Топ аграрных профессий будущего. Профессии растениеводства Профессии сельского хозяйства для детей

Счастливые люди — сытые люди. Чтобы наши холодильники были наполнены вкусными и полезными продуктами, трудятся специалисты сельского хозяйства. Интересна эта сфера? расскажет о пяти профессиях, связанных с заготовкой сырья для продуктов питания.

Агроном

Этот специалист управляет этапами выращивания зерновых культур, овощей и плодов. Следит за подготовкой к посевной и уборочной, повышает качество культур, увеличивает урожай. Специализироваться можно на зерно- или плодоовощеводстве. Отдельно стоят селекционеры, которые выводят новые сорта растений. Учат на агрономов в , или в .

Зооинженер и зоотехник

Разведение животных в промышленных масштабах — задача зоотехников. Они делятся на животноводов, птицеводов, рыболовов, пчеловодов и др. Получив необходимые знания по направлению, зооинженеры разводят животных, а зоотехники заботятся об условиях их содержания, кормлении, заготавливают сельхозпродукты: молоко, яйца, мёд, шерсть. Квалификацию зооинженер получают в , а зоотехник — в .

Землеустроитель

Техник-механик

В агропромышленном комплексе труд водителей сельскохозяйственных машин и автослесарей чрезвычайно важен. Механизаторы при помощи трактора или комбайна выполняют львиную долю работы по землеразработке, посадке, поливу и сбору продукции растениеводства. Учиться на специальности «Тесхническое обеспечение сельскохозяйственного производства» можно в , и многочисленных .


Менеджер в сельском хозяйстве

Управляют процессами в агрокомплексе сельскохозяйственные менеджеры, экономисты и маркетологи. Они планируют работу подразделений, разбираются с документацией, финансами, маркетинговыми стратегиями внутри отрасли. Также понимают агрономию, зооинженерию, землеустройство. Соответствующие знания получают в

Министр образования и науки Ольга Васильева считает, что новый цикл уроков по профессиональной навигации для старшеклассников, который начался сегодня в МИСиС и собрал более 18 тысяч школ, будет интересен школьникам и их родителям.

"Главная задача уроков - рассказать детям о тех профессиях, которые необходимы стране. Причём рассказать современным, интересным и понятным языком. Эти уроки - профессиональное ориентирование в новом формате. Я думаю, что уроки будут интересны и понятны ребятам и получат одобрение школьной и родительской аудитории", - рассказала министр.

Миллион из пробирки

Каждый из нас съедает за год 105 килограммов овощей, 88 килограммов мяса, 98 - хлеба и выпивает 270 литров молока. Где взять столько еды на всех? Как вырастить из одной малюсенькой пробирки ? Какие овощи лучше - из бабушкиного огорода или из промышленной теплицы? Зачем агрохолдингам штат пчеловодов? Какие профессии в сельском хозяйстве больше всего нужны? Об этом ученикам российских школ рассказали на Всероссийском открытом интернет-уроке "Что ты знаешь о еде?".

Этот необычный урок - часть профориентационного проекта Минобрнауки ПроеКТОриЯ. Он прошел в Центре прототипирования высокой сложности МИСиС.

Вы знаете, что такое теплицы пятого поколения и сколько там в штате шмелей? - спрашивает учеников, которые сидят в зале, директор центра Владимир Пирожков. - Пока вы думаете, хочу обратиться к тем, кто у нас на видеосвязи: проголосуйте за те профессии, которые будут самыми востребованными.

В современных теплицах нужны не только овощеводы, но и айтишники. Оказывается, промышленные теплицы сейчас - это высокотехнологичное производство. К примеру, там каждый день измеряют, как рост растений зависит от разных условий: сегодня дали чуть больше света, завтра - углекислого газа, через два дня пустили капельный полив, изменили состав подкормки. Через неделю изменили все показатели сразу. Одним словом, эксперимент идет каждый день. Машина все данные обрабатывает и анализирует.

Мы снимаем 200 показателей, 150 из них - автоматизированно. Держим для опыления тысячу шмелей. Они хорошо видят только при солнечном свете, поэтому в пасмурные дни подсвечиваем им ультрафиолетом дорогу в улей, - рассказывает председатель совета директоров одного из холдингов Дмитрий Лашин. Между прочим, он в прошлом айтишник, кандидат физико-математических наук. - Считаю, что в теплице получит серьезное развитие робототехника. Сейчас овощеводы вручную собирают каждый день 6 тысяч огурцов, а надо создать робота, которые делал бы эту работу за человека.

Кто вам сегодня больше всего нужен? - спрашивает один из выпускников.

Маркетологи. Люди пока не верят, что овощи из теплицы не хуже, чем с грядки. Но если у бабушки на огурцах завелась тля, она ее будет травить ядом. У нас это невозможно.

Зарплата маркетолога - 150 тысяч и выше. Селекционеры получают поменьше. В Тамбовской области, допустим, около 50 тысяч, зато какие перспективы!

