Некто взял яблоко. Путешествие по городу вежливых наук

Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало.

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой. Ее лицо было свежевымыто, на вздернутом носике и щеках - цветочная пыльца.

Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:

Да ну вас, в самом деле...

Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

От возмущения она хлопала ресницами.

Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.

"Вот так влип!" - подумал Буратино.

На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.

"Здорово птиц гоняет", - с завистью подумал Буратино.

От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.

Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием.

А веселый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.

Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, - сказала девочка.

Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм.

Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.

Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось все-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.

Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела.

Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

Врете, ни одного...

Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, - так здорово подумал.

Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка.

Займемся диктантом.

Она подняла к потолку хорошенькие глаза.

Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы.Девочка сказала: "Пишите", - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.

Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

Она высунулась в окошко:

Артемон, отведи Буратино в темный чулан!

Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.

Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.

Буратино ворчал в темном чулане:

Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...

В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами:

Слушай, слушай...

Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь.

Тебе чего?

Дождись ночи, Буратино.

Тише, тише, - шуршали пауки по, углам, - не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек...

Буратино сел на сломанный горшок, подпер щеку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.

Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не сиди да так не ешь... Ребенок, может, еще букваря не освоил, - она сразу за чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами, - ему ничего...

Летучая мышь опять пискнула:

Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья - кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.

Артемон подхватил передними лапами падающего Буратино и отнес его в дом... Положив Буратино на кровать, собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола, похожего на сухой сучок.
Сова приложила ухо к груди Буратино.
- Пациент скорее мертв, чем жив, - прошептала она и отвернула голову назад на сто восемьдесят градусов.
Жаба долго мяла влажной лапой Буратино. Раздумывая, глядела выпученными глазами сразу в разные стороны. Прошлепала большим ртом:
- Пациент скорее жив, чем мертв...
Народный лекарь Богомол сухими, как травинки, руками начал дотрагиваться до Буратино.
- Одно из двух, - прошелестел он, - или пациент жив, или он умер. Если он жив - он останется жив или он не останется жив. Если он мертв его можно оживить или нельзя оживить.
- Шшшарлатанство, - сказала Сова, взмахнула мягкими крыльями и улетела на темный чердак.
У Жабы от злости вздулись все бородавки.
- Какакокое отвррратительное невежество! - квакнула она и, шлепая животом, запрыгала в сырой подвал.
Лекарь Богомол на всякий случай притворился высохшим сучком и вывалился за окошко.
Девочка всплеснула хорошенькими руками:
- Ну, как же мне его лечить, граждане?
- Касторкой, - квакнула Жаба из подполья.
- Касторкой! - презрительно захохотала Сова на чердаке.
- Или касторкой, или не касторкой, - проскрежетал за окном Богомол.
Тогда ободранный, в синяках, несчастный Буратино простонал:
- Не нужно касторки, я очень хорошо себя чувствую!
Девочка с голубыми волосами заботливо наклонилась над ним:
- Буратино, умоляю тебя - зажмурься, зажми нос и выпей.
- Не хочу, не хочу, не хочу!..
- Я тебе дам кусочек сахару...
Тотчас же по одеялу на кровать взобралась белая мышь, она держала кусочек сахару.
- Ты его получишь, если будешь меня слушаться, - сказала девочка.
- Один сааааахар дайте...
- Да пойми же, - если не выпьешь лекарства, ты можешь умереть...
- Лучше умру, чем пить касторку...
Тогда девочка сказала строго, взрослым голосом:
- Зажми нос и гляди в потолок... Раз, два, три.
Она влила касторку в рот Буратино, сейчас же сунула ему кусочек сахару и поцеловала.
- Вот и все...
Благородный Артемон, любивший все благополучное, схватил зубами свой хвост, вертелся под окном, как вихрь из тысячи лап, тысячи ушей, тысячи блестящих глаз.

