Закрытое акционерное общество амурский уголь. Черные воротнички

ООО «Амурский уголь» является основным угледобывающим предприятием в Амурской области. Более 75 лет оно обеспечивает твердым топливом потребителей Дальнего Востока. Добычу угля ведут разрезы «Ерковецкий» и «Северо-Восточный».

ООО «Амурский уголь» отрабатывает два месторождения бурого угля - Ерковецкое и Райчихинское и одно месторождение каменного угля - Огоджинское. Добыча угля производится открытым способом. Разведанные запасы угля на Ерковецком месторождении для открытого способа добычи составляют 1,2 млрд т. Эти запасы обеспечат работу разреза на сотни лет.

Райчихинское месторождение находится в стадии доработки. Промышленные запасы угля на 01.01.2008 составляют 13,7 млн т.

На Огоджинском месторождении отрабатывается участок «Контактовый». Уголь поставляется в северные населенные пункты Селемджинского района. Годовой объем добычи - 30 тыс. т.

Учитывая сырьевую базу разрабатываемых месторождений, основной упор в обеспечении потребителей Дальнего Востока
углем на сегодняшний день и перспективу делается на разрез «Ерковецкий». На Райчихинском месторождении по горно-техническим условиям объемы добычи ежегодно будут снижаться.

На Ерковецком угольном разрезе

Роль «Ерковецкого» разреза в топливном балансе региона как надежного поставщика твердого топлива постоянно повышается.
Объемы добычи на этом разрезе ежегодно увеличиваются, в 2010 г. намечается добыть 4,2 млн т. Уголь поставляется на электростанции - Благовещенскую ТЭЦ и Райчихинскую ГРЭС, а также коммунально-бытовые нужды Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края.

В течение последних четырех лет разрезы и Общество в целом выполняют установленные задания по добыче угля и обеспечивают потребителей твердым топливом в полном объеме в соответствии с договорными условиями.

В ООО «Амурский уголь» ежегодно разрабатываются программы по повышению эффективности производства , совершенствованию порядка отработки фронтов горных работ и технологии работ горно-транспортной техники, структуры управления производством и стабилизации производственной и хозяйственной деятельности.

Выполнение намеченной программы в 2006 г. позволило снизить расходы на транспортировку угля из забоев, улучшить качество отгружаемого угля, повысить производительность труда и выполнить производственные показатели в 2007 г. В прошедшем году добыто 3300 тыс. т угля, это на 167 тыс. т больше установленного задания. Перемещено в отвалы 32 800 тыс. куб. м пород вскрыши, на 2490 тыс. куб. м больше объемов 2006 г. Реализация увеличилась на 311,6 млн руб. по сравнению с 2006 г., среднемесячная производительность труда на одного работающего составила 106 %.

Выполнение мероприятий по совершенствованию технологии работы вскрышных экскаваторов позволило снизить коэффициент переэкскавации на 0,014 и коэффициент вскрыши на 0,04 куб. м/т. Годовая производительность экскаваторов ЭШ-20/90 составила 105,1 %, а ЭШ-10/70 и ЭШ-10/60 115 % по сравнению с 2006 г.

Большое внимание в Обществе уделяется не только улучшению производственных показателей, но и повышению уровня
жизни работников. Ежегодно повышается среднемесячная заработная плата. В 2007 г. она возросла
по сравнению с 2006 г. на 12,4 % и составила 14 тыс. рублей. Проводимая работа способствует оздоровлению отношений
в структурных подразделениях и позволяет видеть перспективы развития предприятия.

В 2007 г. разработана и принята «Стратегия ООО «Амурский уголь» , приоритетное направление которой - ежегодное повышение заработной платы, работа с кадрами, их развитие и мотивация, улучшение условий труда и предоставление социальных гарантий, стабилизация устойчивого состояния Общества. В нее включены производственная, экономическая и социальная сферы деятельности предприятия.

