Как выглядит земля с космоса. Google Планета Земля — вид на планету из космоса

Мне часто попадаются на глаза интересные виды Земли из космоса. Публиковать их по отдельности как-то не интересно, а вот потрудившись и собрав их вместе, можно получить весьма познавательную заметку. Фактически фотографии собирались и запоминались года два, как минимум. Так что, считаю это одним из самых подробных материалов по этой теме. Все изображения кликабельны.

Восход Земли (Earthrise) - название фотографии нашей планеты, сделанной астронавтом Уильямом Андерсом 24 декабря 1968 года, во время полёта космического корабля «Аполлон-8» вокруг Луны. Пожалуй, самый известный вид Земли из космоса .


Синий шарик (Blue Marble) - фотография планеты Земля, сделанная 7 декабря 1972 года экипажем космического корабля «Аполлон-17» с расстояния от поверхности Земли примерно в 29 тысяч километров.

В 2002 году NASA из огромного числа снимков "сшило" новую версию известной фотографии.



Это , доступное в настоящее время.


Далёкие Земля и Луна. Фотография сделана 18 сентября 1977 года Вояджером-1 с расстояния 11,5 миллионов километров.


А это комбинированное изображение, собранное из фотографий космического аппарата Галилео (Galileo).


Изображение собрано из 165 фотографий, сделанных космическим кораблём Кассини 15 сентября 2006 года. Наша планета - это точка сверху-справа в пустоте между плотными кольцами и предпоследним кольцом.


Бледно-голубая точка (Pale Blue Dot). Земля, какой её видил Вояджер-1 (Voyager-1) с рекордного расстояния в 5,9 миллиардов километров. (Точка в правой части верхней линии)


Река Нигер, республика Мали.


Солнце поднимается над Тихим океаном.


Изображение составлено из четырёх фотографий, сделанных космической камерой ESA OSIRIS.


Как бы не было привычно видеть северное сияние снизу, с Земли, из космоса оно выглядит куда эффектней.


Российская космическая станция Мир над Землёй. Фото сделано с шатла Атлантис в июне 1995 года.


На фотографии тень от луны над Кипром и Турцией. Это полное солнечное затмений произошло 29 марта 2006 года.


Астронавт НАСА Роберт Стюарт (Robert L. Stewart) витает над облаками. Фото сделано с шатла Челенджер в феврале 1984 года.



Планета земля, отражённая в шлеме астронавта Клейтона Андерсона (Clayton C. Anderson) 15 августа 2007 года.

А ранее я показывал вам самые красивые и потрясающие .

