О порядке формирования и распространения официальной. Статистическая группировка и сводка

В условиях планово-административной экономики в нашей стране (до 1991 г.) основной формой статистического наблюдения была обязательная статистическая отчетность, которая представлялась всеми предприятиями и организациями и включала большое число форм с огромным количеством показателей. При этом формы отчетности и показатели имели отраслевую привязку.

Статистические отчеты в установленном законом порядке составлялись каждым предприятием и направлялись в вышестоящие органы - в объединения, главные территориальные управления, которые, обобщив статистические данные, направляли в свою очередь отчетные документы в соответствующие министерства и ведомства, а последние представляли отраслевые сведения в центральный статистический орган. Другим направлением являлось представление статистической отчетности в местные районные, городские, а затем областные, краевые органы статистики, которые в свою очередь представляли обобщенную отчетность в республиканские органы, из которых она поступала в центральный статистический орган.

Такой способ получения статистической информации был обусловлен экономической идеологией того времени: централизованная система планирования сверху вниз (Госплан - министерство - объединение - предприятие) требовала соответствующей отчетности о выполнении плановых заданий. Кроме того, принцип планирования от достигнутого уровня предполагал ответственность за представляемые данные, а наличие лишь государственной формы собственности позволяло контролировать своевременность представления статистической отчетности и достоверности ее данных.

Проводились и специально организованные наблюдения в виде переписей и обследований преимущественно по тем направлениям, которые не охватывались отчетностью, например бюджетные обследования. Но статистическая отчетность давала все же основной объем данных, необходимых для планирования и управления экономикой.

Рыночные преобразования российской экономики и введение в России принятой в международном сообществе системы национальных счетов (СНС) существенно изменили условия работы статистических органов. Появилось огромное число мелких предприятий различных форм собственности, занимающихся различными видами деятельности; полная финансово-хозяйственная самостоятельность предприятий и организаций привела к снижению ответственности за представление статистической отчетности и достоверность ее данных. Значительные объемы неформальной деятельности, сокрытие объемов производства с целью недоплаты налогов еще более снижают объективность социально-экономических показателей, получаемых на базе статистической отчетности. Это определило необходимость изменения принципов организации статистического наблюдения.

Совершенствование организации статистического наблюдения в России на современном этапе осуществляется на основе концептуальных положений федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997-2000 годах». Важнейшими положениями этой программы являются следующие:

§ разработка и ведение многоцелевого Единого государственного регистра предприятий и организаций;

§ переход на статистику предприятий;

§ сокращение отчетности и введение унифицированных форм текущего статистического наблюдения;

§ использование сплошного статистического наблюдения только по крупным и средним предприятиям и выборочного - по малым предприятиям;

§ совершенствование методологии и практической организации выборочных обследований;

§ проведение переписей;

§ организация мониторингов по важнейшим направлениям экономических и социальных процессов;

§ разработка комбинированных методов статистического наблюдения (сплошных и выборочных обследований, переписей, мониторинга и др.);

§ разработка информации на основе сбалансированного использования данных государственной, ведомственной статистики и научных дорасчетов;

§ организация «сквозной» технологии получения информации.

Переход от отраслевого принципа получения статистической информации к статистике предприятий предполагает прежде всего ведение Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО). В регистре по каждому хозяйствующему субъекту имеются сведения о его юридическом и фактическом нахождении, отраслевой принадлежности, основных экономических характеристиках (объеме продукции, стоимости основных средств, численности работающих и Др.). На основе ЕГРПО создаются и ведутся субрегистры. Разработан и ведется субрегистр малых предприятий, создается регистр строительных организаций, субрегистр организаций розничной и оптовой торговли и др.

Субрегистры являются основой формирования генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, представляющей собой перечень действующих юридических лиц, их представительств и филиалов. Создание генеральной совокупности позволит обеспечить методологическую основу для перехода к интегрированному принципу сбора информации и проведению статистического анализа по сопоставимому кругу объектов.

В субрегистры постоянно вносятся изменения: исключаются ликвидированные единицы, уточняются данные об имеющихся предприятиях, отмечаются все происшедшие по ним изменения, дополнительно вносятся вновь организованные предприятия. Следует отметить, что в каждом регистре имеется значительное число неработающих предприятий, для их выявления и уточнения других данных используется бухгалтерская отчетность, данные Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства внутренних дел и др.

