Затраты на воспроизводство рабочей силы включают. II

Приветствую вас, я Гендальф.

Сегодня мы продолжаем знакомство с представителями сказочного мира Земли. И следующая раса, с которой я хочу вас познакомить – это эльфы.

Как я уже рассказывал вам, эльфы, также как и гномы, прибыли когда-то из туманности Альфа-Центавра, и являются потомками этой галактической цивилизации. Обе эти расы унаследовали ее особенности – любознательность и любовь к природе, тонкое чувствование природных вибраций. Ее представители прибыли на Землю во многом именно потому, что природа на Земле – особенная и необычная, хранящая уникальные энергии. Жители Альфа Центавра изучали не только природу своего мира, но интересовались и другими мирами Вселенной. Они также наблюдали и за Землею с самого начала ее существования. Восхищаясь гармоничностью и слаженностью процессов, протекающих на ней, они чувствовали, что за этой стройностью природных явлений должна стоять какая-то абсолютно новая сила, которая поддерживает Землю. И когда представителей Альфа Центавра пригласили воплотиться на Земле, они были очень воодушевлены и рады возможности познать неведомую и таинственную для них природную силу.

Те представители Альфа Центавра, которые стали гномами, с увлечением стали исследовать природу на уровне энергий. Для этого они изучали не только камни, но и познавали возможности вещества в целом. Их интересовали тонкие процессы, происходящие в веществе. В результате они научились трансформировать одно вещество в другое с минимальными затратами энергии, например, превращать кусочек угля в алмаз, а ртуть – в золото. Можно сказать, что они были родоначальниками алхимии, которой потом долгое время увлекались люди. Как правило, такие люди, изучая разные свойства природных веществ, вспоминали свой опыт, полученный в сказочное время. Ведь когда-то давно они тесно взаимодействовали с гномами, а может и сами воплощались в этой расе. И теперь они старались повторить в физической реальности те удивительные эксперименты, которые проводили раньше.

Безусловно, в случае успеха они смогли бы принести большую пользу человечеству! Но, к сожалению, в вашей реальности есть ограничения, которых в сказочном мире не существует, и поэтому попытки алхимиков, как правило, были безуспешны. Но невозможность воплощения мечты алхимиков еще связана и с тем, что они «вспоминали» только часть того, о чем знали когда-то. И часто не учитывали каких-то тонкостей, без которых процесс трансформации вещества не получался. Сейчас же, в новое время, за счет прихода новых энергий, можно проявить опыт «сказочного» прошлого во всей полноте. Также многие гномы готовы общаться с людьми, и такое сотрудничество может реализовать удивительные возможности в вашем мире!

Если гномы воплотили свой интерес к природе через научное познание, то другие представители Альфа-Центавра, ставшие эльфами, решили изучать природные энергии через свое чувственное восприятие. Эти существа всем своим сознанием, душою и телом как будто специально были созданы для этого. Их тело тонко чувствует любое колебание воздуха, еле заметный шелест листьев, даже движение гор, незаметное обычному глазу. Они воспринимают любое явление этого мира не физически, а больше на уровне чувств. Можно сказать, они видят и слышат переживания этого мира и могут сами прожить их. Общаясь с рекою, они чувствуют ее настроение и пребывают в нем, гуляя по лесу, они видят то, чем живет каждое дерево и все создания лесного царства. Они чувствуют в себе силы и желание помогать природе на уровне эмоций. Например, какое-то дерево обеспокоено чем-то, или оно поранено, или ему мало солнца. Тогда эльф подходит и успокаивает дерево, спрашивает, чем он может помочь. Он может вылечить дерево своими вибрациями, или даже помочь ему переместиться на новое место. Эльфы ощущают свою ответственность за гармонию в природе и помогают ее поддерживать. Делают они это потому, что их сердце неразрывно связано со всем происходящим в ней, и если природе где-то больно, то больно и им. Восстанавливая природные энергии, они чувствуют, как радуются все существа и духи стихий, и сами наполняются этим чувством. И, с одной стороны, эльфы настолько открыты всему происходящему в мире, что очень ранимы. Все низкие вибрации действуют на них губительно, и если где-то происходит конфликт, то они реагируют на него очень остро. Но именно за счет своей чувствительности они могут найти причину дисгармонии и могут ее разрешить. Они делают это с открытым сердцем, и сама природа, и весь мир вокруг отвечают им благодарностью.

Можно сказать, что эльфы – это стражники природной гармонии. Придя на Землю, они расселились таким образом, чтобы поддерживать все стихии природы. Так появились лесные эльфы, своей любовью и заботой защищающие лес. Есть водяные эльфы, живущие по берегам рек и озер, и они поддерживают водные миры. Существуют горные эльфы, живущие в пещерах высоко в горах, и они защищают стихию ветра и камня. Практически в каждом природном месте на планете можно встретить своих эльфов, чутко охраняющих ее. Конечно, существуют они в своем тонком мире, но их мир неразрывно связан с вашим через природные вибрации. Ведь природа на планете – одна и та же. С ней общаетесь и вы, с ней тесно связаны и все жители сказочного мира. Поэтому именно на природе вы легче всего можете установить связь с представителями разных рас, и в первую очередь – с эльфами. Именно они являются некими стражниками, хранителями входа в сказочный мир. И если вы знаете об их присутствии и обращаетесь к ним, то они вас обязательно услышат. Увидев, что вы пришли на природу с добрыми побуждениями, они постепенно начнут открывать для вас доступ к их тонкому пространству. И так, раз за разом, приходя на какое-то природное место, где вам хорошо и комфортно, вы можете все больше устанавливать связь со сказочным миром. Это будет происходить на уровне чувств. Вы также, как и эльфы, начнете понимать то, что чувствует дерево, или река, или ветерок, нежно шелестящий листьями. Это будет происходить за счет общения с эльфами, того контакта, который вы будете постепенно устанавливать с ними. Ведь через ваше взаимодействие вы будете «вспоминать» опыт вашего общего прошлого. Возможно также, что и у вас были воплощения среди эльфов, и тогда способность чувствовать природу и общаться с нею своими вибрациями может проявиться в вас очень естественно и легко.

Для того, чтобы вы смогли лучше вспомнить свою связь с эльфами, я расскажу вам чуть больше об их жизни и том, как они взаимодействовали с другими расами, в том числе и с людьми.

