Является ли договор перевозки транспортом общего пользования. Перевозка грузов транспортом общего пользования подразумевает, что договор перевозки является публичным договором

Перевозка пассажиров, груза, багажа и почты может осуществляться несколькими видами транспорта по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования. Взаимоотношения перевозчиков в процессе такого перевозку по единому документу различными видами транспорта определяются законодательством и соответствующими договорами (узловыми соглашениями) между перевозчиками, разработка и заключение которых осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Следовательно, перевозка пассажиров, груза, багажа и почты от пункта отправления до пункта назначения с участием не менее двух видов транспорта по одному перевозочному документу, составленному на весь путь следования, называется прямым смешанным перевозкам. Такая перевозка регулируется транспортными уставами, кодексами, законами Украины, а также Правилами перевозок в прямом смешанном сообщении (раздел 5 СЗУ, ст. 56 Закона "Об автомобильном транспорте", ст. 13 КТМ, Правила перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении от 28 мая 2002 г. и т.д.). В частности, согласно ст. 106 CAT УССР автомобильный транспорт общего пользования осуществляет перевозки грузов, пассажиров, багажа в тесном взаимодействии с другими видами транспорта - железнодорожным, морским, речным, воздушным, организуя систему прямых смешанных сообщений: автомобильно-железнодорожных, автомобильно-водных, автомобильно-водно-железнодорожных, автомобильно-воздушных и других сообщений.

При прямых смешанных перевозках перевозчик пункта отправления заключает договор перевозки от своего имени и одновременно от имени других перевозчиков, участвующих в перевозке как их законный представитель. В силу этого возникает обязательство с множественностью лиц на стороне перевозчика. При этом каждый перевозчик выполняет его на участке своего пути с учетом границ своей деятельности, а именно гражданско-правовое обязательство является частичным.

Грузы должны быть пригодны не только для перевозки, но и для перегрузки с одного вида транспорта на другой. Не принимаются к перевозке грузы, которые перевозятся путем налива, взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества (ст. 83 СЗУ).

При прямых смешанных перевозках сроки перевозки определяется по совокупности сроков доставки различными видами транспорта с учетом времени, отведенного на перегрузки. Он рассчитывается на основании Правил, действующих на определенных видах транспорта.

Во время прямой смешанной перевозки грузов отправитель уплачивает плату за перевозку тому перевозчику, который принял груз к перевозке, а получатель - всем другим перевозчикам.

Весьма важным является вопрос об ответственности за нарушение условий договора перевозки в прямом смешанном сообщении, в частности, о том, кто из перевозчиков отвечает за принятый к перевозке груз. Ответственность за сохранность груза до момента фактической передачи лежит на стороне, которая сдает груз, а после фактической передачи - на той, которая его принимает. Передача груза, багажа, почты в пункте перегрузки от одного перевозчика втором производится по передаточным ведомостью, составленной перевозчиком, который передает груз, и подписывается перевозчиком, который его сдает и принимает. В случае обнаружения при передаче недостатков (пороков) в переданном объекте перевозки составляется коммерческий акт.

Грузы в прямом смешанном сообщении принимаются к перевозке в соответствии с планом, утвержденным в установленном порядке на основании заказа и договоров на организацию перевозок (ст. 81 СЗУ, ст. 109 CAT УССР).

Долгосрочный договор

При осуществлении систематических перевозок собственник (владелец) груза и перевозчик могут заключить долгосрочный договор, в теории и на практике принято называть договором об организации перевозок грузов. По данному договору груза перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а собственник - передавать для перевозки груз в установленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации систематического перевозки (ст. 914 ГК).

По своей правовой природе такие договоры являются двусторонними, платными и консенсуальними. Они применяются на всех видах транспорта. Особое значение для бесперебойной работы транспорта имеет месячное планирование перевозки грузов. Так, планирование перевозки грузов по железной дороге осуществляется на основании заявок, разработанных производителями продукции, а также ее владельцами (Временное положение о порядке месячного планирования перевозок грузов железнодорожным транспортом Украины от 2 марта 1995 г.).

Перевозки транспортом общего пользования

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным (ч. 2 ст. 915 ГК). С учетом этого к нему применяются унифицированные нормы, содержащиеся в ст. 633 ГК, а также специальные правила ст. 915 ГК, которые конкретизируют отдельные общие положения о такой договор с учетом специфики перевозки.

Объектами перевозки транспортом общего пользования могут быть пассажиры, грузы, багаж и почта. Субъектом договора со стороны перевозчика может выступать юридическое лицо, получившее лицензию в установленном законодательством порядке на осуществление перевозки. Так, согласно ст. 40 Закона "Об автомобильном транспорте" пассажирским перевозчиком имеет право быть субъект предпринимательской деятельности, который по законодательству в соответствии с лицензией может оказывать услуги по договору перевозки пассажира автомобильным транспортом общего пользования, используемого на законных основаниях. Отношения пассажирского перевозчика автобусного маршрута общего пользования с владельцами автовокзалов и автостанций определяются договором, который заключается в обязательном порядке и предусматривает право перевозчика заключать от их имени договор с пассажиром перевозки. Предметом договора пассажирского перевозчика с владельцами автовокзалов и автостанций является предоставление услуг, связанных с отправлением и прибытием пассажиров автобусных маршрутов общего пользования (кроме городских) согласно расписания следования.

Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования

Комментарий к статье 789

1. В комментируемой статье дается определение транспорта общего пользования и, соответственно, перевозок, осуществляемых им. В бытовом значении под транспортом общего пользования понимается только городской транспорт, за исключением легкового такси, и, может быть, автобусы и электрички, совершающие перевозки в пригородном сообщении. Комментируемая статья в целом не опровергает данное бытовое значение. На первый взгляд понятие перевозок транспортом общего пользования дается через призму публичного договора (ст. 426 ГК): коммерческая организация, обязанная осуществлять услуги по перевозке в отношении каждого, кто к ней обратится, признается организацией, обязанной осуществлять перевозки транспортом общего пользования. В то же время обращает на себя внимание существенное отличие определения, данного в комментируемой статье, от общей нормы ст. 426 ГК РФ. Если по общему правилу публичным признается договор, который коммерческая организация обязана заключить по характеру своей деятельности, то в комментируемой статье обязанность заключения договоров перевозки по обращению любого лица должна следовать только из закона или иного правового акта, т.е. принадлежность к транспорту общего пользования определяет законодатель (на это указывает и предусмотренная комментируемой статьей необходимость составления списков организаций, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования).
В законе видами транспорта общего пользования названы:
— весь железнодорожный транспорт, осуществляющий перевозки как груза, так и пассажиров и их багажа (ст. ст. 2, 4 УЖТ; ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте);
— автомобильный и городской электрический транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа (ст. 19 УАТ). Таким образом, к транспорту общего пользования не относятся автомобильный транспорт, осуществляющий перевозки груза, и легковое такси, осуществляющее перевозки пассажиров;
— внутренний водный транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и их багажа (п. 2 ст. 95 КВВТ);
— метрополитен также должен быть отнесен к транспорту общего пользования (в принципе, на это можно найти указания и в Законе) .
———————————
См., например: подп. 12 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

2. Не вызывает сомнения, что перевозки пассажиров всеми видами транспорта осуществляются на основании публичного договора (в том числе договор «фрахтования» легкового такси — п. 1 ст. 31 УАТ). Большинство перевозок груза также осуществляется на основании публичного договора в связи с характером деятельности перевозчика (ст. 426 ГК). Тем не менее законодатель, как было показано, разграничивает перевозки, осуществляемые на основании публичного договора, и перевозки транспортом общего пользования. «Перевозки транспортом общего пользования» — понятие более узкое. Как представляется, законодатель использует особое понятие транспорта общего пользования в связи с намерением устанавливать для него особенности правового регулирования, в частности усиливать государственное регулирование отношений по перевозке этим транспортом. Так, в п. 2 ст. 790 ГК РФ указано, что размер платы за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования подлежит государственному регулированию вне зависимости от того, осуществляет ли данный вид транспорта монополистическую деятельность, и вне зависимости от других причин, по которым устанавливается государственное регулирование цен.
3. В ч. 2 п. 1 комментируемой статьи содержится указание на то, что перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, «публикуется в установленном порядке». Однако до настоящего времени такой порядок не установлен, перечень не опубликован. Очевидно, данный перечень мыслится как реестр, призванный обеспечить потребность в информации о конкретных юридических лицах (и предпринимателях), осуществляющих перевозки транспортом общего пользования, и этот реестр должен вестись как на федеральном уровне (в отношении конкретных организаций, осуществляющих перевозки по всей территории России), так и на региональном и местном уровнях.


1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарии к статье 789 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи названы особенности перевозки транспортом общего пользования. Главная из них - наличие обязанности осуществить перевозку по обращению любого гражданина или юридического лица, причем на равных условиях. В этих целях договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ). В качестве перевозчика в этом договоре может выступать только юридическое лицо - коммерческая организация или индивидуальный предприниматель (ст. 2 УЖТ).

Оказание услуг по перевозке транспортом общего пользования "на равных условиях" отнюдь не означает, что законодательством не могут устанавливаться определенные льготы и преимущества отдельным пользователям. Так, льготы предоставляются ряду категорий пассажиров (например, при поездках в летний период в пригородном сообщении). Льготные тарифы устанавливают компетентные органы при перевозке некоторых видов грузов.

2. Согласно ст. 426 ГК РФ при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ обратиться в суд о понуждении к заключению договора и возмещении причиненных убытков.

3. Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи, предусматривая публикацию перечня организаций, относящихся к транспорту общего пользования, не определяет порядок публикации такого перечня. Практически отнесение организации к транспорту общего пользования можно сделать исходя из анализа норм транспортного законодательства.

