Классификация рисков экономической безопасности организации. Риски экономической безопасности компании

Анотация

В статье предлагается подход к определению негативных воздействий экономической безопасности через риски и угрозы. Рассмотрены этапы обеспечения экономической безопасности путем управления негативными воздействиями. Предложены методы оценки рисков и угроз через определение вероятности нанесения ущерба социально-экономическим системам различного уровня управления.

Ключевые слова

Риски, угрозы; негативные воздействия; экономическая безопасность

Риски и угрозы экономической безопасности: идентификация, оценка и противодействие влиянию

Т. Ю. Феофилова, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального и организационного управления Государственной полярной академии

Проблемы обеспечения экономической безопасности активно обсуждаются политиками, учеными, практиками различных сфер общественной деятельности на протяжении двух десятилетий, однако не все аспекты в этой области имеют достаточную теоретическую и методологическую проработку. К ним обоснованно можно отнести вопросы идентификации, оценки и противодействия рискам и угрозам экономической безопасности.

Экономическая безопасность понимается:

Как такое состояние экономики, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, устойчивое социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов ;

Состояние и тенденции развития защищенности важных интересов социума и его структур от внутренних и внешних угроз .

Можно еще привести порядка сорока определений экономической безопасности, сформулированных молодыми и заслуженными экономистами, юристами, социологами и др. Мы же придерживаемся той точки зрения, которая дефинирует экономическую безопасность через призму состояния экономики, подверженной влиянию негативных воздействий. С нашей точки зрения, экономическая безопасность - это состояние экономики, при котором обеспечивается защита национальных, региональных, местных и личных социально- -экономических интересов в условиях неблагоприятного влияния негативных воздействий, достигаемое за счет реализации органами управления и обществом институциональных норм, закрепленных в нормативных правовых актах.

Такое состояние достигается за счет обеспечения экономической безопасности. Применяя методы моделирования, механизм, описывающий состояние экономической безопасности, можно представить следующим образом. Негативные воздействия любой природы и источников происхождения влияют на систему обеспечения экономической безопасности, при недостаточной ее эффективности проникают через нее и влияют на экономическую систему, нанося возможно последней ущерб.

В процессе обеспечения экономической безопасности выделяем несколько составляющих :

Оценку влияния негативных воздействий на состояние экономической безопасности;

Применение мер по минимизации влияния негативных воздействий на систему обеспечения экономической безопасности;

Применение мер по минимизации влияния негативных воздействий на экономическую систему.

Оценка влияния негативных воздействий . Негативные воздействия разделяем на риски и угрозы, которые имеют вероятностный характер и отличаются степенью вероятности нанесения ущерба социально-экономическим системам. Следует отметить, что такая структура негативных воздействий не является общепризнанной.

Отправной точкой для проведения исследований по определению негативных воздействий, влияющих на экономические системы, послужили работы ведущих отечественных экономистов, опубликованные в 1994 г. в специализированном номере журнала «Вопросы экономики» (№ 12).

В указанном периодическом издании К. Самсонов применительно к экономической системе подразделяет воздействия на внешние и внутренние долговременные факторы риска, негативно воздействующие на экономическую безопасность, в частности, на стабильность и устойчивость экономического развития страны. Итак, автором предложены источники формирования рисков. К внешним факторам относит геополитические и внешне-экономические, а также глобальные экологические процессы.

Внутренние факторы риска подразделяются на связанные с закономерностями циклического развития экономической системы и внеэкономические (например, преобразование национально-государственных структур России и утверждение в них принципов реального федерализма).

С точки зрения К. Самсонова, масштабы и устойчивость действия этих факторов приво дят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составить реальную угрозу экономической безопасности России.

К. Самсонов обозначил взаимосвязь между угрозами экономической безопасности и долговременными факторами риска посредством превышения порогового значения показателей, характеризующих факторы риска. В момент превышения пороговых значений показателей долговременные факторы риска квалифицируются как угрозы экономической безопасности. При этом наше представление о взаимосвязи рисков и угроз схоже и заключается в наступлении определенной (пороговой) степени вероятности нанесения ущерба экономической системе .

С. Афонцев, напротив, представляет угрозы экономической безопасности как шоки: «угрозы экономической безопасности представляют собой эндогенные и экзогенные шоки экономического или политического происхождения, способные вызвать дестабилизацию национальной или международной экономической системы» .

Таким образом , несмотря на теоретическую и практическую значимость категории «угроза экономической безопасности» единого подхода к ее определению пока еще нет. При этом часто авторы не предлагают собственное понимание угроз, ограничиваясь перечислением негативных воздействий, которые, по их мнению, относятся к угрозам (или к другим категориям) экономической безопасности.

Обобщая вышесказанное и учитывая сложившуюся практику применения, считаем наиболее удачным в идентификации негативных воздействий использование категорий «риски» и «угрозы».

Итак , негативные воздействия - это совокупность всех воздействий, способных причинить ущерб экономической системе определенного уровня с различной долей вероятности. Такое представление позволяет дифференцировать по возможности нанесения ущерба экономической системе различные воздействия для уровней экономической безопасности. Как уже было отмечено, в основу группировки негативных воздействий положена вероятность наступления момента, когда экономике будет нанесен реальный ущерб.

Риски сами по себе в процессе развития могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на экономическую безопасность, а вполне возможен и нейтральный результат. Как было отмечено ранее, риск - вероятностная категория. Если количественно оценить возможность нанесения ущерба от 0 до 1, то риск находится в границах от 0,3 до 0,5, угроза - от 0,7 до 0,9. Интервал от 0,5 до 0,7 будет являться угрозоформирующим риском, то есть такое влияние не имеет явного «намерения» нанести ущерб, но указанная тенденция явно прослеживается.

