Что такое психологический портрет в фотографии. Психологические фотопортреты российских звёзд

Если вы хотите по-настоящему передать характер человека на снимке, учтите, что модель не должна испытывать никакого дискомфорта. В этом вам помогут несколько приемов.
Во-первых, поговорите с человеком о чем-то, что представляет для вас обоих взаимный интерес, так вы снимете нервозность. Через несколько минут после начала беседы люди забывают о камере, так что вам останется лишь схватывать интересные выражения их лиц каждый раз, как они появятся.
Во-вторых, никогда не просите натурщика улыбнуться или сказать «cheese». Настоящая улыбка идет изнутри, и единственный способ заставить человека улыбнуться - дать ему для этого повод: рассказать анекдот, заговорить о чем-то веселом. Разумеется, вы не всегда будете искать улыбки. Если вы посмотрите на творения успешных портретных фотографов, вы часто увидите, что на лицах их моделей заметно более задумчивое, серьезное выражение, благодаря которому характер человека становится более явным.
Возможно, человек, которого вы хотите сфотографировать, может похвастаться самостоятельным взглядом на политические проблемы, или, может быть, он в свое время пережил какие-либо невзгоды. Чем больше вы знаете о человеке, тем больше вы сможете контролировать ситуацию, предвидя, какого типа портрет у вас получится.
Старайтесь всегда произвести соответствующее впечатление: вы «уверены в себе и контролируете ситуацию», даже если в действительности вы нервничаете так же, как и ваша модель. Если люди почувствуют, что вы не знаете, что делать, они никогда не смогут доверять вам. Самые интересные выражения появляются и исчезают в долю секунды, а потому всегда следите и будьте готовы «схватить» их.
В-третьих, планируйте все заранее, так чтобы ваша съемка проходила быстро и легко. Определите место, сформулируйте несколько идей и установите оборудование, чтобы можно было приступать к работе. Позирование для портретов быстро утомляет людей, так что, если в первые полчаса вы не сможете сделать несколько удачных кадров, скорее всего, сегодня у вас ничего не получится.
Если вы работаете в помещении, в обстановке фотостудии, следите за освещением, чтобы оно не осложняло определение экспозиции. Одна вспышка, оснащенная софтбоксом, идеально подходит для мужских портретов, и, если вы расположите ее на 45-90 градусов от модели, это поможет вам создать освещение, способное подчеркнуть скульптурные черты лица и текстуру кожи. Если же вы будете фотографировать женщину или девушку, используйте мягкий свет, скорее подсветку, лишенную резких теней Две вспышки и два софтбокса, расположенные по обе стороны от камеры, создадут идеальные условия,
В качестве альтернативы вы можете усадить модель возле окна, используя проникающий в помещение свет.
При работе на открытом воздухе мягкий свет ясного, чуть облачного дня идеально подходит для портретной съемки, поскольку контрастность будет низкой, резкие тени и яркие блики не будут представлять для вас проблем. Если вы вынуждены работать при ярком солнечном свете, располагайте свою модель в тени, там, где освещение обладает мягкостью и лишено теней, либо следите, чтобы солнце находилось позади человека, и используйте отражатель, чтобы подсветить лицо.
Чаще всего самые успешные портреты бывают самыми простыми, поэтому, чем меньше техники окажется у вас под руками, тем больше вы сконцентрируетесь на самом человеке. Запомните это, и вы не ошибетесь. Будьте готовы сделать немалое количество кадров, чтобы получить один-единственный удачный портрет.