Престижная профессия

Добыча угля – это процесс постоянный и круглосуточный, не знающий перерывов на праздники и выходные. Это работа тяжелая, ответственная, важная. Профессия горняка всегда была в почете, хотя в 90-е годы прошлого века из-за задержек зарплат стала не так популярна и престижна. Сегодня в мире угледобывающая отрасль переживает не лучшие времена – за рубежом предприятия этой сферы закрываются, мировые цены на их продукцию падают последние пять лет. Но в Приамурье сегодня и с востребованностью угля, и с престижем профессии горняка все в порядке. Подавляющее число домов в нашем регионе отапливается благодаря именно этому виду топлива – на нем работают, например, Благовещенская ТЭЦ и Райчихинская ГРЭС. Поэтому можно сказать, что сердце Приамурья – именно здесь, в Райчихинске.

На предприятии «Амурский уголь», которое дает угля всей области и еще некоторым другим регионам, зарплата стабильная, она выше, чем в среднем по региону. Поэтому сегодня молодежь идет в горняки охотно, сотрудники компании уверены в завтрашнем дне.

Главные качества горняка – это голова на плечах и желание что-то делать своими руками, – уверен главный инженер Алексей ИНГОВАТОВ. – Сейчас престиж работы горняка возрождается, профессия снова уважаемая и, что немаловажно, достойно оплачиваемая. В «Амурском угле» можно сделать хорошую карьеру в рамках одного предприятия. У нас есть свой учебно-курсовой комбинат, который учит машинистов на бульдозеры и грейдеры, помощников машинистов на экскаваторы, на тепловозы. Плюс в Райчихинске работает Индустриальный техникум, который готовит для нашего ремонтного завода токарей, электриков, сварщиков, механиков. Сейчас на предприятие идет приток молодых специалистов – в основном рабочих специальностей.

Естественно, что учеба учебой, но только в теории премудрости управления такой машиной, как, например, шагающий экскаватор, не освоить. Студенты приходят на оплачиваемую практику на производство, и с ними делятся опытом такие передовики, как Георгий Кукуруз. Он начал работать в 1989 году, когда предприятие еще называлось «Дальвостуголь». Сначала в должности электрослесаря. Без отрыва от производства обучался в учебно-курсовом комбинате, стал помощником машиниста, а сейчас трудится машинистом на экскаваторе. По его словам, шагающий экскаватор – это техника очень сложная, мощная, опасная. Мастерство управления им нужно оттачивать годами.

Сколько себя помню, работаю здесь. Не представляю себя в другой профессии, – признается Георгий Кукуруз. – Мне нравится моя работа. Я хотел бы продолжить работать, пока позволяют силы и здоровье.

В «Амурском угле» немало трудовых династий. А у Георгия Кукуруза, например, даже четырехлетняя внучка мечтает работать, как дедушка, – на экскаваторе.

Герои Труда

Входящее в состав группы компаний «Русский Уголь» акционерное общество «Амурский уголь» – одно из важнейших предприятий региона, крупнейший налогоплательщик и работодатель. Кроме того, это градообразующее предприятие для Райчихинска – он и возник как поселок Райчиха в 1932 году благодаря угледобыче. Именно здесь и именно в этот год впервые в Советском Союзе началась добыча угля открытым способом. (Который применяется и сегодня – естественно, уже с использованием новых, постоянно совершенствующихся технологий.) Вся история Райчихинска и его современная жизнь связаны с угледобывающим предприятием. Мало какой город, особенно такой небольшой, может похвастаться тем, что шестеро его жителей были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Все они добывали уголь. В августе 1948 года первыми в истории Амурской области Героями Соцтруда стали машинист экскаватора Иван Иванович Каньшин и горный мастер Андрей Иванович Царьков. Затем это звание в разные годы присваивалось Александру Федоровичу Веремеенко (1966), Ивану Прохоровичу Толстоногову (1968), Федору Андреевичу Беляеву (1971), Николаю Сергеевичу Лексину (1982).

