Фонды потребления и накопления общества. Фонд потребления включает в себя

Местное самоуправление в РФ

Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

    Конституция Российской Федерации,

    общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,

    федеральные конституционные законы,

    Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),

    конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,

    уставы муниципальных образований,

    решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,

    иные муниципальные правовые акты.

    Европейская хартия местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Р Ф и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и субъектов РФ с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

местный референдум

муниципальные выборы

сход граждан

правотворческая инициатива граждан

территориальное общественное самоуправление

публичные слушания

собрание граждан

конференция граждан (собрание делегатов)

опрос граждан

обращения граждан в органы местного самоуправления

наказы избирателей

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В РФ существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

муниципальный район - несколько городских и/или сельских поселений

сельское поселение - один или несколько сельских населенных пунктов

городское поселение - один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа

городской округ - городское поселение, не входящее в состав муниципального района

внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003-2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

представительный орган муниципального образования

глава муниципального образования

местная администрация

контрольный орган муниципального образования

Фонд потребления

Фонд потребления - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия и зарезервированная согласно учетной политике на материальное поощрение работников.

Фонд потребления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта для осуществления мероприятий по социальному развитию коллектива.

Фонды потребления могут формироваться только за счет так называемых заработанных средств, то есть прибыли, полученной от реализации товаров, работ, услуг.

Иначе говоря, источниками формирования фонда потребления могут выступать:

· остаток фонда потребления на конец предыдущего года;

· фонд потребления, образованный за счет прибыли отчетного года;

· иные источники собственных средств согласно устав и законодательству.

Сумма превышения фактически начисленных средств на потребление над заработанными средствами, которые предназначены для этой цели, может быть погашена за счет:

· неиспользованных средств фонда накопления;

· свободных остатков резервного фонда предприятия, созданного после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей;

· средств вышестоящей организации, учредителей;

· безвозмездной помощи других предприятий и организаций, перечисленной на расчетный счет предприятия целевым назначением на потребление;

· отчисления из местного бюджета на возмещение сложившихся убытков в той части, которая относится на оплату труда.

Следует обратить внимание, что вышеназванные средства могут поступать в качестве источника образования фонда потребления только в том случае:

· принятия соответствующего решения учредителями;

· если такой порядок предусмотрен в уставе или в коллективном договоре;

· если учетной политикой предприятия утвержден порядок направления в фонд потребления остатков средств вышеуказанных фондов и резервов на конец отчетного периода, то есть периода образования фонда потребления, и при отсутствии на конец этого отчетного периода чистой прибыли.

На потребление не могут быть направлены не заработанные средства, такие как амортизационные отчисления или средства целевых кредитов.

Самостоятельные предприятия, являющиеся юридическими лицами и входящие в состав объединений, средства на потребление направляют в пределах заработанных ими средств. Структурные единицы объединений, которые имеют отдельный баланс и расчетный счет, но не наделены правом юридического лица, расходы на потребление осуществляют также в пределах заработанных ими средств.

По итогам работы за квартал расходы на потребление осуществляются, исходя из фактически сложившихся финансовых результатов, но в пределах заработанных средств (нарастающим итогом с начала года).

Что же касается созданных предприятий и организаций, то до получения ими собственных заработанных средств расходы на потребление осуществляются в пределах средств, перечисленных для этого учредителями.

Предприятия, у которых в учредительных документах не предусмотрено создание фонда потребления и фонда накопления, сумма прибыли текущего года, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, направляется напрямую на оплату произведенных расходов на производственное и социальное развитие и другие цели.

Фонд потребления используется на:

8. выплату единовременных поощрений за выполнение особо важных заданий;

9. премирование работников по итогам работы предприятия за год;

10. оказание материальной помощи, оплату путевок на лечение и отдых, экскурсии и путешествия;

11. компенсацию удорожания стоимости питания в столовых и буфетах;

12. надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

13. оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;

14. стипендии студентам и учащимся, направленным хозяйствующим субъектом на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения, выплачиваемые за счет средств хозяйствующего субъекта.

В дореформенный период к фондам потребления, создаваемым организациями потребительской кооперации, относились: фонд социального развития, фонд стимулирования пайщиков, резервный фонд оплаты труда и фонды поощрения.

