Закон об образовании в рф аттестация руководителей. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность — Российская газета

1. Несоразмерность наследственного имущества, о преимущественном праве на получение которого заявляет наследник на основании статьи 1168 или 1169 настоящего Кодекса, с наследственной долей этого наследника устраняется передачей этим наследником остальным наследникам другого имущества из состава наследства или предоставлением иной компенсации, в том числе выплатой соответствующей денежной суммы.

2. Если соглашением между всеми наследниками не установлено иное, осуществление кем-либо из них преимущественного права возможно после предоставления соответствующей компенсации другим наследникам.

Комментарии к статье

1. Если наследник заявляет о своем намерении реализовать на основании ст.1168 или 1169 ГК преимущественное право получить из состава наследства то или иное имущество, то может возникнуть несоразмерность этого имущества той наследственной доле, которая указанному наследнику причитается. На устранение этой несоразмерности и направлены правила ст.1170.

2. Несоразмерность получаемого наследственного имущества наследственной доле устраняется передачей наследником, получающим указанное имущество, остальным наследникам другого имущества из состава наследства или предоставлением иной компенсации, в том числе выплатой соответствующей денежной суммы.

Обратим внимание на то, что компенсация не обязательно должна предоставляться передачей другого имущества из состава наследства, в виде компенсации может предоставляться и иное имущество. Компенсация, и это вытекает из ранее сказанного, не обязательно должна выражаться в деньгах, она может быть предоставлена и в иной форме.

3. Чтобы права других наследников в результате осуществления кем-либо из них преимущественного права на получение из состава наследства того или иного имущества не были ущемлены, в законе установлено, что если соглашением между наследниками не установлено иное, это право может быть осуществлено кем-либо из них лишь после предоставления соответствующей компенсации другим наследникам. Конечно, если наследники доверяют друг другу, то они могут произвести раздел наследственного имущества, не требуя, чтобы до этого была предоставлена компенсация. Но это их право, а отнюдь не обязанность. В то же время если наследник лишен возможности предоставить компенсацию немедленно, а наследники не желают тянуть с разделом наследства, то они могут либо отказать наследнику в осуществлении преимущественного права на получение из состава наследства того или иного имущества, либо потребовать от него выдачи заемной записки или векселя или установления обеспечительного обязательства

Федеральный закон № 273-ФЗ сохраняет два сложившихся вида аттестации педагогических работников – в целях подтверждения соответствия занимаемой должности и в целях установления квалификационной категории (ч. 1 ст. 49 Закона). Новшества касаются аттестации педагогов, проводимой в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, и выражаются в следующем:

1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности будет проводиться аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе оценки профессиональной деятельности педагогов (ч. 2 ст. 49

2. Прохождение аттестации педагогом в целях подтверждения соответствия занимаемой должности отнесено к обязанностям педагога (п. 8 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ). Отметим, что отказ работника от исполнения установленных законом обязанностей является нарушением дисциплины труда.

3. При прохождении педагогическими работниками аттестации учитывается неисполнение или ненадлежащее исполнение ими установленных законом обязанностей, вне зависимости от вида аттестации (ч. 4 статьи 48 Федерального закона № 273-ФЗ).

4. Прежний Закон РФ «Об образовании» оговаривал проведение аттестации педагогов только государственных и муниципальных образовательных учреждений. Новый закон не связывает прохождение аттестации с формой собственности образовательной организации. Аттестации подлежат все педагоги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе педагоги, работающие у индивидуальных предпринимателей, так как последние приравниваются к таким организациям (п. 20 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

Порядок проведения аттестации будет установлен Минобрнауки России по согласованию с Минтрудом России.

На основании ч. 5 ст. 111 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части, не противоречащей Федеральному закону, продолжает действовать ранее утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждени, согласно которому аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий.

Следует отметить, что кроме двух указанных выше видов аттестации педагогических работников законодательством предусматривается еще один самостоятельный вид. В соответствии с п. 9 Раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н, Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Соответственно, для такого назначения администрация образовательной организации должна создать специальную аттестационную комиссию (по составу она может быть такой же, как комиссия по аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности) и провести такую специальную аттестацию.

Кроме того, Федеральный закон № 273-ФЗ (ч. 4 ст. 51) гораздо подробнее, чем старый Закон РФ «Об образовании» (п. 3 ст. 35), оговаривает вопросы аттестации руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за отдельным исключением) проходят обязательную аттестацию, порядок и сроки которой устанавливаются учредителями этих организаций (ч. 4 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ).

Остальные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе заместители руководителей, проходят аттестацию по общим правилам трудового законодательства.

Аттестация педагогических работников – кадровое мероприятие, призванное оценить навыки и знания сотрудников школ, подготовительных и социальных учреждений. Законодательных актов, отвечающих за эту часть подготовки и оценки работников, на данный момент нет. Аттестация педагогов и других узких специалистов контролируется локальным нормативными и правовыми актами. Например, приказом Министерства образования и науки РФ, который установил порядок аттестации педагогических работников.