Расширение производства

За свою историю райчихинское угледобывающее предприятие добывало «черное золото» на нескольких угольных разрезах. Сегодня работают Северо-Восточный и Ерковецкий. Специфика добычи на них заключается в том, что процесс удаления вскрыши (то есть пустой породы, покрывающей залежи полезных ископаемых) происходит бестранспортным способом. Этим занимаются гигантские, поражающие своими размерами машины – шагающие экскаваторы, способные дотянуться своим ковшом на несколько десятков метров. В большинстве случаев уголь прибывает до места назначения прямо по железной дороге – без использования автотранспорта, без хранения на складах и прочих промежуточных звеньев. Это и сокращает сроки доставки, и удешевляет весь процесс.

Около 80% добываемого «Амурским углем» топлива идет на нужды «Дальневосточной генерирующей компании»: с Ерковецкого разреза – в основном на Благовещенскую ТЭЦ, а с Северо-Восточного – на Райчихинскую ГРЭС, а также в другие дальневосточные регионы. Кроме того, райчихинским углем обеспечиваются предприятия жилищно-коммунального хозяйства области и частный сектор.

В 2015 году на предприятиях «Амурского угля» было добыто 3,3 миллиона тонн угля, а в 2016 ожидается уже 3,4 миллиона. В дальнейшем на Северо-Восточном разрезе добыча будет держаться на текущем уровне в течение десяти лет, а на Ерковецком – расти. Чтобы увеличить производительность, в 2017 году на Ерковецком разрезе будут развиваться техническая и бытовая базы. В этом году приобрели тепловоз для увеличения объема вывоза угля. На будущий год запланированы: закупка новой техники, монтаж еще одного шагающего экскаватора ЭШ 10/70 (первая цифра означает объем ковша в кубометрах, а вторая – вылет стрелы в метрах), удлинение выездной траншеи (что позволит еще быстрее выдавать уголь потребителю), начало строительства вахтового поселка возле Ерковецкого разреза. Таким образом, жители Райчихинска смогут ездить на работу вахтой и не беспокоиться о вопросах трудоустройства. На Ерковецком работы по добыче угля хватит еще лет на 200…

Ремзавод

Важной частью предприятия «Амурский уголь» являются не только угольные разрезы, но и входящий в его состав Ремонтно-механический завод. Ведь в добыче твердого топлива задействована весьма специ-фическая техника, которая требует особого обслуживания. Поэтому на заводе есть уникальные для региона станки, позволяющие работать с деталями огромных размеров.

Завод был создан еще в 1939 году на базе железнодорожных мастерских и первоначально занимался обслуживанием тепловозов. А в 60-х годах началась его модернизация в связи с вводом в строй новых экскаваторов. Основная задача завода – обеспечение запасными частями и ремонт техники компании «Амурский уголь». Хотя здесь выполняются и заказы от различных предприятий Приамурья и других регионов. На данный момент на заводе работает 285 человек.

Наши приоритеты – это модернизация производства и подготовка кадров, – рассказывает директор завода Виктор Потоцкий. – На предприятии трудятся представители нескольких десятков специальностей: литейщики, сварщики, слесари, станочники, наладчики. Есть у нас заслуженные люди, которые отработали на предприятии более 40 лет. Например, Станислав Романович Волков – начальник электроремонтного участка, который умеет диагностировать неисправность оборудования на слух. Он единственный в «Амурском угле» является Заслуженным машиностроителем РФ. Также хотел бы отметить таких заслуженных и уважаемых работников, как начальник литейного участка Александр Петрович Кузьмин и ведущий инженер Владимир Иванович Соловьев, который пришел работать на завод сразу после окончания учебы в 1969 году.

Все для людей

«Амурский уголь», как и все предприятия «Русского Угля», – социально ориентированная компания. Здесь предусмотрены гарантии по коллективному договору, на предприятие распространяется действие Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности. Льготы для горняков – особенные. В их число входит выплата единовременного пособия при выходе на пенсию, которое в денежном выражении – очень значительное. Сотрудникам и членам их семей компенсируют стоимость проезда в отпуск. Угольщики организованно отдыхают в санаториях Амурской области, а их дети за счет предприятия оздоравливаются в детских санаториях. Пенсионерам ко Дню пожилого человека всегда оказывается материальная помощь. Трудящимся и пенсионерам выдают пайковый уголь, а тем, кто живет в благоустроенном жилье, частично компенсируют стоимость коммунальных услуг.

