Организация волонтёрской профилактической работы. Работа волонтеров в области профилактики зависимого поведения молодежи

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Культура и социальный идеал
Хотелось бы напомнить, что мы развиваем философское понимание культуры. Культурна любая деятельность, противостоящая стихии. Ведь даже культуру можно разрушать по-варварски, а можно и культурно - планомерно, организованно, расчетливо. Фашистский вермахт планировал уничтожить славянскую культуру, но не культуру вообще. Существовало даже выражение «культурная политика на завоеванных восточных территориях», которую должно было осуществлять ведомство Гиммлера.
Культура не бывает «хорошей» или «плохой». Она взращивает в человеке какие-то качества, но от человека зависит и сама культура: если он будет «хорошим», то и культура будет такой же. Жизнь культуре обеспечивает иерархия ценностей (мы говорили о них в теме 3). Но от нас зависит, предпочтем ли мы данную иерархию или изберем какую-то иную. Все это связано с идеалами, которые господствуют в обществе и которые люди разделяют или же отрекаются от них. Далее мы рассмотрим природу идеала и его роль в культуре.
Здесь целесообразно выделить следующие вопросы:
- определяющая роль идеала в культуре;
- творческая природа идеала;
- смена социальных идеалов как смена культур,
В нашей официальной исторической науке долго господствовал взгляд на историю как на смену формаций, классов, в обществе видели только социально-экономическую структуру. Это была история событий и имен. Но параллельно существовала иная история, иное представление о ней. Здесь действовали не общества или классы, а люди с их повседневными заботами, нуждами, целями и надеждами. Многие из целей оказались не реализованы, надежды остались бесплодными, но они продолжали жить и возрождались в иных поколениях, Это тоже была история, но как бы ее внутренний план, который официальная наука не хотела замечать,
Между тем еще Маркс предупреждал об опасности и ненаучности противопоставления общества, как абстракции, индивиду1. Взгляд на историю, где действуют короли и вожди, сословия и классы, где один тип производства сменяется другим, - это неполный взгляд. Он тоже необходим, но история не исчерпывается событиями и именами героев. Даже одни и те же события и имена могут по-разному оцениваться в исторической науке и в мнении простых людей.
В. Солоухин обратил внимание на различное отношение народа к руководителям крестьянских войн - Разину и Пугачеву. Оно выражается в том, что имя Разина и по сей день сохранилось в народной памяти - его можно услышать в песне, а о Пугачеве можно узнать только из книг, а делали вроде бы одно дело. Но Разин обещал волю, и хотя воли народу он так и не принес, однако обещанная воля оказалась более притягательной, чем действительное рабство,
Или другой пример, В любом учебнике истории написано, что в России рабства как такового не было, Но реальная жизнь и ее осознание людьми свидетельствуют об ином. Взять хотя бы горестные лермонтовские строки, в которых дается оценка жизни:
...Страна рабов, страна господ
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ,.,
Если люди в России жили с сознанием и. ощущением своего рабства, то сколько бы ни отрицали рабство официально, можно утверждать, что оно было жизненным фактом.
Таким образом, в истории далеко не все «лежит на поверхности», многое в ней скрыто в сознании, психике людей, в каждодневных привычках, в суждениях, определяющих поведение людей и развитие общества в целом. Это следует и из нашего понимания культуры, которая является своеобразным одеянием людей - по нему, если и можно судить, то лишь, как говорится, на первый взгляд. А для действительного проникновения в историю необходимо учитывать собственное понимание людьми своей жизни, те ценности и ориентиры, которыми они руководствуются.
французский, философ и социальный психолог Л. Леви-Брюль ввёл в научный оборот понятие «меитальиость», Оно означает духовный, личностный срез истории, знание которого необходимо для более глубокого ее понимания, История или общество предстают тогда со стороны духовной культуры, о практической роли которой мы уже говорили. При этом она рассматривается «прежде всего как то интеллектуальное «оснащение», которым располагает каждый отдельный человек в тот или иной момент, а также и как структура знаний, которыми он обладает как член некоторой социальной группы»1, То есть культура на общем фоне истории представляет собой систему жизненной ориентации людей..

СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ

Важнейшую часть марксистской идеологии образует учение об идеальном социальном строе, который противопоставлялся существовавшему тогда социальному строю (последний считался капиталистическим) в качестве средства избавления от его зол и борьба за которое объявлялась путем эволюции человечества к обществу всеобщего процветания и благоденствия, — учение о коммунистическом социальном строе. Марксисты назвали его выражением «научный коммунизм». В реальности такого строя при возникновении марксизма не было. Он выдумывался так же, как выдумывались домарксистские коммунистические идеалы, — как общество, в котором не будет язв социальной реальности тех лет. Эти идеалы считались утопическими, в смысле неосуществимыми в реальности. В отличие от них марксистский идеал считался научно обоснованным и практически реализуемым. Не все, конечно, считали его таким. Но для последовательных марксистов это было догмой.

С возникновением Советского Союза и других коммунистических стран ситуация в отношении коммунистического социального идеала изменилась. С одной стороны, коммунистический идеал вроде бы реализовался, а значит, перестал играть роль идеала. Но в реальности получилось многое такое, что не предвиделось в идеале, и многое из того, что фигурировало в идеале, не получилось на деле. Марксисты в большинстве нашли выход из затруднения в том, что объявили получившееся лишь первой стадией коммунизма, а «полный» коммунизм отнесли в некое будущее. То, что не соответствовало идеалу, сочли пережитками капитализма. Устранение их отнесли точно так же к будущему «полному» коммунизму, который сохранял функции идеала в старом (дореволюционном) смысле. Многие приверженцы «настоящего» коммунизма заявляли, что социальный строй в Советском Союзе (и других странах) нельзя считать коммунизмом, что он якобы построен неправильно («неправильный коммунизм»), не по-марксистски. И к марксовскому идеалу относились так, так будто не прошло много десятилетий реальной истории, радикальным образом изменивших положение идеологии девятнадцатого века.