ДЕВОЧКА С ГОЛУБЫМИ ВОЛОСАМИ ХОЧЕТ ВОСПИТЫВАТЬ БУРАТИНО
Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало.
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.
Ее лицо было свежевымыто, на вздернутом носике и щеках - цветочная пыльца.
Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:
- Да ну вас, в самом деле...
Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
- Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
- Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
- Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
"Вот так влип!" - подумал Буратино.
На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.
"Здорово птиц гоняет", - с завистью подумал Буратино.
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием.
А веселый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.
- Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, сказала девочка.
Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.
Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось все-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.
- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. - Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
- Врете, ни одного...
- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
- Два.
- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, - так здорово подумал.
- Два...
- Почему?
- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка. - Займемся диктантом.
Она подняла к потолку хорошенькие глаза.
- Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы.
Девочка сказала: "Пишите", - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.
- Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко:
- Артемон, отведи Буратино в темный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в темном чулане:
- Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...
В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами:
- Слушай, слушай...
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь.
- Тебе чего?
- Дождись ночи, Буратино.
- Тише, тише, - шуршали пауки по, углам, - не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек...
Буратино сел на сломанный горшок, подпер щеку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.
- Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не сиди да так не ешь... Ребенок, может, еще букваря не освоил, - она сразу за чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами, - ему ничего...
Летучая мышь опять пискнула:
- Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья - кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.

title: Купить: feed_id: 3854 pattern_id: 1079 book_author: Цикл "Сказки о Деревянном человечке" book_name: Золотой ключик, или Приключения Буратино (Алексей Толстой) Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек: - Да ну вас, в самом деле... Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела
ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он
запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасы-
вал. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жу-
желице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся,
пролил какао на скатерть. Тогда девочка сказала ему строго: - Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками,
для этого есть ложки и вилки. От возмущения она хлопала ресницами. - Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста? - Когда папа Карло воспитывает, а когда никто. - Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны. "Вот так влип!" - подумал Буратино. На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками.
Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с
подвыванием. "Здорово птиц гоняет", - с завистью подумал Буратино. От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки. Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с
носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за
руку и повела в дом - заниматься воспитанием. А веселый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не
боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями. - Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, -
сказала девочка. Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел
с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных
платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил, Дятел клювом про-
тыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегры-
зала. Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось все-та-
ки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре зо-
лотые монеты. - Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала
девочка и взяла кусочек мела. - Мы займемся арифметикой... У вас в кар-
мане два яблока... Буратино хитро подмигнул: - Врете, ни одного... - Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в
кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось
яблок? - Два. - Подумайте хорошенько. Буратино сморщился, - так здорово подумал. - Два... - Почему? - Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись! - У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала
девочка. - Займемся диктантом. Она подняла к потолку хорошенькие глаза. - Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали? Теперь прочтите эту
волшебную фразу наоборот. Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чер-
нильницы. Девочка сказала: "Пишите", - и он сейчас же сунул в чернильницу свой
нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса. Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы. - Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны! Она высунулась в окошко: - Артемон, отведи Буратино в темный чулан! Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил
Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине
висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать,
и опять умчался за птичками. Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого,
что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж
взялась за воспитание, дело нужно довести до конца. Буратино ворчал в темном чулане: - Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой
фарфоровая голова, туловище, ватой набитое... В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими
зубами: - Слушай, слушай... Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под
потолком вниз головой летучую мышь. - Тебе чего? - Дождись ночи, Буратино. - Тише, тише, - шуршали пауки по, углам, - не качайте наших сетей, не
отпугивайте наших мушек... Буратино сел на сломанный горшок, подпер щеку. Он был в переделках и
похуже этой, но возмущала несправедливость. - Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так
не сиди да так не ешь... Ребенок, может, еще букваря не освоил, - она
сразу за чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами, -
ему ничего... Летучая мышь опять пискнула: - Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут
тебя друзья - кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.

