Сюжетная композиция с прямыми линиями. Правила композиции

Замечали ли вы, что в основном если сделать стоп кадр у любого хорошего фильма, то этот кадр будет красивым, как картина. Над этим обычно работает много людей и очень грамотные операторы. Расположение объектов в кадре называется композицией, и правила ее одинаковы как в изобразительном искусстве, в фотографии, так и в видео.

Я сказал «правила», но видео – это не точная наука, всякие правила можно нарушать, хотя прежде чем нарушать, нужно их обязательно знать.

Даже если вы просто будете им следовать, у вас получится достойная картина.

В статье о планах я рассказывал, какие существуют планы в видео. Продолжим эту тему.

Начнем с дальнего плана, как лучше снять поле? Где в кадре будет проходить линия горизонта? Ровно посередине? Сверху или снизу? Обычно, новички берут линию горизонта как раз посередине кадра, отчего картинка становится скучноватой.

Есть такое правило – «правило третей», упрощенный вариант золотого сечения – прием, который использовали еще художники эпохи возрождения.

Представьте кадр. Разделите его на три равные части по горизонтали и вертикали. Кстати, в видео камере или фотоаппарате есть функция, которая включает такую сетку, что бы было легче ориентироваться, выглядит она на видоискателе примерно так:

Теперь о горизонте, его можно располагать либо ближе к 1/3 по горизонтали, либо к 2/3, смотря на что делается ударение, на небо или на землю.

На картинке слева – пейзаж фламандского художника Давида Тенирса Младшего. Справа – кадр из фильма «Гордость и Предубеждение» режиссера Джо Райта. Как видим художники прошлого и настоящего придерживались этого правила.

Здесь линия горизонта приближена к верхней линии, что делает землю выразительной.

С дальним планом немного определились, теперь переходим к более крупному. Общие рекомендации, как снимать людей. Заметьте, что правило третей можно использовать в каждом плане, начиная от самого общего до самого крупного.

На кадре видно что одна треть – потолок, две трети – толпа и главные герои.

При съемке средним планом лицо можно располагать на одном из верхних пересечений линий третей.

При съемке крупного плана верхняя линия третей проходит в области глаз.

Так же, располагая персонажа, не забывайте о направлении его взгляда и оставляйте немного больше места там, куда он смотрит, что бы не казалось, что он упирается в стенку.

Самое главное, и самое сложное это следить, что бы каждый кадр был как красивая картина. В видео это очень сложно, потому что герои двигаются. Вот вы взяли его средним планом, а он перешёл и оказался обрезанным по колено – не страшно, но лучше проследить лишний раз.

Используя правило третей вы сделаете свое видео еще более красивым и грамотным. Удачи.

10 простых правил построения композиции в кадре.

1. Контраст

Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:

  • Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
  • Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.
  • Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.

2. Размещение

Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.

3. Равновесие

Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

4. Золотое сечение

Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки - примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

5. Диагонали

Один из самых эффективных композиционных премов - это диагональная композиция.

Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.

Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

6. Формат

Если в кадре преобладают вертикальные объекты - снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж - снимайте горизонтальные кадры.

7. Точка съемки

Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:

  • Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
  • Для портрета в полный рост — на уровне пояса.
  • Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
  • Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

8. Направление

При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

9. Цветовое пятно

Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.

10. Движение в кадре

Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.

, которые помогут не допустить ошибки и сделать фотографии более выразительными.

Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей? Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

Для придания выразительности вашим фотографиям, применяйте правила построения композиции.

Правило третей

Очень старое и простое правило, позволяющее почти всегда добиваться успеха. Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий (на данном фотографии по горизонту- мост, по вертикали - высотные здания. точка пересечения - теплоход и здания)

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае - это красивый пейзаж на земле. Во втором случае - делаем акцент на интересном, выразительном небе:

Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений: пейзажи, портреты, предметная съемка. Если предметы расположить в диагональных точках - это добавит динамики.



Правило золотого сечения

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "Золотого сечения". Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины. На фотографии ниже, данное правило позволяет соединить в единое, целостное пространство объекты - крыши зданий, плот.

Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали. Если снимать в упор - фотография будет получаться плоской и неинтересной.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

Диагональ очень хорошо подчеркивается контрастными линия (фото водоема и снега). Кроме, того хотелось заметить на фото со собакой, так же присутствует еще такие элементы - передний фон, средней и задний фоны. Это придает фотографии глубину и подчеркивает выразительность. Учитывайте это, выбирайте угол фотографии таким образом,что бы создать глубину снимка.

Можно руководствоваться еще таким правилом: второстепенные линии, которые должны «вести» взгляд к сюжетному центру . Под второстепенными линиями могут пониматься не только конкретные линии, но и череда предметов или деталей, расположенных один за другим. Заборы, дорожки, стены и дороги - создадут прекрасные направляющие (ведущие) линии. Важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.



Правило диагонального золотого сечения

Еще одно применение правила "золотого сечения". Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

Конечно, не всегда получается правильно создать фотографию, но подправить композицию можно через графические программы путем отсекания ненужной части фотографии. Чем больше практике, тем быстрей придет успех!!!

Еще несколько советов:

Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз, иначе у вас получатся искаженные пропорции.

Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя. Чем более пестрым будет фон - тем больше он отвлекает. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра.

Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки. Таким образом, будет подчеркиваться главный объект. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра (не надо делать рамку главным смысловым элементом).

Если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её.

Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.

Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела "тяжелее", чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения. Тяжесть - придают темные оттенки на фото, светлые всегда создают ощущения легкости.

Включайте в кадр нечетное число одинаковых предметов. Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре.

Если вы снимаете здание, то выберите ракурс, при котором видны и о фасад и боковая сторона. Это будет смотреться намного объемние, чем просто фасад.

Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

Статья составлена на основе моих материалов, а так же ресурсов colorpilot.ru, мир цифровой фотографии.

" в несколько сжатой форме мы рассказали о композиции кадра с точки зрения драматургии. Наверное было бы правильно начать изучение с основных элементов, составляющих конструкцию этого понятия, но переписывать статьи не хочется, поэтому об основных элементах композиции кадра расскажем в этой статье.

Итак, основными элементами (не путать со средствами, инструментами и т.п.) композиции кадра считаются:
1.
2. Формат кадра
3. Сюжетно-композиционный центр кадра
Человек при повседневном общении с окружающим миром обращает внимание на то, что его интересует в данный момент времени и упускает из вида те детали, которые хоть и присутствуют в поле зрения, но являются второстепенными и не заслуживают внимания.
Сам термин КАДР в переводе с французского означает "оправа, рамка". Так вот в отличии от человеческого зрения, изображение на фото или кино плёнке формируется в пределах рамки, которая и называется границами кадра.

На рисунке красным обозначен прямоугольник, образующий границы кадра

Ограничив поле зрения границами кадра, фотограф или видеооператор, в первую очередь, должен расположить в кадре не случайные, маловажные детали, а что-то более значительное в первую очередь для зрителя, тем самым подталкивая его к просмотру фотографии или фильма.

В этом случае зритель, глядя на фото или кино изображение, невольно ищет логические обоснования и гармонические закономерности композиции кадра . То, на что он мог не обратить внимание в обычных условиях, выделенное границами кадра вызовет у него определённые эмоциональные импульсы.

Предположительный угол охвата изображения взглядом человека

Правильное расположение границ кадра

Не правильное расположение границ кадра

Как живописец компонует изображение на плоскости холста, имеющей какие-то геометрические размеры, так и фотограф или видеограф компонует изображение на плоскости, формат которой зависит от соотношения ширины и высоты кадрового окна. Формат кадра — размеры изображения на фото (кино, видео) материале, соответствующие размеру кадрового окна аппарата (фото, кино, видео). Учитывая, что мы не пишем диссертацию по этой теме, углубляться в форматы кадра нет необходимости. Описание формата кадра носит скорее технический характер, поэтому мы сразу перейдём к творческому элементу композиции кадра — сюжетно-композиционному центру .

