Занятие тренинг для учащихся. «Вместе весело шагать» - тренинг развития преодоления школьной тревожности для учащихся первых классов

Система образования в России постоянно меняется «сверху». Выражается это в появлении и дальнейшей модернизации государственных образовательных стандартов (ФГОСов), которые в системе общего образования за последние десять лет дважды претерпевали значительные изменения. Учителю бывает крайне сложно следить за всеми нововведениями, поэтому портал «сайт» решил помочь в решении повседневных задач преподавателя. Сегодня мы подскажем, как учителю составить конспект урока, соблюдая все требования федерального государственного образовательного стандарта.

Урок нового вида

Согласно рекомендациям, данных Минобром РФ, учитель, прежде всего, должен отразить в конспекте урока содержание своих действий, компетенции ученика, а также разъяснить те источники информации, которые будут использоваться на каждом этапе проведения урока.

Для этого может помочь составление своеобразной таблички с тремя колонками, где преподаватель сможет отразить каждый фрагмент урока. Для чего это нужно? Все очень просто, с введением ФГОС была значительно изменена структура урока. Ранее урок подразумевал решение таких задач, как воспитательной, образовательной и развивающей. Сейчас же к данным задачам обязательно планировать результат обучения, а для этого нужно сформировать универсальные учебные действия (УУД).

Организационный этап урока

Итак, начнем составление конспекта урока. Самым первым содержанием урока будет решение оргмоментов. Это стандартная ситуация, когда перед учеником ставится цель, которую он должен достичь в течение урока. Затем оформляются цели и задачи работы самого учителя а также описывается метод организации самого урока. Последний момент является по требованиям ФГОС, одним из самых важных, ведь именно форму урока учитель должен выбирать, учитывая состав своего класса - готовы ли дети к игровой форме обучения или требуются другие формы обучения.

Альтернативой этому этапу может стать сразу постановка перед классом проблемной ситуации , из которой школьники в ходе урока должны сами найти выход. Примечательно, что на первом этапе компетенции учащихся сводятся лишь к регулятивным УУД - определение проблемы. При этом, в конспекте урока необходимо указать какие источники будут использоваться при постановке целей и решаемой проблемы - будь то учебник, ресурсы Интернета или какой-нибудь учебный фильм.

Этап вовлечения школьников в тему

Следующий этап касается проведения опроса учеников о новой теме и своеобразная актуализация ранее полученных знаний. В конспекте необходимо отразить, что хочет получить на этом этапе сам преподаватель, определить методы мотивирования учеников и даже составить план действий, на случай если детей не удастся вовлечь в новую тему, либо в знании класса будут выявлены значительные пробелы, которые не позволят усвоить материал.

При этом, на данном этапе необходимо составить и подробные компетенции учащихся, которые на данном этапе получают большие свободы чем на этапе организации урока - здесь они самостоятельно решают вопросы о планировании своей деятельности (регулятивные УУД) и решают познавательные и коммуникативные задачи. Ведь именно на этом этапе урока ученик начинает перерабатывать ранее известную ему информацию и заниматься аргументацией своего мнения.

Изучение и закрепление нового материала

Данный этап урока является основным, как, в целом, и раньше, до введения новых ФГОС . Здесь при составлении конспекта урока учитель должен отразить основные положения нового учебного материала и расписать методы их преподавания с учетом особенностей основного состава класса. При этом, можно использовать методы проведения диалогов с аудиторией - либо побуждать детей к решению поставленной задачи (прописать в конспекте вопросы, на которые возможны различные варианты ответов), либо подводить их к решению проблемы (прописать в конспекте вопросы, которые вытекая один из другого должны приходить к ответу на основной вопрос урока).

На данном этапе урока в конспекте нужно прописать, что учащиеся значительно расширяют свои коммуникативные навыки (достигаются за счет познавательных и коммуникативных УУД). Школьники вступают в диалог, отстаивают свое мнение, строят конструктивные гипотезы вместе с коллективом класса и с учителем. Здесь же можно отметить и ресурсы, которые будут использоваться для познавания нового материала - это либо учебники, либо интерактивные учебные материалы.

Домашнее задание - заключительная глава конспекта урока

В ней прописываются те цели, которые самостоятельно должен достигнуть ученик, а также прописываются цели и задачи, которые ставит перед собой учитель. Кроме того, здесь необходимо прописать критерии оценки домашнего задания. В компетенциях же учащихся будет достаточно указать лишь одно регулятивное УУД - самоконтроль .

Редакция «сайт»

Урок предназначен для учителей начальных классов, работающих по УМК «Школа России» в 1 классе, на уроке использована технология проблемного диалога.

