Что значит инновация. Инновация

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам ".

Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успешной деятельности предприятия.

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны:

  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
  • улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
  • модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту применения:

  • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
  • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
  • процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
  • комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

  • отраслевые;
  • межотраслевые;
  • региональные;
  • в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:

  • реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
  • стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

  • экономическая;
  • социальная;
  • экологическая;
  • интегральная.

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

Рассмотрим кратко эти положения.

В условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

В этой связи важно отметить, что один из классиков экономической теории - А. Маршалл высказывался о предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу производства и предпринимательство".

В самом деле, конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

Что же касается преодоления кризиса и выхода на траекторию роста, то эту задачу можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы.

В стране наблюдается гигантское перепотребление природных ресурсов, что создает мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном хозяйствах и т.д. Так, по расчетам, энергетические затраты на единицу конечной продукции в России в 3 раза больше, чем в Японии и Германии, по сравнению с США превышают в 2 раза. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит развитые страны в 4-6 раз. Эти данные убедительно показывают гигантскую "прожорливость" и затратный характер экономики страны. В этих условиях, если осуществить подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то экономика России вновь попадает в замкнутый порочный круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей.

Совершенно очевидно, что в решении этих непростых, но очень важных для нашей экономики задач решающая роль принадлежит предпринимательскому подходу, основанному на поиске и реализации инноваций, ибо все эти задачи требуют не рутинного, а новаторского, творческого подхода.

Особое значение для производства имеют инновации с мощными преобразовательными функциями. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться и новая продукция.

B. Гpибoв, B. Гpyзинoв

ИННОВАЦИИ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СТАДИИ

А.И. Грищенков, Е.А. Дмитриева, М.А. Легченко

Актуальность данной статьи определяется тем, что на сегодняшний день решающим инструментом конкурирования на глобальных рынках стали инновации. В статье проведен анализ научной литературы на предмет определения понятия «инновация», сопутствующих ему «инновационный процесс» и «инновационная деятельность». Структурированы теоретические основы инноваций, выявлена их экономическая сущность.

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, классификация инноваций, инновационная деятельность, законодательные определения понятий «инновация» и «инновационная деятельность».

Термин «инновации» впервые был применен в начале XX века известным экономистом Йозефом Шумпетером как изменения в целях реализации и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности .

В настоящее время в научной литературе достаточно много определений инноваций. В своей самой абстрактной форме определение инноваций дал английский профессор В.Р. Спенсер: инновации - это нечто совершенно новое в конкретной ситуации, которое может быть использовано, когда мы осознали это . Несмотря на свою абстрактность, это определение включает три важных составляющих:

Инновации - это новое явление для людей, которые имеют отношение к этому явлению;

Инновации - новое явление, осознанное человеком;

Инновации - это такое новое явление, которое может быть использовано непосредственно.

Подход к определению инноваций российскими исследователями является более конкретным. Термин «инновация», как полагают А. Кулагин и В.Логинов, имеет более широкое значение, чем понятие «новой технологии», которое использовалось в течение многих лет в нашей стране. Инновации - это новшества, нововведения в промышленных, институциональных, финансовых, научно-технических и других областях .

По определению, данному в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, инновации являются конечным результатом инновационной деятельности, который получает реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, продаваемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практике .

Некоторые исследователи пытаются найти различия инноваций от простых усовершенствований, которые, по их мнению, не следует рассматривать в качестве инновации. Так, Ю.А. Яковец, изучая инноваций с точки зрения макроэкономического подхода, считает, что инновации можно отличить по следующим двум критериям:

Качественный скачок в уровне технологического развития в результате изобретения (критерий новизны);

Значительное увеличение экономических, социальных и экологических последствий в результате внедрения и применения инновационного продукта (критерий реализации).

Таким образом, инновацией в широком смысле является любое действие, которое максимизирует эффективность технологических и организационных процессов производства и обмена на основе улучшения качества или преобразования.

Для более полного понимания инноваций следует изучить их классификацию.

Различают общую (традиционную) классификацию и классификацию, основанную на этапах инновационного развития.

Изначально рассмотрим традиционную схему классификации по различным критериям (таблица 1).

Таблица 1

Общая (традиционная) классификация инноваций и инновационных продуктов_

Критерий классификации Виды инноваций

1. В качестве источника идей для инноваций открытие, научная идея, научная теория, явление

изобретение, ряд изобретений, лицензии

рационализаторские предложения

другие ситуации

2. Вид инноваций. Инновации в материале, материальной форме могут принимать форму продукта, его структуры или устройства, системы и механизма

технологии, метода, приема

материальной субстанции, вещества

организма, растений

строительства, зданий, сооружений, других архитектурных решений

информации о продукте (проект, исследование, разработка)

других решений

З.-Потребители в процессе научных исследований и производства в промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства научные исследования - процесс изменений в области научных исследований, опытно-конструкторских разработок и технологических работ (далее НИОКР)

технические или пищевые - приводит к изменениям в технологии бизнес-процессов потребителя

