План проект выпускной квалификационной работы на тему. План написания вкр

Общая характеристика. Движение товаров и услуг между отдельными странами связывает в систему единого всемирного (глобального) рынка национальные рынки товаров и услуг и, соответственно, усиливает торгово-экономическую взаимозависимость стран. Это результат непрерывного роста вовлеченности стран в единую систему международной торговли. О масштабах международной торговли свидетельствуют следующие данные: общий экспорт увеличился с более чем 318 млрд долл. в 1970 г. до 2 трлн долл. в 1990 г. Всего лишь за один, кризисный, 2009 г. этот показатель снизился на 3,5 трлн долл. до 12,5 трлн долл., затем снова возрос в 2010 г. до 15,3 трлн долл. и до 18,2 трлн долл. в 2011 г. В 2012 г. рост общего объема мировой торговли сильно замедлился, но, тем не менее, возрос до 2 трлн долл. и по прогнозам к концу 2013 г. составит 22 трлн долл. (около 30% мирового ВВП). Из 18 трлн долл. (объем всей мировой торговли в 2011 г.) на группу развитых стран приходилось 9,6 трлн долл (52,7%), на развивающиеся страны – около 7,8 трлн долл (42,8%, без Китая – 32,3%) и на переходные страны – 827,5 млрд долл. (5,3%) .

Распределение международной торговли по регионам представляет собой следующую картину. На развитые страны Америки (США, Канада, Бермуды, Гренландия, Сен-Пьер и Микелон) приходилось 1,9 трлн долл. (США – 1,48 трлн долл. Канада – 452 млрд долл.). Объем торговли развитых стран Азии (Япония и Израиль) составил 890 млрд долл. (822,5 млрд долл. – Япония и 67,5 млрд долл. – Израиль). Объем международной торговли Европы составил 6,5 трлн долл. Самыми крупными экспортерами и импортерами товаров и услуг выступают следующие страны: Германия (1,47 трлн долл.), Франция (около 600 млрд долл.), Нидерланды (666 млрд долл.), Великобритания (более 500 млрд долл.), Италия (более 522 млрд долл.), Бельгия (свыше 477 млрд долл.).

Доля развивающихся стран Африки в общем объеме мировой торговли в 2011 г. составила 591 млрд долл. (из них 103 млрд долл. пришлось на ЮАР), доля развивающихся стран Америки более 1,1 трлн долл. (Бразилия – более 256 млрд долл., Мексика – около 350 млрд долл.). Доля развивающихся стран Азии во всемирной торговле составила более 6 трлн долл.: Китай (без Гонконга и Тайваня) – 1,9 трлн долл., или 10,5% всей мировой торговли, Южная Корея – более 556 млрд долл., Индия – около 303 млрд долл.

Доля переходных стран в глобальной торговле превысила 827,5 млрд долл., причем на Россию пришлось почти 522 млрд долл. Следующие за Россией позиции заняли Казахстан (88,3 млрд долл.) и Украина (68,4 млрд долл.) .

Доля России в мировой торговле в 2011 г. составила 2,86%, а в 2012 г. – 2,8%. В сравнении с позициями США (8,1%), Китая (10,5%) и Германии (8%) российский вклад в мировую торговлю выглядит скромно, однако но объему торговли она занимает 7–8 место в мире, рядом с Великобританией и Италией.

Все большая часть национальных экономик (но мере индустриализации и особенно постиндустриализации) непосредственно вовлекается в глобальную систему международной торговли. На основе расчета доли экспорта и импорта по отношению к произведенному ВВП выводится коэффициент вовлеченности страны в международную торговлю.

К общим тенденциям в послевоенной международной торговле можно отнести следующие:

  • в период после Второй мировой войны объемы мировой торговли значительно увеличились. Преимущества от таких новых форм торговли, как торговля услугами, нс сильно отличаются от преимуществ, создаваемых традиционной торговлей товарами;
  • значительной является выгода от региональной интеграции и процессов всемирной интеграции, когда перед торговлей групп стран были сняты многие протекционистские таможенные заслоны в рамках интеграционных.
  • реализация потенциальных выгод от международной торговли укрепилась в результате международной кооперации.
  • торговые раунды ВТО имели выдающееся значение в либерализации международной торговли.

Одним из способов оценить относительную важность международной торговли является сравнение стоимостных торговых потоков с общей экономической активностью. Во второй половине XX – первом десятилетии XXI в. рост мировой торговли опережал рост мирового производства продукции (рис. 6.2). Если в 1950 г. совокупность товарного экспорта всех стран составляла лишь 8% МВП, то в 2012 г. экспорт составил почти до 20% МВП, значительно снизившись в ходе глобального кризиса, а максимум был достигнут в 2007 г., когда он составил 20% МВП.

График на рис. 6.2 отображает непрерывный рост мировой торговли в послевоенные десятилетия. При этом темпы

Рис. 6.2.

роста превышают соответствующий рост мирового ВВП вплоть до 2008 г., затем график иллюстрирует падение; новый рост приходится на 2009–2012 г.

Рост объемов международной торговли сопровождался ростом объемов производства продукции, что объясняется, по крайней мере частично, открытием новых рынков и выгодами, получаемыми от международной торговой системы. Рост объемов мировой торговли отражает также уменьшение транспортных издержек, что способствует торговле; новые производственные процессы позволяют компаниям производить и собирать товары в различных странах; информационные технологии облегчают связь между покупателями и продавцами. Все это дает возможность торгующим странам находить преимущества за счет различий в сумме вложений в ресурсы и в отраслевой производительности разных стран.

Динамика международной торговли – наиболее чуткий барометр состояния мировой экономики в целом, движения капитала, системы международных финансов. Мировой рынок во многом формирует условия внешней торговли страны, оказывает мощное влияние на воспроизводственный процесс, способствует длительному экономическому росту или, наоборот, кризисному спаду и депрессии национальной экономики.

Еще одним структурным фактором, способствующим росту мировой торговли, является рост притока иностранного капитала в 1990-е гг. и первые годы XXI в. Этот ускоренный рост происходил и происходит ныне в обеих группах стран – развитых (особенно в "большой семерке") и развивающихся. При этом международный импорт в первые годы XXI в. превышает международный экспорт – в этом состоит его отличие от международной торговли 1980–1990-х гг. Однако в 2010–2012 гг. рост импорта замедлился вследствие низких темпов роста экономики и "размывания" среднего класса – основного потребителя импорта.

Спад начала XXI в. в экспорте и импорте трех ведущих экономических регионов мира – США, Евросоюза и Японии – сменился устойчивым подъемом с 2003 г., хотя и с разной динамикой: минимальный подъем наблюдался в Японии, слабый – в ЕС и достаточно активный – в США. Как свидетельствуют данные за 2004– 2007 гг., импорт и экспорт в развитых странах мира приобрели определенную устойчивость, их состояние было подорвано лишь глобальным кризисом, начавшимся в 2008 г., – отметим, что международная торговля по инерции динамично развивалась на всем протяжении 2008 г. Сильнейший спад мировой торговли произошел в 2009 г. Новый ее рост начался в 2010 г. и продолжился в 2011-2012 гг.

При этом особенностью происходящего роста мировой торговли до кризиса являлось то, что он развивался одновременно во всех центрах экономической силы мира, как традиционных – США, Евросоюзе, Японии, так и в новых – особенно в Китае, Индии, а также в наиболее крупных странах Латинской Америки, в частности Бразилии, Аргентине, Мексике, Чили и в Азии (АСЕАН). В этих странах приток капитала был более интенсивным, чем в любом другом регионе мира. Однако такие объемы притока капитала не могли иметь непрерывный и долговременный характер. Большие объемы внешних заимствований не покрывались соответствующим ростом товарного и иного экспорта, в результате возросли внешние долги. Как правило, в таких ситуация страна сталкивается с серьезным финансовым кризисом и приток в страну иностранного капитала (в разных формах) резко сокращается. Это, в свою очередь, оказывает дополнительное отрицательное воздействие на ее товарный экспорт, как это имело место в странах Латинской Америки и некоторых других странах "среднеразвитого капитализма" в 1980–1990-е гг.