Урок по математике в 1 классе по ФГОС

Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Цели урока :

Ознакомление с приемами вычислений с переходом через десяток, развитие устных вычислительных навыков, умения решать задачи;

Развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять существенные признаки и свойства;

Воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД:

Формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

Учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;

Определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД:

Наблюдать и делать выводы.

3. Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.

4. Личностные УУД:

Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Технологии:

Технология проблемного диалога.

Оборудование: учебник «Математика» 1 класс М.И.Моро, карточки для работах в группах.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

I. Самоопределение к деятельности

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Вы готовы?

Приступаем.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

III. Постановка учебной задачи.

1. Математический диктант.

Найдите сумму чисел 7 и 3.

На сколько 10 больше, чем 5?

Увеличьте число 6 на 3.

1-ое слагаемое 5, 2-ое слагаемое 4. Найдите сумму.

8 уменьшите на 6.

2. Ассоциативный ряд.

На доске:

2+7 = 5+1= 8+2= 9+4=

Посмотрите внимательно, что написано на доске и расскажите, что вы заметили нового в записи примеров?

Запишите и вычислите эти суммы.

После решения примеров, детям предлагается сравнить свои вычисления в тетрадях с примерами на доске.

В чем была трудность?

Какая цель нашего урока?

Значит, какая тема сегодня на уроке?

Записывают значения выражений в строчку.

Взаимопроверка в парах.

Рассматривают ряд.

Это суммы.

Мы не сумеем решить последний пример.

Дети самостоятельно пробуют выполнить задание.

Одновременно 2 учащихся работают на закрытых досках.

Сравнивают и находят ошибки.

Мы не знаем, как складывать числа с переходом через десяток.

Научиться решать примеры с переходом через десяток.

Сложение чисел с переходом через десяток.


IV. Построение проекта выхода из затруднений.

Внимательно посмотрите на примеры те, которые вы легко решили. Как вы их решали?

А как удобно прибавлять числа?

Удобно прибавлять к десяткам, так легче считать.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Молодцы!

А теперь вернемся к нашему примеру

Кто сможет объяснить решение данного примера.

Прибавляем число по частям. Сначала прибавляем столько, чтобы получить 10.

Вспоминаем, что 4 это 1 да 3. Уже прибавили 1, теперь надо прибавить 3.

Можно записать так:

Ученик решает у доски.

Физминутка

VI. Самостоятельная работа в группах с самопроверкой.

Дает задание каждой группе на карточках.

Карточка 1.

Карточка 2.

Карточка 3.

Дети работают в группах.

Консультант сверяет результаты.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Предлагает работу по учебнику (стр. 64 № 4).

В каком примере мы применили полученные знания на уроке?

В чем затруднялись при решении?

Задача №3 , №5 (устно)

Дети работают в тетрадях и у доски, отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность.

VIII. Итог урока

(Рефлексия)

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Вам было легко или были трудности?

Предлагает домашнее задание с.65№6

А для любознательных самостоятельно составить 3-4 примера на сложение чисел с переходом через десяток.

Соотносят цель и результаты действия.

Проговаривают способы «открытия» нового знания.

Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной формой организации образовательного процесса в школе остаётся урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Главным вопросом сегодня остаётся то, каким должен быть урок в современных условиях.

В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (интерактивная доска, компьютер, диапроектор);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
  • урок, содержащий разные виды деятельности;
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • урок воспитывает думающего ученика – интеллектуала.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Рассмотрим ресурсы современного урока. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Какова же характеристика современного урока?

Выделяют следующие подходы к уроку:

Личностно ориентированный;

Деятельностный;

Системный;

Инновационно-творческий.

Современный урок включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально - ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока. В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

Личностные:

  • обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность);
  • умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд);
  • желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Регулятивные:

  • обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
  • целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
  • планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
  • контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
  • саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
  • коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
  • самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Я хотела бы более подробнее остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе. К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Наиболее наглядно это можно увидеть на уроках математики. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам. С 1-го класса начинается формирование моделирования как универсального учебного действия. Первые представления о взаимосвязи предметной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы “Число и цифра”. Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели.

На уроках русского языка также используется моделирование. На этапе обучения грамоте это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении всего курса русского языка при изучении темы “Орфография”. Очень хорошо помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и проведя исследовательскую работу изменить или уточнить данную схему.

Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса “Литературное чтение”. Учебники содержат задания, направленные на формирование логических операций. При изучении курса “Окружающий мир” развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой.

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время “готовых” уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.