технологические возникают при применении более совершенных методов изготовления изделий

информация и связь, изменяют технологию обработки информационных и коммуникационных технологий потребителя

маркетинг, приводят к изменениям рыночных исследований и работы над ними, изменениям марок продуктов и организаций

логистика, приводят к изменениям в организации транспортных потоков, снабжения и продаж

организационно-управленческие приводят к изменениям в институциональных механизмах и системы управления

социально-экономические, правовые и другие, которые меняют социальные, экономические и правовые условия для функционирования предприятия

4.-Потребители в сфере услуг образование

спорт и молодежная политика

культура и шоу

здоровье

юридические услуги и защита

торговля

финансовые услуги и другие

5. С точки зрения новизны инновационных продуктов и услуг могут быть распределены на обладающие признаками мировой новизны

внутригосударственной новизны

отраслевой новизны

новые для фирмы

расширение текущей ассортиментной линейки, портфеля продуктов и услуг

обновленные продукты и услуги

товары и услуги с репозиционированием

с сокращением затрат (производственные инновации)

6. Масштабы инноваций транснациональные

народнохозяйственные и федеральные

региональные

муниципальные

в границах объединений и ассоциаций

в рамках организации

в границах подразделений

7. Широта влияния инноваций глобальная, мировая

национальная экономика

отраслевая

локальная

8. Скорость осуществления инноваций быстрые, растущие

медленные и стабильные

медленно затухающие

9. Этапы жизненного цикла инноваций исследования

развитие

промышленное производство

маркетинг

логистика

диффузия

рутинизация

Сервисное обслуживание

10. По глубине изменений радикальные или базовые

улучшения

модификационные или частные

11. По преемственности открывающие

закрывающие, инновации закрывающие ряд отраслей

отменяющие

ретровведения

Другая классификация - классификация инноваций с учетом развития технологии, основанной на «подрывной» инновации .

«Подрывная» технология - та, которая заменяет устоявшиеся и уже развитые технологии. Она несет с собой новые продукты и новые услуги. «Подрывная» инновация, стратегия постепенно вытесняет поддерживающие инноваций. Вместе с ними происходит кардинальное изменение всей инновационной бизнес-составляющей.

Функции инноваций в социальном развитии отражаются в следующем:

Во-первых, нововведения являются реализующим каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научных и технологических результатов, вносят свой вклад в интеллектуализацию трудовой деятельности, повышение ее научной интенсивности .

Во-вторых, за счет инноваций расширяется ассортимент товаров и услуг, повышается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом, и удовлетворение этих потребностей (закон подъема и дифференциации потребностей).

Первые попытки законодательно определить и закрепить понятие «инновация» и «инновационная деятельность» были сделаны в 1999 г. Спустя 12 лет парламентарии решили «договориться о терминах».

3 февраля 2011 группа депутатов фракции «Справедливая Россия» во главе с Иваном Грачевым, Константин Бесчетновым и Оксаной Дмитриевой внесли в Государственную Думу проект закона «О государственной поддержке инновационной

деятельности».

Итогом законодательных инициатив стало принятие Федерального закона от 21 июля 2011 N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», в котором закреплено законодательные определения инноваций, инновационной деятельности.

Таким образом, инновации определяются как введенный в использование новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный подход в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

В свою очередь, инновационная деятельность определяется как деятельность (в том числе научная, технологическая, организационная, финансовая и коммерческая), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

В научной литературе, наряду с термином «инновация» широко используются понятия «инновационный процесс», «инновационный цикл».

Р. Федерманн под инновационным процессом подразумевает последовательность работ (функций) для подготовки и внедрения инноваций. Он выделяет 12 этапов, охватывающих управление инновациями на предприятии. Эти шаги относятся к таким аспектам управления, как выбор инновационной стратегии, продвижения «критического» сознания, посредством поощрения общения, преодолевая сопротивление к инновациям и так далее .

Американский профессор Дж.Эванс и Б. Берман рассматривают инновационный процесс с точки зрения стадий готовности нового продукта. Они выделяют семь этапов инновационного процесса:

Генерация инноваций;

Оценка продукции;

Проверка концепции;

Экономический анализ;

Разработка продукции;

Пробный маркетинг;

Коммерческая реализация.

П.Н. Завлин под инновационным процессом предлагает понимать последовательную цепочку событий, в которой инновации созревают от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и рассматриваются в экономической практике. В отличие от научно-технического прогресса инновационный процесс не заканчивается с введением, первым появлением на рынке нового продукта, услуги или корректировки проектной мощности новой технологии. Этот процесс не останавливается после выполнения, а с распространением (диффузией) инновации модернизируются, совершенствуются, приобретают новые потребительские свойства. Это открывает новые области для их применения, новые рынки и новых клиентов .

Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что инновационные процессы, независимо от их формального определения - рассматриваются как пронизывающие весь научно-технический, производственный цикл предпринимательской деятельности и, в итоге, предназначены для удовлетворения конкретных социальных потребностей посредством рыночного успеха коммерциализация инноваций. Так, Джеймс Брайт прямо говорит, что «это - процесс преобразования научных знаний в физическую реальность, изменяющую общество».