Фонд социального развития создают потребительские общества, районные и областные потребсоюзы, Белкоопсоюз, их хозрасчетные унитарные предприятия и учреждения за счет отчислений от распределяемой прибыли, остающейся после внесения платежей в бюджет, начисления сумм на пополнение собственных оборотных средств, доходов собственникам и других обязательных отчислений. Начисляют фонд по нормам, определенным уставом или собственником, исходя из размера распределяемой прибыли и финансовое положение организации.

Средства фонда социального развития используют на следующие цели:

1. приобретение оборудования, инвентаря, транспортных средств для оздоровительных лагерей, детских садов, столовых и буфетов, санаториев и других объектов социальной сферы;

2. возмещение расходов по содержанию принадлежащих организации детских садов и других учреждений социальной сферы, не покрываемых их доходами;

3. выплату работникам сумм на удешевление стоимости питания;

4. возмещение до 50% стоимости выданной форменной одежды;

5. благотворительные цели;

6. оплату проезда работников к месту работы и обратно;

7. на выплату дотаций профсоюзным организациям.

Средства фонда социального развития расходуются по смете. В смете расходования фонда определяют направление его использования. Оплату расходов за счет средств фонда социального развития можно производить только в пределах созданного фонда. Расходование средств в счет будущих поступлений в фонд не допускается.

Фонд стимулирования пайщиков образуется в потребительском обществе за счет отчислений от распределяемой прибыли за отчетный год в пределах 1%. Размер отчислений утверждается собранием уполномоченных потребительского общества.

Средства фонда стимулирования пайщиков используются на:

· поощрение своих работников, являющихся пайщиками и активно работающих на общественных началах а органах управления и контроля потребсоюзов;

· покрытие расходов, связанных с оказанием пайщикам услуг на льготных условиях.

Средства фонда стимулирования пайщиков расходуются по смете. Смета расходования фонда утверждается правлением потребительского общества.

Резервный фонд оплаты труда создается в размере до 25% годового фонда оплаты труда. В этот фонд зачисляют ежегодно до 5% от суммы распределяемой прибыли. Конкретный размер резервного фонда, основание и порядок его создания определяют в коллективном договоре.

Средства фонда используют на выплату заработной платы, компенсационных выплат в случае банкротства организации.

Фонд поощрения образуется в организации потребительской кооперации за счет следующих источников:

1. отчислений от распределяемой прибыли прошлого года по нормативам, утвержденным правлениями потребобществ и потребсоюзов, но не более 10%;

2. отчисления от прибыли текущего года после уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;

3. отчисления от прибыли, остающейся в распоряжении организации, на выплату вознаграждения по итогам работы за год;

4. зачисления в фонд средств, предназначенных для стимулирования сдатчиков сельскохозяйственных продуктов и сырья, в размере 10% от суммы произведенных отчислений средств на развитие материально-технической базы субъектов хозяйствования потребительской кооперации.

Средства фонда поощрения используются на:

· выплату вознаграждения по итогам работы за год;

· текущее премирование работников организаций и учреждений сверх размеров, относимых на себестоимость продукции, работ, услуг;

· премирование коллективов и отдельных работников, достигших лучших показателей хозяйственно-финансовой деятельности по итогам года;

· оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;

· выплату надбавок к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, классность, ученую степень, за сложность и напряженность работы, за выслугу лет, за стаж работы и других сверх размера, относимого на себестоимость продукции;

· вознаграждение к юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям.

Начисление вознаграждения каждому работнику производится по установленной шкале соразмерно полученной им заработной плате и продолжительности непрерывного стажа работы в данной организации, а также в пределах средств, выделенных на эти цели. Причитающаяся к выплате сумма вознаграждения начисляется за счет распределяемой в течение года прибыли, зачисляется в фонд поощрения и учитывается отдельно от других направлений его использования.

Средства данного фонда расходуются в соответствии со сметами, утвержденными правлением или руководителем организации, по каждому направлению его использования.

С 2010 года в состав фонда потребления входят фонд социального развития, фонд поощрения. Фонд стимулирования пайщиков был переименован в фонд финансирования затрат по работе с пайщиками. Резервный фонд оплаты труда был упразднен. Как мы видим, перемены, произошедшие с фондами потребления незначительны. В основном, состав фонда и его задачи остались прежними.

