Моделирование с помощью нлп. Тренинг “Моделирование с помощью НЛП”

Многие руководители предприятий и сами сотрудники далеко не всегда понимают, что включают в себя основные категории самоходных машин, какие удостоверения требуются для управления средствами передвижения.

В статье представлена вся необходимая информация по этому вопросу.

Важные моменты по самоходным машинам

Необходимо знать, на какие категории делятся самоходные машины и какие нужно получить права. От этого зависит уровень безопасности в компаниях и организациях.

Для управления подобными транспортными средствами требуется получать специальные удостоверения.

Сотрудниками ГИБДД управление самоходными машинами по несоответствующим правам квалифицируется, как вождение без удостоверения. Ответственность за нарушение данного правила может быть не только административной, но даже уголовной.

При достаточно серьезных нарушениях к ответственности могут быть привлечены не только исполнители нарушения и преступления, но руководители компаний, в которых они работают.

Наказания на них возлагаются по той причине, что они допустили управление техникой людьми, не имеющими на это права и должных навыков.

Разобраться в основных категориях самоходных машинах, а также в удостоверениях, требуемых для управления ими, несложно. За основу в данном случае нужно брать Постановление № 796 от 12.07.1999 г.

В нем вниманию представлена вниманию информация, связанная с управлением машинами и выдачей предназначенных для данного процесса удостоверений.

Документ, который позволяет управлять самоходным автомобилем и выдаваемый водителю, называется в 2019 году, как и раньше, правами тракториста-машиниста.

В полученном удостоверении тракториста-машиниста могут присутствовать записи об определенных категориях современной техники. Каждый пункт классификации самоходных машин по категориям необходимо рассмотреть более подробно.

Категория А – это современные автомоторные средства, которые не предназначены для передвижения по автомобильным трассам общего пользования или имеющие максимальный скоростной уровень, не превышающий 50 км/час.

Сюда можно отнести такие средства передвижения, как:

  1. I – это мототранспортные внедорожные средства передвижения – снегоходы и квадроциклы.
  2. II – автомобильные внедорожные средства передвижения с разрешенной массой до 3,5 тысяч кг и количеством сидячих пассажирских мест не более восьми. В данную подкатегорию входят болотоходы, машины категории side-by-side и обычно имеющие кузовом.
  3. III – это особая категория внедорожных автомобилей с разрешенной массой выше 3,5 тонн. В качестве примера данных средств передвижения можно привести вездеход или самосвал марки «Урал-Полярник».
  4. IV – внедорожные средства передвижения, которые предназначены для перевозки пассажиров, а также имеющие кроме водительского сиденья еще более восьми сидений. Примером здесь будет перронных аэропортный автобус.

Категория В представляет собой колесные и гусеничные машины, с двигателями, мощность которых не превышает 25,7 кВт.

Данные средства передвижения могут быть совершенно разными – бензиновыми, дизельными, а также электрическими.

Водителям электрических погрузчиков потребуется получить удостоверение машиниста-тракториста, должна быть открыта категория В и особая отметка «водитель погрузчика».

К данной категории относятся особые колесные машины, двигатель которых по уровню мощности колеблется от 25,7 до 110,3 кВт. Данная категория транспортных средств является самой популярной.

К ней можно отнести:

  1. Вилочные дизельные погрузчики.
  2. Погрузчики категории ковшовых.
  3. Мини-варианты Бобкэта.
  4. Некоторые модели «Амкорд».

В водительском удостоверении по данной категории можно встретить такие отметки, как тракторист, водитель погрузчика и машинист экскаватора.

Если интересует, к какой категории относятся трактора и другие самоходные машины, то это как раз категория С.

Категория D

В эту категорию входят специальные колесные машины, оснащенные двигателями с мощностью выше 110,3 кВт. Речь идет о таких достаточно мощных фронтальных погрузчиках, как Dresta, Volvo, Caterpillar.

Также сюда можно отнести авто, предназначенные для транспортировки морских контейнеров. В удостоверении могут присутствовать отметки, характерные для категории С.

Категория Е

Это особые гусеничные машины, оснащенные двигателем, мощность которого превышает 25,7 кВт. В водительских удостоверениях данной категории проставляются отметки «тракторист» или «машинист экскаватора».

Категория F

Чтобы получить все перечисленные выше категории прав, водитель должен соответствовать определенным требованиям.

Для допуска к экзаменам потребуется:

  1. Пройти специализированное обучение и получить профессиональное основное или дополнительное образование. Изучаются программы, которые напрямую или косвенно связаны с управлением самоходными транспортными средствами перечисленных категорий. После пройденных курсов на руки выдается соответствующий документ о присвоенной квалификации.
  2. Пройти специальное медицинское освидетельствование для получения медицинской справки. Документ должен подтверждать полное отсутствие медицинских противопоказаний для управления самоходными транспортными средствами.
  • Категория A I - от 16 лет;
  • Категория A II - от 19 лет, стаж 12 месяцев по автомобильной категории B;
  • Категория A III - от 19 лет, стаж 12 месяцев по категории C;
  • Категория A IV - от 22 лет, общий стаж 12 месяцев по правам категории D;
  • Категория B, С, Е, F- от 17 лет;
  • Категория D - от 18 лет.

Только при полном соответствии всем перечисленным условиям можно проходить специальное обучение и сдавать соответствующие экзамены.

Основной порядок сдачи экзамена

Экзамены на получение прав, предназначенных для управления самоходными машинами, сдаются в определенной последовательности:

  1. Проверка теоретических знаний по эксплуатации специальных самоходных машин, их безопасной эксплуатации (кроме категории F).
  2. Теория по эксплуатации самоходных машин и сельскохозяйственного оборудования. Сдается на получение прав категории F и для тех, кто уже получил квалификацию тракториста-машиниста.
  3. Сдача теории по ПДД.
  4. Проверка практических знаний по комплексным практическим навыкам вождения, правилам дорожного движения и максимально безопасной эксплуатации машин.

