Польза и чтение интернета в развитии ребенка. Какая литература интересна детям разного возраста

Рассуждение о пользе детского чтения.

«Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя».

(В. Сухомлинский)

Книга - необходимый предмет любой культурной среды, в которой растет ребенок. Большой мир литературы не должен однажды, когда дитя подрастет, обрушиться на ребенка. Воспитание книгой состоит в том, чтобы бережно, но настойчиво, ввести малыша в детскую литературу, как в некое искусственно созданное удивительное пространство, научить не бояться его, а, напротив, любить и интересоваться им, научить в нем ориентироваться.

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений . Дошкольники отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Один из главных помощников в этом, на мой взгляд, - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им.

Потребность в каждодневном общении с книгой закладывается до трех-четырех лет. Чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретет. Поэтому просто необходимо включать занятия по ознакомлению дошкольника с миром художественной литературы, а взрослым чаще читать своим детям. Взрослые должны осознавать важность приобщение ребенка к миру детской литературы. Детская литература, позволяет решать многие задачи. Чтение книги развивает в ребенке душу, гуманность, формирует ум, память, воображение, речь, терпение и другие нужные черты характера, учит творчеству. Детская литература - это настоящее искусство, оказывающее на ребенка скрытое воздействие .

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ребёнком навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребёнок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает . Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия и воспитателей, и родителей. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто: воспринимать текст согласно авторскому замыслу. Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

О пользе детского чтения

«Книги - это корабли мысли,

странствующие по волнам времени

и бережно несущие свой драгоценный

груз от поколения к поколению».

Бэкон Ф ренсис

(английский философ, историк, политический деятель)

В наше время много говорят о том, что уменьшилось значение детской книги и чем читать, лучше включить диск с записью, и пускай ребёнок смотрит. Но заменить ребёнку чтение матери или отца он не может. Ведь процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, доверительности. Совместное чтение поможет укрепить любовь, внесёт в жизнь ребёнка дивные впечатления и ни с чем несравнимую радость. В будущем чтение может стать надёжной опорой для обучения и воспитания ребёнка.

Таким образом, первым и основным источником развития интереса и воспитания любви к книге и детскому чтению – является семья.

Именно родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают вместе с ребенком его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев.

Именно родители выбирают и покупают детские книжки, формируя домашнюю библиотеку, советуют ребенку, какую книгу прочитать, взять в детской библиотеке.

Именно родители оказывают наибольшее влияние на формирование круга чтения, читательских вкусов и предпочтений детей на ранних этапах читательского развития.

Самым важным стимулом для детского чтения являются взрослые с книгой.

Десять факто ро в в пользу чтения :

1. Чтение делает взгляд острее .

«Ничто так сильно не расширяет весь горизонт наших понятий

о природе и о человеческой жизни, как близкое знакомство с

величайшими умами человечества». Писарев Д.

Ребенок будет лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя.

Хорошую книгу желательно прочитайте еще раз – наверняка найдете там что-то новое.

2. Чтение сохраняет физическое здоровье .

«Чтение для ума - то же, что физическое упражнение для тела».

Аддисон Д. Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга.

Без всякого риска получить травму!

3. Чтение положительно влияет на окружающую среду .

«Читать полезно ! Книги просвещают душу,

поднимают и укрепляют человека,

пробуждают в нем лучшие стремления,

острят его ум и смягчают сердце».

Теккерей У. Если вы и ваш ребенок читаете книгу, значит, дерево, из которого она изготовлена, было срублено не напрасно.

4. Чтение научит вас и вашего ребенка общаться .

Вольтер Ф. Интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних телевизионных передачах. А растущий талант рассказчика позволит с легкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей.

Особенно большое впечатление производит это на людей, которые почти не читают.

5. Чтение помогает приятно проводить свободное время .

«Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет.

Человек, который никогда не читает, переживает только одну»

Мартин Д. Вам и вашему ребенку никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать все. Не сдавайтесь, пока не отыщите «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь.

6. Чтение дарует спокойствие .

«Те, кто читают книги,

всегда будут управлять теми,

кто смотрит телевизор».

Жанлис Ф.

Родители, учителя и другие взрослые будут настолько рады видеть ребенка читающим, что не станут лишний раз дергать его.

7. Чтение выгодно для вашего кошелька .

