Летные данные f4 phantom в графике. Боевое применение самолетов «Фантом

F-4 ФАНТОМ II

F-4 Фантом II

Небесный призрак

Явным кандидатом на титул господствующего боевого самолета 1960-1970-х гг. был американский многоцелевой истребитель «Макдоннел-Дуглас F-4 "Фантом П"» (McDonnell Douglas F-4 Phantom II ). Для истребителя «F-4 » имел несколько необычный вид. Хищный излом крыльев с новой конструкцией передней кромки и мощными маневренными предкрылками, автоматически выступающими вперед на больших углах атаки, необычный наклон хвостовых стабилизаторов и клювообразный нос совершенно неожиданно позволили решить ряд непредвиденных аэродинамических проблем. Эту весьма большую машину несли два мощных турбореактивных двигателя «J-79-8» компании «Дженерал Электрик» (General Electric), что дало повод отдельным «специалистам» говорить, что любой кирпич полетит, если ему сообщить такую тягу.

По поводу этого истребителя высказывались самые разные критические заявления, но они быстро затихли, когда были обнародованы лет-но-технические характеристики «Р-4 ».

Первоначально предполагалось, что новая машина заменит устаревший палубный истребитель «Макдоннел F-3 "Демон"» (McDonnell F-3 Demon) и будет применяться для защиты кораблей ВМС США. Однако скоро выяснилось, что исключительные характеристики нового истребителя позволяют ему выступать и в других амплуа: многоцелевой истребитель, ист-ребитель-перехватчик, самолет наземной поддержки. Первая модификация самолета - «F-4B» - поступила в 101-ю истребительную эскадрилью (7F-101) ВМС США в 1961 г. «Р-4» привлек внимание авиационного мира еще до того, как на нем был установлен ряд мировых рекордов, среди которых рекорд высоты - 30 040 м в декабре 1959 г., полет по замкнутой петле длиной в 500 км со скоростью в I960 км/ч и 100-километровой замкнутой петле со скоростью 2237 км/ч в сентябре I960 г. Серия абсолютных мировых рекордов продолжилась установ-
лением рекорда скорости в 2585 км/ч в ноябре 1961 г. и рекорда набора высоты в 30 000 м всего лишь за б мин и 11 сек в апреле 1962 г. В мае 1961 г. «фантомы» 101-й истребительной эскадрильи побили рекорд 3 ч 23 мин, установленный Джоном Гленном, перелетевшим на самолете «F8U-1P» из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, преодолев это же расстояние за 2 ч 47 мин со средней скоростью 1400 км/ч, неся при этом вооружение и дополнительные баки с горючим. Этот удивительный многофункциональный истребитель был настолько хорош во всех отношениях, что иной раз превосходил специализированные самолеты на их собственных игровых полях. «Фантом II» быстро завоевал мировое признание как наиболее эффективный боевой самолет, и к тому же стал преобладающим типом самолетов, используемых в ВМС США и Корпусе морской пехоты. Кроме того, эти машины поступали на вооружение Военно-воздушных сил других стран, включая Великобританию, Германию, Японию, Израиль, Иран, Грецию, Турцию, Испанию, Южную Корею и Египет. К концу 1970-х гг. производство «f-4» сократилось; к этому времени на американских и японских заводах было построено более 5000 машин.

Во время Вьетнамской войны полковник ВВС США Робин Олдс зарекомендовал себя как высокопрофессиональный военный летчик, по праву завоевавший титул самого результативного пилота истребителя «Г-4». В должности командира 8-го тактического истребительного крыла ВВС США он проявил себя также как выдающийся руководитель, проведя уникальную воздушную операцию «Боло», направленную на ликвидацию угрозы со стороны истребителей «МиГ-21», принадлежащих ВВС ДРВ. 2 января 1967 г. отряд истребителей, состоящий преимущественно из «F-4C "Фантомов"», приблизился к Ханою строем, имитируя массированный налет истребителей-бомбардировщиков «Р-105». Ханой был закрыт облаками, и Олдс смог трижды провести свои машины над вражеским аэродромом, прежде чем «МиГ-21» начали подниматься в воздух. В следующие несколько минут воздушного боя семь «МиГов» были сбиты, причем американская группа не потеряла ни одной машины.

Выписка из рапорта полковника Робина Олдса о ходе операции «Боло»: «Я увидел впереди и ниже себя "МиГ-21" под углом "в семь часов", идущего на скорости 0,95 Маха. Дальность - 1370 м, курсовой угол цели - 150. "МиГ-21" любезно поднялся выше линии горизонта и встал точно под солнцем. Я прицелился в его хвостовую часть, нажал на спуск один раз, немного подождал, затем нажал второй раз. Первая ракета «Сайдвиндер» прошла перед целью и взорвалась, не причинив ей вреда, но вторая отвернула немного влево и скорректировала свой курс на цель. Она прошла немного ниже, затем грациозно развернулась и направилась к самолету. Через мгновение «МиГ-21» охватила яркая вспышка оранжевого пламени. От самолета отвалилось крыло, которое стало падать вместе с массой обломков. «МиГ» пролетел по инерции несколько мгновений, а затем ринулся вниз. Он падал, вращаясь по спирали, медленно исчезая в вершинах облаков. Пилот катапультироваться не смог».

«Фантомы» весьма успешно использовались и как истребители-бомбардировщики, и как самолеты-разведчики. Например «RF-АС "Фантом П"» нес на борту три фото-
камеры, позволяющие вести фотосъемку с большой и малой высоты, днем или ночью. На последних самолетах была установлена система обнаружения, идентификации и местоопределения РЛС ПВО - ALQ-125 TEREC (Tactical Electronic Reconnaissance) или система дальнего фотографирования L0R0P (Long-Range Oblique Photography) с камерой «KS-127». Для самозащиты на самолете подвешивались четыре управляемые ракеты класса «воздух-воздух» «Сайдвиндер».

