Что такое система управления из. Что такое управление? Что такое система управления? Классификация систем управления
В этом материале рассмотрим некоторые вопросы из теории систем и системного анализа, а именно - что такое управление, что такое система управления, классифкация систем управления
Что такое управление и система управления?
Управление
- это воздействие на какую-то систему с целью достижения желаемых изменений в ее состоянии или поведении.
Всякое управление предполагает наличие цели, т.е. модели желаемых изменений. Система, на которую оказываются целенаправленные воздействия, называется управляемой или - объектом управления. Носителем цели управления является субъект управления.
Обобщенная схема системы управления показана на рис. 1.4. Такую систему еще называют системой с управлением. В ней выделяется две подсистемы: та, которая управляет - управляющая система и та, которой управляют - управляемая система. Для обозначения управляемой системы чаще используется термин «объект управления».
Система, в которой есть эти две части, т.е. есть само управление называется "система управления " или системой с управлением. Часто на практике используют более узкое толкование - система управления воспринимается как именно управляющая система.
Рис. 1.4. Обобщенная структура системы управления (с обратной связью)
На рис.1.4. используются следующие обозначения: УС - управляющая система; СУ - субъект управления (говорят также «управляющий орган»); ИМ - исполнительный механизм (исполняющий орган); ОУ - объект управления (управляемая система); U - прямая управляющая связь для передачи управляющих воздействий (УВ); Iос - обратная информационная связь.
Этапы процесса управления
В общих чертах процесс управления
с обратной связью можно представить следующими основными этапами:
- сбор и анализ информации, необходимой для управления;
Выбор УВ (принятие решения о целесообразном управляющем воздействии);
Реализация решения - выработка и применение к ОУ управляющих воздействий;
Контроль за состоянием и реакцией ОУ (по существу, этот этап есть циклический переход к первому этапу сбора и анализа информации).
В технических устройствах возможна схема управления
без обратной связи (разомкнутое управление). В этом случае управление реализуется по заранее заданному алгоритму без анализа состояния ОУ, т.е. считается, что ОУ реагирует на управляющие воздействия однозначным образом - так, как задумано в программе управления. Примеры систем с разомкнутым управлением:
- устройства запуска или остановки (например, запуск телевизора по таймеру);
- станки с программным управлением обработкой деталей;
- автоматические конвейеры и т.п.
Отметим, что показанные на рис. 1.4 элементы «цель» и « ресурсы» имеют принципиальное значение для управления. Наличие цели является необходимым по определению понятия "управление". Остается уточнить, что в системе управления цель может быть сформулирована по-разному:
Достичь определенного состояния на объекте управления, т.е. перевести объект управления в целевое состояние;
Поддержать объект управления в заданном состоянии. В соответствии с такой целью, например, работают различные технические регуляторы (автоматическая регулировка частоты или громкости в радиоприемниках, регулировка температуры в системах климат-контроля и др.);
Минимизировать затраты системы управления при достижении целевого или при поддержании заданного состояния.
Имеющиеся в распоряжении УС ресурсы определяют ее возможности при выборе стратегии управления. Кроме собственно ресурсов на выбор УВ влияют и иные ограничения, характерные для данной системы управления. Так, при управлении в организационно-экономической системе такие ограничения могут порождаться нормативно-технической документацией, законами, отраслевыми или корпоративными стандартами, нормами и правилами поведения и др.
Аксиомы управления
На основании проведенного исследования обобщенной схемы системы управления можно сформулировать несколько условий, которые в литературе известны как аксиомы теории управления. Выполнение этих условий предполагается обязательным при создании системы управления.
Аксиома управления 1 . Наличие наблюдаемости объекта управления, т.е. возможность получения информации о состоянии объекта управления, его реакциях на внешнюю среду и УВ.
Аксиома управления 2. Наличие управляемости ОУ, т.е. способность ОУ переходить в требуемое состояние под воздействием УВ.
Аксиома управления 3 . Наличие цели управления и достижимость цели, т.е. наличие цели управления, обозначенной через некоторый набор показателей, желаемых свойств ОУ
Аксиома управления 4. Наличие выбора управляющих воздействий (аксиома свободы выбора). Необходимый объем множества УВ зависит от самой цели управления и сложности объекта.
Существует известный принцип необходимого разнообразия Эшби, который применительно к системам управления формулируется так: «Разнообразие управляющей системы должно быть не меньше, чем разнообразие объекта управления».