Оценка негативных воздействий - это процесс, посредством которогоопределяется соответствие ожидаемых результатов - ущерба экономической системе, конкретным формам и интенсивности влияния на экономическую безопасность негативных воздействий. Иначе говоря, оценка предполагает:

- во-первых , идентификацию негативных воздействий;

- во-вторых , определение изменений силы влияния негативных воздействий на экономическую безопасность в периоде;

- в-третьих , выявление возможных изменений экономической системы адекватных влиянию негативных воздействий.

Для оценки рисков и угроз экономической безопасности можно применять математические методы, используемые для анализа неопределенностей. Однако в этом случае необходим солидный информационный материал, поддающийся статистической обработке, чем за редким исключением исследователи и аналитики в реальных условиях не располагают. Поэтому целесообразно использование методов экспертных оценок, хорошо зарекомендовавших себя в анализе стохастических моделей.

Применение мер по минимизации влияния негативных воздействий на систему обеспечения экономической безопасности. Общеизвестно, что болезнь проще и лучше предупредить, чем излечить ее. Соответствующую аналогию можно провести в цепочке «негативные воздействия - система обеспечения экономической безопасности - состояние экономики». В ней предупреждающей силой выступает система обеспечения экономической безопасности. В настоящее время в Российской Федерации система обеспечения экономической безопасности структурно представлена практически всеми федеральными органами исполнительной власти, имеющими отношение к регулированию социально-экономических систем. Это следует из полномочий закрепленных в положениях или вопросах того или иного ведомства. Но присутствие словосочетания «экономическая безопасность» в полномочиях или функциях не предполагает, к сожалению, включение органа управления в качестве структурного элемента в механизм обеспечения экономической безопасности. Как показал современный кризис, сформулированное утверждение под собой имеет достаточные основания.

Таким образом, видим следующие действия в построении системы обеспечения экономической безопасности:

Институциональное закрепление содержания обеспечения экономической безопасности;

Четкое определение зон ответственности, полномочий и функций органов государственного управления;

Отражение в административных регламентах конкретных действий и мероприятий по минимизации влияния негативных воздействий на систему обеспечения экономической безопасности;

Подготовка специалистов (бакалавров и магистров) по направлению «экономическая безопасность».

Системный подход позволит более достоверно и своевременно выявлять негативные воздействия, разрабатывать и реализовывать меры по минимизации их влияния на систему обеспечения экономической безопасности.

Применение мер по минимизации влияния негативных воздействий на экономическую систему необходимо после того, как система обеспечения экономической безопасности оказалась неспособной сопротивляться. Здесь следует выделить два этапа :

Первый направлен на формирование пороговых значений показателей, характеризующих состояние социально-экономической системы;

Второй - разработка и реализация мер по недопущению отклонений фактических значений от пороговых или их восстановлению в требуемый диапазон.

Проблема критериев экономической безопасности рассматривается отечественными учеными в параллели с определением сущности категории «экономическая безопасность». Поэтому многочисленность подходов к дефинированию указанного понятия предопределило такое же разнообразие в формировании системы критериев и показателей оценивания экономической безопасности.

Наибольшую известность получила разработанная И. Я. Богдановым система критериев и пороговых значений показателей экономической безопасности, которая базируется на данных источников, обобщающих мировой опыт, а также на результатах научно-практических исследований российских ученых. Не все показатели, предложенные И. Я. Богдановым, являются отражением состояния экономической системы, но они, при этом, могут выступать как оценочные показатели состояния экономической безопасности страны. Причём, в зависимости от особенностей социальноэко-номических систем, одни и те же параметры целесообразно рассматривать и как показатели, характеризующие степень влияния негативных факторов на экономическую безопасность, и как показатели, характеризующие собственно содержание указанных негативных воздействий.

В начале 2000 г. Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН было предложено сформировать четыре группы пороговых значений для оценки уровня экономической безопасности :

1) макроэкономических, отражающих главные, принципиальные черты национальных интересов и утверждаемых на правительственном уровне;

2) раскрывающих и дополняющих эти главные черты и утверждаемые Минэкономразвития России;

3) функционального и отраслевого уровня, утверждаемые соответствующими министерствами;

4) экономической безопасности регионов.

Таким образом, Центром определяется необходимость построения вертикальной и горизонтальной структуры системы показателей экономической безопасности страны. Полагаем, такое построение является наиболее обоснованным для Российской Федерации, так как оно позволит учесть отраслевые и территориальные особенности экономической безопасности.

В настоящее время Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН предложено расширить состав индикаторов экономической безопасности с 19 до 32, дополнив их рядом финансовых, социальных, демографических показателей, обладающих особой чувствительностью к изменчивости социально-экономической ситуации .

В публикациях выделяются различные подходы к формированию индикаторов экономической безопасности и их пороговых значений. С нашей точки зрения, перечень индикаторов состояния экономической безопасности должен быть динамичным и отражать реакцию социально-экономической системы на внешние и внутренние процессы. Так же не могут быть статичными пороговые значения. Поэтому разделяем точку зрения В. А. Богомолова , который справедливо считает, что критическая величина экономических показателей безопасности не всегда означает ситуацию полного краха экономики или отдельных ее областей. Она, прежде всего, свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью изменения опасных тенденций.

В настоящей статье сделана попытка систематизировать элементы, входящие в область экономической безопасности. Из вышесказанного следует понимание несовершенства механизма обеспечения экономической безопасности, в том числе и за счет недостаточной изученности рисков и угрозы экономической безопасности, отсутствия сбалансирован ной системы по минимизации их влияния.

Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. А. Прохожева. - Изд. 2-е, доп. - М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 12.
Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия ХХI. 2001. № 2. С. 60-66.

Классификация рисков экономической безопасности

В современной экономической ситуации вопросы экономической безопасности волнуют и обсуждаются практически во всех сферах общественной деятельности. Однако не все вопросы, связанные с экономической безопасностью, глубоко проработаны

Определение 1

Экономическая безопасность – это состояние экономики, при котором обеспечивается защита национальных, региональных, местных и личных социально- -экономических интересов в условиях неблагоприятного влияния негативных воздействий, достигаемое за счет реализации органами управления и обществом институциональных норм, закрепленных в нормативных правовых актах.

Различные негативные воздействия влияют на экономическую безопасность при недостаточном функционировании данной системы и наносят серьезный урон целостности. Процесс обеспечения экономической безопасности подразделяется на следующие составляющие:

  • меры минимизации негативного воздействия на экономическую систему,
  • оценка оказанного негативного влияния на экономическую систему,
  • минимизация негативного воздействия на систему обеспечения экономической безопасности.

К. Самсонова подразделяет риски экономической безопасности на внешние и внутренние долговременные факторы риска. Воздействие осуществляется на стабильность и устойчивое развитие экономической безопасности.

Замечание 1

В зависимости от степени ущерба эта классификация может варьироваться от рисков и вызовов до угроз.

Внутренние риски экономической безопасности

Внутренние риски оказывают негативное влияние на макроэкономическом уровне и составляют угрозу экономической безопасности страны. В процессе превышения пороговых значений показателей долговременные факторы риска классифицируются как угрозы экономической безопасности. Внутренним рискам характерен реальный характер.

К внутренним угрозам относят:

  • превышение полномочий,
  • трудовая эмиграция,
  • нарушение коммерческой тайны,
  • катаклизмы, чрезвычайные происшествия, сбои водо-, электро-, теплоснабжения,
  • сбой информационных систем,
  • теневая экономика.

Внешние риски экономической безопасности

Определение 2

Под внешними рисками понимают нарушение системы экономической безопасности под целенаправленным воздействием преступников извне.

Внешние риски экономической безопасности подразделяют на:

  • внешне-экономическое и геополитическое воздействие,
  • экологические проблемы,
  • неблагоприятная политическая ситуация,
  • макроэкономические катаклизмы,
  • шпионаж,
  • противоправные действия криминала,
  • недобросовестная конкуренция,
  • воздействие на информационную систему извне,
  • нелегальные финансовые операции,
  • чрезвычайные происшествия,
  • ресурсный голод,

Основной внешней угрозой является криминализация, сюда относят экономические преступления. За последнее десятилетие количество экономических преступлений резко увеличилось, что привело к несомненной дестабилизации экономической ситуации в стране. Это связано с тем, что современные преступные группы, как показывает практика, прекрасно технически оснащены, обеспечены материальной базой. Это в свою очередь требует специальных знаний и качественного

В области экономической безопасности необходимо различать угрозу и риск. Если угроза представляет собой негативное проявление среды (внутренней и внешней), в которой действует экономический субъект, относительно данного субъекта, то риск характеризует результат реализации этой угрозы, как правило материальный или финансовый.

Риски экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Под риском в экономической безопасности следует понимать события материального и финансового ущерба при реализации различных видов угроз опасности, которые носят вероятный характер, или потенциально возможные неблагоприятные события, в результате которых могут возникнуть убытки и имущественный ущерб.
Различают риски национальной экономики, региональные, отраслевые и отдельного хозяйствующего субъекта. Риск хозяйствующего субъекта рассматривается как риск инвестиций в конкретный объект, осуществляющий деятельность, как правило, в одной отраслевой сфере и на конкретной территории. Поэтому риск хозяйствующего субъекта определяется территориальными и отраслевыми особенностями, а следовательно, и региональными и отраслевыми рисками. В состав рисков хозяйствующих субъектов в отличие от отраслевых и региональных включаются риски, обусловленные субъективным фактором типа управления ими. Консервативный тип управления снижает уровень рисков хозяйствующего субъекта, в то время как агрессивный тип управления недавно функционирующим предприятием и занимающим свою нишу на рынке повышает уровень рисков.
Многообразие угроз и множество различных свойств рисков предопределили и множество их классификационных критериев: род опасности, возможность предвидения и регулирования, место возникновения, масштаб проявления, размер ущерба, комплексность исследования, длительность воздействия, возможность страхования, частота возникновения, этап управления, сфера проявления, природа возникновения, причина возникновения угроз, вид деятельности хозяйствующего субъекта, объект обеспечения безопасности. В свою очередь, все множество классификационных критериев можно разделить на две группы: непосредственно связанные с риском и отражающие основные характеристики угроз. К первой группе относятся три критерия: размер ущерба, масштаб последствий, возможность страхования; остальные классификационные критерии относятся ко второй группе, связанной с характеристиками угроз.

