Социальные факторы, влияющие на жизнь и здоровье человека. Социальные факторы

Социальные факторы

В обобщенном виде все социальные факторы можно разделить на микросоциальные, включающие непосредственные социальные связи и условия жизни человека, и макросоциальные, включающие более широкие социально-экономические условия его существования.

Под микросистемой понимается конкретное жизненное пространство человека с вполне определенными пространственными, временными и интерперсональными характеристиками, например: дом, школа, рабочее место. В рамках микросистемы человек находится в определенный отрезок времени, в определенном месте и в определенной роли. Сюда относится и система межличностных отношений. В рамках системы микросоциальных факторов особая роль принадлежит семейным факторам.

Макросистема включает законы, правила, предписания экономической, политической, социальной и педагогической систем данной культуры. Она также включает неформальные законы и правила, регулирующие повседневную жизнь.

К патогенным макросоциальным факторам относятся перенаселенность, загрязненность окружающей среды, высокий уровень насилия и уменьшение социальной поддержки, безработица, бездомность, миграция.

Изучение соотнесения распространенности психических расстройств с половой принадлежностью показали, что более высокая распространенность ассоциируется с принадлежностью к женскому полу, низким уровнем образования и возрастом после 30 лет.

Установлено, что работающие женщины реже страдают депрессией, чем неработающие. Важным фактором психической патологии является сексуальное и физическое насилие, от которого в первую очередь страдают женщины.

Исследования показывают, что огромные масштабы технологических перемен также представляют собой важный стрессогенный фактор, провоцирующий рост психических расстройств.

Следует также отметить влияние этнокультуральных факторов на распространенность и характер течения различных психических расстройств. Известно, что для восточных народов характерно преобладание соматических симптомов, маскирующих эмоциональные проявления депрессивных и тревожных расстройств.

Необходимо отметить социокультурные факторы как ценности, культивируемые в обществе. Влияние культуры на специфику психических расстройств, в частности деструктивное влияние ценностей общества потребления и конкуренции, представляют собой предмет специального изучения в современной клинической психологии.

Неуклонно растущий объем исследований приводит к выводу о многофакторной биопсихосоциальной природе психических расстройств.

Биопсихосоциальные модели – важный шаг на пути к комплексному решению проблемы психического здоровья человека через призму биологического, психологического и социологического подходов.

Периоды психического развития человека

В развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности его жизненного цикла, формирования психических способностей, становления психики в целом.

Развитие людей, включая их психическое развитие, происходит неравномерно. Это касается как разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы общего восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни.

Самосознание человека формируется в процессе всей жизни, по дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально неравномерность психического развития может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором также наблюдаются неравномерности умственного, социально психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткового возраста.

Проблема возраста. Проблема возраста только на первый взгляд проста. Попытки создания возрастных периодизаций связаны с необходимостью определения понятия "возраст", которое до сих пор остается нечетким. Существует понятие "хронологический возраст", означающее длительность жизни человека от момента его рождения.

Периодизация психического развития человека предполагает выделение критериев соотнесения хронологического возраста и психологического. Одной из первых попыток такого соотнесения было введение Альфредом Бине понятия "умственный возраст". А. Бине, французский психолог, в начале XX в. создал первый тест умственного развития. Умственный возраст он определял как способность решать задачи, отражающие представления об уровне владения понятиями и умственными операциями. Отношение умственного возраста к хронологическому служило показателем умственного развития, которое по предложению У. Штерна было названо коэффициентом интеллекта (IQ).

Социальное развитие и понятие "социализация". Социальное развитие – процесс вхождения человека в окружающую социальную действительность – одна из важнейших сторон его психического развития в целом. Без способности эффективно взаимодействовать с другими людьми в рамках тех или иных социальных групп трудно представить взрослого, "зрелого" человека.

Многочисленные факты, полученные при наблюдении последствий социальной депривации и в ходе специальных экспериментов, свидетельствуют о решающей роли социального окружения для всех сфер психического развития человека: от двигательной до когнитивной, от эмоциональной до сферы самосознания.

Выделение сферы социального развития как отдельной стороны психического развития является условным, так как ни одно живое существо не является столь социально зависимым и одновременно не обладает столь же выраженными возможностями влияния на свое окружение, как человек. По сути, именно процесс постоянного взаимодействия человека со своим социальным окружением, все более и более расширяющийся и усложняющийся по мере взросления, служит своего рода "двигателем" всех остальных сфер его психического развития.

Процесс социального развития личности, как процесс развития вообще, осуществляется на основании взаимодействия личности с социальной средой. Именно для характеристики этого активного включения человека в систему социальных связей обычно и используется понятие "социализация". Поэтому понятия "социализация" и "социальное развитие" в ряде случаев выступают как синонимы. Однако, как правило, они используются в различных гносеологических контекстах.

Социализированность понимается как соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, как наличие личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих нормативное поведение или процесс социальной адаптации. В таком случае социализация выступает как более широкое понятие, включающее в себя, кроме признаков социализированности, готовность к переходу в новые ситуации социального развития. Таким образом, в отличие от социализированности социализация подразумевает:

  • – способность к адекватному восприятию новых социальных требований;
  • – избирательное отношение к социальным воздействиям;
  • – низкую социальную ригидность;
  • – наличие личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

В последние два десятилетия активно используется термин "ресоциализаця" для обозначения процесса "вторичного" вхождения индивида в социальную среду, что стало необходимым из-за имеющихся "дефектов" социализации (ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы) или в результате смены социального и культурного окружения (ресоциализация мигрантов).

В качестве центральной характеристики социального поведения человека в процессе ресоциализации рассматривается умение ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Пути формирования данного умения понимаются исследователями по-разному. В сложном процессе социализации, как правило, выделяют четыре направления.