Это означает, что в идеале на каждое возможное состояние объекта управления в системе должно быть предусмотрено как минимум одно воздействие, приводящее ОУ в желаемое состояние.
Аксиома управления 5. Наличие критерия эффективности управления, т.е. наличие способа оценить степень достижения цели (подробнее о критериях см. в гл. 2)
Аксиома управления 6. Наличие ресурсов управления, т.е. возможность реализовать выбранные УВ при имеющихся ресурсах и заданных ограничениях.
Классификация систем управления
В зависимости от степени участия человека в процессе управления различают следующие виды систем управления.
1. Системы ручного управления . В этих системах человек выполняет все функции управления. При этом не исключается применение механизмов для реализации управляющих воздействий, каких либо инструментов для сбора информации (например, измерения параметров ОУ).
2. Системы автоматического управления (САУ). В этих системах управляющая часть - УС не содержит в себе человека, выработка управляющих воздействия выполняется автоматически на основе запрограммированных алгоритмов поведения системы. Человек присутствует на этапе создания алгоритмов и программ, которые и отражают в себе цель управления.
Первыми автоматическими системами управления были автоматические регуляторы температуры паровых котлов на паровозах, которые отслеживали значение контролируемых параметров и вносили поправку при отклонении их от заданной величины. Характерными и достаточно сложными примерами современных САУ являются автоматические системы управления полетами, применяемые в гражданской или военной авиации.
Однако, несмотря на сложность взаимосвязей с различными бортовыми и наземными системами, здесь в основном также используется принцип работы регулятора - задается и отслеживается выполнение программы полета воздушного судна. Перспективы развития САУ связаны с использованием в них методов искусственного интеллекта, позволяющих осуществлять автоматическое управление в сложных, изменяющихся условиях, при недостатке или неточности имеющейся информации, подстраиваясь под особенности окружающей среды и объекта управления.
3. Автоматизированные системы управления (АСУ). В АСУ человек остается главным действующим лицом процесса управления. Можно выделить два основных канала автоматизации, в которых ряд функций от человека передается ЭВМ:
Информационный канал (автоматизация сбора, представления, анализа информации);
Управляющий канал (автоматизация генерации, передачи и применения управляющих воздействий).
Широкое применение автоматизированные системы управления находят в управлении организационно-экономическими системами (предприятиями), где процессы управления отличаются значительной сложностью и связаны с большими объемами используемой информации. Такие АСУ сами отличаются сложностью структуры и наличием большого числа подсистем, выполняющих различные функции. К числу подсистем комплексной АСУ предприятием относятся системы поддержки принятия решений (СППР). Эти системы предназначены для автоматизации наименее формализуемого и наиболее интеллектуального этапа процесса управления, связанного с принятием решений о необходимых воздействиях на объект управления. Функционирование СППР в зависимости от объема выполняемых функций опирается на методы аналитической и интеллектуальной обработки данных (факторный, корреляционный и другие виды анализа, технологии OLAP, Data Mining), методы экспертных систем, ситуационного управления и др.
Классификация управления по скорости протекания процессов в объекте управления
Изменение состояния объекта управления при управлении может протекать с различными скоростями. Говорят еще о скорости переходных процессов или периоде (времени) переходных процессов Tss. Сам переход из текущего состояния St в целевое Sc в различных объектах управления может происходить по-разному. В сложных объектах переходный процесс может сопровождаться различными трудностями, неожиданными затратами или потерями.
В зависимости от скорости переходных процессов в ОУ различают следующие системы управления :
Системы типа «конечный автомат». В них период смены состояния Tss много меньше, чем период наблюдения T:
Tss << T;
Системы динамические, где Tss = T, т.е. время изменение состояния соизмеримо с временем наблюдения;
Системы статические, где Tss >> T, т.е. изменение состояния происходит за время, значительно превышающее период наблюдения.
Для наблюдателя в технических системах, когда объект изменяет свое состояние в реальном времени, именно динамические системы ассоциируются с понятием управления.
Однако, из приведенной классификации видно, что отнесение объекта управления к тому или иному классу будет зависеть от периода наблюдения.
Это положение имеет принципиальное значение при управлении сложными и, особенно, большими организационно-техническими системами. Оно означает, что оценка управляемости, устойчивости системы, а также оценка эффективности управляющих воздействий может быть произведена только за период наблюдения, адекватный периоду переходных процессов в системе. Такая адекватность может быть достигнута регулярным учетом, накоплением информации в базах данных ЭИС и ее последующим анализом.
