План написания вкр пример. Как написать план дипломной работы

Как было отмечено выше, роль услуг в развитии мирового хозяйства растет. В 2012 г. на их долю приходилось 70% мирового ВВП. Между тем в 1980 г. этот показатель составлял 53%, а в 1995 г. – 63%. Таким образом, за последние 15 лет участие сферы услуг в формировании мирового валового продукта увеличилось на 7 п.п. Эта тенденция роста влияния сферы услуг наблюдалась во всех странах, хотя и с разной динамикой. Доля услуг в ВВП в странах с высокими доходами составила 73%, странах со средними доходами – 54% и даже в странах с низкими доходами она приблизилась к половине – 47%. Однако внутри каждой из этих групп степени участия услуг в формировании ВВП по странам сильно различаются. Наибольший удельный вес услуг в ВВП наблюдался (%): в Гибралтаре – 100, Гонконге – 92,3, Люксембурге – 86. Высоко участие услуг в ВВП (%): Франции – 79, Греции – 78,5, Кипра – 79.3, Канады – 78, Италии – 73,3, Германии – 71,3. В странах БРИКС этот показатель составил (%): в Бразилии – 67,5, России – 62,0, Индии – 55,3, Китае – 43,6, ЮАР – 65,8. В странах с низкими доходами доля услуг в ВВП колеблется в широких пределах (%): в Ямайке – 64,6, Гаити – 57, Гане – 37.4, Мали – 38, Нигерии – 35,2, Алжире – 30,2, Анголе – 24,6, Сьерра-Леоне – 21, Экваториальной Гвинее – 3,8 .

Рост влияния сферы услуг сопровождается увеличением числа занятых в этой области. Наиболее высокое значение этого показателя характерно для: США – 81% общего числа занятых, Люксембурга – 81, Великобритании – 79, Дании и Норвегии – по 78, Нидерландов – 72, Японии – 70%. В странах БРИКС (последние данные за 2009 г.): в Бразилии – 61%, России – 62, Индии – 27, Китае (2008) – 33, ЮАР – 70%. В странах с низкими доходами в этом секторе, как правило, занято менее трети населения. Например, в Камбодже – 19%, Уганде – 28, Вануату – 31% .

Что касается динамики развития мировой торговли услугами, то она сопоставима с темпами роста торговли товарами. С 1980 по 2012 г. объем торговли товарами вырос в 9,6 раза, услугами – в 10,5 раза, при сравнении с 1990 г. этот показатель будет выглядеть как 5,3 раза для обоих случаев, при сравнении с 2000 г. получим результат 2,8–2,9 раза.

Сопоставление объемов мирового экспорта услуг по отношению к экспорту товаров выявляет, что этот показатель в течение последних 20 лет практически не меняется и колеблется в диапазоне 23–25%. Только один раз, как результат мирового кризиса и падения мировой торговли товарами, отношение экспорта услуг к экспорту товаров составило 28% (рис. 14.3).

Рис. 14.2. Динамика развития мирового экспорта товаров и услуг, трлн долл.

Источник:

До относительно недавнего времени бо́льшая часть международной торговли услугами была сосредоточена в группе развитых стран. В последнее десятилетие наблюдается активное включение в этот сектор развивающихся стран. По данным за 2012 г., на их долю пришлось 31,8% мирового экспорта услуг (в 2011 г. – 28,8%), при том, что в 2000 г. этот показатель составлял 23%, а в 1990 г. –18,3%. Доля стран переходной экономики в 2012 г. составила 3,0% (в 2011 г. – 2,8%).

В мировом импорте участие развивающихся стран еще выше: в 2012 г. – 37,3% (в 2011 г. – 42,2%), в то время как в 2000 г. оно было на уровне 27,4%, в 1990 г. – 22,2%. Что касается стран переходного периода, то их участие как в экспорте, так и импорте услуг невелико. В 2012 г. на них пришлось 3,0% мирового экспорта и 3,9% мирового импорта (см. табл. 14.3).

Опережающему росту торговли услугами развивающихся стран способствовал ряд взаимосвязанных факторов внешнего и внутреннего характера. К важнейшим из них можно отнести рост интернационализации и транснационализации сферы услуг и связанный с этими процессами перевод многих производств и видов деятельности на территории развивающихся стран; научно-технический прогресс в области транспорта и связи; активизацию финансового сектора; тенденции либерализации мировой торговли; процессы интеграции; внедрение и широкое распространение таких новых видов услуг, как информационные, консалтинговые услуги, аутсорсинг, лизинг и пр.

Экспорт услуг служит крупной статьей дохода для многих развитых и развивающихся стран. Например, экспорт услуг у Люксембурга достигает 180% ВВП, Нидерландов – 96, Сингапура – 90,4, Ливана – 84,5, Арубы – 83, Экваториальной Гвинеи – 73,1, Барбадоса – 69,1, Ирландии – 63% .

Участие услуг в формировании ВВП, отношение объема экспорта (импорта) услуг к ВВП, коэффициент занятости в сфере услуг наряду с другими показателями (например, объем экспорта на душу населения, коэффициент относительной экспортной специализации и др.) входят в число важнейших показателей, характеризующих положение страны в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений, степень ее открытости. Не менее важен и индекс, показывающий отношение доли в ВВП экспорта товаров к доле в ВВП экспорта услуг. Сальдо баланса услуг – положительное или отрицательное, также характеризует место страны на мировом рынке.

Как было показано выше, структура мировой торговли услугами достаточно диверсифицирована. Однако международная статистика выделяет только две наиболее крупные позиции – поездки (туризм) и транспортные услуги, относя остальные виды деятельности к разряду "прочие коммерческие". При этом доля последних растет. В 1980-е гг. на них приходилось 34% мирового экспорта услуг, в 1990 г. – 37,7%, в 2000 г. – 44,7, а в 2012 г. – 54,7%. Доля транспортных снизилась с 23,2 до 20,1%, туристических – с 32,1 до 25,1% (рис. 14.3).

Таблица 14.3. Мировая торговля услугами по группам стран, млрд долл.

Группа стран

1990 г.

2000 г.

2005 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Экспорт

Мир в целом

Развивающиеся

Переходные

Развитые

Импорт

Мир в целом

Развивающиеся

Переходные

Развитые

Источник: URL: unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx

Эта тенденция особенно рельефно проявляется в развитых странах, где доля прочих коммерческих услуг составила в 2012 г. 60,1% в экспорте и 54,0% в импорте. В развивающихся странах этот показатель был на уровне 44,3% – в экспорте и 40,1% – в импорте (табл. 14.4).

Рис. 14.3.

Источник: URL: unctadstad.unctad.org/tableviewer/tableview.aspx

Таблица 14.4. Структура международной торговли услугами по группам стран в 2011 и 2012 гг., млрд долл.

Показатель

Экспорт

Импорт

2011 г.

2012 г.

2012 г.

Мир в целом

Все услуги

Транспортные услуги

Путешествия

Прочие коммерческие услуги

Развивающиеся страны

Все услуги

Транспортные услуги

Путешествия

Прочие коммерческие услуги

Страны переходного периода

Все услуги

Транспортные услуги

Путешествия

Прочие коммерческие услуги

Развитые страны

Все услуги

Транспортные услуги

Путешествия

Прочие коммерческие услуги

Введение

Актуальность и востребованность темы курсовой работы.

Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом: приобретает растущее значение в социальной жизни всех стран. Этот процесс является объективным следствием все возрастающих потребностей научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда.

Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Обмен услугами занимает важное и растущее место в международной торговле. Термин «услуги» охватывает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как «услуга».

Отличием международной торговли услугами от международной торговли товарами является разнохарактерность, неоднородность и многоплановость различных видов услуг; сложность унифицированного подхода к регулированию их ввоза и вывоза, к применению в отношении торговли услугами общепринятых норм международной торговли, в частности режима наибольшего благоприятствования и национального режима.

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Цели и задачи курсовой работы. Главной целью данной работы является изучение теоретических аспектов международной торговли услугами, её динамики, проблем и перспектив.

