Психологические особенности общения. Психология общения

За последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Особенности общения с людьми с ограниченными возможностями

Для многих общение с людьми с ограниченными возможностями становится настоящим испытанием. Люди бояться задеть инвалида неосторожным словом, взглядом, заставить человека почувствовать себя не комфортно.

Основное правило общения с людьми с ограниченными возможностями заключается в том, что вы никогда не должны показывать им свое превосходство и излишнюю сердобольность, и навязчивое сочувствие. Общаться с людьми с ограниченными возможностями нужно так же как вы общаетесь с остальными людьми и вести себя при этом нужно так же как вы ведете себя всегда. И смотреть на людей с ограниченными возможностями на улице нужно так же как вы смотрите на всех остальных. И ни в коем случае не нужно относиться к инвалиду как к ущербной личности. Можно иметь руки и ноги, ходить и бегать, но при этом быть самым несчастным человеком на Земле. И, наоборот, можно не иметь возможности ходить, но при этом иметь настолько богатый внутренний мир и глубокую любовь к жизни, запас оптимизма и душевных сил, что назвать такого человека несчастным просто язык не повернется.

1. При общении с людьми, испытывающие трудности при передвижении

Помните! Инвалидная коляска — это неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без разрешения — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.

Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.

Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.

Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

Например, в начале разговора сразу присядьте, если есть возможность,причем прямо перед ним.

Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.

Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения.

Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

2. При общении с людьми с нарушением слуха


Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу.

Разговаривая с человеком, у которого плохой слух,смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

Подойдите, если можно, к неслышащему человеку поближе,говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохослышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить,понял ли вас собеседник.

Иногда контакт достигается, если неслышащему говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.

Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, чтобы она была точно понята.

Если существуют трудности при устном общении,спросите, не будет ли проще переписываться. Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат.

Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

3. При общении с людьми с нарушением зрения


Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой. Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону. Называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих.

Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан находится по середине стола».

Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь.

Не заставляйте Вашего собеседника вещать в пустоту: если Вы перемещаетесь, предупредите его.

Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад — это неудобно.


Не смущайтесь столь обширному списку того, что правильно, а что неправильно. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим — ведь Вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Если Вы стремитесь быть понятым — Вас поймут. Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, только поможет Вам наладить общение и разрядить обстановку. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте, и тогда все будет хорошо.

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития

Особенности общения детей раннего возраста

В младенческом возрасте ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает эмоциональное, умственное и физическое развитие, приводит к неврозам.

Как отмечает М. И. Лисина, содержание потребности в общении (а точнее было бы - мотива общения) на разных этапах онтогенеза может быть разным. У детей 2–6 месяцев от рождения проявляется потребность в доброжелательном внимании, у детей от 6 месяцев до 3 лет - в сотрудничестве. Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл. Для детей ясельного возраста взрослый - это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл.

К концу первого года жизни у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Со второго года общение со сверстниками расширяется. Однако об устойчивости выбора партнера для общения у маленьких детей говорить не приходится. Например, Л. Н. Галигузова (1980) установила, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли.

Особенности общения дошкольников

У 4-летних детей общение со сверстниками становится одной из ведущих потребностей. Однако не исчезает и потребность в общении со взрослыми. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый - это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5–7 лет взрослый - это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать - содержание мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и значение взрослого как объекта общения.

Е. Ф. Рыбалко (1990) показала, что в дошкольный период осуществляется переход от непосредственных форм общения к мотивированному общению разного уровня. По ее терминологии, непосредственные формы избирательного общения означают выбор партнера без каких-либо объяснений со стороны ребенка, что характерно для детей младшего дошкольного возраста, вступающих в кратковременные контакты со сверстниками и часто меняющих товарищей по совместным играм. Большинство старших дошкольников обосновывают свою избирательность в общении со сверстником, но по-разному. Чаще всего мотивировка носит эмоциональный характер: «Потому что нравится с ним играть». Редко назывались функциональные причины: помощь, забота о другом.

А. Г. Рузская («Развитие общения дошкольников со сверстниками», 1989) выявила следующие специфические особенности общения дошкольников со сверстниками.

1. Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие формы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование.

2. Чрезвычайная эмоциональность и раскованность общения. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.

Выявлены этапы, которые проходит в своем развитии общение дошкольников (М. И. Лисина). Эти этапы связаны с использованием детьми различных форм общения.

Эмоционально-практическая форма общения (2-4-й годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. В сверстнике он воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (его желания, действия, настроение), как правило, не замечает. Это общение ситуативно и целиком зависит от конкретной обстановки и от практических действий партнера. Основные средства общения - локомоции или экспрессивно-мимические движения. После 3 лет общение детей все больше опосредствуется речью, однако она пока крайне ситуативна и используется только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.

Ситуативно-деловая форма общения (4-6-й годы жизни). После 4 лет сверстник становится для ребенка более привлекательным, чем взрослый. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей этого возраста становится деловое сотрудничество. Начинает отчетливо проявляться потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, показывает обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В 4-5-летнем возрасте дети часто демонстрируют взрослым свои преимущества перед товарищами, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Это означает, что в этом возрасте появляются конкурентные, соревновательные отношения.

Внеситуативно-деловая форма общения (6-7-й годы жизни). У детей этого возраста около половины речевых обращений к сверстнику имеет внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были, что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других. Однако такое общение происходит на фоне совместного дела (общей игры или продуктивной деятельности). При этом подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил занимают значительно большее место, чем на предыдущем этапе. В общении детей этого возраста сохраняется конкурентное начало. Но это не мешает видеть у партнера его внеситуативные проявления - желания, предпочтения, настроение.

Особенности общения младших школьников

В младших классах ведущим становится общение со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки».

Младшие школьники относительно редко в качестве мотива общения называют желание помочь товарищу. В то же время общение нередко базируется на внешних факторах: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «в спальне кровати рядом» и т. д.

Еще недавно учащиеся наших школ при выборе партнера общения не задумывались, с детьми какой национальности они хотели бы учиться, играть, дружить. В последние годы, по данным Д. И. Фельдштейна, картина изменилась: уже 69 % 6-7-летних школьников, выбирая товарища, на первое место по значимости ставят его национальную принадлежность. У подростков этот процент еще выше - 84 %.

На протяжении первых семи лет жизни последовательно сменяют друг друга четыре формы общения (М. И. Лисина, 1981):

На протяжении первого полугодия - ситуативно-личностная форма, проявляемая в «комплексе оживления», т. е. сложной реакции младенца на появление в его поле зрения матери или на звук ее голоса. Эта реакция включает зрительное сосредоточение, вокализации, двигательные и эмоционально-экспрессивные формы активности.

От 6 месяцев до 2 лет - ситуативно-деловая форма, проявляемая в сотрудничестве ребенка со взрослыми, в деловом взаимодействии с ними.

От 3 до 5 лет - внеситуативно-познавательная форма, проявляющаяся во множестве вопросов о предметах и явлениях окружающей жизни, обращенных к взрослым. Это возраст «почемучек».

В 6–7 лет - внеситуативно-личностная форма, которая служит для познания самого себя, других детей и человеческих отношений.

Особенности общения в подростковом возрасте

Общение со сверстниками достигает максимума в 11–13 лет. При этом желание помочь товарищу - довольно распространенное основание общения. При выборе партнера общения подростками учитываются качества партнера общения: «волевой», «честный», «смелый» и т. п.; указываются также его деловые качества: хорошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т. п.

