Пинхол от а до я. Пинхол камера из спичечного коробка

Пинхол – это самая простая конструкция, которая позволяет при помощи камеры получать изображение. Технология заключается в том, что перед светочувствительным элементом вместо объектива устанавливается заглушка с отверстием в середине. Диаметр отверстия составляет около одного миллиметра. Свет проникает сквозь отверстие и равномерно распределяется во все стороны. Из-за того, что отверстие очень маленькое, светочувствительный элемент не засвечивается сразу. При помощи такой конструкции не получить чёткого изображения, но очертания объектов и отдельные элементы видны очень хорошо, так что даже людей можно различать на фотографиях.

Пинхол – это очень хорошая технология для креативных фотографов и тех, кто просто ищет новые фотографические приёмы.

Камера, работающая по технологии пинхол, существовала до появления фотоаппаратов с объективами. Первый снимок на пинхол-камеру был сделан в 1545 году астрономом Геммой Фрисиусом. В XIX столетии начали появляться камеры, которые в XX столетии были вытеснены более продвинутыми моделями с линзовыми объективами. Начиная с 1960 годов о технике пинхол снова вспомнили.

Принцип работы камеры пинхол

Свет, проходя через маленькое отверстие попадает на светочувствительную бумагу или плёнку. При этом оно переворачивается. Техника пинхол подобна работе современных камер или человеческого глаза с одним лишь отличием. Свет не фокусируется на плёнке при помощи линз. Из-за этого изображение получается размытым.

Качество изображения может зависеть от размера отверстия. Слишком маленькое не позволит получить достаточно чёткий рисунок, а слишком большое сделает его сильно размытым. Трудно назвать оптимальный размер скважины. Он должен быть в пределах 0,5-1 миллиметра в диаметре. Также на чёткость снимка влияет точность краёв отверстия. В современном производстве используется лазер.

Изготовление пинхол-камеры

Лёгкость в изготовлении такой камеры позволяет делать её самостоятельно. Камеру можно сделать из алюминиевой банки, картонной коробки или даже спичечного коробка. Опыты показывают, что самые практичные камеры получаются из спичечных коробок.

Пинхол из коробка

Для изготовления такой камеры понадобится некоторое количество материалов:

  • Коробок от спичек
  • Фольга
  • Картон
  • Изолента
  • Нож или ножницы

На верхней части коробка проделывается достаточно большое отверстие диаметром 5-10 мм. Размер не имеет значения, так как оно тут же заклеивается фольгой. Прикрепить фольгу можно любым способом. Главное, чтобы не проникал свет. В фольге делается тоненькое отверстие иглой. Не забываем о диаметре. Игла должна быть тонкой.

Теперь нужно сделать затвор, чтобы плёнка не начала раньше времени воспринимать свет. Его можно изготовить из картона. Это должен быть простая заглушка, которая будет закрывать отверстие.

Внутри коробка укладывается предварительно обрезанная плёнка. Делайте это в полной темноте, чтобы не засветить. В наличии всего один кадр, после чего придётся перезаряжать камеру.

Чтобы получить кадр, нужно закрепить камеру к устойчивой поверхности и отодвинуть затвор, освободив путь свету к плёнке через отверстие. Длительность экспозиции составляет обычно от 3 до 10 секунд. Это зависит от размера отверстия, светочувствительности плёнки и освещения в месте съёмки.

Для самостоятельного изготовления камеры пинхол можно воспользоваться приложениями для смартфонов:

Пинхол на цифровой камере своими руками

Плёнка – это интересно, это дань прошлому, но сейчас мало кто захочет заниматься проявкой и печатью фото. Из молодых фотографов мало кто умеет это делать. Цифровые камеры работают так же как плёночные с одной лишь разницей. Светочувствительный элемент электронный. Вместо коробка мы можем использовать свой фотоаппарат. Вместо объектива нужно закрепить на байонете диск из толстого картона с отверстием, наклеенной фольгой и дырочкой от иглы. В качестве затвора будет выступать родной затвор камеры.

Маленькая хитрость: двигая положение отверстия относительно сенсора можно получить различный угол обзора. Это равносильно изменению фокусного расстояния. Если утопить отверстие внутрь камеры, то угол обзора станет шире, а если выдвинуть вперёд, то он будет уже, но только приближения не произойдёт, как при использовании оптики.