Ведение субрегистров позволит обеспечить полноту и достоверность совокупности объектов статистического наблюдения. ЕГРПО и субрегистры используются для формирования выборочных совокупностей в выборочных наблюдениях, в то же время сами регистры служат источником статистических данных.

Важнейшим направлением совершенствования статистического наблюдения является переход на унифицированные формы федерального государственного статистического наблюдения, введенные с 1998 г. Показатели, включенные в унифицированные формы, применимы для любых предприятий и организаций. Данное направление является новым в системе государственной статистики, базируется на основных принципах статистики предприятий и предполагает применение новых технологий для обработки статистической информации.

Внедрение унифицированных форм текущего федерального государственного наблюдения осуществляется с применением сквозной технологии обработки данных (на основе каталога статистических показателей и электронных версий форм) и позволяет создать базы данных первичной информации на федеральном и региональном уровнях при максимальной сопоставимости всех информационных ресурсов.

Унифицированные формы статистического наблюдения включают: форму № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия», № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организаций», форму № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Форма № 1-предприятие дает сведения о юридическом лице; о распределении уставного фонда, взносах иностранных юридических и физических лиц в уставный капитал по странам-партнерам, об организационной структуре юридического лица, сведения об отгрузке товаров и услуг, затратах на производство и реализацию продукции, инвестиционной деятельности, о видах экономической деятельности в отчетном году, а также о территориально обособленных подразделениях юридического лица. Данные этой формы представляют комплексную характеристику деятельности предприятия и дают возможность проводить структурное обследование. В форме № П-1 приводятся сведения о выпуске товаров и услуг, отгрузке товаров, в том числе собственного производства, объеме платных услуг населению, розничном товарообороте, об остатках готовой продукции собственного производства на конец отчетного периода, экспорте и импорте услуг, перевозках грузов и грузообороте, строительно-монтажных работах, выполненных подрядным и хозяйственным способами и др. Спецификой данной формы наблюдения является отражение структуры продукции каждого предприятия по видам экономической деятельности, а также возможность получения общего объема продукции соответствующей отрасли как по предприятиям данной отрасли, так и по предприятиям других отраслей. Сведения данной формы отчетности лежат в основе расчета показателя выпуска нефинансовых предприятий Счета производства в СНС.

Предусмотренное в форме № П-1 выделение услуг из общего объема производства соответствует статистической практике некоторых стран, данные об объеме продукции в которых делятся на «товары» и «услуги». Под товарами понимают физические предметы, на которые распространяются права собственности, под услугами - выполненную по заказу работу, приводящую к изменению принадлежащих потребителю предметов (ремонт зданий, машин, оборудования, хранение, транспорт, связь и др.). Для оценки динамики производства в регионах и отраслях экономики органы статистики по данным раздела 2 формы № П-1 смогут рассчитывать индекс физического объема продукции в соответствии с международной методологией.

Форма № П-2 «Сведения об инвестициях» позволяет получить полную картину об объемах инвестиций в российскую экономику, о финансовых инвестициях, инвестициях в нефинансовые активы (основные средства, нематериальные активы, ценности, объекты природопользования, землю), а также о затратах на капитальный ремонт зданий, сооружений, машин и оборудования. Разрабатываемая структура капита-лообразующих инвестиций позволит перейти от обособленного сбора показателей инвестиций в основной капитал к интегрированному при соблюдении методологического единства.

В форме № П-2 предусматривается отражение финансовых инвестиций: 1) как стоимости ресурсов, израсходованных предприятием на приобретение финансовых прав (акций, облигаций, банковских вкладов и др.), при этом финансовые инвестиции рассматриваются как финансовые потоки и определяются по сумме фактических затрат инвестора; 2) как стоимости активов, представляющих собой финансовые права, которыми располагает предприятие на конкретную дату; в этом случае финансовые инвестиции рассматриваются как накопленная величина, установленная по балансовой стоимости на определенную дату. В этой форме используется терминология, соответствующая определениям СНС.

Формы № П-3 и № П-4 не содержат принципиально новых показателей, однако они дают общую характеристику предприятия.

Форма № П-3 содержит сведения о прибыли и убытках, оборотных активах предприятий и состоянии расчетов с предприятиями России и зарубежных стран, что позволяет оценить финансовое положение предприятий.

В форме № П-4 приводятся сведения о средней численности работников предприятия, в том числе списочного состава, внешних совместителей, работавших по договорам, фонде начисленной заработной платы и выплатах социального характера. Кроме того, здесь указываются данные об использовании рабочего времени, движении работников и их предполагаемом высвобождении.

