Что учесть в разработке бизнес-плана для студии звукозаписи. Поиск строительной бригады

Реализовать поставленные цели и планы можно с помощью собственного дела. Рассмотрите открытие студии звукозаписи в качестве бизнес-идеи. Это довольно интересное и необычное дело. Но чтобы оно начало приносить прибыль, потребуется составить грамотный бизнес-план студии звукозаписи. Сразу стоит отметить, что открытием такого дела должен заниматься человек, связанный с музыкой, который знает этот бизнес не понаслышке и понимает, с чего начать и как правильно реализовать проект.

Выгода бизнеса

Время, когда для открытия звукозаписывающих студий требовались огромные помещения и дорогая техника, прошло. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что открыть студию можно и в домашних условиях, при этом имея минимум техники.

Связано это с тем, что современные потребители музыкальных продуктов не слишком привередливы и разборчивы. Для многих не имеет значения качество звука, главное – доступность и возможность получить новый музыкальный товар сразу, не дожидаясь, когда его запишут на студии и выставят на продажу.

Многие музыканты уже давно сами выкладывают результаты своего творчества в интернет, что повышает их рейтинги и популярность, учитывая конкуренцию на музыкальном рынке.

Не стоит отрицать, что исполнители пользуются услугами звукозаписывающих студий для создания компакт-дисков и музыкальных треков с «чистым» звуком. Это требуется скорее для проведения концертных программ, чем для продажи, так как, учитывая современные технологии, слушатели стали редко покупать диски, ведь им проще скачать любимую композицию через интернет. Таким образом, продажа компакт-дисков и содержание больших студий для звукозаписи будет приносить только убытки.

Разработка плана является начальной стадией открытия любого предприятия, позволяя определить основные моменты в работе, перспективу развития, подходы в поиске потенциальных инвесторов, приблизительную сумму прибыли. Бизнес-план студии звукозаписи должен стать реальной основой, чтобы воплотить задуманное в жизнь, поэтому потребуется рассмотреть довольно много специфических нюансов.

В чем может быть ваше главное стартовое преимущество – в собственном профессионализме. Российские музыканты считают, что 90 процентов звукозаписывающих услуг в стране предоставляются на любительском уровне, так что для старательного и талантливого человека существует огромный простор для развития и наработки репутации.

Организационный этап

Итак, мы определились, что для открытия студии не нужно искать огромное помещение. Можно просто открыть бизнес на дому или подыскать подходящее помещение и взять его в аренду. В студии звукозаписи необходимо внести четкие параметры, какое именно помещение потребуется, во что выльется аренда и затраты на его переоборудование и содержание: обязательное условие – отличная звукоизоляция.

Оборудование

Невыгодно. Поэтому следует разработать перечень необходимой техники, в число которой может входить:

  • Мощный компьютер, обладающий звуковой картой.
  • Мониторы.
  • Клавиатуры.
  • Микрофоны со стойками.
  • Наушники закрытого типа.

На приобретение такого комплекта может уйти 150-200 тысяч рублей. Помимо оборудования, потребуется приобрести специальные лицензионные программы, позволяющие записывать качественный звук. Второй подход – не быть взыскательным к возможностям программного продукта и пользоваться бесплатным софтом; выбор зависит от направленности ваших основных услуг. Что нужно исключить сразу и безоговорочно – применение пиратских программ.

Выбор музыкального направления

Не стоит прописывать в бизнес-плане все возможные варианты записи музыки. Лучше всего сделать акцент на чем-то одном, например, на живой или электронной музыке. В зависимости от выбранного музыкального направления, бизнес-план музыкальной студии должен включать варианты технического оснащения помещения, мощность оборудования, поиск контингента.

Чтобы закупленное оборудование не простаивало, необходимо включить в бизнес-план варианты поиска клиентов и методов их удержания. Например, можно сдавать студию под репетиции для вокала. В таком случае следует разработать как составную часть общего проекта бизнес-план вокальной студии, предусмотреть порядок сдачи студии в аренду: в какие часы и под какую стоимость.

Список услуг

В качестве услуг студии могут выступать запись и обработка фонограмм, изготовление видеороликов и клипов, закадровое озвучивание рекламных роликов или создание рекламы для радио. Востребованная населением услуга – перенос на цифровые носители домашних архивов с негативов, аудио- и видеокассет.

Финансовая сторона вопроса

Чтобы оборудовать студию среднего класса, потребуется заложить в бизнес-план по открытию студии звукозаписи примерно 200-300 тысяч рублей. Это минимальный показатель для домашней студии, так как реальная стоимость будет зависеть от пожеланий разработчика.

Если имеются грандиозные планы по реализации плана, то затраты могут составить от 500 тысяч до 1 млн рублей. Например, если планируется пригласить для работы профессиональных аранжировщиков или звукорежиссера.

В начинающей студии домашнего формата вполне можно обойтись привлечением профессионального звукорежиссера на почасовую работу – ставка такого специалиста около 1 тыс. руб./час. На условиях почасовой оплаты можно работать и с актерами для озвучивания роликов.

Необходимо учитывать, что затраты на аренду помещения будут ежемесячными, а это от 10 до 30 тыс. рублей, в зависимости от положения студии и населенного пункта. В среднем час работы студии оценивается в 500-1000 рублей, так что окупаемость проекта будет во многом зависеть от того, насколько быстро получится привлечь постоянных клиентов, чтобы минимизировать простои.

Бизнес с нуля – как составить бизнес-план: Видео

Рынок репетиционных точек для музыкальных групп в Петербурге еще не сформирован. При минимальных вложениях этот вид бизнеса может приносить около $ 2 тыс. в месяц.

В городе около 200 репетиционных баз, и почти все они работают в круглосуточном режиме. Несмотря на огромный спрос, частные предприниматели пока неохотно вкладывают деньги в этот бизнес, и большинство владельцев по-прежнему составляют музыканты. "С клиентами проблем нет. Дни расписаны наперед. Группы всегда репетируют не менее трех часов", – рассказывает владелец репетиционной точки Life style music Алексей Семенов.

Как правило, помещение, где играют музыканты, состоит из двух залов, вложения в каждый – от $5 тыс. Обычно владелец не тратит много денег на ремонт и дорогой интерьер. "Место, где проходят репетиции, должно быть аскетичным – ничего лишнего. Но минимальный ремонт и удобства обязательны", – считают сотрудники репетиционной базы "Егоров". В Петербурге места для репетиций делятся на три категории в зависимости от стоимости часа работы: 300 рублей за час, 500 рублей за час и 600–1500 рублей за час. Как правило, самый дорогой прейскурант устанавливают точки, оснащенные дорогим оборудованием, комнатой для хранения аппаратуры и местом для отдыха музыкантов, площадью не менее 20 м2.