Как вы думаете, какая яблоня для сада лучше - маленькая или большая? - На сцену выходит второй лектор - проректор Мичуринского аграрного университета Елена Симбирских. - Маленькая - карликовая или полукарликовая. 90 процентов затрат приходится на уборку урожая, а собирать урожай с невысоких яблонь проще. Еще секрет: чем плотнее схема посадок - тем выше урожай. Вопрос недалекого будущего - персонифицированное питание, им занимаются нутрициологи - ученые, которые исследуют, как в организме усваивается пища. Такие специалисты будут очень востребованы.

А можно печатать продукты на 3D принтере? - задают вопрос из зала.

Смотря какие. Мы уже выпускаем чипсы из земляники, из смородины, причем такие, которые заменяют привычные витамины. Думаю, в ближайшее время появятся, например, витаминизированные яблоки. Съел такое - получил полный дневной набор витаминов и микроэлементов, - отвечает Елена Симбирских.

В современных теплицах нужны не только овощеводы, но и айтишники, робототехники и биотехнологи. Каждый день идет эксперимент

В Тимирязевской сельхозакадемии придумали печенье из льна и знают, как вырастить миллион деревьев из одной пробирки.

И все растения из этой пробирки не заражены вирусами, а значит, долго не будут болеть, - уточняет ректор академии Галина Золина, показывая школьникам пробирку с будущими лесами. - Нам нужны инженеры, агрономы, но к каждой профессии появится приставка "исследователь".

Идет вопрос по видеосвязи. "Не получится ли так, что людей в сельском хозяйстве заменят роботы и беспилотники?" - интересуется Роман, ученик 49 школы из Ярославля.

Ему отвечает Кирилл Алифанов, представитель крупного агрохолдинга страны:

В ближайшие 50 лет - нет. Но без техники и технологий не обойтись. Смотрите, в свинокомплексе 50 тысяч свиней. Есть приборы, которые фиксируют уровень шума. Допустим, одна свинка заболела - уровень шума меняется, прибор это фиксирует, животное лечат. Еще пример: 20 процентов урожая зерна гибнет от грызунов. Что делать? Травить поле нельзя. Выручает дрон. Он летит, обнаруживает очаги скопления грызунов. Следом идет другой дрон, который целенаправленно кидает к норе яд.

По словам Кирилла Алифанова, агрохолдингам нужны агрономы, селекционеры, механизаторы, которые знают информационные технологии.

Всероссийский урок подходит к концу. На экране - итоги опроса. Школьники считают, что в самое ближайшее время исчезнут профессии доярки, пастуха и сборщика ягод. Зато будут нужны биотехнологии, агрономы, робототехники и агроинженеры.

Может, доярки и исчезнут, а вот пастухи пока очень нужны. В интернете полно объявлений из всех регионов. Зарплата - от 10 до 25 тысяч. Правда, все чаще работодатели вместо пастуха хотят принять на работу "человека, ответственного за выпас скота".

Расписание следующих Всероссийских открытых уроков

Начало занятий - в 10:00 по московскому времени.

Между тем

Похимичим?

Сибирских ученых попросили подумать, как изменить школьные программы по химии и биологии. Такие предложение сделал им вице-премьер правительства Аркадий Дворкович. Возможно, в школьную программу будут включены основы биомедицины, которая очень активно развивается сегодня и интересна подросткам. С тем, что надо менять подходы к преподаванию биологии и химии согласны в минсельхозе. Развитие биотехнологий приобретает огромное значение, но нужных знаний недостаточно.

Действительно, программы по химии и биологии в последние годы мало менялись. С биологией ситуация еще терпимая, а с химией - беда. Этот предмет считается одним из самых сложных в школе, он требует абстрактного мышления и хороших знаний по физике и математике. Плюс дорогостоящее лабораторное оборудование. Учебники многим школьникам кажутся слишком трудными. Но парадокс - ЕГЭ по химии ученики сдают очень хорошо. Это объясняется просто. В классе остается пять-шесть учеников, которым по зубам этот предмет, учитель кидает на них все силы и, как правило, есть результат.

Ольга Андрюшкова, заведующая лабораторией 
научных основ обучения химии химического факультета МГУ:

Учебники не кажутся мне слишком трудными, но детей, во-первых, надо заинтересовать предметом, а потом уже давать теоретические знания. Как заинтересовать? Например, проведением интересных опытов или квестов. Чем младше школьники, тем больше с ними надо использовать элементов игры. С ребятами постарше можно обсудить, например, проблему обнаружения на Аляске залежей ртути, которая в случае глобального потепления может быть небезопасной. Как это может сказаться на здоровье людей? К каким последствиям это может привести? Только созданием новой линейки учебников проблему химического и естественно-научного образования не решить. Потребуются и электронные ресурсы. Важно уметь грамотно сочетать видео, например, дорогостоящих или не совсем безопасных экспериментов с выполнением простых опытов на лабораторных работах в классе. Виртуальные лаборатории могут помочь там, где нет оборудования для иллюстрации технологических процессов, природных явлений или для того, чтобы заглянуть в микромир. Однако следует помнить что, иногда самый простой опыт в лаборатории принесет больше пользы, чем видео на экране.

В программах надо учитывать технологические задачи, которые стоят сейчас перед страной. Различные разделы химии входят в учебные планы по подготовке, например, геологов, биологов, физиков, географов, медиков. Востребованы специалисты со знанием химии в направлениях, развивающихся на стыке наук - биохимии, физхимии, химфизики, биоинженерии и других.