Цели аттестации педагогических работников

У аттестации педагогических работников, как и у оценки работников из любой другой специальности, есть свои цели.

  • Повышение общего уровня профессиональной подготовки педагогического состава, постоянное повышение квалификации сотрудников;
  • Определение необходимости в повышении профессионализма работников из педагогического состава;
  • Улучшение эффективности работы педагогических работников, повышение уровня преподавательской деятельности;
  • Определение потенциала педагогических работников;
  • Проверка исполнения требований, которые указаны в федеральных государственных образовательных стандартах;
  • Определение уровня заработной платы для педагогических работников, с учетом их квалификации, а также объемов преподавательской деятельности.

Также аттестацию педагогических работников можно провести с целью определения – соответствуют ли они требованиям, выдвигаемым к занимаемой ими должности? Подобная проверка обычно проходит один раз в пять лет. Во время аттестации специальная комиссия дает точную оценку их педагогической деятельности, основываясь на составленных отчетах и мнениях прямых начальников. Подобные комиссии формируются самими организациями самостоятельно. Приказы об аттестации педагогических работников издает и доводит до сведения проверяемых сотрудников местное руководство.

Аттестацию на соответствие занимаемой должности проходят не все члены педагогического коллектива. От обязательного прохождения подобной оценки освобождены:

Результаты, полученные вследствие проведения аттестации педагогических работников, являются юридическим основанием для многих действий начальника организации. В том числе – повышения, продвижения по службе, поощрения, или наоборот, понижения, перевода на другую должность. А значит, работник может быть недоволен полученными результатами. В таком случае он имеет право обжаловать их в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Также педагогические работники могут пройти аттестацию по собственному желанию. Если они, например, хотят получить одну из действующих квалификационных категорий. По результатам подобной проверки педагогу могут выдать первую или даже высшую квалификацию. Она получается работником сроком на 5 лет и если у сотрудника появляется желание продлить её действие, то такое попросту невозможно. Ему нужно ждать, пока этот срок закончится, а только потом снова проходить соответствующую аттестацию.

Срок действия аттестации учитывается для прохождения повторной проверки по конкретному уровню квалификации. То есть, при получении первой категории – она будет действовать в течение пяти лет. Однако при переходе из первой категории в высшую, срок ожидания может быть иным.

Для того, чтобы провести аттестацию, результаты которой станут основанием для получения определенной квалификационной категории, необходимо получить от сотрудника письменное заявление. Стоит отметить, что на этот вид оценки и проверки работника не распространяются ограничения, свойственные для аттестации на соответствие занимаемой должности.

Подать заявление на получение квалификационной категории может любой педагогический сотрудник, вне зависимости от того, сколько времени он отработал в данной организации. Даже в том случае, если его стаж на этом рабочем месте меньше двух лет. Также пройти аттестацию на получение квалификационной категории могут пройти и те, кто находится в отпуске по уходу за ребенком.

У высшей квалификации есть срок годности, она дается работнику сроком на 5 лет. Но после того, как её действие прекратилось, ничто не ограничивает сотрудника в том, чтобы ещё раз пройти аттестацию и снова получить высшую квалификацию. Он может это сделать незамедлительно после того, как закончился срок предыдущей категории. Но есть ограничение по должностям, в отношении которых подобная проверка на высшую квалификацию будет проводиться впервые. В таком случае педагогический сотрудник сначала должен получить первую категорию, а только потом, после того, как прошло два года с момента её получения, подавать заявление на предоставление ему высшей квалификации.

Сроки, во время которых сотрудник должен пройти аттестацию, устанавливаются руководителем организации. Но они не должны быть больше 60 дней от начала проведения оценки до подведения итогов аттестационной комиссией.

Обычно высшую квалификацию дают сотруднику, если:

  • Отмечается, что учащиеся у этого педагогического работника люди показали положительный результат в осваивании новых знаний. Для получения этих данных организация, проводящая аттестацию, должна провести всесторонний мониторинг.
  • Сотрудник занимается активных выявлением людей со способностями к интеллектуальной и физической деятельности, их подготовкой к участию в соревнованиях и состязаниях.
  • Педагогический работник сделал весомый личный вклад в повышение уровня преподавания, улучшение действующих методов воспитания, введение в использование современных образовательных методик и техник.
  • Активное сотрудничество работника с методическими объединениями внутри преподавательского состава, разработка им методического сопровождения для процесса обучения.

Стоит отметить, что если работник, имеющий первую квалификацию, подал заявление о прохождении аттестации и не сдал её, то никаких негативных последствий для него наступить не может. Полученная им ранее первая квалификация остается у него на весь оставшийся срок её действия.