Практика сдается в два этапа. Первая часть сдается на закрытой от движения площадке, которая характеризуется, как трактородром. Вторая часть проводится на заранее выбранном маршруте, при котором создаются реальные условия функционирования самоходной машины.

При сдаче практической части экзамена сотрудник обучающего центра проведет проверку следующих умений и навыков:

  • начало движения на подъеме с места;
  • разворот на ограниченной по ширине трассе при одноразовом включении передачи;
  • заведение машины в бокс задним ходом;
  • постановка самоходного транспорта в агрегате с прицепом в бокс задним ходом;
  • агрегатирование самоходного авто с навесной машиной и с прицепом;
  • остановка и торможение на разных скоростных режимах, отработка экстренной остановки.

При успешной сдаче всех пунктов экзаменов водитель получает под расписку удостоверение тракториста-машиниста на управление самоходными транспортными средствами.

При сдаче экзаменов на категории самоходной техники, специалист получает профессиональное удостоверение тракториста-машиниста.

Ранее выданные права такого плана у него изымаются, а все разрешающие записи и отметки переносятся в новый документ.

В графе «Особые отметки» проставляются необходимые ограничительные, разрешительные и информационные записи . Это может быть стаж, ограничение квалификации, группа крови, отметка об управлении в линзах или очках и так далее.

Удостоверение машиниста-тракториста или просто тракториста выдается на срок до 10 лет . По истечении данного времени, документ подлежит замене, так как считается недействительным.

Заключение

За обучение на вождение транспортными средствами, относящимися к категории самоходных машин потребуется заплатить в среднем от 8500 до 12000 рублей. Все зависит от учебного центра, где проходит обучение.

Водители самоходных машин, успешно сдавшие экзамен, получают на руки специальное свидетельство относительно пройденного обучения в учебном центре. После этого выдается удостоверение профессионального тракториста-машиниста.

Вот уже несколько десятков лет специалистов восхищают и завораживают потенциальные возможности практического применения моделирования, которое является продуктивным ядром нейро-лингвистического программирования. Замечательная книга Роберта Дилтса восполняет этот пробел. В ней раскрываются основные принципы, приемы и стратегии процесса моделирования в НЛП, а также показывается, как эти понятия и приемы можно применить в исследовании такого сложного явления, как лидерство. Материалы данного учебного руководства послужат неоценимым ресурсом для тех, кто интересуется или занимается массовой или организационной работой любого рода, будь то групповая психотерапия, управление, консультирование, организационное развитие, тренинги, обучение или даже воспитание собственных детей.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Моделирование с помощью НЛП (Роберт Дилтс, 1998) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Что такое моделирование?

Словарь Уэбстера определяет модель как «упрощенное описание сложного явления или процесса»; примером может послужить компьютерная модель системы кровообращения и дыхательных путей. Этот термин является однокоренным с латинским словом modus, которое означает «образ действий либо существования; метод, форма, манера, привычка, способ или стиль». Если быть более точным, то слово «модель» происходит от латинского modulus, означающего «уменьшенный» вариант изначального способа. Так, «модель» объекта обычно представляет собой миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например, машины) обозначает нечто, способное выполнять ту же работу, что и сама машина, но в меньшем объеме.

Понятие «модель» со временем стало обозначать также «описание или аналогию, используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например, атома), недоступного непосредственному наблюдению». Этот термин может использоваться также для обозначения «системы постулатов, данных и выводов, формального описания некого явления или положения вещей».

Таким образом, миниатюрный поезд, карта расположения основных станций или расписание поездов являются примерами различных моделей железнодорожной системы. Они служат для имитации того или иного аспекта настоящей системы, а также предоставляют полезную информацию, позволяющую повысить успешность взаимодействия с этой системой. С помощью игрушечной железной дороги, к примеру, можно оценить поведение поезда в тех или иных физических условиях. Карта важнейших железнодорожных станций позволяет наиболее эффективно построить маршрут для путешествия в тот или иной город. Расписание поездов можно использовать, чтобы рассчитать время, которое потребуется на это путешествие. С этой точки зрения основную ценность любого типа модели представляет ее полезность.

Обзор моделирования в НЛП

Моделирование поведения включает в себя наблюдение и описание эффективных механизмов, лежащих в основе выдающихся достижений любого рода. В процессе моделирования сложное событие или серия событий разбиваются на меньшие части, позволяющие тем или иным способом воспроизвести исходный объект. Задача моделирования поведения заключается в том, чтобы создать практическую карту, или «модель», данного поведения, которую любой желающий мог бы использовать для подражания или воспроизведения какого-либо аспекта этого поведения. Цель моделирования поведения – установить наиболее значимые элементы мышления и действий, необходимые для того, чтобы достичь определенного результата или реакции. Вместо коррелятивных или статистических данных модель того или иного поведения предоставляет описание действий, необходимых для достижения подобного результата.

Направление, которое получило название «нейро-лингвистическое программирование», возникло из моделирования человеческого поведения и процессов мышления. Моделирование в НЛП подразумевает выявление психических стратегий («нейро») данного человека путем анализа его речевых паттернов («лингвистическое») и невербальных реакций. Из результатов подобного анализа складываются пошаговые стратегии и приемы («программирование»), которые могут быть использованы для передачи данного навыка другим людям, а также для применения его в других контекстах.

Фактически НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер смоделировали языковые и поведенческие паттерны работ Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и доктора медицины Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов, которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему – «Структура магии» – отразился тот факт, что явления, кажущиеся волшебными и необъяснимыми, часто обладают глубинной структурой, которую можно раскрыть, понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее «мудрецы». НЛП представляет собой механизм, с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель.