Тренинговое занятие Тема «Дружба начинается с улыбки»


Описание: предоставляю Вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия проводимого в тренинговой форме, которое будет интересно и полезно педагогам-психологам, учителям начальной школы, социальным педагогам, педагогам организаторам. Данное занятие предназначено для работы с учащимися начальных классов.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.
Задачи:
способствовать формированию позитивного настроя между одноклассниками по средствам невербальной коммуникации
способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися
развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному коллективу
развивать у учащихся начальной школы способности понимать эмоциональное состояние людей через невербальные средства общения
воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к одноклассникам
воспитывать толерантность, терпимость и уважение к одноклассникам
Форма проведения: тренинг
Оборудование: магнитофон, фонограмма с песней «улыбка» из мультфильма «Крошка енот», раздаточный материал цветы настроения, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия:
Упражнение «Цветок моего настроения»
Педагог-психолог: Ребята вы знаете, что наше настроение бывает разным. Давайте, сравним наше настроение с цветками. У каждого из вас на партах лежат цветы – настроения, посмотрите на них внимательно и выберете тот цветок, который соответствует Вашему настроению.
Учащиеся рассматривают пиктограммы (цветов - настроения), определдяют изображённые на них эмоции. А затем каждый из учащихся выбирает один из цветков настроения, который соответствует его настроению на данный момент, и объясняют свой выбор.

Педагог-психолог: Как мне приятно, что у вас в основном у всех хорошее настроение и ваших цветочках, которые вы выбрали красивая и добрая улыбка.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Педагог-психолог: Все мы знаем, что без друзей очень плохо, а как вы думаете, какой самый простой способ завести себе друзей?
Учащиеся вспоминают и перечисляют способы, с помощью которых можно завести друзей.
Педагог-психолог: Все перечисленные вами способы хороши, но есть самый простой и самый действенный способ для приобретения друзей – это…
Сейчас я вам загадаю загадку автор, которой Елена Осипова отгадка, на которую и будет этот способ.
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,

С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об...
Учащиеся: Улыбке!
Педагог-психолог: правильно улыбка! Вот сейчас я вам предлагаю взять друг друга за руки, посмотреть друг другу в глаза и молча улыбнуться.
Упражнение выполняется под песню из мультфильма «Крошка енот» «Улыбка» на музыку В. Шаинского и слова М. Пляцковского.
Педагог-психолог: Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?
Учащиеся
Педагог-психолог: Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка – самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.
«Мозговой штурм». Дружба это...
Учащимся предлагается подумать над следующим вопросом:
Ребята, как вы понимаете слово «дружба» и кто такой по вашему "друг"?
Учащиеся после небольшого размышления высказываются.
Педагог-психолог подводит итог обсуждения и дает следующие определение понятий «дружба» и «друг»
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Друг – это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.
Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку.
(Вместе с учащимися выводятся следующие правила дружбы)
Правила дружбы:
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
Педагог-психолог. Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.
Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит?
Учащиеся приводят свои объяснения
Педагог-психолог обобщает высказывания учащихся.
Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга. А вы умеете определять эмоциональное состояние своих друзей-одноклассников? Вот сейчас мы и проверим.
Упражнение "Угадай эмоцию друга"
Один из учащихся подходит и вытаскивает карточку с названием того или иного эмоционального состояния (например, радость, горе, веселье, страдание, сострадание, удивление и так далее), и показать его с помощью невербальных средств общения. Другие учащиеся должны догадаться, какое эмоциональное состояние им продемонстрировал их одноклассник. Тот, кто отгадает первым, выходит следующим, для загадывания эмоционального состояния.
Педагог-психолог: Ребята скажите, пожалуйста, какое эмоциональное состояние человека вам нравится больше всего? (учащиеся чаще всего отвечают, что им больше нравится эмоции радость). А с помощью чего вы определяете, это состояние?
Учащиеся. С помощью улыбки на лице.
Педагог-психолог: Так как вы думаете, в чем же секрет улыбки?
Учащиеся высказывают свои соображения.
Педагог-психолог подводит итог.
Когда люди часто улыбаются, они становятся еще красивее.
Мировые учёные подсчитали, что 80 процентов успеха в жизни человека во многом зависит от его умения общаться с улыбкой.
Важно не забывать уметь улыбаться окружающим, так как это помогает нам доброжелательно относиться друг к другу и помогает приобрести много друзей.
С помощью доброй улыбки можно поднять своё настроение и настроение окружающих нас людей.
Ученые говорят, что пять минут смеха может продлить жизнь человека на один год.
Разрешите мне вам дать ряд советов:
Каждое утро не забывайте улыбаться себе - улыбайтесь перед зеркалом.
Постарайтесь на видном месте поместить фотографию или картинку улыбающихся людей.
Не забывайте дома, на улице, в школе, чаще улыбайтесь своим родителям, друзьям, учителям.
Помните - улыбаясь, вы улучшаем своё здоровье и делаете лучше окружающую нас жизнь.
Не забывайте, улыбайся, когда здороваетесь с людьми.
Упражнение «Цветок дружбы»
Педагог-психолог: Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса.
Педагог-психолог показывает учащимся круг основание цветка, на котором написан цветок, какого класса (например, 3 «А»).
Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете из цветной бумаги эту ладонь и на ней напишите свои добрые пожелания, своим друзьям-одноклассникам.
Учащиеся выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он вывешивается на доску.
Педагог-психолог: Красивый у нас получился цветок дружбы нашего класса? Вам он нравится?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»
Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.
Учащиеся становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.
Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Пояснительная записка

Данная программа направлена на формирование умения взаимодействовать с другими людьми, на овладение навыками общения.

