Тренинги по психологии для детей. Лучшие психологические игры для детей и подростков

Каждого родителя, у которого есть маленькие дети, волнует такой важный вопрос, как режим работы детских садов. Действительно ли соблюдается график работы в государственных учреждениях? Отличается ли он в частных организациях? Что нужно делать, если было выявлено нарушение?

Основной режим работы, установленный на законодательном уровне

Существует стандартный режим работы по закону, который был установлен медицинскими специалистами и представителями дошкольных учреждений. В соответствии с уставом существует несколько особенностей пребывания в детском учреждении:

  • Родители имеют право оставлять ребенка в садике на 12 часов. В различных городах установлен определенный временной режим: с 8 утра до 8 вечера или с 7 утра до 7 вечера. Исключением являются частные и круглосуточные детские сады.
  • В предпраздничные дни временной режим сокращается до 10,5 часов, то есть родители могут привести ребенка в садик в привычное время, но забрать его нужно на 1,5 часа раньше.
  • В выходные и детские садики не работают.
  • В некоторых учреждениях, по соглашению воспитателей и родителей, существует То есть родители могут оставлять своего малыша в детском саду до 21 часа. На его территории организуется единая группа для детей всех возрастов.
  • Также существует и сокращенный режим дня, который длится всего 3-4 часа. Обычно на такой промежуток времени оставляют новичков, которым необходимо адаптироваться.

Весь этот порядок касается лишь пребывания детей в дошкольном учреждении, на работников детского сада он не распространяется.

Режим работы основного персонала

Существует режим работы детских садов, установленный для персонала. Для каждого из них предусмотрена определенная нагрузка в неделю.

Например, режим работы заведующей детского сада составляет 40 рабочих часов в неделю. Эта вполне нормальная нагрузка. То есть такой персонал должен присутствовать в дошкольном учреждении и выполнять свои обязанности пять дней в неделю (с понедельника по пятницу), по восемь часов в день (с 8.00 до 17.00). Предусмотрен один час перерыва на обед (с 12.00 до 13.00).

В некоторых городах стандартный режим может изменяться. Например, в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге основной персонал дошкольного учреждения работает с 9.00 до 16.00. Такой же график работы имеет администратор учреждения и старший педагог.

Режим работы воспитателей

Немного отличается режим работы воспитателя детского сада, его нагрузка не должна превышать 36 часов в неделю. Стандартно в дошкольных учреждениях работают два специалиста: работник первой смены - с 7.00 до 14.30, а работник второй смены - с 14.30 до 19.00, перерыв на обед у дошкольных педагогов длится 30 минут. Что касается графика работы, то воспитатели работают каждый день с чередованием смены.

Режим работы вспомогательного персонала

Стоит заметить, что на территории детского сада также работает вспомогательный персонал, который делает жизнь деток более комфортной, интересной и красочной и оказывает неоценимую помощь воспитателям. Для них также разработан определенный график работы.

  • С нагрузкой 40 часов в неделю работают няни и младшие воспитатели (с 8.00 до 17.00), повара и кухонные работники (с 6.00 до 15.00).
  • Около 20 часов в неделю на территории сада должен находиться завхоз, музыкальный руководитель, секретарь, уборщик, ремонтник, дворник и грузчик. Обычно такой персонал пребывает на службе по 4 часа в неделю с 8.00 до 12.30 с перерывом на обед 30 минут.
  • Круглосуточно на территории дошкольного учреждения должен находиться сторож. Он работает 24 часа в сутки с графиком работы сутки через три. Минимально в штате должно числиться четыре работника.

Стоит заметить, что в некоторых учреждениях наличие персонала, так же как и режим работы детских садов, может немного отличаться.

Распорядок дня

Отдельно стоит поговорить и о распорядке дня в дошкольном учреждении, с которым должен быть знаком каждый родитель.

  • В течение первого часа работы детского сада проводится прием детей. Уже прибывшие малыши в это время занимаются свободным видом деятельности.
  • В 8.00 организуется завтрак (как правило, это молочные блюда).
  • С 8.30 до 9.00 проводятся творческие занятия в группах, например рисование, лепка или танцы.
  • С 9.20 до 11.20 предусмотрена прогулка на свежем воздухе, это время может изменяться, в зависимости от погодных условий.
  • С 11.45 до 12.20 дети обедают.
  • С 12.45 до 15.00 предусмотрен двухчасовой тихий час.
  • В 15.30 малыши отправляются на полдник.
  • С 15.25 до 16.25 предусмотрены групповые занятия.
  • С 16.20 до 19.00 у детей свободное время, все они ждут прихода своих родителей. В летний период они гуляют на улице, зимой располагаются в группах и играют.
  • Ужин предусмотрен в 18.30.

В некоторых дошкольных учреждениях в распорядок дня включены занятия с логопедом, плавание, хореография о многое другое.

Что делать, если нарушен режим?

Режим работы детских садов, установленный в законном порядке, должен соблюдаться. К сожалению, не все работники данной сферы качественно выполняют свои обязанности. Встречаются следующие нарушения, которые могут отрицательно отразиться на детях и их родителях:

  • Воспитатель не приходит на работу вовремя, из-за чего родитель вынужден оставлять своего ребенка со сторожем или ждать, периодически опаздывая на работу.
  • Воспитатель требует забирать своего малыша раньше, так как не желает находиться до конца смены в учреждении из-за одного ребенка.

По закону воспитатель обязан приступить к своим должностным обязанностям в 7.00 (или 8.00 в зависимости от точного графика), то есть в это время родитель уже может оставить своего малыша в детском саду. Если воспитатель периодически опаздывает, то следует зафиксировать этот факт и написать жалобу на имя заведующей. При однократном опоздании рекомендуется поговорить с педагогом в устной форме. Если по вине воспитателей человек опоздал на работу и получил за это выговор, то он вправе потребовать компенсацию от образовательного учреждения.

Что касается окончания рабочего дня, то каждый родитель имеет право оставлять своего ребенка в учреждении до 19.00, а воспитатель должен работать до тех пор, пока не забрали последнего малыша. Если педагог не желает выполнять свои обязанности, то следует напомнить ему о том, что такое режим работы группы в детском саду, или провести с ним устную беседы, объяснив собственную ситуацию на работе.

7.9. Административная группа лиц осуществляют учет использования рабочего времени всеми работниками ДОУ и данную информацию доводят до сведения заведующего ДОУ.

7.10. В случае неявки на работу по болезни или др. уважительной причине работник обязан:

Своевременно известить администрацию;

Предоставить соответствующий документ (листок временной нетрудоспособности) в первый день выхода на работу.

7.11. В помещениях ДОУ запрещается:

Нахождение в верхней одежде и головных уборах, уличной обуви;

Громкий разговор и шум в коридорах.