В НЛП созданы техники и понятия, позволяющие идентифицировать и описывать паттерны вербального и невербального поведения, т. е. ключевые аспекты того, что люди говорят и делают. Основные задачи НЛП – моделировать специфические или исключительные способности для их последующего усвоения другими людьми. Смысл этого вида моделирования заключается в том, чтобы наиболее продуктивным и обогащающим путем воплотить в жизнь то, что удалось заметить и описать.

Средства моделирования в НЛП позволяют идентифицировать специфические, воспроизводимые паттерны в языке и поведении людей, достигших успеха в той или иной деятельности. Несмотря на то, что в основном произведенный в НЛП анализ деятельности этих людей основан на непосредственном наблюдении и слушании, немало полезной информации о них содержится и в написанных ими книгах.

Задача моделирования в НЛП заключается не в том, чтобы найти единственное «правильное» или «истинное» описание процесса мышления того или иного человека, но в том, чтобы составить инструментальную карту, которая обеспечила бы практическое применение смоделированной стратегии. Инструментальной называется та карта, которая позволяет нам действовать наиболее эффективно. «Точность», или «реальность», карты уступает по значимости ее «полезности». Таким образом, инструментальное применение моделей когнитивных стратегий или форм поведения человека (или группы людей) подразумевает воплощение их в структуры, которые можно использовать для какой-либо практической цели. Эта цель может быть сходной или отличаться от той, которую ставил перед собой сам человек (или группа людей).

В частности, среди распространенных вариантов моделирования можно выделить следующие.

1. Лучшее понимание какого-либо явления за счет углубления «метапознаний» о лежащих в его основе процессах затем, например, чтобы суметь научить этому другого человека или использовать новое знание в качестве вспомогательного средства.

2. Повторение или улучшение результатов выполнения тех или иных действий (например, в спорте или в управлении) за счет определения конкретных шагов, предпринимаемых опытными специалистами или связанных с достижением максимального успеха. В этом заключается суть одного из направлений деятельности организаций, названного «воссозданием рабочего процесса» (business process reengineering ).

3. Достижение специфического результата (например, обучение грамоте или успешное лечение фобий или аллергии). В этих случаях нередко более эффективным оказывается не моделирование деятельности отдельно взятого человека, а создание техник, основанных на моделировании целого ряда успешных примеров.

4. Выделение и/или формализация какого-либо механизма с целью применить его к другому содержанию или контексту. Например, эффективную стратегию руководства спортивной командой можно применить в бизнесе, и наоборот. В каком-то смысле на процессах такого рода основано развитие научного метода, где стратегии наблюдения и анализа, разработанные для одной области исследования (например, для физики), применяются и в других областях (например, в биологии).

5. Использование моделируемых процессов в качестве источника вдохновения для создания чего-либо, основанного на них. Хороший пример этого явления – Шерлок Холмс, дедуктивный метод которого Артур Конан Дойл построил на диагностических методах своего преподавателя по медицине Джозефа Белла.

Моделирование глубинных и поверхностных структур

Многие принципы и понятия НЛП как средства создания моделей вербального поведения берут начало в области трансформационной грамматики (Chomsky, 1957, 1965), один из главных принципов которой гласит: доступные наблюдению поведенческие проявления, обороты речи и реакции есть поверхностные структуры, которые являются результатом воплощения в реальности глубинных структур.

Иными словами, модели, которые мы создаем на основе окружающего мира с помощью нашего мозга и языка, являются не самим миром, а только его репрезентациями. Принцип трансформационной грамматики подразумевает существование в строении и организации любой кодирующей системы множества уровней, на которых расположены структуры различной глубины. Применительно к моделированию это означает, что для создания эффективной модели той или иной деятельности может оказаться необходимым исследовать различные уровни глубинных структур, лежащих в ее основе. Более того, различные поверхностные структуры могут быть отражениями одних и тех же глубинных структур. Для эффективного моделирования часто бывает важно изучить многочисленные примеры поверхностных структур, чтобы лучше понять или идентифицировать продуцирующие их глубинные структуры.

Еще один аспект взаимосвязи между глубинными и поверхностными структурами – различие между «процессом» и «результатом». Результаты на поверхностном уровне отражают порождающие их более глубокие и менее ощутимые процессы. Таким образом, «глубинные структуры» являются скрытым потенциалом, который проявляется в конкретных поверхностных структурах в результате ряда преобразований. Этот процесс включает в себя избирательное разрушение, равно как и избирательное конструирование данных.

В этом отношении одна из основных проблем моделирования порождается тем фактом, что движение от глубинных структур к поверхностным подвержено влиянию процессов обобщения, опущения и искажения информации. То есть в ходе преобразования глубинной структуры в поверхностную какая-то часть информации неизбежно теряется или искажается. В языке, к примеру, эти процессы имеют место при переходе глубинных структур (зрительных, слуховых и осязательных образов, а также других сенсорных репрезентаций, хранящихся в нервной системе человека) в поверхностные (слова, знаки и символы, которые мы выбираем для описания или воспроизведения нашего первичного сенсорного опыта). Ни одно вербальное описание не способно в полной мере или абсолютно точно воспроизвести идею, которую оно выражает.

Как указывалось выше, в поверхностной структуре проявляются те аспекты глубинной структуры, для которых восстановлено достаточное количество звеньев, утраченных в процессе опущения, искажения и обобщения. Глубинная структура обладает скрытым потенциалом для того, чтобы в результате ряда преобразований она проявилась в какой-либо поверхностной структуре. Одна из задач моделирования – идентифицировать достаточно полный набор преобразований, чтобы глубинная структура получила соответствующее полезное выражение.

Уровни моделирования

Создание эффективной модели того или иного поведения или поступка требует большего, чем имитация. В зависимости от цели моделирования для достижения желаемого результата может понадобиться информация нескольких различных уровней. Например, в моделировании человека для нашего исследования открыт целый ряд аспектов, или уровней, разнообразных систем и подсистем, в которых действует этот человек.