БУРАТИНО ПОПАДАЕТ В СТРАНУ ДУРАКОВ
Девочка с голубыми волосами подошла к двери чулана. - Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь наконец? Он был очень сердит, к тому же у него совсем другое было на уме. - Очень нужно мне раскаиваться! Не дождетесь... - Тогда вам придется просидеть в чулане до утра... Девочка горько вздохнула и ушла. Настала ночь. Сова захохотала на чердаке. Жаба выползла из подполья,
чтобы шлепать животом по отражениям луны в лужах. Девочка легла спать в кружевную кроватку и долго огорченно всхлипыва-
ла засыпая. Артемон, уткнув нос под хвост, спал у дверей ее спальни. В домике часы с маятником пробили полночь. Летучая мышь сорвалась с потолка. - Пора, Буратино, беги! - пискнула ему над ухом. - В углу чулана есть
крысиный ход в подполье... Жду тебя на лужайке. Она вылетела в слуховое окно. Буратино кинулся в угол чулана, путаясь
в паутиновых сетях. Вслед ему злобно шипели пауки. Он пополз крысиным ходом в подполье. Ход был все уже и уже. Буратино
теперь едва протискивался под землей... И вдруг вниз головой полетел в
подполье. Там он едва не попал в крысоловку, наступил на хвост ужу, только что
напившемуся молока из кувшина в столовой, и через кошачий лаз выскочил
на лужайку. Над лазоревыми цветами бесшумно летала мышь. - За мной, Буратино, в Страну Дураков! У летучих мышей нет хвоста, поэтому мышь летает не прямо, как птицы,
а вверх и вниз - на перепончатых крыльях, вверх и вниз, похожая на чер-
тика; рот у нее всегда открыт, чтобы не теряя времени, по пути ловить,
кусать, глотать живьем комаров и ночных бабочек. Буратино бежал за ней по шею в траве; мокрые кашки хлестали его по
щекам. Вдруг мышь высоко метнулась к круглой луне и оттуда крикнула кому-то: - Привела! Буратино сейчас же кубарем полетел вниз с крутого обрыва. Катился,
катился и шлепнулся в лопухи. Исцарапанный, полон рот песку, с вытаращенными глазами сел. - Ух, ты!.. Перед ним стояли кот Базилио и лиса Алиса. - Храбренький, отважненький Буратино, должно быть, свалился с луны, -
сказала лиса. - Странно, как он жив остался, - мрачно сказал кот. Буратино обрадовался старым знакомым, хотя ему показалось подозри-
тельным, что у кота перевязана тряпкой правая лапа, а у лисы весь хвост
испачкан в болотной тине. - Нет худа без добра, - сказала лиса, - зато ты попал в Страну Дура-
ков... И она лапой указала на сломанный мост через высохший ручей. По ту
сторону ручья среди куч мусора виднелись полуразвалившиеся домишки, чах-
лые деревья с обломанными ветвями и колокольни, покосившиеся в разные
стороны... - В этом городе продаются знаменитые куртки на заячьем меху для папы
Карло, - облизываясь, пела лиса, - азбуки с раскрашенными картинками...

– Один сааааахар дайте…

– Да пойми же – если не выпьешь лекарства, ты можешь умереть…

– Лучше умру, чем буду пить касторку…

– Зажми нос и гляди в потолок… Раз, два, три.

Она влила касторку в рот Буратино, сейчас же сунула ему кусочек сахару и поцеловала.

– Вот и всё…

Благородный Артемон, любивший всё благополучное, схватил зубами свой хвост, вертелся под окном, как вихрь из тысячи лап, тысячи ушей, тысячи блестящих глаз.

Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино

Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чём не бывало.

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.

Её лицо было свежевымыто, на вздёрнутом носике и щеках – цветочная пыльца.

Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:

– Да ну вас, в самом деле…

Оглядела деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

– Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. – От возмущения она хлопала ресницами. – Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.

«Вот так влип!» – подумал Буратино.

На траве вокруг дома носился за маленькими птичками пудель Артемон. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.

«Здорово птиц гоняет», – с завистью подумал Буратино.

От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.

Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом – заниматься воспитанием.

А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистели; ветерок весело летал над деревьями.

– Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, – сказала девочка.

Четверо портных – мастер-одиночка угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта – шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил, Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.

Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось всё-таки переодеться.

Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.

– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, – сказала девочка и взяла кусочек мела. – Мы займёмся арифметикой… У вас в кармане два яблока…

Буратино хитро подмигнул:

– Врёте, ни одного…

– Я говорю, – терпеливо повторила девочка, – предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

– Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился – так здорово подумал.