8. Организация режима работы ДОУ

8.1. В ДОУ устанавливается 5-дневная рабочая неделя (выходные: суббота и воскресенье).

8.2. Привлечение к работе работников в установленные графиком выходные и праздничные дни запрещено и может иметь место лишь в случаях, предусмотренных законодательством.

8.3. Общие собрания коллектива проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Заседанияпедагогического совета проводятся не реже 4 раз в год. Все заседания проводятся в нерабочее время и не должны продолжаться более 2 часов, родительские собрания – более 1,5 часа.

8.4. Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемых работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до окончания календарного года, утверждается приказом по ДОУ. График отпусков составляетсяпо согласованию с работниками ДОУ, с учетом необходимости обеспечения нормальной работы ДОУ и благоприятных условий для отдыха работников, доводится до сведения всех работников. Предоставление отпуска заведующему ДОУ оформляется приказом по Управлению образования администрации Ногинского муниципального района.

9. Поощрения за успехи в работе

9.1. На основании ст. 144, 191 ТК РФ, Устава ДОУ, Коллективного договора по ДОУ, Положения об оплате труда работников МБДОУ д/с №45 «Теремок» комбинированного вида, Положений о стимулирующих и компенсационных выплатахсотрудникам,работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, производит доплаты,награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии и т.д.).

9.2. Поощрения применяются администрацией совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом дошкольного учреждения.

9.3. Поощрения объявляются приказом по ДОУ и доводятся до сведения коллектива, запись о поощрении вносится в трудовую книжку работника.

9.4. За особые трудовые заслуги работники ДОУ представляются в вышестоящие органы к поощрению, наградам и присвоению званий. При применении мер поощрения обеспечивается сочетание материального и морального стимулирования труда.

9.5. Педагогический совет ходатайствует перед вышестоящей организацией о поощрении руководителя за высокое качество и результативность работы учреждения и инновационную деятельность.

10. Взыскания за нарушения трудовой дисциплины

10.1. Нарушение трудовой дисциплины, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, вследствие умысла, самонадеянности, небрежности работника влечет за собой применение мер дисциплинарного взыскания, общественного воздействия и применение иных мер, предусмотренных действующим законодательством.

10.2. За нарушение трудовой дисциплины применяются следующие меры дисциплинарного взыскания:

Замечание;

Выговор;

Увольнение по соответствующим основаниям.

10.3. Увольнение в качестве дисциплинарного взыскания (п. 3,5,6,8,11, 13 ст. 81 ТК) может быть применено:

За систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором, уставом ДОУ или Правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;

За прогул без уважительных причин. Прогулом считается неявка на работу без уважительных причин в течение всего рабочего дня, а также отсутствие на работе более 4 часов в течение рабочего дня.

За появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

За совершение хищения по месту работы (в т.ч. мелкого).

10.4. Педагогические работники ДОУ, в обязанности которых входит выполнение воспитательных функций по отношению к детям, могут быть уволены за совершение аморального проступка (п. 8 ст. 81 ТК РФ), несовместимого с продолжением данной работы. К аморальным проступкам могут быть отнесены рукоприкладство по отношению к детям, нарушение общественного порядка, в том числе и не по месту работы, другие нарушения норм морали, явно не соответствующие социальному статусу педагога. Педагоги ДОУ могут быть уволены за применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанников (п. 2 ст. 336 ТК РФ).

10.6. За каждое нарушение может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Меры дисциплинарного взыскания применяются должностным лицом, наделенным правом приема и увольнения данного работника.

10.7. До применения взыскания от нарушителя трудовой дисциплины необходимо взять объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Не предоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарноговзыскания.

10.8. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть вручена педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследовании и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного работника, за исключением случаев, предусмотренных законом (запрещение педагогической деятельности, защита интересов воспитанников).

10.9. Взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения нарушения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Взыскание объявляется приказом по ДОУ. Приказ должен содержать указание на конкретное нарушение трудовой дисциплины, за которое налагается данное взыскание, мотивы применения взыскания. Приказ объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.

10.10. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Руководитель ДОУ до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания,имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству представительного органа работников.

10.11. Увольнение в порядке дисциплинарного взыскания, а также увольнение в связи с аморальным проступком и применением мер физического или психического насилия производится без согласования с профсоюзным органом.

10.12. Дисциплинарные взыскания к руководителю ДОУ применяются вышестоящими организациями.

11. Заключительные положения.

В случаях, не предусмотренных Правилами, следует руководствоваться Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

С правилами внутреннего трудового распорядка для работников МБДОУ д/с№45 «Теремок» комбинированного вида ознакомлены:

Правила внутреннего трудового распорядка для работников ДОУ

В соответствии с требованиями статьи 189, 190 Трудового Кодекса Российской Федерации в целях упорядочения работы ДОУ и укрепления трудовой дисциплины разработаны и утверждены следующие правила.

1. Общие положения

3.7. Своевременно рассматривать предложения работников, направленные на улучшение работы ДОУ, поддерживать и поощрять лучших работников.

3.8. Обеспечивать условия для систематического повышения квалификации работников.

3.9. Совершенствовать организацию труда, обеспечивать выполнение действующих условий оплаты труда , своевременно выдавать заработную плату и пособия.

3.10. Своевременно предоставлять отпуска работникам ДОУ в соответствии с утвержденным на год графиком.

4. Основные обязанности и права работников

Работники ДОУ обязаны:

4.1. Выполнять правила внутреннего трудового распорядка ДОУ, соответствующие должностные инструкции.

4.2. Работать добросовестно, соблюдать дисциплину труда, своевременно и точно выполнять распоряжения администрации , не отвлекать других работников от выполнения их трудовых обязанностей.

4.3. Систематически повышать свою квалификацию.

4.4. Неукоснительно соблюдать правила охраны труда и обо всех случаях травматизма незамедлительно сообщать администрации. Соблюдать правила противопожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены.

4.5. Проходить в установленные сроки медицинский осмотр, соблюдать санитарные нормы и правила, гигиену труда.

4.6. Беречь имущество ДОУ, соблюдать чистоту в закрепленных помещениях, рационально расходовать материалы, тепло, электроэнергию, воду, воспитывать у детей бережное отношение к государственному имуществу.

4.7. Проявлять заботу о воспитанниках ДОУ, быть внимательными, учитывать индивидуальные особенности детей, их положение в семьях.

4.8. Соблюдать этические нормы поведения в коллективе, быть внимательными и доброжелательными в общении с родителями воспитанников ДОУ.

4.9. Своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию.

Воспитатели ДОУ обязаны:

4.10 .Строго соблюдать трудовую дисциплину (выполнять п.