На одном уровне, в частности, можно рассматривать влияние социального и географического факторов (окружения ) на данного человека или того, когда и где он осуществляет свою деятельность. То есть можно оценить внешний контекст: например, состояние рынка, природные условия, место работы и т. д. Кроме того, можно исследовать как макроокружение, так и микроокружение. Микроокружение включает в себя специфическую локализацию в пространстве, например, офис данного человека, конкретное здание, класс для занятий, завод и т. д. Макроокружение составляют естественная среда в целом, социальные контексты, события в обществе и т. д. В дополнение к влиянию этих видов окружения на человека можно исследовать влияние и воздействие, которые сам человек может оказать на окружение.

На другом уровне исследованию подлежат определенные виды поведения и действия, в которые вовлекается данный человек в ходе своей деятельности, т. е. что именно делает этот человек в своем окружении. Каковы конкретные примеры работы, взаимодействия или общения, связанные с его сослуживцами, проблемами или целями? Как и на уровне окружения, можно сосредоточить внимание на микроповеденческих или макроповеденческих паттернах. Макроповедение включает в себя общие паттерны общения, работы, стиля и т. д. Микроповедение – это более детализированные и специфические действия, в том числе конкретное поведение во время выполнения заданий, повседневные обязанности, привычки и т. д.

Можно оценить также интеллектуальные и когнитивные стратегии и способности, которые необходимы для выполнения действий внутри идентифицированного окружения, т. е. как человек продуцирует поведение в данном контексте. На макроуровне способности включают в себя общие стратегии и навыки, такие как обучение, память, мотивация, принятие решений и креативность. На микроуровне исследование умственных способностей человека включает детализацию того, как человек использует микрокогнитивные паттерны – визуализацию, внутренний диалог или диалог с самим собой, а также сенсорные каналы – в ходе реализации конкретного поведения или выполнения задания.

Далее можно исследовать убеждения и ценности, которые мотивируют и формируют стратегии мышления и способности, необходимые для достижения поведенческих целей в окружении, т. е. почему человек делает что-либо в конкретное время в конкретном месте. На макроуровне базовые убеждения связаны с типом значения причинно-следственных отношений и ограничений, которыми люди наделяют события или которые они воспринимают в окружающем мире. На микроуровне убеждения и ценности человека могут иметь отношение к процессам на других уровнях. То есть человек может обладать убеждениями относительно собственного окружения, поведения, способностей, идентификации, рабочей системы, профессии, сообщества и т. д. Человек даже может обладать убеждениями относительно собственных убеждений, расценивая их как «хорошие», «плохие», «прогрессивные», «противоречивые» и т. д.

Можно взглянуть еще глубже и исследовать восприятие роли, или идентификации, которую данный человек связывает со своими убеждениями, способностями или действиями внутри того или иного окружения, т. е. кто стоит за всеми этими «почему», «как», «что», «где» и «когда». Для этого следует рассматривать определение роли, черты характера, личность и т. д. Ключевой элемент установления определенной роли, или идентичности, подразумевает определение чувства миссии, присущей данному человеку в рамках более крупной системы, где осуществляется его деятельность.

Предметом исследования может стать и способ действий данного человека в контексте отношений с членами семьи, коллегами, социальным классом или культурой, т. е. кем является или будет являться человек в связи с «кем-то и чем-то еще ». Другими словами, каково ви́дение этим человеком поведения, способностей, убеждений, ценностей и идентификации людей внутри более крупной системы, частью которой он является? Нередко это ви́дение наделяет окончательным значением все остальные уровни.

Одним из способов наглядного представления взаимосвязей между этими элементами является сеть генеративных систем, в фокусе или центре конвергенции которых находится идентификация как суть процесса моделирования (рис. 7).

Рис. 7. Сеть логических уровней


Подводя итоги, отметим, что моделирование может включать в себя исследование взаимоотношений между целым рядом различных уровней опыта, в том числе:

Окружение определяет внешние возможности или ограничения, на которые человек вынужден реагировать. В него входят «где » и «когда

Поведение представляет собой определенные действия или реакции данного человека внутри окружения. В него входит «что » того или иного навыка или способности.

Способности направляют действия посредством ментальной карты, плана или стратегии. Для того или иного навыка или способности они отвечают на вопрос «как ».

Убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение), которое поддерживает или подавляет способности. В них кроется «почему » того или иного навыка или способности.

Идентификация связана с ролью человека, миссией и/или самосознанием. Она отвечает на вопрос «кто » для того или иного навыка или способности.

Духовность связана с более обширной системой, частью которой является данный человек. Она дает ответ на вопрос «кто еще » или «для кого » существует тот или иной навык или способность.

Моделирование способностей

Большинство процессов моделирования в НЛП сосредоточены на уровне способностей, уровне «как ». Способности связывают убеждения и ценности с определенным поведением. Без ответа на вопрос «как » знание того, «что нужно делать» и даже «почему это нужно делать», теряет всякий смысл. Способности и навыки обеспечивают связи и «рычаги», позволяющие проявляться нашему ви́дению, идентификации, ценностям и убеждениям в виде действий в том или ином окружении.

Тот факт, что механизмы моделирования в НЛП сфокусированы на способностях, не означает, однако, что они затрагивают только информационный уровень. Нередко для воспроизведения желаемой способности требуется весь гештальт убеждений, ценностей, самосознания и специфических поведенческих проявлений. В НЛП утверждается, что сосредоточение внимания на развитии способностей позволяет создавать наиболее практичные и полезные комбинации «глубинных» и «поверхностных» структур.