Можно написать прекрасные учебники, подготовить электронные ресурсы, оборудовать лаборатории, но если не будет грамотного учителя, то результата не будет. Учителей химии в школах не хватает. Мне приходилось слышать от студентов, что в школе химию у них вел учитель труда.

Светлана Половникова, учитель химии, гимназия № 7, Лыткарино, Московская область:

Каждый год по разным причинам уменьшается количество часов на химию. Получается, что каждый урок у нас - новая тема, на применение, отработку новых знаний времени нет. Задачи решаем только один раз за три урока, некогда ставить опыты и эксперименты, которые так интересны детям. Упрощать содержание курса химии я бы не стала. Классические темы должны быть изучены в полном объеме. Кто же научит будущих студентов технических вузов основным понятиям?! Вот и приходится изворачиваться, придумывать новые методы. Начинаем изучение химии пропедевтическим курсом, согласно требованиям стандарта, еще в шестом и седьмом классах. Проводим предметные недели, знакомство учеников начальной школы с волшебной наукой о превращении веществ. Старшеклассникам рекомендую выполнять различные научно-исследовательские проекты. Некоторым кажется, что учебник химии для 8-го класса слишком сложный? Возможно да!

Какие ошибки чаще всего делают выпускники на ЕГЭ по химии и биологии

Не все ученики хорошо знают даже на базовом уровне химические свойства органических и неорганических веществ, поэтому не могут составлять уравнения реакций, выполнять расчетные задачи. Многие не знают названия химических процессов. Вызывают трудность задания, где надо прогнозировать изменения, которые могут произойти в процессе эксперимента. Даже сильные ученики "плавают" на вопросах, которые касаются реальной жизни: не знают, как получают химические вещества промышленным способом, как они применяются и для чего? Одним словом, затруднения вызывают вопросы, требующие анализа.

ЕГЭ по биологии показал - школьники плохо знают методы генной инженерии и селекции, есть ошибки в задачах на определение хромосомного набора клеток. Есть проблемы разделом "цитология". Выпускники не умеют анализировать биологическую информацию о клетке, генетическом коде, не могут српавнивать разные группы и находить общие признаки. Трудности вызывает задание, где необходимо дополнить таблицу и определить признаки генной, хромосомной, геномной мутации.

Инфографика РГ / Леонид Кулешов / Ирина Ивойлова

Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского района РТ

Классный час на тему

«Профессии моего села»

(4 класс)

Учитель начальных классов

1 кв.категории

Кондратьева Нелли Анатольевна

План – конспект классного часа.

Тема «Профессии нашего села»

Цели: Дать учащимся представление о профессиях, связанных с сельским хозяйством. Обобщение представления обучающихся о значении труда в жизни человека.Воспитание любви, бережного отношения, уважения к родному селу, краю, чувства гражданственности. Воспитание интереса к учебным предметам, необходимым учащимся для получения будущей профессии. Научить учащихся ориентироваться в мире профессий.

Оборудование: презентация, мультимедиа-проектор, экран, компьютер.

Ход классного часа.

Вступление.

Учитель: Ребята, сегодня мы совершим путешествие по нашему родному, любимому селу Шапши. Согласно исторической справке, село Шапши основано в 1552 году после завоевания Казани Иваном Грозным. Хотя есть все основания полагать, что люди жили здесь и раньше. И в самом деле, трудно себе представить, чтобы столь удобное во всех отношениях место не было заселено с древнейших времен. Как утверждают историки, территория Высокогорского района была заселена еще в I тысячелетии нашей эры. И в последующие века здешние земли не пустовали. Да и само название села - Шапши, как полагают краеведы, имеет, скорее всего, татарские корни.

(Просмотр слайдов о селе Шапши.)

Посмотрите, какое красивое наше село, сколько зелени его окружает. И с каждым годом наше село становится все краше и краше. А сколько людей с полезными и необходимыми профессиями живут в нашем селе.
Сегодня мы постараемся так рассказать о сельских профессиях, чтобы в вашей душе загорелась искорка, искорка любви и уважения к рабочей профессии сельского жителя.

Слайд

Кем быть?
Быстро как бегут года,
Скоро восемнадцать.
Думать надо нам сейчас,
Чем будем заниматься.
Кто рисует, кто поёт
Кто в цеху металл куёт.
Хочешь, можешь хлеб растить,
Спутник в космос запустить.
Много на Земле работы
Всё попробовать охота.
Чтоб профессию иметь,
Надо лень преодолеть.
В школе хорошо учиться,
Чтоб могли тобой гордиться

Профессии
Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные-
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.

Учитель: Кто самый главный человек в селе? Председатель или экономист? Да нет же! Главный тот, кто выращивает хлеб, кто пашет бескрайнее поле, сеет зерна в землю, а осенью убирает колосья, налитые золотым зерном.

