Застывший свет. Пять идей для фотографий в технике «фризлайт

Чем можно рисовать? Пожалуй, любой человек способен перечислить несколько десятков вариантов, от самых очевидных до весьма экзотических. Но немногие предложат рисовать... светом по матрице фотоаппарата. Между тем, сегодня это весьма популярный вид искусства, расположившийся на стыке живописи и фотографии и получивший название фризлайт (дословно - «замороженный свет»).

Заключается фризлайт в следующем: в фотоаппарате выставляется длинная (от пяти секунд) выдержка, после чего в темноте каким-нибудь точечным источником света (или несколькими) перед объективом рисуется картина. В результате на снимке получается рисунок из полос света. При правильном подходе он может быть крайне эффектным, что доказывают многочисленные работы в этом стиле.

Фризлайт сам по себе не очень сложен, но все же имеет несколько особенностей, о которых мы и расскажем ниже.

1. Рисуйте разными цветами

Для фризлайта можно, строго говоря, использовать любой стабильный источник света (то есть свеча подойдет не очень хорошо), но самые лучшие работы получаются при использовании разных цветов, и чем более необычными они будут, тем лучше. Учитывайте только, что с полутонами могут возникнуть проблемы - их будет трудно отличить друг от друга, так что лучше выбирать насыщенные цвета. Цветные лазеры не рекомендуются - они могут повредить камеру.

2. Используйте штатив

Чтобы рисунок получился именно таким, какой бы вам хотелось, камера должна быть неподвижна, ведь съемка ведется на длинной выдержке, а значит, в противном случае неизбежно смазывание, и рисунок будет полностью испорчен. Соответственно, необходим штатив или хотя бы книжная полка, стол или любой другой предмет, способный обеспечить камере неподвижность в течение всей съемки.

3. Обеспечивайте полную темноту

Это может показаться банальным, но любые посторонние источники света повлияют на итоговый рисунок вплоть до того, что попросту испортят его. Поэтому на улице лучше снимать вдали от фонарей, а дома - в закрытой комнате с зашторенными окнами или без окон вообще. Аналогично и с одеждой - она должна быть темной, поскольку из-за светлой одежды и тем более одежды со светоотражающими элементами в кадре будет видно вас.

4. Тренируйтесь

Во фризлайте крайне важна практика, потому что с первого раза едва ли получится даже обыкновенный смайлик, не то что сложный рисунок. Плюс большинство начинающих фризлайтеров первое время не обладает необходимым уровнем пространственного воображения, а значит, нужно тренировать и его. Поэтому необходимо не только каждую картину начинать с двух-трех пробных попыток, но и просто тренироваться как можно чаще.

5. Планируйте рисунок заранее

Это особенно актуально, если предполагается сложный рисунок, в том числе и в случае, когда участников более одного. Необходимо предварительно рассчитать движения каждого и сделать метки (только позаботьтесь о том, чтобы их было видно в темноте, но не видно на снимке). Отработайте примерные движения сперва на свету, чтобы было проще контролировать воображаемую ось симметрии (в темноте она станет одним из главных ваших ориентиров).

6. Отражения добавляют эффектности

Советуем начинать рисовать от земли или какой-либо другой поверхности, чтобы на снимке получились отражения. Это, во-первых, визуально придаст вашему рисунку объем и сделает его более эффектным, а во-вторых, подтвердит его подлинность (поскольку воспроизвести такой).

Начну издалека. Вот скажите мне, какая самая базовая потребность человека, который сыт, обогрет и даже… выспался? Называть можно всё, но всё будет сводится к одному — потребности в самовыражении, желании выделиться (выпендриться).

И вот очень простой выход, принесите и покажите народу фотографии с необычными светящимися фигурками. Ну, а после того, как смолкнут восторги, охи и ахи, скромно признайтесь, что сделали эти фотки Вы лично.

Всё. Наслаждайтесь славой.

