Интересные мотивации для занятий в доу. Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Мотивация

Любой родитель знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком - не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Разберемся - чем же всё-таки можно, полезно и правильно мотивировать детей. На какие кнопки следует нажимать - рассказывает Ксения Букша.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Сначала немного теории (действительно мало, так что не расстраивайтесь). Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая цепь:

Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…

Любое размыкание этой цепи ведет к тому, что мотивация не работает.

Примеры:

1. Ребенок с дисграфией старается писать правильно, но пока не дозреет мозг и не будет проведена определенная коррекционная работа, у него не будет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на первой стрелке.

2. Ребенок знает, что если постарается, то может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот результат - в нем нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута на второй стрелке.

3. У ребенка плохой контроль над импульсами, или он напрочь не верит в себя. Он знает, что если постарается, то сделает, и ему нравится, когда получается, но его эмоции «не запоминают», что за усилиями следует приятный результат, и цикл мотивации не формируется. Последняя третья стрелочка очень слабая и постоянно размыкается.

Теперь посмотрим, как же нам все-таки наладить эти стрелочки, чтобы они работали всегда.

1. Забота

Иногда для поддержки стрелочек мотивации нужно просто находиться в контакте с ребенком и правильно заботиться о его нуждах.

Реальная история. Дима не мог сам делать уроки, хотя хорошо соображает и примеры для него легкие. Но он постоянно отвлекался, в результате дело затягивалось надолго, да и результат был не очень.

В чем проблема и как тут можно позаботиться о Диме? Задача «сделать уроки» слишком большая для Диминого неустойчивого внимания. В результате разорвана первая же стрелочка - Дима не может постараться так, чтобы получилось. Значит, надо нарезать ему эту работу на съедобные кусочки. Мама заводит таймер на 15 минут и все это время молча сидит рядом с ребенком. Дима видит, что сидеть осталось совсем недолго, и тиканье стрелок само напоминает ему о том, что надо решать дальше. Ровно через 15 минут таймер звонит, Дима бежит на кухню, пять минут прыгает под музыку, а потом возвращается к заданию. Мама не уговаривает, не натаскивает, она просто молча сидит рядом и задает рамки.

Очень быстро Дима стал делать уроки за 45 минут, а через год научился пользоваться будильником сам. Теперь он делает уроки без мамы и без напоминаний, что казалось всем фантастикой.

Другой пример. Мальчик не хотел ходить в бассейн. Маме удалось выяснить, что дело - в плавках! Они были не того фасона, и мальчик их стеснялся. Проблема была решена. Через три года подросший мальчик снова отказался ходить на плавание. Мама снова провела исследование и поняла, что мальчика троллит старший парень в группе. Перевели в другую группу, и снова стал плавать с удовольствием. Но узнать, в чем дело, было не так-то просто. А не было бы доверия и контакта - и позаботиться бы не получилось, и мотивация к плаванью зачахла.

2. Совместная деятельность

Когда мы делаем что-то вместе с ребенком, то стрелочки работают лучше, потому что мы можем незаметно сделать ту часть, которая у ребенка не получается, и варьировать ту, которую он делает сам. Это особенно уместно тогда, когда проблема с первой стрелочкой (стараюсь => получается) или с верой в себя (получилось => получится снова). Но и если ребенку просто не хочется делать какой-то скучный кусок работы или учения, совместная деятельность тоже может помочь - ну просто потому, что вместе не так скучно. Потом ребенок привыкнет, втянется и запомнит, что за скучным куском всегда следует интересный (а если нет - стоит задуматься, нельзя ли достичь результата другим способом), или что скучную работу можно сделать быстро, чтобы поскорее перейти к более приятным вещам.

3. Маленькие поощрения

«За каждую красивую букву - одна изюминка».

Это гораздо лучше работает, чем «за каждую красивую страницу - пирожное».

И намного, неизмеримо лучше, чем «за пятерку в четверти - гаджет».

Пусть наш ребенок умен не по летам, это неважно: ему все равно трудно выносить чересчур длинные дистанции от одной стрелочки до другой

Маленькие, совсем маленькие поощрения действуют не как награда (которой страшно лишиться и за которой нужно долго и трудно подпрыгивать), а как забавная традиция, как игра. Которую, конечно, нельзя возводить в абсолют и играть в нее на полном серьезе. Изюминки - это милая деталь, гарантия того, что происходящее (например, трудное обучение правописанию) проходит в атмосфере взаимного доверия и приятия. Что само по себе - мотивация.

4. Наше одобрение и неодобрение

С этим все психологи призывают не перебарщивать. Дело в том, что в идеале взрослый человек должен быть более-менее независимым от оценок окружающих. А если подсадить его на постоянное «молодец» и «нет, не люблю тебя, плохо постарался» (я утрирую, но подтекст бывает и такой) - станет вечно добиваться одобрения людей. Психологи правы. Но если его использовать в меру, этот метод эффективен и не вреден. Прежде всего там, где речь идет не про успехи, а про добро и зло. Мы можем и даже должны хвалить маленького ребенка за добрые дела и ругать за злые, и так как наше мнение важно для него, он привыкнет отличать добро от зла и потом сможет делать это сам.

Не все так строго и с достижениями. Вполне возможно хвалить ребенка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе, о том, насколько лучше он стал читать или лазить. Это работает! Мотивирует! Важно только, чтобы не было прямой зависимости: «получилось - похвалили», иначе вместо мотивации получится страх неудачи.

5. Парадоксальные награды

Это когда человек ожидал, что его начнут тупо заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли. Или когда человек долго старался, и хотя у него были плохие результаты (не поступил, провалил, подвел, не выучил), а родители после этого утешили чем-то хорошим (лучше нематериальным: хорошими словами, поездкой, походом в кафе, но можно и неожиданным небольшим подарком). Такое всегда запоминается. Конечно, тут нужно хорошо чувствовать, как в данном случае подействует наше поощрение. Смысл в том, что человек сам был расстроен и готов махнуть на все рукой, а мы его поддержали. Когда человеку было плевать на результат, парадоксальная награда за поражение не подействует.

6. «Сделал!»

«Получилось!» «Сделал!» «Эврика!» - это чувство для тех, кто его испытал, само по себе сильнейший мотиватор снова его испытать. Это азарт, эйфория от успеха, открытия, достижения. Мозг сам выдает себе награду - порцию эндорфинов, запоминает приятное переживание и жаждет его повторить. Теперь он готов дольше терпеть неудачи, скуку и трудности, потому что уже знает, что за этим последует награда. Так наш мозг дрессирует сам себя. Что мы можем сделать, чтобы эта цепочка закрепилась?

Необходимо почаще устраивать такие ситуации, в которых ребенок сам делает решающий шаг

Это просто с малышами - они, например, не замечают подсказки и очень радуются, когда угадывают правильный ответ (все помнят эти загадки в рифму на новогодних праздниках в детских садах). С ребенком постарше немного труднее, но если постараться - вполне достижимо. Нужно только так рассчитать нагрузку, чтобы он реально выложился, но при этом не сдался и не сдулся. Задание должно быть тяжелым, но не непомерным. Кстати, это здорово умеют хорошие тренеры - именно про таких говорят, что «спорт воспитывает». Но так же прекрасно воспитывает и другая деятельность, где есть это «сделал!» и есть тот, кто сможет правильно поставить задачу.

7. Поддержка внутренней мотивации

Человек, например, хочет играть на скрипке. Но лень заниматься по часу в день, опускаются руки при трудностях. А успехов (вот этого «сделал!») пока нет - до концертов еще не рукой подать. Как быть? Поддержка внутренней мотивации состоит в том, чтобы человек постепенно научился получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую пьесу), и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо. И тут простор для нашей фантазии: и рассказы про великих, у которых тоже не всегда получалось, и истории из собственной жизни, и создание атмосферы, и слушание музыки, и разговоры «вокруг» нее. Постепенно начинает формироваться образ «себя-скрипача» (необязательно потом становиться музыкантом, но пока ты играешь - ты скрипач!), «себя-дзюдоиста», «себя-котолюба», который всегда вовремя меняет лоток. То есть внешнее становится внутренним и уже как-то неловко, когда сегодня не позанимался или кота не обслужил.

Как и все другие мотивации, эта не универсальная и сработает не со всеми. Кроме того, в примере с музыкой или дзюдо три четверти успеха - хороший учитель. Но и мы тоже важны.

8. Коллективная и семейная мотивация

Это на самом деле мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Как автокресло гораздо безопаснее, если ставить его на базу, так и коллективная мотивация работает гораздо круче, если в обычной жизни эти самые коллективные и семейные ценности приносят нам радость.

Если в нашей семье «принято» много всего такого, что ребенок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из разрешенного сверстникам, или что с него требуют больше, чем с них. Если родители при этом ведут себя умно (не принижают тех, кто не следует таким же правилам, как у нас), ребенок вовсе не будет чувствовать себя изгоем или еще как-то страдать.

Но очень важно следить за балансом приятных и полезных традиций. Об этом знают умные верующие родители, которые по-разному приучают разных детей к церкви: «кто-то и в четыре года может отстоять всю службу, а кого-то и в семь надо просто провести к чаше и потом увести».

Вне семьи коллективная мотивация тоже работает, и мы можем о ней напоминать, но только в позитивном ключе, не «ты подведешь ребят и тренера», а «чтобы ваша команда лучше сыграла».

9. Справедливость

Когда дети становятся немного старше, они начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Этот интерес можно использовать для мотивации на разные не очень желанные, скучные или трудные дела. Например, не все любят помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, сидеть с младшими братьями или сестрами.

Не всегда хочется и вести себя прилично, особенно когда другие ведут себя плохо. Чувство справедливости может прийти на помощь и создать мотивацию там, где ее не было. Это произойдет только тогда, когда речь пойдет одновременно и об обязанностях, и о правах! Справедливо, что если в квартире живут все, то и уборкой занимаются тоже все - по мере сил. Но справедливо и то, что если Леша весь день клеил обои, теперь его святое право - весь вечер просидеть на форумах про Гарри Поттера, и мы не будем его трогать.

Разговор о справедливости будет неполон и неправдив, если не вспомнить и о несправедливости, которой очень много в жизни и которую мы можем своими силами сгладить

И я не только и не столько о благотворительности или волонтерстве - скорее о том, как мы помогаем друг другу. Несправедливо, что у тебя диабет и приходится все время колоть себя иголкой, но мы ужасно сочувствуем тебе и можем в знак солидарности, пока ты не привыкнешь, вместе с тобой всей семьей замерять друг другу сахар.

Так справедливость становится подпоркой для всех трех стрелочек.

10. Планирование будущего

Работает только со старшими подростками, да и то далеко не со всеми. Но уж если сработает, то обо всем остальном можно больше не беспокоиться. Но получится, если: не подменять цель ребенка своей; не обескураживать («какой из тебя танцовщик, это надо рано начинать, а ты неловкий и неритмичный»); наша цель - продумать вместе с подростком последовательность шагов, каждый из которых должен быть понятен и соизмерим; продумав их, мы не давим: человек имеет полное право передумать на любом этапе процесса, это абсолютно нормальное явление, которое не должно нас разочаровывать. Наоборот, весьма удивительно, когда этот способ срабатывает. Но срабатывает ведь у некоторых! Иногда очень неожиданно. Поэтому мы о нем и пишем.

И еще немного примеров для иллюстрации:

Ходить в магазин для прабабушки : семейные ценности и справедливость.

Дополнительно учиться английском у: в зависимости от ситуации - забота (понять, что именно трудно и скучно, сделать это легче и интереснее); совместная деятельность и поддержка внутренней мотивации (вместе смотреть захватывающий сериал на языке); планирование будущего (если в нем важную роль играет знание языка).

Доиграть уже фактически проигранный командный турнир - коллективная мотивация.

Решать задачки по математике : если не получается - забота, совместная деятельность, маленькие поощрения. Когда получается - внутреннее «сделал!» Если задачи становятся важной частью жизни - поддержка внутренней мотивации, планирование будущего.

Удерживание от драк и вранья : забота (понять, почему дерется и врет, и помочь достичь этой цели иначе); наше одобрение и неодобрение; если причина в импульсивности - маленькие поощрения; коллективная и семейная мотивация («у нас не дерутся и не врут, и ты не будешь»); справедливость.

Сделать так, чтобы охотно сидел с маленьким братом : забота, совместная деятельность (показать подростку, как можно нескучно играть с малышом); семейная мотивация.

Научиться тому, к чему нет талантов : забота, совместная деятельность, парадоксальные награды, «сделал!».

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

детский сад «Теремок» г. Цимлянска

Консультация

на тему: « Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.»

Консультацию подготовила:

Воспитатель:

Романовская Е.Р.

Цимлянск, 2017

« Чтобы переварить знания,

надо поглощать их с аппетитом»

Анатоль Франц.

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре. Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Для чего вообще нужна эта мотивация?

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

    Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

    Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

    Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

    Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием - варианты применения данного метода.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей:

    дидактические игры

    подвижные игры

    игры-забавы, инсценировки.

На первом плане стоят эмоции . Это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. Например: педагог (во время сборов на прогулку в летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. А зайка отвечает, что не умеет. ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показывают пример, как правильно одеваться.)

Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста). Например: дети, собираясь на прогулку находят записку от огородного Пугала «Ребята, помогите. солнышко так жарко печет, что все растения в моем огороде вот-вот погибнут. А моя шляпа совсем не спасает меня от жары». Педагог спрашивает детей, что делать в данной ситуации, дети озвучивают варианты и идут на улицу поливать огород. Можно продлить игру дальше, не просто принести из дома или уголка ряжения шляпу для Пугала, а устроить конкурс на лучшую шляпку для огородного Пугала. В конце Пугало снова пришлет письмо со словами благодарности.

Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)

Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи)

Игровые приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")

г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом) .

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает) .

з) интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы:

    Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.

    Просьба произнести, сказать слово (это платье) .

    Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори") .

    Подсказывание нужного слова.

    Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем) .

    Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята) .

    Вопросы.

    Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко) ", "Катя, ешь суп (с хлебом) ").

    Повторение слова за воспитателем.

    Пояснение.

    Напоминание.

    Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки) .

3. Практические методы:

1)Упражнения (оказание помощи) .

2)Совместные действия воспитателя и ребенка.

3)Выполнение поручений.

4. Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

4)Показ образца.

5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

6)Диафильмы.

Приемы:

    Непосредственное восприятие предмета, игрушки.

    Показ с называнием (это кролик) .

    Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала) .

    Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку) .

    Многократное повторение слова.

    Активное действие детей.

    Приближение объекта к детям.

    Задание детям (иди, Вася, покорми кролика) .

    Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные) .

    Художественное слово.

    Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка") .

    Выполнение игровых действий.

Выделим восемь типов мотивации:

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие, эстетичные, желательно новые.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы предложить детям поиграть с игрушками.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.

Например: (для младшей и средней группы).

Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком). Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята, она сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.

Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Попробуем спрятать их под листьями.

Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Сделаем для матрешки дорожку из камешков.

Этот пример подходит для детей старшей, подготовительной групп.

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, нарисовать красками).

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Эту мотивацию можно использовать в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

Например:

Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Помогите мне? Можно сделать разноцветное печенье.

Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

Коллективные работы, коллажи «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Волшебный телевизор» и другие. Можно использовать в итоговых мероприятиях по теме недели.

Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий и раздаете звездочки.

Например:

Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.

Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.

Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.

Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

Пятый тип мотивации «Художественное слово». Использование стихов, песенок, потешек, загадок и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.

Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.

Например:

    Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.

    Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).

Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.

Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также презентации по теме.

Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в НОД, а также на итоговых мероприятиях.

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам и детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

Литература:

1. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

3.Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.,1972.

4.Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание,1994.

5.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1977.

При разработке развивающего занятия педагог должен так организовать совместную деятельность , чтобы она была направлена на формирование познавательной самостоятельности, развитие мышления и речевой активности.

Разберем развивающее занятие на примере темы «Транспорт» . Основная задача: выяснить вместе с детьми, для чего людям нужен транспорт?
Структура занятия:
Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной игровой ситуации.
Например, Буратино написал письмо, приглашает в гости. Проблема: Буратино живет далеко, как мы попадем к нему?
Итог вводной части: сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В основной части педагог:
1. Применяет педагогические методы , которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи.
Педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов.
Поисковые вопросы: где? куда? откуда? как? когда? какой? Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание.
Проблемные вопросы: почему? зачем? что было бы, если бы? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Вопросы должны способствовать образованию суждений. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, обосновывать их и делать выводы. Благодаря применению этих вопросов повысится речевая активность детей.
Например, педагог спрашивает: «Ребята, вы пришли пешком или приехали сегодня в детский сад?» (Обращается отдельно к Тане, Саше и т.д.). Затем вопрос на осмысление: «Почему пришли пешком, а не приехали?». Ответы детей: «Пришли пешком, потому что детский сад находится рядом с домом». Затем можно спросить про родителей: «А твоя мама, Машенька, поехала на работу или пошла пешком?». Происходит анализ ситуации ребенком и объяснение: «Мама работает далеко от дома, поэтому она поехала на автобусе». Далее — обобщающий вопрос педагога, который подводит детей к формулированию выводов: «Так для чего же людям нужен транспорт?».
2. Использует дидактические игры.
Например, творческая игра по ТРИЗ-технологии «Хорошо-плохо» . Ехать в автобусе хорошо, потому что быстро, тепло и т.д. Ехать в автобусе плохо, потому что может случиться авария; в автобусе, когда много людей, очень тесно и т.д.
Или дидактическая игра «Собери автобус» (из пазлов, нарисованных частей автобуса).
Можно предложить упражнение на развитие внимания и наблюдательности — парные картинки с нарисованными автобусами, содержащими различия.
Желательно использовать предметные действия с моделями и схемами , а также приемы сравнения и обобщения . Возможны коллективные и индивидуальные формы работы (в парах, группах).
3. Вовлекает детей в различные виды деятельности. В процессе деятельности дети овладевают новыми знаниями и способами действия.
Например, педагог спрашивает: «Можно ли из мебели (или строительных кубиков) в группе собрать автобус?», «А из чего еще можно сделать автобус?». Дети предлагают свои варианты, конструируют автобус и на нем «едут» к Буратино.
Итог основной части: происходит усвоение нового способа действия или нового знания.

Заключительная часть (рефлексивный этап). Необходимо зафиксировать новые понятия и новые знания. Вопросы взрослого:
— В какие игры мы сегодня играли?
— Вы смогли выполнить задания?
— Так для чего людям нужен транспорт? и др.
Итог заключительной части: происходит анализ детьми собственной и коллективной деятельности на занятии.

Важно не только разработать развивающее занятие, но и провести грамотный этого занятия.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейшей в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ.

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. В общественные процессы каждый человек включается c раннего детства.

Так что же тогда называется мотивом? А то, что, отражаясь в голове человека побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности, называется мотивом этой деятельности.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми разными причинами и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины.

Можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей.

Интерес детей к миру взрослых;

Игровые;

Установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми;

Самолюбие;

Самоутверждение;

Познавательные;

Соревновательные;

Нравственные;

Общественные.

Раскроем каждый из мотивов:

Мотивы интереса детей к миру взрослых - Это стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожими на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами» - говорят ребенку побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут» - сильный аргумент, заставляющий ребенка сдержать слезы.

Игровые мотивы – Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-то учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.

Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми – Эти мотивы имеют большое значение в поведении ребенка дошкольника. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые правила поведения.

По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношения к нему. Когда ребенок трехлетнего возраста приходит в первые в детский сад, он может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, потащить стульчик из- под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия и самоутверждения . Их исходный пункт – возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведение. Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения. Они так же воспитывают его, ребенка, предъявляют требования и добиваются их исполнения, и ребенок начинает претендовать НАТО, что и его уважали и слушались другие, обращали на него внимания, исполняли его желания.

Одно из проявлений стремления к самоутверждению – притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом. У младших и средних дошкольников самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою смелость, силу и т.п.

На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять все «даже слона». Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.

В период дошкольного детства происходит формирование новых мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы .

Уже в три – четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т.п. позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, что у них внутри.

Ребенок трех – четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых выражаются у него в попытках сделать что- либо лучше других, а в простом приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, получающих положительную оценку взрослого. Так, младшие дошкольники, которым предложили играть в дидактическую игру и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнить сообща, а не по очереди (как требовали условия игры), и не могли удержаться от подсказки сверстнику, если им был известен правильный ответ. Что касается звездочки, то каждый ребенок требовал ее независимо от результата, которого он достиг.

Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует тому, что на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотивов – стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, а большая часть спортивных игр связаны с соревнованием. Некоторые игры прямо так и называются: «Кто ловче?», «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т.п. старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы , выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребенок получает за хорошее поведение, приносит ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное и обязательное. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Так, ребенок делится игрушками, сладостями со сверстником, которому он симпатизирует. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. Если четырехлетний мальчик на вопрос, почему не следует драться с товарищами, ответит: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» (т.е. ребенок учитывает неприятные последствия от поступка, а не сам поступок), то к концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их».

К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм как в собственном поведении, так и в оценке им поступков литературных персонажей.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы – это желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить флажок для малышей или салфеточку в подарок маме. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели до конца работу над флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том удовольствии, которое им может доставить флажок.

По собственной инициативе выполнять работу для других дети начинают значительно позднее – с четырех-, пятилетнего возраста. В этот период дети уже понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающими. Когда младших дошкольников спрашивают, почему они выполняют поручения взрослых, они обычно отвечают: «Мне нравится», «Мама велела». У старших дошкольников ответы на этот же вопрос носят другой характер: «Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним», «Я люблю маму, поэтому помогаю», «Чтобы помочь маме и все уметь». По-разному ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп и в играх, где от действий каждого ребенка зависит успех команды, к которой он принадлежит. Младшие и часть средних дошкольников заботятся только о собственном успехе, в то время как другая часть средних и все старшие дети действуют, чтобы обеспечить успех всей команде.

У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм, связанных с помощью других людей. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия , мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.

Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, а сейчас он уже отнимает у него игрушку. Другой ревностью помогает матери убирать комнату, а через пять минут уже капризничает, не хочет одевать брюки. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника . Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать.

Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуется специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того, как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разные мотивы теряют равновесие, выстраиваются в систему. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым. Если ребенок потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то этого не удается компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии». Так, ребенку, который не справился с задачей, было сказано, что он все-таки молодец, причем, как и другие дети, он получил конфету. Однако он взял конфету без всякого удовольствия и решительно отказался ее съесть, а его огорчение ничуть не уменьшилось: из-за неудачи полученная конфета стала для него «горькой».


Данная статья посвящена актуальной проблеме в системе образования: формированию позитивной мотивации у дошкольников, методам и приемам ее развития.

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности.

Следует различать понятия мотив и цель. Цель – это предвидимый результат, а мотив – побуждение к достижению цели.

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду. Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи.

Виды мотивации:

Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься, то мам купит мне машинку).

Внутренняя мотивация – мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на положительную и отрицательную мотивацию. Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь делать «чашечку», и мама обрадуется). Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду делать «моторчик», то родители меня накажут).

Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические

Эти методы используются в логопедической практике с помощью различных приемов:

  • Дидактические игры и игровые приемы

Еще Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры. В зависимости от учебной задачи и содержания занятия могут быть использованы:

Речевые игры и игры на развитие ВПФ («Хлопни, когда услышишь», «Четвертый лишний», «Помоги Незнайке», «Светофор», «Чего не стало», «Словесный сад»)

  • Сказочные сюжеты («Сказка о веселом Язычке»)
  • Ролевые отношения (развитие речи с помощью сюжетно-ролевых игр: «Детский сад», «Зоопарк», «Путешествие»)
  • Сказочные и литературные персонажи (Незнайка, собака Найда, Федора, Буратино, Айболит и др.)
  • Игры-путешествия, поездки, приключения (в лес, в зоопарк, на разных видах транспорта, в Страну Гласных звуков)
  • Настольно – печатные игры («Логопедическое лото», «Шиворот — Навыворот», «Алфавит», «Дары природы» и др.)
  • Сюрпризный момент (письмо, посылка, гость и т.д.)

Создание ситуации успеха

Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках. Поощрение должно быть заслуженным (в пределах возможностей ребенка). Необходимо проводить беседы с родителями о возможности создания ситуации успеха.

Сказкотерапия

Использование сказкотерапии на логопедических занятиях приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально – волевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарный запас, лексико – грамматические отношения, связная речь.

Наглядные материалы

Наглядность облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным.

Наглядно – игровые средства способствуют развитию лексико – грамматического строя речи, пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой практики. Это могут быть предметные картинки, иллюстрации, сюжетные картинки, наглядно – методические пособия и игры, выполненные из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформленные.

Применение ИКТ

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи можно использовать ИКТ. В настоящее время разрабатываются и совершенствуются компьютерные программы для логопедической коррекции речи. Компьютерная программа «Учимся говорить правильно. Развитие речи.» направлена на формирование фонематической системы и связной речи. Коррекционно – логопедическая программа «Игры для Тигры» представляет собой готовый набор для использования специалистом в нескольких коррекционных направлениях, что позволяет задействовать всю анализаторную систему, организовать дифференцированный подход к обучению. Программа «Домашний логопед» красочно представляет артикуляционную гимнастику, дает подробную характеристику звуков, персонажи мотивируют, легко и доступно дают знания ребенку.

Программа профессора Хиггинс – это полный фонетический и лексический мультимедийный справочник – тренажер, предназначенный для желающих научиться говорить грамматически правильно, с хорошим и отчетливым произношением, являющимся нормой речи.

Можно использовать свои компьютерные разработки и презентации.

На индивидуальных занятиях можно сохранить в памяти компьютера образцы речи ребенка в начале, в процессе и в конце коррекции звукопроизношения. Давая детям возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации логопата. Так ребенку легче понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.

Соревновательные моменты

Например, дыхательные упражнения «Футбол», «Буря в стакане», игра «Кто больше подберет слов?», «Отгадай загадку», «Кто первый составит схему слова», «Рыбалка».

Логоритмика и пальчиковые игры

Помогают развивать общую и мелкую моторику, активизируют интерес к логопедическим занятиям. Например, логоритмика Железновых.

Элементы арт-терапии (лепка, аппликация, рисование)

Методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для снятия психологического напряжения, стрессовых ситуаций и при коррекции неврозов.

Есть и нетрадиционные приемы формирования мотивации дошкольников на логопедических занятиях. Например, мультттерапия.

Учитель – логопед Борисова Е.А. предлагает с целью стимулирования мотивации и познавательного интереса у ребенка использовать на логопедических занятиях сюжеты из современных мультипликационных фильмов. Она считает, что примером мультипликационного героя, которого можно использовать на логопедических занятиях как средство повышения познавательной активности детей, является Лунтик.

«Лунтик и его друзья» - это замечательный, добрый и познавательный мультсериал, главным персонажем которого является существо, прилетевшее к нам с Луны - маленькое, пушистое и очень доброе сиреневое создание - Лунтик. Он делает первые шаги по нашей планете, узнает мир и пытается найти себя в нем, находит верных друзей и хорошую семью. Добрый юмор, красивые пейзажи, забавные сюжеты и очень яркие персонажи сериала не дадут заскучать ребенку во время просмотра удивительных и таких интересных приключений лунного гостя. Образ Лунтика близок детям возрастной группы от двух до четырех лет. Отсутствие негативных моментов в главном герое мультфильма, по задумке создателей делает детей добрее, а также обучает основам морали и этики.

Смешарики - это дружная семейка забавных круглых персонажей, каждый из которых имеет круг личных увлечений. По своей привлекательности сериал не уступает лучшим достижениям классической российской анимации. Особое внимание при создании сериала уделяется использованию природных форм и цветов, которые переключают внимание ребенка на многообразие окружающего мира, компенсируя сухость и техногенность большинства образов современности. Шарообразность персонажей символически подчеркивает их доброжелательность и миролюбие, а также позволяет ребенку легко воспроизводить полюбившихся героев.

Педагогическое сопровождения дошкольников и младших школьников в проекте «Смешарики» имеет своей целью повышение эффективности развития и воспитания ребенка в духе толерантности и ненасилия, а также формирования у дошкольников познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, а также основ безопасности жизнедеятельности.

Помогает в формировании мотивации дошкольников и интегрированная НОД (логопед – воспитатель, муз. Руководитель, педагог – психолог и др.) Такие занятия помогают целостно и интересно воспринимать информацию. Произвольное внимание дошкольников находится в стадии развития, поэтому для привлечения активного внимания нужно вовремя чередовать формы и методы обучения. В структуру занятий можно включать физкультминутки. Они помогают не только переключить внимание, но и способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.

С помощью диагностики уровень познавательной активности детей на логопедических занятиях можно оценить, как высокий, средний или низкий.

Высокому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

  • эмоционально положительная реакция детей на приглашение к занятию;
  • адекватная скоростная реакция на начало занятия;
  • вопросы к логопеду о предстоящем занятии, его теме;
  • устойчивость внимания к предлагаемым заданиям;
  • интерес к занятию от его начала до конца;
  • живая эмоциональная реакция на предлагаемую деятельность;
  • искреннее желание справиться со всеми трудностями, встречающимися по ходу занятия.

Среднему уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

  • спокойная реакция детей на приглашение к занятию (не наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма);
  • поведение ребенка на занятии можно оценить, как пассивное: интереса не проявляет, активного участия не наблюдается);
  • при непосредственном обращении, ребенок реагирует адекватно;
  • внимание неустойчивое;
  • эмоциональный фон пассивный.

Низкому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

  • резко отрицательная эмоциональная реакция детей на приглашение к занятию;
  • попытки отсрочить время начала занятия;
  • отсутствие каких-либо вопросов о предстоящем занятии;
  • повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия;
  • пассивная или негативная реакция на предлагаемые задания;
  • нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к происходящему

Показателями выраженности познавательной активности являются.