Слайд

(О профессии сельского механизатора рассказывает ученик.)
Сельское хозяйство – это производство, насыщенное машинами, орудиями, установками. Могучая техника доверена сельским механизаторам. Ни одной борозды не проводится в поле без участия машин, а значит, и механизаторов. Ни одно семя, клубень не кладётся в почву без них, почти все операции по выращиванию, уборке и переработке выполняют они – механизаторы.
Механизатор – это рабочий сельского хозяйства, знающий и использующий в процессе производства продукции не только тракторы, комбайны, но и множество орудий и механизмов.
Земля живёт своими законами. Она – как живое существо – может болеть, мучиться от жажды и иметь свой характер. Труд земледельца и состоит в том, чтобы распознать этот характер, раскрыть все тайны земли. И тут ему потребуются терпение, знания, опыт и талант.
Нелёгок и необычен труд земледельца, интересна и своеобразна его жизнь. Работу крестьянина не разложишь поровну на каждый день, её не измеришь ни светом дня, ни усталостью. Но как красива земля, к которой человек приложил и ум свой и сердце, как прекрасен в труде он сам!
Странное чудище, урча, ползёт по полю. И это чудище, выполняя команды тракториста, оставляет за собой широкие чёрные полосы на жёлтом фоне стерни. За день на глазах меняется облик десятков гектаров земли. Напрягаются мускулы человека и механизмы машин.
И наступит день, когда на вспаханном поле созреет хлеб, который нужно убрать, не потеряв ни зёрнышка!
Тот, кто выбирает профессию механизатора, должен обязательно любить и понимать землю. Ему нужно будет знать не только разнообразную технику, но и основы земледелия, агрохимии, чтобы со знанием дела устанавливать глубину обработки почвы и заделки семян, и нормы внесения удобрений, и точно выбирать сроки работ, так как малейшее отклонение – и снижается качество урожая. Ведь итог мастерства механизатора ценится по количеству собранного зерна.
Выбирать профессию механизатора нужно не потому, что деваться больше некуда, а по душе и по призванию. Быть земледельцем – высокая честь!

Учитель : Кто же стоит у руля посевной и уборочной рядом с механизатором? Тоже важная личность на селе – агроном! Именно от него зависит качество посадочного материала и урожайность.Давайте послушаем об этом рассказ.

Слайд

(рассказывает ученик )
Агроном – самая распространённая профессия среди растениеводов. Вся его деятельность основывается на знаниях биологии и агрономии.
В агрономическом «царстве» каждое дело как будто связано с обыденными вещами, окружающими нас – полями, лесами, почвой. Но сколько ещё неизведанного, примечательного в жизни культурных растений, сколько ещё неоткрытых тайн в почве.
Агроном должен быть наблюдательным, замечать и учитывать в своей работе происходящие в природе изменения.
Учитель : Кто с лошадью - друзья,

Их водой разлить нельзя?

Ответ детей. (конюх)

Слайд

(Рассказ ученика о конюхе)

Начало формы

Конец формы

У хорошего конюха лошади спокойные, незлобивые, доверчивые. Лошади любят, чтобы распорядок дня соблюдался в точности. Опоздает конюх с кормёжкой – начинают бить копытами, недовольно машут головой, прижимают уши к голове. Зададут им корм – и они успокаиваются.
Ухаживает за больной лошадью, даёт ей лекарства конюх.
Лошади знают, что никто, кроме конюха, не может, как следует подогнать уздечку, хомут, седло. Заботясь о лошади, конюх содержит сбрую в порядке, она всегда должна быть в исправности. При этом ремонт сбруи проводит конюх. А нужно будет – станет конюх и кузнецом, не только телегу починит, но и коня подкуёт.
Вот и получается, что хороший конюх – это немного дрессировщик, немного ветеринар, немного шорник и кузнец.
Одним словом, конюх – это «лошадиный профессор».
Лошадь – лучшая визитная карточка конюха, по её состоянию легко определить, у доброго или нерадивого конюха она содержится.
Невелика мощность лошади, но при добросовестном уходе она увеличивается в несколько раз. Сила лошади, продолжительность её жизни, работоспособность – всё в руках нужного и важного человека – конюха.

Учитель: А если вдруг животные заболеют?

Ответ детей. (ветеринар)

Слайд

(Рассказ ученика о ветеринаре.)

А если вдруг лошадь заболеет, ветеринар осмотрит, выслушает, поставит диагноз и назначит курс лечения.

Основная направленность профессии ветеринара - лечение животных, борьба с заболеваниями животных, граничащими с человеческими недугами. В сельском хозяйстве специалист такого профиля предотвращает нарушения в применении различных химических веществ, которые, попадая в пищу животных, могут накапливаться и в конечном итоге стать источником загрязнения продуктов питания. Также непосредственно ветеринар осуществляет санитарный контроль мяса, молока и других животных продуктов.

Учитель :Люди какой професси еще работают с животными?

Дети: Зоотехник.

Слайд

Учитель: Давайте послушаем об этом рассказ.

(Рассказ ученика о профессии зоотехника )

Современная зоотехния уходит корнями в древность и берет начало в странах Средиземноморья (Древний Египет, Древняя Греция). В XIX веке резко возросло число изучаемых биологами объектов, к которым относится и практическое животноводство. В настоящее время работа зоотехника приобретает огромное практическое значение для сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы.

