Какие формы принимает человеческое общение все ли. Какого вида общения стоит придерживаться? Общение с разными людьми


Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.

Различают содержательность, понятность, выразительность и бездейственность речи как основные её свойства. Содержательность речи определяется объёмом выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и их соответствием действительности. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьёзны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Речь всегда имеет определённое содержание, поскольку в ней раскрывается существо того, что мы хотим передать другим людям или (как это бывает в случаях внутренней речи) уточнить для самих себя. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются.

Содержательность речи зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей и чувств; «...язык регистрирует и закрепляет в словах и в соединении слов в предложениях результаты работы мышления, успехи познавательной работы человека и, таким образом, делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе», - говорит И. В. Сталин. Большой и разнообразный запас слов у данного человека, позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей, является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов для этого ещё недостаточно. Необходимо иметь выработанную способность правильного подбора и применения этих слов.

Речь человека будет содержательной в той или иной степени в зависимости от того, насколько он владеет специальной терминологией в данной конкретной области. В своей речи мы часто описываем или объясняем определённые явления.

Например, преподаватель физической культуры часто прибегает к описанию физических упражнений; тренер по тому или другому виду спорта часто вынужден объяснять отдельные сложные моменты этих упражнений. Их речь при этом будет более полной и будет правильнее выражать их мысли, если они владеют своим "Предметом, т. е. имеют: 1) большой запас специальных терминов, в которых выражается их детальное знание методики данного вида спорта, и 2) умеют правильно выразить свои мысли в предложениях.

Понятность речи обусловлена в основном объёмом знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Вместе с тем она требует от слушателя также и знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например, человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных словесных выражений и оборотов речи, применяемых в этой области.

Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Часто они многозначны и правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста речи, т. е. из её общего содержания и из смысла целых предложений, а не отдельных слов. Например слово «корень» для обыкновенного человека выражает понятие части дерева, для математика же - особое числовое значение.

Речь становится более понятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в ней не злоупотребляют слишком специальными терминами, когда её грамматический строй выделяет существо излагаемой мысли, что достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Например, предложение «студенты института физической культуры одержали победу в лыжных соревнованиях» может выражать разное содержание и пониматься по-разному в зависимости от того, на каких словах будет поставлено логическое ударение: в одном случае будет идти речь о том, что именно студенты, а не кто другой, одержали победу, в другом - что они одержали победу в лыжных, а не в гимнастических соревнованиях, и т. д.

Выразительность речи связана с её эмоциональной насыщенностью. Например, по своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Выразительность речи обеспечивается прежде всего её фонетическими средствами: ясностью и отчётливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Одно и то же предложение «команда «Спартак» выиграла первенство по футболу» при полном сохранении его объективного содержания, т. е. того факта, который в нём передаётся, может выражать совершенно различные эмоциональные отношения говорящего к этому факту: в одном случае это может быть удовольствие и даже восторг, в другом - сожаление и даже уныние. Всё это находит своё выражение прежде всего в интонации говорящего.

Часто выразительность речи обеспечивается её грамматическими средствами, например применением слов в ласкательной или уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений «ты» или «вы», употреблением слов переносного и образного значения, метафор, сравнений, эпитетов и т. д.

Воздейственная сторона речи состоит в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определённые поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определённое отношение к тем или другим фактам и событиям.

Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании. Воздейственность агитационной речи стоит в связи прежде всего с её идейным содержанием. Если содержание речи отражает интересы и потребности данной группы людей, если оно помогает им правильно осознать сущность событий и их классовое значение,- такая речь способна укрепить убеждения человека, сделать их более стойкими, целенаправленными, подвинуть человека на сознательные решения и поступки.

Большое значение при этом имеет также выражающаяся в речи искренность и убеждённость самого говорящего, заставляющая слушающих поверить его словам.