Наконец, другая проблема структурных изменений, которая также оказала сильное воздействие на рост международной торговли, это расширение международных производственных сетей и рост интраиндустриальной торговли (прежде всего – рост производства и торговли таких товаров, как электроника, электротехнические товары и одежда). Эта область промышленного производства и торговли тесно связана с потоками капитала ТНК, их производственно-сбытовыми сетями ("третий рынок"). В них и развиваются вертикально-интегрированные связи, в том числе как следствие процессов либерализации международной торговли, а также потоков капиталов. Более подробная картина географии международных торговых потоков представлена ниже (табл. 6.3).

Приведенные данные в целом отражают реальную динамику движения международной торговли за последние

Таблица 6.3

Мировая торговля: динамика изменений стоимостных объемов экспорта и импорта групп стран*, 2000-2012 гг.

Группы стран

Объем экспорта, %

Весь мир

Развитые страны

Северная Америка

ЕС и др. Европа

Развитые страны Азии

Переходные страны

Юго-Восточная Европа

Латинская Америка и Карибы

Западная Азия

Юго-Восточная

Объем импорта, %

Весь мир

Развитые страны

Северная Америка

ЕС и др. Европа

Развитые страны Азии

Переходные страны

Юго-Восточная Европа

Латинская Америка и Карибы

Западная Азия

Юго-Восточная Азия

* World Economic Situation and Prospects, 2012; UNCTAD Outlook of statistics, 2012.

** 2012 – предварительные данные.

десятилетия. Китай – практически единственная страна, в которой не произошло существенного снижения ни экспорта, ни импорта, их общие объемы сохранились. Дело в том, что эта страна показала достаточно устойчивый экономический рост в условиях кризиса, который превысил 7,5% в 2008–2009 гг. и находился на уровне 8,5–9% в 2010-2012 гг.

География международной торговли в последние годы представлена в табл. 6.4 и 6.5.

Таблица 6.4

Главные мировые трейдеры: доли национального экспорта в мировом экспорте*

Страны н группы стран

Китай (без Гонконга)

* Eurostat, 01.07.2010: UNCTAD, 2012.

Таблица 6.5

Главные мировые трейдеры: доли национального импорта в мировом импорте*

Страны и группы стран

Китай (без Гонконга)

* Eurostat, 01.07.2010; UNCTAD, 2012.

Данные приведенных таблиц показывают, что главные международные торговые потоки определяет "четверка": ЕС, США, Китай и Япония. Напомним, что с начала 1960-х гг. и вплоть до начала XXI в., т.е. полвека, основные потоки международной торговли циркулировали между "Великой триадой": США – Западная Европа – Япония.

В первое десятилетие XXI в. "Великая триада", как видим, расширилась за счет Китая и преобразовалась в "Великий квартет".

Данные таблиц 6.3 и 6.4 показывают динамику мировой торговли на всем протяжении первого десятилетия XXI в.: если не иметь в виду двух внезапных спадов (-3,9% в 2001 г. и -23,9% в 2009 г.), мировая торговля показывала динамичный рост на уровне 17% в ежегодном исчислении. При этом одинаково высокими были темпы развития мировой торговли всех групп стран: развитых, развивающихся и стран с переходной экономикой, в том числе и в континентальном аспекте – Латинской Америки, Северной Америки, Африки, Азии и Европы.

При этом данные показывают необычайно высокую взаимосвязь и взаимозависимость всех групп стран от общих глобальных процессов: так, мировой кризис повлек за собой сокращение торговли повсюду, во всех группах стран со второй половины 2009 г.; но уже в 2010–2012 гг. они показывают рост, причем также во всех группах стран, хотя его темпы неодинаковы. В этом отражается высокий уровень синхронности процессов мирового производства и мировой торговли, высокий уровень вовлеченности стран мира в международную торговлю. Одновременно произошла сильнейшая дифференциация в составе развивающихся стран: выделилась группа в 20–25 стран, приближающихся по показателю вовлеченности в мировую торговлю к развитым странам мира.

В целом такие факторы, как "великая либерализация", вертикальная интеграция и рост потоков капиталов, способствовали быстрому росту международной торговли в большей степени, чем глобальное производство и рост корпоративной прибыли. Исторический опыт показывает, что глобальная торговая либерализация и глобальная экономическая интеграция являются важнейшими условиями торговой экспансии и обеспечения занятости населения, способствуют процветанию страны и повышению уровня жизни людей, аналогичным образом реализуется и эффект от ПИИ, что дает импульс быстрому экономическому росту и развитию человеческого потенциала и финансовой инфраструктуры. Все это в совокупности формировало общие условия, которые привели к созданию международной экономической системы, делающей акцент на полной занятости, экспансии мировой торговли и великой интеграции стран через либерализацию. Как следствие, происходит столкновение автономно развивающегося нового международного торгового процесса с ограничениями экономического роста в рамках прежних экономических институтов, т.е. то, что Шумпетером было названо "созидательным разрушением" (creative destruction). Снятие "меркантилистских импульсов" (элементов протекционизма), достижение полной международной торговой либерализации – это и есть путь к процветанию мировой экономики, более эффективной по сравнению с любым этапом ее развития в прошлом.

Подчеркнем, что рост международной торговли в новом тысячелетии происходит в зоне не только развитых, но и развивающихся стран. Объем международной торговли развивающихся стран в последнее десятилетие возрастал более высокими темпами по сравнению с темпами роста всей мировой торговли и мировой торговли развитых стран. Так, его физический объем в течение 1990-х гг. и в 2000–2012 гг. в среднегодовом исчислении составил более 8% по сравнению с ростом всей мировой торговли за этот период (7%) и ростом международной торговли развитых стран (6,5%).

Другая закономерность – мировая торговля обгоняет рост мирового производства, тем самым его стимулируя. Это общая, универсальная тенденция, хотя в 1980–1990-е гг. она действовала прерывисто, подвергаясь воздействию других факторов. Продолжала действовать она и в первое десятилетие XXI в., вплоть до кризиса, отражая, очевидно, более устойчивое явление, чем просто тенденция – скорее речь идет о тенденции, ставшей закономерностью.

производства (производительных сил), способствовала региональной и всемирной интеграции мирового хозяйства.