По данным С. П. Тищенко (1970), пятиклассники в абсолютном большинстве случаев хотели бы дружить с популярными учащимися; в 8-х классах этот фактор выбора постоянного партнера общения проявился только у 20 % школьников.

У шестиклассников появляются мотивы выбора, связанные с потребностью внутреннего (духовного) общения: «вместе мечтать», «вместе строить разные планы в жизни». Возможно поэтому, с возрастом, как показал А. В. Мудрик (1981), устойчивость в выборе партнера общения повышается, в частности у школьников - до 7-го класса.

Как показано Д. И. Фельдштейном, о стремлении к стихийно-групповому общению заявляли только 15 % подростков, хотя реальное наличие такой формы общения зафиксировано у 56 % детей 11–15 лет. Происходит это потому, что часто не удовлетворяется потребность в социально ориентированной форме общения, которой отдают предпочтение большинство подростков. Поэтому они вынуждены удовлетворять потребность в общении в стихийно формирующихся группах. Н. И. Вишневская (1981) изучила факторы, привлекающие подростков в неформальные уличные группы общения. Это прежде всего недостатки в организации досуга и плохие взаимоотношениям с родителями. В то же время в уличных группах привлекают (в порядке убывания): отсутствие взрослых, свобода действий, эмоциональные контакты со сверстниками обоего пола, пребывание в уединенных местах, шумные прогулки по улицам, совместные проделки, возможность покурить и выпить вина.

В подростковом возрасте часто затрудняется общение взрослых и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения взрослого с детьми необходима некоторая трансформация позиции взрослого в сторону позиции ребенка. Иногда преодолеть психологический барьер удается с помощью рассказа родителя или учителя о своем собственном поведении в детстве в аналогичных ситуациях, дав оценку своим поступкам с позиции ребенка и с позиции взрослого. Если подросток занимает в общении с взрослым пренебрежительную позицию, тот должен проявить большой такт, терпение, внимание к интересам и склонностям ребенка. У некоторых подростков стремление к общению со взрослыми не исчезает, причем в 7-8-м классе этот мотив приобретает новое качество: у четверти школьников появляется потребность в доверительном общении со взрослыми (А. В. Мудрик, 1981).

Подростковый возраст характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» в общении. «Закрытость» отмечается в 6-м и 8-м классах (хотя бывают сдвиги во времени наступления этого периода), а «открытость» - в 7-м и 9-м классах. «Закрытость» проявляется в стремлении подростка оградить свой внутренний мир, защитить от постороннего давления еще не сложившиеся представления о себе, свой образ Я. В этот период даже нейтральные вопросы могут вызвать у подростков неадекватную реакцию. Например, один мальчик в ответ на вопрос матери: «Ты обедал сегодня?» вдруг начал кипятиться: «Вечно ты лезешь мне в душу! Оставь меня в покое!»

В периоды «открытости» подросток, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах. Причем если у семиклассника удовлетворить эту потребность могут и сверстники и взрослые, то девятиклассники остро нуждаются в общении именно со взрослыми (правда, только с теми, кому они доверяют), так как перед ними стоит задача жизненного самоопределения, выбора профессии, пути дальнейшего образования. Здесь учитель, пользующийся авторитетом у учащихся, может оказать им немалую помощь.

Развитие речи у детей дошкольного возраста (по С. Н. Карповой, 1980)

1. К концу 1-го - началу 2-го месяца жизни у ребенка возникает первая специфическая реакция на человеческую речь: особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением.

2. На 3-м месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослого уже появляются собственные речевые реакции ребенка в составе «комплекса оживления». Вначале ребенок произносит короткие, отрывистые звуки (гуканье). Затем у него появляются протяжные, певучие, тихие звуки (гуление). Они воспроизводят в основном интонационную сторону речи взрослых. Позднее появляется ритмическое и звуковое речевое подражание. В это время звуки, произносимые ребенком, выражают лишь его эмоциональное состояние, связанное с общением со взрослыми.

3. Примерно с 4 месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации.

4. На 6-м месяце жизни он уже ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на другие его смысловые признаки, например на ритмику. Одновременно возрастает ритмическая организованность собственных звуков ребенка. Между 4 и 6 месяцами ребенок переходит к лепету.

5. К концу первого полугодия жизни рождаются формы общения по поводу предметов.

6. Во втором полугодии ребенок начинает пользоваться «псевдословами», т. е. сочетанием звуков, которые несут в себе сигнальную функцию, но еще не обладают обобщенными значениями. С 8–9 месяцев ребенок произносит звуки, слоги, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу. Лишь к концу первого года жизни ребенок усваивает семантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщенный смысл.

7. Примерно до возраста 1,6–1,8 года идет процесс углубления понимания ребенком слова без значительного прироста его активного словаря. С 11 месяцев начинается переход от дофонемной к фонемной речи. Этот процесс продолжается и на 2-4-м году жизни.

8. Вторая половина 2-го года жизни ребенка характеризуется переходом к активной, самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

9. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи. К концу второго года начинается развитие двухсловных, а затем и многословных предложений. С этого же возраста возникает и сознательный контроль ребенком правильности собственного речевого высказывания и речи других людей.

10. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка становится более связной и приобретает диалогический характер. Речевые высказывания и пользование речью уже отрываются от конкретных ситуаций. Возникают монолог и диалог как основные формы речи, включенные в процесс мышления. Одновременно развиваются все формы речи, в том числе и внутренняя.

Особенности общения в юношеском возрасте

В юношеском возрасте происходит существенное обновление мотивов общения. Расширяется круг общения, а также его цели. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций (И. С. Кон, 1989). Заметно усиливается потребность во взаимопонимании c другими людьми: у юношей - с 16 % в седьмом классе до 40 % в девятом, у девушек - соответственно с 25 до 50 %, что связано с формированием самосознания.

Особенности общения в пожилом возрасте

В пожилом возрасте сферы общения часто суживаются. В связи с выходом на пенсию исчезает деловое общение. Повзрослевшие дети часто покидают родителей, и поэтому у последних уменьшается интенсивность семейного общения, которое чаще всего осуществляется с помощью телефонных разговоров и по инициативе родителей, а не детей. Многие пожилые люди становятся вдовцами или, чаще всего, вдовами, вследствие чего лишаются постоянного семейного общения, переживая одиночество. В этом случае большую роль приобретает общение с приятелями или подругами, с соседями по подъезду или (в сельской местности) по улице.

Из книги Оружие - слово. Оборона и нападение с помощью... автора Котлячков Александр

Возрастные особенности «Жизнь делится на три части: когда ты веришь в Сайта-Клауса, когда ты не веришь в Санта-Клауса, и когда ты уже сам Санта-Клаус». Боб Филлипс «Молодость все открывает впервые, старость – только прежнюю молодость». Владислав Гженшик Возьмем градацию

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 15. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА § 15.1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯПсихическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б. Г.

