Лепка перелетные птицы подготовительная группа пошагово. Конспект НОД в подготовительной группе

Конспект занятия по лепке

в подготовительной группе

Тема: « Птицы на кормушке»

Воспитатель Круглова Г.Е.

прогимназия № 15 «Солнышко»

Программные задачи:


  1. Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из жизни птиц.

  2. Закрепить умение лепить зимующих птиц (снегиря воробья синицу…).

  3. Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей, используя разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сплющивание, сглаживание).

  4. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Каждый раз, когда встаём мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей…

Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.

На кормушках сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.

Ждут нас так же терпеливо
И красавцы снегири…
Все привыкли – не пугливы
Хоть руками их бери!

Сегодня я видела, как на кормушку прилетело много птиц. Только я не всех узнала. А вы всех можете назвать птиц, которые к вам прилетают на кормушку?

Тогда отгадываем загадки:

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел)

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и...
(Cовы)

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока).

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.

(синица).

Давайте мы с вами слепим птиц, которые могут прилететь к нам на кормушку. Но сначала вспомним сходство и различие птиц (ответы детей). Какой формы тело, голова, хвост…? Чем покрыто тело птиц? ОТ чего зависит цвет птиц?

Как вы будите лепить птицу, с чего начнете лепить, какие способы лепки будите использовать?

Как добиться сходство с воробьем, синицей…?

В ходе занятия осуществляется индивидуальная работа

Физ. минутка:

1 2 3 4 5 все пошли опять гулять.

Птиц покормим поскорей,

Чтобы было им теплей.

Предложить детям посадить птиц на кормушку и покормить.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.
Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.
Анализ детских работ.

Чтение советов детям от птиц.

Работа с пластилином, глиной и солёным тестом оказывает расслабляющий эффект на эмоциональное состояние ребёнка, служит развитию мелкой моторики рук и активизируют познавательный и творческий интерес. Занятия по лепке проводятся с ясельной группы детского сада и усложняются год от года. Дошкольники подготовительной группы обучаются различным способам и приёмам лепки, использованию вспомогательных инструментов, развивают цветовое восприятие зрительных образов, совершенствуются в конструкторских навыках. Знание простых геометрических фигур, умение находить их в строение предмета, способность построение сюжетных и предметных композиций, развитие умения прогнозировать этапы работы и анализировать получившееся - все эти качества необходимы для успешной адаптации будущего первоклассника к обучению в школе.

Подготовка занятия по лепке на тему «Птицы» в подготовительной группе

Дети 6–7 лет активно познают предметы и явления окружающего мира, происходящие между ними связи, и с удовольствием воспроизводят их в творческих работах, отражая своё отношение к этим образам. Старшие дошкольники владеют основными приёмами лепки, знакомы со способами создания фигурки из пластичного материала. Педагог не использует прямой показ практических действий лепки, основной обучающей задачей на занятиях становится развитие навыка планирования работы и прогнозирование желаемого результата самими воспитанниками.

Занятие по лепке в подготовительной группе

В подготовительной группе ребята упражняются в создании трёхмерных предметов из пластических материалов, стараясь как можно более точно передать характерные особенности предметов. Лепка выпуклых предметов на плоскости проводится редко, как правило, выполняются задания на изготовление объёмной поделки с последующим её закреплением на бумажной или картонной основе. Тема «Птицы» направлена на развитие и дальнейшее закрепление умения передавать в лепке образы различных видов птиц, особенностей строения их тела, формы конечностей, хвоста, клюва, цвета оперения. Изучив наглядные материалы (картинки с изображением птиц, игрушки или статуэтки), ребята лепят фигурки по представлению. Для воспитанников подготовительной группы обязательно должно даваться задание по передаче характерной позы птицы. Дети учатся отображать положение туловища, лап и крыльев птицы в движении: птица села на ветку, клюёт ягоды, готовится вспорхнуть, поёт, расправила или чистит перья и т. д. По представляению лепятся также образы сказочных и волшебных птиц. Лепка с натуры может проводиться в подготовительной группе на занятиях по созданию птиц по мотивам игрушек народных промыслов (гжельская, дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка). Ребята изучают строение глиняной фигурки, воспитатель проговаривает этапы лепки игрушки (как вариант, озучивает инструкции по следованию технокарте), воспитанники выполняют практическую часть, имея перед глазами образец.

Лепка птички по мотивам дымковской игрушки

Рассотрим способы и приёмы лепки , применяемые детьми для создания птиц:

Способ лепки Цель Техника лепки
Конструктивный Создание предмета из отдельно вылепленных элементов. Ребёнок представляет предмет в виде лежащих в его строение форм, вылепливает соответствующие детали и собирает (конструирует) образ. При работе конструктивным способом могут быть использованы все основные приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, отщипывание, вдаливание, заострение. При составлении предмета из отдельных элементов применяются приём соединения и последующего сглаживания швов или примазывание деталей.
Пример. Для лепки вороны конструктивным способом необходимо заготовить вытянутый шар для туловища, шар для головы, заострённый шарик для клюва, лапки будут вылепливаться из раскатанных колбасок, хвост - из маленького сплюснутого цилиндра, крылья - из сплющенных шариков.
Пластический/скульптурный Лепка предмета из одного куска пластического материала. Перед практической работой ребёнок представляет, какая одна форма лежит в основе предмета (для птицы - форма яйца). Из пластического материала скатывается заготовка этой формы, слегка разминается ладонями, материал согревается и становится податливым. Ребёнок моделирует образ из заготовки, используя приёмы оттягивания, прищипывания, скручивания, вдаливания.
Пример. Лепка воробья скульптурным способ предполагает вытягивание из яйцеообразной заготовки частей фигурки в следующем порядке: шея, голова и клюв, крылья, лапки, хвост.
Комбинированный Сочетание в практической работе приёмов конструктивного и скульптурного способов для создания предмета. Этот способ чаще всего используется старшими дошкольниками. Основную часть фигурки ребёнок лепит конструктивным способом и дополняет его отдельно вылепленными деталями.
Пример. Для лепки петушка из яйцеобразной заготовки скульптурным способом лепится туловище, голова и шея птицы, затем создаются и примазываются крылья и лапки, гребень и бородка, перья хвоста.

Способы лепки птицы

Конструктивный способ Пластический способ Комбинированный способ

Разновидности лепки птицы


Воспитанникам подготовительной группы предоставляется свобода в продумывании художественного замысла, этапов работы и приёмов для его реализации. Важно, чтобы ребя имели доступ к материалам и инструментам. В помещении, где проводятся занятия по изобразительной деятельности, рекомендуется оформить стеллаж или шкаф, в котором хранилось бы всё необходимое для создания композиции. Исходя из своих вкусовых предпочтений, оценки собственных способностей и представляемой задумки, ребята самостоятельно подбирают пластилин для лепки, берут инструменты, дополнительные материалы для украшения. Также в стеллаже должны быть подготовлены различные варианты для основы поделки: набор цветной бумаги, картон, бумага с тиснением или бархатная бумага. Для оформления основы из шкафа с материалами и инструментами для занятий рисованием дети могут взять карандаши, фломастеры, краски и кисти. Иногда раскрашиваются сами пластилиновые поделки, чаще всего, на занятиях по декоративной лепке: готовую фигурку или игрушку ребята расписывают в стиле народной живописи.

Тема «Птицы» в перспективном планировании по лепке в подготовительной группе

В разделе «Лепка» программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе тема «Птицы» представлена во многих занятиях. Она раскрывается при обучении лепке с натуры и по представлению, созданию образов народных сказок и художественных произведений (в том числе образов в, декоративному рисованию.

Тема занятия Организационная форма деятельности Обучающие и развивающие задачи
«Домашние птицы» Индивидуальная. Закрепление умения лепить фигуру птицы по представлению.
Развитие умения передавать особенности строение тела птицы и характерных движений птицы.
Совершнествование умения украшать поделку при помощи инструментом и дополнительных материалов.
«Птичий двор» Коллективная. Закрепление умения лепить фигуры птицы в движении по представлению.
Активизация интреса к работе в подгруппе.
Развитие умения создавать сюжетную композицию: отображение взаимоотношений между мерсонажами сценки, правильное расположение фигурок в композиции, оформление основы работы.
«Летят перелётные птицы» Коллективная. Совершенствование умения передавать характерные особенности строения и позы птиц в движении.
Развитие навыка групповой деятельности.
Развитие интереса к продумыванию основы композиции (тематический или сюжетный фон).
Развитие умения прогнозирования совместной работы и анализирования итогов.
«Ворона» Индивидуальная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят ворону по стихотворению А. А. Блока «Ворона» («Вот ворона на крыше покатой…»).
Совершенствование умения передавать характерные особенности и позу птицы.
Развитие умения самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки, материалы и инструменты, прогнозировать этапы действий.
«Воробей» Индивидуальная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят воробья по стихотворению С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» из цикла «Детки в клетке».