Классификация экономических рисков

По роду опасности риски подразделяются на три группы:
1) техногенные, обусловленные хозяйственной деятельностью человека (например, загрязнение окружающей среды);
2) природные, не зависящие от деятельности человека (ураганы, смерчи, наводнения и т.п.);
3) смешанные, обусловленные хозяйственной деятельностью человека (события природного характера: оползень в результате проводимых строительных работ и др.).
По возможности предвидения риски разделяют на две группы:
1) прогнозируемые, которые можно с условной степенью точности рассчитать, основываясь на предыдущих событиях, они носят циклический характер развития (например, рост или снижение процентных ставок, курсов валют, колебания рынка и т.п.);
2) непрогнозируемые, которые невозможно рассчитать (природные аномалии: град, засуха, ливневые дожди и др.).
По возможности воздействия риски делятся на две группы:
1) регулируемые или эндогенные, внутренние, которые можно контролирован» пли лаже полностью предотвратить с помощью соответствующих средств и способов (например, кража имущества, технические аварии, технологические простои и т.д.);
2) нерегулируемые или экзогенные, внешние, которые невозможно предотвратить (банкротство контрагента, ураганы, смерчи и т.п.), но величину, размер ущерба можно уменьшить в результате принятия адекватных мер.
По месту возникновения риски разделяют на две группы:
1) внешние (систематические или рыночные), порождаемые угрозами внешней по отношению к хозяйствующему субъекту среде и поэтому не зависящие от ее деятельности (например, повышение налоговых ставок, повышение процентных ставок за пользование заемными средствами, изменение курса валют и т.д.);
2) внутренние (несистематические или специфические), порождаемые угрозами, сформированными в хозяйствующем субъекте в результате неквалифицированного менеджмента, неэффективной структуры как капитала, так и ресурсов предприятия, оптимистичного и рискового (агрессивного) характера принятия управленческих решений.
В свою очередь внутренние риски имеют три подгруппы: кадровые, материально-технические и структурно-процессуальные.
Кадровые риски включают риски излишних расходов в связи с неэффективным поиском и введением в профессиональную деятельность на предприятии сотрудников и риски, обусловленные профессиональным уровнем и личными качествами сотрудников предприятия.
Материально-технические риски вытекают из угроз, в основе которых лежит несоответствие технического состояния и уровня используемых в производственном процессе машин, оборудования, механизмов, приборов требованиям технологического процесса.
Структурно-процессуальные риски обусловлены дисбалансом используемых в производстве ресурсов, являющимся результатом необоснованных управленческих решений в области организации производственного и хозяйственного процессов.
По масштабам проявления риски делятся на две группы:
1) локальные, охватывающие ограниченное количество объектов безопасности, областей деятельности;
2) глобальные, охватывающие большое количество объектов безопасности и областей деятельности.
По размеру возможного ущерба риски разделяют на три группы:
1) допустимый — величина ущерба не превышает определенного установленного уровня (например, нарушение отдельными покупателями обязательств по оплате);
2) критический — величина ущерба превышает определенный установленный уровень, но не оказывает разрушительного действия на экономический субъект в целом (например, неэффективная структура активов по уровню ликвидности);
3) катастрофический — величина ущерба превышает определенный установленный уровень и оказывает разрушительное действие на экономический субъект в целом (например, отсутствие финансовых ресурсов для погашения обязательств перед кредиторами, банкротство).
По комплексности исследования риски делятся на две группы:
1) простой, не расчленяемый на отдельные его подвиды (например, инфляционный риск);
2) сложный, включающий несколько подвидов риска (финансовый риск, инвестиционный риск).
По характеру последствий риски подразделяют на три группы: \) реальных потерь, при которых хозяйствующий субъект лишается имущества (например, нарушение отдельными покупателями обязательств по оплате);
2) упущенной выгоды, при которых хозяйствующий субъект не может в будущем получать доходы (например, сокращение потребительского спроса на выпускаемую продукцию);
3) комбинированный, при котором хозяйствующий субъект лишается имущества и доходов в будущем (например, кража оборудования, ликвидных ценных бумаг).
По длительности воздействия риски делятся на две группы:
1) постоянные, в условиях которых операция проводится от ее начала до завершения (например, инвестиционный риск), или порождаемые перманентными угрозами, обусловленными, например, местоположением хозяйствующего субъекта на территории прибрежной полосы или в районах повышенной сейсмичности;
2) временные, возникающие при определенным образом сложившихся условиях или действующие на определенном этапе операции (например, транспортный риск).
По возможности страхования риски разделяют на две группы: 1) страхуемые, ущерб от которых является предметом страхования (риск утраты имущества при пожарах, авариях, засухах и т.п.);
2) нестрахуемые, ущерб по которым специализированные страховые компании не принимают на себя в связи с их большой вероятностью (неплатежеспособность, банкротство).
По частоте реализации риски подразделяются на три группы:
1) высокие — с высокой вероятностью наступления ущерба;
2) средние — со средней частотой наступления ущерба;
3) малые — с малой вероятностью наступления ущерба.
В зависимости от этапа управления различают риски управленческих решений и риски свершения операций, реализации решений.
В соответствии со сферами проявления риски делятся на пять групп:
1) политические, обусловленные политической ситуацией в регионе, стране, мире;
2) социальные, возникающие в связи с социальными явлениями;
3) экологические, связанные с последствиями нанесения вреда объектам окружающей среды (земле, воде, воздуху, лесам и т.д.) в процессе как строительства, так и эксплуатации промышленных объектов;
4) хозяйственные, возникающие в результате осуществления хозяйственно-финансовой деятельности;
5) профессиональные, возникающие при осуществлении профессиональной деятельности человеком.
По природе возникновения угроз риски разделяют на три группы:
1) процессные, порождаемые угрозами, сформированными в процессе хозяйственной деятельности;
2) психологические, связанные с угрозами, сформированными личностными особенностями предпринимателя;
3) информационные, обусловленные отсутствием, недостатком или искаженностью информации о внешней среде.
В зависимости от причины возникновения риски делятся на пять групп:
1) природно-климатические, связанные с проявлением стихийных сил природы, (наводнения, ураганы, смерчи, засухи, землетрясения и т.п.);
2) политические, обусловленные политической ситуацией в регионе, стране, мире (военные действия, санкции, эмбарго, мораторий и т.д.). Политические риски, в свою очередь, классифицируют в соответствии с критерием последствий проявления политических угроз на четыре группы:
. риск экспроприации и национализации имущества без адекватной компенсации;
. риск трансферта, обусловленный ограничениями конвертирования местной валюты;
. риск прекращения договорных обязательств в связи с действиями властей;
. риск снижения деловой активности и ее прекращения в связи с военными действиями и гражданскими беспорядками;
3) социальные, обусловленные состоянием отношений в социально-общественной среде и настроениями социальных групп и их противостоянием (например, вандализм, обман, преступления и т.п.);