Несколько слов о самом понятии социального идеала. Есть донаучное (обывательское) понимание идеала как некоего мыслимого образца, который в принципе не может существовать в реальности (есть утопия в упомянутом выше смысле). К этому идеалу можно стремиться, но никогда достичь его нельзя. С точки зрения научного подхода к изучаемым объектам, идеал есть абстрактный образ этих объектов. В нем отражаются лишь некоторые признаки этих объектов. Если эти объекты существуют (реализуются), они обладают и другими признаками, не фиксируемыми в идеале. Это не означает, что идеал есть утопия. Если такие объекты не существуют, когда создается идеал, в нем могут фигурировать вымышленные признаки, которые не реализуются в случае возникновения этих объектов или реализуются не в том виде, как мыслились в идеале. Но это ещё не дает оснований утверждать, будто идеал не реализовался. В самом идеале надо различать признаки объектов по степени важности. И оценивать идеал с точки зрения степени реализуемости. Можно утверждать, что идеал не реализовался, если не реализовались наиболее важные признаки мыслимых объектов. Но можно утверждать, что идеал в той или иной степени реализовался, если реализовались наиболее важные признаки этих объектов, и пренебречь теми, которые не реализовались.

Коммунистический идеал возник исторически в условиях, когда социальная реальность была совсем не коммунистической. Он возник как отрицание явлений этой реальности, которые создателями идеала воспринимались как зло и как источник этого зла. Идеал создавался как образ социального устройства, в котором этого зла нет и нет порождающего его источника. В том, как сложился реальный советский человейник, определенную роль сыграл коммунистический идеал как компонент идеологии. Но роль сыграл не только он. Роль свою сыграли и многие другие факторы, включая объективные социальные законы и условия России, о которых упоминалось выше. В реальном советском человейнике можно было видеть признаки, которые фигурировали в идеале. Но можно было видеть и признаки, каких в идеале не было, и даже такие, какие были противоположны фигурировавшим в идеале. Одним словом, советскую реальность ошибочно рассматривать как точное и полное воплощение в жизнь идеала. Но если выделить в советском человейнике его социальный строй (в том смысле, как он описан выше, а не в марксистских и других сочинениях) и если считать основными признаками коммунистического идеала ликвидацию частной собственности на средства производства и частного предпринимательства, обобществление средств производства и природных ресурсов, ликвидацию классов частных собственников и ряд других признаков (они общеизвестны), то коммунистический идеал реализовался в этом смысле на самом деле. И что бы ни говорили приверженцы некоего «настоящего», «правильного», «полного» и т.п. коммунизма, во всем мире подавляющее большинство нормальных людей считало и считает советский социальный строй реализацией коммунистического идеала. Однако как коммунисты, так и антикоммунисты, игнорируя правила логики, не различали абстрактную социальную организацию советского человейника (и других человейников того же типа) и черты конкретного человейника, сложившегося и жившего в конкретных исторических условиях. Антикоммунисты объявили источником всех зол, наблюдавшихся в Советском Союзе и других странах с такой же социальной организацией, реализацию коммунистического идеала. Фактически это заблуждение разделили и апологеты коммунизма, обещая в будущем «полном» коммунизме реализовать все прекрасные идеалы его и устранив все реальные дефекты советского образа жизни.

Реализация коммунистического идеала, какая бы она ни была, не могла не сказаться на судьбе самого идеала. К нему стали предъявлять иные претензии, чем в дореволюционные годы. Люди ожидали от коммунизма то, что обещали идеологи и правители. В реальности же они столкнулись не только с тем, что из обещанного осуществилось (а осуществилось самое главное!), но и с тем, что не осуществилось и что появилось вопреки обещаниям. Соблазнительный ранее идеал превратился в сознании масс людей в чисто формальную (навязываемую властями и идеологами) пустышку и предмет для насмешек. Реальная сущность нового социального строя осталась непонятой на научном уровне. Идеология закоснела в прежнем устаревшем виде. Коммунистический идеал утратил роль идеала в прежнем смысле.

Эта ситуация могла сохраняться как угодно долго без особых катастрофических последствий для страны, если бы не был разрушен советский социальный строй. И тогда не возникла бы проблема новой идеологии. Но советский строй разрушен. Естественно, в сознании многих людей, которых не устраивает западнизм и постсоветизм, возникает проблема альтернативной им социальной организации, т.е. проблема социального идеала. Объективное научное исследование обнаруживает, что такой идеал возможен лишь как коммунистический. Но принципиальное отличие его от марксовского и домарксовского коммунизма заключается в том, что он должен быть не плодом воображения и субъективных желаний угнетаемых масс людей, а лишь результатом научного исследования колоссального практического опыта реальных коммунистических стран (Советского Союза в первую очередь) в течение десятков лет. Ориентация на этот опыт в корне меняет сам социальный тип идеала, его конкретное текстуальное содержание, сферу его распространения (пропаганды), механизм его воздействия и вообще весь комплекс явлений, так или иначе связанных с социальными процессами эволюционного масштаба.

Повторяю и подчеркиваю, создание такого социального идеала на основе научного изучения фактического опыта Советского Союза и других коммунистических (часто их называли социалистическими) стран ни в коем случае не должно быть идеализацией (приукрашиванием) советского периода нашей истории. Задача тут заключается в том, чтобы в индивидуальном (неповторимом) историческом потоке событий выделить то, что является непреходящим, универсальным, закономерным. Иначе говоря, вылепить сам тип социальной организации, законы которой суть одни и те же для всех времен и народов, где появляются соответствующие объекты и условия для их бытия. Кроме того, изучение советского опыта может стать лишь одним из интеллектуальных источников новой (альтернативной) идеологии, но не единственным. Другим источником должно стать научное исследование самого западнизма, в котором в силу объективных социальных законов развиваются антизападнистские тенденции, подобно тому, как коммунистические тенденции зародились и развились в рамках западноевропейской цивилизации.