– Почему?

– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

– У вас нет никаких способностей к математике, – с огорчением сказала девочка. – Займёмся диктантом. – Она подняла к потолку хорошенькие глаза. – Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы.

Девочка сказала: «Пишите», – и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Девочка всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы.

– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

Она высунулась в окошко.

– Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан!

Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.

Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.

Буратино ворчал в тёмном чулане:

– Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое…

В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами:

– Слушай, слушай…

Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь.

– Тебе чего?

– Дождись ночи, Буратино.

– Тише, тише, – шуршали пауки по углам, – не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек…

Буратино сел на сломанный горшок, подпёр щёку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.

– Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание… Так не сиди да так не ешь… Ребёнок, может, ещё букваря не освоил – она сразу за чернильницу хватается… А кобель небось гоняет за птицами – ему ничего…

Летучая мышь опять пискнула:

– Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья – кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.

Цели:

  1. Подвести итоги недели Вежливости:
    знание и применение в жизни вежливых слов, правил личной гигиены, правильного поведения в транспорте и за столом;
  2. Воспитание чуткости, тактичности учащихся друг к другу, чувства коллективизма;
  3. Способствовать развитию речи учащихся, учить обосновывать свои ответы.

Оформление:

  • плакаты: план города “Добро пожаловать”;
  • стрелки – указатели улиц, изображение рыцаря в доспехах со словами:
  • “Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость”
  • М. Сервантес;
  • костюмы Мальвины, Буратино, кота Базилио, лисы Алисы,
  • мушкетёров, Мойдодыра, королевы Вилки;
  • музыка из к/ф “Приключения Буратино”, запись песни “Настоящий друг”;
  • наборы для сервировки стола: тарелки, вилки, ложки, ножи, стаканы, салфетки;
  • мыльные пузыри;
  • необходимые предметы для сценки.

1. Сценка “Мальвина и Буратино” (под тихую музыку).

Ученик. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, схватил кофейник и выпил всё из носика, поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Мальвина. Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Буратино. Когда папа Карло, а когда никто.

Мальвина. Теперь я займусь вашим воспитанием. (Буратино показывает язык).

(Герои переходят к другому столу.)

– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь.
– Мы займёмся арифметикой... У вас в кармане 2 яблока...

Буратино. Врёте, ни одного...

Мальвина. Я говорю, – предположим, что у вас в кармане 2 яблока. Некто взял у вас 1 яблоко. Сколько яблок у вас осталось?

Буратино. Два.

Мальвина. Подумайте хорошенько.

Буратино. Два.

Мальвина. Почему?

Буратино. Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

Мальвина. У вас нет никаких способностей к математике. Займёмся диктантом. Пишите: “А роза упала на лапу Азора”. Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

(Буратино сунул нос в чернила и сделал кляксу.)

– Вы гадкий шалун и должны быть наказаны. Я отправляю вас учиться в город Вежливых Наук.

Учитель. Дорогие ребята! Вы хотите помочь Буратино? Тогда мы отправимся за ним в город Вежливых Наук и постараемся помочь ему и сами узнаем много интересного и полезного.

–В нашем путешествии будет цениться дружба, сплочённость, уважение. Счастливого вам пути!!!

(Напевая 1 куплет песни “Буратино”, герой отправляется в путешествие, взяв за руки одну команду, а Мальвина – другую команду.)

(Ребята пускают мыльные пузыри на сцену.)

2. Переулок Мойдодыра.

Буратино.

Переулок в мыльной пене.
И хоть чисто тут, но сыро,
Потому он и зовётся
Переулок Мойдодыра. (На карте показывает.)

(Выходит и испуганно оглядывается чумазый мальчик.)

Грязнуля.

Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Боже, Боже, что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом? (Разводит руками, плачет.)

Буратино. Не переживай, вернутся!

(Под пускающие ребятами мыльные пузыри, выходит Мойдодыр и обращается к Грязнуле.)

Мойдодыр.

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам, стыд и срам. (Обращается к классу.)
Я – великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

– Я вижу: здесь и грязнули, и чистенькие ребятки. Хочу проверить, как вы выполняете мои требования.