Часто воздейственность речи определяется её простотой, ясностью, её внутренней логикой. Такими были всегда выступления В. И. Ленина. И. В. Сталин в следующих словах характеризует речи Ленина на партийной конференции в Таммерфорсе в 1905 г.: «Меня пленила та непреодолимая сила логики в речах Ленина, которая несколько сухо, но зато основательно овладевает аудиторией, постепенно электризует её и потом берёт её в плен, как говорят, без остатка. Я помню, как говорили тогда многие из делегатов: «Логика в речах Ленина - это какие-то всесильные щупальцы, которые охватывают тебя со всех сторон клещами и из объятий которых нет мочи вырваться: либо сдавайся, либо решайся на полный провал».

Бездейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи мы может поучать и наставлять людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения, предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам; давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание и, наконец, запрещение. Всё это осуществляется путём использования определённых лексических, грамматических и фонетических языковых средств.

Поучение и наставление придают особый стиль содержанию речи: она приобретает характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон данного поступка, указания на его последствия. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причём правильные с точки зрения говорящего поступки одобряются, а ложные порицаются. В поучениях и наставлениях стремятся прежде всего вызвать у наставляемого понимание поступка, а также соответствующее эмоциональное отношение к нему. Интонация поучений имеет спокойный тон авторитетного и не вызывающего сомнений рассуждения. В словах наставления в связи с этим звучит полное убеждение в правильности и необходимости данного поступка.

Советы даются в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Содержание речи в этих случаях состоит в конкретном изложении самого действия, в подчёркивании его важности и ожидаемых положительных результатов. Интонация совета есть интонация уверенности в возможности, доступности, целесообразности или необходимости именно этого, а не противоположного поступка.

Воздейственное значение инструкции заключается главным образом в точном указании содержания, последовательности и способов действия применительно к отдельным видам практической деятельности, например при уходе за снарядами и спортивными сооружениями, при выполнении определённого трудного или опасного упражнения в целях борьбы с травматизмом, при установлении режима тренировки и т. д. Инструкции имеют воздейственное значение, когда они выражены в кратких определённых положениях, не допускающих различных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомнений в целесообразности указываемых в них мероприятий.

Своеобразными особенностями отличается речь, имеющая характер просьбы. По своему назначению она имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определённых интересов самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическим средствам эта речь бывает крайне разнообразна. В ней отражается как существо просьбы, так (особенно) желание, чтобы собеседник удовлетворил эту просьбу.

Для просьбы характерно наличие дополнительных к её содержанию слов, в которых выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры» и т. д. Эта речь богата различными интонациями, в которых отражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона интонация просьбы может доходить почти до прямого требования.

Приказание имеет целью прямое и непосредственное воздействие на волю другого человека. По самому своему характеру оно состоит в требовании выполнить данное действие. Бездейственная сила приказания обусловлена прежде всего наличием соответствующих отношений между людьми - отношений начальника и подчинённого.

По своей словесной форме дриказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберите снаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределённым, что придаёт приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонация приказания выражает энергию и волю приказывающего, самый тон, в котором оно даётся, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы, которая даётся, например, в такой форме (и с соответствующей интонацией): «Пожалуйста, уберите снаряды».

Близка к приказанию командная речь, имеющая большое применение на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии. Её воздейственное значение обусловлено ясностью содержания и чёткостью про изнесения. Интонация команды выражает энергию, уверен ность, бодрость; вместе с тем команда всегда даётся в спокойном тоне, без излишней аффектации.

Для правильного выполнения команды важно, чтобы учащиеся заранее были ознакомлены с различными по содержанию командами, которые применяются в учебном процессе, а также со способами и характером их выполнения; каждая команда, по сути дела, должна быть точным сигналом к выполнению столь же точного действия.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Развитие, взаимодействие личности с социально-природной окружающей средой, само существование человека невозможно без коммуникации, обмена информацией. Передача информации, процессы социализации, адаптации личности к обществу осуществляются посредством различных знаковых систем. В наиболее общем виде знаковые системы подразделяются на вербальные и невербальные. Вербальная коммуникация осуществляется посредством речи.