Меня давно интересуют различные фотографические процессы и пинхол в частности,
поэтому решила сделать с друзьями мастер-класс по этой теме. В процессе которого мы сделали из банок камеры и пофотографировали ими.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Что такое фотография? фото - от др.-греч. фото/фотос - свет, граф - пишу.
Так и есть, все что мы видим - это свет, отраженный от предметов. В фотографии свет(изображение), проходя через объектив попадает на светоулавливающий элемент(раньше пленка, а сейчас матрица).

Но как свет попадает в объектив? Это кажется совершенного логичным, поскольку наш глаз видит по тому же принципу.

Все замечали, что зрачки становятся больше в темноте и уменьшаются при ярком свете, подобно диафрагме? =D

Леонардо да Винчи в 16-ом столетии дал описание эффекта: "Когда изображения освещенных объектов проходят через маленькое круглое отверстие в очень темную комнату..., Вы будете видеть на бумаге все те объекты в их естественных формах и цветах"

Благодаря этому свойству света была изобретена революционная вещь, послужившая основой для создания фотоаппарата - камера обскура.

Способность крошечного отверстия формировать изображение бала известна тысячи лет назад кочевым племенам Северной Африки, которые жили в палатках из кож животных. Крошечное отверстие в палатке проецировало изображение снаружи.

Камера обскура (лат. camera obscūra «тёмная комната») - простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.

Наблюдать этот эффект, как делали древние философы и ученые, мы можем и в своей комнате . Для этого нужно затемнить комнату(заклеить окна светонепроницаемым полиэтиленом) и сделать небольшое кругое отверстие. И наслаждаться проекцией перевернутого вида из окна на своей стене. Очень красивую серию фотографий на эту тему сделал Абелардо Морелл:


Видео иллюстрирующие процсесс и сам эффект

Художники использовали камеру для правильной передачи перспективы, сначала как рисовальные "комнаты",
позднее появилась портативные (и не очень) рисовальные камеры обскуры из дерева, с простейшим объективом для улучшения резкости, зеркальцем переворачивающим изображение,и стеклом, на которое клалась бумага. Такой большой видоискатель =)



Рисовальные камеры пользовались огромной популярность и их разновидностей существовало бесчисленное множество.
Вот, панорама нарисованная по частям, с использованием камеры.

В прошлом обскура использовалась для изучения затмений. Иллюстрация камеры обскуры астронома Гемма Фрайзуса De Радио. Он использовал крошечное отверстие в затемненной комнате, чтобы изучить солнечное затмение 1544 года.

Этот же эффект можно наблюдать во время затмения в тенях от листвы деревьев и других предметов с отверстиями =D

Но вернемся к пинхолу. (англ. pin - иголка, hole - отверстие)
Это простейший фотоаппарат без объектива и каких либо линз - что дает 2 преимущества - отсутствие искажения и бесконечную резкость. То есть нет возможности сфокусироваться и чем-то одном.

Есть несколько способов фотографированя - на пленку, сразу на бумагу или же сделать пихол из цифрового фотоаппарата.

СЪЕМКА СРАЗУ НА БУМАГУ

Я с друзьями остановилась на втором способе, поскольку он проще и интереснее.
Что для этого нужно?

СБОРКА ФОТОАППАРАТА

1) банка - наш фотоаппарат.
Есть много банок и от этого зависит сам результат. Если использовать коробку и расположить бумагу параллельно отверстию, кадр получится правильным по пропорциям, как он есть.

Если же скручивать бумагу, использую круглые, конусообразные банки - изображение исказится.
Такие пинхол камеры называются анаморфы.

выбор банки сильно влияет на то, что в итоге получится. Влияет не только форма но и расстояние от отверстия до бумаги.

Итак, у нас было 2 таких банки-анаморфа (крайне удобные!)

и две без крышек, крышки пришлось делать.

Банка красится внутри черным, чтобы стенки не отражали свет. Проделывается отверстие около сантиметра либо в крышке, либо в стенке(в него затем вклеиться пластинка с более мелкой дыркой-объективом). Мы сделали отверстия сверху, посередине крышки. Так же отверстие может быть не одно, а несколько.