Загадки Мойдодыра командам.

  1. Гладко, душисто, моет чисто.
    Нужно, чтобы у каждого было... (мыло)
  2. Костяная спинка.
    На брюшке – щетинка.
    По частоколу попрыгал –
    Всю грязь повыгнал... (Зубная щётка)
  3. Зубаста, а не кусается.
    Как она называется? (Расчёска)

(Буратино даёт неправильные ответы, пытаясь запутать ребят.)

Вопросы Мойдодыра командам.

– Сколько раз в день надо чистить зубы?
– Как правильно их чистить? (Показать на макете.)
– А как называется разрушитель зубов, с которыми водят дружбу сладости?
– Как называют врача, лечащего зубы?

Учитель. Ну что, Буратино и Грязнуля, вы поняли, как надо следить за чистотой и выполнять правила гигиены? (Герои повторяют правила.)

– Молодцы! (Напевая 2-й куплет песни, Буратино и Мальвина спешат дальше и встречают лису Алису.)

3. Улица Вежливости.

Алиса.

Солнце красное нам вслед
Пусть улыбкой жмурится,
Потому что на пути
Вежливости улица. (Показывает на карте.)

Буратино. Уж быть вежливым я умею!

– Если ты пришёл к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов “пожалуйста, “спасибо”
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

Учитель. Прав Буратино или нет?

– Вежливо ли он поступил?
– Какие ошибки допустил? (Дети отвечают.)

Мальвина. Ребята. А вы готовы сдать маленький экзамен на знание вежливых слов?

– Растает даже глыба от слова тёплого... (спасибо).
– Зазеленеет старый пень, когда услышит... (добрый день).
– Когда больше есть не в силах, скажем маме мы... (спасибо).
– Где бы ни были, везде на прощание говорим... (до свидания).

(Ребята называют слова вежливости по командам.)

Сценка “Вежлив Витя или нет?”

Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю
Витя просит:
– Извините, я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
– Извините, я немного опоздал.
– Тихомиров! Покажите нам
На карте город Псков.
– Извините, – шепчет Витя,-
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.

Учитель. Буратино, вежлив Витя или нет?

Буратино. Конечно, я таких вежливых ещё не встречал.

Учитель. А что думают ребята? (Ответы детей.)

Мальвина проводит конкурс. Как спросить у товарища ручку?

– Как спросить время?
– Если в дверях столкнулись девочка и мальчик, кто должен уступить?
– Если столкнулись два мальчика, кто должен уступить?

Учитель. Буратино, чему ты научился на этой улице?

(Выходит кот Базилио.)

4. Бульвар Весёлой Переменки.

Базилио.

– Что такое? Что за шум?
Смех и топот – дрожат стенки...
Потому что мы нашли
Бульвар Весёлой Переменки.

Учитель. Что милее для тебя, мальчишка?

Буратино.

– В хлебе – горбушка.
В капусте – кочерыжка.
В варенье– пенка,
А в школе – переменка!

Мальвина проводит игру “Пожалуйста”.

(Мальвина показывает движения, а ребята должны их выполнять только тогда, когда названо будет слово “пожалуйста”.)

Учитель. Дорогой Буратино, послушай весёлые частушки, а потом ответь – все ли ученики правильно ведут себя в школе.

Частушки. (Исполняют учащиеся).

  1. Мы немножко пошумели,
    В окнах стёкла зазвенели.
    Мы сказали: “Тишина”,
    В школе треснула стена.
  2. Мой дневник, как верный друг,
    Для меня старался.
    Я не выучил урок –
    Дома он остался.
  3. Дал списать я на контрольной
    Все задачки Колечке.
    И теперь у нас в тетрадях
    У обоих двоечки.
  4. Буквы в Машиной тетради
    Не стоят как на параде.
    Буквы прыгают и пляшут,
    Маша хвостиками машут.
  5. Мы таблицы все сложенья
    Взяли и попрятали.
    Дайте нам для ускоренья
    Микрокалькуляторы.
  6. Оля мучила расчёску,
    В школе делала причёску.
    Мучила то, мучила,
    Да получилось чучело.
  7. Даже в Танин День рожденья
    Юра по привычке
    Таню вместо поздравленья
    Дёрнул за косички.
  8. Форма новая надета,
    Белая рубашечка.
    Посмотрите на меня –
    Какой я первоклашечка.