Таким образом, инновационный процесс - уникальное явление, в котором наука и техника тесно переплетаются с развитием экономики, предпринимательства и менеджмент .

Фундаментальные результаты в этой области получены русским ученым Н.Д. Кондратьевым (1892-1938), который связывал генерацию длинных волн с массовым

внедрением новых технологий, с вовлечением в мировую экономику новых. Познакомившись с теорией Кондратьева, И. Шумпетер дал высокую оценку концепции больших циклов конъюнктуры и ввел понятие «Кондратьевские циклы». Объединив свои разработки о роли предпринимателя в процессе экономического развития и теорию долгосрочных колебаний экономической динамики Кондратьев, Шумпетер разработал теорию инновационных циклов, в которых длинноволновые колебания определены в качестве одного из видов экономической динамики, созданные в рамках инновационного процесса .

По Шумпетеру мотивацией к поиску и внедрению новых комбинаций является прибыль, которая, в свою очередь, станет наградой за инновации. Решающую роль здесь играет не качество или цена, а конкуренция новых продуктов, технологий, источников снабжения и организационных форм. Изначально конкуренцией инноваций, которые способствуют росту производства и прибыли, пользуется небольшое число предпринимателей, преимущественно те, кто уже имел определенные наработки. Когда инновации распространяются, то производственные издержки выравниваются и прибыли исчезают.

Исходя из мнения Шумпетера, центральным субъектом в процессе изменений в системе является предприниматель, который внедряет инновации в период спокойствия. Эти нововведения приводят к утрате непрерывности, требуют отказа от старого (продукции, формы организации и др.) в пользу нового, рискованного, устаревшее вытесняется или, другими словами, начинается процесс «созидательного разрушения».

Различные аспекты теории инновационных процессов достаточно хорошо представлены как отечественными, так и зарубежными исследователями:

Систематизация и классификация инноваций находит свое отражение в работах Ф. Валенты, Б. Санто, Б. Твисса, Г. Менша, Л.А. Баева, В.Э. Шугурова т.д.;

Инновационные теории экономической динамики разработаны С. Кузнецовым, Н.Д. Кондратьевым, Й. Шумпетером, Г. Меншем, А. Клайнкнехтом, Дж. Ван Дайном;

Вопросы теории и механизма инноваций в эволюционном аспекте находят свое отражение в работах А. И. Анчишкина, В.И. Маевского, Ю.В. Яковец;

Вопросы продолжительности экономических циклов отражены в трудах Дж. Китчин, С. Кузнецова, Дж. Риггольмен, B. Ньюмена, К. Жюгляр, Парвуса (А. Гельфанда), Я. ВанГельдерен, С. ДеВольфа .

Исследования проблемы трансформации научно-технической и инновационной деятельности в нынешних экономических условиях в России активно ведутся Л.И. Абалкиным, В.Л. Бабуриным, В.А. Васиным, Ю.С. Васильевым, А.Е. Варшавским, В.В. Герасименко, С.Ю. Глазьевым, Р.Н. Завлиным, В.И. Кушлиным, А.А. Коренным, Д.С. Львовым, С.Г. Митиным, К.И. Плетневым, С.Ю. Румянцевой, Г,Ю. Силкиной, А.Н. Фоломьевым и другими экономистами.

Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в теоретической базе изучения инноваций, в этой области по-прежнему много спорных вопросов, таких, как динамика и тенденции инновационных процессов и их влияние на экономическое развитие, а также регулирование инновационных процессов с учетом специфики текущего состояния российской экономики.

Основными особенностями инновационного процесса являются его цикличность, поэтапное внедрение инноваций и чрезвычайно высокая степень риска, связанного с низкой вероятностью успешной реализации новых идей в виде новых продуктов. Инновационный цикл охватывает весь спектр отношений производства и потребления и представляет собой период от зарождения идеи до ее коммерциализации. Понятие «инновационного цикла» подразумевает существование обратной связи между потребительскими товарами и новой научной сферой. Инновационные циклы могут быть разной протяженности в зависимости от того к какой стадии научных исследований обращается пользователь за улучшением способа удовлетворить свои потребности в инновациях .

Различают три формы инновационного процесса:

Простой внутриорганизационный (натуральный);

Простой межорганизационный (коммерческий);

Расширенный.

Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование инноваций в той же организации, новшество в этом случае не принимает себя товарную форму.

В простом межорганизационном инновационном процессе нововведение появляется уже в качестве объекта покупки. Эта форма инновационного процесса определяет разделение функций создателя и производителя инноваций от функций потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-собственника инновации, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемой продукции .

Субъекты инновационного процесса можно разделить на следующие группы:

Новаторы - являются генераторами научно-технических знаний. Они могут быть индивидуальными изобретателями, исследовательскими организациями. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений;

Ранние реципиенты - ранними реципиентами являются предприятия, первыми освоившие инновации. Они стремятся получить дополнительный доход за счет скорейшего продвижения инноваций на рынок;

Раннее большинство - представлено фирмами, которые первыми ввели новшество в производство, что обеспечивает им дополнительный доход;

Отстающие - отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда задержка своевременности использования инноваций приводит к выпуску новых изделий, которые уже устарели .

