Как узнать уровень шума фотографии в лайтруме. Как убрать шумы с фотографии

Я очень редко конвертирую большое количество фотографий в Lightroom. Однако, не понаслышке знаю, что это такое. И прекрасно понимаю, как всякие мелочи постоянно крадут у нас драгоценное время.

Как часто приходится делать одно и тоже изо дня в день. Например, убирать шумы. Причем если поразмыслить над этим, то, как правило, значение “шумодава” всегда одинаково, ну разумеется, если применять его к определенной камере и к определенному значению ИСО. Как ни странно, Lightroom позволяет сделать это автоматически! Вам нужно только 1 раз настроить эти значения. И уже потом, при импорте, они будут автоматически применяться к фотографиям.

Исходя из логики вещей, нам нужно всего лишь знать, какой камерой и при каком ИСО сняты конкретные фотографии. Все это и многое другое записывается в метаданные к этим снимкам. А Lightroom может все это проанализировать.

Меньше слов, больше дела.
На небольшом примере я хочу показать настройку этого автоматического процесса.

4. И ставим галочку напротив “Make default specific to camera ISO setting”. Там самым, активируем дефолтное применение настроек для определенных ИСО.

6. После этого жмем на “alt”, и кнопка в нижнем правом углу меняет свое имя с “Reset” на “Set Default”. Кликаем на неё.

11. Выбираю любую фотографию и проверяю, совпадают ли настройки “шумодава” значению ИСО. Конечно же, совпадают Далее, все загруженные фотографии, содержащие в метаданных имя этой камеры и такое же ИСО будут автоматически принимать эти настройки. Эту операцию нужно проделать со всеми фотографиями ваших камер, снятых на разных ИСО.

Давно хотел сказать одну вещь - про шумы на высоких ISO. Периодически об этом заходят разговоры, меня часто спрашивают об этом читатели и френды, и не только в ключе смены одних камер на другие, но даже в разрезе смены религии. Дескать, "а не поменять ли мне Nikon<->Canon чтобы шумов было меньше". Такие метания.

Я хорошо это понимаю, ведь в своё время тоже выбрал свою первую цифровую зеркалку Canon именно за низкие шумы на высоких ISO. Мне и сегодня это важно - люблю фотографировать используя доступное освещение, стараюсь не "переосвещать" всё вспышкой, чтобы на картинке было то, что я вижу глазами. Есть у меня заморочка.

Так вот, о высоких ISO. После тех двух постов о шумах на последних камерах Canon (" " и " ") мне пришло немало сообщений о том, что картинка на них не очень шумная и "надо брать". Да берите, конечно, и я соглашусь, она менее шумная, чем на камерах предыдущих поколений. Но если купить нельзя, стоит ли из-за этого опускать руки, думая что только очень дорогое железо умеет снимать? Да нет, конечно. Вот этот снимок сделан пять лет назад:


EXIF: Canon EOS 30D | ISO 3200 | 1/15s @ f/5.6 | 50mm

На тот момент у Canon 30D чувствительность ISO 3200 была предельным показателем. Не умела она ни 6400, ни 12800. Что совершенно не помешало сделать этот снимок. Я считаю шумы на нём совершенно приемлемыми. Ниже расскажу в чём соль.

У нас же есть такая чудесная вещь как RAW, в котором можно подкрутить настройки используя ACR, Lightroom, Capture One или другие программы. Дело в том, что шумы есть всегда - даже на Canon 1D X на ISO 100 можно углядеть мелкое зерно, а если добавить резкости в Lightroom, например, зерно станет ещё более заметным. В этом и проблема - мы сами усиливаем шумы, ведь даже в настройках по умолчанию тот же Lightroom немного, но добавляет резкости. И что хорошо на низких ISO (хотя и тут я поспорил бы) губит картинку на высоких. Зерно по сути микроскопические детали, которые усиливаются и начинают лезть в глаза.

Что делать? Во-первых, не шарпить картинку полного разрешения. По крайней мере, не делать это так, как предлагает Lightroom.

Полное разрешение нам нужно далеко не всегда. Я даже знаю успешных профессиональных фотографов, снимающих на тот же 1D X в 10-мегапиксельный mRAW свадьбы, потому что реально клиентам больше не нужно, что бы клиенты не думали об этом.

И не важно, печатаете вы снимок 60x90 сантиметров на стену или смотрите его на 27-дюймовом мониторе. Просмотр при полном зуме - вредный самообман. Вы видите при этом то, что при просмотре всего снимка на отпечатке или мониторе никто не увидит. У новейшего Canon 650D, как и у 60D/7D/EOS M и других камер сенсор выдаёт 18 мегапикселей и это очень много. Чтобы вы понимали:


  • Огромная фотокнига 40x30 сантиметров - 16 мегапикселей

  • Отпечаток на A4 при 300 dpi - меньше 9 мегапикселей.

  • Стандартный 27-дюймовый монитор - 3.6 мегапикселей

  • Стандартный телевизор FullHD - 2 мегапикселя

Поэтому я бы советовал соблюдать правило - шарпить картинку нужно после того , как она уменьшена до нужного формата. Это значит, что добавлять резкости изображению на 18 мегапикселей не только не нужно, но и вредно - вы усиливаете зерно, от которого стараетесь избавиться. Что поставить в Lightroom? Скажем, на ISO 6400 есть смысл Sharpening установить на 0, а Noise Reduction на 30, ну и на 15 единиц Color Noise Reduction чтобы цветовая составляющая шума ушла. Меня она больше всего бесила в камерах прошлых лет.

Параметры эти не догма - их на глаз лучше регулировать. На выходе вы получите менее резкую, и значительно менее шумную картинку.

Во-вторых , не заливайте на Вконтактик и ему подобные сайты фотографии в полном разрешении. Зачем? 900-1100 пикселей по длинной стороне более чем достаточно. Когда будете уменьшать 18 мегапикселей до нужного размера (не важно, на печать или на просмотр - уменьшать нужно, ведь вы это можете сделать умнее и лучше, чем скейлер телевизора, программы-просмотрщика и т.д.) используйте правильный алгоритм .

То есть, в-третьих , уменьшая фото до нужного размера произведите даунскейл не по алгоритму Bicubic Automatic или Sharper в CS6/CS5, а по Bicubic или даже Bicubic Smoother. При этом не усиливаются, а скорее ослабляются шумы.

Но резкость картинке добавлять нужно - иначе она кажется мыльной, снятой непрофессионально или на плохую оптику (частенько именно в этом секрет многих обалденных снимков "с топовых объективов" - их выкладывают люди, умеющие шарпить). Поэтому, в-четвёртых , научитесь шарпить картинку с головой, не полагаясь на автоматический результат и тупые простые алгоритмы. Пара самых простых вариантов:

Прочитайте про "интеллигентную резкость " у Павла Косенко и пользуйте краевой шарп - он делает резче контуры, а не зерно. Резкие контуры = ощущение чёткости фотоснимка.

Научитесь использовать Nik Software Sharpener Pro, в том числе поймите что там делают полозки и как в одном месте снимка делать резче, а в другом нет.

И вместе с этим освойте работу с масками и слоями. Не нужно добавлять резкости всей-всей-всей картинке. Зачем?

И последний совет. Не стесняйтесь использовать программы-шумодавы. Это может быть и встроенный шумодав Adobe Photoshop CS, и Imagenomic Noiseware , и Neat Image , и что-то ещё.

А и завершить этот короткий экскурс в шумы на высоких ISO хочется вот этой ночной картинкой:


EXIF: Canon 650D | ISO 12800 | 1/25s @ f/3.2 | 85mm

Есть что добавить или с чем поспорить? Не стесняйтесь.

Шумы любят портить наши фотографии. И нужно же как-то с ними бороться? В этом уроке я расскажу как убрать шумы на фотографии с помощью программы Lightroom. На радость Вам скажу – это очень легко. Буквально одно действие и шумов не будет.

Хотя, не сказал бы что этот метод идеальный. Ведь хоть и шумы на фото не любят, но после их ликвидации фотография становится менее четкой. Оно и понятно, лайтрум просто пытается их сгладить.

Вот, я нашел фотографию, с которой можно поэкспериментировать. Фотография была сделана ночью и без штатива. Приступим!

Шаг 1. нашу фотографию в лайтрум и переходим во вкладку “Коррекция”. При приближении данной фотографии, мы можем заметить множество шумов.

Справа от фотографии есть панель с множествами настроек. О них мы, естественно, будем говорить в следующих уроках. Но, нам нужно пролистать вниз и найти вкладку “Детализация”.

Шаг 2. В этой вкладке Вы должны увидеть ползунок “Яркостный” и двигаем его вправо как. Чем дальше двигаете, тем меньше становится шумов на фотографии. Но, и чёткость фотографии также снижается. Это Вы должны также учитывать. В общем, Вы должны найти золотую середину.

В итоге у меня получилось снизить уровень шумов вот так:

Но и это еще не предел!


Надеюсь, Вы поняли . Если есть вопросы, задавайте их в комментариях, с радостью Вам отвечу!

И с наступающим Новым годом!

P.S.: Вы, наверное, уже заметили новогоднее обновление шапки

Как понять, что такое шумы на фотографии, ели мы привыкли их слышать, но не видеть. В колонке или наушниках часто появляются помехи разного рода. Звуковой шум появляется из-за сбоя передачи волны. На снимке или на дисплее камеры можно увидеть цветовые искажения, они выглядят как мелкозернистая пыль темного цвета, если это монохромный, или как разноцветные точки, если шумы цветные. В небольших количествах такие эффекты могут даже приукрасить снимок, если будут выглядеть как задумка автора. Но чаще всего они являются результатом неправильных настроек камеры и недостатка освещения при съемке.

Таким образом, шум - неотъемлемая часть фотографии, без него не бывает снимков вообще. Избавиться от шумов полностью невозможно. Важен его уровень и количество. Получается шум при недостаточном освещении на некоторых участках фотографии. При повышении уровня светопоглощения, то есть показателя ISO, шум снижается, но вместе с ним моте «уйти» и резкость. Получается, что изменения взаимосвязаны. Если выбирать между ними, то лучше добавить на снимок шумы, чем потерять резкость снимка.

Нерезкие кадры пойдут однозначно в мусор, с ними сложно будет что-то сделать, а пиксельный «мусор» вполне можно убрать или снизить о приемлемого вида с помощью специальных программ, плагинов и графических редакторов.

Существует 2 принципиально разных вида шума на фотографии – монохромный и цветной.

  1. Монохромный напрямую связан с резкостью и проявляется светлыми и темными участками на снимке.
  2. Цветной шум связать с насыщенностью цветов и контрастностью, а проявляется в виде разноцветных пятен, ореолов вокруг объектов.

Как не допустить шумы на фотографии

Борьба за качество снимка состоит из поиска баланса между количеством шумов и резкостью изображения. Оптимальным вариантом считается не допускать излишки в процессе съемок. Для этого существует ряд советов и мероприятий.

  • Для работы выбирайте камеру с высококачественной матрицей, системой стабилизации, шумоподавлением и высокой светочувствительностью. Убрать шумы полностью не получится, но снизить их интенсивность в разы достаточно просто.

Современные камеры и матрицы направлены на минимизацию разрушающих действий помех. Светочувствительные объективы помогут сделать качественные снимки в условиях низкой освещенности. Тут даже высокие значения ISO будут достойно выглядеть вплоть до широкоформатной печати.

  • Снимайте в RAW формате. У каждого производителя камер существует собственный формат для сохранения кадров в процессе съемки. Но именно такой формат позволяет в процессе постобработки «вытаскивать» на свет небитые пиксели и не подверженные шуму участки. Для каждой точки сохраняется достаточно информации, позволяющей редактировать изображение по многим параметрам.

Снятое в формате JPEG фото с шумами исправить практически невозможно. Программы помогут слегка затереть участки, но сделать их качественными будет достаточно сложно. Нерезкое изображение независимо от формата поправить нельзя.

  • Используйте минимально возможные значения ISO. При повышении параметра светопоглощения увеличивается и количество помех, поступающих на матрицу, особенно в условиях недостаточного освещения. Хорошая камера или светочувствительный объектив могут сгладить подобный эффект, но убрать его полностью не получится. Снимайте с минимально возможными значениями ISO, ночью или в вечернее время – оптимальный показатель 100.

  • Избегайте перегрева камеры. В летнее время или в процессе длительной съемки все элементы камеры нагреваются, и помехи усиливаются. Делайте перерывы, снимайте из-под козырьков от солнца, чаще давайте камере остынуть. На длительных выдержках и в режиме LiveView матрица нагревается немного сильнее, учитывайте это при планировании съемки. Тогда шумы будут меньше проявляться на снимках.
  • Температура – далеко не самый важный параметр в момент съемки, но при прочих равных условиях даст заметную разницу в результате. Также плохо на качество изображений влияют влажность, прямые солнечные лучи.
  • Используйте штатив для съемки. Стабилизация камеры уменьшает количество помехи на матрице, следовательно, снижает и цифровой шум. В условиях недостаточно видимости, при повышенных значениях ISO или на длительной выдержке происходит появление зернистости, темных или засвеченных участков. Штатив нужно выбирать под вес камеры с запасом, с возможностью поворота в 3 плоскостях, как минимум.
  • Делайте пробные снимки перед работой. Статичные объекты можно отснимать неограниченное время, сделайте пробные снимки и оцените степень шума. Такой подход позволит заранее заметить недостатки и помехи, и исправить их до начала фотосессии.
  • Используйте гистограмму. Современные камеры оснащены функцией – выводом гистограммы на дисплей во время работы. Отслеживайте пики, отмечайте пересвеченные или излишне темные участки уже на стадии съемок, чтобы можно было подкорректировать настройки до момента конвертирования и постобработки.
  • Заранее продумывайте компоновку кадра. Некоторые проблемы с изображением выходят на свет только при увеличении формата картинки, обрезки и кадрировании. Чтобы избежать проблемы, нужно проверять композиции в кадре заранее. Тогда не придется его обрезать в редакторе.

Настройки камеры и ее технические характеристики позволят избежать появления излишних яркостных и цветовых шумов. Но избавиться от них полностью невозможно без потери качества и резкости. Для снижения интенсивности шумов можно использовать специальные программы.

Программы дя шумоподавления

Фотографы, давно занимающиеся обработкой фотографий, имеют в арсенале и инструменты для ретуши и обработки «сырых» снимков. Таких программ, приложений или плагинов десятки, популярных 4-5 штук. Ими пользуются более 95% пользователей.

Здесь несомненное первенство держит программа от Adobe System – Photoshop, за ней следует ее собрат – Lightroom. Есть еще два популярных конвертера, имеющих отличный алгоритм снижения шумов любого типа – Capture One Digital Photo Professional от Canon.

  • Adobe Photoshop. Несомненно самая популярная программа для любителей фотографии и профессиональных фотографов. В Фотошопе можно убрать шум на этапе конвертации или в процессе постобработки. На программу накладывается плагин – Adobe Camera RAW для конвертирования снимков с камеры для непосредственной работы в Photoshop. Даже если вы сохраняли кадры в формате JPEG, данная программа поможет «переписать» их в RAW.
  • Adobe Lightroom. Еще одна программа от создателя Фотошопа, изначально она была создана для архивации, систематизации и хранения снимков на ПК. Затем в ее функции добавили первичную обработку. Все новые версия оснащаются все большим функционалам, на сегодняшний день она не сильно уступает другим программам для редактирования фотографий.

  • Capture One. Функция подавления шума встроена в программу, она автоматически чистит изображение при конвертации с камеры. Особенность работы Capture One заключается в интеллектуальной работе, в зависимости от степени шума настраивается и интенсивность обработки. При хороших показателях резкости и помех вмешательство алгоритма программы минимальная. Обработке подвергаются и яркостные, и цветные шумы, последние мягко убираются без образования ореолов вокруг объектов.
  • Digital Photo Professional от Canon. Программа для конвертации изображений RAW-формата с камеры на ПК. Попутно убираются хроматические и яркостные шумы, если они имеются. При необходимости его можно отключить в настройках программы.

Последние 2 программы имеют узкую направленность и не пригодны для художественной обработки, они созданы для конвертации снимков из RAW-формата камеры. Для подобных целей создавали и Lightroom, и Adobe Camera RAW, но затем их функционал значительно расширился.


Подробнее о Lightroom

Программа Lightroom – незаменимый помощник для фотографа, в его возможности входит работа с изображениями: конвертирование из RAW, настройка резкости, контрастности, регулировка баланса белого, корректировка цветов и яркости. В функционале программы если вкладка Noise Reduction, в ней шумы делятся на 2 типа и каждый можно подтянуть отдельно. Luminance отвечает за яркостные помехи, а Color – за цветовые. Таким образом вы можете привести в порядок пиксели до загрузки в Фотошоп для художественной обработки.

Каждый из инструментов включает по 3 слайдера, у Luminance: Яркость, Детализация и Контраст; у Color: Цвет, Детализацию и Переходы. Двигая бегунки, можно убрать яркость, интенсивность и выраженность зернистости, а также повысить резкость отдельных элементов.

Если требуется поработать с областью изображения, а не со всем снимком, то используются следующие инструменты:

  • Radial Filter;
    Gradient Filter;
    Adjustment Brush.

Представляя собой слайдеры, данные инструменты позволяют мягко настроить резкость и уровень шумов на выбранном участке, не изменяя картины в целом. Если применение параметров отрицательно отразилось на резкости, то можно поправить ситуацию инструментом Sharpening. Движение ползунка изменяет резкость снимка, а чтобы не вернулся шум применяем «Masking». Маска позволяет сохранить резким границы объектов, избавляясь от помех.

Как убрать шум в Фотошопе

Самый популярный графический редактор справляется с шумом не так профессионально, как менее раскручены программы. Все потому что данная функция не является основной для Фотошопа.

За "шумы" отвечает» фильтр «Reduce Noise», где можно выбрать базовый уровень или продвинутый. Первый делает манипуляции на всех каналах одновременно, снижая интенсивность шумов при относительной стабильности резкости. В продвинутом режиме можно вручную производить изменения по каждому из каналов отдельно. Изменять можно параметры:

  • Яркость или интенсивность шума (Strenght);
    Детализацию элементов изображения (Preserve Details);
    Интенсивность цветного шума (Reduce Color Noise);
    Резкость деталей (Sharpen Details).

Для более профессиональной и тонкой работы с шумами на фотографии можно использовать плагин Adobe Camera RAW. Он устанавливается на Photoshop и выполняет функции конвертера с дополнительным шумоподавлением в процессе обработки. По функционалу плагин значительно обходит встроенный фильтр, из ощутимых преимуществ можно выделить:

  • Возможность применять полученные результаты к схожим снимкам, к примеру, с одной фотосессии;
  • Более тонкая и точечная чистка пикселей без нарушения качества изображения;
  • Быстродействие плагина, так как для его работы не требуется загрузка самого редактора.
    Плагин Adobe Camera Raw создан для фотографов, продуман достаточно хорошо и быстро осваивается даже с начальными знаниями Фотошопа и редактирования.


Как убрать шум с фотографии. Подводим итоги

Все программы с функцией шумоподавления выполняют схожие действия в процессе снижения интенсивности помех и шума на изображении. Для каждой фотографии в разное время может подойти любая из перечисленных программ. С их помощью убираются яркостный (светлые или темные пиксели) и цветной (яркие пиксели контрастных цветов) шумы.

Работать с ними достаточно просто: можно довериться разработкам производителей и их алгоритмам, а можно провести ручную чистку снимка. Любая из этих манипуляций требует, как минимум, понимания процесса, как максимум все тонкости влияния каждого пункта из настроек.

Как правило, опытные фотографы уже давно пользуются одной из программ и вряд ли променяют удобство на новомодные примочки, а новичкам не принципиально, на какой программе изучать редактирование. Каждая из программ имеет преимущества в какой-то области, а также недостатки. Но развитие цифровой фотографии идет огромными скачками, предлагая каждые полгода очередное «открытие».

Производители выпускают новые версии уже известных программ, разрабатывают принципиально новые инструменты, камеры становятся все умнее, а матрицы все сложнее. В таком случае, цифровой шум скоро станет диковинкой и будет считаться художественным эффектом и задумкой автора.

Шум — неизбежность преследующая все цифровые фотокамеры. Если ошибки в установке экспозиции и баланса белого можно заметить сразу после съемки на ЖК-дисплее камеры и при необходимости переснять кадр, то шумы выявляются только в домашних условиях — на экране монитора. Можно ли уменьшить шум? Конечно да!

Если ошибки в установке экспозиции и баланса белого можно заметить сразу после съемки на ЖК-дисплее камеры и при необходимости переснять кадр, то шумы выявляются только в домашних условиях — на экране монитора

Откуда берется шум

Одна из основных неприятностей, подстерегающих фотографа, снимающего на «цифру», безусловно, шумы. В некоторой степени шум в цифровой фотографии можно считать аналогом зернистости в пленочной технологии, и большинство программ для подавления шумов, в принципе, пригодно для борьбы с зерном на пленочных сканах.

К повышению шумности (как ПЗС-, так и КМОП-матрицы) приводит уменьшение размера приемной ячейки и повышение чувствительности. Любительские камеры с матрицей 1/1,8″ по диагонали хорошо ведут себя только при значениях ISO 50-64.

При недостаточной освещенности, естественно, потребуется слишком большая выдержка, а это приведет к смазам. Подняв чувствительность до 400, 800 или даже до 1600 ISO (некоторые камеры предусматривают возможность ручной установки чувствительности), мы получим сильные шумы.

На длинных выдержках становятся заметны так называемые горячие пиксели (Hot Pixels). Они светятся на снимке, как неяркие звезды на ночном небе. Таких пикселей тем больше, чем длиннее выдержка и выше температура приемной матрицы. Шумы на цифровых фотографиях практически исчезают при температуре ПЗС-матрицы около -25°C.

К сожалению, большинство камер не рассчитано на эксплуатацию при таких температурах. Можно только посоветовать не держать камеру постоянно включенной (особенно при ночной съемке), так как аккумуляторы сильно греются.

Помимо «горячих» пикселей существуют «выбитые». Они появляются в результате физического износа (или брака) матрицы. Т.н. битые пиксели можно увидеть на любых снимках. У каждого производителя существуют свои нормы на количество подобных «бракованных» элементов изображения.

Еще один источник характерных артефактов — поднятие резкости на нечетких снимках. Если файл был сохранен в формате JPEG с высокой степенью сжатия, то придется бороться и с другим видом искажений.

При печати на струйном принтере шум в некоторой степени сглаживается: капли наносятся с достаточным перекрытием. Однако этот же шум хорошо виден при печати больших форматов и на экране монитора при просмотре с большим разрешением.

Особенно заметен шум на больших однотонных поверхностях. Например, если это пейзаж, где большую часть кадра занимает небо, или портрет крупным планом.

Теперь перейдем к рассмотрению существующих способов борьбы с шумами, более или менее эффективных.

Средства борьбы с шумами

Основным инструментом для профессиональной обработки фотографий де-факто является графический редактор Adobe Photoshop. К сожалению, для борьбы с шумами он располагает ограниченным набором средств, к тому же с нехитрыми настройками. Фильтр Despeckle вообще лишен регулировок и вместе с шумами сильно размывает мелкие детали, а Smart Blur позволяет изменять только радиус и пороговый уровень (Threshold).

Такие фильтры лучше применять на выделенной области или предварительно маскировать мелкие детали. В общем, с программой Adobe Photoshop вам предстоит долгая и кропотливая работа. А с 48-битными изображением работают только Median и Gaussian Blur. Поскольку эти средства могут устроить не всех, попробуем поискать продвинутые и автоматизированные приложения.

ASF Digital GEM

Начнем с простого — ASF Digital GEM. Борьба с шумами — единственная задача этого фильтра, разработанного компанией Applied Science Fiction и реализованного как модуль plug-in для программы Photoshop.

GEM удобен в пользовании. Неплохо сохраняет детали. Регулировки шумности в светах и тенях, а также поднятие резкости — все это задается в процентах. Простота, качество и скорость обработки позволяют считать программный пакет GEM одним из лучших средств борьбы с шумами. Кстати, алгоритмы, разработанные компанией ASF, используют в своих сканерах такие известные компании, как Agfa, BenQ, Epson, Kodak, Konica, Minolta, Nikon, Noritsu, Microtek.

Quantum Mechanic Pro

Отлично справляется с цветовым шумом программа Quantum Mechanic Pro 2.1 от компании CameraBits. Возможно, вам захочется отказаться от внутреннего алгоритма обработки, предлагаемого профессиональной камерой, и получать сырые 48-битные снимки в формате RAW. Что ж, программному пакету Quantum Mechanic Pro это вполне по силам.

DCE AutoEnhancer

Программа DCE AutoEnhancer, выпущенная компанией Mediachance, представляет собой самостоятельное приложение для пакетной обработки изображений. Работает в двух режимах. В простом (Basic) все процедуры выполняются методом последовательных приближений с минимумом ручных настроек. В продвинутом (Advanced) используются данные из EXIF-заголовков и множество плавных регулировок фильтров. Цветовой баланс и резкость программа DCE правит точно и деликатно. Для удаления «горячих» пикселей имеется целых две функции: Hot Pixels Removal (программный поиск) и Hot Pixels Substraction («вычитание черного экрана»).

Чтобы реализовать второй метод, после первого (основного) снимка необходимо сделать второй (дополнительный) с такой же выдержкой, но с закрытым объективом. Применять этот фильтр следует с большой осторожностью. В некоторых камерах (Canon G1, Canon G2 или Sony F707) используются собственные алгоритмы шумоподавления, и в этом случае есть определенный риск испортить снимок.

В программе DCE за подавление шумов отвечает закладка Denoiser с возможностью выбора одного из двух фильтров: Noise Removal (удаление шумов) и Portrait De-Focus. Для настройки Noise Removal используются данные EXIF о значении ISO, мощности импульса вспышки и расстоянии до объекта. Portrait De-Focus устраняет мелкие дефекты кожи на портрете и «улучшает» телесные цвета. Последний фильтр можно использовать в виде отдельной программы CleanSkinFX, распространяемой бесплатно. DCE обработал файлы почти во всех форматах, в том числе TIFF CMYK 64. Но вот 32-битный файл, сохраненный в Photoshop, по цвету резко отличался от оригинала.

Neat Image

Заслуживает внимания программа Neat Image, разработанная компанией ABSoft. Для каждой камеры используются индивидуальные профили, которые можно бесплатно загрузить с сайта разработчика или… изготовить самостоятельно. Для этого понадобится калибровочная таблица (скачивается с сайта) с серыми полями разной яркости. Ее следует сфотографировать — либо с экрана монитора, либо с распечатки. По полученному снимку программа NeatImage строит профиль, причем для каждого значения задается своя чувствительность (ISO).

Действительно, каждая камера создает свой характерный рисунок шумов, а в некоторых моделях применяются собственные внутренние алгоритмы обработки изображения. Построить профиль можно и по выделенной области прямо на редактируемом снимке с предварительным просмотром результата. Более того, после этого можно в ручном режиме настроить шумоподавление в различных диапазонах яркости.

Оценивая результаты, полученные при обработке разными фильтрами, можно сказать, что программа NeatImage лучше остальных уменьшает шум и сохраняет детали. Единственный недостаток — обработка файла длится очень долго. Но здесь опять помогут профили: можно запустить обработку сразу нескольких снимков (Batch Processing).

SilverFast

Программа SilverFast первоначально была разработана компанией LaserSoft Imaging в качестве альтернативы стандартным TWAIN-драйверам, поставляемым в комплекте со сканерами. Поэтому программному пакету SilverFast DC, предназначенному для работы с цифровыми снимками, достался тот же интерфейс, а в графический редактор Photoshop он встраивается как TWAIN-драйвер (в закладке file>import).

Надстройка VLT (Virtual Light Table) позволяет достаточно удобно разбивать фотоархив на альбомы и просматривать снимки. Поставляется она и с 48-битной профессиональной версией SilverFast HDR.

А фильтров и настроек очень много. Для подавления шума используется технология с патентованным названием GANE (Grain and Noise Reduction). Однако в «выпадающем» списке можно найти всего три градации: Low, Medium и High GANE. Применение максимальной High GANE привело к размытию изображения вместе с деталями. А вот Low отработала вполне прилично.

Фильтр Descreen предназначен для удаления растра на изображениях, отсканированных с типографских отпечатков (еще одно свидетельство, указывающее на специализацию компании-разработчика).

Dfine

В 2003 году компания Nik Multimedia разработала первую версию программы Dfine. Новинка оформлена как модуль plug-in и снабжена красивым и удобным интерфейсом с множеством настроек. Если сложно сразу хорошо представить, как они отразятся на снимке, следует выбирать Quick Fix — все останется на усмотрение программы. Здесь же реализованы и профили для камер. Похоже, как в Neat Image. Одно но… За каждый скачанный профиль с вас попросят около $40. Вы решились на такую дополнительную трату? Тогда все настроится автоматически. Если вы готовите изображение к печати, то при выборе уровня подавления шумов разработчики настоятельно рекомендуют не прибегать к радикальному удалению, а ограничиться некоторым снижением шумов. Небольшой шум будет малозаметен, зато сохранится больше деталей.

В окне программы умещаются: исходное, конечное изображения, три небольших фрагмента подсказки. Кроме того, есть возможность просмотреть гистограммы и сравнить их, подсветить цветом пере- и недоэкспонированные области. Отдельно настраиваются четыре фильтра: яркостной шум, цветной шум и артефакты, яркость-контраст и баланс цветов.

Примеры работы программ.

В приведенной ниже таблице — примеры работы описанных программ. Для сравнения рекомендуется смотреть увеличенные версии.

Необработанный снимок, 100%; камера Olympus E-1, 1/160 с, ISO 3200. Даже профессиональная камера дает при таких значениях чувствительности неудовлетворительный результат

Лучшим оказался результат обработки программы Neat Image. Шумы значительно уменьшены, детали не размыты

DCE AutoEnhancer

Quantum Mechanic Pro 2.1

Оригинал ночного снимка

Портрет. Оригинал.

Neat Image. Детали на портрете практически не затронуты. В синем цветовом канале — самом проблемном — после обработки программой Neat Image шумов не заметно

Blue / оригинал

Blue / Neat Image

Итоги

Можно признать, что с большим или меньшим успехом все программы, принявшие участие в обзоре, справились с поставленной задачей — подавлением шумов. Все они доступны в интернете для бесплатного скачивания в виде демо- или пробных версий.

В будущем, вполне возможно, появятся цифровые фотокамеры с матрицами б1льших размеров, математические алгоритмы обработки в этих аппаратах усовершенствуются, и необходимость в подобных программах отпадет. Однако сейчас, сравнивая исходную фотографию с результатом обработки программы Neat Image или Quantum Mechanic, понимаешь, что время потрачено не зря.