При создании нового идеала надо принимать во внимание современную фактическую социальную структуру населения. Она не может ориентироваться на какие-то четко определенные классы или слои, как это было с марксизмом, ибо таких классов и слоев, которые можно было бы консолидировать хоть какой-то идеологией, просто нет в структуре современных человейников, включая западные страны и постсоветскую Россию. К тому же само идеологическое учение не может приобрести убедительность, если будет упрощено ниже некоторого критического уровня. Оно просто будет непонятно и несоблазнительно для большинства плохо образованных людей на низших ступенях социальной иерархии. Оно должно рассчитывать на социально неопределенное множество людей, которых не удовлетворяет западнизм в его современном виде и которые по крайней мере мало что теряют (или ничего не теряют и что-то выигрывают) от ограничения или даже разрушения его и от создания альтернативной социальной организации. Такого рода людей больше всего в среде учащейся молодежи, интеллигенции, государственных служащих, научных работников и т.д.

Корочинская Валерия, Дряева Кристина, Суворова Ирина

Волонтеры - люди, делающие что-либо по своей воле, а не по принуждению. Волонтерское движение очень популярно последнее время среди школьников и студентов. Целью движения является формирование ценностей в молодежной культуре, направленных на неприятие социально опасных привычек, ориентация на здоровый образ жизни. Одним из направлений деятельности школы является формирование у школьников негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, алкаголя и курения, поэтому целью нашего волонтерского движения явилось создание в школе организации волонтеров и ее программы. Методы и формы работы: проведение профилактических занятий, тренингов, массовых акций, выставок, соревнований, игр, анкетирования, тестирования, обработка данных, распространение информации через школьную газету, плакаты и буклеты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №29

Волонтёрское движение - один из путей профилактики употребления психоактивных веществ в молодёжной среде

Руководитель: Шмыкова Ирина Апполинарьевна,

Учитель биологии и химии МБОУ СОШ № 29

г. Георгиевск

2013 г.

Введение

“ Тот, кто ничего не делает для других,
ничего не делает для себя “
Гёте

Введение

Термин «волонтер» - в переводе с французского означает «доброволец». Волонтеры - люди, делающие что-либо по своей воле, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально в государственных или частных организациях, либо являться членами добровольческих организаций.
Волонтёрское движение является проявлением непрофессионального уровня в социальной работе Союза молодежи при администрации города Георгиевска. Последнее время оно очень популярно среди школьников и студентов. Наряду с деятельностью профессионально подготовленных социальных работников в профилактическом направлении особую роль играют волонтеры.

Актуальность развития данного движения определяется расширением проблемы употребления психоактивных веществ в молодежной среде.

Целью движения является формирование ценностей в молодежной культуре, направленных на неприятие социально опасных привычек, ориентация на здоровый образ жизни, сознательный отказ от употребления психоактивных веществ.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Развитие социальной системы, антинаркотической профилактики среди детей и молодёжи,

Создание оптимальных условий для распространения волонтёрского движения по профилактике ПАВ в городе Георгиевске;

Разработка и реализация эффективных механизмов, форм и методов первичной профилактики наркомании с разными группами молодежи;

Подготовка и поддержка молодежных лидеров, занимающихся профилактикой наркомании среди сверстников;

Создание и использование межрегиональных и международных связей с другими волонтёрскими организациями для совершенствования профилактической работы;

Участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских мероприятий;

Участниками движения являются подростки, добровольно принимающие и согласные в своей жизнедеятельности реализовывать идеи волонтёрского движения. Они формируют волонтерские отряды и создают органы самоуправления в образовательных учреждениях.

1. История развития волонтёрского движения в России

История волонтерского движения в России отличается от зарубежной. В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтёрской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтёры.

Понятие “волонтёр” сильно изменилось за последние 20 лет. Если в 80-е годы волонтёры ехали на целину или БАМ, то они получали за свою работу зарплату, и неплохую, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни. Добровольность работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы была зачастую тесно связана с обязательностью и общественным принуждением. Никакого закона о добровольческом труде в советской России не было.

Понятие, содержание и форма волонтёрского труда в современной России начинает формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики (90-е годы), который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации.

Деятельность волонтёрских организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтёра: “Волонтеры - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации”.

В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

В России волонтёрское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтёрское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтёры незаменимы.

В Российской Федерации волонтёры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтёрском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтёры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.

2. Наркомания: Проблемы и пути решения

Наркомания является международной проблемой — она актуальна для большинства стран, как экономически развитых, так и развивающихся. Многочисленные проблемы здоровья и даже смертности, ассоциированные с этим явлением, возникают как результат сложного взаимодействия между психоактивным веществом, конкретным человеком и средой, в которой потребляется это вещество. Из-за недостатка необходимых сведений трудно точно определить общий ущерб для общества по каждой категории ПАВ, однако нет сомнения в том, что все страны терпят большие убытки в результате прямого или косвенного вреда, который причиняют наркотики.

Наркомания - это новое явление в нашей жизни, с которым столкнулось общество в самом начале демократических преобразований. Ее особенность - стремительный рост и распространенность среди молодежи 18-24 лет. Результаты наркотизации населения - рост смертности, распространение ВИЧ, экономические потери.

Растущая озабоченность данной проблемой пока еще не нашла должного отражения в общественном сознании. Весьма противоречивы выводы разных исследователей в отношении оценки ситуации, и ее прогноза. Однако любая попытка обобщить и проанализировать эти разрозненные работы представляется актуальной и важной для организации наркологической помощи, а также профилактики наркологических заболеваний.

Наркотизм стремительно помолодел - он стал детским. Не только в институтах и колледжах - в любой средней школе городов России ребенок может без тр у да купить наркотик - были бы деньги. В зоне повышенного риска наркотиз а ции находится четверть детей, подростков и молодежи.

Проблема наркомании сложна и вопросы профилактики потребления психоактивных веществ в организованных коллективах несовершеннолетних представляют собой одну из актуальнейших проблем современной наркологии и педагогики.