В связи с ростом инновационной активности во всем мире, преобразуются инновационные процессы, количество и последовательность шагов, в итоге которых появляются новые модели, соответствующие реальным условиям инновационных процессов.

Понимание инновационных процессов и важности взаимосвязи между отдельными ступенями и субъектами инновационной деятельности привело к возникновению теории инновационных систем. Хотя, основные идеи концепции национальной инновационной системы были сформулированы немецким экономистом Ф. Листом в 1841 году, основателем этого нового подхода следует считать К. Фримана, который в 1980-х годах XX века ввел в оборот понятие национальной инновационной системы как сложной системы взаимодействия между экономическими субъектами и государственными учреждениями, которые создают и распространяют новые знания, воплощенные, в свою очередь, в новых технологиях, продуктах и услугах.

Появление концепции национальной инновационной системы является наиболее важным результатом эволюции теории инновационных процессов, потому как позволяет использовать системный подход к работе с инновациями и имеет практическое значение. Ведь наиболее полный синергетический эффект от инноваций может быть получен только путем развития национальной инновационной системы.

The relevance of this item is determined by the fact that today a decisive instrument to compete in the global steel market innovation. The article analyzes the scientific literature on the subject of the definition of «innovation», the attendant «innovation process» and « innovative activity ». Structured theoretical foundations of innovation, revealed their economic substance. Key words: innovation, innovation process, classification of innovations, innovative activity, legal definitions of «innovation» and « innovative activity».

Список литературы

1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2009. 254c.

2. Городникова Н.В., Гостева С.Ю., Гохберг Л.М., Грачева Г.А. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. Изд-во: ГУ-ВШЭ/Государственный Университет - Высшая Школа Экономики, 2009. 488c.

3. Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Устинов В.А., Ляпина С.Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: ИНФРА-М, 2007. 568c.

4. Инновационный менеджмент: Учебник / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. М.: ЮНИТИ, 2007. 368c.

5. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.М. Анынина, А.А. Дагаева. М.: Дело, 2009. 271c.

6. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2009. 194c.

7. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. П.Л. Завлина, А.К. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб.: Наука, 2008. - 294c.

8. Круглова Н. Ю. Инновационный менеджмент / Под науч. ред. Д.С. Львова. М.: Ступень, 2008. 348c.

9. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. 158c.

10. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 364c.

11. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. Инфра-М, 2008. 176c.

12. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2008. 448c.

Грищенков А.И. - доктор экономических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Дмитриева Е.А. - начальник планово-экономического отдела Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Легченко М.А. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Тема 1. Нововведения как объект инновационного управления

1.1. Определение новшества и инноваций. Критерии инноваций.

В условиях конкуренции необходимо постоянно модернизировать изделия, расширяя товарные линии, что даст возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке.

Некоторые аспекты управления инновациями:

1. Инновации как объект управления выделили в постиндустриальном обществе. На предшествующих этапах развития общества инновации не рассматривались как один из факторов конкурентного успеха, и соответственно не выделялись в отдельный предмет исследования и управления.

2.Взаимодействие стратегии и инноваций. В настоящее время взаимодополняющими являются направления стратегического и инновационного менеджмента и, следовательно, их необходимо рассматривать в комплексе: стратегия ориентируется на инновации, и инновации лежат в основе результатов стратегического управления.

В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности. Ключевыми понятиями являются НТП, новшество, нововведение, инновация, которые, как правило, отождествляют. Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает “введение новшеств”. В теории инноватики выделяют 3 основополагающих термина: новшество (новация), нововведение, инновация. (рис)

Новшество (новация)– это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшество близко к понятию “изобретение”, т.к. представляет собой конкретный результат разработки новой научной идеи, имеющий форму образца, отличающийся от применявшихся ранее качественными характеристиками, позволяющими повысить эффективность.

Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа, результатов маркетинговых исследований. Таким образом, новшество – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называется инновационным лагом.

Нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Освоение новшеств представляет собой реализацию коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспособности, что является важным результатом инновационной деятельности.

Инновация (англ. “innovation”) означает нововведение как результат практического (или научно-технического) освоения новшества.

В литературе насчитывается множество определений инноваций.

Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание.

Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Б. Санто: инновация – это такой общественно-технико-экономический процесс, который через использование практическое идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий. Если инновация ориентирована на экономическую выгоду, то ее появление на рынке может принести добавочный доход.

Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений (1911г.):

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа).

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Позднее (1930г.), он ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, т.е. прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера.

В менеджменте инновации определяются как создание и представление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые покупателями как новые или более совершенные. Таким образом, потребители не всегда нуждаются в новом продукте, а в решениях, предлагающем новые выгоды.

Особенности определения инновационной деятельности :

Часто термин «инновация» используется в качестве синонима слова «изобретение». Специалисты в области технологий, часто употребляют такие словосочетания как, например, «инновационные разработки», что скорее соответствует терминам: технология, бизнес-процесс, бизнес-идея.