4.11. Нести ответственность за жизнь, физическое и психическое здоровье ребенка; обеспечивать охрану жизни и здоровья детей; соблюдать санитарные правила; отвечать за воспитание и обучение детей; выполнять требования мед. персонала, связанные с охраной и укреплением здоровья детей; проводить закаливающие мероприятия; четко следить за выполнением инструкций об охране жизни и здоровья детей в помещениях дошкольного учреждения и на детских прогулочных участках.

4.12. Выполнять договор с родителями, сотрудничать с семьей ребенка по вопросам воспитания и обучения, проводить родительские собрания, консультации заседания родительского комитета, посещать детей на дому, уважать родителей, видеть в них партнеров.

4.13. Следить за посещаемостью детей своей группы, своевременно сообщать об отсутствующих детях медицинской сестре, заведующему.

4.14. Вести свою группу с младшего возраста до поступления детей в школу, готовить детей к поступлению в школу.

4.15. Неукоснительно выполнять режим дня, заранее тщательно готовиться к занятиям, изготовлять дидактические пособия, дидактические игры, в работе с детьми использовать технические средства обучения, различные виды театра.

4.16.Участвовать в работе педагогических советов ДОУ, изучать педагогическую литературу, знакомиться с опытом работы других воспитателей.

4.17. Вести работу в методическом кабинете, готовить выставки, каталоги, подбирать методический материал для практической работы с детьми, оформлять наглядную педагогическую агитацию, стенды.

4.18. Совместно с музыкальным руководителем готовить развлечения, праздники, принимать участие в праздничном оформлении ДОУ.

4.19. В летний период организовывать оздоровительные мероприятия на участке ДОУ под непосредственным руководством медицинского работника, представителя администрации ДОУ.

4.20.Работать в тесном контакте со вторым педагогом и младшим воспитателем в своей группе.

4.30.На моральное и материальное поощрение по результатам своего труда.

4.32. На совмещение профессий (должностей).

4.33. На получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями и иными материалами.

5. Рабочее время и его использование

5.1. В соответствии с действующим трудовым законодательством для сотрудников ДОУ устанавливается 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье). График работы сотрудников ДОУ утверждается заведующим по согласованию с профсоюзным комитетом.

5.2. График работы сотрудников МДОУ № 17:

5.2.1. Заведующий МДОУ – продолжительность рабочего времени – 7 часов

5.2.2. Главный бухгалтер - продолжительность рабочего времени – 7 часов (с 9.00 до 17.00, понедельник с 9.00 до 18.00; перерыв на обед с 13.00 до 14.00)

5.2.3. Бухгалтер - продолжительность рабочего времени – 7 часов (с 9.00 до 17.00; понедельник с 9.00 до 18.00; перерыв на обед с 13.00 до 14.00)

5.2.4. Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе - продолжительность рабочего времени – 7 часов 12 мин (с 9.00 до 16.42; перерыв на обед с 12.30 до 13.00)

5.2.5. Заведующий хозяйством - продолжительность рабочего времени - 7 часов 12 мин (с 9.00 до 16.42; перерыв на обед с 12.30 до 13.00)

5.2.6. Медицинская сестра - продолжительность рабочего времени– 7 часов 12 мин (с 8.00 до 15.42, перерыв на обед с 13.30 до 14.00)

5.2.7. Секретарь учебной части - продолжительность рабочего времени – 7 часов

(с 9.00 до 17.00, понедельник с 9.00 до 18.00; перерыв на обед с 13.00 до 14.00)

5.2.8. Педагог-психолог - продолжительность рабочего времени - 7 часов 12 мин (Пон., Ср., Пят. - с 8.30 до 16.12; Вт., Чет. – с 10.30 до 18.12; перерыв на обед с 12.30 до 13.00)

5.2.9. Воспитатель - продолжительность рабочего времени - 7 часов 12 мин (обед на рабочем месте); с 8.30 до 13.12 – 1 смена; с 13.12 до 18.30 – 2 смена.

5.2.10. Музыкальный руководитель - продолжительность рабочего времени - 7 часов 12 мин (с 8.30 до 16.12; понедельник с 10.00 до 17.42; перерыв на обед с 12.30 до 13.00)

5.2.11. Инструктор по физической культуре - продолжительность рабочего времени - 6 часов (с 8.00 до 14.30; вторник с 11.30 до 18.00; перерыв на обед с 12.30 до 13.00)

5.2.12. Учитель-логопед - продолжительность рабочего времени - 4 часа (с 9.00 до 13.00; среда с 14.00 до 18.00 без перерыва на обед)

5.2.13. Младший воспитатель - продолжительность рабочего времени - 7 часов 12 мин

(с 8.00 до 15.12; обед на рабочем месте)

5.2.14. Кладовщик - продолжительность рабочего времени – 3 часа 36 мин (с 8.00 до 11.36, без перерыва на обед)

5.2.15. Повар - продолжительность рабочего времени – 7 часов 12 мин (I смена - с 6.00 до 13.12; II смена – с 9.30 до 16.42;обед на рабочем месте)

5.2.16.Подсобный рабочий кухни - продолжительность рабочего времени – 7 часов 12 мин (с 8.00 до 15.42, перерыв на обед с 11.00 до 11.30)

5.2.17. Оператор стиральных машин - продолжительность рабочего времени - 7 часов 12 мин (с 8.00 до 15.42, перерыв на обед с 12.30 до 13.00)

5.2.18.Сторож - продолжительность рабочего времени - по скользящему графику; время отдыха и приема пищи во время смены.

5.2.19.Дворник - продолжительность рабочего времени – 8 часов (с 8.00 до 12.00, без перерыва на обед)3.00. смены и приема пищи 30)

5.2.20. Рабочий по обслуживанию здания - продолжительность рабочего времени – 6 часов (с 8.00 до 14.30, перерыв на обед с 13.00 до 13.30)3.00. смены и приема пищи 30).

5.2.21 Слесарь-сантехник – продолжительность рабочего времени 4 часа (с 14.30 до 18.30; без перерыва на обед)

5.2.22 . Младший воспитатель (0,25 ставки) - продолжительность рабочего времени - 1 часа 48 мин (с 14.54 до 16.42; без перерыва на обед)

5.2.23 Младший воспитатель (0,5 ст. в коридоре, 0,5 ст. в группе) – продолжительность рабочего времени – 7 часов 12 мин. (с 9.48 до 17.00; обед на рабочем месте)

5.3 ДОУ работает в односменном режиме с 8.00 до 18.30 часов.

