Что такое мел. Свойства и применение мела

Такой знакомый всем школьный мелок, сколько веселых воспоминаний он хранит… Только вот за кажущейся его простотой прячется целая история развития планеты. "Как это может быть?" - спросите вы. Ответ на этот вопрос в данной статье. Вы не только изучите физические свойства мела и его применение, но и ознакомитесь с процессами образования в земной коре залежей известняковых осадочных пород, сформировавших современный облик Земли.

Минералы и породы биогенного происхождения

Примерно 130-65 млн лет назад, в меловом периоде мезозойской эры, моря древней планеты были заполнены планктонными и бентосными видами фораминифер, а также моллюсками, напоминавшими современных устриц, морских гребешков и наутилусов. В своих наружных скелетах и раковинах они накапливали соединения кальция, фосфора, магния и, отмирая, образовывали на дне водоемов наслоения известнякового ила. Под действием высокого давления и в результате химических процессов из него сформировались залежи известняка и мела. Физические свойства и состав этих осадочных пород очень похожи между собой, но имеют и черты различия. Геологические процессы, которые происходили на Земле, вызывали подъемы отдельных участков океанического дна и опускание материковых зон. К чему же это приводило?

Экскурс в геологию

Перераспределение поверхности литосферы и водной оболочки планеты обусловило появление горных цепей и хребтов, состоящих из осадочных пород. Это Альпы, горы Кавказа, Гималаи, Пиренеи. А скалы Дувра и вовсе состоят из чистого мела. Они придают английской береговой линии неповторимый вид и издавна служат для кораблей сигналом о приближении к туманному Альбиону. В России уникальные пейзажи на фоне меловых скал можно увидеть в поселке Сторожевом вблизи Воронежа. Ознакомившись с географией распространения биогенных горных пород, теперь самое время более подробно изучить физические свойства мела.

От чего зависят характерные особенности природных соединений

Внутреннее пространственное расположение атомов и молекул тела - кристаллическая решетка - полностью определяет агрегатное состояние, температуры плавления и кипения, плотность и т. д. Это параметры, которые относятся к физическим свойствам. Молекулярной формуле CaCO 3 соответствует сразу несколько кристаллических соединений, содержащих в узлах решеток заряженные частицы - ионы. Это мрамор, арагонит, исландский шпат, известняк и мел. Такое явление в химии называется полиморфизмом и объясняется именно формой кристалла. Отсюда следует вывод: физические свойства меди, золота, мела, уксусной кислоты и любого другого вещества определяются его агрегатным состоянием, зависящим от внутреннего строения соединения.

Виды известняков

Специалисты могут различать до 4 форм вещества, в зависимости от его структуры и физических особенностей. Так, чистый карбонат кальция имеет мелкодисперсную зернистую поверхность, при контакте с поверхностью легко оставляет белый след и содержит всего до 5 % примесей, в основном в виде сернокислого магния или кальция. Глинистый песчаный мел бежево-белого цвета, тоже тонкозернистой структуры, однако имеет более высокую вязкость и содержит до 10 % посторонних соединений, например, сульфат кальция, оксид кремния или алюминия. Зеленый, желтый или серый меловый мергель имеет еще больше примесей, а мелоподобный известняк легко узнать по крупным кристаллам желтого или белого цвета с плотноцементирующими свойствами. Нужно отметить, что на уроках химии, отвечая на задание: "охарактеризуйте физические свойства мела", следует ориентироваться на первый вид вещества. Чистый, природный карбонат кальция, содержащий минимум балластных примесей, является веществом, которое предлагается ученикам в качестве изучаемого соединения.

Как знакомить детей со свойствами мела

Впервые о карбонате кальция учащиеся узнают на вводных уроках химии, на которых дается понятие о чистых веществах и смесях, а также рассматриваются основные способы их разделения. Например, при проведении лабораторной работы учитель предлагает отделить друг от друга металлические опилки и древесную стружку с помощью магнита. Раствор сахара подвергают выпариванию и получают чистое кристаллическое вещество, а физические свойства мела и угля изучают после разделения двух веществ отстаиванием с последующим фильтрованием взвеси карбоната кальция в воде. Дидактический принцип преемственности и последовательности в изучении нового материала используется при ознакомлении учащихся с физическими явлениями и химическими реакциями. Проводится следующий опыт: в одну пробирку сливают растворы технической соды и хлорида кальция. Наблюдают помутнение раствора, а затем образование осадка. Это мел, его отфильтровывают и к полученному белому порошку по каплям добавляют хлоридную кислоту. Реакция идет с бурным выделением пузырьков углекислого газа. Как видим, программа по химии, 8 класс, физические свойства мела изучает вместе с главной химической особенностью вещества - его способностью к реакции с сильными кислотами, идущей с выделением CO 2 .

Характеристика углекислого кальция

Вещество, рассматриваемое нами, относится к группе средних солей. Оно, обычно, белого цвета, и, как мы говорили, является природной полускальной породой биогенного происхождения. В его состав входят частицы раковин, мелкие кристаллы кварцита, карбонаты магния и кальция, а также оксиды этих металлов. Мел впитывает и удерживает воду, при этом его прочность снижается. Он не растворяется в воде, а образует в ней мутную взвесь. При решении экспериментальных задач по химии физические свойства мела, в частности, его нерастворимость в воде, используются для обнаружения углекислого газа. При пропускании CO 2 через известковую воду происходит ее помутнение вследствие образования нерастворимого осадка карбоната кальция. Данная реакция является качественной и применяется в аналитической химии.

Как повысить вязкость и пластичность известняка

К чему приводит наводнение залежей меловой породы подземными грунтовыми водами? Если влажность породы незначительна - не больше 2 %, то прочность кристаллов снижается. Однако при сильном намокании пластов CaCO 3 , например на 25 %, прочность вещества на сжатии возрастает почти в 3 раза. При этом физические свойства мела, в особенности пластичность и вязкость, усиливаются. Это сильно осложняет технологию его добычи. По этой причине верхние и более сухие слои месторождений, хоть и с низким содержанием чистого карбоната кальция, используются для его получения в промышленных масштабах.