Во-первых, акцент при анализе социализации делается на культурально задаваемых ценностях, моделях поведения, способах социальной категоризации и т.п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкультурации.

Во-вторых, процесс социализации рассматривается как процесс усвоения социальных навыков, интернализации различных типов социального опыта. Социальное развитие соответственно будет связываться с механизмами этого усвоения и содержанием усвоенного.

B-третьих, внимание может быть уделено преимущественно анализу результатов социализации, т.е. речь, скорее, будет идти о социализации как об адаптации. Такое понимание предусматривает анализ характеристик человека, которые обеспечивают его нормативное функционирование. Основным критерием в оценке социального развития личности рассматривается его социальная успешность.

Все эти три направления социализации отражают первую (условно скажем – пассивную) сторону социализации: момент "вхождения" человека в общество. Вторая сторона социализации, отражающая момент активного использования человеком усвоенного социального опыта, значительно реже исследовалась в социологии и психологии. Это требует выделения четвертого направления социализации: рассмотрение ее как процесса конструирования. В настоящее время проблема конструирования человеком социального мира является самостоятельным объектом анализа, составляя предметное содержание психологии социального познания.

Естественно, что выделение этих четырех граней социализации весьма условно. Для характеристики социализационного процесса в целом подобное его структурирование представляется оправданным.

Согласно результатам эмпирических исследований в процессе социализации можно выделить три ряда факторов, определяющих успешность адаптации. Это, прежде всего, способность человека к изменению своих ценностных ориентаций; во-вторых, умение находить определенный "баланс" между своими ценностными ориентациями и социальной ролью; в-третьих, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей.

Суммируя результаты исследований социализации с точки зрения развития адаптационных процессов, следует отметить их следующие общие положения: социализация понимается как конечный процесс, представление о возможности достижения конечного уровня, адекватного социальной ситуации, остается неизменным: ход и содержание социализации определяются социальными требованиями, которые были заданы.

Механизмы психической адаптации и дезадаптации. Организм человека представляет собой такую динамическую систему, в которой одни и тс же морфологические и физиологические структуры обеспечивают множество функций и приспособительных процессов. Система психической адаптации образована многоплановыми подсистемами, находящимися в сложных взаимоотношениях. Поэтому психическая адаптация не может быть объяснена на основании статистических отношений составляющих ее элементов.

Представления о роли функциональных систем в психической деятельности и ее нарушений позволяет объединить отдельные факты и в каждом отдельном случае оценивать их место и значение в работе общей функциональной системы. Таким образом, ведущее место принадлежит изучению функционирования системы в целом, а не составляющих ее звеньев.

Психическая адаптация человека может быть представлена как результат деятельности целостной системы, активность которой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов, а их взаимодействием, порождающим новые интегративные качества, не присущие отдельным подсистемам. Результатом функционирования всей системы и является состояние психической адаптации, которое позволяет ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них.

Принципиальным отличием деятельности функциональной системы психической адаптации человека от всех других функциональных систем является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека.

Психическая деятельность, находящаяся в состоянии адаптации, является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. В том случае, когда эти "способности" соответствуют уровню, необходимому для активной жизнедеятельности, или превышают его, можно говорить об адаптированной, "нормальной" психической деятельности человека.

Следует, однако, указать на недостаточную разработанность в настоящее время показателей психической нормы и патологии. Применяемые в этих случаях социологические, психологические и медицинские критерии обычно строятся на негативной, часто субъективной, основе, подчеркивающей факторы, которых в "норме" быть не должно. Попытки же позитивной оценки "нормальной" психической деятельности крайне редки.

Понятие о психической норме человека не является однозначным. Определить переход от нормы к патологии бывает очень сложно, особенно на основании учета лишь поведения человека в отрыве от всей его психической деятельности. Это связано с тем, что граница нормальной и патологической психической деятельности достаточно широка.

Психическая адаптация может быть представлена как результат функционирования системы, для которой характерно состояние подвижного равновесия, в котором ее структура остается постоянной, но, в противоположность обычному равновесию, это постоянство сохраняется в процессе непрерывного обмена и движения составляющего ее вещества (Л. Берталанфи).

Это определение психического здоровья было развито В. Я. Семке, который предложил рассматривать его как состояние динамического равновесия личности с окружающей природной и социальной средой, когда все заложенные в ее биологической и социальной сущности особенности проявляются наиболее полно, а все жизненно важные подсистемы функционируют с оптимальной интенсивностью.

Развивающиеся в течение жизни особенности личности, объем и характер приобретенных знаний, направленность интересов, своеобразие эмоционально-волевых качеств, моральные установки – все это создает ту или иную степень свободы реагирования человека в определенных условиях и основу индивидуальной адаптации к неблагоприятным психическим факторам, а также позволяет активно и целенаправленно их преобразовывать. Поэтому то или иное воздействие для одного человека может становиться психотравмирующим фактором, а для другого – являться индифферентным.

Системное представление о психической адаптации предполагает диалектическое единство общих, особенных и отдельных (единичных) ее характеристик. На возможностях психической адаптации человека отражается состояние всех систем организма. Нарушение функционирования любой из них может найти свое отражение в функциональной активности системы психической адаптации. Очевидно, что биологические и социально-психологические факторы, влияющие на жизнедеятельность человека, в различной мере действуют на высший уровень проявлений адаптации – адаптации психической деятельности. Э го подтверждает чрезвычайную сложность структуры функциональной системы психической адаптации.

Система психической адаптации динамична, всегда находится в развитии. Функциональные возможности ее ведущих и второстепенных звеньев все время изменяются из-за нестабильности их биологической и социально-психологической основы.