26 ФОТО

1. Карстовые скульптуры в юго-восточной части Китая. (Фото: Robert Simmon/NASA Earth Observatory/Landsat 8).
2. Вулкан Базмэн в юго-восточной части Ирана. До сих пор в истории не задокументировано ни одного извержения этого вулкана, но из него постоянно выходит вулканический газ. Вероятно, это не потухший, дремлющий вулкан. Снимок был сделан с борта Международной космической станции. (Фото: NASA/Экспедиция 38 ISS).
3. А это Берингово море во время цветения фитопланктона. По словам ученых, вода молочного цвета указывает на то, что это цветут водоросли кокколитофориды. (Фото: NASA/MODIS).
4. Озеро Эльтон в России, недалеко от границы с Казахстаном. У него очень высокий уровень солености и оно очень мелкое — в среднем глубина составляет около полуметра. А коричневое пятно, которое видно на снимке, это самое глубокое место озера, в котором скапливаются ил и отложения, окрашивающие воду. (Фото: NASA).
5. Закат на Балтийском море. Снимок был сделан 15 июня2014 года с МКС. (Фото: NASA/Экспедиция 40 ISS).
6. Слой пыли и песка над пустыней Сахара, а над ней кучевые облака. (Фото: NASA/Экспедиция 40 ISS).
7. Цветение планктона в Индийском океане, в 600 километрах к югу от побережья Австралии. (Фото: Jesse Allen and Robert Simmon/NASA Earth Observatory).
8. Растаявший лед на вершине ледника на юго-востоке Аляски. Снимок был сделан 16 июля 2014 года с самолета ER-2. (Фото: NASA).
9. Дельта Окаванго в пустыне Калахари в Южной Африке, освещенная солнечным светом. Снимок был сделан 6 июня2014 года с МКС. (Фото: NASA).
10. Это сельскохозяйственные угодья в аргентинской Пампе, а среди них — лесная гитара. Ее создал в конце 70-х годов Педро Мартин Урета, в честь своей покойной жены. Она высажена семью тысячами деревьев — кипарисами и эвкалиптами. Снимок сделан спутником Terra. (Фото: NASA/GSFC/METI/ERSDAC/JAROS).
11. Полуостров Chiltepe на западе Никарагуа с вулканическим комплексом Апоеке. А вода вокруг полуострова — это озеро Манагуа. В середине полуострова находится кальдера [обширная циркообразная котловина с крутыми стенками] Апоеке с озером шириной 2,8 километра и глубиной 400 метров. Последнее извержение вулкана Апоеке произошло примерно 2000 лет назад. (Фото: NASA/Экспедиция 38 ISS).
12. Безоблачное небо над Пиренейским полуостровом. На севере Испании вы можете увидеть заснеженные Кантабрийские горы. Ниже находится крупнейшее плоскогорье в Европе — Месеты, восточнее — Пиренеи, а над ними — Центральный Французский массив. Снимок был сделан на 8 марта 2014 года. (Фото: Jeff Schmaltz/NASA GSFC).
13. Венецианская лагуна. Красная область в правой части снимка — это венецианские крыши. Над ними находится Местре — район Венеции, расположенный на материке. (Фото: NASA/Экспедиция 39 ISS).
14. На Северном Патагонском ледниковом плато находятся 28 активных ледников. Ледник Сан — Квентин является самым крупным из них, слева видно его начало, впадающее в озеро. (Фото: NASA/ISS).
15. Ураган Эдуард запечатлен был 16 сентября2014 года с борта МКС. А его «глаз» имеет диаметр около 30 километров. (Фото: NASA/Экспедиция 41 ISS/Reid Wiseman).
16. Меандры (плавные изгибы русла) реки Колорадо в Национальном парке Каньонлендс, в штате Юта, в США. (Фото: Jesse Allen, Robert Simmon/NASA Earth Observatory/Landsat).
17. Лесной пожар в районе Funny River, на Аляске. (Фото: Jesse Allen/NASA Earth Observatory/Landsat 8).
18. Комплекс вулканов Иджен на острове Ява. С правой стороны виден кальдер с кислотным озером (рН 0,3). (Фото: Jesse Allen/NASA Earth Observatory/Landsat).
19. Африканские пески, унесенные ветрами прямо в Атлантический океан. Что интересно, эти пески преодолевают весь океан, чтобы добраться до Северной и Южной Америки, а минералы, которые содержатся в них, удобряют американские леса. Ежегодно около 40 миллионов тонн песков Сахары попадают в низины Амазонки. (Фото: NASA/Экспедиция 40 ISS).
20. Меандры реки Амазонки. (Фото: Jesse Alle/NASA Earth Observatory/Landsat).
21. Засуха на юге Бразилии. На фотографии виден высохший водный резервуар Жагуари, один из пяти водохранилищ, которые снабжают водой штат Сан-Паулу. (Фото: Jesse Allen/NASA Earth Observatory/Landsat).
22. Бадын-Джаран в Китае. На снимке видны озера среди самых высоких дюн в мире (достигают в высоту 500 метров). (Фото: NASA).
23. King Sound — залив в Западной Австралии, где можно наблюдать самые большие приливы и отливы в мире. (Фото: NASA/Экспедиция 40 ISS).
24. Это Nishino-shima — вулканический остров, принадлежащий Японии. В ноябре прошлого года, в результате извержения подводного вулкана, появился новый остров всего в 500 метрах от него, который рос так быстро, что через месяц оба острова стали одним целым. Снимок был сделан 30 марта 2014 года. (Фото: Jesse Allen and Robert Simmon/NASA Earth Observatory/Landsat 8).
25. Мурзук (песчаная пустыня) в Ливии. Темная область на снимке — это вулканические горы Тибести. Снимок был сделан с МКС 26 ноября 2014 года. (Фото: NASA/Экспедиция 42 ISS).
26. Это мы! Эту замечательную фотографию нашей планеты сделал спутник Suomi NPP 30 марта 2014 года. (Фото: Robert Simmon/NASA Earth Observatory).