С этой целью в работе будут выполнены следующие задачи:

· изучить экономическую сущность международной торговли услугами;

· выявить особенности международной торговли услугами в современных условиях;

· определить динамику и современные тенденции международной торговли услугами;

· изучить проблемы, влияющие на процесс мировой торговли услугами и обозначить перспективы ее развития.

Структура работы. Курсовая работа структурирована в соответствии с поставленными задачами.

Работа состоит из двух глав, введения и заключения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследования (понятие и сущность международной торговли услугами), во второй – особенности международной торговли услугами в современных условиях. В заключении обобщаются итоги исследования.

Глава 1. Теоретически аспекты исследования международной торговли услугами.

1.1. Понятие и сущность международной торговли услугами.

Услуги – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

Термин «международная торговля услугами» охватывает международный обмен многими видами услуг, каждая из которых обладает конкретными особенностями. Однако при всей многоликости международной торговли услугами в обмене услугами просматривается целый ряд общих закономерностей и тенденций, характерных для этой сферы международной торговли.

Торговля услугами также широко развита, как и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:

· неосязаемость

· невидимость

· неразрывность производства и потребления

· неоднородность и изменчивость качества

· неспособность услуг к хранению

Мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг.

Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:

1) Транспорт:

Пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)

Грузовой (международная перевозка грузов)

2) Поездки:

Деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)

Личные (например, туризм)

3) Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)

4) Строительство

5) Страхование

6) Финансовые услуги

7) Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)

8) Роялти и лицензионные платежи

9) Другие бизнес – услуги:

Посреднические услуги

Прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

11) Личные, культурные, рекреационные услуги:

Аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)

Прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

12) Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира)

Следует иметь в виду, что в России строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, розничная торговля, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовка, производственные виды бытового обслуживания включаются статистикой в сферу материального производства.

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.

Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые услуги).

1.2. Динамика международной торговли услугами в современных условиях.

Торговля услугами представляет собой нетоварные коммерческие сделки. В отличие от торговли товарами экспорт или импорт услуг не обязательно означает пересечение ими таможенной границы. Услуга может быть оказана нерезиденту внутри таможенной территории данной страны, в этом случае сделка будет считаться международной. Услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и ее покупатель - резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними.
Международный экспорт услуг растет быстрее международного экспорта товарами. По данным ВТО, российский экспорт коммерческих услуг в 2009 г. составил 15,9 млрд. долл. (0,9% мирового экспорта коммерческих услуг, 24-е место). Импорт коммерческих услуг России в 2009 г. составлял 26,7 млрд. долл., 1,5 % мирового импорта услуг, что означало 18-е место среди ведущих стран - импортеров.
Причины, обусловливающие динамичный рост международной торговли услугами:
1) НТП и связанные с ним кардинальные сдвиги в международном разделении труда;
2) рост общей открытости национальных экономик;
3) изменение структуры потребления населения современного мира;
4) переход ведущих стран современного мира к современному "новому информационному обществу", в основе которого лежит рост потребления услуг;
5) растущая взаимосвязанность международной торговли различными видами услуг.
Причины отставания торговли услугами от торговли товарами:
- основная часть услуг (особенно со стороны государственных организаций) реализуется внутри стран;
- торговля услугами по мере своего развития требует все более высокого технического оснащения, который был достигнут относительно недавно;
- в либерализации международной торговли товарами в последние годы были достигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговле услугами. Сдвиги, которые были достигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились, прежде всего, к торговле товарами.
Однако одной из наиболее важных характеристик современной мировой торговли является очень динамичный рост экспорта и импорта услуг. Многие специалисты полагают, что официально публикуемые данные об объемах международной торговли услугами занижают действительный стоимостный объем реализуемых в международной торговле услуг.
В отраслевой структуре экспорта услуг до начала 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они уступили первенство "другим частным услугам" и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В состав "других частных услуг" входят, в частности, такие динамично развивающиеся виды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консультационные услуги.
Структура экспорта услуг России:
42%-туризм;
33 % - транспортные услуги;
25 % - прочие частные услуги.
Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы промышленно развитых стран. По объемам торговли услугами лидируют США (16,0 % мирового экспорта и 12,5 % мирового импорта в 2003 г.).
Россия на международном рынке услуг в 2009 г. занимала 24-е место в мире по экспорту (0,9 %) и 18-е место по импорту (1,5%).
Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В промышленно развитых странах это, прежде всего, финансовые, телекоммуникационные, информационные, деловые услуги, передовые технологии. Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве и предоставлении услуг- туристических (Турция, Египет, Таиланд и др.), транспортных (Египет, Панама), финансовых (оффшорные центры Карибского моря).

Глава 2. Особенности международной торговли услугами в современных условиях.

2.1. Современные тенденции международной торговли услугами.

Международный обмен услугами развивается высокими темпами. По оценке Секретариата ВТО, емкость мирового рынка услуг в 1998 г. составляла более 3 трлн долл. Однако статистика международной торговли услугами зарегистрировала стоимость мирового экспорта услуг в 1,8 трлн долл. Это связано с несовершенством систем статистического учета всех четырех способов продажи услуг. По имеющимся оценкам, в 2020 г. мировой экспорт услуг может сравняться с мировым экспортом товаров.

Опережающие темпы роста международной торговли услугами и расширение их позиций в экономике всех стран - характерная особенность развития современной мировой экономики.

Динамику отраслей услуг определяет ряд долговременных факторов экономического развития.

Научно-технический прогресс - это одно из главных обстоятельств, меняющих не только место услуг в экономике, но и традиционное представление об этой сфере экономики. Услуги сегодня - это наукоемкие отрасли хозяйства, использующие новейшие информационные технологии.

Само понятие "услуга" определяется сегодня группой таких наукоемких отраслей, как транспорт, глобальные телекоммуникационные системы, финансово-кредитные и банковские услуги, насыщенные электроникой, компьютерные и информационные услуги, современное здравоохранение, образование. В середине 90-х годов в сферу услуг США направлялось 80% информационной техники, Великобритании и Японии - около 75%.

В сфере услуг усилилось формирование крупных и крупнейших транснациональных корпораций. Вот характерные цифры, иллюстрирующие этот процесс. В 1997 г. из числа 100 крупнейших ТНК мира, по оценке журнала "Форчун", 48 находилось в сфере услуг, а 52 - в промышленности.

В 80-е и 90-е годы сфера услуг (их производство и международный обмен) превратилась в крупный сектор деловых операций. Доля производства услуг составляет 55-68% во внутреннем валовом продукте большинства стран мира. В производстве услуг занято 55-70% работающих в хозяйстве. Доля услуг в международной торговле товарами и услугами превысила 20% их общей стоимости.

Развитие структуры сферы услуг происходит по нескольким направлениям.

Прежде всего это возникновение абсолютно новых видов услуг, таких, как компьютерные услуги, информационные сети, электронная торговля, логистика (или управление товарными потоками), глобальные транспортные системы, использующие многие виды транспорта, объединенные в непрерывные транспортные цепочки и др.

Далее, это активное обособление и выделение в самостоятельные отрасли целого ряда видов услуг, которые ранее носили внутрифирменный вспомогательный характер. Это относится к маркетинговым услугам, рекламе, аудиту, бухгалтерским и юридическим услугам и многим другим видам услуг, которые стали самостоятельными сферами бизнеса.

Наконец, заметным явлением стало образование крупных интегрированных компаний, поставляющих потребителю "пакет" услуг, дающий возможность использовать одного поставщика услуг, не обременяя себя ведением дел с поставщиками других конкретных вспомогательных услуг. По такому принципу действуют крупные транспортные компании, берущие на себя все связанные с транспортной цепочкой и входящие в нее поставки услуг и предоставляющие потребителю транспортной услуги возможность доставки груза "от двери до двери" и "точно в назначенное время".