Зоотехник организует различные мероприятия для эффективной работы животноводческого комплекса (птицефабрика, свиноводческий комплекс, кроликоферма, звероферма и пр.). Областью профессиональной деятельности зоотехника являются: селекция и разведение животных с использованием методов генетики и биотехнологии, разработка рационов питания для всех видов животных, контроль за качеством и количеством производимой продукции в области животноводства, товароведение пушно-мехового сырья, выбор и внедрение высоких технологий производства экологически чистой продукции.

Учитель : А чтобы узнать о какой профессии мы дальше будем говорить,вам придется отгадать загадку.

Много ей работать нужно

И работать с огоньком,

Чтоб была у нас на ужин

Каша с маслом, с молоком. (Доярка.)

Слайд

(Рассказ ученика о доярке)

Слово доярка пришло к нам из древней Индии. Означает оно «нянечка», «кормилица». Хорошее и верное это слово. Не догадайся женщина еще в незапамятные времена доить коз и коров, буйволиц и овец- не стояли бы на нашем столе масло, сыр, творог. Не стояла бы на столе и кружка с молоком.

спит колхозное село. Раннее утро. Тишина. Но вот засветилось разом несколько окошек. Скрипнули двери. Зазвенели на улице голоса. Это доярки спешат на дойку. Они встают первыми на селе.

Много забот у доярок. Надо почистить и напоить коров, три раза в день подоить, а перед дойкой чисто помыть каждой буренке вымя. Нужна большая сноровка, наблюдательность, ведь у каждой буренки свой нрав, свой аппетит.

Тысячелетиями доили коров вручную, присев на корточки или на колени. В конце работы руки немели, будто перетащили сотни килограммов груза. Теперь на помощь доярке пришли механизмы: автопоилки, автокормушки и даже электрические доильные машины

Учитель : Ребята, послушайте еще одну загадку и отгадайте кто это?

Этот маленький ребёнок Спит без простынь и пелёнок, Под коричневые ушки Не кладут ему подушки.

У него четыре ножки, Он гуляет без пальто, Он калоши и сапожки Не наденет ни за что.

Не сошьют ему рубашки, Не сошьют ему штанов, Не дадут ему фуражки, Не спекут ему блинов.

Он сказать не может: "Мама, Есть хочу". А потому Целый день мычит упрямо: "Му-у". Это вовсе не ребёнок- Это маленький...(телёнок). Учитель . А что бы побольше узнать о работе телятниц, мы с вами отправимся на экскурсию в телятник.

Экскурсия в телятник .

В этом году,ребята, нашим телятницам помогают и наши школьники 8-10 классов.Они ежедневно ходят на ферму их кормить. А давайте послушаем, что они расскажут о своей работе.(Рассказ школьницы–старшеклассницы

работающей на ферме)

Слайд

Помещение, где содержатся телята, довольно просторное. Мы стараемся содержать его в чистоте.

Поголовье небольшое – 8 телят. Всех нужно накормить, напоить, почистить, полечить, если необходимо.

В соответствии с возрастом всё поголовье расселено по стайкам. В телятнике за ними ухаживают до 8 месяцев, а затем тёлочек переводят на соседний двор и готовят к отёлам, а бычков везут к своим старшим собратьям в другое помещение для крупного рогатого скота.

Отгонка телят проводится один раз в месяц, при необходимости – два.

Рацион и схему кормления составляют специалисты. Курьирует питание молодняка зоотехник. Каждое утро он заглядывает на телятник посмотреть, все ли компоненты есть в наличии.

После того, как кормушки очистили от вечерних остатков, мы раздаем телятам сено. Оно очень полезно для пищеварения и благоприятно способствует дальнейшему усвоению всех кормов. А сколько в нём лечебных и полезных трав!

Вскоре появляется трактор с кормораздатчиком. Это значит, привезли силос.

Пока телята кушают, мы чистим в стайках. Процедура эта трудоёмкая и тяжёлая. Ведь помимо уборки навоза нужно принести опилки и набросать их на пол для того, чтобы было сухо. Надо сказать, что на телятнике труд, в основном, ручной. Есть только транспортёр навозоудаления.

Работы так много, что передохнуть некогда.

Когда все животные наелись, они разлеглись на мягких и чистых полах, важно пережёвывая пищу.

А ещё телята любят полакомиться лизунцом – это такая смесь минеральных добавок и витаминов, которая постоянно есть у каждой стайки.

Время близится к полудню. Можно идти домой. Но рабочий день не заканчивается, вечером снова нужно будет идти кормить телят и при необходимости убирать в стайках.

Хотя и работа тяжелая,нам очень нравится ухаживать за телятами.

Учитель : Вот и подошла к концу наша экскурсия. Мы с вами многое узнали, многое открыли для себя, и пришли к выводу – на селе все профессии важны! В заключении я хочу прочесть вам стихотворение. Кто его автор – не важно. Каждый может рассказать его от своего имени.
Я - сельский житель, я – селянин,
Я хлебороб и коневод.
Я – Человек, я – россиянин!
И этим я, поверьте, горд.
Я – почтальон, что в снег и гром
Стучится под твоё окошко.
Я – пчеловод и агроном.
В селе я – каждый понемножку.
Я сею хлеб, лечу телят,
Гоню стада пастись в ночное.
И в школе я учу ребят
Любить село своё родное.
Я сельский житель, я – Селянин.
Я – Гражданин! Я – Россиянин!
(М.В.Рыжова)

Они живут в сельской местности, работают на полях и фермах с раннего утра и до позднего вечера. Именно благодаря им на наших столах всегда есть свежий хлеб и вкусное молоко.