Данная программа предназначена для учащихся 2 - 4 классов , имеющих повышенный уровень школьной тревожности и трудности в общении со сверстниками. Дети с эмоциональными и поведенческими нарушениями испытывают трудности в процессе социализации. Им требуется помощь, чтобы преодолевать возникающие преграды.

Цель.

Формирование навыков адекватного общения со сверстниками в окружающем социуме.

Задачи:

Формировать чувства психологической защищённости; развивать конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе ; закреплять навыки бесконфликтного общения в детском коллективе; повышать коммуникативную компетентность учащихся.

Наполняемость группы.

Учащиеся 2 - 4 класса имеющие повышенный уровень школьной тревожности и учащиеся, у которых есть трудности в общении со сверстниками. Общее количество детей в группе 10 человек.

Режим занятий.

Цикл включает в себя 10 занятий продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Сроки реализации программы: октябрь - декабрь.

Методы и формы работы.

Беседа Ролевая игра Упражнения по межличностной коммуникации Методы самовыражения (в рисунке, в создании образа) Анкетирование

Ожидаемый результат.

Снижение уровня школьной тревожности; Овладение способами взаимодействия со сверстниками; Формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

1. Давайте познакомимся

2. Чем я отличаюсь от других

3. Я в мире людей

4. Общение в моей жизни

5. Конфликт - как быть?

6. Без друзей меня чуть-чуть

7. Теперь я другой!

Тема № 1 “Давайте познакомимся”. На данное занятие отводится 1 час.

Позволяет участникам группы познакомиться друг с другом. Учит работать в группе.

Тема № 2 “Чем я отличаюсь от других”. На данное занятие отводится 1 час.

Позволяет осознать ценность и уникальность личности каждого.

Тема № 3 “Я в мире людей”. На данное занятие отводится 2 часа. Позволяет создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений. Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Тема № 4 “Общение в моей жизни”. На данное занятие отводится 1 час. Позволяет формировать навыки эффективного общения.

Тема № 5 “Конфликт – как быть?”. На данное занятие отводится 2 часа. Позволяет обучить поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.

Тема № 6 “Без друзей меня чуть-чуть”. На данное занятие отводится 1 час. Позволяет совершенствовать навыки эффективного повседневного общения. Воспитывать культуру общения .

Тема № 7 “Теперь я другой”. На данное занятие отводится 1 час. Позволяет обобщить полученные знания, умения, навыки. Проверить результативность данных занятий.

Структура занятий:

    Ритуал приветствия. Разминка. Основное содержание занятий, включающее в себя различные упражнения. Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

Методическое обеспечение

Занятия проходят с использованием следующих форм и методов работы:

    беседа; ролевая игра; упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения; анкетирование.

На последнем занятии проводится диагностика школьной тревожности. (Метод неоконченных предложений).

Список литературы

Гилёва Т. Шихова Т. Тайны островов Внутренних Сил // Школьный психолог. – 2007. № 22. Зарипова Ю. Поверь в себя // Школьный психолог. – 2007. № 4(16). Никушкина Н. Социализация детей-сирот // Школьный психолог. – 2007. - №1(13). Рудякова О. Маленький волшебник // школьный психолог. – 2007. - №21. Овчарова психология в начальной школе. – М., 2004г. Юдина Н. Программа “Навстречу” // Школьный психолог. – 2007. - №12.

Тренинговые занятия

Тренинговое занятие №1

“Давайте познакомимся!”

Цель: знакомство с группой.

Задачи:

    совершенствовать умения действовать по правилам; развивать навыки правильного взаимодействия; создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений.

Материалы: плакаты с правилами.

1 Упражнение « Приветствие в кругу» (3 мин)

Психолог: Когда люди знакомятся друг с другом, что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Давайте встанем в круг. Я сейчас приветствую вас движением, а вы в ответ также приветствуйте меня.

Психолог приветствует детей кивком головы, ладошкой, поднятием плеча, носком ноги и т. п. Дети встают в круг и приветствуют друг друга.

2 Объяснение темы и целей занятий (3-5 мин)

Мы начинаем цикл занятий, который проведём в течение двух месяцев. Занятия будут проходить по … на … в кабинете … . Цель наших занятий выработать умения и навыки доброжелательных отношений с другими людьми. Эти умения и навыки пригодятся вам в дальнейшей жизни. Надеюсь, что наши занятия станут для вас полезными и интересными, помогут вам общаться и дружить.