August 16th, 2016

Фотографии из космоса, публикуемые на сайте NASA и других космических агентств, часто привлекают к себе внимание тех, кто сомневается в их подлинности, — критики находят на изображениях следы редактирования, ретуширования или манипуляций с цветом. Так повелось еще со времен зарождения «лунного заговора», а теперь под подозрение попали снимки, сделанные не только американцами, но и европейцами, японцами, индийцами. Совместно с порталом N+1 разбираемся, зачем вообще обрабатывают космические изображения и могут ли они, несмотря на это, считаться подлинными.

Для того чтобы правильно оценивать качество космических снимков, которые мы видим в Сети, необходимо учитывать два важных фактора. Один из них связан с характером взаимодействия агентств и широкой публики, другой продиктован физическими законами.

Связи с общественностью

Космические снимки — одно из самых эффективных средств популяризации работы исследовательских миссий в ближнем и дальнем космосе. Однако далеко не все кадры сразу оказываются в распоряжении СМИ.

Изображения, полученные из космоса, можно условно разделить на три группы: «сырые» (raw), научные и публичные. Сырые, или исходные, файлы с космических аппаратов иногда бывают доступны всем желающим, а иногда нет. Например, изображения, полученные марсоходами Curiosity и Opportunity или спутником Сатурна Cassini , публикуются практически в режиме реального времени, так что любой желающий может увидеть их одновременно с учеными, изучающими Марс или Сатурн. Необработанные фотографии Земли с МКС выкладываются на отдельный сервер NASA . Космонавты заливают их тысячами, и ни у кого нет времени на их предобработку. Единственное, что добавляют к ним на Земле, это географическую привязку для облегчения поиска.

Обычно за ретушь критикуют публичные кадры, которые прилагаются к пресс-релизам NASA и других космических агентств, — ведь именно они попадаются на глаза пользователям интернета в первую очередь. И при желании там можно найти много чего. И манипуляции с цветом:


Фото посадочной платформы марсохода Spirit в видимом диапазоне света и с захватом ближнего инфракрасного.
(с) NASA/JPL/Cornell

И наложение нескольких снимков:


Восход Земли над лунным кратером Комптона.

И копипасту:


Фрагмент Blue Marble 2001
(c) NASA/Robert Simmon/MODIS/USGS EROS

И даже прямую ретушь, с затиранием некоторых фрагментов изображения:


Высветленный снимок GPN-2000-001137 экспедиции Apollo 17.
(с) NASA

Мотивация NASA в случае со всеми этими манипуляциями проста настолько, что ей готовы поверить далеко не все: так красивее.

Но ведь правда, бездонная чернота космоса выглядит более впечатляюще, когда ей не мешают мусор на объективе и заряженные частицы на пленке. Цветной кадр, и правда, привлекательнее черно-белого. Панорама из снимков лучше отдельных кадров. При этом важно, что в случае с NASA почти всегда можно найти исходные кадры и сравнить одно с другим. Например исходный вариант (AS17-134-20384) и вариант «для печати» (GPN-2000-001137) этого снимка с Apollo 17, который приводят как чуть ли не главное доказательство ретуширования лунных фотографий:


Сравнение кадров AS17-134-20384 и GPN-2000-001137
(с) NASA

Или найти «сэлфи-палку» марсохода, которая «пропала» при создании его автопортрета :


Снимки Curiosity от 14 января 2015, сол 868
(с) NASA/JPL-Caltech/MSSS

Физика цифровой фотографии

Как правило те, кто упрекает космические агентства за манипуляции с цветом, использование фильтров или публикацию черно-белых фотографий «в наш век прогресса цифровых технологий», не учитывают физические процессы получения цифровых изображений. Они полагают, что если смартфон или фотоаппарат сразу выдают цветные кадры, то космическому аппарату это тем более должно быть по плечу, и даже не догадываются, какие сложные операции необходимы, чтобы цветное изображение сразу попало на экран.