На ЧТУП «Универсальная база» Гродненского ОПС средства в фондах поощрения и финансирования затрат по работе с пайщиками отсутствуют. Движение средств наблюдается только в фонде социального развития, где за 2010 год было начислено и израсходовано 8 млн. руб.

В условиях господства монополии государственной собственности средства фондов накопления и фондов потребления выступали равноправными источниками собственных средств предприятия. Однако в условиях многообразия форм собственности эти фонды различаются по принадлежности к собственнику. На негосударственном предприятии фонды потребления находятся в собственности трудового коллектива, а фонды накопления - в собственности акционеров, учредителей. Поэтому все фонды потребления, даже такие накопления, как вложения в социальную сферу (например, строительство санатория) к собственному капиталу относятся, поскольку это те ресурсы, которые предприятие отдало коллективу на улучшение его социальных нужд.

В новом балансе вместо одной общей статьи «Фонды специального назначения» в первом разделе пассива «Источники собственных средств» остатки специальных фондов разделены и отражаются в пассиве по трем элементам: фонды накопления, фонды потребления и прочие фонды специального назначения. При этом статьи «Фонды накопления» и «Прочие фонды специального назначения» отражены в третьем разделе баланса «Собственный капитал», а статья «Фонды потребления» - в пятом разделе «Краткосрочные обязательства». Размещение остатков по фондам потребления в составе краткосрочных обязательств связано с их экономической сущностью и целевым назначением. Поскольку средства этих фондов зарезервированы для осуществления ежегодных безвозвратных выплат компенсационного и поощрительного характера, то остатки по фондам потребления представляют собой обязательства перед работниками предприятия, которые должны быть погашены в течение отчетного года. Средства, учитываемые на субсчете 88/2 «Фонды потребления», по мере использования извлекаются из хозяйственного оборота предприятия и переходят в собственность трудового коллектива. Они не способны приносить прибыль или образовывать новое имущество, и поэтому не могут рассматриваться как составляющие собственного капитала. В то же время фонды потребления - это часть чистой прибыли предприятия, зарезервированная на потребительские цели, и при использовании бесфондового метода распределения прибыли они включаются в состав статьи «Нераспределенная прибыль» третьего раздела «Собственный капитал».

Таким образом, несмотря на то, что фонды накопления и фонды потребления имеют тот же источник формирования - прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, они существенно отличаются по своему целевому назначению, что определило особенности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Третий связан с развитием и преобладанием третичных отраслей - сферы услуг.

Вопрос 9. Этапы развития отраслевой структуры национальной экономики

Первый этап связан с активным развитием и преобладанием первичных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых;

Второй связан с развитием и доминированием вторичных отраслей - производства, строительства;

Эти этапы развития отраслевой структуры национальной экономики сменяли друг друга, но для каждой отдельной страны имели свои специфические черты.

Динамичные изменения отраслевой структуры происходят циклично на временном отрезке от 10 до 20 лет. Для них характерны следующие черты:

1. Повышение значения и объема отрасли услуг - интеллектуальной, информационной сферы;

2. Снижение объемов добывающей отрасли по сравнению с прочими;

3. Рост промышленного производства на фоне сельскохозяйственного сектора экономики.

К фондам целевого назначения относятся фонды организации, образуемые из прибыли, остающейся в распоряжении организации, в соответствии с учредительными документами. К ним относятся фонды накопления, потребления и социальной сферы.

Фонд возмещения, накопления, потребления - отдельные части совокупного общественного или валового национального продукта, направляемые:

1) на возмещение затраченных, израсходованных средств производства;

2) на капитальные вложения, инвестиции, создание запасов;

3) для удовлетворения потребностей населения и государства, для текущего потребления. Такое разделение позволяет видеть макроэкономическую структуру использования национального продукта страны.

Комплексные фонды (фонд потребления и фонд накопления) предприятия и организации формируют на основе средств, оставляемых в их распоряжении, то есть после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Фонд потребления - часть совокупного общественного продукта (национального дохода), используемая для удовлетворения непроизводственных - личных и общественных - потребностей, а также на содержание организаций и учреждений непроизводственной сферы. Он служит основой для воспроизводства рабочей силы и ее развития. Фонды потребления представляют собой средства нераспределенной прибыли, направленные (зарезервированные) на осуществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению работников организации и иных мероприятий, не приводящих к образованию нового имущества организации .