В итоге развился многоплановый, многофункциональный мировой рынок услуг и возникла острая потребность в создании адекватной системы многостороннего регулирования международной торговли услугами. Так, в середине 80-х годов впервые международный обмен услугами стал предметом комплексных международных переговоров, а с января 1995 г. начало действовать в составе Всемирной торговой организации (ВТО) первое в истории Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

Товары и услуги в международной торговле тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, и в этом одна из причин включения услуг в круг ведения ВТО. Многие виды услуг выделились в самостоятельные сектора международной торговли на определенной ступени развития обмена товарами. Так, возникли международный транспорт, банковское дело и страхование, логистика и многие другие отрасли услуг. Однако они сохранили тесную связь с торговлей товарами. Любая внешнеторговая операция с товарами была бы невозможной без использования транспортных, телекоммуникационных, банковских услуг, страхования, электронных систем хранения и обработки информации и многих других. С одной стороны, многие виды услуг востребованы, поскольку они обслуживают торговлю. Поэтому при обслуживании международной торговли товарами международный обмен услугами зависит от темпов роста, структуры и географического распределения товарных потоков в международной торговле. С другой стороны, было бы серьезной ошибкой не отметить, что развитие международной торговли товарами и услугами зависит от целого ряда общих глубинных, глобальных процессов, происходящих в мире. Это определило структуру настоящей работы, главная цель которой - дать читателю достаточно полное и системное представление о международной торговле услугами и действующей в рамках ВТО многосторонней системе ее регулирования на фоне растущей интернационализации и глобализации экономики.

2.2. Проблемы и перспективы международной торговли услугами.

Глобализация мировой экономики, включая валютно-финансовую сферу, научно-техническая революция привлекли внимание к такому феномену, как международная торговля услугами. Долгое время предоставление услуг (например, гарантийный ремонт) воспринималось как нечто сопутствующее (и способствующее) традиционной торговле товарами. Однако национальные исследования, появившиеся в ряде стран в начале 80-х годов, однозначно свидетельствовали о возрастающей самостоятельной роли сферы услуг в экономике (телекоммуникации, банковское и страховое дело, перевозки, туризм) и ее значительном экспортном потенциале. По оценкам, в настоящее время в стоимостном выражении около 20% мировой торговли и 60% производства приходится на сферу услуг. Между тем отсутствие общепризнанных правил в международной торговле услугами (а компетенция ГАТТ распространялась только на торговлю товарами) привело к значительному разнобою в национальных нормативных документах, системах статистической отчетности, в количественных и качественных оценках и др. Все это, очевидно, стало тормозом на пути международного обмена услугами.

Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода это ГАТТ - Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 году. ГАТТ прекратило свое существование 31 декабря 1995 г .

ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.
Правовой механизм Генерального соглашения о тарифах и торговле основывается на ряде принципов и норм:

Недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны - национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;

РНБ - режим наибольшего благоприятствования означает предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. Этот принцип может распространяться на их ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;

Использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;

Прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;

Предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;

Разрешение возникающих торговых споров путем переговоров;

Взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов переговоров. Эти раунды привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После второй мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х годов - около 4%.
К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран.
С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Ее членами-основателями стала 81 страна. В 1998 г; в ВТО вошло 132 страны. Соглашению о создании ВТО предшествовал семилетний период переговоров в рамках «уругвайского раунда».

Несмотря на формальную преемственность, Всемирная торговая организация по ряду параметров отличается от ГАТТ.

1. ГАТТ представляло собой просто свод правил (многосторонних соглашений выборочного характера). В качестве постоянного органа там был лишь секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами, касающимися абсолютно всех ее членов.

2. ГАТТ использовалось как временный базис. Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.

3. Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. В сферу деятельности ВТО входит Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). Всемирная торговая организация регулирует международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, а также разрабатывает меры по контролю защиты инвестиций. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн. долл.
Перед Всемирной торговой организацией стоят несколько первоочередных сложных задач. Во-первых - продолжить снижение пошлин на торговлю товарами, в особенности на сельскохозяйственную продукцию; во-вторых оказание содействия сфере торговли услугами.

После образования Всемирной торговой организации появляется настойчивые призывы ряда развитых стран Запада в пользу связывания торговых режимов с трудовыми и экологическими стандартами. Суть этих призывов в том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные «нерыночные» преимущества за счет низких издержек производства. В случае признания ВТО такой нормы в первую очередь пострадают развивающиеся страны, а также Россия, где производство трудоемкой и экологоемкой продукции дешевле, чем на Западе .

Во многих странах существуют достаточно жесткие требования в отношении иностранных инвестиций. Зачастую иностранным инвесторам предписываются сферы и отрасли приложения их капиталов, ставятся условия в отношении доли продукции, поставляемой на экспорт, найма местной рабочей силы, использования компонентов и материалов местного производства и др. Подобные меры государственного регулирования воспринимались крупными западными компаниями как дискриминационные и отрицательно влияющие на свободный перелив капитала и, следовательно, как барьер в международной торговле. По инициативе США данная проблематика все настойчивее выдвигалась в рамках ГАТТ.

В начале 80-х годов на заседаниях органов ГАТТ также периодически стал подниматься вопрос о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Это было связано с невиданными масштабами, которые повсеместно приобрели торговля товарами с поддельными товарными знаками, видео- и компьютерное пиратство, использования чужих научных и конструкторских разработок. Помимо того, что компании, являющиеся владельцами товарных знаков, терпят колоссальные убытки от подобного рода “конкуренции” (не говоря уже о моральном ущербе), речь зачастую идет о жизни и здоровье людей, поскольку подделываться стали уже детали авиационных двигателей и автомашин, медицинские препараты. Исследования, проведенные в этой области, показали, что существующие международные конвенции по охране прав интеллектуальной собственности не предоставляют надежных гарантий против пиратской практики. По этой причине предлагавшимся выходом была разработка специального соглашения в рамках ГАТТ, которое позволяло бы применять торговые санкции к странам, злостно нарушающим права интеллектуальной собственности .

Помимо упомянутых вопросов, получивших название “новых проблем” (и охватываемых сегодня уже рамками ВТО), в рамках ГАТТ осталась масса “старых”, традиционных проблем, которые также все настойчивее требовали своего решения.

Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация становится ее основной тенденцией. Происходит значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Иногда либерализация внешней торговли осуществляется в одностороннем порядке. Так, например, проводилась внешнеэкономическая либерализация в России. Форсированная либерализация внешнеторгового режима фактически мешала решению задачи повышения конкурентоспособности российских производителей на внешнем рынке и не способствовала их защите от иностранной конкуренции внутри страны. Открытие российского рынка перед международными корпорациями в одностороннем порядке (может быть вынужденное, но не всегда достаточно взвешенное), наплыв импорта (часто недоброкачественного) не стимулировали формирование рациональной структуры потребления и совершенствования материальной базы производства.

Помимо либерализации внешнеэкономического фактора существует и противоположная тенденция - сохранение, а иногда и усиление протекционистских тенденций в торгово-экономических связях различных стран и их экономических группировках. Так, области торговли текстилем, сельскохозяйственной продукцией тарифы остаются высокими, а прогресс в сравнении квот на импорт достаточно медленный. Невелики результаты и в снижении торговых барьеров в таких областях, как морские грузоперевозки и возможности получения рабочих мест для иностранцев. Например, США все еще взимают пошлину в 14,6 процента на импорт одежды, что в 5 раз выше, чем средний налоговый сбор. Сопротивление уменьшению тарифов сильнее всего в сельском хозяйстве. Пошлины на сельскохозяйственные товары и другие, связанные с ними барьеры в мировом масштабе достигают в среднем 40% .