Где и как применяют мел

Наибольшее количество вещества идет на получение негашеной извести, гидроксида кальция и углекислого газа. Для этого карбонат кальция выжигают, образуются оксид кальция и диоксид карбона. Первое вещество еще называют негашеной известью или кипелкой. Его соединяют с водой, процесс идет с выделением большого количества теплоты, в результате получают гашеную известь - важное сырье для строительной промышленности. В комплексе с песком и водой гидроксид кальция используют для оштукатуривания и скрепления кирпичей при возведении стен. Известкование закисленных почв - хорошо известный и экономически дешевый метод мелиоративных работ, повышающий плодородие грунта и не имеющий негативного влияния на видовой состав почвенных организмов.

В данной работе были изучены физические свойства мела и рассмотрены области его применения в промышленности и сельском хозяйстве.

Во всем мире не найдется человека, который бы за свою жизнь не столкнулся с мелом. В миллионах классов на Земле школьники пишут мелом на доске. А что бы делал учитель без мела? Каждый из нас хорошо представляет себе обычный, ничем не примечательный школьный мелок. И не только представляет, но и не раз держал в руках во время учёбы. А сколько истин было открыто с помощью кусочка мела, сколько совершено открытий! И до сих пор школьный учитель, держа в руке незаметный, но в тоже время незаменимый кусочек мела, совершает чудеса.

В настоящий момент еще не найдена альтернатива известкового мела (восковый мел не подходит для использования на школьных досках). Сейчас в школах появляются интерактивные, маркерные доски и другие средства обучения. Однако школьный мел как существовал много сотен лет в школах, так и остался до сих пор. Качество школьного мела это проблема любого учебного заведения. Наша школа не является исключением. Я решила выяснить причину того, отчего школьный мел то сыпется, то оставляет чуть заметный след, а чаще царапает доску.

Актуальность работы заключается в том, что мел, используемый потребителем, отличается по качеству. А всегда ли качество связано с безопасностью для здоровья?
Проблема : низкое качество школьного мела может привести к заболеваниям учащихся и педагогов.
Цель : Изучение физических и химических свойств и влияние на организм человека школьного мела.

Задачи :
1. Собрать достоверную информацию о происхождении, составе, свойствах и применении школьного мела.
2. Провести эксперименты по изучению качественного и количественного состава различных сортов школьного мела, пригодности для использования.
3. Провести социологический опрос на выявление действия мела на организм человека.
4. Оценить влияние мела на здоровье человека.

В ходе работы использованы следующие методы исследования :
- поиск и анализ достоверной информации из достоверных источников;
- химический эксперимент;
- анкетирование учителей и анализ результатов.

Происхождение, свойства, применение мела

Мел - белая горная порода, мягкая и рассыпчатая. Мел не растворяется в воде.

Основу химического состава мела составляет карбонат кальция с небольшим количеством карбоната магния, но обычно присутствует и некарбонатная часть, в основном оксиды металлов. В составе мела обычно находится незначительная примесь мельчайших зёрен кварца и микроскопические псевдоморфозы кальцита по ископаемым морским организмам (радиолярии и др.) Нередко встречаются крупные окаменелости мелового периода: белемниты, аммониты и др. Его элементы относятся к семейству щелочноземельных металлов, которые составляют подгруппу периодической системы элементов. Мел, которым мы пишем на доске, состоит преимущественно из раковинок морских корненожек. В океанах и морях оседают на дно раковины отмерших корненожек. За тысячи и миллионы лет скопляются громадные толщи раковинок, которые впоследствии при геологических перемещениях земной коры могут оказаться на суше в виде меловых и известковых гор (например, на Украине). Таким образом, ничтожно малые по своим размерам и грандиозные по своей массовости простейшие входят в состав земной коры.

Сотни лет человек использует мел для различных целей. Мел, которым мы пользуемся в классе, смешивают со связующими примесями, чтобы он не крошился. Лучший мел для школы на 95% состоит из мела. Добавляя различные красители, можно получить мел любого цвета. Мел используется для письма на больших досках для общего обозрения (например, в школах). Формованный школьный мелок на 40 % состоит из мела (карбонат кальция) и на 60 % из гипса (сульфат кальция).

Мел - необходимый компонент «мелованной бумаги», используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала (пигмента) для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.

Мел применяют в лакокрасочной промышленности (белый пигмент), резиновой, бумажной, в сахарной промышленности - для очистки свекловичного сока, для производства вяжущих веществ (известь, портландцемент), в стекольной промышленности, для производства спичек. В этих случаях обычно используют так называемый мел осаждённый, полученный химическим путём из кальцийсодержащих минералов.

При недостатке кальция медицинский мел может быть прописан как добавка к пище.

Мел в числе других карбонатных пород в стекольном производстве применяется в качестве одного из компонентов шихты при варке стекла, вводимого в шихту в порошковом виде в количестве до 30 % от объема последней. Мел придает стеклу термическую стойкость, механическую прочность, устойчивость против химических реагентов и выветривания.

Экспериментальное определение физико-химических свойств мела

Основные показатели качества

При изучении литературы по данной теме мы выявили следующие показатели, которыми должен обладать мел, используемый в школах:

Крошится при письме
- пачкает руки
- чистота (белый)
- твердые вкрапления


Данные показатели исследуемых образцов привели в таблице «Основные показатели качества мела»:

Качественный анализ школьного мела

Основным компонентом мела является карбонат кальция. Природный (пиленый) мел не содержит никаких других компонентов. При изготовлении формованных мелков в порошок мела добавляются вещества – связующие, например, крахмал или гипс.
Чтобы узнать, какие связующие вещества применялись для изготовления имеющихся в классе мелков, проводится качественный анализ.

Практическая работа «Качественный анализ мела»

Оборудование:

1) микроскоп
2) предметное стекло
3) пипетка
4) штатив лабораторный с кольцом и муфтой
5) воронка
6) пробка с газоотводной трубкой
7) ступка с пестиком
8) химический стакан
9) пробирки
10) фильтровальная бумага
11) стеклянные палочки
12) образцы школьного мела
13) дистиллированная вода
14) известковая вода
15) соляная кислота (разб.)
16) фарфоровая ложечка
17) спиртовка
18) спички
19) пинцет
20) спиртовый раствор йода
21) тиосульфат натрия
22) йодид калия

Распознавание карбонат - анионов (СО 3 2-)

В пробирку внесли несколько кусочков мела и прилили небольшое количество разбавленной соляной кислоты HCl. Быстро закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустили в другую пробирку, в которой находится 2 – 3 мл известковой воды. Несколько минут наблюдали, как через известковую воду походят пузырьки углекислого газа. Известковая вода помутнела. Следовательно, в состав мела входят карбонат - анионы (СО 3 2-).