3 Упражнение «Блиц – знакомство» (3- 5 мин)

Назови свое имя и свой любимый цвет.

4 Принятие правил группы(3 -5 мин)

Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила.

Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите “Да-да-да” и хлопайте в ладоши, если не согласны, то говорите “Нет-нет-нет” и топайте ногами.

Правила группы.

Внимательно слушать, когда говорят другие – “Да”

Драться – “Нет”

Уважать чужое мнение – “Да”

Шуметь – “Нет”

Шутить и улыбаться – “Да”

Дуться и быть “букой” - “Нет”

Говорить по одному – “Да”

Перебивать говорящего – “Нет”

Смотреть на того, к кому ты обращаешься – “Да”

Смеяться над говорящим – “Нет”

Сформулированные правила написаны на листах ватмана и вывешиваются на стену.

5 Игра «Снежный ком»

Психолог: Продолжим знакомство друг с другом. Давайте встанем в круг. Сейчас мы будем знакомиться, называя свои имена по очереди. Получая мячик от соседа, каждый сначала называет имена предыдущих соседей, а только потом - свое.

6 Упражнение “Знакомство” (5 – 7 мин)

Распределитесь на группы по признакам:

Цвету волос (светлые, тёмные)

Росту (от высокого до низкого)

Имени (сколько имён столько групп)

Цвету глаз (голубые, карие, серые, зелёные)

По дате рождения (весна, лето, осень, зима).

7 Упражнение “Вот я какой!” (7-10 мин)

Детям предлагается заполнить анкету.

Анкета “Вот я какой!”

Дети садятся в круг. Каждый зачитывает свои ответы по каждому пункту.

Ведётся обсуждение.

С кем из детей у тебя больше всего общего?

Чьи ответы показались тебе самыми интересными?

На какой вопрос тебе было сложно ответить? Почему?

8 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в круг.

Понравилось ли вам наше первое занятие? Чем?

Каждый высказывается.

9 Прощание (5 мин)

Каждый произносит фразу.

Тренинговое занятие №2

“Чем я отличаюсь от других!”

Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.

Задачи:

    совершенствовать умение работать в группе; развивать навыки самосознания; создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений.

Материалы: мяч, магнитофон, анкеты, карандаши.

1 Приветствие (2-3 мин)

2 Упражнение “Ласковое имя” (5 мин)

Дети стоят в кругу. Психолог просит вспомнить, как их ласково называют дома. Затем дети, передавая мяч, называют своё ласковое имя. После того как все назовут свои имена, мяч передаётся в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому передаёшь мяч.

3 Упражнение «Визитка» (10 мин)

Психолог: Сейчас мы с вами будем делать визитки. Возьмите фломастеры или цветные карандаши и изобразите любой рисунок, значок, символ, по которому вас можно будет узнать, определить. Это может быть какой либо предмет, игрушка, растение, животное, явление природы.

Психолог: Давайте сядем в общий круг и рассмотрим визитки друг друга, каждый по очереди объяснит свой рисунок.

4 Упражнение “Бинго! ” (10-15 мин)

Каждому участнику выдаётся бланк (“бинго” - формуляр). Утверждения, представленные в таблице, подходит, по крайней мере, одному из участников.

Играет на музыкальном инструменте

Занимается спортом

Единственный ребёнок в семье

Пишет левой рукой

Умеет плавать

Летал на самолете

Умеет играть в шахматы

Любит мороженое

Любит математику

Легко заводит друзей

Имеет домашнее животное

Любит поспать

Играет в компьютерные игры

Каждый игрок опрашивает всех участников и делает пометки в своей таблице. Если опрашиваемый ребёнок соглашается с утверждение, то в таблице делается пометка. Первый, кто справится с заданием, должен крикнуть: “Бинго!”

Дети садятся в круг и подводя итоги опроса.

5Упражнение “Поменяйтесь местами те …” (7-10 мин)

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в круг.

Каждый высказывается.

7 Прощание (3 мин)

Тренинговое занятие №3

“Я в мире людей”

Цель:

Задачи:

    совершенствовать умение работать в группе; развивать коммуникативные навыки; создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений; вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: магнитофон, бумага, фломастеры.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Поменяйтесь местами те …” (7-10 мин)

Дети сидят на стульях в кругу. Начинает игру психолог. Он ведущий стоит в центре круга, стула у него нет. Ведущий по желанию выбирает какой-либо признак, имеющийся у некоторых детей, и просит их поменяться местами. Например: “Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы”. Те, у кого светлые волосы меняются местами друг с другом. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим.