  • О гигантских масштабах мировой торговли свидетельствует то, что отношение мирового экспорта товаров и услуг к совокупному МВП составляет более трети (более 18 трлн долл.). В отдельные периоды рост мировой торговли обгонял по темпам рост МВП.
  • Особенно динамично возрастали товарные потоки между "Великой квадрильей", т.е. центрами экономической силы мира: США, Западной Европой, Японией и Китаем. В основе этого динамизма лежал рост ТНК с их филиальными компаниями, сети которых способствовали глобализации мировой торговли. Китай буквально взломал "Великую триаду", которая доминировала в мировой торговле около 50 лет.
  • Некоторые современные теории торговли и торговой политики все еще исходят из утверждения, что в современной торговле должна доминировать политика свободного предпринимательства (laissez-faire ) при минимальном государственном вмешательстве. Это нс представляется ни обоснованным, ни разумным – особенно в условиях, когда глобальный кризис показал несостоятельность теорий, основанных на этих идеях.
  • Новые явления требуют своего анализа, выявления закономерностей развития международной торговли в современных условиях, которые необходимо производить, опираясь на знания времен прошедших. В теории мировой экономики еще на заре капитализма появились разные воззрения. Так, меркантилистская теория торговли исходила из принципа активного торгового баланса страны (вывозить больше, чем ввозить) для обеспечения притока золота. Ее теоретики исходили из положения, что только золото является истинным богатством государства. Они также обосновали идею необходимости достижения активного торгового баланса, однако их приоритетом при этом являлись социальные и политические цели, направленные на удаление абсолютной власти монарха и недопущение свободной деятельности нарождающегося класса торговых предпринимателей.
  • Классики, в том числе А. Смит, разработали теорию абсолютного преимущества, которая утверждает, что потребители повысят свое благосостояние, если смогут приобретать товары по более низкой цене, чем произведенные в их родной стране. Для этого необходимы свободное предпринимательство (Freetrade) и свободная торговля, только тогда будут действовать законы экономики.
  • Теория абсолютного преимущества исходит из посылки, что страна может производить товары более эффективно благодаря естественному преимуществу, т.е. наличию сырья, благоприятному климату и т.д., или приобретенному преимуществу – передовые технологии, квалифицированная рабочая сила и т.д. Д. Рикардо, а затем К. Маркс развили теорию трудовой стоимости, в рамках которой международная торговля рассматривалась через затраты труда и их сравнение в других отраслях – теорию сравнительных преимуществ.
  • Теория торговли, основанная на размере страны, исходит из того, что поскольку страны с большими земельными пространствами располагают, как правило, разнообразными климатическими условиями и природными ресурсами, они способны к большей самообеспеченности, чем малые страны. Одновременно их производственные центры находятся на большем расстоянии от других стран, тем самым увеличиваются их транспортные издержки во внешней торговле.
  • Теория относительного преимущества основывается на посылке, что общий объем производства может быть расширен благодаря внешней торговле даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве некоторой продукции.
  • Теория соотношения факторов производства исходит из того, что соотношения доли земли, трудовых ресурсов и капитала как факторов производства обусловливают их сравнительную стоимость. Эти издержки, в свою очередь, предопределяют, какие товары страна сможет производить более эффективно и производительно, с наибольшей выгодой.
  • Теория жизненного цикла товара покоится на идее, что многие готовые изделия будут сначала производиться в странах, где эти товары были разработаны. Прежде всего, это промышленно развитые страны, такие как США. В течение жизненного цикла товара его производство стремится к большей капиталоемкости и перемещается в другие, менее развитые страны, постепенно снижая монопольную торговую прибыль, и, наконец, переносится в развивающиеся страны, где эти товары продолжают долгие годы приносить прибыли.
  • Теория подобия стран исходит из идеи, что большая доля объема внешней торговли приходится на торговлю готовыми изделиями между промышленно развитыми странами, поскольку в них имеются схожие сегменты рынков.
  • Современные теории международной торговли базировались на неолиберальных идеях неоклассического направления – монетарных концепциях макроэкономики. Они обосновывают необходимость полного устранения любых форм государственного вмешательства, которые должны быть заменены правилами ВТО и иными международными торговыми соглашениями.
  • При всем разнообразии теорий торговли существует одна общая особенность, свойственная всем теориям торговли, которая состоит в том, что они рассматривают выгоды и издержки мировой торговли на уровне стран, в то время как торговые решения принимаются на уровне фирмы. Фирмы могут заниматься поиском возможностей внешней торговли, чтобы использовать избыточные мощности, снизить издержки производства или распределить риск. Но в равной мере они могут и не участвовать во внешнеторговой деятельности по разным причинам (в том числе из-за незнания рынка, возможностей повышенного риска и т.д.).
  • В период длительного экономического цикла между двумя мировыми кризисами в первое десятилетие XXI в., в частности в период 2002–2008 гг., международная торговля развивалась высокими темпами как в целом, так и в ее отдельных звеньях. Более ускоренно развивалась международная торговля группы стран, расположенных на разных континентах и развивающихся в разных условиях: Китая, Индии, Бразилии и России. Эта группа стран смогла использовать свои естественные и относительные преимущества, и, соответственно, дать сильный импульс для выгодной продажи своих товаров на мировых рынках. В то же время основной массив развивающихся стран по-прежнему втянут в мировой обмен через поставки ограниченных товарных групп, рост которых имеет свои пределы.
  • Другое сильное видоизменение в конфигурации глобальных торговых игроков – это превращение "Великой триады" в "Великую квадрилью" за счет присоединения Китая. Хронологически данная трансформация окончательно произошла в период мирового финансово-экономического кризиса 2008–2010 гг.
  • Развитые страны теряют лидерство в международной торговле в пользу развивающихся стран. Это связано в основном с тем, что более конкурентоспособные страны отвоевывают рынки, на которых ранее доминировали компании из развитых стран. В результате компании из быстро растущих развивающихся стран отвоевывают торговые позиции у компаний США, ЕС, Японии и успешно конкурируют с ними на мировых рынках.

Глобализация мировой экономики, включая валютно-финансовую сферу, научно-техническая революция привлекли внимание к такому феномену, как международная торговля услугами. Долгое время предоставление услуг (например, гарантийный ремонт) воспринималось как нечто сопутствующее (и способствующее) традиционной торговле товарами. Oднако национальные исследования, появившиеся в ряде стран в начале 80-х годов, однозначно свидетельствовали о возрастающей самостоятельной роли сферы услуг в экономике (телекоммуникации, банковское и страховое дело, перевозки, туризм) и ее значительном экспортном потенциале. Пo оценкам, в настоящее время в стоимостном выражении около 20% мировой торговли и 60% производства приходится на сферу услуг. Mежду тем отсутствие общепризнанных правил в международной торговле услугами (а компетенция ГATТ распространялась только на торговлю товарами) привело к значительному разнобою в национальных нормативных документах, системах статистической отчетности, в количественных и качественных оценках и др. Все это, очевидно, стало тормозом на пути международного обмена услугами.

Bажную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Oдна из основных организаций такого рода это ГATT - Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Договор о создании ГATT был подписан 23 странами в 1947 г и вступил в силу в 1948 году. ГATT прекратило свое существование 31 декабря 1995 г.

ГATT - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГATT являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

Правовой механизм Генерального соглашения о тарифах и торговле основывается на ряде принципов и норм:

  • - недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны - национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;
  • - РHБ - режим наибольшего благоприятствования означает предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. Этoт принцип может распространяться на их ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;
  • - использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;
  • - прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;
  • - предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;
  • - разрешение возникающих торговых споров путем переговоров;
  • - взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

Деятельность ГATT осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. C начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов переговоров. Эти раунды привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После второй мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х годов - около 4%. К началу 1996 г. в ГATT состояло около 130 стран. C января 1996 г. ГATT заменила Всемирная торговая организация (ВТO). Ее членами-основателями стала 81 страна. В 1998 г; в ВТO вошло 132 страны. Cоглашению о создании ВТО предшествовал семилетний период переговоров в рамках "уругвайского раунда".

Несмотря на формальную преемственность, Bсемирная торговая организация по ряду параметров отличается от ГATT.

  • 1. ГATT представляло собой просто свод правил (многосторонних соглашений выборочного характера). В качестве постоянного органа там был лишь секретариат. ВТO является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами, касающимися абсолютно всех ее членов.
  • 2. ГATT использовалось как временный базис. Oбязательства ВTO являются полноценными и постоянными.
  • 3. Правила ГATT распространялись на торговлю товарами. B сферу деятельности ВTO входит Cоглашение о торговле услугами (ГATС) и Cоглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). Bсемирная торговая организация регулирует международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, а также разрабатывает меры по контролю защиты инвестиций. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн. долл. Перед Всемирной торговой организацией стоят несколько первоочередных сложных задач. Во-первых - продолжить снижение пошлин на торговлю товарами, в особенности на сельскохозяйственную продукцию; во-вторых, оказание содействия сфере торговли услугами.