СаСО 3 + 2HCl → СаCl 2 + СО 2 + Н 2 О
СО 3 2- + 2Н + → СО 2 + Н 2 О
СО 2 + Са(ОН) 2 → СаСО 3 ↓ + Н 2 О

Вывод: Наличие в составе мелка карбоната кальция подтверждается с помощью соляной кислоты (выделяющийся углекислый газ вызывает помутнение известковой воды).

Распознавание крахмала.

Крахмал обнаружить просто. Например, если при прокаливании мелка он чернеет, то можно сделать вывод, что в его состав входит крахмал (углеводы при нагревании легко обугливаются). В качестве реактива на крахмал можно использовать и раствор йода. Крахмал мы обнаруживали с помощью спиртового раствора йода. На исследуемые кусочки мела нанесли по 2 – 3 капли раствора йода. Окраска раствора йода изменилась с круглым мелом (цвет синий). С остальными образцами мела окраска спиртового раствора йода не менялась.

Микрокристаллическая реакция на гипс.

Присутствие гипса в качестве связующего можно доказать проведением микрокристаллоскопической реакции. Каждый исследуемый образец мела измельчили в ступке и массу 1 грамм растворили в 2 мл. дистиллированной воды. Тщательно перемешали полученный раствор стеклянной палочкой. Полученный раствор профильтровали. Затем каплю фильтрата поместили на предметное стекло и рассмотрели под микроскопом. В процессе высыхания капли растут кристаллики гипса (если он входит в состав мела), имеющие форму характерных иголок и игольчатых друз.

Небольшие кусочки мела каждого исследуемого образца прокалили в пламени спиртовки. Пламя спиртовки приобрело красно – оранжевую окраску у каждого образца мела, что подтверждает наличие катионов кальция (Са 2+).

Результаты исследований:

Вывод: Образцы мела все содержат ионы кальция и карбонат - анион, следовательно, в нём присутствует карбонат кальция (CaCO 3). Из примесей мы обнаружили гипс и крахмал.

Вывод по экспериментальной части:

1) Все исследуемые образцы мела содержат в своём составе катионы кальция.
2) Примеси в наших образцах были гипс, крахмал и клей.
3) Кусковой мел состоит из карбоната кальция и огромного количества примесей, пачкает руки, плохо пишет.
4) Круглый мел состоит из карбоната кальция, сильно пачкает руки, мягко пишет, крошится, т.к. в качестве связывающего вещества в нём крахмал.
5) Прямоугольный мел содержит карбонат кальция, мало крошится и меньше всего пачкает руки, но очень карябает доску, т. к. в качестве связывающего вещества содержит помимо гипса - клей.

Влияние школьного мела на здоровье учеников и учителей

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем. Здоровье человека всегда было предметом пристального изучения специалистов самых разных профессий.

По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения в начале 21 века самыми распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые заболевания.

Как только ребенок идет в школу, он начинает пользоваться мелом. Школьный мел сопровождает нас с первого до одиннадцатого класса, педагоги пользуются им постоянно. Сегодня к школьному мелу предъявляются очень серьезные требования, поэтому школьный мел считается экологически чистым и безопасным продуктом. Однако в процессе использования школьный мел начинает пылить, забиваться в нос, пачкать руки. Некоторые учащиеся любят есть мел, а ведь школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных (как считается) компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья.

Для выяснения воздействия мела на здоровье человека мы опросили наших учителей, которые в силу специфики своих предметов вынуждены постоянно пользоваться мелом.

Анкета для учителей

1. Как вы считаете, оказывает ли постоянная работа с мелом влияние на ваш организм?

2.Имеются ли отрицательные последствия, если да, то какие?
а) на кожу рук:
1.сушит
2.аллергическая реакция
3.другое
4.нет последствий
б) на дыхательную систему:
1.кашель
2.проявления астмы
3.другое
4.нет последствий.

3. Можно ли заменить доску и мел в школе? Если да, то чем?

Проанализировав анкеты учителей нашей школы, мы пришли к выводу, что 100% учителей не довольны качеством мела, поступающего в нашу школу (сильно пачкает руки, царапает доску и осыпается). Учащиеся ещё добавили одно плохое качество - плохо отстирывается от школьной формы, если случайно им испачкаешься.

По мнению большинства опрошенных учителей, школьный мел негативно влияет на кожу рук и может вызвать аллергические реакции при вдыхании частиц мела. Половина опрошенных отметили, что вынуждены постоянно пользоваться увлажняющим кремом для рук. Есть среди учителей и те, кто получил серьезные проблемы с кожей рук: экземы, шелушение и трещины на ладонях.

Несмотря на технический прогресс, по мнению учителей полностью заменить мел пока нельзя. Хорошей альтернативой стали бы доски для письма маркерами и интерактивные доски.

1) во время работы чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом: «глицериновое», «ланолиновое», «вазелиновое» и «молочное»
2) после каждого урока смазывать руки увлажняющим кремом для рук
3) стирать мел с доски только влажной тряпкой
4) промывать тряпку для стирания мела как можно чаще

Заключение

Школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных (как считается) компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья.

Исследуемые образцы мела имеют содержание карбоната кальция от 40 до 80% и содержат гипс. Несмотря на внешнее сходство, образцы ведут себя по-разному при добавлении горячей воды и соляной кислоты.

Изучив литературу, я рекомендую учителям тщательно мыть тряпку от мела и не стирать мел с доски сухой тряпкой. Уменьшить негативное влияние мела на кожу рук можно, если завернуть мел бумагой, а лучше фольгой. Еще один вариант решения проблемы сыпучести мела: заранее обработать поверхность мела канцелярским силикатным клеем.