Находясь на природе, эльфам не нужно строить дома. Ведь они хотят быть в постоянном контакте с нею. Поэтому лесные эльфы спят на деревьях или строят себе небольшие шалаши из опавших веток. Водные эльфы селятся в камышах вдоль рек, а горные эльфы выбирают для жизни пещеры, созданные природой. Им практически не нужна материальная пища, да и тело их больше состоит из энергий, чем из материи. Поэтому практически все, что им нужно, они получают благодаря общению с природой. Материальная пища же им нужна больше для того, чтобы усилить и проявить те вибрации, которыми их питает природа. Для этих целей они общаются с деревьями, травами и грибами, и те делятся с ними пониманием тех энергий, которые они хранят. Они также передают эльфам материальное проявление своих вибраций - листья и плоды. Из них эльфы делают специальные отвары и снадобья. И в тот момент, когда им нужно проявить и усилить в себе определенное качество или состояние, то они употребляют заранее приготовленное средство. Эти снадобья во многом имеют лечебное и магическое действие. Например, некоторые из них являются колоссальным источником энергии и могут на некоторое время дать огромную физическую силу. Другие могут восстанавливать внутренний баланс и лечить от тяжких душевных расстройств, или усиливать восприятие окружающего мира, раскрывать остроту зрения, чуткость слуха и обоняния. Некоторые снадобья помогают увеличить время жизни организма и практически сделать его бессмертным. Поэтому эльфы имеют возможность жить очень долго, если на то у них есть желание.

Некоторые средства могут открыть в любом существе магические способности. Например, перевести организм на более тонкие вибрации, и таким образом существо становится незаметным для других, существующих в более проявленном мире. Или же появляется возможность мгновенно перемещаться в пространстве на далекие расстояния за счет попадания в параллельные реальности. Многие средства помогают лучше ощущать тонкий план и взаимодействовать с ним. Обретая контакт с этим «потусторонним» миром, эльфы издавна учились создавать в нем изменения, благоприятно влияющие на их реальность. Так они осваивали науку создания магических заклинаний. Многие из них становились настоящими волшебниками, заклинания которых до сих пор поддерживают баланс в природе.

В «сказочные» времена эльфы делились своими магическими снадобьями с представителями других рас, помогая им раскрыть те уникальные качества, которые были тем нужны. Все эти средства действовали на генетическом уровне, активировали ДНК и помогали проявить те способности, которыми они уже обладали раньше, будучи в других цивилизациях. Таким образом сказочные жители ускоряли свое развитие, находили возможности для реализации того предназначения, с которым они пришли на Землю из других миров и цивилизаций. Во многом именно снадобья эльфов помогали каждому жителю сказочного мира приспособиться к земным энергиям, осуществить трансформацию их тел, которая была им нужна для проявления своего потенциала.

Таким образом, эльфы во многом являются хранителями древней науки о лекарствах, а также родоначальниками медицины и биологии. Те удивительные свойства, которыми обладают их средства, связаны с тем, что эльфы очень хорошо чувствовали уникальную энергию, существующую в каждом организме. И могут найти ту вибрацию, которая сможет заботливо раскрыть его внутренний потенциал, проявит вовне его уникальные качества.

Каждое существо, живущее в природе – это хранитель определенной энергии, нужной для всеобщего развития и баланса. Несмотря на то, что в любом организме присутствуют все энергии, дающие жизнь, какая-то определенная вибрация проявлена наиболее сильно. Именно она дает ему индивидуальность. Эльфы, за счет своей чувствительности и любви ко всему живому, научились чутко настраиваться на энергию индивидуальности живого существа, ту уникальную вибрацию, которая проявляет его качества в физический мир. Они обнаружили свой глубочайший интерес в постижении этих энергий.

Если два существа принадлежат к одному биологическому виду и генетически очень близки друг другу, то они имеют и сходные энергии. И такие энергии больше связаны с проявлением материальных особенностей организма. Но у каждого живого существа есть и более тонкие, индивидуальные вибрации, которые отвечают за реализацию душевных, чувственных качеств. И эти энергии – проявление духовной сути, той души, которая пришла на Землю с какой-то задачей и связывает существо с его Высшим Я. Эльфы чувствуют, как трогательно и нежно воплощаются эти энергии души во внешности и образе жизни всего живого, придавая ему индивидуальность. Именно с этой сокровенной частью каждого существа они всегда стремятся быть в непосредственном контакте. Для них это является высшим проявлением красоты и гармонии. И когда они общаются с кем-то на уровне этих волн, их переполняет любовь и нежность, ликование и вдохновение. Они могут бесконечно долго, с наслаждением любоваться такими проявлениями, и поэтому чувствуют огромную ценность в том, чтобы усиливать и проявлять подобные вибрации. С этим они связали все свое личное развитие, проявляя свою чувственность и индивидуальность. В этом они всегда помогали и другим жителям сказочного мира. Поэтому их снадобья были не просто средством раскрытия магических способностей и качеств, а возможностью проявить духовную суть любого существа в реальности. Это и было наивысшей целью, с которой эльфы пришли на Землю!

Для воплощения этой своей необыкновенной и важной роли эльфы использовали не только снадобья, но и все возможные способы. Чувствуя вибрации своей души, они старались воплотить их на уровне эмоций и чувств. Это проявлялось в их языке, который обрел особую красоту и мелодичность. Но слов не хватало для проявления всех их переживаний… Для этого они стали сочинять прекрасные песни и стихи, вторя зову своего сердца. Они изобрели музыкальные инструменты, обладающие проникновенным, удивительно нежным звучанием. Каждый музыкант мог настроить свой инструмент так, чтобы тот звучал на вибрациях именно его души. Эльфы искали возможность не только произнести, но и изобразить то, что чувствуют. Они научились проявлять себя в танце, отпуская свое тело в творческом самовыражении. Они создавали божественно красивые картины, в которых каждый оттенок и штрих соответствовали тому, что они чувствуют. С каждым своим новым творческим проявлением они как будто глубже понимали себя, все более точно и чутко выражали ту нежную вибрацию, которая зажигала в них желание творить.

Эльфы чувствовали проявление тонких энергий души во всем, что их окружало, и поэтому их творчество было неразрывно связано со всем окружающим миром. В такие моменты они будто настраивались на биение сердца всей Природы, их чувства становились чувствами воды, леса и духов, обитающих в них. И этот единый поток чувств лился через их сердце, и все их существо вибрировало в такт тонкой музыки, в которой звучал окружающий мир. Своим творчеством они проявляли, усиливали эти вибрации, помогали природе воплотить свою душу во всех своих явлениях. Это было удивительным единством, которое за счет резонанса поддерживало все существующее.

Своим творчеством эльфы помогали не только природе в целом, но могли поддерживать и представителей других рас. Они могли исцелять музыкой, вдохновлять стихами, активировать новые способности других через танец. Но не было каких-то четких законов, как лучше это делать. Эльфы настраивались своим сердцем на вибрации души другого существа и начинали творческий процесс. Вибрации, которые они чувствовали, воплощались в том наилучшем качестве, которых требовала душа того, кому они помогали. Танец, музыка, рисунок, стихи… все это сливалось в едином ритме, в котором они находились. При этом существо как будто расцветало, напитывалось блаженством и удовольствием, ведь в тот момент оно находилось в чувственном контакте с теми вибрациями, которые были основой его жизни на Земле!

Эльфы также помогали проявить свою индивидуальность и людям. Как я уже рассказывал вам, в человеческой расе воплощались представители разных галактических цивилизаций. Среди людей были потомки плеядианцев, которые унаследовали от своих предков тонкую чувствительность и совершенствовали свои душевные качества через отношения друг с другом. Им эльфы помогали проявить свои внутренние переживания наиболее тонко и ярко, и таким образом они улучшали взаимопонимание между собою. Эти люди могли очень хорошо понимать и эльфов, ведь во многом были похожи на них. Таких людей и эльфов часто объединяли общие интересы, они были хорошими партнерами и часто создавали общие семьи, у них рождались и общие дети.