К 1975 г. были модернизированы участвовавшие в проекте «Дикая ласка» (подразделение ВВС США, предназначенное для борьбы с ЗРК противника) истребители-бомбардировщики «F-105G». Пришедший им на смену «F-4G» также использовался для идентификации, определения местоположения и уничтожения систем ПВО. В дальнем истребителе сопровождения «Р-4В> вместо пушки размещался приемник обнаружения радиолокационного излучения «AN/APR-38», который осуществлял поиск и прием сигналов РЛС ПВО противника, распознавал, классифицировал их в соответствии со степенью опасности и определял приоритет поражения. В 1991 г. самолеты эскадрильи «Диких ласок» проявили себя в бою при проведении операции «Буря в пустыне». Они совершили 2596 боевых вылетов и подавили иракскую систему ПВО в самом начале войны. В ходе этих боевых рейдов было поражено более 200 наземных целей.

ВИДЕО
F -4 "Фантом II" Сверхзвуковой истребитель


Галерея

Военная авиация


Человек всегда стремился покорить все стихии. Пожалуй, одной из самых недоступных оказался воздух. Уже тысячи лет назад наш предок, глядя в небо, мечтал парить в нем, наполняя свою грудь смешанным чувством свободы и бесконечности. Чувством, которое способен пробудить только полет – рискованное, но оттого наиболее захватывающее действо.


Железные птицы, именуемые самолетами, одним своим видом всегда вызывают восторг и преклонение. Невозможно не удивляться их манящей мощи и поражающей сложности. Управлять самолетом – больше, чем просто летать. Эта «машина» становится лучшим другом и спасает в самые опасные минуты. Наверное, именно поэтому, пилотами остаются на всю жизнь.


Сегодня понятие авиации стало включать огромное количество видов летательных аппаратов. Самолеты используются для перевозки грузов и пассажиров, для доставки почты, научных исследований, занятий спортивными экстремальными видами спорта и множества других видов деятельности. Разнообразие форм, конструкций, предназначений воздушных кораблей удивляет. Каждый из них, от маленького сверхлегкого летательного аппарата до масштабного транспортника уникален и неповторим. Но, при всем этом, наибольшее внимание всегда приковывала к себе военная авиация .

История военной авиации

Впервые самолет взлетел в небо 17 декабря 1903 года. Но, первым летательным аппаратом, который использовался в военных целях, был вовсе не самолет, а воздушный шар, который был запущен во Франции в 1783 году. Именно после этого во Франции была организована первая авиационная воинская часть. Этот момент можно по праву считать началом развития военной авиации .


Значительно позже в 1909 году появился первый военный самолет , который был взят на вооружение в США . В нем размещался поршневый двигатель мощностью 25 кВт, экипаж состоял из двух человек, а взлет происходил с катапульты. Примитивный по сегодняшним меркам механизм был толчком к возникновению новой страницы в истории авиации.


Основным стимулом для развития военной авиации стала Первая Мировая война. Уже в течение нескольких предвоенных лет Германией было затрачено 22 млн. долл. на технические разработки. В это же время аналогичные затраты Франции составили 20 млн. долл. Результатами этих разработок стали известные сегодня истребители «Спад» и «Фоккер». Нужно отметить, что на счету последнего 565 самолетов противника.


Бомбардировщики («Кондор», B-17), истребители-разведчики, истребители-перехватчики (PW-8 «Хоук», скорость которого достигала 286 км/ч) и множество других летательных аппаратов – все это разработки военных лет. Одной из самых популярных и востребованных моделей самолетов военной авиации стал истребитель-бомбардировщик «Харрикейн», который являлся основой военно-воздушных сил Великобритании.


Вторая Мировая война дала миру такие известные самолеты, как «Ланкастер», «Зеро», «Мессершмитт», «Мустанг». Эти истребители во время военных действий смогли покорить высоту в 12 км. В последние годы появились реактивные самолеты с более высокой скоростью, радиусом действия, аэродинамическими показателями. Но после окончания Второй Мировой войны военная авиация не утратила своей ценности и актуальности – войны в Корее и Вьетнаме стимулировали развитие данной сферы в дальнейшем.

О нашем сайте

Сегодня, спустя столько лет, сохраняется понимание того, что военная авиация – уникальное достижение человечества. В достаточно короткий срок авиаконструкторам удалось соединить огневую мощь и аэродинамические свойства в самолетах, которые изменили итог многих военных битв. Даже генерал Дуэ в свое время писал, что «решить исход войны может и должна авиация - самое «подвижное» и гибкое боевое средство, способное свободно проникать на территорию противника, наносить внезапные массированные удары по выбранным целям ». Эти слова были написаны еще до начала Второй Мировой войны.


Наш сайт – своеобразная энциклопедия военной авиации, на страницах которой вы найдете:

    Истребители, бомбардировщики, разведчики и множество других самолетов;

    Военную авиацию России, стран Европы, США;

    Информацию о самых известных в истории самолетах;

  • Технические характеристики и фото моделей летательных аппаратов военной авиации;
  • И много других полезных и интересных материалов.

Мы постарались собрать наиболее точную и достоверную информацию о военных воздушных кораблях. Конечно, современные аналоги несравнимы с ними. Но эти припавшие пылью веков «герои» – больше, чем самолеты. Они – весомая часть нашей с вами истории.

Для прикрытия ударных самолётов из истребителей «Фантом» создавались группы различного тактического назначения. Прикрытие их на маршруте к цели и обратно осуществляла группа непосредственного сопровождения. Изоляция района нанесения удара возлагалась на группу заслона. На направлениях возможного появления истребителей противника дежурили самолёты так называемого «дальнего перехвата». При полёте на задание стратегических бомбардировщиков В-52 выделялись истребители «Фантом» для блокирования аэродромов.

