Убыточность организации. Оздоровление убыточных предприятий

Отрасли. Если исключить отчисления министерству в централизованный фонд и резервы, которые используют в основном для дотации малорентабельным и убыточным предприятиям, а также для финансирования научных исследований и решения других отраслевых задач, то средняя доля расчетной прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, составит всего 37,5%. Только эти средства могли быть учтены при разработке нормативов на предприятиях.  

Несмотря на благоприятные предпосылки к переходу на полный хозрасчет и самофинансирование, в отрасли имеются малорентабельные и убыточные предприятия, а также предприятия с недостаточной массой прибыли для обеспечения всех расчетов с бюджетом и образования фондов экономического стимулирования . Поэтому 65 предприятий, или 30,7%, в связи с их низкой рентабельностью освобождены от платы за производственные фонды , 15 предприятий - от отчислений в бюджет, 51 предприятию (почти 25%) установлены лимиты дотаций на общую сумму свыше 1 млрд. руб., в том числе на покрытие плановых убытков 81 млн. руб.  

Для ликвидации убыточности предприятий и повышения эффективности работы малорентабельных предприятий проведен комплекс мер по оздоровлению их финансового положения и стимулированию экономии всех видов ресурсов для улучшения производственно-хозяйственной деятельности . Помимо оказания технической и экономической помощи выработан порядок установления плановых показателей и экономических нормативов для планово-убыточных и малорентабельных предприятий, предусматривающий повышение их заинтересованности в конечных результатах производства. При этом за конечный результат принят не рост производства, который для убыточных предприятий только увеличивает убытки, а сокращение убытков для убыточных предприятий и снижение затрат для малорентабельных.  

При таком порядке можно перечислить в фонды экономического стимулирования предприятия все средства, полученные в результате экономии от снижения убытков. Опыт работы предприятий показал эффективность такого порядка формирования фондов. Указанный порядок формирования фондов экономического стимулирования положен в основу Типового положения об образовании фондов экономического стимулирования для малорентабельных и убыточных предприятий.  

На планово-убыточных предприятиях, где чистая продукция имеет отрицательное значение, т.е. выражается в виде убытка, ее рассчитывают, как и на прибыльных предприятиях, т.е. как разницу между товарной продукцией -и материальными затратами и амортизационными отчислениями.  

Большая часть указанных средств может быть выделена на реализацию проекта в форме смешанного финансирования. Это означает, что при недостаточности бюджетных средств на выполнение важного инвестиционного проекта допустима временная их переброска из . Смешанная форма позволяет осуществлять финансирование нерентабельных предприятий с целью проведения мер по снижению либо устранению их убыточности. При этом условием финансирования убыточных предприятий является частичная возвратность инвестиций за счет будущего снижения себестоимости в результате мер по модернизации либо техническому перевооружению.  

Затраты на ликвидацию убыточных предприятий оценивают в среднем в 40 - 45 млрд руб. (в ценах 1994 г.) на каждую закрываемую шахту. При этом затраты на технические работы по непосредственному закрытию шахт составят всего 25 %, основная же часть (более 75 % затрат) будет приходиться на социальную защиту высвобождаемых работников. Эти затраты соответствуют сумме двухгодичной государственной поддержки отрасли, направляемой на государственные дотации убыточным шахтам. Таким образом, ожидается, что через два года после закрытия убыточных шахт бюджетные ассигнования сократятся на сумму, затраченную на их ликвидацию. Расчеты показывают возможность последовательного в течение 3 6 лет отказа от направления бюджетных средств на возмещение убытков неперспективным предприятиям и предприятиям, продукцию которых можно заменить более конкурентоспособной.  

Увеличение ФМП за полное выпол нение объема реализации продукции с учетом договорных обязательств по поставкам планово-убыточных предприятий  

На наш взгляд, предложение о введении системы убыточных предприятий в такой отрасли, как нефтедобывающая, экономически не обосновано. Ведение производства на убыточных предприятиях не соответствует требованиям хозяйственного расчета , не стимулирует предприятия к лучшей работе, порождает иждивенческие настроения. С позиций хозрасчета наиболее целесообразно формирование цен в добывающих отраслях на базе зональных затрат. При зональном построении цен также возникает вопрос, на какие затраты ориентироваться - на средние или максимальные внутри зоны.  

Существование убыточных предприятий в добывающих отраслях, связанное с введением в хозяйственный оборот худших месторождений, не может служить доказательством экономической необходимости этой убыточности. Многолетний опыт хозяйственного строительства в Советском Союзе показал, что система государственной дотации крайне неблагоприятно влияет на хозрасчетные условия и стимулы производства. Планово-убыточные предприятия, получающие дотацию из бюджета, затрудняют перевод отраслей на прогрессивные условия планирования и экономического стимулирования производства.  