Мы поощряем передовиков производства, – поясняет заместитель генерального директора по персоналу Татьяна Дудакова. – Награждаем ведомственными наградами, которые дают определенные льготы. Кроме того, по итогам года многие передовики получают корпоративные награды. У нашего предприятия много ветеранов-долгожителей – в этом году мы поздравили 10 бывших работников с 90-летием и одного с 95-летием. Не забываем и о детях. К Новому году дети наших работников всегда получают сладкие подарки, организуем детские новогодние елки.

«Амурский уголь» активно участвует в организации культурно-массовых, спортивных и профессиональных мероприятий. Например, ко Дню шахтера проводится большой конкурс профессионального мастерства. Это очень масштабное мероприятие, где определяются лучшие по профессиям. Конкурс настолько зрелищный и интересный, что его можно сравнить со спектаклем: например, машинистам экскаватора предлагают разрезать ковшом, оборудованным специальным приспособлением, арбуз. Предприятие берет на себя организацию и общегородских мероприятий: Дня шахтера, соревнований по мотогонкам, шахматного фестиваля и многих других. Компания активно участвует в спортивных соревнованиях – например, в городской спартакиаде. А хоккейная команда «Амуруголь» в Райчихинске в этом году заняла почетное второе место по городу. Недавно компания организовала поездку двоих талантливых ребятишек – детей работников – на крупные международные шахматные соревнования в Харбин. Значимое место в деятельности «Амурского угля» занимает благотворительность. В этом году предприятие помогало амурским храмам в приобретении стройматериалов для ремонта, выделяло уголь для отопления помещений. Воспитанникам трех детских домов и ученикам Воскресной школы при храме Владимирской Божией Матери г. Райчихинска вручили новогодние подарки от предприятия. А 25 декабря при поддержке «Амурского угля» в Райчихинске прошла Сенаторская елка, организованная по инициативе члена Совета Федерации Александра Корякова. В празднике приняли участие более 400 детей из Райчихинска, Завитинского района, Прогресса, Новорайчихинского и Широкинского домов детства.


Протяжный гудок разносится над карьером, длинная стрела шагающего экскаватора начинает движение и 15 кубовый ковш с утробным гулом вгрызается в песчаный пласт. Все происходящее напоминает очередной эпизод «Звездных войн» или, по меньшей мере, «Войну Миров» Герберта Уэллса.

Мы находимся у восточных рубежей России в Амурской области, куда меня пригласила компания «Русский Уголь» познакомиться самому и познакомить моих читателей с тем, как добывается уголь открытым способом.

Что представляет собой уголь? Уголь - это вид ископаемого топлива, которое образовалось в недрах из растительных остатков в восстановительной обстановке (то есть в отсутствии кислорода). Поскольку среда была обеднена кислородом, то поступление остатков преобладало над бактериальным разложением и, таким образом, образовывались достаточно мощные толщи органического вещества. Затем, погружаясь глубже, эти толщи испытывают все большее давление и температуру, вследствие чего органические остатки преобразуются сначала в торф, а затем и в уголь.

Уголь бывает разных видов. Принципиально, стадийность изменения органического вещества в процессе метаморфизма выглядит так:
Торф - Бурый уголь – Каменный уголь – Антрацит – Графит;

За рубежом классификация немного другая:
Лигнит – Суббитуминозный уголь – Битуминозный уголь – Антрацит – Графит;

Обе классификации основаны на 4 главных параметрах: содержание углерода, содержание летучих веществ, значение теплотворной способности (в килоджоулях на килограмм) и содержание влаги.

В мире уголь добывается двумя способами: открытым в карьерах, при глубине залегания угля менее 100 метров, и закрытым в шахтах, если уголь залегает глубже. На Райчихинском (Северо-Восточный разрез) и Ерковецком буроугольных месторождениях уголь добывают открытым способом. Открытый способ считается более безопасным, экономичным и быстрым.
Добывается уголь, на первый взгляд, довольно просто: большой шагающий экскаватор откапывает уголь, а маленький – добывает его. Все просто, но сложность кроется в масштабах.

