В каком направлении шли социальные процессы. Социальные процессы и явления

Взаимодействия между людьми создают основу и для социальных процессов. Процесс (лат. «движение») – совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Они могут быть единичными, повторяющимися и периодическими.

Единичный процесс имеет место один раз. Лишь немногие процессы в природе могут считаться таковыми. Большинство процессов имеют повторяющийся характер, т.е. повторяются чаще одного раза. Процессы, повторяющиеся с определенной периодичностью, получили название периодических. Именно периодические процессы служат основой развития.

Примерами социальных процессов могут служить интеграция, дезинтеграция, соревнование, конкуренция, конфликт, ассимиляция, подчинение, конформизм и др. Известно, что взаимодействия между партнерами осуществляются на основе общей платформы (общих интересов, одинаковых ценностей, образа жизни и т.п.). Сравним, к примеру, группу мусульман и футбольных фанатов. Если поведение мусульман определяется национальными обычаями и традициями (отказ от свинины, 5-разовый намаз каждый день), то в социальном поведении фанатов могут быть существенные различия (разборки между фанатами «Спартака» и «Динамо» после матчей). Т.е., с одной стороны, на основе взаимодействий идут процессы интеграции, объединения людей; а с другой, – взаимодействия приводят к дезинтеграции, и тогда социальное поведение индивида (или группы) может быть отклоняющимся от норм и ценностей данной социальной среды (разборки).

Если говорить о процессах в социальных группах, то в них могут протекать следующие динамические процессы:

Давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости;

Формирование социальных ролей, распределение групповых ролей;

Изменение активности членов: в этом случае имеют место феномены фацилитации – усиления энергии человека в присутствии других людей и ингибиции – затормаживания поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшения самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди;

Изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы в соответствии с феноменами «групповой нормализации» – формирование усредненного группового стандарта – нормы; «групповой поляризации» – приближение общегруппового мнения к какому-то полюсу всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем решение, принимаемое индивидуально; «подчинения авторитету» в сочетании с феноменом «атрибуции ответственности», когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе;

35. Эволюция, революция как виды социальных процессов

Социальная эволюция - это медленный, продуманный, постепенный процесс преобразования одной общественной формации и цивилизации в другую, более совершенную, происходящий без излишних разрушений прошлого, человеческих жертв, с сохранением всего положительного в новом обществе. Примером социальной эволюции можно считать становление буржуазного социализма в странах марксовского капитализма в XX в.

Социальная эволюция - это стихийный процесс, носящий сознательный характер на каждом отдельном этапе. Поэтому социальную революцию можно назвать прагматичной трансформацией общества.

Социальная революция - это быстрый, стихийный, радикальный процесс преобразования одной общественной формации и цивилизации в другую, происходящий с излишними разрушениями старого (до основания), многочисленными человеческими жертвами, обновлением общества на противоположное. Социальная революция - это стихийный процесс, носящий сознательный характер только по отношению к конечной цели, но подчиняющийся также прагматизму на каждом отдельном его этапе. В результате этого социальная революция носит вид социального эксперимента, задуманного ее вождями. Именно поэтому социалистическую революцию все думающие люди считали экспериментом1.

Социальные эволюции и социальные революции как два основных типа социальных трансформаций общества характеризуются противоположными чертами при оценке одинаковых сторон.

При социальной эволюции правящие элиты в той или иной степени выражают интересы классов общества, ждут развития объективных условий для осуществления реформ в обществе. При социальной революции правящие элиты утрачивают связь с классами общества, обеспечивающими их интересы социальными условиями. В результате объективные условия либо перезрели для социальных реформ (например, Французская буржуазная революция), либо еще не созрели (как пролетарско-социалистическая революция в России). Таким образом, выбор эволюционного или революционного пути зависит от зрелости субъективного фактора, его способности вовремя оценить состояние противоположности классов, этносов, элиты и бюрократии и принять вовремя соответствующие решения.

При социальной эволюции правящие элиты под давлением классов общества решают назревшие частные проблемы (конфликты) общественного развития и тем самым осуществляют постепенное изменение общества. При социальной революции правящие элиты не решают назревшие проблемы (конфликты), в результате объективные условия и субъективные факторы реформирования, с одной стороны, деградируют, а с другой, созревают для социальной революции. Возникает распад прежних традиций, образа жизни, институтов.