После образования Всемирной торговой организации появляется настойчивые призывы ряда развитых стран Запада в пользу связывания торговых режимов с трудовыми и экологическими стандартами. Суть этих призывов в том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные "нерыночные" преимущества за счет низких издержек производства. В случае признания ВТО такой нормы в первую очередь пострадают развивающиеся страны, а также Россия, где производство трудоемкой и экологоемкой продукции дешевле, чем на Западе.

Во многих странах существуют достаточно жесткие требования в отношении иностранных инвестиций. Зачастую иностранным инвесторам предписываются сферы и отрасли приложения их капиталов, ставятся условия в отношении доли продукции, поставляемой на экспорт, найма местной рабочей силы, использования компонентов и материалов местного производства и др. Подобные меры государственного регулирования воспринимались крупными западными компаниями как дискриминационные и отрицательно влияющие на свободный перелив капитала и, следовательно, как барьер в международной торговле. По инициативе США данная проблематика все настойчивее выдвигалась в рамках ГATT.

B начале 80 годов на заседаниях органов ГATT также периодически стал подниматься вопрос o торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Это было связано с невиданными масштабами, которые повсеместно приобрели торговля товарами с поддельными товарными знаками, видео- и компьютерное пиратство, использования чужих научных и конструкторских разработок. Пoмимо того, что компании, являющиеся владельцами товарных знаков, терпят колоссальные убытки от подобного рода "конкуренции" (не говоря уже о моральном ущербе), речь зачастую идет о жизни и здоровье людей, поскольку подделываться стали уже детали авиационных двигателей и автомашин, медицинские препараты. Исследования, проведенные в этой области, показали, что существующие международные конвенции по охране прав интеллектуальной собственности не предоставляют надежных гарантий против пиратской практики. По этой причине предлагавшимся выходом была разработка специального соглашения в рамках ГATT, которое позволяло бы применять торговые санкции к странам, злостно нарушающим права интеллектуальной собственности.

Помимо упомянутых вопросов, получивших название "новых проблем" (и охватываемых сегодня уже рамками ВTO), в рамках ГATT осталась масса "старых", традиционных проблем, которые также все настойчивее требовали своего решения.

Aнализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация становится ее основной тенденцией. Происходит значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Иногда либерализация внешней торговли осуществляется в одностороннем порядке. Tак, например, проводилась внешнеэкономическая либерализация в России. Форсированная либерализация внешнеторгового режима фактически мешала решению задачи повышения конкурентоспособности российских производителей на внешнем рынке и не способствовала их защите от иностранной конкуренции внутри страны. Открытие российского рынка перед международными корпорациями в одностороннем порядке (может быть вынужденное, но не всегда достаточно взвешенное), наплыв импорта (часто недоброкачественного) не стимулировали формирование рациональной структуры потребления и совершенствования материальной базы производства. экономический международный торговля

Помимо либерализации внешнеэкономического фактора существует и противоположная тенденция - сохранение, а иногда и усиление протекционистских тенденций в торгово-экономических связях различных стран и их экономических группировках. Tак, области торговли текстилем, сельскохозяйственной продукцией тарифы остаются высокими, а прогресс в сравнении квот на импорт достаточно медленный. Невелики результаты и в снижении торговых барьеров в таких областях, как морские грузоперевозки и возможности получения рабочих мест для иностранцев. Например, США все еще взимают пошлину в 14,6 процента на импорт одежды, что в 5 раз выше, чем средний налоговый сбор. Cопротивление уменьшению тарифов сильнее всего в сельском хозяйстве. Пошлины на сельскохозяйственные товары и другие, связанные с ними барьеры в мировом масштабе достигают в среднем 40%.

Несмотря на то, что средневзвешенная ставка импортного таможенного тарифа развитых стран после переговоров "токийского" раунда составила лишь около 5%, средние показатели далеко не полно отражали реальный уровень таможенно - тарифного облoжения. Так, в EC, Японии и США на ставки таможенного тарифа, превышавшие 10%, приходилось соответственно 21,5, 17,1 и 16,0% общего количества тарифных позиций. Причем большая часть высоких ставок применялась в отношении импорта продовольствия, текстиля и одежды, т.е. основных экспортных статей развивающихся стран. Важной проблемой была и низкая доля "связанных" (т.е. не изменяемых в сторону повышения) тарифов. У развитых стран это касалось в основном сельскохозяйственной продукции, у развивающихся - товаров всех категорий, что давало возможность в одностороннем порядке повышать уровень таможенного обложения, ухудшая условия доступа на свои рынки.

Tрадиционно болезненной темой для ГATT была торговля сельскохозяйственной продукцией. Исторически сложилось так, что под предлогами "особой социальной значимости" или "обеспечения продовольственной безопасности" рядом стран (США, Швейцария, EC, Япония) этот сектор торговли был фактически выведен из сферы регулирования ГATT. Так, еще на начальном этапе существования Генерального соглашения CША, ссылаясь на национальное законодательство, добились от партнеров узаконенного изъятия своего сельскохозяйственного сектора из-под действия правил ГATT. Это позволило им вводить импортные количественные ограничения на сельскохозяйственную продукцию.

Помимо явной, открытой протекционистской политики некоторые страны применяют формы скрытого протекционизма. Многие государства, снижая таможенные пошлины, компенсировали их так называемыми нетарифными барьерами. K ним можно отнести дотации национальному производству, введение различных стандартов и норм, сертификацию товаров. Например, значительная часть претензий американских экспортеров связана не с торговыми барьерами как таковыми, а с так называемым антиконкурентным пoведением японских компаний, когда они заключают эксклюзивные соглашения на поставки и размещение заказов или монополизируют определенные рынки. Выступая за либерализацию международной торговли, многие экономисты все чаще связывают ее с понятиями "добросовестной", "справедливой" торговли.

Как было сказано выше, несмотря на достаточно высокую степень диверсификации мировой торговли услугами, в международной теории и практике принято представлять ее структуру в виде четырех крупных позиций: услуги, связанные с торговлей товарами, транспорт, поездки и пр., где наиболее крупной и динамичной статьей выступают деловые услуги. Остановимся на этих группах подробнее.

Транспортные услуги.

Наблюдаемая в последние годы активизация международной торговли во многом была связана с повышением эффективности и удешевлением услуг транспортных перевозок. Достижения научно- технического прогресса, позволили ускорить транспортировку, а совершенствование операций маркетинга и менеджмента привели к сокращению расходов на вспомогательные операции. Так, широкое распространение системы «just in time» («точно вовремя») позволило в ряде случаев отказаться от складских помещений, а концепция доставки товара «от двери до двери» - использовать различные виды транспорта в рамках единой системы. Важную роль при этом сыграло увеличение применения контейнеров и внедрение мультимодальных перевозок или транспортных коридоров, позволивших включить все виды транспорта - водного, воздушного, сухопутного - в непрерывный транспортный процесс и поручить перевозку одной транспортной компании. Новые информационные технологии способствовали сокращению и удешевлению документооборота, созданию специализированных логистических программ товародвижения.

В этом же направлении действовали и общие тенденции интернационализации производства, переноса операций на предприятия, расположенные в разных частях света, сокращение экономического расстояния и превращения мира «в глобальную фабрику».