Добыча угля открытым способом начинается с удаления плодородного слоя почвы, это делается для минимизации ущерба экологии и последующей рекультивации. На месте рекультивированных земель почему-то очень хорошо растут грибыJ

После этого начинается, пожалуй, самый зрелищный этап добычи: огромные шагающие экскаваторы удаляют «вскрышу» - перекрывающие угольный пласт породы (песчаник, глина, алевролиты).
Мощности перекрывающих пород и целевых угольных пластов очень неравноценны. На Северо-Восточном и Ерковецком угольных разрезах угольные пласты мощностью 5-8 метров перекрываются осадочными толщами мощностью 30-80 метров. О масштабах вскрыши можно судить по фото:

Экскаватор ЭШ 15/90: Э – означает экскаватор, Ш – шагающий, 15 – объем ковша в м3, а 90 – длина стрелы в метрах. 24 гиганта высотой около 50 метров возвышаются над карьером - настоящее торжество человеческого гения!
О его устройстве я расскажу в отдельном посте, а сейчас кратко опишу, что он делает.

С помощью 15 кубового ковша машинист экскаватора зачерпывает перекрывающую породу – вскрышу и переносит ее в сторону. За месяц бригада экскаватора (это три человека – машинист и два его помощника) должны вскрыть не менее 300.000 кубических метров породы. Это примерно равно объему котлована, вырытого для строительства высотки МГУ!

Шагающие экскаваторы отличаются по размеру стрелы (первая цифра) и объему ковша: в разное время в СССР выпускались машины от «скромных» 10/70 до впечатляющих 100/100 (о нем я тоже расскажу в отдельном посте). Для каждого разреза тип экскаватора подбирается индивидуально, учитывая глубину залежи полезных ископаемых, радиус разгрузки и объем переэкскавируемой породы.

Отличительной особенностью ЭШ 15/90 является тип ковша – «обратная лопата». Оператор экскаватора опускает ковш на грунт, а потом подтягивает на себя, заполняя его. Такой тип компоновки применяется, когда работа ведется ниже уровня стояния машины. В зависимости от условий компоновку можно менять.

Конечно же, подобная техника требует очень много энергии, поэтому вся техника на карьере работает на электричестве. Каждый разрез обслуживает свои подстанции мощностью 220/110/35/ кВт. Но и при таком подходе, на 1 кубометр экскавируемой породы тратится около 1 кВт электричества.

Вся техника на карьере работает круглосуточно и без выходных: бригады трудятся посменно. Единственное, что может остановить копающих гигантов – это сильный ветер и морозы. От ветра стрела испытывает незапланированные нагрузки, а в морозы ниже -40 градусов металл становится хрупким как стекло.
Ночью и без того фантастичные карьеры превращаются в марсианскую базу, где несут службу гигантские боевые роботы.

Я смонтировал небольшое видео, как ведется работа:

В процессе удаления вскрыши окружающий рельеф очень сильно преобразуется и превращается в отличный полигон для офф-роад покатушек. Если бы не охрана, тут была бы джиперская Мекка. Из всего легкового транспорта, на котором меня возили, там не застревала только 18-летняя Тойота, разменявшая на одометре миллион километров:

Райчихинское буроугольное месторождение известно с 1893 г., в 1913 г. здесь была заложена первая штольня, а добыча открытым способом ведется с 1932 г. Общая площадь месторождения составляет около 500 км2 (чуть больше площади Самары или 1/5 площади Москвы).
Ерковецкое месторождение чуть помоложе – открыто в 1958 году, но зато больше по площади - 1250 км2.
Угольные пласты относятся к кивдинской свите дат-палеогенового возраста (23-66 млн. лет назад – в геологическом понимании это совсем недавно) и образовывались в озерно-болотной и озерно-аллювиальной обстановках, то есть в замкнутых водоемах с периодическим привносом свежей воды.