Также среди людей были потомки орионцев, главным интересом которых было занятие наукой и создание технологий. Их восприятие строилось больше на логическом мышлении, и поэтому для них эльфы, воспринимавшие все на уровне чувств, долгое время оставались загадкой. С другой стороны, подсознательно они чувствовали большую потребность в общении с эльфами. Их притяжение происходило на уровне душ, их сердца открывались друг другу вопреки логике и всем различиям между ними. Мужчины-орионцы часто влюблялись в нежных и чутких эльфиек, отличавшихся неотразимой красотой. Эльфийкам тоже нравились мужчиы-орионцы, их практичность, мужество и физическая сила. Таких качеств не было у эльфийских мужчин… Поэтому их женская энергия будто сама тянулась мужской силе, которой обладали потомки орионцев. Такие любовные союзы были, с одной стороны, очень противоречивыми, ведь супруги были очень разными. Но за счет общения и взаимной поддержки они развивали в себе те качества, которых им не хватало по отдельности. Так их любовь становилась удивительным путем их жизни, раскрывающим их уникальные способности.

Такое сближение эльфов и людей привело к тому, что сейчас практически у каждого человека есть гены, связанные с эльфами. Ведь ваши возможности тонко чувствовать природу и все творческие таланты – это проявления эльфийских генов. Эти способности помогают вам чувствовать и проявлять свою душу, то самое нежное и трепетное, что существует внутри вас. Само общение с эльфами всегда помогало вам усилить контакт со своей душой, поэтому эльфы для вас всегда были чем-то особенно близким и родным, а контакт с ними – источником радости и вдохновения. Но в процессе развития людям пришлось выйти из союза со сказочными существами, и контакт с эльфами также ослаб. Долгое время многие люди поддерживали связь с эльфами на тонком плане, общались с ними в лесах и горах. Поэтому эльфы так часто присутствуют в сказаниях и легендах многих народов. Кроме того, в новое время каждый из вас может вновь восстановить контакт с эльфами и тем самым усилить в себе проявления своей души и творческие способности.

А сейчас я приглашаю самих эльфов сказать то, что имеет ценность для восстановления вашей душевной связи!

Приветствуем вас, мы эльфы. Все это время мы были рядом, внимательно и с удовольствием следили за тем, что говорил Гендальф. Нам очень приятны его слова. Мы хотим лишь добавить, что мы готовы общаться с каждым человеком, который чувствует потребность в большем проявлении качеств своей души, своего чувствования природы и окружающего мира. Мы чувствуем душевную близость с каждым из вас, и готовы начать общение. Возможно, вы даже и не подозреваете, какие чудесные грани могут открыться для вас, когда вы начнете познавать особенности вашего чувствования. Душа каждого из вас – уникальна, и нет повторений в проявлении индивидуальности. Вы многое уже знаете о себе, и все, что мы будем делать для вас, будут не слова, а наши чувства… по отношению к вам! И даже мы сами не знаем, как они могут проявиться. Наше общение позволит и вам, и нам самим вспомнить те чувства, которые нас объединяют. Что же это будет? Творческое воплощение наших общих намерений и мечтаний, выражение желания творить и созидать именно в том качестве, в котором этого больше всего хочет душа каждого из нас! И мы хотели бы развиваться в этом вместе с вами. Мы сможем открыть для вас новые ощущения и краски вашей души. Для нас же общение с вами создаст новые возможности воплощения всего того, что мы чувствуем. Ведь в нашей реальности нам проще установить контакт с той сутью, которой является душа, но истинное воплощение и действие возможно именно в вашем, физическом мире! И полнота нашего взаимодействия откроет дорогу познания того, что есть творчество для каждого из нас!

Как мы можем начать общаться друг с другом? Как сказал Гендальф, мы можем более отчетливо ощутить наш контакт на природе, где нам легче сблизиться по вибрациям. Ведь природа – это то, что объединяет наши миры. Также мы можем заниматься творчеством вместе. И тогда, когда вы чувствуете вдохновение, вы можете приглашать нас. На ваш внутренний призыв откликнутся те из нас, которые наиболее близки вам, имеющие с вами душевную, и, возможно, даже родственную связь! За счет такого резонанса мы сможем усиливать творческие способности друг друга, создавать удивительные шедевры, проявлять новые прекрасные грани нашей души!

Мы любим вас, и остаемся рядом с вами,

Эльфы: ВВЕДЕНИЕ В ЭЛЬФОВЕДЕНИЕ

Эльфы в фэнтези
Эльфы, они же остроухие, они же Перворожденные, они же Дивный народ, они же мудрейшие из живущих... Этот список можно продолжать очень долго, ведь каждый автор фэнтези, который упоминает в своих книгах об этой расе, дает им свое собственное название (или самоназвание) и добавляет к их уже известному облику что-то оригинальное...

Откуда же они пришли? Кто первым впустил их в мир фэнтези? Кто и что добавил в традиционный образ представителей остроухой расы? Именно на эти вопросы я постараюсь ответить.

ЭЛЬФЫ И АЛЬВЫ, МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ
Чтобы понять, откуда взялись эльфы на страницах фэнтези-литературы, нужно, прежде всего, открыть древнескандинавские произведения. Если точнее - найти Старшую и Младшую Эдду, два сборника прозы и стихов, составленных исландскими сказителями-скальдами. В них излагаются легенды о богах и героях, об их происхождении, судьбе и деяниях. Именно там эльфы или альвы появляются впервые (по крайней мере, в литературе), и описываются как отдельный народ, точнее, как два народа, ведь там упоминаются два разных племени эльфов.


Морские эльфы - это не только 40-50 килограмм диетического легкоусвояемого мяса, но несколько метров редкой кожи синеватого цвета.

Первый тип - это “светлые” или “небесные” эльфы. Свое второе называние они получили из-за места жительства: живут они не в мире людей (Митгарде), но и не в мире богов (Асгарде), их мир находится где-то посередине и называется Альвхейм (то есть “родина эльфов”). Из-за этого встретить их в нашем мире достаточно сложно. По описанию они более всего походят на тех существ, которых сейчас в фэнтези принято отождествлять с эльфами: они красивы внешне и богаты внутренне, мудры и искусны во многих ремеслах. Больше всего на свете они любят красивые цветы, и иногда посыпают ими земли людей, тем самым даруя эту красоту смертным. Существа эти изначально добрые и справедливые, не способные склониться ко злу или к тьме. Среди них нет разделения на Темных и Светлых, Добрых и Злых - они все служат богам Асгарда и делают все для того, чтобы мир существовал и Рагнарек (легендарный конец света) наступил как можно позже.