Несмотря на то, что средневзвешенная ставка импортного таможенного тарифа развитых стран после переговоров “токийского” раунда составила лишь около 5%, средние показатели далеко не полно отражали реальный уровень таможенно - тарифного обложения. Так, в ЕС, Японии и США на ставки таможенного тарифа, превышавшие 10%, приходилось соответственно 21,5, 17,1 и 16,0% общего количества тарифных позиций. Причем большая часть высоких ставок применялась в отношении импорта продовольствия, текстиля и одежды, т.е. основных экспортных статей развивающихся стран. Важной проблемой была и низкая доля “связанных” (т.е. не изменяемых в сторону повышения) тарифов. У развитых стран это касалось в основном сельскохозяйственной продукции, у развивающихся - товаров всех категорий, что давало возможность в одностороннем порядке повышать уровень таможенного обложения, ухудшая условия доступа на свои рынки.

Традиционно болезненной темой для ГАТТ была торговля сельскохозяйственной продукцией. Исторически сложилось так, что под предлогами “особой социальной значимости” или “обеспечения продовольственной безопасности” рядом стран (США, Швейцария, ЕС, Япония) этот сектор торговли был фактически выведен из сферы регулирования ГАТТ. Так, еще на начальном этапе существования Генерального соглашения США, ссылаясь на национальное законодательство, добились от партнеров узаконенного изъятия своего сельскохозяйственного сектора из-под действия правил ГАТТ. Это позволило им вводить импортные количественные ограничения на сельскохозяйственную продукцию.

Помимо явной, открытой протекционистской политики некоторые страны применяют формы скрытого протекционизма. Многие государства, снижая таможенные пошлины, компенсировали их так называемыми нетарифными барьерами. К ним можно отнести дотации национальному производству, введение различных стандартов и норм, сертификацию товаров. Например, значительная часть претензий американских экспортеров связана не с торговыми барьерами как таковыми, а с так называемым антиконкурентным поведением японских компаний, когда они заключают эксклюзивные соглашения на поставки и размещение заказов или монополизируют определенные рынки. Выступая за либерализацию международной торговли, многие экономисты все чаще связывают ее с понятиями «добросовестной», «справедливой» торговли.

Заключение.

Обмен услугами занимает важное и растущее место в международной торговле. Термин "услуги" охватывает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как "услуга". В число услуг входят все виды транспортной деятельности, служба передачи информации, туризм, строительство, образование, медицина, финансовая и банковская деятельность и многое другое.

Научно-технический прогресс - это одно из главных обстоятельств, меняющих не только место услуг в экономике, но и традиционное представление об этой сфере экономики. Услуги сегодня - это наукоемкие отрасли хозяйства, использующие новейшие информационные технологии. Само понятие "услуга" определяется сегодня группой таких наукоемких отраслей, как транспорт, глобальные телекоммуникационные системы, финансово-кредитные и банковские услуги, насыщенные электроникой, компьютерные и информационные услуги, современное здравоохранение, образование. В сфере услуг усилилось формирование крупных и крупнейших транснациональных корпораций. Отличием международной торговли услугами от международной торговли товарами является разнохарактерность, неоднородность и многоплановость различных видов услуг; сложность унифицированного подхода к регулированию их ввоза и вывоза, к применению в отношении торговли услугами общепринятых норм международной торговли, в частности режима наибольшего благоприятствования и национального режима.

Список использованной литературы

1. Авдокушин E.Ф., Международные экономические отношения, М., Юристъ, 2003 г.

2. Акопова Е.С., Воронова О.Н., Мировая экономика и экономические отношения, Ростов-Н-Д., Феникс,2000

3. Бабинцева Н.С., Международные экономические отношения: проблемы и тенденции развития, С.-Петербург, 2002 г.

4. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения, М., Финансы и статистика, 2003 г.

5. Гаврилова Г.В., Международная экономика, М., Приор, 2002 г.

6. Дюмулен И.И.«Международная торговля услугами»-М.2009г.-314с.

7. Дюмулен И.И.«Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы и правила», Внешняя торговля, М. - 2008 г. №7/8, стр. 34-44.

8. Киреев А.Л., Международная экономика, М., Международные экономические отношения, 2002 г.

9. Логвинова И.Л., Мировая экономика, М., МЭСИ, 2002 г.

10. Международные экономические отношения под ред. В.Е. Рыбалкина, М., Инфра-М, 2003 г.

11. Международные экономические отношения под ред. Фоминского И.П., М., Юристъ, 2001 г.

12. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХl вв., М., Инфра-М, 2003 г.

13. Полуэктов А. Многосторонняя система ГАТТ: до и после «уругвайского» раунда», Внешняя торговля, М. - 2004 г. №4, стр. 23-36.

14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Современный экономический словарь, М., Инфра-М., 2004 г.

15. Резинский И.А., Международная экономика и мировые рынки, М., Приор, 2003 г.

16. Семенов К.А., Международные экономические отношения, М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.

17. Стрыгин А.В., Мировая экономика, М., Экзамен, 2001 г.

18. Экономика под ред. Проф. Булатова, М., Юристъ, 2008 г.

19. Всемирная Торговая Организация (англ.) // http://www.wto.org

20. Всемирно Торговая Организация (рус.) // http://www.wto.ru


Авдокушин E.Ф., Международные экономические отношения, М., Юристъ, 2003 г.

Киреев А.Л., Международная экономика, М., Международные экономические отношения, 2002 г.

Семенов К.А., Международные экономические отношения, М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.

Резинский И.А., Международная экономика и мировые рынки, М., Приор, 2003 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие международных услуг и история развития торговли ими. Виды международных услуг и динамика показателей международной торговли этими услугами. Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2009

    Состав, структура мирового рынка услуг и его регулирование. Виды международных услуг и сферы их реализации. Особенности услуг как предмета экспорта и импорта. Специфика международной торговли услугами, торговое посредничество, соглашение ЕС и России.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2010

    Характеристика мирового рынка услуг, его динамика, структура и методы регулирования. Понятие международной торговли благами и ее глобализация. Географическая направленность торговли услугами. Особенности развития сферы услуг в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2011

    Роль сферы услуг в мировой экономике. Факторы развития международного рынка услуг. Специфика торговли услугами. Общие обязательства стран-членов Всемирной торговой организации в рамках ГАТС. Возможности российских поставщиков после присоединения к ВТО.

    реферат , добавлен 20.05.2012

    Международный рынок банковских услуг, их сущность и основные виды. Банковские услуги в международной экономике. Современные тенденции международной торговли банковскими услугами. Рынок банковских услуг в Республике Беларусь и перспективы его развития.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2010

    Расширительный подход к классификации услуг, их роль в мировой экономике. Темпы роста показателей мирового рынка услуг. Региональная структура международной торговли услугами. Текущие тенденции развития мирового рынка образовательных и медицинских услуг.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2014

    Мировая торговля услугами и ее значение. Характеристика и классификация услуг. Особенности торгово-посреднической деятельности на мировых рынках в современных условиях. Конкуренция на рынке услуг. Глобализация рынка услуг: динамика и основные тенденции.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2010

Как было сказано выше, несмотря на достаточно высокую степень диверсификации мировой торговли услугами, в международной теории и практике принято представлять ее структуру в виде четырех крупных позиций: услуги, связанные с торговлей товарами, транспорт, поездки и пр., где наиболее крупной и динамичной статьей выступают деловые услуги. Остановимся на этих группах подробнее.

Транспортные услуги.

Наблюдаемая в последние годы активизация международной торговли во многом была связана с повышением эффективности и удешевлением услуг транспортных перевозок. Достижения научно- технического прогресса, позволили ускорить транспортировку, а совершенствование операций маркетинга и менеджмента привели к сокращению расходов на вспомогательные операции. Так, широкое распространение системы «just in time» («точно вовремя») позволило в ряде случаев отказаться от складских помещений, а концепция доставки товара «от двери до двери» - использовать различные виды транспорта в рамках единой системы. Важную роль при этом сыграло увеличение применения контейнеров и внедрение мультимодальных перевозок или транспортных коридоров, позволивших включить все виды транспорта - водного, воздушного, сухопутного - в непрерывный транспортный процесс и поручить перевозку одной транспортной компании. Новые информационные технологии способствовали сокращению и удешевлению документооборота, созданию специализированных логистических программ товародвижения.