Плата за недра. До перестройки в отечественной практике плата за недра рассматривалась как форма изъятия прибыли горнодобывающих предприятий в централизованные соответствующих министерств. Эти средства распределялись внутри отрасли как инвестиции и использовались на поддержку убыточных предприятий.  

В условиях роста количества убыточных предприятий, низкой инвестиционной активности, низкого уровня целевого использования амортизации как ресурса воспроизводства производственного потенциала масштабы использования ускоренной амортизации в области незначительны. Основная доля сумм амортизации , начисленной по ускоренному методу, приходится на промышленность, а в промышленности - на машиностроительные предприятия. В 1997 г. наряду с общем сокращением сумм ускоренной амортизации сократился и круг отраслей и количество предприятий, применяющих ускоренную амортизацию.  

Некоторые малорентабельные или временно убыточные предприятия могут временно освобождаться от П. за п. ф.  

Для планово-убыточных предприятий в качестве директивного показателя используется условная Р., которая определяется как отношение суммы средств от планового снижения себестоимости реализуемой продукции к стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.  

На планово-убыточных предприятиях фонды поощрения образуются за счет части экономии от снижения затрат  

На планово-убыточных предприятиях фонды поощрения образуются за счет части экономии от снижения затрат в пределах фактического снижения убытков (в пересчете на фактический объем реализованной продукции и услуг), а для предприятий малорентабельных - за счет прироста прибыли. Порядок образования фондов поощрения на этих предприятиях устанавливается Межведомственной комиссией при Госплане СССР.  

Важная финансовая проблема - сокращение масштабов неплатежей, которые служат одним из факторов сжатия внутреннего спроса. Для этого необходимо проводить реорганизацию убыточных предприятий, снижать стоимость заемных средств и расширять источники пополнения оборотных средств.  

Убыточные предприятия в данной системе не рассматриваются.  

Новым явлением нашей экономики является то, что в ряде отраслей отпускные цены в настоящее время не покрывают затрат производства . В связи с этим появилось много убыточных предприятий. Убыточные предприятия в таких отраслях промышленности , как угольная, цветная металлургия , легкая, лесная, деревообрабатывающая, топливная, составляют до 40%, в строительстве - до 23% и на транспорте - до 40% предприятий.  

Наибольший вклад в ВВП вносит промышленность (60,9%), ее доля в основных фондах отечественной экономики превышает 35,3° в , при их износе (в 1997 г.) более 50% . В промышленности создается 51,9% общей прибыли экономики . За последние годы удельный вес убыточных предприятий в этой отрасли увеличился с 7,2 в 1992 г. до 48,8% в 1998 г. , а рентабельность активов снизилась с 37% в 1992 г. до -0,2% в 1998 г. Все это говори о серьезном кризисе, который отчасти вызван недостатками финансового менеджмента.  

Удельный вес убыточных предприятий по состоянию на начало апреля 1999 г. насчитывал 43,6% их общего числа, в том числе в промышленности - 42,4%, в строительстве - 46,2%, на транспорте - 58,8% . Продолжается рост неплатежей. На начало апреля 1999 г. суммарная задолженность по обязательствам предприятий и организаций достигла 3110,4 млрд руб., из нее просроченная - 1415,6 млрд руб. (в среднем за месяц она увеличилась на 2,6%).  

По плате за фонды были предусмотрены льготы. Не вносили плату объединения, предприятия, у которых при ставке 3% (по строительным организациям - 2%) недостаточно прибыли для образования фондов экономического стимулирования , и планово-убыточные предприятия. Не взималась плата за основные производственные фонды , созданные за счет фонда развития производства , - в течение 2 лет, созданные за счет банковской ссуды (в части непогашенной ссуды) - на срок до ее погашения, вновь введенные в действие предприятия , цехи и крупные производственные установки - на период освоения производственных мощностей в пределах нормативного срока сооружения, предназначенные для очистки воды и воздуха от вредных отходов производства сооружения и оборудование, обеспечивающие улучшение охраны труда и промышленной санитарии зеленые насаждения , числящиеся в составе основных производственных фондов предприятия, и др. ,  

Если бы Диснейлэнд не брал со своих посетителей плату, покрывающую стоимость постройки парка и его содержание, тогда бы ему пришлось закрыться, так как он превратился бы в убыточное предприятие.  