По материалам пособия И.Н.Глухих. "Основы теории систем и системный анализ ",
публикуется на сайт с согласия автора.
Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются специальные технологии-разработки решений, и, наконец, решение части проблем может быть не по силам, как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как один из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления организацией. Ее изучение и совершенствование – постоянная задача руководителя.
Система управления – это совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.
Для системы управления организаций необходимо:
разработать миссию организаций;
распределить функции производства и управления;
распределить задания между работниками;
установить порядок взаимодействия работников и последовательность выполняемых ими функций;
приобрести или модернизировать технологию производства;
наладить систему стимулирования, снабжение и сбыт;
организовать производство.
Осуществление перечисленных мероприятий требует создания СУ, которая должна быть согласована с системой производства организации, рисунок 4.
Рисунок 4 - Система управления организации
Система управления состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления, рисунок 5.
Рисунок 5 - Структура элементов системы управления организацией
Методология управления включает цели и задачи, законы и принципы, функции, средства и методы, школы управления.
Процесс управления – часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.
Структура управления – совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала.
Техника и технология управления включают компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.
Методология и процесс управления характеризуют управленческую деятельность как процесс, а структура и техника управления – как явление. Все элементы, входящие в систему управления, также должны быть профессионально организованы для эффективной работы компании в целом.
Основными элементами, составляющими систему управления компанией, являются: цель, процесс управления, метод, коммуникации, задача, закон, принцип, организационные отношения, функция, технология, решение, характеристики информационного обеспечения, система документооборота, организационная структура.
Цель – идеальный образ желаемого, возможного, необходимого и исторически приемлемого для компании.
Процесс управления – последовательность этапов формирования и осуществления воздействия для достижения цели.
Метод – способ воздействия на человека и коллектив. Выбирается исходя из приоритетов потребностей и интересов человека или коллектива.
Коммуникации – процесс взаимодействия или противодействия в системе «человек – человек», «человек – компьютер» посредством передачи информации.
Задача – конкретная проблема, вытекающая из цели, требующая разрешения.
Закон – необходимое и устойчивое отношение между явлениями. Бывают законы природы, общественного развития и общественных институтов (государств). Законы не имеют альтернатив.
Принцип – основное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Принципы имеют альтернативы.
Организационные отношения – различные виды воздействий на человека, в том числе административные, функциональные, патронажные.
Функция–порученная человеку работа, услуга или обязанность.
Технология – совокупность способов и процессов для выполнения заданных функций.
Решение – результат мыслительной деятельности человека, приводящий к выводу или действиям.
Характеристики информационного обеспечения – параметры объема, ценности, достоверности, насыщенности и открытости информации.
Функциональные структуры – схемы взаимодействия функций, необходимых для успешной деятельности компании.
Система документооборота – принятый в организации порядок передвижения входящих, исходящих и внутренних документов.
Организационная структура – схема взаимодействия должностей, функций и подчиненностей.
Взаимосвязь элементов системы управления схематично изображена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Взаимосвязь элементов системы управления
Цели компании разделяют на группу конкретных задач, которые объединяют по сфере деятельности: экономические, технические, социальные, экологические задачи и т. д.
Для решения задач формируют набор функций или операций, которые необходимо выполнить.
Так, для решения экономических задач необходимо выполнение следующих функций: бухгалтерский учет, труд и заработная плата, маркетинг и др.
Для решения ряда различных задач могут потребоваться одинаковые функции. Поэтому весь набор функций анализируется, группируется и затем составляется функциональная структура компании.
Функции отвечают на вопрос, «что надо делать, чтобы процесс управления протекал более эффективно».
В социальном плане разделяют две функции управления:
организационно-техническую – составление и координирование деятельности работников в процессе труда;
социально-экономическую – контроль за трудом работников, за целесообразным применением машин и механизмов.
Обе функции существуют в неразрывном единстве, в котором на первый план выступает организационно-техническая функция. С переходом на рыночные отношения, рамки участия каждого в контроле над предприятием будут расширяться и постепенно социально-экономическая функция станет делом самих производителей, а необходимость во внешнем контроле за процессом труда отпадет.
В организационно-техническом плане управление подразделяют на функции по двум признакам:
по принадлежности к сферам производственно-хозяйственной деятельности.
Основополагающий признак – по содержанию процесса управления, по которому выделяются следующие основные (общие) функции управления:
Планирование – это определение цели функционирования объекта и средств ее достижения. Планирование должно осуществляться непрерывно. Причина: стремление организаций продлить свое существование как можно дольше после достижения своей цели. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели; постоянная неопределенность будущего – планы должны пересматриваться для согласования с реальностью.