Второй тип эльфов - это “темные” эльфы. Внешне и внутренне они совсем не похожи на светлых эльфов. Темная, бурая кожа, маленький рост, длинные бороды - их описание больше подходит не эльфам, а тем, кого в фэнтези принято называть гномами. Они очень жадны до своего и до чужого добра, сварливы и вспыльчивы, ценят дружбу, но редко ее заводят. Из искусств более всего любят и уважают обработку металлов, как обычных, так и драгоценных. В этом они добились совершенства: о красоте их металлических изделий ходят легенды. Второе название темных эльфов - “глубинные”. Его они получили из-за того, что живут в глубине земли и не могут выйти на поверхность днем, потому что свет солнца для них смертелен.



Леголас в исполнении Орландо Блума надолго станет для массового зрителя “подлинным эльфом”.

Еще один исторический источник, который стоит упомянуть - древнекельтские и германские сборники мифов и легенд. В этих книгах также присутствует термин “эльф”. В них он синонимичен таким понятиям, как fairy (фея, или житель волшебной страны фей) или spirit (дух). Из самих мифов мы узнаем, что эльфы живут в мире людей, чаще - в лесах, очень малы ростом (не больше пальца) и на спине у них есть пара небольших крылышек. В наше время их чаще называют “феями” или “хранителями (духами) леса”, встретить их можно в современных мультипликационных фильмах (мультфильм “Дюймовочка” по Андерсену) и книгах. Про них ходят множество легенд, одна из которых обещает, что если их поймать, то они исполнят любое желание. Изначально они, так же, как и “светлые” эльфы скандинавской мифологии, существа не злые, но в тоже время весело пошутить над заблудившимся в лесу человеком вполне могут.

ЭЛЬФЫ ПО-ТОЛКИНОВСКИ

Галадриэль, хранительница Лотлориэна (“Властелин Колец”).

Из скандинавской и кельтской мифологии в мир Арды эльфов (а также гномов, драконов, троллей) привел Дж. Р. Р. Толкин. Его мир стал одной из первых фэнтези-вселенных, в котором присутствовали элементы из различных мифов и легенд многих народов (скандинавские, кельтские, англосакские). Если говорить конкретно о фэнтезийных эльфах, то он первым полностью описал их внешний облик и внутренний мир.

Его эльфы, они же Перворожденные, они же Старшая раса, являются в мир после того, как боги (айнуры) создали мир и наполнили жизнью. После непродолжительного пребывания в этом новом мире боги, опасаясь дурного влияния темного Мелькора, всеми способами стараются переселить эльфов из места их рождения, так называемых “Вод пробуждения”, в обитель богов - Валинор, чудесный остров, находящийся далеко на Западе (аналогия с библейским Эдемом). На этом острове эльфов ждала безмятежная жизнь, полная радости и счастья.

Большинство эльфов вняли советам богов и через несколько десятилетий, проведенных в пути, они оказались на далеком острове. Этих эльфов принято называть Светлыми эльфами, или Эльфами Света. Однако были и другие, которые не послушались совета богов и остались у “Вод пробуждения”, их называют авари, или Темными эльфами. Но в данном случае слова “темный” и “светлый” используются не как синонимы “злой/добрый”, а в своем прямом значении. В те времена во всем мире Арды царила тьма, и только в Валиноре - свет, именно поэтому тех эльфов, кто видел этот свет, называют Светлыми, а тех, кто остался во тьме, - Темными.

Внешность у толкиновских эльфов остается такая же, как и у их старших братьев из скандинавской мифологии. Они совершенны и ликом, и телом. Некрасивых эльфов не бывает, потому как они были созданы совершенными и без изъянов. Эльфийские глаза - большие, всегда чистых цветов, обычно серые и голубые (небесные), но не зеленые.

Еще одна особенность внешности - это их уши. В отличие от людских, они немного длиннее и заострены сверху, по форме напоминая лист. Черты лица, в отличие от человеческих черт, более утонченные. На лице эльфов не растут волосы - вы не встретите у Толкина фраз “у этого эльфа была шикарная борода” или “лицо эльфа покрывала трехнедельная щетина”.



Леди Арибет, падший паладин и культовый персонаж в среде фанатов D&D (Neverwinter Nights).

Описать общий характер толкиновских эльфов сложно, ведь это уже не “светлые эльфы” из скандинавских мифов, про которых мы могли сказать: “Все они добрые и справедливые”. У каждого эльфа в мире Толкина свой неповторимый характер, и у этого характера есть не только светлые стороны. Из скверных качеств эльфов Толкин чаще отмечает зависть, ярость, озлобленность, чрезмерную гордыню. Причиной появления в эльфах, изначально - существах добрых и светлых, этих темных сторон, является уже упомянутое дурное влияние Темного Бога - Мелькора. Вообще Толкин называет единственного виновника насаждения зла - Мелькора, а позже - его последователя Саурона. Если бы не было этих высших созданий - про эльфов Толкина можно было бы сказать то же самое, что и про “светлых эльфов” Скандинавии.

Эльфы Толкина очень тесно связаны с окружающим миром: пока он существует, будут существовать и они. Высказывание “умер своей смертью” не может быть применено к эльфу, потому что умереть без посторонней помощи он не может. Но даже если его жизнь прервется (например, эльф погибнет в битве), то по прошествии некоторого времени их феа (душа) возвращается в мир в другом теле.


Пирсинг и перебор с косметикой ей не к лицу.

В истории Арды известно и несколько случаев добровольного ухода эльфов из жизни путем так называемого “вечного сна”. Причина сна кроется в том, что душа эльфа устает жить в этом мире и жаждет покоя. Во время сна тело остается нетронутым, а организм продолжает функционировать (присутствуют пульс и дыхание), но в нем нет души, которая уходит в Чертоги Мандоса, где души находят покой и исцеление. По прошествии некоторого времени души по собственному желанию покидают чертоги и возрождаются в новых телах.

Более всего эльфы ценят красоту внешнюю и внутреннюю, в любой форме ее проявления, будь то красота соплеменника или изделия. Красота воспевается ими в песнях. Среди эльфов много бардов и поэтов, а профессия менестреля - одна из самых уважаемых в их обществе (одной из причин всеобщего уважения является то, что пение айнуров послужило толчком к возникновению вселенной).

Из-за того, что срок жизни эльфов не ограничен, они достигли совершенства во всех искусствах, уступая только гномам - в обработке металлов. В остальном они преуспели больше других народов. Среди наиболее часто упоминающихся достижений эльфийской культуры - скульптура, архитектура, кораблестроение, обработка драгоценных камней, разведка, военное дело. Говоря о последнем, отметим, что, вопреки бытующему мнению, эльфы не отдавали предпочтения какому-либо виду оружия, владея всеми видами одинаково хорошо.

Описание архитектуры и скульптур, созданных эльфами, мы часто встречаем на страницах книг Толкина: Гондолин, Нарготронд, Ривендейл, Лориэн. Общее в этих творениях только одно - совершенная красота. Также мы встречаем величественные корабли-лебеди, создаваемые одной из ветвей эльфов - телери. Весь сюжет книги “Сильмариллион” строится вокруг трех камней непередаваемой красоты, сделанных одним из эльфов


Уникальная афроамериканская эльфийка - дань политкорректности (кинофильм D&D The Movie).