Формы № П-1, № П-3, № П-4 являются месячными и содержат сведения за отчетный месяц, за предыдущий месяц и соответствующий месяц прошлого года, что позволяет получить характеристику динамики приведенных показателей. Форма № П-2 является квартальной: форма № 1-предприятие - годовой.

Субъектами малого предпринимательства заполняется форма № ПМ.

Таким образом, использование унифицированных форм статистического наблюдения позволяет получить сопоставимую и комплексную информацию по всем видам деятельности предприятия и его финансовому положению.

Для крупных и средних предприятий обследование является сплошным, для малых предприятий используется выборочное ежеквартальное наблюдение.

Важным условием организации наблюдения на основе унифицированных форм является разработка и утверждение форм первичной учетной документации, адаптированных к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета, а также их электронных версий. Альбом унифицированных форм первичного учета включает формы по учету труда и его оплате, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве и др.

Внедрение унифицированных форм первичной учетной.документации способствует повышению качества, достоверности и сопоставимости результатов наблюдения.

В дополнение к унифицированным формам имеются формы наблюдения, отражающие специфическую информацию отраслевого характера. Так, данные формы № 2кс (стройка) «Сведения о строительстве и вводе объектов» позволяют охарактеризовать конечные результаты инвестиционной деятельности, т.е. натурально-стоимостную продукцию строительства (ввод в действие зданий, сооружений и др.). Эти показатели применяются в международной практике и необходимы для интеграции российской социально-экономической статистики в мировую. Имеются специфические формы для наблюдения на транспорте, предприятиях связи, в торговле, для предприятий естественных монополистов и др. В целях усиления контроля за увеличением сбора налогов и сокращения расходов федерального бюджета с 1 января 1997 г. введена ежемесячная форма государственного статистического наблюдения за состоянием кредиторской задолженности организаций-бюджетополуча-телей и др.

Для наблюдения за деятельностью финансово-промышленных групп введена форма наблюдения № 1-ФПГ, данные которой позволят оценить структуру ФПГ по видам деятельности, ресурсный потенциал, масштабы производства продукции и инвестиционной деятельности, приводятся и некоторые экономические показатели (средняя списочная численность работающих, среднегодовая стоимость основных средств производственных отраслей и видов деятельности, балансовая прибыль/убыток, кредиторская и дебиторская задолженность).

Развитие и становление новых форм хозяйствования привело не только к появлению качественно новых видов субъектов предпринимательской деятельности, но и к их количественному увеличению. Так, если ранее государственная статистика разрабатывала данные по тысячам предприятий и это было технически возможно, то в настоящее время в регистре только юридических лиц зафиксировано более 2 млн.

В условиях высокой стоимости сбора и обработки информации целесообразно применение метода, используемого в странах с рыночной экономикой: так называемые крупные и средние предприятия отслеживаются в порядке сплошного учета по основным показателям, а малые предприятия и индивидуальные предприниматели обследуются путем выборочных обследований и различных опросов.

Изменение форм наблюдения потребовало решения как проблем методологического характера, так и организационных вопросов практического проведения выборочных обследований.

Разработан регламент организации выборочных обследований, в которых предусмотрен максимальный перенос операций на программное обеспечение, что позволяет в условиях ограниченного финансирования в каждом регионе получить качественные результаты. С 1996 г. используется пакет прикладных программ ПП - МНСН (методы несплошного статистического наблюдения) для опытного внедрения выборочной методики наблюдения за малыми предприятиями. Методология выборочного наблюдения разрабатывается на федеральном уровне, что обеспечивает методологическое единство и сопоставимость показателей.

Исходным моментом является формирование генеральной совокупности предприятий и организаций на основе ЕГРПО, бухгалтерской отчетности с последующим ее уточнением из других источников (проведенных обследований, данных Пенсионного фонда, МВД России и др.). Генеральная совокупность формируется на региональном уровне по состоянию на 1 января и фиксируется на весь год. Ее численность составляет примерно 1 млн предприятий и организаций.

Важным моментом в формировании выборочной совокупности является стратификация генеральной совокупности в следующем порядке: выделение отраслевых страт (групп) на основании классификаторов ОКОНХ и ОКДП, последующее их деление на страты по формам собственности на основе Классификатора форм собственности и по величине выручки.