"Centrum" в переводе с латыни означает "острие циркуля". Не секрет, что каких бы размеров не описывались круги при помощи циркуля, центр круга в каждом случае будет один. У композиции тоже есть центр, точнее даже должен быть. В композиции центр — та её часть, которая связывает отдельные элементы изображения и является главной в характеристике показанного объекта.
Именно профессиональный фотограф , равно как и видео- кино оператор , являясь создателем художественного произведения (свадебная фотография , свадебный фильм ), должен определить, что является доминирующим в происходящем перед камерой событии, найти участок пространства, на котором концентрируется действие и разместить этот участок в кадре, сделав его основой сюжетно-композиционного центра кадра .

При этом сюжетный центр как бы стягивает к себе воображаемые (силовые ) линии, которыми можно обозначить взаимодействие объектов, составляющих композицию кадра, выяснив характер происходящего действия. Эти линии могут соответствовать как реальному перемещению людей или механизмов в пространстве, так и направлению взглядов персонажей, участвующих в сцене.

Иногда они предвосхищают чей-то поступок, иногда являются его следствием. Но во всех случаях силовые линии отражают те связи и взаимодействия (как физические, так и духовные), которые свойственны объектам съёмки в реальной жизни. Они могут связывать между собой людей, людей и предметы, предметы и являться результатом воздействия сил природы на человека и наоборот.

Внешне сюжетно-композиционный центр кадра может выглядеть по-разному, но в любом случае он должен отражать главную изобразительную информацию — наиболее значимый ориентир или наиболее динамичное столкновение объектов. Если фотографу или видеографу необходимо намеренно передать зрителю изобразительную неясность происходящего в кадре, цель которой — вызвать у зрителя ощущение растерянности и непонимания, в этом случае и тот и другой могут строить композицию с двумя и даже несколькими композиционными центрами. Но не смотря на то, что искусство, как известно, не терпит категорических формул, сюжетно-композиционный центр в кадре должен быть один.

Подведём итог:

границы кадра и сюжетно-композиционный центр — основные параметры изобразительной конструкции .

Хоть в названии статьи и отсутствуют термины: закрытая композиция , открытая композиция , устойчивая композиция и неустойчивая композиция , лучше уделить этим понятиям внимание именно в данной статье.
строится таким образом, что силовые линии взаимодействия объектов направляются к сюжетно-композиционному центру и причинно-следственные связи в таких изобразительных конструкциях замыкаются внутри картинной плоскости.
Если фотографу или видеооператору необходимо сосредоточить внимание зрителя на конкретном факте, смысловые связи которого не выходят за рамки экрана, он использует композиционную конструкцию закрытого типа.

Действие в закрытой композиции начинается и завершается в её границах. Такая композиция всегда легко воспринимается зрителем, так как все силовые линии одновременно присутствуют на картинной плоскости, полностью раскрывая содержание кадра.
В открытой композиции силовые линии расходятся от композиционного центра, отражая связи объектов, стремящихся покинуть границы кадра. При этом причинно-следственные зависимости раскрываются вне картинной плоскости и требуют: в кинематографе - продолжения и завершения в других монтажных планах, в фотографии — продолжения и завершения в воображении зрителя.

Направление и незавершённость силовых линий открытой композиции в кинематографе помогает зрителю воспринимать такую композицию как часть единого целого и ожидать дальнейшего развития события (монтажной фразы), что делает открытую композицию драматически напряжённой и более эффективной в процессе управления аудиторией. При этом открытая композиция активно влияет на зрителя не только содержанием действия, но и более динамичной формой.

— композиция, в которой основные силовые линии пересекаются под прямыми углами в центре картинной плоскости. Главные изобразительные компоненты располагаются в пространстве кадра равномерно, формируя ощущение покоя и стабильности. , так же как и закрытая, легко воспринимается зрителем благодаря своей чёткой композиционной структуре.

Образуется силовыми линиями взаимодействия объектов, пересекающимися под острыми углами и создающими ощущение динамики и беспокойства (динамическая композиция ). Очень часто основой неустойчивой композиции является диагональ.