3 Упражнение “Подарок” (10 мин)

Детям предлагается подарить любой воображаемый предмет. О подарке нельзя говорить, нужно изобразить его с помощью рук. Тот, кому подарили подарок, должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и подарить свой подарок следующему.

4 Упражнение “Продолжи рисунок” (10 – 12 мин)

Детям выдаются листы бумаги и фломастеры.

По сигналу “начали” дети начинают рисовать на своём листке. По сигналу “поменялись” дети меняются листами по часовой стрелке и продолжают начатый рисунок другим ребёнком. По следующему сигналу меняются листами. Игра продолжается пока рисунок не возвратиться к хозяину.

Обсуждение.

Легко ли было выполнить задание?

5 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в круг.

Понравилось ли вам наше занятие? Чем?

Что нового вы узнали?

Каждый высказывается.

6 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”. Пока каждый не произнесёт фразу.

Тренинговое занятие №4

“Я в мире людей”

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

    вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу; совершенствовать умение работать в группе.

Материалы: магнитофон, карточки в виде листка, фломастеры, плакат с изображением дерева.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2Упражнение “ Дерево дружбы” (5 мин)

Дети садятся за стол.

У нас есть дерево, на котором всего один листок. “Что он чувствует? Каковы его желания?”

Дети пожеланию отвечают на вопросы.

Мы можем помочь листочку, подбодрив его пожеланиями.

Пожелание нужно написать на листочке фломастером, а затем приклеить его на наше дерево.

Дети пишут пожелания. Приклеивают их на дерево. (Звучит музыка)

Что теперь чувствует листок?

3 Упражнение “Только вместе” (7 – 10 мин)

Дети разбиваются на пары и встают спиной к спине. Пробуем сесть на пол, а затем встать, не отрывая своей спины от спины партнёра.

Обсуждение. С кем работать было легче и веселее? Что было самым трудным в этом упражнении?

4Упражнение “Слепой и поводырь” (10 мин)

Дети разбиваются на пары. Одному завязывают глаза. Его задача пройти определённый путь, на котором встречаются преграды. Остальные участники делятся на “плохих” и “хороших”. Которые подсказывают “слепому” путь. “Хорошие” говорят верно, “плохие” пытаются навести “слепого” на преграды. “Слепой” должен сам определить кто “хороший”, а кто “плохой”.

Затем меняется участник “слепой”.

5Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

6Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие №5

“Общение в моей жизни”

Цель: формирование навыков эффективного общения.

Задачи:

Материалы: листки, фломастеры.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

3 Игра «Концентрические круги», с элементами активного слушания.

Темы для беседы:

1. Мой любимый сказочный герой.

2. Мое любимое время года.

3. Мой любимый урок.

4. Мое любимое животное.

5. Моя любимая еда.

6. Мое хобби.

Анализ игры.

Что интересного узнал про ребят?

Что нового узнал про ребят?

Какое у тебя настроение после игры?

4 Упражнение “Расшифруй слово” (5 мин)

Детям предлагается разделиться на две группы. Необходимо расшифровать каждую букву слова ОБЩЕНИЕ. Подобрать к каждой букве слово, начинающееся на эту букву, имеющее значение близкое к слову общение.

Обсуждение.

Легко ли было выполнить это упражнение?

Легко ли было работать в группе?

А теперь с этими словами надо составить предложения. Затем дети по очереди зачитывают свои предложения. Задача остальных – выделить из предложения слова, которые придумали ребята.

5 Упражнение “Ситуация” (10 – 15 мин)

Дети делятся на три группы, две группы– исполнители, и одна– наблюдатели.

Группам по исполнителям предлагается разыграть сцену. Наблюдатели оценивают правильность поведения в ситуации.

Ситуация. Вы сидите в классе. Заходит ученик – “новенький”.

1 группа. Сидящие за партой продолжают разговаривать между собой и не обращают внимания на вошедшего в класс ребёнка. Вошедший ученик тихо садится подальше от них.

2 группа. Сидящие за партой с интересом смотрят на вошедшего. Спрашивают у него “Как тебя зовут? От куда ты к нам пришёл?” Называют свои имена. Приглашают войти и предлагают сесть, указывая какое место свободно. Вошедший активно отвечает на вопросы. Слушает внимательно учеников.

Группа наблюдателей разбирает поведение в ситуации. Даёт свою оценку.

Обсуждение.

В какой ситуации правильное поведение? Почему?

В какой ситуации “новенькому” сложнее?

Что ты чувствовал в роли “новенького”?

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

7 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие №6

“Конфликт - как быть?”

Цель:

Задачи:

    вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать навыки эффективного общения.

Материалы: магнитофон.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

Обсуждение.

3 Упражнение “Ситуация” (15-20 мин)

Детям предлагается вспомнить конфликтную ситуацию.