На начальных этапах развития дезадаптированного состояния биологические и социально-психологические компоненты психической адаптации взаимно компенсируют возможные нарушения каждой из них. Это обеспечивается интегративными связями между ними, создающими широкие возможности пластичности, приспособления к меняющимся условиям жизнедеятельности.

Это общее положение достаточно хорошо объясняет известную врачам легкость возникновения астенических, невротических расстройств при соматических заболеваниях. Она может быть объяснена тремя причинами: астенизацией больных и наступающими вследствие этого повышенной утомляемостью, психологической напряженностью и невозможностью адекватно реагировать на психотравмирующие воздействия, дополнительной невротической реакцией на болезненное соматическое состояние, а также тем, что в подобных случаях неблагоприятное взаимодействие испытывают различные звенья, которые формируют функционирование единого барьера психической адаптации. Это является причиной снижения их компенсаторных возможностей при повышенной нагрузке на каждое из звеньев в отдельности.

Одним из важнейших условий возникновения психических расстройств являются несоответствие имеющихся у человека психологических, социальных и биологических возможностей для переработки информации скорости ее поступления и количества, которое может быть как избыточным, так и недостаточным. Это несоответствие нередко служит непосредственной причиной разнообразных нарушений упорядоченных взаимосвязей человека, выражающихся в виде невротических расстройств.

Все стадии напряжения барьера психической адаптации и его прорыва сопровождаются общими и неспецифическими для травмирующего воздействия биологическими изменениями, широко известными в настоящее время как проявления общего адаптационного синдрома, возникающего в ответ на стрессовое воздействие.

Канадский патофизиолог Г. Селье сформулировал понятие о стрессе как совокупности адаптационно-защитных реакций организма на любое воздействие, порождающее психическую или физическую травму. Он установил общий биологический эндокринно-биохимический механизм напряжения, вызванного травмирующим влиянием.

Этот механизм последовательно включает три следующих этапа:

  • 1) реакция тревоги с "фазой шока", "фазой противошока", которые представляют собой генерализованное усилие организма приспособиться к новым условиям;
  • 2) стадия резистентности, наступающая вследствие перестройки организма в отношении травмирующего агента;
  • 3) стадия истощения, сменяющая состояние "напряженного резистентного покоя" во взаимоотношениях организма и продолжающая свое патогенное воздействие травмы.

Особое место среди различных травмирующих влияний на человека занимает эмоциональный стресс. При этом, как установлено Г. Селье и его учениками, сохраняется последовательность механизмов указанных трех стадийных биологических реакций.

Барьер психической адаптации. Важнейшим показателем нарушения психической адаптации является нарушение адекватного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации. Происходит прорыв строго индивидуального для каждого человека адаптационного барьера, который как бы вбирает в себя все особенности психического склада и возможности реагирования человека.

В литературе указываются три уровня биологической и психологической регуляции, обеспечивающих активную адаптацию человека.

Первый из них – общебиологический уровень саморегулярции – обеспечивает динамическое постоянство внутренней среды организма, выработанное в процессе филогенеза и поддерживающее автономность основных жизненных процессов.

Второй, более высокий, уровень на основании генетически обусловленных общебиологических механизмов регуляции определяет инстинктивные формы поведения, являющиеся функцией спинальных, стволовых и подкорковых отделов центральной нервной системы.

Третий, высший, уровень регуляции развивается в течение жизни человека под влиянием его личностных потребностей и волевой активности. Эти три уровня находятся в тесной функциональной связи, нарушение которой, так же как и дезинтеграция деятельности каждого из них в отдельности, неизбежно ведет к нарушению барьера психической адаптации.

Концепция барьера психической адаптации и составляющих его компонентов содействует более четкому интегрированному представлению о психической деятельности. Это понятие объединяет все потенциальные возможности адекватной и целенаправленной психической деятельности, включает генетическую предрасположенность, индивидуальные социально приобретенные навыки, актуальные в определенные жизненные периоды, а также физическое и психологическое состояния человека.

В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности.

Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, многое другое.

Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития. К ним можно отнести культуру, литературу, искусство, средства массовой информации, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия этих факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Но дело-то в том, что природное начало человека всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию искусства, литературы, освоению знаний как технических, так и гуманитарных. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.

Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком.

В то же время было бы явным упрощением думать, что человек исключительно результат социализации. В известном смысле человек уже рождается человеком, кристаллизует в себе все, что накоплено всем человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через наследственность. Ребенок не просто впитывает сообщаемую ему информацию. Он наследует генетический запас информации через специфически человеческое строение тела, мозга, задатки. Если шимпанзе с первых дней рождения поместить в специальные условия общественной жизни и окружить тщательным вниманием и уходом самых талантливых педагогов, то все равно это животное останется лишь хорошо выдрессированной обезьяной. У нее иная наследственность, иной мозг, отделяющий обезьяну от человека непроходимой гранью. Иными словами, возникновение труда, общества и свойственной только людям психики -- сознания -- сопровождалось важными изменениями в строении и деятельности головного мозга и всей нервной системы, и наоборот. Однако особенности головного мозга и нервной системы человека есть лишь необходимое условие или, точнее, биологическая предпосылка становления сознания, но не сознание как таковое. Собственно человеческое сознание формируется лишь во взаимодействии и общении с другими людьми, т.е. в социальном контексте.

Биологическая природа человека, строение его мозга, считают исследователи, почти не изменились со времени кроманьонца. Но люди прошлых эпох и мыслили, и чувствовали, и действовали совершенно различно.