Проведение исследования позволило мне научиться планировать и проводить химические эксперименты и получать достоверные результаты. Результаты опытов обрабатывали методами математической статистики.

Список источников

1. Карцова А.А. Химия без формул. / А.А. Карцова; – СПб.: Авалон, 2005. С. 101-103.
2. Мел // Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост. В.Д. Шолле. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 543 с.
3. Мел // Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Рус. яз., 1998 Т 4. - 688 с.
4. Ольгин О.М. Опыты без взрывов. / О.М.Ольгин; – М.: Химия, 1995. 136 с.
5. Справочник школьника. Химия / Сост. М. Кременчугская, С. Васильев. М.: Филолог, 1995. 380 с.
6. Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. / Б.Д. Степин, Л.Ю. Алкберова. – М.: Химия, 1995. 270 с.
7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л.А. Савина. – М.: АСТ, 1995. – 448 с.

Интернет источники

Работу выполнила: Бабуева Саяна, 8 класс
Руководитель: Гармаева Бутит-Цыбжит Павловна, учитель химии

Российская Федерация, Забайкальский край
Агинский Бурятский округ
село Хара-Шибирь
МОУ «Хара-Шибирская средняя общеобразовательная школа»

Мел представляет собой осадочную горную породу, имеющую органическое происхождение. Структура материала тонкозернистая, рассыпчатая и мягкая, слабосцементированная. Природный мел имеет белый цвет. Он не растворяется в воде. По минеральному составу напоминает известняк.

Мел включает в себя:

  • скелетные обломки;
  • раковины фораминифер;
  • фрагменты водорослей;
  • мелкодисперсный кальцит;
  • нерастворимые минералы.

При внимательном анализе в меловых отложениях обнаруживаются примеси в виде очень мелких зерен кварца. В меловых залежах могут встречаться окаменелости, относящиеся к меловому периоду: аммониты и белемниты. Для природного мела не характерны слоистость и перекристаллизация. В структуру материала включены многочисленные ходы животных-грунтоедов.

Кальцит, доминирующий в комплексном составе мела, может иметь как аутогенное, так и биогенное происхождение. До 75% породы слагается из органических остатков. В своей основной массе они представлены скелетами и оболочками планктона и фораминифер. Скелетные остатки в составе мела имеют очень небольшие размеры - всего 5-10 мкм. Могут в этом веществе содержаться также скелеты мшанок, раковины моллюсков, остатки морских ежей, кораллов, кремневых губок.

До 10% объема мела составляют примеси некарбонатного типа:

  • каолинит;
  • глауконит;
  • полевые шпаты;
  • кварц;
  • пирит;
  • опал;
  • халцедон.

Гораздо реже можно встретить кремень и фосфорит.

Меловые толщи нередко пересекают крупные трещины, заполненные меловой мукой. Сеть таких трещин обычно сгущается ближе к поверхности. На разных уровнях горизонтальных пластов мел отличатся по своим механическим качествам и химическому составу.

По структурным свойствам и физическим признакам различают три разновидности мела:

  • белый пишущий;
  • мергелистый;
  • мелоподобный известняк.

Химические свойства мела

Химический состав мела определяется большим содержанием карбоната кальция с включениями карбоната магния. Мел может содержать также и некарбонатную часть, включая окислы металлов. Принято считать, что химическая формула этого вещества соответствует известной формуле карбоната кальция (CaCO3). Но реальный состав мела сложнее. В этом минерале около половины окиси кальция. До 43% состава мела приходится на углекислый газ; он находится в связанном состоянии. Примерно 2% общей массы вещества составляет окись магния. Обязательны, хотя и не слишком значительны, включения кварца. Мел со сравнительно высоким содержанием кремния имеет более высокую плотность. Мел содержит незначительное количество оксида алюминия, а окислы железа довольно часто окрашивают меловые пласты в красный цвет.

Карбонатная часть мела растворима в соляной и уксусной кислотах. Некарбонатная часть включает в себя кварцевый песок, глины, оксиды металлов. Некоторые их этих компонентов в кислотах не растворяются. В незначительном количестве в мел входят частицы магнезиального кальцита, а также доломита и сидерита.

Молекулярной формуле мела соответствует несколько типов кристаллических соединений, которые содержат в узлах решеток ионы.

Физические свойства мела

Мел считается полускальной породой жесткого типа. Прочность этого минерала определяется влажностью. При воздействии на мел воды прочностные характеристики мела снижаются. Изменения происходят нередко уже при 2% влажности. При 35% влажности прочность на сжатие возрастает примерно в 2-3 раза, мел становится пластичным. Это физическое свойство затрудняет переработку вещества. Мел начинает активно налипать на рабочие части машин. Вязкость и пластичность мела нередко не позволяют добывать его с нижних горизонтов.

Плотность мела достигает 2700 кг/куб. м; пористость - до 50%. Влажность в естественных условиях среды колеблется в пределах от 19 до 33%. Если мел увлажить, его прочность заметно снижается. При влажности около 30% мел проявляет свои пластические свойства. Мел, встречающийся в природе, не отличается устойчивостью к морозам. После множественных циклов замораживания и размораживания мел обычно распадается на мелкие кусочки.

При анализе физических свойств мела особое внимание уделяется поведению породы при измельчении. В технологическом процессе принято устанавливать показатель распускаемости мела во влажной среде при регулируемом механическом воздействии. Модуль упругости мела для рыхлого состояния составляет 3000 МПа, для уплотненного - 10000 МПа. Временное сопротивление сжатию: 1000-4500 МПа.

Карбонат кальция, находясь в измельченном виде, обладает высокой дисперсностью. Присутствие мела в изделии уменьшает его абразивность. Физические свойства этого вещества помогают повысить термическую стойкость изделий, их механическую прочность, устойчивость при выветривании и воздействии реагентов.

Ранее считалось, что химические и физические свойства мела одинаковы для всех месторождений. Однако практика показала, что это не так. Свойства меловых залежей отличаются даже в пределах одного месторождения. Поэтому при добыче минерала промышленным способом выполняется технологическое картирование. Химические свойства мела и его физические характеристики изучаются на разных участках месторождений. На карты наносят места скопления качественной меловой породы.

