Федеральные авиационные правила полетов государственной авиации.


ПРИКАЗ от 24 сентября 2004 г. N 275 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ
ПРОИЗВОДСТВА ПОЛЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 и федеральных авиационных правилах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст. 1593; 2000, N 17, ст. 1875) приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 января 2005 г. прилагаемые Федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации.
Содержание

ПРИКАЗ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 2004 Г. N 275
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА ПОЛЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Виды полетов
Старший авиационный начальник аэродрома государственной авиации
Обеспечение безопасности полетов

II. ЛЕТНЫЙ СОСТАВ, ЭКИПАЖ ВОЗДУШНОГО СУДНА, ПРОВЕРКИ И ДОПУСКИ К ПОЛЕТАМ
Летный состав, экипаж воздушного судна
Обязанности членов экипажа воздушного судна
Допуск летного состава к полетам
Проверки летного состава
Допустимые перерывы и порядок восстановления навыков летного состава
Нормы налета и отдыха летного состава

III. ЛИЦА ГРУППЫ РУКОВОДСТВА ПОЛЕТАМИ, ПРОВЕРКИ И ДОПУСКИ К УПРАВЛЕНИЮ ПОЛЕТАМИ
Лица группы руководства полетами
Обязанности и права лиц ГРП
Руководитель полетами на аэродроме
Помощник руководителя полетами на аэродроме
Руководитель ближней зоны
Руководитель зоны посадки
Руководитель дальней зоны
Офицер боевого управления
Дежурный штурман
Дежурный по приему и выпуску воздушных судов
Руководитель полетами на полигоне
Помощник руководителя полетами на полигоне
Авиационный наводчик
Руководитель полетами в аэродромной зоне
Руководитель полетами на посадочной площадке
Руководитель выброски на площадке приземления
Обязанности лиц ГРП на АНК группового базирования корабельных воздушных судов
Руководитель полетами на АНК
Помощник руководителя полетами на АНК
Помощник руководителя полетами на взлете
Руководитель ближней зоны
Руководитель дальней зоны

Штурман наведения
Руководитель зоны посадки
Руководитель посадки
Руководитель визуальной посадки
Дежурный штурман
Обязанности лиц ГРП на АНК одиночного базирования корабельных воздушных судов
Руководитель полетами на АНК
Офицер боевого управления зоны боевых действий
Допуск лиц ГРП к управлению полетами
Проверки лиц ГРП
Допустимые перерывы и порядок восстановления навыков лиц ГРП в управлении полетами
Нормы труда и отдыха лиц ГРП

IV. ПРАВИЛА ПОЛЕТОВ
Правила визуальных полетов
Правила полетов по приборам
Правила установки и порядок использования барометрических высотомеров

V. ПРОИЗВОДСТВО ПОЛЕТОВ
Организация полетов
Принятие решения, постановка задач на подготовку и проведение полетов руководящему составу авиационной части, командирам
подразделений и командирам частей (подразделений) обеспечения
Планирование полетов
Подготовка к полетам летного состава
Подготовка лиц ГРП к управлению полетами
Разведка погоды
Предполетная подготовка
Особенности организации воздушных перевозок, перелетов и перегонки воздушных судов
Особенности организации облетов воздушных судов
Особенности организации полетов на АРЗ и в военных представительствах
Особенности организации международных полетов, перегонки воздушных судов за границу
Особенности организации полетов с авианесущих кораблей одиночного и группового базирования
Особенности организации авиационно-спасательных и специальных авиационных работ
Особенности организации полетов на гидросамолетах
Особенности организации демонстрационных полетов
Особенности организации полетов на спортивных воздушных судах
Особенности организации полетов при ограниченном использовании средств связи и РТО
Особенности организации полетов в условиях горной местности
Особенности организации полетов над безориентирной местностью и пустыней
Особенности организации полетов над морем (водной поверхностью)
Особенности организации полетов в полярных районах
Особенности организации полетов в районах жаркого климата
Полеты
Общий порядок выполнения полетов
Полеты в облаках и с использованием шторки (СИВ)
Полеты ночью
Групповые полеты
Полеты на малых и предельно малых высотах
Полеты на больших высотах, в стратосфере и на сверхзвуковой скорости
Требования безопасности при выполнении демонстрационных полетов
Перелеты воздушных судов
Международные полеты
Полеты на вертолетах
Полеты с АНК одиночного и группового базирования 121
Полеты на гидросамолетах
Полеты в условиях горной местности
Полеты в условиях грозовой деятельности и сильных ливневых осадков
Полеты в условиях турбулентности воздуха (болтанки)
Полеты в условиях повышенной электрической активности атмосферы
Полеты в условиях сдвига ветра
Разбор полетов