Средняя заработная плата: 25000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Кто идет работать

В сельском хозяйстве обстановка сегодня непростая. Государство старается поддержать сельхозпроизводителей, но главной их проблемой остается нехватка квалифицированных кадров. Привлечь молодежь с образованием в эту отрасль не так легко. Отучившись в университете в городе, не все решаются уехать и посвятить свою жизнь селу.

В большинстве случаев профессию фермер выбирают ребята из сельской местности. Они хорошо знают, что такое посев и уборка урожая, умеют копать землю, сажать растения, доить коров. Дети, выросшие в деревнях, с любовью относятся к животным и природе. Их родители чаще всего тоже трудятся на земле.

Есть, конечно, среди тружеников села и исключения. Нередко в сельское хозяйство идут работать люди городские. Так, президент группы компаний «Русские Фермы» Андрей Даниленко родился в Сан-Франциско (США), но сейчас живет в России и занимается производством и переработкой молока. Его холдинг - один из самых успешных среди сельхозпредприятий страны. Так что ребятам, выросшим в мегаполисах, не стоит бояться аграрных профессий - и, если есть желание работать на селе, стоит попробовать.

В сельском хозяйстве занято большое количество людей. Часть из них - доярки, скотники, овощеводы - имеют рабочие профессии, которые не требуют высшего образования. Мы же поговорим о тех специалистах, которым для работы необходима подготовка в вузах.

Фермерство включает в себя два основных направления - растениеводство и животноводство, и каждая из этих сфер предполагает свой круг профессий.

Растениеводство

Предприятия, занимающиеся растениеводством, выращивают зерновые, кормовые, овощные культуры, виноград, грибы. Главным специалистом в таких организациях считается агроном. Именно он организует посев полевых культур, разрабатывает технологии по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, отслеживает выполнение работ по сбору, транспортировке и хранению урожая. На его плечах лежит вся ответственность за работу в поле.

Удобрением и повышением плодородия почв, оптимизацией питания растений занимается агрохимик. Этот специалист может повысить урожайность культур, сделать продукцию сельского хозяйства более качественной.

Другие важные работники в растениеводстве - механизаторы и механики. Сегодня все основные работы на селе - от вспашки земли до уборки урожая - выполняются машинами. Это современная и сложная техника - комбайны, тракторы, сеялки, косилки. Обслуживать их могут только хорошо подготовленные специалисты. Очень важно, чтобы сельхозтехника всегда была вовремя готова к работе, ведь именно от ее исправности зависит то, насколько быстро пройдет посев или сбор урожая. Поэтому труд хорошего механика - всегда в цене.

Животноводство

Животноводство занимается разведением сельскохозяйственных животных. Интересно, что отрасль включает в себя не только предприятия, занимающиеся разведением крупного рогатого скота, но и хозяйства, где выращивают пчел, кроликов, рыбу, птицу. Одна из важнейший профессий в животноводстве - зооинженер. Этот человек занимается разведением, кормлением и содержанием сельскохозяйственных животных. Зооинженер ведет большую работу по улучшению структуры стада, увеличению числа породных животных. Под руководством этого специалиста трудится целый взвод работников фермы - зоотехники, операторы машинного доения, операторы цехов по приготовлению кормов.

Давать высокие надои и стабильно прибавлять в весе могут только здоровые животные. За самочувствием обитателей фермы следит ветеринар. Никто не поспорит, что идти в эту профессию надо людям с призванием - ведь чтобы лечить коров и овец, нужно не только знать о болезнях и лекарствах от них, но еще и любить и понимать животных.

Кто такой фермер

Отдельно нужно рассматривать профессию фермера. Для человека, который выбрал себе эту стезю, фермерство - дело жизни. Получив в аренду землю, фермер организует на ней хозяйство - начинает выращивать зерновые, скот или птицу. Чтобы правильно вести дело и сделать его рентабельным, ему, по сути, необходимо владеть несколькими специальностями - не только уметь выращивать урожай или смотреть за стадом, но и вести бухгалтерский учет, нанимать работников, продавать полученную продукцию.

Как выбрать вуз

Если вы решили связать свою жизнь с сельским хозяйством, лучше поступать в аграрный университет. Благо, в нашей стране такие вузы есть почти в каждом регионе. Если говорить о лучшем аграрном университете, то тут, безусловно, лидируетРоссийский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева (Москва). Если школьник решил поступать в главную сельхозакадемию страны, подготовиться к испытаниям ему поможет факультет довузовской подготовки, где проводятся краткосрочные и долгосрочные курсы для абитуриентов.

Неплохой уровень и у аграрных вузов в регионах. Например, в рейтинге вузов России, который составили РИА Новости и Высшая школа экономики, второе место среди аграрных вузов занял Кубанский государственный аграрный университет, а четвертое и пятое место - Уральская государственная академия ветеринарной медицины (Троицк), Саратовский государственный аграрный университет.