Совершенствования умения создавать индивидуальную композицию (ребята могут слепить какое-либо животное из стихотворения, у кого в клетке побывал воробей).
Развитие умения сочетать в работе различные виды изобразительной деятельности: для оформления основы поделки дети могут использовать приёмы аппликации, рисования, пластилинографии.
«Утка» Индивидуальная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят утку по сказке М. Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Вариант индивидуального задания: в подгруппе из 2–3 человек ребята могут создать сюжетную сценку по выбранному эпизоду сказки.
Закрепление навыков лепки фигуры птицы в движении.
Совершенствование умения оформлять основу композиции, по необходимости привлекая приёмы аппликации, рисования или пластилинографии.
«Сова» Индивидуальная.
«Синичка» Индивидуальная. Совершенствование умения лепить птицу по представлению.
Развитие умения самостоятельно продумывать замысел поделки, этапов практической работы, способа и приёмов лепки, выбора материалов, инструментов, природных материалов и фурнитуры для украшения композиции.
«Снегирь» Индивидуальная/коллективная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят воробья по рассказу Ю. Дмитриева «Снегирь».
Оттачивание навыков в лепке птицы в движении.
Совершенствования умения создавать индивидуальную композицию: снегирь угощается в кормушке, клюёт ягоды ребины, сел на еловую ветвь и т. д.
Развитие умения сочетать в работе различные виды изобразительной деятельности: для оформления основы поделки дети могут использовать приёмы аппликации, рисования, пластилинографии.
Вариантом задания занятия по теме «Снегирь» может быть создание коллективной композиции «Снегири на рябине»: ребята совместно оформляют лист полуватмана в качестве основы композиции (рисуют акварельный фон с переходами, дерево, в технике пластилинографии могут изобразить пожухшие листья или снег на ветвях, элементами пластилиновой мозаики создаются грозди рябины), индивидуально вылепливают фигурки снегирей в различных позах и располагают их в общей композиции.
Развитие умения коллективной деятельности: продумывания замысла, распределение обязанностей.
Развитие умения анализировать процесс и итоги коллективной работы.
«Лебедь» («Лебёдушка») Индивидуальная/коллективная. Совершенствование умения лепить птицу по представлению.Развитие умения самостоятельно продумывать замысел поделки, этапов практической работы, способа и приёмов лепки, выбора материалов, инструментов, природных материалов и фурнитуры для украшения композиции.
Возможна лепка образа художественного произведения: воспитанникам предлагается изобразить Царевну-Лебедь из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Вариант индивидуального задания для работе в подгруппе: лепка композиции «Лебединое озеро».
«Петушок с семьёй» Коллективная. Развитие умения создавать совместными усилиями сюжетную сценку.
Закрепление умения лепить домашних птиц по представлению.
Развитие умения создавать образы художественного произведения: ребята лепят сценку из рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй».
Формирование умения коллективного продумывания этапов работы и создания общей композиции.
«Утка», «Индюк», «Петух» Индвивидуальная. Формирование умения лепить фигуру птицы по мотивам дымковской игрушки.
Совершенствование умения лепить комбинированным способом: основная форма дымковской игрушки лепится из целого куска, отдельно вылепливаются детали для крыльев, иногда хвоста.

Развитие интереса к произведениям народного искусства и желания создавать поделки по мотивам работ дымковских мастеров.
«Калининские птички» Индивидуальная. Формирование умение лепить фигуру птицы по мотивам тверской (калининской) игрушки.
Совершенствование умения лепить комбинированным способом.
Развитие навыка расписывания вылепленной игрушки.
Развитие интереса к народным промыслам и желания создавать поделки по мотивам работ тверских мастеров.

Мотивирующее начало занятия на тему «Птицы»

Начальный этап занятия по лепке должен разивать у воспитанников мотивацию (интерес и желание) к работе с пластичными материалами. Наиболее действенный способ привлечения внимания к творческому процессу и активизации познавательной деятельности - использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия. В качестве мотивирующего начала занятия могут педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:

  • Наглядный материал: рассматривание картинок и плакатов с изображением птиц, подготовка выставки игрушек и статуэток, работ народных мастеров (для занятий по декоративной лепке), изучение иллюстраций к произведениям, эпизоды из которых ребята будут создавать в сюжетной лепке.
  • Проведение беседы. Обращение к личному опыту и восприятию воспитанников активизирует зрительную память и оказывается эффективным для последующей лепки по представлению.
  • Использование художественных текстов: стихотворений и отрывков из рассказов и сказок, по которым даётся задание слепить предметную или сюжетную композицию.
  • Чтение потешек, пословиц и поговорок, загадок о птицах.
  • Использование технических средств: прослушивание песен о птицах, аудиозаписей птичьих голосов, просмотр слайдов на проекторе.
  • Создание сюрпризных моментов и проблемных ситуаций.
  • Проведение подвижных и дидактических игр, тематических физкультминуток.

Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Птицы»

Тема занятия Мотивирующее начало занятия
«Петушок с семьёй», «Царевна-Лебедь», «Серая Шейка» Занятия, посвящённые лепке сюжетных композиций на основе эпизодов или литературных произведений, должны начинаться с обсуждения текста. Ребятам зачитываются отрывки, описывающие персонажей-птиц, предварительно можно попросить вспомнить ребят, какими они запомнили героев. Привлекается использование наглядного материала - иллюстраций к произведениям. В форме устной беседы воспитатель обсуждает с ребятами, какие сценки с участием птиц можно слепить, какие материалы будут использованы, какие позы необходимо будет передать в фигурах птиц.
«Летят перелётные птицы», «Снегирь», «Домашние птицы», «Птичий двор» Старшие дошкольники многое знают об особенностях домашних, перелётных и зимующих птиц, поэтому начать занятие рекомендуется с беседы:
Какие виды птиц относятся к домашним/перелётным/зимующим? Что ребята о них знают?
Для этих тем эффективно проведение дидактических игр: «Найди отличия на картинках», «Найди лишнее», «Найди пару», «Найди птицу по силуэту тени» и т. д.
Проводятся и подвижные игры на данную тематику.
Пример. На занятии по темам «Домашние птицы» и «Птичий двор» проводится игра «Петушиный бой». Дети разбиваются на пары и встают лицом друг к другу. По команде все поднимают одну ногу и, прыгая на другой ноге, стараются заставить напарника потерять равновесие. Кто встал на обе ноги, выбывает из игры.
«Сова», «Воробей», «Синичка», «Ворона», «Снегирь» Рекомендуется привлечение малых форм устного народного творчества: потешек и поговорок, загадок, песенок.
Возможно создание сюрпризного момента.
Пример. В начале занятия по теме «Синичка» раздаётся стук в дверь, в группу заходит Дворник (может быть задействован настоящий дворник детского сада, которого знают ребята, можно попросить сыграть роль младшего воспитателя или другого сотрудника учреждения). Он приносит кормушку и жалуется: развесили на деревьях дети из разных групп домики непонятные, а зачем? Ребята объясняют, что это не просто домики, а кормушки для зимующих птиц. Дворник удивляется: почему же в кормушках нет никого? Ребята замечают, что в кормушке нет еды для птиц. Дворник просит помочь ему приманить птиц в кормушку, чтобы на территории садика звучали весёлые птичьи песни. Ребята лепят фигурки синиц и располагают их в кормушке (зёрна скатываются из маленьких кусочков пластилина).