5.3 Воспитатели ДОУ работают в двухсменном режиме:

1 смена с 8.00 до 13.12

2 смена с 13.12 до 18.30

5.4. Воспитатели ДОУ должны приходить на работу за 15 минут до начала приема детей. Окончание рабочего дня воспитателей ДОУ зависит от смены. В конце дня воспитатели обязаны проводить детей в раздевалку, проследить за уходом детей домой в сопровождении родителей (родственников).

5.5. Продолжительность рабочего дня (смены) для руководящего, административно-хозяйственного, обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала определяется из расчета 36-часовой рабочей недели в соответствии с графиком сменности.

Графики работы утверждаются руководителем ДОУ и предусматривают время начала и окончания работы, перерыв для отдыха и питания. Графики объявляются работнику под роспись и вывешиваются на видном месте не позже чем за один месяц до их введения в действие .

5.6. Педагогическим работникам по мере возможности выделяется один свободный день в неделю для методической работы и повышения квалификации.

Администрация имеет право вызвать воспитателя на замену в методический день.

5.7. Администрация ДОУ организует учет рабочего времени и его использование для всех работников ДОУ.

В случае неявки на работу по болезни работник обязан при наличии такой возможности известить администрацию как можно раньше, а также предоставить листок временной нетрудоспособности в первый день выхода на работу.

6. Организация и режим работы ДОУ

6.1. Привлечение к работе работников в установленные графиком выходные и праздничные дни запрещено и может иметь место лишь в случаях, предусмотренных законодательством.

6.2. Общие собрания трудового коллектива проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Заседания педагогического совета проводится не реже двух раз в год. Все заседания проводятся в нерабочее время и не должны продолжаться более двух часов, родительские собрания - более полутора часов.

6.3. Очередность предоставления ежегодных отпусков устанавливается администрацией ДОУ по согласованию с работником ДОУ с учетом необходимости обеспечения нормальной работы ДОУ и благоприятных условий для отдыхов работников. График отпусков утверждается не позднее, чем за две недели до наступления календарного года и доводится до сведения всех работников. Предоставление отпуска заведующему ДОУ оформляется приказом Управления образования, работникам ДОУ - приказом заведующего ДОУ.

6.4. Педагогическим и другим работникам запрещается:

Изменять по своему усмотрению расписание занятий и график работы;

Отменять, удлинять или сокращать продолжительность занятий и перерывов между ними;

6.5. Посторонним лицам разрешается присутствовать в ДОУ по согласованию с администрацией.

6.6. Не разрешается делать замечания педагогическим работникам по поводу их работы во время проведения занятий, в присутствии детей и родителей.

6.7. В помещениях ДОУ запрещается:

Находиться в верхней одежде и головных уборах ;

Громко разговаривать и шуметь в коридорах;

Курить на территории ДОУ.

7. Поощрения за успехи в работе

7.1. За образцовое выполнение трудовых обязанностей, новаторство в труде и другие достижения в работе применяются следующие поощрения:

Объявление благодарности;

Премирование;

Награждение ценным подарком;

Награждение почетной грамотой.

7.2. Поощрения применяются администрацией совместно или по согласованию с профсоюзным органом.

7.3. Поощрения объявляются приказом руководителя ДОУ и доводятся до сведения коллектива, запись о поощрении вносится в трудовую книжку работника.

7.4. За особые трудовые заслуги работники представляются в вышестоящие органы к поощрениям, наградам и присвоению званий.

8. Взыскание за нарушение трудовой дисциплины

8.1. За нарушение трудовой дисциплины применяются следующие меры дисциплинарного взыскания:

Замечание;

Выговор;

Увольнение.

8.2. Увольнение в качестве дисциплинарного взыскания может быть применено:

За появление на работе (на своем рабочем месте либо на территории ДОУ) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения или за употребление спиртных напитков во время работы;

За прогул – отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).

8.3. За каждое нарушение может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Меры дисциплинарного взыскания применяются заведующим ДОУ, наделенным правом приема и увольнения данного работника.

8.4. До применения взыскания от нарушителя трудовой дисциплины требуется предоставить объяснение в письменной форме. Отказ от дачи письменного объяснения либо устное объяснение не препятствуют применению взыскания.

8.5. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения может быть проведено только по поступившей на него, поданной в письменной форме, жалобы, которая должна быть вручена руководителю. Педагогический работник должен быть ознакомлен с поданной на него жалобой. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного работника за исключением случаев, предусмотренных законом (запрещение педагогической деятельности, защита интересов воспитанников).

8.6. Взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения нарушений трудовой дисциплины, не считая времени болезни и отпуска работника. Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения нарушения трудовой дисциплины.

8.7. Взыскание объявляется приказом по ДОУ. Приказ должен содержать указание на конкретное нарушение трудовой дисциплины, за которое налагается данное взыскание, мотивы применения взыскания. Приказ объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня подписания.

8.8. К работникам, имеющим взыскания, меры поощрения не применяются до снятия взысканий.

8.9. Взыскание автоматически снимается, и работник считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию, если он в течение года не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Заведующий ДОУ вправе снять взыскание досрочно по ходатайству заместителя заведующего или трудового коллектива, если подвергнутый дисциплинарному взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.

8.10. Педагогические работники ДОУ, в обязанности которых входит выполнение воспитательных функций по отношению к детям, могут быть уволены за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. К аморальным проступкам могут быть отнесены рукоприкладство по отношению к детям, нарушение общественного порядка, в том числе и не по месту работы, другие нарушения норм морали, явно не соответствующие социальному статусу педагога. Педагоги ДОУ могут быть уволены за применение методов воспитания, связанных с физическим и

(или) психическим насилием над личностью воспитанников по пункту 4 "б" статьи 56 Закона РФ "Об образовании".

Указанные увольнения не относятся к мерам дисциплинарного взыскания.

8.11.Увольнение в порядке дисциплинарного взыскания, а также увольнение в связи с аморальным проступком и применением мер физического или психического насилия производятся без согласования с профсоюзным органом.

8.12. Дисциплинарные взыскания к заведующему ДОУ применяются органом Управления образования и Администрацией Колпашевского района.

8.13. Правила внутреннего трудового распорядка МБДОУ № 17 относятся к локальным правовым актам , регламентирующим отношения внутри коллектива, и утверждаются общим собранием коллектива по предоставлению администрации и вывешиваются в помещении ДОУ на видном месте.

8.14. С Правилами внутреннего трудового распорядка должны быть ознакомлены все работники ДОУ.

Тренинг - групповая форма получения новых знаний и опыта.

В зависимости от сферы влияния тренинги делятся на поведенческие и личностные. Поведенческие как правило закрепляют применение новых знаний, а личностные - развивают опыт мышления и ценностную сферу (приводят к знаниям).