VI. УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТАМИ
Общий порядок управления полетами
Особенности управления внеаэродромными полетами и перелетами
Особенности управления полетами на АРЗ и в военных представительствах
Особенности управления полетами вертолетов
Особенности управления полетами с АНК одиночного и группового базирования
Особенности управления полетами гидросамолетов
Особенности управления полетами при проведении поисково-спасательных работ

VII. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА (ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТАМИ) ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОСОБЫХ СИТУАЦИЙ В ПОЛЕТЕ
Потеря пространственной ориентировки
Вынужденное покидание воздушного судна
Попадание в метеорологические условия, к полетам в которых экипаж не подготовлен
Потеря ориентировки
Отказ систем и оборудования воздушного судна
Потеря радиосвязи
Внезапное ухудшение состояния здоровья или ранение членов экипажа

VIII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ
Обеспечение полетов аэронавигационной информацией
Штурманское обеспечение полетов
Инженерно-авиационное обеспечение полетов
Аэродромно-техническое обеспечение полетов
Связь и радиотехническое обеспечение полетов
Радиолокационное обеспечение полетов
Морально-психологическое обеспечение полетов
Метеорологическое обеспечение полетов
Орнитологическое обеспечение полетов
Медицинское обеспечение полетов
Поисково-спасательное обеспечение полетов
Объективный контроль полетов
Группа обеспечения полетов
Обязанности лиц группы обеспечения полетов
Старший инженер полетов
Дежурный инженер-синоптик
Дежурный по аэродромно-техническому обеспечению полетов
Старший дежурный по связи и РТО полетов
Ответственный офицер за РЛО полетов
Дежурный врач (фельдшер)
Хронометражист
Дежурный планшетист КП
Наблюдатель за воздушными судами, заходящими на посадку
Начальник наземной поисково-спасательной команды
Авиационный диспетчер аэродрома

Приложение N 1 к Правилам (п. 5)
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕННЫХ НАИМЕНОВАНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

Приложение N 2 к Правилам (п. 6)
ПЛАНОВАЯ ТАБЛИЦА НА ПОЛЕТЫ

Приложение N 3 к Правилам (п. 6)
ПОЛЕТНЫЙ ЛИСТ

Приложение N 4 к Правилам (п. 6)
ЗАДАНИЕ НА ПОЛЕТ

Приложение N 5 к Правилам (п. 13)
МАКСИМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ МЕТЕОЭЛЕМЕНТОВ, ПОЛЕТЫ ПРИ КОТОРЫХ СЧИТАЮТСЯ ВЫПОЛНЕННЫМИ В СМУ

Приложение N 6 к Правилам (п. 57)
МАКСИМАЛЬНЫЕ ПЕРЕРЫВЫ В ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПОЛЕТАХ (В МЕСЯЦАХ) ДЛЯ ЛЕТЧИКОВ И ШТУРМАНОВ

Приложение N 7 к Правилам (п. 252)
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ТАБЛИЦ ПОЛЕТОВ

Приложение N 8 к Правилам (п. 294)
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ГОТОВНОСТИ К ПЕРЕЛЕТУ

Приложение N 9 к Правилам (п. 436)
СИГНАЛЫ (КОМАНДЫ), ПОДАВАЕМЫЕ ЭВОЛЮЦИЯМИ ВОЗДУШНОГО СУДНА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ГРУППОЙ

Приложение N 10 к Правилам (п. 436)
ДУБЛИРУЮЩИЕ СИГНАЛЫ И ЗНАКИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ЗЕМЛЕ И В ВОЗДУХЕ

Приложение N 11 к Правилам (п. 245)
ЕДИНАЯ МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЫСОТ ПОЛЕТА ВС С ОДНИМ БАРОМЕТРИЧЕСКИМ ВЫСОТОМЕРОМ (ПРИ УСТАНОВКЕ
НА БАРОМЕТРИЧЕСКОМ ВЫСОТОМЕРЕ ДАВЛЕНИЯ АЭРОДРОМА)

Приказ Министра обороны РФ от 24 сентября 2004 г. N 275
"Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации"

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст. 1593; 2000, N 17, ст. 1875) приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 января 2005 г. прилагаемые Федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации.