Создание проблемной ситуации тоже эффективно побуждает ребят к творческой деятельности.
Пример. В начале занятия по теме «Снегирь» ребята изучали прикреплённый к магнитной доске иллюстрацию с изображением снегирей на ветках рябины, по картинке проводилась беседа, так что ребята хорошо запомнили плакат. Во время проведения воспитателем с воспитанниками физкульминутки «Вот на ветках посмотри - в красных майках снегири», заранее поставленный в курс дела младший воспитатель незаметно снимает с доски плакат и вешает взамен похожий, но без снегирей. Когда ребята возвращаются на рабочие места, воспитатель просит ещё раз посмотреть на изображение снегирей и приступить к лепке птиц. Ребята тут же замечают, что снегири пропали с картинки. Выход из ситуации - слепить из пластилина снегирей и вернуть их на плакат.

«Калининские птички», «Дымковский индюк» Занятия по декоративной лепке традиционно начинаются с изучения и обсуждения особенностей произведений народного творчества. В игровой комнате может быть заранее подготовлена выставка дымковской/калининской игрушки. Ребятам можно показать слайд-шоу на проекторе с фотографиями работ народных мастеров. Особое значение имеет на этих занятиях звучание народной музыки.

Составление конспекта на тему «Птицы»

Цель занятий по теме «Птицы»: создание предметной или сюжетной композиции из пластического материала.

Задачи: совершенствование умения лепить фигуру птицу с натуры и по представлению; формирование умения передавать фигуру птицы в движении, изображать характерные движения птицы; активизация интереса к коллективной деятельности; развитие способности совместного продумывания замысла и этапов практической работы, распределения обязанностей и анализа процесса и итогов групповой деятельности; совершенствование умения декоративной лепки.

В соответствии с гигиеническими требованиями занятие по лепке в подготовительной группе длится не более 30 минут и состоит из следующих этапов:

  • Организационный момент.
  • Мотивирующее начало занятия.
  • Обозначение цели и задач занятия, устный инструктаж воспитанников по следованию технокартам по лепке или проговаривание с ребятами плана действий по созданию фигурок и их расположению на основе.
  • Практическая работа.
  • Демонстрация и обсуждение готовых работ.
  • Подведения итогов.

Конспект открытого интегрированного занятия по лепке и речевому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС на тему «Перелётная птица - ледедь».
Закрепить и системазировать знания детей о перелётных птицах.
Развивать желание работать с пластичным материалом.
Развивать мелкую моторику рук.
Упражнять детей в развитии образного и цветового восприятия предметов окружающего мира.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Оборудование Демонстрационный материал с иллюстрациями по перелётным птицам, птички - игрушки и статуэтки; аудиозапись голосов и пения птиц (из серии «Голос природы»). Предварительная работа Наблюдение за птицами во время прогулки; беседа о перелётных птицах; чтение рассказов и стихов о птицах. Ход занятия Ребята входят в группу под аудиозапись с птичьим пением.
Проведение беседы:
Чьи голоса вы сейчас слышали? (птичьи)
Какие бывают птицы? (перелётные и зимующие)
Чем они отличаются? (одни улетают осенью в тёплые края, другие остаются зимовать)
Что общего у перелётных и зимующих птиц? (умеют петь и летать)
Физкультминутка «Ну-ка, птички, полетаем!»
Ребята садятся за рабочие места. Воспитатель загадывает загадки о птицах (кукушка, журавль, аист, цапля и др.) и спрашивает, о каких видах птиц говорится в этих загадках (о перелётных).
Проведение дидактической игры «Подумай и покажи»: воспитатель называет птицу, если она перелётная, ребята поднимают руки вверх, если зимующая - кладут на парту.
Создание сюрпризного момента. В группу доставляют письмо от Лебедя. Он рассказывает ребятам, что в начале осени его стая отправилось в тёплую страну, но в конце путешествия оказалось, что один из лебедей не прилетел. Лебедь просит ребят помочь найти пропавшего.
Воспитатель и ребята вспоминают особенности строения лебедя, обсуждают, как можно слепить из пластилина фигуру этой птицы.
Выполнение практического задания - лепки лебедей. Закрепление поделок на общей основе.
Обсуждение процесса лепки и готовых работ.
Подведение итогов занятия.