В этом же направлении действовали и общие тенденции интернационализации производства, переноса операций на предприятия, расположенные в разных частях света, сокращение экономического расстояния и превращения мира «в глобальную фабрику».

Термин транспортные услуги охватывает все виды перевозок пассажиров и грузов, сопутствующие и вспомогательные операции. В соответствии с классификацией ГАТС основные услуги в этой области рассматриваются в привязке к видам транспорта: морской, внутренний водный, железнодорожный, автодорожный, трубопроводный, воздушный, космический. К вспомогательным, или сопутствующим, операциям в документах ГАТС относят: погрузочно-разгрузочные работы на терминалах, складах, в портах, аэропортах; хранение; страхование; операции, связанные с документооборотом, деятельностью агентов по транспортно-экспедиторскому и таможенному обслуживанию; операции в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению сохранности грузов и снижению потерь в результате хищения товаров при перевозке; экстренные ремонтные работы; заправка топливом и др. К категории транзитных операций относятся операции, в ходе которых товары и транспортные средства проходят через территорию какой-либо страны, если такой проход является частью пути, начинающегося и заканчивающего за пределами территории страны, через которую осуществляется движение.

Помимо чисто экономических функций, транспорт является важной стратегической составляющей системы национальной безопасности страны, поэтому во многих странах в этой области сильны позиции государства и ряд элементов транспортной системы находится в его собственности или под контролем. В связи с этим в рамках переговоров по формированию условий ГАТС не все страны-члены согласились взять на себя обязательства по либерализации операций на транспорте и доступу в эту сферу иностранных компаний, поэтому, как уже указывалось выше, морские и воздушные перевозки были вынесены из Соглашения в отдельное приложение.

Объем международных транспортных перевозок растет высокими темпами. Здесь можно отметить несколько характерных тенденций: усиление роли так называемых глобальных транспортных цепочек в международных перевозках, увеличение доли развивающихся стран на международном транспортном рынке, рост значения азиатско-тихоокеанского направления, опережающие темпы роста объема перевозок между развивающимися странами («Юг - Юг»), в первую очередь между Китаем и странами Южной Америки и Африки.

Экспорт транспортных услуг в 2015 г. составил 876,1 млрд долл., импорт - 1089,0 млрд долл. Наибольший объем экспорта транспортных услуг приходится (в млрд долл.): на страны ЕС - 413,7 (43%), США -

  • 89,9 (9,4%), Сингапур - 44,8 (4,7%), Японию - 39,5 (4,1%), Китай -
  • 38,2 (4,0%), Южную Корею - 35,3 (3,7%). В импорте доля ЕС составляет 29,9% (366,3 млрд долл.), Китая - 13,0% (159,8 млрд долл.), США - 7,8% (96,2 млрд долл.), Индии - 7,7% (34,3 млрд долл.), Японии - 6,3% (45,8 млрд долл.), ОАЭ - 3,7% (45,5 млрд долл.) 1 .
  • 80% всех внешнеторговых грузов перевозится морским путем. Морской флот и морские грузовые перевозки в последние два десятилетия растут быстрыми темпами. Быстро увеличивается тоннаж торгового флота: в 2000 г. общий дедвейт составлял 793,8 млн т. В 2015 г. мировой флот составил 89,464 тыс. судов общим дедвейтом 1,75 млрд т. Из них на долю Греции приходилось 16,1% (279 млн т двт), на долю Японии - 13,3%, Китая - 9,1% и Германии - 7%. В целом же на долю этих четырех стран приходится 46% всего тоннажа. Далее по величине флота (в т двт) следуют Сингапур, Южная Корея, Гонконг (Китай), США, Великобритания и Норвегия. Объем мировых морских перевозок составил (в млн т): в 1995 г. - 4712, 2000 г. - 5595, 2008 г. - 7755, 2010 г. - 8400, 2011 г. - 8748 , 2015 г. - 9841,7. Наиболее быстро развивающимся сегментом является контейнерный флот, что объясняется ростом торговли готовыми изделиями с высокой степенью добавленной стоимости. Достаточно сказать, что если в 1980 г. контейнерами перевозилось менее 3% грузов, то в 2015 г. уже 15%. Контейнеровозы имеют наименьший средний возраст около 10 лет, в то время как по всему флоту средний возраст составляет 16,7 лет. Вместе с тем в связи с кризисом и определенным снижением спроса на готовые изделия из Европы и США при росте спроса на минеральное сырье со стороны Китая и других растущих рынков динамика контейнерных перевозок продемонстрировала тенденцию к снижению. Объем морских перевозок особенно снизился в направлении Юго-Восточная Азия - Европа, а также и на других маршрутах, в частности через российский Дальний Восток: на данном направлении объем импортных грузов упал на 30-35%, что повлекло снижение тарифов на морской фрахт" 5 . Также снижается доля флота для перевозки топлива (наливного), хотя и остается преобладающей: в 1980 г. - 56%, в 2012 г. - 34%, в 2014 г. - 28%. По данным ЮНКТАД за 2014 г., морем было перевезено 2826 млн т нефти и газа, 3112 млн т массовых грузов навалом и 3903 млн т прочих грузов.

Большую роль на морском транспорте играют вспомогательные операции, среди которых можно выделить такие, как лоцманская служба, буксирование, заправка топливом, навигационная поддержка, пользование причалами, срочный ремонт и другие услуги портовых властей.

Основным мотором высокого роста морских грузоперевозок выступают развивающиеся страны. На их долю пришлось 60% мирового объема погрузок и выгрузок. На страны переходной экономики приходится 6,0 и 0,8% соответственно. Активно развивается азиатское направление: на этот регион в 2014 г. приходилось 38,8% погрузок и 50% выгрузок. Доля развивающихся стран Америки - 13,1 и 6,1%, Африки -7,7 и 4,1%, Океании - менее 1,0% соответственно 1 .

В 2015 г. стоимость морских перевозок упала на 30% и достигла минимального уровня. Аналитики связывают это с падением цен на железную руду и уголь в Китае, который является крупнейшим производителем стали и, соответственно, потребителем топлива. «Когда Китай кашляет, весь рынок морских перевозок заболевает гриппом», - заметил эксперт «JPMorgan Chase» Ноа Паркетт .

Авиатранспортные услуги охватывают перевозку пассажиров, багажа, грузов, почты. В систему авиаперевозок включены авиатранспортные предприятия, аэропорты, системы управления воздушным движением, сервисные и обслуживающие отрасли авиационной промышленности. Примерно 70% рынка авиатранспортных услуг приходится на пассажирские перевозки и 28% - на грузовые перевозки. Почтовые перевозки составляют небольшую и продолжающую уменьшаться долю (2%) в общем объеме перевозок. В 2015 г. пассажирские авиаперевозки выросли на 7,4%, этот самый высокий показатель с 2010 г. был обеспечен существенным снижением цен на авиабилеты, чему способствовало падение цен на топливо (затраты на топливо составили 181 млрд долл, в 2015 г., а в 2014 г. - 226 млрд долл, при цене на авиационный керосин 66,7 долл./барр. и 114,0 долл./барр. соответственно) и укрепление доллара по отношению к большинству национальных и мировых валют . При этом рост пассажирских авиаперевозок был отмечен во всех регионах: наибольшего роста показатель достиг в странах Ближнего Востока - 10,5%, в Латинской Америке - 9,3%, в АТР - 8,2%, в Европе - 5%. Наименьшие темпы роста продемонстрировали страны Северной Америки и Африки - 3,2% и 3% соответственно. Объем пассажирских перевозок внутри России в 2015 г. сократился на 6%, а объем международных пассажирских авиаперевозок операторами РФ - на 16,4% по сравнению с показателями 2014 г. .

В 2015 г. на международных и внутренних линиях было перевезено

  • 3,5 млрд пассажиров (для сравнения в 1987 г. - 1,2 млрд, в 2002 г. - 2,1, а в 2014 г. - 3,3 млрд), стоимость составила 518 млрд долл, (в 2014 г. -
  • 539 млрд долл.). Перевозки грузов увеличились на 8,5% до 52,2 млн т (в 2014 г. - 51,1 млн т), на сумму 52,8 млрд долл. (62,5 млрд долл. - в 2014 г.) 1 .