Первые в стране репетиционные базы появились в Москве. С 2000 года они стали открываться и в Петербурге. В основном это были проекты самих музыкантов, и предназначались для друзей и знакомых. Мысли, что на этом можно еще и заработать, возникали крайне редко. Однако не прошло и двух лет, как репетиционные точки начали приносить их владельцам прибыль. В дальнейшем, если у музыканта была своя база, смело можно было говорить о том, что он занимается еще и предпринимательской деятельностью.

Сегодня в Петербурге часть репетиционных баз расположена в центре города, однако больше всего их в промзонах, в складских и тому подобных помещениях. В центре, по словам участников рынка, аренда помещения в центре в два раза дороже, чем на окраинах и в промзонах. По словам Алексея Семенова, очень много репетиционных точек возле станции метро "Балтийская", в зданиях заводов. В центре города репетиционные точки могут располагаться в офисах и обустроенных подвальных помещениях. Самые популярные времена года у музыкальных групп – осень, зима и весна. Летом желающих посвятить свободное время репетициям меньше. А самое непопулярное время суток – с 9 утра до полудня.

Как же организовать этот бизнес?

Шаг 1. Помещение. Из-за специфики бизнеса необходимо тщательно подойти к поиску помещения. Важно быть уверенным, что через месяц арендодатель не передумает сдавать его именно под репетиционную точку. Договор лучше заключать напрямую с владельцем: через агентство дольше и дороже. Место для репетиций должно быть площадью не меньше 20 м2, оптимальное – 50 м2. В этом случае репетиционная база будет занимать две или три комнаты: непосредственно для игры, для хранения аппаратуры и инструментов и для отдыха музыкантов.

Шаг 2. Ремонт. На ремонт репетиционной комнаты площадью 20 м2 понадобятся $800–1,5 тыс. Важно помнить об обязательной звукоизоляции, чтобы во время репетиций был качественный звук. Для звукоизоляции нужны соответствующие материалы – бригада рабочих обустроит помещение для репетиций за неделю.

Шаг 3. Оборудование. Аппаратура – самая важная часть любой репетиционной точки. Технику лучше покупать в специализированных магазинах. Для недорогой базы оборудование могут продать сами музыканты. Репетиционная точка должна быть оснащена минимум одной барабанной установкой (ее стоимость – от 15 тыс. рублей), микшерским пультом с акустической стереосистемой (40 тыс. рублей). На покупку усилителя для гитары и колонки уйдет 30–40 тыс. рублей, трех микрофонов – 9 тыс. рублей.

Шаг 4. Персонал. Для репетиционной точки со средним уровнем цен можно привлечь администратора. Он будет одновременно следить за чистотой и порядком в помещении, сможет работать в качестве звукорежиссера. Зарплата администратора может составить 15 тыс. рублей в месяц.

Шаг 5. Реклама и маркетинг. В основном всю информацию репетиционные точки вывешивают на специализированных сайтах, форумах и порталах, таких как: musicforums. ru, repto4ka.ru и т. д. Это дешево и эффективно. Многие сотрудничают с группами: на концерте вешают баннер, а музыкант рекомендует репетиционную базу своим коллегам.

Срок окупаемости проекта по созданию репетиционной точки – до полугода. Затраты на содержание базы площадью 50 м2 составят 27 тыс. рублей в месяц (аренда, зарплата администратора). Обновление оборудования, если вначале был закуплен необходимый комплект, требуется не чаще одного раза в полгода.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Дизайн студия интерьеров представляет собой вид бизнеса, который совмещает как предоставление услуг, так и реализацию товаров. Основной услугой студии дизайна интерьеров является художественное оформление помещений как снаружи (экстерьер), так и внутри (интерьер). Эта услуга комплексная, она включает в себя следующие виды работ:

  1. Разработка дизайн-проекта;
  2. Авторский надзор;
  3. Комплектация;
  4. Управление строительством.

Такое разграничение позволяет клиенту привлекать студию для отдельных видов работ или полностью передать объект строительства для реализации «под ключ».

Кроме этого, дизайн студия имеет свой шоу-рум, в котором осуществляет реализацию авторской мебели и предметов декора.

Целевой аудиторией студии дизайна являются люди с достатком выше среднего, владеющие объектом недвижимости на этапе строительства или ремонта.

Основным каналом привлечения клиентов для студии является сарафанное радио, а также личность ведущего дизайнера студии. Но для того, чтобы этот инструмент работал, необходимо создание собственного сайта с портфолио готовых работ и отзывами довольных клиентов.

Студию дизайна интерьеров предпочтительно регистрировать как ИП, для того чтобы использовать патентную систему налогообложения. Однако доход от реализации мебели и предметов интерьера будут облагаться по системе УСН (6% с доходов).

Для того, чтобы дизайн студия справлялась с большим количеством заказов, необходимо формировать не только штат постоянных работников, но и сотрудничать с фрилансерами. Для каждого штатного сотрудника студии существует готовая должностная инструкция, обязательная к выполнению. Системный подход позволяет выполнять большой объем работы в кратчайшие сроки без потери качества.

Доход студии дизайна поступает по двум каналам: от клиентов и от поставщиков. В первом случае клиент оплачивает услуги студии по прайс-листу. Во втором случае речь идет об оптовых скидках. Поскольку дизайн студия выступает в роли агента для поставщиков отделочных материалов и привлекает новых клиентов, поставщики готовы делать скидку на продукцию от 10 до 20%. Студия может «делиться» этой скидкой с клиентами или получать полную сумму в качестве вознаграждения

Инвестиции в открытие студии дизайна интерьеров составляют 1 784 100 рублей.

Срок окупаемости студии от 13 месяцев.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Дизайн студия интерьеров предоставляет клиентам все виды услуг в области проектирования интерьера: от профессиональной консультации и разработки концепт-идеи до сдачи объекта «под ключ».

Все этапы работ, выполняемых дизайнером при реализации проекта, строго разделены между собой и оформляются отдельными договорами. Это сделано для того, чтобы заказчик точно понимал, из чего состоит каждый этап работы и какой результат он должен получить. Иначе говоря, чтобы он мог контролировать процесс создания проекта, уверенно требовал соблюдения сроков и не переплачивал за ошибки дизайнера.

Кроме того, данный формат работы позволяет заказчику привлечь дизайнера строго на определенные работы. Например, заказать только дизайн - проект, а комплектацию выполнить самостоятельно.

Более подробный перечень услуг представлен ниже:

1. Услуги дизайна интерьеров:

1.1. Формирование технического задания, обмеры, фотофиксация;

1.2. Определение стиля и концепции проекта;

1.3. Планировочные решения;

1.4. Эскизы помещений;

1.5. Визуализация;

1.6. Разработка рабочей документации.

4. Управление строительством;

5. Консультация дизайнера;

6. Выезд дизайнера на объект.