Другими словами, фонд потребления – это часть чистого продукта, используемая для удовлетворения личных потребностей населения.

Фонд потребления состоит из двух частей: фонда общественного потребления и фонда личного потребления , соотношение между которыми в существенной степени зависит от государственного устройства, исторически сложившихся национальных традиций и др. политических факторов. За счет фондов потребления удовлетворяются потребности в услугах образования, здравоохранения, социального обеспечения. Однако абсолютное большинство получателей доходов не используют их на потребление в полном объеме. Часть дохода по тем или иным соображениям откладываются, сберегаются.



Фонд потребления включает :

- расходы на оплату труда всего персонала (производственного и непроизводственного);

- денежные выплаты, в том числе вознаграждения по итогам работы за год;

- средства, направляемые на иные виды поощрения за труд в денежной и натуральной формах; материальную помощь;

- средства на установление трудовых и социальных льгот;

- доходы (дивиденды, проценты), выплачиваемые по акциям и вкладам работников в имущество предприятия;

- другие выплаты, носящие индивидуальный характер, кроме вознаграждений за рационализаторские предложения, изобретения и открытия.

Таким образом, фонд потребления образуется за счет средств, направляемых на оплату труда (из выручки от реализации продукции, работ и услуг), и части чистого дохода, оставляемого в распоряжении предприятия для материального поощрения работников и разных социальных выплат. Расходуются средства фонда на личное потребление работников.

За счет фондов потребления оплачиваются:

1. Доходы (дивиденды, проценты) по акциям акционерам организации;

2. Дополнительно предоставленные по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпуска работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;

3. Надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

4. Проезд членов семьи работника и провоз их багажа к месту использования отпуска и обратно (в соответствии с законодательством для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям и отдаленным районам Дальнего Востока);

5. Стипендии студентам и учащимся, направленным организациями на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения;

6. Путевки работникам и их детям на лечение, отдых, экскурсии и путешествия;

7. Удорожание стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях, предоставление его по льготным ценам или бесплатно работникам (кроме специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных законодательством), а также детям, находящимся в детских дошкольных учреждениях, санаториях, оздоровительных лагерях;

8. Материальная помощь, в том числе на жилищное строительство и частичное погашение кредита, предоставленного на жилищное строительство;

9. Расходы на погашение ссуд (включая беспроцентные), выданные работникам организации на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хозяйством;

10. Расходы по благоустройству садоводческих товариществ (строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осушение и другие расходы общего характера), строительству гаражей;

11. Расходы по возмещению ценовой разницы на товары (работы, услуги), предоставляемые работникам организации;

12. Расходы по оплате услуг поликлиникам по договорам, заключенным с органами здравоохранения на предоставление своим работникам медицинской помощи, по содержанию детей в дошкольных учебных учреждениях;

13. Стоимость жилья, места в общежитии, квартирная плата;

14. Проезд к месту работы транспортом общего пользования специальными маршрутами, ведомственным транспортом (кроме расходов, включаемых в фонд оплаты труда);

15. Другие льготы (оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, подписки на газеты и журналы, протезирования и т.п.).

Фонд потребления является источником социального развития предприятия, материального стимулирования и социальной защиты коллектива. В этом фонде можно выделять:

1.Фонд материального поощрения , который предназначен для выплаты премий, не связанных с производственными результатами, оплаты дополнительных отпусков, дивидендов по акциям и вкладам, премий по итогам смотров-конкурсов, направленных на повышение качества и эффективности работы.

2.Фонд развития персонала предназначен для обеспечения социального и профессионального развития персонала предприятия .

3.Фонд социальной защиты (оплата путевок на отдых, для детей, удешевление питания).

Отличительная особенность фонда потребления заключается в том, что мероприятия, финансируемые из него, не приводят к образованию нового имущества предприятия, т. е. носят поощрительный, компенсационный характер.