« Как из копеек составляются рубли,

так и из крупинок прочитанного составляется знание »

Даль В.

Во-первых, книги дешевле, чем компьютерные игры.

Во-вторых, ваши знакомые не будут мучиться с выбором подарка, если узнают, что вы и ваш ребенок любите читать.

В-третьих, для тех, кто не получил книгу в подарок, всегда существуют библиотеки – книги там ничего не стоят.

8. Чтение помогает сконцентрироваться .

«Хорошая книга - точно беседа с умным человеком.

Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь»

9. Чтение хорошо сказывается на вашей фигуре .

«Хорошо поставленное чтение спасает нас от всего,

в том числе от самих себя…

А если более буднично, то книга – убежище»Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой можно путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты.

10. Чтение полезно для родителей .

«Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса,- сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, - как будто бы освежился купаньем в чистом источнике» Шопенгауэр А.

Наблюдая за тем, как ребенок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребенку за вновь обретенное счастье.

Книга не только источник знаний, но и средство художественного воспитания, формируют личность, оставляют в душе глубокий след, признательность за то, что вы ввели ребенка в мир прекрасного.

Я советую непременно найти в круговороте повседневных дел полчаса для чтения вместе с ребенком, это время сполна окупится в будущем – вы сблизитесь с ребенком, поможете ему развиваться умственно и нравственно и привьёте ему ценную привычку на всю жизнь!

Поэтому совершенно очевидна польза книг , которая позволяет вырастить и воспитать целостную, гармоничную личность.

Тот, кто уделяет много времени учёбе, человек грамотный, эрудированный, интересный. Миша Удочкин, что из нашей сказки, решил на время учёбу забросить. Что из этого вышло? Сейчас мы это узнаем…

Сказка про учёбу и Мишку Удочкина
Автор сказки: Ирис Ревю

Учиться – хорошо, а вот не учиться – плохо. Это знал Мишка Удочкин, но учиться ему было всё равно неохота. Учёба – это так скучно. Задания, контрольные, диктанты… И вот однажды Мишка решил, что он — не ученик, а волшебник, который умеет творить чудеса.

— Эй, воробей, — сказал Мишка, — я волшебник. Тебе что-нибудь волшебное сделать?

— Давай, — согласился воробей. – Дай мне побольше корма.

Мишка сказал про себя какие-то загадочные слова, и надо же такому случаться, что у воробья мгновенно появился корм.

— Что это за корм, Мишка? – сказал воробей. — Воробьи головастиками не питаются. Ты что, не знаешь, что едят воробьи? У тебя по окружающему миру какая была оценка?

— Троечка с натяжкой! – честно признался Мишка.

— Что же ты за такой волшебник, который не знает даже то, что едят воробьи? Неграмотный какой-то чародей.

Но эти слова Мишка Удочкин пропустил мимо ушей.

— «Подумаешь, я могу и другие чудеса творить», — подумал Мишка.

— Эй, щенок, хочешь, я что-нибудь волшебное для тебя сделаю? – спросил Мишка.

— Хочу, — ответил щенок. – Найди мне друга.

Мишка опять пробормотал про себя какие-то загадочные слова, и около щенка появился напыщенный колючий ёж.

— Ты что, Мишка, — спросил щенок, — не знаешь, что ёж – это лесное животное. Ежи активны, в основном, ночью. Да и к тому же лес далеко, мы друг к другу не набегаемся в гости. Найди мне друга среди домашних животных.

— А я думал, что ежи везде живут, — сознался Мишка.

И тут ему впервые в голову пришла мысль о том, что волшебники тоже учатся, как и школьники.

— Видимо учиться надо везде, — подумал Мишка.

— Утром опять пойду в школу, — решил он. – А потом, когда-нибудь, может, выучусь и на настоящего волшебника. А то нелепые волшебства как-то несолидно делать!!!

Вопросы и задания к сказке

Как ты понимаешь выражение: «Учёба – главный труд школьника»?

Каким ты представляешь себе Мишку Удочкина? Нарисуй его.

Почему воробей и щенок были недовольны Мишкиными волшебными делами?

Какие пословицы подходят к сказке?
Неучёная голова – что птица без перьев.
От знаний уйдёшь – в хвосте пойдёшь.
Любое мастерство обучения требует.

Книги расширяют представления ребенка о мире!