Информация о воздушной обстановке к командирам групп поступала с самолёта дальнего радиолокационного обнаружения, осуществлявшего полёт в зоне над Тонкинским заливом. До рубежа размыкания все группы, включая ударную и доразведки, следовали в общем боевом порядке. Затем истребители «дальнего перехвата», «заслона» и «блокирования» выдвигались вперед и занимали «исходное» положение с некоторым упреждением по времени начала удара. Типовая схема полёта на выполнение боевого задания показана на рис. 1.

Рис. 1. Типовая схема полёта групп самолётов «Фантом» для нанесения удара по наземной цели (группу обозначает силуэт самолёта); 1 - взлёт с авиабазы; 2 - сбор самолётов и построение в боевой порядок; 3 - набор высоты 7000-9000 м; 4 - дозаправка топливом в воздухе; 5 - размыкание групп в зоне ожидания; 6 - выход из боевого порядка групп истребителей заслона; 7 - зона дежурства постановщиков помех; 8 - атака наземной цели ударной группой; 9 - уход от цели на малой высоте; 10 - дозаправка топливом в воздухе (при необходимости); 11 - роспуск группы и посадка

По ходу операции задачи групп могли расширяться. Например, самолёты «заслона» часто привлекались для постановки пассивных помех на маршруте следования бомбардировщиков, а лишь затем занимали зоны вокруг объекта удара, эшелонируясь по высоте; группа непосредственного сопровождения после выхода на цель выполняла функции истребителей «дальнего перехвата» и т. д.

Судя по сообщениям иностранной печати, истребители «Фантом» наиболее эффективно вели бой на малых высотах и высоких скоростях. Это объяснялось довольно высокой прочностью конструкции самолёта и большой удельной нагрузкой на крыло. Если в процессе боя скорость падала ниже 600 км/ч, то манёвренные возможности самолёта резко снижались. Ошибки летчика при пилотировании в области критических режимов приводили к срыву истребителей в штопор. Невысоко оценивали иностранные специалисты и возможности самолёта F-4C по ведению боя на сверхзвуковой скорости. Отмечались и такие недостатки, как отсутствие свободы вертикального манёвра и значительный радиус разворота.

Исходя из этого, экипажи самолётов «Фантом» во Вьетнаме избегали вступать в преднамеренный бой. Они вели его только при наличии большого численного превосходства. Исключение составляли эпизодические действия из засад и во время «свободной охоты» в районе базирования истребителей противника. В последнем случае противник атаковался внезапно с малой высоты с применением УР «Спарроу» (рис. 2).


Рис. 2. Пуск УР «Спарроу» с истребителя F-4E «Фантом» 2

На Ближнем Востоке летчикам самолётов «Фантом» воздушный бои помогали вести более легкие и манёвренные истребители 3С. Они участвовали в завязке боя и демонстративных действиях, а экипажи истребителей «Фантом» выбирали благоприятный момент для внезапной атаки снизу с последующим пуском УР класса «воздух-воздух» (рис. 3).

Рис. 3. Схема ввода в бой истребителей «Фантом» (вариант): 1 - группа завязки боя (самолёты «Мираж» 3С); 2 - ударная группа («Фантом»); 3 - истребители противника

Тактическую разведку в локальных войнах вели наряду с другими летательными аппаратами самолёты RF-4C и . В ходе войны во Вьетнаме возникла необходимость иметь самолёт-разведчик, который не уступал бы по лётным характеристикам и радиусу действия боевым машинам. Зарубежная печать отмечала, что от такого самолёта требовалось фотографировать объекты днем и ночью с больших и малых высот.

На борту самолёта RF-4C устанавливалась оптическая, инфракрасная и радиолокационная аппаратура, которая обеспечивала получение разведывательных данных в различных метеорологических условиях.

Съёмка с малой высоты велась с применением лампы-вспышки на скорости не более 800 км/ч. Нередко экипажи разведчиков по обнаруженным в полёте объектам сами применяли средства поражения (обычно НУР), которые подвешивались на самолёт в ограниченном количестве.

Разведчики RF-4C и Е во время боевого вылета при необходимости выполняли противозенитные и противоракетные манёвры. Их включали в боевой порядок ударных групп с задачей ведения радиотехнической разведки и доразведки объектов нападения. Обнаружив включившуюся в работу наземную РЛС и установив направление на неё, оператор разведчика давал информацию группе подавления средств ПВО.

Выступали они и в роли самолётов целеуказания. Выйдя в заданный район по системе ближней навигации, экипаж разведчика выстреливал девять-десять из 40 имевшихся на борту осветительных ракет, обнаруживал объект и давал целеуказание истребителю-бомбардировщику, который атаковывал цель визуальным способом.

Как свидетельствует иностранная печать, в последние годы с учетом опыта локальных войн боевые характеристики самолётов «Фантом» были улучшены. Так, на самолёте последней модификации F-4E установлены два более мощных двигателя J79-GE-17 (тягой по 8120 кг) и дополнительный топливный бак в хвостовой части фюзеляжа. Это повысило энергетические возможности самолёта и увеличило радиус его действия. На истребителе F-4F были установлены предкрылки, которые обеспечили большую угловую скорость и меньший радиус разворота.

Самолёт «Фантом» пока считается за рубежом лучшим истребителем ПВО. Командования ВВС Великобритании и ФРГ предполагают использовать его в этом качестве вплоть до принятия на вооружение самолётов .

Многоцелевой истребитель F-4 Phantom 2 фирмы McDonnell Douglas предназначен для нанесения ударов по наземным целям, непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и решения задач завоевания превосходства в воздухе. В сентябре 1953 г. компания McDonnell Douglas приступила к созданию всепогодного двухдвигательного истребителя, и в июле 1955 г. был заключен контракт на постройку двух опытных XF4H-1 и пяти предсерийных самолетов, которые получили название Phantom 2 (ранее уже был самолет под названием «Фантом»), Техническое проектирование истребителя завершилось в августе 1956 г. Свой первый полет Phantom 2 совершил 27 мая 1958 г. 23 самолета опытной серии в дальнейшем получили обозначение F-4A Phantom 2 и использовались только для проведения летных испытаний, в ходе которых были получены более высокие летно-технические характеристики, чем предполагалось.