Это испытание для приверженцев стратегического мышления, ибо очевидно, что здесь важен успех не только в долгосрочном, но и в краткосрочном плане. Эта работа особенно подчеркивает тот факт, что не следует сосредо
тачиваться на долговременной стратегии за счет реальных и неотложных текущих дел, имеющих стратегическое значение.
Важным путем увеличения прибыли компании является оздоровление убыточных видов деятельности. Удивительно много крупных корпораций имеют убыточные на данный момент дочерние фирмы. Множество разоряющихся частных компаний являются еще одним примером проблемы убыточного бизнеса. Одной из реакций на нее является стремление
продать убыточный бизнес, что фактически представляет собой попытку выхода из ситуации, которая порождает не только проблемы, но и возможности. Даже если найдется покупатель, то продажная цена, скорее всего, будет ниже чистой стоимости активов. Если же убыточную компанию продают ее нынешним менеджерам, то возникают любопытные вопросы. Что они будут делать иначе, чем прежде? Почему это не делалось раньше по указанию материнской компании? Возможности состоят в том, чтобы провести оздоровление компании, прежде чем рассматривать вариант ее продажи, поскольку даже если продажа имеет смысл, после оздоровления ее будет намного легче осуществить, да и продажная цена будет гораздо выше.
  1. Первые шаги
Необходимо понимать, что оздоровление убыточной компании вряд ли возможно без назначения нового руководителя. Тем не менее некоторые холдинговые компании годами терпят убытки дочерних фирм, прежде чем назначить нового управляющего, которому поручается оздоровление бизнеса. Такое промедление является весьма дорогостоящим. Стратегические планы, предлагающие фактически «больше того же самого» и не содержащие жестких мер, должны быть отвергнуты.
Почти наверняка важнейшим первым шагом будет назначение нового генерального директора с правом принимать все необходимые меры по ликвидации убытков и организации прибыльной работы в самые сжатые сроки.
Если налицо кризис денежных поступлений, угрожающий самому существованию компании, то решение этой задачи должно стать главным приоритетом. В срочном порядке могут потребоваться такие меры, как:
  • встреча с банком и договоренность с кредиторами, чтобы избежать введения временного управления;
  • переговоры с крупными торговыми кредиторами о переносе просроченных платежей, насколько это возможно, с заверением их в том, что безотлагательно будут приняты эффективные меры по исправлению ситуации;
  • концентрация усилий на возврате просроченной дебиторской задолженности;
  • проведение политики выборочной оплаты кредиторам хотя бы части задолженности, чтобы обеспечить непрерывность важнейших поставок и услуг и избежать крайне нежелательных судебных исков, насколько это возможно.
После этого у нового генерального директора появляются все основания продемонстрировать свои полномочия. Серьезность ситуации должна отразиться на работе компании через принятие таких мер, как:
  • прекращение действия трудовых соглашений со всеми временными работниками впредь до особого уведомления
  • если это повредит делу, то кто-то непременно будет об этом громко кричать;
  • личное одобрение всех заграничных командировок
  • цель поездки должна оправдывать расходы, а предлагаемая программа визита, по возможности, должна быть критически пересмотрена до подачи ее на утверждение;
  • приостановка второстепенных расходов до особого уведомления
  • например, подряд на ремонт помещений, обновление служебных автомобилей и тл.;
  • перенос на определенное время всех второстепенных капитальных затрат;
  • прием на работу, включая замену выбывших сотрудников, только с разрешения генерального директора;
  • отказ от любых расточительных мероприятий неслужебного характера и внешних излишеств.
По сравнению с серьезностью ситуации влияние этих мер может быть довольно скромным. Однако их цель - показать, что расчищается дорога для более жестких мер, если таковые потребуются.
  1. Выявление причин убыточности
Следующий шаг - установить причины убытков. Генеральному директору необходимо поговорить с каждым членом Правления и другими менеджерами. На удивление часто главные причины убытков быстро становятся очевидными для нового человека в компании. Например:
  • накладные расходы являются чрезмерно высокими по отношению к объему продаж;
  • себестоимость продукции или услуг слишком высока по сравнению с рыночной ценой;
  • избыток производственных мощностей в данной подотрасли;
  • деятельность маркетинговых и сбытовых служб является неэффективной и слишком дорогостоящей;
  • характеристики товара и его потребительская стоимость утратили конкурентоспособность;
  • низкое качество и надежность изделий подорвали сбыт;
  • необходимость использования дорогостоящих субподрядчиков для компенсации внутренних недостатков компании.
Следует провести срочный финансовый анализ с целью подтверждения главных причин убыточной работы. В частности, необходимо оценить:
  • норму предельной прибыли по каждому виду товаров или услуг;
  • рентабельность по основным клиентам;
  • точку окупаемости бизнеса исходя из существующего уровня накладных расходов;
  • максимально допустимый уровень постоянных накладных расходов, при котором возможна безубыточная работа при нынешнем объеме продаж и ценах.
Время не позволяет провести полный финансовый анализ. Нужно быстро получить достаточно точную информацию.
Новому генеральному директору следует избегать втягивания в решение повседневных проблем в «пожарном порядке». Главным приоритетом должно быть беспристрастное и детальное изучение положения дел в компании. Хорошим отправным пунктом является разговор с представителями службы сбыта. Посещение вместе с ними клиентов и потенциальных покупателей часто оказывается весьма полезным. Недостатки компании становятся здесь особенно очевидными. Быстро всплыва
ют такие проблемы, как неудовлетворительные технические характеристики товара, неконкурентные цены, неприемлемые качество и надежность, длительные сроки поставок и неэффективная сбытовая деятельность.
Поездки вместе с представителями службы сбыта вскрывают также недостатки в работе вспомогательных подразделений. Поэтому в качестве следующего шага имеет смысл изучить работу служб обеспечения сбытовой деятельности Лишь после этого можно перейти к маркетингу.
Необходимо оценить вклад маркетинговой деятельности в работу компании. Следует критически пересмотреть уровень расходов. Эффективность маркетинга легко спутать с активностью соответствующего подразделения. В одном реальном случае штат отдела маркетинга был сокращен с 17 до 8. Впоследствии все в компании говорили, что, несмотря на меньшее число сотрудников, вклад маркетингового подразделения существенно возрос благодаря большей целенаправленности его работы.
Следующим объектом пристального изучения должно стать производство и доставка товаров или услуг покупателям. Вот некоторые вопросы, на которые надо найти ответы:
  • Каковы возможности применения методов финансовой инженерии к производимым товарам или услугам?
  • Насколько быстро выполняются заказы и какова надежность обязательств по поставкам?
  • Каковы потери бизнеса вследствие просрочки или некомплектности поставок?
  • Каковы узкие места и как их преодолеть?
  • Что необходимо предпринять для улучшения качества и надежности товаров или услуг?
  • Что можно сделать для существенного сокращения издержек?
  • Какие варианты выбора между собственным производством и покупкой на стороне следует оценить?
  • Какие дополнительные расходы обеспечили бы быстрое получение хороших финансовых результатов?
Необходимо критически оценить роль и вклад администрации. Следует определить минимально возможную численность ее персонала. Всегда, когда это возможно, действующие производства должны сами обеспечивать себя всеми необходимыми административными услугами и выступать как автономные единицы.
Следует предпринять атаку на административные расходы. Нужны удовлетворительные ответы на вопросы типа:
  • Что произойдет, если не делать эту работу?
  • Почему это делается так часто?
  • Почему это делается таким дорогостоящим способом?
  • Если это действительно необходимо, то как делать это с меньшими затратами?
Трудной областью могут оказаться исследования и разработки. Новый генеральный директор может не обладать техническими знаниями на уровне ведущих проектировщиков. Однако это не обязательно ставит его в невыгодное положение.
Вопросы, которые прорубают дорогу сквозь технические сложности и на которые необходимо дать ответ:
  • Каков уровень расходов на исследования и разработки по сравнению с ведущими конкурентами?
  • Какой процент всех расходов на исследования и разработки тратится на:
  • фундаментальные исследования?
  • разработку новой продукции?
  • улучшение выпускаемой продукции?
  • Какой процент текущих продаж составляют новые виды продукции или услуг, освоенные на протяжении последних пяти лет?
  • Какой процент продаж новой продукции и услуг обеспечивается:
  • собственными исследованиями и разработками?
  • лицензионными и дистрибьюторскими соглашениями?
  • кооперацией в форме совместных предприятий?
  • Как осуществляется коммерческая и финансовая оценка исследовательских проектов до начала работ по ним?
  • Обеспечено ли эффективное взаимодействие между специалистами, занятыми исследованиями, разработками, маркетингом и производством?
  • Эффективны ли используемые методы управления проектами и контроля затрат?
  • Какие проекты оказались дорогостоящими ошибками, и какие уроки были извлечены?
  • Какие новые проекты следует утвердить или оценить, чтобы удовлетворить потребности рынка?
После этого необходимо определить масштабы рационализации бизнеса, сокращения штатов и накладных расходов, позволяющие быстро выйти на безубыточный уровень. Может потребоваться резкое сокращение ассортимента производимых товаров и услуг. В этом
отношении будет полезен список товаров и услуг, составленный в порядке убывания предельной или валовой прибыли, приносимой каждым из них. В одном реальном примере, из почти 500 наименований изделий 6 обеспечивали более 80 процентов предельной прибыли компании. Номенклатура производимых товаров была существенно сокращена без сколько-нибудь существенного недовольства со стороны покупателей.
Люди поймут без слов, что увольнения неизбежны. Чем раньше будет объявлено о сокращении, тем быстрее закончится неопределенность. Вероятно, раньше других начнут уходить самые талантливые сотрудники, которым легче устроиться на другую работу, - это еще одна причина необходимости быстрых действий.
Прежде всего нужно определить численность сокращаемого персонала, обеспечивающую сохранение работоспособности компании и допустимый уровень накладных расходов. Любые предложения о пропорциональном сокращении численности подразделений должны быть отвергнуты. Генеральный директор должен согласовать с руководителем каждого подразделения количество увольняемых работников. Непропорционально большие сокращения могут потребоваться в головном офисе и административных службах. Вместе с тем может оказаться необходимым взять несколько человек для работы на решающих направлениях, например, специалистов по прямым продажам или инженеров по монтажу оборудования.
Каждый менеджер должен представить список сокращаемого персонала. Генеральному директору необходимо проверить каждый список, чтобы убедиться в объективности отбора. Это следует делать в присутствии менеджера, проявляя понимание, великодушие и сочув-