Фонд накопления - часть совокупного общественного продукта, используемая на расширенное воспроизводство: прирост основных фондов, материальных оборотных средств и государственных резервов и запасов . В составе фонда накопления выделяются фонды производственного и непроизводственного накопления . Фонд производственного накопления включает:прирост основных производственных фондов, прирост материальных оборотных фондов, прирост государственных материальных резервов, прирост запасов сельскохозяйственных продуктов в личных подсобных хозяйствах населения. Средства фонда накопления, направляемые на производственное развитие предприятия (финансирование строительства и обновление ОФ, перевооружение, реконструкцию, освоение новой техники и технологии), являются источником увеличения собственного капитала.

Фонд непроизводственного накопления включает прирост основных непроизводственных фондов: жилого фонда, основных средств в отраслях образования, здравоохранения, культуры, науки, искусства и управления.

Фонд накопления (сбережений) – это доход, оставшийся после уплаты налогов, не израсходованный на приобретение потребительских товаров. Сбережения могут вызываться различными причинами: отказ от текущего потребления с целью улучшения потребления в будущем; сбережение как страховой фонд; накопление средств, для приобретения товаров длительного пользования; получение дополнительного дохода.

Фонд возмещения - часть совокупного общественного продукта (см. совокупный общественный продукт), идущая на возмещение потребленных средств производства . Другими словами, фонд возмещения - часть общественного продукта, которая должна быть возмещена производству для его дальнейшего бесперебойного функционирования. Фонд возмещения равен стоимости материальных затрат(машин, оборудования, сырья, материалов, топлива и т. п.).

Фонд возмещения равен стоимости материальных затрат (машин, оборудования, сырья, материалов, топлива и т. п.).

По натурально-вещественному содержанию фонд возмещения состоит из средств труда и предметов труда . В стоимостной форме фонд возмещения представляет собой овеществленный прошлый труд и выступает в виде амортизационного фонда и стоимости оборотных фондов , предназначенных для восстановления потребленных в процессе производства предметов труда. Другая часть совокупного общественного продукта, остающаяся после возмещения материальных производственных затрат, образует Национальный доход .

Организация самостоятельно определяет способ распределения прибыли. Оно может осуществляться посредством образования специальных фондов:

    фонд накопления – используется на научно - исследовательские работы, проекты, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, реконструкцию производства, проведение природоохранных мероприятий. Сюда же относят расходы по погашению долгосрочных ссуд, уплате % по ним, уплате % по краткосрочным ссудам сверх сумм, относящихся на себестоимость продукции;

    фонд потребления – используется на социальное развитие и социальные нужды. За его счет финансируются расходы по эксплуатации объектов социально - бытового назначения, находящихся на балансе организации; строительство объектов непроизводственного назначения; проведение оздоровительных, культурно-массовых мероприятий; выплаты премий, материальной помощи и др.;

    резервный - обеспечивает финансовую устойчивость организации. Его величина характеризует готовность организации к страхованию рисков, связанных с предпринимательской деятельностью.

Тема 7. Оборотный капитал организации.

  1. Экономическое содержание оборотного капитала, его состав и структура.

Каждая организация, осуществляющая хозяйственную деятельность, должна иметь оборотный капитал или оборотные средства, которые обеспечивают бесперебойный процесс производства и реализации продукции.

Оборотные активы - средства, инвестируемые организацией в текущую операционную деятельность.

Особенности оборотных средств является:

    полное потребление в течение одного производственного цикла и полный перенос стоимости их на вновь созданную продукцию;

    нахождение в постоянном обороте;

    в течение одного оборота оборотные средства меняют свою форму с денежной на товарную и наоборот, проходя стадии закупки, потребления и реализации.

Оборотные средства организации, участвуя в процессе производства и реализации продукции, совершают непрерывный кругооборот.

Оборотные средства в воспроизводимом процессе делят на:

    оборотные производственные фонды;

    фонды обращения.

Первые функционируют в процессе производства и включают:

    сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и др.;

    расходы будущих периодов.

Вторые участвуют в процессе реализации готовой продукции и приобретения ТМЦ и включают:

    готовую продукцию на складе и в процессе реализации;

    денежные средства на счетах в банках, средства в расчетах.

Под структурой оборотных средств понимают соотношение между элементами в общей стоимости оборотных средств.

    1. Источники формирования оборотных средств.