При социальной эволюции "движение - все, а конечная цель - ничто" (Бернштейн). Когда в той или иной сфере общества возникают противоречия, правящая демократическая элита придумывает проект решения проблемы и реализует его в действительность. При социальной революции накапливается множество нерешенных проблем, которые превращаются в чудовищный конгломерат. Их становится уже невозможно решить системой реформ как теоретически (проектом), так и практически (нет подходящих инструментов-институтов). Кроме этого, налицо ожесточенное сопротивление правящей элиты и стоящего за ней господствующего класса, не желающего расставаться со своими привилегиями. В результате возникает революционный проект переустройства общества: буржуазно-социалистический в революцию 1893 г. во Франции, коммунистический в конце XIX в. в Европе. Он направлен на разрушение старого общества (формации и цивилизации) и создание нового. Этот проект пользуется большим признанием интеллигенции - вечного оппозиционера власти - и постепенно овладевает революционной (и маргинальной) частью простонародья.

Социальная эволюция использует мирные (демократические) средства, происходит медленно, сопровождается относительно незначительными разрушениями старого и жертвами (социальными и человеческими), ее результаты достаточно долговечны. При этом часть прежних традиций, образа жизни, социальных институтов сохраняется, а часть - устраняется. Социальная революция использует насильственные методы преобразований, происходит относительно быстро, сопровождается значительными разрушениями (до основания) прежнего общества, его традиций, образа жизни, социальных институтов, несет жертвы и страдания людям, результаты ее непрочны и недолговечны. Быстро и решительно создаются новые традиции, образ жизни, социальные институты взамен уничтоженных.

Социальная эволюция основана на удовлетворении назревших потребностей и интересов основных классов общества, которые и удовлетворяются в результате демократической борьбы. Правящая элита ориентирована на реализацию именно таких исторически нормальных потребностей, интересов, идеалов. Цена социальных реформ оказывается вполне приемлемой для народа. Социальная революция создает в обществе завышенные (и утопические) идеалы, интересы, ожидания. Революционная элита, возникающая в обществе, использует эти завышенные претензии угнетенных классов и разжигает их дня борьбы. В результате цена социальной революции, которая обычно не просчитывается ее элитой, чрезвычайно высока.

Качественные изменения общественных формаций и цивилизаций в социальной эволюции и революции происходят в разной последовательности, с различной глубиной, скоростью.

Во-первых, происходит изменение мировоззрения и идеологии общества, осознание взамен старых идеалов и целей новых. Например, в Советской России вместо идеи "самодержавие, - православие, народность" пришла другая - Советская власть, коммунистическая идеология, советский народ. В то же время на Западе возникла идея "общества всеобщего благоденствия" взамен общества всеобщей конкуренции и наживы.

Во-вторых, происходит изменение политической сферы, перераспределение власти между нациями, классами, регионами страны в соответствии с изменившимся положением этих субъектов. Вопрос о власти, как правильно указывал Ленин, - это главный вопрос. Только через получение власти тот или иной субъект (нация, класс, регион и т.п.) способен выразить и реализовать свои интересы в обществе, повлиять на экономику в своих интересах.

В-третьих, происходит изменение экономической сферы: форм собственности на средства производства; меняется соотношение собственности и менеджмента в управлении экономикой, соотношение частной, кооперативной, государственной собственности, и происходит усиление их общественных функций.

В-четвертых, изменяется ведущий класс общества. Например, во время Французской революции 1789 г. к власти пришла буржуазия, которая свергла дворянство во главе с королем. Во время Октябрьской революции 1917 г., свергнув власть буржуазии, к власти пришли большевики, выражавшие интересы рабочих. В 1991 г. к власти пришли номенклатурные либералы, выражавшие интересы новой российской буржуазии. Сейчас к ним добавились российские силовики, выражающие интересы патриотической, державной и коллективистской части российского народа, которые хотят восстановить Патриотизм, Державность, Солидарность. Мы снова въезжаем в накатанную колею политической формации.

Первая социалистическая революция происходила в России с октября 1917 г. по 1937 г. (год строительства основ социализма) и сопровождалась установлением диктатуры пролетариата, уничтожением "до основания" старой России, колоссальными жертвами, созданием советского общества с социальным равенством и бедностью. Буржуазно-социалистическая революция в Западной Европе происходила всю первую половину XX в., без военного насилия, демократическим путем. Она привела к установлению буржуазных и правовых демократий, резкому улучшению качества жизни народа, сохранив возможности дальнейшей трансформации в постиндустриальное общество.

