Здание верхних торговых рядов померанцев. Гум - легендарный торговый центр в самом центре столицы

Будущий градостроитель родился в семье французского художника в Санкт-Петербурге, переехавшего в Москву. Начальное архитектурное образование и основы рисунка юный Осип получил у архитектора-итальянца Кампорезе. Затем он перешел в Архитектурное училище при Кремлевской экспедиции, возглавляемое М.Ф. Казаковым. Там даровитый ученик получил блестящую практику строительной техники у мастера на постройках в 1801-1806 гг., когда строилась Голицынская больница (Вторая градская на Калужской улице) и дом графа Разумовского на Гороховой улице (сейчас ул. Казакова).

В 1809-1810 гг. в Твери Осип Бове вместе с архитектором К.И.Росси принял участие в строительстве и отделке дворца для принца Георга Ольденбургского и его супруги великой княгини Екатерины Павловны, назначенного императором Александром I генерал-губернатором Ярославской, Тверской и Новгородской губерний и директором путей сообщения.

После пожара Москвы 1812 года была создана «Комиссия для строений в Москве». Туда вошел уже известный и энергичный «служащий в должности архитектора титулярный советник Осип Бове». В Комиссию поступало до 100 прошений в день на возведение новых зданий - «для приведения первопрестольного города в приличествующий вид». Архитектор Бове успевал руководить обновлением кремлевских башен и стен, возведением Гостиного двора, строительством жилых и казенных домов, параллельно исправляя архитектурные проекты, поданные в Комиссию, и планируя городские ансамбли.

В 1816 году Осип Бове подал в петербургскую Академию художеств список своих 34 зданий за подписью главнокомандующего генерала А.П. Тормасова, начальника восстановительных работ в Москве, и был утвержден в звании архитектора.

В 1818-1824 гг. архитектор Осип Бове создал проект Театральной площади перед Большим театром (тогдашним Петровским), заключив в трубу речку Неглинную. В 1820-1822 годах спланировал и разбил у Кремлевской стены над речкой Неглинной сад с гротом-раковиной, фонтаном и кофейней, обнесенный чугунной решеткой с барельефами, украшенными военными эмблемами в память о войне 1812 года. Параллельно архитектор Бове восстановил сожженный Петровский театр, ставший Большим театром, спланировал и выстроил Театральную площадь.

В 1824-1825 гг. оформил Манеж, придав ему «военный» облик фронтонами, колоннами дорического ордера и карнизом со скульптурным фризом с лепниной в виде военных эмблем.

В 1825 – 1828 году реконструировал Екатерининскую (Новоекатерининскую) больницу на Страстном бульваре в стиле ампир. Другой значимый объект архитектора Бове – Первая Градская больница (сейчас Городская больница №1 им. Н. И. Пирогова) была построена в 1828 -1833 гг. Ее изысканный портик опирается на гладкую стену, украшенную скульптурными рельефами.

В 1832 году архитектор Бове перестроил Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке в стиле ампир.

Поразительно, почему в Москве так и не появилась улица, названная в честь архитектора Осипа Бове. И дело даже не в том, что он построил для нас Манеж, Большой театр, Александровский сад, Триумфальную арку и многое другое. Ведь именно ему столица обязана своим современным обликом - это он восстанавливал ее после пожара 1812 года. МОСЛЕНТА решила вспомнить историю жизни великого зодчего и рассказать подробнее о его монументальном творчестве.

Биография

Родился зодчий в Петербурге (в 1784 году) в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова. Через пару лет семья с маленьким сыном Джузеппе переехала в Москву. Когда мальчик подрос, его определили в архитектурное училище при Экспедиции Кремлевского строения, которое уже по ходу его учебы было преобразовано в Архитектурное училище.

Отцом-основателем школы был Матвей Федорович Казаков, а непосредственное руководство занятиями в это время вел Франческо Кампорезе. Этих двух мастеров Бове считал своими учителями. Большое влияние на молодого архитектора также оказал Карл Росси, с которым он работал сразу после выпуска из училища. Росси был всего на десять лет старше Бове, но к этому времени он уже считался серьезным мастером.

Осип Бове (1784 - 1834)

Вместе с Росси, еще в должности помощника архитектора, Бове трудился над реконструкцией и перестройкой Тверского путевого дворца, за что даже был награжден императорскими золотыми часами. Позже Бове пришлось восстанавливать, а фактически строить заново обветшавшую Водовзводную башню Кремля. Эту работу пришлось повторить: башню взорвали французы.

До начала Отечественной войны Бове успел получить чин титулярного советника (гражданский аналог армейского штабс-капитана), еще дважды был одарен золотыми часами и даже бриллиантовым перстнем. В это же время архитектор изменил фамилию на более привычную нашему слуху Бове, а имя Джузеппе на русское Осип.

Когда армия Наполеона вторглась в пределы России, Осип Бове записался в Московский гусарский полк, который на свои деньги формировал граф Петр Салтыков – отставной офицер, сын московского губернатора фельдмаршала Ивана Салтыкова. По формальному статусу, полк был ополченским, но по форме - регулярным. Бове служил там с Александром Грибоедовым, Александром Альбьевым, Николаем Толстым - отцом Льва Толстого, а также Шереметьевы, Голицыны и другие знатные горожане.

Ко времени оставления Москвы полк еще не был до конца укомплектован и вооружен, дальнейшее его формирование проходило в Казани. Там Салтыков заразился от раненых нервной горячкой и умер, а полк объединили с обескровленным в боях Иркутским драгунским, переименовав в 16-й Иркутский гусарский полк. Под этим названием Бове участвовал в освобождении страны и заграничных походах.

Офицер гусарского полка, в котором служил Осип Бове. 1812 год.

Женился будущий градостроитель уже сильно после войны, и эта свадьба вызвала в Москве нешуточный скандал. Избранницей его стала княжна Авдотья Трубецкая - наследница огромного состояния и хозяйка нескольких подмосковных поместий. Авдотья Семеновна происходила из весьма уважаемой семьи академика Семена Емельяновича Гурьева, профессора Санкт-Петербургского Училища корабельной архитектуры, автора первого в России учебника по высшей математике. А титул она получила после свадьбы с князем Алексеем Ивановичем Трубецким. В 1813 году гвардейский офицер погиб в битве народов под Лейпцигом, а через три года молодая вдова (ей не было и тридцати) вышла замуж за архитектора Бове.

Высший свет этого союза не принял: «Москва помешалась: художник, архитектор, камердинер - всё подходит, лишь бы выйти замуж», - писала острая на язык сплетница княжна Туркестанова. Но любовь оказалась сильнее светских пересудов: красавица Трубецкая пожертвовала титулом, и стала чиновницей седьмого класса Бове. Кстати, к этому моменту у Авдотьи Семеновны было пятеро детей, и еще четверых она родила в браке с Осипом Ивановичем.