Теперь само отверстие для съемки. Примерный размер отверстия должен быть около 0,3 мм. Для него нужна очень тонкий кусочек металла. Чем тоньше,тем лучше будет качество снимка. Самое подходящее - снять металлическую фольгу с греющей свечки. Так же можно использовать более тонкую фольгу, главное суметь проделать в ней аккуратную дырку =Р

Точный оптимальный размер отверстия для каждой камеры вполне можно рассчитать по формуле, предложенной английским физиком и нобелевским лауреатом лордом Рейли (Rayleigh) в 1891 году. Она учитывает волновые свойства света и размеры камеры. По этой формуле до сих пор рассчитывают практически все пинхолисты мира.

D = K * √F * λ

D — диаметр отверстия,
K — коэффициент = 1.9
F — фокусное расстояние, в данном случае это расстояние от отверстия до пленки
λ - длина волны света = 0,00055

Вырезаем пластинку и аккуратно проделываем в ней отверстие тонкой иглой, прокручивающими движениями ровняем края отверстия(нужно добиться идеального круга), шлифуя выпирающие неровности мелкой шкуркой.

Как только все нас устраивает (пластинка гладкая, тонкая и отверстие аккуратное и ровное),
можно приклеить наш "объектив" изнутри к банке.

Последнее это затвор. Можно придумать сложный затвор из системы картонок, а можно просто приклеить кучек бумаги на скотч. Главное чтобы закрывал дырку и удобно открывался,особо не сотрясая банку.

Готово! Снимать уже можно, но нужно иметь фотобумагу и химикаты для проявки + красное освещение.

ПРОЯВКА

Бумага - мы взяли сильноконтрастную глянцевую бумагу, высушиваемую в домашних условиях.
Химия - Проявитель и фиксаж Кодак (разбавляются по инструкции, многоразовые)
Ванночки - 2 шт. + ванночка для промывки с проточной водой и окончательной промывки.
Красная лампа - можно самостоятельно изготовить красный "абажур", можно купить красную лампочку, можно купить и покрасить простую лампочку. Главное чтобы цвет был теплый темно-красный.

Процесс проявки я рассматривать не буду, если интересно, то можно так же сделать отдельный пост.

СЪЕМКА

В темной комнате при красном свете(или в абсолютной темноте) вырезаем фотобумагу по форме банки и помещаем внутрь. Лучше предварительно вырезать из простой бумаги нужный размер под банку. В нашем случае бумага скручивалась и закрывала все стенки - это дало удивительный эффект панорамной бесконечности.

Закончив подготавливать банки, мы с ребятами пошли во двор и поставили экспонироваться их в разные места, какие показались нам достаточно интересными. Поскольку было пасмурно, нам пришлось оставить банки на 7-10 минут. (в основном повтыкали в сугробы Х)) При солнечной погоде экспонирование может составлять меньше минуты. Но все это уже проверяется в процессе, поскольку зависит и от отверстия и от банки и от пейзажа.


Пинхол (от англ. pinhole), cтеноп — это простейший безлинзовый фотоаппарат, представляющий из себя коробку из светонепроницаемого материала с отверстием диаметра менее миллиметра. Практически это камера-обскура с плёнкой.

Принцип работы пинхола парадоксально прост и основан на законе прямолинейного распространения света. Лучи света, отраженные от объекта съемки, проходят через крохотное отверстие в стенке камеры и создают перевернутое изображение на чувствительном к свету носителе. в качестве носителя может выступать обыкновенная фотопленка, фотобумага, и даже цифровая матрица. Чем меньше размер отверстия, тем резче будет полученное изображение (размер отверстия фактически соответствует размеру пятна нерезкости на носителе). Однако при слишком маленьких отверстиях свет, согласно законам дифракции, будет огибать отверстие и резкость снова понизится. Оптимальный размер отверстия, в зависимости от размеров носителя - от миллиметра до нескольких десятков микрон. Исторически отверстие проделывалось тонкой иглой в металлической фольге (отсюда и название камеры: "pin" - острие, "hole" - отверстие). В современных пинхолах отверстие обычно прожигается лазером, что позволяет точно контролировать диаметр и получать абсолютно ровные края.