Термин транспортные услуги охватывает все виды перевозок пассажиров и грузов, сопутствующие и вспомогательные операции. В соответствии с классификацией ГАТС основные услуги в этой области рассматриваются в привязке к видам транспорта: морской, внутренний водный, железнодорожный, автодорожный, трубопроводный, воздушный, космический. К вспомогательным, или сопутствующим, операциям в документах ГАТС относят: погрузочно-разгрузочные работы на терминалах, складах, в портах, аэропортах; хранение; страхование; операции, связанные с документооборотом, деятельностью агентов по транспортно-экспедиторскому и таможенному обслуживанию; операции в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению сохранности грузов и снижению потерь в результате хищения товаров при перевозке; экстренные ремонтные работы; заправка топливом и др. К категории транзитных операций относятся операции, в ходе которых товары и транспортные средства проходят через территорию какой-либо страны, если такой проход является частью пути, начинающегося и заканчивающего за пределами территории страны, через которую осуществляется движение.

Помимо чисто экономических функций, транспорт является важной стратегической составляющей системы национальной безопасности страны, поэтому во многих странах в этой области сильны позиции государства и ряд элементов транспортной системы находится в его собственности или под контролем. В связи с этим в рамках переговоров по формированию условий ГАТС не все страны-члены согласились взять на себя обязательства по либерализации операций на транспорте и доступу в эту сферу иностранных компаний, поэтому, как уже указывалось выше, морские и воздушные перевозки были вынесены из Соглашения в отдельное приложение.

Объем международных транспортных перевозок растет высокими темпами. Здесь можно отметить несколько характерных тенденций: усиление роли так называемых глобальных транспортных цепочек в международных перевозках, увеличение доли развивающихся стран на международном транспортном рынке, рост значения азиатско-тихоокеанского направления, опережающие темпы роста объема перевозок между развивающимися странами («Юг - Юг»), в первую очередь между Китаем и странами Южной Америки и Африки.

Экспорт транспортных услуг в 2015 г. составил 876,1 млрд долл., импорт - 1089,0 млрд долл. Наибольший объем экспорта транспортных услуг приходится (в млрд долл.): на страны ЕС - 413,7 (43%), США -

  • 89,9 (9,4%), Сингапур - 44,8 (4,7%), Японию - 39,5 (4,1%), Китай -
  • 38,2 (4,0%), Южную Корею - 35,3 (3,7%). В импорте доля ЕС составляет 29,9% (366,3 млрд долл.), Китая - 13,0% (159,8 млрд долл.), США - 7,8% (96,2 млрд долл.), Индии - 7,7% (34,3 млрд долл.), Японии - 6,3% (45,8 млрд долл.), ОАЭ - 3,7% (45,5 млрд долл.) 1 .
  • 80% всех внешнеторговых грузов перевозится морским путем. Морской флот и морские грузовые перевозки в последние два десятилетия растут быстрыми темпами. Быстро увеличивается тоннаж торгового флота: в 2000 г. общий дедвейт составлял 793,8 млн т. В 2015 г. мировой флот составил 89,464 тыс. судов общим дедвейтом 1,75 млрд т. Из них на долю Греции приходилось 16,1% (279 млн т двт), на долю Японии - 13,3%, Китая - 9,1% и Германии - 7%. В целом же на долю этих четырех стран приходится 46% всего тоннажа. Далее по величине флота (в т двт) следуют Сингапур, Южная Корея, Гонконг (Китай), США, Великобритания и Норвегия. Объем мировых морских перевозок составил (в млн т): в 1995 г. - 4712, 2000 г. - 5595, 2008 г. - 7755, 2010 г. - 8400, 2011 г. - 8748 , 2015 г. - 9841,7. Наиболее быстро развивающимся сегментом является контейнерный флот, что объясняется ростом торговли готовыми изделиями с высокой степенью добавленной стоимости. Достаточно сказать, что если в 1980 г. контейнерами перевозилось менее 3% грузов, то в 2015 г. уже 15%. Контейнеровозы имеют наименьший средний возраст около 10 лет, в то время как по всему флоту средний возраст составляет 16,7 лет. Вместе с тем в связи с кризисом и определенным снижением спроса на готовые изделия из Европы и США при росте спроса на минеральное сырье со стороны Китая и других растущих рынков динамика контейнерных перевозок продемонстрировала тенденцию к снижению. Объем морских перевозок особенно снизился в направлении Юго-Восточная Азия - Европа, а также и на других маршрутах, в частности через российский Дальний Восток: на данном направлении объем импортных грузов упал на 30-35%, что повлекло снижение тарифов на морской фрахт" 5 . Также снижается доля флота для перевозки топлива (наливного), хотя и остается преобладающей: в 1980 г. - 56%, в 2012 г. - 34%, в 2014 г. - 28%. По данным ЮНКТАД за 2014 г., морем было перевезено 2826 млн т нефти и газа, 3112 млн т массовых грузов навалом и 3903 млн т прочих грузов.

Большую роль на морском транспорте играют вспомогательные операции, среди которых можно выделить такие, как лоцманская служба, буксирование, заправка топливом, навигационная поддержка, пользование причалами, срочный ремонт и другие услуги портовых властей.

Основным мотором высокого роста морских грузоперевозок выступают развивающиеся страны. На их долю пришлось 60% мирового объема погрузок и выгрузок. На страны переходной экономики приходится 6,0 и 0,8% соответственно. Активно развивается азиатское направление: на этот регион в 2014 г. приходилось 38,8% погрузок и 50% выгрузок. Доля развивающихся стран Америки - 13,1 и 6,1%, Африки -7,7 и 4,1%, Океании - менее 1,0% соответственно 1 .

В 2015 г. стоимость морских перевозок упала на 30% и достигла минимального уровня. Аналитики связывают это с падением цен на железную руду и уголь в Китае, который является крупнейшим производителем стали и, соответственно, потребителем топлива. «Когда Китай кашляет, весь рынок морских перевозок заболевает гриппом», - заметил эксперт «JPMorgan Chase» Ноа Паркетт .

Авиатранспортные услуги охватывают перевозку пассажиров, багажа, грузов, почты. В систему авиаперевозок включены авиатранспортные предприятия, аэропорты, системы управления воздушным движением, сервисные и обслуживающие отрасли авиационной промышленности. Примерно 70% рынка авиатранспортных услуг приходится на пассажирские перевозки и 28% - на грузовые перевозки. Почтовые перевозки составляют небольшую и продолжающую уменьшаться долю (2%) в общем объеме перевозок. В 2015 г. пассажирские авиаперевозки выросли на 7,4%, этот самый высокий показатель с 2010 г. был обеспечен существенным снижением цен на авиабилеты, чему способствовало падение цен на топливо (затраты на топливо составили 181 млрд долл, в 2015 г., а в 2014 г. - 226 млрд долл, при цене на авиационный керосин 66,7 долл./барр. и 114,0 долл./барр. соответственно) и укрепление доллара по отношению к большинству национальных и мировых валют . При этом рост пассажирских авиаперевозок был отмечен во всех регионах: наибольшего роста показатель достиг в странах Ближнего Востока - 10,5%, в Латинской Америке - 9,3%, в АТР - 8,2%, в Европе - 5%. Наименьшие темпы роста продемонстрировали страны Северной Америки и Африки - 3,2% и 3% соответственно. Объем пассажирских перевозок внутри России в 2015 г. сократился на 6%, а объем международных пассажирских авиаперевозок операторами РФ - на 16,4% по сравнению с показателями 2014 г. .

В 2015 г. на международных и внутренних линиях было перевезено

  • 3,5 млрд пассажиров (для сравнения в 1987 г. - 1,2 млрд, в 2002 г. - 2,1, а в 2014 г. - 3,3 млрд), стоимость составила 518 млрд долл, (в 2014 г. -
  • 539 млрд долл.). Перевозки грузов увеличились на 8,5% до 52,2 млн т (в 2014 г. - 51,1 млн т), на сумму 52,8 млрд долл. (62,5 млрд долл. - в 2014 г.) 1 .