Как снимать портрет

Для портретной съемки глубина резкости имеет очень большое, можно сказать ключевое значение. Только портрет во весь рост должен быть целиком резким, и то не всегда. Для этого диафрагма может быть установлена на f5.6–f11 и даже выше, если позволяет камера. Очень выигрышно смотрятся портреты с размытием, когда портретируемый отдален от заднего плана. Это достигается за счет широко раскрытой диафрагмы f2–f4, в этом случае глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) сильно уменьшается. И все, что после объекта фокусировки и перед ним, оказывается «размытым». Перед человеком в этом случае не должно быть посторонних предметов. За ним фон должен быть по возможности однотонным, без различных отвлекающих деталей. Хорошо, когда эту роль выполняет листва деревьев, морская синева, горная дымка или небо. Хуже, когда это жилые многоэтажки, резкие ветви оголенных деревьев, заводские трубы и т.д. При фокусировке следите за тем, чтобы в фокусе находились глаза. Снимок будет казаться нерезким, если глаза окажутся не в фокусе даже если рот, нос получатся сверхрезкими. Глаза должны быть всегда четкими, ясными, открытыми - это зеркало души. Портрет будет вполне удачным, когда в зоне резкости окажутся только одни глаза. Если нет возможности передать резкими оба глаза, наведите фокус на глаз, который ближе к зрителю.
Для съемки портретов подходят телеобъективы. Чтобы отделить человека от фона и сделать размытым фон, нужен именно «телевик». Для съемки портрета подойдут объективы с фокусным расстоянием от 50 мм (стандартный) и выше в эквиваленте для 35-миллиметровой пленки. Снимать человека широкоугольным объективом не стоит, вы получите искаженные пропорции лица. Хотя для съемки групповых портретов, разумеется, нужен именно широкоугольный объектив, либо придется отходить на очень большое расстояние, что в большинстве ситуаций просто неприемлемо.

Испокон веков людям хотелось получить свои парадные портреты , на которых они были бы изображены красивыми и представительными.

И неважно, что на таких портретах они весьма отдаленно были похожи на самих себя: парадный костюм, особая прическа. Встретишь потом на улице - не узнаешь!

За подобное удовольствие люди платили большие деньги, а портреты писались долго. Услуги именитых художников предполагали серьезные затраты со стороны заказчика. Словом, до изобретения фотографии портрет был привилегией исключительно очень состоятельных людей.

Вряд ли сейчас можно представить себе, как в действительности выглядел, скажем, Наполеон. Художники-портретисты , как правило, льстили заказчику. Придворный художник всегда подстраивался под правителя, дабы угодить ему. Такая же ситуация была и с фотографией в период ее изобретения. Фотограф создавал образ снимаемого, и этому образу верили. Взять хотя бы портреты известных политических деятелей: Ленина с добрым прищуром, Сталина с доверительным взглядом, Горбачева с заретушированным родимым пятном на голове... Повторяя один и тот же образ на многочисленных фотографиях, можно создать определенный имидж человека. Соответственно, интерпретироваться портреты могут по-разному. Один и тот же человек может быть снят мужественным, добрым, жестоким, дружелюбным.

К одному фотографу-портретисту как-то обратился психолог, клиентуру которого составляли стареющие жены новых русских. Он попросил снять его более взрослым, с улыбкой доброго человека, которому можно довериться. Перед этим его снимали в студии , и получился некий героический мачо. Однако этот образ совершенно не соответствовал тому, что ему было нужно.

Фотосессия психолога началась сразу по окончании рабочего дня. На съемку он явился усталый, с пустым взглядом. Ему очень хотелось, чтобы все побыстрее было отснято. А портретист хотела честно отработать свои деньги. Между ними завязался разговор. Фотограф усадила психолога, стала выставлять свет, одновременно с этим задавала вопросы, рассказывала про себя, и, как бы между делом, нажимала на кнопку. Через час работа была закончена. Заказчик выглядел отдохнувшим, его глаза сияли.

«Знаете, что вы со мной сделали? - спросил психолог. - Вы провели сеанс психотерапии. Уже неважно, что получится, - продолжил он, - вам нужно продавать атмосферу, которая царит на съемке». Позже, когда он рассматривал свои снимки, интересовался, что фотограф говорила ему в тот или иной момент, и почему у него получились такие добрые глаза.

Когда мы снимаем портрет, то зачастую снимаем реакцию фотографируемого человека на себя, снимающего. И тут уж все зависит от того, какая перед вами стоит задача. Чаще всего хочется получить психологический портрет , поймать ту самую эмоцию, которая лучше всего отражает то, что внутри, то, что можно назвать душой.

Бывает, что на съемке, как фотограф только направит объектив на человека, тот выдает заученную улыбку со словами: «Снимайте быстрее, у меня мало времени». Эта заученная улыбка свойственна знаменитостям, которые привык к частым фотосессиям в глянцевых журналах . Они всегда готов к дежурной сияющей улыбке, чтобы было видно все 32 зуба. В итоге получается технически безупречная фотография - при условии, что снимающий умеет работать со светом, - но совершенно неинтересная и пустая с точки зрения эмоций.