ствие. В необходимых случаях следует поставить в известность профсоюз. Если возможно, людям надо оказать помощь в устройстве на другую работу. Не существует идеального времени для объявления о сокращении штатов, однако имеет смысл сделать это в пятницу во второй половине дня. Таким образом, на работу в следующий понедельник выйдут лишь те, кто остался в штате компании. Нельзя позволять недовольным людям, которых только что сократили, засиживаться на рабочих местах.
Важно, чтобы все сокращения были объявлены в одно время. В любом случае моральное состояние будет подорвано, однако оно пострадает намного сильнее, если оставить людей гадать о том, когда будет следующее сокращение. Чем быстрее компания начнет снова набирать людей, тем лучше для морального духа.
К этому времени генеральный директор уже будет иметь представление о новом уровне постоянных издержек и норме предельной прибыли. Поэтому легко вычислить годовой объем продаж, который позволит компании выйти на безубыточный уровень. Он должен быть представлен в виде объема месячных продаж, обеспечивающих окупаемость затрат, и перед управленческим корпусом должна быть поставлена коллективная цель: первый месяц, когда этот объем продаж будет превышен и, таким образом, убытки будут ликвидированы.
Следующим шагом должен быть пересмотр и утверждение Советом директоров компании напряженных прогнозов продаж и прибыли до конца текущего года. Следует воспользоваться этой возможностью для улучшения качества ежемесячной оперативной информации, обеспечивающей менеджеров необходимыми данными для эффективного управления бизнесом.
Необходимо разработать жесткий бюджет на следующий финансовый год. Люди должны понять, что ликвидации убытков еще недостаточно; это всего лишь первый и относительно простой шаг на пути к финансовому выздоровлению. Целью должно быть максимально быстрое достижение приемлемого уровня рентабельности задействованных операционных активов.
Важной частью бюджета в период оздоровления должны стать проекты, повышающие прибыль компании, причем каждый из них должен:

  • разрабатываться в расчете на быстрый рост прибыли;
  • курироваться членом Правления, ответственным за своевременное и успешное выполнение.
После того как первоначальное хирургическое вмешательство завершено и развернуты проекты наращивания прибыли, приходит время всерьез заняться развитием бизнеса, решать фундаментальные вопросы. Должен ли генеральный директор, назначенный для оздоровления компании, продолжать начатое? Или его лучше заменить кем-то другим, тем, кто лучше подходит для реализации задачи развития бизнеса? Постановка такого вопроса может показаться неожиданной. Однако вполне может оказаться, что специалист по оздоровлению отнюдь не идеально подходит для того, чтобы обеспечивать решение среднесрочных задач.
Имеющиеся факты свидетельствуют, что хирургическое вмешательство и краткосрочные меры по увеличению прибыли могут устранить убытки, однако для достижения приемлемых финансовых показателей требуются новые крупные начинания.

Нет замены:

  • разработке «видения будущего»;
  • использованию метода «большого скачка»;
выявлению и оценке стратегических вариантов;
созданию организационной структуры; реализации проектов развития бизнеса.

Экономические аспекты убыточности предприятия

Список использованных источников

Экономические аспекты убыточности предприятия

Рост конкурентной борьбы и ужесточение условий хозяйствования для отечественных организаций как на внутреннем, так и на внешнем рынках предъявляют к ним особые требования. Только эффективно действующая коммерческая организация способна на выживание и развитие в условиях достаточно развитой конкуренции. Основным показателем, измеряющим эффективность, становится конечный финансовый результат деятельности. Закономерно возникает вопрос: что такое финансовый результат.

Разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство реализованной продукции (работ, услуг) называется валовой прибылью от реализации.