В зависимости от стиля ведения тренинги делятся на:

  1. навыковые (отработка только поведенческого навыка, "в такой ситуации надо делать только так");
  2. тренировочные (отработка обоснованного навыка, "в такой ситуации надо делать так потому, что...");
  3. активнообучающие (вывод и новое знание получает сам участник при помощи ведущего, "исходя из выполненного упражнения что нужно делать в такой ситуации? и почему?");
  4. самораскрывающие (поведение участника изменяется через изменение отношения к проблемматике, ведущий вводит групповые нормы и только следит за их соблюдением, отвечая на возникающие вопросы).

В нашем центре

В работе с подростками мы практикуем стили ведения

  • активнообучающий (например, "Психологический театр " или "Облака знаний "), развивающий, активизирующий мышление. Участники приходят к приёмам, моделям и знаниям сами (ведущий является модератором процесса и участником).
  • тренировочный ("Свобода общения ", "Внимание - сила " и др.), дающий новые знания, психологические приёмы, модели взаимодействия (ведущий является тренером, который обучает и контролирует участников).

Хотя некоторые курсы являются продуктом синтеза этих двух видов - "Логика " и "Управление временем ".

Со старшеклассниками проводятся в основном групповые занятия. Индивидуальные тренинги мы проводим с родителями и взрослыми участниками. А для родителей подростков проводятся бесплатные семинары по программе "Услуга+ "

Исходя из количества участников тренинги бывают:

    индивидуальные - разрабатываются после консультации с психологом, которая определяет направление и сферу развития будущего участника;

  • групповые - проводятся по уже разработанной тематике для группы участников.

О тренингах рассказывают сотрудники нашего Центра

Ковязин Виктор - руководитель отдела учебно-развивающих программ,
Елизавета Селюнина - психолог-методист отдела учебно-развивающих программ.

По результатам тестирования и во время беседы с психологом-консультантом выясняются сильные стороны подростка, определяются проблемные области, с которыми стоит работать. Для некоторых ребят работа с психологами Центра продолжается на тренинге.

Виды тренингов, проводимых в рамках профориентационной работы

Тренинги, разработанные в нашем Центре, представляют собой обучающие и развивающие программы с использованием элементов личностного роста.
Занятия проходят в игровой форме, в виде диалогов, дискуссий, наблюдения за поведением других участников группы.
В нашем Центре существует серия тренингов, помогающих подростку развить свои способности и навыки, необходимые для учебы и будущей работы.
Рассмотрим подробнее три основных направления развития и относящиеся к ним тренинговые программы.

Способности (тестовый блок "Способности")
Рекомендуемые тренинги: "Внимание-сила", "Свобода общения", "Сдача экзамена", "Управление временем", "Логика".
Изменять свои способности в подростковом возрасте нелегко, основная трудность связана с потерей мотивации к учёбе.
Развитие способностей может дать результат двух видов: прямой и косвенный.
Прямой результат выражается в непосредственном изменении способности. Это достигается постоянными тренировками на протяжении долгого времени, при этом формируются интеллектуальные навыки в целом. Например, чтение формирует лексические навыки и эрудицию, а решение задач по математике - навыки устного счёта и логику. Школьные занятия в данном случае являются прекрасными тренировками.
Косвенный результат выражается в приобретении новых знаний о способности и их использовании. Это достигается изучением приёмов и методов, помогающих использовать ту или иную способность, при этом формируется навык постоянного применения конкретных приёмов и методов. Например, публичное выступление помогает формировать лексические навыки (через желание их использовать), а работа без калькулятора - навыки устного счёта и логику.
Специализированные тематические тренинги подразумевают чаще косвенный результат и служат изучению и закреплению поведенческих приёмов.
Пример такого тренинга - программа развития навыков внимания "Внимание - сила", которая поможет участникам:

  • увидеть сильные и слабые стороны своего внимания;
  • освоить методы концентрации внимания;
  • научиться распределять и переключать внимание в ответственных ситуациях;
  • по-новому увидеть стандартные школьные ситуации;
  • спрогнозировать, когда человеку необходимо отвлечение внимания;
  • получить средства самостоятельной работы, разработанные на основе культурно-исторического подхода в психологии.

В процессе прохождения тренинга подросток развивает переключение внимания.

Участие в тренинге "Свобода общения" поможет школьникам:

  • раскрыть свой потенциал в сфере общения;
  • научиться быстрой адаптации в новой компании;
  • приобрести навыки эффективного и раскрепощенного общения;
  • приобрести положительный опыт преодоления некоторых коммуникативных барьеров;
  • научиться применять свой коммуникативный потенциал.

Это - навыковый тренинг для тех, у кого высокая активность и интерес к общению, кто хочет работать с людьми.
Длительность составляет 2 занятия по 3,5 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю. Рекомендуемый возраст участников - от 13 лет.

На тренинге "Сдача экзамена" подростки смогут:

  • отработать уверенное поведение при сдаче экзаменов, зачетов, контрольных работ, при ответах у доски;
  • изучить типы экзаменаторов и тактику поведения с ними;
  • научиться выполнять релаксационные упражнения мгновенного расслабления (для тех, кто очень волнуется);
  • освоить приемы эффективного поведения.

Длительность тренинга составляет 1 занятие, которое длится 8 часов. Рекомендуемый возраст участников - от 14 лет.

Тренинг "Управление временем" дает знания и навыки по самоорганизации.
Старшеклассники научатся:

  • планировать свое время более эффективно,
  • оценивать свою деятельность и временные перспективы,
  • освоят приемы постановки и достижения целей.

Данный тренинг является и навыковой программой, и программой личностного роста.
Это - тренинг для тех, кому катастрофически не хватает времени, кто хочет стать более организованным, кто планирует работать в сфере бизнес-коммуникаций.
Тренинг состоит из 2-х занятий, каждое из которых длится 8 часов. Частота занятий - один раз в неделю. Рекомендуемый возраст участников - от 14 лет.
Программа "Логика" развивает такие способности, как внимание (наблюдательность) и абстрактная логика. Участники приобретают полезные навыки: наблюдение, построение выводов, доказательство, выявление обмана, взаимодействие в коллективе. А также старшеклассники получают и учатся применять знания об основных формально-логических законах, умозаключениях, построении определений.
Длительность тренинга составляет 9 занятий по 3 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю. Рекомендуемый возраст участников - от 15 лет.
Область интересов (тестовый блок "Интересы").
Рекомендуемые тренинги: "Облака знаний", "Первый шаг".
Особым видом работы, направленным на развитие и усиление интересов и мотивации, является активизирующий тренинг. Он разработан специально для школьников с невыраженными интересами ("ничего не хочу" или "всё хочу") и проводится в форме ролевых игр. Цель ведущего такой программы - повышение мотивации к учебной деятельности, а достигается она путем создания условий для привлечения внимания и активизации размышления участников на определённые темы.