В декабре 1960 г. для ВМС США начались поставки серийного варианта, который в сентябре 1962 г. получил обозначение F-4A Phantom 2. Когда в октябре 1979 г. производство F-4 Phantom 2 прекратилось, было уже выпущено 5057 машин, из них 1196 для зарубежных потребителей. Кроме того, компания «Мицубиси» по лицензии построила 127 самолетов F-4. Общее число произведенных самолетов, таким образом, достигло 5195 машин (с чем могут конкурировать только истребители МиГ-21).

Самолеты F-4 Phantom 2 в свое время установили абсолютные мировые рекорды высоты полета (30040 м) 6 декабря 1959 г. и скорости (2585,43 км/ч) 22 ноября 1961 г. Мировой рекорд скорости на малой высоте (1452 км/ч) продержался 16 лет. Учитывая огромную роль, которую сыграли самолеты F-4 в боевых действиях во Вьетнаме, можно сказать, что F-4 Phantom 2 был одним из лучших в мире военных самолетов своего времени.

В процессе модернизации созданы следующие модификации F-4 Phantom 2 :
F-4B (F4H-1) - вариант с двигателями J79-GE-2/-2А тягой по 7326 кг. Ударный вариант F-4B оснащался РЛС управления огнем APQ-72 и мог нести до 7257 кг различного ударного вооружения.

QF-4B - обозначение самолетов F-4B, переоборудованных в беспилотные мишени.

RF-4B (F4H-1Р) - невооруженный фоторазведчик на основе F-4B с удлиненной носовой частью для ВМС США (первый полет 12 марта 1965 г.).

F-4C - вариант истребителя-штурмовика, аналогичный F-4B, но с двойным управлением и двигателями J79-GE-15 тягой по 7711 кг и другими изменениями в системах самолета (первый полет 27 мая 1963 г.).

EF-4C - обозначение самолетов F-4C, переоборудованных в конфигурацию «Уайлд Уизел» для ведения РЭБ.

RF-4C - самолет тактической разведки на базе F-4С, но оборудованный как RF-4B (первый полет 18 мая 1964 г.).

F-4D - серийный вариант для ВВС США, аналогичный F-4C, но оснащенный оборудованием для решения задач ВВС (первый полет 8 декабря 1965 г.).

EF-4D - обозначение самолетов F-4D, переоборудованных в конфигурацию «Уайлд Уизел» (радиоэлектронная разведка и огневое подавление РЛС ПВО).

F-4E - основной серийный вариант с более мощными двигателями J79-GE-17, увеличенным запасом топлива, новой РЛС APQ-120 с меньшими габаритами за счет перехода на микроэлектронные схемы, с предкрылками для улучшения маневренности и встроенной 20-мм шестиствольной пушкой с боекомплектом 639 снарядов (первый полет 30 июня 1967 г.). На ряде истребителей F-4E в носке правой консоли крыла была установлена телевизионная система слежения за воздушными целями «Тисео», позволяющая опознавать самолеты противника на большом удалении.

F-4E(J) - вариант F-4E, производимый в Японии по лицензии компаниями «Мицубиси» и «Кавасаки».

RF-4E - экспортный вариант F-4E, оборудованный для ведения тактической разведки.

RF-4E(J) - невооруженный разведывательный вариант F-4E(J) для ВВС Японии.

F-4F - вариант F-4E для ВВС Германии, модернизированный корпорацией МВВ в 1991 г.

F-4G «Уайлд Уизел» - вариант самолета F-4B (первый полет 20 марта 1963 г.), применявшегося во Вьетнаме с системой линии передачи данных ASW-1 о боевых действиях по наземным целям. Впоследствии такое обозначение получили самолеты серии F-4E, переоборудованные в конфигурацию «Уайлд Уизел» (первый полет 6 декабря 1975 г.). Переоборудование первого самолета F-4G серийной конфигурации завершилось в апреле 1978 г., и в этом же году он стал поступать на вооружение.

F-4G «Уайлд Уизел» предназначен для обнаружения и подавления РЛС ПВО на маршрутах полета ударных самолетов к объектам ударов при прорыве ПВО противника, а также для выполнения самостоятельных операций по подавлению системы ПВО. Для поражения средств ПВО противника применяются ПРЛР, УР класса «воздух-поверхность» AGM-65 «Мейверик» с оптоэлектронной ГСН и кассетные боеприпасы для поражения площадных целей.

При выполнении этой задачи самолеты F-4G должны первыми войти в зону боевых действий для подавления наземных средств ПВО противника. Сопровождение ударных самолетов осуществляется при прорыве зоны ПВО и глубоком проникновении в тыл противника. При этом перед F-4G ставится задача создать безопасный коридор пролета ударным самолетам к цели. В зависимости от типа цели, установленного вооружения и характера боевых действий самолет F-4G может совершать полет на средних и малых высотах. Атака цели и полет вблизи ее осуществляются на высоте 60-300 м при больших дозвуковых скоростях.

На самолетах F-4G и Е используются: прицельно-навигационная РЛС AN/APQ-120, ЭВМ системы управления пуском ракет AN/ASQ-91, цифровая ИНС AN/ARN-101. аппаратура сброса дипольных отражателей и ИК-ловушек AN/ALE-40, совмещенная с системой предупреждения о радиолокационном облучении. В отсеке вооружения установлены 25 быстросъемных блоков станции радиотехнической разведки-обнаружения и определения местоположения источников радиолокационного излучения APR-38.