Общий финансовый результат (прибыль, убыток) на отчетную дату, который называют также балансовой прибылью, получают путем расчета общей суммы всех прибылей и всех убытков от основной и неосновной деятельности предприятия. В балансовую прибыль включают: прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг; прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль (убыток) от реализации материальных оборотных средств и других активов; прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств; доходы и потери от валютных курсовых разниц; доходы от ценных бумаг и других долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий; расходы и потери, связанные с финансовыми операциями; внереализационные доходы (потери) .

Традиционно в экономической литературе освещается показатель прибыли, отражающий величину положительного финансового результата, т.к. главным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста и является полученная прибыль.

Достаточно популярным определением прибыли является выражение Дж. Кейнса: «капитал приносит в течение периода своего существования выгоду сверх своей стоимости. Эта выгода и есть прибыль».

Убыток же является величиной, характеризующей снижение выгоды, благосостояния собственников. Таким образом, отрицательная прибыль является своего рода штрафом за бизнес, за неудачное проявление своей предпринимательской инициативы.

Чтобы прогнозировать значения прибыли, управлять ею, необходимо проводить объективный системный анализ ее формирования, распределения и использования. Такой анализ важен как для внутренних, так и для внешних партнерских групп, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое состояние предприятия.

Основные задачи анализа финансовых результатов по традиционной методике включают в себя оценку динамики показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период; анализ источников и структуры балансовой прибыли; выявление резервов повышения балансовой прибыли предприятия и чистой прибыли, расходуемой на выплату дивидендов; выявление резервов повышения различных показателей рентабельности.

С целью выполнения этих задач проводятся: оценка выполнения плана по финансовым показателям (прибыли, рентабельности и средств, направляемых на выплату дивидендов) и изучение их динамики; общая оценка выполнения плана по балансовой прибыли, изучение ее динамики по сравнению с соответствующим базовым периодом, рассмотрение ее структуры; определение влияния отдельных факторов на прибыль от реализации продукции (работ и услуг); рассмотрение состава внереализационных доходов, оставляемых в распоряжении предприятия, и убытков, возмещаемых за счет балансовой прибыли; определение влияния внереализационных доходов и потерь на балансовую прибыль; выявление факторов, влияющих на рентабельность продукции и производства; выявление резервов дальнейшего увеличения прибыли, средств, направляемых на выплату дивидендов, устранение внереализационных потерь и расходов; выявление резервов повышения рентабельности .

Для оценки размера финансового результата, неважно, представлен он положительной либо отрицательной величиной, существуют 2 основных взаимодополняющих подхода, представляющие собой:

Динамическую концепцию, согласно которой финансовый результат - это разница между доходами и расходами организации за отчетный период. На базе этой концепции выстраивается модель, в соответствии которой доходы - это поток средств, втекающих в предприятие, а расходы – поток средств, вытекающих из предприятия; прибыль (убыток) - это разность, которая образуется между ними;

Статическую концепцию, следуя которой, финансовый результат от деятельности организации в отчетном периоде определяется как изменение стоимости собственного капитала в течение данного отчетного периода. При этом прибыль (убыток) - это положительные (отрицательные) изменения собственного капитала (чистых активов) хозяйствующего субъекта за отчетный период, которые являются результатом хозяйственных операций и событий, не связанных с личным капиталом владельцев фирмы.

Из данных определений следует, что финансовый результат - это разница между доходами и расходами компании, непосредственно воздействующая на величину ее собственного капитала.

Вследствие чего возникают убытки? Какова их экономическая природа? Такие явления необходимо напрямую связывать с деятельностью организаций в условиях рыночной экономики. Так, возникновение прибыли является сигналом о том, что общество хотело бы расширить данную отрасль. Фактически же вознаграждение в виде прибыли является не столько стимулом к расширению отрасли, сколько финансовыми средствами, с помощью которых фирмы в таких отраслях могут увеличивать свои производственные мощности.

Потери же, в свою очередь, сигнализируют о желании общества свернуть «больные» отрасли. Предприятия, которым не удалось приспособить свою производственную деятельность к выпуску товаров и оказанию услуг, предпочитаемых потребителем, несут значительные убытки. Таким образом, убыток - это своеобразное «наказание» для хозяйствующего субъекта за неэффективное осуществление предпринимательской деятельности .

Следует также подчеркнуть, что существуют различия в уровне прибыльности не только среди отраслей, но и среди организаций одной отрасли, т.е. конкурентами. Это связано со многими факторами. Известно, например, что каждая фирма в своем развитии проходит фазы возникновения, подъема и упадка. Для каждой из этих фаз характерен определенный уровень рентабельности. Казалось бы, в данных условиях должен возникнуть отток капиталов в более рентабельные направления бизнеса, но этого не происходит, т.к. конверсия организации (смена специализации) или его продажа могут оказаться убыточными. Поэтому собственники и руководители действующих организаций нередко соглашаются с низкой и даже отрицательной рентабельностью и продолжают функционировать, подыскивая при этом выход из создавшегося положения.