На региональном уровне осуществляются:

§ планирование и формирование выборочной совокупности средствами специализированного программного обеспечения;

§ сбор, ввод и контроль данных по выборочной совокупности средствами электронных версий форм статистической отчетности;

§ формирование пообъектной базы данных по кругу малых предприятий, попавших в выборку;

§ обработка пропусков в выборочных данных, включая неответы респондентов, досчет на вновь зарегистрированные в отчетном периоде малые предприятия и др.;

§ формирование сводных итогов по регламентным разрезам и генеральной совокупности региона в целом средствами специализированного программного обеспечения;

§ формирование базы данных сводных показателей регионального уровня и передача их на федеральный уровень.

На федеральном уровне осуществляется обобщение представляемых регионами сводных итогов выборочного наблюдения, их уточнение, корректировка и публикация результатов.

Иногда выборочные обследования являются практически единственным источником получения данных, и статистические органы регулярно проводят такие выборочные обследования.

Одним из основных видов выборочного наблюдения, проводимого в России, как и в других странах, являются обследования бюджетов домашних хозяйств. Эти обследования позволяют получить данные для счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов; данные о распределении доходов населения и оценки на их основе уровня бедности, о потреблении и денежных расходах различных но доходу групп населения и др.

Проводимые с 1996 г. обследования домашних хозяйств имеют принципиальные отличия от аналогичных обследований, проводимых ранее, как с позиции формирования выборочной совокупности, так и с точки зрения методов проведения наблюдения.

Выборочная совокупность при бюджетных обследованиях в России более 40 лет формировалась на основе территориально-отраслевого принципа отбора. Для создания отраслевой выборки применялась типическая выборка с механическим отбором единиц внутри групп. Главным показателем отбора являлась среднемесячная оплата труда, составлявшая более 80% доходов трудящихся, что делало вполне оправданным типический отбор на ее основе. Отбор обеспечивал пропорциональную представительность в выборочной совокупности работающих с разным уровнем заработной платы. В условиях стабильной социально-экономической ситуации и господства государственного сектора в экономике страны такой отбор позволял решать задачи, стоявшие перед обследованием домашних хозяйств.

Изменившаяся социально-экономическая ситуация (появление новых социальных групп - предпринимателей, фермеров, безработных и др.; падение доли заработной платы в структуре доходов; возрастание дифференциации населения по уровню доходов и т.д.) сделала невозможным применение старых принципов отбора из-за появления недопустимо большой ошибки выборки. По ряду основных показателей фактическая ошибка выборки стала превышать допустимую более чем в 3 раза. Потребовался принципиально новый подход к формированию выборочной совокупности. На государственном уровне было принято решение о полномасштабном рефюрмировании выборочной совокупности домашних хозяйств с применением аппарата вероятностной выборки.

В качестве базы сформирования выборочной совокупности были приняты материалы микропереписи населения 1994 г., в информационном массиве которой отражены все типы домашних хозяйств, кроме коллективных (лиц, находящихся в домах-интернатах для престарелых и т.п.). Конечной единицей отбора является домашнее хозяйство - совокупность лиц, проживающих в одном помещении, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни.

Наиболее приемлемыми и отвечающими задачам наблюдения признаны модели многомерных выборок, построенных по территориальному принципу с учетом структуры показателей, влияющих на результаты наблюдения.

Для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств была применена двухступенчатая выборка, обеспечивающая получение представительной выборки (в пределах заданной степени точности, объема выборки и финансовых ресурсов). В качестве группировочных признаков для обследованных домашних хозяйств приняты размер, тип и принадлежность жилого помещения, наличие (отсутствие) в пользовании земельного участка; для обследованных лиц - пол, возраст, уровень образования, национальность, источник средств существования, проживание в домохозяйстве определенного размера.

Данные такого обследования позволяют не только получить характеристику состояния социально-экономических процессов в обществе, но и оценить результаты реализации механизма распределения социальных льгот.

Большое значение имеет проводимое с октября 1992 г. обследование населения по проблемам занятости - обследование рабочей силы. Целью его является получение данных о численности и составе экономически активного населения, количестве занятых и безработных, уровне экономической активности и безработицы, изменении состояния рынка рабочей силы.

Регулярно проводятся выборочные обследования торговых организаций, транспорта; организуются выборочные обследования жилищного строительства, запасов материальных оборотных средств на крупных промышленных предприятиях и т.д.