Среди прочих умений эльфов есть и такое, которое некоторые несведущие люди называют магией. На самом деле суть этого умения заключается в том, что эльфы могут общаться без слов, образами. Называется это искусство осанве, большинству не-эльфов оно не доступно, хотя случались и исключения.

Подводя черту под рассказом об эльфах мира Арды, приведем сжатое описание толкиновского эльфа. Он высок ростом, изящен, с утонченными чертами лица, большими глазами и остроконечными ушами. Он совершенен внешне и мудр внутренне, он живет вечно и вечно же стремится украсить мир своими творениями, из-за красоты которых нередко проявляет чрезмерную гордость или зависть. В то же время эльф не нарушает законов чести или приличия, если только ему не препятствует что-либо (например, клятва), что для него важнее всех законов, вместе взятых.

В дальнейшем эльфы Толкина стали своеобразным эталоном для многих авторов фэнтези, которые широко использовали древнюю расу в своих мирах. Часто эти эльфы почти ничем не отличаются от толкиновских прототипов, поэтому мы не станем подробно останавливаться на них. Но были и такие авторы, которые, описывая своих эльфов, напрямую обращались к реально существующим мифологическим источникам - к германским и кельтским легендам, попутно изменяя эльфийскую внешность и внутренний мир.

АНИМЕШНЫЕ ЭЛЬФЫ С ИНТЕРЕСНЫМИ УШКАМИ

Современный жанр фэнтези - это не только литература, игровая индустрия и кинематография, но и формы творчества, существующие на стыке этих областей. Аниме - одна из таких форм. На сегодняшний день выпущено огромное количество аниме-продукции жанра фэнтези. Конечно же, встречаются здесь и традиционные фэнтези-расы, среди которых обязательно присутствуют эльфы.

Эльфы аниме бывают высокими и низкими, добрыми и злыми, мудрыми и недалекими, красивыми и страшными... Одна из особенностей изображения эльфов в аниме - вид их ушей. Они достаточно длинные и не прилегают к голове, как, например, у эльфов Толкина, а, скажем так, растут от головы. Это (но не только это!) делает образ эльфов аниме неповторимым и узнаваемым.

ЭЛЬФЫ ПО-ПЕРУМОВСКИ

Ник Перумов является одновременно как продолжателем традиций мира Толкина (дилогия “Кольцо Тьмы”), так и создателем собственного мира, в котором многое взято из исторических первоисточников.

В его свободном продолжении “Властелина Колец” эльфы те же, что и у Профессора. Но к толкиновскому описанию он добавляет детали, которые профессор не затрагивал и не упоминал. В большинстве своем эти нововведения связаны с искусством ведения боя. На страницах перумовских книг мы встретим упоминание о том, что любимое оружие эльфов - лук, а любимая тактика боя - засады.

В своем же собственном мире, точнее - в системе миров, так называемом “Упорядоченном”, Перумов обращается с эльфами гораздо более вольно. Несмотря на то, что часто они соответствуют описанию Толкина, в отдельных мирах перумовской вселенной появляются достаточно оригинальные подробности. Например, в книге “Земля без радости” он говорит о том, что после рождения ребенка эльфийка превращается в ужасное создание и спускается в некое сакральное место, дабы не пугать своим видом окружающих. В книге “Алмазный меч, деревянный меч” Перумов представляет нам младшую ветвь эльфов - дану, или лесных эльфов, а в мире романа “Гибель богов” среди множества различных рас можно встретить и старших братьев эльфов - альвов (взятых напрямую и буквально из скандинавской мифологии).

ОСТРОУХИЕ ОТ САПКОВСКОГО


Еще один интересный взгляд на народ эльфов мы найдем в книгах Анджея Сапковского. У него эльфы, как и у Толкина - первая раса, поселившаяся на земле. Дни их расцвета и величия сравниваются с “золотым веком”. Но в какой-то момент в этот мир пришли люди. Эльфы с высоты своего развития смотрели на людей, как на дикарей, не признавали в них младших братьев и, понятное дело, ни в чем им не помогали. Люди плодились намного быстрее эльфов, а потому очень быстро обрели власть и прогнали заносчивую и гордую расу с плодородных земель.

В своем мире Сапковский показывает эльфов как тупиковую ветвь развития, влачащую жалкое существование и постепенно вымирающую. Большинство из них живет в бедности и нищете, но даже в таких условиях они гордятся своим происхождением и презирают смертных людей.

Среди эльфов Сапковского можно выделить две группы. Первая группа - это эльфы, которые смирились с людским превосходством и живут в человеческом обществе, стараясь влиться в него. Вторая - эльфы, которые так и не признали господства людей и своего поражения. Они продолжают с презрением относится ко всему человеческому, отвергают компромиссы, а конфликт для них - единственный способ решения проблем. Обе эти группы независимо от своих действий постепенно вымирают или смешиваются с человечеством.


Эльфов Сапковского я бы назвал “жалкими эльфами”, потому что они растеряли красоту и былое величие, сохранив лишь гордость, присущую им изначально. Сапковский увидел в социальной модели эльфийского народа, впервые предложенной Толкином, медленную деградацию, неспособность к переменам и порочную верность традициям. Именно эти черты он и подчеркнул в общественной структуре эльфов собственного фэнтези-мира.

Биологическое описание эльфийского народа, сделанное Сапковским, существенно отличается от толкиновских аналогов. Одно из главных различий - это срок жизни. Эльфы этого мира живут не вечно, а всего 600-700 лет, в связи с этим эльфы Сапковского знакомы с такой стадией жизни, как старость. Их кожа бледная, эльф не может загореть на солнце; хотя, возможно, загоревших эльфов не было и в мире Толкина, просто он об этом забыл упомянуть. У Сапковского нередки эльфы с глазами ярко-зеленого цвета, каких у Толкина не было. Сапковский сознательно не проводит яркой границы между добром и злом, а потому и по своему характеру его эльфы не так односторонни, как толкиновские.

ЭЛЬФЫ D&D
Ролевая игра Dungeons & Dragons многое привнесла в современные представления об эльфах. Нельзя сказать, что описание эльфийской внешности в D&D разительно отличается от толкиновского, но нужно заметить, что в D&D этот народ описан намного подробнее, чем у писателей фэнтези - такова специфика ролевых игр. В руководствах D&D можно найти детализированное описание эльфийской истории, мифов, менталитета, магии, ремесел, быта и даже алфавита и языка


Поскольку основа D&D - это не отдельный фэнтези-мир, а целый комплекс миров, мирков и даже вселенных, в D&D существует множество разновидностей внутри эльфийского народа. Во внешности эльфов разных подрас различия наблюдаются и в росте, и в физиологических особенностях (жабры у морских эльфов, крылья - у воздушных), и в цвете кожи, волос и глаз. Обратимся к наиболее распространенной подрасе, описанной в главной книге правил (Player"s Handbook edition 3.5), представителей которой часто именуют “высшими эльфами”.