4) техногенные, порождаемые угрозами, исходящими от применяемых инженерных сооружений, машин, оборудования, установок, технологий и т.д. как результат их непрофессионального применения или обращения с ними, содержания их на ненадлежащем техническом уровне и эксплуатации в режиме, не соответствующем стандартам и требованиям;
5) экономические, обусловленные угрозами, создаваемыми непосредственно при осуществлении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Данные риски возникают в результате нарушения процессов различных видов деятельности, осуществляемых хозяйствующим субъектом: операционной, финансовой и инвестиционной. Нарушения могут возникать под действием как внешних, так и внутренних факторов.
Экономические риски в зависимости от сферы деятельности, в которой или относительно которой возникают угрозы, можно разделить на три группы: операционные, финансовые и инвестиционные.
Операционные риски, в свою очередь, в соответствии с видами процессов разделяют на производственные и маркетинговые, включающие процессы закупок, реализации и транспортировки:
. производственные риски, связанные с убытками в результате нарушения нормального хода производственного процесса в связи с отказами машин и оборудования, их поломками, авариями (взрывами, пожарами, утечками и выбросами в атмосферу ядовитых веществ и т.д.). В данную группу включаются риски, обусловленные внедрением в производство новых технических средств или технологий;
. маркетинговые риски, при которых ущерб обусловлен угрозами в сфере рыночных отношений, в частности между продавцами и покупателями. Маркетинговые риски, в свою очередь, можно разделить на две группы: риск маркетинговой политики и коммерческие риски. Первая группа включает ошибки выбора ненадежного контрагента и неверной его оценки, выбора ненадлежащего товара, неверное принятие решения о виде предлагаемого потребителям продукта. Вторая группа связана с угрозами непосредственно в процессе совершения операции купли-продажи: несвоевременная поставка предмета договора; поставка ненадлежащего товара, товара ненадлежащего качества; срывы поставок и т.д. В составе маркетингового риска следует обособленно контролировать ценовой риск, связанный с угрозой финансового ущерба в связи с повышением закупочных цен и тарифов на приобретаемые услуги и работы, например на энергоносители, транспортные тарифы, арендную плату и т.п. Транспортный риск, являющийся составной частью маркетингового риска, связан с утратой или порчей материальных ценностей при их перевозке различными видами транспорта: автомобильным, авиационным, железнодорожным, морским, речным и т.д. Финансовый риск — риск потери финансовых ресурсов или будущих доходов, обусловленный угрозами в процессе ведения финансовой деятельности в связи с неопределенностью условий ее осуще-ствления. Финансовый риск является сложным комплексным риском, включающим в себя множество их подвидов, которые делятся на две группы: риски покупательной способности денег и риски вложения финансовых ресурсов. В первую группу включаются следующие подвиды рисков:
. валютные риски финансовых потерь в отечественной валюте в результате изменения курсов валют. Валютным рискам подвержены организации, осуществляющие операции с иностранной валютой либо в иностранной валюте (продажу, приобретение материальных ресурсов). На валютный курс оказывает влияние, во-первых, соотношение спроса и предложения каждой валюты и, во-вторых, политические факторы;
. процентные риски финансовых потерь в результате изменения процентной ставки как по банковским вкладам, так и по кредитам;
. инфляционные риски обесценения реальной стоимости активов предприятия на фоне роста цен на сырье, материалы, услуги и работы и, следовательно, снижения ожидаемой прибыли от осуществления финансовых операций в условиях инфляции;
. дефляционные риски падения ожидаемых доходов в результате снижения уровня цен на реализуемый продукт;
. риски ликвидности отражают потери по операциям реализации различных объектов имущества в связи с ухудшением их качества или снижением потребительской стоимости.
Во вторую группу входят следующие подвиды рисков:
. чистые; спекулятивные; прямых финансовых потерь (кредитный риск) невыполнения хозяйствующим субъектом обязательств перед кредиторами (заимодавцами, инвесторами, поставщиками и подрядчиками, акционерами или участниками и т.д.). В эту группу рисков включаются риск банкротства, биржевой, селективный и депозитный риски. Риск банкротства — это полная потеря предпринимателем собственного капитала. Биржевые риски — потери в результате проведения биржевых сделок. Селективные риски — потери в результате неправильных инвестиционных решений вложения финансовых ресурсов в реальные и финансовые проекты. Депозитные риски обусловлены угрозами невозврата вложенных финансовых ресурсов на депозитные счета в банках;
риски снижения доходности ценных бумаг эмитента в результате уменьшения процентов по долговым ценным бумагам или дивидендов по долевым ценным бумагам;
риски упущенной выгоды — косвенный (побочный) финансовый ущерб непроведения, несовершения какого-либо действия, например заключения договора страхования, вложения свободных финансовых средств в какой-либо инвестиционный проект.
Инвестиционные риски — финансовые потери, которые может понести экономический субъект при осуществлении инвестиционной деятельности. По критерию видов инвестирования (реального или финансового) инвестиционные риски разделяют на две группы: реального инвестирования и финансового инвестирования. Инвестиционные риски обеих групп являются сложными комплексными рисками, включающими в себя другие виды рисков.
В соответствии со сферами проявления инвестиционные риски подразделяются:
. на политические, обусловленные политической ситуацией в регионе, стране, где реализуется инвестиционный проект;
. экологические, связанные с последствиями нанесения вреда объектам окружающей среды (земле, воде, воздуху, лесам и т.д.) в процессе как строительства, так и эксплуатации инвестиционных объектов;
. хозяйственные, возникающие в результате реализации проекта, в частности как следствие угроз срывов сроков выполнения отдельных этапов работ (подготовки инвестиционного проекта, проектно-конструкторского, строительства и т.д.). Инвестиционные риски включают множество финансовых, в частности селективный, процентный, инфляционный риски, риск ликвидности, риск упущенной выгоды, снижения доходности и прямых финансовых потерь. Все виды инвестиционных рисков включают капитальный риск потерь финансовых ресурсов, вложенных в инвестиционный проект.
С инвестиционным риском связан инновационный риск потерь при вложении средств в создание и производство новых видов продуктов. Инновационный риск является следствием реализации угроз несоответствия возможностей применяемого оборудования и технологии требованиям, предъявляемым к новым продуктам, отсутствия на рынке потребителя нового товара.
Риски классифицируют также по объектам обеспечения экономической безопасности. В соответствии с этим критерием риски делят на четыре группы: кадровые, имущественные, финансовые и информационные. Информационные риски — ущерб, нанесенный хозяйствующему субъекту в связи с реализацией информационных угроз, например разглашение конфиденциальной информации, ее искажение и утрата.
Один вид угроз может стать причиной различных видов экономических рисков. Например, угроза нарушения качеств и свойств отдельных видов имущества приводит не только к имущественным рискам, а именно материальному ущербу, но и к финансовым рискам ликвидности. Угрозы, обусловленные политической обстановкой в стране, провоцируют увеличение как финансовых, так и инвестиционных рисков, а угрозы неправильно принятых решений в сфере финансовой деятельности могут оказать влияние не только на уровень маркетинговых рисков, но и на кредитные риски.

РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Коновалов Александр Александрович

кандидат экономических наук, доцент

Ростовский государственный

экономический университет (РИНХ),

кафедра Государственного,

муниципального управления

и экономической безопасности

Лепетикова Ирина Юрьевна ,

к.юр.н., доцент кафедры государственного,

муниципального управления и экономической безопасности,

Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается управление рисками как элемент экономической безопасности организации. Представлена технология управления рисками организации.

ABSTRACT:

The article discusses risk management as an element of economic security. The technology risk management organization.

Ключевые слова: экономическая безопасность, риск-менеджмент, технология управление рисками.

Key words: еconomic security, risk management technology.

Экономическая безопасность – это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта (предприятия, организации), характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем. Она представляет собой обособленный структурный элемент работы хозяйствующего субъекта, нацеленный за защиту всей совокупности его активов и прочих систем функционирования организации.

Сущность экономической безопасности для предпринимательской структуры состоит в обеспечении состояния наилучшего использования ее ресурсов по предотвращению угроз предпринимательству и созданию условий стабильного, эффективного функционирования и получения прибыли.

Наибольшее распространение в науке получила классификация опасностей и угроз в зависимости от сферы их возникновения. По данному признаку различают внутренние и внешние угрозы и опасности в работе хозяйствующих субъектов.

Внешние опасности и угрозы возникают за пределами предприятия. Внутренние факторы связаны с хозяйственной деятельностью предприятия, его персонала.

Основным источником угроз для экономической безопасности является внешняя среда.

Можно сформулировать перечень конкретных угроз, исходящих из внешней среды:

  • трансформация правового регулирования, влияющего на условия хозяйственной деятельности (налогового, отношений собственности, договорного законодательства);
  • взлом и разрушение информационного обеспечения работы предприятия – вирусы, сетевые атаки и т.п;
  • применение средств недобросовестной конкуренции;
  • отрицательные трансформации политической ситуации;
  • неразвитость инфраструктуры рынка;
  • несанкционированный доступ конкурентов к конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну;
  • противоправные действия криминальных структур;
  • хищения материальных средств;
  • мошенничество;
  • повреждение активов и объектов основных средств предприятия.

Спектр угроз экономической безопасности предприятия весьма широк. Обеспечить безопасность по всем направлениям на практике просто нереально. Для оптимизации работы в сфере защиты ключевых активов и процессов хозяйствующего субъекта необходимо определить наиболее уязвимые точки предприятия, являющиеся носителями самого высокого уровня риска.

Существование рисков как неотъемлемой части предпринимательской деятельности привело к необходимости разработки конкретных методов и приемов их выявления при принятии и реализации управленческих решений.

Как известно развитие любой деятельности идет к стандартизации, тем более в сфере безопасности. В настоящее время созданы и уже длительное время функционируют стандарты — промышленной безопасности, информационной безопасности, транспортной безопасности, экологической безопасности. Стандартизация облегчает практическое применение теоретических знаний, а экономическая безопасность это в первую очередь практическая дисциплина, институт или отрасль деятельности.