Социальная природа сознания, следовательно, заключается в сущности тех общественных отношений, которые человек усваивает в процессе своей деятельности, общения с внешним миром, в процессе воспитательных воздействий. Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание. В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности человека не тождественна мышлению. Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, от одной культурно-исторической цивилизации к другой, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое -- атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое -- других и т. д.). Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истым парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т.д.

Можно отметить, что воспитание оказывает влияние на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным социальным условиям, в которые она включена. Уже в трудах И.П. Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т.д.

Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных. Тем не менее среди них имеются и факторы, отрицательно воздействующие на гармоничное развитие личности, на содержание и направленность воспитания. В конце XX в. в России в силу разных исторических причин сложились новые отношения. Назовем некоторые из них.

  • 1. Социально-политические (развал государства и его идеологической основы, разрушение духовно-нравственных ценностей, потеря национальных интересов и культуры, разрушение государственности и законности, бюрократизм, отсутствие четкой концепции образования и воспитания и т.д.).
  • 2. Социально-экономический (развал государственной экономики, снижение уровня материального производства, пренебрежение духовными ценностями, отсутствие материально-технического обеспечения учебных заведений, невозможность приобщения к ценностям духовной культуры у значительной части населения по причине низкого уровня жизни, безработицы и т.д.).
  • 3. Социально-педагогические (резкое снижение, а во многих случаях и отсутствие качественного семейного воспитания, новых воспитательных ориентиров, неподготовленность многих педагогов к работе в новых социально-политических и экономических условиях, тактические просчеты и ошибки в управлении образованием, недостаток педагогического инструментария, методических и технологических разработок в области дидактики, теории и методики воспитания, разрушение традиционной связи “школа-- общественность -- семья-- производство”, невысокий социальный статус труда преподавателя.
  • 4. Социально-психологические (назовем их как производные от вышеназванных): гипертрофированные взгляды на смысл жизни и бытие; искаженные потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, установки на отношения полов и половое поведение и т.д.).

В качестве резюме скажем следующее:

  • 1. Как закон остается объективное существование и влияние на развитие личности вышерассмотренных факторов.
  • 2. Смена эпох социально-экономического и культурно-исторического развития обуславливает изменения содержания социальных факторов.
  • 3. В педагогическом процессе важно понимание и учет влияния этих факторов на личностное развитие, смягчение или нейтрализация их действия через построенную соответствующим образом систему воспитания и развития.

англ. factor, social; нем. Faktor, sozialer. Движущая сила развития общества, явление или процесс, обусловливающий те или иные соц. изменения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Фактор социальный

движущая сила развития общества; явление или процесс, обусловливающий те или иные социальные изменения. В основе выделения Ф. с. лежит такая связь социальных объектов, при которой одни из них (причины) при определенных условиях с необходимостью порождают другие социальные объекты или их свойства (следствия). В качестве Ф. с. выступает прежде всего деятельность людей, обусловливающая в конечном итоге все многообразие социальной жизни общества. Кроме того, роль Ф. с. выполняют различные материальные и духовные образования: производство, социальные институты, организации, вещная среда, потребности, интересы, ценности, мнения, ориентации, установки людей и т. д. В качестве Ф. с. выступает также взаимодействие сфер жизни общества, когда одна из них оказывает определяющее влияние на другие. Например, экономическая сфера в значительной степени определяет развитие социальной, политической и духовной сфер, она фактор для них, а эти последние, в свою очередь воздействуя на нее, тоже выступают ее факторами, хотя и не определяющими. Поэтому в совокупности Ф. с. следует различать те, которые движут глубинными изменениями в обществе, определяя его существенные характеристики, направление и уровень развития, и те, которые обусловливают лишь отдельные изменения в обществе или в явлениях и процессах. Следует также распознавать Ф. с., постоянно действующие и случайные, непосредственно и опосредствованно влияющие на объект. Так, к общим Ф. с. относят социально-экономические и другие условия функционирования социальной жизни общества: например, отношения собственности, уровень общественного разделения труда, социальные институты и организации и т. д. Они являются также и постоянно действующими причинами. К специфическим Ф. с. можно отнести определенные особенности тех или иных объектов, от которых зависят такие же характеристики других объектов. Действие прямых Ф. с. может непосредственно фиксироваться и подвергаться контролю в процессе исследования, влияние же косвенных Ф. с. на изучаемый объект прямому контролю не поддается. Его надо специально устанавливать. Познание Ф. с. в социологии связано с разработкой содержательных теорий для объяснения изменений, происходящих в обществе и отдельных его подсистемах, с позиции действия определенных причин. Социологические исследования всегда опираются на определенные методологические и методические подходы к изучению обусловленности одних процессов социальной действительности другими. Цель этих исследований определять и прогнозировать следствия из действия тех или иных факторов на основе предварительного эмпирического анализа взаимоотношения между ними (т. е. действия фактора и следствия). Как известно, проявление причинно-следственных связей в социальных процессах многофакторно и многомерно. Однако в зависимости от целей исследования задача может сводиться к выявлению влияния одного или совокупности факторов, вызывающих соответствующие изменения в социальных объектах. За совокупным действием различных факторов, в том числе и случайного характера, исследование вскрывает нечто устойчивое, необходимое и повторяющееся. И все же, поскольку социальное изменение многофакторное, то прогнозы и выводы из полученных данных носят вероятностный характер. Установление меры проявления причинных связей в социологии осуществляется посредством методов многомерного статистического анализа корреляционного, регрессионного, факторного и др.

Здоровье человека зависит от многих факторов: климатических условий, состояния окружающей среды, обеспечение продуктами питания и их ценности, социально-экономических условий, а также состоянием медицины.

Доказано, что примерно 50% здоровья человека определяет образ жизни.