Хорошо, когда тебе удается добиться того, чтобы человек в твоем присутствии вел себя естественно, как в кругу друзей. Увы, большинство людей при виде объектива напрягается. Поэтому ваша задача - стать фотографом-невидимкой или тем, которому доверяют.

В кадре одного фотографа человек выглядит веселым и раскованным, в кадре другого у него серьезный, напряженный вид. В третьем случае он может показаться пафосным, гламурным. В четвертом - человек вписан в фотографию как арт-объект , и снимок рассматривается как набор символов, элементов.

Даже у очень успешного в коммерческом плане фотографа должна быть причина, по которой он снимает людей, а не натюрморты . И очень многие портретисты хотят добиться схожести человека и фотографии. Той схожести, когда человек, глядя в зеркало, видит себя красивым, живым и расслабленным.

Таким образом, становится очевидным, что портрет - психологическое выражение не только модели , но и фотографа. Встреча фотограф и модель на съемочной площадке перетекает в сотрудничество. И о том, какие бывают фотографы - злые, добрые, жесткие, мягкие - можно судить по их фотографиям.

Портретная съемка является одним из наиболее популярных жанров фотографии. Ведь не секрет, что каждый фотолюбитель начинает свой творческий путь, в первую очередь, со съемок портретов своих друзей или любимых людей. По началу кажется, что этот вид фотосъемки достаточно прост: нужно только посадить человека перед объективом, выбрать позу, настроить свет, навести фотокамеру на резкость и сделать снимок. И, в результате, получился вроде бы готовый фотографический портрет, который имеет полное внешнее сходство с оригиналом. Однако, главная задача фотографа-портретиста заключается в том, чтобы передать характерные черты человека, его эмоции и настроение. При этом выражение человеческого лица меняется практически каждую секунду. Фотограф должен уметь найти и запечатлеть именно тот момент, который бы в полной мере отразил внутренний мир человека. Для этого он должен быть немножко психологом, быть внимательным и чутким к поведению людей.

Психология является важной частью портретной съемки. Ведь простая передача внешности человека не гарантирует того, что портрет получится хорошим и привлекающим внимание. Зачастую люди на фотографических портретах получаются совсем непохожими на себя: с застывшим, плоским лицом, выпученными глазами и неестественно повернутой головой. Такие фотографические карточки можно назвать «лицо как на паспорт». Эти изображения настолько отличаются от присущих человеку живых поз и эмоций, что сходство на фотографии получается только чисто механическим. Поэтому так важно в портретной съемке не просто передать внешность человека, но и выразить его «натуру» через характерную позу, то или иное выражение лица или настроение.

Все дело в том, что зачастую люди, готовясь к портретной съемке, держатся перед объективом немного скованно и неестественно. Поэтому фотограф должен, в первую очередь, снять психологическое напряжение с человека, чтобы он перестал реагировать на камеру застывшим выражением лица или исключительно натянутой улыбкой. Для этого надо, безусловно, постоянно общаться с моделью, обеспечить своеобразный энергообмен во время съемки. Главное, чтобы человек чувствовал себя комфортно рядом с фотографом и камерой, не боялся раскрывать свои эмоции. Он должен оставаться самим собой, ведь только это позволит грамотно подчеркнуть красоту человеческой души. Фотографу нужно перестать возиться с техникой, светом или многочисленными настройками, а повернуться к человеку и начать интересоваться им. Фотографу-портретисту всегда важно психологически расположить к себе модель, заинтересовать человека, понять ему настроение и, в конце концов, почувствовать его. Только тогда человек проявит в ответ симпатию, перестанет бояться проявлений своих эмоций и полностью раскроется перед фотокамерой. Таким образом, в психологическом плане, чтобы получить хороший портретный снимок, необходимо перейти с формального уровня общения с моделью на интимный.

Хотя фотограф должен в любой ситуации уметь убедить человека, что именно он принимает решения на съемочной площадке, тем не менее, не нужно утомлять снимающегося и излишне «командовать» им. Человек должен сам попробовать выразить самого себя, без боязни перед камерой, в игровой манере. Если портретист не может расслабить модель и заставить человека почувствовать себя уверенно, то вряд ли можно будет добиться хорошего мужского или женского портрета. Во время съемки фотографу никогда не следует сильно выражать своих эмоций, не делать огорченного лица, расстроенных вздохов или, наоборот, восхищенных восклицаний. Ведь человек не видит получившиеся в результате кадры в ходе съемочного процесса, что зарождает в нем внутреннее беспокойство и дополнительное напряжение.