Но до этого Бове еще предстояло стать главным градостроителем разоренной столицы. Так что вернемся к тому моменту, как он прибыл из военных походов и немедленно включился в работу «Комиссии по строению Москвы», созданную при московском главнокомандующем Федоре Ростопчине. Входили туда известные мастера: Василий Стасов, Доменико Жилярди, Федор Соколов, Афанасий Григорьев и Василий Балашов и другие.

На пепелище

По официальным данным, из существовавших до пожара 9158 домов (2567 каменных и 6591 деревянных) сгорело 6532 (2041 каменных и 4491 деревянных). Из 387 казенных и общественных зданий 192 были уничтожены. Центр выгорел примерно на 90 процентов, почти исчезли Пречистенская, Якиманская, Сретенская части и Китай-город, чуть меньше пострадали Тверская и Мясницкая.

Французы в Москве. 1812 год.

Бове сначала был поручен центральный участок, в который входил Китай-город и нынешняя Красная площадь - перед войной она представляла собой беспорядочное нагромождение торговых лавок и была отделена от Кремля и собора Василия Блаженного. Мастер решил связать их в единый ансамбль, выстроив напротив кремлевской стены новое здание Торговых рядов в виде 12-колонного портика с куполом (сейчас там стоит ГУМ).

Портик перекликался с контурами и куполом Сената, а храм Василия Блаженного и Воскресенские (Иверские) ворота замыкали огромное свободное пространство. Шедший вдоль кремлевской стены Алевизов ров был закопан, предмостные укрепления снесены. Также по инциативе Бове на площади поставили памятник Минину и Пожарскому - сначала их поставили спиной к торговым рядам, но потом перенесли, чтобы не мешали демонстрациям.

Главный по фасадам

С мая 1814 года Осип Бове назначен заведующим «фасадической частью» города, «чтобы он за всеми казенными, публичными и общественными строениями, строящимися или приводящимися в прежнее или лучшее состояние, имел непосредственный надзор». По сути, это пост главного архитектора. А еще он фактически занялся разработкой генплана застройки Москвы, которая изначально была поручена шотландскому специалисту Вильяму Гесте, но в 1813 году провалилась на утверждении комиссии, и император Александр I предложил мастерам действовать самостоятельно.

Новая концепция была готова в 1817 году. Согласно ней, Москва сохранила сложившийся веками концентрический характер с радиальными магистралями. Бульварное и Садовое кольца на месте отживших свой век укреплений стали городскими артериями, ворота и заставы превратились в площади. Центр Москвы был очищен от нерегулярной застройки, улицы по возможности спрямлены, расширены и благоустроенны.

Река Неглинка стараниями инженера Егора Челиева была убрана в трубу, что высвободило новые зоны для застройки. Вокруг Кремля и Китай-города была создана цепочка просторных площадей – Красная, Манежная, Воскресенская (ныне площадь Революции), Лубянская, Старая и Новая и т.д. Преобразились улицы Трубная и Петровка, Кузнецкий мост, появилась Театральная площадь и Александровский сад. Все фасады постарались подчинить единому стилю, даже цвет построек был регламентирован.

Лубянская площадь. 1899 год.

Вдоль крепостной стены древнего Кремля, где раньше текла Неглинка, Бове предложил разбить сады и сам же создал проект. Кремлевский, а позже Александровский сад очень быстро стал любимым местом прогулок московской публики. Кстати, для декорирования знаменитого грота Руины под Средней Арсенальной башней использовались фрагменты декоративных украшений зданий, погибших в огне.

Рядом появился Манеж - здание, где одновременно мог проводить парад целый полк. Необходимость в нем появилась в 1817 году, когда праздновалось пятилетие победы над Наполеоном. Инженерный план самого большого в мире на тот момент здания без внутренних опор создал инженер Августин Бентакур, а знакомый нам поныне классический внешний облик зданию придал Бове. Правда, потом инновационное творение Бентакура пришлось дорабатывать и ремонтировать, за что снова взялся Бове.

Архитектора на «бис»

Разумеется, Осипу Ивановичу помогали в разработке концепции, но отдельные территории – чисто его работа. Например, Театральная площадь. Ясно было, что нужно восстанавливать Петровский дворец из руин, в остальном архитекторы получили полную свободу благодаря осушению берега Неглинки. Бове же предложил проект обширной площади с главным городским театром, а Малый театр, Сенатская типография и жилые дома должны были быть выдержаны в едином стиле с ним. Центр площади украсил фонтан.

Изначально предполагалось восстановить стоявший тогда на площади Петровский театр по проекту профессора, а впоследствии и ректора Императорской Академии художеств Андрея Михайлова. Но он не вписывался в план создаваемой Бове площади. Так что главному градостроителю пришлось самому спроектировать уже относительно знакомое нам здание Большого театра с колесницей над входом.

«На торжественном открытии публика вызывала не актеров, а архитектора. Перед увертюрой поднялся ужасный шум. Стали выкликать строителя: «Бове, Бове!» Он явился в ложе директора, и его заглушили рукоплесканиями...», - пишут «Московские ведомости» от 6 января 1825 года.

Петровский театр.

К сожалению, театр Михайлова-Бове в 1853 году сгорел. Восстанавливавший его архитектор Альберт Кавос несколько изменил пропорции, и не факт, что это пошло зданию на пользу.

Ворота в вечность

Пожалуй, самым монументальным сооружением Бове стала Триумфальная Арка - символ победы над Наполеоновской армией и послевоенного восстановления города.

Надпись ее фронтоне гласит: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный. 1826»

Кстати, Александр I достаточно трезво воспринимал свою скромную роль в военных успехах и, дабы не было двусмысленностей, от возведения подобных сооружений отказывался. Но после его загадочного исчезновения идея возродилась, и сменивший брата Николай I ее одобрил. О строительстве арки было офиально объявлено во время коронационных мероприятий в начале 1826 года.

Триумфальные ворота. 1920-е гг.

Символические ворота должны были стоять на въезде в Москву со стороны Петербурга – у площади Тверской заставы, где сейчас находится Белорусский вокзал. Бове нарисовал торжественную, монументальную, но в то же время легкую арку и богато украсил ее декоративными элементами, которые по его эскизам изготовили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев. Это классический пример русского ампира.

При этом Бове постарался максимально органично переработать окружающий арку район, чтобы монумент не выбивался из общего вида. Фасады окрестных домов были приведены в соответствие со стилем арки. Со стороны Кремля арка была издали видна через абсолютно прямую в этом месте Тверскую улицу, дома которой словно выстраивались в парадные шеренги. С противоположной стороны арка просматривалась от Петровского дворца, а вдоль дороги были разбиты парки и скверы.

Торжественная закладка Триумфальных ворот состоялась в 1829 году, а открыты они были лишь в 1834 году – из-за отсутствия средств работы затянулись на пять долгих лет. К сожалению, Бове торжественного открытия не увидел, он умер несколькими месяцами ранее.