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, одна из важнейших задач воспитателей и родителей, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное, в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Как приучить ребенка к чтению?

  • Личный пример. Если ребенок постоянно видит маму с глянцевым журналом в руках, а папу - уткнувшимся в монитор компьютера, вряд ли он воспылает любовью к чтению. А если вы сами обожаете читать, знаете множество авторов и произведений, можете процитировать какие-то строчки, чадо будет тянуться к тому же.
  • Право выбора. Не заставляйте ребенка читать ту книгу, которую он не хочет. Родители часто боятся, что дети могут выбрать себе «плохую» книгу, поэтому настаивают на той литературе, которая нравится им самим. В этом случае можно попробовать пойти на компромисс: ребенок выбирает одну книгу на свой вкус, а другую читает по совету родителей.
  • Электронные книги. Как правило, современные дети неравнодушны к различным техническим новинкам. Попытайтесь привить любовь к чтению с помощью электронных книг, так называемых гаджетов для чтения, куда можно закачать какое угодно произведение. Конечно же, в них нет того очарования, присутствующего в обычных книгах, - шелеста страниц, красочных иллюстраций. Но ведь и наши дети другие, поэтому пусть сами выбирают те книги, которые удобны.
  • Авторитет «звезды». Есть еще один способ приучить ребенка к чтению - сослаться на авторитет кумира, небезразличного вашему чаду. Расскажите, что многие актеры и знаменитые музыканты в своих интервью с удовольствием вспоминают впечатления от прочитанных книг, моменты из произведений, которые вдохновили их или помогли добиться успеха. Иногда одного упоминания о кумире бывает достаточно, чтобы ребенок взялся за книгу.
  • Обсуждайте вместе прочитанную книгу. Это поможет вашему ребенку не только разобраться с впечатлениями, но и выражать мысли и эмоции. Если вы покажете свою заинтересованность в личном мнении ребенка, это тоже будет способствовать повышению интереса к чтению.
  • Сюрприз в книге. Предложите произведение, которым вы сами зачитывались в детстве. Положите в книгу красивую закладку, открытку или просто записку со словами, как вы любите свое дитя.

Вот 20 самых интересных высказываний о пользе чтения:

  1. Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. © Ф. Вольтер
  2. Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых. © Фазиль Искандер
  3. Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. © Ф.Жанлис
  4. Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь. © Жюль Ренар
  5. Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает. © Вербер Бернард
  6. Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. © В. Даль
  7. Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела. © Джозеф Аддисон
  8. Существует только одна вещь, худшая, чем не прикасаться к чтению книг последние 90 дней; это не прикасаться к чтению последние 90 дней и думать, что ничего не случилось. © Джим Рон
  9. Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их. © Рэй Брэдбери
  10. Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.
  11. Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. © Фрэнсис Бэкон
  12. Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете. © Джим Рон
  13. Доверяй книгам, они самые близкие. Они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед тобой мир, при надобности.
  14. Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. © Эрнест Хемингуэй
  15. Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну. © Д. Мартин
  16. Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли. © М. Лашков
  17. Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом. © Д. Пеннак
  18. Коллекция книг - тот же университет. © Томас Карлейль
  19. Всё бледнеет перед книгами. © Антон Чехов
  20. Читать всего совсем не нужно; нужно читать то, что отвечает на возникшие в душе вопросы. © Лев Толстой

Читайте также:

Просмотрено

В 3 часа ночи он убрал рвоту 3-летней девочки. Через 7 лет ее мать поняла то, от чего каждого пробирает дрожь.

Это интересно!

Просмотрено

Исследования показали, что дети наследуют интеллект от своей матери, а не от отца

Детская психология, Советы родителям

Просмотрено

Как правильно играть с ребенком и проводить вместе досуг

Книги, книги, книги…сказки, романы, фэнтези… Сколько их было в нашей жизни и сколько еще будет? Кто - то читает, чтобы занять время, а кто - то просто любит читать. А зачем детям нужно читать?

Сколько себя помню, я всегда читала книги. В детстве это были сказки и многочисленные повести и приключения, сейчас – классика и другая подобная литература. Сначала я читала, потому что надо, для оценок. А сейчас уже не понимаю, как можно прожить без книг. Меня никогда не заставляли сидеть за книжками и постоянно читать, скорее наоборот – просили беречь глаза (но это мало помогало, скажу вам по секрету).