Свет, распространяясь прямолинейно во всех направлениях от отверстия, дает изображение, одинаково сфокусированное в любой точке пространства. Поэтому для пинхола формально не существует фокусного расстояния - фотографический носитель можно поместить на любом расстоянии за отверстием. Более того, носитель не обязан быть плоским - он может быть цилиндрическим, сферическим, и т.п. Вогнутый в сторону от отверстия носитель даже обладает преимуществом - уменьшается падение освещенности по краям кадра, так как свет в этом случае проходит одинаковое расстояние и до центра и до края кадра. Чтобы привязать параметры изображения пинхола к параметрам обычных линзовых камер, за фокусное расстояние обычно принимается расстояние от отверстия до носителя. Т.е пинхол с расстоянием до носителя 50 мм и размером носителя 6x6 см будет формировать изображение с примерно такими же перспективой и углом обзора, как широкоугольный 50мм объектив на среднеформатной камере. Простым удалением или приближением носителя изображения к отверстию можно получить сверхширокоугольную камеру, можно - "штатник", а можно и "телеобъектив".

Техническая простота пинхола дает простор для экспериментов по самостоятельному конструированию камер из самых неожиданных материалов. Известны пинхол-камеры, созданные из банок от пепси-колы, кассет от 35-миллиметровой пленки, обувных коробок, бочек, холодильников, фургонов… Поскольку никаких технических ограничений на размер камеры не существует, пинхол может занимать целую комнату. В одной стене комнаты создается отверстие, на противоположную стену проецируется изображение. Такие гигантские камеры неоднократно создавались в ходе художественных выставок, будучи одновременно и средством фиксации изображения, и арт-инсталляцией и наглядным пособием. Зрители могли находиться как снаружи такой камеры, так и заходить внутрь нее. Для проявки изображений размером 2x32 метра, созданного одной из таких невероятных камер на рулоне фотобумаги (Simon Read, Roundhouse, London, конец семидесятых), была создана специальная бригада рабочих, вооруженная ведрами с проявителем и губками!
Изображение, формируемое пинхолом, обладает уникальными особенностями, отличающими его от линзовых камер. Первая, из них, наиболее бросающаяся в глаза - отсутсвие понятия "глубина резкости". Как уже упоминалось выше, пинхол дает сфокусированное изображение на любом расстоянии от отверстия. Но это правило распространяется не только на изображение за отверстием, на и на изображение перед ним. Объекты, расположенные в нескольких сантиметрах от пинхола и объекты на линии горизонта будут переданы одинаково резко! Эта особенность открывает перед фотографом совершенно неожиданные творческие возможности, недоступные для линзовых камер. Понятия "далеко" и "близко" исчезают, сливаясь в одну цельную картину. Больше нет разделения по планам, муравей под ногами и дерево на вершине горы живут в кадре на равных правах. Такое изображение с бесконечной глубиной резкости соответствует тому, как мы смотрим на мир глазами, постоянно перефокусироваясь на объекте внимания.

Другая особенность пинхола - отсутствие каких бы то ни было искажений. Хроматические и сферические аберрации, астигматизм, все эти болезни линзовых камер, с которыми уже второе столетие борются конструкторы, пинхолу просто не присущи. Да, как это ни парадоксально, для получения совершенного изображения не нужны ни десятки оптических элементов, ни стекла с аномальным рассеянием, ни асферические линзы. Надо всего лишь... упростить конструкцию до абсолютного минимума. Особенно ярко эта особенность проявляется при съемке сверширокоугольным пинхолом. Можно получить неискаженное изображение с охватом, который достижим только для "фишай" объективов.