Итак, в отличие от толкиновских канонов, эльфы D&D не выше, а ниже человеческого роста: их рост он колеблется от 125 до 160 сантиметров. Как и в классическом фэнтези, они обладают красивыми, утонченными чертами лица и правильным телосложением, но они более хрупки, чем прототипы из романов Толкина. Вес взрослого эльфа, в зависимости от пола, составляет от 40 до 70 килограммов. Цвет глаз зависит от эльфийской подрасы (или наличия в генетическом древе эльфа предков иных эльфийских народов), он может быть зеленым, янтарным, голубым и карим. Кожный покров у эльфов, как правило, очень бледный, но примеси крови у каждого индивидуума могут быть причиной темного и даже зеленоватого цвета кожи. Половозрелость эльфа наступает с возрастом примерно в 100 лет, а продолжительность жизни составляет от 220 до 700 и более лет, он тоже зависит от подрасы, к которой относится эльф. Слухи о физиологическом бессмертии эльфов, таким образом, сильно преувеличены


Эльфы D&D защищены от прямого воздействия чарующей магии и волшебного сна, а их чувства (зрение и слух) обострены. В темноте, при свете луны или свечей эльф способен видеть в два раза дальше, чем человек.

Большинство эльфов D&D имеют склонность к магическим наукам, а из всех видов оружия предпочитают прямые клинки (мечи и шпаги) и, конечно же, луки. В целом, эльфы разных подрас достаточно сильно различаются культурой, местом обитания, уровнем развития, характером и отношением к другим расам. Безусловно, наиболее яркой и необычной из подрас D&D-эльфов являются “дроу”, или темные эльфы, живущие под землей и злобные по своей природе - но это уже совсем другая история, достойная отдельной статьи.

Из-за того, что в D&D у представителей эльфийского племени - огромное число разновидностей, общий образ D&D-шного эльфа получается размытым. В целом “местный” эльф - существо удивительно ловкое, смышленое (еще бы, мудрость накапливается веками!), полагающееся на волшебную силу, чтящее собственных древних богов и открытой схватке предпочитающее стрельбу из лесной чащи или иного укрытия.

Описание эльфов в D&D (а также в сопутствующей D&D литературе), по всей видимости, самое полное и детальное. Оригинальных эльфов из D&D можно поставить в один ряд с эльфами Толкина, они оказали огромное влияние на традиционное представление о фэнтези-эльфах. Большинство писателей фэнтези в своих мирах и вселенных пользуются образами, предложенными Толкином и авторами D&D, дополняют и развивают их (как Перумов), смешивают и в итоге создают нечто самобытное (как Сапковский).


ЭЛЬФЫ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ПИКСИЛЕЙ
В игровую индустрию эльфы успели проникнуть в 1973 году, когда был разработан самый первый вариант правил Dungeons & Dragons. Естественно, и в компьютерных играх они фигурируют едва ли не с первых игр, в которых была графика. Последние несколько лет количество фэнтези-игр, выпущенных на различных игровых платформах, растет, как снежный ком, следовательно, растет и количество разновидностей эльфов! Среди них за особенно тщательный подход к проработке оригинального народа эльфов отметим сериалы Warcraft (стратегия в реальном времени) и The Elder Scrolls (ролевая игра, последняя инкарнация которой - Morrowind). Если Warcraft III предлагает нам в качестве полководца возглавить несметные эльфийские полчища, обладающие уникальной боевой тактикой и стратегией (на выбор даются светлые - в составе армии людей - или темные эльфы; последние составляют отдельную армию), то в Morrowind описываются несколько видов эльфов, у которых есть свой неповторимый облик, характер и история развития - все это мы можем досконально узнать, если пройдем игру до конца, желательно - персонажем-эльфом.

* * *
Эта статья не претендует на то, чтобы считаться пособием по истории эльфов в фантастической литературе. Конечно, я не упомянул и десятой части разновидностей эльфов, которые встречаются в фэнтези-мирах. Я почти ничего не сказал о среде обитания, о мифологии эльфов, умолчал об отношении между полами, об общественной структуре и повседневном быте эльфов.

Моей целью было показать источники современных представлений об эльфах фэнтези. Надеюсь, вы почерпнули из статьи что-то новое. И, конечно же, “Мир фантастики” будет возвращаться к эльфам в будущем: как можно пройти мимо одного из народов, без которого не существовало бы многих фэнтези-произведений?

Эльфы, альвы (нем., единственное число Elf, Elfe, др.-исл. alfr), в германо-скандинавской мифологии духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса. Иногда различаются "чёрные Э." (живущие в земле карлики — гномы) и светлые Э. Последние в народных поверьях обычно представляются как благожелательные к людям, лёгкие, воздушные существа, ведущие весёлые хороводы и пляски при луне.
Яндекс. Словари›Большая советская энциклопедия

Эльфы — волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Известны также под названиями альвы.

Описания эльфов в различных мифологиях различаются, но, как правило, это красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Они постоянные персонажи сказочной и фантастической литературы, в особенности фэнтези, наряду с гномами, гоблинами и троллями. Во многих произведениях фактически нет различий между эльфами и феями.

Различия образов эльфов в произведениях Вильяма Шекспира и Джона Толкиена объясняются, тем, что Шекспир включал в свои произведения персонажей английского фольклора и народных сказок, в то время как Толкиен в своих романах использовал материал, взятый из «Эдды» и других германских сказаний.

Под влиянием времени мифы об эльфах, описания их внешности и нравов менялись. Их первоначальный облик и предназначение затерялись, так как корнями мифы об эльфах уходят в эпоху язычества. Сейчас образ эльфов и их роль в литературных произведениях зависит от воли автора и его представлений об этом волшебном народе.

Само слово «эльф», по сути, является неким обобщением — эльфами называют лесных духов, фей, фейри, гномов и даже троллей. Забавных существ, сопровождающих Санта-Клауса и помогающих ему разносить подарки, называют рождественскими эльфами. Существует огромное количество описаний эльфов.

Альвы в Эддах

Альвы — по сути то же слово «эльфы», только в произношении некоторых германо-скандинавских языков.

В «Старшей Эдде» противопоставляются высшим богам — асам. В германской мифологии происхождение эльфов тесно связывается с историей всего мироздания и различаются два главные «разряда» эльфов: альфы — белые, светлые, добрые эльфы, и дверги — мрачные и угрюмые, хитрые карлики (скорее всего, это просто другое название гномов).

Согласно «Младшей Эдде» альвы и дверги зародились в мясе Имира, как черви, но по воле богов восприняли в себя часть человеческого разума и наружный вид людей. Однако «Старшая Эдда» рассказывает о появлении двергов несколько иначе. Там говорится, что боги создали двух карликов «из крови Бримира, из кости Блаина», а остальных вылепили из глины. Хотя в этом нет ничего удивительного, поскольку Бримир и Блаин — просто другие имена Имира.

Альвы — духи природы. Они живут в своей стране Альвхейме. Обликом своим они прекраснее солнца. Правит альвами бог-кузнец Велунд. Они являются «светлыми эльфами».