Разумеется, для любого человека, не связанного по профессии со строительством, ремонт - это всегда стресс. И мало людей, которые действительно понимают, какой объем работы и в какой последовательности придется проделать прежде чем они получат дом своей мечты. Еще сложнее обстоит дело с финансированием ремонта. Уложиться в рамки бюджета невозможно без помощи профессионала, так как строительный рынок подвержен активным ценовым колебаниям, а работу бригады часто приходится переделывать.

Какие проблемы клиента решает дизайн-студия?

1. Ограничение бюджета.

Дизайнер на этапе комплектации и управления строительством составляет точную смету расходов, контролируя качество материалов и выполняемых работ.

2. Поиск строительной бригады.

Управление стройкой подразумевает привлечение опытной бригады рабочих. При этом дизайнер является материально ответственным лицом перед заказчиком при сдаче каждого этапа работ.

3. Точное воплощение идеи в готовом интерьере.

Профессиональный дизайн-проект гарантирует заказчику, что все задуманные элементы возможно реализовать на реальном объекте. Это подтверждается наличием рабочей документации, по которым будут работать строители.

4. Поиск и покупка отделочных материалов.

Этап комплектации включает в себя подбор всех материалов для чистовой отделки помещения. При этом заказчик получает на руки ведомости материалов с указанием места приобретения, артикула и стоимости каждой детали. На этом этапе дизайнер может значительно сэкономить расходы клиента, так как студия работает со многими поставщиками по оптовым ценам.

Основные ограничения, которыми руководствуется клиент - бюджет, сроки и объем необходимых работ. В дизайн студии вы можете выбрать готовые пакеты услуг по своему предпочтению и бюджету.

Базовый пакет включает в себя формирование ТЗ, согласование планировки, эскизы помещений, необходимые рабочие чертежи. Стоимость - от 700 рублей за кв.м.;

Бизнес пакет дополняется 3D-визуализацией, более подробными эскизами, а также полным пакетом рабочей документации. Стоимость - от 1000 рублей за кв.м.

Первая консультация и выезд дизайнера на объект предоставляется бесплатно. Последующие дополнительные консультации оплачиваются отдельно.

Кроме этого, дизайн студия выступает как шоу-рум, то есть осуществляет продажу выставочных образцов и авторских предметов декора.

3. Описание рынка сбыта

Целевая аудитория проекта

Целевую аудиторию проекта можно разделить на две отдельные категории: потенциальная ЦА и реальная ЦА.

Потенциальная ЦА - это все люди, которые сталкиваются с необходимостью делать ремонт или начинают строительство нового дома. Это могут быть люди различных возрастных категорий: от 26 до 60 лет. Их объединяет то, что у них есть собственное жилье и желание сделать интерьер уникальным.

Однако далеко не каждый человек готов обратиться за услугами профессионального дизайнера, так как для обывателя это сотрудничество связано больше с затратами, нежели с выгодами.

Поэтому реальная целевая аудитория - это более узкий сегмент людей, на работу с которыми нацелена дизайн-студия. Основной критерий реальной ЦА - это уровень дохода. В зависимости от того, собираетесь ли вы работать с эконом-классом или клиентами статуса VIP, вы будете подбирать поставщиков соответствующей ценовой категории, а также формировать пакеты услуг.

Данный бизнес-план составлен для студии, которая ориентируется на клиентов класса «эконом +» и «бизнес». В настоящее время услугами дизайнера в основном пользуются люди со среднем и выше среднего достатком, т.е. приблизительно от 40 000 рублей на человека. Это среднее значение дохода, которое меняется в зависимости от региона. При этом клиент готов заплатить за дизайн-проект около 1000 рублей за квадратный метр помещения.

Заказчик, который обращается за услугами дизайнера, хочет создать уникальный интерьер своего дома или офиса. При этом он понимает, что оплата услуг профессионального дизайнера будет компенсирована экономией времени и денег, затраченных на самостоятельное выполнение всех работ.

Описание конкурентов и преимущества студии

4. Продажи и маркетинг

Самым активным каналов привлечения клиентов в студию дизайна является «сарафанное радио». Как правило, люди обращаются к дизайнеру по рекомендациям друзей и знакомых, после того как они вживую увидели результат работы профессионала.

Лучшим подтверждением богатого опыта работы в данной сфере являются отзывы реальных клиентов. Сбор отзывов осуществляется менеджером студии по каждому проекту. Отзывы имеют форму рекомендательного письма и сопровождаются подписью клиента. Менеджер составляет отдельный альбом с отзывами, либо включает их в портфолио готовых работ.

Еще один важнейший инструмент продвижения студии - собственный сайт и его продвижение . На сайте обязательно должно быть портфолио готовых проектов в виде фотографий высокого разрешения. Поскольку фотографии являются интеллектуальной собственностью студии, перед тем как загрузить их на сайт, нужно нанести водяные знаки на каждое фото.

5. План производства

Регистрация

Для того, чтобы открыть студию дизайна интерьеров нужно пройти государственную регистрацию компании. Предпочтительно оформляться как ИП и использовать патентную систему налогообложения. Патент приобретается на срок до 1 года, в данном случае указывается вид деятельности «Услуги художественного оформления. Оформление интерьера жилых помещений.». Однако продажа мебели и предметов интерьера облагается налогом отдельно. В этом случае студия использует УСН и отчисляет в государственную казну 6% от суммы дохода компании. Общая стоимость оформления обойдется вам в 2 000 рублей.

Офисное помещение

Далее вам нужно найти помещение для офиса. Помещение должно иметь удобное расположение и парковку. Лучше всего расположить студию на первом этаже жилого или офисного здания с отдельным входом на главную улицу. Предпочтительно, чтобы по соседству располагались компании, которые предоставляют смежные услуги: производство кухонной мебели, портьерные салоны, магазины плитки и напольных покрытий. Если оформлять салон как шоу-рум и выставлять образцы отделочных материалов, то рекомендуемая площадь - от 80 кв.м. Стоимость аренды при ставке 700 рублей за кв.м. составит 56 000 рублей в месяц.

Работа с поставщиками

Для того, чтобы привлечь внимание покупателей, нужно постараться расположить в салоне как можно больше выставочных образцов мебели и предметов декора. При этом очень часто поставщики предлагают приобрести выставочные образцы со скидкой от 30 до 50%. Однако вы имеете право самостоятельно устанавливать цены на образцы, представленные в вашем шоу-руме. На приобретение выставочных образцов вы потратите около 1 000 000 рублей.

Офисную мебель нужно приобретать отдельно. Она не подлежит продаже, является собственностью студии и на нее начисляется амортизация. На офисную мебель вы потратите около 50 000 рублей.