Важно помнить, что способности являются более глубокой структурой, чем определенные задачи или приемы. Приемы обычно представляют собой последовательность действий или мер, которые ведут к выполнению того или иного задания. В то же время навыки и способности на практике нередко оказываются «нелинейными». Конкретный навык или способность (например, способность «творчески мыслить» или «продуктивно общаться») может служить опорой для различных задач, ситуаций и контекстов. Способности требуют «произвольного доступа», благодаря которому человек сможет в любое время моментально воспроизвести тот или иной навык в условиях любой задачи, ситуации или контекста. Таким образом, вместо линейной последовательности этапов навыки организуются вокруг модели TOTE, которая представляет собой петлю обратной связи между: а) целями, б) многообразием средств, используемых для достижения этих целей и в) основаниями для оценки успешности достижения этих целей.

TOTE : минимальные требования для моделирования эффективных навыков и видов поведения

Преследование будущих целей и выбор средств для их достижения есть признак и критерий наличия у наблюдаемого явления собственного интеллекта.

Уильям Джемс, «Принципы психологии»

Моделирование в НЛП построено на основе ориентированной на цель петли обратной связи – TOTE (Miller, Gallanter and Pribram, 1960). Аббревиатура TOTE расшифровывается как Test – Operate – Test – Exit (Проверка – Действие – Проверка – Выход). Понятие TOTE подразумевает, что все психические и поведенческие программы вращаются вокруг постоянной цели и разнообразных средств ее достижения.

Эта модель указывает на то, что в процессе мышления мы (осознанно и неосознанно) определяем цели и разрабатываем процедуру проверки того, достигнута цель или нет. Если цель еще не достигнута, мы действуем, чтобы с помощью изменений или каких-либо других средств приблизиться к желаемой цели. Когда критерии нашей проверки удовлетворены, мы переходим к следующей стадии. Таким образом, функция любой отдельно взятой части поведенческой программы заключается в том, чтобы проверить информацию, поступающую от органов чувств, оценить свои успехи или приступить к действиям, позволяющим изменить какую-либо часть актуального переживания так, чтобы она смогла удовлетворить критериям проверки и можно было бы перейти к следующей части программы.

Проверкой успешности «руководства», к примеру, может служить «выгодность» того или иного проекта. Если проект приносит мало выгоды, руководитель вынужден действовать, принимать меры в попытке превратить проект в более доходный или предлагать более приемлемый вариант проекта.

Часто существует множество способов проверить что-либо, например «выгодность», в основе чего лежит множество карт и допущений (что значит «быть выгодным»). В частности, «выгодность» можно определить на основе:

а) физического обладания наличностью или другими средствами;

б) сравнения с другими проектами;

в) долгосрочной выгоды данного проекта;

г) дополнительных возможностей, которые возникают в результате данного проекта.


Варьируя эти обоснования, можно установить принципиально различные результаты осуществления проекта и деятельности вовлеченных в него людей. Именно эти, порой достаточно тонкие, различия в проверках и действиях составляют разницу между эффективным и неэффективным исполнением.

Рис. 8. Моделирование требует определения различных элементов TOTE исполнителя


Таким образом, в НЛП считается, что для того, чтобы успешно моделировать тот или иной навык или достижение, необходимо идентифицировать каждый из ключевых элементов TOTE по отношению к данному навыку или достижению (рис. 8).

1. Цели исполнителя.

2. Обоснование и процедуры обоснования, используемые исполнителем (исполнителями) для того, чтобы определить успешность действий.

3. Действия, которые предпринимает исполнитель (предпринимают исполнители) для достижения цели, а также специфические виды поведения как средства осуществления этих действий.

4. Реакция исполнителя (исполнителей), если цель не достигнута с первого раза.

Уровни сложности навыков и способностей

Следует принимать во внимание, что способности сами по себе обладают различной природой и уровнями сложности. В попытке смоделировать свойственные выдающимся людям цели, обоснования, действия и реакции на затруднения (элементы TOTE ) важно учитывать, на какие уровни они могут быть направлены. К примеру, «цель» можно сформулировать в терминах специфического поведения, например «произвести двадцать единиц продукции к пятнице», или в терминах способностей: «совершенствовать наши способности в сфере решения проблем». На уровне убеждений и ценностей цель может быть сформулирована как «сделать акцент на качестве продукции». На уровне идентичности – «достичь статуса ведущего предприятия в нашей отрасли». Цель, определяемая в терминах ви́дения, может звучать так: «изменить способ общения людей друг с другом».

Очевидно, что различные уровни целей требуют обоснований и действий на различных уровнях. Разными будут и уровни проблем, которые возникнут на пути к их осуществлению. Фактически обретение мудрости и навыков для управления взаимоотношениями между различными уровнями процессов является одной из сложнейших задач любой эффективной деятельности.

Некоторые навыки и способности на самом деле состоят из других навыков и способностей. Способность «написать книгу» складывается из способностей, связанных со словарным запасом, грамматикой и орфографией языка, на котором человек собирается писать, равно как и со знаниями предмета, о котором будет книга. Эти способности нередко называют «встроенными TOTE », «субпетлями» или «субнавыками», поскольку они представляют собой дробные части, из которых строятся более утонченные или сложные навыки. Способность к лидерству, например, состоит из множества отдельных навыков, связанных с эффективным общением, установлением раппорта, решением проблем, системным мышлением и т. д.

Таким образом, процесс моделирования сам по себе может быть направлен на различные уровни сложности тех или иных навыков и способностей (рис. 9).

Рис. 9. Навыки составляют различные уровни сложности


Простые поведенческие навыки включают в себя специфические, конкретные, доступные непосредственному наблюдению действия, выполнение которых занимает короткий временной период (несколько секунд или минут). Среди примеров простых поведенческих навыков – выполнение танцевального движения, достижение определенного состояния, бросок мяча в корзину, наведение ружья на цель и т. д.