Туаты у кельтов

Во времена глубокой древности в Ирландии появились туата де Даннан (племена богини Дану или дети Дану). Своим колдовством они укрыли землю густыми туманами и безраздельно властвовали островом, сражаясь с другими племенами и демонами-фоморами приплывшими из-за моря.

Впоследствии туата де Даннан уступили власть над Ирландией милезам (сыновьям Миля). Милезы заключили с туатами договор, по которому милезы получают остров во владение, а дети Дану могут остаться в Ирландии, но жить не на поверхности земли, а внутри холмов, именуемых сидами. Отсюда и новое название туатов — сиды (S’idhe) или ши (Shee).

Образ сидов почти полностью совпадает с современными представлениями об эльфах, возникшими благодаря современной и классической литературе.

Сиды высоки ростом и прекрасны лицом. Но одного их прикосновения достаточно, чтобы свести человека с ума; стрелы сидов, с пропитанными ядом наконечниками, убивают на месте. Правит сидами королева Медб — красавица с голубыми глазами и длинными белокурыми волосами. Тот, кому доведется увидеть её, умрет от любви и тоски. Если сидам не докучать, они не обратят на людей не малейшего внимания. У них своя жизнь, свои заботы — они пасут свой чудесный скот, танцуют, попивают виски, музицируют. Особенно остерегаться сидов следует в Хеллоуин (31 октября) — древний языческий праздник у кельтов, начало нового года. Считается, что в это время сиды переселяются из одних холмов в другие.

Эльфы в английском фольклоре

Англичане, в отличие от жителей Скандинавского полуострова и Германии, не разделяют эльфов на «светлых» и «тёмных». Эльфы видятся англичанам скорее в образе фейри — не злых, но и не добрых существ, со своими странностями, пристрастиями и пороками. В некоторых графствах Англии люди верят в более или менее добрых, хотя и озорных эльфов. В других же — в жестоких, злых и уродливых человечков, так же называющихся эльфами. Чаще всего их обозначают одним словом — пикси (pixie).

У эльфов есть один особенно неприятный порок: это их страсть к воровству. Еще пускай бы забавлялись они тем, что обирали бы поля с горохом да опорожняли бочки с пивом, либо, забравшись в погреб, вытягивали через соломинку дорогие старые вина! Но нет — они не довольствуются этим, их воровство принимает обыкновенно гораздо более важный и вредный характер: они постоянно стараются уводить в холмы невест тотчас после венца и уносить новорожденных детей до крещения. На место похищенных малюток кладут они в колыбели каких-то своих уродцев, которые мучают всех окружающих несносным криком, злостью и капризами.

Эти черты характера эльфов особенно возбуждали против них негодование людей, и много существует разных легенд о подобных проделках жителей холмов. Все подобные легенды, равно как и поверья, послужившие им основанием, очень древние и так сильно укоренились, что до сих пор поселяне в Швеции и Германии очень неприязненно смотрят на хромых, горбатых и болезненных детей, называя их обыкновенно подкидышами эльфов.

Эльфы в датском фольклоре

В Дании под словом «эльфы» подразумеваются существа, легенды о которых широко распространены по всей северной Европе; их называют скоге, или лесными духами или элле. Описания их схожи — мужчины похожи на стариков в широкополых шляпах, а женщины молодые и прекрасные, однако под зелеными платьями они прячут бычьи хвосты (как и мужчины-элле), а если случайно увидеть женщину-элле сзади, можно заметить, что спина и затылок у неё — полые.

Эльфы в шведском фольклоре

Хотя легенды об эльфах не слишком распространены у шведов, их фольклор включает в себя большое количество рассказов и легенд о фейри и всевозможных мистических существах, обитающих в лесу. Считается, что лесные духи, упоминаемые в старинных шведских преданиях, это лесные эльфы или по-другому — лесной народ.

Во времена язычества люди верили, что в особенно раскидистых и мощных деревьях обитает лесной эльф. Ореол святости вокруг языческих рощ и деревьев берет начало от древнего обычая совершать жертвоприношения на деревьях. Возможно, сама идея обитаемых деревьев была заимствована из греко-римской культуры.

В Швеции, как и во всех странах северной Европы, есть сказание о волшебных существах, с полыми спинами, обитающими в лесах. Шведы называют их скоге. Скоге, скорее всего, не относятся к числу злых духов, но люди предпочитали с ними не встречаться; для чего и брали с собой в лес металлические предметы. Версия о том, что сверхъестественные существа боятся железа так же широко распространена в Европе.

В Швеции до сих пор можно увидеть так называемые эльфийские алтари (elf-altars), на которых во времена язычества совершались обряды и жертвоприношения. Некоторые эти обряды проводились и после принятия христианства.

Эльфы в искусстве

Эльфы глубоко укоренены в европейской традиции. Эльфы присутствуют в произведениях лорда Дансени и Джона Рональда Руэла Толкиена. Интересен образ эльфов у Шекспира. Эльфы часто составляют свиту Санта Клауса. Также об эльфах упоминается у Гете («Фауст»).

Эльфы в произведениях Дж. Р. Р. Толкиена

Эльфы (самоназвание квенди — англ. Quendi) — в произведениях Дж. Р. Р. Толкиена — один из свободных народов Средиземья, старшие дети Илуватара, Перворождённые, сотворённые Илуватаром вместе с людьми в третьей теме Музыки Айнур.

Эльфы считаются прекраснейшими среди живых существ Арды. Их слух и зрение гораздо острее, чем у людей. Они никогда не спят, а чтобы отдохнуть, грезят наяву. Кроме того, они умеют общаться мысленно, без слов (по некоторым сведениям, однако, этим умением обладают только эльдар). Более всего эльфы почитают воды Ульмо и звёзды Варды, под которыми родились. Они жадно стремятся к знаниям и со временем достигли великой мудрости.

Тёмные эльфы

В скандинавской мифологии существовали два типа альвов: верхние (светлые) и нижние (тёмные, или свартальвы), причем последним в «Эддах» уделяется значительно больше внимания. Это существа, живущие под землей и обладающие смуглой кожей. Они неоднократно создавали для богов волшебные вещи. В позднем фольклоре этот образ слился с гномами.

***************

Лично для меня природа этих "существ" абсолютно ясна. Они точно из противоположного Богу мира.

Уровень и структура затрат на рабочую силу представляют собой важные элементы социально-экономической системы. Это определяется тем, что, с одной стороны, затраты на рабочую силу - важнейший социальный индикатор, характеризующий гарантии ее воспроизводства, с другой стороны, затраты на рабочую силу - одна из составляющих себестоимости продукции, доминирующий фактор эффективности и конкурентоспособности производства.

Статистика расходов на рабочую силу является новым разделом отечественной статистики труда. Ее появление непосредственно связано с развитием рыночных отношений во всех сферах жизни общества. Информация о расходах на рабочую силу необходима для нормального функционирования рынка труда.