Широкие масштабы неформальной деятельности в современной российской экономике привели к необходимости корректировки данных наблюдений путем научных дорасчетов основных экономических показателей. Научные дорасчеты являются принципиально новым направлением в российской статистической науке и практике. Уже создан ряд соответствующих методик таких дорасчетов; ведется дальнейшая работа по совершенствованию научных дорасчетов основных показателей СНС, дорасчетов основных стоимостных показателей в строительстве, уточнению определений неформального сектора экономики, неформального уровня деятельности в торговле, на транспорте и в других отраслях; разрабатывается методика выявления скрытой оплаты труда на федеральном уровне и др.

Необходимость постоянного отслеживания динамически меняющихся процессов в социальной и экономической сфере привела к созданию специальной формы наблюдения - мониторингов социально-трудовой сферы, основными направлениями которых являются: новые социально-трудовые процессы, доходы и уровень жизни населения, состояние условий труда, использование рабочего времени, занятость.

Ценность мониторинга заключается не столько в характеристике этих процессов, сколько в возможности на основе оперативных данных выявлять негативные тенденции и факторы, их вызывающие, а также оценивать эффективность и полноту реализуемых законов и нормативных актов по социально-трудовым вопросам.

Вместе с тем не потеряли значения некоторые виды сплошного наблюдения, прежде всего переписи и обследования.

Перепись населения является важным видом сплошного наблюдения, дающим огромную информацию о социально-демографических процессах в обществе. Они широко используются в мировой статистической практике.

В России перепись населения за последнее столетие проводилась 9 раз (1897, 1926, 1936, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.). Периодичность ее проведения нарушалась такими исключительными событиями, как гражданская война, Великая Отечественная война. Не останавливаясь на методологических, организационных и практических проблемах переписи, отметим, что она дает огромный материал о численности населения, его национальном и социальном составе, миграции, занятости, образовании, рождаемости и смертности, характеристике жилищных условий, заболеваемости и др.

Очередная перепись населения намечалась на 1999 г. Необходимость ее проведения связана с потребностью в демографических данных органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях для анализа происшедших изменений в населении страны, для разработки новых социально-экономических программ, ориентации демографической политики.

Для подготовки этой переписи в 1995 г. на Всероссийском совещании статистиков были обсуждены проекты основных программно-методологических и организационных положений, обработки материалов переписи и использования ее итогов. Программа переписи населения учитывает специфику современных условий России и соответствует международным рекомендациям, при этом обеспечивается возможность получения данных, пригодных как для сравнения с данными прошлых переписей, так и для международных сопоставлений.

Основные особенности переписи населения состоят в том, что в качестве единицы наблюдения будет использовано домохозяйство (а не семья, как в предыдущих переписях). Это позволит выполнить более глубокий анализ структуры как домохозяйства, так и семьи, обеспечит возможность сравнительного анализа с данными переписей других стран. В этой переписи предполагается учитывать только постоянное население. Существенным изменением является включение в программу ряда новых вопросов, в частности связанных с изучением занятости, что позволит выявить структуру рабочей силы, число безработных, их социальный состав и демографическую характеристику, что в свою очередь даст возможность определить экономически активное и неактивное население.

Важный блок составят вопросы о миграции населения, обработка ответов на них позволит получить полную характеристику величины миграции, направлений передвижения, состава мигрантов, а также определить численность беженцев и вынужденных переселенцев. Новыми являются вопросы, связанные с изучением брачности и рождаемости, ответы на которые позволят сопоставить и согласовать данные переписи и органов ЗАГСа.

В предстоящей переписи данные по ряду вопросов будут получены лишь от части населения, отобранной с применением двухфазной выборки. Данные о социально-экономической характеристике населения, миграции и часть ответов о рождаемости предполагается получить от 25% постоянного населения, а часть ответов о рождаемости и брачности - от 5% отобранной части населения. Таким образом, будет достигнуто оптимальное сочетание сплошного и выборочного наблюдений.

К сплошным наблюдениям относятся переписи общественных организаций, в том числе политических партий, профсоюзов, религиозных организаций, благотворительных фондов, творческих союзов и т.д. Цель этих наблюдений - получение сведений об их числе, сумме получаемых ими взносов и др.

Для изучения отдельных вопросов проводятся переписи в отраслях экономики - в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле и др.

Нетрадиционным для российской статистики является способ получения информации на основе бизнес-обследований, достаточно широко применяемый в международной практике в течение последних десятилетий.