Читать важно и нужно. Многие мамы начинают детям, пока те еще находятся в утробе. Так мы стараемся привить детям любовь к книгам, повлиять на их будущее развитие. После рождения – читаем перед сном, чтобы ребенок быстрее уснул. Для детей, которые еще не умеют читать – это возможность научиться общению с другими ребятами. Чтение вслух учит правильно составлять фразы и грамотно излагать свои мысли, поэтому после прочтения обязательно попросите ребенка кратко рассказать о том, что он услышал и узнал нового.

Вечный источник информации

Чтение важный навык для получения информации. Не читая книг – мы не будем знать например, когда родился Иван Грозный, что такое ДНК или почему идет дождь. Книга открывает перед ребенком новый, еще неизведанный и огромный мир. Если дети будут видеть в книгах и в чтении источник информации, то для них будут открыты все накопленные человечеством знания.

Важно, чтобы ребенок знакомился не только с отечественной, но и зарубежной литературой. Начать можно с простых сказок бр. Гримм, Г. Андерсена и приключений Дж. Свифта и М. Твена. Это поможет в будущем осознать себя как часть большого мира, который не заканчивается рамками дома и школы.

Развитие личности

Чтение дает отличную возможность почувствовать себя не просто ребенком или учеником, оно дает возможность примерить на себя роль любого понравившегося персонажа (например, Тома Сойера, Незнайки или т. п.). У ребенка развивается логическое мышление: даже взрослые при чтении книги всегда пытаются угадать – а чем же все закончится? Даже несложная загадка повысит уверенность детей в себе и своих способностях. Чем не важное достижение? А ведь как интересно самому в начала книги придумать концовку, а потом сравнивать – так или нет? У меня есть знакомые, которые в детстве сами сочиняли концовки для понравившихся книг, если их чем - то не устраивала существующая. И это не так плохо, как может показаться. Ребенок строит свою логическую цепочку и показывает свое видение мира книги и мира героя.

Из книг дети узнают, как важно помогать не только родителям, но и другим людям. Учатся уважать людей, животных и окружающую среду. Книги обогащают словарный запас ребенка и прививают навыки правильной речи.

Повод для взаимного общения

Чтение - это не обязательно одиночный процесс. Можно вместе с ребенком прочитать какую-нибудь книгу и устроить общее обсуждение, так вы научите ребенка четко выражать свою мысль, слушать мнение других и разовьете навыки коммуникации с другими людьми. На такое мероприятие можно позвать других ребят, и устроить что-то вроде мини-клуба любителей книг. Такая форма знакомства с книгами не может не заинтересовать ребенка.

Если вы хотите чтобы ваш ребенок читал – подавайте ему пример. Если он видит, что в доме есть книги и журналы, то он будет знать, что вы цените чтение и последует вашему примеру. Главное – не нужно насильно заставлять читать, иначе ребенок будет воспринимать процесс как каторгу, наказание, от которого хочется быстрее избавиться. После таких мер ваш ребенок, вряд ли захочет продолжать читать для себя. Ведь в первую очередь книга – это все - таки развлечение и бесконечные часы удовольствия. Она должна восприниматься как приятное занятие, источник интересной и полезной информации, а не навязанная необходимость.

Для современного мира технологий, где интернет наше все, первостепенное значение имеет умение эффективно использовать интернет - ресурсы и оценивать достоверность и ценность, находящейся там информации. Поэтому так важен навык чтения, который развивает умение критически мыслить.

Не стоит беспокоиться, если ребенок читайте одну и ту же книгу по несколько раз. Детям комфортнее, когда они уже знают конец любимой истории и могут рассказать её наизусть. Перечитывайте вместе с ребенком любимые книги, но потихоньку предлагайте ему новые варианты.

Что нужно для того, чтобы ребенок полюбил читать?

Для первоначального чтения детям необходимо обладать 5 навыками:

  1. – уметь слушать и распознавать интонации при устном чтении (выразительное чтение);
  2. – соотносить написанное в книге со звуками устной речи;
  3. – знать и понимать как можно больше слов;
  4. – понимать и извлекать смысл из прочитанного;
  5. – уметь читать быстро и точно.

А напоследок хочется сказать: обязательно читайте вместе с ребенком, открывайте вместе с ним новые сказочные миры и погружайтесь в мир детской литературы.