Что касается поступления в аграрный вуз, то сделать это несложно. Недавно было проведено исследование «С какими баллами выпускники поступали в аграрные вузы?» Его результаты показали, что абитуриенты-аграрники набрали относительно невысокие баллы ЕГЭ. Лишь только лидеру рейтинга, Башкирскому государственному аграрному университету удалось преодолеть среднюю планку по ЕГЭ в размере 60 баллов.

С упором на практику

Обучение в аграрных университетах проводят по схожим программам. Часть предметов, которые изучают ребята, общеобразовательные, а часть - по специальности.

Надо отметить, что все аграрные вузы делают акцент на практическом обучении своих студентов. Ведь не получиться стать агрономом, если ты ни разу не сеял зерно, или механиком, если ты не разбирал двигатель трактора. Большинство учебных заведений имеют свои технологические парки, ботанические сады, учебно-опытные хозяйства, ветеринарные клиники.

Технопарки появились в аграрных вузах не так давно. Это площадки, на которых студенты и преподаватели занимаются разработкой инновационных технологий, проведением экспериментов. Так, в Саратовском государственном аграрном университете есть технопарк «Волгоагротехника». Это несколько лабораторий и производств, которые проводят научную и исследовательскую работу и внедряют свои разработки на предприятиях.

В процессе учебы в вузе особое внимание уделяется летней производственной практике. У студентов есть возможность отправиться поработать на сельхозпредприятие или крупную ферму, в реальности увидеть, как обстоят дела в сельском хозяйстве. У Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н. Э. Баумана, например, есть договоры о проведении практики с крупными предприятиями Татарстана - ОАО «ВАМИН-Татарстан», ОАО «Красный Восток-Агро», холдинговой компанией «Золотой колос», ЗАО «Татплодовощпром» и другими.

Некоторые фирмы сами приходят в аграрные вузы и проводят для студентов практические занятия. Компания CLAAS в прошлом году проводила всероссийскую олимпиаду. Во все вузы страны были разосланы тесты для студентов третьего, четвертого курса факультетов механизации сельского хозяйства. Финалистов собрали на семинаре на базе российского завода ООО «КЛААС» в Краснодаре, в рамках которого проходили лекции, деловые игры, круглые столы. Производители немецкой сельхозтехники рассказывали молодым людям о состоянии сельского хозяйства в мире, о современной сельхозтехнике, о перспективах профессии механиков.

Могут похвастаться аграрные вузы и программами сельскохозяйственных стажировок за рубежом. При этом поощряются не только короткие поездки студентов за границу - на три месяца, но и более длительные - до года. Учащийся может взять академический отпуск, отправиться, допустим, на норковую ферму в Дании и за год поучаствовать в полном цикле звероводства - увидеть, как рождаются животные, как они растут. Что немаловажно, во время стажировки молодые люди получают ежемесячную стипендию, так что можно не только набраться опыта, но и заработать деньги.

Трудоустройство

Многие молодые люди и их родители уверены, что в сельском хозяйстве сегодня дела обстоят плохо. Но эпоха перестроечных колхозов осталась позади. В отрасли работают крупные и средние агрохолдинги, крепкие фермерские хозяйства. За последние десять лет в селе многое изменилось - сюда пришли инновационные технологии. По стране большое количество рентабельных и современных сельхозпредприятий, таких как ЗАО «Агрокомплекс» (производство молока), ЗАО «Омский бекон» (выращивание свиней), ООО «Агросоюз Юг Руси» (выращивание подсолнечника), ОАО «Добрыня» (производство сахарной свеклы).

В полях и на фермах ручной труд используется минимально, почти все работы выполняются машинами. Взять для примера современную ферму, на которой выращивают свиней. На ней автоматизировано всё до мелочей - кормление, навозоудаление, регулировка температуры. В помещениях фермы идеально чисто, светло, работники ходят в белых халатах.

Конечно, начиная карьеру в сельском хозяйстве, нужно быть готовым жить в сельской местности. На этот шаг решиться трудно, ведь вся культурная жизнь - кино, театры, концертные площадки - расположены в крупных городах. Но отказать себе в этих удовольствиях можно, тем более что Интернетом покрыта почти вся территория нашей страны и даже в отдаленных селах есть выход в Сеть. К тому же крупные сельхозпредприятия чаще всего расположены недалеко от мегаполисов: всё-таки это рынки сбыта для продукции.;

Связывая жизнь с сельским хозяйством, нужно знать и о том, что условия труда в этой отрасли никогда не были на высоком уровне. Большинство аграрных профессий относятся к типу «Человек - природа» - это значит, что многое в работе на полях и фермах зависит от погодных условий, от состояния животных. Агрономам во время посевной приходится работать ночи напролет, а зооинженеру - вставать в пять утра, чтобы проконтролировать кормление коров. Но все эти жертвы, будьте уверены, стоят того, чтобы однажды увидеть, как заколосилась пшеница, или подержать на руках только что родившегося поросенка.