Организация – это формирование объекта и субъекта управления, их подразделений и связей между ними. Эти функции можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы рациональных форм разделения труда, разработка структуры органов управления, подбор и расстановка кадров и др.; во-вторых, как процесс ее совершенствования (непрерывное совершенствование формальной организационной структуры в целом и ее ведущих подсистем, уточнение роли и места каждого работника в системе управления и др.)
Мотивация – это создание внутреннего побуждения к действиям, что является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для эффективной мотивации работников необходимо определить эти потребности и обеспечить способ для их удовлетворения через хорошую работу.
Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существует три аспекта управленческого контроля:
установление стандартов – это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени (основывается на планах, разработанных в процессе планирования);
измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период и сравнение с ожидаемыми результатами (если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы);
действия для корректировки отклонений от первоначального плана (например, пересмотр целей для того, чтобы они стали более реальными и соответствовали ситуации).
Коммуникации и принятие решений – считаются связующими процессами, т.к. они требуются для реализации всех функций управления.
В зависимости от условий функционирования компании процесс выполнения функций может быть циклическим и разовым, непрерывным и дискретным, последовательным и параллельным.
Выбранная схема процесса определяет приоритет тех или иных организационных отношений. Исходя из функциональной схемы, процесса и организационных отношений, определяют состав персонала по численности и квалификации. Этих данных достаточно, чтобы построить организационную структуру управления (линейно-функциональную, иерархическую, матричную и др.).
Зная перечень всех должностей, выполняемых функций и подчиненность, можно рассчитать техническое оснащение рабочего места персонала. После этого в соответствии с делегированными полномочиями работники могут разрабатывать, согласовывать, принимать, утверждать и реализовывать решения. Кроме того, практически на все элементы распространяются законы и правила (принципы) профессиональной деятельности. С этого момента компания считается приступившей к работе.
Как известно, процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижение того или иного полезного эффекта, называется управлением .
Понятие «управление» трактуется в научной литературе по-разному. В узком смысле, применительно к социально-экономическим системам, управление - это целенаправленное воздействие на коллективы людей для достижения поставленной цели.
Цель - это желаемое состояние функционирования и развития системы управления. Она составляет основу проектирования, функционирования и развития социально-экономической системы. При выполнении своих функций органы управления используют определенные методы.
Методы управления - это способы и приемы воздействия на коллективы людей в процессе управления. Они подразделяются на экономические, организационно-административные и социально-психологические . Каждая из этих групп формирует следующие механизмы управления:
· экономические - это совокупность инструментария (методы управления) и средств (экономические рычаги), обеспечивающие эффективность функционирования системы;
· организационные - это совокупность инструментария (методы управления) и средств (законы, постановления и нормативные правовые акты);
· социальные - инструментарием являются социально - психологические методы управления, средства формируются на основе межличностных отношений в коллективе.
В процессе управления системой необходимо руководствоваться принципами управления .
Принципы управления - это правила, которыми органы управления должны руководствоваться при осуществлении своих функций.
Функции управления - это виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект.
Функции подразделяются на основные (планирование, организовывание, координирование (регулирование), мотивирование (стимулирование), контролирование) и конкретные управленческие действия (финансы, маркетинговая деятельность, заработная плата и т.д.).
Вне функций управления нельзя спроектировать организационную структуру управления . Анализ функций составляет основу для установления объема работы по каждой функции, определения численности управленческих работников и, в конечном счете, проектирования самой структуры и организации аппарата управления.
Управление, как и любая другая деятельность, должно быть хорошо организовано на научной основе. В научной литературе встречается понятие
- «организация» как система и
- «организация» как процесс.
Понятие «организация» как процесс (на наш взгляд, правильнее употреблять глагольную форму «организовывание ») - это совокупность способов и приемов, обеспечивающих согласованность действий в процессе управления.
Процесс организовывания выделяется как особая категория и рассматривается наряду с процессом управления . Оба эти процесса рассматриваются как взаимосвязанные и обусловливающие друг друга. Результаты процесса управления будут эффективны при успешном организовывании процесса управления.
Организовывание управления эффективно только тогда, когда носит комплексный характер, т.е. охватывает не отдельные участки и стороны, а все факторы, влияющие на систему.