Министр обороны
Российской Федерации

С. Иванов

Регистрационный N 6110

Правила обязательны для выполнения всеми авиационными формированиями федеральных органов исполнительной власти и организаций. Право руководить полетами предоставляется должностным лицам, имеющим летное образование или специальность по управлению полетами авиации, соответствующий допуск к руководству полетами и годным к исполнению своих обязанностей по заключению медицинской комиссии.

Экипажам воздушных судов, выполняющих перелеты (перевозку пассажиров и грузов), разрешается иметь общий налет не более 12 часов в сутки при стартовом времени не более 14 часов. Максимальный налет летчика с применением систем (приборов) ночного видения в летную смену не должен превышать 3 часов, в одном полете - не более 2 часов (на предельно малой высоте - не более 1 часа). Экипажам, выполняющим длительные беспосадочные полеты продолжительностью более 12 часов, предоставляется предполетный отдых не менее 10 часов. По окончании полетов им же предоставляется послеполетный отдых: при продолжительности полета до 16 часов - не менее 48 часов, от 16 до 24 часов - не менее 60 часов, более 24 часов - не менее 72 часов.


Приказ Министра обороны РФ от 24 сентября 2004 г. N 275 "Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации"

Приложение

к приказу Генерального директора

Росавиакосмоса

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ
(ФАП ПП ЭА - 2000)


Глава II.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДА, АЭРОДРОМЫ И АВИАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ

2.1.

Экспериментальные воздушные суда ………………………... Аэродромы экспериментальной авиации ……………………

Авиационный персонал экспериментальной авиации ………


12

Глава III.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1.

Классификация полетов ……………………………………… Планирование летно-испытательной работы ………………..

Летно-методическая работа …………………………….……..

Программа испытаний, полетный лист и задание на испытательный полет …...……………………………………..

Испытательная бригада ………………………………………..

Допуск летного состава к полетам ……………………………

Минимум погоды для выполнения испытательных полетов, допуск к полетам в сложных метеоусловиях ………

Проверки летного состава ……………………………………..

Экипаж экспериментального воздушного судна ……………

Организация испытательных полетов ………………….…….

Нормирование испытательных полетов ……………………..

Порядок принятия решения на проведение полетов ….……..

Порядок принятия решения на выпуск в полет и на прием воздушных судов ……………………………………………….

Разбор полетов, отчет экипажа за полет ……………….……..

Анализ материалов испытательного полета, летная оценка, отчет(акт) по результатам испытаний (исследований) ……..


15

38
40


Глава V.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ

5.1.

5.12.
5.13.
5.14.


Правила визуальных полетов ………………………………...

Правила полетов по приборам ………………………………..

Безопасные высоты полета …………………………….……...

Правила выдерживания и изменения высоты полета ………

Особенности выполнения испытательных полетов ………….

Аэродромные полеты ………………………………………….

Внеаэродромные полеты в воздушном пространстве Российской Федерации ………………………………….…….

Международные полеты ………………………………………

Полеты в облаках ……………………………………….……..

Полеты ночью ………………………………………………….

Полеты с использованием шторки (СИВ) ……………………

Групповые полеты и полеты на дозаправку топливом в воздухе………………………………………………………….

Полеты на больших высотах, в стратосфере и на сверх­звуко­вой скорости.………………………………………….……….

Полеты на малых и предельно малых вы­сотах.………...…...

Полеты с грунтовых аэродромов (грунтовых ВПП) …….….

Полеты на самолетах вертикального взлета и посадки …….

Полеты гидросамолетов и вертолетов-амфибий ……………

Полеты на вертолетах …………………………………………

Полеты на сверхлегких воздушных судах …………….……..

Полеты с авианесущих кораблей ……………………………...

Аэронавигационный запас топлива …………………………...

Полеты в особых условиях ……………………………………

Особые случаи в полете ………………………………………..

Перевозка служебных пассажиров и гру­зов на экспериментальных воздушных судах ……………………………………


67

Глава VI.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ

6.1.

Штурманское обеспечение полетов …………………………

Обеспечение полетов аэронавигационной информацией …...