В состав оборонительного радиоэлектронного оборудования F-4G входит контейнер с оборудованием AN/ALQ-119-12 (-14) для постановки помех в диапазоне частот от 2-3 до 8-10 ГГц или контейнер с оборудованием для постановки помех AN/ALQ-131. Основным БРЭО самолета F-4G является система AN/APR-38. включающаяся вычислитель HAWC для представления членам экипажа классифицированных данных об угрозе, об управлении системой при различных режимах ее работы, блок индикации CIS, оптический прицел AN/APQ-30 (Mod) и супергетеродинный блок. Система AN/APR-38 предназначена для обнаружения радиолокационного излучения ото всех существующих советских импульсных РЛС и РЛС непрерывного излучения.

Самолет F-4G вооружен высокоскоростной ПРЛР AGM-88A/C HARM, которая может применяться для самообороны или поражения указанных или внезапно обнаруженных целей. В состав вооружения самолета могут входить также другие ПРЛР, управляемое оружие, запускаемое вне зоны объектовой ПВО противника, и обычное вооружение.

F-4J - палубный многоцелевой истребитель ВМС США (первый полет 27 мая 1966 г.), с двигателями J79-GE-10 тягой по 8119 кг, увеличенным крылом и переделанным хвостовым оперением для улучшения взлетно-посадочных характеристик, оснащенный автоматической системой посадки на авианосец.

F-4K - модифицированный вариант F-4J для английских ВМС с двигателями Роллс-Ройс Спей RB.168-25R Мк.202/203 тягой по 9305 кг. В английских ВМС эти самолеты получили обозначение Phantom FG Mk.1.

F-4M - модернизированный вариант F-4K, обозначенный в английских ВМС как Phantom FGR Mk.2.

F-4N - палубный истребитель ВМС США на базе F-4B с усиленной конструкцией и оснащенный современным электронным оборудованием (первый полет 4 июня 1972 г.).

F-4S - модернизированный вариант F-4J с усиленной конструкцией и установленными предкрылками.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с низкорасположенным стреловидным трапециевидным крылом, имеющим складные консоли, и стреловидным хвостовым оперением. Фюзеляж самолета типа полумонокок, его носовая часть опущена вниз для улучшения обзора из кабины летчика. Шасси трехопорное. Передняя стойка с двумя колесами убирается назад, основные стойки - в крыло.

Самолет F-4E оснащен двумя ТРДФ. Топливо размещается в семи мягких топливных баках в верхней части фюзеляжа и двух интегральных баках в сродней части крыла. Кроме того, под крылом и фюзеляжем предусмотрена подвеска двух ПТБ. Имеется система дозаправки топливом в полете при помощи телескопической штанги (для самолетов ВВС) и по системе «шланг-конус» (для палубных машин).

Управление необратимое бустерное, с гидравлическим приводом и системой демпфирования по трем осям. Имеется САУ AN/ASA-32. В состав системы управления оружием самолета F-4E входит импульсно-доплеровская РЛС AN/APQ-120 (способна обнаруживать воздушные цели только на фоне свободного пространства на максимальной дальности 70 км), оптический прицел AN/ASQ-26, навигационно-бомбардировочная подсистема AN/AJB-7 и счетно-решающее устройство бомбометания AN/ASQ-91. Средства РЭБ включают приемники обнаружения радиолокационного излучения AN/APR-36/37 и передатчики помех AN/ALO-71/72/87.

Пилотажно-навигационная система F-4E состоит из ИНС AN/ASN-63, счетно-решающего устройства AN/ASN-46 и радиовысотомера малых высот AN/APN-155. Для связи радионавигации и опознавания имеется комплексная система AN/ASQ-19, включающая приемопередатчик навигационной системы TACAN.

На девяти узлах внешней подвески самолет F-4E может нести четыре УР средней дальности AIM-7 «Спэрроу» в нише под фюзеляжем, УР «Спэрроу», «Сайдуиндер» и «Шрайк» на подкрыльевых узлах подвески, а также два-три контейнера SUU-16/A или SUU-23/A с пушками М61А1 (боекомплект 1200 снарядов на орудие), блоки с НАР, свободнопадающие бомбы, выливные авиационные приборы на подкрыльевых и центральном подфюзеляжном узлах. Самолет может быть вооружен двумя ядерными бомбами Мк.43, Мк.57. Мк.61 или Мк.28. Для действия по наземным целям может оснащаться шестью УР АСМ-65 «Мейверик».

Истребитель F-4 длительное время оставался основным самолетом завоевания превосходства в воздухе американских ВВС и ВМС. «Боевое крещение» «Фантома» состоялось 2 апреля 1965 г. во Вьетнаме, где самолеты этого типа встретились с северовьетнамскими истребителями МиГ-17Ф. С 1966 г. основными противниками «Фантома» стали самолеты МиГ-21ПФ. «Фантомы», состоящие на вооружении ВВС Ирана, применялись в ирано-иракской войне (1980-1988 гг.).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ F-4E
Экипаж, чел. 2
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 2301
максимальная на высоте до 3 км 1464
крейсерская 925
Практический потолок, м 18975
Дальность, км:
перегоночная 3180
действия 795-1270
Масса, кг:
максимальная взлетная 28030
нормальная взлетная 21500
пустого самолета 13757
Максимальная боевая нагрузка, кг 7257
Габариты самолета, м:
размах крыла 11,71
длина 19,20
высота 5,03
Двигатель: ТРДДФ General Electric J79-GE-17A, кгс 5044/8127

McDonnell Douglas F-4 Phantom_II

McDonnell Douglas F-4S Phantom II (бортовой номер 153910) Истребительной эскадрильи VF-151 "Vigilantes" подготовлен к взлету с помощью катапульты с палубы Navy:Авианосца_USS_Midway (CV-41), 1985 год.

Разработка и производство

США Страна разработки
McDonnell Douglas Разработчик
27 мая 1958 г. Первый полет
McDonnell Douglas Производитель
5195 шт. Выпущено всего

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

Встроенное-пушечное

  • на ранних модификациях отсутствует;
  • 20 мм шестиствольная пушка М61А1 Vulcan (639 снарядов).