Тренинг "Облака знаний"
Наиболее частыми приёмами, которые используют ведущие, являются "создание выбора" и "активизирующие вопросы". На занятии или в упражнении перед участниками ставится некая задача. Они должны решить её, используя определённые ресурсы и условия (время, люди, бумага и пр.). Любая ситуация выбора заставляет человека оценивать и сравнивать, фиксируя его внимание на определённом объекте. Иногда для этого бывает достаточно задать вопрос. Любой вопрос заключает в себе некую неопределённость. Объект этой неопределённости и становится объектом направленности мышления участника собеседования или тренинга.
Важно заметить, что активизация мышления не всегда приводит напрямую к заинтересованности. Зачастую, как бы учитель не хотел заинтересовать ученика в своём предмете, это не всегда получается, здесь многое зависит от личности обоих. Поэтому возможность заинтересовать подростков в какой-то конкретной области не является самоцелью ведущего активизирующего тренинга. Достаточно бывает добиться того, чтобы ребята сравнили некоторые сферы, сделали выбор, а дальше опыт сам сформирует интерес или его отсутствие.
Главная цель тренинга "Облака знаний" - мотивация участников на саморазвитие. Задача тренера при этом - усиление стремлений участников программы к получению знаний. Это осуществляется с помощью применения различных подходов гуманистической психологии.
Программа является тренингом личностного роста, где ведётся психологическая работа по развитию мотивации к учёбе и личностному росту; развивается умение получать знания и оперировать ими, идёт усиление навыка самообучения.
Его длительность составляет 6 занятий по 5 часов.
Частота занятий - 1 раз в неделю. Рекомендуемый возраст участников - от 14 лет.

Для старшеклассников, интересующихся психологией, и для тех, кто хочет научиться лучше понимать себя и других, в нашем Центре разработана программа "Первый шаг".
Для многих школьников этот семинар станет первым шагом на пути изучения психологии, раскрытия своего внутреннего мира и понимания других людей. Для иллюстрации психологических явлений и портретов людей используются фрагменты из мультипликационных и художественных фильмов.

На семинаре "Первый шаг" учащиеся:

  • узнают, как правильно знакомиться с людьми и как преодолеть страх, связанный с новыми знакомствами;
  • поймут, как грамотно можно решать конфликтные ситуации;
  • узнают, к какому типу людей принадлежат они сами и те, кто их окружает;
  • откроют для себя, какие способы психологической защиты используют люди (и непосредственно каждый из участников) в трудных ситуациях;
  • поймут, какие ценности движут нашими поступками.

Его длительность составляет 6 занятий по 3 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю. Рекомендуемый возраст участников - от 14 лет.

Личность (тестовый блок "Личность").
Рекомендуемые тренинги: "Психологический театр", "Облака знаний", "Первый шаг".
В подростковом периоде развития особенно ярко идёт процесс формирования личностных качеств человека, ценностное самоопределение. Именно в возрасте 12-18 лет ребята переживают подростковые кризисы. Они начинают задавать себе серьезные вопросы о себе, о мире, о других людях и своих отношениях с ними. И не всегда могут ответить на эти вопросы - не хватает опыта и знаний. Чтобы во всем разобраться, им нужна помощь и поддержка. Но кто поможет? Родители, друзья, школьный психолог? К сожалению, родителям дети не всегда доверяют. Компетентность друзей-сверстников вызывает сомнение у родителей, да и для самого подростка авторитетнее тот, кто постарше. Школьный психолог, как правило, открыт для контакта, но подросток не идёт к нему в кабинет, потому что не хочет выделяться ("А вдруг подумают, что со мной что-то не так?").
Работа с психологом-тренером в группе подростков с похожими проблемами - вот хороший выход из сложной ситуации. Вместе с опытным старшим товарищем ребята учатся познавать себя и других, развиваться, задавать вопросы и отвечать на них. Личностный рост - это форма. Содержанием же может стать любая тематика, интересующая подростков: общение, дружба, маски и роли, внутренний мир, учёба и жизнь.

На тренинге "Психологический театр" изучаются "маски", роли и поведение, развивается умение работать с чувствами, эмоциями, состоянием, настроением. Эта программа развивает уверенность в себе и лояльность к окружающим, умение говорить "да" или "нет", формировать, выражать и отстаивать свою точку зрения. Все это не только гармонизирует Ваши отношения с окружающими, но и существенно помогает личностному росту.
Этот тренинг особенно полезен для замкнутых подростков, желающих стать более уверенными в себе.
Его длительность составляет 6 занятий по 5 часов. Частота занятий - 1 раз в неделю. Рекомендуемый возраст участников - от 14 лет.

Все описанные выше тренинги предназначены для ребят в возрасте от 14-15 лет. В нашем Центре проводятся также тренинги для участников в возрасте 11-13 лет. Эти развивающие программы рекомендуются по результатам тестирования в рамках услуги "Профнавигатор" (компьютерное тестирование и профконсультирование для учащихся 5-7 классов). На данный момент таких тренинга три: "Мастер общения", "Активная позиция" и "Искусство рассуждать".

На тренинге "Мастер общения" участники:

  • узнают, как начать общение и поддержать разговор с любым человеком;
  • научатся одинаково хорошо общаться с малоразговорчивыми и очень словоохотливыми собеседниками;
  • освоят искусство делать комплименты и благодарить за них;
  • научатся слушать, лучше понимать и заинтересовывать собеседника;
  • получат опыт публичного выступления и импровизации.

Этот навыковый тренинг, как и тренинг "Свобода общения", предназначен для тех ребят, у кого высокая активность и интерес к общению, чья работа, вероятно, будет связана с людьми.

Участие в программе "Активная позиция" позволяет ребятам определиться со своими жизненными целями и жизненной позицией, стать увереннее в себе и научиться делать шаги в направлении этих целей. Также в ходе этого тренинга участники:

  • станут увереннее в себе и лояльнее к окружающим;
  • научатся формировать, выражать и отстаивать свою точку зрения;
  • научатся приемам уверенного отказа;
  • освоят эффективные навыки поведения в сложных ситуациях общения;
  • осознают свои личные ресурсы и возможности в ходе общения.

Его длительность составляет 3 занятия по 2 часа. Частота занятий - 1 раз в неделю. Возраст участников - 11-13 лет.

Программа "Искусство рассуждать", развивает у учащихся 5-7 классов такие способности, как внимание (наблюдательность) и абстрактная логика.
На этом тренинге ребята:

  • научатся кратко и четко формулировать свои мысли;
  • узнают, как правильно давать определения различным понятиям и терминам;
  • освоят искусство логически рассуждать и делать выводы;
  • освоят навык эффективной аргументации и другие способы доказательства своей точки зрения.