К сожалению, оригинальная Триумфальная арка простояла чуть более ста лет - в 1936 году она стала мешать развитию города, и ее снесли. Через тридцать лет одумались и восстановили, благо сохранились точные чертежи. Сейчас она стоит на Кутузовском проспекте, рядом с панорамой Бородинской битвы и Поклонной горой.

Неизвестные творения

Все знают о монументальных творениях Осипа Бове, которые стоят на виду у всех туристов и внесены во все путеводители по Москве. Но мало кто знает, что архитектор активно строил и восстанавливал цервки, и эта часть его наследия сохранилась куда лучше, чем «хрестомайтиные» достопримечательности.

Бове создал Никольский храм на Котельнической набережной, церковь Живоначальной Троицы в Даниловом монастыре, перестроил церковь Покрова Пресвятой богородицы в Красном Селе (Нижняя Красносельская улица), восстановил и перестроил церковь Всех Скорбящих Радости на Ордынке работы Василия Баженова.

Никольский храм, 1882 год.

Но, пожалуй, один из самых ярких храмов авторства Бове находится даже не в столице, а в подмосковном селе Архангельское. Это церковь Михаила Архангела, которую он построил в имении своей жены Авдотьи Семеновны и где они все вместе жили, строил в подарок. Это удивительный храм - гармоничный, красивый и очень домашний. И, пожалуй, это редкий случай, когда мастер не думал о градостроительных пропорциях и просто творил от чистого сердца.

Георгий Олтаржевский

Джузеппе Бова (настоящее имя) - знаменитый российский архитектор, который сыграл огромную роль в формировании архитектурного облика центральной части Москвы. И сейчас исторический центр города в основных чертах выглядит так, как его спроектировал и построил Бове. Большинство работ этого архитектора выполнены в стиле классицизма.

Бове родился 24 октября (4 ноября) 1784 года в Санкт-Петербурге, в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова (Бове - французский вариант произношения), который приехал в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Мать - Екатерина Кнаппе, дочь художника Карла Кнаппе. Поскольку семья осталась жить в России, то постепенно мальчика стали называть на местный манер - Иосифом или Осипом, а для отчества имя отца Джованни переделали в Ивана. Вскоре после рождения Осипа семья переехала из столицы в Москву, и уже здесь у четы родились еще два сына: Михаил и Александр, которые впоследствии тоже стали архитекторами.

В 18 лет Осип Бове поступил в архитектурное училище при экспедиции Кремлевского строения. Наставником Бове стал Франческо Компорези. Уже в училище Бове показал себя перспективным специалистов, он довольно быстро поднимался по карьерной лестнице и рос в чинах. Бове поступил на службу в 1801 году. В 1803 году он был канцеляристом и коллежским регистратором, в 1806 году - губернским секретарем, а в 1809-1812 годах Осип уже входит в число архитекторских помощников в Экспедиции, участвует в работах по реставрации Кремля и благоустройству Москвы и Твери. Молодой архитектор к тому времени успел поработать под руководством таких мастеров как М.Ф. Казаков и К.И. Росси, а это была очень хорошая школа, и полезный опыт.

Во время войны с Наполеоном Бове сражался в ополчении, а после победы вновь вернулся на службу. В 1816 году Бове получил от совета Императорской Академии художеств звание архитектора, а также принял православие и женился на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой (в девичестве - Гурьевой). Вначале молодая семья жила в доме Бове на Малой Дмитровке, а затем Осип построил новый дом в имении жены в Петровском переулке (б. Богословском).

В это же время шли работы по восстановлению Москвы. Сожженный наполеоновскими войсками город нуждался в кардинальном обновлении. С этой целью создали «Комиссию о строении Москвы», и Бове был назначен главным архитектором "фасадической части" надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Архитектор отвечал за формирование архитектурного облика центра Москвы: Арбатской, Новинской, Пресненской и Тверской и Городской частей. Именно благодаря Осипу Бове этот сектор Москвы был отстроен с большим размахом и имел единый стилистический замысел. И по сегодня главные достопримечательности Москвы мы можем видеть в том виде, в каком их построил Бове.

В 1817 году был утвержден новый генеральный план застройки Москвы, и перед Осипом Бове встало несколько грандиозных задач, за решение которых он принялся с большим энтузиазмом.

Свою работу Бове начал с реконструкции Красной площади, которая сильно пострадала во время пожара. После переноса столицы в Санкт-Петербург главная площадь Москвы утратила свое значение, и представляла собой пространство, беспорядочно застроенное торговыми лавками. Бове засыпал защитный ров и снес земляные укрепления, окружавшие кремлевскую стену. На месте рва был устроен бульвар, и появился съезд к набережной Москвы-реки. Остатки лавок снесли, и с площади открылся красивый вид на собор Василия Блаженного. Кроме того, была восстановлена Никольская башня Кремля с Воскресенскими воротами и перестроено здание Торговых рядов, куда переместили торговлю. В 1818 году на площади установили памятник Минину и Пожарскому. Позднее, в 1888 году, на Красной площади построили новое здание Торговых рядов (ГУМ), а памятник Минину и Пожарскому перенесли к собору Василия Блаженного.

Еще одно творение Бове - Театральная площадь. Для ее оформления снесли старые кварталы, окружавшие старый Петровский театр. Чтобы защитить участок от подтопления и заболачивания, речку Неглинную упрятали в трубу. Также Бове разработал проект обрамления площади симметрично расположенными зданиями. Главной задачей при оформлении площади было строительство нового здания для театра. Проект здания разработал петербургский архитектор Андрей Михайлов. Однако комиссия признала проект слишком дорогим и громоздким. В результате его дорабатывал Осип Бове. Он уменьшил масштаб здания и удешевил стоимость постройки, хотя основные очертания и композиция были сохранены.

Еще одна его работа - Александровский сад. Под стенами Кремля решили добавить зелени. Согласно идее Бове, территория проектировалась как регулярный сад с живописными рукотворными руинами и небольшими уютными павильонами. До наших дней сохранился итальянский грот, расположенный недалеко от мемориала Неизвестного солдата. Русло Неглинной пришлось увести в сторону. Изначально планировалось создать в парке систему прудов, но осуществить этот план не удалось.

Рядом с Александровским садом по проекту архитектора Бетанкура построили здание Манежа. Осип Бове занимался его отделкой и скульптурным декором. Правда его задумка не была реализована полностью. Предполагалось, что стену оформят военными доспехами, символизирующими победу, мощь и величие державы. Здание украсили лепниной, на стенах закрепили элементы легионерской атрибутики, а вот чугунные горельефы, которые запланировал Бове, так и не были отлиты.