Метеорологическое обеспечение полетов …………….……..

Орнитологическое обеспечение полетов …………………….

Аэродромное обеспечение полетов ………………………….

Связь и радиосветотехническое обеспечение полетов ……..

Инженерно-авиационное обеспечение полетов …………….

Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов …

Парашютно-спасательное обеспечение полетов …………….

Высотно-кислородное обеспечение полетов ………….……..

Медицинское обеспечение полетов ………………………….

Объективный контроль полетов и обеспечение испытаний (исследований) измерениями …………………………………

Материально-техническое обеспечение полетов ……………

Диспетчерское обеспечение планов полетов ………..……..


106

Глава VII.

РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, ИНЦИДЕ­НТОВ И НАРУШЕНИЙ ПОРЯДКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7.1.

Расследование авиационных происшествий и инцидентов …

Расследование нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации …....…………...


141
141

ПРИЛОЖЕНИЯ К ФЕДЕРАЛЬНЫМ АВИАЦИОННЫМ ПРАВИЛАМ ПО

ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ

(ФАП ПП ЭА – 2000):


1.

10.
11.

Максимальные значения параметров метеоэлементов, определяющие полеты в сложных метеорологических условиях (СМУ) ……………………………………………………….

Плановая таблица полетов ……………………………………

Условные знаки для оформления плановых таблиц полетов и других документов ………………………………………….

Журнал диспетчерских разрешений и решений командиров воздушных судов на вылет …………………………………..

Перечень основного типового оборудования рабочих мест руководителей полетов и диспетчеров АДП на аэродромах экспериментальной авиации ………………………

Перечень основных нормативных правовых актов, методических, справочных и учетных документов на рабочих местах руководителей полетов и диспетчеров аэродромных диспетчерских пунктов...…………..…………………………

Журнал старшего руководителя полетов …….……………...

Расчет минимальной безопасной высоты(эшелона) полета... Расчет высоты для полета на заданном эшелоне при установке на шкале давления барометрического высотомера атмосферного давления на аэродроме..…………………….

Сигналы (команды), подаваемые эволюциями самолета при управлении группой …………………………………………..

Сигналы (команды) , подаваемые экипажам воздушных судов при отсутствии радиосвязи ……………………………….

144
145
153

166
167
168

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ,

ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИМЕНЯЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
1.1. Общие положения
Настоящие федеральные авиационные правила по производству полетов экспериментальной авиации (далее именуются – Правила) разработаны в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. № 360 ""О Федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах"" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., № 14, ст.1593).

Правила определяют порядок организации летно-испытательной работы, выполнения испытательных полетов, управления полетами и их обеспечения в авиационных организациях экспериментальной авиации.

Правила являются обязательными для всех субъектов правоотношений, на которых распространяется действие воздушного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области деятельности экспериментальной авиации и использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе на юридических лиц, осуществляющих разработку, производство и испытания авиационной и другой техники, организацию летно-испытательной работы, выполнение испытательных полетов, управление полетами и их обеспечение.

Организация, выполнение, обеспечение полетов и управление полетами гражданских и (или) государственных воздушных судов, которые базируются на аэродромах экспериментальной авиации, определяются нормативными правовыми актами Федеральной службы воздушного транспорта России и (или) Министерства обороны Российской Федерации и включаются в Инструкцию по производству полетов в районе аэродрома (аэронавигационный паспорт аэродрома).

1.2. Определения
Атмосферное давление на аэродроме (давление на аэродроме) – значение атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба (мм рт.ст.), в миллибарах (мбар) или гектопаскалях (гПа) на уровне порога ВПП.

Аэродром горный – аэродром, расположенный на высоте 1000 м и более над уровнем моря.

Аэродром запасный – аэродром (в том числе аэродром вылета), указанный в плане полета, выбранный перед полетом или в полете, куда может следовать воздушное судно для выполнения посадки, если посадка на основном аэродроме невозможна.

Аэродром основной – аэродром, на котором посадка воздушного судна предусмотрена заданием на полет.

Безопасная скорость взлета (V 2 ) – скорость самолета, достигаемая на высоте 10 м и обеспечивающая безопасное продолжение набора высоты.

Боковая полоса безопасности (БПБ) – специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к боковой границе ВПП, предназначенный для обеспечения безопасности при взлете и посадке воздушных судов.