Месторождения мела

Самые богатые месторождения мела расположены в Европе. Его можно встретить от Западного Казахстана до Британских островов. Мощность меловых пластов достигает сотен метров. В районе Харькова обнаружены отложения с мощностью пластов до 600 м. Огромный меловой пояс тянется через всю Европу, захватывая северную часть Франции, юг Англии, Польшу, Украину, Россию. Часть отложений смещена в Азию; запасы мела имеются в Ливийской пустыне и в Сирии.

В США месторождения мела отмечены только в южных и центральных штатах. Однако мел там низкого качества; по этой причине его приходится ввозить в США из Дании, Великобритании и Франции.

Запасы мела распределяются очень неравномерно. До половины качественного мела с хорошим содержанием карбоната кальция сосредоточено в Российской Федерации. В абсолютных цифрах запасы мела в России оцениваются в 3300 млн т. Неограниченные прогнозные месторождения мела расположены в Белгородской области. Очень качественный мел с низким содержанием примесей некарбонатного типа добывают в Воронежской области.

Практическое значение мела

Практическое применение мела определяется его химическими и физическими свойствами. В промышленности его используют для производства цемента, извести, соды, стекла и школьных мелков. Мел служит также наполнителем для пластмасс, бумаги, резины, лакокрасочных материалов. Он входит в рецептуру зубных паст и порошков.

Находит мел применение и в сельском хозяйстве: его применяют для известкования почвы и в качестве подкормки для животных, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.

Мел является необходимым компонентом при производстве мелованной бумаги. Ее широко используют в полиграфической отрасли для изготовления иллюстрированных изданий. Успешно применяется мел в качестве основного наполнителя и пигмента при изготовлении картона.

Находит мел применение и в строительстве. Дешевый молотый мел используют для побелки, грунтовки, окрашивания стен.

Мел - карбонатная осадочная горная порода белого цвета, тонкозернистая слабо сцементированная, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде, органического (зоогенного) происхождения. По минеральному составу мел близок к известняку и сложен главным образом кальцитом (91-98,5%). Основу химического состава мела составляет карбонат кальция с небольшим количеством карбоната магния, но обычно присутствует и некарбонатная часть, в основном оксиды металлов. В меле обычно находится незначительная примесь мельчайших зёрен кварца и микроскопические псевдоморфозы кальцита по ископаемым морским организмам (радиолярии и др). Нередко встречаются крупные окаменелости мелового периода : белемниты , аммониты и др.

В меловых толщах наблюдается развитие крупных выдержанных трещин - пластовых и вертикальных, заполненных меловой мукой. На поверхностных выходах сеть трещин сильно сгущается. При пропитке образцов мела маслом в них проявляются скрытые жильчатые структуры в виде переплетающихся мельчайших трещин, а также следы многочисленных ходов червей – илоедов. Во всех меловых м-ниях на различных участках (горизонтах) мел различается как по химическому составу, так и по физико-механическим свойствам.

Плотность 2690-2720 кг/м 3 ; пористость 44-50%; естественная влажность 19-33%. При увлажнении прочность мела начинает снижаться уже при влажности 1-2%, а при влажности 20-30% прочность на сжатие увеличивается в 2-3 раза, при этом появляются пластические свойства. Природный мел практически не обладает морозостойкостью, после нескольких циклов замораживания и размораживания он распадается на отдельные кусочки размером 1-3 мм.

По физическим свойствам и структурным признакам выделяют три разновидности мела: белый пишущий; мергелистый, отличающийся большей плотностью и меньшей белизной, что обусловлено присутствием глинистых веществ; мелоподобный известняк - переходная разность от мела к известняку.

Нахождение

Мел представляет собой полузатвердевший ил тёплых морей, отлагавшийся на глубине от 30 до 500 м. Широко распространён в природе и характерен для отложений верхнего отдела меловой системы и нижнего палеогена , что связано с пышным развитием кокколитофорид. Накопления белого писчего мела являются специфической особенностью позднемеловой эпохи и встречаются почти во всех ярусах верхнего мела, начиная от сеномана и до масстрахта включительно. Мелоподобные известняки распространены в третичных отложениях, в палеозое меловые накопления не сохраняются, преобразуясь в различные известняки.

Наиболее значительная полоса отложений мела распространена в Европе, от реки Эмба в Западном Казахстане до Великобритании. Их мощность достигает нескольких сотен метров (в районе Харькова - 600 м). Мощный меловой пояс простирается через весь Европейский континент, включая север Франции, южную часть Англии, Польшу, проходит через Украину, Россию и смещается в Азию - Сирию и Ливийскую пустыню. Запасы мела распределены по территориям неравномерно: около 48-50 % запасов качественного мела с высоким содержанием карбоната кальция и магния, минимальным содержанием вредных примесей сосредоточены в России; около 32-33 % на Украине и немногим более 12% в Белоруссии. Имеются небольшие по запасам месторождения в Казахстане, Литве и Грузии. Общие балансовые запасы мела в России оцениваются в 3300 млн. т. при неограниченных прогнозных запасах.

Запасы самого крупного Себряковского (Волгоградская область, Россия) месторождения мела для производства цемента 890 млн. т. Практически неограниченные прогнозные ресурсы мела сосредоточены в Белгородской области (Россия), где разведано 29 месторождений мела с суммарными запасами 1000 млн. т., наиболее крупными из которых являются Лебединское, Стойленское и Логовское. При этом на Лебединское и Стойленское месторождения приходится 75 % разведанных запасов мела Белгородской области. Эти два месторождения эксплуатируются по добыче железных руд, где мел является вскрышной породой. Месторождения мела Воронежской области относятся к туронконьякскому возрасту. Мел имеет высокое содержание (до98,5%) и низкое содержание некарбонатных примесей (менее 2%), обогащён амфорным кремнеземом, залегает мел в непосредственной близости к поверхности и прикрыт элювием мела или четвертичными отложениями. Характерной особенностью мела месторождения Воронежской области является его водонасыщенность (содержание влаги достигает 32%, что вызывает серьезные затруднения при его добыче и переработке).