Социальный процесс - это любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или эволюции, короче говоря - любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных или качественных характеристик.

Социальный процесс - изменение состояния социального объекта. Поскольку социальные процессы разворачиваются во всех сферах общественной жизни и затрагивают все существующие социальные образования, то они различаются по ряду показателей.

Виды социальных процессов:

1. Однолинейные (однонаправленные) процессы следуют одной-единственной траектории или проходят через схожую последовательность необходимых стадий.

2. Мультилинейные процессы следуют по нескольким альтернативным траекториям, добавляют в своем движении нетипичные стадии.

3. Нелинейные процессы предполагают качественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественного роста.

4. Ненаправленные (или текучие) процессы имеют чисто случайный, хаотический характер, не опираются на какой-либо образец.

5. Волнообразные процессы. Их течение подчиняется определенным повторяющимся или схожим моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественно напоминает предыдущие (представляют собой некое подобие кривой на экране осциллографа).

6. Цикличные процессы возникают в том случае, когда существует возможность повторения.

7. Спиралевидные процессы возникают в случае, если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности.

8. Случайные процессы. Частный случай процессов, когда изменения не следуют какому-либо известному образцу.

9. Стагнация (застой). Другой частный случай процессов, когда в состоянии системы в течение какого-то времени не происходит никаких изменений.

Понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социетальной системе.

Формы социальных изменений:

Эволюция в широком смысле – это синоним развития, точнее, это процессы, которые в социальных системах ведут к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (хотя бывает и наоборот). Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественным изменениям, т.е. Революции.

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда - это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией. Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и буквально "перепахивают" людей. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья.

Поскольку общество находится в постоянном движении, то оно претерпевает соответствующие социальные изменения, связанные с переходом социальных явлений, их элементов и структур, связей, взаимодействий и отношений из одного состояния в другое, с возникновением или исчезновением того или иного явления, его элемента и т.д.

Изменения могут различаться:

1. по масштабам. Они могут происходить на микроуровне (т.е. быть связаны с более или менее существенным изменением положения или роли отдельной личности, например, со вступлением в какую-нибудь общественную организацию или партию, с выходом из нее или переходом из одной в другую), а другие - на макроуровне (т.е. быть связаны с определенными изменениями в целых социальных группах и общностях и даже во всем обществе)

2. по глубине. Изменения могут происходить в рамках сохранения качества данного социального явления, а могут выйти за пределы этого качества.

В обыденном сознании понятия «изменение» и «развитие» чаще всего отождествляются, в связи с чем любое изменение в обществе рассматривается как его развитие. В этом случае развитие общества понимается в широком смысле – как последовательный процесс однонаправленных изменений.

В узком смысле слова социальное развитие- это не всякое движение общества, не любое его изменение, а лишь такое, которое связано с более или менее глубинными, структурными его изменениями, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Отличительная черта социального развития: происходящие в его рамках социальные изменения имеют определенную направленность, исключающую хаотичное, произвольное, невзаимосвязанное нагромождение таких изменений.

Особенности менталитета крестьян в России.

´Менталитет

´1) Менталитет - (фр. mentalite) - склад ума, мироощущение, мировосприятие, психол.

´2) Менталитет - - обобщенное понятие, политико-публицистическое, обозначающее в широком смысле совокупность и своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Характеризует оригинальный способ мышления, склада ума, умонастроения.

´3) Менталитет - - (лат. - ум, мышление, образ мыслей) социально-психологический настрой большой социальной группы (народности, нации, класса, сословия), который определяет ее картину мира и скрепляет единство культурной традиции.

´4) Менталитет - - система образов, представлений, которые в разных группах или слоях общества сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей (определение понятия взято у Жоржа Дюби, лидера Новой исторической науки).

´Не только рабочие — выходцы из крестьян, но и традиционное городское население — купцы, ремесленники, мещане — обладали менталитетом, сходным с крестьянским. Мещане и ремесленники никогда не были предпринимателями в подлинном смысле этого слова. Подобно крестьянам, целью их хозяйства являлось достижение достатка, а не накопление капитала. Стремление к богатству осуждалось общественным мнением.