Его длительность составляет 3 занятия по 2 часа. Частота занятий - 1 раз в неделю. Возраст участников - 11-13 лет.

Подробнее о целях и содержании этих и других тренингов, а также о расписании занятий и условиях участия в них вы можете узнать .

Определение сфер развития с использованием тестовой батареи "Профориентатор"

Результаты профориентационного тестирования позволяют определить направления дальнейшего развития. В отчете по тесту, кроме основной информации, подросток получает рекомендации о том, какие качества и способности ему нужно развивать. Показатели по шкалам трёх описанных выше блоков теста ("Интересы", "Способности" и "Личность") показывают, насколько участие в том или ином тренинге имеет смысл. В беседе с психологом-консультантом эти рекомендации уточняются, и подросток принимает решение о том, нужен ли ему тренинг и если да, то какой.
Вот так выглядит фрагмент отчета о прохождении комплекса тестирования "Профориентатор" с рекомендуемыми тренингами:

Рис.1. Фрагмент отчета о прохождении теста: рекомендуемые тренинги

Рекомендованные тренинговые программы (в рассматриваемом нами случае это "Внимание - сила" и "Веб-дизайн") имеют значения на графике "выше 5,5". Из чего же получаются выводы о том, какие тренинги нужны?
Актуальность участия в программах формируется необходимостью и потенциалом. Рассмотрим результаты подростка по трем блокам теста "Профориентатор":

Рис.2. Фрагмент отчета: результаты по трем блокам теста

Например, рекомендация участия в тренинге "Внимание - сила" зависит от нескольких условий:
1) низкий показатель по шкале "Внимание" (блок "Способности");
2) высокий показатель по шкале "Знак" (блок "Интересы");
3) высокий показатель по шкале "Зрительная логика" (блок "Способности"), хотя в данном случае балл попал в область средних значений;
4) высокий показатель по шкале "Самоконтроль" (блок "Личность").
Пункты 1 и 2 свидетельствуют о необходимости развития сферы внимания, а пункты 3 и 4 отражают потенциал, т.е. то, насколько эффективно можно развивать эту сферу. Методы и приёмы управления вниманием, которым обучает тренинговая программа, основываются на умении "представить, вообразить" и "быть организованным". "Зрительная логика" и "Самоконтроль" - помощники в прохождении программы. Но самые значимые помощники - воля и желание развиваться. Поэтому любой результат должен быть подкреплен собеседованием с участником тестирования с целью уточнения пожеланий и актуальности прохождения тренинговых программ.

Игровой тренинг «Живой цветок»

Задачи игрового тренинга: формирование у детей комплексного восприятия мира и человека; воспитание таких позитивных черт, как доброжелательность, оптимизм; ознакомление ребят с материалом, имеющим познавательную ценность.

Учитывая многоплановость задач, для занятия была избрана форма игрового тренинга, хотя некоторые элементы этого занятия можно использовать и в интегрированном уроке по географии, истории и музыке, в организации танцевальных вечеров, вечеров отдыха.

Игровой тренинг «Живой цветок» рассчитан на ребят в возрасте 10-12 лет, но может быть адаптирован с учетом вышеназванных аспектов для любого возраста. В тренинге может участвовать группа не менее 12 человек, как мальчиков, так и девочек. Тренинг не требует от них специальной подготовки, а проводится ведущим, как говорится, экспромтом. Участники тренинга могут даже не знать друг друга. Все должны быть в спортивной форме или брюках.

Для проведения тренинга необходимо просторное помещение (лучше с ковровым покрытием), а также нужен магнитофон. Реквизит не требуется.

Для тренинга записывается программа, включающая в себя специально подобранные музыкальные фрагменты. (В данной разработке использованы фрагменты современной поп-музыки.)

При подготовке тренинга желательно выяснить музыкальные вкусы детей, способность к взаимодействию, их интересы и общий уровень физического, психического и умственного развития. Сделать это можно с помощью импровизированной викторины, беседы или динамичной игры.

Ход тренинга

I. Организационный момент. Слово ведущего.

Ведущий выходит и встает перед ребятами.

Ведущий . Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что в любом фильме, спектакле у каждого есть своя роль. Сейчас я хочу предложить вам поставить сказку, где вы все будете играть одну и ту же роль. А чтобы вам легче было угадать, что это за сказка, ответьте на такой вопрос. Вот я - человек, а ты кто? Тоже человек. А ты? И ты - человек. А все мы вместе? Правильно, люди. А эти люди, те и другие - кто? Все люди, живущие на Земле, называются человечеством. Итак, сегодня мы будем играть в человечество. Его историю. А с чего начинается любая история, чья-то жизнь? Да, с рождения. (Звучит фрагмент песни М. Джексона «Излечим мир».) Так вот, неизвестно как, неизвестно где и неизвестно почему, на Земле родилось человечество. Представьте, что вы - это первые люди планеты Земля. И вы сейчас появитесь на свет. Встаньте в линию, лицом ко мне, плечом к плечу. Возьмитесь за руки, закройте глаза. (Звучит фрагмент медитативной музыки «Путь дельфина».)

Не открывая глаз и не расцепляя рук, попробуйте образовать круг, лицом не внутрь, а вовне круга.

Ребята замыкают круг, пытаются выровнять его так, чтобы чувствовать плечо соседа.

Ведущий . Перед вами море, синее, холодное, как 3 тысячи лет назад. Вон, слева, летят белые-белые чайки, а справа ползут тёмные грозовые тучи. Волны почти докатываются до ваших ног. медленно наклонитесь вперёд, к морю. А теперь назад. Еще раз вперёд. Назад. Чуть-чуть влево. Вправо. Снова влево. Вправо. Медленно-медленно открываем глаза. (Звучит фрагмент африканской музыки Тони Чайлдс «Зимбабве».)

Посмотрите вокруг. Вы видите все это в первый раз. Где вы? Вы в Африке! Посмотрите друг на друга. Вы только что родились. Вы должны познакомиться друг с другом, верно? Как? Вы знаете, кто был первым другом человека? Верно, собака! Тогда играем в «Бинго», именно так, представим, звали первую собаку человека - Бинго!

II. Проведение игр.

Игра «Бинго»

Ребята образуют внешний и внутренний круги с равным количество участников. Внешний круг начинает движение по часовой стрелке, а внутренний - против часовой. При этом все хором произносят стихи: «Мой лохматый серый песик у окна сидит, мой лохматый серый песик на меня глядит». И затем произносят по буквам имя «песика», хлопая в ладоши: «бэ, и, эн, гэ...», и на букве «о» широко взмахивают руками, останавливаясь напротив соседа из другого круга, и радостно пожимают руки, обнимаются и хлопают друг друга по спине.