Первое место по общему объему авиаперевозок грузов и пассажиров в 2014 г. занимали США - 165,7 млрд т км и 1387,8 млрд пассажиро-км. На втором месте был Китай, соответственно 74,4 млрд млн т км и 630,8 млрд пассажиро-км. Третье, четвертое и пятое места занимают ОАЭ, Германия и Великобритания. Россия занимала девятое место по общему объему грузоперевозок. Вместе с тем как международный перевозчик наша страна стоит только на 15-м месте. Что касается перевозок пассажиров, то здесь Россия занимает седьмое место по общему объему перевозок и 14-е - по международным перевозкам .

Общая протяженность железных дорог в мире составляет 1370 тыс. км. На первом месте стоят США (294 тыс. км в 2014 г.), на втором - Китай (191,3 тыс. км), на третьем Россия (87,2 тыс. км), Индия (68,5 тыс. км), Канада (77,9 тыс. км) . Россия стоит на первом месте в мире по протяженности электрифицированных дорог - 43 тыс. км. В последние годы главной тенденцией становится развитие высокоскоростного железнодорожного движения. С 2010 г. на первом месте по протяженности скоростных железнодорожных линий находится Китай - 12 тыс. км, что вдвое больше, чем в Европе и Японии вместе взятых . Рекорд скорости, поставленный при эксплуатации этого вида транспорта, достиг 487,3 км/ч. В Китае пущена самая длинная в мире скоростная дорога - 2,2 тыс. км. Одновременно Китай осуществляет активную экспансию в этой области на территории других стран - США, Бразилии, Саудовской Аравии, Вьетнама. Активное внедрение скоростного транспорта наблюдается в Европе. Такого рода нововведения полностью меняют картину международной торговли транспортными услугами . Главным конкурентом железных дорог остается автомобильный транспорт. Во многих странах железнодорожный транспорт просто деградировал из-за конкуренции со стороны автомобильных перевозок (например, в Южной Америке).

Повышение скорости и безопасности автомобильного транспорта, увеличение грузоподъемности транспортных средств способствуют росту привлекательности автомобильного транспорта. Важность этого вида услуг связана и с тем, что они могут обеспечить движение товара «от двери до двери», сводя к минимуму погрузочно-разгрузочные и складские работы.

По мнению экспертов, сфера грузоперевозок автомобильным транспортом в современном деловом мире переживает стадию активного развития. Они выгодны с точки зрения скорости и оперативности выполнения заказов при перевозке на средние и небольшие дистанции, а также малых по объему партий. Если требуется выполнить срочную доставку, никакой другой вид транспорта не сравнится в оперативности. Современный автомобильный транспорт становится все более многофункциональным и его технические возможности позволяют осуществлять доставку самых разнообразных грузов: жидких, сыпучих, легковоспламеняющихся или экологически опасных.

Общая протяженность дорог в 2014 г. составила 31 тыс. км (включены все виды дорог, такие как автострады, автобаны, шоссе, грунтовые дороги без покрытия). Здесь лидируют (в млн км): США - 6,5, Индия - 4,6, Китай - 4,1, Бразилия - 1,7, Россия - 1,3, Япония -1,2Т По темпам ввода новых скоростных магистралей на первом месте стоит Китай. К 2020 г. общая сеть высокоскоростных магистралей, согласно пятилетнему плану, должна соединить все крупные города с населением более 200 тыс. жителей. При таких темпах строительства к 2030 г. сеть скоростных дорог должна достичь 120 тыс. км, а к 2050 г. - 175 тыс. км

УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ

ГЛАВА 13

Услуги (services) представляют собой комплекс многообраз­ных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей. В раз­работанном ЮНТКАД и Мировым банком справочнике «Либера­лизация международных трансакций с услугами» дается следующее определение услуг: услуги - изменение в положении институцио­нальной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной еди­ницей.

Нетрудно видеть, что это чрезвычайно широкое определение, охватывающее многообразный круг операций. Поэтому можно различать понятие услуг в широком и узком смысле слова. В ши­роком смысле услуги - это комплекс разнообразных видов дея­тельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами по­нимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

Хотя услуги традиционно рассматриваются как так называемый «третичный сектор» экономики, на них к настоящему времени приходится уже 2 / 3 мирового ВВП. Они абсолютно преобладают в экономике США и других промышленно развитых государств (в пределах 70-80% ВВП), а также и в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Удельный вес услуг в ВВП РФ в 2005 г. составлял 55,5%.

Услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его мате­риальном выражении:

1) они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невидимость» большинства видов услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими невидимым (invisible) экспортом и импортом;

2) услуги неотделимы от своего источника;

3) их производство и потребление, как правило, неразрывны;

4) для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость.

Количество услуг, их роль в экономике и международной тор­говле быстро растет, прежде всего, в результате НТП, роста между­народных экономических связей в целом, повышения доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Поскольку услуги неоднородны, существует несколько их классификаций.

Классификация услуг, основанная на Международной стандар­тизованной промышленной классификации, принятой ООН, включает:

1) коммунальные услуги и строительство;

2) оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы;

3) транспортировку, хранение и связь, а также финансовое посредничество;



4) оборону и обязательные социальные услуги;

5) образование, здравоохранение и общественные работы;

6) прочие коммунальные, социальные и личные услуги.
Большая часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом междуна­родной торговли.

Классификация МВФ, применяемая при составлении платеж­ного баланса, включает следующие виды услуг, связанные с пла­тежами между резидентами и нерезидентами: 1) транспорт; 2) по­ездки; 3) связь; 4) строительство; 5) страхование; 6) финансовые услуги; 7) компьютерные и информационные услуги; 8) роялти и лицензионные платежи; 9) другие бизнес-услуги; 10) личные, куль­турные и рекреационные услуги; 11) правительственные услуги.

С точки зрения движения факторов производства услуги делят­ся на факторные (factor services), возникающие в связи с междуна­родным (межстрановым) перемещением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы, и нефакторные услуги (non-factor services) - остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

К настоящему времени изменились подходы, связанные с деле­нием услуг в международной торговле на торгуемые и неторгуемые. Подписание Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) явилось результатом не только согласования позиций различных стран по вопросам международной торговли услугами, но и появ­ления новых теоретических и практических подходов к пониманию характера международной торговли услугами. Ранее теоретики и практики делили услуги на торгуемые и неторгуемые в междуна­родной торговле по принципу так называемого трансграничного обмена услугами, т.е. такого обмена, при котором производитель и потребитель услуги находились по разные стороны таможенной границы, а обмениваемая услуга эту границу пересекала (по ана­логии с торговлей «обычными» товарами). Примерами такого рода трансграничного обмена услугами являются почтовые или теле­коммуникационные услуги. Те услуги, которые осуществлялись без такого трансграничного обмена, считались неторгуемыми. Од­нако в ходе подготовки соглашения ГАТС был сформулирован новый подход к международному обмену услугами, в соответствии с которым этот обмен может быть осуществлен следующими ос­новными способами:

1. Услуга перемещается через таможенную границу так же, как и «обычный» товар, когда производитель и потребитель находятся по разные стороны таможенной границы.

2. Иностранный производитель услуги сам перемещается на территорию страны, где расположен ее потребитель.

3. Иностранный потребитель услуги перемещается на террито­рию страны, где производится услуга.

4. Через таможенную границу перемещаются физические лица - резиденты одного государства, производящие и/или по­требляющие услуги в другом государстве (т.е. имеет место комби­нация второго и третьего способов международной торговли услу­гами).

В результате таких новых теоретических подходов в категорию торгуемых (в международной торговле) услуг перешли большин­ство видов производимых услуг. В связи с этим новый смысл при­обрели некоторые понятия, касающиеся экспорта и импорта услуг. Так, например, экспорт товаров на зафрахтованном иностранном судне означает «экспорт товаров на транспортных импорт-услугах». Туристическая фирма России, отправляющая российских туристов за границу, осуществляет при этом импорт туристических услуг, а фирма, принимающая иностранных туристов, экспортирует туристические услуги. Российский профессор, преподающий в зарубеж­ном университете и переводящий часть своего дохода в Россию, является экспортером интеллектуальных, образовательных услуг.

