Что такое платные услуги населению. Платные услуги клубных учреждений населению

Введение

Для характеристики социально-экономического положения населения статистика традиционно использовала и продолжает использовать специализированную систему показателей «уровня жизни». Однако еще в советское время стало приходить понимание того, что «уровень заработной платы», «уровень доходов», «уровень потребления отдельных товаров» и тому подобные показатели дают не полное представление о реальном положении потребительском поведении населения, соответственно их использование может приводить к искажениям в выводах при международных сопоставлениях. Достижение сопоставимости статистических данных предполагает еще и учет качества потребляемых товаров и услуг: качества продовольственных товаров, качество жилья, состояния инфраструктуры населенных пунктов, качество и доступности социальных услуг. Таким образом, возникает острая потребность в дополняющей системе показателей - «качестве жизни». Даже простой перечень некоторых показателей этой системы позволяет видеть, насколько сложно определить их состав и методические основы оценивания. Тем не менее, актуальность проблематики требует последовательного разрешения поставленных вопросов.

В настоящее время уже является установленным фактом, что психологически и физически человек не ощущает себя оторванным от территории, от его центра, мест приложения труда и предоставления услуг, если повседневные потребности в них удовлетворяются в границах 30-минутной доступности. Этот временной промежуток обеспечивает суточный цикл жизнедеятельности людей и определяет параметры локальных систем, в пределах которых рациональным образом решаются вопросы сбалансированного развития транспортных инженерных коммуникаций, систем обслуживания населения, создания жилых зон, использования земельных ресурсов и т.п.

Объем платных услуг населению

Оказание платных услуг - это производимая по заказу потребителей деятельность на возмездной основе, приводящая к изменению местоположения или состояния принадлежащих потребителю предметов, либо к изменению состояния самого потребителя.

Величина оказанных населению платных услуг за определенный период времени измеряется стоимостным показателем «Объем платных услуг населению». Данный показатель служит основой статистической характеристикой потребительского рынка услуг. Он отражает общий объем денежных средств, уплаченных как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблению им услуги.

Общий объем платных услуг населению* в 2008 году

*- с учетом скрытой и неформальной деятельности.

Динамика общего объема платных услуг по Самарской области и г. Тольятти

В 2008 году населению Самарской области было оказано платных услуг на сумму 95585,1 млн. рублей, а населению г. Тольятти - 22172,3 млн. рублей или 23,2 процента от общего объема услуг по области. В среднем каждым жителем на оплату услуг израсходовано: по области - 30133 рублей, по г. Тольятти - 30825 рублей. Среди регионов Приволжского Федерального округа Самарской область сохранила лидерство по потреблению платных услуг в расчете на душу населения.

Динамика общего объема платных услуг по г. Тольятти

Объем платных услуг населению Самарской области на 75,7 процента формировался крупными и средними предприятиями (в 2007 г. - 75,5 процента). Доля малого предпринимательства по самарской области составила 24,3 процента (в 2007 г. - 24,5 процента), в том числе: физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе было обеспечено 18,1 процента (в 2007 г. - 18,89 процента), а микро-предприятиями - 3 процента общего объема указанных услуг.

Объем платных услуг, оказанных населению крупными, средними и малыми предприятиями по г. Тольятти в 2008 году (без учета скрытой и неформальной деятельности), млн. рублей

услуга статистический население потребительский

Объем услуг, млн. рублей

В том числе:

Крупными и средними организациями

Малыми предприятиями

бытовые услуги

транспортные услуги

Услуги связи

Жилищные услуги

Коммунальные услуги

Услуги учреждений культуры

Туристические услуги

Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения

Услуги физкультуры и спорта

Медицинские услуги

Санаторно- оздоровительные услуги

Ветеринарные услуги

Правового характера

Услуги системы образования

Прочие услуги

Крупными и средними предприятиями г. Тольятти было сформировано 96 процентов общего объема платных услуг населению. Доля малого предпринимательства (без микро-предприятий) составило 4 процента.

Структура платных услуг по крупным, средним и малым предприятиям (без микро-предприятий) г. Тольятти (без учета скрытой и неформальной деятельности)

В структуре платных услуг по крупным, средним и малым (без микро-предприятий) г. Тольятти в 2008 году преобладают жилищно-коммунальные услуги (38,5 процента) и услуги связи (21,3). По-прежнему, ограничены расходы населения на услуги культуры и отдыха, санаторно-оздоровительные услуги и услуги физической культуры и спорта.