Если в предыдущих проектах Бове принимал участие наряду с другими архитекторами, то Триумфальная арка - это авторский проект. Триумфальные ворота решили установить на въезде в Москву с петербургского направления, возле Тверской заставы. На разработку чертежей ушло два года, а окончательный вариант утвердили в 1929 году. При закладке Триумфальных ворот в фундамент бросили горсть серебряных монет "на счастье" и установили памятную бронзовую плиту. Эскизы для скульптур разработал сам Бове, изготовляли их скульпторы Тимофеев и Витали. Из-за финансовых затруднений строительство Триумфальной арки растянулось на 5 лет, и открытие состоялось только в 1834 году. К сожалению, до нашего времени оригинальные Триумфальные ворота не сохранились. В 1930-е годы проводилась реконструкция площади, и ворота разобрали. Предварительно сооружение обмерили, зарисовали и отсняли на фотопленку, чтобы затем восстановить их у Белорусского вокзала. Декоративные детали отправили на хранение в музеи. Но затем началась Великая Отечественная война, и чугунные колонны переплавили для нужд фронта - уцелела лишь одна. То, что мы видим сейчас на Кутузовском проспекте - это новодел, но создавали его по сохранившимся чертежам и фотографиям.

На счету Осипа Бове не только монументальные сооружения, но и обычные здания, которые важны для любого города. В этом перечне Градская больница в районе Калужской заставы; дом Гагариных, который Бове переоборудовал для нужд Екатерининской больницы, а также жилые дома. Что касается последних, то Бове, как ответственный за фасады Москвы, уделял большое внимание внешнему виду жилых домов. Под его руководством были составлены так называемые "Альбомы образцовых проектов", где были собраны рекомендации и образцы домов для представителей различных сословий. Это были своеобразные каталоги проектов, и каждый желающий мог выбрать подходящий вариант дома, в соответствии со своим вкусом и достатком. Благодаря Бове появился новый тип строений - доходные дома, где верхний этаж предназначался для проживания владельцев дома, на первом размещались торговые помещения, а на остальных этажах квартиры сдавались внаем. Бове придумал и новую концепцию городского особняка: с флигелями, выходящими на улицу и небольшим парадным двориком. После войны 1812 года Москва активно отстраивалась, и Бове работал не только с официальными государственными заказами, но и с частными лицами - он проектировал дома для мещан, купцов, дворян.

Разносторонний архитектурный талант Осипа Бове увековечен и в московских храмах. Среди церквей, которые построены по проектам Бове - Покровский храм, Никольская церковь в Котельниках, храм Троицы Живоначальной на территории Даниловского монастыря, храм в честь Архангела Михаила в Архангельском, несколько церквей при больницах. Последняя работа архитектора, которую он не успел закончить - церковь Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке. В прошлом западную часть этой церкви перестроил наставник Бове - Баженов, и сложилось так, что реконструкция восточной части досталась ученику.

Осип Бове был весьма успешным человеком. Еще при жизни он заслужил всеобщее признание, был хорошо обеспечен и счастлив в личной жизни - у них с женой родились четверо сыновей. Единственное, о чем он мечтал, но так и не получил - звание академика архитектуры. В 1818 году Осип Бове подал прошение в Императорскую Академию художеств о присвоении ему звания академика архитектуры. Представители Академии поставили архитектору условие получения звания - он должен был спроектировать здание театра вместимостью 3 000 человек. Это задание выполнить не получилось, и академиком Бове не стал.

Осип Бове прожил очень деятельную, но короткую жизнь. Архитектор умер в 49 лет, 15 июня 1834 года, немного не дожив до 50-летнего юбилея - по нынешним временам он был еще совсем молодым человеком. Похоронили Осипа Бове на кладбище при Донском монастыре.


Историческая справка:

24 октября (4 ноября) 1784 г. - в Санкт-Петербурге родился Осип Бове
1801 г. – Бове поступил на службу после окончания архитектурного училища
1809-1812 г.г. - Бове входит в число архитекторских помощников в Экспедиции, участвует в работах по реставрации Кремля и благоустройству Москвы и Твери
1812 г. – Бове участвует в ополчении
1816 г. - Бове получил от совета Императорской Академии художеств звание архитектора, а также принял православие и женился на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой
15 июня 1834 г. – Осип Иванович Бове умер

  1. Архитекторы
  2. Глубокие изменения всей культурной ситуации и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и в самой личности Кристофера Рена, который по своему значению для эпохи справедливо ставится в один ряд с самыми замечательными англичанами XVII века -…

  3. Основоположниками, главными вождями неоклассического направления в английской архитектуре были братья Адамы, сыновья известного архитектора Уильяма Адама. Наиболее талантливым из них был Роберт. Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он застраивал…

  4. В творчестве Беренса, которое было наиболее заметным явлением в архитектуре Германии начала 1920 х годов, сложно сплетались прогрессивные и реакционные тенденции его времени. Чопорность великопрусского шовинизма сочеталась с преклонением перед человеческим трудом, косная традиционность - с трезвым рационализмом и смелостью конструктивных…

  5. Пожалуй, ни одна творческая личность в истории советской архитектуры не привлекала такого пристального внимания, не вызывала столь противоположных мнений, яростных споров и противоречивых оценок, как личность Жолтовского. Его называли классиком и эпигоном, новатором и подражателем, у него желали учиться и потом…

  6. Американский архитектор Луис Генри Салливен стал одним из пионеров рационалистической архитектуры 20 го столетия. Его работы в области теории зодчества еще более значительны. Салливен ставил перед собой грандиозную утопическую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и повести его к гуманистическим целям. Теория…

  7. 20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио. Это произошло в живописном маленьком селении Капиатоне округа Рота д′Иманья, входящего в провинцию северо итальянского…

  8. Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Брунеллески. Филиппо Брунеллески родился в 1377 году во…

  9. Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных…

  10. Исследуя "феномен Стерлинга" и подчеркивая его несомненную творческую самобытность, Дж. Саммерсон поражается славе мастера, "учитывая, что, вероятно, не более трех четырех его осуществленных зданий (ни одно из них не собор и не дворец вице короля) известно сколько нибудь значительной части населения".…

  11. Деятельность Фельтена пришлась на годы, когда барокко уступало место классицизму, ставшему вскоре главным направлением искусства. Наследие зодчего сфокусировало признаки архитектуры переходного времени. Георг Фридрих Фельтен, или, соответственно русскому варианту, Юрий Матвеевич Фельтен, родился в 1730 году. Отец его Матиас Фельтен 12…

  12. Замечательный проектировщик и практик строитель, превосходный художник, теоретик искусства и педагог И.А. Фомин, оказал огромное влияние на творчество многих архитекторов. С его именем связано представление о зодчем мыслителе, мечтавшем воплотить в архитектурных образах ведущие идеи эпохи построения социализма, умевшем смело идти…

  13. В первой половине и середине 17 го столетия Франция переживает своего рода "возрождение Возрождения". Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар. Мансар не только оставил образцы зодчества, ставшие очень скоро объектом поклонения и паломничества архитекторов. Он еще закрепил…