Обсуждение.

Что вы тогда чувствовали?

Как вы вышли из конфликтной ситуации?

Теоретический материал.

Психолог рассказывает о разных вариантах выхода из конфликтной ситуации.

Соперничество.

Ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чём не уступаешь сопернику.

Избегание.

Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, всё замечательно.

Сотрудничество.

Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять его.

Приспособление.

Ты отказываешься от собственных интересов ради другого.

Компромисс.

Предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств.

Давайте потренируемся над разрешением конфликтной ситуации.

1. Ты договорился с друзьями идти гулять, а мама говорит, что надо помочь ей по дому вымыть посуду. Давайте разрешим эту ситуацию, используя разные стратегии. На ваш взгляд, какая стратегия самая удачная.

2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул, а она нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты и ему домой и напомнил про книгу. А он сказал тебе, что забыл, куда ее положил и теперь не может найти. Подумайте, как можно разрешить эту конфликтную ситуацию.

4 Упражнение “Я рад общаться с тобой” (5 мин)

5 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

6 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие №7

“Конфликт - как быть?”

Цель: обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.

Задачи:

    вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать навыки эффективного общения; формировать навыки разрешения конфликтной ситуации.

Материалы: магнитофон.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Толкотня” (5 мин)

Детям предлагается произвольно двигаться по классу. При этом толкать друг друга.

Обсуждение.

Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

3 Упражнение “Ситуация” (15 мин)

Детям предлагается разыграть ситуации, которые возникают в классе.

Ситуация №1. “Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Как поступить?

Какой вариант выхода из конфликта был избран?

Как ещё можно поступить?

Следующие ситуации предлагают дети.

4 Упражнение “Я – высказывание” (10 мин)

Как высказывать свою точку зрения, не обижая партнёра?

Ситуация: Ваш одноклассник взял у вас ручку и не отдаёт. Вам ручка нужна.

Как вернуть ручку?

Дети предлагают свои ситуации и пути выхода из конфликта.

5 Упражнение “Я рад общаться с тобой” (5 мин)

Один ученик протягивает кому-нибудь из ребят руку со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг.

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

7 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие № 8

“Без друзей меня чуть-чуть”

Цель: совершенствовать навыки общения.

Задачи:

    развивать умение замечать положительное в неприметном, выражать это в доброжелательной и приятной форме; совершенствовать навыки эффективного повседневного общения; воспитывать культуру общения.

Материалы: магнитофон, корзина с карточками, карточки с номером.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Дерево и ветер” (5 мин)

Дети делятся на пары. Один в паре “дерево”, другой “ветер”. Ветер дует на дерево – “дерево” наклоняется в зависимости от силы “ветра”.

“Дерево” и “ветер” меняются местами.

3 Упражнение “Рисунок страха” (7 – 10 мин)

На прошлом занятии мы говорили о том, что, переходя в пятый класс, в четвёртом классе появляется тревога, так как мы ещё плохо представляем, что нас там ждёт. Пятый класс уже прошёл этот путь.

Надо нарисовать свой страх или что-то тревожащее вас (это может быть место или вещь).

Обсуждение. Дети рассказывают, что они изобразили и какой страх заключили в этот образ.

Уничтожение страха. Дети рвут свои рисунки на мелкие части и мусор выбрасывают в мусорное ведро.

4 Рефлексия (3 – 5 мин)

Дети отвечают на вопрос: “Легко ли было изобразить страх”, “Какие трудности встретили при выполнении этого задания?”

5 Упражнение “Кораблекрушение”(10 – 15 мин)

Дети делятся на две команды, согласно номеру при пересчёте на “первый-второй”. Команды работают за столом. Участники получают карточки, изображающие части корабля. Каждая команда выбирает несколько карточек с надписью предмета.

Задача команды: придумать назначение этих предметов на корабле. Ответ должен быть оригинальным.

Командам даётся несколько минут на выполнение этого задания.

Затем команда представляет своё решение.

Набор карточек с названиями предметов.

Нитки, лёд, деньги, канат, игрушечный медведь, платок, тетрадь, мука, ложка, компьютер, телефон, зеркало, компас, шкаф, лыжи, дудка, барабан, слон, лупа, карта, картина, рыба, кости, глобус, перо, куртка, книга, воздушный шарик , шнур от магнитофона, краска синего цвета, сказка “Колобок”, клей, клубок пряжи, кольцо, сундук, надувной бассейн, крем, засушенный жук, клюшка, мяч, пенопласт, учебник “Русский язык”, рулон бумаги, кот “Тимофей”, фотография дома, ролики, свеча, ёжик, медаль, очки, пульт от телевизора, цветок, линейка, скакалка, печка, ботинок, перчатка, золотая цепочка, часы, лак для волос.

Обсуждение.