Называется искусство «рисования светом» по-разному — световое граффити, фризлайт (замерзший свет), люминография… Зародилось оно давно, ещё в 1910 году, называли этих необычных фотохудожников «лучистами». Самый известный русский представитель направления «лучистов» в фотоискусстве тех времён — футуролог Михаил Ларионов. Девизом «лучистов» были слова Ласло Мохой-Надя, который, исследуя технические и жанровые возможности искусства фотографии, и выдвинул лозунг: «Свет вместо краски!». Однако ввиду элитарности и недоступности соответствующей фотоаппаратуры «рисование светом» было практически неизвестно широкой публике. А сейчас с точностью до наоборот — переживает второе рождение.

Фризлайтер (люминограф) «рисует» источником света (фонариком, экраном мобильного телефона, зажигалкой и т. д.) картины, которые фиксируются только на фотографии. При этом свет выступает главной художественной ценностью, а не просто подсвечивает объект фотосъемки. Ну и, в отличие от обычного граффити, «световое граффити» не вредит ни здоровью, ни окружающей среде.

Для того чтобы научиться «рисовать светом», не нужно каких-либо выдающихся способностей. Да, для получения шедевров нужно обладать хорошей (дорогой) фототехникой, развитым пространственным мышлением, да и финансы потребуются немалые. Но для того, чтобы начать, Вам потребуется лишь простейшая цифровая фотокамера «мыльница» с режимом «ночная съёмка» и светодиодный фонарик. Чем больше функций будет у фонарика (переключение цвета, изменение ширины светового пучка и т. д.), тем лучше, но начать можно с обычного китайского фонарика. Я, например, купил дочке фонарик на базаре всего за 80 рублей. Заниматься лучше вдвоём, но если нет партнера или Вы хотите сохранить свою учёбу в тайне ото всех (а вдруг не получится), то можно начать и одному.

Моя дочка научилась делать разные светящиеся фигурки буквально минут за 10. Исходные данные — самый простейший Cannon PowerShot A580 и китайский наголовный фонарик. Наголовный потому, что, вращая фонарь на верёвочках, можно добиться гораздо более крутых эффектов, нежели вращая или двигая источник света просто рукой.

Всё, начинаем. Удаляемся в полутёмную комнату или плотно задёргиваем шторы на окне. Выбираем режим ночной съемки или в ручном режиме время выдержки 1−5 секунд. Камера должна быть зафиксирована на штативе или на неподвижном предмете, например, подоконнике. Если Вы учитесь в одиночку, поставьте на фотокамере режим задержки (режим фотографирования спустя определённое время после нажатия кнопки). Эта функция есть на каждой современной цифровой фотокамере. Если Вас не должно, по авторскому замыслу, быть в кадре, наденьте тёмную одежду под цвет окружающего фона. Если человек должен быть виден в кадре, лучше направить на него мягкий, рассеянный свет. Для начала можно просто хаотически двигать фонарик, пытаться «рисовать» в пространстве фигурки, снимать и смотреть, что получилось. Далее — делаем светом более осмысленные загогулинки, буквы, человечков и т. д.

Смотрим, что получилось… Набираемся опыта.

Важное замечание — если Вы собрались заниматься «рисованием» на улице, позаботьтесь, чтобы источники света не конкурировали по «силе» с Вашими «световыми инструментами», иначе «светоживопись» будет выглядеть очень невзрачно.

Набравшись опыта, можно «играть» не только со светом, но и с размытыми фигурками людей, получая «эффект привидения». Дальше можно перейти на композиции с несколькими источниками света. Меняйте в процессе светочувствительность (ISO), диафрагму, выдержку…

Инструментами люминографа могут быть:
1. Фонарики самых разных форм и цветов;
2. Люминесцентные и другие лампы (люминесцентные лампы интересны ещё и тем, что из их белого свечения можно получить практически любой цвет, просто надев пакет из плёнки соответствующего цвета);
3. Ёлочные и рекламные гирлянды, движущиеся многоламповые композиции (дают просто потрясающие фантастические эффекты!);
4. Светящиеся изнутри игрушки и другие предметы;
5. Лазерная указка;
6. Хорошо отражающий свет материал (фольга, бумага, светлая ткань), на которую направлен направленный световой пучок;
7. Зажигалки, свечи, факелы, бенгальские огни и другие горящие предметы… (На улице свечи и другие слабые огоньки лучше прятать в прозрачный стакан, иначе их может просто задуть ветром).