Основные положения по стандартизации экономической безопасности начаты еще в 2013 г. работниками Института финансов при Правительстве Российской Федерации. В том же году ими выпущена монография «Единые государственные стандарты по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов Российской Федерации». На настоящий момент времени это одна из единственных работ в сфере стандартизации экономической безопасности. В работе, коллектив авторов развивает мысль, что экономическая безопасность — это комплексное решение управления рисками.

Понятие риск-менеджмент в последнее время стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление предприятием в условиях общего кризиса экономики, в других управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Предприятия работают в различных условиях конкурентной среды, имея разную внутреннюю среду, уровень производственного потенциала, кадровый состав и т.д. В связи с этим у каждого предприятия возникают риски, непосредственно присущие только данной компании и связанные со спецификой производственной, технологической, коммерческой, финансовой и других видов деятельности. Важно своевременно их выявить и определить вероятность наступления, время наступления, а также возможный ущерб.

Одни и те же риски могут встречаться в различных областях производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому при управлении рисками главное – идентифицировать возможные области риска применительно к исследуемому предприятию.

Наиболее ярким примером работы в данной сфере является монография «Единые государственные стандарты по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов Российской Федерации». Он содержит систематизированные виды рисков предприятия. Процедуры анализа и управления рисками основаны на ГОСТ Р 51901.1-2002 «Менеджмент риска», Руководстве ISO 73:2009 и переложены на концепцию риск-менеджмента.

  • непосредственно экономическую безопасность;
  • информационную безопасность;

    организацию информационно аналитической работы по регулированию рисков;

    и блока обеспечения физической безопасности.

Цель предлагаемой концепции – интеграция системы управления обеспечения экономической безопасности в систему менеджмента. Это дает гарантию того, что информация, собранная в процессе регулирования рисков будет исследована и результатом этой работы, станет отчет как основа для принятия управленческих решений.

Стандарт позволяет:

Увеличить вероятность достижения поставленных организацией целей;

Поддерживать упреждающее управление организацией;

Улучшать осведомленность работников организации о необходимости обеспечения безопасности на основе идентификации рисков;

Повышать качество идентификации и обработки рисков;

Выполнять релевантные законодательные требования, регламенты, международные нормы;

Поднимать уровень общего управления организацией;

Повышать доверие заинтересованных сторон (стейкхолдеров);

Устанавливать надежную основу для принятия решений и стратегического планирования;

Улучшать контроль за осуществлением деятельности организации;

Эффективно распределять и использовать ресурсы для обеспечения экономической безопасности организации;

Улучшать показатели профессиональной безопасности и здоровья работников организации;

Устанавливать потери;

Улучшать обучение персонала по вопросам обеспечения экономической безопасности на рабочем месте;

Повышать работоспособность и сплоченность коллектива организации .

Основными сферами регулирования стандарта являются следующие основные процессы:

Тип Описание процесса
Аналитический анализ состояния безопасности (экономической, информационной, кадровой, психологической, физической) организации;
анализ состояния управленческих процессов, рисков управления и системы внутреннего контроля организации;
Управленческий формирование концепции и политики безопасности (включая экономическую как важнейшую) организаций;
разработка алгоритма реализации концепции безопасности (включая экономическую как важнейшую) бизнеса для крупных холдинговых структур в целом;
Практический мониторинг разработанных систем управления рисками и обеспечения экономической безопасности организаций;
организация внедрения систем обеспечения экономической безопасности, а также их модернизация при реструктуризации организаций, проведение консультационной поддержки в процессе реализации проектов;
проведение на основе стандартов, регламентов и других нормативных документов занятий по различным направлениям и технологиям обеспечения безопасности.

Таблица № 1 Сферы регулирования Стандарта ЭБ

Риск-менеджмент представляет собой комплекс методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисков и принимать решения по воздействию на них.

Целью разработки любой модели управления риском является обеспечение успешного функционирования предприятия в условиях риска и неопределенности. Эта цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:

  • выявление возможных экономических рисков;
  • снижения финансовых потерь, связанных с экономическими рисками.

Модель управления риском представляет собой последовательность действий, обеспечивающих разумные сочетания рисков и выгод.

Рисунок 1. Технология управления рисками

Технология управления рисками – основа любой модели управления риском – является неизменной и включает следующие последовательно выполняемые элементы: установление рисков (выявление источников и типов риска); оценку (измерение) рисков, анализ факторов и условий, влияющих на вероятность риска, размеры потерь и ущербов, а также предельные (нормативные) уровни рисков; выбор способов и определение средств для сокращения и удержания рисков; ситуационный контроль за рисками, сравнение с допустимым (нормативным) уровнем рисков, проведение мероприятий по размещению рисков, их корректировку с учетом складывающейся ситуации; покрытие ущербов и ликвидацию других негативных последствий проявления рисков; накопление и обработку ретроспективной информации о рисковых ситуациях и последствиях проявления рисков, выработку рекомендаций для учета полученного опыта в будущем (рис.1).

Управление риском представляет собой специфическую сферу экономической деятельности, требующую глубинных знаний в области анализа хозяйственной деятельности, методов оптимизации хозяйственных решений, страхового дела, психологии и многого другого. Основная задача предпринимателя в этой сфере – найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для данного проекта сочетание риска и дохода, исходя из того, что, чем прибыльнее проект, тем выше степень риска при реализации.

Процесс управления риском – это систематическая работа по анализу риска, выработке и принятию соответствующих мер для его минимизации. Этот процесс можно разбить на пять этапов: выявление риска, оценка риска, выбор приемов управления риском, реализация выбранных приемов, оценка

Итак, риск-менеджмент – это совокупность взаимосвязанных процессов подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений, составляющих процесс управления риском. Конечная цель риск-менеджмента в контексте экономической безопасности – это выявление наиболее уязвимых аспектов в деятельности предприятии и нивелирование угроз в данной сфере.