Затраты предприятия (организации) на рабочую силу - это сумма вознаграждений в денежной и натуральной формах за выполненную работу и дополнительные расходы, понесенные предприятием (организацией) в пользу работников в течение года.

К затратам на рабочую силу относятся: заработная плата, страховые взносы в социальные фонды, расходы, связанные с обеспечением работников жильем, оздоровительными мероприятиями, профессиональным обучением, культурно-бытовым обслуживанием, налоги, связанные с использованием рабочей силы. Таким образом, в состав затрат работодателей на рабочую силу входят заработная плата и все дополнительные издержки, связанные с обеспечением воспроизводства рабочей силы.

Уровень и структура расходов на воспроизводство рабочей силы в различных странах обусловливаются историческими, социально-экономическими, природно-климатическими, культурными и другими особенностями.

Степень удовлетворения основных потребностей, связанных с воспроизводством рабочей силы, относительно других стран или научно обоснованных нормативов относится к важнейшим характеристикам социально-экономического прогресса. Проблема удовлетворения конкретных потребностей воспроизводства рабочей силы (в питании, жилье, образовании, здравоохранении и т.д.) состоит в том, чтобы установить их размеры, а затем определить источники возмещения расходов на них.

Механизм возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы устанавливает основные статьи расходов на это воспроизводство, источники финансирования, принцип их взаимосвязи, т.е. конкретные формы возмещения затрат на рабочую силу, методы, субъекты и уровни их регулирования.

На государственном уровне ценой рабочей силы выступают совокупные затраты на нее, для работника - индивидуальный доход, а для работодателя - все расходы, связанные с работником. Соответственно и способы измерения цены рабочей силы различны: это, с одной стороны, затраты работодателей на рабочую силу, а, с другой, - так называемые компенсации (выплаты работодателей в денежном и натуральном выражении) рабочим и служащим. Затраты работодателей на рабочую силу и компенсации работникам - тесно связанные понятия. Затраты работодателей на рабочую силу по своему содержанию шире компенсаций работникам, так как охватывают практически все расходы предпринимателей на рабочую силу.


Определение затрат работодателей на рабочую силу и их общая типовая классификация утверждены Международной организацией труда (МОТ) в Резолюции ХI международной конференции по статистике труда.

При определении расходов на рабочую силу используют две концепции: народнохозяйственную и отраслевую (или на уровне предприятия). В первом случае речь идет об учете затрат, которые несут не только непосредственно работодатели, но и государство по профессиональной подготовке работников, социальным программам, пенсионному обеспечению и др., а во втором - об учете затрат, которые несет работодатель в связи с наймом и содержанием рабочей силы. Естественно, что эти затраты на рабочую силу различаются. Однако на практике реализация народнохозяйственной концепции связана с серьезными проблемами, особенно, если необходимо получить данные не по экономике в целом, а по отрасли или региону. Поэтому при сборе и анализе данных о расходах на рабочую силу предпочтение отдается отраслевой концепции.

Как правило, затраты работодателей на рабочую силу рассчитываются на единицу времени труда (отработанное или оплаченное время).

Особое внимание уделяется тому, чтобы затраты на рабочую силу, численность работников и отработанное время относились к одному и тому же периоду . С этой целью информация о численности работников и об отработанном времени, а также о неотработанном и оплаченном времени является составной частью обследований расходов на рабочую силу.

Средние показатели затрат на рабочую силу рассчитываются по экономике в целом, отраслям экономики, регионам, предприятиям различных форм собственности.

Разрабатываются также средние показатели затрат на рабочую силу для предприятий с разной численностью работников и для предприятий с различным уровнем рентабельности.

Наибольший интерес представляет анализ структуры расходов на рабочую силу. При этом определяются средние показатели затрат как в расчете на один отработанный человеко-час и на одного работника по основным элементам затрат, выделенным в классификации расходов, так и в процентах к общей сумме затрат на рабочую силу и анализируется дифференциация отдельных видов затрат как внутри отрасли, так и на межотраслевом уровне.

Безусловно, что показатель средних затрат в расчете на отработанное время является наиболее универсальным. Он широко применяется развитыми странами и международными организациями для характеристики эффективности использования живого труда, а также для оценки конкурентоспособности государств на мировом рынке с точки зрения издержек на рабочую силу.

Важно отметить, что величина затрат на рабочую силу, их дифференциация играют существенную роль в поддержании макроэкономического равновесия.

Структура затрат работодателей на рабочую силу по методологии МОТ основана на видовом критерии их классификации. Затраты разделяются на 10 групп элементов, однотипных по своему содержанию и имеющих общие задачи регулирования:

1.Оплата за отработанное время (прямая заработная плата)

1.1. Заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время.

1.2. Заработная плата, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг).

1.3. Стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты.

1.4. Премии и вознаграждения (включая стоимость натуральных премий, носящие регулярный или периодический характер, независимо от источников их выплаты).

1.5. Стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей, допуск к государственной тайне и т.п.).

1.6. Ежемесячные или ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы.

1.7. Компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда.

1.8. Оплата труда квалифицированных рабочих, руководителей, специалистов предприятий и организаций, освобожденных от основной работы и привлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

2. Оплата за неотработанное время

2.1.Оплата ежегодных и дополнительных отпусков (без денежной компенсации за неиспользованный отпуск).

2.2.Оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам.

2.3. Оплата льготных часов подростков.

2.4.Оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях.

3. Единовременные поощрительные выплаты.

3.1.Единовременные (разовые) премии независимо от источников их выплаты.

3.2.Вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы).

3.3.Материальная помощь, предоставленная всем или большинству работников (кроме сумм, указанных в пункте)

4. Выплаты на питание, жилье, топливо, включаемые в заработную плату:

4.1.Стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики питания и продуктов (в соответствии с законодательством).

4.2.Оплата (полная или частичная) стоимости питания, в том числе в столовых, буфетах, в виде талонов, предоставления его по льготным ценам или бесплатно (сверх предусмотренной законодательством).

4.3.Стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики (в соответствии с законодательством) жилья и коммунальных услуг или суммы денежной компенсации за непредоставление их бесплатно.

5. Расходы предприятия (организации) по обеспечению работников жильем.

6. Расходы предприятия (организации) на социальную защиту работников.

7. Расходы на профессиональное обучение.

8. Расходы на культурно-бытовое обслуживание.

9. Затраты на рабочую силу, не отнесенные к ранее приведенным классификационным группам.

10. Налоги, связанные с использованием рабочей силы.

К налогам, которые включаются в состав расходов на рабочую силу, относятся налоги, связанные с числом занятых или ФЗП.

В состав расходов на рабочую силу не включаются доходы по акциям и другие доходы от участия работников в собственности предприятий и организаций. Не относятся к расходам на рабочую силу и выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и другие выплаты, которые осуществляются за счет государственных и негосударственных фондов.

Регулирование затрат работодателей на рабочую силу должно обеспечить, с одной стороны, гарантии воспроизводства рабочей силы и, с другой стороны, эффективность и конкурентоспособность производства. Это общие цели регулирования затрат.