Последняя, но визуально самая важная особенность - рисунок изображения. Говорить о рисунке изображения пинхола не совсем правильно, поскольку пинхол передает реальность как она есть, не привнося ничего от себя. Любые, даже самые совершенные объективы, искажают реальность, преломляя ее через многочисленные линзы. Объектив активно "рисует" изображение, делая его таким, каким хотел конструктор, привнося в результат собственное "Я". Пинхол просто отсекает лишние рассеянные лучи, никак не вмешиваясь в формирование изображения. Пинхол дает настоящую, истинную картину мира, какой ее наверное видит только сам Творец...
Изображение, формируемое пинхолом, не похоже на рисунок ни одного из современных объективов. Если попытаться отыскать аналогии, то ближе всего к пинхолу окажется рисунок монокля, еще одного образца оптической простоты. Рисунок пинхола такой же мягкий, но более строгий, без того буйства светов, которым славится монокль. У пинхола получается как бы немного отстраненное изображение, лишенное излишней конкретики и бьющей по глазам резкости современной оптики. Примерно таким же мы видим изображения в наших воспоминаниях, поэтому рисунок пинхола у многих подсознательно ассоциируется c понятием "вечность".
Техника съемки пинхолом сильно отличается от техники съемки современными камерами. Всей своей сущностью он противостоит методике "увидел, нащелкал, и пошел дальше", так распространившейся после появления цифровых камер. Через крохотное отверстие не может пройти много света. У пинхола очень маленькое эквивалентное значение диафрагмы. На практике это означает, что с выдержками короче секунды придется попрощаться раз и навсегда. Отсюда - непременное использование штатива, съемка с рук даже не обсуждается. В пасмурные дни или вечером выдержка может доходить до получаса и больше. Съемки в вечернее время требую особого внимания, поскольку за время экспозиции освещенность может упасть в несколько раз. Можно попасть в ситуацию, когда затвор надо открыть днем, а закрыть уже ночью, это надо учитывать при расчете экспозиции. Движущиеся люди и машины при таких выдержках совершенно не мешают, их просто не будет видно. При съемке в условиях искусственного освещения можно открывать затвор, оставлять свет включенным и идти спать. К рассвету кадр будет проэкспонирован.
Взаимоотношения пинхола и времени вообще очень интересны. Человек визуально воспринимает мир короткими отрезками, в течение которых удерживается взгляд на одном объекте. Пинхол никуда не переводит взгляд и честно фиксирует все, что происходило в кадре за время экспозиции. Более того, события накапливаться в кадре и суммируются друг с другом. На пинхол-фотографиях можно увидеть как плывут облака, как поворачиваются вслед за солнцем растения, как движутся звезды на небе. Перед фотографом открывается новое неисследованное измерение, совершенно не замечаемое в обычной жизни - измерение времени. Время становится осязаемым, оно начинает жить в каждой фотографии. Это не те доли секунд, которые обычно эксплуатируются при спортивных съемках или съемках с проводкой. Работая с пинхолом, фотограф имеет дело с настоящим временем, с минутами и часами, переходящими в вечность.

Пинхол как инструмент познания мира.
В ускоряющемся современном мире у фотографа остается все меньше возможностей для диалога с объектом съемки. Цифровые камеры дарят оперативность и технические преимущества, одновременно отодвигая объект все дальше от фотографа. Фотограф часто смотрит уже не на оптическое изображение объекта, а обработанную и пикселизированную его копию. Процесс съемки сводится к выбору той или иной встроенной возможности камеры и ее механистической активации, взаимодействие с объектом вне рамок интерфейса камеры практически исключено. Таинство, волшебство фотографии исчезают, исчезают и связанные с ними удивительные открытия и творческие прозрения. Работа с пинхолом позволяет вернуться к истокам фотографии, временам прямых и честных взаимоотношений фотографа с реальностью. Пинхол, с его правдивой и неспешной фиксацией изображения, убирает барьеры между фотографом и объектом съемки и заставляет поддерживать тесный, даже немного мистический контакт с действительностью. С пинхолом фотограф остается практически один на один с Творцом, между ним и окружающим миром нет ничего лишнего, ни линз, ни видоискателей, ни сложной механики, ни интеллектуальной электроники. В руках фотографа только заслонка затвора и рукоятка перемотки пленки. Так мало и одновременно так много...

И ещё очень полезный и познавательный

Сегодня расскажем и покажем как сделать простую пинхол камеру из спичечной коробки. Это - самое простое, что можно сделать в домашних условиях. В этой статье процесс изготовления такой камеры расписан по шагам, так что трудностей возникнуть не должно...

Для этого вам понадобится:

Спичечный коробок!
- Новая 35-мм пленка. Подойдет пленка любой чувствительности, но рекомендуем пленку чувствительностью 100 или 200;
- Пустая катушка 35-мм пленки, с торчащим куском обработанной пленки (спросите в вашей местной фотолаборатории, у них этого добра много и они обычно их выбрасывают);
- Немного тонкого картона (коробка из под пленки прекрасно подойдет);
- Пустая жестяная банка;
- Черная изоляционная лента;
- Пластиковая спираль, или небольшой кусок тонкого, изогнутого пластика;
- Тонкая швейная игла или булавка;
- Ножницы;
- Острый нож, резак;
- Черный маркер.

