вдобавок побывав у парикмахера, те же продавщицы восклицают: «Какой мужчина!»

После этого Башашкин решает одеть свою дочь, и начинается торжественный поход по универмагу. Молоденькие феи из разных отделов магазина облачают девушку в ослепительные наряды, но у «современной» Золушки нет денег, и она вынуждена отказаться от нарядов, хотя все ее уговаривают и даже скидываются деньгами, говоря, что когда ее отец заступит на прежнее рабочее место, то все вернет. Однако элегантный Башашкин неожиданно достает из кармана собственные деньги и расплачивается за все наряды. Сказка состоялась!

Так выглядела постановка пьесы в 1959 году в Театре Вахтангова, сделанная Юрием Любимовым, у которого это был первый режиссерский опыт. (Заметим, что фамилии главных персонажей - Чагина и Башашкина - Галич перенес сюда из своей более ранней пьесы «Ходоки», 1951).

В рецензии на спектакль Феликс Светов отмечал, что ответ на вопрос, присутствующий в заглавии пьесы, слишком конкретен: «Да, человеку надо много, и прежде всего хороший костюм… Да, современные туфли на каучуке лучше “посконных” кирзовых сапог, костюм, сшитый у хорошего портного, лучше “москвошвеевского”, работать в “приличном” месте в столице и получать много денег лучше, чем работать в глухой провинции бог знает кем и получать денег мало, - лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным! Спектакль звучит вдохновенным гимном респектабельности, “просперити”, воспринимается блистательной рекламой универсального магазина».

Эти настроения Галича становятся понятными, если вспомнить время написания пьесы: 1957 год - то есть самое начало «оттепели», когда людям только-только дали вздохнуть. В этом году в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, где проходили в том числе и показы мод, производившие на советских людей, десятилетия лишенных многих красок жизни, ошеломляющее впечатление.

После премьеры спектакля в Вахтанговском театре за кулисами сцены состоялась беседа, в которой приняли участие актеры, занятые в постановке, а также завсекцией женского готового платья ЦУМа В. Мамаев, продавщицы универмага «Детский мир» и многие другие. Мамаев похвалил пьесу и отметил ее достоинства: «Это хорошо, что и автор пьесы, и коллектив театра обратились в своем творчестве к торговым будням. В комедии довольно верно подмечены характерные детали из нашей жизни. Таких людей, как Башашкин, людей, знающих и любящих свое дело, в советской торговле - тысячи. Есть еще и такие “деятели”, как заведующий музыкальным отделом Калашников, человек без души и совести». Сам Галич также принимал участие в этой беседе: «Я давно вынашивал идею показать, какую большую работу выполняют ежечасно, каждодневно представители скромной и незаметной торговой профессии. Ведь это они, если только трудятся честно и добросовестно (а большинство именно такие), доставляют советским людям радость, создают у них хорошее настроение», - такая информация содержится в рецензии на спектакль «О наших товарищах» в газете «Советская торговля» за 16 июня 1959 года. Завершается она так: «В заключение А. Галич выразил пожелание, чтобы торговые работники, посмотревшие пьесу, своими советами и замечаниями помогли театру и автору в дальнейшей работе над спектаклем».

На премьеру спектакля Галич пригласил своих друзей Анатолия и Галину Аграновских. Надписал им и их маленьким детям театральную программку: «Дорогим моим, любимым друзьям Галочке, Толеньке, Алеше и Антоше - в день премьеры нежно и с любовью - Галич. 13 июня 1959 г.»

Галина Аграновская свидетельствует о грандиозном успехе спектакля: «Очень все славно: постановка, актеры. После премьеры банкет в ресторане ВТО. Кого только не было на том банкете, весь цвет театральной Москвы. Поздравляли с успехом, желали дальнейших. Счастливые старшие Райкины принимают поздравления - дочка сыграла прекрасно!» Однако сам режиссер, Юрий Любимов, оценивал художественные достоинства пьесы крайне низко: «В Вахтанговском театре я поставил очень неудачную пьесу Галича - я там много чего навыдумывал, но по содержанию спектакль был ерундовый. В нем дочка Райкина играла, играла Люся Целиковская, моя первая жена…» В другом интервью он сказал об этом так: «…я с детства очень хорошо знал Сашу… Мой первый режиссерский опыт был, когда Саша написал какую-то скверную пьесу, а я пытался ее поставить. Но с его песнями у меня как-то не сложилось в театре. С Булатом Окуджавой больше сложилось, хотя мы дружили с Галичем десятилетиями…»

Более того, и сам Галич спустя восемь лет признал правоту режиссера. Сохранилась уникальная фонограмма, на которой Галич поздравляет с пятидесятилетием Любимова (он родился 30 сентября 1917 года) и поет песню, которая никогда им больше не исполнялась и нигде не публиковалась: «Многоуважаемый Юрий Петрович! Дорогой мой Юра! Мы с тобой начинали вместе - я очень этим горжусь. Я горжусь даже тем, что мою ужасно плохую пьесу, просто невозможно плохую пьесу, ты поставил. Это была твоя первая постановка самостоятельная, и она, честно говоря, была тоже не слишком удачная. Но, в общем, с тех пор прошло очень много лет, и я надеюсь, что мы и поумнели, и кое-чему научились. Во всяком случае, ты это доказал совершенно блистательно. Вот сегодня как раз в газетах напечатано постановление партии и правительства о повышении уровня благосостояния нашего народа. Там речь идет об уменьшении налогов, о прибавке к жалованьям и так далее. И речь идет также о пенсиях военнослужащим, получившим ранения и контузии. И вот я подумал, что, знаешь, если бы подсчитать те ранения и контузии, которые получил ты и твои соратники, создававшие с тобой вместе вот этот новый Театр на Таганке, то даже непонятно, какую группу инвалидности вам следовало бы дать и какую пенсию вам назначить».