Профилактика наркомании - это комплекс мероприятий, ориентированный на предотвращение проблемы, связанной с употреблением наркотиков. Мероприятия по первичной профилактике наркомании среди населения на региональном и местном уровне должны включать:

  1. обучение педагогов и воспитателей по внедрению в процесс обучения здоровье сберегающих технологий;
  2. организацию работы медицинских сотрудников и педагогов по формированию здорового образа жизни в школах и высших учебных заведениях;
  3. проведение в учебных заведениях собраний по привлечению школьников и студентов к участию в массовых акциях профилактической направленности;
  4. разработку для показа на телевидении и мультимедийных экранах городов видеороликов по профилактике наркомании.

3. Организация и деятельность волонтерского движения в школе

Анализируя материалы в средствах массовой информации и опыт работы волонтёров города и других регионов, мы - учащиеся МБОУ СОШ №29 - пришли к выводу, что и в нашей школе необходима такая форма деятельности.

Одним из направлений деятельности школы является формирование у школьников негативного отношения к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), алкоголя и курения, поэтому целью нашего волонтерского движения в этом направлении явилось создание самой организации волонтеров и программы по профилактике злоупотребления ПАВ.

Для реализации цели поставили задачи:

Создание волонтерской организации школы;

Организация воспитательных профилактических мероприятий, не допускающих употребление ПАВ;

Обучение волонтеров-тренеров среди старшеклассников для работы в классах младшего и среднего звена;

Формирование в ученической среде молодежной культуры, направленной на неприятие опасных привычек и ориентацию на здоровый образ жизни.

Методы и формы работы, направленные на реализацию поставленных цели и задач весьма разнообразны:

  1. проведение профилактических занятий или тренингов,
  2. проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр,
  3. распространение информации (через школьную газету, плакаты, буклеты),
  4. проведение анкетирования, тестирования, опросов и обработка данных.

Первым делом мы провели опрос среди старшеклассников с целью выявления их готовности созда ть какую-либо организацию , и какую конкретную работу должна она осущест в лять .

На вопрос: "Нужна ли современной молодежи какая-нибудь организация?"

84 % опр о шенных ответили утвердительно, 10 % - "нет" и 6 % - "не знаю".
На вопрос "Каковы должны быть цели и задачи этой организации?"

О тветы распределись сл е дующим образом: 25 % опрошенных считаю т - оздоравливать, прививать здоровый образ жизни , 14 % - объед и ня ть людей с общими интересами, 12 % - весело и полезно проводить свободное время, 10 % - занять молодежь общественно-полезным трудом, 8 % - развивать личность молодого человека, 15 % - оказывать правовую помощь, 9 % - психологическую помощь, 4 % - оказывать помощь в трудоустройстве, 3 % - воспитывать патриотизм.

На вопрос "Готовы ли вы принять участие в волонтерском движении школы?" утверд и тельно ответило 28 % опрошенных, причем 50 % из них хотели бы заниматься организацией мероприятий, 29 % - работой с детьми, 21 % - проведением экологических рейдов.

С другой стороны нас интересовал вопрос, готовы ли подростки воспринимать помощь и социально значимую информацию от своих ровесников. На вопрос «К кому вы обратитесь за помощью в трудной жизненной ситуации?» , были получены следующие ответы: 58 % подростков готовы обратиться к друзьям, 22 % к род и телям - из них 40 % к маме (примечание: данные с учетом того, что 40 % воспитываются тол ь ко матерью), 12 % подростков готовы обратиться за помощью к братьям или сестрам, 8% - к психологу.

Результаты исследования позволили нам убедиться в том, что идея создания волонтёрской группы в школе должна реализоваться на практике. Была предложена программа организации такого движения.

Волонтёрское движение в школе нужно для того, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни, а волонтёры помогают учащимся в осознании необходимости быть здоровыми в широком смысле слова, развивать саногенное (оздоравливающее) мышление. Волонтёрское движение объединяет педагогов, учащихся и родителей.

Приоритетным направлением в волонтёрской деятельности является пропаганда здорового образа жизни, развитие стремления у подрастающего поколения укрепление и сохранение здоровья. Нас объединяет желание быть счастливыми и здоровыми, уметь решать разнообразные проблемы, чтобы найти свое место в жизни.

Приобщение к волонтёрскому движению помогает нам интересно и творчески жить, развиваться как личности, оставаться неравнодушными к окружающему миру.

Волонтёрское движение помогает реализовываться идеи школьного самоуправления.

Основными этапами работы волонтёров в направлении антинаркотической профилактики мы считаем:

  1. Изучение опыта работы российских добровольцев по пр о филактике злоупотреблений ПАВ, адаптация существующих программ по первичной профилактике к условиям школы.
  2. Проведение круглых столов, встреч, конференций, с привлечением сп е циалистов разных сфер для обмена опытом, взаимного информирования и совместного определения точки приложения инициативы и усилий добр о вольцев.
  3. Привлечение, набор и обучение подростков работе по программе пе р вичной профилактики социально опасных заболеваний со своими сверстниками.
  4. Освещение деятельности волонтерской школьной организации в средствах массовой информации через школьную и городскую газеты, через использование сети интернет.

Волонтерское движение в школе существует третий год.

За истекший период была создана команда волонтеров из учащихся 8-11 классов и составлена текущая программа работы. Направления деятельности школьного волонтерского движения разнообразны.

Одним из направлений работы является поддержка и оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны. В течение года волонтеры навещают ветеранов, закрепленных за школой, оказывают им посильную помощь. Больше всего не хватает ветеранам общения, поэтому они охотно принимают ребят и рассказывают им о своей молодости, о годах войны и послевоенном времени. Мало осталось ветеранов, поэтому такие встречи памятны и ветеранам и школьникам.