Готовая работа

План-конспект занятия по лепке на тему «Лебёдушка» в подготовительной группе.

Цель Создание изображения способом конструктивной лепки.
Задачи Формирование умения лепить из целого куска.
Закрепление навыков лепки различными приёмами.
Развитие мелкой моторики и композиционных способностей.
Закрепление и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
Воспитание доброго отношения к птицам.
Предварительная работа Беседа о перелетных птицах, рассматривание иллюстраций, чтение сказки Г-Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Ход занятия Рассматривание иллюстраций с изображением лебедей, обсуждение особенностей строения этого вида птиц.
Воспитатель предлагает ребятам вспомнить сказку «Гадкий утёнок» и как там описывался лебедь.
Физкультминутка «Лебеди».
Практическая работа. Воспитатель предлагает ребятам слепить фигуру лебедя по представлению, обсуждают этапы лепки деталей (туловище, шея, голова, крулья) или проговаривают предлагаемые технокартой действия.
Пальчиковая гимнастика «Птичка».
Выполнение задания ребятами, которое прерывается на динамическую паузу «Мы руками Хлоп-Хлоп».
Размещение поделок на общей основе.
Обсуждение готовых работ.
Подведение итогов.

Пример коллективной композиции

Готовая работа

Поэтапный порядок выполнения поделок и технокарты на тему «Птицы»

«Утки» («Летят утки», «Летят перелётные птицы») с оформлением основы для композиции

Лепка фигуры птицы будет проводится скульптурным способом - из одного куска
Сделать заготовку в форме яйца
Вытянуть шею, слепить голову и клюв
Вытянуть и слепить хвостик
Вытянуть и слепить крылья
Заострённой палочкой сделать глаза
Готовые фигурки Лист бумаги для акварели сложить уголком Сделать фон голубого цвета - небо Сделать линию земли Прорисовка заднего плана - лес Рисуем дерево на переднем плане, с которого будут взлетать птицы Складываем заготовку под углом, закрепляем пластилиновые поделки Готовая композиция

«Домашние птицы» («Индюк», «Гусь», «Курица») с составлением композиции «Птичий двор»

Делаем заготовку в форме яйца
Вытягиваем голову и шею
Вытягиваем лапы
Прикрепляем конусообразную деталь - клюв
Прилепливаем «соплю»
Скатываем детали для крыльев
Формируем и примазываем крылья к туловищу
Скатываем и сплющиваем две детали для хвоста
Прикрепляем первый ряд перьев хвоста
Прикрепляем второй ряд перьев хвоста
Скатываем и крепим шарики - глазки
Заострённой палочкой оформляем крылья
Оформляем хвост
Делаем когти на лапках
Индюк готов
Детали для лепки гуся комбинированным способом
Вытягиваем из заготовки шею и голову
Вытягиваем хвост
Формируем крылья
Примызываем крылья к туловищу
Прикрепляем клюв
Прикрепляем глазки
Раскатываем цилиндрики
Формируем лапки
Гусь готов
Детали для лепки курицы комбинированным способом
Вытягиваем хвост
Вытягиваем и формируем лапы
Вытягиваем голову и шею
Примазываем шею и голову к туловищу
Стекой формируем крылья
Примазываем крылья
Формируем гребень и бородку
Прикрепляем гребень и бородку
Прикрепляем клюв
Прикрепляем глазки. Курица готова
Раскатываем колбаски
Составляем из деталей заборчик, крепим на основе
Скатываем шарики - зёрна Располагаем фигуры птиц на основе в характерных позах

«Царевна-Лебедь» (с оформлением основы для композиции)

Детали для лепки лебедя Вытягиваем шею, формируем голову Вытягиваем хвост, формируем туловище Примазываем шею к туловищу Вылепливаем крылья Примазываем крылья Примазываем элемент «маска» Прикрепляем клюв Прикрепляем глазки Для основы берём лист картона или бумаги Мазками наносим пластилин синего цвета Наносим мазки голубого цвета Раскатываем колбаски из зелёного пластилина
Оформляем основу
Располагаем фигурку лебедя на основе
Дополненный вариант с короной

«Калининские птички» (порядок действий по лепке тверского петуха с раскрашиванием фигурки по мотивам народной живописи)

Детали для лепки калининского индюка комбинированным способом
Вытягиваем шею и голову, формируем туловище
Вылепливаем кокошник
Примазываем кокошник
Вылепливаем хвост
Примазываем хвост
Смешиваем тёплый и светлый оттенок коричневого
Туловище, шею и голову красим коричневым цветом
Хвост и кокошник красим синим цветом
Красим клюв жёлтым
Рисуем цветок и точки белым цветом
Рисуем оборку и узор на кокошнике и хвосте голубым цветом
Поверх голубого наносим элементы узора белой краской
Жёлтыми точками украшаем край хвоста и кокошника
Рисуем красный элемент в центре
Рисуем глазки. Индюк готов

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Зимующие птицы».

Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ г. Москва «Школа № 285 имени В.А. Молодцова».
Назначение работы: Конспект предназначен для воспитателей старших групп и родителей.
Программное содержание:
Цель: Создание птиц: воробья, синицу и снегиря из пластилина.
Изобразительные задачи:
- Учить детей лепить птиц: воробья, снегиря, синицу. Передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет.
- Учить дополнять работу деталями, путем налепа делать крылья, глаза и клюв.
- Продолжать учить лепить птиц крупно. Подбирать пластилин, соответственно цвету птиц.
Технические задачи:
- Закреплять знакомые приемы лепки. Лепить птиц конструктивным способом.
- Сглаживать места скрепления пальцами. Путем вытягивания делать хвост. Примазывать крылья. Путем налепа делать глаза и клюв.
- Продолжать учить работать с пластилином. Делить пластилин на равные части.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать стремление добиваться нужного результата.
- Продолжать воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Самостоятельность в передаче движений в лепке.
- Продолжать воспитывать умение слушать и слышать воспитателя. Интерес к лепке птиц. Радоваться от полученного результата.
Материал: коробка пластилина, стека, бумажная салфетка, дощечка, игрушки птиц и картинки: снегирь, синица и воробей, кассета с голосами птиц.
Предварительная работа:
Рассматривание воробья и синиц на участке. Беседа.
Проведение игры "Птицы".
Рисование сказочных птиц.
Изготовление кормушек вместе с родителями для птиц.

Ход занятия

Организационный момент
- Ребята отгадайте загадки:
-В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица
- Правильно это воробей , птичка, за которой мы наблюдали на участке.


- Белые щечки,
Синяя птичка,
Остренький клювик –
Собой невеличка.
Желтая грудка –
- Это кто ребята?
- Правильно, синичка .


- Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам,
Красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя?
- Правильно, ребята, это снегирь .

Давайте с вами рассмотрим наших птиц. Я вам объясню, как нужно лепить птичек на примере воробья. А вы слепите любую птичку.
- Посмотрите на этого воробья. Из каких частей состоит воробей?
(Показ туловища головы хвоста и лап).
- Какой формы туловище и голова?
- Туловище круглое, немного вытянутое, голова круглая.
- Что еще есть у воробья?
- Клюв, глаза и крылья.
- Когда у воробья видны крылья?
- В полете.
- Какие у воробья глаза по цвету и величине?
- Маленькие и черные.
- А какой клюв?
- Маленький, желтовато-коричневый.
- Какого цвета сам воробей?
- Коричневого цвета, а крылья серого цвета.
- Ребята, а в какой позе можно изобразить воробья?
- Как воробей летит, стоит или клюёт.
- Давайте с вами вспомним, как надо лепить птиц.
- Берем пластилин, делим его на 2 неравные части.
- Из одной части делаем туловище и затем вытягиваем хвост, а из другой делаем голову и лапы подставку. Примазываем голову и лапы к туловищу. Сглаживаем места прикрепления пальцами. Налепами делаем крылья клюв и глаза.
- Ребята, предлагаю вам слепить своих птиц: воробьёв, синиц и снегирей.
- Давайте слепим птиц в разных позах. У кого-то воробей стоит или летит, снегирь клюёт. Чтобы вам веселее было, я включу музыку, и вы услышите, как поют птицы.



Детские работы




Индивидуальная работа:
Напоминаю детям, что работать с пластилином нужно аккуратно, вытирать руки о салфетку. Учу правильно делить пластилин на части. Напоминаю, как раскатывать пластилин. Напоминаю способы лепки. Индивидуально показываю отдельные приемы лепки. Поощряю самостоятельное творчество детей.
Анализ детских работ:
- Какие замечательные и красивые воробьи, синицы и снегири у нас получились.
- Давайте полюбуемся на наших птичек. Ой, смотрите этот воробей у нас в полете, а эта синица клюёт, а вот этот снегирь стоит.
- Ребята найдите мне самого красивого воробья. Самого большого. Воробья, который клюёт. Воробья, который летит.
(то же самое проводится с другими птицами).
- Ребята, вы все у меня молодцы. Все старались, отлично работали.
- Занятие окончено.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 19 «Рябинка»

_____________________________________________________________________

Е-mail: ryabinka. *****@***ru

Конспект занятия

Тема: «Лепка грача»

Подготовительная к школе группа

(из опыта работы воспитателя Нескоромных Ирины Николаевны)

Конспект занятия

Аттестуемый педагог (ФИО):

Образовательная область: «Познание» Возрастная группа: подготовительная

Тема занятия: «Лепка грача».

Цель: помочь детям научиться лепить птицу.

Обучающие:

1. Закрепить представление об особенностях внешнего вида грача.

2. Формировать умение лепить птицу, составляя ее из отдельных частей, которые соединяются с помощью примазывания.

3. Закрепить умение пользоваться стекой.

4. Уточнять и расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела.

Развивающие:

1. Совершенствовать технику лепки и природное осязание обеих рук.

2. Развивать гибкость и ловкость пальцев.

3. Развивать внимание через умение слушать инструкцию и действовать в соответствии с ней, память - через актуализацию прошлого опыта.

4. Развивать у дошкольников наблюдательность, мышлениеРазвивать конкретно – образное мышление и зрительное восприятие в процессе анализа предмета, выделение его составных частей, их сравнения.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей интерес к природе.

2. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, формировать чувство отзывчивости.

3. Воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца.