Никогда-никогда нам не выйти на пенсию,

Нам не выдадут справки о ранениях в ПУРе.

Пусть Таганка становится Красною Преснею -

Той, в которую лупят жандармские пули.

Посмеемся над дурью и опекой неловкою,

Будем делать спокойно, что совестью велено.

Пусть Таганка становится Невской Дубровкою,

Охраняющей подступы к городу Ленина.

Галич прекрасно знал, какое мощное противодействие встречает театр со стороны чиновников и что над ним постоянно висит угроза закрытия. Поэтому Галич сравнивает его сначала с Красной Пресней (восстание, поднятое рабочими этого района Москвы в 1905 году, было подавлено царскими войсками), затем с Мамаевым курганом (на этом месте во время Сталинградской битвы 1942–1943 годов шли наиболее жестокие бои, завершившиеся победой советских войск), далее с Курской дугой (тоже знаменитое сражение 1943 года) и, наконец, с Невской Дубровкой (в районе этого поселка располагался плацдарм, с которого удалось осуществить прорыв блокады Ленинграда).

Вскоре после премьеры спектакля «Много ли человеку надо?!» была поставлена еще одна пьеса Галича, которую ожидала другая судьба.

Из книги Повесть о пережитом автора Дьяков Борис

Человек - человеку В Москве по улице Кирова шел вечером майор. Всматривался в подсвеченные номерные знаки на углах зданий. Дом № 14… Поднялся на третий этаж. Квартира № 36…Дверь открыла старушка. Боязливо отступила.- Вам кого?- Простите за беспокойство. Квартира

Из книги Ханс Кристиан Андерсен автора Грёнбек Бо

Много-много перетерпеть Разные люди помогали неопытному Андерсену в Копенгагене, некоторые увидели в нем проблески поэтического дарования; Рабек взял на себя инициативу добиться для него королевской стипендии, но организовал помощь и проследил, чтобы она принесла

Из книги Бальзак без маски автора Сиприо Пьер

МНОГО ХОРОШЕГО И МНОГО ПЛОХОГО В 1850–1851 годах проблемы творческого наследия Бальзака отступили на второй план перед угрозой ипотеки, нависшей над имуществом детей Евы Ганской в Польше.Пять месяцев спустя после смерти Бальзака Ева осознала, что напрасно поспешила

Из книги Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему автора Кипнис Соломон Ефимович

РАБОТЫ ПРОВЕЛ МНОГО, ДАЖЕ ОЧЕНЬ МНОГО Магго Петр Николаевич (1879-1941).Долго не получалось узнать, кто этот человек. Когда все-таки узнал, то сразу стали понятны и трудности поиска.Магго - один из команды исполнителей смертных приговоров. Проще говоря - палач.Информация о

Из книги Сергей Параджанов автора Загребельный Михаил Павлович

«Не надо просить. Не надо унижаться!» 1978–1990 Один из крупнейших знатоков жизни и творчества Параджанова Г. Карапетян расследовал причины пятнадцатилетнего, с конца 1960-х, молчания (хотя в родном Киеве ему запретили снимать уже после «Теней…»). В его «параджаниаде»

Из книги Ярошенко автора Порудоминский Владимир Ильич

Из книги Здесь шумят чужие города, или Великий эксперимент негативной селекции автора Носик Борис Михайлович

Много-много чудных лет Вернувшись в 1948 году во Францию, Шагал поселился сперва в Оржевале, потом на Лазурном Берегу Франции. Там-то шестидесятипятилетний художник и встретил свою новую супругу, уроженку Киева Валентину Бродскую (по-семейному Baby), вместе с которой он

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

Много-много гениев Иногда днем или ночью из открытого окна ротонды былого винного павильона доносился торжествующий крик:- Гениально! Ура! Я гений! Я гений!Чаще всего это был голос Сэма Грановского по кличке «Ковбой» или, если верить свояченице Воловика, по кличке

Из книги Я, Майя Плисецкая автора Плисецкая Майя Михайловна

Из книги «Я буду жить до старости, до славы…». Борис Корнилов автора Берггольц Ольга Федоровна

28. «Прости! Будь счастлива на много-много лет…» «Прости! Будь счастлива на много-много лет». Так путник в сумраке Альпийского ущелья Поет; на миг один озолотит веселье Дорогу трудную, и для кого поет? Поет он милую приветливую друга, - Но песни слабый звук ее коснется ль

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

68. «Не надо заглавий и вывески песне не надо…» Не надо заглавий и вывески песне не надо: Пусть вольная бродит в лесу, как весною ручей, Пусть смутная веет, как сон, неземною отрадой, Пусть будет моею и божьей, а больше ничьей… Не надо заглавий, лишь музыки, музыки

Из книги автора

106. «Как много, много их – повядших поздних роз…» Как много, много их, повядших, поздних роз, Усталых призраков померкшего былого… Как много, много их средь сумрака глухого, Невысказанных слов, невыплаканных слез… Они летят, скользят со всех концов земли, Как тени серые,

Из книги автора

Глава 28 ЧТО ЧЕЛОВЕКУ НАДО Мой дневничок пятьдесят седьмого года - одна печаль да сокрушения. До апреля пятьдесят девятого меня никуда не выпускали.Я продолжала писать то гневные, то жалостливые письма-прошения, но все они остались без ответа. Все. Все...Встречи с вождями -

Из книги автора

«Я хочу жизни - много, много…» Дневник О. Ф. Берггольц: 1928–1930 годов Публикация Н. А. Прозоровой Публикуемый дневник Ольги Федоровны Берггольц (1910–1975) посвящен началу ее поэтического пути, литературной жизни Ленинграда конца 1920-х годов, личным и творческим