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Возрастные особенности психического развития при аутизме Как обсуждалось выше, детский аутизм является особым типом нарушения психического развития, возникающего в результате биологической дефицитарности ребенка. С самого рождения такой ребенок развивается в особых

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Возрастные особенности личности Перебирая в памяти былое, Я вспомню песни первые свои: «Звезда горит над розовой Невою, Заставские бормочут соловьи…» А юные девчонки и мальчишки - Они о том же: сумерки, Нева… И та же нега в этих песнях дышит. И молодость по-прежнему

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

18. Возрастные периоды социализации Социализация индивида начинается с момента его рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ее можно условно разделить на несколько крупных периодов, которые различаются как по методам социализации, так и по степени

Из книги Почему дети лгут? автора Экман Пол

Глава 3 Возрастные особенности детской лжи В каком возрасте ребенок может начать лгать?Лори - жизнерадостная девчушка трех с половиной лет, обладающая явными художественными наклонностями. Однажды она решила с помощью набора новых фломастеров выразить

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

1.4. Возрастные особенности отношения к любви Люди молодого и среднего возраста воспринимают любовь и ведут себя в отношении любви по-разному (М. Г. Зибзибадзе, 2011). Молодые считают любовь более важной стороной жизни, чем люди среднего возраста, и склонны полностью

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Глава 2 Возрастные особенности детей от 0 до 7 лет. Детские возрастные

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 9 Возрастные особенности общения

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

9.7. Доминирующие потребности в различные возрастные периоды У новорожденных и младенцев, наряду с органическими потребностями в пище, тепле и т. п., имеются и потребности, отражающие их психическую активность. Многие авторы (Л. И. Божович, 1968; М. Ю. Кистяковская, 1965; А. М.

Из книги Психология детского творчества автора Николаева Елена Ивановна

10.4. Возрастные особенности мотивации общения В младенческом возрасте ярко выражена потребность общения с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

1.8. Возрастные особенности творчества Творческая деятельность возникает не сразу, а постепенно разворачивается, развивается из более элементарных и простых форм и на каждой возрастной ступени имеет свое собственное выражение. Согласно Т. Рибо , все формы творчества

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

6.2.2. Особенности взросления в более поздние периоды жизни В этом подпараграфе проверяется вторая экспериментальная гипотеза.Экспериментальная гипотеза 2. Доверительность (интимность) отношений взрослого с разными людьми определяет его уровень независимости и

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Возрастные особенности Процесс развития каждого человека сугубо индивидуален. Но сквозь индивидуальные хитросплетения характера и поведения проглядывают общие закономерности, присущие в той или иной мере каждому из нас. Одной из таких закономерностей являются

Особенности человеческого общения.

Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Различаются содержание, функции и средства общения .

Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функ­ции общения , информационно-коммуникативную (прием и пе­редача информации); регулятивно-коммуникативную (инте­рактивную: организация взаимодействия людей в их совмес­тной деятельности); перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоцио­нальную сферу); аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным).

Техника общения - установление психических контак­тов, использование различных приемов психического воздей­ствия на партнера по общению, выбор средств общения в за­висимости от формы общения.

Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Основное средство коммуникации - естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую орга­низацию. При речевом общении происходит кодирование ин­формации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предва­ряются осознанием смысла сообщения. Получение информа­ции сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования -- сложный вид деятельности: сначала у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксичес­ки его конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называется экспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называется импрессивной речью.

Импрессивная речь связана с анализом (расчленением вос­принимаемой речи на составные части, существенные эле­менты) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему).

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, не умеет правильно и оригинально мыслить. Манера речи, ма­нера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность.

Существенный коммуникативный фактор общения- использование невербальных (паралингвистических) средств общения.

Невербальные средства общения делятся на:

1) кинесические:

а) экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, ми­мика, походка);

б) визуальный контакт (направление движения, длина па­узы, чистота контакта);

2) просодические и экстралингвистические (инто­нация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, плач, ка­шель);

3) такесические (рукопожатие, поцелуй, похлопывание);

4) проксемические (ориентация, дистанция).

Кинесические средства - это зрительно воспринима­емые движения другого человека, выполняющие выразитель­но-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица, которое недаром называют зеркалом души. Главной характеристикой мимики являются ее целос­тность и динамичность. Это означает, что в мимическом вы­ражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все дви­жения мышц лица скоординированы, что хорошо отмечено в схеме мимических кодов эмоциональных состояний, разра­ботанной В. А. Лабунской.

Исследования психологов показали, что все люди незави­симо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретиру­ют эти мимические конфигурации как выражение соответ­ствующих эмоций.

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть обще­ния. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Структура общения

Структура общения (по Андреевой):

1. Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).

2. Интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями).

3. Перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):

1. Кто (передает сообщение) - коммуникатор.

2. Что (передается) - сообщение.

3. Как (осуществляется передача) - канал.

4. Кому (направлено сообщение) - аудитория.

5. С каким результатом передается сообщение - эффективность.

Функции общения (по Ланову):

1. Информационно-коммуникативная.

2. Регуляторно-коммуникативная.

3. Аффективно-коммуникативная.

Общение бывает формальным и неформальным. Формальным называется общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме.

Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения - любовь и дружба.

Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомика и т.д.)

Виды общения

Виды общения

1. Социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и.т.д.).

2. Групповые предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, т.е в процессе обучения, труда и.т.д.



3. Личностно ориентированное общение, те. общение одного человека с другими.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:

1. вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы, используется речь);

2. невербальную (используются различные неречевые знаковые системы - жесты, мимика, пантомика).

Особый вид общения - это педагогическое общение - профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.

В чем особенности межличностного общения? Есть ли разница в общении между людьми разных возрастов? Почему мы по-разному реагируем, общаясь с людьми в разных группах?

Тема: Человек среди людей

Урок: Общение с людьми разных возрастов

В общении проходит вся человеческая жизнь.

Рис. 1. Современное общение

Люди разговаривают, переписываются, отправляют друг другу смс или общаются через интернет - это те возможности общения, которые предоставила человеку современная цивилизация.

Легче всего наладить систему взаимоотношений друг с другом, людям одного возраста, потому что они растут вместе со временем. Общий язык такие люди находят наиболее просто: у них одни интересы, одни и те же любимые фильмы, им есть о чем поговорить.

Рис. 2. Перетягивание каната ()

В обыденной жизни так не бывает, чтобы люди всегда общались только со своими сверстниками. Каждый в своей жизни постоянно коммуницирует с людьми старшего или младшего возраста. Люди должны находить общий язык и интересы друг с другом.

Человеку надо выстроить определенную градацию взглядов. Общаясь со старшими, подростки должны делать скидку на то, что они воспринимают мир немного по-другому, оценивать какие-то события или факты из жизни, например то, как другие одеваются. Одежда 13-летних подростков для людей старшего возраста может казаться не совсем приличной. Тем не менее, люди должны находить возможности для контакта. Это возможно, если каждый из нас оценивает другого исходя из того, что примеряет его положение к себе.

Дети младшего возраста могут казаться несносными, но редко когда человек может признать себе, что в юном возрасте он, возможно, был почти таким же. Потому для нормального общения нужно всегда пытаться поставить себя на место собеседника. После того как человек выстроит правильную систему общения, даже младшие по возрасту его знакомые станут для него интересны, как и одногодки.