Проведение бизнес-обследований хозяйственной деятельности строится на сборе и обобщении информации, основанной на оценке текущего экономического состояния, которая может быть получена от менеджеров экономических агентств. Респонденты оценивают (фактическое и ожидаемое изменение основных показателей хозяйственной деятельности в рамках альтернатив: «увеличение - уменьшение», «улучшение - ухудшение», «осталось на том же уровне». Респонденты также отвечают на вопросы, позволяющие выявить факторы, ограничивающие деятельность их структур и ряд других «качественных» вопросов.

Преимущества бизнес-обследований заключаются в их оперативности, а также в возможности получения информации в областях, не охваченных статистикой. Вместе с тем результаты бизнес-обследований служат лишь дополнением к официальным статистическим данным. Важной целью их проведения является совершенствование экономического анализа и прогнозирования. Длинные динамические ряды, получаемые в результате обследований, позволяют определять поворотные точки в экономике и отслеживать циклические процессы.

В России бизнес-обследования проводятся с 1992 г. В настоящее время бизнес-обследования проводятся статистическими органами России совместно с Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. Регулярно обследуются предпринимательские намерения (деловая активность) в промышленности (ежемесячно), строительстве, сельском хозяйстве, оптовой торговле, в инновационной сфере (ежемесячно), в банковском и страховом секторах (2 раза в год). В 1997 г. в четырех регионах России проводилось пилотажное обследование потребительского рынка.

Обследования промышленных предприятий включают оценку состояния и тенденции по следующим направлениям: производство; спрос на продукцию; запасы готовой продукции; цены реализации; факторы, сдерживающие производство; загрузка производственных мощностей; инвестиции; финансово-экономическое состояние предприятия.

По строительным организациям дается оценка состояния и тенденций по объему работ; факторам, ограничивающим производство; портфелю заказов; занятости; ценам на строительно-монтажные работы; финансового положения и т.д. По предприятиям розничной торговли дается оценка товарооборота, складских запасов, заказов на поставку, занятости, конкуренции в рамках сектора и др.

В дальнейшем сфера применения бизнес-обследований будет расширяться. Необходимо отметить, что значительный объем информации содержит отчетность учреждений государственного управления, государственных внебюджетных фондов и др. Значительную роль в информационном обеспечении играет ведомственная статистика - банковская, таможенная, налоговая и др. Только сочетание всех источников информации может дать объективную картину социально-экономических процессов, что необходимо для их государственного регулирования.

Важным направлением деятельности статистических органов в наши дни является подготовка к публикации и выпуск изданий, содержащих официальные статистические сведения. Различная периодичность изданий (ежемесячная, ежеквартальная, ежегодная) позволяет публиковать оперативную информацию и обобщенные данные.

Наиболее полные сведения о социально-экономическом положении страны за анализируемый год и в динамике за ряд лет содержатся в «Российском статистическом ежегоднике».

Другими официальными статистическими сборниками являются «Россия в цифрах», он издается на русском и английском языках; «Регионы России» (в 2-х томах); «Демографический ежегодник» (русско-английское издание). Кроме того, выпускаются сборники по отдельным направлениям статистики: «Социальное положение и уровень жизни населения России», «Национальные счета России», «Торговля России», «Труд и занятость в России», «Транспорт в России» и др.

Издаются статистические бюллетени: «Естественное движение населения России», «Основные показатели агропромышленного комплекса», «Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств», «Основные показатели строительной и инвестиционной деятельности» и др.

Все эти публикации играют важную роль не только в управлении, но и в информированности общества по этим проблемам.

Вышел в свет уникальный статистический сборник «Население России за 100 лет. 1897-1997 гг.», посвященный переписи населения России в 1897 г. Предполагается создание статистического сборника «Россия в XVIII-XX веках», в котором намечается показать динамические ряды основных статистических показателей социально-экономического развития России более чем за 200 лет.

Выпускаются и методические издания. Так, в 1999 г. изданы «Методологические положения по статистике (3-й выпуск)».

Большое значение с точки зрения оперативности статистической информации для пользователей имеют периодические издания, журнал «Статистическое обозрение» выпускается ежеквартально на русском и английском языках. Ежемесячно публикуется доклад «Социально-экономическое положение России». Кроме того, издаются экспресс-информация, бюллетени и доклады, в которых оперативно освещаются результаты наиболее важных статистических работ.