Коррекционные:

1.Учить детей говорить так, чтобы речь была понятной, красивой, чисто и ясно произносить слова.

2.Стимулировать речевую активность детей через употребление названия птицы в активной речи.

3. Учить согласовывать числительное с прилагательным и существительным.

4. Следить за речью детей, правильным звукопроизношением.

Речевые:

1. Закрепить умение образовывать однокоренные слова: (грачевник, грачата, грачиные).

2. Учить отвечать на вопросы полными ответами.

3. Развивать связную речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом.

4. Побуждать к словесному обозначению выполняемых действий и их результата.

Лексический материал.

Ранняя весна, грачевник, грачата, грачинные, вьют гнезда, перелетные, слева, справа, проталины, остроклювый, чернокрылый, желтоклювый.

Предварительная работа:

Знакомство с сезонными изменениями весной.

Прогулки в природу.

Лепка " Птицы на кормушке".

Изготовление березок из бумаги и веток.

Рассматривание картин Левитана "Март", "Мартовское солнце".

Рисование примет весны.

Демонстрационный материал:

Репродукция картины "Грачи прилетели".

Образец птицы.

Раздаточный материал:

Пластилин, стеки, дощечки.

Методы и приемы:

Наглядные: Показ образца, демонстрация картины, показ техники лепки. Словесные: , объяснение, рассказывание по цепочке, беседа, вопросы, комментирование действий, пояснение, уточнение, поощрение, анализ работ. Практические: сличение работы с образцом, сравнение, обследование предмета.

Деятельность педагога

Деятельность детей

I . Вводная часть занятия

Послушайте загадку, о каком времени года в ней говорится:

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкаю.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

По каким признакам вы узнали, что это весна?

Воспитатель: - Назовите, какие весенние месяцы вы знаете?

Воспитатель: А какой первый весенний месяц? Как его в народе называют?

Воспитатель: У меня, ребята, есть картина, посмотрите как художник Саврасов изобразил весну. Какая весна на этой картине ранняя или поздняя? Почему вы так думаете? Докажите.

Воспитатель: Назовите приметы ранней весны.

Воспитатель: Да, ребята, грачи прилетают первыми из всех птиц. А что они делают, когда прилетают?

Воспитатель: Из чего вьют гнезда? Для чего им нужны гнезда? Как называются птенцы грача? А как называется то место, где находится много грачиных гнезд?

А теперь рассмотрим грача на картине.

Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?

Воспитатель показывает макет березок: Помните, ребята, мы с вами на прошлом занятии делали березы из веток и бумаги. Похожи эти березы на те, что на картине? Кого не хватает на березах?

Дети: Весна.

Ответы детей:Март, Апрель, Май.

Ответы детей:Март – в народе называют

(зимородком, капельником, грачевником)

Ответы детей:Ранняя – потому, что снег начинает таять, появились первые проталины.

Ответы детей:Капель, первые проталины, Прилет первых птиц.

Ответы детей:

(кричат, летают, вьют гнезда, клюют, ловят жуков, личинок)

ответы детей:грачата, грачевник, выводить птенцов.

Ответы детей: Весна, Ранняя весна, Весна пришла.

Ответы детей: Грачей.

II . Основная часть занятия

а) Сообщение темы

Воспитатель: Что мы можем сделать? Да, мы можем слепить грача, что бы наша картина была похожа на картину Саврасова.

б)Показ и анализ образца. Давайте его рассмотрим.

Какого цвета птица?

Из каких частей состоит птица? - Какое по форме туловище грача? (овальное) - Какая по форме голова?

Что по размеру больше голова или туловище? - Какие по форме крылья?

Сколько у птицы крыльев?

Где расположены крылья по отношению к туловищу?

Какие крылья по цвету?

Какой формы хвост?

Где расположен хвост?

Какой формы клюв?

Где расположен клюв?

Какого цвета клюв у грача?

Как мы скажем: Какой грач? в) Составление последовательности выполнения работы. - С чего мы начнем? У вас лежит пластилин четного, желтого и зеленого цвета. Для чего нужен этот пластилин? Делим кусок черного пластилина на 3 части:(большая часть для туловища, поменьше для головы, и еще для крыльев) - Какой формы туловище?

Как слепить овал?

Получилось туловище. Из туловища вытягиваем хвост.

Какой формы голова? Как слепить голову?

Теперь нужно соединить туловище и голову. Как это сделать, что бы голова держалась крепко?

Ребята, а кто мне скажет как нужно сделать крылья?

Как мы сделаем клюв?

Теперь слепим подставку под птицу. Скатаем столбик и прикрепим к туловищу.

г) Физминутка, пальчиковая гимнастика.

Мы лепили куличи,

Прилетели к нам грачи.

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог,

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол, Пятый долго не зевал, И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять,

д) Повторение последовательности выполнения работы.

Давайте еще раз, по - цепочке, повторим в какой последовательности мы будем выполнять задание.

е) Самостоятельная деятельность детей.

Давайте приступать к изготовлению наших грачей.

В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирует деятельность детей, учит давать словесный отчет своих действий.

Например:

Что нужно слепить сначала?

Что ты уже сделал?

Что еще предстоит доделать?

Ответы детей: слепить грача.