Покупка оборудования

Далее вам нужно приобрести необходимое оборудования для работы. Это компьютеры, профессиональное ПО, принтер формата А3. Также необходимо провести проводной интернет, способный обеспечить хорошую скорость одновременно на несколько устройств. Общая стоимость затрат составит около 200 000 рублей.

Поиск персонала

Следующий этап - подбор сотрудников. Первоначально будет достаточно трех постоянных работников студии: ведущий дизайнер, графический дизайнер, менеджер. Бухгалтер привлекается на аутсорсинг. Общий месячный бюджет на оплату труда составляет 100 000 рублей.

Открытие

Если у вас нет большого опыта работы в сфере дизайна и многочисленных связей среди коллег, то не стоит делать масштабное мероприятие по открытию. Самое главное - что ваша студия теперь работает строго по часам и клиенту будет легко вас найти.

6. Организационная структура

В студии дизайна интерьеров на постоянной основе работают три человека: руководитель проекта, графический дизайнер и менеджер. В режиме удаленной работы студия сотрудничает с дизайнером, который делает 3D-визуализацию по готовым эскизам. Бухгалтер также привлекается только для сдачи отчетности. Распишем подробнее обязанности штатных работников студии.

Руководитель проекта

Руководитель проекта исполняет обязанности ведущего дизайнера:

  1. Встречается с заказчиком, формирует техническое задание, разрабатывает концепт-идею проекта;
  2. Совершает выезды на объекты и проводит консультации;
  3. Занимается поисками поставщиков, заключает договора;
  4. Взаимодействует с подрядчиками;
  5. Отслеживает все этапы выполнения проекта;
  6. Ведет авторский надзор и управление стройкой;
  7. Принимает ключевые управленческие решения в студии;
  8. Принимает на работу и увольняет сотрудников, распределяет обязанности внутри коллектива, рассчитывает заработную плату;
  9. Ответственен за формирование портфолио;
  10. Презентует готовый проект заказчику.

Графический дизайнер студии

  1. Выезжает на замеры, делает фотофиксацию объекта;
  2. Разрабатывает планировочные решения по готовому техническому заданию;
  3. Делает эскизы, составляет референсы, осуществляет подбор материалов;
  4. Составляет всю рабочую документацию;
  5. Согласовывает каждый эскиз с ведущим дизайнером, презентует окончательный вариант.

Менеджер студии

Заработная плата всех работников формируется из двух частей: оклад и проценты от заказа.

Визуализатор, который работает в удаленном режиме, получает оплату в зависимости от объема работы. В среднем стоимость готовых картинок составляет от 300 до 500 рублей за кв.м.

7. Финансовый план

Основная часть инвестиций студии дизайна приходится на приобретение выставочных образцов. На них придется единовременно потратить 1 000 000 рублей.

Общая сумма инвестиций составляет 1 784 100 рублей.

Первоначальные инвестиции в открытие студии дизайна интерьеров

Текущие расходы

Предполагается, что приобретение патента будет осуществляться единовременным платежом на целый год. Амортизация будет начисляться линейным методом на все оборудование и мебель, которые находятся в собственности студии. В состав прочих расходов входят расходы на бензин во время выездов на объект, услуги профессионального фотографа после окончания проекта, текущие офисные расходы (бумага, вода, и т.д.).

Что касается доходов студии, то они формируются по двум направлениям: реализация услуг в виде выполненных проектов, а также реализация мебели и предметов интерьеров. В первом случае доходы поступают непосредственно от заказчика и облагаются налогом по ПСН. Во втором случае деньги поступают от поставщиков мебели и материалов, с которыми у студии заключен агентский договор. Налоги на этот вид дохода выплачиваются как 6% от суммы выручки по системе УСН.

Так как основная часть работы студии приходится на внутреннюю отделку помещений, то фактор сезонности не имеет значения.

Количество проектов, которые студия может вести одновременно, варьируется от 1 до 5. Это зависит от сложности проекта, площади помещения, а также того вида услуг, который оказывается на конкретном объекте.

В связи с этим количество объектов в месяц, указываемое в финансовом плане, считается в квадратных метрах и распределяется по месяцам равномерно.

На практике это быть 2 квартиры по 100 кв.м., один дом с площадью 200 кв.м. или крупный объект в 500 кв.м., над которым вы работаете несколько месяцев.

Эффективность инвестиций

Месяц работы

Количество проектов в месяц (в кв.м.)

Средняя стоимость услуг за кв.м.

Стоимость реализованной мебели в студии + агентские выплаты от поставщиков

Доход за проект

Доход общий

Расход общий

Аренда (кв.м.)

Коммунальные платежи

Наверняка почти каждого музыканта посещала мысль открыть собственную репетиционную студию – для себя или для себя и других. Но как это делается? Мы опросили трех музыкантов, которым это удалось в совсем недавнем прошлом: ниже они делятся своим совершенно разным опытом.

ОЛЕГ ЧЕРЕМША, « МУЗЫКАРИУМ III» Москва

Олег, а всего нас трое - ещё Кирилл и Егор, метро Университет, улица Строителей 4 - "Музыкариум III". Гугл ит!

Мечта стареющего подростка - играть громко с кем захочется, бесплатно и легитимно. В свободное от чужих репетиций время весь аппарат в нашем распоряжении - можно считать, сбылось. Если серьёзно, во время игры очень важно знать, что вся коммутация и каждый прибор в цепи под контролем. На многих прочих базах музыканту доступна только малая часть управления звуком, так там заведено - кажется, будто в общем вагоне едешь, правила определены, очередь нельзя задерживать. Всегда считал, что должно быть удобно пользоваться студией как инструментом. Стараемся у себя делать именно так. В этом смысле это скорее мечта о своей студии, чем о репбазе. Мечта о репбазе, отдельно от техники - это абстрактное желание горожанина формировать среду и быть полезным. Главное, что всё ради музыки.


- Каков бюджет на запуск?

Всё, что есть в карманах! На самом деле, без понятия, это очень сложный вопрос для нас, так как базу мы не запускали, а лишь своевременно не дали ей закрыться. Помещение мы унаследовали от прошлых хозяев: оформление, техническое исполнение пространства, часть аппарата и клиентской базы - всё досталось от людей, которые прекратили заниматься базой вскоре после того, как мы с Кириллом пришли туда играть. Запрыгнули в уходящий поезд. От прошлой администрации остался Егор -- наше печёное яблочко. Установить, сколько было вложено за время существования базы (года четыре, кажется) невозможно, но необходимую часть аппарата нам уступили тысяч за сорок. Мы притащили ещё своих девайсов до полного набора, база продолжила работать - не все посетители заметили, что всё чуть не пропало. Теперь вот, сами уже, готовим к музыке соседнюю комнату. Пока что потрачено около 5 т.р. на респираторы, мешки для мусора, инструменты. Делаем всё своими руками и с помощью друзей - перфоратор одолжили, рабочую одежду подогнали соседи, арендодатель дал немножко каникул. Впереди отделка полувековых стен, электрика и звукопоглощение. Это всё обойдётся не меньше, чем в полтинник. Плюс не забываем про аренду -- по возможности нужно просить каникулы на всё время ремонта. Ещё 60 т.р. уже вложили в необходимый аппарат для новой комнаты, ещё примерно столько же нужно на классную часть оборудования - клёвые гитарные кабинеты (естественно, б\у), металлофон, театральный занавес, всё такое. Эта статья бюджета всегда раздувается, и многое зависит от случая. В общем без пары-тройки сотен тысяч к вопросу лучше не подходить, дабы не обломаться.