´Существенным препятствием для превращения мещан и ремесленников в предпринимателей была их малограмотность.

´Даже представителей русских купеческих родов (прежде всего старообрядческих) трудно в полной мере назвать носителями предпринимательской этики.

´Зачастую купеческие дети чувствовали неловкость оттого, что они являлись наследниками богатства, нажитого, как считалось, неправедным путем. Историк В. П. Булдаков приводит показательную запись одного купеческого сына в своем дневнике: «Был у тятеньки на фабрике и ночью в окнах все стекла перебил! Давно я эту мысль в уме своем лелеял!»

´Тем не менее среди российской буржуазии были и носители модернизационных взглядов, предприниматели европейского масштаба, организовавшие крупное производство по всем канонам фирменной интеграции и менедж- мента. Настоящие «капитаны» индустрии вышли из семей Путиловых, Рябушинских, Прохоровых, Коншиных и др.

´Однако и деловая элита привыкла к государственному протекционизму, имела тесные связи с бюрократическим аппаратом.

Просмотр содержимого документа
«Особенности менталитета крестьян в России»

Особенности менталитета крестьян в России

МБОУ «Бестужевская СОШ»

Ожигин Сергей Николаевич


Проверка Д/З: Ответьте на вопросы

  • В каком направлении шли социальные процессы в западных стран в период модернизации?
  • Какие особенности российской модернизации заменяли процесс сословий нивелировки общества?

Нивелировка общества -Нивелирование - это вид геодезических измерений. С помощью него производится нахождение относительных высот различных точек земной поверхности. В качестве условного уровня при таких измерениях могут принимать такие природные объекты, как реки, моря, океаны, поля или другие исходные точки. По сути, нивелирование – это определение значения превышения поверхности каждого объекта над заданным (эталонным).


Ответы на вопросы:

  • В западно-европейских странах развитие общества шло в направлении сглаживания местных, региональных, сословных или классовых особенностей, создания единого для всех политического, правового и культурного пространства, т.е. формирования национальной гражданской культуры, на базе которой происходила консолидация отдельных групп населения в единую нацию.
  • Процесс социальной нивелировки отношений означал прежде всего ликвидацию культурно-бытовых различий между городом и деревней. В России этот процесс протекал крайне медленно, чему в значительной мере способствовали некоторые особенности российской модернизации.

Определение:

  • Менталитет
  • 1) Менталитет - (фр. mentalite) - склад ума, мироощущение, мировосприятие, психол.
  • 2) Менталитет - - обобщенное понятие, политико-публицистическое, обозначающее в широком смысле совокупность и своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Характеризует оригинальный способ мышления, склада ума, умонастроения.
  • 3) Менталитет - – (лат. – ум, мышление, образ мыслей) социально-психологический настрой большой социальной группы (народности, нации, класса, сословия), который определяет ее картину мира и скрепляет единство культурной традиции.
  • 4) Менталитет - - система образов, представлений, которые в разных группах или слоях общества сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей (определение понятия взято у Жоржа Дюби, лидера Новой исторической науки).


  • Существенным препятствием для превращения мещан и ремесленников в предпринимателей была их малограмотность.
  • Даже представителей русских купеческих родов (прежде всего старообрядческих) трудно в полной мере назвать носителями предпринимательской этики.
  • Зачастую купеческие дети чувствовали неловкость оттого, что они являлись наследниками богатства, нажитого, как считалось, неправедным путем. Историк В. П. Булдаков приводит показательную запись одного купеческого сына в своем дневнике: «Был у тятеньки на фабрике и ночью в окнах все стекла перебил! Давно я эту мысль в уме своем лелеял!»

  • Тем не менее среди российской буржуазии были и носители модернизационных взглядов, предприниматели европейского масштаба, организовавшие крупное производство по всем канонам фирменной интеграции и менедж- мента. Настоящие «капитаны» индустрии вышли из семей Путиловых, Рябушинских, Прохоровых, Коншиных и др.
  • Однако и деловая элита привыкла к государственному протекционизму, имела тесные связи с бюрократическим аппаратом.

Определение

  • Протекционизм

Протекциони́зм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.


Подготовьте сообщение:

  • Влияние города на деревню.
  • Окрестьянивание города.