В ходе международных переговоров в рамках ГАТТ/ВТО учи­тывается более 160 видов услуг, разбитых на 12 секторов:

1) деловые услуги (46 отраслевых видов услуг);

2) услуги связи (25 видов);

3) строительные и инжиниринговые услуги (5 видов);

4) дистрибьюторские услуги (5 видов);

5) общеобразовательные услуги (5 видов);

6) услуги по защите окружающей среды (4 вида);

7) финансовые услуги, включая страхование (17 видов);

8) услуги по охране здоровья и социальные услуги (4 вида);

9) туризм и путешествия (4 вида);

10) услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов);

11)транспортные услуги (33 вида);

12)прочие услуги.

ГАТС в рамках ВТО классифицирует международную торгов­лю услугами по способу их предоставления. При этом выделяют­ся: 1) трансграничная торговля услугами; 2) передвижение потре­бителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубе­жом); 3) учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга; 4) временное перемещение физиче­ских лиц в другую страну для предоставления услуги. Наиболь­ший объем услуг (в сумме около 80%) приходится на первый и третий способы.

Международная финансовая статистика МВФ публикуется по трем группам услуг: 1) транспортные услуги, 2) туризм и 3) другие частные услуги.

Многие виды услуг могут быть объектами международной торговли. Торговля услугами представляет собой нетоварные ком­мерческие сделки. В отличие от торговли товарами экспорт или импорт услуг не обязательно означает пересечение ими таможен­ной границы. Услуга может быть оказана нерезиденту внутри та­моженной территории данной страны, в этом случае сделка будет считаться международной. Как и платежи по экспорту и импорту товаров, международная торговля услугами отражается в платеж­ном балансе. Как зафиксировано в «Бизнес-путеводителе в ГАТС» 1999 г. (Business Guide to the GATS), услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и ее покупатель - это физические или юридические лица - рези­денты разных стран независимо от места совершения сделки меж­ду ними.

Международный экспорт услуг растет быстрее международного экспорта товарами. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд долл., а в 2006 г. он составил (по данным ВТО) 2710 млрд долл., т.е. вырос более чем в 6 раз. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составляет 18-20%. Этот показатель в целом растет, и к 2015 г., по оценкам ИМЭМО РАН, он может составить до 30% совокупной международной тор­говли.

По данным ВТО, российский экспорт коммерческих услуг в 2006 г. составил 30 млрд долл. (1,1% мирового экспорта коммерче­ских услуг, 25-е место). Для сравнения: в 2002 г. доля России со­ставляла 0,8% мирового экспорта услуг, 29-е место среди ведущих стран - экспортеров услуг. Импорт коммерческих услуг России, по данным ВТО, в 2006 г. составлял 45 млрд долл., 1,7% мирового импорта услуг, что означало 16-е место среди ведущих стран - им­портеров коммерческих услуг. Для сравнения: в 2002 г. аналогич­ные показатели составляли 21,5 млрд долл., 1,4% мирового импор­та коммерческих услуг и 20-е место среди ведущих стран - импор­теров коммерческих услуг. Таким образом, Россия более активно включается в мировой рынок услуг, хотя ее удельный вес на нем остается незначительным.

К числу причин, обусловливающих динамичный рост между­народной торговли услугами, можно отнести:

НТП и связанные с ним кардинальные сдвиги в междуна­родном разделении труда (при этом растут не только масш­табы производства услуг, но и их многообразие);

Рост обшей открытости национальных экономик, в резуль­тате чего все большая часть услуг становится объектом международной торговли;

Изменение структуры потребления населения современ­ного мира, которое все больше ориентируется на потребле­ние услуг;

Переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и других стран к современному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных;

Растущая взаимосвязанность международной торговли раз­личными видами услуг (многие из которых реализуются вместе - «в одном пакете»).

В целом же международная торговля услугами по своим абсо­лютным масштабам еще отстает от международной торговли това­рами. К причинам этого можно отнести следующее:

1. Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государ­ственных организаций) реализуется внутри стран (это хорошо вид­но при сопоставлении данных о долях услуг в ВВП отдельных стран и данных о доле услуг в международной торговле).

2. Торговля услугами по мере своего развития требует все бо­лее высокого технического оснащения. Однако этот уровень (осо­бенно в области телекоммуникационных, информационных, транспортных, туристических услуг) был достигнут относительно недавно.

3. В либерализации международной торговли товарами в по­следние годы были достигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговле услугами. Сдвиги, которые были до­стигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились прежде всего к торговле товарами (режим наибольшего благоприятствования, благоприят­ные условия доступа на внутренние рынки, национальный режим). Услуги же (кроме урегулирования на международном уровне не­которых транспортных и туристических проблем) длительное вре­мя оставались в компетенции национальных правительств и не были объектом многостороннего регулирования международной торговли.

Однако одной из наиболее важных характеристик современной мировой торговли является очень динамичный рост экспорта и импорта услуг. Многие специалисты полагают, что официально публикуемые данные об объемах международной торговли услу­гами занижают действительный стоимостный объем реализуемых в международной торговле услуг. К причинам этого фактического занижения относятся:

Занижение оценки расходов туристов за рубежом;

Услуги нередко представляются в комплекте с реализу­емыми за рубежом товарами (а стоимость услуг при этом часто фиксируется как часть стоимости товара), вообще в подобной ситуации бывает довольно сложно разделить соб­ственно стоимость товара и стоимость услуг;

Услуги составляют довольно значительную часть внутри­фирменного обмена в рамках ТНК, а учитывая то, что про­дажа как товаров, так и услуг в них осуществляется по так называемым трансфертным ценам (которые нередко созна­тельно занижаются), то стоимостная оценка реализуемых при этом услуг также оказывается заниженной;

Занижается и оценка банковских и страховых услуг, по­скольку иногда доходы по этим операциям реинвестируют­ся (вкладываются) в тех же зарубежных странах, где они и были получены.

В целом же полнота и достоверность статистического учета международной торговли услугами остается одной из сложных и до конца не решенных проблем международной статистики.

В отраслевой структуре (по основным видам услуг) экспорта услуг до начала 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в по­следующие десятилетия они уступили первенство «другим частным услугам» и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В нача­ле XXI столетия «другие частные услуги» вполне обоснованно за­няли 1-е место в экспорте услуг (около 45%), поскольку в их состав входят, в частности, такие динамично развивающиеся виды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консуль­тационные услуги.

У России структура экспорта услуг в настоящее время выглядит следующим образом: 22,3% - туризм, 37,1% - транспортные услуги и 40,6% - прочие частные услуги.

Изменяется и географическая структура международной торгов­ли услугами.

Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы промышленно развитых стран. Тенденция в меж­дународной торговле услугами, как и в международной торговле товарами, состоит, с одной стороны, в превалировании, а с дру­гой - в постепенном сокращении удельного веса этой группы стран в торговле услугами (до 70% в конце 90-х гг.) в результате активизации в сфере услуг новых индустриальных стран и других развивающихся государств.

По объемам торговли услугами с растущим отрывом от других государств лидируют США (14,3% мирового экспорта и 11,7% ми­рового импорта услуг в 2006 г., по данным ВТО). На США прихо­дится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. Характерно при этом, что США с их традиционным дефицитом (отрицательным сальдо) во внешней торговле товарами, имеют значительное положительное сальдо во внешней торговле услу­гами. По объему экспорта услуг после США следуют Великобри­тания, Германия, Франция, Япония.