Порядок проведения аттестации педагогических работников

Аттестация педагогических работников в 2018 году выглядит следующим образом. Сначала, когда наступает срок очередной проверки или если руководитель образовательной организации получил соответствующее заявление, необходимо издать соответствующий приказ. Там должно быть сказано о причинах проведения аттестации, с какой целью её проведут и в какие сроки.

После того, как приказ утвержден, начинается организация комиссии, которая будет проводить аттестацию сотрудников. В случае, если проверка и оценка будет проведена в образовательном учреждении, которое принадлежит субъекту РФ, или в муниципальном заведении, то аттестацией будет заниматься комиссия, сформированная органами исполнительной власти, занимающимися управлением и контролем образовательной сферы. Если проверка и оценка будет проходить в федеральных или государственных образовательных организациях, то аттестационную комиссию будут формировать органы исполнительной власти уже федерального уровня.

В состав аттестационной комиссии должны в обязательном порядке входить:

  • Сотрудник, исполняющий обязанности председателя аттестационной комиссии.
  • Заместитель председателя аттестационной комиссии.
  • Секретарь аттестационной комиссии.
  • Рядовые члены аттестационной комиссии.

Состав этого оценочного органа формируется из представителей местных профсоюзов, членов органов государственной и исполнительной власти местного или федерального уровня, представители самоуправления образовательных учреждений, научных работников, заслуженных сотрудников образовательных учреждений.

Если в организации проходит аттестация на соответствие занимаемой должности, по результатам которой для работника могут наступить негативные последствия, то в состав комиссии в обязательном порядке включается представитель соответствующего профсоюза. А если в учреждении проводится проверка, цель которой заключается в том, чтобы выявить, соответствует ли сотрудник требованиям, выдвигаемым к первой и высшей категории квалификации, должны быть созданы экспертные группы. Они будут заниматься сбором и анализом сведений о рабочей деятельности претендента.

Аттестационная комиссия начинает свою работу после того, как получает от начальника учебного учреждения письменное заявление. Во время проверки работники должны пройти письменное испытание, в котором будут содержаться вопросы по основным учебным методам и педагогическим системам, применяемым в организации.

Каждый работник, который вынужден пройти через процедуру аттестации, должен быть письменно уведомлен об этом факте, но не раньше, чем за месяц до проверки. За это время у сотрудника есть возможность собрать собственные материалы, которые будут предоставлены на рассмотрение аттестационной комиссии.

После того, как аттестация закончилась, ответственная комиссия принимает решение по каждому работнику, который прошел проверку. Решение тут может быть только одно из двух – либо сотрудник её прошел, либо нет. В случае, если аттестация проводилась с целью предоставления работнику определенного уровня квалификации и человек её не прошел, то никаких негативных последствий для него быть не должно.

Но если в организации проводилась аттестация на соответствие занимаемой должности, и сотрудник её не сдал, то руководитель имеет право разорвать с ним трудовой договор – об этом говорится в п.3 ч.4 ст. 81 ТК РФ.

Аттестация педагогических работников в 2018 году

  • В 2018 году Правительство Российской Федерации приняло решение о модернизации существующей системы оценки подготовки педагогических работников. Теперь все сотрудники будут проходить проверку в два этапа. На первом этапе педагог будет подтверждать свои практические навыки и знания. На втором этапе он будет подтверждать полученную ранее квалификационную категорию.
  • Специально созданная аттестационная комиссия будет заниматься определением, на каком уровне находятся знания педагога по преподаваемым им дисциплинам, общий уровень его преподавания, уровень развития его коммуникативных навыков, будет проводить проверку психологических характеристик сотрудника.

Следует отметить, что в вопросах аттестации педагогических работников, закон «Об образовании» в РФ был изменен в связи с тем, что Правительство собирается оптимизировать весь процесс оценки и аттестации сотрудников учебных учреждений.

Также изменения коснулись списка документов, которые работник обязан предоставить в аттестационную комиссию, если хочет пройти проверку. Теперь в обязательный список входят:

  • Если педагогический работник уже проходил соответствующую аттестацию, то он должен предоставить копию её результатов;
  • Копия документа, подтверждающего получение высшего образования;
  • Если работник до этого получил одну из квалификационных категорий, то он должен предоставить копию документа, подтверждающего этот факт;
  • Развернутая характеристика с места его работы, а также сопроводительное письмо. Эти бумаги позволят лишний раз подтвердить компетенцию сотрудника, его уровень профессиональной квалификации;
  • Информационная карта, где будут четко указаны и изложены результаты трудовой деятельности сотрудника за срок, прошедший между аттестациями.

Те педагоги, которые хотят пройти аттестацию для получения квалификационной категории, должны предоставить комиссии два информационных носителя. Там должны находиться несколько видеозаписей процесса преподавания претендента.