Ответы на сообщения:

  • Влияние города на деревню.
  • В деревне, особенно в тех местностях, которые находились в зоне интенсивной индустриализации и урбанизации, происходила постепенная трансформация крестьянской культуры в буржуазную. Процесс начался в использовании некоторых вещей, что влекло значительные изменения в материальной культуре, следовали и изменения в домашнем и общественном быту, затем менялось мировоззрение и менялся менталитет. Однако эти процессы протекали медленно.

Ответы на сообщения:

  • Окрестьянивание города.
  • В России начала XX в. Наблюдалась такая картина: крестьянство оказывало активное влияние на город. Это происходило в социальном составе и образу мышления, жизни, что приводило к торможению процесса созревания буржуазного менталитета. Особенно большое влияние крестьянские мигранты оказывали на рабочих – новый класс, сформировавшийся в процессе модернизации. Отрыв от родных мест и семьи. Тяжелая работа на фабрике порождала безысходность и отчаяние перетекающееся в злобу. Это приводило не редко к бунту. Большинство рабочих не проявляло политической активности. Только небольшая часть пролетариата примыкала к политической активной части населения, которой традиционно являлась российская интеллигенция

В обществе большой интерес вызывают процессы трансформации во времени, действия движущих сил, итоги изменений и их масштабы. Если же в обществе не происходит взаимодействия внутренних и внешних сил, то оно погибает, стагнирует, загнивает. Одни процессы сменяются другими, когда каждый из них исчерпывают свои потенциалы.

Социальные процессы , изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными, так объективными обстоятельствами – опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах.

Что же такое социальные процессы?

Краткий словарь по социологии (М., 1988. – С. 263) характеризует социальный процесс как последовательную смену состояний или движений социальной системы, или ее подсистем, или любого социального объекта. Социальный процесс состоит из нескольких стадий, имеет определенную структуру, направленность.

Социолог С.С. Фролов в учебнике «Социология» (М.: Логос, 1998. – С. 274) отмечает, что социальный процесс - есть совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные процессы связаны с изменениями в обществе во всех сферах социальной жизни.

Социальные процессы – это важнейшие изменения социальных структур, включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.

Социальные процессы непременно затрагивают социальные системы, общности, группы. Преобразуют их, создают новые, видоизменяют, вызывают к жизни новые взаимоотношения и социальные взаимодействия. Эти изменения выступают единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий. Многие социальные процессы бывают парными: революционные – эволюционные, прогрессивные – регрессивные, сознательные – стихийные, функциональные – дисфункциональные, интегрирующие – дезинтегрирующие. А также политические, экономические, управленческие, коммуникативные и др.

Если наряду со сравнительным методом применить исторический, посмотреть на преемственность различных стадий развития человечества, включая физическое, интеллектуальное, моральное и политическое, то заметим:

– общество, как целостная система развивается от простого к сложному, от низшего к высшему;

– прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, и значит, через изменения, через развитие, через процессы.

В качестве ведущих социальных процессов отмечаются эволюционные и революционные.

Социальная эволюция в представлении исторических стадий человеческого общества включает в себя: развитие общества от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от слабо интегрированного общества к строго интегрированному.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, считает, что переход от простого общества к сложному зависит от глубины разделения труда в обществе. Немецкий социолог Теннис отмечает, что в деревенской общине существовали основные типы социальной связи: люди жили по общинным принципам и ценностям, соблюдая традиции и обычаи, специализация была ограниченная и неразвитая, народ опирался на религию, главной ценностью была семья и община.

В индустриальном обществе следующие взаимосвязи: стремление к личной выгоде, в основе жизни лежат формальные законы, в обществе выражены профессиональные роли, люди опираются на светские ценности, в основе общества лежат корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

Французский ученый Арон отмечал, что в постиндустриальном обществе овладение знаниями являются главным престижным фактором, ученые и консультанты играют господствующую роль, развито массовое производство товаров для рынка, производство и управление механизировано и автоматизировано, научно-техническая революция охватила все сферы жизни.

Эволюционные процессы понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественно преобразовывая объекты. Эволюционное развитие включает в себя несколько моментов:

– дифференциацию общества;

– специализацию различных частей и структур общества;

– интеграцию – установление гармонии, структурного и функционального соответствия всех частей общества;

– адаптацию общества к новым условиям, сохранение равновесия и способности к самосохранению.