Ветеран ВОВ Кужелев И.Ф. является гостем на многих классных и школьных мероприятиях. Иван Филиппович с удовольствием рассказывает о своей творческой деятельности, о своей военной биографии. Стихи и песни, положенные на его стихи, знакомы и любимы нашими учащимися:

Волонтеры школы участвуют в городских и краевых экологических акциях и рейдах. Ежегодными стали мероприятия: «Подкумку - чистые берега!», «Посади дерево», «Мы за чистый город». Они первыми откликаются на зов учителей и ведут за собой других ребят.

Наши добровольцы поддерживают связь с детским домом. Весной 2012 года учащиеся 8В класса организовали и провели для младших воспитанников детского дома театрализованное представление-конкурс по правилам дорожного движения и вручили победителям подарки:

Ежегодно волонтеры участвуют в организации и проведении мероприятий по профилактике злоупотребления ПАВ, алкоголя и курения. В этом им помогает обучение на семинарских занятиях, проводимых специалистами по социальной работе, врачами-наркологами, психологами, где ребята получают первичную подготовку по вопросам профилактической работы.

Осенью 2012 года добровольцами 11 классов в начальном звене школы были проведены беседы и викторины с младшими школьниками по теме «Наркомания: Зло или Добро?».

А среди классов среднего звена прошел конкурс плакатов по данной тематике. Плакаты были вывешены в фойе первого этажа школы. Учащиеся могли выбрать и проголосовать за лучший плакат.

Становится традицией проведение акции «Наркотикам - нет!». Структура акции :

- «Даже дорога в тысячу миль начинается с первого шага». Учащиеся разъясняют населению, с какой целью они вышли на улицу.

Распространение агитационного раздаточного материала (среди учащихся, родителей, учителей, горожан): буклет «Наркомания».

Цель акции - привлечь внимание горожан и учащихся школы к проблеме злоупотребления наркотиков подростками и молодыми людьми.

Агитационная группа в составе учеников 9-10-х классов школы за один час собрала более 200 подписей под лозунгом «Если ты против употребления и распространения наркотиков - распишись!». Школьники вручали горожанам буклеты с информацией.

Ребята провели опрос, согласно которому, 26 человек из 100 опрошенных знают о существующей проблеме роста наркотизации населения, остальные - «слышали что-то» или не знают совсем. Все, кто отвечал на вопросы детей, не хотят, чтобы их близкие, дети, знакомые, друзья столкнулись с этой проблемой. 67 человек убеждено, что общество может противостоять распространению наркотиков. Все опрошенные считают, что с этой вредной привычной нужно бороться, столько же одобрило проводимую школьниками акцию.

Волонтёрами были оформлены плакаты. Они иллюстрировали их своими рисунками и фотографиями.

Акция под скромным названием «Забей на!», направленная на борьбу с вредными привычками прошла в г. Георгиевске 19 октября 2012 года. Организаторами акции выступили: комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации города и «Центр Молодежных Проектов». Цель данного мероприятия - повышение уровня информированности молодежи и всего населения по вопросам вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.

Всем желающим была предоставлена возможность, в прямом смысле слова, «забить» свой гвоздь, в определенный сектор плаката, на котором были изображены наиболее распространенные пагубные привычки, влиянию которых подвержена наша молодежь - наркомания, алкоголизм, ненормативная лексика, табакокурение.

Это неординарное мероприятие привлекло к себе внимание большого количества, как молодежи, так и взрослого населения. Количество участников акции превысило 200 человек. Организаторы надеются, что любой, кто решит расстаться со связавшей его по рукам и ногам вредной привычкой, сможет также решительно сказать ей такое же решительное «НЕТ»! В данной акции принимали участие и волонтёры из нашей школы.

В конце января 2013 года выпускница нашей школы Кизилова Евгения, приехав домой на зимние каникулы, попала в автомобильную катастрофу, после которой ей необходимо проведение операций на ногах. По инициативе волонтеров была организована благотворительная акция - «Поможем Жене!». В результате акции было собрано почти 14, 5 тысяч рублей и передано родителям для операции:

Существует много различных форм организации профилактической работы волонтеров в завис и мости от конкретных условий и возможностей. Это может быть соста в ной частью деятельности какой-либо общественной организации, может быть с а мостоятельным общественным объединением, добровольцы могут также работать на общественных началах в любой организации, занимающейся профилактикой. Но для этого необходимо наличие у учащихся школы продуманного интереса к таким видам работы, сформированности у молодых людей желание и способности, то есть учет внутренних и вне ш них обстоятельств.

заключение

Развитие добровольчества в самых разных сферах жизни, и особенно среди подростков, является, на наш взгляд, важным не только потому, что труд добровольцев — весомая поддержка и сила в решении важных социальных проблем, но это еще и самая настоящая первичная профилактика зависимости от социально значимых заболеваний, т.к. принципы и мотивы добровольчества и собственно добровольческая деятельность способствуют формированию у добровольцев таких важных качеств, как милосердие, ответственность за себя и порученное дело, повышают чувство самоуважения и гуманного отношения к другим, способствуют занятости подростков важным и полезным делом, формируют у него качества и навыки, важные для взрослой, в том числе и профессиональной жизни.

Из сказанного можно сделать несколько полезных выводов: волонтерская деятельность может помочь увести детей с "улицы", воспитать у них чувство сострадания и милосердия, до некоторой степени, если и не облегчить, то хотя бы скрасить жизнь стариков, но самое главное состоит в том, что волонтёры могут найти себе занятие в каждом доме, дворе, квартале, городе, и для этого не требуется слишком больших затрат. Должно быть желание и воля.

К волонтерскому молодежному движению в настоящее время обращено пристальное внимание. Президент РФ В.В.Путин так выразил свое отношение к этому: «… существуют проблемы в развитии добровольческих, волонтёрских движений. Растущие социальные проблемы обращают нас к помощи волонтёров. То, что молодые ребята объединяются на добровольных началах с целью помогать другим людям и помогать безвозмездно, - это качественный показатель хорошей работы с молодёжью. Но явление волонтёрского движения не приобретает массового характера в связи с недостающей поддержкой государства. Необходимо уделить внимание и правовому аспекту данной проблемы».