Образ жизни - Совокупность материальных условий, общественных и социальных установок (культуры, обычаев и т.п.) и природных факторов, которые все вместе обусловливают поведение личности, а также ее обратное влияние на эти факторы. Активное участие человека в процессе формирования условий жизни - обязательный элемент понятия " образ жизни ", так как образ жизни человека - адекватная реакция на окружающую ее среду в целом.

Образ жизни имеет большое значение для здоровья человека и состоит из четырех категорий:
1) экономической (уровень жизни);
2) социологической (качество жизни);
3) социально-психологической (стиль жизни);
4) социально-экономической (уклад жизни).

Итак, к образу жизни человека относятся: активное участие человека в процессе формирования условий жизни, ее адекватная реакция на изменение условий окружающей среды, а также труд, быт, удовлетворения материальных и духовных потребностей в общественной жизни, нормы и правила поведения.

Негативными его факторами являются вредные привычки, несбалансированное, неправильное питание, неблагоприятные условия труда, моральное и психическое нагрузки, малоподвижный образ жизни, плохие материальные условия, несогласие в семье, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень и т.

Негативно сказывается на формировании здоровья и неблагоприятная экологическая обстановка, в частности загрязнение воздуха, воды, почвы, а также сложные природно-климатические условия (вклад этих факторов - до 20%).

Существенное значение имеет склонность к наследственным болезням. Это еще около 20%, которые определяют современный уровень здоровья населения.

Непосредственно на здравоохранение с его низким качеством медицинской помощи, неэффективность медицинских профилактических мероприятий приходится всего 10% "взноса" в тот уровень здоровья населения, что имеем сегодня.



Причиной нарушения нормальной жизнедеятельности организма и возникновения патологического процесса могут быть абиотические (свойства неживой природы) факторы окружающей среды. Очевидна связь географического распределения ряда заболеваний, связанных с климатически-географическими зонами, высотой местности, интенсивностью излучений, перемещением воздуха, атмосферным давлением, влажностью воздуха и тому подобное.

На здоровье человека влияет биотический (свойства живой природы) компонент окружающей среды в виде продуктов метаболизма растений и микроорганизмов, патогенных микроорганизмов (вирусы, бактерии, грибы и т.д.), ядовитых веществ, насекомых и опасных для человека животных.

Патологические состояния человека могут быть связаны с антропогенными факторами загрязнения окружающей среды: воздух, почва, вода, продукты промышленного производства.Сюда также относится патологию, связанную с биологическими загрязнениями от животноводства, производства продуктов микробиологического синтеза (кормовые дрожжи, аминокислоты, ферментные препараты, антибиотики и т.д.).

Существенное влияние на состояние здоровья населения оказывают факторы социальной среды: демографическая и медицинская ситуации, духовный и культурный уровень, материальное положение, социальные отношения, средства массовой информации, урбанизация, конфликты и тому подобное.

Кроме этого, человек как существо общественное, в процессе жизнедеятельности приобретает определенные привычек.

Привычки - это форма поведения людей, появляется во время обучения и многократного повторения в различных жизненных ситуациях, составляющие которой выполняются автоматически. Психофизиологической основой привычек является динамический стереотип, то есть хорошо усвоена и закреплена временными связями программа действия. В отношении здоровья человека и образа его жизни привычки могут быть полезными и вредными.

Полезной, например, есть привычка соблюдать режим дня. Она способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, и в конце - долголетию. Ранее эта привычка сформировалась, тем организованнее человек, крепче его здоровье, и тем легче она избавляется неприятностей.

Вредные же привычки, наоборот, дезорганизуют человека, ослабляют ее волю, снижают работоспособность, ухудшают здоровье и сокращают продолжительность жизни. Ранее они образуются, тем губительнее действуют и тем сложнее избавиться. Эти привычки приносят множество бед и страданий. Наиболее распространенными факторами, которые негативно влияют на состояние здоровья человека, есть такие вредные привычки, как алкоголь, курение, наркотики.

Алкоголь - коварный и очень опасный враг, который разрушает здоровье, уничтожает человека морально и физически. Вследствие частого употребления алкоголя возникает болезнь - алкоголизм.

Алкоголь по своим психотропными свойствами принадлежит к наркотическим веществам, однако не является наркотиком. По данным Всемирной организации здравоохранения, от алкоголизма ежегодно умирает около 6 млн. Человек - это больше, чем умирает от такой страшной болезни, как рак.

Большинство преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь отрицательно влияет и на центральную нервную систему, поражая все органы, приводит к деградации личности. Злоупотребление алкоголем приводит к психическим расстройством. Чаще всего встречаются такие психические расстройства, как "белая горячка", алкогольный галлюциноз, эпилепсия.

Курение является причиной многих тяжелых заболеваний. Интересы курением приобретает угрожающие размеры. Это - вредная привычка не только мужчин, но и женщин.

Украина опережает большинство стран Европы по количеству курильщиков. По статистике количество курильщиков составляет 12 млн. Человек - это 40% населения трудоспособного возраста (из них 3600000. - Женщины, 8400000. - Мужчины). Курит каждая 3-4 женщина репродуктивного возраста (20- 39 лет). По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эта вредная привычка вызывает в Украине более 100 000 смертей ежегодно.

Общественное мнение, к сожалению, мало или почти не осуждает этой пагубной привычки, которая, по сути, является одной из форм наркологической болезни. Выявлено, что в табачном дыме содержится около 8% окиси углерода, никотиновая, синильная, муравьиная, масляная, серная кислоты, серный свинец, бензапирен, трехокись мышьяка, радиоактивный элемент полоний, табачный деготь и другие ядовитые вещества. Одним из самых вредных для здоровья человека является никотин. Дым от 25 сигарет содержит около двух капель чистого никотина, то есть такое количество яда, которой достаточно для того, чтобы убить пса. В мире от курения ежегодно погибает 2500000. Человек, и, по прогнозу специалистов, к 2050 году эта цифра достигнет 12 млн. В среднем каждая сигарета уменьшает жизнь регулярного курильщика на 5,5 мин.