Революционный процесс – это относительно быстрое, коренное, качественное изменение объектов и систем. Они повторяются во времени и в пространстве, или там и там одновременно. Карл Маркс считал социальные революции, то есть коренные качественные перевороты всей общественной жизни, локомотивом истории. Исторически доказано, что чем больше элементов структуры охватывает процесс, чем масштабнее происходят перемены, тем более продолжительное время требуется для их реализации.

От других форм социальных изменений революционный процесс отличает пять особенностей:

комплектность : революции захватывают все сферы и уровни общественной жизни;

радикальность : революционные процессы носят фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства;

скорость : революционные изменения происходят очень быстро;

исключительность : революции неизгладимо остаются в памяти людей;

эмоциональность : революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, в них как в фундаментальные преобразования вовлекаются широкие массы людей.

Основными видами социальных процессов являются:

1) кооперация – в переводе с латыни «вместе работать» на основе согласованных действий, общих целей, взаимопонимания, согласованности и принятых правил сотрудничества;

2) конкуренция – это борьба между индивидами, группами и обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, признательность, любовь). Конкуренция – это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том, что люди никогда не могут полностью удовлетворить свои желания;

3) приспособление – это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды (эмигранты, школьники, студенты, сельский житель в городе - формирует тип поведения в изменившихся условиях);

4) подчинение – это обязательное условие процесса приспособления, так как сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру и мешает ему приспосабливаться;

5) компромисс – это форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения;

6) ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к общей культуре. Ассимиляция часто ослабляет и гасит конфликты;

7) амальгамизация – это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Процессы ассимиляции и амальгамизации приводят к стиранию границ между народами, уничтожению формального разделения, появлению общей схожести членов группы.

Выше мы ознакомились с так называемой "социальной статикой" общества (социальный состав общества и социальные связи, которые удерживают сложную структуру социальных элементов, разного типа сообщества). Но это - одна сторона общества, подает его в статике. Существует еще и другой, который характеризует общество как систему изменяющихся процессов, так называемый динамический сторону общества, в который входят все любые изменения, движения в обществе, процессы, циклы. Поскольку одним из главных условий существования всей природы есть движение, то процессуальность - главный признак постоянно движущейся, социально организованной природы. Основу социальной динамики составляют социальные процессы.

Даже поверхностный взгляд на общество и его составляющие позволяет понять, что социальная сфера видоизменяется. Меняются состав групп, культурные комплексы, взаимоотношения. Эти подвижные элементы, которые меняются, относятся к категориям социальной динамики. Они указывают на то, как развивается социальный объект, какая эволюция, особенности его изменения, его качественные преобразования. Наиболее важными категориями этой части общественной природы являются: "социальные процессы", "социальные изменения", "социальный развитой).

Термин "процесс" происходит от лат. procesus - продвижение, прохождения. Это относительно однородные серии явлений, связанные взаимными причинами или функциональными зависимостями. Например, рост организма - это процесс, поскольку дальнейшее его состояние определенным образом обозначен предыдущим состоянием.

Социальными процессами мы называем серии явлений взаимодействий людей друг с другом или составными элементами общества. Серия социальных явлений может быть принята как процесс, если она сохраняет идентичность (последовательность, взаимосвязь во времени). Социализация, рассматривая формирование социальной лица, также социальным процессом, потому что представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком и социальной средой. Серия явлений сохраняет свою идентичность (постепенность, последовательность воздействия, восприятия). Социальным процессом будем называть последовательные изменения состояния или движения элементов социальной системы. Это могут быть стали акты взаимодействия людей, направленные на сохранение своего социального статуса, условий жизни, досуга и тому подобное.

Социальные изменения в обществе происходят не сами по себе (деперсонализированы), а в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий, которые характеризуются сродством и однонаправленностью, причем иногда - неосознанно.

Главная задача социологии по изучению социальных процессов заключается в оценке их состояния, проявлении проблем и противоречий их развития, глубины и содержательности связей и тому подобное.

Каждый социальный процесс состоит из нескольких стадий, которые отличаются по содержанию и механизмами, которые и определяют его характер, направленность, темпы. Характеризуя социальные процессы, необходимо учитывать и такие признаки, как: стадийность, фазность, этапность (например, процессы социализации охватывают такие этапы жизненного пути, как детство, юность, зрелость, старость). Не менее сложную структуру имеют и процессы, которые отражают различные параметры коллективов, социальных институтов и других социальных образований (каждый коллектив, организация, то институт проходит этап формирования, развития, расцвета, упадка, распада).