Рис. 3. Внуки с бабушкой и дедушкой ()

Другая ситуация с людьми постарше. Люди старшего возраста любят давать советы. Совет - это двоякая вещь: с одной стороны он не даст тебе сделать какую-то ошибку, уйти от сложной жизненной ситуации, с другой стороны совет поучает, заставляет, требует делать то, что ты не хотел, а то, что от тебя хотели, что тебе предлагают сделать. Это в некоторой степени насилие над собой. С взрослыми существует еще одна проблема: их младшее поколение воспринимает как многое повидавших и опытных собеседников, инстинктивно в чем-то подчиняется таким людям. Но очень важно помнить то, что это такие же люди, как и все остальные. Это касается и родителей, они тоже взрослели вместе со своими детьми, хотя и дали им жизнь. Их родительский опыт равен возрасту их детей. Сложно перестроиться с обычного человека на того, кто отвечает за жизнь другого. Нужно помнить, что люди старшего возраста такие же как все, и часто хотят просто, чтобы их благодарили, помнили, что их забота о других не забыта.

Самый лучший способ общаться с другими людьми - это умение их слушать, пропускать через себя частицу сказанного, тогда радость общения станет для каждого человека частью повседневной жизни.

1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание 7 / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - М.: Просвещение.

2. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М. и др. Обществознание 7 - М.: Баласс.

3. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7 - М.: Мнемозина.

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().

3. БИБЛИОТЕКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ().

1. Подумайте, на какие темы вы бы могли поговорить с людьми пожилого возраста, запишите их.

2. Напишите небольшое сообщение на тему «Проблемы общения современной молодежи и людей старшего возраста».

3. Вспомните и запишите несколько советов, которые давали вам ваши родственники.

4. *По вопросу №3 составьте таблицу (не меньше 5 советов), проведите исследование на предмет полезности или вредности данных советов. Сделайте собственные выводы из этого.

Из этой статьи вы узнаете:

    Каковы основные особенности общения с пожилыми людьми

    Как возрастные изменения оказывают влияние на общение с пожилыми людьми

    Каковы основные правила общения с пожилыми людьми, которые помогут наладить с ними контакт

    Чего не нужно делать при общении с пожилыми людьми

    Какие особенности имеет общение с пожилыми людьми с деменцией

Жизнь у всех складывается по-разному — кто-то счастлив и обитает вместе с немолодыми родственниками большой полноценной семьей, для других это вынужденные тягостные обстоятельства, а кому-то сложно контактировать по причине удаленности. Еще труднее, когда такие близкие больны или требуют постоянного ухода. В любом случае, важно гармонично построить общение с пожилыми людьми, понять специфику отношения к ним, помочь им вернуть уверенность в своих силах и чувство собственной необходимости.

Каковы особенности общения с пожилыми людьми

Для одних наступление пенсионного возраста ассоциируется с отдыхом от надоевшей работы, для других — это появление пустоты в жизни и приход неведомых ранее проблем. Энергию и позитивный настрой пожилых людей подрывают заболевания и появляющиеся мысли о смерти. Кто-то находит себе применение в бытовых заботах, кто-то занимается работой на дому, но некоторые, особенно одинокие люди, так и не могут обрести в себе силы. Они готовы отправиться в интернат для престарелых, где есть общение, уход и совместные занятия.

В современном мире душевное состояние человека, независимо от фазы его жизни, в большой степени обусловливается качеством и полнотой его коммуникации. Следует помнить, что общение с пожилыми людьми имеет свои особенности. Некоторые затруднения этого процесса могут быть вызваны необратимыми изменениями физиологии, которым человек в преклонном возрасте подвергается с каждым годом все больше.

С физическим старением ухудшается самочувствие, снижается самооценка, растет ощущение собственной ненужности и т. п. Пожилые люди вступают в стадию кризиса идентичности, когда наблюдается снижение желания радоваться и чувствовать полноту жизни. У человека появляется пессимистическое настроение, ипохондрия и склонность к осознанному одиночеству.

С возрастом структура головного мозга также претерпевает изменения, притормаживается мышление, труднее формулируются мысли, слабее контролируются реакции, уменьшается общение. Проявление таких отклонений выражается в длительном рассказе одного и того же, отвлечении от темы, в некой невыдержанности, резкости поведения или даже агрессии.

Общение с людьми пожилого возраста требует внимания, ведь они легко устают от разговоров. Экономя свои силы, старики предпочитают ограничить неважные для них контакты.

Особенности, которые влияют на поведение пожилых людей, изложены ниже.

  • Гипертрофированность событий

В наши дни пожилые люди предпочитают поддерживать уровень своей занятости, несмотря на то, что случаи, когда время престарелого человека расписано по минутам и насыщено различными событиями, достаточно редки. Они стараются каждое дело превратить в целое мероприятие. К примеру, телефонное общение, посещение врача, встреча со знакомыми или соседями оборачиваются событием всего дня.

Общение с пожилыми людьми требует предварительной договоренности о визите. Собираясь к престарелому человеку, уточните удобное для него время, позвольте ему настроиться на встречу, чтобы внезапность вашего появления не сбила ему планы и не стала стрессовой ситуацией. Ведя размеренный образ жизни, пожилые люди привыкают к спокойной обстановке, определенному распорядку дня, с которым необходимо считаться, если вы запланировали свое общение и визит. Старайтесь не нарушать планы, которые важны для стариков, ведь любой сбой ими переносится гораздо тяжелее, чем молодыми.

  • Своеобразное ощущение времени

С психологической точки зрения престарелые люди живут настоящим, не забывая о прошлом. Именно поэтому они запасливы и бережливы. Остановившись в данном времени, они сохраняют и ценности духовного мира. Люди преклонного возраста довольно непросто меняют тему разговора, не высказав все, что наболело. Им сложнее быстро анализировать ситуацию и делать выводы. Понимая такие их возрастные особенности, необходимо более лояльно строить общение с пожилыми людьми и адекватно относиться к изменению их характера.

  • Желание снова почувствовать себя молодым и полным сил

Одна из многочисленных причин непонимания пожилых людей кроется в недостаточном терпении к их воспоминаниям. Рассказывая о своих прошлых заслугах, возвращаясь к прожитым событиям, старики становятся как будто снова молоды, красивы, сильны. Переживая заново свой успех или встречаясь мысленно с родителями, друзьями, они могут и приукрасить немного, думая, что все так и было на самом деле. Старайтесь так строить свое общение с пожилыми людьми, чтобы они больше вспоминали. По мнению геронтологов, занимающихся исследованиями жизнедеятельности стариков, возврат к прошлым событиям способствует созданию эмоционального и интеллектуального комфорта, снижает апатию, повышает тонус. Это напоминает своеобразный вид творчества. Не нужно мешать пожилым людям, когда они предаются воспоминаниям, лучше внимательно послушать и поддержать беседу. Если вы торопитесь, корректно договоритесь о другом времени для такого разговора.

Многим пожилым совершенно неинтересно общение со своими ровесниками. Для них предпочтительнее общество людей, относящихся к следующему поколению. Изучение долгожителей подтвердило, что наличие возможности общения с молодыми людьми, регулярные беседы с друзьями и соседями существенно повышают жизненный тонус и продлевают жизнь. Старайтесь наладить контакт со стариками и украсить их быт своим присутствием.

Как возрастные изменения влияют на общение с пожилыми людьми

Агрессия

Конечно, есть добрые и кроткие бабушки, которые безмерно любят своих внуков и детей, кормят соседских кошек и собак. Но в реальном мире намного больше агрессивно настроенных дам. Климакс у женщин снижает уровень серотонина — гормона счастья, вырабатываемого надпочечниками, и повышает концентрацию гормона стресса — кортизола, вызывая перепады настроения и агрессию. Представители сильного пола также не защищены от гормональных изменений, искажающих обычное поведение человека.