Конечно, подобные психологические моменты не всегда можно применить на практике. Бывают ситуации, когда события развиваются достаточно стремительно даже для самого фотографа и требуется провести портретную съемку в короткие сроки. Практически нет времени на знакомство и общение с моделью. Тогда важнейшим качеством для фотографа-портретиста становится способность разглядеть в людях что-то особенное, красивое и зафиксировать это. Для этого надо развивать природную наблюдательность, стараться каждый раз присматриваться к чертам лица человека, его выражениям и эмоциям. Фотограф должен плавно менять позы человека, фиксируя все стадии движения. Изменение позы может создать у модели совершенно новое настроение, которое надо суметь запечатлеть. Каждому человеку свойственны свои собственные позы и жесты, которые в полной мере позволяют выразить его индивидуальность. Умелый фотограф-портретист должен уметь найти эти позы благодаря своей наблюдательности и художественному вкусу. При этом какие бы эмоции человек не испытывал во время съемки – смех, грусть, смущение, испуг или восторг – они должны быть обязательно запечатлены на камере. Сам фотограф должен приобрести необходимый опыт и знания, чтобы быстро и правильно найти для человека наиболее естественные позы, в соответствии с его индивидуальными качествами.

Таким образом, залогом успеха портретной съемки является установление взаимопонимания и отношений доверия между фотографом и моделью. Этот внутренний контакт и наблюдательность фотографа помогают ему подметить во время беседы с человеком наиболее интересные моменты, привычные выражения лица, различные эмоции и настроение портретируемого. И в тот момент, когда он почувствует, что лицо человека приняло характерное выражение и свойственные ему внутренние черты, производится съемка. Конечно, такие своеобразные умения и психологические способности фотографа приобретаются только в процессе регулярной практики.

Хорошая портретная фотография передает сущность человека, будь то ребенок, сосед или знаменитость.

Людям испокон веков хотелось получить свои парадные портреты, на которых они были бы изображены красивыми и представительными. Неважно, что на таких портретах они весьма отдаленно походили на самих себя: парадный костюм, особая прическа. Встретишь на улице - не узнаешь.

За это были готовы платить деньги. Портреты писались долго. Услуги именитых художников предполагали серьезные гонорары. До изобретения фотографии портрет был привилегией только очень богатых людей.

Вряд ли сейчас можно представить себе, как на самом деле выглядел Наполеон. Художники, как правило, льстили заказчику. Придворный художник всегда подстраивался под правителя. То же самое было и с фотографией в момент ее изобретения. Фотограф создавал образ, и этому образу верили. Вспомним портреты известных политических деятелей: Ленина с добрым прищуром, Сталина с доверительным взглядом, Горбачева с заретушированным родимым пятном на голове. Повторяя один и тот же образ на многочисленных фотографиях, можно создать имидж человека. Соответственно, портреты могут по-разному интерпретироваться. Один и тот же человек может быть снят мужественным, добрым, застывшим правителем, живым человеком.

Ко мне как-то обратился психолог, клиентуру которого составляли стареющие жены новых русских. Попросил снять его более взрослым, с доброй улыбкой человека, которому можно довериться. Перед этим его снимали в студии - и сняли героическим мачо. Этот образ совершенно не соответствовал тому, что ему было нужно. Наша с ним фотосессия началась сразу по окончании рабочего дня. Ко мне он вышел усталый, с пустым взглядом. Ему очень хотелось, чтобы я побыстрее все отсняла. А мне хотелось по-честному отработать свои деньги. Мы начали разговаривать. Я усадила его, стала выставлять свет, одновременно с этим задавала вопросы, рассказывала про себя. И между делом нажимала на кнопку. Через час мы закончили.

Он выглядел отдохнувшим. Глаза сияли.

«Знаете, что вы со мной сделали? - спросил он. - Вы провели сеанс психотерапии. Уже неважно, что получится, - продолжал он, - вам нужно продавать атмосферу, которая царит на съемке». Потом, когда он рассматривал свои снимки, интересовался, что я говорила ему в тот момент и почему у него такие добрые глаза отличного парня.