Первое место по общему объему авиаперевозок грузов и пассажиров в 2014 г. занимали США - 165,7 млрд т км и 1387,8 млрд пассажиро-км. На втором месте был Китай, соответственно 74,4 млрд млн т км и 630,8 млрд пассажиро-км. Третье, четвертое и пятое места занимают ОАЭ, Германия и Великобритания. Россия занимала девятое место по общему объему грузоперевозок. Вместе с тем как международный перевозчик наша страна стоит только на 15-м месте. Что касается перевозок пассажиров, то здесь Россия занимает седьмое место по общему объему перевозок и 14-е - по международным перевозкам .

Общая протяженность железных дорог в мире составляет 1370 тыс. км. На первом месте стоят США (294 тыс. км в 2014 г.), на втором - Китай (191,3 тыс. км), на третьем Россия (87,2 тыс. км), Индия (68,5 тыс. км), Канада (77,9 тыс. км) . Россия стоит на первом месте в мире по протяженности электрифицированных дорог - 43 тыс. км. В последние годы главной тенденцией становится развитие высокоскоростного железнодорожного движения. С 2010 г. на первом месте по протяженности скоростных железнодорожных линий находится Китай - 12 тыс. км, что вдвое больше, чем в Европе и Японии вместе взятых . Рекорд скорости, поставленный при эксплуатации этого вида транспорта, достиг 487,3 км/ч. В Китае пущена самая длинная в мире скоростная дорога - 2,2 тыс. км. Одновременно Китай осуществляет активную экспансию в этой области на территории других стран - США, Бразилии, Саудовской Аравии, Вьетнама. Активное внедрение скоростного транспорта наблюдается в Европе. Такого рода нововведения полностью меняют картину международной торговли транспортными услугами . Главным конкурентом железных дорог остается автомобильный транспорт. Во многих странах железнодорожный транспорт просто деградировал из-за конкуренции со стороны автомобильных перевозок (например, в Южной Америке).

Повышение скорости и безопасности автомобильного транспорта, увеличение грузоподъемности транспортных средств способствуют росту привлекательности автомобильного транспорта. Важность этого вида услуг связана и с тем, что они могут обеспечить движение товара «от двери до двери», сводя к минимуму погрузочно-разгрузочные и складские работы.

По мнению экспертов, сфера грузоперевозок автомобильным транспортом в современном деловом мире переживает стадию активного развития. Они выгодны с точки зрения скорости и оперативности выполнения заказов при перевозке на средние и небольшие дистанции, а также малых по объему партий. Если требуется выполнить срочную доставку, никакой другой вид транспорта не сравнится в оперативности. Современный автомобильный транспорт становится все более многофункциональным и его технические возможности позволяют осуществлять доставку самых разнообразных грузов: жидких, сыпучих, легковоспламеняющихся или экологически опасных.

Общая протяженность дорог в 2014 г. составила 31 тыс. км (включены все виды дорог, такие как автострады, автобаны, шоссе, грунтовые дороги без покрытия). Здесь лидируют (в млн км): США - 6,5, Индия - 4,6, Китай - 4,1, Бразилия - 1,7, Россия - 1,3, Япония -1,2Т По темпам ввода новых скоростных магистралей на первом месте стоит Китай. К 2020 г. общая сеть высокоскоростных магистралей, согласно пятилетнему плану, должна соединить все крупные города с населением более 200 тыс. жителей. При таких темпах строительства к 2030 г. сеть скоростных дорог должна достичь 120 тыс. км, а к 2050 г. - 175 тыс. км

Общая характеристика. Движение товаров и услуг между отдельными странами связывает в систему единого всемирного (глобального) рынка национальные рынки товаров и услуг и, соответственно, усиливает торгово-экономическую взаимозависимость стран. Это результат непрерывного роста вовлеченности стран в единую систему международной торговли. О масштабах международной торговли свидетельствуют следующие данные: общий экспорт увеличился с более чем 318 млрд долл. в 1970 г. до 2 трлн долл. в 1990 г. Всего лишь за один, кризисный, 2009 г. этот показатель снизился на 3,5 трлн долл. до 12,5 трлн долл., затем снова возрос в 2010 г. до 15,3 трлн долл. и до 18,2 трлн долл. в 2011 г. В 2012 г. рост общего объема мировой торговли сильно замедлился, но, тем не менее, возрос до 2 трлн долл. и по прогнозам к концу 2013 г. составит 22 трлн долл. (около 30% мирового ВВП). Из 18 трлн долл. (объем всей мировой торговли в 2011 г.) на группу развитых стран приходилось 9,6 трлн долл (52,7%), на развивающиеся страны – около 7,8 трлн долл (42,8%, без Китая – 32,3%) и на переходные страны – 827,5 млрд долл. (5,3%) .

Распределение международной торговли по регионам представляет собой следующую картину. На развитые страны Америки (США, Канада, Бермуды, Гренландия, Сен-Пьер и Микелон) приходилось 1,9 трлн долл. (США – 1,48 трлн долл. Канада – 452 млрд долл.). Объем торговли развитых стран Азии (Япония и Израиль) составил 890 млрд долл. (822,5 млрд долл. – Япония и 67,5 млрд долл. – Израиль). Объем международной торговли Европы составил 6,5 трлн долл. Самыми крупными экспортерами и импортерами товаров и услуг выступают следующие страны: Германия (1,47 трлн долл.), Франция (около 600 млрд долл.), Нидерланды (666 млрд долл.), Великобритания (более 500 млрд долл.), Италия (более 522 млрд долл.), Бельгия (свыше 477 млрд долл.).

Доля развивающихся стран Африки в общем объеме мировой торговли в 2011 г. составила 591 млрд долл. (из них 103 млрд долл. пришлось на ЮАР), доля развивающихся стран Америки более 1,1 трлн долл. (Бразилия – более 256 млрд долл., Мексика – около 350 млрд долл.). Доля развивающихся стран Азии во всемирной торговле составила более 6 трлн долл.: Китай (без Гонконга и Тайваня) – 1,9 трлн долл., или 10,5% всей мировой торговли, Южная Корея – более 556 млрд долл., Индия – около 303 млрд долл.

Доля переходных стран в глобальной торговле превысила 827,5 млрд долл., причем на Россию пришлось почти 522 млрд долл. Следующие за Россией позиции заняли Казахстан (88,3 млрд долл.) и Украина (68,4 млрд долл.) .

Доля России в мировой торговле в 2011 г. составила 2,86%, а в 2012 г. – 2,8%. В сравнении с позициями США (8,1%), Китая (10,5%) и Германии (8%) российский вклад в мировую торговлю выглядит скромно, однако но объему торговли она занимает 7–8 место в мире, рядом с Великобританией и Италией.

Все большая часть национальных экономик (но мере индустриализации и особенно постиндустриализации) непосредственно вовлекается в глобальную систему международной торговли. На основе расчета доли экспорта и импорта по отношению к произведенному ВВП выводится коэффициент вовлеченности страны в международную торговлю.

К общим тенденциям в послевоенной международной торговле можно отнести следующие:

  • в период после Второй мировой войны объемы мировой торговли значительно увеличились. Преимущества от таких новых форм торговли, как торговля услугами, нс сильно отличаются от преимуществ, создаваемых традиционной торговлей товарами;
  • значительной является выгода от региональной интеграции и процессов всемирной интеграции, когда перед торговлей групп стран были сняты многие протекционистские таможенные заслоны в рамках интеграционных.
  • реализация потенциальных выгод от международной торговли укрепилась в результате международной кооперации.
  • торговые раунды ВТО имели выдающееся значение в либерализации международной торговли.