Агрессивность проявляется не по воле пожилых людей. Однако если приступы ярости учащаются, а мотивы находятся все реже, не уклоняйтесь от проблемы, попытайтесь разрешить ее совместно. Налаживая общение с пожилыми людьми, старайтесь избегать слов «старость», «немощность» и т. п. Расскажите о санаторном лечении, благоприятном влиянии медикаментов на стабилизацию настроения, предложите проконсультироваться со специалистом. Как вариант, сами посетите геронтолога и выясните, что нужно делать в вашем случае.

Бывает так, что старики не хотят признавать данную проблему и не считают свою раздражительность агрессивной и навязчивой. Правила общения с пожилым человеком утверждают, что в этой ситуации вам следует исключать разговоры во время приступа. Кладите телефонную трубку или выходите в другую комнату. Не стоит выслушивать несправедливые упреки и гадости и усиливать агрессию.

Тревожность

Редко встречаются пожилые люди, которые остаются спокойными, когда начинают умирать ровесники, друзья и знакомые. И то, что было далеко, оказалось совсем рядом. Появление страха смерти очень сильно подрывает покой немолодых людей, сказывается на их восприятии жизни, снижает настроение. Нивелировать его воздействие способно только возвращение в социум. Строя общение с пожилыми людьми, старайтесь дать им возможность осознать свою нужность и значимость. Попробуйте определить их на занятия в клубы, организующие досуг пенсионеров. При них могут быть и курсы компьютерной грамотности, и хор, и различные другие развлекательные мероприятия. Эти организации поддерживают и волонтерские движения. Возможно, ваш родственник найдет себе друзей. Он вновь ощутит себя нужным, ухаживая за более слабыми людьми, помогая другим, в том числе и животным.

Обидчивость

Налаживая общение с пожилыми людьми, не следует забывать о ранимости этого возраста. Одно неосторожно сказанное слово может нанести такую обиду, что придется долго объясняться. Есть старые люди отходчивые, они умеют выслушать доводы и быстро забыть о своих огорчениях. Но есть и те, которые все преувеличивают и из всего делают целую трагедию. С первыми проще. Им необходимо все объяснить, дать время на обдумывание или перевести все в шутливую форму. Проблема разрешится сама собой. Сложнее со вторыми, ведь они изображают сильнейшее потрясение и глубочайшее оскорбление, всем своим видом требуя от вас извинений. Если точно знаете, что обиды мнимые, игнорируйте их. Пробуйте общаться с пожилыми людьми дружелюбно и корректно.

Забывчивость

Самую серьезную проблему в преклонном возрасте представляет ухудшение памяти и, как следствие, забывчивость. Возраст изнашивает организм любого человека, стареют все органы, в том числе и мозг, снижая функциональность всех систем. Старайтесь максимально внимательно относиться к своим престарелым родственникам, наблюдайте за их поведением.

Частая забывчивость может быть просто невнимательностью или рассеянностью, но способна свидетельствовать и о серьезных проблемах. Если данная ситуация вас беспокоит, то настоятельно убедите пожилого родственника в необходимости врачебной консультации и назначении поддерживающей терапии. Можете самостоятельно проконсультироваться с доктором, взять различные информационные буклеты, касающиеся данной темы. Пожилые люди печати верят гораздо больше, чем другому источнику. Попробуйте сделать акцент на общем укреплении всего организма при помощи лекарства. Убедите, что данный препарат прекрасно поддержит иммунитет, улучшит кровоснабжение мозга и т. д.

Скупость

Для большинства людей с выходом на пенсию коммуникативность и качество жизни резко снижаются. Неуверенность в будущих доходах делает их скупыми. При общении с пожилым человеком, близким для вас, постарайтесь максимально уверить его, что он всегда может рассчитывать на вас, что вы поможете и не дадите его в обиду. Необязательно эта помощь понадобится, но осознание того, что всегда есть на кого опереться, дает пенсионерам веру и в свои силы. Финансовая поддержка в такой ситуации второстепенна. Но если жизненные обстоятельства заставляют быть в режиме жесткой экономии, то спокойно предложите своим близким презентовать вместо подарка деньги, при этом сами просите себе в аналогичных случаях что-либо полезное и несвязанное с покупками. К примеру, провести вместе выходной, побыть с ребенком, приготовить вашу любимую еду и т. п.

Манипулирование

Старость не способна самостоятельно сделать человека манипулятором. Возраст только усиливает негативные стороны личности. При неблагоприятном раскладе престарелый человек может впасть в депрессию или нарочно заболеть, чтобы вы не выходили замуж за Федю, назвали ребенка Васей или не встречались с любимой подругой. Общение с пожилыми людьми не должно сводиться к выполнению всех мнимых прихотей.

Не стоит даже вступать в полемику, если видите, что это вымысел. Старайтесь игнорировать придуманные капризы. Разболелась голова от вашей новой прически? Предложите таблетку или визит врача. Заболело сердце? Посоветуйте прилечь и вызвать скорую. Такие рекомендации резко улучшают самочувствие.

В таких ситуациях бессмысленно ссориться и скандалить. Не стоит принимать на свой счет все обиды и обвинения. Думайте, что это не имеет к вам никакого отношения. Возможно, что ваш пожилой собеседник ждет от вас негативных эмоций, поэтому старайтесь сдерживаться и никак не реагировать даже внутри себя. Манипулятор понимает бесполезность своих спектаклей, когда собеседник соглашается с ним или резко прерывает общение. В таких случаях будет уместна фраза: «Мы не станем это обсуждать» — или шутливое сочетание: «Виноват, исправлюсь».

Старческое слабоумие

В настоящее время очень большое внимание уделяется довольно распространенному и очень опасному заболеванию — деменции или старческому слабоумию. Общение с пожилыми людьми требует особой внимательности, чтобы своевременно распознать данный недуг по первичным симптомам. Нужно беспокоиться при:

    Потере памяти. Это не относится к забывчивости или невнимательности. При потере памяти пожилые люди абсолютно не могут восстановить даже самый значимый эпизод, произошедший совсем недавно;

    Потере интереса ко всему, что ранее радовало. Пожилые люди перестают читать, общаться с друзьями и т. д.;

    Отсутствии личной гигиены, растерянности, неряшливости, наличии бессонницы;

    Нарушении речи. Частая потеря мысли, пропускание фрагментов фраз, звуков, уменьшение словарного запаса;

    Неправильном восприятии действительности, панических атаках, мнительности.

Попробуйте уверить ваших престарелых близких, что им не о чем беспокоиться, вы всегда сможете им помочь в случае необходимости.

Совет 1. Вы должны знать о проблемах со здоровьем пожилого человека .

С возрастом у стариков обостряются болезни, что может замедлять речь, понимание, реакцию. Правила общения с пожилым человеком рекомендуют перед разговором узнать о состоянии его здоровья. Не страдает ли он потерей слуха, речи, памяти. Наличие этих факторов значительно усложняет коммуникацию с престарелыми. Не стоит также забывать, что возраст не индикатор здоровья человека.

Совет 2. Будьте внимательны к окружающей среде, в которой общаетесь.