Поясним теорию цифрового фото: матрица цифрового аппарата — это, по сути, солнечная батарея. Есть свет — есть ток, нет света — нет тока. Только матрица представляет собой не единую батарею, а множество маленьких батарей — пикселей, с каждого из которых по отдельности считывается выдача тока. Оптика фокусирует свет на фотоматрицу, а электроника считывает интенсивность выделения энергии каждым пикселем. Из полученных данных строится изображение в оттенках серого — от нулевого тока в темноте до максимального на свету, то есть на выходе оно получается черно-белым. Чтобы сделать его цветным, необходимо применить цветные фильтры. Получается, как ни странно, что цветные фильтры присутствуют в каждом смартфоне и в каждой цифровой камере из ближайшего магазина! (Для кого-то эта информация банальна, но, по опыту автора, для многих она окажется новостью.) В случае с обычной фототехникой применяется чередование красных, зеленых и синих фильтров, которые поочередно накладываются на отдельные пиксели матрицы, — это так называемый фильтр Байера .


Фильтр байера наполовину состоит из зеленых пикселей, а красный и синий занимают по одной четверти площади.
(с) Wikimedia

Здесь повторим: навигационные камеры выдают черно-белые изображения потому, что такие файлы меньше весят, а также потому, что цвет там просто не нужен. Научные камеры позволяют извлекать информации о космосе больше, чем способен воспринимать глаз человека, и поэтому для них используется более широкий набор цветовых фильтров:


Матрица и барабан светофильтров инструмента OSIRIS на Rosetta
(с) MPS

Применение фильтра ближнего инфракрасного света, который не виден глазу, вместо красного привело к покраснению Марса на многих кадрах, ушедших в СМИ. Пояснение про инфракрасный диапазон перепечатали далеко не все, что породило отдельную дискуссию, которую мы также разбирали в материале «Какого цвета Марс».

Однако на марсоходе Curiosity стоит фильтр Байера, что позволяет ему снимать в цвете, привычном нашему глазу, хотя отдельный набор цветных фильтров к камере также прилагается.


(c) NASA/JPL-Caltech/MSSS

Применение отдельных фильтров удобнее с точки зрения выбора диапазонов света, в которых хочется посмотреть на объект. Но если этот объект движется быстро, то на снимках в разных диапазонах его положение меняется. На кадрах «Электро-Л» это было заметно на быстрых облаках, которые успевали сдвинуться за считанные секунды, пока спутник меняет фильтр. На Марсе подобное происходило при съемке закатов у марсохода Spirit и Opportunity — у них нет фильтра Байера:


Закат, снятый Spirit в 489 сол. Наложение снимков, снятых с фильтрами на 753 535 и 432 нанометров.
(с) NASA/JPL/Cornell

На Сатурне похожие трудности у Cassini:


Спутники Сатурна Титан (сзади) и Рея (впереди) на снимках Cassini
(с) NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

В точке Лагранжа с той же ситуацией сталкивается DSCOVR:


Транзит Луны по диску Земли на снимке DSCOVR 16 июля 2015 года.
(с) NASA/NOAA

Чтобы получить из этой съемки красивое фото, пригодное для распространения в СМИ, приходится поработать в редакторе изображений.

Есть еще один физический фактор, о котором знают далеко не все, — черно-белые снимки имеют более высокие разрешение и четкость по сравнению с цветными. Это так называемые панхроматические снимки, которые включают в себя всю световую информацию, попадающую в камеру, без отсечения каких-либо ее частей фильтрами. Поэтому многие «дальнобойные» камеры спутников снимают только в панхроме, что для нас означает черно-белые кадры. Такая камера LORRI установлена на New Horizons, камера NAC — на лунном спутнике LRO. Да по сути все телескопы снимают в панхроме, если только специально не применяют фильтры. («NASA скрывает истинный цвет Луны» — вот откуда это пошло.)

Мультиспектральная «цветная» камера, оборудованная фильтрами и имеющая гораздо меньшее разрешение, может прилагаться к панхроматической. При этом ее цветные снимки можно накладывать на панхроматические, в результате чего мы получим цветные снимки высокого разрешения.


Плутон на панхроматических и мультиспектральных снимках New Horizons
(с) NASA/JHU APL/Southwest Research Institute

Такой метод часто применяют при съемке Земли. Если знать об этом, то можно увидеть на некоторых кадрах типичный ореол, который оставляет размытый цветной кадр:


Композитный снимок Земли со спутника WorldView-2
(c) DigitalGlobe

Именно путем такого наложения создавался тот самый впечатляющий кадр Земли над Луной, что выше приведен как пример наложения разных снимков:


(с) NASA/Goddard/Arizona State University

Дополнительная обработка

Часто приходится прибегать к инструментам графических редакторов, когда надо почистить кадр перед публикацией. Представления о безупречности космической техники не всегда оправданны, поэтому мусор на космических камерах — дело распространенное. Например, камера MAHLI на марсоходе Curiosity просто загажена, иначе и не скажешь:


Фото Curiosity с помощью инструмента Mars Hand Lens Imager (MAHLI) в сол 1401
(с) NASA/JPL-Caltech/MSSS

Соринка в солнечном телескопе STEREO-B породила отдельный миф об инопланетной космической станции, постоянно летающей над северным полюсом Солнца:


(с) NASA/GSFC/JHU APL

Еще в космосе нередки заряженные частицы, которые оставляют свои следы на матрице в виде отдельных точек или полос. Чем дольше выдержка, тем больше остается следов, на кадрах появляется «снег», который не очень презентабельно смотрится в СМИ, поэтому его тоже стараются счистить (читай: «отфотошопить») перед публикацией:


(с) NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Поэтому можно сказать: да, NASA фотошопит снимки из космоса. ESA фотошопит. Роскосмос фотошопит. ISRO фотошопит. JAXA фотошопит... Не фотошопит только Национальное космическое агентство Замбии. Так что если кого-то не устраивают изображения NASA, то всегда можно воспользоваться их снимками космоса без каких-либо признаков обработки.

1. На фотографии — устье реки Бецибука в северо-западной части острова Мадагаскар . Снимок сделан 8 марта 2005 года членом экипажа МКС-10, работавшего на МКС с 16 октября 2004 года по 24 апреля 2005 года.

2. На снимке изображен ураган «Дин» — сильнейший тропический циклон сезона атлантических ураганов. Фотография сделана 18 августа 2007 года членами экипажа на космическом челноке Индевор.


3. 5−13 октября 1984 года — вид на Большие Гималаи с юго-запада . Фотография захватывает территории Индии, Пакистана и Китая. Снимок сделан в ходе 6-го полета шаттла «Челленджер» одним из членов экипажа.


4. Великие озера , расположенные в Северной Америке. На переднем плане — озеро Онтарио, а в центральной части снимка расположен город Детройт. Фотография сделана в период в сентябре 1994 года в ходе 19-го космического полета Discovery.


5. Извержение вулкана Кливленд на острове Чугинадак, Северная Америка. Фотография сделана 23 мая 2006 года членами тринадцатого долговременного экипажа Международной космической станции МКС-13.


6. Пролетая над Мадагаскаром . Этот снимок — самый свежий в нашей подборке: он сделан космонавтом Рикки Арнольдом, который 21 марта текущего года в стратовал в качестве бортниженера-2 космического корабля «Союз МС-08» вместе Олегом Артемьевым и Эндрю Фейстелом. Спустя два дня корабль пристыковался к российскому сегменту МКС.


7. А этот знаменитый кадр сделан с расстояния в 29 000 километров в далеком 1972 году экипажем миссии «Аполлон-17». Снимок носит название Голубой марбл и демонстрирует полностью освещенную Солнцем Землю.


На днях NASA объявило о том, что 19 июля находящийся на орбите Сатурна зонд Кассини сфотографирует Землю , которая на момент съемки будет находиться на расстоянии 1.44 миллиарда километров от аппарата. Это не первая фотосессия такого плана, но первая о которой было объявлено заранее. Специалисты NASA надеется, что новое изображение займет почетное место в ряду таких знаменитых снимков Земли. Так это или нет, покажет время, а пока мы можем вспомнить историю фотографирования нашей планеты из глубин космоса.

С давних пор людям всегда хотелось взглянуть на нашу планету с высоты. Появление авиации дало человечеству возможность подняться за облака, а вскоре бурное развитие ракетной техники сделало возможным получение фотографий с поистине космических высот. Первые снимки из космоса (если придерживаться стандартов ФАИ, по которым космос начинается с высоты 100 км. над уровнем моря) были сделаны в 1946 году с помощью трофейной ракеты ФАУ-2.