(Буратино отвечает на вопрос, немного путаясь, дети помогают.)

5. Шоссе Королевы Вилки.

Алиса.

– Налегке шагаем бодро.
Много встреч ждёт впереди.
Имя Королевы Вилки
На шоссе, где нам идти. (Выходит Королева Вилка.)

Королева. Моё острейшее величество знали ещё в Древнем Риме. К сожалению, на Рим напали дикие варвары и сожгли город. Богатый Патриций, на кухне у которого жила моя прапрапрапрабабушка, спешно сбежал из разорённого Рима. Слуги, сбежав вслед за ним, забыли мою прародительницу. Ведь она была незаметная: плоская и всего с двумя зубцами. Обо мне вспомнили через несколько столетий в Х1 веке. Кое – кто меня сразу полюбил. Но некоторые относились ко мне как к излишеству и ненужной вещи, даже высмеивали. Чего я только не натерпелась. Странные люди считали, что брать пищу пятернёй удобнее.

Учитель. И в наше время есть такие странные люди, правда, Буратино?

(Буратино смущается, пожимает плечами.)

Частушка.

Дед вилами за косилкой
Ворошит траву, спеша...
Так же Витя машет вилкой –
Со стола летит лапша.

Учитель. Вспомните сцену, когда Буратино завтракает.

– Какие ошибки он допустил? (Ответы детей.)

Буратино. Я обязательно исправлюсь!

Конкурс для команд (выбираются по одному человеку, третий – Буратино).

– Надо правильно накрыть на стол,
Посадить свою спутницу.

Стихотворение.

Что такое этикет?
Это – можно,
Это – нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике –
У людей на языке...
Очень просто жить культурно.
Всё прекрасно, что не дурно.

Буратино. Как много я узнал, нашёл новых друзей!

6. Проспект Рыцарей.

Базилио.

– Как вы думаете сами –
Где уступят место даме?
А где знают этикет?
Это Рыцарей проспект!

Конкурсы среди команд.

1. Кого раньше называли рыцарем?

2. Кого сейчас называют рыцарем?

3. Откуда к нам пришёл обычай снимать шапку, когда входишь в дом?

4. Откуда пришёл обычай – здороваясь, снимать перчатки?

5. Как воспитанному мальчику вести себя в автобусе?

Стихотворение.

Еже ли вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старушке.

6. Кто первым заходит в автобус, а кто первым выходит?

Стихотворение.

Еже ли вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

7. Как себя вести, если взрослые разговаривают друг с другом?

Стихотворение.

Еже ли вы вежливы,
То в разговоре с тётей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

8. Как надо поступить, когда мама просит вас помочь ей?

Стихотворение.

Еже ли вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.

Учитель. Как много вы узнали на Неделе Вежливости.

– Как многому научили Буратино в вашем городе Вежливых Наук!
– Кто же из вас, мальчики, хочет быть настоящим рыцарем современности?

(Выходят все мальчики и Буратино.)

Мушкетёр 1.

Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день и до свиданья –
Нет в мире выше званья.

Все. Клянёмся!

Мушкетёр 2.

Клянёмся рыцарями быть,
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету,
Науку помнить эту!

Все. Клянёмся!

Мушкетёр 1.

Клянёмся рыцарями быть,
В борьбе со злом добро добыть,
Невежу разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.

Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

(Мальчики дарят девочкам сердечки с красным отпечатком большого пальца, Буратино дарит Мальвине.)

7. Подводятся итоги соревнований.

(Команды получают медали “Почётного гостя города Вежливых Наук”.)

Буратино. Вот и подошло моё путешествие к концу.

Спасибо вам, ребята! Я научился многому у вас. Правда, Мальвина? Нашёл много прекрасных друзей!

– Желаю и вам иметь много друзей, каждому быть настоящим другом и уметь по-настоящему дружить!

Всеми исполняется песня “Настоящий друг”.