Традиционный вывод:

Грамотное композиционное решение кадра способствует успеху авторского замысла, помогая донести до зрителя содержание и эмоциональную окраску действия.

Наши работы

Статьи

Умение выстраивать композицию – один из важнейших навыков каждого фотографа. Проблема заключается в том, что основы построения композиции достаточно сложны в освоении, т.к. это настолько субъективная вещь, что композиция, нравящаяся одному фотографу, может быть отвратительна другому. Но есть и хорошие новости – существуют некоторые основополагающие принципы, которые все-таки позволят вам понять что же такое композиция.

В этом уроке по фотографии я набросаю некоторые из них и покажу креативные упражнения, которые позволят понять эти принципы. Но не стоит воспринимать эти принципы как догму, это просто некоторые идеи, призванные помочь разобраться с композицией. Здесь нет и не может быть никаких правил, есть лишь общее направление, которое вы вольны интерпретировать по-своему.

Снимайте в черно-белом режиме

Лучший способ понять принципы композиции – это снимать в черно-белом режиме. И вот по какой причине. Цвет является значительной составной частью любого изображения, и сам по себе, цвет – это мощнейший инструмент композиции. Но проблема в том, что он отвлекает внимание от основополагающих элементов каждой хорошей фотографии, таких как линия, тональный контраст, текстура, форма и очертание объекта.

Даже если вы не любитель черно-белой фотографии, поснимайте чисто в учебных целях. Черно-белая фотография поможет вам яснее осознать основы хорошей композиции.

Цвет является сильным отвлекающим фактором, и он может скрыть композиционные огрехи. В черно-белой же фотографии прикрыться нечем. Именно поэтому она очень хороша в учебных целях. Пропустив сквозь свою призму восприятия идеи этой статьи, вы улучшите свои навыки в черно-белой фотографии. Но что самое главное, цветные фотографии тоже станут гораздо более выразительными.

Посмотрите на две фотографии выше и вы поймете о чем я. На какой из них проще увидеть линии на стене? Или структуру дерева и пальто девушки? А что по поводу контраста между темным и светлым? Не переживайте, если вы все еще не понимаете, что я имею в виду – к концу статьи все должно проясниться.

Обращайте внимание на линии при съемке

Линии являются важной частью многих композиций в фотографии.

Есть три основных вида линий.

Прямые линии, например линия горизонта, которые тянутся от одного конца изображения к другому.

Такие линии привносят ощущение спокойствия и умиротворенности, особенно если использовать панорамную съемку (одна из причин, по которой некоторые пейзажисты пользуются этим).

Диагональные линии, идущие из одной части изображения в другую.

Такие линии как бы проводят зрителя по изображению и создают ощущение движения и динамизма. В противоположность мирному настроению, эти линии вносят определенную долю энергетики.

Кривые извивающиеся линии.

Кривые линии и S-образные линии напоминают расслабленные диагональные линии. Они помогают создать мирное движение на фотографии. Такое можно наблюдать на пейзажах.

Оба являются фотожурналистами и своими фотографиями они стараются рассказать некую историю. При просмотре их работ задумайтесь над следующим: каким образом их приемы построения композиции отличаются от приемов фотографов-пейзажистов, перечисленных выше? Что у них общего? Подумайте, как можно использовать их подход в вашем конкретном случае.

Признанные мастера

Многие признанные мастера фотографии начинали с черно-белых снимков. В действительности, некоторые трудились в этом жанре почти всю свою карьеру. Предлагаю вам познакомиться с работами этих фотографов. Все они известны благодаря своему умению выстраивать композицию. Просматривая их фотографии, задумайтесь какие методы, описанные выше, они используют, и как вы сможете применить их идеи в ваших фотографиях. Вот эти фотографы:

Заключение

Основные принципы построения композиции очень легко выучить, но отработка и совершенствование этих навыков может занять целую жизнь. И короткого пути здесь, к сожалению, нет. Но работа в черно-белой фотографии определенно поможет вам понять основы построения хорошей композиции. И затем вы сможете перенести это в цветную фотографию.