Болтанка – беспорядочные перемещения воздушного судна при полете в условиях турбулентности атмосферы (слабая – при приросте перегрузки до ±

0,5; умеренная – не более ± 1,0; сильная – более ± 1,0;).

Взлет – ускоренное движение воздушного судна с момента начала движения с линии старта или начала увеличения режима двигателей до взлетного режима при взлете без остановки (момента отделения от ВПП при вертикальном взлете) до набора высоты 10 м (высоты влияния экрана при вертикальном взлете) с одновременным достижением скорости не менее безопасной скорости взлета.

Взлетная дистанция – расстояние по горизонтали, проходимое воздушным судном при взлете.

Видимость (дальность видимости) – максимальное расстояние, с которого видны и опознаются неосвещенные объекты (ориентиры) днем и световые ориентиры (освещенные объекты) ночью.

Видимость вертикальная – максимальное расстояние от земной (водной) поверхности до уровня, с которого вертикально вниз видны и опознаются объекты (ориентиры) на земной (водной) поверхности.

Видимость на ВПП (взлетная) – видимость в направлении взлета воздушного судна из определенной точки, расположенной над ВПП на высоте, соответствующей уровню глаз командира воздушного судна в момент взлета.

Видимость на ВПП (посадочная) – видимость порога ВПП с высоты полета воздушного судна на предпосадочной прямой.

Видимость полетная – видимость объектов в воздушном пространстве и объектов (ориентиров) на земной (водной) поверхности из кабины воздушного судна в полете.

Воздушная обстановка – взаимное расположение воздушных судов и других материальных объектов, одновременно находящихся в определенном районе воздушного пространства (воздушной трассе, МВЛ, маршруте полета, районе аэродрома, аэроузла).

Время полета самолета – период времени с начала взлета самолета до окончания пробега при посадке.

Время полета вертолета – период времени от начала разбега вертолета при взлете (от момента отделения от ВПП при вертикальном взлете) до конца пробега при посадке (до дросселирования двигателя после приземления при вертикальной посадке).

Вынужденная посадка – посадка на аэродроме или вне аэродрома по причинам, не позволяющим выполнить полет согласно плану (заданию).

Высота безопасная – минимально допустимая высота полета, гарантирующая от столкновения воздушное судно с земной (водной) поверхностью или с препятствиями на ней.

Высота нижней границы облаков – расстояние по вертикали между поверхностью суши (воды) и нижней границей самого низкого слоя облаков.

Высота перехода – установленная в районе аэродрома высота для перевода шкалы давления барометрического высотомера на значение стандартного давления при наборе заданного эшелона.

Высота полета – общий термин, означающий расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна.

Высота полета абсолютная – высота полета от уровня моря.

Высота полета истинная – высота полета от уровня точки на земной (водной) поверхности, находящейся непосредственно под воздушным судном.

Высота полета относительная – высота полета от уровня условно выбранной точки.

Высота принятия решения – установленная высота полета при заходе на посадку, на которой командир ВС должен принять решение на выполнение посадки или об уходе на второй круг.

Зона ожидания – воздушное пространство определенных размеров, установленное, как правило, над РНТ в районе аэродрома (аэроузла) для ожидания воздушными судами очереди подхода к аэродрому или захода на посадку.

Зона испытательных полетов – специальная зона, предназначенная для выполнения испытательных полетов экспериментальных воздушных.

Концевая полоса безопасности (КПБ) – специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к торцу ВПП и предназначенный для обеспечения безопасности при взлете и посадке воздушных судов.

Контрольная точка аэродрома (КТА) – точка (как правило, - центр ВПП), определяемая географическими координатами.

Конфигурация самолета – сочетание положений крыла (при изменяемой стреловидности), средств механизации крыла, шасси, внешних подвесок и других частей и агрегатов самолета, определяющих его аэродинамическую компоновку.

Летная проверка – определение уровня профессиональной подготовленности лиц летного состава в процессе выполнения ими задания на полет.

Летное поле – часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, места стоянок ВС и площадки специального назначения.

Летная полоса – часть летного поля, предназначенная для взлета и посадки воздушных судов, включающая ВПП, БПВ и КПБ.

Международный полет воздушного судна – полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.