Практическое значение

В промышленности мел используют для производства извести, цемента, соды, стекла, школьных мелков. Применяют как наполнитель для резины, пластмасс, бумаги, лакокрасочных материалов. В сельском хозяйстве идёт для известкования почв и подкормки животных , в парфюмерии - для приготовления зубных паст и порошков. В бумажной промышленности в качестве наполнителя и отбеливателя применялся наряду с каолином . Мел - необходимый компонент мелованной бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала для грунтовки, побелки, покраски стен домов, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов. Использование мела как наполнителя и пигмента в производстве бумаги и картона может быть успешным при условии выполнения требований к этому виду сырья в отношении его оптических свойств и гранулометрического состава. Качество мела в основном определяется его химическим составом, а пригодность для производства извести и цемента - полузаводскими испытаниями.

    Теоретическая часть………………………………………... 3 – 7

    Экспериментальная часть…………………………………... 8 – 9

    Заключение…………………………………………………... 10

    Библиографический список………………………………… 11

    Приложения…………………………………………………. 12 – 19

Введение

В магазине канцелярских товаров я была свидетелем того, как одна женщина спросила: «У вас продается съедобный мел?» Этот вопрос поразил меня. Когда я поделилась услышанным с учителем, она мне рассказала, что часто встречаются люди, у которых есть такие странные желания.

Актуальность: Некоторые люди с превеликим удовольствием едят мел в большом объеме на протяжении всей жизни. Встречаются люди, испытывающие лишь периодически желание отведать лакомый кусочек мела. Эта проблема, я считаю, актуальна и требует изучения…

Предметом исследования данной работы является МЕЛ.

Объект исследования: состав мела.

Цель работы: Изучить состав мела и выявить, как он влияет на здоровье человека при употреблении.

Задачи : 1) Изучить литературу по обозначенной теме;

2) Провести эксперимент по выявлению состава мела, социологический опрос работников и учащихся нашей школы с целью выявления среди них людей с желанием отведать мел, узнать мнение врача по данной теме;

3) Обработать полученные результаты и сделать вывод.

Гипотеза: Если у некоторых людей возникает потребность съесть мел, значит он восполняет наш организм необходимыми нашему организму элементами и не оказывает вреда.

Методы исследования: поиск и обзор информации, эксперименты, социологический опрос, интервью с врачом, обработка данных.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Глава I. Теоретическая часть

    Что такое мел?

Мел -

    мелсангвина, мелок, известняк

Словарь русских синонимов

    1) Мягкий белый известняк, применяемый в химической, резиновой, бумажной и других отраслях промышленности. 2) Кусок такого известняка, порошок или раствор, употребляемые для письма, побелки, чистки и т.п.

Толковый словарь Ефремовой

    тонкозернистый, мягкий, белый известняк, состоящий из мелких обломков и целых известковых скелетов микроорганизмов (кокколитов, фораминифер и др.). Применяют в цементной, стекольной, резиновой и др. отраслях промышленности.

Большой энциклопедический словарь

    это «осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, растворимая в воде, органического происхождения. Основу химического анализа мела составляет карбонат кальция с небольшим количеством карбоната магния».

Википедия

Мел натурального происхождения часто имеет серовато-желтый оттенок. Бывает и совершенно серый мел. Лучшие сорта мела (наиболее чистые) имеют почти снежно-белый цвет, так как состоят почти из чистого углекислого кальция. Побочными натуральными примесями, находящимися в составе мела, являются: глина, кварц, углекислая магнезия, углерод и окись железа. Эти примеси в хороших сортах мела не превышают 4% его состава. Углерод окрашивает мел в серый цвет, а окись железа - в желтоватый.

В продаже мел находится в кусках и порошке различных чистоты и цвета, а потому и различных качеств. Натуральный продукт подвергается перемалыванию, просеиванию и отмучиванию, которые производятся в специальных аппаратах. Имеющиеся в продаже цветные мелки часто совершенно не содержат в своем составе мела. Так, черный мел состоит из глинистого шифера, окрашенного углеродом; красный мел представляет глинозем, окрашенный окисью железа, и т. д.

    История возникновения мела

В водах океанов существуют различные виды мельчайших растений и животных. Одним из них является одноклеточное существо под названием «фораминифера» с панцирем из извести. Отмирая, они опускаются на океанское дно. Со временем образуется толстый слой из этих панцирей . Конечно, на это уходят миллионы лет. Постепенно этот слой цементируется и превращается в мягкий известняк, который мы называем мелом.

    Применение мела

Мел природный обработанный в соответствии с требованиями к различным степеням чистоты, является необходимым сырьем для различных отраслей промышленности.

    В бумажной промышленности в качестве наполнителя и отбеливателя;

    В сахарной промышленности для очистки стекловичного сока;

    В школах для письма на досках;

    В животноводческой отрасли для подкормки сельскохозяйственных животных и приготовления комбикормов;

    В резинотехнической отрасли в качестве наполнителя для ускорения процесса вулканизации резины и придания ее поверхности гладкости;

    В стекольной отрасли для придания стеклу термической стойкости, механической прочности;

    В строительной промышленности для побелочных работ и производства цемента, извести, различных шпаклевочных и малярных материалов.

  1. Почему хочется есть мел и какой мел съедобен?

Некоторые из людей с превеликим удовольствием едят мел в большом объеме на протяжении всей жизни. Встречаются люди, испытывающие лишь периодически желание отведать лакомый кусочек мела. Согласно статистике, подобную потребность в основном испытывают будущие матери. С лучайно найдя «собратьев» по привычке, любители мела серьезно обсуждают вкусовые различия между разными марками мела и спорят о том, вреден ли для здоровья мел из магазина канцтоваров и какой вкуснее.

Для беременных и кормящих женщин желание откусить мелок порою становится настоящим бичом. Дело в том, что при беременности и во время кормления из их организма очень быстро уходит кальций в больших объемах. Организм восполнить свои запасы требует как можно скорее.

Желание съесть мел может свидетельствовать о низком уровне гемоглобина. В этом случае следует обратиться к специалисту.