Предлагается поддержать активность молодёжи в позитивном намерении их добровольной деятельности на государственном уровне. В связи с этим предлагается создать программы, проекты на различных уровнях: федеральном, региональном, - которые могли бы стимулировать процесс создания и развития волонтёрского движения по всей России.

Необходимо разработать системы нематериального поощрения волонтёров. Для молодых активных людей значительно важнее становится моральная мотивация, чем финансовая. И в связи с этим предлагается вспомнить забытый полезный опыт наших родителей, которые стимулировали достижение высоких результатов организацией досок почёта, почётных грамот, письменных благодарностей. Возможно, организовать личную благодарность от известного человека, нанимать на работу по результатам деятельности в волонтёрском движении, отмечать каким-либо знаком отличия.

По словам министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Виталия Мутко: «Молодежь с удовольствием включается в добровольческий волонтерский труд. Организация волонтерской деятельности молодежи позволит решать проблемы вовлечения молодежи в социально ответственную деятельность, повысить социальную активность молодежи».

Правительство Российской Федерации придает волонтёрскому движению большое значение, оценивает его как одно из важнейших направлений молодежной политики и ставит задачи по достижению определенных показателей.

Созданы и действуют несколько сайтов волонтеров по России. Одним из главных является московский сайт http://volonter.ru/ - служба координации волонтеров. Пока на сайте зарегистрировалось всего около 20 тысяч волонтёров, но число регистрирующихся постоянно растет. Значительным толчком к этому послужило то, что по городам России прошли акции, целью которых была популяризация волонтёрской деятельности в молодежной среде и вовлечение подрастающего поколения в социальную практику. С 24 сентября по 4 октября специальный агитационный состав «Поезда молодежи» проследовал по маршруту Москва - Нижний Новгород - Казань - Самара - Оренбург - Волгоград - Ставрополь - Краснодар - Ростов-на-Дону. Были проведены волонтёрские акции, мастер-классы, тренинги и вручены первые Личные книжки волонтёров или «Книжки добрых дел», как их уже успели окрестить в прессе. За время проведения акции число зарегистрировавшихся на сайте волонтёров выросло в 3,5 раза.

Волонтерское движение как профилактика правонарушений в подростково – молодежной среде.
Бумакова Юлия Александровна

Учитель начальных классов

КОУ «Ермаковская СОШ»
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.

Цель: оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

Первые волонтеры отряда, те, которые начнут все с нуля, им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром,

во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение);

Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования)

В-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. Наша школа решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами:

Информационный модуль


  1. Беседы со специалистами.

  2. Групповые занятия волонтеров для учащихся.

  3. Изготовление плакатов, видео.

  4. Выпуск газеты.

  5. Оформление информационного стенда.

  6. Акции волонтеров.

  7. Листовки.

  8. Игры.

  9. Викторины.
Тренинговый модуль

  1. Обучающие занятия с волонтерам.

  2. Мини-тренинги для учащихся.

  3. Интерактивные игры.
Альтернативный модуль

  1. КВНы.

  2. Игры, конкурсы.

  3. Встречи со спортсменами.

  4. Неделя “Только здоровые привычки”.

  5. Спортивные мероприятия.

  6. Фотоконкурс.
Помимо выполняемой своей работы, учащиеся участвуют в реализации программы «За здоровую нацию», которая состояла из следующих направлений: «Россия-родина моя», «Отвага, мужество и честь», «Дорога добра», «Игра-спутник здоровья», «Никто не забыт…», «Калейдоскоп талантов», «Моя родословная». Каждое направление включало в себя ряд мероприятий, в этом учебном году за выполнение деятельности каждый ученик будет получать пазлы. По итогам работы активные учащиеся, собравшие все пазлы (а нужно собрать картинку) получат право участвовать в районном слете патриотических клубов и объединений «За нами будущее России». Такая мотивация максимально активизирует деятельность учащихся и позволит раскрыть лидерские качества ранее неактивных учащихся.

Для нашего детского объединения традиционными стали акции: «Забота » (помощь престарелым людям), «Подари детям чудо!» (сбор игрушек, показ театрализованных представлений для детского сада), «Победа деда – моя победа,участие в Неделе Добра и Памяти), ежегодная «Акция Могилы героев достойны внимания»(приведение в порядок могил ветеранов ВОВ и Педагогического труда, уход за братской могилой и обелиском), акция «Дом без одиночества» (дворовый обход для престарелых людей с поздравлениями и подарками выполненные руками детей), концерты ко дню пожилого человека «Согреем ладони, разгладим морщины», Операция «Творим добро своими руками» (изготовление поздравительных открыток к праздничным датам)

В этом году волонтеры планируют активно привлекать подростков, имеющих отклонения в поведении, к участию в спортивных мероприятиях, конкурсах, других культурных мероприятиях по формированию здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:


  • увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;

  • привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете.
создание модели детского волонтерского движения внутри школы и вне ее; уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

Библиографический список используемой литературы


  1. Акимова, Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: /Акимова Елена Владимировна; [Ряз. гос. ун-т]. Рязань, 2006. 20 с.

  2. Гагарина, В.В. Волонтер – это звучит гордо!/В.В. Гагарина // Вестник благотворительности. – 2007. – №10.- С. 12.

  3. Подготовка волонтеров: программы, рекомендации, модели опыта. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2007 – 60 с.

  4. Толмачева, Л.П. Социализация личности начинается с добровольчества/Л.П. Толмачева. – Новосибирск: Новосибирск, 2009.-56 с.

Поведения молодежи с использованием НСО
Работа волонтеров в области профилактики зависимого поведения молодежи

В современных условиях эпидемия наркотической и иных видов зависимостей охватила всю нашу страну, и особенно коснулась подрастающее поколение. Цифры и факты, приводимые в различных статистических исследованиях, красноречиво свидетельствуют о том, что очевидной необходимостью сегодня является принятие всесторонних профилактических мер, направленных на стабилизацию ситуации с потреблением психоактивных веществ и развитием зависимого поведения молодежи.