Главный инструмент истинного продвижения - доброе слово от третьих лиц четвёртым. К тридцати годам становится окончательно ясно, что даже самый большой город в России -- довольно маленький, и люди схожего образа деятельности опосредованно знакомы между собой. Деятели друг друга всегда найдут. Но начать стоит с формального донесения информации через объявления на живых форумах, соцсети,repal.ru и прочее. Это можно доверить профессионалам.

Огромное количество - в натуре кажущееся. В Москве всё сконцентрировано между Садовым и Третьим кольцами, в основном в районе метро Курская и Савёловская - там промзоны, очень много музыки производится. Репбазе следует быть поблизости от жилья музыкантов, таким образом ещё и становясь форм-фактором образования коллективов. Освоение окраин - как мне кажется, путь к успеху. В центре живёт очень мало народу и аренда безумная, так что середина любой ветки метро за кольцом - отличное место. Точек должно быть больше - будем ходить друг к другу в гости и развивать культуру! К тому же кризис, самое время заняться творчеством и взаимовыручкой. А вообще, конкуренция нас бодрит. Жалко, что ещё никто прямым текстом не грозил уйти на "Ред гейтс" за то, что тапочки малы, например. Мы бы дали тапочкам их имена.

Встал пораньше внезапно тёплым днём, пошёл ребятам открыл, пустил ток - всё, они всё сами знают где что, который раз приходят. Пошёл за кофе, вернулся слушать их прекрасную музыку, как на концерт. Поправил звук - совсем волшебно. После них придут чуваки, с которыми надо будет развести гитару, два синтезатора, контрабас и варган по всем доступным источникам звука - хтонический дрон, понадобится тридцать метров проводов и шесть микрофонов. Стены задрожат - прислонюсь с удовлетворением. А вечером поджемим с ребятами, может что запишется толковое. Потом останусь один и, если останутся силы, вломлю на брабанах; пока никто не слышит, кроме соседей-кондитеров и наших полуподвальных животных.

ДАНИЛА СОЧНЕВ, « HAPPY LOBSTER »

Санкт-Петербург

- Как тебя зовут? Как называется и где находится твоя студия?
Меня зовут Данила. Точка не полностью моя, мы ее открыли и держим вместе с другом и моим bandmate Митей. Называется она Happy Lobster и находится в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, Тучков переулок если точнее.

- Почему ты решил открыть репетиционную базу?
Я давно занимаюсь музыкой, всю жизнь играю в разных группах, группы все некоммерческого толка, но деньги зарабатывать нужно как-то, я всегда представлял свое будущее связанным именно с музыкой и вещами к музыке и творчеству близкими. Работать на кого-то я, конечно же, пробовал и больше совсем не хочу, не хочу иметь хозяина или начальника. Вы ведь понимаете, что слово работа произошло от слова "раб", мне гораздо больше нравится трудиться и творить для себя. Я еще со школы думал о том, как же это прекрасно - иметь собственную реп. базу да еще и получать с этого какую-нибудь прибыль. Окончательно решился после разговора с Митей, когда он сказал, что тоже всегда думал о собственной репетиционной базе.


- Каков бюджет на запуск?
У нас 3 репетиционных комнаты, поэтому аппаратуры с самого начала нужно было
покупать много. Поскольку мы сами музыканты и в какой-то мере делали базу и для себя, то решили покупать только то, на чем действительно приятно играть и из чего можно получить достойный звук. Потому заказывали усилители из США, и весь наш первоначальный бюджет вместе с ремонтом помещения составил около 1.000.000 рублей.

- Как найти помещение? Какие трудности связаны с этим? Что нужно учитывать?
Мы долго пытались искать самостоятельно, но ничего так и не вышло. Решили обратиться в агентство, и остаемся довольны этим решением и по сей день - у нас были определенные требования к помещению, и все они в итоге оказались удовлетворены. Большинство репбаз находятся на территориях каких-нибудь старых заводов, цехов, производственных помещений, почти всегда есть проходная, на которой нужно показывать документы, составлять списки и так далее, заезд на территорию на автомобиле тоже всегда связан с трудностями в виде получения пропуска, базы находятся на 5-6 этажах, туалеты вечно грязные, и прочие неприятные моменты всегда в подобных местах присутствуют. Например, на нашей старой точке работники цеха под нами всегда были недовольны нашим шумом и устраивали разного рода пакости, в том числе, как-то раз даже перерезали кабель и полностью нас обесточили. Все эти вещи нас сильно злили, и вдобавок раздражало отсутствие возможности делать что-то свое без постоянного постороннего вмешательства, и мы твердо решили искать только отдельно стоящее здание с собственным входом и одним этажом. Ну и, конечно, в центре города.

- Как заниматься продвижением? С чего начинать?
Трудный вопрос, потому что, как мы поняли, какой-то одной тактики недостаточно. Мы хотели видеть на точке максимальное количество групп-друзей, но в то же время понимали, что этого было бы просто недостаточно для того, чтобы не только выживать, но и как-то зарабатывать. В итоге дали рекламу в какие-то музыкальные издания, сделали группу в vk, распечатали рекламные плакаты с красивым рисунком и повесили в местах возможного скопления музыкантов, ну и интернет, форумы там разные. И конечно не стоит забывать о так называемом "сарафанном радио", это самый важный и быстрый способ распространения информации, но для этого нужно, чтобы людям у вас нравилось, и было комфортно заниматься музыкой.

- Расскажи о конкуренции. Сильно ли она ощущается при, казалось бы, огромном количестве баз?
Честно говоря, ощущается не очень сильно, большинство групп репетирует у нас чуть ли не с момента открытия и переходить на другие базы они не собираются. Потом эти же люди со временем начинают делать новые проекты и опять же репетируют у нас. У нас такая, почти семейная обстановка, все друг друга знают и любят. Главное хороший аппарат, дружественная атмосфера и невысокий ценник, тогда о конкуренции думать не придется.