На железнодорожном транспорте к организациям транспорта общего пользования относятся ОАО РЖД, а также любое иное юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), принявшее на себя обязанность доставлять транспортом общего пользования пассажиров, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения и выдать их получателю. На воздушном транспорте к этому виду транспорта следует отнести авиационные предприятия, имеющие основной целью своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок (п. 1 ст. 61 ВК). Указом Президента РФ от 21.07.95 N 747 (СЗ РФ, 1995, N 30, ст. 2907) Министерству транспорта РФ поручено учреждение государственного реестра для авиации общего назначения России. На внутреннем водном транспорте перечень перевозчиков общего пользования публикуется в сборнике правил и тарифов (п. 2 ст. 66 КВВТ).

К транспорту общего пользования следует относить на автомобильном транспорте общественный пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные рейсы по маршрутам (трамвай, троллейбус, автобус); такси, метрополитен. Отнесение предприятий, осуществляющих грузовые автоперевозки, к транспорту общего пользования может вытекать из выданных им лицензий.

4. Признание договора публичным не означает, что перевозчик обязан осуществить перевозку между пунктами отправления и назначения, руководствуясь исключительно выбором грузоотправителя или пассажира. Железнодорожные станции могут открываться для выполнения всех или только некоторых операций, и перевозчики осуществляют перевозки между станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций (ст. 4 УЖТ). Перечень железнодорожных станций и виды выполняемых ими операций утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта России. Перечень публикуется в соответствующем тарифном руководстве. Поэтому клиент может сдать груз к перевозке, например, в контейнере или мелкой отправкой при условии, что станции отправления и назначения открыты для выполнения таких операций.

5. Пассажир вправе потребовать продажи билета до названной им станции назначения при условии, что эта станция открыта для выполнения соответствующей пассажирской операции (ст. 83 УЖТ).

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Статья . Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза

1. Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

2. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

3. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Статья . Сроки доставки груза, пассажира и багажа

Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Статья . Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Статья . Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Статья . Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

2. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Статья . Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Статья . Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Статья . Договоры об организации перевозок

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Статья . Договоры между транспортными организациями

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).

Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.

Статья . Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

Особой разновидностью договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа является договор перевозки транспортом общего пользования.

В соответствии с п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования должен быть опубликован. Так, к транспорту общего пользования относится железнодорожный транспорт, предприятия которого открыты для общего пользования. Организации иных видов транспорта относятся к транспорту общего пользования, если их цель в соответствии с выданной лицензией состоит в осуществлении за плату перевозок грузов, пассажиров, багажа.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Согласно ст.426 Гражданского кодекса РФ при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе в соответствии с п.4 ст.445 Гражданского кодекса РФ

обратиться в суд о понуждении к заключению договора и о возмещении причиненных убытков.). Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Особенности ответственности при морских перевозках грузов. В случае возникновения различного рода убытков и расходов при морских перевозках необходимо определить, к какой категории они относятся: общей или частной аварии.

Общая авария является древнейшим институтом морского права и, по некоторым данным, насчитывает около трех тысяч лет. Впервые общая авария упоминается в Кодексе Юстиниана в начале шестого столетия нашей эры, а первое дело в английском суде было рассмотрено в 1285 г. В современной международной практике определение общей аварии дается в Йорк-Антверпенские правила 1974 г. (Гамбург, 4 апреля 1974 г.)116

В соответствии со ст. 284 Кодекса торгового мореплавания РФ общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.

Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия.

В качестве примеров общей аварии можно привести: - убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт судна, а также

убытки, причиненные судну или грузу вследствие пожертвования ради общей безопасности, в частности вследствие проникновения воды в трюм через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия;

Убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара на судне, в том числе убытки от проведенного в этих целях выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна;

Убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой судна на мель, независимо от того, могло ли судно быть вынесено на мель само;

Убытки, причиненные судну повреждением двигателей, других машин или котлов судна при снятии судна с мели;

Чрезвычайные расходы на облегчение находящегося на мели судна посредством перегрузки груза, топлива или предметов снабжения из судна на лихтеры, на найм лихтеров и на обратную их погрузку на

116 Закон, 2000 г., № 6.

судно, а также другие понесенные вследствие этого убытки (ст. 292 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, относятся к категории частная авария. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.

В соответствии со ст. 297 Кодекса торгового мореплавания РФ не признаются общей аварией даже при наличии признаков общей аварии:

1) стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;

2) убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;

3) убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;

4) убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;

5) любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и другие).

Еще по теме Договор перевозки транспортом общего пользования:

  1. Лекция 13. Обязательства по передаче имущества в пользование 13.1. Договор аренды и его разновидности. 13.2. Договор найма жилого помещения. 13.3. Договор безвозмездного пользования (ссуды).
  2. 4.6. Особенности международной перевозки автомобильным транспортом
  3. Часть V ОБЪЕКТЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО В ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕСУРСОВ
  4. Глава XII ОБЪЕКТЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО В ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕСУРСОВ
  5. ГЛАВА 11. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ
  6. § 3. Понятие и виды договора перевозки груза. Содержание договора
  7. ГЛАВА IV ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ПУНКТАХ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
  8. § 31. Право пользования вообще и по русскому закону. - Отношение пользования к владению. - Может ли быть самовластное пользование?

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Образовательное право -