Легко ли вам было придумать назначение предметам? Если “нет”, то почему?

Дети высказываются по желанию.

6 Завершение (3 мин)

Каждый из вас, как эти части корабля, выброшенные на берег во время шторма, является частичкой большого, общего. Без вас нет возможности двигаться вперёд. Только объединившись – вы сила.

Дети встают в круг. Берутся за руки.

Представьте, что мы корабль, плывущий по волнам.

Звучит музыка.

Дети покачиваются в разные стороны под звуки музыки.

7 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

8 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие № 9

“Без друзей меня чуть-чуть”

Цель: совершенствование навыков общения.

Задачи:

    совершенствовать навыки эффективного повседневного общения; воспитывать культуру общения.

Материалы: магнитофон, листки, фломастеры.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Дерево и ветер” (5 мин)

Дети делятся на пары. Один в паре “дерево”, другой “ветер”. Ветер дует на дерево – “дерево” наклоняется в зависимости от силы “ветра”.

“Дерево” и “ветер” меняются местами.

3 Упражнение “Рисунок дружбы” (7 мин)

Детям предлагается нарисовать образ дружбы.

Обсуждение.

Легко ли было образно изобразить дружбу?

Какие цвета вы чаще использовали? Почему?

Какие чувства вы испытывали, выполняя задание?

4 Упражнение “Групповая дискуссия” (5 – 7 мин)

Где можно найти себе друга?

Как выбрать друга?

Расскажи о своём друге. Почему ты с ним дружишь?

5 Упражнение “Объявление” мин)

Детям предлагается написать объявление: “Ищу друга”. В нём нужно указать свои основные увлечении, любимые занятия. Чем вы занимаетесь в свободное время ? Чем можете заинтересовать другого человека, чем помочь ему?

Дети зачитывают свои объявления.

Обсуждение.

Кому захотелось ответить на объявление?

Легко ли было составить объявление?

После занятия дети вывешивают на стенд свои объявления.

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

7 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие № 10

“Теперь я другой!”

Цель: обобщение полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

    диагностировать уровень школьной тревожности; воспитывать позитивное отношение к себе и окружающим.

Материалы: магнитофон, листки, фломастеры, корзина с карточками.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Ассоциации” (7 мин)

Вспомните, какими вы были в начале наших занятий. С каким предметом вы можете себя сравнить?

Сравните с каким-либо предметом, животным, цветком вас сегодняшнего.

3 Упражнение “Я – хороший, мы – хорошие”мин)

Дети выходят в центр круга по очереди и произносят: “Я – хороший” - сначала шёпотом, потом громче, потом ещё громче. После того как все побывают в центре круга, образуют круг, держась за руки, шёпотом произносят: “Мы – хорошие”. Делают шаг вперёд к центру круга и произносят фразу громче. После этого делают ещё шаг вперёд, образуя плотный круг, и очень громко произносят фразу.

4 Диагностика “Метод неоконченных предложений” (7 мин)

Детям предлагаются листки с неоконченными предложениями, которые нужно закончить.

5 Рефлексия (7 мин)

Что изменилось в вас после наших занятий?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Какие пожелания есть для участников нашей группы?

6 Прощание (5 мин)

Наше дерево Дружбы принесло плоды. Плоды эти необычные – это плоды-пожелания.

Передаём корзину с плодами по кругу и произносим слова, написанные на карточке, обращаясь к товарищу по имени. Карточку отдаём товарищу.

Карточки с пожеланиями.

1 . Ты всегда можешь положиться на меня.

2. У тебя всё получится.

3. Ты прекрасный человек.

4. Чаще улыбайся, всё будет хорошо.

6. Будь смелее.

7. Всё будет хорошо.

8. Ты очень добрый человек.

9. Ты можешь многое.

10. У тебя красивые глаза.

11. У тебя острый ум.

12. Ты просто “душка”.

13. Ты умница.

14. Ты хороший друг.

15. Ты замечательный товарищ.

16. Мы всегда придём тебе на помощь.

17. Мы верим в тебя.

18. Мы доверяем тебе.

19. Все твои желания сбудутся.

20. Помни о друге.

21. Мы всегда будем рядом.

22. Ты замечательный человек.

23. Всегда будь таким весёлым человеком.

24. Ты радуешь нас.

25. Ты наша опора.

26. Ты просто “супер”.

27. Ты замечательный друг.

28. Ты интересный собеседник.

29. Ты настоящий друг.

30. Мне приятно с тобой общаться.

31. Мне приятно с тобой работать.

Психолог благодарит всех за участие в тренинге:

“Вот и подошли к концу наши занятия. Вы учились общаться друг с другом. Теперь вам будет намного спокойнее, ведь вы стали друзьями. И всегда сможете обратиться за помощью к своим новым товарищам”.