Простые когнитивные навыки включают в себя специфические, легко идентифицируемые и поддающиеся проверке психические процессы, выполнение которых занимает короткий временной период (несколько секунд или минут). Среди примеров простых когнитивных навыков – запоминание имен, умение читать и писать, приобретение простого словарного запаса, создание мысленного образа и т. д. Подобные навыки мышления приносят легко поддающиеся наблюдению и измерению поведенческие результаты, а также непосредственную обратную связь.


Простые лингвистические навыки включают в себя распознавание и использование определенных ключевых слов, фраз и вопросов, например умение задавать специфические вопросы, распознавание и реакция на ключевые слова, пересмотр ключевых фраз или отказ от них и т. д. Применение этих навыков также доступно для непосредственного наблюдения и измерения.


Сложные поведенческие (или интерактивные) навыки включают в себя установление и координацию последовательности или сочетаний простых поведенческих действий. Такие способности, как жонглирование, военная подготовка, успешная игра (в спорте), проведение презентации, исполнение роли в фильме или пьесе и т. д., можно считать примерами сложных поведенческих навыков.


Сложные когнитивные навыки требуют синтеза или последовательности других простых навыков мышления. Примерами способностей, включающих использование сложных когнитивных навыков, являются сочинение рассказа, диагностика проблемы, решение алгебраической задачи, написание песни, составление программы моделирования и т. д.


Сложные лингвистические навыки требуют интерактивного использования языка в высокодинамичных (и нередко спонтанных) ситуациях. Примерами способностей, требующих сложных лингвистических навыков, являются убеждение кого-либо в чем-либо, ведение переговоров, вербальный рефрейминг, использование юмора, пересказ истории, гипнотическое внушение и т. д.


Очевидно, что каждый уровень навыков включает в себя способности, или TOTE, которые были задействованы на предыдущих уровнях. Таким образом, обычно комплексные навыки моделировать сложнее, чем простые; гораздо легче научиться моделированию простых поведенческих и когнитивных навыков и лишь потом переходить к более сложным заданиям. Впрочем, нередко сложные навыки можно «разделить» до комбинации или последовательности более простых.

Ключевым условием моделирования, таким образом, является необходимость определить, на каком уровне навыка следует сосредоточить внимание. Понятия и приемы, приносящие успех в моделировании одного уровня навыка, могут оказаться совершенно неэффективными при моделировании другого уровня. Например, простая имитация, или «зеркальное отражение», может принести успех при моделировании простых поведенческих навыков, но оказаться малоэффективным средством моделирования сложных когнитивных или лингвистических навыков. Сходным образом, при моделировании простого когнитивного навыка можно обойтись простой анкетой или вербальным интервью, однако это же средство окажется неадекватным для создания эффективной модели сложного или даже простого поведенческого навыка.

В основе всего НЛП лежит моделирование – именно идея моделирования эффективности позволила изначально воссоздать успешные паттерны гениев современности (Милтона Эриксона, Фрица Перлза, Вирджинии Сатир, Грегори Бейтсона), а затем – объединить их в систему нейро-лингвистического программирования. И моделирование же является кульминацией НЛП-способность создавать собственные модели и системы описания субъективного опыта, воспроизводимые другими людьми, традиционно считается одним из важнейших критериев мастерства в НЛП.

Определимся с понятием: моделирование – создание описания поведенческого навыка, позволяющего другим людям обучиться этому навыку. Выделяют два типа моделирования – из 2-ой и из 3-ей позиции восприятия. С моделированием из 3-ей позиции связано явное моделирование, цель которого – создание структурированного описания опыта. Моделирование из 2-ой позиции называют неявным, его цель – глубинное понимание процесса, без попыток логического объяснения совершаемых действий. Спецификой НЛП-моделирования является то, что оно сочетает оба этих подхода.

Общую схему классического моделирования методами НЛП можно разделить на несколько этапов:

1. Подготовка – идентификация навыка, поиск людей, обладающих навыком, договоренность с бессознательным о безопасности процесса; 2. Макро-моделирование – разбивка навыка на базовые блоки и создание общего описания, разложение навыка в формате модели Т.О.Т.Е., создание общей метафоры навыка, выявление стратегий, лингвистических особенностей, ценностей, убеждений, физиологических состояний и метапрограммного профиля для каждого из этапов; 3. Микро-моделирование – описание навыка на более детальном уровне разбивки, подробное описание каждого из блоков, детализация, дающая полное описание навыка и позволяющая ему научиться; 4. Мета-моделирование – создание комплексного описания навыка; 5. Вычитание – облегчение модели, избавление от лишних и ненужных элементов.

Наиболее популярными системами моделирования в НЛП являются стратегии моделирования Джона Гриндера, Роберта Дилтса и Дэвида Гордона. И если стратегия моделирования Джона Гриндера скорее ориентирована на неявное моделирование, то стратегии Дэвида Гордона и Роберта Дилтса – на аналитическое создание описательных систем. Стратегия моделирования по Джону Гриндеру:

1. Определение навыка и поиск человека, им обладающего; 2. Подстройка и бессознательное «снятие» паттернов без всяких попыток логически объяснить их смысл, слепое доверие носителю навыка и вера в эффективность этих действий; 3. Самостоятельное воспроизведение скопированных паттернов, до тех пор, пока не будут получены результаты, близкие к результатам моделируемого; 4. Рефлексия, кодирование паттернов, создание комплексной модели на основе описания как паттернов моделируемого, так и собственных освоенных паттернов; 5. Проверка – инсталляция модели в третьего человека.

При создании комплексных описательных моделей важно использовать описание всех ключевых элементов:

Убеждения и ценности Стратегии Эмоции Внешнее поведение.