Работа на разрезах затрудняется ввиду сложных условий строения месторождений, где водоносные горизонты очень близко подходят к угольным пластам. Обычно воду откачивают специальными насосами и дренажными скважинами, но в дождливые дни это становится настоящей проблемой.

На Райчихинском и Ерковецком разрезах применяется бестранспортная система добычи –уголь сразу грузится на железнодорожную ветку и отправляется дальше конечным потребителям или на сортировку (о ней чуть дальше).
Маленький экскаватор ЭКГ-5А отбирает уголь и грузит его в железнодорожный состав. ЭКГ-5А тоже работает на электричестве, вон там виднеется кабель на 6000 вольт, который питает его.

Подойдем поближе к зоне погрузки. Поскольку работа ведется на технике исполинских размеров, во время работы в радиусе стрелы экскаватора не должно быть посторонних – машинист может попросту не заметить людей из кабины. На сложных этапах работы ему всегда ассистирует помощник.

В ковш экскаватора ЭКГ-5А помещается 5 м3. бурого топлива, а стандартный вагон он заполняет за 10 заходов.

Внешне бурый уголь совершенно не кажется таковым – он выглядит черным. Но геологи определяют цвет пород не по цвету самой породы, а по следу черты, оставляемой на фарфоровой пластинке – и след действительно коричневого цвета. На поверхности земли бурый уголь, в отличие от каменного, быстро набирает воду и растрескивается. Иногда он даже самовозгорается, но это редкость.

Поскольку уголь крайне неоднороден по размерам, а потребитель заказывает уголь конкретной фракции (размера), вагоны отправляются на сортировку. Так, Райчихинская ГРЭС и Благовещенская ТЭЦ потребляют уголь мелкой фракции, а более крупная идет на нужды ЖКХ.

Райчихинская станция сортировки – это настоящее предприятие внутри предприятия.

Райчихинская сортировка была организована в далеком 1953 году, тогда она еще называлась брикетной фабрикой , - рассказывает начальник сортировки Цуроев Дауд Мухтарович, - она предназначена для рассортировки рядовых углей добываемых на Северо-Восточном разрезе .
Действительно, делением на бурый уголь, каменный уголь (он, в свою очередь, делится еще 7 сортов) и антрацит дело не ограничивается. Уголь также делится на классы крупности по размеру кусков в миллиметрах:

Итак, задача: приходит состав из 10 вагонов по 65 тонн угля в каждом. Как их быстро и эффективно разгрузить? Первое, что приходит в голову – позвать толпу китайцев (до границы немногим более 150 км) и они быстро все перетаскают, тяжелая промышленность – на то и тяжелая, чтобы радовать простыми и впечатляющими решениями.

Многотонный вагон заезжает на специальную платформу… и просто опрокидывается! Вагоноопрокидыватель боковой стационарный (ВБС) не только поворачивает вагон вокруг продольной оси, но и поднимает его. Невероятное зрелище!

Часть продукции нужной фракции потребители забирают сами прямо с сортировочной станции:

Другая же часть отправляется к месту назначения по железной дороге. Однако, машинисты экскаватора – люди опытные, но и они могут не доложить или нагрузить слишком много угля в вагон. По требованиям РЖД к перевозке принимаются вагоны массой ровно 49 тонн и с определенными габаритами горки. Чтобы соответствовать, вагоны проходят калибровку – их взвешивают и формуют. Кроме того, на каждом этапе (добыча, сортировка, калибровка) отбираются пробы угля, так как и по глубине и по латерали уголь может менять свои качественные свойства. В итоге, потребитель получает именно тот уголь, который ему требуется.

Вот так выглядит калибровочный пункт. Весы находятся под полотном, а металлическая скоба наверху - выравнивает горку.

В следующем посте я расскажу о том, как устроен шагающий экскаватор. Не переключайтесь!

Благодарю ОАО "Русский Уголь" и лично Инговатова А.В. за приглашение и рассказ о прозводстве!