Наркомания - настоящее зло для всех стран мира. Это болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков, большинство из которых - растительного происхождения (морфий, кокаин, героин, пантопон, индийская конопля и их производные в виде гашиша, марихуаны, анаши и др.). Наркомания оказывается синдромом смешанной реакции, психической и физической зависимости, а также некоторыми психическими и социальными феноменами. К наркомании относится и злоупотребление снотворными препаратами. Социальная опасность наркомании:

Наркоманы плохие работники, их работоспособность (физической и умственной) снижена;
- наркомания наносит большой материальный и моральный ущерб, является причиной несчастных случаев на производстве;
- наркоманы деградируют физически и морально, является бременем для общества;
- наркоманы входят в группу риска распространения СПИДа;
- наркологическая болезнь во всех ее проявлениях социально опасна, психические заболевания угрожают будущему нации, в связи с этим проблема приобретает глобальное значение.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) - это инфекционная болезнь, которая поражает иммунную систему, в частности подавляет клеточный иммунитет. Впервые человечество столкнулось с этой болезнью в конце XX - начале XXI веков. В последние годы эта социально опасная болезнь в Украине приобрела угрожающие масштабы, особенно в молодежной среде.

Социальные факторы, их динамика оказывают весьма существенное влияние - никак не меньшее, чем иные - на потребительское поведение населения. Анализ социальных параметров общества может подсказать исследователям-маркетологам возможные направления развития потребительских предпочтений в среде покупателей, что позволит руководству фирмы сформулировать обоснованную маркетинговую стратегию своей деятельности. К числу социальных факторов, характерных для России и заслуживающих внимания маркетологов, можно отнести:

Старение населения (половозрастная структура населения);

Усиление дифференциации общества по уровню доходов;

Появление частного предпринимательства, наемного труда и безработицы;

Структурные изменения в семье.

Безусловно, можно назвать и другие социальные факторы, имеющие частный характер и проявляющиеся только на территории отдельных регионов. Здесь же упомянуты лишь те, которые лежат на поверхности социальных явлений и характерны для всей страны, для каждого его региона.

Очевидно, что половозрастная структура населения, которая в динамике показывает старение населения, является демографическим показателем. Но поскольку ее изменение порождает в обществе конкретные процессы, связанные, допустим, с заботой о пожилых гражданах, о повышении рождаемости и т.п., то показатели структуры населения вполне уместно рассматривать и в блоке социальных факторов. Если вести речь о старении населения, то в России, как и в странах Европы, уже давно наметилась тенденция увеличения доли пожилых людей в общей структуре населения. Это характерно для всех регионов России. Разница только в том, что в каких-то из них доля пожилых людей больше, в каких-то меньше. Что же касается Алтая, то по данным краевой статистики численность людей в возрасте 20-29 лет сократилась с 479,5 тыс. человек в 1959 г. до 358,7 тыс. человек в 1996 г., в то время как численность людей в возрасте 60 лет и старше за этот же период увеличилась с 198,1 тыс. человек до 449,2 тыс. человек. Эти цифры убедительно говорят о старении населения Алтайского края. Экономическая реформа еще более усугубила эту тенденцию, так как резко сократилась рождаемость. Если на Алтае в 1959 г. в возрасте 0-2 лет насчитывалось 209,5 тыс. человек, то в 1996 г. всего лишь 71,7 тыс. человек. Очевидно, что эти тенденции не могут не оказать определенного влияния на потребительское поведение населения края в целом, что маркетологи предприятий не должны игнорировать при построении маркетинговых стратегий развития.

Возникает вопрос: каким образом может измениться поведение населения в связи с изменением его возрастной структуры? В случае старения населения неизбежно появляется, в частности, повышение спроса на услуги здравоохранения. Возможны и другие формы изменения потребительского поведения людей. В странах Европы и США, например, увеличение доли пожилых людей, выходящих на пенсию, способствует повышению спроса на туристические услуги. В России такой тенденции нет. Возрастающая армия российских пенсионеров предпочитает проводить время на своих дачных участках, занимаясь выращиванием овощей и фруктов. Таким образом, можно констатировать, что одна и та же демографическая тенденция в разных странах породила совершенно непохожие социальные тенденции. Это легко объясняется различием национальных культур, уровнем доходов населения, др.

Но каким образом российский бизнес должен реагировать на эти взаимосвязанные и взаимообусловленные тенденции? Очевидно, что в некоторых отраслях агропромышленного комплекса следует увеличить производство садово-огороднического инвентаря, удобрений и т.п., приспособив эти товары к потреблению на небольших земельных участках. Производить, например, небольшие по мощности и габаритам мотоблоки, простые и надежные в эксплуатации, упаковывать удобрения в приемлемую для дачников тару и т.п. Безусловно, российский бизнес не должен упускать из виду и неуемную страсть западных пенсионеров к путешествиям, создавая для них соответствующую инфраструктуру туризма (в любом регионе России им есть что посмотреть).

Такой приблизительно комплексный анализ, но, разумеется, более подробный, взаимосвязанных факторов внешней среды (в данном случае демографических, социальных, культурных) и должен лежать в основе любого маркетингового решения. Если вести речь о привлечении в Россию пожилых западных туристов, то спектр этих факторов, безусловно, следует расширить, включив в список для анализа и политику (двусторонние и многосторонние межгосударственные соглашения), и экономику (динамику курсов валют), и, возможно, другие.