Разносторонняя информация содержится в ежемесячном журнале «Вопросы статистики». В нем публикуются научные статьи по актуальным вопросам статистики, освещается выполнение программы реформирования статистики, вопросы ее отдельных направлений и результаты их реализации, а также находит отражение деятельность центральных, региональных и местных статистических органов, публикуются оперативные данные о социально-экономическом положении России и др.

Статкомитетом СНГ издаются «Статистические ежегодники СНГ», выпущены сборники «Основные макроэкономические показатели стран СНГ», «Внешнеэкономическая деятельность стран СНГ», «Финансы в странах СНГ, 1997-1998», «СНГ и страны мира, 99», «Внешняя торговля стран СНГ и ЕС» (русско-английский), «Население и условия жизни в странах СНГ, 1998» и др. Для предоставления оперативной информации издаются статистические бюллетени.

Важная работа по обеспечению информацией органов управления и населения ведется на региональном уровне. Так, Мосгорстатом ежегодно выпускается более ста аналитических докладов и записок, около двухсот аналитических сборников и статистических бюллетеней. Комплексная оценка социально-экономического положения в городе дается в ежемесячном докладе «О положении в экономике и социальной сфере г. Москвы».

Большая информационная работа ведется и в других регионах. Статистические данные остаются одним из главных источников информации для органов представительной и исполнительной власти. Большое число работ выполняется по специальным заказам органов власти и различных коммерческих структур.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются основные положения федеральной программы «Реформирование статистики в 1997-2000 годах»?

2. Для чего необходимо введение Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и его субрегистров?

3. Каково значение введения унифицированных форм федерального, государственного наблюдения?

4. Назовите унифицированные формы статистического наблюдения и раскройте их содержание.

5. Каковы основные принципы организации выборочных наблюдений?

6. Назовите основные специально организованные статистические наблюдения, которые проводятся статистическими органами в настоящее время.

7. Назовите важнейшие информационные издания органов государственной статистики.

Одной из главных задач органов государственной статистики является предоставление официальной статистической информации правительству, общественности и международным организациям.

Информация в переводе с латинского языка означает «осведомление, доведение сведений о чем-либо».

Статистическая информация - это первичный статистический материал о социально-экономических явлениях, формирующийся в процессе статистического наблюдения, который затем подвергается систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Основными потребителями статистической информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации, общественность.

С развитием рыночных отношений роль статистической информации возрастает, поскольку усложняются связи субъектов рынка, возникает все более настоятельная потребность в изучении влияния различных факторов на результаты деятельности, социальные последствия, а также в прогнозировании, в обобщениях как на макро-, так и на микроуровне.

Социально-экономическая статистика предоставляет важную цифровую информацию об уровне и возможностях развития страны: ее экономическом положении, уровне жизни населения, его составе и численности, рентабельности предприятий, динамике безработицы и т.д. Статистическая информация необходима для двух- и многосторонних экономических соглашений между государствами. Она является одним из решающих ориентиров политики, способствует объективному обсуждению конкретных вопросов не только экономической политики государства, но и решению региональных задач (уровень цен на товары в разных регионах, объемы реализации товаров, условия кредитования, уровень и темпы инфляции, занятость и т.д.).

Таким образом, статистическая информация становится важнейшим ресурсом в управлении как отдельным предприятием, так и экономикой в целом.

Состав статистической информации во многом определяется потребностями общества в условиях рыночной экономики.

Главным источником опубликованной статистической информации являются издания органов государственной статистики. Наиболее полную информацию содержит «Российский статистический ежегодник», издаваемый Росстатом. Кроме того, основную информацию о социально-экономическом положении Российской Федерации в каком-либо году можно получить из краткого статистического сборника Росстата «Россия в цифрах».

Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, в Санкт-Петербурге издается ежегодник «Народное хозяйство Санкт-Петербурга и Ленинградской области», Комитет по статистике г. Москвы издает сборник «Москва в цифрах». Кроме того, издаются и специализированные статистические сборники по отдельным отраслям экономики, социальной статистике, статистике населения и т.д.

Данные государственной статистики также публикуются в журналах «Вопросы статистики» и «Статистическое обозрение», а также в специализированных периодических изданиях, например, журнале «Пищевая промышленность».

    1. 1.6. Статистическое наблюдение

1.6.1. Понятие о статистическом наблюдении

Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, систематическое научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации признаков, отобранных у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Планомерность статистического наблюдения заключается в том, что оно готовится и проводится по разработанному плану, который входит в план всего статистического исследования и включает вопросы методологии, организации, техники сбора информации, контроля ее достоверности и оформления итоговых результатов.