- Опиши идеальную картину функционирования студии.
Для меня идеальная картина состоит во взаимоуважении и взаимной поддержке людьми друг друга, когда люди думают не только о собственной выгоде или прибыли, но и об интересах окружающих. Посетители это чувствуют, ведь музыканты в основном это люди с тонкой душевной организацией и особенным восприятием действительности, потому все всегда должно быть справедливо. Я считаю, что студиями и точками для музыкантов должны заниматься такие же музыканты, а не коммерсанты. Евроремонт никогда не заменит душевного общения и неформальной обстановки.

АНДРЕЙ ЛЕПЕХОВ, « ROCK STUDIO »

Москва

Почему ты решил открыть репетиционную базу?

Так как я сам музыкант, я часто задавался вопросом, почему нет репетиционной базы, на которой мне бы нравилось, и почему нельзя сделать что-то для людей, а не для кармана.

Но репетиционная база для меня не конечная цель - это своеобразное начало большого пути, в конце которого будет 3 репетиционные базы и одна студия очень высокого уровня.


Каков бюджет на запуск?

Бюджет зависит от выбранной вами политики, от выбранной цели, если хотите. Думаете сделать что-то большое, красивое и комфортное, с самым лучшим в мире оборудованием - готовьтесь раскошелиться. Большая часть бюджета будет отдана на оборудование для репетиционных комнат, около 50-60 процентов. Очень много ходит домыслов, что можно купить б/у аппарат и сделать этим самым «ход конем», можно конечно, но при этом затраты на его возможный ремонт и обслуживание могут переходить всяческие логические пределы. Со мной могут начать спорить, мол: «я сам профессионал, сам все починю и проверю!», или «у меня есть человечек, он мастер на все руки!». Но, простите, по моему мнению, время, потраченное на обслуживание старого барахла, гораздо лучше потратить на развитие базы и ее продвижение! «Человечка» под рукой все-таки лучше иметь в такой ситуации, ведь, как говорится, ручки не у всех пришиты куда надо, и никакой стопроцентной защиты от дурака предусмотреть невозможно, вернее можно, но защиту нужно предусматривать задолго до его рождения. Да и выполнение регулярного тех. обслуживания и своевременная замена изношенных деталей продлят срок службы вашего драгоценного оборудования и сберегут ваши нервы. Мы с коллегами сразу для себя поставили задачу: только новое оборудование, только с большими именами и никаких компромиссов.

Второй пункт расходов на открытие – строительные и проектные работы. Нашему коллективу повезло, сильно упростило задачу то, что я сам являюсь проектировщиком и строителем. Поэтому подготовить проект, а так же вести контроль за организацией, выполняющей работы по строительству и отделке помещений, большого труда мне не доставило. Тем же людям, кто далек от проектирования, строительства и всевозможных ремонтных работ, могу посоветовать работать исключительно с профессионалами, с людьми, которым не придется на пальцах объяснять что и как, куда и где. Старайтесь следить за каждым этапом производства работ, не пускайте ничего на самотек, если вы уже начали ремонт, значит, вы уже заключили договор аренды, а значит, каждый месяц вы будете платить деньги, и в данной ситуации - чем быстрее вы закончите ремонт, тем меньше денег потеряете впустую, ведь если помещение не приносит денег, а аренду вы платите, то каждый день превращается в благотворительность на благо дяди, который позволил вам занять помещение. Да, у вас возможно будут арендные каникулы или какие-нибудь отсрочки дополнительные, но я могу сказать, что никто вам не предоставит таких сроков отсрочки, которые покроют время строительства (от 3-х до 4-х месяцев, в зависимости от объема работ). Ваша главная задача: контролировать расходы на материалы и работы, иначе в завершении работ ваши глаза сильно расширятся от предоставленного итогового счета.

Третий пункт основных расходов на старте – рекламные компании, но об этом чуть позже.

Не стоит забывать о не менее важных, хоть и не столь затратных этапах, как сдача вашего помещения всевозможным службам, таким как пожарная инспекция, оформление, различных юридических документов и т.д.

Если говорить цифрами, то на полное оборудование 4-х репетиционных комнат затраты составят от 2,5 млн. рублей. На ремонтные работы и материал, еще 1,5-2,0 млн. рублей. На различные виды сопутствующих расходов можно смело закладывать еще 1 млн. рублей. В итоге, путем нехитрого сложения, мы получаем 5,5 млн. рублей. От этой суммы и нужно отталкиваться.

Как найти помещение? Какие трудности связаны с этим? Что нужно учитывать?

Выбор подходящего помещения – это самый сложный и самый важный пункт для репетиционной базы или студии, вернее для студии это не просто самый важный, а архиважный пункт(!), так как если у Вас в планах открыть студию очень высокого класса, а не комнатку для записи на скорую руку, рассматривать помещения меньше 250 квадратных метров бессмысленно. Если это студия, то должен быть большой тон-зал, а не квадратная коробка с поролоном на стенах, должна быть большая контрольная комната, желательно иметь комнаты отдыха, удобства и если уж совсем жить на широкую ногу, можно оборудовать небольшую кухню.

Чем ближе к центру это помещение находится, чем ближе к метро, тем лучше, обязательно должна быть парковка.

Лучше если на территории есть пропускной режим, нет, не с паспортами, талончиками, пропусками и удостоверениями, но когда в кабинке сидит человек, присматривающий за теми, кто приходит, выходит, въезжает и выезжает – это заставляет чувствовать себя более спокойно, ведь люди все разные и не у всех на уме что-то хорошее. Да и всегда лучше если есть человек, отвечающий на стандартные вопросы посетителей, особенно если они идут впервые: «правильно ли я иду?», «я туда попал?», «как пройти?» и т.д.

Для всех студий, и желательно для всех репетиционных баз должен быть высокий потолок не менее 3-х метров, а лучше 4 или 5. Правильную акустику в таком помещении спроектировать гораздо легче, чем в помещении с потолком 2,20 м, а встречается и такое.

Для репетиционных баз главное это баланс между количеством и размером комнат и арендной платой за помещение. Репетиционные базы меньше 4-х комнат открывать нет никакого смысла. Не стоит думать, что если у вас помещение 100 кв. метров, то в нем можно сделать 5 комнат по 20 метров, вернее можно конечно, но условия в таких комнатах будут скорее напоминать тюремную камеру, а не комфортное помещение для комфортных репетиций. В идеальной ситуации все комнаты должны быть не меньше 25 – 30 квадратных метров, лучше всего, чтобы их было 6, должна быть комфортная администраторская зона, комната для хранения оборудования, уборная, большая комната отдыха. Конечно же база как и студия, должна быть в шаговой доступности от метро, ближе к центру города, и конечно не хочется чтобы это был подвал с крысами и клопами (а возможно и бомжами), или помещение на 5-ом этаже старой лаборатории по производству химического оружия, в идеальном варианте - это первый этаж, без соседей, как сверху так и вокруг, сухое теплое помещение, с инженерными коммуникациями, не требующими капитального ремонта, короче говоря, нужен ангар, но без «неопознанных летательных аппаратов внутри». Много ли таких помещений в центре города, о которых все знают, да еще и с низкой арендной ставкой и со всеми ранее перечисленными радостями? Конечно, нет. Поэтому ваш первый звонок должен быть риэлтору. Только так вам удастся что-то подобрать толковое. Ну если вы деньги копили на свое дело всю жизнь, отказывая себе даже в зубной пасте, то можете заняться поиском сами, и потратить пару-тройку месяцев в беготне по бескрайним просторам вашего города, как в его подземной так и надземной части. Помните, что в любом вашем деле, главное – это скорость реализации задуманного, завтра будет поздно.