Определение 1

В современной психологии речь понимается как исторически сложившаяся форма взаимодействия, общения людей при помощи языковых конструкций, создаваемых на основе набора норм, правил; нормы и правила конструирования вербальных сообщений имеют этноспецифические особенности, которые находят свое отражение на фонетическом, лексическом, грамматическом, стилистическом уровнях языковой системы.

Проблема речи в психологической науке, как правило, рассматривается в контексте взаимодействия, взаимовлияния, взаимообусловленности речи и мышления. Генетически речь возникла вместе с мышлением, развивается в единстве с ним в процессе социально-исторического формирования личности.

Язык и речь

Необходимо разграничить категории речи и языка. Язык понимается как строго нормализированная, формализированная система инструментов общения, система условных символов, при помощи которых передаются и воспринимаются звуковые сочетания, имеющие для адресата и адресанта определенный смысл, значение. В структуре языка фиксируется основная логика человеческой деятельности. Язык выступает инструментом коммуникации, мышления, самоанализа.

Речь понимается как система звуковых сигналов, письменных символов, процесс материализации мысли.

Определение 2

Если язык – исторически сложившаяся, объективная система кодов, речь – психологический процесс формирования и презентации мысли средствами языка; язык един для всех представителей этнической общности, отражает психологию целого народа; речь – индивидуальна, отражает индивидуальные особенности личности

Функции речи

Речь выступает многоаспектным феноменом, имеет полифункциональный характер. Она выступает средством общения, инструментом мышления, носителем информации, сознания, памяти, средством регуляции поведения.

Основными функциями речи является коммуникативная и семантическая. Коммуникативная включает в себя средства коммуникации и средства общения.

Семантическая или обозначающая функция: каждое слово языка выступает своеобразным символом, знаком определенного предмета, феномена, процесса объективного или субъективного характера. Соответственно, речь позволяет человеку произвольно вызывать в сознании образы соответствующих предметов, иметь дело с теми или иным объектами даже в ситуации их отсутствия.

Речь тесно интегрирована с психологическими процессами.

Виды речи

В современной психологической науке речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя форма речи, в свою очередь, подразделяется на письменную и устную. Устная представлена двумя формами: монологическая и диалогическая.

В контексте исследований развития мышления выделяют автономную, эгоцентричную, внутреннюю формы речи.

Автономная представляет собой один из ранних этапов развития речи у ребенка. Характеризуется тем, что слоги и слова, которые ребенок воспроизводит по аналогии с речью взрослого, существенно искажаются. Речь носит ситуативный, неопределенный, неоднозначный характер. Содержание слов не осознается, по формальным признакам автономная речь не имеет признаков синтаксических взаимоотношений.

Эгоцентрическая речь – говорение без попыток услышать точку зрения собеседника, что характерно для ребенка.

Внутренняя речь – скрытая вербализация, которая сопровождает мыслительную деятельность.

Таким образом, речь представляет собой важный психологический феномен, без которого представляется невозможным личностное развитие, установление взаимодействия с социальным окружением, адаптация индивидуума в общество.

Речью называется процесс практического применения чело-веком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. В процес-се общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совме-стной деятельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются до-стоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи.

Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.

Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в осно-ве которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи. Входящие в состав речевого звука обер-тоны («гармоники») всегда находятся по числу колебаний зву-ковой волны в кратном отношении к основному тону. Все глас-ные и согласные звуки речи обладают характерными для них гармониками, что и позволяет нам воспринимать их очень диф-ференцированно.

Звуки речи (гласные и согласные) отличаются друг от друга по форме звучания и называются фонемами. В образовании фо-нематических особенностей звуков речи большую роль играет артикуляция, т. е. очень дифференцированное изменение по-ложения языка, губ, зубов, твердого и мягкого нёба при про-хождении выдыхаемого воздуха через полость рта. В результате получаются гортанные («г»), губные («б»), носовые («н»), ши-пящие («ш») и другие звуки.

Фонемы занимают одно из важных мест в устной речи, ее по-нимании другими людьми. Будучи включенными в звуковой со-став различных слов, они позволяют очень тонко дифференци-ровать их смысловое значение. Достаточно изменить хотя бы один звук из составляющих слово, чтобы тотчас же оно приобрело и ной смысл. Эту функцию выполняют как гласные (сравните, напри-мер, «пар» и «пир»), так и согласные фонемы («пар», «шар»).

Речь имеет свои свойства:

понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соот-ветствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

выразительность речи связана с ее эмоциональной насы-щенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);

бездейственность речи заключается в ее влиянии на мыс-ли, чувства и волю других людей, на их убеждения и по-ведение.

Речь выполняет определенные функции:

функция выражения заключается в том, что, с одной сторо-ны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой -- вырази-тельность речи, ее эмоциональность значительно расши-ряет возможности общения;

функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию;

функция обозначения состоит в способности человека посред-ством речи давать предметам и явлениям окружающей дейст-вительности присущие только им названия;

функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз. Существуют определенные виды речи:

¦ устная речь -- это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух -- с другой;

¦ монологическая речь -- это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;

диалогическая речь -- это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;

письменнаяречь -- это речь посредством письменных знаков;

внутренняя речь это речь, не выполняющая функции об-щения, а лишь обслуживающая процесс мышления конк-ретного человека.

Раскрыть физиологические основы речи -- значит указать мозговые центры, управляющие ею, охарактеризовать перифе-рические системы ее обеспечения, показать ее второсигнальное происхождение, описать синтагматические и парадигматичес-кие механизмы ее образования, а также механизмы ее восприя-тия и организации речевого ответа.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

энергетическая система дыхательных органов, необходи-мая для возникновения звука;

легкие и главная дыхательная мышца -- диафрагма;

генераторная система, т. е. звуковые вибраторы (голосо-вые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

¦ резонаторная система, т. е, носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной систе-мы. Согласно И.П. Павлову, у людей существуют две сигналь-ные системы раздражителей: первая сигнальная система -- это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздейст-вия на человека. Работа второй сигнальной системы заключа-ется, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сиг-налов.

Специальными исследованиями установлено, что способ-ность человека к анализу и синтезу речи связана:

с левым полушарием головного мозга;

со слухоречевой зоной коры больших полушарий -- зад-ней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:

с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием оп-ределенных физиологических механизмов. Синтагматичес-кие механизмы отражают динамическую организацию рече-вого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические меха-низмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семанти-ческим и т. д.).

Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической ин-терпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сиг-налам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологически-ми кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операций, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Речь в то же время -- сложнейшая система условных рефлек-сов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе по-вторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вы-зывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, стано-вятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные свя-зи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых под-креплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его на-зывания, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Человеческая речь выполняет в процессе общения несколько функций (рис. 11.6).

В каждой конкретной ситуации они представлены в разной степени. Например, в деловом общении больше представлена информационная функция («сообщение»), в конфликтах - «выражение», во время церковной проповеди - «воздействие» и т. д. Но бывают ситуации, где может реализоваться каждая функция речи.

Например, предприниматель нанял нового работника, знакомит его с оборудованием своей мастерской и говорит ему: «В этой мастерской вы будете работать с 9 до 18 часов с перерывом на обед (сообщение). Надеюсь, что вы будете трудиться хорошо, так как я очень не люблю недисциплинированных работников (выражение). Вот чертежи, согласно которым вы будете вытачивать детали мебельной фурнитуры (обозначение). Ну а теперь, если все понятно, - за работу! (воздействие)».

Выделяют следующие компоненты (стороны) речи:

  • содержательная - передача определенной информации посредством словесных значений;
  • эмоциональная - отношение к передаваемой информации в виде вербальных и невербальных символов;
  • контекстная - наличие в речи явного или скрытого смыслового контекста, которое зависит от конкретной ситуации и часто отражает интересы или потребности собеседников.

Близкое, но несколько другое понятие (рис. 11.7). К ним относятся:


В результате различных деструктивных воздействий на мозг человека (травм, инфекционных заболеваний и т. п.) речевые функции могут быть нарушены (рис. 11.8).

Рис. 11.8. Нарушения речи

Характер этих нарушений и их тяжесть зависит как от силы повреждающего агента, так и от локализации повреждения. Это обусловлено тем, что за различные компоненты речи отвечают разные участки коры больших полушарий.

Ре́чь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Различают содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как основные ее свойства. Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например, человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных выражений и оборотов речи, применяемых в этой области.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Выразительность речи обеспечивается прежде всего ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенное отношение к тем или другим фактам и событиям.

Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании.

Воздейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи мы можем поучать и наставлять людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения, предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам; давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание, запрещение. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств.

Поучение и наставление придают речи свои особенности: она приобретает характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон данного поступка, указания на его последствия. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причем правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются. В поучениях и наставлениях стремятся прежде всего вызвать у наставляемого понимание поступка, а также соответствующее эмоциональное отношение к нему. Интонация поучений имеет спокойный тон авторитетного и не вызывающего сомнений рассуждения. В словах наставления в связи с этим звучит полное убеждение в правильности и необходимости данного поступка.

Советы даются в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Содержание речи в этих случаях состоит в конкретном изложении самого действия, в подчеркивании его важности"и ожидаемых положительных результатов. Интонация совета есть интонация уверенности в возможности, доступности, целесообразности или необходимости именно этого, а не противоположного поступка.

Инструкции имеют воздейственное значение, когда они выражены в кратких определенных положениях, не допускающих различных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомнений в целесообразности указываемых в них мероприятий.

Воздейственное значение инструкции заключается главным образом в точном указании содержания, последовательности и способов действия применительно к отдельным видам практической деятельности, например при уходе за снарядами и спортивными сооружениями, при выполнении определенного трудного или опасного упражнения в целях борьбы с травматизмом, при установлении режима тренировки и т. д.

Просьба по своему назначению имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определенных интересов самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическим средствам эта речь бывает крайне разнообразна. В ней отражается как существо просьбы, так и (особенно) желание, чтобы собеседник удовлетворил эту просьбу. Для просьбы характерно наличие дополнительных к ее содержанию слов, в которых выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры» и т. д. Эта речь богата различными интонациями, в которых отражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона интонация просьбы может доходить почти до прямого требования.

Приказание имеет целью прямое и непосредственное воздействие на волю другого человека. По самому своему характеру оно состоит в требовании выполнить данное действие. Воздейственная сила приказания обусловлена прежде всего наличием соответствующих отношений между людьми - отношений начальника и подчиненного. По своей словесной форме приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберите снаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределенным, что придает приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонация приказания выражает энергию и волю приказывающего; сам тон, в котором оно дается, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы, которая дается, например, в такой форме и с соответствующей интонацией: «Пожалуйста, уберите снаряды».

Команда по своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии. Ее воздейственное значение обусловлено ясностью содержания и четкостью произнесения. Интонация команды выражает энергию, уверенность, бодрость; вместе с тем команда всегда дается в спокойном тоне, без излишней аффектации.

Для правильного выполнения команды важно, чтобы учащиеся заранее были ознакомлены с различными по содержанию командами, которые применяются в учебном процессе, а также со способами и характером их выполнения. Каждая команда, по сути дела, должна быть точным сигналом к выполнению столь же точного действия.

Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах. В психологии в основном различают две формы речи:

1. внешнюю;

2. внутреннюю.

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи:

· жаргон;

· интонация.

Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), по­этому ее основной признак-доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Уст­ная и письменная речь обладают своими психологическими осо­бенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к от­сутствующему читателю, который не видит и не слышит пишу­щего, прочтет написанное только через некоторое время.

внешняя речь включает следующие виды:

Диалогическую;

Монологическую;

Письменную

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса

Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

· последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

· грамматически правильное оформление;

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь - как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника.

Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.

Предикативность - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Речь имеет свои свойства:

Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.