Удалите внутреннюю часть лотка спичечного коробка. Отметьте квадрат размером 24mm точно в центре лотка. Если вы снимать на стандартный формат, то вырежьте прямоугольник размером 36мм х 24мм. Аккуратно вырежьте рамку острым ножом, следя за тем чтобы края оставались ровными. Имейте ввиду что любые острые углы и остатки волокон отпечатаются по краям каждой фотографии.

Для уменьшения внутреннего отражения в камере (бликов), закрасьте лоток маркером в черный цвет.

Попробуйте закрасить коробку также изнутри.

Точно в центре коробки, отметьте квадрат размером 6мм. Вырежьте эту площадь и края как можно более аккуратно, чтобы не осталось остатков волокна.

Вырежьте из куска алюминия, квадрат размером около 15мм. Положите алюминивый квадрат на кусочек толстого картона. Тонкой швейной иголкой или булавкой, плавно нажмите на центр алюминия. Медленно прокручивая иглу между пальцами, аккуратно проделайте дыру в металле. Не надавите слишком сильно, нужно сделать так чтобы игла пробила очень маленькое отверстие с чистыми и аккуратными краями.

Идеальный диаметр отверстия составляет около 0,2 мм. Меньше этого тоже допустимо, но больше 0,2 мм приведет к ухудшению резкости изображения.

Покрасьте внутреннюю сторону металлического квадрата также в черный цвет.

Поместите кусочек алюминия на коробке так, чтобы отверстие приходилось точно по центру квадратного отверстия в верхней части коробки.

Приклейте алюминий к коробке иcпользуя изоляционную ленту.

Делаем затвор. Вырезаем два куска тонкого картона, площадью около 32мм, и прямоугольник размером примерно 25 х 40 мм. В центре квадратного куска картона вырезаем квадрат площадью 6мм.

Приклейте кусочек ленты к прямоугольному картону, чтобы изолировать свет.

Поместите квадратный отрезок над отверстием и заклейте лентой с трех сторон, оставляя щель в верхней части, чтобы прямоугольный затвор мог свободно скользить.

Убедитесь в том, что затвор можно свободно сдвигать вниз.

Делаем кликер. Кликер нужен для того, чтобы знать насколько прокручивать пленку для следующего кадра. Вам нужен достаточно жесткий, упругий и изогнутый пластик. Отрежьте одну петлю из спирали.

Возьмите новую катушку пленки. Разместите кликер так, чтобы он свободно входил в перфорацию пленки.

Надежно заклейте катушку. Проверьте кликер, осторожно потянув немного пленки. Кликер должны плавно скользить по задней части пленки и издавать щелчок вовремя попадания в перфорацию пленки. Если этого не происходит то стоит удалить ленту и попробовать заного немного передвинув кликер.

Загружаем пленку. Во-первых стоит отрезать лидер от пленки.

Вытяните немного пленки и протяните его через спичечный коробок эмульсионной стороной (не блестящей) вверх.

Используя клейкую ленту соедините край пленки с краем пленки пустой катушки. Постарайтесь убедиться, что края стыкуются вместе и что пленка может легко переходить в пустую катушку. Убедитесь в прочности соединения.

Вставьте лоток обратно в коробку.

Соберите пленку в катушку так, чтобы края плотно прилегали к коробке. Убедитесь в том что, катушка и коробка прижаты наглухо и не видно пленки и зазоров.

Теперь следует сделать коробку светонепроницаемым.

Заклейте все края черной изолентой как показано на фотографиях. Обратите внимание на концы каждого из барабанов. Желательно наложить два слоя ленты.

Вот и все! Камера готова к использованию. Убедитесь, что затвор закрыт. Чтобы перемотать пленку (перейти на новый кадр), прокручивайте приемную катушку против часовой стрелки. Следите за щелчками. Сосчитайте 6 щелчков для каждой фотографии при использовании рамки 24мм и 8 щелчков при использовании размера кадра 36х24 мм. НЕ пытайтесь перемотать пленку обратно в катушку при вставленном кликере, можете порвать пленку.

Как снимать? Пинхол камера "Спичечный коробок" (Matchbox) имеет число диафрагмы равная f90. Нет необходимости в точном замере экспозиции. Можете использовать следующие параметры в качестве приблизительного ориентира при пленке ISO 100 или 200.