Как заниматься продвижением? С чего начинать?

Продвижение нужно начинать заблаговременно, за пару месяцев до открытия репетиционной базы. Можно организовать предварительную запись на специальных условиях, даже сделать первую репетицию бесплатно, так как первое время существования репетиционной точки - ее работу можно назвать тестовым режимом, больше для ознакомления музыкальных коллективов с новым местом, а так же для того, чтобы от первых гостей получить правдивую информацию о том, как все работает и нужно ли что-то изменить, для создания более благоприятных условий. Не думайте, что все ваши друзья направо и налево сами начнут всем про вас рассказывать: а) у них может не быть друзей музыкантов, б) им совершенно на вас все равно), поэтому теребите их и намекайте, что было бы неплохо постить ваши объявления и выкладки в соц.сетях. Нельзя забывать о продвижении в социальных сетях и естественно во всевозможных поисковых системах. Ведите статистику, опрашивайте людей, кто и откуда пришел, где узнал, кто рассказал, это поможет сфокусировать рекламный бюджет на тех направлениях которые приносят результат. Это поможет сэкономить немалые деньги, а это для молодых баз, да как и для любого бизнеса на стадии его зарождения, одна из первоочередных задач. Хорошо иметь в коллективе человека, который в этом разбирается и готов этим заниматься незамедлительно. И здесь ключевой момент: резбирается (!) а не думает, что разбирается. Если вы понимаете что толку от человека нет, то пусть его место займет другой - незаменимых не бывает. Старайтесь находить любую возможность, чтобы заявить о себе, можно даже привлекать, на различных условиях, некоторые коллективы которые могут у вас репетировать. Не стоит этого стесняться! Как говорит мой хороший друг: «Скромность – путь к бесславию!».

Расскажи о конкуренции. Сильно ли она ощущается при, казалось бы, огромном количестве баз?

Конечно, ввиду огромного количества репетиционных точек в Москве, у музыкантов, казалось бы, должен быть огромный выбор, но на деле большинство баз – это старожилы, которые давно не являются громкими именами, и ничего из себя не представляют, где грязные неубранные помещения, где тебе хамят, никто ничего не советует и ни в чем не помогает, оборудование годами не обслуживается и не ремонтируется. Все, что у них осталось – это в лучшем случае близкое расположение от станции метро или просторные комнаты. Крупные сети, конечно, отбирают большое количество групп, но достаточно один раз оказаться в нашем музыкальном доме, и уже не захочется куда-то уходить. Ведь та атмосфера, одинаково дружелюбное отношение ко всем нашим гостям, и созданные условия, а так же индивидуальный подход к каждому не могут оставить нас в стороне. Очень приятно слышать, когда посетители говорят, что у нас как дома, ведь это и было нашей основной задачей, создать не административное помещение, куда люди пришли словно на работу, а место, которое я так часто люблю называть музыкальным домом, где музыканты разных коллективов, разных стилей и музыкальных направлений чувствуют себя одной большой семьей.

Опиши идеальную картину функционирования студии.

Идеальная картина функционирования репетиционной базы - это если количество репетирующих групп будет совпадать с количеством репетиционных сетов в день, при том, что все музыкальное оборудование будет самовосстанавливающимся, не будет арендной платы за помещение, все группы будут сами за собой убирать, и относится к оборудованию и помещениям как к котику на видео. А если серьезно, я думаю, что идеальная картина для меня, будет выглядеть таким образом: ежегодная прибыль от репетиционной базы будет в 2 раза превышать расходы на ее содержание.

Репетиторство – отличный вид заработка или подзаработка, которым можно заниматься как в дополнение к основному месту работы, так и будучи на пенсии. Но еще выгоднее организовать собственный бизнес на основе репетиторского центра. Если разобраться, как это сделать, задание окажется не таким уже и сложным.

Преимущества направления

Для организации подобного центра достаточно регистрации индивидуального предпринимателя, для которого необязательно иметь большой стартовый капитал. Это позволяет обойтись без рискованных шагов по обращению в кредитные учреждения. Небольшие вложения позволяют быстро вернуть средства и выйти на окупаемость. Открыть центр можно буквально в считаные месяцы, так как это не требует решения сложных организационных вопросов.

Сегодня огромные возможности для репетиторского центра открывает Интернет. Обучение можно проводить не только очно, но и дистанционно, не теряя при этом индивидуального подхода к клиенту, сохраняя качество предоставляемых услуг. Также всемирная сеть позволяет использовать множество передовых методик и программ обучения.

Фактически начать бизнес можно вообще без вложений, имея авторитет среди определенного круга учеников, достаточный уровень знаний и некоторый преподавательский опыт. Переходить к открытию собственно репетиторского центра можно после того, как будет наработана определенная клиентская база. Это также увеличит шансы на успех вашего проекта.

Востребованные направления бизнеса

Прежде чес составлять бизнес-план организации центра, надо определиться с его специализацией. Наиболее востребованными направлениями считаются:

  • подготовка учеников школ по определенным предметам;
  • подготовка абитуриентов к поступлению в ВУЗ;
  • подготовка студентов по выбранным направлениям;
  • подготовка выпускников ВУЗов по определенным предметам перед устройством на работу.

Чаще всего клиенты интересуются возможностью подучить иностранные языки, хотя начитка других предметов тоже остается актуальной.

Обратите внимание, прежде чем начать обучение, желательно с каждым клиентом подписать соответствующий договор, в котором прописать права и обязанности каждой стороны.

Описание услуг

В бизнес-план желательно вписать перечень основных услуг, которые будут предоставляться вашим центром. К ним должны относиться такие:

  • бесплатная предварительная консультация, которая дает возможность выяснить уровень знаний клиента по выбранному направлению и определить объем программы для изучения;
  • предоставление информации о требованиях на вступительные экзамены по предметам в различные ВУЗы и прочие учебные заведения страны;
  • предоставление необходимых знаний, навыков, информации по выбранным предметам.