Процесс управления - это логическая последовательность управленческих действий, сочетающихся и взаимодействующих между собой операций, этапов, стадий и процедур и представляющих единство действий работников аппарата управления, которые основаны на функциональном процессе разделения труда и на определенной технологии.
В процессе управления должны постоянно выявляться недостатки, устранение которых приведет к эффективной оптимизации системы управления.
Операция - это простейший вид управленческих действий .
Процедура отражает порядок подготовки, рассмотрения, обсуждения, выполнения ряда последовательных и параллельных операций в процессе управления.
Этап - качественная характеристика содержания процесса управления, а стадия - его временная характеристика .
Технология управления - это система знаний о способах и критериях, обеспечивающих эффективность процесса управления .
Процесс управления, как уже отмечалось, представляет собой совокупность действий, характерных для отдельных его операций, этапов, стадий. Особенностью процесса управления является то, что он носит цикличный характер. Поэтому исследования процесса управления целесообразно проводить по циклам управления .
Управленческие циклы в практической деятельности обычно накладываются друг на друга. Таким образом, функционирование системы управления можно представить как одновременное протекание множества циклов управления.
Цикл - это совокупность этапов и стадий процесса управления, составляющих кругооборот в течение определенного промежутка времени . Он представляет собой логическую последовательность специфических управленческих действий, направленных на решение определенной, четко сформулированной проблемы. Эта последовательность на основе сущности отдельных видов действий формализуется в строгую совокупность этапов. Они характерны и обязательны для всех циклов управления независимо от их важности, масштабности и продолжительности.
Полный цикл управления включает следующие этапы:
· выявление проблемы.
(Проблема - это противоречия, возникающие между запланированным и фактическим состоянием функционирующей системы управления);
· сбор и обработка информации.
(Информация - сведения об изменении состояния системы, об явлениях и процессах, вызывающих возникновение определенной проблемы и снижающих уровень неопределенности наших знаний о данной системе. Информация выступает в процессе управления в качестве сырья и конечного продукта переработки сведений, сообщений и данных);
· постановка цели;
· выработка и принятие управленческих решений.
(Решение в процессе управления представляет собой развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический, организационно-правовой акт, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или коллегиально (с привлечением специалистов). Решение выступает в качестве продукта деятельности органов управления и носит творческий характер);
· реализация решений (их выполнение);
· контроль за реализацией;
· координация за выполнением управленческого решения.
Центральное звено, как в цикле управления, так и в процессе управления в целом, - это управленческое решение . Оно является главным средством целенаправленного воздействия, на основе которого создаются предпосылки для эффективного функционирования системы управления.
Обобщая выше сказанное, можно сказать, чтосистемами управления называются системы, в которых протекают процессы управления.
С.Л. Оптнер считает управление целью обратной связи. «Обратная связь «воздействует» на систему. Воздействие есть средство изменения существующего состояния системы путем возбуждения силы, позволяющей это сделать [Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ. –М.: Советское радио, 1969.].
Действия обратной связи могут превзойти действия существующего входа системы в зависимости от места, времени, формы, интенсивности, содержании и длительности воздействия. Тот, кто решает проблему, должен вмешиваться в существующее состояние (ситуацию), чтобы выполнить свою цель.
При всем многообразии форм воздействия их можно разделить на два класса:
1) воздействия - изменения , приводящие к деградации, разрушению системы , уменьшению степени ее организованности , и
2) воздействия - изменения , соответствующие развитию системы, увеличению степени организованности.
Э.А. Смирнов считает, что «процесс организации отражает количественные и качественные изменения объекта управления на всех его фазах, этапах и стадиях. Если изменений нет, то нет и самого процесса» [Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. –М.: Юнити, 1998.].
Следовательно, специалист или руководитель, разрабатывающий решение, должен позаботиться о рациональном наборе воздействий, чтобы добиться устойчивого процесса и достигнуть поставленной цели.
Понятиесистемы управления впервые было введено в теории автоматического управления. Так, в сборнике рекомендуемых терминов по теории управления, система управления определена как «система, состоящая из управляющего объекта и объекта управления» [Теория управления. Терминология: Сборник рекомендуемых терминов. Вып. 107. –М.: Наука, 1988.]. Например, автомобиль и водитель, самолет и его автопилот, командир и подразделение и т.д.
Система управления как объект исследования обладает следующими признаками :
Состоит из множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных иерархически;
Элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей;
Система - это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней, имеются фиксированные связи системы с внешней средой.