  • 4-6 управляемые ракеты (УР) средней дальности AIM-7 Sparrow в нишах под фюзеляжем,;
  • 6 УР AIM-7 Sparrow, AIM-9 Sidewinder, AIM-4 Falcon, УР Bullpup или Shrike, УР AGM-65 Maveric на подкрыльевых узлах подвески,;
  • а также блоки с неуправляемыми авиационными ракетами, свободнопадающие бомбы;
  • Общая боевая нагрузка: до 1370 кг вооружения на центральном пилоне и до 5888 кг оружия, расположенного под крылом на 6 узлах подвески.;
  • Самолет может нести две ядерные бомбы Mk 43, Mk57, Mk61, Mk28..

Тандемный двух-местный, двух-моторный, всепогодный, сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, истребитель-перехватчик, самолёт наземной поддержки, созданный фирмой McDonnell Douglas для Военно-морских сил США . Введенный в строй в 1960 г. ВМС США, в виду его высокой адаптируемости был так же принят на вооружение Военно-воздушных сил и Корпуса Морской пехоты США. Серийно производился по 1981 год и с середины 60-х годов стал основной частью авиационных эскадрилий соответствующих частей вооруженных сил США. Первый в мире серийный истребитель, несущий ракеты среднего радиуса действия.

История создания

В 1952 Дэйв Льюис, заведующий подразделением аэродинамики в McDonnell Douglas был назначен менеджером перспективного проектирования. Хотя новых авиационных конкурсов на проектирование открыто не было, внутренняя информация из сред Военно-морского флота говорила о сформировавшейся необходимости Флота в новом типе самолета - ударный истребитель. В 1954 McDonnell Aircraft начали работу по пересмотру концепции их палубного истребителя F3H Demon , в поисках увеличения возможностей и улучшения летных данных. Компания подготовила несколько проектов с использованием различных двигателей, одного Wright J67 , двух Wright J65 или General Electric J79 . Версия с General Electric J79 позволяла ожидать максимальной скорости в 1.97 маха. 19 сентября 1953, McDonnell обратилась к Военно-морскому флоту США с предложением нового самолета "Super Demon". Самолет был уникально гибок в конструкции: он мог быть оборудован одно и двух-местной кабиной для различных миссий, вмещать в различных вариантах носовой части радар, разведывательную фотоаппаратуру, четыре 20 мм пушки или 56 неуправляемыми ракетами со складывающимся оперением в дополнение к 9 узлам внешней подвески под крыльями и фюзеляжем. ВМС США были заинтересованы в строительстве полномасштабного макета F3H-G/H , но новинки Grumman XF9F-9 и Vought XF8U-1 уже удовлетворили потребность в сверхзвуковом истребителе.

В следствии этого проект McDonnell был переработан во всепогодный истребитель-бомбардировщик с 11 внешними узлами подвески вооружения и 18 октября 1954, компанией было получено письмо о заинтересованности ведомства в постройке двух прототипов. 26 мая 1955 делегация состоящая из четырех офицеров ВМС США представила совершенно новые требования к новому самолету. Так как необходимость ВМС в бомбардировщике для ударов по наземным целям была удовлетворена Douglas A-4 Skyhawk, а F-8 Crusader решал задачи борьбы с истребителями, проекту McDonnell предстояло занять нишу всепогодного перехватчика противовоздушной обороны морского флота. Второму члену экипажа в таком проекте предстояло работать с мощным радаром.

Проекции самолета McDonnell Douglas F-4 Phantom II

Производство

Описание конструкции

Фантом представляет собой цельнометаллический низкоплан со стреловидным крылом (45 градусов), концевые части которого отогнуты вверх на 12 градусов, что способствует повышению путевой устойчивости. Киль большой площади имеет руль направления. Поверхности стабилизатора установлены с отрицательным углом поперечного V и на больших углах атаки играют роль подфюзеляжных килей, затягивая сваливание самолета. Фюзеляж имеет плоскую нижнюю поверхность, плавно переходящую в крыло, обеспечивая увеличение подъемной силы. При размещении на авианосце концевые части крыла складываются. Механизация крыла включает в себя: закрылки, элероны и отклоняемые носки. Для повышения эффективности управления и снижения лобового сопротивления имеется система сдува пограничного слоя с закрылков и носка крыла. Обшивка средней и задней частей фюзеляжа (над двигателями и за ними) выполнена двухслойной. Между слоями прогоняется воздух для охлаждения внешней поверхности. В хвостовой части установлен тормозной парашют диаметром около 5 м (в палубной авиации он используется как противоштопорный). Для зацепления за тросы аэрофинишера в задней части фюзеляжа шарнирно закреплен тормозной крюк. Выпускается он под действием давления пружины амортизатора. Крепление “Фантома” к челноку катапульты при взлете осуществляется с помощью биделя - стального троса, середина которого закрепляется на челноке, а концы на “крючках” в корневой части крыла. Применение этой системы связано с большой базой шасси самолета. После взлета трос сбрасывается. Шасси трехстоечное; основные стойки одноколесные и убираются в фюзеляж. Передняя стойка двухколесная, убирается назад.

Топливо размещается в фюзеляжных и крыльевых баках, общая емкость которых - 7570 л. Под крылом могут подвешиваться дополнительно два бака емкостью по 1400 л каждый. Есть еще топливный бак, подвешиваемый под фюзеляжем; он вмещает 2270 л горючего. Имеется также система дозаправки топливом в воздухе; штанга топливоприемника установлена справа у кабины летчика.

На самолете используются двигатели семейства J-79 с тягой от 7325 до 8120 кг, в зависимости от модификации машины. На F-4S установлены двигатели с пониженным дымлением. Последнее существенно снизило заметность истребителя в воздухе. До этого опытные летчики замечали “Фантом” на дальности почти 100 км, при высоте полета 10 000 м.