Пределов фантазии здесь нет. Можно рисовать такие фантастические картины, что просто дух захватывает! Попробуйте! Я уверен, что Вам понравится.

Ну, а к восхищённым охам и ахам при просмотре ваших шедевров (без кавычек), отнеситесь спокойно.
Вы это заслужили.

Всем привет! С вами на связи, Тимур Мустаев. У творческих людей постоянно случаются периоды и взлета, когда вы вдохновлены и полны идей, и падения, когда ничего не радует, снижается настроение. Если у Вас сейчас этап под номером 2 или просто захотели попробовать что-то новое, предлагаю свою статью о фризлайте!

Фотографу он помогает взглянуть на привычный объект с новой стороны, презентовать его зрителям интересным способом и, конечно, это еще один способ проявить свой креатив.

Фризлайт в фотографии

Начнем наш разговор. Главная тема на сегодня: Фризлайт как рисовать светом. Из названия, как можно догадаться, freezelight – это техника светографики, используемая в фотографии. Дословно переводится как “остановка света”.

По факту так и происходит: на картинке мы видим определенный рисунок, сделанный световым источником. Пока мы или наш помощник перемещается с фонариком в руках перед камерой, аппарат тем временем, находясь на большой , все фиксирует.

Мы можем не только создавать рисунок просто в воздухе, но и делать надписи, очерчивать и подсвечивать разные объекты, людей. Благодаря световой подсветки тени распределяются необычным образом и создается характерная атмосфера.

Условно можно фризлайт можно разделить на виды:

  • Моно- и мультикомпозиция. Первый вариант заключается в прорисовывании выбранного объекта с различных сторон. Во втором, аналогично, присутствует какой-то персонаж, но он еще и перемещается. То есть в одном случае рисунок находится в определенной части кадра, а в другом создается эффект его множественности или движения. Статичные методы.
  • Размытие. Создается некая абстракция, нечеткое изображение с использованием направленного света.
  • Световые мечи. Посредством постоянного света можно изображать надписи, орнаменты.

Принципы фризлайт-фото

Выше мы дали лишь определение новому понятию. Но согласитесь, тем, кто впервые его слышит, все же сложно представить, что это. Поэтому я решил – неплохо бы систематизировать всю информацию и описать главные правила (или принципы) работы с ним.

  1. Темное время суток, если фотосъемка идет на улице, или помещение с тусклым светом. Так как мы используем свет, то, естественно, чтобы рисунок был виден, фон должен быть контрастный – темным, в нашем случае.
  2. Источники света. Здесь можно использовать экран телефона, любые фонарики, гирлянды, лампы накаливания, мерцающие предметы, свечи и пр. Некоторые применяют лазеры и лазерные указки, но я был бы с ними поосторожнее: световой пучок очень яркий и узконаправленный, отчего может негативно сказаться не только на зрении, но и на состоянии оптики. Поэтому не направляйте прямо в камеру. Красиво смотрятся огни разных оттенков.
  3. Средство стабилизации. Без никак не обойтись. В силу того, что вы выставляете на фотоаппарате длинную выдержку, техника должна быть хорошо закреплена, иметь устойчивую опору. Иначе кадр смажется. Полезно иметь пульт дистанционного управления, чтобы исключить влияние даже самого нажатия на кнопку спуска.
  4. Накамерные настройки. Только в ручном режиме вы сможете выставить те параметры, при которых можно осуществить съемку в стиле фризлайт. О том, какой должна быть диафрагма, выдержка и др. чуть ниже.
  5. Продуманный сюжет. Помимо того, что нужно представлять сам световой узор, композиция в кадре также должна быть выстроена. Не должно быть посторонних объектов или людей на фотографии, мусора и т.д. Оцените общую освещенность, не будет ли она мешать восприятию вашего рисунка.