Система управления организацией представляет собой множество взаимосвязанных элементов (звеньев), составляющих единое целое, реализующих процесс управления для достижения поставленных целей. Взаимосвязь элементов системы управления отражена на рис. 2.4. Дадим определения основных элементов.
Концепции управления - научные модели менеджмента (идеи, школы, учения, парадигмы), используемые для построения системы управления организацией. В XX столетии было разработано значительное количество научных концепций управления, наиболее значительными из которых являются:
· научное управление трудом и классическая административная школа (10-30-е годы);
· школы человеческих отношений и поведенческих наук (30-50-е годы);
· теория принятия решений и количественный подход (50-60-е годы);
· системный и ситуационный подходы к управлению (50-60-е годы);
· теория стратегий, инноваций и лидерства (70-90-е годы);
· теория устойчивого развития и глобального «менеджмента без границ» (80-90-е годы).
Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, разных возможностей человека и применяемых средств для достижения цели. Различают стратегические (глобальные) и тактические (локальные) цели.
Критерий достижения цели - количественный показатель, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оценку и направлен, в зависимости от показателя, на минимизацию или максимизацию состояния системы.
Миссия (от англ. mission - «видение») - четко выраженная глобальная цель существования организации. В ней обычно декларируется цель и принципы работы организации, определение самых важных отличительных особенностей продукта, отношение к потребителю и конкурентное положение на рынке.
Философия организации - это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом предприятия. Можно сказать проще - это «моральный кодекс поведения на предприятии».
Принципы управления - основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов. Принципами управления являются централизация и децентрализация, единоначалие и коллегиальность, отраслевой и территориальный подходы, материальное и моральное стимулирование труда, планомерность и научность, лояльность к работающим, разделение прав и ответственность и т.д.
Закономерности управления - повторяющиеся существенные связи явлений в системе управления, неразрывно связанные с деятельностью персонала и проявляющиеся в виде тенденций, определяющих основную линию развития организации. Закономерности управления включают главные экономические законы возрастания относительных издержек, сокращающейся предельной полезности, падения нормы прибыли, убывающей отдачи и доходности, убывающей производительности труда и капитала и др. Наряду с ними используются специфические законы менеджмента: оптимальной нормоуправляемости, синергии, самосохранения, развития и упадка, композиции и пропорциональности и др. Вместе с тем закономерности управления находятся в стадии научного обоснования как специфические законы.
Персонал управления. Термин «персонал» объединяет составные части трудового коллектива предприятия. К персоналу мы относим всех работников, выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда.
Информация управления - совокупность сведений (данных, сообщений), устраняющих неопределенность знаний и получателей сообщений, передаваемых устным, письменным, аудиовизуальным и электронным способом по различным каналам связи и используемых персоналом для выработки управленческого решения. В сфере управления наибольшее распространение получили документальные и электронные формы представления информации.
Техника управления представляет собой взаимосвязанный комплекс технических средств (сбора и регистрации, передачи, ввода, накопления, обработки, вывода, отображения и размножения информации), предназначенный для механизации и автоматизации информационных процессов в системе управления производством с целью выработки рациональных решений.
Процесс (технология) управления имеет два самостоятельных значения:
Как наука (раздел менеджмента), которая изучает алгоритмы переработки информации и выработки решений, осуществляемых персоналом с помощью технических средств;
Как технология, представляющая собой целенаправленную последовательность операций управления, результатом которых является принятое и реализованное решение. Процесс (технология) управления моделируется с помощью сетевого графика процесса управления, оперограмм и органиграмм решения задач и технологических карт процесса управления.
Решение управленческое - акт деятельности менеджера, ведущий к разрешению проблемы и тем самым определяющий нормальное функционирование или развитие социально-экономической системы; заключительный этап процесса управления, превращающий его в импульс трудовой деятельности, целенаправленности и согласованности совместных действий людей. Процесс принятия решения включает постановку цели, сбор информации, подготовку проектов решения, согласование, принятие решения, исполнение и контроль.
Функции управления - особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда, представляющие собой часть процесса управления, выделенные по определенному признаку. Выделяют основные функции (планирование, организовывание, координирование, мотивирование, учет и контроль) и конкретные (предметные) функции, например, управление персоналом. Обычно выделяются 20-25 конкретных функций управления.
Структура управления. Система управления является важнейшей частью организации и имеет сложную взаимосвязанную структуру. Системный анализ позволяет рассматривать ее как взаимосвязь структур, выделенных по различным признакам.
Методы управления - способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют административные, экономические, социально-психологические методы , которые различаются способами воздействия на людей.