Усиление дифференциации общества по уровню доходов также весьма существенно влияет на структуру потребления. Этот показатель зарубежными социологами положен в основу подразделения общества на классы:

Высший высший класс (менее 1% населения). Сюда относится элита, происходящая из именитых семей и живущая на наследуемое богатство. Они могут жертвовать деньги на благотворительные цели, владеют, как правило, более чем одним домом, отправляют детей в частные школы, не любят выставлять свое богатство напоказ. Основными потребительскими рынками для них являются рынок драгоценностей, антиквариата, домов, услуг по организации отдыха и путешествий.

Низший высший класс (около 2%). В этот класс входят люди свободных профессий и бизнесмены, получающие высокие доходы в силу своих исключительных способностей. Они, как правило, активны в общественных делах, стремятся к признанию своего социального положения и демонстративно тратят накопления. Стремятся перейти в высший высший класс. Их рынок - это дорогие дома, яхты, плавательные бассейны, автомобили.

Высший средний класс (12%). Лица свободных профессий, управляющие, бизнесмены, делающие карьеру. Они стремятся к получению хорошего образования, проявляют заботу о духовной жизни, культуре, гражданских делах. На рынке приобретают хорошие дома, мебель, одежду, бытовые приборы.

Низший средний класс (30%). Сюда относятся служащие, мелкие предприниматели и так называемая рабочая аристократия. Они стремятся к соблюдению культурных традиций, норм и правил, приданию себе ореола респектабельности. Их рынок - это товары типа сделай сам, хозяйственные принадлежности, одежда строгого стиля.

Высший низший класс (35%). Это мелкие служащие, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие. Они озабочены проблемами четкого разделения ролей полов, укрепления своего положения в обществе. Их рынок - это недорогие спортивные товары, пиво, товары для домашнего хозяйства.

Низший низший класс (20%). В этот кла сс вкл ючаются неквалифицированные рабочие, лица, живущие на пособия. Их рынок - это пищевые продукты, некоторые бытовые товары, телевизоры, подержанные вещи.

В российском обществе для решения маркетинговых задач также можно выделить класс богатых, средний класс и класс бедняков, осуществляя в случае необходимости их более подробную дифференциацию. Разумеется, количественные и качественные характеристики этих классов будут не такими, как в США. Но сам методологический подход может быть применен и в России.

Таким образом, общественные классы представляют собой довольно стабильные группы людей, которые характеризуются наличием схожих ценностных представлений, интересов, устремлений, потребительского (и иного) поведения. Другими словами, общественные классы характеризуются не только уровнем доходов, но и другими показателями, в основном качественными, такими, например, как образование, отношение к культурным традициям, ценностные предпочтения и т.п. Знание классовой структуры общества помогает маркетологам лучше ориентироваться в общественных процессах, поскольку принадлежность к классу говорит о возможных стереотипах поведения его членов, в частности:

1) принадлежность к одному классу определяет и склонность его представителей к очень похожему (иногда почти одинаковому) поведению;

2) принадлежность к классу определяет и положение людей в обществе;

3) представители одних классов могут переходить в другие классы (подниматься из низших классов в высшие, опускаться из высших в низшие)

Ориентируясь в классовой динамике, маркетологи могут строить более обоснованные прогнозные сценарии развития своих предприятий, их товарной и ценовой политики, определять наиболее предпочтительные направления развития ассортиментной политики и т.п. Каким же образом можно охарактеризовать классовую структуру России, возникшую в результате реформ в 90-е годы? Прежде всего следует отметить, что экономическая реформа в России обусловила довольно глубокую дифференциацию российского общества, выразившуюся в появлении класса богатых и даже сверхбогатых, а также класса бедных, численность которого весьма значительна. Средний же класс, который должен составлять основу общества, пожалуй, только наметился. Его И в начале нового века пока еще нельзя назвать сформировавшимся и окрепшим, что не может не вызывать беспокойства, в том числе и у бизнесменов.

Принадлежность к тому или иному общественному классу определяет не только материальное положение людей, но и их психическое состояние. Растущая социальная дистанция между бедными и богатыми в России обостряет ощущение собственной бедности у бедных, что, к сожалению, не всегда приводит их к мысли добиваться улучшения своего положения законными методами и средствами. Увеличение числа бедных приводит к накоплению в обществе негативного потенциала по отношению к богатым вообще и к бизнесу в частности, что чревато социальными потрясениями. Наоборот, превалирование в обществе среднего класса делает общество более стабильным. Средний класс - это труженики, которые уже живут хорошо и хотят жить еще лучше. Им уже есть, что терять при смене общественного уклада и им есть, что приобрести в случае сохранения стабильности в обществе. Их ценностная ориентация выражается в увеличении своего материального благосостояния, они готовы тратить заработанные деньги на хорошие автомобили, более комфортное жилье, дорогую бытовую технику и т.п. Таким образом, чем больше доля среднего класса в обществе, тем больше возможностей в этом обществе для развития бизнеса. Маркетологи же должны тщательно изучать нужды и потребности представителей этого класса, ибо эти потребности в значительной степени носят массовый характер, что может обеспечить внушительные объемы продаж.

Появление частного предпринимательства и наемного труда в России также повлияло на изменение образа жизни населения, что, естественно, не могло не сказаться на их потребительском поведении.