Источниками финансирования оборотных средств является:

    собственные . За счет них формируется, как правило, минимальная сумма оборотных средств. Формирование суммы оборотных средств происходит в момент создания организации, когда формируется ее уставный капитал. Источником формирования служат инвестиционные средства учредителей организации. В дальнейшем минимальная потребность организации в сумме оборотных средств покрывается за счет выручки от реализации, прибыли, выпуска ценных бумаг, финансовых резервов, а также источников приравненных к собственным средствам, так например устойчивых пассивов (средств, которые могут не принадлежать организации, но постоянно находятся в ее обороте).

К устойчивым пассивам относятся:

    минимальные переходящие остатки задолженности по оплате труда;

    резерв предстоящих расходов и платежей;

    минимальная преходящая задолженность по налоговым платежам, перед бюджетом;

    средства кредиторов в виде предоплаты за продукцию;

    переходящие остатки фонда потребления.

Минимальная переходящая задолженность по оплате труда работникам определяется за промежуток времени между концом расчетного периода, за который произведена оплата труда, и датой выплаты средств:

Мj = (Ф х Д) : 90 , где

Ф – фонд оплаты труда в 4 кв. предстоящего года;

Д – количество дней с начала месяца до дня выплаты средств.

Пример: Фонд оплаты труда в 4 кв. планового года составит 7600 тыс. руб. Сроки выплаты –15 число за I полугодие месяцы и 5-е следующего месяца за II полугодие.

Минимальная задолженность по оплате труда = (7600 х 4) : 90 = 338 тыс. руб.

    Резерв предстоящих платежей . Формируется для резервирования средств на оплату отпусков, и других расходов. Резерв рассчитывается на основе его минимального остатка на отчетный год и изменения фонда оплаты труда в предстоящем году.

Пример: В отчетном году фонд оплаты труда составил 7000 тыс. руб., а минимальная задолженность по резерву предстоящих платежей – 300 тыс. руб.. На следующий год фонд оплаты труда определен в сумме 7600 тыс. руб. Резерв предстоящих платежей для оплаты отпусков составит: (7600 х 300) : 7000 = 326 тыс. руб.

    Заемные источники . В силу разных причин (инфляция, рост объема производства, несвоевременное поступление выручки и т.д.) у организации возникает временная потребность в дополнительных оборотных средствах. Когда покрыть эти потребности за счет собственных оборотных средств невозможно, финансирование текущей деятельности осуществляется за счет заемных источников:

    банковские кредиты – денежные ссуды, выдаваемые банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты ссуд, %:

    коммерческий кредит – особая форма кредита, предоставленная продавцами покупателям по долговым обязательствам в товарной форме в виде продажи товаров в рассрочку, с отстроченными платежами;

    инвестиционный налоговый кредит – предоставляется органами государственной власти и предоставляет собой отсрочку налоговых платежей организации. Для получения организация заключает кредитное соглашение с налоговыми органами по месту регистрации организации.

НК РФ предполагает только основания для предоставления налогового кредита:

    причинение ущерба в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф или иных обстоятельств непредвиденной силы;

    задержки финансирования субъекта или оплаты выполненного государственного заказа этим лицом;

    угроза банкротства. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам от 3 до 12 месяцев.

    Инвестиционные вклады работников (взносы) – дополнительные взносы в развитие предприятия под определенный %. Оформляется договором или положением об инвестиционном вкладе;

    займы, в том числе облигационные;

    кредиторская задолженность.

Предприятия после получения чистой прибыли начинают распределение этих денежных средств. Направления могут быть различными, в первую очередь – это выплата дивидендов учредителям ООО. Оставшиеся средства распределяются на усмотрение учредителей, по решению, запротоколированному на собрании, либо, если это небольшое предприятие – по решению руководства. Одними из основных направлений являются фонд накопления и фонд потребления. С какими целями создаются данные фонды, рассмотрим в нашей редакции.

Фонды потребления и накопления создаются на основании учредительных документов, они имеют специальное предназначение. Формируются за счет чистой прибыли после уплаты всех налогов и обязательных платежей.