Для выявления стратегий используется модель Т.О.Т.Е. (тест-операция-тест-выход), состоящую из четырех базовых элементов:

1. Вход (первый тест, запуск стратегии) – триггер, который запускает стратегию. На этом этапе для нас важна информация, как человек понимает, что пора начинать запускать стратегию, или какие факторы должны сложиться, чтобы она запустилась автоматически; 2. Операция – на данном этапе происходит действие, доступ к данным (ресурсам), необходимым для выполнения действия, и их обработка; 3. Обратная связь – тест, определение результатов совершенного процесса, сопоставление имеющегося и желаемого состояния; 4. Выход.

Дэвид Гордон предлагает выстраивать выявление стратегий на понятийном аппарате, в который включены следующие составляющие:

Критерий – элемент, отвечающий за важность навыка и придающий ему смысл; Определение критерия; Сенсорное описание; Причинно-следственная связь; Мотивировка; Первичная и вторичная операции стратегии Т.О.Т.Е.; Поддерживающие эмоции.

Для моделирования состояний часто используются модели ВАGЕL, SОАR и RОLЕ. На уровне выявления физиологии используется модель ВАGЕL:

В – поза, положение тела; А– ключи доступа (мимика, голос, дыхание) G – жесты Е – движения глаз L – языковые паттерны.

Для выявления динамики состояний может использоваться модель SОАR (состояние – операция – и – результат), показывающая взаимосвязь состояний и выполняемых действий, и для выявления репрезентаций – модель RОLЕ:

R – репрезентативная система О – ориентация вовне или вовнутрь L – взаимосвязь задействования репрезентативных систем – последовательности и синестезии Е – эффекты.

Стратегия моделирования по Роберту Дилтсу (краткое изложение):

1. Определение навыка и поиск специалиста 2. Сбор информации – как из 3-ей позиции, так и из 2-ой (подстройка и ассоциированное проживание паттернов) 3. Структурирование полученной информации, сведение паттернов в единую модель 4. Проверка эффективности модели на собственном опыте 5. Оптимизация модели, вычитание балластных элементов 6. Структурирование способа инсталляции модели другим людям 7. Определение способов измерения эффективности модели и границ ее применения.

Стратегия моделирования по Дэвиду Гордону (краткое изложение):

1. Макро-моделирование: а. Выявление убеждений – что отвечает за важность навыка и придает ему смысл, что является более высоким критерием, каковы сенсорные подтверждения критерия, каковы фоновые убеждения; b. Выявление стратегий – определение набора внутренних процессов и внешнего поведения; с. Выявление эмоций – состояния, на базе которых человек строит свое поведение, а также сигнальные эмоции, отражающие правильность или неправильность протекания стратегий; d. Описание внешнего поведения – поведение, действия, движения, мимика, вербализации и т.д. 2. Микро-моделирование – разбивка навыка на этапы стратегии Т.О.Т.Е. (запуск, процесс, выход) и повторение процедуры для каждого этапа; 3. Создание комплексной модели.

МОСКОВСИЙ ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МИРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

ДОКЛАД

ПО ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ

НА ТЕМУ:

Моделирование с помощью НЛП

Выполнила студентка 3 курса

Группы 3ФК-63

Фетискина М Р

МОСКВА 2008


Что такое НЛП?

Нейролингвистическое программирование изучает то, как устроено наше мышление, речь и поведение. Это способ кодирования и воспроизведения выдающихся результатов, позволяющий нам последовательно добиваться своих целей в бизнесе и в жизни в целом.

Нейролингвистическое программирование – это процесс моделирования уникальных для каждого человека осознанных и неосознаваемых паттернов поведения, направленный на то, чтобы постоянно двигаться ко все большему раскрытия своего потенциала.

Нейро. Все в большей и большей степени, осознавая паттерны своего мышления, мы сможем понять, как они влияют на нашу работу и жизнь.

Ключ к личному и деловому успеху находится в первую очередь в нас самих, и изучение того, каким образом мы думаем, позволит нам раскрыть наши внутренние ресурсы. НЛП предоставляет нам возможность управлять нашими внутренними репрезентациями и сигналами. Делая это, мы начинаем использовать потенциал самых мощных компьютеров в мире – наших мозгов. Научившись управлять своими мыслями, мы сможем:

Менять наше восприятие ситуаций и людей.

Влиять на те реакции, которые мы получаем от окружающих.

Воспринимать содержание нашей памяти таким образом, чтобы поддержать то качество личности, которое мы хотим иметь.

Строить взаимоотношения, которых мы бы на самом деле хотели.

Мы можем научиться управлять своим разумом так, чтобы жить той жизнью, которой мы хотим.

Лингвистическое. Наш язык – это наша жизнь. Мы можем сказать лишь то, о чем можем подумать и что можем сделать. Обучение пониманию и управлению структурой нашего языка играет ключевую роль в этом мире, где все больше и больше ценится способность к общению.

Язык является мощным инструментом, особенно в бизнесе. Это своеобразная валюта деловых взаимоотношений. Научившись развивать мастерство владения языком, мы сможем:

· Улучшать качество той информации, которой мы обмениваемся с окружающими.

· Повысить уровень понимания наших слов собеседником.

· Влиять на последствия многих ситуаций.

· Преодолевать сознательное сопротивление, используя ресурсы бессознательного.

· Общаться с собеседником так, чтобы он был убежден нашими словами.

Программирование. Мы управляем своей жизнью при помощи стратегий так же, как компьютер использует программу для достижения конкретных результатов. Осознавая стратегии, при помощи которых управляем своей жизнью, мы обеспечиваем себе выбор: продолжать действовать в том же ключе или попытаться развить наш потенциал и нашу личную эффективность.

Если мы хотим воспроизвести успех выдающегося продавца, менеджера или оратора – возможность сделать это нам даст моделирование.

Моделирование.

Если кто-то может сделать это, каждый сможет сделать это. Это основа моделирования. Моделирование в большей степени касается того, «как», чем «почему». Есть шутка о том, что НЛПеры, начиная беседу, говорят не «Как поживаете?», а «Как вы это делаете?». Моделирование – это состояние любопытства и самоотверженности. Это желание слушать, смотреть, уважать и учиться у других людей и у себя. Это скорее интерес к процессу, а не к содержанию.