Правила коммуникации с пожилым человеком рекомендуют учитывать и выбирать обстановку, где происходит встреча. Наличие раздражающего шума, большого количества людей, громкая музыка, суета — все это оказывает значительное влияние на психологическое состояние стариков, раздражает их, особенно если проблемный слух или речь. Всегда уточняйте у собеседника, удобно ли ему, спокойно ли и комфортно. При отрицательном ответе просто выберите другое место.

Совет 3. Говорите четко и членораздельно, смотря в глаза .

С возрастом усиливаются проблемы со слухом. Налаживая общение с пожилыми людьми, следите за тем, чтобы ваша речь была четкой и членораздельной. При разговоре смотрите прямо в лицо, не отворачивайтесь. Собеседник скорее поймет вас, если вы не будете глотать предлоги, а станете громко и понятно произносить каждое слово, шевеля губами. Не расслышав что-либо, он сможет восполнить пробел по артикуляции.

Правила общения с пожилым человеком рекомендуют говорить достаточно громко, но не провозглашая. Приспособьте тембр и уровень звука вашего голоса под потребности немолодых собеседников, учитывая при этом и внешнюю обстановку, и качество их слуха. Никогда не кричите на человека лишь потому, что он пожилой. Только уважительное отношение к собеседнику поможет вам подобрать комфортный для вас обоих уровень громкости.

Совет 5. Используйте четкие и точные вопросы и предложения.

Если видите, что пожилые люди вас не понимают, повторите и перефразируйте предложение или вопрос. Подбирайте простые выражения, которые легко воспринимаются. Помните, что сложно построенные фразы или вопросы запутывают стариков, им чем проще, тем понятнее.

Совет 6. Применяйте визуальные средства, если это возможно.

Общение с людьми пожилого возраста может быть наглядным. Зная о проблемах ваших близких с памятью или слухом, старайтесь применять в разговоре с ними наглядные примеры. Показывайте то, о чем идет речь. В частности, не спрашивайте: «Что у вас болит?» — а скажите, указывая на голову: «У вас болит голова?».

Совет 7. Не спешите, будьте терпеливы и улыбайтесь .

Правила общения с пожилым человеком рекомендуют чаще улыбаться при беседе. Покажите искренней улыбкой, что вы понимаете его, уважаете и дорожите им. Старайтесь всегда поддерживать дружелюбное отношение при разговоре с пенсионерами, не забывайте говорить медленнее и понятнее. Делайте интервалы между вопросами, чтобы дать возможность понять спрашиваемое и продумать ответ. Такие паузы говорят о вашем уважении и терпении. Это особенно важно, если пожилые люди склонны к потере памяти.

10 правил общения с пожилыми людьми, которые помогут наладить контакт

Правило 1 . Планируем беседу заранее

Пожилые люди требуют гораздо большего внимания, чем просто поздравления и открытки к праздникам. Устраивая свой быт, занимаясь своей семьей, дети могут не уделять престарелым родителям необходимого им времени. Это самая частая причина ссор, появления печально известной озлобленности, неуверенности в себе и ощущения ненужности у пожилых людей.

Чтобы узнать, что чувствует мать, которая не видит заботы детей, их внимания и понимает, что время ежеминутно утекает, поставьте себя на ее место и мысленно представьте, что это ежедневные состояния. Вас не должно раздражать общение с людьми пожилого возраста. Старайтесь полноценно уделять внимание своим родителям. Интересуйтесь их здоровьем, настроением, вопросами, проблемами. Предлагайте свою помощь, заботьтесь о них, как они когда-то опекали вас. Если у вас слишком плотный график работы, то заранее определяйте время для общения с родными. Заведите семейную традицию — совместное чаепитие, воспитывайте у ваших детей уважение к родителям на своем примере.

Правило 2 . Дарим друг другу немножко свободы

Интересуясь темой общения детей и старшего поколения, проведите небольшое исследование на каком-либо форуме. Задайте вопрос и будьте уверены, что практически все ответы сведутся к одному: лучше любить родителей на расстоянии. Смысл в том, что сложно устроить скандал или выяснение отношений, созваниваясь или посещая друг друга раз в месяц. Расстояние только сильнее приближает к идеалу контакты между близкими людьми.

Правила общения с пожилым человеком советуют, чтобы исключить недовольство вашими поступками как причину ссор, сохранять свободное пространство между вами. Это поможет вам избежать высказываний о неправильном распорядке дня, плохом воспитании детей, лени в выходные дни. Иначе неизбежно наличие критических замечаний, ведь родители навсегда остаются родителями и постоянно будут уделять внимание корректировке вашего поведения.

Если вы вынуждены проживать в одной квартире с пожилыми людьми, то сразу договоритесь о независимости ваших отношений с супругом или детьми от мнения престарелых родственников. Убедите, что лучшим помощником вам станет взаимоуважение в семье.

Правило 3 . Просить о помощи, давать несложные поручения.

Главная причина ухудшения жизни пожилых людей заключается в резком уменьшении количества занятий и дел. Старики, привыкшие быть в центре событий, постоянно трудиться и чем-то заниматься, очень трудно перестраиваются на другое поведение. Выполнение несложных поручений служит повышению самооценки, возрождению ощущения нужности, заставляет двигаться.

Общение с пожилыми людьми выгодно и вам, особенно важна помощь с детьми. Выбирайте такие виды поручений, которые не обременят ваших родителей, а будут приносить им радость и удовольствие. Ведь занятия с малышами могут стать серьезной нагрузкой для пожилых людей. Бабушка печет самые вкусные пироги, а дедушка прекрасно играет в шахматы? Эти навыки и используйте. Нужно, чтобы старики были уверены в своих силах и комфортно выполняли ваши поручения.

Правило 4 . Заставляйте думать.

Общение с людьми пожилого возраста не должно сводиться к обсуждению болезней и бытовых проблем. Ученые, постоянно тренирующие свой мозг освоением новой информации, практически до конца жизни не теряют остроту ума и сохраняют контакты с коллегами. Старайтесь поддерживать работу мозга своих пожилых родственников, помогайте им в изучении компьютера, познании чего-то нового или повторении уже известного. Геронтологи рекомендуют разнообразить досуг стариков овладением иностранных языков, освоением компьютерной грамотности, знакомством с кухней народов мира, беседами и т. п. В настоящее время много различных курсов, в том числе и бесплатных, где пенсионеры не только получают общение друг с другом, но и развиваются и поддерживают в тонусе работу мозга.

Правило 5 . Спрашивайте совета

Возрастные изменения у пожилых замедляют остроту восприятия, быстроту изучения и понимания нового, сглаживают выражение эмоций. Вместо этого к ним приходит мудрость, рассудительность, осознание важности жизненных ценностей.

Чтобы сделать общение с престарелыми людьми гармоничным, чаще просите у них совета. Это установит доверительные отношения между вами, поможет взглянуть на проблему с высоты других прожитых лет и очень облегчит контакт. Возможно, то, что казалось вам крайне важным, потеряет свою ценность после разговора с мудрыми человеком, а то, о чем вы думали, что подождет, станет приоритетным для вас. И даже если вы не собираетесь пользоваться советом и все давно уже решили, все равно продемонстрируйте уважение, важность вашего общения и потребность во мнении родителей.

Правило 6 . Контролируйте речь

Общение с пожилыми людьми должно быть максимально корректно. Помните, что слово не воробей. И иное высказывание может ранить сильнее поступка. То, что вы никогда бы не сказали чужому человеку, никогда не говорите и близким людям, особенно родителям.