Первая попытка фотосъемки земной поверхности со спутника была предпринята в 1959 году. Спутник Эксплорер-6 сделал вот эту вот замечательную фотографию. Кстати, после того как миссия Эксплорера-6 была завершена, он еще послужил американской Родине, став мишенью для испытаний противоспутниковых ракет.

С тех пор спутниковая фотография развивилась невероятными темпами и теперь можно найти кучу снимков любых частей земной поверхности на любой вкус. Но абсолютное большинство этих фото сделано с низкой околоземной орбиты. Как же выглядит Земля с более отдаленных дистанций?

Снимка Апполонов

Единственными людьми, которые могли видеть всю Землю целиком (грубо говоря в одном кадре) были 24 человека из экипажей Аполлонов. В наследство от этой программы нам осталось несколько классических снимков.

А вот снимок сделанный с Аполлона-11 , где четко виден земной терминатор (и да, речь не об известном боевике, а о линии разделяющей освещенную и неосвещенную части планеты).

Фото земного серпа над поверхностью Луны, сделанное экипажем Аполлона-15.

Еще один восход Земли, в этот раз над так называемой темной стороной Луны. Фото сделано с Апполона-16 .

"The Blue Marble" - еще одна иконическая фотография, сделанная 7 декабря 1972 года экипажем Аполлона-17 с расстояния примерно 29 тысяч км. от нашей планеты. Это не был первый снимок, где можно было наблюдать полностью освещенную Землю, но он стал одним из самых известных. Астронавты Аполлона-17 пока что являются последними людьми, которые могли наблюдать Землю с такого ракурса. К 40 летию фото, NASA сделала ремейк этого фото , склеив кучу кадров с разных спутников в едином композитном снимке. Существует и российский аналог, сделанный со спутника Электро-М.


Если смотреть с поверхности Луны, то Земля постоянно находится на одной и той же точке неба. Поскольку Аполлоны сажались в экваториальных областях, то для того чтобы сделать патриотическую аватарку, астронавтам пришлось как следует наловчиться.

Снимки с средних дистанций

Помимо Аполлонов, Землю с большого расстояния фотографировал ряд АМС. Вот самые известные из этих снимков

Очень известный снимок Вояджера-1, сделанный 18 сентября 1977 года с расстояния в 11,66 миллиона километров от Земли. Насколько я знаю, это было первое изображение Земли и Луны в одном кадре.

Схожий снимок, сделанный аппаратом Галилео с расстояния 6,2 миллиона километров в 1992 году


Снимок, сделанный 3 июля 2003 года с борта станции Mars Express . Расстояние до Земли - 8 миллионов километров.

А вот самый свежий, но как ни странно худший по качеству снимок сделанный миссией Юнона с расстояния 9,66 миллиона километров. Вот и думай - то ли NASA совсем уж сэкономила на камерах, то из-за финансового кризиса у них поувольнялись все сотрудники, отвечающие за фотошоп.

Снимки с марсианской орбиты

Вот так например Земля и Юпитер выглядели с орбиты Марса. Снимки были сделаны 8 мая 2003 года аппаратом Mars Global Surveyor , находившися на тот момент на расстоянии 139 миллионов километров от Земли. Стоит отметить, что камера на борту аппарата не могла делать цветных изображений, и потому это снимки в искуственных цветах.

Схема месторасположения Марса и планет на момент съемки

А вот так Земля выглядит уже с поверхности красной планеты. Трудно не согласиться с этой надписью.

А вот еще одно изображение марсианского неба. Более яркая точка Венера, менее яркая (на которую указывают стрелочки) - наша родная планета

Кому интересно, очень атмосферное фото заката на Марсе.Чем-то напоминает похожий кадр из фильма Чужой .