  14. Иоганн Бальтазар Нейман родился в 1687 году. Он вырос в немецкой части Богемии, где имел хорошую возможность ознакомился с церквами в стиле итальянского барокко. Бальтазар происходил из буржуазной семьи - его отец был коммерсантом. Нейман получил разностороннее образование, повидал свет и…

  15. В итальянской архитектуре Гварини занял особое положение. Ему удалось внести в общий тон трезвой рациональности туринской архитектуры контрастную ноту. Именно в годы пребывания в столице Савойского герцогства Гварини создал свои главные произведения. Гварино Гварини родился в Модене 7 января 1624 года.…

  16. Имя Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения. "Должен был…

  17. "У архитектора две задачи: оберегать ценности и создавать новые ценности", - писал Карлос Рауль Вильянуэва. С его именем связан резкий подъем архитектуры в Венесуэле в послевоенные годы. Никогда ранее венесуэльская архитектура, пожалуй, не создавала произведений, представляющих интерес в мировом масштабе. Вильянуэва…

  18. Посохин справедливо может быть причислен к тем мастерам, которые прокладывали пути развития отечественной архитектуры. У него счастливо сложилась творческая жизнь, и большая часть его идей осуществилась. Архитектор имел шестое чувство - он чуял, что грядет завтра, и потому всегда "бил в…

ОСИП ИВАНОВИЧ БОВЕ


«ОСИП ИВАНОВИЧ БОВЕ»

Бове прошел большой творческий путь - от безвестного ученика Кремлевской экспедиции до "главного архитектора" Москвы. Он был тонким художником, умеющим простоту и целесообразность композиционного решения сочетать с изысканностью и красотой архитектурных форм и декора. Зодчий глубоко понимал русскую архитектуру, творчески относился к национальным традициям, что определило многие прогрессивные черты его творчества.

Осип Иванович Бове родился 4 ноября 1784 года в Петербурге, в семье живописца Винченцо Джованни Бове, работавшего в Эрмитаже. Осип был старшим сыном, два младших брата - Михаил и Александр - впоследствии тоже стали архитекторами и его ближайшими помощниками. Еще в детстве Осип переехал с семьей в Москву, где начались годы учения.

В 1802 году Бове поступает в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения, которую возглавлял в те годы И.В. Еготов. В числе своих первых учителей Бове называл архитектора Франца Компорези, от которого он получил "первоначальные познания в архитектурном художестве", и великих русских зодчих Казакова и Росси - он был их "помощником в практических по сему художеству занятиях".

Бове успешно занимался в архитектурной школе, постепенно повышаясь в чинах, от канцеляриста и коллежского регистратора в 1803 году до губернского секретаря в 1806 году и коллежского секретаря в 1809 году.

В 1809-1812 годах Бове уже значится в числе архитекторских помощников в Экспедиции, участвует в работах по реставрации Кремля, ремонту зданий, благоустройству города.

Для восстановления сожженной и разрушенной древней столицы была организована Комиссия для строения Москвы. Город поделили на четыре участка, каждый из которых возглавлял архитектор с помощниками. В сентябре 1813 года на должность архитектора четвертого участка вступает вернувшийся из народного ополчения Бове. С этого времени все творчество Осипа Ивановича связано с деятельностью комиссии В ведении Бове находятся наиболее значительные, центральные районы города - Городская, Тверская, Арбатская, Пресненская и Новинская части. Архитектор со своими помощниками составляет проекты для строительства жилых домов, участвует в их закладке и следит за их "производством в точности по прожектированным линиям, также выдаваемым планам и фасадам". Он проектирует торговые лавки в различных частях города. Особое одобрение получили его проекты лавок для торгового центра на Красной площади и вокруг стен Китай города, между Никольскими, Ильинскими и Варварскими воротами.

Комиссия считала, что общественные и административные здания требуют особого внимания и "приличия в фасадах", и предлагала наблюдение за строительством этих зданий поручить "достойнейшему и способнейшему" из архитекторов комиссии.


«ОСИП ИВАНОВИЧ БОВЕ»

В мае 1814 года эта обязанность была возложена на Бове "с тем, чтобы он за всеми казенными, публичными и общественными строениями, строящимися или приводящимися в прежнее или лучшее состояние, имел непосредственный надзор". Ему было поручено также "заведовать и часть фасадическую за всеми обывательскими строениями, наипаче составляющими значительный капитал".

В феврале 1816 года совет Академии художеств в Петербурге за представленные проекты и "произведенные им практическим многим строениям" присуждает Бове звание архитектора. К этому времени в Москве и в Подмосковье появилось много значительных построек Бове. Особенно интенсивная деятельность зодчего развернулась после утверждения в 1817 году нового генерального плана Москвы, разработанного Комиссией для строения. Совместно с архитекторами комиссии он строит съезжие дома в разных частях города, проектирует гостиницы на "разрывах" Белого и Земляного городов.

Самые значительные работы Бове были связаны с реконструкцией центра Москвы, которая осуществлялась по плану Комиссии для строения. Участие Бове в создании ансамбля центра Москвы - одна из самых ярких страниц в творческой биографии мастера.

Первые работы Бове были связаны с реконструкцией Красной площади, одной из самых древних площадей города, центра его торговой и общественной жизни. Застроенная в XVIII веке лавками, она оказалась обособленной от Кремля и собора Василия Блаженного. Во время пожара 1812 года и взрыва Кремля Красная площадь претерпела большие разрушения. Уже в начале 1814 года Бове представил в комиссию проект перестройки Красной площади. В ансамбль площади Бове включил исторические памятники - кремлевскую стену со Спасскими и Никольскими башнями и Покровский собор (Василия Блаженного).

Бове составляет проект восстановления Никольской башни, сильно разрушенной во время взрыва Арсенала, восстанавливает старинные постройки с северной стороны площади - присутственные места, Воскресенские ворота, здание городской думы и магистрата, которые вертикалями своих башен гармонировали с архитектурой Кремля.

Ансамбль площади должно было украсить перестроенное по проекту Бове здание Торговых рядов, расположенное вдоль площади. Бове сохранил в своем проекте характер старой постройки, но придал ей большую величественность. Особенно парадно решает Бове центр здания: его повышенный объем украшен двенадцатиколонным монументальным портиком и увенчан куполом. Хотя этот замысел Бове не был целиком осуществлен, Красная площадь после реконструкции стала самой большой и красивой площадью Москвы.

Ансамбль, задуманный Бове, выходил за пределы Красной площади: предполагалось построить Средние и Нижние торговые ряды и этой единообразной застройкой целых кварталов связать Красную площадь с Китай городом.


«ОСИП ИВАНОВИЧ БОВЕ»

Эта идея Бове получила свое осуществление только во второй половине XIX века. Однако общий замысел ансамбля, разработанный Бове, сохранился и поныне.