Одним из способов оценить относительную важность международной торговли является сравнение стоимостных торговых потоков с общей экономической активностью. Во второй половине XX – первом десятилетии XXI в. рост мировой торговли опережал рост мирового производства продукции (рис. 6.2). Если в 1950 г. совокупность товарного экспорта всех стран составляла лишь 8% МВП, то в 2012 г. экспорт составил почти до 20% МВП, значительно снизившись в ходе глобального кризиса, а максимум был достигнут в 2007 г., когда он составил 20% МВП.

График на рис. 6.2 отображает непрерывный рост мировой торговли в послевоенные десятилетия. При этом темпы

Рис. 6.2.

роста превышают соответствующий рост мирового ВВП вплоть до 2008 г., затем график иллюстрирует падение; новый рост приходится на 2009–2012 г.

Рост объемов международной торговли сопровождался ростом объемов производства продукции, что объясняется, по крайней мере частично, открытием новых рынков и выгодами, получаемыми от международной торговой системы. Рост объемов мировой торговли отражает также уменьшение транспортных издержек, что способствует торговле; новые производственные процессы позволяют компаниям производить и собирать товары в различных странах; информационные технологии облегчают связь между покупателями и продавцами. Все это дает возможность торгующим странам находить преимущества за счет различий в сумме вложений в ресурсы и в отраслевой производительности разных стран.

Динамика международной торговли – наиболее чуткий барометр состояния мировой экономики в целом, движения капитала, системы международных финансов. Мировой рынок во многом формирует условия внешней торговли страны, оказывает мощное влияние на воспроизводственный процесс, способствует длительному экономическому росту или, наоборот, кризисному спаду и депрессии национальной экономики.

Еще одним структурным фактором, способствующим росту мировой торговли, является рост притока иностранного капитала в 1990-е гг. и первые годы XXI в. Этот ускоренный рост происходил и происходит ныне в обеих группах стран – развитых (особенно в "большой семерке") и развивающихся. При этом международный импорт в первые годы XXI в. превышает международный экспорт – в этом состоит его отличие от международной торговли 1980–1990-х гг. Однако в 2010–2012 гг. рост импорта замедлился вследствие низких темпов роста экономики и "размывания" среднего класса – основного потребителя импорта.

Спад начала XXI в. в экспорте и импорте трех ведущих экономических регионов мира – США, Евросоюза и Японии – сменился устойчивым подъемом с 2003 г., хотя и с разной динамикой: минимальный подъем наблюдался в Японии, слабый – в ЕС и достаточно активный – в США. Как свидетельствуют данные за 2004– 2007 гг., импорт и экспорт в развитых странах мира приобрели определенную устойчивость, их состояние было подорвано лишь глобальным кризисом, начавшимся в 2008 г., – отметим, что международная торговля по инерции динамично развивалась на всем протяжении 2008 г. Сильнейший спад мировой торговли произошел в 2009 г. Новый ее рост начался в 2010 г. и продолжился в 2011-2012 гг.

При этом особенностью происходящего роста мировой торговли до кризиса являлось то, что он развивался одновременно во всех центрах экономической силы мира, как традиционных – США, Евросоюзе, Японии, так и в новых – особенно в Китае, Индии, а также в наиболее крупных странах Латинской Америки, в частности Бразилии, Аргентине, Мексике, Чили и в Азии (АСЕАН). В этих странах приток капитала был более интенсивным, чем в любом другом регионе мира. Однако такие объемы притока капитала не могли иметь непрерывный и долговременный характер. Большие объемы внешних заимствований не покрывались соответствующим ростом товарного и иного экспорта, в результате возросли внешние долги. Как правило, в таких ситуация страна сталкивается с серьезным финансовым кризисом и приток в страну иностранного капитала (в разных формах) резко сокращается. Это, в свою очередь, оказывает дополнительное отрицательное воздействие на ее товарный экспорт, как это имело место в странах Латинской Америки и некоторых других странах "среднеразвитого капитализма" в 1980–1990-е гг.

Наконец, другая проблема структурных изменений, которая также оказала сильное воздействие на рост международной торговли, это расширение международных производственных сетей и рост интраиндустриальной торговли (прежде всего – рост производства и торговли таких товаров, как электроника, электротехнические товары и одежда). Эта область промышленного производства и торговли тесно связана с потоками капитала ТНК, их производственно-сбытовыми сетями ("третий рынок"). В них и развиваются вертикально-интегрированные связи, в том числе как следствие процессов либерализации международной торговли, а также потоков капиталов. Более подробная картина географии международных торговых потоков представлена ниже (табл. 6.3).

Приведенные данные в целом отражают реальную динамику движения международной торговли за последние

Таблица 6.3

Мировая торговля: динамика изменений стоимостных объемов экспорта и импорта групп стран*, 2000-2012 гг.

Группы стран

Объем экспорта, %

Весь мир

Развитые страны

Северная Америка

ЕС и др. Европа

Развитые страны Азии

Переходные страны

Юго-Восточная Европа

Латинская Америка и Карибы

Западная Азия

Юго-Восточная

Объем импорта, %

Весь мир

Развитые страны

Северная Америка

ЕС и др. Европа

Развитые страны Азии

Переходные страны

Юго-Восточная Европа

Латинская Америка и Карибы

Западная Азия

Юго-Восточная Азия

* World Economic Situation and Prospects, 2012; UNCTAD Outlook of statistics, 2012.

** 2012 – предварительные данные.

десятилетия. Китай – практически единственная страна, в которой не произошло существенного снижения ни экспорта, ни импорта, их общие объемы сохранились. Дело в том, что эта страна показала достаточно устойчивый экономический рост в условиях кризиса, который превысил 7,5% в 2008–2009 гг. и находился на уровне 8,5–9% в 2010-2012 гг.

География международной торговли в последние годы представлена в табл. 6.4 и 6.5.

Таблица 6.4

Главные мировые трейдеры: доли национального экспорта в мировом экспорте*

Страны н группы стран

Китай (без Гонконга)

* Eurostat, 01.07.2010: UNCTAD, 2012.

Таблица 6.5

Главные мировые трейдеры: доли национального импорта в мировом импорте*

Страны и группы стран

Китай (без Гонконга)

* Eurostat, 01.07.2010; UNCTAD, 2012.

Данные приведенных таблиц показывают, что главные международные торговые потоки определяет "четверка": ЕС, США, Китай и Япония. Напомним, что с начала 1960-х гг. и вплоть до начала XXI в., т.е. полвека, основные потоки международной торговли циркулировали между "Великой триадой": США – Западная Европа – Япония.

В первое десятилетие XXI в. "Великая триада", как видим, расширилась за счет Китая и преобразовалась в "Великий квартет".

Данные таблиц 6.3 и 6.4 показывают динамику мировой торговли на всем протяжении первого десятилетия XXI в.: если не иметь в виду двух внезапных спадов (-3,9% в 2001 г. и -23,9% в 2009 г.), мировая торговля показывала динамичный рост на уровне 17% в ежегодном исчислении. При этом одинаково высокими были темпы развития мировой торговли всех групп стран: развитых, развивающихся и стран с переходной экономикой, в том числе и в континентальном аспекте – Латинской Америки, Северной Америки, Африки, Азии и Европы.

При этом данные показывают необычайно высокую взаимосвязь и взаимозависимость всех групп стран от общих глобальных процессов: так, мировой кризис повлек за собой сокращение торговли повсюду, во всех группах стран со второй половины 2009 г.; но уже в 2010–2012 гг. они показывают рост, причем также во всех группах стран, хотя его темпы неодинаковы. В этом отражается высокий уровень синхронности процессов мирового производства и мировой торговли, высокий уровень вовлеченности стран мира в международную торговлю. Одновременно произошла сильнейшая дифференциация в составе развивающихся стран: выделилась группа в 20–25 стран, приближающихся по показателю вовлеченности в мировую торговлю к развитым странам мира.