На усвоение кальция напрямую влияет количество поступающего в организм фосфора. У человека, страдающего анемией, может создаться впечатление, что потребление мела решит все проблемы. Однако и дефицит железа в крови мелки не способны восполнить. Когда мел начинает контактировать с кислотной средой желудка, он начинает превращаться в подобие гашеной извести, которая влияет крайне негативно на слизистую оболочку органов пищеварения. Кальций откладывается в легких и почках, поджелудочной железе, это может привести к панкреатиту. Если мел принимать долго, то возможно развитие сахарного диабета, известкование сосудов, появление камней в почках. Это все в свою очередь приводит к развитию сердечнососудистых заболеваний. Бывает, что потребность съесть известь или мел вызывается своеобразным извращением вкуса и вредной привычкой. Мел и известь употреблять не рекомендуется, потому что это может нарушить функции кишечника, в результате возникают запоры и появляется риск занести в организм инфекцию. В магазинах и в аптеках нет пищевого мела. Все что сейчас предлагает индустрия - это мел в виде пищевой добавки для домашних животных.

Согласно мнению квалифицированных врачей, в пищу употреблять можно только аптечный мел. Называется он «глюконат кальция». Такой мел абсолютно безвреден, хотя увлекаться им не стоит в больших количествах.

Обычный же мел, который каждый из нас видел в школе, есть просто опасно – в нем содержатся добавки. Эти составляющие могут навредить человеческому здоровью.

«Непищевой» мел способствует отложению кальция в почках. Такое неприятное явление принесет больше вреда, чем пользы. Поэтому и рекомендуется есть «фармацевтический» мел – он полностью усваивается организмом, а по вкусу очень напоминает школьный.

Строительный мел есть ни в коем случае нельзя – это грубо обработанный материал, содержащий большое количество примесей и химических веществ, которые добавляют для придания ему тех или иных свойств.

Канцелярский мел тоже небезопасен – зачастую для твердости его смешивают с гипсом. Натуральный цвет мела белый, поэтому любой цветной мел можно считать токсичным из-за содержащегося в нем красителя. Исключение могут составлять только детские мелки – ребенок любит пробовать «на зуб» все новое и производители учитывают этот факт.

Лучше всего употреблять в пищу натуральный мел, добытый в карьерах или извлеченный из горной породы. Но самый правильный выход при желании есть мел - консультация врача

Вывод по первой главе : Изучив материалы, собранные по теме, я узнала, что мел – это известняк, основным составом которого является карбонат кальция. Он является

    Магические свойства мела

Обычный мел, которым мы привыкли пользоваться с первого класса, может стать надежным защитником от зла. Как же изготовить магический мел? Возьмите простой белый мел (мел других цветов использовать в магии не рекомендуется) и положите его на сутки в соль. Ровно через сутки достаньте мел из соли и произнесите над ним молитву: "Создателю и содеятелю человеческого рода, деятелю благодати духовныя, подателю вечного спасения, Сам, Господи, поели Духа Твоего Святого с вышним благословлением на вещь сию. Яко да вооружена силою небесного заступления. Твоего, хотящим ю употребляти. Дабы была она вомошна в телесном спасении и заступлении и помощи о Христе Иисусе, Господе нашем". Положите мел на подоконник и не трогайте его в течение суток. После этого ваш волшебный мел готов к употреблению.

Защита дома . Магический мел обеспечит защиту вашего дома от негативной энергии, которая попадает сюда вместе с теми, кто приходит к вам. Это процесс вполне естественный, поскольку человек, вступая в контакт с другими людьми, получает определенное количество как положительной, так и отрицательной энергии. Возьмите мел и подойдите к входной двери в квартиру (со стороны жилого помещения). Поставьте небольшой крестик на уровне глаз на левом косяке двери. Далее на косяке, который находится над головой, по центру двери, и последний крест - справа от входа, также на косяке. Кресты не обязательно должны быть яркие, но постарайтесь уверенно и четко прочертить линии. Затем откройте дверь и прочертите линию по порогу двери слева направо. Установленная вами защита будет работать около месяца. Затем ее стоит возобновить, но не стирая старые кресты, а нанося поверх них новые. Защита окон . Защита окон, через которые негатив от проходящих недобрых людей также может проникнуть в помещение, в основном актуальна для тех, кто живет на нижних этажах или в небольших домах. Не случайно наши предки всячески старались защитить окна, нанося на ставни и наличники защитные символы. Возьмите мел и наподобие того, как вы защитили дверь, нанесите меловые кресты на окно. Первый крест слева от вас, затем сверху над окном, далее справа и последний - под подоконником. Поскольку окна подвергаются меньшему влиянию негатива, то возобновлять защиту можно раз в три месяца. Аномальные зоны. В помещении помимо естественного уровня энергии, который присущ хозяевам, могут находиться и различного рода негативные энергетические сущности. Обычно человек, попадая в такой сектор помещения, начинает испытывать дискомфорт, беспокойство, холод. Все это указывает на то, что в данном месте существует аномалия. При помощи мела, очертив круг по часовой стрелке, обрисуйте эту зону. Лучше сделать круг немного больше, чем сама зона. Далее возьмите освященную свечу и поставьте ее на блюдце. Блюдце со свечой установите внутрь этого круга и выйдите из помещения. После того, как свеча прогорит, войдите в круг и постарайтесь почувствовать, что именно вы ощущаете. Если дискомфорт прошел, то можно приступать к завершению обряда. Если нет, то зажгите новую свечу, и так до тех пор, пока вы не почувствуете себя уютно и комфортно. Если вы считаете, что справились с задачей, вам необходимо " запечатать" это место. Проведите в круге две линии. Сверху вниз и справа налево, образуя крест в круге. Затем тщательно вымойте пол, смывая все следы мела. Воду вылейте в унитаз или, если вы живете в отдельном доме, под угол дома. Снятие беспокойства. За счет своего стабилизирующего энергетического влияния магический мел прекрасно снимает проявления беспокойства и нервозности, особенно если они порождены сглазом или иной негативной энергией. Для того, чтобы снять с себя (или другого) негативную энергию, успокоиться перед важной встречей, дать заряд уверенности, надо положить мел между ладонями и потирая ими взад- вперед, втирать его в руки. Необходимо, чтобы мел окрасил ладони от кончиков пальцев до запястья. Затем отложите мел в сторону и сложите ладони. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох, а на выдохе, раскрыв ладони лодочкой, дуньте на них что есть силы, сдувая мел. Это лучше делать в ванной или на улице, чтобы потом не пришлось собирать частицы мела. Теперь смойте мел с рук проточной водой. Увидите, как изменится ваше настроение от такой простой, но весьма эффективной помощи магического мела. Амулет Магический мел может быть неплохим амулетом. Чтобы использовать его в этом качестве, вам необходим мешочек из натуральной кожи, куда вы положите небольшой кусочек. Его можно носить и на шее, и в кармане. Он защищает человека от негативного влияния других лиц. Мел также предупредит своего владельца о том, что на него оказано магическое воздействие посредством еды или питья(обычно это приворот или порча). Человек вдруг начнет испытывать неприятные вкусовые ощущения, хотя пища вполне нормальная. Рвота, которая последует за этим, является естественным способом вывода негативной энергии. Магический мел не имеет срока годности и может, не теряя своих свойств, храниться сколько угодно.