Будьте внимательны к собственной речи, контролируйте ее и знайте, что мать и отец уже не те, но и вы поменялись тоже. У вас теперь есть возможность вернуть им все тепло, которое они вам дарили в детстве, заботиться о них, стараясь сохранить их для себя как можно дольше. Никогда не делайте вид, что вам безразлично их мнение, надоели капризы и вы уже слишком взрослые. Подчеркните, что они важны для семьи, пусть их ворчание не раздражает вас, а советы не кажутся устаревшими. Своим отношением к родителям вы учите детей, как нужно будет обращаться с вами. Находясь в обстановке взаимоуважения, они не смогут жить по-другому. Думайте об этом, разговаривая со своими престарелыми родителями.

Особую роль играет тон общения, люди солидного возраста воспринимают его более остро, чем вы. Одна фраза способна изменить не только смыл сказанного, но и настроение собеседника.

Правило 7 . Поменяйте ракурс

Время неумолимо тянет нас во взрослую жизнь, постепенно меняя все вокруг нас. Отношение к родителям тоже переходит на новый уровень. Они уже не беспокоятся, выполнили ли вы домашнее задание, что вам необходимо приобрести и т. д. Теперь ваша задача заполнить их бытие вниманием, заботой и опекой. Живите как считаете нужным, но будьте всегда рядом и помогайте им во всем.

Но всегда бывают исключения. Встречаются семьи, где люди не находят взаимопонимания и общение детей и родителей превращается в муку для каждого. В таких случаях вам не стоит вовлекаться эмоционально и спорить. Лучше улыбнуться, согласиться и относиться ко всему происходящему как посмотрел бы приглашенный психолог. Почитание родителей — это долг любого здравомыслящего человека. Подарите им капельку внимания, преподнесите небольшой сюрприз, внимательно выслушайте совет. Гармоничное общение с пожилыми людьми важно для любого из нас.

Правило 8 . Создайте уют

Журналисты одного из изданий обратились к психологам за помощью в разрешении вопроса, почему пожилые люди более растеряны, их чаще раздражают дети, им чужды перемены и т. д. Получив профессиональные советы по психоанализу, семейной расстановке, позитивному мышлению и т. п., журналисты применили их на практике, пытаясь добиться улучшения отношений путем облагораживания внутреннего мира пожилых людей.

Получились совершенно неожиданные результаты. Старики отдали предпочтение не психологическим уловкам, а вещам крайне приземленным. Их очень привлекает домашняя обстановка, уютный интерьер, комфорт, спокойное течение жизни, чистота и порядок во всем. Приобретайте для своих родных красивые предметы, которые приятны на ощупь и радуют глаз. Родители рассматривают попечение об их доме как заботу о себе.

Правило 9 . Научитесь прощать

Общение с людьми пожилого возраста не терпит обид. Нет смысла таить злость на деда, которого завтра может не стать. Нужно стараться все делать вовремя, в том числе и прощать. Забудьте глупые сиюминутные обиды и не держите зла. Если это сделать непросто, тогда попробуйте медитировать. Почувствовав, что теряете контроль над эмоциями, выйдите из комнаты, присядьте и ни о чем не думайте несколько минут. Набравшись сил, вы снова сможете продолжить общение.

Правило 10 . Учитесь отдавать любовь, заботу, поддержку

Не стоит пытаться переделать пожилых родителей. Помните, что есть время получать тепло, нежность, заботу и время их дарить. Старайтесь уделять старикам максимум внимания, поддерживая общение и отдавая им любовь, ласку и помощь.

Родители вложили в нас достаточно, чтобы отблагодарить их тем же. Заботиться, даря тепло и нежность, не менее приятно, чем все это получать.

Каким должно быть общение с пожилыми людьми и инвалидами, испытывающими проблемы со здоровьем

Следуйте нескольким простым, но крайне важным положениям, помогающим наладить полноценное общение с пожилыми людьми, имеющими проблемы со здоровьем.

Правило 1.

Уделяйте максимально возможное внимание пожилым людям. Ваше доброжелательное отношение, умение выслушать и понять способны заметно облегчить их состояние. Согласно исследованиям обычный человек излагает свои проблемы врачу в течение трех минут. Эффективность общения с пожилыми людьми, испытывающими осложнения со здоровьем, напрямую зависит от вашего умения слушать и сопереживать.

Правило 2.

Рассказывая о своих недугах, пожилые люди ждут от вас поддержки и понимания. Необязательно что-либо говорить и искать нужные слова. Достаточно просто взять руку, погладить плечо, приблизиться или кивнуть.

Правило 3.

Стоя рядом с лежащим больным, мы невольно увеличиваем его тревожность, повышаем ощущение дискомфорта и т. д. Правила общения с пожилым человеком рекомендуют располагаться на одном уровне с ним, присесть у его кровати, подвинуться поближе. Эти нехитрые приемы увеличивают эффект благоприятного контакта.

Правило 4.

Желая выяснить самочувствие и состояние здоровья пожилых людей, тщательно продумывайте каждый задаваемый вопрос. Озвучив нужное, дождитесь ответа, дайте время обдумать и не торопите. Несколько вопросов, заданных подряд, могут сбить собеседника. Старайтесь избегать формулировок, которые уже содержат и ответ, к примеру: «У тебя болит спина?» — или: «Понизилось давление?» Дайте возможность человеку самостоятельно описать свои ощущения и симптомы. Не задавайте односложных вопросов, расспрашивая о том, что беспокоит. Правила общения с пожилым человеком рекомендуют терпеливо выслушать жалобы, не вставляя преждевременных реплик, не демонстрируя свое недовольство и желание закончить разговор.

Правило 5.

Строя свое общение с людьми пожилого возраста, изначально разговаривайте на понятном им языке, простыми словами, без заумных оборотов. Слушая внимательно, вы можете заметить в повседневном рассказе о бытовых подробностях симптомы заболевания, которые старики не озвучивают при описании состояния своего здоровья.

Правило 6.

Не стоит недооценивать значение эмоционального фона. Длительные и тяжелые заболевания могут сделать самого добродушного человека раздражительным, нервным и озлобленным, а его поведение станет напоминать старческое слабоумие. Пожилые люди особенно подвержены этому.

Помните, что преклонный возраст не лишает человека индивидуальности, характера и персональной манеры общения. Правила контактов с престарелыми подчеркивают, что плохое самочувствие может заставить их замкнуться в себе, вызвать нежелание говорить с окружающими. Агрессивная реакция и отсутствие логики в высказываниях не всегда являются показателем деменции. Дайте возможность пожилому человеку быть самим собой, не требуйте от него ничего и не навязывайте что-либо. В таком состоянии старикам нужно общение, поддержка и понимание.

Правило 7.

Общение с пожилыми людьми требует душевности и желания помочь. Если ваши близкие просят сделать что-то сложное для вас, старайтесь при разговоре всегда озвучить основание для отказа. Спокойно и корректно объясните, что вы готовы выполнить это для них, но не получится по следующим причинам. Если просьба реальна, то никогда не отказывайте в помощи, сделайте все возможное для ее осуществления.

Правило 8.

Затрагивание чувствительных тем не всегда легкое, но необходимое дело. Общение с пожилыми людьми о деликатных аспектах дает им ощущение защищенности, подчеркивает серьезность вашего отношения. Лучше лишний раз попросите разрешения на выполнение той или иной медицинской или гигиенической процедуры. Скажите, что вы будете делать, найдите такие слова, услышав которые человек успокоится, снимется его зажатость и стеснение. Уверьте, что ничего особенного в этом нет, и вы сами испытывали бы те же чувства.