Как это сделать?

Предлагаю обучаться фризлайту на конкретных этапах, которые будут включать в себя описанные принципы. Итак:

  1. Выбор режима. Для специалистов рекомендую ручной, для менее опытных – приоритет выдержки (S или Tv). Ставим данный параметр на значение от 2 секунд. Если вы только практикуетесь, то поставьте около 5 сек – оптимальное время, чтобы успеть сделать симпатичный узор. Чем сложнее рисунок, тем больше времени потребуется.
  2. . Режим S самостоятельно определит f, но если вы рискнули снимать в ручном режиме, то подойдет диафрагма от 8 и выше. Закрытая диафрагма увеличит ГРИП и включит все объекты в зону видимости.
  3. . Светочувствительность делайте минимальной 100-200, чтобы не было шумов.
  4. . Наверняка вы будете использовать определенный свет, а может, и несколько видов с разным цветом. Чтобы они адекватно отображались на фото, цветопередачу нельзя оставлять на авто. Лучше выставите сами значения по Кельвинам или хотя бы выберите “лампы накаливания” и прочие подходящие варианты.
  5. Место съемки. До процесса фотографирования и рисования вы должны четко определить точку, где будет находиться камера, выстроить композицию.
  6. Штатив. Определившись с настройками, установите камеру на трипод. Зафиксируйте. Если имеется, используете пульт дистанционного управления (ДУ).
  7. Фокусировка – важный и одновременно сложный параметр. Чтобы нужные элементы были четкими, они должны быть в фокусе. В темноте настроить фокус чрезвычайно трудно, автофокусировка вам мало поможет. Поэтому лучше использовать ручную фокусировку.

Если вы планируете снимать в студии или закрытом помещении, то просто выключите свет, на улице же дождитесь наступление вечера. Вы решили, будут ли присутствовать люди в кадре?

Если да, то нужно продумать их позицию, общий внешний вид, если нет – то оденьте их в черное, чтобы исключить с фото.

Плюс съемок ночью да на длинной выдержке в том, что быстрые перемещения темных силуэтов (фотографа со светом или его помощников) никак не отразятся на картинке.

Я описал суть техники, остальное в ваших руках. Несмотря на кажущуюся простую теорию, в реальности требуется выработать навык светового рисования. Скорей всего, в первый раз результат будет далек от желаемого, но принцип легче познается на практике. Так что еще пару раз попробуете – и все получится!

Хотите больше знать о своем фотоаппарате и возможностях съемки? Хотите научиться лучше фотографировать со своей зеркальной камерой? Тогда «Цифровая зеркалка для новичка 2.0 » будет вам просто необходим. Этот видео курс даст ответы на многие интересующие вас вопросы и поможет вам в развитии в качестве фотографа.

На этом я буду заканчивать свою статью. Если есть вопросы и пожелания, пишите в комментариях. Подписывайтесь на обновления, вступайте в группу и делитесь с друзьями, прочитанным.

Пока, читатели! До новых встреч!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

(англ. freezelight) - фотосъёмка на длинной выдержке, ключевой особенностью которой является создание осмысленных образов и абстракций при помощи различных источников света. Важное условие - отсутствие компьютерной обработки снимка.

Замечательный сюжет про фризлайт, легко и доступно рассказывающий как рисовать светом и что для необходимо для того, чтобы освоить этот вид искусства.
Сюжет снят компанией «ГалилеоМедиа», за что ей большое спасибо и ссылка на этот же сюжет, на их, фирменном сайте .