Одним из главных условий типологизации социальных процессов является установление базовых критериев классификации. Один из таких критериев классификации социальных процессов - степень их всеобщности. Исходя из этого, различают глобальные (процессы экономических, демографических, экологических изменений, национально-освободительных движений и т. Д.), Общие, особые (процессы урбанизации, адаптации, стабилизации) и отдельные социальные процессы.

В зависимости от системы, где эти процессы проходят, их можно разделять так:

■ внутришньоособисти (например процесс самообразования)

■ процессы, которые проходят между двумя лицами;

■ между лицом и группой;

■ процессы, которые изменяют организацию и внутреннюю структуру общности;

■ процессы, которые изменяют отношения между двумя группами (общностями)

■ изменяющие структуру и организацию в глобальных масштабах общества.

Классификация социальных процессов построена на различных критериях переменных. Если в любой системе возникают какие-либо новые составляющие элементы или исчезают ранее существовавшие, или возникают новые отношения или исчезают старые отношения, то мы говорим, что эта система подчиняется изменению. Если изменения, которые проходят в какой-то системе, приводят к дифференциации с обогащением составляющих элементов и существующих между ними отношений, то мы говорим, что эта система развивается. А когда изменения приводят к уменьшению составляющих элементов и существующих между ними связей, то система регрессирует. Если развитие, которое происходит в любой системе, приближает ее к определенному идеалу, оцененного положительно, то мы говорим, что это развитие является прогрессом. Это такой тип, направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. В современной социологии социальный прогресс связывается чаще всего с движением от традиционного к индустриальному и постиндустриальному обществу. Общественный прогресс имеет более общий проявление (перемены в глобальном обществе), так и региональный характер (конкретное общество, страна), конкретные моменты (технические, технологические) отдельных сфер общественной жизни. Понятие регресса означает противоположный прогрессу процесс изменений от высшего к низшему, деградацию, но, как правило, охватывает не все общество, а лишь отдельные его сферы (экономическую, техническую, культурную, нравственную).

Немецкий социолог Фон Визе совершил попытку дать полную классификацию всех процессов, возможных в отношениях между людьми. Определяя сущность общества как множественность отношений между людьми, он пришел к выводу, что все процессы, которые меняют общество, по характеру сводятся к двум большим категориям:

■ процесс взаимного сближения людей или объединяющие процессы;

■ процесс отчуждения, разделения людей.

Процесс отчуждения определяется в следующих основных видах:

Каждый из этих видов делится на ряд подпроцессов. В одном только сближении он выделил 18 подпроцессов. Схема процессов, ведущих к сближению, выглядит так:

■ на начальной стадии имеем дело с изоляцией, отчуждением, враждой;

■ переходной стадией является контакт;

■ начальной стадией объединения является взаимная терпимость - компромисс, путь от которого может привести к сближению.

Но это - условная и неидеальная схема. Делая попытку классифицировать другие процессы, мы снова будем исходить из утверждения, что основной источник общественной жизни - это необходимость удовлетворения потребностей. Стремясь получить средства для удовлетворения потребностей, люди сталкиваются с аналогичными стремлениями других людей. Эти столкновения аналогичных стремлений в определенных исторических ситуациях, в рамках определенных групп и систем отношений могут вызвать различные серии явлений - различные процессы. Стремление могут быть приспособлены друг к другу. Причем это приспособление может иметь различные формы. Может возникнуть серия явлений сотрудничества для совместной деятельности. Может возникнуть процесс соперничества, конкуренции. Если в ходе соперничества проявляются стремление ликвидировать соперника, конкурента или какую-то его систему предметов ценностей, то соперничество превращается в конфликт, который также имеет различные виды, степени. Процессы приспособления оказываются всегда там, где лицо или группа оказывается в новой среде и его система действий, оценок, критериев не приводит к удовлетворению своих потребностей.