Вывод: Оказывается, обычный мел может стать надежным защитником от зла.

    Лечебные свойства мела

    мел часто пьют при сильной изжоге (по 1/2 ч.л.).

    при отравлении кислотами необходимо принимать мел в качестве противоядия (особенно это надо делать при отравлении щавелевой кислотой).

    симпатическое средство. При носовом кровотечении под язык кладут кусочек мела - и это часто помогает.

    мелом можно выводить бородавки. Делается это следующим образом: мелко измельченным чистым мелом натирают бородавку, сверху на нее насыпают намного мела и забинтовывают на сутки. Необходимо беречь забинтованное место от воды.

    мел часто используется вместо зубного порошка. К нему можно добавить такое же количество активированного угля.

    при трофических язвах готовят мазь следующего состава: Желток куриного яйца, сваренного вкрутую - 1шт., Деготь - 1ст.л.,Сливки - 2 ст.л., Мел - 1ст.л., Все тщательно перемешивают и накладывают на салфетку. Салфетку накладывают на язвы и перебинтовывают. Перед этим язва должна быть хорошо промыта известковой или просто теплой водой.

    если у ребенка грудного возраста начался понос, то ему можно дать несколько раз в день по 1 ч.л. меловой воды (кипяченная вода, в которой 1-2 часа находился мел), смешивают 1:1 с материнским молоком.

Глава II. Экспериментальная часть

    Определение состава мела

Взяла пробирку, налила немного воды, добавила соляную кислоту. Растертый в порошок мел положила в пробирку. Реакция сопровождалась шипением, появлением пузырьков, наблюдалось помутнение содержимого пробирки.

Вывод: Появление пузырьков в опыте, свидетельствует о выделении углекислого газа, а помутнение – о присутствии карбоната кальция в составе мела (2-х образцов). В результате опыта я выяснила, что мел- это известняк.

    Определение наличия кальция

Я взяла 2 небольших кусочка мела и внесла их по очереди в пламя спиртовки. Оба образца окрасились в оранжево-красный цвет.

Вывод: В меле содержится кальций

    Определение наличия крахмала.

Кусочек мела растерла в порошок капнула 2-3 капельки йода, который выступил в роли реактива. Круглый мел окрасился в синий цвет, формовой – нет.

Вывод: Значит в круглом меле содержится крахмал, а в формовом – нет.

    Выявление людей, у которых появляется потребность съесть мел.

Я провела социологический опрос работников школы и учащихся. Опрошенные отвечали на вопросы:

А) Появлялось ли у вас желание съесть кусочек мела?

Б) Как часто вы употребляете мел?

В) Какой мел вы предпочитаете?

Г) Полезно ли есть мел?

В опросе участвовало 56 человек: учащиеся 2, 4, 10 классов, учителя и техработники школы.

Результаты опроса:

    Появлялось ли у вас желание съесть кусочек мела?

Да – 18 человек

Нет – 38 человек

    Как часто вы употребляете мел?

Из 18 участников, у которых появлялось желание съесть мел, ответили:

Постоянно – 2 человека

Часто - 2

Редко – 5

Раз в неделю – 3

Весной – 1

Не пробовали – 5

    Какой мел вы предпочитаете?

Из этих же 18 человек ответили:

Формованный прямоугольный – 7 человек

Круглый – 3

Белый – 3

Кусковой природный – 1

Твердый – 1

Никакой – 3

    Полезно ли есть мел?

Да – 24 чел.

Нет – 28 чел.

Вреда не принесет – 1 чел.

В определенное время – 1 чел.

Не знают – 2 чел.

Вывод: В нашей школе есть люди, у которых появляется желание съесть мел, среди которых есть те, которые хотят, но не пробовали. Считают полезным – 43% опрошенных.

    Интервью с врачом нашей поликлиники Аюшеевой Ольгой Жамсарановной

В поликлинике нашего поселка я решила получить ответ на интересующий меня вопрос у врача Аюшеевой Ольги Жамсарановны: «Съедобен ли мел и как он влияет на здоровье человека».

Ответ врача:

Мел входит в состав лекарственных препаратов. Мел может быть полезен, так как он укрепляет кости, стенки кровеносных сосудов. Безмерное употребление мела может навредить организму человека.

Заключение

Изучив материалы, собранные по теме, я узнала, что мел – это известняк, основным составом которого является карбонат кальция. Он является необходимым сырьем для различных отраслей промышленности. Потребность в употреблении мела могут испытывать люди, у которых в организме не хватает кальция, дефицит железа или низкий уровень гемоглобина. Поедание мела не может в полной мере восполнить нехватку в организме нужных элементов. Лучше всего нехватку кальция и низкий уровень гемоглобина уравновешивать продуктами или обратиться к специалисту.

В ходе исследования мы изучили состав мела и узнали, как он влияет на здоровье человека

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

Гипотеза подтвердилась частично. Действительно мел содержит кальций, необходимый нашему организму. Чрезмерное употребление мела может вредить нашему организму.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов и викторин.

В ходе дальнейшего исследования передо мной стоит задача – изучить и провести наблюдение:

    как уравновесить меловую потребность человека продуктами или витаминами;

    как влияет мел на кожу учителей и учащихся при его использовании в школе, не вызывает ли он аллергии.