Вы писали, что 40% производства в мире - убыточно.
А почему вообще возникает убыточность в производстве? Что мешает (объективно, а не по желанию не иметь непопулярные решения) довести цены продукции до уровня безубыточности. Ведь без еды люди не смогут обойтись. Конечно, это приведет к росту стоиости рабочей силы, но что еще плохо?
А те 40%, что убыточны, по Вашим словам, обеспечивают связность производства. Т.е. и они могут просто в силу такого своего положения диктовать свои цены. В чем же дело?

20.07.05

Л.В.

Убыточность производства есть индикатор глубинного противоречия между характером производства и его институциональной организацией в рамках данного экономического уклада. В мире сейчас преобладает так называемый рыночный характер организации производства, когда его целью является прибыль, а формирование прибыли происходит в сфере сбыта, то есть определяется не характером производства и не объективацией полезности произведенного, а прежде всего характеристиками процессов обращения денег и ценностей.

Рыночное ценообразование имеет специфические свойства. Спрос (объем сбыта) обратно пропорционален цене. Валовый доход продавца оказывается равен произведению объема сбыта на цену. Прибыль есть разница между валовым доходом и издержками. Последние распадаются на две части: постоянная (независимая от количества произведенного блага) и переменные (пропорциональные количеству произведенного).

Зависимость спроса от цены имеет в реальности сложный характер. До какого-то момента спрос падает не так быстро, как растет цена, а потом начинает падать быстрее, чем растет цена. Поэтому валовый доход отрасли (бизнеса) имеет максимум в этот самый момент. Если дальше увеличивать цену - доход падает, так как спрос падает быстрее роста цены. Если уменьшать - то тоже падает, так как спрос растет медленнее снижения цены.

Эта точка максимального дохода не у всех отраслей оказывается выше, чем размер ее издержек. У многих отраслей стоимость постоянных издержек (инфраструктуры) оказывается достаточно высока, чтобы оптимум достигался в точке минимального убытка, а не максимальной прибыли (о прибыли в этом случае речь и вообще не идет).

Таковы свойства рыночного ценообразования, которое диктуется соотношением стихийного, стохастического спроса и предложения. В рамках этого механизма принципиально невозможен учет факторов, отличных от краткосрочных и индивидуальных.

В условиях свободного рынка в силу такого характера рыночного механизма принципиально не могут существовать отрасли, которые производят стоимость, объективирующуюся не в личном потреблении, а в масштабах общества или общины.


Если допустить в Европе рыночную экономику хотя бы для железнодорожного транспорта, он погибнет в силу того, что рынок институционально недооценивает услуги железной дороги. Равновесная цена, при которой достигается максимальный доход отрасли, ниже издержек. В силу этого необходима антирыночная, волюнтаристская, институционально-плановая составляющая экономического регулирования, то есть дотирование железнодорожного транспорта из бюджета общины или государства, доплата ему за ту часть создаваемой стоимости (избавление города от пробок и загазованности), которая не может быть оценена свободным рынком.

Так живут в современном западном мире порядка 40% так называемых инфраструктурных отраслей, для которых рынок способен оценить лишь ту часть производимой ими стоимости, которая является объективацией полезности, понятной индивидуальному потребителю из текущих соображений. Если их не дотировать, они погибнут. Убыток, который от их гибели понесет общество в целом, на порядок превышает объем дотаций. Поэтому их дотируют, частично компенсируя ту часть производимой им для общества полезности, которая не может быть оценена частным потребителем.

В силу этого западная экономика не является чисто рыночной, она регулируется институционально в среднем на 60%, и только меньшая часть отпускается на волю свободного рынка. Дотации отраслям являются лишь частью этого институционального регулирования. Если бы в Европе ввести сегодня свободный рынок, дело бы не ограничилось крахом в течение года-двух этих 60% экономики. Поскольку эти отрасли носят инфраструктурный характер, их развал ударил бы по другим отраслям, и уровень богатства и жизни в Европе снизился бы до того уровня, который имел место во времена преобладания свободного рынка, то есть в 18 веке. Нечто похожее мы наблюдали в России в начале 90-х, когда частичная ликвидация институциональных регуляторов под знаменем внедрения везде свободного рынка повлекла падение уровня жизни в 3 раза.

Итак: монополии и просто инфраструктурные отрасли не могут диктовать свои цены потому, что действующий механизм ценообразования неспособен адекватно оценивать их полезность и масштаб производимой ими стоимости. Зато на уровне альтернативного, антирыночного (институционального) механизма общественного регулирования их полезность дооценивается. Но и здесь монополии диктовать не могут, так как имеют дело с самым могучим монополистом - государством, которое готово им отстегивать только прожиточный минимум - дотацию. Эта дотация все равно не является полной оценкой их полезности, не дает им прибыли, но позволяет оставаться на плаву.