Существует распространенное заблуждение, что инновации происходят в сфере высоких технологий. В действительности инновации происходят во всех областях – от выпечки хлеба до добычи нефти. Просто существуют компании, которые предпочитают инновационный путь развития, то есть постоянно подкрепляют отраслевое или рыночное лидерство техническими нововведениями. Они выделяют значительные средства на НИОКР, содержат большой штат специалистов, не боятся отдавать на аутсорсинг разработку новых продуктов и процессов. Инновации помогают компаниям опередить конкурентов, получить дополнительную прибыль за счет снижения издержек, увеличения производительности, создания новых продуктов и новых рынков и т.д.

Самая плодородная почва для рождения инноваций – это конкуренция. Именно конкуренция заставляет постоянно совершенствоваться, сокращать издержки, искать новые рынки. А инновации представляют собой весьма весомое конкурентное преимущество. И зачастую именно инновации являются шансом для небольших компаний совершить качественный рывок, оставив позади более крупных, участников рынка.

Инновация должна иметь цель. Наличие цели способно повысить качество инноваций – что означает увеличение количества эффективных новых разработок, причем часто без роста инвестиций. При этом наличие цели не гарантирует повышенной чувствительности к изменениям рынка.

В любом случае, для успеха нужно сначала принять решение о том, куда двигаться дальше. И какую при этом преследовать цель.

Инновационная деятельность синоним предпринимательской деятельности. Для удобства анализа следует разграничить компании по объему: крупные – в которых присутствуют целые отделы инновационного развития и мелкие – в которых основную роль играет предприниматель- инноватор. Для успеха необходимо расширить рамки восприятия. Но если у предпринимателей с этим нет проблем, то крупные корпорации, глядящие на рынок через призму отчетов своих отделов маркетинга, часто оказываются неспособными на эффективные инновации, если не определят цели процесса разработок и исследований. Наличие цели также дает некую стабильность, которая позволяет инноваторам дольше оставаться открытыми к восприятию идей и возможностей. В связи с этим, инноватор тождественен предпринимателю.

Необходимо оценивать эффект не только с позиции продавца, но и с позиции потребителя, а так же учитывать отрицательные последствия освоения инноваций.

Новый товар становится успешной инновацией в том случае, если он отвечает следующим четырем критериям .

1.Важность . Новый продукт или услуга должны представлять такие выгоды, которые воспринимаются потребителями как значимые.

2.Уникальность . Выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Если потребители уверены, что существующие продукты обладают теми же преимуществами, что и новинка, она вряд ли получит высокую оценку.

3.Устойчивость . Новый продукт может представлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными. Иногда препятствием на пути конкурентов становятся патенты, но в большинстве отраслей наиболее эффективными средствами обеспечения устойчивости инноваций являются «расторопность» компании на рынке и «сильные» торговые марки поставщика».

4.Ликвидность . Компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надежным и эффективным; должен продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компания должна разработать эффективную систему распределения.

С помощью критериев можно объяснить феномен инновации, обеспечивающий эконом рост, как конечный результат осуществления инновационного процесса, выраженный в новой товарной наукоемкой продукции, востребованной рынком, защищен как интеллектуальная собственность или ориентированная на положительный эффект.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам .

Следовательно, свойствами инновации с позиции компании являются:

Научно-техническая новизна,

Производственная применимость,

Коммерческая реализуемость (выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия).

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента:

- «материализацию» инновации в новые виды продукции, средства и предметы труда, технологию и организацию производства;

- «коммерциализацию», превращающих их в источник дохода.

Иногда инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций .

Из сказанного следует, что инновацию нужно рассматривать непрерывно с инновационным процессом.

Слово «инновация» позаимствовано с английского языка. У британцев innovation - изменение, нововведение. Мы также подразумеваем под ним определённые реформы, направленные на совершенствование рабочего процесса в той или иной сфере деятельности.

Характеристика понятия

Инновация - это принципиально новое решение или свежая идея в области технологий, а также техники управления и организации труда. Основана на использовании передового опыта и современных достижениях науки. Цель - повысить качество продукции, сделать производство максимально эффективным. Другими словами, инновация - это внедрение в работу передовых решений, которые помогают не только улучшить процесс, но и достичь желанных результатов.

Часто рассматривается с точки зрения функциональности. То есть инновации делают тот или иной сектор бизнеса конкурентоспособным, он быстро реагирует на различные изменения и ценовые колебания на рынке и в соответствии с ними корректирует свою работу. В успешных организациях инновации - не случайность, а продукт грамотного управления структурой. Инновация обязана решать возникшую проблему и приносить желанный результат. И этого достигают не только с помощью новых технологий, но также при использовании принципиально свежих стратегий, бизнес-планов и так далее.

Международный стандарт

В соответствии с международным стандартом инновация - конечный результат новаторской деятельности, воплотившийся в виде усовершенствованного технологического процесса или продукта, который был внедрён на рынок. Её девиз: «иное и новое». Он характеризует это понятие как многоликое и разнонаправленное. Области инноваций - это все секторы экономики. Например, в сфере услуг - это новшество в самой услуге, её потреблении, предоставлении и производстве, а также в поведении персонала.