Принимая во внимание основные направления развития экономической безопасности, можно предположить, что в течении ближайших 5-7 лет имеется высокая вероятность внедрения стандарта экономической безопасности, о котором говорится в монографии «Единые государственные стандарты по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов Российской Федерации». Вероятность внедрения стандарта, косвенно подтверждается активным внедрением на таких крупных предприятиях как ПАО «ЛУКОЙЛ», АО «Газпром» программных средств по расчету рисков, составления дерева рисков и использопания риск-менеджмента при заключении договорных отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ансофф, И. Стратегическое управление./ И. Ансофф. М.: Алмаз-пресс, 2013. – 230 с.
  2. Градов, А.П. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой./А.П. Градов. – М.: Экстра М медиа, 2013. – 280 с.
  3. Забродский В., Капустин Н. Теоретические основы оценки экономической безопасности отрасли и фирмы // Бизнес-информ. 2013. №15 – 16. С. 35 – 37.Мельников А. Б. Экономическая безопасность: учеб. пособие / А. Б. Мельников, Г.В. Маханько. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 171 с.
  4. Минаев Г.А. Безопасность организации. М.: Логос, Университетская книга, 2012. – 368 с.
  5. Шагалов С.В. Экономическая безопасность предприятия. М.: Риор, 2014
  6. Безденежных В.М. Стандарт обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта \\ Экономика. Налги. Право. 2014г. № 4.
  7. Гладких Е.Л. Эволюция экономической безопасности // Ростовский научный журнал Т.8. № 11. 2016. С. 100-116

После многократного анализа финансового и технологического потенциала российских предприятий различных отраслей было получено примерное соотношение значимостей функциональных составляющих экономической безопасности, основываясь на следующих положениях.

  • 1. В обеспечении экономической безопасности и эффективного функционирования торговых предприятий и предприятий, работающих на финансовых рынках, включая банки, предприятий, работающих на фондовых рынках, осуществляющих страховую и инвестиционную деятельность, важную роль играет информационное обеспечение бизнеса, а также фактор финансовой деятельности. Для обеспечения экономической безопасности предприятий, работающих на финансовых рынках, весьма важную роль играет уровень персонала. При этом как для предприятий, работающих на финансовых и фондовых рынках, так и для торговых предприятий более высока по сравнению с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями роль силовой составляющей экономической безопасности при существенно меньшей значимости для них влияния экологических проблем.
  • 2. Для промышленных и сельскохозяйственных предприятий примерно одинаково важна роль финансового обеспечения их производственной деятельности. В то же время для промышленных предприятий существенно выше по сравнению с сельскохозяйственными роль интеллектуальной и кадровой составляющей, а также системы информационного обеспечения производства (особенно важна новейшая технологическая информация и информация о движении рынков предприятия). При этом для сельхозпроизводителей экологическая составляющая гораздо более значима по сравнению с промышленными предприятиями. Это вызвано тем, что для сельскохозяйственных предприятий земля является основным фактором производства и экологическая обстановка существенно влияет на результаты сельскохозяйственного бизнеса, в то время как промышленных предприятий экологические проблемы касаются только через системы штрафных санкций за загрязнение окружающей среды и нарушение экологических стандартов на выпускаемую продукцию.

Риском в хозяйственной деятельности называется возможность финансовых потерь (снижение прибыли, доходов, потеря капитала и т.д.) при неопределенных условиях инвестиционной деятельности. Риск возникает вследствие неопределенности внешней и внутренней среды.

Избежать риска в хозяйственной деятельности невозможно, но можно и даже необходимо уметь им управлять, стараясь предотвращать негативные последствия.

Рассмотрим основные методы борьбы с риском.

Метод уклонения от риска. Им пользуются предприниматели, предпочитающие действовать не рискуя. Суть данного метода состоит в выборе консервативной стратегии. Принятие решения о выборе такой стратегии принимается, как правило, на этапе разработки проекта.

Метод компенсации риска. Это упреждающий метод. В отличие от предыдущего он не предполагает избежания риска, а подразумевает создание и активное использование различного инструментария борьбы с рисками и их негативными последствиями. Это использование в деятельности предприятия системы прогнозирования и стратегического планирования, проведение активного маркетинга, создание резервных фондов.

Метод диверсификации риска. Данный метод предполагает распределение рисков по срокам, структуре, источникам возникновения и пр. При финансовом инвестировании речь идет о диверсификации портфеля, когда инвестиционный капитал распределяется между ценными бумагами с различными рисками, доходностями и корреляциями с целью минимизации несистематического риска.

При диверсификации рисков предпринимательской деятельности (реальное инвестирование) к этой группе методов управления риском относятся различные варианты диверсификации:

  • диверсификация деятельности, понимаемая как увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей и т.п.;
  • диверсификация рынка сбыта, т.е. работа одновременно на нескольких товарных или региональных рынках;
  • диверсификация закупок сырья и материалов предполагает взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет снизить зависимость предприятия от ненадежности отдельных поставщиков сырья, материалов и комплектующих.

Метод страхования риска. Данный метод в отличие от предыдущих предполагает не использование инструментов управления рисками, а возмещение полного или частичного ущерба вследствие наступления рисковой ситуации (страхового случая).

Перечисленные методы могут и должны использоваться комплексно.

На рис. 5.2 представлена обобщенная схема предпринимательских рисков по природе их возникновения (риски здесь поделены на внешние и внутренние с точки зрения подхода к управлению рисками).