Когда мы снимаем портреты, то зачастую снимаем реакцию фотографируемого человека на себя, снимающего. И тут уж смотря какая перед вами стоит задача… Чаще всего хочется получить психологический портрет, хочется поймать ту самую эмоцию, которая лучше всего отражает то, что внутри, то, что называется душой.

Бывает, что на съемке, как только направляешь объектив на человека, он выдает тебе заученную улыбку со словами: «Снимайте быстрее, у меня мало времени». Эта заученная улыбка свойственна людям-знаменитостям, тем, кто привык к частым фотосессиям в гламурных журналах и всегда готов к дежурной сияющей улыбке, так, чтобы было видно максимальное количество зубов. В результате получается технически безупречная фотография - при условии, что вы умеете работать со светом, - но совершенно неинтересная с точки зрения эмоций.

Хорошо, когда тебе удается добиться того, чтобы человек при тебе вел себя естественно, как он ведет себя в кругу друзей. Большинство людей при виде объектива напрягается. Ваша задача - стать фотографом-невидимкой или тем самым, которому доверяют.

В кадре одного фотографа человек выглядит раскованным и веселым, в кадре другого у него напряженный, серьезный вид. В третьем случае он может показаться гламурным, пафосным. В четвертом - человек вписан в фотографию как арт-объект, и фотография рассматривается как набор символов.

02:04 am - Психологический портрет на практике

"Когда я говорю, что хочу сфотографировать кого-то, это значит, что я хочу узнать его."
 Аnnie Leibovit