Правило 9.

Важнейшим элементом нормального общения с пожилыми людьми считается разъяснение всех вопросов и тем. В случае тяжелой болезни определите сами — готов ли ваш родственник узнать все аспекты его состояния. Старикам не стоит все рассказывать сразу, лучше разделить сложный разговор на несколько частей.

Правило 10.

Наличие понимания и сострадания при различных контактах ценится немолодыми людьми больше, чем самые комфортные условия и эффективные лекарства. Выражение сочувствия и готовности прийти на помощь — основа полноценного общения с пожилым человеком. Не стесняйтесь выражать свои искренние чувства, поддержите его словами, убедите, что испытываемый им страх понятен. Это нормализует и его эмоции, немного успокоит и даст надежду.

Соблюдение этих абсолютно не сложных для вас правил поможет наладить общение с пожилыми людьми, сделает ваши встречи желанными, подарит вашим собеседникам чувство уверенности, нужности и ощущение заботы.

Какие особенности имеет общение с пожилыми людьми с деменцией

Немолодые люди, страдающие деменцией, часто очень сложно объясняют, что им нужно. Это приводит к срывам, гневу и даже агрессии.

В настоящее время уже разработаны методики общения с пожилыми людьми. Стоит уточнить у врача, не вызваны ли данные симптомы лекарственными препаратами, которые человек принимает, или другой болезнью.

Признаки проблем с речью у пожилого человека:

    Постоянное повторение одних слов;

    Наличие в речи ругательства;

    Изменение логически понятного порядка слов;

    Частая потеря мыслей;

    Попытка общения при помощи жестикуляции;

    Искажение слов, описывающих объект.

В совокупности с названными выше симптомами у пожилых людей может наблюдаться нарастание враждебности. Следует знать, что при деменции агрессивное состояние выражено только словесно, физического проявления не бывает. Гневная реакция особенно характерна в случаях, когда пожилые люди чувствуют нарушение их личного пространства, к примеру, при купании, одевании и т. д.

Усиление стресса у престарелых вызывает необходимость выбора. Не следует им задавать вопросы в стиле: «Какую пижаму тебе подать, зеленую или коричневую?». Выберите сами и скажите: «Предлагаю надеть вот это». Если у больного не получается сделать что-либо, не ругайте его и сохраняйте абсолютное спокойствие. Предложите заняться этим позже.

Наладить полноценное положительное общение с пожилыми людьми поможет соблюдение правил взаимоуважения и обход ситуаций, способных привести к срыву.

Для налаживания контакта с больным нужно следовать таким советам:

    Контролируйте жестикуляцию. Общение должно проходить расслабленно и спокойно.

    Минимизируйте внешнее раздражение. Не стоит включать радио или телевизор. Не забывайте называть человека по имени, напомните ему свое.

    Выбирайте для общения с пожилыми людьми короткие, простые предложения, четко произнося каждое слово. Спокойно повторите вопрос, который больной не понял.

    Избегайте формулировок, требующих ответа «да» или «нет». Ситуация выбора может утомить больного человека.

    Не торопитесь получить отклик. Дайте время на понимание вопроса и выбор ответа.

    Больному удобнее пользоваться пошаговыми инструкциями. Спокойно напомните ему, если он что-то забыл. Всячески оказывайте ему помощь.

    Дарите ему душевное тепло. Не стоит спорить, переубеждать в чем-либо. К примеру, на утверждение больного, что отец заберет его домой, отвечайте, что знаете об этом и уверены, что все будет хорошо.

    Несложно оставлять больному письменные напоминания. Заметки должны быть изложены понятными словами и легко читаться. Можно просто оставить нужную одежду на постели и попросить больного ее надеть.

    Вспоминайте прошлое вместе. Интересуйтесь историями из жизни больного. Вдаваясь в воспоминания, человек забывает о реальных проблемах, его настроение заметно улучшается. Предложите вместе посмотреть фотографии.

    Чаще улыбайтесь. Переводите незначительные проблемы в шутку. Рассказывайте смешные истории, вызывая радость больного. Никогда не смейтесь над ним.

    Проявляйте уважение. Не обвиняйте и не обсуждайте больного человека. Необдуманно сказанные слова могут обострить ощущение ненужности и ранить его.

Жизнь у всех складывается по-разному, и кто-то живет вместе с пожилыми родственниками, а у кого-то нет возможности обеспечить полноценный и должный уход круглосуточно. К тому же, современный ритм существования большинства людей практически не оставляет времени на общение.

Одним из вариантов решения проблемы видится наличие различных пансионатов и домов престарелых. В пансионате «Осень жизни» пожилые люди с различными заболеваниями обеспечены профессиональным уходом, квалифицированной помощью врачей, разнообразным досугом и общением с постояльцами разного возраста.

Когда возникают проблемы общения с пожилыми людьми

Общение с пожилыми людьми должно быть сдержанным, корректным и заботливым. Проблемы в коммуникации возникают лишь в некоторых случаях. Старайтесь не допускать следующих ошибок, и ваши контакты будут только в радость.

    Не пытайтесь их изменить. Некоторые родители ставят в пример своим детям других, по их мнению, лучше учащихся, слушающихся старших и т. д. Проходит время, и в старости они получают в ответ такие же претензии. Другие родители дома не сидят, помогают с детьми и т. п. Не стоит этого делать. Пытаясь их изменить, мы нарушаем их комфортное состояние, которым они очень дорожат. Принимайте своих родителей такими, какие они есть. Просто любите их.

    Не стоит винить себя. Как бы прекрасно вы ни относились к родителям, все равно иногда в голову будут приходить мысли, что мог дать больше, что надо было сделать вот так и т. д. Не вините себя. Делайте все сейчас, не откладывайте разговор с родителями, напоминайте им о своей привязанности и любви к ним. Но не надо жить только их заботами. Все должно быть в меру.

    Избегайте конфликтов. Возраст усиливает чувство собственной неудовлетворенности и враждебность. Нужно научиться понимать причины агрессивного состояния близкого пожилого человека, тогда вы сможете ему улыбнуться, не реагировать на выпад и снизить этим негатив. Пробуйте сменить тему беседы и не допустить конфликта.

    Пусть общение будет в радость. Ожидая удовольствия, которое вы получите от контактов с пожилыми родственниками, вы будете в состоянии сгладить какие-то моменты, что-то не заметить. Вы не сможете злиться и обижаться, понимая, что очень рады, что родители живы и здоровы.

    Не спорьте.

    Никогда не показывайте свое превосходство пожилому человеку, не стоит недооценивать людей, особенно родителей. Уважение, забота и доброта — вот главные составляющие ваших отношений.

В наших пансионатах мы готовы предложить только лучшее:

    Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).

    5-разовое полноценное и диетическое питание.

    1-2-3-местное размещение (для лежачих специализированные удобные кровати).

    Ежедневный досуг (игры, книги, кроссворды, прогулки).

    Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.

    Еженедельный осмотр профильных врачей.

    Комфортные и безопасные условия (благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух).

В любое время дня и ночи пожилым людям всегда придут на помощь, какая бы проблема их ни волновала. В этом доме все родные и близкие. Здесь царит атмосфера любви и дружбы.