Вместе с тем, в отчетном году, по сравнению с предшествующем, отмечено снижение удельного веса коммунальных услуг с 30 до 27 процентов и рост услуг образования с 12 до 15 процентов в общем объеме платных услуг.

Обучение в кружках и коллективах народного творчества, художественной самодеятельности, студиях, на курсах и т.д.

Игре на музыкальных инструментах

Актерскому мастерству

Изобразительному и декоративно-прикладному искусству

Иностранным языкам

Кройки, шитью, моделированию

Декоративной косметики

Массажистов, парикмахеров

Организация любительских клубов и объединений

Художественных

Технических (моделирование)

Коллекционеров

Знакомств

Семейного отдыха

Группы здоровья

Клуб любителей тенниса

Шейпинг-клуб

Видеоклуб

Интернетклуб

Организация и проведение

Танцевальных вечеров

Дискотек

Вечеров отдыха

Тематических вечеров

Праздников, фестивалей

Семейных торжеств

Гражданских семейных обрядов

Литературно-музыкальных гостиных

Балов, карнавалов, огоньков

Развлекательных программ, шоу-программ

Новогодних представлений

Концертов художественной самодеятельности

Спектаклей

Презентации

Для семейного отдыха

Поздравления на дому

Мероприятий для организаций и предприятий

Художественно-оформительские работы, выставки-продажи изделий народного творчества, видеосъемка, запись фонограмм, услуги тамады, бильярд, игровые автоматы, компьютерные классы, прокат костюмов, музыкальных инструментов, оздоровительные комплексы с современными тренажерами, игровые комнаты для детей (с воспитателем), предоставление оркестров, ансамблей, самодеятельных коллективов и отдельных исполнителей для музыкального оформления семейных торжеств.

Несмотря на некоторые неблагоприятные факторы (низкая зарплата на селе, низкая платежеспособность населения, снижение численности населения и т.д.) учреждения культуры не только сохранили инфраструктуру культуры на селе, но и увеличили количество предоставляемых платных услуг.

Анализируя тенденции развития внебюджетной деятельности за последние годы можно отметить рост объемов внебюджетных доходов учреждений культуры.

За счет чего достигнут этот рост?

1. Это поэтапное укрепление материально-технической базы учреждений культуры, что дало свои положительные результаты по активизации работы с населением.

2. В сельские учреждения культуры в последние годы пришло работать большее число специалистов, предложивших новые услуги: ксерокопирование, набор и распечатка текстов, работа в Интернете и т.д.

3. С введением в действие агрогородков и площадок филармонического и театрального обслуживания значительно увеличился объем доходов от платных услуг, оказываемых сельскому населению.

4. Изменились подходы к оценке профессиональной деятельности работников учреждений культуры. Здесь в основу положены инициатива, стремление самостоятельно зарабатывать деньги и бережно относиться к тому, что предоставляет государство.

Инфраструктура услуг в сфере культуры и досуга в городской и сельской местности несопоставимо отличаются.

Это обусловлено:

Количеством потребителей;

Их платежеспособностью;

Объемом свободного времени.

Потребителями платных услуг является небольшое количество сельских жителей, в основном – это молодежь. Основная же часть потребителей посещает бесплатные массовые мероприятия (праздники, ярмарки и т.д.)

Для развития внебюджетной деятельности сельской культуры главным направлением деятельности должно стать:

1. Расширение ассортимента и объемов платных услуг, оказываемых населению в сочетании с обеспечением государственной поддержки и социальной доступности культурных благ.

2. Обеспечение учреждений культуры специалистами в области менеджмента и маркетинга.

3. Разработка стимулов для развития рыночного сектора в сфере культуры, способствующих работе со спонсорами и меценатами.

4. Совершенствование нормативно-правовой базы.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке оказания платных услуг МБУ «Культурный комплекс «Центральный» (далее - Учреждение) разработано в соответствии с действующими нормативными правовыми актами:

Постановлением Администрации муниципального образования «Завьяловский район» от 11.02.2011 №179 о Порядке определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений, оказываемых ими сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания (с изменениями от 13.05.2016);

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Приказ Минкультуры РФ от 20.02.2008 N 32 "Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)";

Законом Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре",ст.52;

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», ст. 5;

Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 609 "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства", п.34;

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Налоговым кодексом Российской Федерации;

Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";

Уставом Учреждения;

И иными нормативными актами:

1.2. Настоящее Положение разработано в целях упорядочения деятельности Учреждения в части оказания платных услуг, определяет порядок и условия их предоставления.