На начальном этапе экономической реформы (1990-1991) были сформулированы три ее цели. Суть первой из них заключалась в приватизации, создании частного сектора в экономике, уничтоженного за годы советской власти. Вторая цель преследовала замену административно-командного механизма хозяйствования на рыночный. И третья цель касалась возрождения в людях чувства хозяина, чтобы каждый собственник стремился к преумножению своей собственности и к эффективному ее использованию. Если первые две цели более или менее достигнуты (хотя в обществе до сих пор не утихают дискуссии по этому поводу; в частности, коммунисты, аграрии, представители военно-промышленного комплекса склонны полагать, что реформы не состоялись), то третью цель и в начале нового века еще никак нельзя считать достигнутой в полном объеме.

Предприниматели, с которыми и следует отождествлять понятие чувство хозяина, появились, но вряд ли их численный и самое главное качественный состав можно рассматривать как приемлемый. Кого же следует считать предпринимателем? Если к таковым относить всех граждан, которые получили в своих районных администрациях свидетельства предпринимателей и занимаются челночным бизнесом, то таковых в России много. Но являются ли они по сути предпринимателями, т.е. субъектами, создающими новые товары, услуги, порождающие в обществе новые потребности, а следовательно, и способствующие появлению новых рабочих мест для наемного труда? По большому счету, конечно, нет. Таких предпринимателей пока мало. Поэтому третья цель и не достигнута в полной мере. Да она, пожалуй, и не может быть достигнута так быстро. Сформировать в народе чувство хозяина, тогда как все прошлое воспитание целых поколений было направлено на его подавление, безусловно, не просто и на это требуется определенное время. Положительным уже следует считать само зарождение предпринимательства как явления. Коль скоро оно есть, даже и в таком виде, то есть и надежда на то, что рано или поздно в стране появятся предприниматели типа Генри Форда-первого, Билла Гейтса, а если вспомнить дореволюционную Россию, то купцы типа Демидовых, Саввы Морозова и др. Такое предпринимательство (Предпринимательство с большой буквы) не только способно обеспечить насыщение рынка уникальными товарами и услугами, но и решить важную социальную задачу, связанную со снижением уровня безработицы.

Экономическая реформа обусловила возникновение в российском обществе таких явлений, как безработица, наемный труд, чего раньше в нашей стране на протяжении десятилетий не было и что определенным образом повлияло на массовое сознание граждан. За годы советской власти, когда право на труд было гарантировано Конституцией СССР, народ привык считать себя защищенным от этой беды. Поэтому в 1991 г., как показали результаты специального социологического обследования , только 7% опрошенных отмечали угрозу безработицы как проблему, которая их беспокоит (10-е место среди других проблем). В 1992 г. уже 30% (5-е место) из опрошенных высказали обеспокоенность угрозой безработицы - восприятие проблемы обострилось. Пришло осознание того, что советский труженик вдруг превратился в наемного работника, которому в любой момент могут указать на дверь без гарантии трудоустройства. В результате появился рынок труда, возникла сложная система отношений по поводу найма на работу: отношений наемных работников как с реальными покупателями их рабочей силы, так и с потенциальными ее покупателями. На основе этих отношений стал складываться механизм конкуренции за рабочие места, чего в советской России просто не могло быть.

Все это позволяет надеяться, что качество труда возрастет, ибо обусловленная конституционной гарантией иждивенческая психология трудоспособного населения, его беззаботность по поводу трудоустройства и отсутствие инициативы в повышении квалификации и переподготовке канет в небытие. Уже сейчас многие, особенно молодые, осознали, что сохранение за собой рабочих мест во многом зависит и от них самих, от их стремления к постоянному профессиональному совершенствованию. Таким образом, негативные социальные последствия безработицы создали предпосылки и для развития мотивации к квалификационному росту населения в трудоспособном возрасте. Такая трансформация массового сознания не может не повлиять на конечные результаты деятельности предприятий по производству ими товаров и услуг. При разработке (развитии) потребительных свойств товара, при создании новых товаров это экономически выгодное для наемного труда стремление к профессиональному самосовершенствованию маркетологи предприятий безусловно должны учитывать. В соединении с инициативой на рабочих местах, желательно экономически поощряемой, рост профессионального мастерства наемных работников может привести фирму к коммерческому успеху посредством предложения рынку товаров и услуг с уникальными потребительными свойствами, пользующихся спросом. Исследуя социальные факторы, маркетологи должны обращать внимание и на структурные изменения в семьях, поскольку субъектом потребительского поведения является не просто индивидуум, а индивидуум, так или иначе связанный семейными отношениями, которые находятся в постоянной динамике, обусловливаемой изменениями в экономике, культуре, демографии и других сферах. Для целей идентификации потребительского поведения, характерного для того или иного рынка, можно воспользоваться классификацией семей, предложенной зарубежными социологами.

Демографические обстоятельства, о которых шла речь выше, а также экономические, культурные и, возможно, другие, обусловили появление новых тенденций в развитии структуры семьи. Все чаще разведенные или овдовевшие люди еще в детородном возрасте не спешат завести вторую семью, предпочитают одиночный образ жизни. Многие из них уже имеют довольно высокий уровень доходов и их никак нельзя отнести к типу, соответствующему первому этапу жизненного цикла. Характер потребительского поведения у них уже иной и не похож ни на один из перечисленных в отступлении 3.12 типов. Многие молодые люди вступают в так называемый гражданский брак и не спешат заводить детей. Их уровень доходов быстро возрастает и стиль потребительского поведения становится непохожим на стиль юных молодоженов без детей. Все эти обстоятельства также должны стать объектом пристального внимания маркетинговых исследований с тем, чтобы обеспечить руководство своей организации более точной и достоверной информацией об особенностях рынка, о его потенциальных покупательских способностях.

Социальные факторы во многом формируют стереотипы потребительского поведения, поэтому в маркетинговых исследованиях им должно уделяться соответствующее внимание.