Текст сюжета (без расшифровок интервью)

Что будет, если заморозить воду? Правильно, лед. А если заморозить свет? Думаете, это невозможно! Возможно! Более того, получится очень красиво! Но что нужно сделать, для того, чтобы остановить луч света? Несложные устройства, вроде адронного коллайдера и небольшая группа из пары сотен учёных? Вы удивитесь, но чтобы заморозить свет, понадобится фонарики разнообразных форм и размеров, а так же специалисты в неброских одеждах.

Впрочем, обо всём по порядку. Термин «замороженный свет» - это дословный перевод с английского словосочетания «фризлайт». А это фризлайтеры - Артем и Роман, которые ежедневно отправляют свет в морозилку. Мы совершенно не шутили про фонарики. У Артема и Романа можно найти сотни разных лампочек, светодиоды и лазерные указки. Этот прибор называется световой шест, это люстра, а это пушка. Это всё - источники света. Который как-то нужно заморозить.

Тут же в студии лежат брюки, кофты и перчатки. Но зачем фризлайтерам переодеваться в тёмное, неужели, рисуя светом можно испачкаться? Теперь, когда мы поняли, что является источником света, выясним, как же им рисовать. Если карандашом рисуют на чём-то светлом, то для света понадобится нечто тёмное. Работа ведётся либо по ночам, либо в студии без окон.

Без чего не получится заморозить свет, так это без фотоаппарата. Желательно профессионального, с большим количеством настроек и хорошей оптикой. Кстати, не расстраивайтесь заранее - есть способ заставить простую цифромыльницу делать фризлайт-картины. Только её надо обхитрить. Как - расскажем чуть позже. Секрет замораживания светового рисунка состоит в управлении тремя основными величинами, которые регулируются в профессиональной камере. Что это за величины?

Первое – это выдержка - время экспонирования снимка. Чем сложнее рисунок, тем больше тратится времени на его создание, и тем длиннее выдержка. Важно помнить правило - если выдержка будет недостаточная, то рисунок светом выйдет комом.

Вторая величина, о которой должен знать фризлайтер - светочувствительность. Помимо ИСО – то есть, светочувствительности, нельзя забывать про диафрагму. Она изменяет количество света, проходящего через объектив. Если освещения слишком много и оно мешает сделать фризлайт-снимок, диафрагму надо закрыть. Иначе снимок получится слишком светлым. Это очень важно - ничто не должно мешать фотоаппарату отчётливо видеть свет.

А теперь время открыть секрет одежды фризлайтеров. Почему на готовых картинах рисовальщики волшебным образом исчезают? А вспомните одежду Артема и Романа. Чёрный свитер, это не дань памяти Стиву Джобсу. При большой выдержке, когда все движения размываются, человек в чёрном просто сливается с окружающей его темнотой. А вот когда надо показать человека в кадре, его одевают в светлое и освещают.

Артем и Роман делают тестовый кадр, на котором присутствует человек и нарисованные светом линии. Линии можно получить какие угодно, в зависимости от фантазии тех, кто машет фонариками.

Итак, фонарики заправлены - пора в путь, к более сложным картинам! Ещё один секрет успеха фризлайтера – хорошая координация движений и развитое пространственное мышление.

Цветок вырос и… ожил. Ведь, если поставить себе задачу, можно сделать мультфильм, последовательно рисуя одну картину за другой. Замороженный свет оживает и превращается в видеоклип. Мультипликационные герои и предметы начинают жить в реальном мире.

Помните, мы обещали раскрыть потенциал бытовых цифромыльниц? Сейчас фризлайтеры поведают, как обхитрить простой фотоаппарат, чтоб тот смог заморозить световой рисунок.При большой выдержке дрожание руки дает смазанность, которую называют шевелёнка. Чтобы избежать нечеткости изображения, фризлайтеры в своей работе обязательно используют штатив.

А теперь - внимание! Артем и Роман нарисуют фризлайт-картину специально для Галилео! Сначала Роман рисует эскиз. Это телебашня, от неё во все стороны по небу идёт трансляция. В центре летит ракета. Вокруг звёзды. Это всё достаточно просто. А вот чтобы сделать надпись Галилео, придётся потренироваться писать ее в зеркальном отображении. Придётся покрутиться у зеркала, как девушка перед свиданием.

Пора воплощать в жизнь фризлайт-картину в стиле «Галилео»! Артем и Роман распределили роли и провели репетицию, отработав последовательность передачи друг другу фонариков. Репетируем процесс. Роман возводит телебашню. Артем, подключается к работе и отмечает точку отсчета для надписи Галилео. Фонарик нужного цвета переходит в руки Артема, который начинает писать название нашей программы, а Роман вокруг пускает электромагнитную волну. Теперь стартует ракета, а на небе зажигаются звёзды! Тренировка закончена, а теперь то же самое в темноте!

Снято! Каких только картин нам не дарили… Но такую, в которой столько светлого - вручают в первый раз! Фризлайт - проверено «Галилео»!

Автор сюжетов телепрограммы ГАЛИЛЕО, Олеся Штанько.

Примеры фризлайта

Некоторые фризлайт-снимки, которые были созданы в ходе съёмок программы.

Удачных Вам фризлайт-снимков!

Первое, что нужно сделать, – настроить фотокамеру. Три основных кита, на которых держится фризлайт: выдержка, диафрагма и светочувствительность.

Выдержка должна быть поставлена на такое значение, при котором вы успеете нарисовать нужный вам узор, то есть от 5 секунд. Если вы пробуете нарисовать букву или цифру, то такого минимального значения хватит. Если же вы затеваете что-то более грандиозное, то лучше привлечь других людей, чтобы всем вместе успеть нарисовать в воздухе все, что задумали.

Не станем углубляться в научные термины и скажем, что оптимальным значением светочувствительности станет 100 ISO. С помощью диафрагмы можно регулировать количество попадаемого света: при меньшем значении диафрагмы на матрицу попадает меньшее количество света, при большем – наоборот.

Малейшей дуновение ветра, дрожание руки влияет на качество изображения, поэтому при съемке лучше пользоваться штативом. Также, при наличии неровных поверхностей, используют старый способ – фотокамеру ставят на рассыпанную крупу.

Фризлайт: техника и источники света

Получить фризлайт-фото удастся только в темное время суток или в неосвещенной комнате. Это происходит за счет фиксирования на пленке только ярких источников света, а так как искусственный источник света не затмит по яркости дневное освещение, ваши рисунки не станут заметны на фото. Под источниками света понимаются всевозможные фонарики, лазеры, люминесцентные лампы, бенгальские огни.

При использовании лазера вам удастся изобразить рисунок на каком-нибудь объекте, а при применении бенгальских огней получатся «пушистые» линии. Кстати, камера сможет уловить только красный, зеленый, синий, желтый и белый цвета, так что при проектировании изображения учитывайте и эту особенность.

Как рисовать фризлайт: обучение

Прежде, чем приступать к делу, нужно немного потренироваться, чтобы вы смогли нарисовать нужный вам узор в воздухе, используя проектное мышление. Не всем удается сделать это с первого раза.

Замаскировавшись под черной одеждой и быстро передвигаясь, вы можете спокойно создавать рисунок светом в объективе камеры, так как вас не будет заметно на фото. Если же вам хочется покрасоваться рядом с замысловатыми и фантастическими узорами, направьте прямой луч света на себя.

Попытки нарисовать что-то светом предпринимались давно – одним из первых, кто пытался это сделать, был Сальвадор Дали. Однако, в современном понимании этот вид фотографии возник совсем недавно. Сейчас, ввиду широкого распространения фотоаппаратов, искусство фризлайта переживает возрождение. Создать светящиеся рисунки на фото может любой желающий, кто имеет фотоаппарат с регулируемой выдержкой. Можно развлекаться таким способом с друзьями, а можно творить шедевры в одиночестве. Не важно, сколько вам лет, искусством фризлайта может овладеть каждый.

Ниже приведены фризлайт фото, предоставленные творческим объединением