1.3. Платные услуги предоставляются с целью удовлетворения культурных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского и художественного творчества, другой самодеятельной и творческой инициативы и социально-культурной активности населения муниципального образования «Завьяловский район»; привлечения дополнительных финансовых средств для улучшения материально-технической базы Учреждения.

1.4. Основные понятия и определения, используемые в Положении:

Исполнитель услуги – МБУ «Культурный комплекс «Центральный;

Потребитель услуги - физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее и приобретающее услуги для себя или несовершеннолетних граждан, законными представителями которых они являются, либо получающее услуги лично.

1.5. Платные услуги Учреждений являются частью финансово-хозяйственной деятельности Учреждения.

1.6. Учреждение вправе оказывать платные услуги для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

1.7. На основании видов деятельности Учреждения, указанных в Уставе, разрабатывается перечень платных услуг. Перечень платных услуг утверждается директором. Перечень платных услуг прилагается в Приложении1.

1.8. Доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.

1.9. Изменения и дополнения в Положение вносятся и утверждаются директором Учреждения.

Порядок предоставления платных услуг населению

2.1. Учреждение вправе оказывать платные услуги:

Согласно п. 1 данного Положения;

Согласно утвержденного перечня платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

2.2. Платные услуги, оказываемые Учреждением, оформляются с заказчиком договором.

2.3. Учреждение и потребители, заключившие договоры на оказание платных услуг, несут ответственность, предусмотренную договором и действующим законодательством Российской Федерации. Договор может быть заключен в устной или письменной форме.

Устная форма договора в соответствии с пунктом 2 статьи 159 Гражданского кодекса РФ предусмотрена в случаях оказания услуг при самом их совершении. Доказательством их предоставления являются входной билет, квитанция, абонемент.

2.4. Учреждение обязано обеспечить потребителя бесплатной, доступной и достоверной информацией (ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1):

О наименовании и месте нахождении Учреждения;

О режиме работы Учреждения;

О перечне платных услуг, о порядке предоставления льгот отдельным гражданам РФ;

Об ограничениях потребления услуг (по состоянию здоровья, возрасту);

О контролирующих организациях.

2.5. Оплата за оказанные услуги производится наличным и безналичным расчетом согласно законодательства РФ.

2.6. Платные услуги осуществляются штатной численностью работников Учреждений либо привлеченными специалистами и третьими лицами (юридическими и физическими).

2.7. Организацию работы по предоставлению платных услуг ведут специалисты отдела маркетинга и рекламы, а также лица, назначенные приказом директора.

2.8. Права и обязанности потребителей платных услуг и Учреждения, определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

2.9. При обнаружении недостатков оказанных платных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, потребитель вправе по своему выбору потребовать:

Безвозмездного оказания услуг;

Соответствующего уменьшения стоимости оказанных услуг;

Возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных услуг своими силами или третьими лицами.

Стоимость платных услуг

3.1. Цена формируется на основе себестоимости оказания платной услуги.

3.2. Учреждение культуры самостоятельно устанавливает цены на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты согласно, Порядка определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными учреждениями, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Завьяловский район» от 11.02.2011 №179 и в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования «Завьяловский район» от 13.05.2016 г. №1452 «О внесении изменений в Порядок определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными учреждениями».

3.3. Калькуляция на услугу составляется по предельной минимальной и предельной максимальной цене (тарифу). Определение конкретной конечной цены на платную услугу производится директором учреждения с учетом уникальности самой услуги, ценности объектов, особых условий и сложности выполнения, срочности исполнения услуги.

3.4. Предельная максимальная цена услуги может быть изменена по заявке Заказчика в сторону уменьшения в зависимости от объемов и расходов, непосредственно связанных с оказанием услуги, но не может быть ниже предельной минимальной цены. В таких случаях делается индивидуальная калькуляция.

3.5. В стоимость услуги, кроме затрат непосредственно связанных с ее оказанием, также входят затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее - накладные затраты). К ним относятся:

Затраты на персонал учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее - административно-управленческий персонал);

Хозяйственные расходы - приобретение материальных запасов хозяйственного назначения, оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, обслуживание, - ремонт зданий и сооружений (далее - затраты общехозяйственного назначения);

Затраты на уплату налогов, пошлины и иные обязательные платежи (кроме налога на доходы физических лиц и обязательных отчислений во внебюджетные государственные социальные фонды);

Амортизация зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием платной услуги.