Ответы детей: (черного).

Ответы детей: (туловище, голова, крылья, хвост, клюв).

Ответы детей:(круглая).

Ответы детей:(туловище больше, а голова меньше)

Ответы детей: (плоские, длинные).

Ответы детей: (два крыла).

Ответы детей: (с одной и другой стороны, слева и справа).

Ответы детей: Значит грач - чернокрылый.

Ответы детей: (длинный).

Ответы детей: (хвост находится сзади туловища).

Ответы детей: (треугольной, острой, значит грач - остроклювый). - ответы детей: (в передней части головы грача).

Ответы детей: (желтого).

Ответы детей: (желтоклювый).

Ответы детей: Черный - для птиц, желтый - для клюва, зеленый - для подставки.

Ответы детей: (овальной).

Ответы детей: (сначала скатать шарик, а потом слегка скатать ладонями с другой стороны.)

ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье, ласточке; о частях тела птиц.

3. Упражнять детей в образовании сложных прилагательных;

4. Учить лепить птицу из теста пластическим способом, вытягивая детали из целого куска и конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу.

5. Продолжать учить пользоваться стекой.

6. Развивать способность работать руками, мелкую моторику пальцев, глазомер, внимание, память, творческое мышление.

7. Воспитывать у детей доброе отношение к перелетным птицам, ко всему живому в природе.

Демонстрационный материал: иллюстрации перелетных птиц, изготовленная из теста ласточка, аудиозапись голосов и пения птиц.

Раздаточный материал: тесто, стеки, картонки-подставки, доски для лепки.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; беседа о перелетных птицах, чтение рассказов о птицах.

Словарная работа: перелетные птицы, острый клюв, раздвоенный хвост.

Ход занятия.

1. Воспитатель загадывает загадки:

Кто без нот и без свирели

Кто же это? …

(Соловей)

В лесу на ветке она сидит,

Одно "ку-ку" она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

"Ку-ку" то там то тут,

Как птицу эту зовут?

(кукушка)

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

На шесте - веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец -

Он и летчик, и певец.

(скворец)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(ласточка)

(Когда дети отгадывают загадки, выставляются иллюстрации с изображением перелетных птиц и прослушивается аудиозапись) .

А как называются птицы, которых вы отгадали в загадке? (Перелетные) .

Почему этих птиц называют перелетными? (Потому что они улетают в теплые края) .

Назовите еще раз всех перелетных птиц? (Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок) .

2. - Ребята, мне ласточка прислала письмо (воспитатель показывает конверт) .

Давайте мы откроем конверт, прочитаем письмо и узнаем, что нам пишет ласточка (воспитатель зачитывает письмо) .

Здравствуйте ребята!

Спешу написать вам письмо! Я со своими подружками-ласточками летела из теплого края. Отвлеклась я от полета, хотела посмотреть, как выглядит природа с высоты птичьего полета, как отстала от своих подруг. И теперь я одна и что мне делать не знаю. Пожалуйста, помогите мне найти моих подруг!

Ребята, а вот и сама ласточка к нам прилетела! Посмотрите, она не простая, а волшебная, она сделана из теста. А давайте, мы слепим ей подружек-ласточек из теста и ей не будет скучно и одиноко.

А перед тем как мы будем лепить ласточек, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

3. Пальчиковая гимнастика (загибаются пальцы обеих рук)

Пой–ка, подпевай-ка, Эта птичка – коростель,

Десять птичек – стайка, Эта птичка – скворушка

Эта птичка – воробей, Серенькое перышко.

Эта птичка – совушка, Эта – зяблик,

Сонная головушка. Эта – стриж,

Эта птичка – свиристель, Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам (руки за спину) .

4. - Сначала мы с вами рассмотрим, ласточку:

Из каких частей состоит ласточка? (голова, клюв, глаза, туловище, крылья, хвост, лапки) .

Какой хвост у ласточки? (раздвоенный) .

Какие крылья у ласточки? (широкие) .

А теперь мы с вами начинаем лепить ласточку. От куска теста нужно отделить большой (для туловища и хвоста) и 3 небольших кусочка для головы и крыльев. Из маленького кусочка мы скатываем шар (голову, клюв нужно оттянуть двумя пальцами и сделать его остреньким, глаза нарисуем стекой. Из большого куска скатаем овал (туловище, хвост нужно вытянуть двумя пальцами и разделить хвост стекой на две части. Так мы получим раздвоенный хвост.

5. Упражнение «Отгадай и присядь».

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец,

Снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

6. - А сейчас продолжаем выполнять работу. Из оставшихся двух кусочков теста делаем крылья: скатываем овалы небольшие по размеру, расплющиваем с одной стороны. Затем соединяем все детали. Сначала голову прикрепляем к туловищу, а затем и крылья. Наши ласточки готовы.

7. Вывод:

Ребята, что мы сегодня с вами делали? (лепили ласточек) .

Из чего мы лепили ласточек? (из теста)

Расскажите, пожалуйста, как вы лепили ласточек?

Молодцы, ребята! Очень хорошие и красивые ласточки у вас получились. Ласточке очень понравились ее новые подружки. И теперь они вместе будут жить, играть и радоваться теплому солнышку.