В отличие от США Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем их вывозят, т.е. являются нетто-импортерами услуг. У большинства развивающихся стран - отрицательное саль­до во внешней торговле услугами.

Россия - нетто-импортер коммерческих услуг. По данным ВТО, отрицательное сальдо России по услугам составляло в 2006 г. 15 млрд долл. В связи с ростом импорта услуг отрицательное саль­до по услугам увеличивается.

Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В промышленно развитых странах это прежде всего финансовые, теле­коммуникационные, информационные, деловые услуги, передовые технологии, а также услуги по образованию, здравоохранению и туризму. Некоторые развивающиеся страны также специализиру­ются на производстве и предоставлении услуг - туристических (Турция, Египет, Таиланд и др.), транспортных (Египет, Панама и другие государства так называемого «открытого судового реестра»), финансовых (офшорные центры Карибского моря и островов Ти­хого океана). Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств, Китая и ряда других государств. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь перспективы использования своего евразийского положения для организации транзита, перспективно развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма.

Многие виды услуг могут быть объектами международной торговли. Торговля услугами представляет собой нетоварные коммерческие сделки. В отличие от торговли товарами экспорт или импорт услуг не обязательно означает пересечение ими таможенной границы. Услуга может быть оказана нерезиденту внутри таможенной территории данной страны, в этом случае сделка будет считаться международной. Как и платежи по экспорту и импорту товаров, международная торговля услугами отражается в платежном балансе. Как зафиксировано в «Бизнес-путеводителе в ГАТС» 1999 г. (Business Guide to the GATS), услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и ее покупатель - это физические или юридические лица - резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними.

Международный экспорт услуг растет быстрее международного экспорта товарами. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд долл., а в 2006 г. он составил (по данным ВТО) 2710 млрд долл., т.е. вырос более чем в 6 раз. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составляет 18-20%. Этот показатель в целом растет, и к 2015 г., по оценкам ИМЭМО РАН, он может составить до 30% совокупной международной торговли.

По данным ВТО, российский экспорт коммерческих услуг в 2006 г. составил 30 млрд долл. (1,1% мирового экспорта коммерческих услуг, 25-е место). Для сравнения: в 2002 г. доля России составляла 0,8% мирового экспорта услуг, 29-е место среди ведущих стран - экспортеров услуг. Импорт коммерческих услуг России, поданным ВТО, в 2006 г. составлял 45 млрд долл., 1,7% мирового импорта услуг, что означало 16-е место среди ведущих стран - импортеров коммерческих услуг. Для сравнения: в 2002 г. аналогичные показатели составляли 21,5 млрд долл., 1,4% мирового импорта коммерческих услуг и 20-е место среди ведущих стран - импортеров коммерческих услуг. Таким образом, Россия более активно включается в мировой рынок услуг, хотя ее удельный вес на нем остается незначительным.

К числу причин, обусловливающих динамичный рост международной торговли услугами, можно отнести:

  • НТП и связанные с ним кардинальные сдвиги в международном разделении труда (при этом растут не только масштабы производства услуг, но и их многообразие);
  • рост общей открытости национальных экономик, в результате чего все большая часть услуг становится объектом международной торговли;
  • изменение структуры потребления населения современного мира, которое все больше ориентируется на потребление услуг;
  • переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и других стран к современному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных;
  • растущая взаимосвязанность международной торговли различными видами услуг (многие из которых реализуются вместе - «в одном пакете»).

В целом же международная торговля услугами по своим абсолютным масштабам еще отстает от международной торговли товарами. К причинам этого можно отнести следующее:

  • 1. Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государственных организаций) реализуется внутри стран (это хорошо видно при сопоставлении данных о долях услуг в ВВП отдельных стран и данных о доле услуг в международной торговле).
  • 2. Торговля услугами по мере своего развития требует все более высокого технического оснащения. Однако этот уровень (особенно в области телекоммуникационных, информационных, транспортных, туристических услуг) был достигнут относительно недавно.
  • 3. В либерализации международной торговли товарами в последние годы были достигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговле услугами. Сдвиги, которые были достигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились прежде всего к торговле товарами (режим наибольшего благоприятствования, благоприятные условия доступа на внутренние рынки, национальный режим). Услуги же (кроме урегулирования на международном уровне некоторых транспортных и туристических проблем) длительное время оставались в компетенции национальных правительств и не были объектом многостороннего регулирования международной торговли.

Однако одной из наиболее важных характеристик современной мировой торговли является очень динамичный рост экспорта и импорта услуг. Многие специалисты полагают, что официально публикуемые данные об объемах международной торговли услугами занижают действительный стоимостный объем реализуемых в международной торговле услуг. К причинам этого фактического занижения относятся:

  • занижение оценки расходов туристов за рубежом;
  • услуги нередко представляются в комплекте с реализуемыми за рубежом товарами (а стоимость услуг при этом часто фиксируется как часть стоимости товара), вообще в подобной ситуации бывает довольно сложно разделить собственно стоимость товара и стоимость услуг;
  • услуги составляют довольно значительную часть внутрифирменного обмена в рамках ТНК, а учитывая то, что продажа как товаров, так и услуг в них осуществляется по так называемым трансфертным ценам (которые нередко сознательно занижаются), то стоимостная оценка реализуемых при этом услуг также оказывается заниженной;
  • занижается и оценка банковских и страховых услуг, поскольку иногда доходы по этим операциям реинвестируются (вкладываются) в тех же зарубежных странах, где они и были получены.

В целом же полнота и достоверность статистического учета международной торговли услугами остается одной из сложных и до конца не решенных проблем международной статистики.

В отраслевой структуре (по основным видам услуг) экспорта услуг до начала 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они уступили первенство «другим частным услугам» и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В начале XXI столетия «другие частные услуги» вполне обоснованно заняли 1-е место в экспорте услуг (около 45%), поскольку в их состав входят, в частности, такие динамично развивающиеся виды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консультационные услуги.

У России структура экспорта услуг в настоящее время выглядит следующим образом: 22,3% - туризм, 37,1% - транспортные услуги и 40,6% - прочие частные услуги.

Изменяется и географическая структура международной торговли услугами.

Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы промышленно развитых стран. Тенденция в международной торговле услугами, как и в международной торговле товарами, состоит, с одной стороны, в превалировании, а с другой - в постепенном сокращении удельного веса этой группы стран в торговле услугами (до 70% в конце 90-х гг.) в результате активизации в сфере услуг новых индустриальных стран и других развивающихся государств.

По объемам торговли услугами с растущим отрывом от других государств лидируют США (14,3% мирового экспорта и 11,7% мирового импорта услуг в 2006 г., по данным ВТО). На США приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. Характерно при этом, что США с их традиционным дефицитом (отрицательным сальдо) во внешней торговле товарами, имеют значительное положительное сальдо во внешней торговле услугами. По объему экспорта услуг после США следуют Великобритания, Германия, Франция, Япония.

В отличие от США Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем их вывозят, т.е. являются нетто-импортерами услуг. У большинства развивающихся стран - отрицательное сальдо во внешней торговле услугами.

Россия - нетто-импортер коммерческих услуг. По данным ВТО, отрицательное сальдо России по услугам составляло в 2006 г. 15 млрд долл. В связи с ростом импорта услуг отрицательное сальдо по услугам увеличивается.

Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В промышленно развитых странах это прежде всего финансовые, телекоммуникационные, информационные, деловые услуги, передовые технологии, а также услуги по образованию, здравоохранению и туризму. Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве и предоставлении услуг - туристических (Турция, Египет, Таиланд и др.), транспортных (Египет, Панама и другие государства так называемого «открытого судового реестра»), финансовых (офшорные центры Карибского моря и островов Тихого океана). Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств, Китая и ряда других государств. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь перспективы использования своего евразийского положения для организации транзита, перспективно развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма.