Эксплуатирующая организация понятие и правовое положение. Типовые структуры эксплуатационной организации

Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса по вопросам в обращении от 25.08.2014 № 17/03-2014 сообщает.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасные производственные объекты (далее-ОПО) подлежат регистрации в государственном реестре.

Согласно п. 15 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по регистрации ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606 (далее — Регламент), регистрировать опасные производственные объекты в государственном реестре должны организации (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие их эксплуатацию на правах собственности, аренды или ином законном праве в соответствии с положениями «Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 г. № 168, зарегистрированным в Минюсте России от 03.08.2011,рег.№ 21545.

Таким образом, заявителем на оказание государственной услуги по регистрации опасного производственного объекта является эксплуатирующая организация, которая владеет и пользуется опасным производственным объектом .

Организации, оказывающие услуги на основании договора, который подразумевает предоставление персонала, имеющего соответствующую квалификацию для оказания договорных услуг, в том числе по бурению скважин, не могут зарегистрировать в своем составе опасный производственный объект. Такие объекты подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в составе организации-владельца объекта.

На основании изложенного, договор, предметом которого является только оказание услуг, сопутствующих эксплуатации, или услуг, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, заключенный между собственником опасного производственного объекта и юридическим лицом, соблюдающим требования промышленной безопасности по эксплуатации опасного производственного объекта, не будет являться «иным законным правом» по смыслу п. 15 Регламента.

При регистрации «Участка ведения буровых работ» в качестве «иного законного права» может учитываться договор между недропользователем и буровым подрядчиком, положения которого устанавливают правовую ответственность бурового подрядчика при ведении буровых работ на земельном участке недропользователя. Вопросы прав владения или пользования ОПО, а также безопасных условий выполнения работ, связанных с пользованием недрами необходимо регулировать в рамках договорных отношений между подрядными организациями с недропользователем.

Значение «эксплуатирующая организация»

Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с п. 12 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», допускается при наличии полученной лицензии.

Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями устанавливается, «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (далее-Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 г. № 492.

Лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности обязаны получить юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с п.п. 1, 2 и 4 Положения, имеют на праве собственности, аренды или ином законном основании, устанавливающем юридическую ответственность эксплуатирующей организации, взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре.

Ответственность и обязанности эксплуатирующей организации по обеспечению безопасности ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения.

Эксплуатирующая организация несёт всю полноту ответственности за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами. В случае лишения эксплуатирующей организации разрешения (лицензии) на эксплуатацию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения она продолжает нести ответственность за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения до передачи указанных объектов другой эксплуатирующей организации и до получения нового разрешения (лицензии). В случае неспособности эксплуатирующей организации обеспечить безопасность указанных объектов ответственность за безопасность и надлежащее обращение несет соответствующий орган Управления использованием атомной энергии, который обязан обеспечить безопасность этих объектов до создания новой эксплуатирующей организации.

Эксплуатирующая организация разрабатывает и осуществляет мероприятия по поддержанию безопасности ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, создает при необходимости специальные службы, осуществляющие контроль за безопасностью, представляет информацию о состоянии безопасности ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения в органы Государственного регулирования безопасности.

Эксплуатирующая организация обеспечивает:

  • использование ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения только для тех целей, для которых они предназначены;
  • организацию и координацию разработки и выполнения программ обеспечения качества на всех этапах создания, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения;
  • разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения и по снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды;
  • безопасное для работников объектов использования атомной энергии и населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами и их хранение;
  • реализацию прав работников объектов использования атомной энергии на социально-экономические компенсации;
  • учёт индивидуальных доз облучения работников объектов использования атомной энергии;
  • разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения;
  • учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных вещесв;
  • осуществление Физической защиты ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • разработку и реализацию мер пожарной безопасности;
  • радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
  • подбор, подготовку и поддержание квалификации работников ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и создание для них необходимых социально-бытовых условий на производстве;
  • информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
  • осуществление иных полномочии, установленных нормативными правовыми актами.

Обязанности эксплуатирующей организации по защите объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды при аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения.

При возникновении аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения, приведшей к выбросу радиоактивных веществ сверх установленных пределов в окружающую среду, эксплуатирующая организация обязана обеспечивать оперативной информацией о радиационной обстановке соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и население наиболее угрожаемых участков территории, органы управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности, службы системы государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

При выполнении работ по предотвращению развития аварии или по ликвидации ее последствий облучение работников (в том числе командированных) выше установленных дозовых пределов может быть допущено (но не выше дозы потенциально опасного облучения, установленной нормативными документами) только тогда, когда нет возможности принять другие меры, исключающие указанное облучение, и может быть оправдано лишь при спасении людей, предотвращении массового облучения, а также при угрозе значительного радиоактивного загрязнения окружающей среды.

ЭКСПЛУАТИРУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Порядок подготовки оперативного персонала к самостоятельной работе. Способы и сроки проверки знаний и навыков оперативного персонала АЭС.

В соответствии с ОПБ-88/97:

Допуск эксплуатационного персонала к выполнению определенных видов деятельности осуществляется при наличии у них разрешений, выдаваемых Ростехнадзором России.

Перечень должностей работников АС, которые должны получать разрешения Ростехнадзором России на право ведения работ в области использования атомной энергии, определён Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к остальному персоналу АС устанавливает эксплуатирующая организация АС.

Подбор, подготовку, допуск к самостоятельной работе и поддержание квалификации эксплуатационного персонала обеспечивает эксплуатирующая организация АС. Система подбора и подготовки эксплуатационного персонала АС должна быть направлена на достижение, контроль и поддержание уровня его квалификации, необходимого для обеспечения безопасной эксплуатации АС во всех режимах, а также выполнении действий, направленных на ослабление последствий аварий при их возникновении.

Составным элементом содержания подготовки должно быть формирование у эксплуатационного персонала культуры безопасности.

В системе подготовки эксплуатационного персонала для отработки практических навыков эксплуатации АС должны использоваться технические средства обучения, включая тренажеры различных типов, допущенные в установленном порядке к применению при подготовке персонала АС. Особое внимание должно обращаться на отработку действий при возможных нарушениях (включая аварии) в работе АС и учет опыта прежних ошибок и аварий.

Перед допуском к самостоятельной работе, а также периодически эксплуатационный персонал должен проходить медицинский контроль. Состояние здоровья лиц из числа эксплуатационного персонала должно обеспечивать выполнение ими надежным и безопасным образом должностных обязанностей по эксплуатации АС.

В соответствии с ОПЭ АС:

Работники атомных станций, которые в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об использовании атомной энергии» должны получать разрешения Ростехнадзора России на право ведения определенных видов деятельности в области использования атомной энергии, проходят предварительный и периодические в течение трудовой деятельности медицинские осмотры и психофизиологические обследования.

Оперативный персонал атомных станций проходит дополнительно предсменные осмотры, имеющие цель предотвратить допуск к работе специалиста в нетрудоспособном состоянии, обусловленном болезнью, интоксикацией, расстройством адаптации.

Подготовка персонала АС должна осуществляться групповым или индивидуальным методом обучения в учебно-тренировочном центре (УТЦ), либо непосредственно в структурных подразделениях.

До назначения на самостоятельную работу оперативный персонал обязан пройти в сроки, установленные в программе подготовки:

– теоретическую подготовку;

практическую подготовку с использованием технических средств обучения (если требуется по данной должности);

– стажировку на рабочем месте (если требуется по данной должности);

– первичную проверку знаний;

– дублирование;

– получение разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии (для специалистов АС);

– допуск к самостоятельной работе

Проверке знаний норм и правил, регламентов, инструкций и др. подвергаются руководители, специалисты и рабочие эксплуатирующей организации АС, атомных станций, предприятий и организаций, непосредственно обеспечивающих эксплуатацию атомных станций, кроме лиц, допуск к самостоятельной работе которых осуществляется без проверки знаний.

Проверка знаний проводится:

первичная — перед допуском к самостоятельной работе, назначении на должность или при возложении обязанностей;

очередная — в процессе работы, в установленные сроки;

внеочередная — при нарушении работником правил, норм и инструкций по требованию органов государственного регулирования безопасности, государственной инспекции труда или по решению администрации АС, эксплуатирующей организации, по заключению комиссии, расследовавшей несчастный случай с людьми или нарушение в работе АС, оформленными приказами по АС в установленном порядке, перед восстановлением в должности работника, ранее освобожденного от должности, отстраненного от технического руководства или при перерывах в работе по должности (профессии) свыше 6-и месяцев.

Допуск к самостоятельной работе или дублированию работников, не прошедших проверку знаний в установленные или предписанные сроки, запрещается.

Лицам, показавшим при первичной или очередной проверке неудовлетворительные знания, не позднее, чем через один месяц назначается повторная проверка знаний.

Устанавливается следующая периодичность проверки знаний для персонла АС:

Для руководителей и специалистов из числа оперативного персонала ПНАЭ; ОПЭАС; ППБ; ПБ; ДПИ; регламент – раз в 2 года; ТБ, РБ – раз в год.

Каждому работнику, прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение по установленной форме.

4. Проектные пределы и условия, их роль при эксплуатации АЭС.

В проекте рассматривается комплекс режимов:

— нормальная эксплуатация

— допроектные аварии

— исходное событие

  1. Неукоснительное соблюдение мер и требований проектных пределов и условий.
  2. Работа систем автоматики и систем безопасности.

3. Действие персонала

Конфигурация блока:

— совокупное состояние систем, находящегося в работе или горячем резерве;

— поддержание технологических параметов;

— химический режим теплоносителя;

— радиоактивность теплоносителя;

— наличие минимально необходимого количества, готового управлять ситуацией;

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) - это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно - открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев.

Эксплуатирующая организация

Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
  • Энциклопедические
  • Отраслевые
  • Этимологические и заимствований
  • Глоссарии устаревшей лексики
  • Переводческие, иностранные
  • Фразеологический сборник
  • Определение неологизмов
  • Прочие 177+

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, - все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

В прошлом номере «МЛ» (от 28 октября 2014 года) был опубликован список многоквартирных домов Пензы, которые перешли на непосредственное управление после того, как их управляющие компании стали банкротами. В качестве же обслуживающих организаций часть домов выбрала ОАО «Жилье-20» по обслуживанию жилого фонда (ОЖФ), часть - МУП «Жилье-22» по ОЖФ. После публикации на редакцию обрушился шквал телефонных звонков: многие пензяки просто не догадывались, что в их доме сменился способ управления.
«Мы посоветовались с жильцами и пришли к выводу, что непосредственное управление требует слишком активного участия собственников, в том числе по заключению прямых договоров по водоснабжению, электроснабжению и т. д., - рассказал старший по одному из домов, расположенных на Западной Поляне, - поэтому на общем собрании решили не менять способ управления, а сменить управляющую организацию. Было обанкротившееся ОАО «Жилье-20-1», стало ОАО «Жилье-20» по ОЖФ. Нас заверили, что вновь избранная организация тоже является управляющей».
«Такого не может быть!

www.tehdoc.ru

Заверил корреспондента «МЛ» заместитель главы администрации Пензы Юрий Ильин. - ОАО «Жилье-20» по ОЖФ - это не управляющая организация, а обслуживающая. Это бывший МУП, который не может оказывать услуги по управлению домом, а лишь занимается содержанием общего имущества и поддержанием исправного состояния дома».
Да тут у любого мозги съедут набекрень! Значит, самое время научиться отличать управляющую компанию от обслуживающей организации! В чем плюсы и минусы непосредственного управления? Как продолжающаяся в Пензе реформа ЖКХ может отразиться на собственниках, которые исправно платят за содержание и ремонт жилья? Об этом очередной коммунальный ликбез «МЛ».

От общего к частному
Если начать с общих фраз, то управление жилищным фондом - это целый комплекс целенаправленных действий. Он включает в себя мероприятия по техническому содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг и многому другому.
Содержание многоквартирного дома (МКД) - это техническое обслуживание, которое заключается в поддержании надлежащего состояния имущества, а также ремонте, уборке и санитарно-гигиенической очистке… Сегодня мы не будем перечислять всего.
Следовательно, управляющая организация - это организация, осуществляющая управление многоквартирным домом как специализированную профессиональную деятельность. В качестве подрядчика она может привлекать обслуживающую организацию, которая будет осуществлять работу по поддержанию надлежащего состояния здания. Такая схема действует в большинстве домов Пензы, в которых работают городские управляющие компании.
Отметим, если раньше МКД обслуживали исключительно МУПы (муниципальные предприятия), то теперь большинство из них стали частными структурами - ОАО.
Если же в МКД непосредственное управление, то собственники сами могут нанять, то есть заключить прямой договор с обслуживающей организацией, которая будет проводить необходимые работы по дому.

На ком коммуналка?
«Если домом управляет управляющая компания, то именно она несет ответственность перед собственниками за оказание, обратите внимание, всех услуг и за выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг», - поясняет начальник юридического отдела Ассоциации потребителей Пензенской области Юлия Васильева.
Управляющая компания предоставляет коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и теплоснабжение), получает плату за них и самостоятельно осуществляет расчет за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями, с которыми у нее заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и т. д.
В отличие от управляющих компаний обслуживающие организации не являются исполнителями коммунальных услуг и не несут ответственности за их качество. Поэтому в случае непосредственного управления каждому собственнику приходится заключать отдельный договор с каждой ресурсоснабжающей организацией на каждый вид коммунального ресурса.
«Обслуживающая организация выполняет только работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, - продолжает консультант «МЛ». - На них не распространяется требование о раскрытии информации, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Каков объем работ?
По словам Юлии Васильевой, обслуживающие организации, как правило, отвечают за выполнение тех работ и услуг, которые у них прописаны в договоре с собственниками, а не тех, которые предусмотрены минимальным перечнем работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД. Этот минимальный перечень прописан в постановлении Правительства РФ № 290 от 3 апреля 2013 года.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений могут заключить договоры на содержание и ремонт общедомового имущества с любыми обслуживающими организациями, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Как правило, приходится заключать договоры с несколькими организациями на отдельные виды работ - лифт, электросеть, ремонт водопроводных сетей и т. д.
«В этом случае обслуживающая организация будет отвечать только за тот объем работ, который предусмотрен договором, - подводит итог начальник юридического отдела Ассоциации потребителей Пензенской области. - Например, организация, обслуживающая лифт, будет отвечать только за лифт, вывозящая мусор, - только за эту работу и т. д.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, распространяется на обслуживающие организации только частично в рамках тех видов работ и услуг, которые прописаны в договоре между собственниками и обслуживающей организацией».

Мы сами творцы своего счастья…
Этим летом жители дома № 9 по улице Мира узнали, что их управляющая компания обанкротилась. Тогда на подъездах появилось объявление о том, что ОАО «Жилье-20» по обслуживанию жилого фонда (бывший МУП) предлагает собственникам заключить с ними договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества. При этом собственникам жилья предлагалось перейти на непосредственное управление.
«Мы взяли у ОАО «Жилье-20» по ОЖФ договор для ознакомления, проанализировали документ и поняли, что деньги эта организация будет брать такие же, как управляющая компания, а по сути она гарантирует нам лишь проведение ряда работ», - говорит председатель совета дома № 9 по улице Мира Сергей Массон.
Особенно жильцов пятиэтажки насторожил пункт, в котором говорилось: «Обслуживающая организация не несет ответственности за неисполнение работ и неоказание услуг вследствие несвоевременного выполнения собственниками обязательств по настоящему договору, в том числе в части оплаты жилищных услуг».
«В нашем доме 10 процентов жильцов не платят за услуги ЖКХ, - продолжает Сергей Вадимович. - Это значит, что по договору обслуживающая организация имеет право не отвечать за свою работу?! Но ведь остальные 90 процентов исправно отдают свои деньги!»
Активисты дома № 9 по улице Мира изучили жилищное законодательство, касающееся способов управления многоквартирными домами, выяснили плюсы и минусы непосредственного управления и приняли решение выбрать другую управляющую организацию.
«Мы даже написали обращение в администрацию Первомайского района, чтобы нам оказали содействие в подборе управляющей организации, - подчеркивает председатель совета дома. - Вариантов было немало, между тем многие жильцы по старинке хотели обращаться лишь в свой МУП, расположенный через дорогу».
Ситуация разрешилась следующим образом. Собственники провели общее собрание, приняли решение о смене управляющей организации. А с ОАО «Жилье-20» заключили не договор обслуживания, а договор управления многоквартирным домом с совершенно другими условиями. «Бывший МУП пошел на это, но при условии, что договор с ресурсоснабжающими организациями мы все равно будем заключать самостоятельно», - говорит Сергей Массон.
На какие размышления наводит эта история? В Пензе сегодня живут по заветам Ильфа и Петрова: спасение утопающих - дело рук самих утопающих!

Организация эксплуатации и эксплуатационная документация эксплуатирующей организации

Статья 34. Эксплуатирующая организация, осуществляющая деятельность в области использования атомной энергии

Эксплуатирующая организация — организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами. Для осуществления указанных видов деятельности эксплуатирующая организация должна иметь разрешения (лицензии), выданные соответствующими органами государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Эксплуатирующая организация должна обладать полномочиями, финансовыми, материальными и иными ресурсами, достаточными для осуществления своих функций.

Эксплуатирующая организация совместно с соответствующими органами управления использованием атомной энергии создает специальный фонд для финансирования затрат, связанных с выводом из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, с обращением с отработавшим ядерным топливом, и для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов.

Порядок, источники образования и порядок использования данного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вмешательство в деятельность эксплуатирующей организации в части эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации, не допускается.

Еще статьи по теме

Эксплуатирующая организация

600 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (18)

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Ставрополь

    Общаться в чате
    • 8,6 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте, Алексей!

    Уточните, пожалуйста, общее имущество находится в общей долевой собственности или кто-то конкретно владеет общим имуществом (коридоры, санузлы, подвал, крыша и т.п)?

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате
    • 9,0 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте. Добавлю.

    Есть такое постановление:

    Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170
    «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

    В соответствии с ним неважно как себя называет компания, УК или ОУ, она всё равно несёт ответственность за содержание всего дома и соответственно надлежащее оказание услуг. Суды становятся на сторону потребителей указывая на то, что взяв дом на обслуживание компания обязана выполнять нормы данного постановления. А там написано очень много, что должна делать ОУ.

    Так что требовать оказание качественных услуг, либо уменьшение цены оказываемых услуг, если они ненадлежаще оказываются и работы плохо выполняются, Вы имеете полное право. Вопрос в том, что скорее всего это через суд придётся делать.

    3. В случае если ответ на второй вопрос положительный - Можно ли признать действия эксплуатирующей организации по сбору средств за последние годы незаконными и вернуть ранее уплаченные суммы?
    Алексей

    Незаконными Вы не сможете признать, если какие то работы выполнялись, а вот вернуть часть средств можно попробовать. Но тут вопрос в том писали ли жалобы в ОУ? Что на них отвечали? Составлялись ли акты о ненадлежащем выполнении работ? Сами подписывали ли акты о выполненных работах с ОУ?

    Обращались ли в какие то органы по разрешению данной ситуации?

    Но попробовать вернуть можно, про перспективы сказать сложно не зная всей ситуации досконально и не видя документов по выполненным работам.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате
    • 9,0 рейтинг
    • эксперт

    Препятствие есть - мун. образование не хочет менять эксплуатирующую организацию.
    Алексей

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате

    А разве к нежилым помещениям не применяются по аналогии статьи ЖК?
    Алексей

    Не всегда и не ко всем правоотношениям. Вот ВАС РФ высказал позицию, что 44-46 ЖК РФ может применяться, что же касается иных статей ЖК РФ это вопрос судебного усмотрения. Если суд при рассмотрении решит применить норму ЖК РФ к определенным правоотношениям, то применит, если не решит, то увы.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Екатеринбург

    Общаться в чате
    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    В здании торгового центра, где все помещения являются нежилыми - 15 собственников.
    Один из собственников обладающий 53% помещений - муниципальное образование.
    Другой собственник - Почта России - 5% помещений.
    Остальные собственники - физические, юридические лица и ИП.
    Алексей

    Представляется, что если исходить из указанной разбивки по долям, то у муниципалитета есть все возможности продавливать свое решение на общем собрании собственников.

    С другой стороны при некачественности оказания услуг собственники могут составлять соответствующие акты, оформлять их надлежащим образом и требовать от УК соразмерного уменьшения оплаты.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Конечно, об этом и речь.

    Требования об уменьшении платы - это многолетняя борьба, а услуги как были на низком уровне так и остались.

    Единственным выходом пока остается п.2 ст.163, где прямо указано требование:

    Управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.

    Вот и задались мы вопросом, применима ли данная статья к нашему случаю?

    Нежилищного кодекса у нас пока не придумал. А ситуации аналогичные, только вместе жилого дома - нежилое здание.

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Ставрополь

    Общаться в чате
    • 8,6 рейтинг
    • эксперт


    Алексей

    Данные вопросы регулируются разъяснениями и пленумами высших судов. По сути данные вопросы регулируются практикой применения. Исходя из практики данная статья не применяется к нежилым помещениям.

    Да, к сожалению, жилищное законодательство несоврешенно и требует доработки.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате

    А где исчерпывающий перечень тех норм, который применяется по отношению к нежилым помещениям?
    Алексей

    Их нет в природе, законодатель их не принял до настоящего времени, поэтому все вопросы отданы на откуп судов, иначе бы ВАС РФ не принял бы такое постановление.

    Вам нужно смотреть по общей площади, у кого сколько голосов получится. То что 53% у муниципалов, еще не значит что у них 53% голосов.
    Самарин Александр

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате
    • 9,0 рейтинг
    • эксперт

    Я всё таки думаю обязать адм-ию выбрать УК можно, так как ЖК РФ говорит:

    Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии

    1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
    2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

    Выбор УК прямо не урегулирован нигде для нежилых помещений. То есть нет указания, что нельзя требовать от муниципалитета выбора УК, или обязаны сами какую то форму управления выбрать для нежилых помещений. То есть тут ЖК РФ по аналогии считаю применимо.

    Согласно ч. 2 ст. 163 ЖК РФ, управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.
    В силу ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате
    • 9,0 рейтинг
    • эксперт

    как это не значит?) из 100 % (голосов) здания - 53 % (голоса) принадлежит муниципалам. Как по-другому?
    Алексей
    Один из собственников обладающий 53% помещений
    Алексей
    Как раз это значит, что у муниципалов примерно именно это количество голосов, т.к. общая площадь делится пропорционально площади не общих помещений в здании.
    Болтунова Марина

    читаем ст. 48 ЖК

    3. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

    Доле в общей собственности, а не площади помещений в собственности.Если у муниципала 53% площади помещений в собственности тогда да. А если у него просто 6 из 10 помещений, это еще не значит, что у него будет 60% голосов.

    Если Вы про 53% от площадей в доме, то да и в общей собственности у него будет так же скорее всего.

Жилищно — эксплуатационные организации обеспечивают сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан, а также контролируют соблюдение гражданами правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории.
Жилой дом может эксплуатироваться только одной жилищно — эксплуатационной организацией. Если для эксплуатации домов ведомственного или общественного жилищного фонда не может быть создана жилищно — эксплуатационная организация, эксплуатация домов осуществляется непосредственно соответствующим предприятием, учреждением, организацией.
В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик Типовое положение о жилищно — эксплуатационной организации утверждается Советом Министров РСФСР или министерством, государственным комитетом, ведомством СССР.
Комментарий к статье 22
1. В статье перечислены основные функции жилищно — эксплуатационной организации, т.е. специализированной организации, которая непосредственно осуществляет эксплуатацию государственного и общественного жилищного фонда. В соответствии с гражданским законодательством следует говорить о трех видах жилищного фонда: государственном, муниципальном и частном (подробнее о классификации жилищного фонда см. коммент. к ст. 7 Основ и ст. 5 ЖК).
Кодексом не определены конкретные виды жилищно — эксплуатационных организаций. В Типовом положении (1963 г.) такой организацией называются управления домами (жилищно — эксплуатационные конторы, жилищные конторы). В городах, как правило, создаются единые жилищно — эксплуатационные и ремонтно — строительные службы. В настоящее время низовыми звеньями управления жилищно — коммунальным хозяйством являются тресты, жилищно — эксплуатационные конторы (ЖЭК), жилищно — коммунальные конторы (ЖКО), дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ), ремонтно — эксплуатационные участки (РЭУ) и др.
Указанные службы в основном являются государственными и муниципальными жилищно — эксплуатационными и ремонтно — строительными организациями. Однако имеются также организации, образованные на базе частной формы собственности.
Жилищно — эксплуатационная организация является управляющей организацией, которая действует от лица собственника жилищного фонда или уполномоченной им организации на основании заключенного с ней договора. Управляющая организация должна исполнять функции заказчика на выполнение всех работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и других объектов, обеспечению потребителей коммунальными услугами.
2. Действующее гражданское законодательство предусматривает виды юридических лиц (организационно — правовых форм), которые могут быть государственными и муниципальными организациями. Согласно ст. 48, 50, 113 и 120 ГК РФ к этим организационно — правовым формам относятся предприятия и учреждения. Жилищно — эксплуатационные организации по своему правовому статусу относятся к государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ст. 113 ГК РФ). Имущество (жилищный фонд и другие объекты) закрепляется за ними собственником на праве хозяйственного ведения.
Необходимо отметить и еще одну особенность современного законодательства — оно предусматривает, что указанные организации могут обслуживать и частный жилищный фонд (см. коммент. к ст. 147 ЖК и ст. 22 Закона о приватизации). Кроме того, положение ч. 3 настоящей статьи о том, что жилой дом может эксплуатироваться только одной организацией, устарело. Собственники жилых помещений, в том числе приватизированных, вправе самостоятельно определять организацию для обслуживания своих жилых помещений (см. коммент. к ст. 23 Закона о приватизации).
3. Одна из основных функций жилищно — эксплуатационной организации та, что она является наймодателем по договору (см. коммент. к ст. 51 ЖК).
4. Типовое положение об управлении домами, эксплуатационной конторе (жилищной конторе) исполкома местного Совета депутатов трудящихся, утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 08.07.63 N 204, является действующим; вместе с тем его следует применять с учетом законодательства последних лет, в частности с учетом ГК РФ.
Госкомимущество РФ распоряжением от 22.11.95 N 1707-р (в ред. распоряжения Госкомимущества РФ от 21.11.96 N 1221-р) в целях упорядочения процесса управления недвижимым имуществом (в том числе жилищного фонда), находящимся в федеральной собственности, утвердило «Устав (примерный) государственного унитарного эксплуатационного предприятия», который подготовлен на базе нового ГК РФ (см.: Жилищное законодательство России: Сб. норм. док. с коммент.; сост. Д.В. Примаков. М., 1996. С. 347).

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса по вопросам в обращении от 25.08.2014 № 17/03-2014 сообщает.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасные производственные объекты (далее-ОПО) подлежат регистрации в государственном реестре.

Согласно п. 15 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по регистрации ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606 (далее — Регламент), регистрировать опасные производственные объекты в государственном реестре должны организации (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие их эксплуатацию на правах собственности, аренды или ином законном праве в соответствии с положениями «Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 г. № 168, зарегистрированным в Минюсте России от 03.08.2011,рег.№ 21545.

Таким образом, заявителем на оказание государственной услуги по регистрации опасного производственного объекта является эксплуатирующая организация, которая владеет и пользуется опасным производственным объектом .

Организации, оказывающие услуги на основании договора, который подразумевает предоставление персонала, имеющего соответствующую квалификацию для оказания договорных услуг, в том числе по бурению скважин, не могут зарегистрировать в своем составе опасный производственный объект. Такие объекты подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в составе организации-владельца объекта.

На основании изложенного, договор, предметом которого является только оказание услуг, сопутствующих эксплуатации, или услуг, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, заключенный между собственником опасного производственного объекта и юридическим лицом, соблюдающим требования промышленной безопасности по эксплуатации опасного производственного объекта, не будет являться «иным законным правом» по смыслу п. 15 Регламента.

При регистрации «Участка ведения буровых работ» в качестве «иного законного права» может учитываться договор между недропользователем и буровым подрядчиком, положения которого устанавливают правовую ответственность бурового подрядчика при ведении буровых работ на земельном участке недропользователя. Вопросы прав владения или пользования ОПО, а также безопасных условий выполнения работ, связанных с пользованием недрами необходимо регулировать в рамках договорных отношений между подрядными организациями с недропользователем.

Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с п.

Эксплуатационная организация газораспределительной сети это:

12 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», допускается при наличии полученной лицензии.

Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями устанавливается, «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (далее-Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 г. № 492.

Лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности обязаны получить юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с п.п. 1, 2 и 4 Положения, имеют на праве собственности, аренды или ином законном основании, устанавливающем юридическую ответственность эксплуатирующей организации, взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре.

В прошлом номере «МЛ» (от 28 октября 2014 года) был опубликован список многоквартирных домов Пензы, которые перешли на непосредственное управление после того, как их управляющие компании стали банкротами. В качестве же обслуживающих организаций часть домов выбрала ОАО «Жилье­20» по обслуживанию жилого фонда (ОЖФ), часть - МУП «Жилье­22» по ОЖФ. После публикации на редакцию обрушился шквал телефонных звонков: многие пензяки просто не догадывались, что в их доме сменился способ управления.
«Мы посоветовались с жильцами и пришли к выводу, что непосредственное управление требует слишком активного участия собственников, в том числе по заключению прямых договоров по водоснабжению, электроснабжению и т. д., - рассказал старший по одному из домов, расположенных на Западной Поляне, - поэтому на общем собрании решили не менять способ управления, а сменить управляющую организацию. Было обанкротившееся ОАО «Жилье­20­1», стало ОАО «Жилье­20» по ОЖФ. Нас заверили, что вновь избранная организация тоже является управляющей».
«Такого не может быть! - заверил корреспондента «МЛ» заместитель главы администрации Пензы Юрий Ильин. - ОАО «Жилье­20» по ОЖФ - это не управляющая организация, а обслуживающая. Это бывший МУП, который не может оказывать услуги по управлению домом, а лишь занимается содержанием общего имущества и поддержанием исправного состояния дома».
Да тут у любого мозги съедут набекрень!

ЭКСПЛУАТИРУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Значит, самое время научиться отличать управляющую компанию от обслуживающей организации! В чем плюсы и минусы непосредственного управления? Как продолжающаяся в Пензе реформа ЖКХ может отразиться на собственниках, которые исправно платят за содержание и ремонт жилья? Об этом очередной коммунальный ликбез «МЛ».

От общего к частному
Если начать с общих фраз, то управление жилищным фондом - это целый комплекс целенаправленных действий. Он включает в себя мероприятия по техническому содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг и многому другому.
Содержание многоквартирного дома (МКД) - это техническое обслуживание, которое заключается в поддержании надлежащего состояния имущества, а также ремонте, уборке и санитарно­гигиенической очистке… Сегодня мы не будем перечислять всего.
Следовательно, управляющая организация - это организация, осуществляющая управление многоквартирным домом как специализированную профессиональную деятельность. В качестве подрядчика она может привлекать обслуживающую организацию, которая будет осуществлять работу по поддержанию надлежащего состояния здания. Такая схема действует в большинстве домов Пензы, в которых работают городские управляющие компании.
Отметим, если раньше МКД обслуживали исключительно МУПы (муниципальные предприятия), то теперь большинство из них стали частными структурами - ОАО.
Если же в МКД непосредственное управление, то собственники сами могут нанять, то есть заключить прямой договор с обслуживающей организацией, которая будет проводить необходимые работы по дому.

На ком коммуналка?
«Если домом управляет управляющая компания, то именно она несет ответственность перед собственниками за оказание, обратите внимание, всех услуг и за выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг», - поясняет начальник юридического отдела Ассоциации потребителей Пензенской области Юлия Васильева.
Управляющая компания предоставляет коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и теплоснабжение), получает плату за них и самостоятельно осуществляет расчет за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями, с которыми у нее заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и т. д.
В отличие от управляющих компаний обслуживающие организации не являются исполнителями коммунальных услуг и не несут ответственности за их качество. Поэтому в случае непосредственного управления каждому собственнику приходится заключать отдельный договор с каждой ресурсоснабжающей организацией на каждый вид коммунального ресурса.
«Обслуживающая организация выполняет только работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, - продолжает консультант «МЛ». - На них не распространяется требование о раскрытии информации, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Каков объем работ?
По словам Юлии Васильевой, обслуживающие организации, как правило, отвечают за выполнение тех работ и услуг, которые у них прописаны в договоре с собственниками, а не тех, которые предусмотрены минимальным перечнем работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД. Этот минимальный перечень прописан в постановлении Правительства РФ № 290 от 3 апреля 2013 года.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений могут заключить договоры на содержание и ремонт общедомового имущества с любыми обслуживающими организациями, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Как правило, приходится заключать договоры с несколькими организациями на отдельные виды работ - лифт, электросеть, ремонт водопроводных сетей и т. д.
«В этом случае обслуживающая организация будет отвечать только за тот объем работ, который предусмотрен договором, - подводит итог начальник юридического отдела Ассоциации потребителей Пензенской области. - Например, организация, обслуживающая лифт, будет отвечать только за лифт, вывозящая мусор, - только за эту работу и т. д.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, распространяется на обслуживающие организации только частично в рамках тех видов работ и услуг, которые прописаны в договоре между собственниками и обслуживающей организацией».

Мы сами творцы своего счастья…
Этим летом жители дома № 9 по улице Мира узнали, что их управляющая компания обанкротилась. Тогда на подъездах появилось объявление о том, что ОАО «Жилье­20» по обслуживанию жилого фонда (бывший МУП) предлагает собственникам заключить с ними договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества. При этом собственникам жилья предлагалось перейти на непосредственное управление.
«Мы взяли у ОАО «Жилье­20» по ОЖФ договор для ознакомления, проанализировали документ и поняли, что деньги эта организация будет брать такие же, как управляющая компания, а по сути она гарантирует нам лишь проведение ряда работ», - говорит председатель совета дома № 9 по улице Мира Сергей Массон.
Особенно жильцов пятиэтажки насторожил пункт, в котором говорилось: «Обслуживающая организация не несет ответственности за неисполнение работ и неоказание услуг вследствие несвоевременного выполнения собственниками обязательств по настоящему договору, в том числе в части оплаты жилищных услуг».
«В нашем доме 10 процентов жильцов не платят за услуги ЖКХ, - продолжает Сергей Вадимович. - Это значит, что по договору обслуживающая организация имеет право не отвечать за свою работу?! Но ведь остальные 90 процентов исправно отдают свои деньги!»
Активисты дома № 9 по улице Мира изучили жилищное законодательство, касающееся способов управления многоквартирными домами, выяснили плюсы и минусы непосредственного управления и приняли решение выбрать другую управляющую организацию.
«Мы даже написали обращение в администрацию Первомайского района, чтобы нам оказали содействие в подборе управляющей организации, - подчеркивает председатель совета дома. - Вариантов было немало, между тем многие жильцы по старинке хотели обращаться лишь в свой МУП, расположенный через дорогу».
Ситуация разрешилась следующим образом. Собственники провели общее собрание, приняли решение о смене управляющей организации. А с ОАО «Жилье­20» заключили не договор обслуживания, а договор управления многоквартирным домом с совершенно другими условиями. «Бывший МУП пошел на это, но при условии, что договор с ресурсоснабжающими организациями мы все равно будем заключать самостоятельно», - говорит Сергей Массон.
На какие размышления наводит эта история? В Пензе сегодня живут по заветам Ильфа и Петрова: спасение утопающих - дело рук самих утопающих!