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «метод кнута».
Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника».
Социально-психологические методы базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».
Регламенты управления - это совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, предприятия, учреждения и организации. Существующие регламенты организации разделяются по признакам на общесистемные (устав, договор учредителей, правила внутреннего трудового распорядка и т.д.) и элементные (персонал, информация, техника, процесс и др.) и представляют собой комплекс нормативных документов по регулированию отдельных направлений деятельности.
Организация труда управления - совокупность научных правил и действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями управленческого труда и его совершенствованию. В 20-х - 60-х годах получила широкое распространение как НОТ. Включает такие компоненты, как организация рабочего места, целевое и индивидуальное планирование, техника личной работы сотрудников и нормирование труда.
Эффективность управления - один из основных оценочных показателей управления. Различают экономическую эффективность, определяемую посредством сопоставления результата (экономии) и затрат на его достижение и социальную эффективность, которая позволяет изменить социальный эффект (стимулы мотивации, психологический климат, поведение людей, отношение в коллективе и др.). Существуют различные подходы к оценке эффективности, исходя из конечных результатов производства, количества, качества и сложности труда, исследования социально-психологического климата в коллективе.
Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования , предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:
детерминированность элементов системы;
динамичность системы;
наличие в системе управляющего параметра;
наличие в системе контролирующего параметра;
наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.
Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Рассмотрим подробно эти требования.
В системах управления детерминированность (первый признак организованности системы) проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы. Если в организационной структуре управления, например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и является лишним в системе управления.
Вторым требованием системы управления является динамичность, т.е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии.
Любые воздействия среды оказывают возмущающее действие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также могут появиться возмущения, которые стремятся разрушить ее «изнутри». Например, в организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд ответственных работников, плохие условия работы и т.д. К внешним возмущениям следует отнести указы вышестоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы.
Под воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынужден перестраиваться, приспосабливаться к изменившимся условиям.
С целью обеспечения быстрого перестроения системы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения; система должна обладать минимально допустимой инерционностью, чтобы своевременно принимать управленческие решения, в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочениясостояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления.
Под управляющим параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подразделения, воспринимает управляющие сигналы руководства организации, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управленческих решений.
При этом руководитель должен обладать необходимой компетенцией , а условия работы - позволять выполнить данное поручение. Следовательно, условие наличия управляющего параметра можно считать выполненным, если внешнюю информацию воспринимает руководитель организации, который организует работу по выполнению поручения, распределяет задания в соответствии с должностными инструкциями при наличии условий, необходимых для выполнения поручений.
Несоблюдение данного (третьего) требования, т.е. наличия управляющего параметра, приводит к принятию субъективных управленческих решений и так называемому волевому стилю руководства. Это требует четкой организационной структуры и распределения обязанностей между руководителями подразделений, наличия должностных инструкций и прочих документов, регламентирующих их деятельность.
Следующим, четвертым требованием, предъявленным к системам управления, следует назвать наличие в ней контролирующего параметра , т.е. такого элемента, который постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на любой элемент системы) управляющего воздействия.
Контроль субъекта управления предполагает курирование обработки любого управляющего сигнала, поданного на вход данной системы. Функцию контролирующего параметра в системе управления, как правило, реализует один из сотрудников аппарата управления. Например, подготовку плана важнейших работ курирует главный специалист по экономике. На уровне министерства такие функции осуществляют кураторы по определенным проблемам в управлениях. Любые управленческие решения в системе управления должны проходить только через элемент выполняющий функции контролирующего параметра.
Наличие прямых и обратных связей (пятое требование) в системе обеспечивается четкой регламентацией деятельности аппарата управления по приему и передаче информации при подготовке управленческих решений.
Развитие системных понятий и их использование в управлении связаны с созданием кибернетики как науки об управлении, о связи и переработке информации (1950-х гг.). Кибернетика, как утверждал А. Берг, открывает единство процессов управления, где бы они ни происходили, ибо все они характеризуются точной количественной мерой - уменьшением энтропии. Как только исследуемый объект отображается в виде упорядоченного множества элементов или подсистем, связанных между собой потоками информации, говорят, что объект представлен в виде кибернетической системы. Вообще говоря, кибернетическая система представляет собой абстракцию сложной системы под информационным углом зрения, и эта абстракция служит основным средством изучения систем управления.
Созданные на основе принципов кибернетики типы систем управления выступают основополагающими образами, которые по аналогии с архетипами управления поведением, введенными П. Сенге [Сенге П.М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 1999.] в теорию управления, можно считать архетипами систем управления.