Тот самый кадр из Чужого

Снимки с орбиты Сатурна

А вот Земля на одном из снимков, сделанных упомянуым в начале аппаратом Кассини . Сам снимок композитный, и получен в сентябре 2006 года. Его составили из 165 фотографий, сделанных в инфракрасном и ультрафиолетовом спектре, которые затем склеили и обработали, сделав цвета похожими на натуральными. В отличие от этой мозаики во время съемки 19 июля на Земля и система Сатурна впервые будут сняты в так называемых естественных цветах, то есть такими, каким их увидел бы человеческий глаз. Кроме того, впервые Земля и Луна попадут в объектив камеры "Кассини" с самой высокой разрешающей способностью.

А вот кстати, как выглядит Юпитер с орбиты Сатурна. Снимок разумеется тоже сделан аппаратом Кассини. На тот момент газовые гиганты разделяло расстояние в 11 астрономических единиц.

Семейный портрет "изнутри" Солнечной системы

Данный портрет Солнечной системы был сделан аппаратом MESSENGER , находящимся на орбите вокруг Меркурия в ноябре 2010 года. На составленной из 34 снимков мозаике видны все планеты Солнечной системы, кроме Урана и Нептуна, которые находились слишком далеко, чтобы быть зафиксированными. На снимках можно разглядеть Луну, четыре главных спутника Юпитера и даже кусочек Млечного пути.

Собственно, наша родная планета


В большем разрешении
Схема расположения аппарата и планет на момент съемки

Семейный потрет "снаружи" Солнейной системы

И наконец, отец всех семейных портретов и сверхдальних фотографий - мозаика из 60 фотографий, сделанных все тем же Вояджером-1 между 14 февраля и 6 июня 1990 года. После прохождения Сатурна в ноябре 1980 года аппарат в общем-то бездействовал - других небесных тел для изучения у него не осталось, а до приближения к границе гелиопаузы оставалось еще примерно 25 лет полета.



После многочисленных просьб, Карлу Сагану удалось убедить руководство NASA снова активировать выключенные десятилетие назад камеры корабля и сделать фотографию всех планет Солнечной системы. Заснять не удалось лишь Меркурий (который был слишком близко к Солнцу), Марс (чему опять же, помешал свет от Солнца) и Плутон, который попросту был слишком мал.

Вояджер-1 был выбран потому, что он шел по траектории, которая как-бы приподымала его над плоскостью эклиптики, что позволяло снимать все планеты "сверху".

Такой вид на момент съемок открывался с борта аппарата


Cнимок Солнца и регионов, где находились Земля и Венера


Планеты крупным планом

Cам Карл Саган так высказался об этом фото: "Взгляните ещё раз на эту точку. Это здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вы любите, все, кого вы знаете, все, о ком вы когда-либо слышали, все когда-либо существовавшие люди прожили свои жизни на ней. Множество наших наслаждений и страданий, тысячи самоуверенных религий, идеологий и экономических доктрин, каждый охотник и собиратель, каждый герой и трус, каждый созидатель и разрушитель цивилизаций, каждый король и крестьянин, каждая влюблённая пара, каждая мать и каждый отец, каждый способный ребёнок, изобретатель и путешественник, каждый преподаватель этики, каждый лживый политик, каждая «суперзвезда», каждый «величайший лидер», каждый святой и грешник в истории нашего вида жили здесь — на соринке, подвешенной в солнечном луче.

Земля — очень маленькая сцена на безбрежной космической арене. Подумайте о реках крови, пролитых всеми этими генералами и императорами, чтобы, в лучах славы и триумфа, они могли стать кратковременными хозяевами части песчинки. Подумайте о бесконечных жестокостях, совершаемых обитателями одного уголка этой точки над едва отличимыми обитателями другого уголка. О том, как часты меж ними разногласия, о том, как жаждут они убивать друг друга, о том, как горяча их ненависть.

Наши позёрства, наша воображаемая значимость, иллюзия о нашем привилегированном статусе во вселенной — все они пасуют перед этой точкой бледного света. Наша планета — лишь одинокая пылинка в окружающей космической тьме. В этой грандиозной пустоте нет ни намёка на то, что кто-то придёт нам на помощь, дабы спасти нас от нашего же невежества.

Земля — пока единственный известный мир, способный поддерживать жизнь. Нам больше некуда уйти — по крайней мере, в ближайшем будущем. Побывать — да. Колонизировать — ещё нет. Нравится вам это или нет — Земля сейчас наш дом".