Моделирование – один из наиболее важных навыков, необходимых нам сегодня. Больше, чем когда-либо, нам необходимо полагаться на себя в обучении и развитии, управлять собой, проявлять инициативу и справляться с постоянными изменениями. Даже если вы работаете в большой организации, высок шанс, что, вне зависимости от того, какое количество поддержки вы получаете, от вас либо уже ожидают, либо будут ожидать в будущем самостоятельности при решении проблем, с которыми вы сталкиваетесь. На работе очень мало легких задач, и ритм таков, что все другие люди заняты своими делами.

Моделирование – это способ постоянного самообучения и достижения истинной личной самореализации. Это способ проявить уважение к уникальным талантам, которыми все мы обладаем.

В бизнесе нам необходимо исследовать прежде неиспользованные ресурсы. Нам нужно учиться тому, что может предложить каждый человек. Если мы будем делать то, что всегда делали, получим то, что получали всегда – это рецепт самоубийство бизнеса.

Вы можете моделировать все, что угодно; люди могут обладать превосходными умениями в различных сферах. Вы можете, например, обладать превосходной способностью:

Вызвать привязанность и уважение.

Мотивировать себя и окружающих.

Продавать и оказывать влияние.

Слушать.

Организовывать людей в единое целое.

Вдохновлять и вести за собой людей.

Равным образом вы можете обладать превосходной способностью:

Впадать в депрессию.

Сердиться.

Терять самообладание.

Беспокоиться.

Агрессивно реагировать на окружающих.

Паниковать.

Моделируя любую из этих способностей, мы сможем глубже осознать ее, а с этой осознанностью у нас появляется выбор: продолжать тоже самое или же сделать что-то еще. Сам по себе процесс исследования того, что мы делаем и как мы это делаем, поднимает нас на тот уровень беспристрастности, на котором мы можем выбирать, что мы делаем и, что более важно, будем продолжать делать в будущем.

Мы можем применить процесс моделирования к себе. Возможно, к примеру, вы захотите воспроизвести способность или навык, которым вы обладаете в некоторых областях вашей жизни или работы, чтобы использовать его в других ситуациях. Предположим, что вы умеете оказывать влияние на коллег в общении с ними, но вы не можете в той же степени повлиять на своих клиентов. Вы можете смоделировать себя, чтобы обнаружить разницу между двумя этими ситуациями, так что вы сможете использовать свое влияние в любом контексте, каком захотите.

Стратегии.

Мы достигаем результатов при помощи программ, которые запускаем в уме и во внешнем плане. Так же как компьютерные программы являются последовательностью кодов, так и личные программы представляют собой последовательность умственных и поведенческих кодов. Когда вы идете, разговариваете, ведете машину, читаете или смеетесь, маловероятно, что вы осознаете, как вы делаете эти вещи. Программы, которые позволяют им произойти, управляются вашим бессознательным. Эти программы известны как стратегии.

Тем не менее, если вы хотите моделировать успех самого себя или других людей, ваша цель – извлечь не только сознательные, но и бессознательные стратегии, позволяющие вам делать то, что вы делаете.

Предположим, вы обнаружили, что вашему партнеру по переговорам присуща стратегия, которая включает в себя:

1. Создание картины того, чего он хочет (зрительный элемент).

2. Задавание себе вопросов о жизнеспособности этого результата (слуховой элемент).

3. Возникновение ощущения уверенности в том, что это именно то, чего он хотел (кинестический элемент).

Подстраиваясь к его стратегии, вы поможете ему принять решение. Скажем, он был настроен попросить перевода на новую работу. Вы можете подстроиться под его стратегию, сказав:

1. «Представь себе, как ты подойдешь к своей начальнице и прояснишь вместе с ней свое будущее» (зрительный элемент).

2. «Спроси себя, осуществимо ли то, что ты хочешь сделать?» (слуховой элемент).

3. «И ты интуитивно поймешь, правильный ли это шаг» (кинестический элемент).

Моделирование в бизнесе привело к значительным прорывам в процессе обучения навыкам. Вся радость процесса моделирования заключается в том, что вы можете усовершенствовать модель, проверяя, какие элементы вносят свой вклад в мастерство, а какие ухудшают его или не оказывают влияния. Исключая пошагово по одному элементу, вы сможете определить, как это влияет на общий результат. Это позволит вам создать наиболее эффективную модель, которую вы сможете использовать для обучения других людей.

Этот процесс применим к моделированию всего, чего угодно, - человека, команды или целой организации.

Возможности прикладного использования НЛП увеличиваются с каждым днем. Навыки и техники являются результатом моделирования мастерства. Когда вы занимаетесь НЛП, вы включаетесь в мощный процесс обучения, который постоянно развивается. Это постоянное самосовершенствование.

Результатом моделирования является осознанная способность, овладение навыками, которые у вас уже есть, и теми, которые вы хотите иметь. С практикой эти навыки и способы мышления станут вашей подсознательной способностью; вам не нужно будет думать о них, они станут естественной частью вас. В своей простейшей форме НЛП – это процесс, которым вы пользовались всю свою жизнь. В наиболее изощренной форме это способ привнесения мастерства во все, что вы делаете – как индивид, команда, компания.

Многие люди сторонятся НЛП из-за той страсти, с которой другие превозносят его достоинства. Тем не менее этот энтузиазм и рвение в некоторой степени имеют отношение к силе этой техники.

НЛП предлагает самостоятельность и позволяет нам научиться тому, как учиться. Начиная этот процесс, мы не только учимся тому, как нужно учиться, но и увеличиваем нашу самостоятельность и долю нашего личного вклада в целостный процесс личного и делового роста.