Футурологи спрогнозировали, какие аграрные профессии будут востребованы после революции в традиционном сельском хозяйстве, которая произойдет в ближайшие 10-20 лет

Если верить футурологам, то происходящие изменения в современном агросекторе сравнимы с теми процессами, которые в первой половине XX века привели к широкому распространению моторизированной сельхозтехники.

С развитием технологий появятся и новые профессии. Многие из них будут объединять обыденные навыки и новые умения, другие же пока не имеют аналогов и станут настоящим открытием для аграрной отрасли. О том, какими будут аграрии будущего, рассказывает портал Агроинфо со ссылкой на материал в интернет-издании Foodbay.

Сити-фермер

Сельское хозяйство пришло в большие города. Проекты сельхозугодий, расположенных на крышах небоскрёбов, и так называемых вертикальных ферм уже никого не удивляют. В связи с этим аналитики исследовательского центра «Сколково» считают, что уже через 15 лет появится новая профессия сити-фермера. Эти работники будут специализироваться на выращивании сельскохозяйственных культур в условиях современного мегаполиса, а также в устройстве и совершенствовании угодий в стеснённых условиях.

Агроном-генетик

Несмотря на все страшилки о генномодифицированных продуктах, они постепенно покоряют мир. Поэтому в будущем будут востребованы агрономы, специализирующиеся в сфере генной модификации растений. Они будут применять достижения биотехнологий на практике, адаптируя культуры к местным климатическим условиям, повышая урожайность, улучшая вкус и продлевая сроки хранения плодов.

Био-хакер

Ведущий футуролог Томас Фрей решил не останавливаться на мирном применении сельскохозяйственной генетики. По его мнению, в ближайшие 30 лет появятся био-хакеры, которые смогут взламывать генетический код организмов подобно компьютерным системам. Их способности по достоинству будут оценены любителями нечестной конкуренции.

Скажем, компания A вложила огромные средства в выращивание в условиях города генномодифицированных томатов, которые не накапливают в себе вредные вещества и содержат антиоксиданты, помогающие человеку справиться с токсинами. Чтобы не потерять свою долю на рынке, компания B нанимает био-хакера, который разрабатывает генетический код, ускоряющий разложение плодов. В итоге компания A терпит огромные убытки из-за быстрой порчи собранного урожая.

Оператор дронов

Во многих странах беспилотные летательные аппараты уже сегодня активно используются для контроля за сельхозугодиями. Поэтому в ближайшие 10 лет в крупных аграрных компаниях появятся целые отделы, отвечающие за спутниковую и аэроразведку. Работать в таких отделах будут операторы, контролирующие работу эскадрилий беспилотников и аналитики, составляющие рекомендации по улучшению технологических процессов.

С развитием умной сельхозтехники даже рядовые трактористы будут вынуждены пересесть за офисные столы с компьютерами, откуда смогут контролировать процесс высадки растений, орошения и сбора урожая.

Агроинженер

С каждым годом сельскохозяйственная техника становится всё более сложной. Навыков механика уже недостаточно, чтобы отремонтировать умный трактор или комбайн. Вместе с ними специалисту требуются знания по микроэлектронике, программированию и сетевым технологиям. Поэтому в ближайшее десятилетие появится профессия агроинженера, в обязанности которого будет входить обслуживание и настройка умных машин, а также объединение их в интеллектуальные кластеры.

Зоотехник

Для повышения производительности поголовья, необходимо создать идеальные условия выращивания скота, то есть позаботиться о микроклимате, сбалансированном рационе и своевременной профилактике заболеваний. Профессия зоотехника будет требовать знаний в области биологии, ветеринарии, диетологии, а также наличия технических навыков. В обязанности такого специалиста будет входить настройка климатических систем, устройств автоматического кормления, эксплуатация ветеринарного оборудования, отслеживающего в режиме реального времени состояние животных, разработка эффективных методов откорма и прочие задачи по улучшению условий содержания скота.

Сельскохозяйственный эколог

В Институте да Винчи считают, что развитие сельского хозяйства в ближайшие десятилетия будет неразрывно связано с экологией. В условиях сокращения плодородных почв потребуется создать новый класс экологов, которые будут специализироваться на методах сохранения природных ресурсов.

В задачи сельскохозяйственных экологов будет входить утилизация отходов, восстановление почв после выращивания отдельных культур, а также создание программ по ведению экологически чистого сельского хозяйства, не нарушающего природные процессы. Эти специалисты должны будут чётко знать какие методы стоит применить, чтобы получить экологически чистый урожай, который будет отвечать всем требованиям покупателя.

Агрокибернетик

Сегодня целые штаты программистов и техников работают над автоматизацией заводов и фабрик. Подобные специалисты появятся и в сельском хозяйстве. Агрокибернетики будут отвечать за настройку и обслуживание умных ферм, внедрение новых методов автоматизации, а также контроль технологических процессов. В недалёком будущем могут появиться целые компании, предлагающие фермерам превратить их хозяйство в единую цифровую систему.

Сбудутся ли прогнозы футурологов касательно представленных профессий - вопрос времени. Но одно можно сказать точно - предстоящий технологический рывок, связанный с массовым внедрением цифровых методов управления и биотехнологий, изменит сельское хозяйство до неузнаваемости. (