Фонд потребления

Специально созданный фонд потребления предприятия – это доля прибыли, направленная на удовлетворение потребностей рабочей группы. Образуется за счет распределения чистой прибыли и фонда заработной платы. Это комплексный фонд, сочетающий в себе прямы и косвенные выплаты служащему составу. Фонд потребления может восполняться как денежными, так и натуральными источниками поступлений. Фонд потребления включает в себя задачи по реализации плановых мероприятий по социальному развитию компании и материальному вознаграждению служащего состава, за исключением капитальных вложений.

Фонд накопления

Накопительный фонд выступает неким источником финансовых средств субъекта предпринимательской деятельности накапливающий поступления от прибыли и иных источников с целью усовершенствования и создания новых имущественных активов. Фонд накопления дает оценку роста имущественного состояния компании и увеличение объемов собственных финансов.

Источники фонда накопления

Формирование фонда накопления происходит за счет таких поступлений:

  • части чистой прибыли, оставленной на распределение;
  • амортизационных отчислений;
  • выручка от продажи имущества компании;
  • банковских продуктов, в частности кредитов.

Использование фонда накопления

Средства фонда накопления могут быть направлены на расходы, связанные с расширением и усовершенствованием производственного процесса. Это:

  • приобретение, создание, модернизация ОС и оборотных активов;
  • научно-технические разработки, освоение новой технологии производства;
  • реализация природоохранных мероприятий;
  • вклады (долевое участие) в воздвижение объектов социального и производственного предназначения.

При этом стоит отметить, что сделки по приобретению либо созданию ОС и оборотных активов не затрагивают средства фонда. Накопительный ресурс может уменьшаться за счет:

  1. Расходов, связанных с созданием новых имущественных объектов, по определенному принципу: эти затраты не включатся в первоначальную стоимость таких объектов. То есть это те расходы, которые направлены на подготовку кадров по эксплуатации нового имущества, а также передача объектов на строительство в соответствии с договором долевого участия.
  2. Распределение фонда между учредителями – юридическими лицами.
  3. Покрытие убытков компании, образованных по итогам хозяйствования за год.

Формирование фонда потребления

Формируется состав фонда потребления за счет таких средств:

  • затраты на заработную плату всех работников предприятия;
  • вознаграждения по результатам работы компании за год (социальные льготы, премии, материальная помощь);
  • поступления в виде комиссий, процентов, дивидендов, выплачиваемые по вкладам рабочей группы в акции и имущество компании;
  • иные вознаграждения индивидуального характера, за исключением выплат, направленных на возмещение рационализаторских предложений.

Источники фонда потребления

Как мы уже упоминали, фонд потребления формируется за счет прибыли компании и фонда оплаты труда работникам. К основным источникам относятся:

  1. Чистая прибыль. Прибыль, образующаяся в компании за счет ведения предпринимательской деятельности по всем видам хозяйствования. Чистая прибыль образуется после уплаты всех обязательных платежей, налогов и сборов, то есть та часть денежных средств, которая принимается к распределению и используется на усмотрение руководства организации.
  2. Акции. Вклад компании в акции иных предприятий. Ценная бумага удостоверяет право владельца на долю в уставном капитале других предприятий. В соответствии с этим правом компания получает доход от хозяйственной деятельности и принимает участие в собраниях акционерах.
  3. Дивиденды. Денежные средства, получаемые компанией, за счет полученной прибыли распределяемой между участниками. Является доходом держателя акций.

Формирование фонда потребления проводится в начале каждого года по результатам прошлого налогового периода. Общая величина фонда равна величине вышеперечисленных составляющих, включающихся в базу. Основная часть фонда – это заработная плата. При этом стоит различать средний доход работников и среднюю зарплату.

Так, средний доход сотрудников компании рассчитывается в соответствии с объемом денежных средств, направленных на формирование фонда:

  • затраты по заработной плате;
  • поощрения и премии;
  • дивиденды, комиссии, проценты.

А средняя зарплата рассчитывается на основании объема ФОТ, где учитывается показатель списочного состава, в том числе заработная плата совместителей, премии служащим по результатам работы за год, единовременные вознаграждения.

Что касается планирования прибыли, включающейся в состав фонда потребления, то ее размер устанавливается по решению собрания учредителей. Формируется за счет поступлений при ведении предпринимательской деятельности и полученных дивидендов. Порядок планирования и распределения доходов компании регулируются действующими положениями Постановления Правительства РФ, а также в соответствии с уставом предприятия и коллективным договором.