Инновация не всегда бывает технической. Часто это интересная идея: застёжки «молния», шариковые авторучки, кольца-открывалки на банках и так далее. Свойства, присущие каждому нововведению: экономическая обоснованность, производственная применимость, соответствие запросам потребителя и, конечно, свежесть и новизна. Отвечая этим требованиям, нововведение преображает экономику и является ценностью для общества. Основываясь на этом, все государства разделены на четыре группы: инновационные лидеры, последователи, страны с умеренным новаторством и отстающие в этом плане державы.

Основные виды инноваций

Если проанализировать сущность реформ, можно их поделить на следующие группы:

  1. Сфера приложения: общественно-политические, экономические, научно-технические, образовательные, идеологические, экологические, социально-культурные.
  2. Место внедрения в экономической системе фирмы или предприятия: финансовые, ценовые, рекламные, маркетинговые, организационные, психологические, логистические, кадровые, информационные, технологические и производственные.
  3. Степень радикальности: революционные, базисные, прирастающие, псевдоинновации.
  4. Характер удовлетворения потребностей: развивающие существующие, создающие новые.
  5. Предмет приложения: продукт, процесс, среда, сервис, рынок.
  6. Глубина изменений: регенерация основных свойств, адаптация, регулировка количества, новый вариант.

Эти виды инноваций имеют чётко выраженную функциональность - они работают только в том секторе, для которого были разработаны.

Другая классификация

Она больше описывает не суть реформы, а степень её действия, направление. Такая классификация инноваций выглядит следующим образом:

  • По причинам формирования - кардинальные, стратегические и адаптивные.
  • По степени распространения - подходящие для одной отрасли или для нескольких сфер.
  • По роли в производстве - случайные, дополнительные и основные.
  • По степени и силе влияния на систему предприятия - фундаментальные, многомерные, линейные, точечные, пространственные, структурные, плоскостные, архитектурные, надсистемные и системные.
  • По механизму проявления - копирующие, открывающие, изобретающие, вдохновляющие, стимулирующие, бенчмаркинговые.
  • По степени связи с наукой - взаимозависимые, нисходящие и восходящие.

Эта классификация инноваций достаточно условная, так как все формы и виды реформ тесно связаны между собой. Поэтому часто рубежи между разными видами размыты: одно нововведение можно отнести как к одному типу, так и к другому.

Возникновение инноваций

Как они появляются? Кто или что стоит у истоков новаторских идей? Если включить логику, то ответить на вопрос не так уж сложно. Только подумайте: инновация - это продукт, в котором нуждается общество. Поэтому исходной точкой для её возникновения является потребность рынка, спрос на определённый вид услуг, товаров. Такие инновации имеют эволюционный характер, так как постоянно подстраиваются под нужды общества, совершенствуются, чтоб принести больше пользы, быть максимально продуктивными. Возьмём, к примеру, молоко: внедрённые изменения призваны сделать его более вкусным, питательным, красиво упакованным и относительно недорогим.

Инновации также возникают благодаря интеллектуальному труду человека, его изобретениям. Люди постоянно экспериментируют, творят, развивают мышление. И как результат, вводят в экономику современные инновации. Обычно это продукт, который ещё не представлен на рынке или несовершенен. Например, лекарство от рака или аппарат, способный ликвидировать озоновые дыры.

Немного о конкуренции

Она также является тем двигателем, который толкает человеческие умы на генерирование новых идей. В гонке за передовыми позициями на рынке, предприниматели изобретают новые и необычные методы ведения бизнеса, которые выгодно выделяют их на фоне других коллег. Конкуренция приводит к тому, что качество продуктов улучшается. В свою очередь роль лидера требует новаторского подхода к делу, сутью которого и становится поиск эффективных решений: происходит развитие инноваций и соперничество между лучшими из них.

Конкуренция - это ситуация, которая создаёт благоприятные условия для поиска креативных решений. Она стимулирует к совершенствованию процесса, продукта, товара, услуги. А конкурентные преимущества становятся результатом реализации инноваций того же самого предпринимательства, так как именно оно является двигателем прогресса. Что касается преодоления кризиса и выхода на путь развития, то эту проблему можно решить с помощью качественных преобразований во всех секторах хозяйства, полной «перезагрузки» методов и форм работы, изменения структуры экономики.

Что общего между реформами?

В нашем мире всё тесно взаимосвязано: изменение в одном звене неизменно ведёт к трансформации соседней ячейки и цепочки в целом. Поэтому все инновации являются системными. При этом отличаются они только степенью воздействия на процесс, что напрямую зависит от разных факторов и условий. Одна инновация может работать только на локальном уровне, провоцируя незначительные изменения. Другая же вызовет цепную реакцию, за которой последуют кардинальные реформы целого сектора.