Все мы разные. Каждый по своему видит фотографию и подходит к ней. Но есть и то, что нас объединяет, это стремление отразить настоящую жизнь на "фотоплёнке", и тут уже не важно, свою или чужую. Психологический портрет, одно из самых интересных и загадочных направлений в современной фотографии. И это именно тот жанр, который предполагает 100% отражение жизни портретируемого через наши глаза. Во большинстве своём, мы в творчестве самавыражаемся, отображая исключительно свой внутренний мир и восприятие окружающего. Но снимая портрет первой нашей задачей стоит, выразить внутренний мир модели, а не свой. Возможно привнеся в него что то и от себя, но не больше. И тут нам не помогут просто технические, возможно даже виртуозные, знания искусства фотографии. Ведь каждый фотограф, имеющий отношения к людям, просто обязан быть на 50% психологом. Всему можно научиться, и даже разобраться, в лабиринтах человеческого сознания с точки зрения фотографии. С чего же стоит начать, если очень хочется, но никогда не пробовал?
Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») То есть само по себе определение портрета, это отображение личности черта в черту.
Психологический портрет — направление в фотоискусстве, разновидность портретного жанра. Подобный портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий. Истоки психологического портрета в фотографии лежат в изобразительном исскустве где важнейшим условием портретности является не только внешнее индивидуальное сходство изображения с портретируемым, но и глубокое, правдивое раскрытие духовного мира и характера конкретного человека. Для фотографа психологический портрет — достаточно сложная задача. Большинство людей, позируя, испытывают дескомфорт. Расположить к себе портретируемого, помочь ему расслабиться и раскрыть свои характерные черты - талант. Фотохудожнику приходится в совершенстве владеть не только профессиональными знаниями в области фотографии, но также и даром интересного собеседника. Именно благодаря творчеству таких фотографов и были сформированы принципы, на которых базируется современный психологический портрет. Читая биографию и статьи многих из них, можно проследить общую черту, все они говорят об умении заставить модель забыть о фотокамере. Как-то, говоря о своем старшем коллеге Ричарде Аведоне, Энни Лейбовиц заметила, что он был очень коммуникабелен, подолгу беседовал со своими моделями, выявляя их сущность, заставляя забыть о позировании и фотоаппарате. "В моих фотографиях вы можете увидеть, что я не боюсь влюбиться в тех, кого фотографирую." - говорила она. И это можно услышать ещё от многих и многих, и их работы в совершенстве отображают такой подход.
Попробуем разобрать на практике принципы данного жанра. Как работать с моделью, если вашей целью стоит снять именно психологический портрет. На что стоит обратить внимание, а что отодвинуть на второй план. Сразу разграничьте две составляющие процесса, техническую и психологическую, то есть творческую. Снимая, ну скажем, бутылку вина на рекламный плакат, наибольшее внимание мы уделяем именно технической стороне вопроса. Как поставить свет, какие насадки использовать, приёмы и оптику. И наименьшее внимание творческой части вопроса. В портрете всё иначе, а тем более снимая характер и внутренний мир, нужно сосредоточиться именно на этом. Поэтому начнём со сложного.
Наблюдайте. Старайтесь уловить настроение человека ещё до съёмки. Проследите за его движениями и позами, которые он принимает, это облегчит вам дальнейший процесс. Понимайте настроение человека заранее. Зная его вы не будете навязывать модели то, что в данный момент совсем не соответствует её состоянию. Ведь мы снимаем не просто лицо, мы снимаем "внутренний мир" и настроение, а соответственно чувства. Чувство - это внутреннее отношение человека к чему-то, особое эмоциональное состояние. Эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного. То есть всё то, что мы общаясь с человеком во время съёмки пытаемся поймать. Мы пытаемся снять правду, а это не просто.
И у, человека, и у животных поза может выражать эмоции. Поза - это определенное положение частей тела человека, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. В любом изобразительном искусстве, поза передаёт не только гармонию человека, его телесную красоту, но также и его внутреннее состояние, стремления и мечты. Таков знаменитый "Мыслитель" Франсуа Родена. Скульптура стала одной из самых узнаваемых в массовом сознании, Символом силы человеческого разума,В фотографии эмоции тоже передаются через позу. Почти у каждого человека есть своя излюбленная поза, поэтому не всегда легко понять, является ли она выражением состояния человека в данный момент, или это всего лишь дань привычке. Однако предпочтение той или иной, может отражать подверженность человека соответствующему состоянию. Таким образом, с помощью позы которую примет человек, можно передать его эмоции и внутреннее содержание.
Общение и налаживание контакта, поиск темы для беседы и место проведения съёмки тоже имеют очень важное значение. У каждого человека есть личное пространство, которое стоит соблюдать, дабы не испортить тот минимальный контакт который вы уже установили перед съёмкой. Следите за этим очень внимательно. Считается, что пространство вокруг каждого человека делиться на 4 зоны: Интимную (от непосредственного контакта до 46 см), личную (от 46 см до 1,2 м), социальную (от 1,2 м до 3,6 м) и общественную (более 3,6 м). Основной зоной, подходящей для беседы с моделью, является личная зона. Проникновение в интимную зону может восприниматься как нарушение границ личного пространства. Если конечно у вас заранее не нарушена граница этой зоны.
Построение беседы во время съёмки, является не настолько сложным как кажется на первый взгляд. Нужно только знать некоторые приёмы используемые фотографами в данном процессе. Попросите человека не смотреть в камеру, пусть смотрит куда ему самому захочется. Снимая, посадите его именно в ту позу которая ему удобна на данный момент, и пусть он сам меняет её по мере того как будет открывать вам себя в общении. Объект должен жить в кадре, а не позировать.
Беседу начните с общих вопросов, заставьте человека думать над чем либо. Что ему нравиться? От чего он приходит уныние? Или что его удивляет. Направляйте беседу, попробуйте погрузить портретируемого в его личные воспоминания. Воспоминания всегда порождают настоящие эмоции, а какие зависит уже от их характера. Поэтому заранее подумайте, каким вы хотите видеть объект на фотографии. И это уже зависит от сугубо вашего восприятия данного человека.
Ну и наконец, свет. Он тоже играет важную роль в портрете, пусть и не первостепенную. Свет должен помогать, работать на вас, а не мешать. Он не должен нагружать и напрягать человека. Используйте один, максимум два источника света. Этот жанр лучше всего снимать при естественном освещении, в привычных для модели условиях. Если вы снимаете в студии, то используйте постоянные источники света. Старайтесь избегать вспышек, это раздражает и закрывает вашу модель. Делает процесс съёмки заметным.
Внутренний мир, мысли, чувства, эмоции, были всегда величайшей загадкой человечества. Эту загадку никогда не устаёшь разгадывать и это всегда интересно. Весь вопрос в том насколько вам важен объект, который вы снимаете.
"Фотограф начинает чувствовать себя большим и раздутым, таким большим, что не может пройти в одну из этих дверей, потому что он получает хорошие заголовки, отзывы со всего мира и так далее. Но по настоящему важны люди на фотографиях. Они делают фотографа."

Gordon Parks

Творческих вам успехов, вдумчивые вы мои.