Минимум аэродрома – минимально допустимые значения видимости и высоты нижней границы облаков, при которых в зависимости от рельефа местности, препятствий на ней, наземных посадочных систем, обеспечивается безопасность взлета, захода на посадку и посадки воздушных судов на данном аэродроме.

Минимум воздушного судна – минимально допустимые значения видимости и высоты нижней границы облаков, при которых летно-технические характеристики воздушного судна и его оборудования в сочетании с наземной посадочной системой аэродрома позволяют безопасно производить взлет и посадку.

Минимум командира воздушного судна  минимально допустимые значения видимости и высоты нижней границы облаков, при которых командиру воздушного судна разрешается выполнить взлет, посадку или визуальный полет по маршруту на воздушном судне данного типа.

Минимум для выполнения задания в испытательном полете – минимально допустимые значения видимости и высоты нижней (верхней) границы облаков, при которых разрешается выполнение задания в испытательном полете.

Ограничения по скорости ветра – предельно допустимые значения продольной и боковой составляющих скорости ветра, позволяющие безопасно производить взлет и посадку на воздушном судне данного типа, а также предельно допустимое значение скорости ветра, при котором разрешается выполнение задания.

Обледенение – отложение льда на различных частях воздушного судна (слабое – при отложении льда на передней кромке крыла до 0,5 мм/мин, умеренное – от 0,5 до 1 мм/мин, сильное – более 1 мм/мин).

Окончание пробега – момент достижения воздушным судном на пробеге максимальной скорости руления, определяемой Руководством по летной эксплуатации данного воздушного судна.

Пилотаж – маневрирование воздушного судна в полете в горизонтальной, вертикальной и наклонной плоскостях. По степени сложности пилотаж подразделяется на простой, сложный и высший, а по количеству самолетов – на одиночный и групповой.

Плановая таблица полетов – документ, определяющий задания и очередность их выполнения летными экипажами, порядок использования выделенного на полеты воздушного пространства, состав групп руководства и обеспечения полетов.

Площадка посадочная – земельный (водный, ледовый) участок, пригодный для взлета и посадки воздушных судов.

Полет – движение воздушного судна с момента начала взлета (с момента отделения от ВПП при вертикальном взлете) до окончания пробега после посадки (до дросселирования двигателя после приземления при вертикальной посадке).

Полетный лист – документ установленной формы, разрешающий командиру воздушного судна выполнение полета.

Полет визуальный – полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту и земным ориентирам.

Полет по приборам – полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем по пилотажным и навигационным приборам.

Полетный порядок – взаимное расположение воздушных судов в воздухе для выполнения совместного полета.

Порог ВПП – начало участка взлетно-посадочной полосы, предназначенного для приземления воздушных судов.

Посадочная дистанция – расстояние по горизонтали, проходимое воздушным судном при посадке.

Посадка – замедленное движение воздушного судна с начала выравнивания (начала торможения при вертикальной посадке) до касания ВПП и окончания пробега (до дросселирования двигателя после приземления при вертикальной посадке).

Посадка воздушных судов вертикального взлета и посадки – замедленное движение воздушного судна от начала торможения до касания ВПП.

Потеря ориентировки – обстановка, при которой экипаж воздушного судна не знает и не может определить своего местонахождения с точностью, необходимой для продолжения дальнейшего полета в целях выполнения задания на полет.

Потеря пространственной ориентировки (ориентации) – обстановка, при которой экипаж не знает и не может определить положение пилотируемого воздушного судна в пространстве.

Предпосадочная прямая – заключительная часть схемы захода на посадку от точки выхода из четвертого разворота до точки приземления.

Проверяющий - лицо летного состава, имеющее допуск к инструкторским полетам на воздушном судне данного типа и включенное в экипаж в целях летной проверки членов экипажа.

Режим полета – совокупность параметров полета воздушного судна.

Рубеж ухода на запасный аэродром - рубеж, установленный на линии пути воздушного судна, удаленный от запасного аэродрома на расстояние, с которого данное воздушное судно может выполнять полет и произвести посадку на этом запасном аэродроме с остатком топлива не менее минимально установленного.

Скорость принятия решения (V 1 ) – наибольшая скорость самолета на разбеге, при которой в случае отказа критического двигателя возможно как безопасное прекращение, так и безопасное продолжение взлета.

Сложная орнитологическая обстановка – нахождение или появление скопления птиц в районе полетов, препятствующее безопасному их выполнению.