Все ли инновации системные? Безусловно. Рассмотрим это на примере обычной средней школы. Допустим, министерство решило, что таблицу умножения теперь будут изучать не в третьем, а во втором классе. Это нововведение требует проведения массы других сопутствующих реформ: изменение школьной программы, печать новых учебников, корректировка системы оценивания и проведение аттестационных работ. В данном случае инновация - это отправная точка кардинальных изменений в структуре образования. Она носит системный характер, как и все другие реформы.

Суть системных инноваций

Что же это такое? Во-первых, это те решения, которые создают благоприятную почву для деятельности, стимулируют интеллектуальные и творческие способности коллектива. Часто они провоцируют внедрение инноваций другого характера - новаторские идеи и методы возникают на основе недавних нововведений, которые постепенно переходят в разряд «рутинных».

Во-вторых, системные инновации - это передовые способы оптимизировать работу, активировать её. Они должны максимально нейтрализовать существующие проблемы, которые тормозят процесс. Их цель - обнаружить и задействовать скрытые ресурсы и потенциал.

В-третьих, это реформирование фундамента предприятия, его так называемой ДНК, чтоб в глобальных масштабах повлиять на всю структуру компании, подтолкнуть все её подсистемы к развитию и постоянному совершенству. Часто они меняют модели поведения и мышления сотрудников, что приводит к улучшению качества продукта и жизни в целом.

Самое главное звено

Это, конечно, люди. Именно персонал придумывает новые модели введения бизнеса, влияет на управление инновациями. Если директор хочет сделать компанию передовой на рынке, первый его шаг должен быть направлен в кадровую сторону. Он обязан набрать мыслящую, креативную команду. Идеи и решения, сгенерированные нею, станут тем рычагом, который запустит другие реформы в секторе.

Люди - самый важный актив. Не нужно скупиться вкладывать в них капитал: они вернут прибыль, приумноженную в несколько раз. Коллектив не только делает работу, он также проявляет активность, инициативность, создаёт благоприятные условия и привлекает всевозможные доступные ресурсы. Грамотно подобранный персонал будет генерировать знания, изобретать новые методы, рисковать, идти ва-банк. Обладая возможностью анализировать настоящее и предвидеть будущее, кадры способны создать такие инновации, которые вознесут предприятие на вершину успеха. Никакие станки, роботы и машины не заменят человеческий мозг. Инвесторы доверяют свои деньги живым индивидам, обладающим волей, мудростью и лояльностью.

Пример продуктивной инновации

Основатели огромных бизнес-империй, жившие много лет назад, начинали свою деятельность, полагаясь исключительно на интуицию. В наше время, опираясь на их опыт и вооружившись знаниями про системный подход к новаторству, можно не только достичь тех же успехов, но и покорить недоступные доныне вершины.

В макроэкономическом масштабе блестящее управление инновациями продемонстрировала Япония. В 1950 году во всей стране были внедрены так называемые качества Деминга, которые стали отправной точкой известного на весь мир «японского чуда». Далее, переместившись в другие регионы, они дали старт феноменальному взлёту тихоокеанских тигров: Сингапуру, Гонконгу, Южной Корее и Тайвани. Эти страны на сегодня одни из самых высокоразвитых и передовых на мировой арене.

Таким образом, можно сделать вывод: применение системных инноваций способно даже из бедной, захудалой страны сделать по-настоящему процветающее государство. Экономика заработает и начнёт приносить дивиденды благодаря повышению качества продуктов, созданию здоровой конкуренции и правильной расстановке сил и ресурсов.

Термин « инновация » происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств) 1 .

Инновация – в широком смысле, - нововведение, преобразование в различных сферах, основанное на новых идеях, изобретениях и открытиях, рожденное, как правило, в научной деятельности. К. Роджерс: «Новшество – это идея, являющаяся новой для конкретного лица. Не имеет значения, является ли идея объективно новой». Майлс: «Специально новое, особое изменение, от которого мы ждем эффективности при реализации специализированных целей».

Активные исследования, направленные на построение теории инновационного развития в образовании, ведутся с 30-х гг. ХХ века, И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт «инновация» и сопряженные с ним термины «инновационный процесс», «инновационный потенциал» и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук.

Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств посвящены работы: К. Ангеловски, Н.Р. Юсуфбековой, М.В. Кларина, О.Г. Хомерики, М.М. Поташника, А.В. Лоренсова, С.Д. Полякова, А.И. Пригожего и других.

Харин А.А., и Майборода В.П. выявили различные аспекты исследования проблем образования как социального института во взаимодействии с другими социальными институтами общества.

Исследователи Ж. Аллак, Р. Акофф, Ю.С. Борцов, Б.С. Гершунский, Э. Дюркгейм, Э.Д. Днепров, Ю.С. Колесников, Ф. Кумбс, В.Т. Лисовский. М.Н. Руткевич, Б. Саймон, Н. Смелзер, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкин и др. посвятили много работ инновационной проблематике в связи с разработкой стандартов и содержания образования в целом.

Ряд важных аспектов инновационного развития образования раскрыт в работах И.В. Бестужева-Лады, Д.Р. Вахитова, С.Ю. Глазьева, В.С. Дудченко, В.И. Кондратьева. Н.И. Лапина. В.Я. Ляудис, А.И. Пригожина, Б. Твисс., Ю. Посталюк и др.