Оборудование F-4 состоит из бортовой РЛС, инфракрасной системы обнаружения, навигационной системы, бомбардировочного прицела, автоматической системы посадки на авианосец и системы автоматического управления полетом. Разведывательная модификация (RF-4B) отличается удлиненной носовой частью, в которой установлены различные фотоаппараты и инфракрасная станция разведки. Кроме этого, на RF-4B имеется РЛС бокового обзора. Все модификации самолета оборудованы системой РЭБ, антенны которой расположены в верхней части воздухозаборников.

Вооружение и оборудование

Модификации

Модификации истребителя F-4 "Фантом" 2:

F-4A - первый серийный самолёт данной серии, начал выпускаться в декабре 1960г. в г. Сент-Луис

F-4B - улучшенный вариант палубного всепогодного истребителя ПВО ВМС, начал поставляться ВМС с июня 1961г.

F-4C - “сухопутная” модификация истребителя для ВВС США (583 самолёта с 1963 по 1966 г.). F-4C остались только в варианте разведчика (RF-4C)

F-4D - улучшенный вариант F-4C (825 самолётов с 1966 по 1968 г.). F-4D все еще используются в Иране и Южной Корее.

F-4E - усовершенствованный многоцелевой истребитель для ВВС США (1387 самолётов с 1967 по 1976г.). Выпускается также в варианте тактического боевого самолета (до 7260 кг ракет и бомб на внешней подвеске). Все еще используется во многих странах.

F-4EJ Kai - вариант F-4E для Японии (Japan) отличается от F-4E установкой радара AN/APG-66 (модификация радара F-16) и подвеской ПКР ASM-1 местной разработки.

F-4G “Wild Weasel” (“Уайлд Уизл”) - противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из F-4E. Снят с вооружения и заменен F-16C Wild Weasel.

F-4J - усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель, выпускался с декабря 1966 по июль 1972 г. (522 самолёта).

F-4К - Phantom FGR.1

F-4M - Phantom FGR.2

F-4N - палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4B и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование (148 самолётов с февраля 1973 по март 1978г.).

F-4S - палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4J, также имеет упрочнённую конструкцию конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель. В настоящее время F-4S снят с вооружения и заменен F/A-18

RF-4C - невооружённый разведчик на основе F-4C (505 самолётов с 1964 по 1974 г.).

RF-4E - невооружённый разведчик на основе F-4E. Единственная модификация “Фантома”, оставшаяся на вооружении ВВС США. Воевали в Ираке. Phantom FGR.2 (F-4M) - перехватчик английских ВВС. Снят с вооружения и заменен на Tornado.

Phantom-2000 - F-4E модернизированный в 1991 году израильскими фирмами. Установлена авионика, аналогичная самолету Lavi, разработка которого была запрещена американцами. В частности - нашлемная система целеуказания, радар EL/M-2032, новые ракеты “воздух-земля” “Попай” и “воздух-воздух” “Питон-3” и “Питон-4”. Кроме израильских самолетов в этот вариант модернизируются 54 F-4E ВВС Турции.

Во время войны во Вьетнаме наши истребители были вдвое результативнее американских

4 апреля 1965 года вьетнамские летчики на советских истребителях МиГ-17 сбили два американских истребителя-бомбардировщика F-105. Так был открыт счет боевых побед. Впоследствии в небе сражались уже следующие поколения истребителей. Советские машины в воздушном бою оказались в два раза эффективнее американских.

Разные весовые категории
США подготавливались к нанесению авиационных ударов по Северному Вьетнаму основательно. Для успешного проведения воздушных операций в Таиланде и Южном Вьетнаме были либо модернизированы, либо заново созданы десятки авиационных баз. На них начали аккумулироваться мощные ударные силы. К началу 1965 года на этих базах было размещено около 350 ударных самолетов и истребителей. Преобладали истребители-бомбардировщики F-105, Thunderchief и F-100 Super Sabre. Было также несколько новейших «Фантомов» - F-4C Phantom II. Для отражения атак на базы применялись перехватчики F-102 Delta Dagger.
В Тонкинском заливе были сформированы две мощные авианосные группировки: Yankee Station (более 200 палубных штурмовиков и истребителей) у берегов ДРВ и Dixy Station - у берегов Южного Вьетнама. Авиация флота в основном располагала истребителями F-4B Phantom II, F-8 Crusaider, штурмовиками А-4 Skyhawk, A-1 Skyraider.
Впоследствии ударная мощность была усилена за счет стратегических бомбардировщиков В-52. В результате американцы обрушили на Вьетнам, как Северный, так и Южный, 6,8 млн. тонн бомб, что почти в три раза больше, чем при бомбардировках Германии во время Второй мировой войны.
Соотношение сил для Северного Вьетнама вначале было абсолютно катастрофическим. Армия Вьетконга располагала лишь 60-ю самолетами, в основном аналогами советских самолетов китайского производства – околозвуковыми истребителями МиГ-17 и бомбардировщиками Ил-28. Ситуацию усугубляла и недостаточная подготовка вьетнамских пилотов, которые приобретали опыт по мере ведения боевых действий. Также негативно влияли на боеготовность и физические особенности пилотов, которые не лучшим образом выдерживали перегрузки.

Смена тактики.

Однако впоследствии ситуация начала выравниваться за счет значительных поставок во Вьетнам советской военной техники. И прежде всего новых сверхзвуковых истребителей МиГ-21, которые даже при не самом виртуозном пилотировании «поставили на место» «Фантомы», на которых американцы возлагали огромные надежды.