Массовый характер статистического наблюдения предполагает, что оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления или процесса, достаточное для получения правдивых статистических данных.

Систематичность статистического наблюдения определяется тем, что оно должно проводиться либо систематически, либо непрерывно, либо регулярно. Только такой подход позволяет изучить тенденции и закономерности социально-экономических процессов, характеризующихся количественными и качественными изменениями.

Проведение статистического наблюдения включает следующие этапы:

    Подготовка наблюдения включает в себя постановку цели наблюдения, определение его объекта, а также определение методов и средств сбора информации, составление календарного плана работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; тиражирование документов для сбора данных.

    Проведение массового сбора первичных данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Сбор данных начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и после заполнения заканчивается их сдачей в органы, проводящие наблюдение.

    Сводка и группировка полученных данных включает распределение исходных данных по группам, качественно однородным по одному или нескольким признакам, и получение групповых итогов. Результаты статистической сводки и группировки излагаются в виде статистических таблиц и графиков.

    Анализ полученных результатов , а также причин, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разработка предложений по совершенствованию наблюдения.

Результаты всего экономико-статистического исследования во многом зависят от достоверности первичных данных статистического наблюдения, которая зависит от многих причин: профессиональной подготовки самого статистика, программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций по их заполнению и т.д. Кроме того, данные отдельных единиц наблюдения (людей, предприятий и т.д.) должны быть сопоставимы друг с другом, иначе невозможно их последующее обобщение. Сопоставимость данных обеспечивается единством сроков наблюдения (например, численность студентов института определяется на начало учебного года), его программы, методов регистрации данных.

В результате статистического наблюдения должна быть получена только объективная, сопоставимая и достаточно полная информация, позволяющая на последующих этапах исследования обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого явления.

СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

1. Настоящий Протокол разработан в соответствии со статьей 24 Договора о Евразийском экономическом союзе в целях определения порядка формирования и распространения официальной статистической информации Союза.

2. Понятия, используемые в настоящем Протоколе, означают следующее:

"официальная статистическая информация государств-членов" - статистическая информация, формируемая уполномоченными органами в рамках национальных программ статистических работ и (или) в соответствии с законодательством государств-членов;

"официальная статистическая информация Союза" - статистическая информация, формируемая Комиссией на основе официальной статистической информации государств-членов, официальной статистической информации международных организаций и иной информации из источников, не запрещенных законодательством государств-членов;

"уполномоченные органы" - государственные органы государств-членов, включая национальные (центральные) банки, на которые возложены функции формирования официальной статистической информации государств-членов.

3. В целях обеспечения государств-членов и Комиссии официальной статистической информацией о товарах, перемещаемых между государствами-членами во взаимной торговле, уполномоченные органы осуществляют ведение статистики взаимной торговли товарами с другими государствами-членами.

4. Ведение статистики взаимной торговли товарами осуществляется уполномоченными органами в соответствии с методологией, утверждаемой Комиссией.

5. Уполномоченные органы предоставляют Комиссии официальную статистическую информацию государств-членов согласно перечню статистических показателей.

7. Комиссия вправе запрашивать у уполномоченных органов иную официальную статистическую информацию государств-членов, не включенную в перечень статистических показателей.

8. Уполномоченные органы принимают меры по обеспечению полноты, достоверности и своевременности предоставления Комиссии официальной статистической информации государств-членов, информируют Комиссию о невозможности предоставления официальной статистической информации в установленные сроки.

9. Положения настоящего Протокола не распространяются на официальную статистическую информацию государств-членов, отнесенную к государственной тайне (государственным секретам) или сведениям ограниченного распространения (доступа) в соответствии с законодательством государств-членов.

10. Комиссия осуществляет сбор, накопление, систематизацию, анализ и распространение официальной статистической информации Союза, предоставление указанной информации по запросам уполномоченных органов, а также координацию информационного и методологического взаимодействия уполномоченных органов в сфере статистики в рамках настоящего Протокола.

11. Комиссия разрабатывает и утверждает методологию формирования официальной статистической информации Союза, составляемой на основе предоставляемой Комиссии официальной статистической информации государств-членов.

12. Комиссия принимает меры, направленные на обеспечение сопоставимости официальной статистической информации государств-членов, путем принятия соответствующих рекомендаций по применению уполномоченными органами единых, сопоставимых на международном уровне стандартов, включая классификации и методологию.