Для того чтобы расширить исторически сложившийся центр Москвы, комиссия решила создать новую площадь, "первейшую: по устроению и пространству", выдержанную в духе регулярных планов русского классицизма. Ее предполагалось создать перед зданием Петровского театра. К проектированию Театральной площади Бове был привлечен в 1816 году. Окончательный проект площади, подписанный Бове, был утвержден в Петербурге в 1821 году. Площадь имела вид прямоугольника, ограниченного по продольной оси четырьмя симметрично стоящими зданиями и разделенного проездом на две равные части. На продольной оси площади, в глубине ее, располагалось здание Петровского театра. С противоположной стороны, под углом к китайгородской стене, чтобы не нарушить правильной геометрической формы площади, был разбит сквер.

К 1819 году Бове закончил проекты новых зданий, выходящих на Театральную площадь, и передал их для строительства Комиссии для строения. Здания на Театральной площади были спроектированы Бове таким образом, что они ограничивали ее пространство одинаковыми по облику фасадами, создавая прекрасный фон для величественного здания театра.

Строительство Большого театра было одной из самых значительных работ Бове, принесших ему известность и славу. Как и многие другие крупные сооружения того времени, оно явилось результатом ряда конкурсов и коллективного труда зодчих.

В 1821 году московский генерал губернатор утвердил присланный из Петербурга проект театра, созданный Андреем Михайловым, а на Бове была возложена доработка проекта и осуществление строительства. Как опытный строитель и тонкий мастер, Бове творчески подошел к присланному из Петербурга проекту: он уменьшил объем здания в соответствии с реальными условиями строительства, сделал проект более совершенным в конструкторском, эксплуатационном и художественном отношении. В результате здание стало более простым и выразительным, получило больше удобств. Проект Бове был "высочайше" утвержден в Петербурге в ноябре 1821 года. В связи с этим московский генерал губернатор писал, что "некоторые идеи профессора Михайлова немало способствовали московскому архитектору Бове к составлению одобренного государем императором проекта театральному зданию".

Огромное здание театра высотой тридцать семь метров господствовало над площадью и окружающей застройкой. Главный фасад его был решен в наиболее выразительных формах. Восьмиколонный ионический портик торжественно выделялся на фоне глухой поверхности стен, лишенных проемов. Особый эффект фасаду придала гипсовая группа Аполлона на колеснице над портиком. Зрительный зал партера и пяти ярусов вмещал около трех тысяч зрителей.


«ОСИП ИВАНОВИЧ БОВЕ»

"Прежде всего кинулись в глаза, - писали современники, - огромность и высота зала, пленяющая вместе с тем пропорцией всех частей, потом - богатство убранств, доказывающее изящный вкус и тонкое умение знать средину оного; наконец, легкость архитектуры лож и галерей, которые, казалось, держалися в воздухе без всяких поддержек". И еще: "Внутреннее украшение театра великолепно и со вкусом, но главным достоинством его есть то, что сцена видима со всех пунктов почти единообразно и даже с верхних мест, откуда везде редко можно хорошо видеть, здесь ничего не скрыто. Должно отдать справедливость Бове: при самом строгом исследовании увидите вы, что нет в сем театре места, которое бы не было обдумано, было неуместно и неудобно".

Строительство театра было окончено в 1824 году, 6 января 1825 года состоялся первый спектакль в новом здании. Московские зрители, присутствовавшие на первом спектакле Большого театра, выразили "одобрение и признательность к трудам и талантам строителя сего прекрасного здания, делающие честь русскому таланту: единодушным требованием Бове, который тотчас же представился в директорской ложе, а потом громким и продолжительным ему рукоплесканием". Так писали московские газеты об открытии 6 января 1825 года нового здания Большого театра в Москве.

Большой театр воплотил в себе традиции русских театральных зданий, над которыми работали предшественники и современники Бове; вместе с Александринским театром в Петербурге он явился вершиной русского театрального зодчества и одним из лучших европейских театров своего времени.

Немногое дошло до нас от Большого театра Михайлова - Бове. Грандиозный пожар 1853 года, уничтоживший все интерьеры здания, и перестройка театра архитектором А. Кавосом исказили классически строгую архитектуру театра Бове. Но и теперь Большой театр остается одним из значительных и величественных сооружений столицы.

Одновременно с созданием проекта Театральной площади и строительством Большого театра Бове занимался устройством Александровского, или, как тогда его называли, Кремлевского, сада. Этот сад был задуман Бове как искусно спланированный парк, с романтическими руинами и архитектурой малых форм. Особое восхищение современников вызывал выполненный по проекту Бове грот, сохранившийся до наших дней. Четыре дорические колонны как бы вырастают из земли внутри грота. Строгие, утяжеленные формы этого сооружения хорошо сочетались с нагромождением камней, воспроизводящим древнюю циклопическую кладку. В этом проявилось характерное для русского искусства того времени романтическое стремление сочетать классику со стариной.

Как главный архитектор по "фасадической части" Комиссии для строения Бове оказывал большое влияние на характер застройки послепожарной Москвы, и в наибольшей степени это относилось к жилой застройке.

Бове выполнял много частных заказов - строил дома для богатых дворянских семей, купцов, чиновников, мещан и других лиц среднего сословия, роль которых в социальной структуре города значительно возросла.


«ОСИП ИВАНОВИЧ БОВЕ»

Он выработал новый тип купеческого доходного дома двойного назначения - жилого и торгового. Обычно в нижнем этаже располагались торговые лавки, а в верхнем - жилые квартиры хозяев и те, что сдавались внаем. Такие дома в два три этажа Бове строил в Китай городе.

Особая заслуга Бове заключается в создании нового типа жилого дома - городского особняка, который получил широкое распространение в застройке послепожарной Москвы. Среди многочисленных особняков, построенных по проектам Бове, одним из наиболее совершенных был дом Н.С. Гагарина на Новинском бульваре. Особняк Гагарина был построен одним из первых в послепожарной Москве. В его облике наметились черты, которые стали характерны для последующего творчества Бове и типичны для московского зодчества этого времени.

Бове - прославленный мастер городских особняков - проектировал жилые дома различных типов, в том числе и простые здания для массовой застройки. Глубокое чувство ансамбля, градостроительный подход делали каждый жилой дом, построенный по проекту Бове, частью единой городской застройки, отличающейся неповторимым своеобразием, простотой и выразительностью.

Но главную роль в ансамблях города, естественно, играли общественные здания. Среди общественных зданий, построенных Бове, одним из самых значительных является Градская больница на Большой Калужской улице. Это была первая общественная больница города, в которой предполагалось "принимать для пользования людей всякого состояния".

Идея создания подобной городской больницы возникла впервые в 1821 году. Однако проект, над которым работал Бове, был утвержден только в 1828 году, когда уже начались строительные работы. Больница была открыта только в 1833 году. В ее ансамбль входило несколько корпусов.

Бове еще больше, чем Казаков в соседней Голицынской больнице, открыл здание к улице. Он сократил глубину парадного двора, вытянул здание вдоль улицы. Широкая парадная лестница подчеркивала общественное назначение этого здания. Монументальный, богато декорированный портик придавал ему представительный характер. Художественные достоинства, удобная планировка, просторные помещения, использование новейших технических достижений своего времени в оборудовании больницы позволяют включить ее в число наиболее значительных построек Москвы того времени.