В конце 50-х годов в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в области образования (например, «Information et innovation en education», «Educational Innovation in the United States» и др.).

В нашей стране происходили те же самые процессы, однако назывались они иначе. Речь шла об избирательном внедрении, распространении педагогического опыта, готовности и возможности перенять его практическими работниками, новизне предлагаемых новшеств и способах их оценки.

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

    проблема изучения педагогического опыта;

    проблема доведение до практики достижений психолого-педагогической науки.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе их развития находятся две группы факторов:

    объективные факторы - создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов;

    субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов ХХ века, и до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики. Как отмечает Н.Ю. Посталюк, именно в 80-е годы в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования. Термины "инновация в образовании" и "педагогическая инновация", употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой.

Инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует многообразие подходов к этой теме.

Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг).

Чем вызваны инновационные процессы в образовании? Почему они носят массовый характер и представляют одну из его ведущих стратегий.

Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.

Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования.

С чем связано освоение инновационных процессов в образовании? Анализом их сущности, структуры, классификации и особенностей, изучением инновационного потенциала среды и творческого потенциала участников нововведений.

В настоящий момент главный акцент государственной политики связан с кардинальным решением проблем модернизации содержания и структуры образования. Решение проблем модернизации образования невозможно без углубления и расширения фронта научных исследований и комплексных инновационных разработок. Изучением инновацинных процессов занимается педагогическая нноватика. Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Ключевые понятия педагогической инноватики: педагогическое новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновирование. Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании, ведущий к изменениям качества образования. Предмет педагогической инноватики – сама педагогическая инновация, рассмотренная на фоне конкретных педагогических условий, конкретной образовательной реальности.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“. Для выявления сущности этих понятий составим сравнительную таблицу.

Таблица 1

Понятия «новация» и «инновация»

Критерии

Инновация

Масштаб целей и задач

Системный

Методологическое обеспечение

В рамках существующих теорий

Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст

Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Характер действий (качество)

Экспериментальный (апробирование частных нововведений)

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Характер действий (количество)

Ограниченный по масштабу и времени

Целостный, продолжительный

Тип действий

Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества

Проектирование новой системы деятельности в данной практике

Реализация

Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Результат, продукт

Изменение отдельных элементов в существующей системе

Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы

Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики

Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности

Последствия

Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Итак, новация - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Также следует разграничивать такие понятия, как “инновация“ и “реформа“. Отличия этих понятий друг от друга рассмотрим в таблице.

Таблица 2

Понятия «реформа» и «инновация»

Инновация

Изменение сроков начала обучения

Изменения во внутренней организационной деятельности школы

Увеличение финансирования

Изменения в содержании образования

Изменения в оборудовании учебных заведений

Изменения в методах обучения

Изменения в продолжительности обучения

Изменения в отношениях

«Учитель - Ученик»

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия:

Определение потребности в изменениях;

Сбор информации и анализ ситуации;

Предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

Принятие решения о внедрении (освоении);

Собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

Институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

Что же такое сегодня “инновационное образование”? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование. Так понятое образование действительно может вернуть себе свою историческую миссию: обеспечивать целостность общественной жизни различных групп населения, целостность духовно-душевной жизни личности, а главное - целостность и жизнеспособность различных общностей людей и в первую очередь - детско-взрослой общности, которая, по сути, и есть субъект развивающего образования.

В соответствии с этим новым пониманием должно меняться и наше видение самой структуры сферы образования; в самом первом приближении оно начинает выступать перед нами в своих трех предметных проекциях: образовательная cреда – как социокультурное содержание образования, образовательные институты – как соорганизованная система деятельностей субъектов образования, образовательные процессы – как содержание Встреч и конкретные способы совместно-распределенной деятельности субъектов образования. Необходимо также обозначить и два основных механизма обеспечения целостности этой структуры: образовательная политика, реализующая функцию самоопределения образования среди других общественных практик, и управление образованием, скрепляющее его как целостную сферу.

В свою очередь, такое виденье позволяет нам теперь уже в инновационном режиме осуществлять целую серию переходов в реформируемом и развивающемся образовании:

Переход от ведомственно-отраслевой организации образования к сферной - к системе культурно-образовательных процессов, задающих характер общественной жизни региона;

Переход от учебно-воспитательных учреждений и заведений, осуществляющих производство социальных функционеров, к образовательным институтам, выращивающим адекватных своей истории и своей культуре людей;

Переход от учебно-воспитательных мероприятий, выполняющих до сих пор функцию социального тренинга и административного надзора, к образовательным процессам, реализующим функцию развития родовых, возрастно-нормативных способностей, самостоятельной личности в целом.

Этот новый образ образования – развивающего, инновационного - требует пересмотра наших устоявшихся представлений о нем. Главное, что образование не есть социальный тренинг и окультуривание “сырой”, натуральной природы человека, не есть ее усовершенствование для целей социально-производственного потребления и использования на благо государства. Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.