В настоящее время налоговыми органами усилена работа с убыточными организациями, поскольку в качестве одного из возможных источников дополнительных поступлений налога на прибыль в бюджеты является процесс легализации налоговой базы убыточных организаций за счет вывода доходов из тени.

Выявить причину убыточного состояния организации на протяжении длительного периода времени и одновременно проанализировать источники, поддерживающие жизнедеятельность этой организации очень важно, так как нередко бывает, что бизнес убыточен именно для налоговиков - фирма работает с прибылью, которая не отражается в отчетности. В этом случае налог не платится, потому что убытки просто «съедают» налоговую базу.

Руководители убыточных организаций, имеющих убытки на протяжении нескольких лет, приглашаются на заседания созданных Комиссий по легализации объектов налогообложения, где рассматриваются вопросы анализа деятельности и выявляются причины убыточности возглавляемых ими организаций, а так же намечаются возможные меры по улучшению финансового результата.

В ходе работы комиссии выявляются, причины неверного формирования плательщиками финансового результата. К основным нарушениям можно отнести:

Отражение в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, сумм документально неподтвержденных затрат;

Неверное определение стоимости незавершенного строительства;

Занижение цены на оказываемые услуги по переработке давальческого сырья;

Включение в состав убытков организации, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, убытков от совместной деятельности.

По нашему мнению, убыточные организации надо разделить на группы. Если, сгруппировать их по размерам сумм убытков, тогда удобнее будет вызывать руководителей на комиссии различного уровня. Большое количество организаций с незначительными суммами убытков могут быть рассмотрены на комиссиях в налоговых инспекциях. Тогда внимание налоговых органов в этом случае делается на снижение количества убыточных организаций.

Крупные и основные налогоплательщики со значительными суммами убытков требуют более серьезной и тщательной подготовки налоговиков к беседе с руководителями таких фирм. Для получения максимального эффекта в этом случае руководителей надо вызывать на комиссии в уровне Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации. Их задача - добиться максимального снижения заявленных сумм убытков и начисления прибыли. Из поля зрения не должны уйти организации, осуществляющие деятельность в высокодоходных отраслях экономики.

Также надо отметить положительный опыт налоговых органов различных управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, которыми собирается досье на организацию. Помимо досье на саму убыточную организацию собираются данные об имущественном состоянии руководителя, заместителя, главного бухгалтера, учредителя, собственника фирмы. Изучение финансового положения физических лиц, позволяет сделать соответствующие выводы об их реальных доходах.

Эффективной работу комиссий можно признать, когда после вызова на комиссию налогоплательщик самостоятельно уточнил налоговые обязательства и представил декларацию, в которой перестал заявлять убыток. Еще качественнее сработала комиссия, если не только убыток сведен до нуля, но и отражена прибыль.

Если же в ходе работы комиссии налоговому органу не удалось доказать налогоплательщику, что убытки неправомерны, а на самом деле есть все основания полагать, что это именно так, то следует принимать решение о назначении выездной налоговой проверки.

Однако назначение выездной налоговой проверки не только требует дополнительных трудозатрат, но и откладывает результат на более поздний срок. А это значит, что бюджет еще долгое время не пополнится средствами от налога на прибыль и других налогов, доначисления по которым также могли бы быть отражены в уточненных декларациях, представленных налогоплательщиком после беседы на комиссии. В этом случае эффективность работы комиссий существенно снижается.

В ходе проведения выездных проверок нередко выявляются различные нарушения налогового законодательства, в том числе и схемы минимизации налоговых обязательств или ухода от налогов

Таким образом, налоговые органы в дальнейшем должны не только продолжать работу по легализации налоговой базы убыточными организациями, но и находить новые еще более эффективные подходы, методы, инструменты, совершенствовать имеющиеся механизмы, анализировать полученный опыт.

Все проводимые операции по легализации налоговой базы убыточных организаций должны быть открытыми для граждан. И здесь большую роль в правильном понимании серьезности и перспективности выбранного направления играют средства массовой информации - о результатах работы комиссий целесообразно информировать общественность, формируя позитивное отношение, указывая на значимость и важность проводимых налоговыми органами мероприятий. На наш взгляд, благодаря размещению результатов работы с «убыточными» предприятиями и организациями в СМИ должно не только повысить налоговую дисциплину, но и способствовать самостоятельному выводу из тени скрытых доходов другими налогоплательщиками, не дожидаясь вызова на комиссию, а это - самый эффективный путь к увеличению поступлений денежных средств в государственную казну.