В целом такие факторы, как "великая либерализация", вертикальная интеграция и рост потоков капиталов, способствовали быстрому росту международной торговли в большей степени, чем глобальное производство и рост корпоративной прибыли. Исторический опыт показывает, что глобальная торговая либерализация и глобальная экономическая интеграция являются важнейшими условиями торговой экспансии и обеспечения занятости населения, способствуют процветанию страны и повышению уровня жизни людей, аналогичным образом реализуется и эффект от ПИИ, что дает импульс быстрому экономическому росту и развитию человеческого потенциала и финансовой инфраструктуры. Все это в совокупности формировало общие условия, которые привели к созданию международной экономической системы, делающей акцент на полной занятости, экспансии мировой торговли и великой интеграции стран через либерализацию. Как следствие, происходит столкновение автономно развивающегося нового международного торгового процесса с ограничениями экономического роста в рамках прежних экономических институтов, т.е. то, что Шумпетером было названо "созидательным разрушением" (creative destruction). Снятие "меркантилистских импульсов" (элементов протекционизма), достижение полной международной торговой либерализации – это и есть путь к процветанию мировой экономики, более эффективной по сравнению с любым этапом ее развития в прошлом.

Подчеркнем, что рост международной торговли в новом тысячелетии происходит в зоне не только развитых, но и развивающихся стран. Объем международной торговли развивающихся стран в последнее десятилетие возрастал более высокими темпами по сравнению с темпами роста всей мировой торговли и мировой торговли развитых стран. Так, его физический объем в течение 1990-х гг. и в 2000–2012 гг. в среднегодовом исчислении составил более 8% по сравнению с ростом всей мировой торговли за этот период (7%) и ростом международной торговли развитых стран (6,5%).

Другая закономерность – мировая торговля обгоняет рост мирового производства, тем самым его стимулируя. Это общая, универсальная тенденция, хотя в 1980–1990-е гг. она действовала прерывисто, подвергаясь воздействию других факторов. Продолжала действовать она и в первое десятилетие XXI в., вплоть до кризиса, отражая, очевидно, более устойчивое явление, чем просто тенденция – скорее речь идет о тенденции, ставшей закономерностью.

производства (производительных сил), способствовала региональной и всемирной интеграции мирового хозяйства.

  • О гигантских масштабах мировой торговли свидетельствует то, что отношение мирового экспорта товаров и услуг к совокупному МВП составляет более трети (более 18 трлн долл.). В отдельные периоды рост мировой торговли обгонял по темпам рост МВП.
  • Особенно динамично возрастали товарные потоки между "Великой квадрильей", т.е. центрами экономической силы мира: США, Западной Европой, Японией и Китаем. В основе этого динамизма лежал рост ТНК с их филиальными компаниями, сети которых способствовали глобализации мировой торговли. Китай буквально взломал "Великую триаду", которая доминировала в мировой торговле около 50 лет.
  • Некоторые современные теории торговли и торговой политики все еще исходят из утверждения, что в современной торговле должна доминировать политика свободного предпринимательства (laissez-faire ) при минимальном государственном вмешательстве. Это нс представляется ни обоснованным, ни разумным – особенно в условиях, когда глобальный кризис показал несостоятельность теорий, основанных на этих идеях.
  • Новые явления требуют своего анализа, выявления закономерностей развития международной торговли в современных условиях, которые необходимо производить, опираясь на знания времен прошедших. В теории мировой экономики еще на заре капитализма появились разные воззрения. Так, меркантилистская теория торговли исходила из принципа активного торгового баланса страны (вывозить больше, чем ввозить) для обеспечения притока золота. Ее теоретики исходили из положения, что только золото является истинным богатством государства. Они также обосновали идею необходимости достижения активного торгового баланса, однако их приоритетом при этом являлись социальные и политические цели, направленные на удаление абсолютной власти монарха и недопущение свободной деятельности нарождающегося класса торговых предпринимателей.
  • Классики, в том числе А. Смит, разработали теорию абсолютного преимущества, которая утверждает, что потребители повысят свое благосостояние, если смогут приобретать товары по более низкой цене, чем произведенные в их родной стране. Для этого необходимы свободное предпринимательство (Freetrade) и свободная торговля, только тогда будут действовать законы экономики.
  • Теория абсолютного преимущества исходит из посылки, что страна может производить товары более эффективно благодаря естественному преимуществу, т.е. наличию сырья, благоприятному климату и т.д., или приобретенному преимуществу – передовые технологии, квалифицированная рабочая сила и т.д. Д. Рикардо, а затем К. Маркс развили теорию трудовой стоимости, в рамках которой международная торговля рассматривалась через затраты труда и их сравнение в других отраслях – теорию сравнительных преимуществ.
  • Теория торговли, основанная на размере страны, исходит из того, что поскольку страны с большими земельными пространствами располагают, как правило, разнообразными климатическими условиями и природными ресурсами, они способны к большей самообеспеченности, чем малые страны. Одновременно их производственные центры находятся на большем расстоянии от других стран, тем самым увеличиваются их транспортные издержки во внешней торговле.
  • Теория относительного преимущества основывается на посылке, что общий объем производства может быть расширен благодаря внешней торговле даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве некоторой продукции.
  • Теория соотношения факторов производства исходит из того, что соотношения доли земли, трудовых ресурсов и капитала как факторов производства обусловливают их сравнительную стоимость. Эти издержки, в свою очередь, предопределяют, какие товары страна сможет производить более эффективно и производительно, с наибольшей выгодой.
  • Теория жизненного цикла товара покоится на идее, что многие готовые изделия будут сначала производиться в странах, где эти товары были разработаны. Прежде всего, это промышленно развитые страны, такие как США. В течение жизненного цикла товара его производство стремится к большей капиталоемкости и перемещается в другие, менее развитые страны, постепенно снижая монопольную торговую прибыль, и, наконец, переносится в развивающиеся страны, где эти товары продолжают долгие годы приносить прибыли.
  • Теория подобия стран исходит из идеи, что большая доля объема внешней торговли приходится на торговлю готовыми изделиями между промышленно развитыми странами, поскольку в них имеются схожие сегменты рынков.
  • Современные теории международной торговли базировались на неолиберальных идеях неоклассического направления – монетарных концепциях макроэкономики. Они обосновывают необходимость полного устранения любых форм государственного вмешательства, которые должны быть заменены правилами ВТО и иными международными торговыми соглашениями.
  • При всем разнообразии теорий торговли существует одна общая особенность, свойственная всем теориям торговли, которая состоит в том, что они рассматривают выгоды и издержки мировой торговли на уровне стран, в то время как торговые решения принимаются на уровне фирмы. Фирмы могут заниматься поиском возможностей внешней торговли, чтобы использовать избыточные мощности, снизить издержки производства или распределить риск. Но в равной мере они могут и не участвовать во внешнеторговой деятельности по разным причинам (в том числе из-за незнания рынка, возможностей повышенного риска и т.д.).
  • В период длительного экономического цикла между двумя мировыми кризисами в первое десятилетие XXI в., в частности в период 2002–2008 гг., международная торговля развивалась высокими темпами как в целом, так и в ее отдельных звеньях. Более ускоренно развивалась международная торговля группы стран, расположенных на разных континентах и развивающихся в разных условиях: Китая, Индии, Бразилии и России. Эта группа стран смогла использовать свои естественные и относительные преимущества, и, соответственно, дать сильный импульс для выгодной продажи своих товаров на мировых рынках. В то же время основной массив развивающихся стран по-прежнему втянут в мировой обмен через поставки ограниченных товарных групп, рост которых имеет свои пределы.
  • Другое сильное видоизменение в конфигурации глобальных торговых игроков – это превращение "Великой триады" в "Великую квадрилью" за счет присоединения Китая. Хронологически данная трансформация окончательно произошла в период мирового финансово-экономического кризиса 2008–2010 гг.
  • Развитые страны теряют лидерство в международной торговле в пользу развивающихся стран. Это связано в основном с тем, что более конкурентоспособные страны отвоевывают рынки, на которых ранее доминировали компании из развитых стран. В результате компании из быстро растущих развивающихся стран отвоевывают торговые позиции у компаний США, ЕС, Японии и успешно конкурируют с ними на мировых рынках.