Одновременно с сооружением Градской больницы в 1825-1828 годах Бове ведет перестройку под Екатерининскую больницу дома Гагариных у Петровских ворот. Открытие этой больницы состоялось в 1833 году.

Бове никогда не ограничивался только составлением проектов, которые и сейчас восхищают нас тонкостью и виртуозностью. Он всегда сам руководил строительными работами и был прекрасным знатоком строительного дела. Бове работал с выдающимися инженерами, художниками и скульпторами, и в результате этого творческого содружества создавались совершенные произведения, обладающие замечательными художественными, конструктивными и эксплуатационными качествами Бове неоднократно привлекали в качестве эксперта по инженерно техническим вопросам.

Тема патриотизма, прославления родины красной нитью проходит через все творчество Бове.

Наиболее яркое выражение эта тема получила в Триумфальных воротах у Тверской заставы, построенных Бове в честь победы над Наполеоном. Над проектом ворот Бове работал в 1826-1828 годах, в 1834 году состоялось их открытие. Бове создал яркий, выразительный образ, олицетворяющий военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов - победителей Наполеона. Однопролетная белокаменная арка с шестью парами коринфских колонн, отлитых из чугуна, была увенчана скульптурной группой "Славы" на колеснице, которая как бы встречала подъезжающих к Москве по Петербургской дороге.

Среди культовых построек Бове сохранилась церковь Николая Чудотворца в Котельниках (1821). В 1822 году Бове построил церковь в селе Архангельском - имении своей жены, княгини А.С. Трубецкой. Самым значительным сооружением Бове этого рода является ротонда церкви Всех Скорбящих на Большой Ордынке. Композиция церкви близка более ранним культовым постройкам зодчего. Зодчий органично связал новую постройку с уже готовой западной ее частью - трапезной и колокольней работы Баженова. Большие полуциркульные арки с окнами своим укрупненным масштабом придают монументальность всему зданию. Великолепный, тонко прорисованный орнамент арок и широкой ленты фриза контрастирует с гладкой поверхностью стен и тем усиливает торжественный облик сооружения.

Церковь Всех Скорбящих на Большой Ордынке - одна из последних значительных работ Бове. Она достраивалась уже после смерти мастера - возможно, его братом - и была открыта в 1836 году.

Бове умер 28 июня 1834 года в расцвете творческих сил. Зодчий похоронен в Москве на кладбище Донского монастыря.

Атмосфера николаевской реакции сказалась и на творчестве Бове. Таких гармоничных и совершенных построек, как дом Гагариных на Новинском бульваре, таких крупных общественных сооружений, как Большой театр, таких больших градостроительных работ, которыми было отмечено предыдущее десятилетие, он уже не мог создать в последние годы своей жизни.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Выдающийся архитектор первой половины XVIII века, работавший в стиле классицизма.

Детство и юность. Первые работы

Осип Иванович Бове родился в 4 ноября 1784 года. Его отцом был очень известный в то время живописец Винченцо Джованни Бове, работавший в Эрмитаже и заслуживший себе хорошую репутацию в артистической среде. Влияние отца и большое природное дарование предопределили будущее не только самого Осипа Ивановича, но и двух его младших братьев. Все трое впоследствии станут архитекторами, хотя наибольшей известности удостоится именно старший брат, Осип. Младшие будут известны по большей части как помощники Бове.

Детские годы Осип Иванович провел в , где в 1802 году поступил в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. Его учителем был Ф. Кампорези, и сам Бове неоднократно упоминал о том, что «премного обязан» ему обширными познаниями в архитектурном художестве, которые приобрел благодаря лекциям архитектора.

Карьера юного Бове началась очень быстро, во многом тому способствовало наставничество в лице выдающихся архитектурных творцов того времени - и М. Ф. Казакова. Он довольно быстро повышался в чинах. Канцелярист, коллежский регистратор, а затем и коллежский секретарь. Уже через десять лет Бове станет архитекторским помощником. По меркам времени это был оглушительный, стремительный успех. Бове уже давно допускали до участия в реставрационно-строительных работах. Он ремонтировал здания, занимался благоустройством города и вскоре был допущен до реставрации Кремлевских стен. Ни один архитектор его возраста не мог даже помыслить о подобном успехе.

Восстановлением сожженной Москвы было решено заняться сразу же после войны 1812 году. Уже в 1813 году была создана особая Комиссия, которая не только осуществляла надзор за строительными работами, но и выполняла многие другие общественно-полезные функции, к примеру, помогала жителям города. В комиссии было четыре сектора, одним из которых и занимался Бове. Ему доверили центральные районы - Тверскую, Арбатскую, Пресненскую и другие части. Эту работу Бове помогали делать его младшие братья, которые к тому времени уже многое понимали в архитектурном деле. Сговорчивость и отсутствие конкуренции среди братьев сделало их идеальными партнерами. Обязанностями всех Бове было составление проектов строительства жилых домов и контроль над их выполнением.

Иван Осипович лично спроектировал немало торговых лавок в разных частях города. Особого внимания удостоились проекты лавок, построенных специально для торгового центра на и вокруг стен Китай-города. С поставленный перед ним ответственной задачей Бове справился очень успешно. Его заслуги были по достоинству оценены и в родном Петербурге. Так, в феврале 1816 года совет Академии художеств присудил ему звание архитектора. Для Бове это был серьезный прорыв. Но самые значимые проекты одаренного мастера будут впереди.

Лучшие годы. Венец творчества

В 1817 году Комиссия для строения разработала новый генеральный план Москвы. Для Бове это означало широкое поле для деятельности; он знал, что здесь его таланту удастся проявить себя во всей красе. В содружестве с другими архитекторами комиссии Бове строил дома и проектировал гостиницы. Особенный и самый значимый вклад Бове - реконструкция центра Москвы, которая осуществлялась по плану Комиссии для строения.

К 1817 году за плечами у Бове был колоссальный опыт по проектированию, реставрации и строительству зданий в Москве и Подмосковье. Поэтому Комиссия для строения, доверившая ему роль одного из ведущих творцов проекта, не боялась прогадать. Бове пользовался репутацией настоящего молодого дарования, и с невероятным рвением взялся за порученное ему дело.

Первое, что ему предстояло сделать - перестроить Красную площадь, сильно пострадавшую во время московского пожара. Здесь архитектор работал над созданием гармоничного ансамбля, перестраивая торговые ряды в стиле классицизма. Так же благодаря его инициативе был засыпан ров вдоль стены с последующим разбитием на этом месте бульвара, и снесены земляные укрепления. Бове сразу отказался от идеи возродить Красную площадь в ее первоначальном виде. До пожара она была настолько застроена лавками, что уже мало вписывалась в окружающий антураж: бесчисленные торговые ларьки на фоне грандиозного собора и Кремля действительно смотрелись неуместно. Идея Бове заключалась не только в смещении акцентов - дать больше культурного взамен бытовому, коммерческому, но и в гармонизации облика Красной площади.