Налеты на Северный Вьетнам начались в феврале 1965 года. Американцы ввиду явного превосходства действовали довольно примитивно. F-105 в количестве до 80 бомбардировщиков в одном налете появлялись в районе бомбометания на высотах 2500-4000 метров и без особого прицеливания сбрасывали боезапас на сверхзвуковой скорости. Зенитная артиллерия вреда им не причиняла, а ЗРК-75 у вьетнамцев пока не было. МиГ-17 использовали при этом тактику, предопределенную их меньшей скоростью и небольшой численности. Истребители барражировали на небольшой высоте, что делало их малозаметными, и дожидались подлета ударной группы. А затем, воспользовавшись неповоротливостью бомбардировщиков, атаковали неприятеля. Именно так 4 апреля 1965 года действовала четверка МиГ-17 против восьми F-105D неподалеку от Тхаиь Хоа. При этом капитан Трап Хань и его ведомый сбили два F-105D. Это были первые из 250 американских самолетов, уничтоженных в воздухе северовьетнамскими ВВС.
Такая тактика с обеих сторон использовалась до августа, когда Северный Вьетнам «затоварился» грозными ЗРК С-75. А до этого момента вьетнамцы потеряли 4 МиГ-17. И все они были сбиты более совершенными «Фантомами». Но при этом для американцев получился отрицательный баланс – они потеряли 5 F-105D, два палубных штурмовика А-4 и один хваленый F-4.
Новая американская тактика представляла собой полеты на низких высотах, что делало самолеты недоступными для огня ЗРК. Однако и здесь они столкнулись с крайне неприятными для себя зенитно-артиллерийскими комплексами С-60, которые имели радиолокационное управление огнем. В связи с чем авиация США начала в значительной мере отвлекаться от бомбовых ударов на охоту на ЗРК, ЗАК и радары. И в этих столкновениях несла значительные потери. Но уже не от МиГ-17, которым было трудно справляться с низколетящими сверхзвуковыми самолетами, не отягощенными большой ракетно-бомбовой нагрузкой.

Американская фантомная боль
Перелом в воздушной войне Вьетнама наступил, когда Советский Союз начал в 1966 году поставлять Вьетконгу новейшие сверхзвуковые истребители МиГ-21. Для командования воздушными силами США это был шок. Вскоре после столкновения с «неуязвимыми советскими истребителями» американских пилотов, чей налет был меньше 2000 часов, начали отправлять на родину для повышения квалификации.
При этом истребительная группировка США была усилена за счет массированной переброски истребителей F-104 Starfighter. Но и они были не в состоянии противостоять новой советской технике. Поэтому F-104 использовались не для воздушных боев, а для нанесения ударов по наземным целям. Причем только на территории Южного Вьетнама, где к тому времени партизанское движение приняло угрожающие масштабы.
Надежда возлагалась на «Фантомы». Но и они проигрывали МиГ-21 по маневренности, особенно при ближних столкновениях. При этом советские истребители постоянно совершенствовались. Если вначале у них отсутствовало пушечное вооружение, то вскоре пушки были установлены на подвесках, в связи с чем МиГ-21, отстрелявшись ракетами, продолжал добивать противника пулеметным и пушечным огнем.
В 1967 году в воздушной войне наступил окончательный перелом. Американские ВВС начали нести ощутимые потери по всем типам самолетов: бомбардировщикам, штурмовикам, истребителям. Соотношение потерь и побед стало абсолютно неприличным: в воздушных боях 1967 года северо-вьетнамские воздушные силы сбили вдвое больше самолетов, чем потерями.

Нгуен Ван Кок (9 воздушных побед, справа) и Нгуен Док Соат (6 воздушных побед, слева) слушают Фам Тань Нгана (в центре, 8 воздушных побед)

Катастрофическое для американцев положение проистекало прежде всего от того, что «Фантомы», которые должны были обеспечивать безопасное бомбометание для истребителей-бомбардировщиков и стратегических бомбардировщиков, были не в состоянии противостоять советским МиГ-21. Разницу в классе самолетов не могли даже компенсировать ограниченные возможности вьетнамских пилотов. МиГи, имея существенно меньший радиус разворота, неизменно занимали более выгодное положение для атаки, чем тяжелые F-4. Ситуация для американских пилотов осложнялась еще и тем, что «Фантомы», сопровождая бомбардировщики, не могли покидать группу для продолжительного боя с вьетнамскими истребителями.
В 1968 году активные боевые действия были прекращены, начались мирные переговоры, которые в 1972 году завершились капитуляцией Южного Вьетнама. Это спасло американский воздушный флот от сокрушительного поражения. На момент затишья поражение было хоть и крупным, но не сокрушительным. За три с половиной года в небе Вьетнама было проведено 268 воздушных боев, в ходе которых было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов.
В 1972 году американская авиация опять оживилась. Но это были уже не наступательные операции, а поддержка с воздуха вывода из страны американских войск.
Противостояние МиГов и «Фантомов» завершилось поражением американского самолета. F-4 за весь военный период сбили 54 МиГ-21. МиГ-21 уничтожили 103 «Фантома». Учитывая, что экипаж F-4 состоял из двух пилотов, человеческие потери были еще больше.

На фото: Вьетнамские летчики спешат к своим самолетам, чтобы вступить в бой с приближающимся противником

Анализируя результаты Вьетнамской войны в небе, необходимо признать, что дело тут не только в «слабости» «Фантома». Это был прекрасный самолет, но рассчитанный на решение совсем других задач. Он создавался как тяжелый перехватчик, предназначенный для обороны ударных авианосцев от налета сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков. Борьба за завоевание господства в воздухе была не его профилем. Слабость ВВС США того времени состояла в том, что они не имели эффективных истребителей, аналогичных маневренному МиГ-21. То есть истребители F-102, F-104, F-105 и F-5 уступали в воздушном бою нашему МиГ-21 еще больше, чем «Фантом».
Американцы извлекли урок из Вьетнамской войны. В истребителях следующего поколения F-15 и F-16 большое внимание было уделено повышенной маневренности машин.