Ведущий. Но люди недолго жили в мире и согласии. Они стали делиться на племена, народы, страны, которые враждовали друг с другом. Они делились по цвету кожи, разрезу глаз, по вере в Бога. Вот и вы не избежали разъединения.

Ребята по команде должны быстро разделиться на тех, у кого карие глаза, и на тех, у кого голубые, зелёные или серые. Затем деление может произойти по начальным буквам имени или фамилии (гласные - негласные), по цвету отдельных элементов одежды (светлые - тёмные) и т. д. Далее ребята делятся на две равные по количеству человек команды, первая из которых становится племенем Тумба, а вторая - племенем Юмба. Племена выбирают себе вождей. Между племенами проводится граница.

Звучит песня группы «Доктор Албан» - «Хэлло, Африка!».

Ребята выбирают вид боя:

Вытолкнуть противника плечом, без помощи рук, и зайти на его территорию;

То же самое, но спинами;

Взявшись за руки, перетянуть противника на свою территорию и т. д.

Выигрывает племя, победившее в общем зачете.

Ведущий. В самый разгар раздоров в землях Тумба и Юмба появляется чужестранец. Он понял, что лучше всего поработить племена, когда они разделены.

Ведущий (за чужестранца). Здравствуйте, вождь племени Тумба! Я освобожу твое племя от рабства, но если я обману твоих соплеменников в игре, они будут служить мне. Согласен?

То же самое с племенем Юмба.

Игры-обманки

«Обезьяна на дереве»

Все встают плотно друг к другу в одну линию. Каждый должен по очереди повторить слова и действия ведущего. Например: «Петя, ты видишь вон ту обезьяну на дереве?».

Петя: «Вижу. Света, а ты видишь вон ту обезьяну на дереве?» И так по цепочке. Все держат перед собой вытянутую в направлении «дерева» руку. Затем ведущий садится на левую ногу, вытянув вперед правую, и, дождавшись, когда это сделают все, толкает соседа в бок, и все падают.

«Зоопарк»

Ведущий, шепча на ухо каждому, называет какое-то животное. Все встают в круг. Ведущий ходит внутри круга и говорит: «Я иду по зоопарку и вижу... льва (носорога, слона и т. д.).

Условия игры: тот, «чьё» животное назовет ведущий, должен резко сесть, а его соседи схватить его за локти, чтобы он не успел это сделать. Но поскольку ведущий загадывает всем одно и то же животное, например обезьяну, то при ее упоминании все участники одновременно садятся.

Таким образом, оба племени попадают в «рабство» чужестранцу.

Ведущий говорит ребятам, что от рабства их может спасти только, если они... Ведущий выслушивает варианты решений, пока кто-нибудь не скажет: «Помириться». Мир начинается с рукопожатия. Как здороваются по-африкански? Придумывают вместе: ладошками, внутренними сторонами ступней и затем бедрами, как в танце «бамп». А как здороваются охотники, машинисты, канатоходцы? Все варианты тут же пробуются и повторяются всеми.

Ведущий. Итак, вы снова живёте в мире и согласии. Готовы ли вы все вместе пойти в Индию на праздник Лотоса? А знаете ли вы, что нам предстоит преодолеть (звучит восточная музыка) пустыню Сахару, Красное море, Аравийский полуостров, а затем от Персидского залива по Индийскому океану достичь берегов Индии? Тогда в путь! Готовьте своих верблюдов для каравана.

Все садятся на колени. Хлопают, повторяя за ведущим, руками по коленям. «Верблюды» вышли на исходную. Стоп! Резко убыстряют темп хлопков. «Караван» начал движение. Быстрее! Хлопают руками по щекам (караван идёт по воде), по груди (мост), трут ладошками одна о другую (идёт по песку), поднимают руки вверх и через мгновение опускают вниз (бархан). Так, чередуя все эти «препятствия» и убыстряя темп, «караван» достигает «финиша» - Персидского залива.

Перед ребятами - Персидский залив. Как доплыть до Индии, если ни деревца кругом? Решено идти под водой. (Звучит песня группы «Битлз» «Желтая подводная лодка».) Ребята встают за ведущим в колонну, взявшись за талию впереди стоящего, и в ногу, под ритм песни, начинают движение. Устав, «паровозик» замыкает круг, не прекращая синхронно шагать, и ведущий берется за талию последнего в колонне. Затем все останавливаются и одновременно садятся на колени друг другу. Отдыхают.

Ведущий . Мы в Индии! Уже начинается праздник Лотоса! Вы умеете танцевать? А танцевали ли вы когда-нибудь, лёжа на полу? Тогда исполним все вместе танец «Живой цветок»!

Все падают и садятся в круг, вытянув ноги к центру. (Звучит песня «Поклонись» группы «Джизус лавс ю».) Все синхронно повторяют движения за ведущим: взявшись за руки, покачиваются вправо-влево, опускают руки к центру и вверх, делают «волну», «взрыв» и т. д. Ребята сами могут предложить какие-то движения, и все их повторяют, двигаясь в ритме песни. (Звучит песня М. Джексона «Излечим мир».) Ребята отдыхают в произвольной прозе, но не нарушая круга. В это время ведущий спрашивает ребят, что им понравилось в этой игре, а что нет, что бы они изменили, дополнили и какой вывод сделал для себя каждый. Затем ведущий предлагает всем встать в круг, но на этот раз лицом друг к другу и, взявшись за руки, покачаться под музыку из стороны в сторону. После этого все складывают руки в общем рукопожатии, вытянув их к центру круга, и благодарят друг друга: «Спа-си-бо!»

Для успешного проведения первого тренинга «Живой цветок» необходимо выполнять следующие условия:

Музыкальные фрагменты должны поддерживать эмоциональный фон игры, соответствовать создаваемому на каждом этапе настроению и иметь чёткий ритмический и мелодический рисунок, доступный восприятию детей;

Ведущий должен иметь в запасе несколько дополнительных игр на случай, если ход тренинга примет незапланированное направление (например, во время «боев» или действий чужестранца);

Сам ведущий должен с первых минут заинтриговать ребят, быть весёлым и артистичным, его артистизм, а также удачно подобранная музыка помогут создать необходимый эмоциональный настрой;

Тренинг должен быть динамичным, объяснения ведущего - ясными и немногословными.

Хорошо проведённый тренинг может дать толчок к сочинению подобных мини-спектаклей, посвящённых разным темам, или стать поводом для более глубокого изучения музыкальной (танцевальной) культуры разных стран. Такие элементы тренинга, как игра «Караван», танец «Живой цветок» или «Подводная лодка», могут стать традиционными для последующих встреч участников тренинга, так как являются прекрасным средством психотерапии. А круг - это идеальная форма для создания коммуникативной ситуации.