В планах Бове было восстановление и старинных построек в северной части площади - , присутственных мест, здания городской думы и магистрата. Возведение этих сооружений с вертикальными башнями позволяло им гармонировать с архитектурой Кремля. Украшением площади стало здание Торговых рядов, по задумке Бове ставшего куда более величественным. Вклад Бове в реконструкцию Красной площади неоспорим: ее современный облик - всецело заслуга именитого архитектора, решившегося кардинально изменить площадь после московского пожара.

В целях расширения исторического центра Москвы было также решено построить новую площадь, выдержанную в духе классицизма. Местом для площади был выбран Петровский театр, и Комиссия по строению не могла не привлечь к этой работе Бове. Площадь хотели разбить давно, но проект был утвержден в Петербурге только в 1821 году. Площадь должна была иметь прямоугольную форму, в окружении четырех симметричных зданий. Проекты по строительству зданий, выходящих на Театральную площадь, были закончены Бове в 1819 году, когда он передал их в Комиссию по строению.

Большой театр стал одной из самых крупных и значительных работ Бове, которая не только подтвердила его репутацию одаренного мастера, но и обеспечила его имени широкую огласку. Несмотря на то, что проектирование здания было результатом коллективной работы (в то время планирование крупных проектов всегда подразумевало вовлечение в работу широкого круга лиц), имя Бове стояло особняком. Ему заказали его как «искуснейшему из архитекторов», что само по себе было огромной честью.

Петровский театр в 1805 году был уничтожен ввиду пожара, и правительство давно собиралось отстроить его заново. Такая грандиозная работа могла быть поручена только очень одаренному творцу. Проект Бове одобрил сам император . Помимо Бове в проектировании также принимал участие известный инженер Девис. По задумке Бове, здание украсил портик из восьми колонн. Нашлось там место и для скульптуры бога Аполлона, восседающего на колеснице. Иван Осипович не поскупился на размеры зрительного зала - тот мог единовременно вместись до трех тысяч зрителей. Уже в 1825 году был дан первый спектакль. О том, как обновленное здание восприняла публика, красноречиво говорят рукоплескания на премьере. На открытии театра публика ревела от восторга, снова и снова выкрикивая фамилию Бове. После окончания зрелища зрители попросили выйти на сцену не актеров, а самого архитектора и долго не отпускали его. Аплодисменты не смолкали: актерская труппа о таком успехе даже мечтать не могла.

Одновременно с работой по проектированию Театральной площади и Большого театра, Бове также активно занимался устройством нового Кремлевского сада, который современным обывателям известен под именем .

Успешное осуществление всех этих проектов помогло Бове достигнуть пика своей карьеры в сравнительно молодом возрасте. Уже к началу 1820-ых гг. Иван Осипович считался одним из самых выдающихся русских архитекторов своей эпохи. Имя архитектора было на слуху у всех. Он постоянно получал заказы - от дворян, купцов и других частных лиц. Его стараниями послевоенная Москва активно застраивалась жилыми домами, и в облике каждого из них угадывался «фирменный почерк» Бове - присущая классицизму величественность зданий. Благодаря Бове появился новый тип городского особняка, в котором был выход флигелей на улицу и парадный двор. В подобном стиле архитектор выстроил особняк Н. С. Гагарина, который, к сожалению, был разрушен в период Великой Отечественной войны.

Храмовая архитектура Бове. Строительство больниц

Храмам в списке послушных работ Бове было уделено не так много места, но не потому, что архитектор не чувствовал себя достаточно компетентным для строительства храмовых сооружений. Много времени и сил у него занимали другие работы. Тем не менее, на счету Бове значится несколько выдающихся образчиков жанра.

Так, в 1821 году он возвел церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Проект осуществлялся на средства князя Голицына. Итогом стараний Бове стало небольшое здание, всем своим обликом полностью соответствующее канонам католицизма - высокий купол, шпиль и колокольня. В 1822 году Бове приступает к строительству церкви Михаила Архангела в подмосковной усадьбе своей супруги. Еще в 1816 году Осип Иванович женился на Авдотье Семеновне Трубецкой, и с тех пор много внимания уделял родовому имению. На этот раз церковь была возведена в стиле ампир и по праву считалась одним из лучших образчиков этого жанра.

Помимо этого, Бове перестроил два храма в городских больницах. Строительство больниц стало еще одной важной вехой в творчестве Ивана Осиповича; именно этим он активно занимался в 1820-е гг., успевая не только составлять планы, но и активно участвовать в строительстве. В 1825 г. он переоборудовал дом Гагариных в Екатерининскую больницу, а также разработал проект Градской больницы, находящейся на Большой Калужской улице. Несмотря на высокую скорость работы, сразу же приступить к строительству зодчий не смог, ведь проект был одобрен только три года спустя. Фасад Градской больницы Бове украсил портиком - этот элемент декора давно уже стал для него фирменным знаком. Обе больницы, возведенные Бове, были открыты практически в одно время, в 1833 году.

Но и это было еще не все. Подтверждая славу одного из самых плодовитых мастеров, Бове также успел создать проект . Памятник должен был быть возведен около Тверской в честь победы над в войне 1812 года. Визуально арка представляла собой величественное строение, выполненное из белого камня, богато украшенное сверху скульптурной группой «Слава» - это была победоносная фигура на колеснице, символизирующая триумф Российской Империи над французским врагом. Скульптурами была украшена вся арка: здесь были установлены изображения храбрости, твердости и т.д. Авторами скульптур были И. Т. Тимофеев и И. П. Витали, которые выполняли работы по рисункам Бове. Арка была разобрана в 1936 году и восстановлена лишь тридцать два года спустя.

И это был далеко не предел плодовитости архитектора! Недавно выяснилось, что он также построил новый в московском . Долгие годы было принято называть автором храма архитектора Тюрина, и лишь недавно было обнаружено, что его тоже построил Бове.

Конец пути

Бове скончался 28 июня 1834 года. Многие архитекторы под конец жизни чувствуют страшную эмоциональную усталость и оказываются неспособны достойно завершить творческий путь. Но в случае с Бове это было не так. Осип Иванович умер, находясь на пике творческих сил, полный вдохновения и энергии, грезящий о новых проектах и сооружениях. Очевидно, что та невероятная самоотдача, с которой архитектор подходил к каждой новой работе, подкосила его физические силы и в итоге свела в могилу в раннем возрасте. Слишком сильно он отдавался архитектуре, слишком напряженно работал, слишком многое вложил.

На момент смерти Бове не исполнилось и пятидесяти лет. Его последним проектом стало строительство церкви Всех Скорбящих Радость, завершить которую он не успел. Иван Осипович Бове похоронен на кладбище в Москве.