В свою очередь, обучение должно включать в себя такие основные направления работы преподавателей центра:

  • создание индивидуальных программ для обучения на основе тестирования клиентов, поставленных ними задач для обучения, особенностей восприятия ними информации;
  • разработка, использование специальных методик обучения;
  • использование различных форм занятий (консультации, семинары, лекции);
  • предоставление в безоплатное пользование специальной методической литературы на весь период обучения, помещения, специального оборудования;
  • использование специальных компьютерных программ, которые позволяют освоить и закрепить знания, навыки;
  • постоянные консультации во время обучения (во время занятий – бесплатно, в качестве дополнительных консультаций – за отдельную плату по установленному тарифу).

Клиентура и рынок

Чтобы понимать, где и как занять свое место на рынке, надо примерно понимать себе его структуру. Основными участниками, а соответственно, конкурентами вашего центра будут:

  • государственные учреждения;
  • другие частные учреждения;
  • частные репетиторы.

Постоянные изменения в сфере предоставления обучения государственными структурами влияют на особенности предоставления образовательных услуг частными репетиторами и репетиторскими центрами.

Их клиентами, как правило, являются такие категории граждан:

  • не успевающие за школьной программой ученики;
  • абитуриенты перед поступлением в ВУЗы и другие учебные заведения;
  • отслужившие положенное в рядах срочной армии молодые люди, которые желают продолжить образование;
  • люди различных возрастов, желающие переквалифицироваться;
  • предприниматели, которые хотят получить высшее образование.

Как правило, репетиторские центры представляют собой промежуточное звено между частным репетиторством и государственными образовательными учреждениями. Здесь предлагают образования по выбранным направлениям как индивидуально, так и в группах, но по заранее определенной программе.

Место для центра

Для центра необходимо выбрать подходящее помещение. Желательно искать его недалеко от расположения основной массы клиентов. Так, если вы ориентированы на школьников и абитуриентов, можно открываться возле школ, на студентов – соответственно недалеко от ВУЗов.

Под центр подойдет помещение обычной квартиры на три-четыре комнаты. Ее можно оборудовать так, чтобы на входе размещался ресепшн, а также были отдельно оформлены несколько классов для обучения. Как вариант, можно почасово арендовать помещения в тех же ВУЗах и прочих учебных заведениях. Это облегчит вам поиск клиентуры, упростит организацию и оснащение помещений всем необходимым.

В классах необходимо предусмотреть:

  • мебель;
  • учебную доску или флип-чарт;
  • телевизор;
  • компьютеры (по необходимости);
  • необходимое количество литературы и канцтоваров.

Обязательно бизнес-план должен предусмотреть покупку офисной техники на ресепшн.

Персонал и график работы

Из персонала вам понадобится один секретарь на ресепшн, который будет встречать приходящих клиентов, отвечать на их вопросы и заниматься организационными делами. В зависимости от графика работы центра потребуется один или два секретаря для посменной работы. Затем, план штатного расписания должен предусмотреть наем преподавателей. Их количество и специализация зависят от направления работы, которое будет выбрано для вашего центра. Кстати, открывая центр при учебном заведении, можно быстро решить вопрос с персоналом, предлагая дополнительную работу местным преподавателям в вашем центре.

Что касается графика работы, то, как правило, на утренние часы ставят индивидуальные занятия, а на вечерние – групповые. Так проще всего набрать необходимое количество учащихся. При этом желательно, чтобы центр работал без выходных. Сразу определите длительность занятий. Обратите внимание, что для дошкольников и школьников она не должна превышать 40 минут, а для взрослых можно устанавливать час и больше с перерывами.

Организационные вопросы

На начальном этапе достаточно зарегистрировать индивидуального предпринимателя и работать с несколькими преподавателями. При такой форме организации штатном составе вполне можно обслуживать около 12 клиентов в день. Если со временем расширять штатный состав и количество филиалов заведения, необходимо будет перерегистрироваться на ООО или другую форму юридического лица. В последнем случае вам потребуется получение лицензии. Работая без помощников, лицензию оформлять необязательно.

При регистрации надо указать следующие коды ОКВЭД:

Финансовые расчеты

Как утверждают специалисты, для открытия подобного центра бизнес-план потребует инвестиций в среднем в 100 тыс. руб. Эту цифру можно существенно уменьшить, если приобретать недорогую или подержанную мебель, технику. Также на ее размер влияет масштабность проекта. Небольшой центр с 3-4 преподавателями обойдется намного дешевле, чем заведение с штатом в 10 преподавателей.

Основными расходами, которые должен учитывать бизнес-план, являются такие статьи:

  • арендная плата;
  • регистрация предприятия;
  • оборудование помещения;
  • закупка техники;
  • оплата коммунальных и коммуникационных услуг;
  • расходы на рекламу;
  • закупка методических пособий;
  • заработная плата персоналу;
  • закупка канцелярских изделий.

Соответственно кроме единовременных затрат каждый месяц бизнес-план должен предусматривать не менее 75 тыс. руб. постоянных трат.

Доходы организации будут идти исключительно от платы за обучение клиентами. Средняя стоимость часа занятий по рынку составляет 300 руб. Треть этой суммы уходит на оплату труда репетитора. Если один преподаватель занимается с группой в пять человек, доход с группы в месяц составит примерно 12600 руб.

При указанных суммах затрат, чтобы выйти на окупаемость, необходимо в месяц обслуживать не менее 250 клиентов. Если работать 26 дней в месяц, за день надо принимать не менее 10 учеников.

Рекламная кампания

Цифры по предполагаемым доходам вполне реальные, поэтому можно смело утверждать, что репетиторский центр имеет шанс не только окупиться, но и приносить доход уже в первые месяцы работы. Конечно, если будет организована надлежащая рекламная кампания.

Как правило, бизнес-план включает применение таких рекламных инструментов:

  • распространение информации по школам и другим учебным заведениям;
  • размещение объявлений на улице;
  • реклама среди друзей, знакомых;
  • размещение объявлений в Интернете на специальных бесплатных досках объявлений, а также через социальные сети.

Отличным рекламным инструментом станет собственный сайт. На нем можно размещать информацию о деятельности вашего центра, его специализации и основных направлениях. Также там необходимо разместить данные о преподавателях, что увеличит доверие клиентов к центру.

Перспективы роста и развития

Если вначале бизнес-план предусматривал работу с тремя преподавателями, то через год-полтора вполне можно рассчитывать на расширение штата. Расширяться следует по востребованным и перспективным направлениям, которые демонстрирует ваш рынок. Но надо учитывать, что индивидуальный предприниматель предполагает ограниченные возможности найма персонала. Поэтому бизнес-план заранее должен предусмотреть возможность изменения формы организации центра.

Как правило, штат расширяют не только преподавателями. Рост центра требует найма дополнительного обслуживающего персонала: профессионального бухгалтера, программиста, который будет разрабатывать учебные программы, IT-администратора, который будет следить за бесперебойной работой компьютеров и прочее. Дополнительный заработок можно организовать с продажи собственных обучающих программ и обучающей литературы, методичек.