Под архетипом понимают высшую ступень абстракции в типизации систем, благодаря которой системе придается определенный статус, характеризующий уровень развития знаний и умений в сфере управления. Архетип отражает принцип и контур управления посредством информационных потоков и является «визитной карточкой» системы управления.
По мнению Фрейдиной Е.В. на основе таких принципов управления как «черный ящик», обратная связь, взаимодействие системы с внешней средой можно выделить основные архетипы систем управления начиная от простейшей модели «жесткого» управления и заканчивая моделью рефлексивного управления [Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: учеб. пособие / под ред. Ю.В.Гусева.- М.: Изд-во «Омега-Л», 2008.].
Архетип I - система с разомкнутым контуром управления, или система управления только с прямой связью. Такие системы реализуют заложенный в них алгоритм управления, «не интересуясь» реакцией на результаты труда.
Механизм входа осуществляет управление входными потоками согласно нормам, стандартам и правилам, механизм выхода - мониторинг и контроль выходных потоков. Конструкцию архетипа разомкнутой системы автор назвала архетипом «жесткого» управления.
Архетип II - система управления с замкнутым контуром управления, образуемым посредством обратной связи (см. рис. 2.4.).
Здесь механизм входа реализует и алгоритм «жесткого» управления, и алгоритм корректирующих действий, определяемых «силой» обратной связи, зависящей от меры несоответствия полученных результатов ожидаемым (плановым) и установленной механизмом выхода.
Механизм выхода выполняет функцию контроля и корректирования текущей ситуации в системе. Следует отметить, что источник обратной связи - это множество параметров, наблюдаемых (измеряемых) на выходе системыв каждый элементарный период, характеризующий текущее состояние системы. В практической деятельности несоответствия разделяют на существенные и несущественные и разрабатывают алгоритмы управления по отклонениям , использующие целевую функцию минимизации отклонений.
Архетип III -система управления с адаптацией (архетип адаптивного управления). Особенность архетипа - это образование в системе с замкнутым контуром управления дополнительного механизма адаптации, основное назначение которогосвязано с выбором способа управления из множества допустимых вариантов управления, способствующих приближению системы к планируемой траектории функционирования. Наличие механизма адаптации объясняется следующим.
Во-первых, интенсивность принятия решений по адаптации значительно меньше, чем по управлению отклонениями.
Во-вторых, сложная система представляет собой композицию из локальных подсистем, и механизм адаптации работает в режиме «переключения» по этим подсистемам. Например, подключаем склад готовой продукции для ее поставки потребителям, вводим в работу резервное оборудование, выходим с продукцией на новый рынок и т.д.
Архетип IV - система управления, реализующая алгоритм оптимального управления, создаваемый на основе системы знаний. Такой класс систем управления автор назвала архетипом оптимального управления .
По определению, данному академиком Д.А. Поспеловым, подобные конструкции называются модельными системами управления . По аналогии с предыдущим архетипом получаем систему управления с замкнутым контуром, в которой к существующим механизмам выхода и адаптациидобавляется подсистема знаний , содержащая модельное и алгоритмическое представление знаний об объекте, используемых в алгоритме управления. Информация в новом механизме непрерывно обновляется, уточняется и пополняется, т.е. ведется управление системой знаний по всем законам теории информации.
Архетип V - рефлексивные системы управления, обладающие основополагающими знаниями об объекте и управлении этим объектом (архетип рефлексивного управления).
Этот класс систем характеризуется вводом специального элемента, интерпретатора для перестройки и самоорганизации моделей и алгоритмов знаний, основная задача которого заключается в распознавании воздействий внешней среды и подготовке ответной реакции объекта управления.
Такие действия осуществляются с помощью специальных процедур, реализуемых в интерпретаторе, таких как выделение причинно-следственных цепочек, обнаружение закономерностей, идентификация факторов и т.п. Кроме того, в интерпретаторе реализуются и специальные вычислительные процедуры , позволяющие строить статистические модели с целью их использования в подсистеме знаний.
В рефлексивных системах механизм входапоглощает механизм адаптации,а источником нетрадиционных, новых знаний выступает комплекс подсистемы знаний, механизма адаптации и нового элемента - интерпретатора. Системы управления этого архетипа - наукоемкие и служащие образами современного управления сложными системами.
Разработанные на основе принципов кибернетики и теории автоматического управления архетипы являются главными показателями, по которым можно судить о потенциальном качестве управления.