Из всего многообразия социальных процессов по подобной технологии можно выделили следующие:

■ кооперация (сотрудничество) - согласование действия и достижения общих целей; для кооперации необходимы следующие элементы поведения, как взаимопонимание, установление правил сотрудничества, согласованность действий;

■ соперничество - противоположность интересов или на базе стремлений к удовлетворению одинаковых интересов с помощью тех средств, которыми руководствуются другие лица (соперники) сюда относят и конкуренцию - борьбу между индивидами, группами или обществами за обладание ценностями;

■ приспособления - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей, эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в предыдущем среде, не ведут к удовлетворению потребностей;

Сами по себе такого рода "типологизированных" процессы делятся на множество подвидов. Так, к соперничеству можно отнести: конфликт - социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению собственных целей (удовлетворения потребностей, реализации интересов путем устранения, уничтожения, подчинения себе другого индивида из группы, которые стремятся к идентичным целей), они возникают на основе антагонизма, и могут возникать между группами или лицами, которые стремятся к разным целям, но одними и теми же средствами; антагонизм - как комплекс негативных установок и оценок, которые приводят к действиям, направленным на уничтожение, подчинение противника; борьбу - как форму конфликта (цель борьбы - заставить противника к капитуляции путем признания его условий, превосходство, сюда относят разного типа войны). Социология тщательно изучает такого типа отношения между социальными объектами как конфликты. Существует направление в социологии, который называется конфликтологией.

К приспособлению можно отнести: аккомодацию - как терпимость; ассимиляцию - признание полностью новых критериев, процесс взаимного культурного проникновения; амальгамизация - биологическое смешение нескольких этнических групп народов. Процесс приспособления составляет несколько элементов: изучение новой ситуации, изучение новых методов, моделей поведения, психологическая переориентация. Примером может служить поведение человека или группы при изменении экономических, политических и социальных условий (группа эмигрантов выпускник школы, когда идет на производство или в армию; крестьянин, который попадает в город).

В рамках любых групп процессы приспособления, сотрудничества, соперничества и конфликта проходят постоянно, сохраняя определенное равновесие. Если в рамках существующей организации и системы контроля данной общности эти процессы поддерживаются в равновесии, при этом полноценно реализуются потребности человека, то мы говорим, что эти процессы проходят социально организованным образом. Если возникает определенный дисбаланс, угрожая реализации потребностей людей, то возникает состояние социальной дезорганизации. Дезорганизация - это совокупность социальных процессов, которые приводят к угрозе установленного движения процессов коллективной жизни. Она заключается в дезорганизации институтов, которые не выполняют задач, функций, ослабление механизма контроля.

Неустойчивость критериев оценки, самоконтроля ведет к появлению новых способов поведения, которые противоречат общепризнанным. Это приводит к развитию: алкоголизма, наркомании, проституции, повышение уровня преступности, повышение численности нервных потрясений, состояния аномии (игнорирование и несоблюдение норм и правил поведения и деятельности) и др.

Далее выделяем процессы, которые меняют место лиц или групп в пространстве и в социальных структурах. Мы называем их миграционными процессами (миграции населения сыграли важную роль в истории человечества) и процессами мобильности. (О процессах мобильности см. Предыдущий пункт). Коротко осмотрим миграционные процессы. (См. Рис. 1. Разновидности социальных процессов.)

Миграция - это территориальное перемещение людей из страны в страну, из района в район, из города в город, из города в деревню (и наоборот), из села в село. Они могут быть: политическими (политико-экономические причины миграции), сезонными (туризм, лечение, обучение, с / х работы) и маятниковой (регулярные перемещения по данному пункту и возврата к нему). Первые цивилизованные (которые стали причинами политико-экономических перемен в обществе) миграционные процессы начались после великих географических открытий (колонизация Южной и Северной Америки, Австралии) и освоения новых земель (Сибирь, Дальний Восток). К большим миграционных явлений относятся и так называемые переселения народов или этнических миграции (нашествие варваров, миграции еретиков, евреев и образования еврейского государства).

Социологи выделяют три группы факторов, которые побуждают людей к смене места жительства:

■ факторы недовольство (условиями существования в родных местах);

■ притяжения (наличие привлекающих условий проживания в других местах);

■ доступность путей миграции (наличие или отсутствие барьеров для реализации намерений изменения места жительства.

Процессы, которые изменяют социальную организацию общества, - это процессы реорганизации и дезорганизации.

Вот далеко не полный перечень основных разновидностей социальных процессов. Все рассмотренные процессы тесно связаны между собой и всегда протекают одновременно, создавая таким образом возможности для развития изменений в обществе. Теоретический анализ и конкретное изучение социальных процессов - одно из важных направлений социологической деятельности.