Но наиболее эффективной стратегией профилактической работы с молодежью в области профилактики негативных явлений в обществе в настоящее время является организация волонтерского движения в области профилактики зависимого поведения, построенная на основе принципа «Равный – равному». Это технология позволяет привлечь саму молодежь к активному поиску ответа на вопрос о собственной ответственности за свое поведение, о самостоятельном выборе эффективного жизненного стиля и о решительном сопротивлении деструктивным воздействиям агрессивной окружающей среды.

Поэтому создание волонтерских объединений с целью подготовки их участников к работе в области профилактики зависимого поведения молодежи является наиболее результативным вкладом в решение одной из самых сложных задач современности.

В настоящее время включение волонтеров в антинаркотическую (в самом широком смысле этого слова) профилактическую работу с молодежью становится все более и более распространенным явлением. В образовательной среде – школах, учреждениях профессионального образования (колледжах), вузах – создаются волонтерские отряды из числа наиболее активных и неравнодушных учащихся и студентов, ставящих перед собой цель – предотвратить формирование зависимых форм поведения у своих сверстников, способствовать сохранению их здоровья и формированию установки на ведение здорового образа жизни.

Однако в работе волонтеров в этом направлении имеется ряд особенностей, отличающих ее от волонтерской деятельности в любой другой области решения социально значимых задач.

Прежде всего, профилактика зависимого поведения представляет собой сложную систему методологических принципов, стратегий, технологий и практических форм и методов, применение которых требует от ведущего профилактические мероприятия непременного овладения ими и умелого использования в работе с определенной целевой группой. Эта работа не просто должна быть эффективной – она в первую очередь не должна навредить ! Нельзя спровоцировать интерес у представителей целевой группы к незнакомым видам психоактивных веществ, нельзя заострять излишнее внимание на эффектах, вызываемых какими-либо веществами или определенным поведением, которые могут быть расценены как необычные и интересные. Наконец, необходимо очень тщательно подбирать информацию, передаваемую целевой группе, чтобы она, с одной стороны, была объективной и достоверной, а с другой – не противоречила имеющемуся жизненному опыту подростков и молодежи и не способствовала возникновению у них желания «проверить на практике» путем демонстрации различных форм отклоняющегося поведения.

Чтобы всеми этими премудростями овладеть, волонтерам, впрочем, так же как и любому взрослому специалисту, работающему в области профилактики зависимого поведения, необходим определенный набор знаний и умений. Это знание и понимание самой проблемы, способность разными методами передать информацию о ней целевой группе, овладение навыками тренерской работы с определенной аудиторией, умение показать позитивные стратегии поведения и алгоритм решения сложных социально-психологических проблем, с которыми молодые люди могут столкнуться в жизни и т.п. Именно поэтому подготовка волонтеров для работы в области профилактики зависимого поведения молодежи требует специального обучения.

И если для каких-либо других областей деятельности волонтеру требуется, помимо личной убежденности и готовности действовать, порой лишь только небольшой инструктаж или напутствия руководителей (например, при подготовке волонтеров для работы с воспитанниками детских сиротских учреждений их обучают навыкам организации игр и занятий, а также дают представление о возрастных и социальных особенностях предполагаемой аудитории), то для волонтеров-превентологов требуется серьезно организованный и достаточно продолжительный цикл обучающих занятий и отработка умения вести профилактическую работу.

Настоящие рекомендации дают общее представление о том, как проводить занятия по Программе подготовки волонтеров в области профилактики зависимого поведения молодежи с использованием НСО в условиях образовательного учреждения дополнительного профессионального образования.


Цели проведения занятий по Программе подготовки волонтеров в области профилактики зависимого поведения молодежи.

Приобретение волонтерами знаний, умений и навыков, необходимых для работы со сверстниками в области профилактики зависимого поведения.

Формирование здорового жизненного стиля у детей, подростков и молодежи; формирование у них стойкой негативной установки по отношению к любым формам зависимого поведения.

Повышение результативности профилактического воздействия на молодое поколение за счет использования одной из наиболее эффективных профилактических стратегий.

Обучение волонтеров принципам социального служения и помощь волонтерской организации и волонтерскому движению в целом в достижении их целей и задач.
Требования к ведущим группы:


  1. Главное условие – умение ведущего завоевать внимание и уважение группы. Это получается тем лучше, чем лучше ведущий разбирается в особенностях возрастной психологии, имеет представление об интересах, ценностях, увлечениях и стремлениях молодежи. Необходимо, чтобы ведущий знал специфику данной группы. Идеальной является ситуация, когда ведущий получает удовольствие от общения с группой, и участники чувствуют это.

  2. Ведущий должен иметь достаточное представление о проблеме зависимостей, а именно знать:

  • Факторы, способствующие увеличению вероятности употребления психоактивных веществ (факторы риска) и факторы, снижающих эту вероятность (защитные факторы).

  • Механизм формирования зависимости от психоактивных веществ и пути ее преодоления

  1. Ведущий должен быть осведомлен об основных принципах профилактической антинаркотической работы с молодежью, знать основные стратегии этой работы, иметь навык в использовании различных форм и методов профилактики в работе с группой .

  2. Существенными факторами воздействия на группу в ходе занятий являются:

  • твердое и ясное личное отношение ведущего к важности здорового и безопасного образа жизни;

  • твердое и ясное личное отношение ведущего к употреблению психоактивных веществ;

  • его владение теми психологическими навыками и навыками тренерской работы, которые он намерен привить ученикам;

  • физическое и психологическое здоровье ведущего.
Соблюдение перечисленных условий позволит ведущему не бояться обсуждать свое отношение к психоактивным веществам и объяснять его. Молодежь остро чувствует фальшь и неуверенность, она гораздо легче учится на примерах, чем на словах.