На улице солнечную погоду: 1 или 2 секунды
На улице в облачную погоду: 5 секунд
В помещении, нормальное освещение комнаты: 5 - 10 минут

Специально для Радоживы и для всех читателей статья о том, как фотографировать на консервную банку . Да, именно на консервную банку можно фотографировать, и это еще раз доказывает, что , а не какими средствами.

И так начнем. Нам понадобится, конечно же, консервная банка, содержимое можно скушать самому, либо угостить кошку, собачку и еще несколько простых вещей. В чем суть? Суть в том, что можно попытаться сделать пинхол (pin – острие, hole – дырка).

Вид пинхола на камере. Объектив «консервная банка»

Как делать:

  1. Нужно взять твердый материал, желательно что-то железное и чем толще будет металл, тем лучше.
  2. Сделать там маленькое отверстие. В идеале, отверстие должно быть сделано в прочном черненном материале лазером с диаметром меньше 0,15мм. Чем меньше диаметр отверстия — тем, в большинстве случаев, будет резче изображение.
  3. Нацепить полученный кусочек материала с отверстием вместо объектива на камеру.

Как сделал я :

Отрезал донышко консервной банки, прочертил две линии. Пересечение линий дало точный центр. В центре маленьким шурупом пробил маленькое отверстие. Иголкой выровнял края отверстия. Зачернил отверстие маркером . Посадил крышку на хвостовик КП-А\Н с помощью клея, чтобы он сел на камеру. Чуть изогнул края банки. Нацепил на камеру. Во время съемок была везде 30 секуд. Вспышка работала в режиме стробоскопа 30 импульсов по 1\16 мощности .

Недостатки установки :

  1. В силу малого диафрагмового числа на матрице будет видны почти все пылинки и любая грязь.
  2. Установка требует как физических так и интеллектуальных усилий, чтобы ее собрать, а потом пользоваться.
  3. Низкий контраст и детализация картинки.
  4. Невозможность фокусироваться. Причем, это означает, что до спуска затвора не видно в видоискатель компоновки кадра.
  5. Длительность процесса. Без вспышки такая установка требует нескольких минут .
  6. Для съемки нужна сама камера (body). Можно сделать и пленочный вариант без камеры, но это чуть сложней.

Вот, что получилось в миниатюрах:

Достоинства установки :

  1. Дешевизна . Объектив класса pinhole я сделал дешевле, чем за 1.у.е, консервы нынче дешевые.
  2. Никакого искажения перспективы . Так как в установке нет линз, нет и искажений.
  3. Огромная ГРИП (глубина резкоизображаемого пространства). Чем больше значения диафрагменного числа, тем большая глубина резкости. В данном случае можно добиться огромной ГРИП, так как в пересчете на значения получим где-то F40-F90.
  4. Патриоты любой страны могут пользоваться объективом произведенным именно на их родине. Вряд ли сейчас можно найти объективы, которые делают в Украине, но вот консервные банки очень популярны. Потому, можно гордо дописать Made in Ukraine или в любой другой стране и иметь уникальный объектив. Но, а если шутки отбросить в сторону, то доступность такой установки .

Особенности, на которые стоит обратить внимание :

Пинхол можно посадить на кольца для макросъемки, тем самым сделав угол обзора уже и добиться более длинного фокусного расстояния, либо наоборот, утопить в байонет поближе к зеркалу, сделал угол шире. Самый простой способ сделать пинхол – это просверлить крышку байонета для камеры. Я посадил кусок металла от консервной банки на хвостовик КП-А\Н, который валялся у меня без дела. Чем меньше дырочка — тем будет резче изображение, правда, тоже, до определенного предела. На глаз у меня получилась дырка диаметром в 0.5мм, но и это слишком много. В конце работы, я чуть расширил отверстие и получил вообще смазанные кадры.

Так что после прочтения данной статьи, можете быть твердо уверенными, что снимать можно даже на консервную банку, правда добиться хорошего результата будет сложновато.

Вывод :

Пинхол (камера-обскура) – интересный и очень дешевый вариант самого простого объектива с которым можно проводить фото эксперименты. Его не обязательно делать из консервной банки . Такого рода эксперименты дают понимание о работе камеры в целом и служат хорошим уроком начинающим фотографом. Да и сказать кому-то, что можно снять на консервную банку… не поверят ведь.

Буду признателен за +1, твит или лайк. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.