  1. Вопросы участников группы ведущий не должен оставлять без внимания, потому что это является для них признаком отсутствия интереса к их личностям. Если вопрос задан не вовремя, ведущему лучше попросить повторить его в более подходящий момент, чем просто отказаться отвечать. Если вопрос явно провоцирующий или служит подготовкой к манипуляции, необходимо прямо заявить о своем отношении к происходящему. Если ведущий не знает, как ответить на вопрос немедленно, будет лучше признать свою некомпетентность, извиниться и назвать точное время, когда ответ будет готов. На некоторые вопросы, связанные с сильными и глубокими эмоциональными переживаниями участников, обязательно нужно отвечать немедленно, даже жертвуя другими вопросами занятия.

Требования к помещению для занятий:


  • Помещение должно быть достаточно просторным и безопасным для проведения подвижных игр, но не слишком большим, т.к. это нарушает ощущение безопасности; хорошо проветриваемым;

  • Стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с другом, чтобы была возможность поставить их в круг или расположить любым другим необходимым образом;

  • Дверь должна быть закрыта на время занятий; в помещение не должны проникать посторонние звуки и не должны заходить посторонние люди;

  • В помещении должны быть предусмотрены возможность демонстрации видеоряда (например, мультимедиа проектор, колонки, компьютер).

Необходимость предварительного установления правил работы с группой.

Перед началом цикла занятий по Программе целесообразно провести одно-два занятия, направленные на выработку правил работы группы. Это требование необходимо, чтобы предотвратить спонтанную выработку неформальных правил, неминуемо складывающихся в определенное время в любой группе.

Возможен следующий вариант работы над установлением правил: группа разбивается на отдельные подгруппы (методом случайной разбивки, например по дням рождения: осенние, зимние, весенние, летние) и каждая подгруппа предлагает по несколько или по одному правилу, обязательному для всех остальных членов группы. Представители подгруппы по очереди зачитывают по одному правилу, которое принимается, если все участники проголосовали «за». Правила, не удовлетворяющие всех членов группы, или корректируются, или не принимаются вовсе. Принятые правила записываются на доске или ватмане (вариант: рисуются на постерах) и остаются для демонстрации на все время работы группы.

Основные моменты, которые следует учитывать:

1. Принятые правила могут меняться или дополняться, когда в этом возникает необходимость . Главное, чтобы в изменении правил участвовала вся группа!

2. Правила могут касаться характера проведения занятий, внутренних взаимоотношений между членами группы, традиций и ритуалов в период проведения группы, словом, неформальных моментов. Однако они не распространяются на те правила, которые объективно предусмотрены внутренним распорядком данного учебного заведения (например, время начала и окончания занятий, место их проведения, наличие перерывов в занятиях и т.п.).

3. Принятые правила обязательно должны быть сформулированы таким образом, чтобы они могли реально выполняться участниками группы.

4. Следует стараться принимать правила в позитивной формулировке, без отрицательной частицы «не», что является психологически более грамотным.

5. Примерами принятых правил могут служить следующие:


  • уважение друг к другу,

  • конфиденциальность высказанной и услышанной на занятиях информации,

  • ритуал взаимного приветствия в начале работы группы и взаимного прощания в конце ее работы и т.п.

Характеристика основных методов, используемых в работе по Программе


  1. Интерактивная лекция
Лекция – наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Любая лекция как форма изложения нового материала группе требует определенной подготовки:

1) Необходимо выбрать тему, при этом учитывая особенности целевой аудитории. А именно: возрастные особенности, отношение к проблеме психоактивных веществ, наличие возможного опыта их употребления и т.п.

2) Определить содержание выступления, то есть что именно по данной теме будет говорить ведущий.

3) Какие приемы для повышения уровня усвоения информации и интереса слушателей будут использоваться.

Сообщение ведущим материала лекции должно быть:


  1. Достаточно исчерпывающим. Обычно слушателей в лекции интересуют следующие аспекты: когда и где? кто? что произошло? как и почему? каковы результаты? При этом стоит помнить, что новое знание усваивается лучше, если оно каким-либо образом связано с тем, что человеку уже известно.

  2. Объективным. Не имеет смысла преувеличивать негативные факты и скрывать привлекательные стороны. Информацию можно получить из разных источников, а мелкая ложь сразу понизит ценность излагаемой информации. Оптимальной является позиция ведущего, который не запугивает, а сообщает то, что знает о разных сторонах какого-либо явления, чтобы слушатели могли разобраться в окружающем мире и в том, как поступить правильно. Однако соблюдение принципа «Не навреди!» при изложении информации должно предполагать передачу сведений не больше тех, которые уже известны участникам группы.

  3. Компетентным. Информация, которую выдаете, должна быть грамотно подобрана и передана слушателям.

  4. Интересным.
Повышает эффективность любой лекции демонстрация при ее проведении наглядного материала.

Для того чтобы лекция не стала односторонней формой коммуникации между ведущим и участниками группы, возможна ее трансформация в следующие, более интерактивные, а значит, и более эффективные и интересные формы работы:

Лекция-беседа (использование своего рода «диалога» с аудиторией);

Лекция-дискуссия, когда предметом обсуждения ведущего является мнения участников, высказанных в ходе дискуссии;

1) тема ролевой игры должна быть значима для участников;

2) необходимо брать такие ситуации, которые могут быть решены в рамках тренинга (эти ситуации можно выделить с помощью интервью или предварительной диагностики);

3) если ролевая игра неправильная, то участники не примут неуспех. Время потрачено зря;

4) важен правильный подбор лиц, которые должны принять участие в игре:


  1. важно выбрать тех лиц, на которых ориентируется группа;

  2. неуверенных лучше оставить в покое – они включатся на примере других;

  3. в первые игры лучше включать людей более уверенных;

  4. если это очень доминантные участники и они высказывали сомнения, то можно усилить агрессию – лучше приглашать на роли тех людей, у которых позитивное отношение к тренингу;
    docs -> Агрессивное поведение детей и подростков
    docs -> Лекция для специалистов доу и родителей «Профилактика агрессивного поведения дошкольников»
    docs -> Консультация для родителей: «Если ваш ребенок дерется…» в группе раннего возраста